алќр±Рµсђс‚ линч картины: Разработки Рабочей Группы по стандартам —

Библиотеки и информационные технологии:
десять лет спустя

Крым 2003

Яков Шрайберг

 

III. Интернет и
интернет/интранет-технологии в библиотеках

Появление Интернета и его
стремительное вхождение в библиотечную жизнь
может рассматриваться как главный результат,
главная компонента информационных технологий
прошедшего десятилетия. Общеизвестно, что
Интернет не только изменил жизнь библиотек, он
изменил жизнь человечества и предопределил его
эволюцию на долгие годы. Превратившись из одной
из сетей в единую общемировую коммуникационную
среду, Интернет сегодня является таким же
неотъемлемым элементом технического прогресса
человечества, как компьютер или самолет. более
того, в сфере информационного общения,
взаимодействия бизнеса, развития информационных
технологий Интернет и коммуникации в целом
становятся естественной средой, как воздушное
пространство для самолетов или дороги и
магистрали для автомобилей.

О зарождении Интернета, его краткой, но
очень активной истории развития, о его появлении
в библиотеках и роли правительств и частных
структур мы много говорили за прошедшие десять
лет. В докладах крымских конференций
анализировалась история Интернета: его
прародительница – сеть ARPANET; роль американской
администрации и лично президента Билла Клинтона
и вице-президента Альберта Гора в зарождении и
развитии Интернета; ключевые, краеугольные
проекты Национального научного фонда США и
«Глобальный вызов Бангеманна» – одна из
важнейших, определяющих программ европейского
сообщества в области информационного
преобразования общества, и ряд других.
Анализировались первые шаги в освоении
Интернета российскими библиотеками, весьма
значимая роль Фонда Сороса в развитии
интернет-технологий в сфере науки, культуры и
образования России и целого ряда других стран
постсоветского пространства. Представлялись
доклады и сообщения об интернет-проектах и целых
программах Министерства науки и технологий,
Министерства культуры и Министерства
образования Российской Федерации, программах
Российского фонда фундаментальных исследований
и многие другие проекты и программы. Важно
главное – появление Интернета не только открыло
новую эру в развитии библиотек и других
институтов общества, оно ознаменовало собой
начало информационного общества, общества
будущего, в котором, как теперь уже всем очевидно,
значимая роль отведена библиотекам.

Новая «сетевая инициатива»,
выдвинутая Альбертом Гором в 1991 г., и созданная
впоследствии Национальная компьютерная сеть для
науки и образования, декларация о национальной
информационной инфраструктуре и глобальной
информационной инфраструктуре и публикация
знаменитого меморандума Б. Клинтона – А.Гора
«Технологии для экономического роста США: новые
направления, которые предстоит создать» (1993), как
и знаменитый доклад Мартина Бангеманна
«Рекомендации ЕС и глобальное информационное
сообщество» (1994), фактически подтолкнули мир к
принятию Интернета. И именно с 1994–
1995 гг. мы начинаем отсчет эры Интернета в
библиотеках.

Впервые в 1994 г., на первой Всемирной
конференции по развитию телекоммуникаций,
состоявшейся в г. Буэнос-Айресе, вице-президент
США Альберт Гор определил основную задачу
глобального информационного общества: «…
создать глобальное сообщество, в котором
население соседних стран рассматривает друг
друга не как потенциальных врагов, а как
потенциальных партнеров, как членов одной семьи
в огромной, все в большей степени
взаимосвязанной человеческой семье».

Символично, что первая Международная
конференция по телекоммуникациям совпала с
нашей Крымской конференцией. И если это случайно,
то скорее всего в том проявлении случайности,
которое мы называем закономерностью. Хотя, как
говаривал Наполеон Бонапарт, случай – это
единственный законный царь вселенной.

Прошедшие 10 лет ознаменовались
суперактивным вмешательством Интернета в
библиотечные технологии и библиотечную жизнь в
целом. Библиотеки быстро насытились
возможностями смотреть чужие картинки и
размещать фотографии своих зданий и директоров в
Интернете. В 1997–1998 гг. уже четко пришла
осознанная необходимость построения
эффективных технологий обслуживания
пользователей с помощью Интернета и
представления собственного информационного
ресурса в Интернете. Производители программных
систем для автоматизации библиотек немедленно
начали встраивать интернет-модули в свои
системы. Онлайновые центры, работающие с
библиотеками и библиотечной информацией,
немедленно перешли на интернет-каналы и
интернет-технологии. Это, прежде всего, OCLC, RLIN, EBSCO,
DIALOG и другие. Хорошо развитая
телекоммуникационная инфраструктура во многих
западных странах позволила Интернету довольно
быстро осуществить свою экспансию на
библиотечном пространстве, и с 1997–1999 гг.
западная библиотечная система практически
полностью была погружена в Интернет.

У нас все было сложнее. Не была готова
техническая база, но, видя явную слабость
государства, в бой бросились частные провайдеры
услуг связи. В кратчайшие сроки на рынке
телекоммуникационных услуг стали появляться
выгодные предложения, в том числе и для бюджетных
библиотек.

Технически, повторюсь, в России и ряде
стран СНГ проблема подключения к Интернету была
решена за счет специальных государственных
программ, инвестиций и благотворительных
взносов частных фондов, хотя и сейчас остается
много проблем, особенно в сельской местности и
удаленных районах, где не везде есть еще обычная
телефонная связь, хотя уже есть мобильная. Но об
этом попозже.

В течение 1995–1999 гг. сотни и тысячи
интернет-сайтов были открыты в библиотеках
России и СНГ. На Западе сейчас трудно представить
себе библиотеку без своего сайта в Интернете, но
не просто сайта, а сайта, содержащего электронный
каталог библиотеки с возможностью удаленного
поиска и заказа литературы. Вот для чего в первую
очередь нужен был Интернет – Интернет для
библиотеки, в отличие, скажем, от других
организаций. Этот, многими не понятый или
недопонятый тезис и привел к тому, что уже тысячи
и десятки тысяч библиотечных сайтов содержат
все, что угодно, кроме своего полного и
общедоступного электронного каталога.

Конечно, разместить красивую картинку
или перечень событий легче, чем предоставить
электронный каталог. Но тогда, без полноценного
электронного каталога с реальными функциями
удаленного обслуживания пользователей,
интернет-сайт библиотеки нельзя называть
библиотечным сайтом, по крайней мере, до того
момента, когда пользователь, придя на этот сайт,
не получит возможность удаленного полноценного
обслуживания так, как это было обеспечено в
прошедшие 10 лет во многих западных и в очень
немногих наших библиотеках.

Каковы еще основные результаты по
освоению Интернета в библиотеках в прошедшее
десятилетие?
Отметим следующее:

1. Полная победа Интернета над
другими сетями фактически оставила сегодня
Интернет как единственную коммуникационную
среду межбиблиотечной кооперации, интеграции и
коммуникации.

2. WWW-технологии и http-протокол
практически «задавили» другие альтернативы и
стали единственными, если так можно выразиться,
стандартами представления библиотечных
ресурсов в Интернете.

3. Получил мощное развитие
протокол Z39.50 в части построения корпоративных
библиотечных ресурсов в Интернет.

4. Был реализован наконец
принцип общедоступности информации для
пользователей библиотек, что, однако, привело к
двум типам негативных последствий, с которыми
библиотеки стали активно бороться:

– абсолютный доступ к информации
нивелировал ряд позиций по необходимой защите
информации, требующийся в любом информационном
учреждении;

– распространение через свободный
доступ в Интернет эротико-порнографической
информации и сайтов, сеющих национальную рознь,
рекламирующих культ силы, искажающих историю,
порочащих известных, в том числе и первых лиц
государств.

5. Для широкого круга читателей
библиотек, прежде всего ученых, специалистов,
преподавателей, аспирантов, студентов Интернет
открыл новые, невиданные ранее возможности
обслуживания разнообразной информацией: отчеты,
статьи, книги, различные библиографические
указатели, энциклопедии, грантодающие программы
и многое-многое другое.

Широкое применение Интернета
поставило библиотеки в новую информационную
ситуацию, принесло библиотекам новую категорию
пользователя – онлайнового, который, сидя в
своем офисе или доме, хочет обслуживаться не хуже
пришедшего в библиотеку ножками. И он прав,
таковы тенденции надвигающихся общественных
перемен, таковы реалии уже обеспеченного этими
режимами западного библиотечного пользователя.
Кроме того, подлежит безусловному пересмотру
концепция документа. Сегодня документ в
Интернете – категория, трудно поддающаяся
терминологическому упорядочению, особенно в
связи с его динамичностью, гипертекстовостью,
разбиением на составляющие через ссылочный
механизм и др. Отдельного рассмотрения потребуют
все новые и новые графические и анимационные
документы. Возможно, более просто будет всем, в
том числе и каталогизаторам ресурсов Интернета,
если повсеместно начнет работать стандарт на
метаданные – Dublin Core, однако пока на этом поле
разговоров гораздо больше, чем дела.

В прошедшее десятилетие библиотеки
воочию ощутили огромные преимущества Интернета,
особенно с учетом того, что доминирующее число
сайтов все еще бесплатно. Для библиотечных
работников и пользователей библиотек важно, что
бесплатно доступны:

– электронные каталоги библиотек,
издательств и научных агентств;

– сводные каталоги;

– универсальные библиографии,
текущие, ретроспективные;

– указатели журнальных статей;

– энциклопедии, справочники;

— новостная информация.

Впервые в прошедшее десятилетие
библиотеки получили возможность работы с
интернет-каталогами и интернет-магазинами
различных издательств и
книгораспространительских организаций,
интернет-выставками, интернет-агентствами по
подписке и другими формами нового
интернет-бизнеса. Впервые библиотеки
попробовали работать в режиме реального онлайна
с центрами корпоративной каталогизации (здесь я
говорю о российских библиотеках) и отчетливо
поняли, как отстает система платежей, принятая
сегодня в интернет-коммерции, от возможностей
наших библиотек: кредитные карты,
интернет-трансферы, электронные транзакции и ряд
других. Хочется надеяться, что это отставание не
надолго, как и надежда на совершенствование
связевой инфраструктуры – многие библиотеки и
библиотечно-информационные центры все еще
используют нецифровые каналы связи, хотя,
например, в центральных областях России проблема
оптоволокна успешно решена или решается.

Кстати говоря, общее число официально
зарегистрированных пользователей Интернета в
России только за один год выросло более чем в 2
раза и составило свыше 8 млн человек.

Некоторые другие интересные цифры
прошедшего десятилетия: более 1 500 крупных и
средних библиотек в разных странах мира
предоставляют в доступ свои полные электронные
каталоги; в США около 96% публичных и 85%
университетских библиотек подключены к
Интернету; в среднем на одного читателя
выполняется 10 поисков в Интернете.

Российский сегмент Интернета
формировался в 1997–1998 гг. Сегодня в той или иной
степени более тысячи библиотек охвачены
услугами или разовыми экспериментами с
Интернетом. Налицо стремительное нарастание
влияния российских библиотек, и не только в
Рунете.

Анализируя результаты и оценивая
перспективы развития интернет-технологий в
библиотеках, можно сделать вывод, что уже сегодня
нет альтернативы Интернету для библиотек и
только с Интернетом библиотеки планируют свое
будущее развитие.

Но, несмотря на единый глобальный
характер Интернета, нельзя забывать и о других,
приближенных и смежных проектах, которые не
могут не затронуть библиотеки. Например, многими
уже подзабытый проект «Internet 2», объявленный в
1995–1996 гг. представителями 34 университетов США
для того чтобы иметь собственный сетевой ресурс
для науки и образования (про библиотеки в явном
виде речь там не шла), так как по мнению
представителей этих университетов в большом
Интернете появилось слишком много ненаучных и
иных сайтов. Билл Клинтон обратил внимание на
этот проект в 1997 г., так как во время своей
предвыборной компании 1996 г. Клинтон и Гор
объявили о поддержке создания Интернета
следующего поколения (Next Generation Internet – NGI),
базирующегося на новейших исследованиях в
области коммуникаций. техническую основу
проекта должна была составить высокоскоростная
опорная сеть VBNS. Эта сеть уже в 1995–1996 гг.
связывала более 100 НИИ и вычислительные центры
Национального научного фонда США. I2 (сокращенное
название «Internet 2») и NGI были похожи, но оба
получили государственное финансирование. Кроме
того, I2 вскоре получил более 200
университетов-участников и таких спонсоров, как
компании Microsoft, 3COM, IBM и Cisco.

Следует понимать, что I2 – это не другой
Интернет, как и NGI, это – развитие Интернета в
современных условиях. Подобно тому как службы
электронной почты и WWW появились в результате
инвестиций в университетские и
правительственные исследовательские сети, I2
позволит расширить возможности Интернета в
ближайшем будущем. В частности, появятся
гигабитные скорости передачи информации (в I2
предусматривается до 10 Гбит/с). Главным образом I2
нацелена на повышение пропускной способности
Интернета, a NGI – на повышение качества связи,
развитие сетевых технологий и обеспечение
реализации новейших приложений и служб,
повышение качества обслуживания, безопасности,
жизнеспособности, сетевого администрирования,
протоколов маршрутизации, операционных систем и
среды распределенных приложений. Ряд других
новых сетевых проектов, например Covernmental Net, FedNet,
DREN и другие, не только решают свои ведомственные
задачи, главным образом защиты ведомственной
информации от общедоступного Интернета, но и
расширяют функциональные возможности Интернета.

С 2002 г. I2 стал доступен и российским
пользователям. В частности, Российский НИИ
развития общественных сетей (РосНИИРОС) в рамках
российско-американского межведомственного
проекта NaukaNET, финансируемого Минпромнауки РФ и
Национальным научным фондом США, заключил
соглашение об обмене трафиком с консорциумом I2.
Это стало технически возможно благодаря запуску
в 2002 г. нового канала Москва–Чикаго с пропускной
способностью 155 Мбит/С
(PC Week, № 16–17, 13.05.2003).

Интернет родили в США, и именно там по
сей день находятся основные магистрали и узлы
Сети. Другие крупные сети, по сути, расширяют
возможности Интернета, являясь по отношению к
нему вышестоящими провайдерами. Библиотекам
следует учитывать эти тенденции развития
Интернета и помнить, что новые проекты
глобальных сетей станут новой опорой
коммуникационной инфраструктуры в нашем веке,
как это относительно недавно произошло с ARPANet для
современного Интернета.

Впереди у библиотек – большое будущее,
все более и более ориентированное на цифровые
ресурсы. Вот еще почему так важен сегодня
четвертый компонент информационных технологий
прошедшего десятилетия – цифровые или
электронные библиотеки.

IV. Электронные библиотеки

Электронные библиотеки (ЭБ) наиболее
спорный и чаще других дискутируемый элемент
информационных технологий, проникших в
библиотеки в прошедшее десятилетие, вернее, для
наших библиотек – пятилетие. Дело в том, что ЭБ
появились буквально сразу же после зарождения
Интернета как в США, так и в Японии и странах
Евросоюза. На нашем геополитическом
пространстве об электронных библиотеках впервые
заговорили в 1997–1998 гг.

Многие технологии, обеспечивающие
работу электронных библиотек, еще находятся в
стадии освоения, до сих пор нет однозначного
определения ЭБ – многие библиотекари готовы
назвать электронной библиотекой как один
сидиром, так и Интернет в целом. И это не так уж
неверно. Первоначально понятие электронных
библиотек напугало библиотекарей, и многие стали
увязывать появление и развитие ЭБ с постепенным
исчезновением печатных документов и с будущим
крахом бумажных изданий. Откуда это взялось? Ни в
одной из серьезных публикаций на Западе или у нас
об этом – ни слова. А между тем с момента, когда
впервые на крымских конференциях заговорили про
ЭБ, и по сей день слышатся отголоски этих, мягко
говоря, бредовых идей.

Конечно, ЭБ никогда не упразднят
печатный фонд, более того, они его дополняют,
сохраняют и развивают. Для конкретных библиотек
ЭБ – одновременно и часть фонда, и новый элемент
информационных технологий, вот почему простому
библиотекарю иногда бывает сложно это понять. Но
с каждым годом понимание усиливается. Сегодня в
проекты электронных библиотек вовлечено
множество библиотек у нас и за рубежом. Пришло
понимание, что ЭБ, как и Интернет, существенно
расширяют спектр обслуживания для пользователей
библиотек и создают предпосылки для нового,
качественного преобразования библиотек в
общественные центры информационного общества.
Наряду со все еще остающимися рутинными
процессами и бюджетными проблемами, библиотеки
находят свой интерес, видят свою перспективу и
перспективу для своих пользователей.

Потому и жить нам очень интересно,
Что с упорством мы невероятным
Сочетаем неприятное с полезным,
Или бесполезное с приятным.

Эдуард Сервус (Бороков),

русский литератор

В середине 1990-х гг. главные проекты по
ЭБ были начаты в США, Японии и странах Западной
Европы. В США стартовал проект Национальной
цифровой библиотеки, инициированный и
развернутый Библиотекой Конгресса США. В 1997 г.
опубликован стратегический план развития
Библиотеки Конгресса США, одной из составных
частей которого являлся проект Национальной
цифровой библиотеки. Этот проект на первом этапе
разрабатывался как обеспечение удаленного
доступа к мультимедийным фондам Американы в
Библиотеке Конгресса и других фондохранилищах
страны.

В своем выступлении доктор Джеймс
Биллингтон, директор Библиотеки Конгресса,
отметил: «Конгресс одобрил разработку программы
Национальной цифровой библиотеки для широкой
публики на основе партнерства частного сектора и
государства. В результате будет создан на
расстоянии фонд высококачественных материалов в
электронной форме, представляющих ядро наиболее
интересных и ценных в образовательном отношении
документов из коллекции Американы Библиотеки
Конгресса. Школы, библиотеки, бизнес и семьи
будут иметь на месте доступ к важным
историческим материалам».

Другой частью Национальной цифровой
библиотеки можно считать известный
американо-российский проект «Встреча на
границе», о котором неоднократно сообщалось на
наших конференциях.

В Европе стимулом для развития
программ по ЭБ послужил всем известный «Доклад
Бангеманна», руководителя группы экспертов
Европейской Комиссии, в котором содержался набор
рекомендаций для европейских стран по внедрению
информационных и коммуникационных технологий в
интересах сообщества.