Рір°Сѓрёр»Сњрєрё автор картина: Полное содержание Март Погодин Р.П. :: Litra.RU

ХХХХХ

Классный час «Любовь — основа жизни»

Автор: Елена Васильевна Духовняк.

Цель: Определиться в сущности понятия
любви, создать условия для осмысления учащимися
ее значения.

Задачи: создавая атмосферу общности и
дружелюбия, развивать чувство любви к
окружающему миру; учить выражать свои чувства;
помочь осознавать значение сердца и силы,
которая живет внутри него.

1. Приветствие.

2. Психологический настрой

Подготовка к введению понятия

Ведущий. Закройте глаза. Мысленно
пошлите сердечное тепло друг другу, нашим гостям,
которые отложили свои важные дела, нашли время,
чтобы посмотреть, чему мы научились, как
повзрослели и поумнели. Скажите всем мысленно
«спасибо».

Пожелайте удачи себе, мысленно скажите:
«Учитель, помоги мне, пусть у меня все получится».
Почувствуйте тепло руки и сердца.

Вы очень красивы сейчас, красивыми вас делают
красивые и добрые мысли. Молодцы. Откройте глаза.
Садимся и начинаем работать.

Актуализация жизненного опыта

Ведущий. Сегодня мы начинаем разговор о
любви. А что такое любовь? Давайте попробуем
ответить на этот вопрос вместе.

Ответы детей. Учитель дополняет: любовь — это
радость, печаль, умение отдавать, делиться,
понимать сердцем окружающий мир.

Работа над понятием «любовь»

Дети читают определения понятия по цепочке.

Работа с ассоциациями

Ведущий. Какие ассоциации у вас возникают,
когда я говорю слово «любовь»?

Работа с толковым словарем

Ведущий. Послушайте определение понятия,
которое дается в словаре.

Итог:

Любовь — большое теплое слово, оно обнимает
своими ласковыми руками весь мир. Это самое
главное чувство на Земле, во всей Вселенной.

Любовью создана вся жизнь.

Работа в тетрадях

Ведущий. А какой вы представляете себе
любовь? Давайте оживим ее. В образе кого или чего?

(Дети рисуют в тетрадях, коротко комментируют,
кого и почему нарисовали. Подбирают эпитеты,
которые помогут красочнее раскрыть это понятие.)

Любовь — прекрасная, красивая, великая,
могущественная, исцеляющая… А кого и что можно
любить? Ответ на этот вопрос изобразите с помощью
схемы или рисунка.

Посмотрите, любовь словно солнышко, которое
освещает мир. А где живет любовь?

Дети. В сердце.

Ведущий. Наше сердце очень любит слова: «Я
люблю тебя». Кому можно сказать эти слова? Как вы
думаете, чему мы будем учиться на уроке?

Мы будем учиться строить домик для любви в
своем сердце. Сердце будет расти, и домик будет
расти, и вырастет из домика большой, сверкающий,
прекрасный храм. Будем растить этот храм,
складывая его из хрусталиков любви.

3. Упражнение «Раскрасить любовью»

Звучит спокойная музыка.

Настрой. Как вы показываете другим
людям, что вы их любите? Каким образом вы сами
понимаете, что вас любят?

Инструкция. Разделитесь, пожалуйста,
на пары. Теперь вытяните руки вперед и
представьте себе, что они покрыты чудесным
цветом любви. Какой цвет вы для себя выберете? Я
хочу, чтобы сейчас мы с вами попробовали подарить
любовь своим одноклассникам. Для этого вы
«раскрасите» друг друга цветами любви, нежности,
добра, ласки. Я покажу, как это можно сделать.

(Учитель подходит по очереди к нескольким
учащимся и начинает их «раскрашивать»: легкими
круговыми движениями рук скользит сверху вниз по
голове, плечам, рукам, спине, растапливает
льдинки недоверия. Говорит каждому ребенку,
какой цвет он для него выбрал. Затем такие же
действия выполняют учащиеся.)

Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха
и выдоха. Приготовьте ладошки для раскрашивания.
Потрите друг о друга. Почувствуйте, как ваши
ладошки становятся теплее и теплее. Пока трете
ладошки, подумайте, как много любви живет в вашем
сердце
. (15 секунд.)

Теперь вытяните ладони вперед и дайте им
немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они…
Теперь пошлите из своего сердца любовь, и пусть
она по рукам перетечет в ладони и наполнит их.

(15 секунд.) Ощутите эту любовь и почувствуйте,
как ладони окрашиваются цветом добра, любви,
нежности.

Откройте глаза. Тот из вас, кто старше, будет
первым раскрашивать младшего. Делайте это под
музыку. Положите руки сверху на голову партнера.
Если вы действительно окрашиваете его любовью,
пошлите ему ласковые и нежные мысли. Представьте,
что вы полностью покрываете его выбранным вами
цветом любви и добра. Начинайте с головы.
Окрашивайте уши, щеки, затылок. Через плечи
спускайтесь по рукам к ладоням. От бедер по ногам
переходите к коленям и ступням.
(2–3 минуты.)

Поменяйтесь ролями. Поблагодарите друг друга.

Анализ упражнения

• Что ты чувствовал, когда «окрашивали» тебя?

• Что чувствовал, когда окрашивал сам?

• Видел ли тот цвет, в который тебя окрашивали?

• Испытывал ли ты какие-нибудь ощущения, когда
окрашивал?

• Какие нежные и ласковые мысли ты посылал?

• Что для тебя было трудно в этой игре?

• Понравилось дарить любовь? А что приятнее —
отдавать любовь или получать?

4. Работа с текстом

Учитель знакомит детей с содержанием русской
народной сказки про Гусыню.

В жаркий весенний день вывела Гусыня своих
маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она
впервые показала деткам большой мир. Это мир был
ярким, зеленым, радостным: перед гусятами
раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить
своих деток щипать нежные стебельки молодой
травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и
ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий
множеством голосов пчел, жучков, шмелей, бабочек.
Гусята были счастливы. Они забыли о матери и
стали расходиться по огромному зеленому лугу.
Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой,
мать часто оказывается забытой. Тревожным
голосом Гусыня стала созывать детей, но не все
они слушались.

Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали
первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир
не такой уж уютный и добрый. И как только они об
этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И
вдруг каждому из них стала нужна, ой как нужна
мать, они подняли маленькие головки и побежали к
ней.

А тем временем с неба посыпались крупные
градины. Гусята еле успели прибежать к матери,
она подняла крылья и прикрыла ими своих детей.
Потому что крылья существуют прежде всего для
того, чтобы прикрывать детей, — об этом известно
каждой матери, а потом уже для того, чтобы летать.

Под
крыльями было тепло и безопасно: гусята слышали
как будто бы откуда-то издалека доносившийся
грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже
стало весело: за материнскими крыльями творится
что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову
не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри
было тепло и уютно, а снаружи — холодно и опасно.

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на
зеленый луг, но мать не поднимала крыльев.
Маленькие дети Гусыни требовательно запищали:
выпускай нас, мама. Да, они не просили, а
требовали, потому что если дитя чувствует
крепкую, материнскую руку, оно не просит, а
требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята
выбежали на траву. Они увидели, что у матери
изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня
тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и
не смогла это сделать. Гусята все это видели. Но
мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко
сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели
так красиво, что гусятам и в голову не пришло
спросить: мама, что с тобой?

И только один, самый маленький и слабый гусенок
подошел к матери и спросил: «Почему у тебя
изранены крылья?»

Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли:
«Все хорошо, сынок».

Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать
была счастлива.

Обсуждение

• Какие чувства у вас возникли при слушании
сказки?

• Что можете сказать о детях?

• Почему мать была счастлива?

• Чему учит эта сказка?

5. Упражнение «Исцеляющий свет нашего сердца»

Ведущий. Оказывается, любовь можно дарить
не только тому, кто рядом с вами, но и тому, кто
живет в другом городе или другом конце нашей
планеты, потому что у любви нет границ, ведь
любовь — могущественная и великая сила жизни.

Сейчас я предлагаю выполнить упражнение,
которое называется «Исцеляющий свет нашего
сердца». Когда так говорят? Кого мы можем
исцелить? От чего?
(От боли, ненависти, зла,
страдания и т.д.)

Сядьте в круг и положите свою руку в ладонь
соседа. Закройте глаза и загляните в глубь своего
сердца. Постарайтесь там разглядеть крошечный,
размером с булавочную головку, цветной огонек.
Цвет этого огонька восхитительно красив. Это
источник вашей любви и исцеляющей энергии.
Наблюдайте за тем, как огонек начинает
пульсировать, постепенно увеличиваясь в
размерах и заполняя собой ваше сердце.
Рассмотрите, как этот прекрасный свет
пронизывает все ваше тело — от кончиков пальцев
ног до макушки. От вас исходит поразительное по
красоте и богатству оттенков свечение. Это —
ваша любовь и исцеляющая энергия.

Позвольте прекрасному свету коснуться
окружающих вас людей. Позвольте своей исцеляющей
энергии коснуться каждого, кто в ней нуждается.
Давайте пошлем любовь тем, у кого нет крыши над
головой, тем, кому некуда обратиться за помощью.
Давайте поделимся своей любовью с теми, кто
испытывает гнев, кто напуган, кому причинили
боль. Каждому человеку. Всем тем, кто в данный
момент покидает нашу планету или уже оставил ее.

Давайте поместим в свое сердце всю планету,
животных, птиц, рыб, растения и, конечно, всех
людей. Посмотрите, на Земле воцаряются мир и
покой. Знайте, в этом есть и ваша заслуга.
Радуйтесь тому, что у вас есть возможность что-то
сделать, для того чтобы этот мир стал счастливым.
Вы прекрасный человек. Вы — чудесны. Знайте, что
это — правда. Пусть всегда будет так.

Анализ упражнения

• Получилось ли послать исцеляющий свет
сердца?

• Почему вы так думаете?

6. Рефлексия

• С каким понятием мы сегодня познакомились?
Чем это качество ценно для нас?

• Что вы взяли в свою душу и сердце?

• У кого получилось строить домик для любви?

• Почему вы так думаете?

7. Домашнее задание

Ведущий. Придите домой и очень
внимательно посмотрите на свою маму, ласково,
нежно поцелуйте ее, погладьте ее золотые руки.
Пошлите ей любовь своего сердца.

Определение радиуса кривизны линзы с помощью колец Ньютона

Определение радиуса кривизны линзы с помощью колец Ньютона

ВИЗНАЧЕННЯ РАДІУСА КРИВИЗНИ ЛІНЗИ ЗА ДОПОМОГОЮ КІЛЕЦЬ НЬЮТОНА

 

Мета роботи: Вивчення явища інтерференції світла, смуг рівної товщини.

Прилади і матеріали: Лабораторна установка для визначення радіуса кривизни лінзи.

Теоретичні відомості

При накладенні когерентних світлових хвиль відбувається перерозподіл світлового потоку в просторі, у результаті чого в одних місцях виникають максимуми, а в інших – мінімуми інтенсивності. Це явище називається інтерференцією. Інтерференцію в тонких плівках поділяють на: смуги рівного нахилу (інтерференція від плоскопаралельної пластини) і смуги рівної товщини (інтерференція від пластини перемінної товщини). Класичним прикладом смуг рівної товщини є кільця Ньютона. Вони спостерігаються при відбитті світла від стичних одна з одною плоскопаралельною товстою скляною пластинкою і плоскоопуклою лінзою з великим радіусом кривизни.

Для спостереження інтерференції світла основною умовою є когерентність джерел. Когерентними джерелами називаються джерела, що мають однакову частоту і постійну різницю фаз. Практично когерентність при спостереженні інтерференції світла досягається тим, що промені від джерела тим чи іншим способом роздвоюються. Наприклад, у нашій установці роздвоєння відбувається за рахунок відбиття світла від внутрішньої поверхні лінзи і від зовнішньої поверхні пластинки. Світловий потік від джерела попадає на пластинку Д, поставлену під кутом 45° до вертикалі (рис. 1). Ця пластинка є напівпрозорим дзеркалом. Від пластинки Д світловий потік відбивається і попадає на плоскоопуклу лінзу, що лежить на плоскопаралельній пластинці. Частина світлового потоку відбивається в точці А, а інша частина проходить повітряний зазор, відбивається від пластинки в точці В й інтерферує з першою частиною світлового потоку в точці А.


оптичною різницею ходу.


Тут d – товщина повітряного зазору, d = АВ, а λ – довжина хвилі світла. Таке значення для Δ виходить тому, що друга частина світлового потоку двічі пройшла повітряний зазор і відбилася від більш оптично щільного середовища в точці В. Як відомо, при відбитті від більш оптично щільного середовища до різниці ходу треба додати λ/2.

Розглянемо рисунок 2. Якщо R – радіус кривизни лінзи, а r – відстань від осі лінзи до точки інтерференції, d – товщина повітряного зазору, то можна написати
R² = r² + (R – d)2
чи R² = r² + R² — 2Rd + d², але тому що d мала величина в порівнянні з R, то  можна знехтувати d². Тоді 2R·d = r², звідки ,

й остаточно


Якщо на оптичній різниці ходу Δ буде укладатися парна кількість λ/2, то точка А буде світлою, якщо ж непарне число λ/2, то темною. Спостерігаючи інтерференційну картину у відбитому світлі, ми будемо бачити світлі і темні кільця. Кільця виникають унаслідок симетрії точок А щодо осі лінзи. Для темних кілець:  звідки  і так,


де k – будь-яке ціле число 0, 1, 2…;

rК – радіус темного кільця.

У нашій роботі будемо визначати радіус кривизни лінзи по темних кільцях, отже:


Виражаючи радіус кілець через діаметр


одержимо
                                                                (1)

де k – номер кільця, відраховуючи  від центральної темної плями, що приймаємо за 0 (при k = 0, rК = 0).

Опис установки


У даній лабораторній роботі для спостерігання кілець Ньютона використовується мікроскоп з невеликим збільшенням. На предметному столику мікроскопа міститься в спеціальній оправі, виточеної з плексигласу, система: плоскоопукла лінза – плоскопаралельна пластинка. Під плоскопаралельну пластинку підкладений чорний папір для поглинання світла. Оправа з лінзою і пластинкою переміщається за допомогою мікрометричного гвинта, уздовж предметного столика. Крім того, у випадку потреби, усю систему можна зміщати у взаємно перпендикулярних напрямках.

Між системою лінза ‒ пластинка й об’єктивом знаходиться невелика скляна пластинка, яку можна поставити під кутом 45° до вертикалі.

Джерелом світла служить ртутно-кварцова лампа ПРК-4. При тривалій експлуатації лампа сильно нагрівається і може згаснути. Тому рекомендується через 15-20 хвилин роботи лампу виключити. Повторне включення лампи можливо тільки після її охолодження, для чого звичайно потрібно не більш 10 хвилин.

У видимій області максимум енергії в спектрі випромінювання лампи ПРК приходиться на довжину хвилі λ = 5,79·10-7 м. Світло зазначеної довжини хвилі через світлофільтр направляється на скляну пластинку, відбивається від останньої і попадає на систему лінза-пластинка.

Інтерференційні кільця спостерігають у мікроскоп. В окулярі мікроскопа знаходиться візирна нитка. Освітлювач, трансформатор і мікроскоп змонтовані на загальній панелі.


  1. Вімкнути тумблером (1) ртутну лампу. Скляну пластинку, розташовану перед об’єктивом, установити під кутом 45° до вертикалі.
  2. Відрегулювати кремальєрой­­1) (2) тубус мікроскопа так, щоб кільця були чітко видні.
  3. Обертаючи мікрометричний гвинт (3), установити візирну нитку по дотичній до 12 темного кільця і зробити відлік по мікрометричній шкалі. Установлюючи послідовно візирну нитку на

 

1) Кремальєра (реєчна передача) використовується в тих випадках, коли необхідно перетворити обертальний рух в поступальний і навпаки.

10-і і 8-і кільця з однієї сторони і на 8-і, 10-і і 12-і з іншої сторони кілець, записати відповідні відліки по шкалі. Діаметр кілець знаходиться як різниця відповідних відліків.

Для усунення наявного люфту мікрометричний гвинт під час вимірів варто обертати в одну сторону, тобто переміщувати візирну нитку весь час в одному напрямку.

  1. Дані вимірів записати в таблицю.

 

За формулою (1), знаючи довжину хвилі ртутної лампи, обчислити радіус кривизни лінзи для кожного виміру і знайти середньоарифметичне значення R.

 

Контрольні питання

  1. Що називається:

 оптичною довжиною шляху?

оптичною різницею ходу?

показником заломлення середовища?

когерентними хвилями?

монохроматичними хвилями?

інтерференцією світла?

  1. Запишіть закон заломлення світла.
  2. Як міняється фаза хвилі при відображенні від оптично більш щільного середовища? менш щільного середовища?
  3. Виведіть формулу для оптичної різниці ходу променів при інтерференції у тонких плоскопаралельних пластинах для відбитих променів.