РУСКАТОЛИК.РФ. Кто послужил моделью для картины рембрандта святое семейство


Харменс ван Рейн Рембрандт

Однако время большой славы длилось недолго. Творчество Рембрандта очень отличалось от работ модных в то время голландских художников. Буржуазная среда имела свои вкусы и притязания, Рембрандт же не хотел потакать ей и продолжал создавать искусство, наполненное глубоко индивидуальными чертами, искусство, главной темой которого всегда был человек, его внешняя и внутренняя жизнь без фантазий и выдуманных черт — такая, какая она есть. Подлинно реалистическое творчество мастера смущало современников своей голой правдой. А потому неминуемым был конфликт между живописцем и буржуазным обществом. Началом этого противостояния стал крупный заказ группового портрета амстердамских стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенберга, над которым художник работал два года.

Произведение «Выступление стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока», получившее позже название «Ночной дозор» (1642, Риксмузеум, Амстердам) изображает памятное историческое событие, возможно, участие амстердамских стрелков в торжественном приеме, оказанном городом французской королеве Марии Медичи в 1639. На полотне рота капитана Кока выходит из темного пространства на передний план, залитый ярким светом. Каждый персонаж занят своим делом, отчего эпизод кажется выхваченным случайно: стрелки чистят и разбирают свои пики; знаменосец разворачивает пестрое полотнище; кто-то раздает распоряжения, активно жестикулируя. В правой части картины виден пожилой мужчина, выбивающий барабанную дробь, у его ног лает собака; и все происходящее в силу разнородных действий и некого легкого хаоса, наполненного динамикой и шумом, оставляет очень живое впечатление.

Темное колористическое решение полотна разбавлено двумя яркими желтыми пятнами: фигурой невысокого мужчины в центре справа (лейтенанта Виллема ван Рейтенберга) и маленькой девочки в желтом платье слева. Военные изображены вперемешку с прохожими, что создает некую сутолоку. И только капитан Кок невозмутимо беседует с кем-то, опираясь на трость.

Картина Рембрандта вызвала у амстердамцев разные мнения. Художник пытался показать коллектив людей, объединенных общим порывом гражданских чувств, но, увы, идея эта осталась непонятой и, что хуже, — непринятой. Далеко не всем понравилось, что рядом со стрелками Кока, оплатившими заказ, дабы попасть в сюжет композиции, были изображены совершенно посторонние люди. Кроме того, лица некоторых заказчиков заслонены другими фигурами.

С этого времени популярность Рембрандта начала падать, уменьшилось количество заказов и учеников. Художник переживал очень непростой период. Помимо критических высказываний относительно «Ночного дозора» в самый разгар работы над ним, в 1641, в возрасте тридцати лет от туберкулеза умерла Саския. Наверное, неслучайно в картину с изображением стрелков введена фигурка маленькой девочки, бросающей взгляд на зрителя. Приглядевшись, можно заметить в ее лице большое сходство с молодой Саскией.

После смерти любимой супруги живописец искал утешение и уединение в природе. Поэтому в последующие десятилетия он серьезно увлекся пейзажем. Выбирая места и сюжеты, художник останавливался не на эффектных видах, а уединенных, скромных, тихих уголках.

В огромном наследии Рембрандта большое место занимают гравюры и рисунки, которые были так же блестяще исполнены мастером, как живопись. Рембрандт создавал свои гравюры в технике офорта (офорт — «крепкая водка»): на металлической доске, покрытой лаком, иглой процарапывался рисунок, который в конце обрабатывался кислотами. После удаления лака обработанные кислотой линии заполнялись краской, а с доски на влажной бумаге под прессом делался отпечаток. Офортом называется как способ гравирования, так и полученный с доски оттиск. Рембрандтом создано около трехсот гравюр офортом, которые принадлежат к величайшим достижениям в области графики. До нашего времени сохранилось также около полутора тысяч рисунков художника.

В офорте «Три дерева» (1643, собрание Я. де Брёйна) многочисленные вертикальные линии в левой части создают впечатление льющегося на землю стремительными струями дождя. На центральную и правую часть бумаги штрихи не нанесены, от чего небо и пространство композиции кажутся просторными, открытыми, сияющими. В офорте заключена символическая борьба и победа света над мраком. Природа, очищенная и словно возрожденная, создает жизнеутверждающий и оптимистичный настрой. Троица деревьев кажется осью этого мира, его животворным началом — так ясно и полноценно воплотилось в них все, что только есть вокруг: в кряжистых стволах — терпеливая сила земли; в трепетании ветвей и листьев — вольное стремление воздуха...

В 1640-х в создании образов большое значение художник придает светотени, живописные приемы становятся многообразнее, смелее, колорит — насыщенным, темпераментным, исполненным ярких тонов коричневого, красного, золотистого цветов. По-прежнему преобладают композиции на библейские и евангельские темы, сюжетами которых выбраны не драматические эпизоды, а те, что раскрывают простые человеческие качества: страдание, милосердие, доброту, материнскую и супружескую любовь.

В картине «Святое семейство и ангелы» (1645, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), пропитанной удивительной нежностью, сплелось божественное и земное. Богоматерь читала книгу, но прервалась, чтобы поправить покрывало на Младенце и укрыть Его от чрезвычайно яркого света. В Ее жесте — бесконечная любовь и забота. Сладко спит Иисус, Чье лицо, как всегда, озарено потоком света. На заднем плане работает муж Марии. Этот простой эпизод из жизни одной семьи мог бы казаться обычным, если бы не ангелы, парящие в небесах.

Полотно «Сусанна и старцы» (1647, Государственный музей, Берлин) наполнено драматизмом и эротизмом. Сусанна направляется к купальне в саду, но из укрытия выходят два старца и начинают склонять девушку к тому, чтобы она разделила с ними ложе. Старцы угрожают: в противном случае они будут лжесвидетельствовать, что Сусанна якобы прелюбодействовала с другим мужчиной. Сусанна отказывается категорически, она пытается, напуганная, прикрыть свою наготу, но один из старцев срывает с нее покрывало, продолжая что-то настойчиво говорить. Обувь красного цвета, оставленная девушкой возле купальни, очевидно, является эротическим символом голландского искусства XVII века.

В картине «Ужин в Эммаусе» (1648, Лувр, Париж) изображена встреча воскресшего Христа с учениками. Зал трактира залит теплым ярким светом. Иисус сидит в центре стола, взгляд Его спокоен и сосредоточен. Зрителю плохо видно лицо апостола, сидящего справа, а тот, что слева, вообще обращен к нему спиной. Зато художник прекрасно показал лицо юноши-официанта, подающего гостям трапезу. Мальчик очень кроток, во всей его позе сквозит осторожность и некое благоговение перед дорогим Гостем. Для «случайного человека» встреча с Воскресшим гораздо важнее, чем для тех, кто знал Его при жизни, потому что Христос выбирает своих последователей среди любого.

Бесконечная любовь к человечеству выражена в работе «Христос, исцеляющий больных» (1642–1646, собрание Я. де Брёйна), известной также как «Лист в сто гульденов». Перед нами заброшенное помещение, утопающее в полумраке. Христа окружает множество посторонних людей — нищие, калеки, дети, старики. В слегка растушеванных лицах героев заключены боль, нужда, вера, сомнение. Игра света и тени, как всегда, блестяще передана мастером. Известно, что в XVIII веке некто заплатил за оттиск этого офорта огромную сумму.

Выполняя заказ богатого коллекционера А. Руффо, Рембрандт создал картину «Аристотель перед бюстом Гомера» (1653, музей Метрополитен, НьюЙорк). В Голландии тогда было очень модно писать в светлых красках, гладкими, ровными, легкими, почти прозрачными мазками. Рембрандта отличала иная манера письма: он любил сочные краски, цветовые контрасты, богатую фактуру. Публика, шедшая на поводу установленных модных тенденций, не воспринимала индивидуальный стиль живописца, поэтому, не имея поддержки и спроса, художник жил на грани разорения.

Кроме творческой невостребованности, у Рембрандта было немало трудностей и в личной жизни. В 1649 после скандального сожительства с Гертьё Диркс, няней юного сына Титуса, Рембрандт увлекся служанкой Хендрикьё Стоффелс, которой было почти двадцать пять лет. Они не торопились узаконить свои отношения, так как это было чревато тем, что вдовец терял право распоряжаться наследством, оставленным покойной Саскией, которое он берег для своего сына. И, хотя церковный совет Амстердама отлучил женщину от вечернего причастия, требуя прекратить недопустимую внебрачную связь, от Рембрандта она все же не ушла, родив ему дочь Корнелию.

Хендрикьё стала героиней нескольких картин, среди которых «Молодая женщина, купающаяся в ручье» и «Портрет Хендрикьё Стоффелс». В полотне «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654, Национальная галерея, Лондон) Хендрикьё в свободном платье, небрежно ниспадающем с плеч, осторожно вступает в реку, приподняв подол выше колен. Прекрасно выписаны обнаженные части ее тела. На лице играет тихая, робкая, полная нежности улыбка. Героиня выглядит так, словно не подозревает о том, что в эту минуту является моделью для собственного супруга. Она не застигнута врасплох, но и не напряжена. Черты лица спокойны и расслаблены.

«Вирсавия с письмом царя Давида» (1654, Лувр, Париж) является одной из красивейших картин Рембрандта. В основе полотна — сюжет из Ветхого Завета, в котором рассказывается, как однажды властелин Израиля Давид поднялся вечером на крышу и увидел с вершины своего дворца купающуюся Вирсавию: «И он увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Элиама, жена Урии Хеттянина. И Давид послал слуг взять ее...» (Вторая книга царств, 11). Эта сцена, выбранная Рембрандтом, заключает в себе историю о супружеской измене, кровном преступлении и божественном гневе. Вирсавия получила послание от Давида, она сидит с его письмом в руках, грустная, предчувствуя будущую вину (противоречивость человека). Роскошно выписанное тело героини буквально залито и пропитано светом, во всей сцене чувствуется неотвратимость судьбы.

Как и в молодости, когда у Рембрандта было мало заказов и учеников, он часто писал своих родственников, соседей, знакомых. Особенно художник любил рисовать стариков, которые имели массу свободного времени для многочасовых позирований. Так был обессмерчен простой человек в «Портрете старика в красном» (1652–1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Считалось, что на полотне изображен древнегреческий философ Зенон. Старость в интерпретации Рембрандта — это не увядание жизни, а достойное ее завершение. Лицо героя с многочисленными морщинками говорит о богатом опыте. Ничто в жизни не проходит даром, все оставляет свой след: раны — на сердце, морщины — на лице. В спокойных глазах старика заключена вечная память обо всем, что он видел в своей жизни и пережил, чему радовался и о чем горевал. А большие и мозолистые руки говорят о том, как много он сделал перед тем, как уйти.

В «Портрете пожилой женщины» (1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) героиня застыла в неподвижной позе, смиренно сложив руки. В ее взгляде сквозит усталость, забота о каждом дне, доме, родных и близких. Рембрандт любил вдумчиво, скрупулезно, терпеливо, иногда по два-три месяца создавать свои работы, накладывая плотные, богатые пигментом краски. Иногда художник, добиваясь эффекта глубокого пространства, втирал краски в грунт, иногда рельефно лепил лица и руки из довольно густой красочной массы. Один из биографов живописца Арнольд Хоубракен, отзываясь о творчестве Рембрандта, писал, что некоторых его героев можно было смело «взять за нос» — так густо были наложены краски.

Однако публика к этому времени уже остыла к творчеству живописца. Судьба продолжала испытывать его и наносила очередные удары. У него были серьезные финансовые трудности, все реже и реже поступали заказы, сильно уменьшилось число учеников. В 1656 Рембрандта объявили банкротом, а через два года его дом и имущество ушли с молотка за бесценок. В 1660 мастер поселился в квартал бедных живописцев на дальней окраине Амстердама. Его спасло лишь то, что повзрослевший сын Титус оказался очень деловым и предприимчивым, вполне успешно торговал произведениями искусства. Рембрандт со своей супругой помогали ему в этом деле.

К периоду мрачных мыслей относятся также натюрморты, которые были довольны редкими для творчества художника, но в них отчетливо представлена тема печальной обреченности животного и растительного мира, не говоря уже о жизни человека. Такова картина «Разделанная бычья туша» (1655, Лувр, Париж). В полотне стоит мертвая тишина, в нем нет жизни, динамики и чувств.

В пустом помещении под потолком висит разделанная туша быка. Возможно, еще вчера это животное, не подозревая ни о чем, паслось на лугу, а сегодня человеческие руки безжалостно лишили его жизни. У всего живого на земле есть свой срок, который рано или поздно наступит.

В это же время создана работа «Польский всадник» (1655, коллекция Фрик, Нью-Йорк). Фигура всадника вызвала очень много споров, велись они и вокруг авторства работы. Одежда молодого человека — шляпа, отороченная мехом, и кафтан — придает ему некую театральность, что не было свойственно живописной манере Рембрандта. Костюм больше похож на восточный и к польскому никакого отношения не имеет. Тогда откуда такое название? Видимо, работу впоследствии приобрели поляки. Но есть одно «но»: в 1654 в Амстердаме вышел в свет памфлет «Польский всадник», защищающий секту социниан, к которым, согласно многочисленным свидетельствам, примыкал художник. Лошадь изображена очень неуклюже, что никак не вяжется с тем, чтобы сам Рембрандт мог так написать животное.

В строгой композиции «Благословление Иакова» (полное название — «Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема», 1656, Картинная галерея, Кассель) представлено торжественное событие — благословление старцем Иаковом внуков. Полотно написано в присущем Рембрандту стиле — широкими смелыми мазками, яркими сочными красками. Образ Иакова исполнен величия и достоинства. Слегка приподнявшись на постели, легким жестом он касается головы своего внука. Оба ребенка в трепетном восторге притихли возле кровати. Рядом с Иосифом стоит его супруга, наблюдающая за сценой с благоговением. Красное бархатное покрывало на переднем плане необычайно оживляет полотно и привносит в него нотки торжественности и значительности момента.

Картины Серова очень разнообразны по исполнению. Художник никогда не останавливался на удачно найденном и однажды выработанном решении задачи, как это видно у других живописцев, а все время искал новые подходы, стараясь подобрать для каждого сюжета наиболее отвечающую ему форму художественного выражения. Никогда, особенно в годы расцвета своего творчества, Серов не довольствовался уже использованными способами передачи впечатления, а находил еще более точные выражения своего отношения к изображаемому объекту.

art-portal.tilda.ws

Великий Рембрандт, ищущий Отца | РУСКАТОЛИК.РФ

Молодой художник из Лейдена, ищущий богатства и славы, вряд ли думал, что будет умирать в нищете и бедности в, казалось бы, Богом забытом еврейском квартале Амстердама. Все его становление шло в протестантском окружении, видевшем одним из залогов спасения и правильности отношений с Господом, нажитое богатство и положение в обществе. А тут Всевышний отнимает у Рембрандта все. Всех, кого он любил, все, к чему он стремился. Но внешняя нищета не делает его озлобленным. Наоборот, как это бывало у католических святых, осознание своей нищеты и немощи направляет его к Дому Отца Небесного и наполняет его творчество внутренним светом молитвы и доверия Богу.

Рембрандт родился в довольно зажиточной и очень дружной семье лейденского мельника. Его отец и мать, четыре брата и сестра, родственники и соседи радовались появлению младенца на свет. Лейденский мельник вывесил, следуя обычаю, на дверях своего дома лоскуток красного шелка. Теперь каждый прохожий знал, что здесь праздник, родился еще один мальчик.

При всех особенностях протестантского голландского общества того времени, Лейден был городом свободным и миролюбивым. Его населяли в основном ткачи. Жизнь текла согласно установленному веками укладу. На Богоявление искали лепешку с запеченной в нее горошиной. По улице ходили шествия с тремя волхвами. В последний день перед Великим постом пекли блины, которые, прежде чем съесть, подкидывали до потолка. Дети бегали по улицам, гремя своими «роммельспотами» — это мог быть горшок, кабаний пузырь, кусок дерева – главное, чтобы шумел погромче. На святого Мартина малыши стучались в двери и выпрашивали поленья, из которых жгли костры на площади. А на святого Николая получали подарки, уложенные в башмачок, накануне оставленный у камина. И никого не смущали эти прочно вошедшие в быт католические праздники. Да и в церкви ходили все в те же, что некогда их предки, лейденские католики. Разве что сейчас из них вынесли все изображения, а стены побелили известкой.

В такой церкви крестили и малыша, которому предстояло стать великим голландским живописцем. Мать дала ему редкое имя Рембрандт, в честь своей прабабушки, которую звали Ремиджией.

Жизнь в этой лейденской семье несколько отличалась от жизни других горожан. Все дело было в мельнице, расположенной над Рейном на валу Пеликан. Этот бизнес, приносивший хороший доход и уважение, принадлежал семейству пять поколений. Казалось, у них уже в крови умение чувствовать изменение ветра или приближение грозы, ставить лопасти так, чтобы их не сломало, любовь к чистоте и навыки работы в полутьме и мучной пыли. Может быть, именно на отцовской мельнице у Рембрандта и появилось увлечение светом, желание воссоздать на холсте призрачное сияние, возникающее, когда едва пробивающиеся сквозь маленькие окошки солнечные лучики касались летающей в воздухе белой пыли? Художник не оставил воспоминаний, поэтому нам остается только гадать.

В четыре года Рембрандт пошел в начальную школу. Он не был вундеркиндом, тогда вообще не задумывались над такими вещами. Просто настало время учиться. В Голландии школы посещали все дети членов общины вне зависимости от их социального статуса. За парту вместе садились мальчики и девочки, чтобы научиться читать и писать, считать и заключать договоры, и, конечно же, выучить Священное Писание. Еще в XVII веке Голландия добилась всеобщей грамотности. С точки зрения религии это позволило объяснить удаление из храмов изображений. Зачем «библия для неграмотных», если все не только умеют читать, но и знают значительную часть священных текстов наизусть?

И все-таки то, что отличало Лейден – это пьянящий воздух свободы. Он чувствовался во всем. В том, что здесь в согласии жили протестанты и католики. В том, что именно сюда, к лучшим печатникам Европы, приезжали мыслители и писатели. Вспомним хотя бы Рене Декарта, который именно в Лейдене, в типографии Яна Мэра издавал свой труд «Рассуждение о методе». А ведь этот Ян Мэр, кропотливо набиравший книгу на французском языке, вполне мог в свое время сидеть за одной партой с Рембрандтом… В Лейдене действует университет, в который приглашаются лучшие умы того времени и в который может поступить любой желающий. Рембрандт приходит туда в четырнадцать лет. Он несколько младше своих сокурсников, но это не мешает ему участвовать в студенческих пирушках и других безобразиях. Надо сказать, что руководство университета довольно спокойно относится к проделкам студентов. Здесь главное – успеваемость, ну а за самую большую провинность может последовать разве что письменное замечание.

Родители Рембрандта понимают его стремление к знаниям. Не хочешь оставаться на мельнице – не надо. Старший сын с удовольствием перенимает семейный бизнес. А когда он получает увечье, теряет руку, его место занимает второй брат, которому тоже нравится быть мельником. Дружная и работящая семья поддерживает оставшуюся без кормильца супругу старшего брата и его самого, при этом не оставляя своими заботами Рембрандта. Его родители сначала мечтают, что сын станет юристом и перед ним будет открыт весь мир. Можно сделать карьеру дома, а можно поехать в Европу, где славятся голландские счетоводы, каллиграфы и юристы. Но юноше учеба показалась неинтересной. Он решает стать художником. И опять же семья его поддерживает. Отец ничего не понимает в выбранной сыном профессии. Для него художник – это такой же ремесленник. Он думает, что мечтал сделать сына птицей высокого полета, а тот выбрал простое мастерство. Ну что ж, это его путь. Сначала Рембрандта отдают в мастерскую Якова ван Сваненбурга и семья, безо всякого осуждения, оплачивает его обучение. Сваненбург был в то время местной знаменитостью. Он жил в Италии и перенял у аппенинских художников их свободную живописную манеру и некоторые приемы, но оставить след в истории искусства ему было не суждено. Зато он научил юного Рембрандта смешивать краски, грунтовать холст и удивительному художественному чутью, которое не передашь по наследству как мельницу: осознанию, когда готов приступить к работе, а когда ее пора оставить.

Впрочем, Сваненбург научил Рембрандта именно мастерству. Сейчас уже трудно определить, что его сформировало именно как художника. Откуда взялась его тяга к религиозной живописи? Через все творчество Рембрандта пройдет тема «Жизнь Христа». Это было так не похоже на художников того времени. Да, писались картины на религиозные сюжеты, но они были наполнены множеством мелких деталей и больше походили на жанровые сценки. Именно такие произведения с  удовольствием покупала голландская публика, не чуждая искусству. А Рембрандт ищет что-то свое. Его интересует не внешнее действие, а внутреннее. Он ищет эмоциональных порывов, а не движения одежд и драпировок. Он ищет внутренний свет, изменяющий личность. Отчасти он находит это в творчестве Луки Лейденского, чьи работы он не мог не видеть.  В первую очередь речь идет о «Страшном Суде», который в то время был представлен в городской ратуше.

Лука Лейденский "Страшный Суд" (1526)

Лука Лейденский «Страшный Суд» (1526)

Видение Луки было для Рембрандта новым, заставляющим пересмотреть свои прежние позиции. В этом художнике было столько итальянского, яркого и неповторимого, а главное, его, как и Рембрандта,  интересовали движения человеческой души, смятение и мир, взлеты и падения. Молодой художник внимательно вглядывался в произведения общепризнанного гения и искал в них основания для собственного творчества. Он прикасался к миру чужой и во многом чуждой ему веры. Католические святые, вышедшие из-под станка для офортов Луки Лейденского, были не понятны молодому протестанту. Трудно сказать, знал ли он в точности, кто такой, например, святой Доминик, понимал ли всю символику изображения. Ясно одно, что его молодой пытливый ум впитывал и анализировал все увиденное, создавая почву для богатых художественных всходов.

Еще один мастер, оказавший на Рембрандта сильное влияние, — это Питер Ластман. Восемнадцатилетнему юноше, впервые попавшему в его амстердамскую мастерскую, казалось, что он очутился в другом мире. Здесь не было столь любимых голландскими обывателями горожанок с собачками и рот арбалетчиков. Зато на холстах встречались древние греческие боги и полуобнаженные девы. Полгода отучился Рембрандт у этого художника и еще несколько последующих лет находился под сильнейшим его влиянием.

Свою первую мастерскую Рембрандт открывает в доме родителей. Здесь он создает свою первую большую картину «Избиение святого Стефана». В это произведение он вкладывает все свое мастерство.

Рембрандт "Избиение святого Стефана"

Рембрандт «Избиение святого Стефана»

Работа слишком насыщена, в ней много народу, много цвета и театральности, но в ней проступают черты, которые будут отличать великого мастера. Игра света и тени, разные эмоции и лица, в каждом из которых уже читается свой характер. Многие исследователи находят в этой картине много сходства с работами немецкого художника Адама Эльсхеймера, гравюры с которых Рембрандт мог видеть в мастерской своего учителя Ластмана.

Адам Эльсхеймер был родом из Германии, но несколько лет проработал в Италии. Его называли певцом сумерек. Он умел придать очарование ночи. В самом дремучем лесу яркий свет мог исходить у него всего от двух факелов, но чаще источниками света являлись изображенные люди.  Иногда он специально сгущает ночные тени, чтобы стало заметнее иное сияние – сияние чистой духовности. Этот художник прожил короткую жизнь и так и остался в тени своих великих современников.

Вероятно, Рембрандт видел эстамп с картины Эльсхеймера «Побиение камнями святого Стефана». И он многое перенимает из этого полотна. Это и одежда святого, и жест занесшего камень человека… Но у Рембрандта нет никаких ангелов, только свет, источник которого не то где-то на небе, не то в самом Стефане.

Так начинается путь Рембрандта – художника. Он много работает, ищет заказчиков, помогает семье старшего брата и матери. Да, в какой-то момент ему становится тесно в Лейдене, и он уезжает в столичный Амстердам, но при этом Рембрандт ни в коей мере не порывает со своей семьей.

Именно в Амстердаме к художнику приходит известность. Он начинает сотрудничать с торговцем произведениями искусства Хендриком Эйленбюрхом, который и становится продавцом его работ. В доме этого человека Рембрандт знакомится со своей будущей женой Саскией. Она – дочь недавно умершего бургомистра голландского города Леуварде и племянница торговца. Этот брак позволил Рембрандту получить статус «жителя Амстердама» и войти в гильдию столичных художников.

Первое время все в их браке прекрасно. Они горячо любят друг друга. Саския становится прекрасной моделью для молодого художника. До женитьбы Рембрандт неохотно создавал женские образы. С появлением в его жизни Саскии в его работах появляются не только обнаженные женщины, но и эротические сцены. И, конечно, самый яркий и известный пример его обращения к обнаженной натуре – это, конечно, «Даная».

Проходит совсем немного времени и в семье начинаются проблемы. Один за другим умирают маленькие дети. Заболевает туберкулезом Саския. Отсутствие надежного состояния и званий вынуждает художника все меньше времени уделять живописи и все больше заниматься торговлей произведениями искусства. Заказчики уходят к более именитым и сговорчивым мастерам. Приходится продать дом, который они с Саскией когда-то вместе выбирали, и перебираться в более скромное жилище.

Измученная болезнью Саския умирает, оставив Рембрандту девятимесячного сына Титуса. Одинокий художник сближается с кормилицей мальчика Геертье Диркс. Примерно через шесть лет он с ней расстанется, выделив небольшое содержание, а после целого ряда ссор отправит ее, взяв на себя все расходы, в исправительный дом за развратное поведение. На самом деле, у Рембрандта в это время начинается связь с двадцатилетней Хендрикье Стоффельс, приехавшей в Амстердам в поисках работы. Художник, не задумываясь, ломает влюбленной в него девушке жизнь. Он не собирается на ней жениться и его не интересует, что Хендрикье страдает из-за того, что стала причиной скандала. Духовный совет реформированной протестантской церкви, к которой она принадлежала, осуждает ее за «недозволенные отношения». Хендрикье родила Рембрандту дочь Корнелию, стала моделью для многих работ художника, в том числе и для «Святого Семейства», но вот женой не стала никогда.

Рембрандт "Святое Семейство"

Рембрандт «Святое Семейство»

Материальное благосостояние Рембрандта все ухудшается. Он проводит аукцион, распродает большую часть своих вещей и переселяется в квартал Йордан. Сначала это вполне процветающий район, где живут ремесленники и нотариусы. Здесь есть парк аттракционов и место для прогулки. Совсем рядом крепостной вал, с которого открывается вид на Амстердам и на пригородные мельницы, так похожие на мельницу, принадлежавшую отцу художника. За те восемь лет, что здесь проживет Рембрандт, квартал сильно изменится. Он станет местом жительства евреев, эмигрировавших из Португалии. И это не замедлит отразиться в творчестве мастера.

Утраты следуют одна за другой: сначала умирает Хендрикье, совсем еще молодая и полная сил, потом сын Титус. Последний год жизни, когда и создается «Возвращение блудного сына», наполнен бедностью и одиночеством. Вероятно, именно в это время Рембрандт начинает чувствовать себя блудным сыном. Он вспоминает свое детство, мельницу отца, уют и тепло родительского дома и все острее ощущает свое одиночество и никому ненужность. Все, кого он любил, кто делил с ним радости и невзгоды, ушли в мир иной, а он остался здесь… Картины из прошлого сменяют одна другую. Насколько правильно и порядочно он поступил с Геертье? Может, нужно было жениться на Хендрикье? Трудно сказать, о чем думал этот усталый человек.

Он хотел бы встать и вернуться в отчий дом, но как это сделать через столько лет? Он думает об обителях Отца Небесного и ищет дорогу именно туда. Так обретают смысл и законченную форму все его размышления над циклом «Жизнь Христа». Порывистость лейденского юноши, мастерство признанного амстердамского живописца и мудрость одинокого старика создают удивительное полотно, говорящее об истинной Любви, не терпящей шума и суеты. Любви, видящей и исцеляющей сердце. Любви, ждущей и надеющейся.

Рембрандт ищет Того, Кто его любит и ждет. Отец уже не выбегает навстречу сыну, как об этом говорится в притче и как изображал художник на более ранних работах. Он просто ждет, стоя на пороге дома. Для него нет какого-то определенного времени или места. Он всегда готов ответить на искреннюю молитву. Всегда готов утешить и утереть слезу.

Анна Гольдина

Больше интересного:

xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai

Книга в творчестве Рембрандта

Выходные данные статьи для цитирования (страницы данной публикации  обозначены и в электронном тексте): Дмитриевская Л.Н. Книга в творчестве Рембрандта // От свитка до интернета: библиотека, образование, чтение. Научно-методический альманах.– М., 2010, №1, с.200-210.

*** Альманах со статьёй можно посмотреть здесь - АЛЬМАНАХ, 2010, №1

Ре́мбра́ндт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rémbrándt Hármenszoon van Rijn, 1606–1669) – голландский художник, гравёр, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он создал около 400 картин, 300 гравюр, 1400 рисунков и 300 офортов. ХVII век в истории Европы – это рубеж, отделивший традиционную, религиозную, средневековую культуру от нового времени – времени научно-технической революции. Это век географических открытий: совершено первое кругосветное путешествие, открыт последний континент – Австралия, формируется глобальная океаническая цивилизация, в которой живём мы с вами. Это век науки, прежде всего, математики и астрономии – достаточно вспомнить имена учёных: И. Ньютон, И. Кеплер, Г. Галилей, Х. Гюйгенс, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, Р. Декарт… На фоне научно-технического развития, географических и астрономических открытий, появления новых христианских ответвлений – протестантизма, кальвинизма –  авторитет церкви резко упал, дав творческим умам свободу в осмыслении церковных доктрин, ветхозаветных и евангельских событий. Свобода религиозно-философской мысли в полотнах Рубенса воплощается в удивительно пышной телесности, плотском колорите – приоритете земной радости жизни. Те же религиозные сюжеты в картинах Рембрандта завораживают глубиной философского осмысления. Дух своей эпохи, своей страны Рембрандт выразил через портреты современников, но многие портреты не были бы столь убедительны без одной сквозной детали – книги. Именно её можно назвать символом ХVII века. Портреты учёных, философов, политиков, в образе которых тот или иной художник желал запечатлеть просвещенность, образованность, свободу мысли и мудрость, чаще изображались с книгой. Сравните две картины: портрет филолога, поэта и друга Рубенса Яна Гаспара Гевартиуса и портрет учёного работы Рембрандта.

Рубенс «Портрет Яна Гаспара Гевартиуса», 1628

Рембрандт «Учёный», 1631

Можно предположить, что второй написан под влиянием первого: Рубенс уже зрелый мастер – Рембрандт только набирает силу. Книга – главная деталь на обеих картинах, и оба учёных застигнуты за работой с пером в руке. Благодаря бюсту Марка Аврелия в картине Рубенса легко установить, за каким трудом художник застал свою модель: Гевартиус – автор комментариев к сочинениям Марка Аврелия, римского императора-философа. В своей картине Рембрандт не даёт никаких подсказок, создавая, по-видимому, обобщённый образ учёного. Важно обратить внимание на взгляды учёных. Гевартиус на картине Рубенса явно позирует художнику, его взгляд спокоен, уверен, поза выверена. Учёного на картине Рембрандта словно застали врасплох – он удивлён и даже немного испуган. Эта психологическая деталь даёт нам право предположить, что учёный пишет или переписывает запрещённую церковью книгу. Запрещённых книг в Амстердаме в ХVII веке писалось и выпускалось больше, чем где бы то ни было. Будучи столицей независимой и по большей части уже протестантской Голландии, Амстердам являлся крупнейшем центром книгопечатания и книготорговли того времени – именно там издавали и научную, и протестантскую литературу вопреки католической церкви. Но издателям и учёным всё-таки нужно было быть осторожными, так как католическая церковь, желая отвоевать потерянное влияние, усилила цензуру и деятельность инквизиции. Тем более что южная часть Нидерландов до 1648 года находилась под властью Испании — страны, в которой с ХV и почти до середины ХIХ века действовал трибунал инквизиции. Живя в Амстердаме, Рембрандт и сам испытывал некоторые притеснения со стороны церкви. Человек с книгой – вот образ передового мыслителя ХVII века. Выполняя заказы на портреты (которых только в 30-е годы было более шестидесяти), Рембрандт пишет портреты двух министров. Изобразив политиков с книгой, художник тем самым воздал должное их образованности и мудрости. Была ли это правда, сейчас уже неважно – министры Йоханнес Уотенбогарт и Корнелис Клаасс Ансло благодаря портретам вошли в историю с теми качествами, которые запечатлел в них Рембрандт. На «Портрете Йоханнеса Уотенбогарта» (1633) человек, которого неожиданно оторвали от чтения: слегка удивлённый взгляд покрасневших глаз, в которых ещё видны только что прочитанные мысли или мысли о только что прочитанном.

«Портрет Йоханнеса Уотенбогарта», 1633

Открытая рукописная книга, словно излучающая свет, и рядом чёрная шляпа в тени фигуры министра, составляют резкий контраст. Так же лицо и руки контрастируют с костюмом. В этом должны быть зашифрованы личность Йоханнеса Уотенбогарта, отношение к нему художника, философские размышления о человеке… Нет одной истины у творения великих мыслителей, каким являлся и Рембрандт: каждый может прочитывать картину сам, обогащая её своими смыслами. В групповом портрете супружеской пары «Министр Корнелис Клаасс Ансло, беседующий со своей женой» (1641) лежащие на столе книги светятся, и их теплый золотистый отблеск лежит на лице министра. Так художник передал образованность и мудрость Корнелиса Клаасса , который что-то воодушевлённо объясняет смиренно слушающей супруге. Фигура жены освещена иным светом – не теплым, золотистым, а холодным, белым, как будто лунным, возможно льющимся на неё из невидимого окна. Игра света на картине символична: Корнелис Клаасс получает свет от книги, а жена – от мужа и от неба.

«Министр Корнелис Клаасс Анслоо, беседующий со своей женой», 1641

В буквальном переводе с английского на русский название картины («The Mennonite Minister Cornelis Claesz Anslo in Conversation with his Wife, Aaltje») звучало бы слишком громоздко, но добавляло бы один важный штрих к образу министра: меннонит. Меннониты – это последователи доктрины Менно Симонса (ХVI в.), которые вслед за учителем проповедуют смирение, отказ от насилия, ратуют за постоянное нравственное самосовершенствование человека. Скорее всего, на столе раскрыта книга с учением Менно Симонса. Министр-менонит – высшая похвала от художника. Книга – частый атрибут в творчестве Рембрандта, она присутствует в его картинах с ученических времён и до самой смерти великого мастера. Будучи ещё учеником у амстердамского художника Питера Ластмана, Рембрандт пишет картину «Концерт» (1626), в которой в угоду учителю придаёт красочности и восточного колорита музыкантам, но при этом всю драматургию картины переносит с людей на книги. На переднем плане в игре света и тени в беспорядке валяются уже «отыгранные» нотные книги, а одна – на коленях у дамы – пролистана до середины. Её ждёт та же участь – в общую ненужную кучу. В истории искусства книга ещё задолго до ХVII века являлась символом жизни. Двадцатилетний Рембрандт отразил в ней судьбу человека, сделав свою картину почти притчей. В «Концерте» художник проявил себя как гениальный мастер светотени и намного опередил своего учителя.

«Концерт» (картина, фрагмент), 1626

В 1627 году Рембрандт покидает мастерскую Питера Ластмана, возвращается домой в Лейден, где в заброшенном сарае открывает собственную мастерскую. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине.

«Притча о богаче» («Меняла»), 1627

Работая в своей мастерской, Рембрандт быстро приобретает авторитет оригинального и талантливого художника, обзаводится богатыми клиентами и уже через 3 года переезжает в Амстердам, а затем и в Антверпен. В Рембрандте признают многообещающий талант, сравнивают с первым художником того времени – Рубенсом, делают много выгодных заказов. Это самая счастливая пора и в личной жизни художника: он встречает Саскию ван Эйленбюрх, которая становится его самой большой любовью, моделью его полотен, матерью его сына Титуса.

«Артемисия», 1634 (картина, фрагмент)

Они поженились в 1634 году, тогда же Рембрандт пишет картину «Артемисия» (1634), на которой изображает победительницу своего сердца Саскию в образе Артемисии  – карийской властительницы, которая после смерти мужа воздвигла одно из семи чудес света – Галикарнасский мавзолей. Допустив, по-видимому, сознательно, анахронизм в виде книги (впрочем, зритель не видит, есть ли у неё переплёт), Рембрандт засвидетельствовал не только красоту и благородство властительницы своего сердца, но и её ум. В счастливые 1630-е годы, будучи молодым, успешным и уже богатым художником, имея прелестную любимую жену, Рембрандт, помимо многочисленных портретов и картин на античные сюжеты, создаёт свои знаменитые полотна библейского содержания: «Пир Валтасара» (1635), «Жертвоприношение Авраама» (1635), «Апостол Павел» (1635). И если первые две картины написаны без влияния какого-либо канона, так как эти сюжеты из Ветхого завета не имели разработанной иконографии, то в изображении апостола художник идёт вслед за каноном, рисуя Павла с книгой.

«Святой Павел за письменным столом», 1629–30

«Апостол Павел», 1635

Образ Павла на картине 1635 года более каноничен, «портретен», чем на картине 1629–30 гг., где святой погружён в глубокое раздумье, словно в сон, а из открытой книги на него льётся яркий свет. Почему Рембрандт обращается к образу апостола Павла, что он хотел сказать своим современникам, потомкам? Ответ надо искать в «Посланиях святого апостола Павла» – именно этот его труд лежит на столе в обеих картинах, о чём свидетельствует перо в руке: святой показан за писанием своих Посланий. Ещё в мастерской в Лейдене двадцатидвухлетний Рембрандт пишет маленькую по размеру картину, которую исследователи назвали «Спор двух учёных», видя в ней отражение ХVII века – века науки. Но если посмотреть на лицо старца и сравнить его с более поздними образами апостола Павла, то сомнения в сюжете картины можно отбросить: в ней отражён спор Петра и Павла. По расположению фигур, по распределению света понятно, кому отдаёт предпочтение Рембрандт. Пётр – хранитель символических ключей от рая, главный символ католической церкви, папы Римского – повёрнут к зрителю спиной, и его почти не касается свет огня, зато Павел ярко залит светом и возвышается над Петром. Свет невидимого очага освещает картину снизу, высвечивая книгу в руках Петра, – это, скорее всего, его Послания, в которых, судя по жесту Павла, и заключается предмет спора. Послания самого Павла стоят на столе, как бы возвышаясь над обоими апостолами. Чтобы более глубоко проникнуть в образы апостолов, понять философский смыл других картин с апостолом Павлом, необходимо открыть книгу Нового завета и прочитать «Послания святого апостола Павла». Предлагаю вам сделать это самостоятельно, потому что есть истины, над которыми нужно размышлять самим. Амстердам в ХVII веке – центр книгоиздания, но на картинах Рембрандта мы видим только рукописные книги. Когда рукописная книга, иначе кодекс, в руках апостолов или Девы Марии, то вопросов нет – в противном случае это был бы слишком смелый анахронизм. Но почему учёный и политики изображены с рукописной книгой? (Впрочем, на столе у Корнелиса Клаасса мы не видим текст, а по переплёту судить сложно.) Возможно, ответ на этот вопрос мы найдём, когда вернёмся к теме книги в творчестве других художников ХVII века – ведь ещё по крайней мере три великих имени достойны нашего внимания: Рубенс, Веласкес, Эль Греко.

«Спор Петра и Павла» («Спор двух учёных»), 1628

«Евангелист Матфей и ангел», 1661

Пётр и Павел канонически изображаются вместе – можно посмотреть на византийские и русские иконы, на одноимённую картину 1614 года Эль Греко в Эрмитаже… Вы увидите, что непременным символом Павла будет книга, а символом Петра – чаще всего ключ. В 1661 году Рембрандт обратился к образу евангелиста Матфея, которого тоже запечатлел в момент написания святой книги. Ангел, с лицом сына Рембрандта Титуса, нашёптывает Матфею на ухо, по-видимому, текст Евангелия. На страницах альманаха мы обязательно ещё обратимся к роли книги в канонических изображениях Христа и святых. Рембрандт и Саския вели весёлую, счастливую жизнь, за которую платили дорого: трое их детей умерли в младенчестве. В 1641 году семья снова ждала ребёнка, моля Бога сохранить его жизнь. Рембрандт пишет картину «Святое семейство» (1641). Сын Титус стал единственным ребёнком Рембрандта и Саскии. Но и за этот подарок судьбы художнику пришлось дорого заплатить: через год после рождения сына умирает Саския – его главная муза. Через несколько лет Рембрандт возвращается к теме святого семейства и пишет удивительную по своей одухотворённости картину «Святое семейство и ангелы», которая сегодня является гордостью Эрмитажа.

«Святое семейство с ангелами», 1645

Богоматерь прервала чтение, чтобы поправить покрывало на Младенце. В этот иконографический сюжет, один из самых распространённых в изобразительном искусстве, Рембрандт привнёс новое: чудесное, божественное в потоке света проникает в человеческий быт, в повседневность. Свет падает на младенца, ангелов, лицо Марии и книгу – таким образом, книга включена в число святых образов на картине. В руках Марии Ветхий завет, где пророками предсказано появление её сына: череда свидетельств, знамений, начиная со времён Моисея, предвещала рождение этого младенца. Со смертью Саскии жизнь Рембрандта сильно изменилась. В это время художник своим творчеством опережал эпоху, поэтому оставался непонятым современниками, а значит, терял заказы, и вместе с ними возможность содержать большой роскошный дом, где прошла его самая счастливая пора жизни. После распродажи в 1657–58 гг. дома и имущества Рембрандт перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни со своей гражданской женой, бывшей служанкой, Хендрикье Стоффелс. На их неравный брак не давали разрешения власти, а церковь преследовала незаконное сожительство, признав незаконнорожденной дочь Рембрандта и Хендрикье Корнелию. Самым близким человеком для художника оставался Титус. Рембрандт написал много портретов сына – нам интересен портрет с книгой – «Читающий Титус» (1656).

«Читающий Титус», 1656

1650–1660 годы стали вершиной творчества художника-портретиста. Написав за всю жизнь около трёхсот портретов, Рембрандт проник в человеческую сущность, научился отражать её цветом, светом и тенью, был свободен от того, чтобы угодить заказчику, так как чаще всего в качестве моделей выступал его сын, старики и старухи еврейского квартала и он сам. Именно этими портретами Рембрандт вошёл в мировое искусство как величайший портретист. По праву одним из лучших групповых портретов Рембрандта и вершиной его творчества является «Портрет синдиков гильдии суконщиков» (1662). Представители самой древней и самой уважаемой купеческой гильдии в Голландии запечатлены для истории за проверкой счётной книги. Само это занятие и, конечно, открытые, освещенные солнцем лица синдиков свидетельствует об их честности, порядочности, аккуратности ведения дел… Групповой портрет в ХVII веке заменял визитную карточку, работал на репутацию цеха, гильдии.

«Портрет синдиков цеха суконщиков», 1662

В романе Гледис Шмитт «Рембрандт» есть восторженное описание этой картины, которое преподносится как внутренний монолог самого художника: «Ещё никогда он не создавал столь сияющей, цельной и правдивой вещи. <…> Щедрый свет солнца падал на холст, озаряя шесть лиц и сливаясь с внутренним светом человеческих душ, не затуманенных сделками с совестью, сияющих зрелостью и ясностью. Чёрный бархат одежд, чёрные касторовые шляпы, красивый ало-золотистый восточный ковёр, покрывавший стол, за которым сидели синдики, старинная деревянная панель позади них, счётная книга и денежный мешок, которых они касались своими многоопытными и выразительными руками, – всё это было выписано необыкновенно тщательно, но лишь дополняло лица, а лица, несмотря на всё их различие между собой и точность портретного сходства, были подчинены одной, конечной цели – показать, как сияет человек в сиянии мира» . На картинах Рембрандта представлены совершенно разные книги: древние рукописные – греческие, латинские, еврейские, Ветхий и Новый завет, книги Торы, книга нидерландского теолога Менно Симонса, нотные и, наконец, счётная книга. Книга сопровождала Рембрандта всю жизнь. Он любил книги; когда были деньги, не жалел их на приобретение старых и редких книг. В его картинах книга становилась то аллегорией самой жизни, которую человек перелистывает и закрывает навсегда, то символом сокровенных знаний и мудрости, книга помогала раскрыть в картинах образы святых и обычных людей…, а закончилось тем, что древняя книга-свиток в картине оказалась в руках самого художника, сконцентрировав все накопленные смыслы: прошедшая жизнь, мудрость, знание… В «Автопортрете в образе Павла» (1661) Рембрандт завершил ещё одну тему своего творчества, своих религиозно-философских размышлений. К образу этого апостола он впервые обратился в двадцать два года, выразив в картине «Спор Петра и Павла» явную победу Павла, затем возвращался к образу святого несколько раз в течение жизни – в итоге в этом образе он преподнёс миру себя. Что Рембрандт хотел сказать этим? Возможно, то было его «послание» людям, которое можно понять, открыв в Новом завете «Послания святого апостола Павла».

«Автопортрет в образе апостола Павла», 1661

www.mirfilologa.ru

Рембрандт и его семья. | Волшебная сила искусства

          Продолжаем знакомство с творчеством Рембрандта ван Рейна.

О РЕМБРАНДТЕ

          Он родился 15 июля 1606 года в Лейдене. Его отец был мельником, видимо, достаточно богатым, чтобы дать сыну хорошее образование и устроить его в 1620 году в Лейденский университет.

           Но Рембрандт проучился недолго — решил стать художником. Три года он работает подмастерьем у одного лейденского художника, а затем полгода учится живописи у Питера Ластмана в Амстердаме.

      Ластман, искусный мастер, обучавшийся в Италии, познакомил Рембрандта с эффектом светотени, применяющейся для передачи объемности и раскрытия драматизма действия. Этот прием станет главным в творчестве художника. Последующие годы Рембрандт работает в Лейдене, снискав репутацию мастера библейских и мифологических сцен.

       В 1631 или в начале 1632 года переезжает в Амстердам, где сразу приобретает известность, написав «Урок анатомии доктора Тюльпа». Он живет у торговца картинами Хендрика ван Эйленбюрха, который покровительствует ему, устраивает заказы на портреты, что создает молодому художнику репутацию модного преуспевающего мастера.

          В 1634 году Рембрандт удачно женился на племяннице Хендрика Саскии, а к 1639 году вместе с женой приобрел в столице великолепный дом. До начала 1640-х гг. он пользуется большим успехом у заказчиков, это время его личного благополучия. В знаменитом шедевре этого периода - «Автопортрете с Саскией на коленях» (около 1635, Картинная галерея, Дрезден) Рембрандт изобразил себя с молодой женой за праздничным столом. Нежные переливы золотистых тонов, потоки света, пронизывающие картину, передают радостное настроение молодого и преуспевающего художника и его жены, полных надежд и мечтаний. 

 САСКИЯ

           Она была дочерью  местного бургомистра, адвоката и учёного, знатного горожанина Ромбертуса ван Эйленбурга.В семье было восемь детей, из них четверо дочерей, Саския — самая младшая.

              В 7 лет лишилась матери, ещё через пять лет — отца. В возрасте 21 года она приезжает в Амстердам в гости к кузине Алтье , которая была замужем за проповедником Иоганном Корнелисом Сильвиусом.

    Он был знаком с Рембрандтом, который в 1633 году создал офорт с его портретом. Также в Амстердаме жил её кузен Хендрик ван Эйленбург  — художник и арт-дилер, создавший фирму («академию») по созданию картин, участником которой в 1631—1635 годах стал Рембрандт, также занимавший помещение в доме Хендрика

          По-видимому, в этом доме Рембрандт и Саския познакомились. 8 июня 1633 года состоялась их помолвка, а 22 июня 1634 года они обвенчались в амстердамской церкви Аудекерк, свидетелем был Иоганн Корнелис Сильвиус. На церемонии присутствовали кузен Саскии Хендрик ван Эйленбург с женой Марией ван Эйк и сестра Саскии Тития с мужем. Саския принесла мужу большое приданое.

               Трое их детей (Ромберт и две Корнелии) умерли вскоре после рождения. 22 сентября 1641 года был крещён их сын Титус, названный в честь сестры Саскии Титии (умер, не достигнув 30-летия).

         В следующем году Саския после 9 лет брака скончалась в возрасте 30 лет (вероятно, от туберкулёза) и была похоронена в Аудекерке.

           Рембрандт очень много рисовал Саскию. Со многими портретами вы уже знакомы,но я всё равно их представлю,чтобы вы могли сравнить.

«Смеющаяся Саския» (1633, Дрезден).

«Блудный сын в таверне» (1635, Дрезден).

«Саския в красной шляпе» (1633/1634, Эрмитаж).

 

Саския в образе Флоры

Рембрандт, «Портрет молодой женщины», 1634 год.

 ТИТУС

         Титус был крещен 22 сентября 1641 года в Амстердаме в церкви Зюйдкерк под именем Титус в память о тетке Саскии Титии.

             После смерти Саскии в 1642 году Рембрандт для ухода за Титусом нанял Гертье Диркс. Через несколько лет её сменила Хендрикье Стоффельс.

              После банкротства Рембрандта в 1656 году, в 1658 Хендрикье и Титус основали компанию (официально зарегистрированную в 1660) по продаже произведений искусства, в которой Рембрандт был наёмным работником. Тем самым они не дали возможность кредиторам взыскивать с художника написанные им картины в счёт долгов. Помимо поиска заказов для отца и продажи его произведений Титус и сам пробовал писать картины.

               10 февраля 1668 года Титус женился на Магдалене ван Лоо, дочери друга Рембрандта. 4 сентября 1668 года, спустя всего несколько месяцев, Титус умер, вероятно, от чумы и был похоронен 7 сентября при церкви Вестеркерк. Магдалена вскоре родила дочь, которую назвала Титией в честь отца.

РЕМБРАНДТ  много рисовал своего сына.

«Титус за партой» (1655, Роттердам).

Читающий Титус» (1656, Вена).

Рембрандт, «Титус», 1658.

Титус в образе монаха» (1660, Амстердам).

 ХЕНДРИКЬЕ  СТОФФЕЛЬС.

                 Хендрикье родилась в семье сержанта Стоффела Ягера и Мичтелд Ламбертс в городе Бредеворт. Стоффел занимался охотой для замка Бредевоорт. Со временем он стал почётным гражданином этого города, от него произошли многие знатные семьи, ведущие свой род и по сей день.

             У Хендрикье было три брата — Хермен, Берент и Фрерик и три сестры, все старшие. Хермен и Берент служили солдатами в Бредевоорте.

             В 1647 году Хендрикье начала работать служанкой в доме у Рембрандта. После разрыва отношений художника с Гертье Диркс, она стала его близким другом. 25 июня 1654 года Рембрандт и беременная Хендрикье предстали перед Консисторией реформатской церкви по обвинению в блуде.

            Хендрикье призналась в связи с художником и святой суд потребовал, чтобы она прервала отношения с ним и отлучил её от святого причастия. Тем не менее, Хендрикье осталась с Рембрандтом. 30 октября 1654 года в церкви Аудекерк была крещена их дочь, названная Корнелией в честь матери Рембрандта (то же имя носили две умершие во младенчестве дочери Рембрандта от покойной жены Саскии.

       5 декабря 1660 года Хендрикье и Титус (сын Саскии) официально зарегистрировали работающую с 1658 года после банкротства Рембрандта компанию по продаже произведений искусства, в которую наняли Рембрандта в качестве работника, тем самым они защитили художника от претензий кредиторов.

              В августе 1661 года Хендрикье составила завещание, по которому оставляла все свое имущество дочери Корнелии. Рембрандт получал право пожизненного пользования, а Титус получал наследство в том случае, если у Корнелии не будет детей. 21 июля 1663 года Хендрикье скончалась.

            Рембрандт не женился на Хендрикье Стоффелс, вероятнее всего потому, что по завещанию терял наследство Саскии «в случае заключения нового брака».

          Корнелия в 1670 году вышла замуж, у неё было двое детей, которых она назвала Рембрандт и Хендрикье.

Хендрикье у окна.1656-1657. Государственный музей, Берлин.

         В период , когда проходила распродажа имущества на аукционе, Рембрандт создает  «Портрет Хендрикье Стоффелс» (Берлин - Далем, государственные музеи).

       Особенно примечательна такая деталь: к шнурку, висящему на шее, прикреплено обручальное кольцо, символизирующее ее фактический брак с Рембрандтом.

         Весь облик этой необыкновенно привлекательной молодой женщины, ее приветливый и умный взгляд как бы говорит о том, что она знает меру бренного и настоящего в жизни, умеет отличать подлинные ценности от мнимых. Это один из самых обаятельных женских образов в мировой живописи. 

«Флора» (1654), Метрополитен-музей

 

«Хендрикье Стоффелс в бархатном берете» (1655), Лувр

Вирсавия .Рембрандт, Хендрикье Стоффельс 1654

«Купающаяся женщина» (1654), Лондонская Национальная галерея

Хендрикье Стоффельс, 1659.

         Благородная, и тонкая душа, Хендрикье окружает Рембрандта любовью, теплом, заботой. Все это согревает его в эти трудные годы, здесь он черпает силы и вдохновение. У нее спокойное, миловидное лицо, задумчивый, обращенный к зрителю взгляд. Это год, когда Хендрикье родила дочку Корнелию. 

ТРУДНЫЕ ГОДЫ

          Распродажа имущества Рембрандта состоялась в течение 1657-1658 годов. На первом аукционе продавали собрание картин и изделий прикладного искусства. На втором - коллекцию графики, в том числе рисунки и гравюры самого Рембрандта; на третьем аукционе - дом и мебель.

        Некоторые исследователи считают, что стоимость имущества художника в несколько раз превосходила размеры его долгов. Коллекция Рембрандта была оценена, по одним данным, в 17 тысяч гульденов, а по другим - еще дороже. На аукционе она была продана всего за 5 тысяч. Дом, находившийся неподалеку от центра города, был оценен в два раза дешевле его первоначальной стоимости. 

           В результате распродажи имущества часть кредиторов получила причитающиеся им деньги. Опекунский совет вынес решение, согласно которому 7 тысяч флоринов было включено в состав наследства Титуса, завещанного его матерью. Но не все кредиторы были удовлетворены, и суд обязал Рембрандта новые картины передавать для продажи с целью погашения долгов.

         Суд лишил Рембрандта права иметь имущество, кроме носильных вещей и принадлежностей для рисования. Практически он был обречен на нищенское существование в течение всей своей дальнейшей жизни.

                         В июле 1663 умирает в возрасте около сорока лет верная спутница жизни Хендрикье. Оказалось, что судьба еще не утомилась, нанося художнику все новые удары; целый ряд бед отравил предсмертный год его жизни. Через семь месяцев после своей свадьбы умер Титус ван Рейн.

              Рембрандт присутствовал на крестинах сироты-внучки, родившейся после смерти своего отца и названной в честь его Титией, а следом он похоронил свою молодую невестку.

Решила добавить ещё одну картину,которая осталась незаконченной.Это картина Семейный портрет.

Рембрандт Семейный портрет.1866-1868гг.

        Он решил собрать вместе дорогих ему людей – дочь, невестку, внучку, крестного новорожденной и его сына. Это вымышленный портрет. Никогда все пятеро не собирались перед ним. На эту картину, которую он написал для себя самого, надлежит смотреть как на изображение мечты.

        Три лица почти закончены: это лица Магдалены-невестки, Франсуа ван Бейлерта -крёстного и его сына. Рембрандт завершил костюм Корнелии и корзину в ее руках, но лишь наметил объем головы, прическу и кудри, обрамляющие лицо и спадающие на плечи, подчеркивая серьезный профиль напротив улыбающегося мальчугана.

Что до Титии, то это не младенец, проживший лишь несколько месяцев.(Титии,внучке Ремрандта тогда было всего несколько месяцев.) Рембрандт изобразил ее в роскошном костюме с белым воротничком, в блестящем бархатном берете, надетом поверх чепчика, веселой девочкой, держащей в одной руке погремушку, а другую положившей на грудь матери, повторяя жест своего отца в «Еврейской невесте».

Рембрандт.Еврейская невеста.1665г

Предположительно На этой картине изображён его сын Титус со своей женой Магдаленой..

     Осенью 1669 года тихо, незаметно скончался величайший из мастеров голландской школы.Рембранд ван Рейн.

           Мастер выполнил более 400 картин (не считая многочисленных несохранившихся произведений), а также 287 гравюр и тысячи рисунков. Серьезная, реалистическая живопись, говорящая сердцу, нашла себе величайшего творца в лице Рембрандта.       

 

Источники.

http://www.centre.smr.ru/win/artists/rembrandt/biogr_rembrandt.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BB%D1%81,_%D0%A5%D0%B5%D0%BD%​D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BA%D1%8C%D0%B5

http://rembr.ru/rembrandt-biography.php

https://ru.wikipedia.org/wiki/%

http://smallbay.ru/rembrandt.html   

maxpark.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта