Урок музыки по теме "Звучащие картины. Прощание с Масленицей". 3-й класс. Звучащие картины презентация


Презентация для урока музыки " Звучащие картины" 5 кл.

Контрольная работа на обобщающем уроке 5 кл.1 четверти (программа "Музыка. 5-7 классы" Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской".

Просмотр содержимого документа «Презентация для урока музыки " Звучащие картины" 5 кл.»

Внимание! На все вопросы возможен только один правильный ответ. МУЗЫКА КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 5 КЛАСС 1 ЧЕТВЕРТЬ Ладова Алевтина Александровна МОБУ «Физико-математический лицей»г.Оренбурга

Внимание! На все вопросы возможен только один правильный ответ.

МУЗЫКА КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

5 КЛАСС 1 ЧЕТВЕРТЬ

Ладова Алевтина Александровна МОБУ «Физико-математический лицей»г.Оренбурга

1. Название знаков нотного письма А В Г Б

1. Название знаков нотного письма

А

В

Г

Б

2. К средствам музыкальной выразительности не относится: А. динамика Б. тембр В. темп Г. форма  

2. К средствам музыкальной выразительности не относится:

А. динамика

Б. тембр

В. темп

Г. форма

 

3. Записать названия инструментов А Б В

3. Записать названия инструментов

А

Б

В

4. Как называют исполнение всего музыкального произведения или его ведущей партии одним голосом или инструментом? А. унисон Б. соло В. тутти Г. хор

4. Как называют исполнение всего музыкального произведения или его ведущей партии одним голосом или инструментом?

А. унисон

Б. соло

В. тутти

Г. хор

5. Назовите имя греческой богини – покровительницы музыки: А. Золушка Б. Пенелопа В. Муза Г. Эвридика

5. Назовите имя греческой богини – покровительницы музыки:

А. Золушка

Б. Пенелопа

В. Муза

Г. Эвридика

6. Музыка, которая предназначена для исполнения музыкальными инструментами, но без участия человеческого голоса: А. вокальная Б .танцевальная В. инструментальная Г. театральная

6. Музыка, которая предназначена для исполнения музыкальными инструментами, но без участия человеческого голоса:

А. вокальная

Б .танцевальная

В. инструментальная

Г. театральная

7. Какая страна является родиной оперы: А. Италия Б. Испания В. Германия Г. Франция

7. Какая страна является родиной оперы:

А. Италия

Б. Испания

В. Германия

Г. Франция

8. Перед началом опер и балетов всегда звучит инструментальное вступление, которое называется: А. пролог Б. концерт В. эпиграф Г. увертюра

8. Перед началом опер и балетов всегда звучит инструментальное вступление, которое называется:

А. пролог

Б. концерт

В. эпиграф

Г. увертюра

9. Композитор, сочинивший оперу на античный древнегреческий миф об Орфее и Эвридике: А . Э. Григ Б. В.Моцарт В. Р. Вагнер Г. К. Глюк

9. Композитор, сочинивший оперу на античный древнегреческий миф об Орфее и Эвридике:

А . Э. Григ

Б. В.Моцарт

В. Р. Вагнер

Г. К. Глюк

10. На каком инструменте играл Орфей, герой оперы «Орфей и Эвридика»? А. лира Б. свирель В. рожок Г. флейта

10. На каком инструменте играл Орфей, герой оперы «Орфей и Эвридика»?

А. лира

Б. свирель

В. рожок

Г. флейта

11. Какого композитора называют «музыкальным сказочником»? А. Н. А. Римский-Корсаков Б. П. И. Чайковский В. М. И. Глинка Г. М. П. Мусоргский

11. Какого композитора называют «музыкальным сказочником»?

А. Н. А. Римский-Корсаков

Б. П. И. Чайковский

В. М. И. Глинка

Г. М. П. Мусоргский

12. Какая страна является родиной романса: А. Италия Б. Испания В. Германия Г. Франция

12. Какая страна является родиной романса:

А. Италия

Б. Испания

В. Германия

Г. Франция

13. Как называется романс русского композитора, побывавшего когда-то в Оренбурге? Кто его автор ?

13. Как называется романс русского композитора, побывавшего когда-то в Оренбурге? Кто его автор ?

А. Н.А. Римский – Корсаков «Садко» А. М.И. Глинка «Жаворонок» опера Б. «Утро школьное, здравствуй!» ? В. «Вниз по матушке по Волге» ? ? Г. П.И. Чайковский «Щелкунчик» ? 14. Как и все виды искусства, музыка тоже имеют свои жанры. Впишите их жанр.

А. Н.А. Римский – Корсаков «Садко»

А. М.И. Глинка «Жаворонок»

опера

Б. «Утро школьное, здравствуй!»

?

В. «Вниз по матушке по Волге»

?

?

Г. П.И. Чайковский «Щелкунчик»

?

14. Как и все виды искусства, музыка тоже имеют свои жанры. Впишите их жанр.

15. Кто этот гениальный композитор ? Он был вундеркиндом: в четыре года малыш написал свой первый концерт для клавира, причем такой сложный, что вряд ли кто-либо из европейских виртуозов мог бы его исполнить. Когда отец увидел неоконченную нотную запись, то он изумленно воскликнул: - Но этот концерт так труден, что его никто не сможет сыграть! - Какие глупости, папа! - возразил сын,- его может сыграть даже ребенок. Например, я.

15. Кто этот гениальный композитор ?

  • Он был вундеркиндом: в четыре года малыш написал свой первый концерт для клавира, причем такой сложный, что вряд ли кто-либо из европейских виртуозов мог бы его исполнить. Когда отец увидел неоконченную нотную запись, то он изумленно воскликнул: - Но этот концерт так труден, что его никто не сможет сыграть!
  • - Какие глупости, папа! - возразил сын,- его может сыграть даже ребенок. Например, я.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

kopilkaurokov.ru

Презентация к уроку музыки "" Музыкальные инструменты: флейта, скрипка."Звучащие картины ""

Данная презентация является красочным дополнением к уроку музыки по программе Критской.

Просмотр содержимого документа «Презентация к уроку музыки "" Музыкальные инструменты: флейта, скрипка."Звучащие картины ""»

Музыкальные инструменты: флейта, скрипка. «Звучащие картины» Презентация к уроку музыки 2 класс выполнила: учитель начальных классов Гладких Н.Д.

Музыкальные инструменты: флейта, скрипка. «Звучащие картины»

Презентация к уроку музыки

2 класс

выполнила: учитель начальных классов

Гладких Н.Д.

- Если бы вы были художниками, какими бы вы пользовались красками, чтобы изобразить утро?

- Если бы вы были художниками, какими бы вы пользовались красками, чтобы изобразить утро?

  • Бледно – голубой
  • Розовой
  • Жёлтой
На небе месяц, И ночная ещё не тронулася тень. Царит себе, не сознавая, Что вот уж встрепенулся день, Что, хоть лениво и несмело, Луч возникает за лучом, А небо так ещё всецело Ночным сияет торжеством. Но не пройдёт двух – трёх мгновений, Ночь испарится над Землёй, И в полном блеске проявлений Вдруг нас охватит мир дневной. Ф. Тютчев

На небе месяц,

И ночная ещё не тронулася тень.

Царит себе, не сознавая,

Что вот уж встрепенулся день,

Что, хоть лениво и несмело,

Луч возникает за лучом,

А небо так ещё всецело

Ночным сияет торжеством.

Но не пройдёт двух – трёх мгновений,

Ночь испарится над Землёй,

И в полном блеске проявлений

Вдруг нас охватит мир дневной.

Ф. Тютчев

Кратко опишите основные темы доклада
  • Кратко опишите основные темы доклада
Что услышали из этой музыки? Какие краски вы бы взяли для изображения? Как вы думаете, какое время суток изображает композитор? Багровый цвет, золотистый, красный, бордовый, музыка похожа на колыбельную.
  • Что услышали из этой музыки? Какие краски вы бы взяли для изображения? Как вы думаете, какое время суток изображает композитор?
  • Багровый цвет, золотистый, красный, бордовый, музыка похожа на колыбельную.
Мелодия Лад Мажор Минор

Мелодия

Лад

Мажор

Минор

Скок, скок, поскок, молодой дроздок По водичку пошёл, молодичку нашёл. Молодиченька невеличенька, Сама с вершок, голова с горшок. Они сели рядком, посидели ладком. Настала ночь, улетели прочь.

Скок, скок, поскок, молодой дроздок По водичку пошёл, молодичку нашёл. Молодиченька невеличенька, Сама с вершок, голова с горшок. Они сели рядком, посидели ладком. Настала ночь, улетели прочь.

Радостно Торжественно Энергично Поэтично Грозно Нежно Спокойно Тяжело бесконечно Набожно Робко Раздраженно дерзко Страстно Сонливо Танцевально Взволнованно Шутливо элегантно
  • Радостно
  • Торжественно
  • Энергично
  • Поэтично
  • Грозно
  • Нежно
  • Спокойно
  • Тяжело
  • бесконечно
  • Набожно
  • Робко
  • Раздраженно
  • дерзко
  • Страстно
  • Сонливо
  • Танцевально
  • Взволнованно
  • Шутливо
  • элегантно
1. Ударный музыкальный инструмент, звук из которого извлекают палочками – колотушками, ударяя ими по мембране из туго натянутой кожи: - литавры - барабан - арфа 2. Представительница скрипичного семейства. На этом инструменте играют смычком, поставив инструмент на пол: Виолончель - баян - волынка 3. Популярный струнный щипковый инструмент, который может выступать как в роли солиста, так и аккомпаниатора певцу-вокалисту: - скрипка - гитара 4. Фортепиано. В котором рама со струнами и механизмами расположены вертикально, называется…

1. Ударный музыкальный инструмент, звук из которого извлекают палочками – колотушками, ударяя ими по мембране из туго натянутой кожи:

  • - литавры
  • - барабан
  • - арфа

2. Представительница скрипичного семейства. На этом инструменте играют смычком, поставив инструмент на пол:

  • Виолончель
  • - баян
  • - волынка

3. Популярный струнный щипковый инструмент, который может выступать как в роли солиста, так и аккомпаниатора певцу-вокалисту:

  • - скрипка
  • - гитара

4. Фортепиано. В котором рама со струнами и механизмами расположены вертикально, называется…

  • - орган
  • - пианино
  • - домра
5. Медный духовой инструмент, внешне напоминающий горн, в оркестре имеет самый высокий и звонкий голос среди медных духовых: - тромбон - труба - валторна 6. Четырёхструнный смычковый инструмент с выразительным певучим звуком: - балалайка - скрипка - домра 7. Простейшая флейта в виде тростниковой или костяной трубки с отверстиями:

5. Медный духовой инструмент, внешне напоминающий горн, в оркестре имеет самый высокий и звонкий голос среди медных духовых:

  • - тромбон
  • - труба
  • - валторна

6. Четырёхструнный смычковый инструмент с выразительным певучим звуком:

  • - балалайка
  • - скрипка
  • - домра

7. Простейшая флейта в виде тростниковой или костяной трубки с отверстиями:

  • - свирель
  • - волынка
  • - гобой
Лад Регистр Динамика Интонация Тембр Мелодия Темп Ритм

Лад

Регистр

Динамика

Интонация

Тембр

Мелодия

Темп

Ритм

Использованные ресурсы:

Использованные ресурсы:

  • Учебник «Музыка» 2 класс.  Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Москва. « Просвещение», 2010 г. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.

kopilkaurokov.ru

Урок музыки по теме "Звучащие картины. Прощание с Масленицей". 3-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Вызвать осознанное отношение к празднику – масленица; выявить связь с жизнью.
  • Развивать способности «внутреннего слуха», т.е. способность «внутри себя» мысленно услышать то, что в данный момент не слышим, и «внутреннего зрения», т.е. способность «внутри себя»» мысленно увидеть то, что в данный момент не видим (всматриваясь в произведения изобразительного искусства, мы можем внутренним слухом «услышать» ту или иную музыку.

Задачи:

  1. Знакомство с историей возникновения праздника – масленица;
  2. Погружение детей в атмосферу праздничных гуляний с помощью различных видов искусства:
    • музыки (П.И. Чайковский «Времена года. Февраль»)
    • поэзии (А. Сокерин «Февраль»)
    • живописи (Б. Кустодиев «Масленица»)
  3. Развивать эстетическое чувство на примере высокохудожественных произведений искусства; развивать творческие способности, воображение, память.
  4. Воспитывать уважение к традициям своего народа.

Оборудование: Магнитофон, репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», произведение П.И. Чайковского «Времена года. Февраль», А. Сокерин, сборник стихов.

Пословицы:

  • Не житье, а Масленица.
  • Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
  • Масленица семь дней гуляет.
  • Масленица – объедуха, деньгам – приберуха.
  • Боится Маслена горькой редьки, да пареной репки.
  • Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.
  • Была у двора Масленица, да в избу не зашла.
  • Без блинов не Масленица.
  • В Прощеный день, как на Пасху, все целуются.
  • Блин – не клин, брюха не расколет.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит музыка.

Приветствие учащихся. Я рада всех видеть на этом уроке в эти последние зимние дни.

II. Основная тема урока.

Зима подошла к концу, но, несмотря на это она нам подарила различные праздники. Назовите их?

(Новый год, Рождество, Святки, Старый Новый год, Крещение Руси, Татьянин день, День святого Валентина, 23 февраля – День защитников Отечества, масленица).

– Посмотрите, сколько праздников!

Несмотря на то, что они следуют друг за другом смысл каждого, традиции проведения и значение разные.

Сегодня на уроке мы познакомимся с очень весёлым и большим праздником и узнаем, какое значение он имеет в жизни человека.

А о каком празднике сегодня пойдет речь, я думаю, вы все без труда догадаетесь из стихотворения тобольского поэта А. Сокерина «Февраль»

Февраль. Свирепо свищут вьюги, Сугробы снежные растут, Но очень скоро, ветры с юга Весну на крыльях принесут.

Он переменчивым бывает, Он – ветродуй и зимобор, Ветрами зиму выдувает И с ней ведет упрямо спор.

Он бокогрей. С утра морозит, А в полдень пригревает бок, Февраль весну уже ворожит, Февраль – зимы последний срок.

У крыш, хрустальной бахромою, Сосульки длинные висят, Прощаясь с матушкой – зимою, Синички радостно свистят.

И воробьи повеселели, Уже чирикают смелей, А на пригорке, возле ели, Снег зимний стаял до корней.

И оживились в стаях галки, Уже недолго до весны, В домах проворные хозяйки, Пекут на масленку блины.

– Масленица.

(Слайд 1)

– А что вы знаете об этом празднике?

Масленица – самый любимый, весёлый и разгульный праздник, так как длился целую неделю. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, песни, пляски.

Возник он в глубокой древности. Начиналась масленица за неделю перед Великим постом или за 7 недель до Пасхи.

Это последняя неделя перед постом, когда можно есть молоко, яйца, сыр. Всё же главное угощение – блины, круглые, румяные, горячие символизируют солнце, которое восходит всё раньше и раньше, удлиняя день, приближая весну и лето. На наших столах блины, а в центральной России помимо блинов, использовали и другие символы солнца – горящие колеса, спускаемые с гор.

Также из соломы мастерили чучело масленицы. Соломенное чучело, олицетворяющее злую, суровую, подчас голодную для многих крестьянских семей зиму везли на окраину села, пели, плясали вокруг него, блинами закликали на двор весну-красну, а в конце праздника чучело Зимы- масленицы сжигали на костре. Но перед сжиганием припоминали, что зима принесла не только морозы, метели, вьюги, простуды, но и различные зимние забавы: увлекательные катанья на лыжах и коньках, на сноубордах. Новогодние праздники, за елку, подарки, зимние каникулы. Поэтому зиму-масленицу хоть и провожали со двора, но с большим почетом и уважением. Называлась она в разных регионах по-разному: честная, широкая, веселая, объедуха, однако все же чаще – просто масленица или сырная неделя.

– Когда в этом году будет или была Масленица?

(Слайд 2)

В этом году масленичная неделя начиналась 11 марта, а заканчивается 17 марта.

Каждый день масленицы имел своё название и значение:

1 день (понедельник, 11.03.2013 г.) – Встреча масленицы.

(Слайд 3)

Понедельник (первый день) – «встреча масленицы». В этот день встречают масленицу, встречали масленицу всегда сытостью и довольством. Чем богаче масленицу праздновали, тем богаче год будет.

Изготавливали и наряжали куклу-чучело.

2 день (вторник, 12.03.2013 г.) – Заигрыши.

(Слайд 4)

Второй день масляной недели назывался Заигрыши. Конечно, тут вспоминались все зимние игры и потехи, строились снежные и ледяные крепости. Родственники ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища.

– Я хочу показать вам одну из игр, которую использовали на масляной неделе) – Игра «Петушки».

3 день (среда, 13.03.2013 г.) – Лакомка.

(Слайд 5)

Но вот наступил третий день масляной недели. По мне, так он лучше всех. Одно название чего стоит – лакомка. Сколько услад готовилось по домам, не перечесть. За одним столом сто и двести разных блюд и закусок – и блины, и пироги, и вареники, и шанежки, и крендельки.

Но кто-то все же в этот радостный день был на особом счету. Кто же это? Зять. В этот день зятья (папы) приходят на блины к тёщам – маминым мамам. У милой тещи блины подаются с икрой, грибами, творогом, яйцами, луком. По поводу такого угощения гости нередко по-доброму шутили: Где блины, там и мы…

– Ребята, а вы умеете печь блины?

– Кто знает, как пекут блины? (Ингредиенты).

На Руси каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов, и держала его в секрете. У меня от вас секретов нет, и в конце урока я всем подарю свой рецепт приготовления блинов.

– Кто не знает, тот узнает из песни «Блины».

Разучивание и исполнение песни «Блины»

4 день (четверг, 14.03.2013 г.) – Разгул.

(Слайд 6)

Следующий день – самый пик праздника. С четверга масленичный разгул развертывался во всю ширь: с погремушками, с бубнами, балалайками, разгуливали по ярмарке ряженые. Всем миром, в качестве участников или активных заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, спускали всю злость и ярость, накопившуюся за год.

Игра «Кулочки»

5 день (пятница, 15.03.2013 г.) – Тёщины вечеринки.

(Слайд 7)

Вот и пришел пятый день – тещины вечеринки. Здесь, наоборот, зять тещу к себе приглашает, блинами угощает, да не просто так, а если будет приглашение, и чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета и уважения.

6 день (суббота, 16.03.2013 г.) – Золовкины посиделки.

(Слайд 8)

Суббота. Что делать, опять идти в гости? Увы. День так и назывался Золовкины посиделки. Кстати, золовок, т.е. сестер мужа могло быть много: пять или десять… Невестка приходит и дарит золовкам подарки.

7 день (воскресенье, 17.03.2013 г.) – Проводы или прощеное воскресенье.

(Слайд 9) 

Настало воскресенье или прощеный день. В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и старались не держать в своем сердце никакого зла. К этому дню чучело из соломы и тряпок несли через всю деревню, а к вечеру всем миром сжигали чучело масленицы – символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.

В этот день заканчивается обжорство и веселье,

Вот и перелистали мы все 7 листков короткого календаря. Прошла неделя. Отгуляла честная пятница. А завтра? Завтра первый день Великого поста.

Пришло время с Масленицей проститься И друг другу повиниться Все обиды и ссоры простить, Чтоб красиво и честно зажить.

Но прежде, чем перейти к следующей части нашего урока, я хочу задать вам несколько вопросов. Исстари, на Руси людей почитали смышлеными, да находчивыми. Хочу посмотреть: не растеряли ли вы эти способности?

  • Как по-другому народ называл праздник Масленицы? (Широкая, веселая, объедуха…)
  • Сколько дней длится праздник? (7 дней)
  • Назовите эти дни.
  • Основное масленичное блюдо? (Блины)
  • Почему блины круглые? (Символ солнца)

III. Репродукция картины Б.М. Кустодиева.

Не только писатели, поэты, но и художники и композиторы старались передать свои впечатления об этом веселом русском празднике.

Я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины Б.М.Кустодиева «Масленица».

Внимательно вглядитесь в эту картину.

(Слайд 10)

– Что вы видите на картине?

(Картина очень пестрая с резкими контрастами, вместе с тем очень цельная. Обратите внимание, как мастерски художник объединил разные детали – люди, тройки, театральное представление в одно единое целое. Фоном для действия служит белый снег зимнего пейзажа, контрастом ему – яркие, сочные краски народного гуляния).

– Если внимательно вслушаться в эту картину- Эта картина звучит или она безмолвна?

– Что вы услышали?

(Шум разноголосой праздничной толпы, народные наигрыши, которые исполняет гармонист, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана – кукольного театра, голоса людей, несущиеся со сцены кукольного театра).

– Какую бы вы написали музыку к этой картине, если бы были композиторами? (веселую, задорную, легкую, быструю)

– Я включу небольшое музыкальное произведение.

– Созвучна ли эта музыка по своему настроению репродукции Б.Кустодиева? Внимательно слушайте.

IV. Слушание произведение П.И. Чайковского «Времена года. Февраль»

– Почему созвучна? От картины исходит свет, радость, праздничность, веселье, от музыки тоже исходит радость, веселье, даже местами игривость. Я тоже считаю, что музыка созвучна.

– Какие инструменты звучали? (рояль)

Если внимательно вслушаться в музыку, то можно услышать будто не рояль звучит, а балалайка, гусли, рожки, так и кажется, что играет целый оркестр русских народных инструментов, звучание рояля имитирует, подражает звучанию целого оркестра.

Да и сама музыка – это весёлая, русская, народная пляска. Впрочем, нет, это не просто пляска, а целая картинка шумного, многолюдного праздника.

– Кто мог написать эту чудесную музыку?

(Слайд 11)

– П.И.Чайковский. «Февраль. Масленица.» (цикл «Времена года»).

– Давайте, еще раз послушаем эту музыку, обратите внимание, как ярко звучит рояль, как композитор мастерски передал атмосферу праздника, настроение народных гуляний.

– Посмотрите, ребята, 2 разных произведения искусства отражают одну и туже тематику, одно и тоже жизненное содержание – радость жизни, веселье, жизнь прекрасна!

V. Итог урока.

Домашнее задание – рисунки к теме нашего урока, можете изобразить масленичные гуляния, блины, а кто-то и напишет свой рецепт приготовления блинов (я специально оставила место в классе для ваших работ место).

– Вам урок понравился?

– Ребята, вы меня очень порадовали на уроке. Большое спасибо.

Я приготовила вам подарки:

  1. Такие веселые смайлики, в виде солнышка. При выходе из класса оставьте свой смайлик мне на память по своему настроению – или он улыбается, или грустит. У меня вот такой смайлик -
  2. Рецепт блинов, сами блины. Я знаю, у вас будет классный час, там вы и продолжите масленичные гуляния.

Урок закончен. Большое спасибо всем за работу.

(Слайд 12)

Литература:

  1. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка 1-4 классы». Методическое пособие. – Москва: «Просвещение», 2004.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта