Картины по русской истории. С.В. Иванов. Юрьев день. Юрьев день картина


Картины по русской истории. С.В. Иванов. Юрьев день. — Обо всём на свете

Начало здесь.

Yurev_den

Картина открывает перед нами важную страницу в истории закрепощения русского крестьянства — основной массы насе­ления страны. К концу XV века право крестьянина жить там, где ему хочется, было уже сильно ограничено.

Феодалы стара­лись максимально затруднить уход крестьян со своей земли («отказ»). Ограничивала срок ухода 57-я статья Судебника 1497 года: «А христианом отказыватися из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и не­делю после Юрьева дЬя осеннего».

Это время было выбрано феодалами не случайно. Урожай был собран, и с крестьянина легче было получить данную ему ранее ссуду и налоги. Мы ви­дим, что крестьянская семья, рассчитавшись с приказчиком или старостой, увозит с собой лишь небольшую часть урожая и скудные пожитки, оставляя дом, двор, корову… Надвигались морозы — крестьянин не мог уйти далеко, ему трудно было строиться на новом месте.

Поэтому крестьянский «выход» чаще всего был просто-напросто «вывозом» его другим помещиком, предлагавшим «подъемные деньги», ссуду зер­ном, скотом или двором, которая еще больше прикрепляла крестьянина к феодалу. Юрьев день просуществовал до конца XVI века.

Опричный террор нанес русскому крестьянству страшный удар. К моменту смерти Ивана Грозного по сравнению с сере­диной XVI века в самом центре России, в Московском уезде, обрабатывалось 16% пашенной земли, а в землях Новгорода и Пскова еще меньше.

Не все крестьяне были уничтожены — очень многие бежали на Урал, в Сибирь, Поволжье, на южные границы, на запад. Тем временем феодалы, как в сказке о «Ди­ком помещике», оставшись без рабочих рук, нищали и бедство­вали. Спасая казну и феодалов от экономического краха, пра­вительство Бориса Годунова приняло решение запретить крестьянам покидать обрабатываемые ими земли.

Отмена Юрьева дня была объявлена осторожно, под видом «заповед­ных лет», якобы временной меры. Около 1592 —1593 года, когда по стране было завершено описание земель («писцовые книги»), вышел указ о запрещении «отказа». Но мощная I Крестьян­ская война под предводительством И. И. Болотникова (1606— 1607) задержала окончательное закрепощение крестьянства.

Не добившись восстановления Юрьева дня, крестьяне массами, целыми деревнями уходили от помещиков, угоняя скот и унося весь инвентарь, пробираясь лесами или сражаясь на дорогах с правительственными войсками, уничтожая крепости и остро­ги.

Непрекращавшиеся всю первую половину XVII века крестьянские восстания заставляли правительство сохранять установленный еще при Годунове 5-летний срок сыска бег­лых, по прошествии которого крестьяне не подлежали возвращению прежнему владельцу. Классовая борьба почти полстолетия сдерживала рост оброка и барщины.

Важнейшим документом крепостного права стало Уложение 1649 года, объявившее наследственное для феодалов и потом­ственное для крестьян прикрепление крепостных к поместью или вотчине. «А отдавать беглых крестьян и бобылей (без­земельных крестьян) из бегов по писцовым книгам всяких чинов людям без урочных лет», — гласило Уложение.

Мас­совые побеги и восстания, II Крестьянская война под предво­дительством С. Т. Разина (1670—1671) были продолжением борьбы с усилением крепостничества. Юрьев день стал одним из лозунгов вековой крестьянской борьбы за свободу.

Автор аннотации: А.П. Богданов

Продолжение следует.

bugaeff.ru

«Юрьев день»

«Юрьев день»

Художник С.В.Иванов

* Картина открывает перед нами важную страницу в истории закрепощения русского крестьянства – основной массы населения страны. К концу XV века право крестьянина жить там, где ему хочется, было уже сильно ограничено. Феодалы старались максимально затруднить уход крестьян со своей земли («отказ»). Ограничивала срок ухода 57-я статья Судебника 1497 г.: «А христианом отказыватися из волости, из села в село один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего» (великомученика Юрия поминали весной и осенью, 26 ноября). Это время было выбрано не случайно. Урожай был собран, и с крестьянина легче было получить данную ему ранее ссуду и налоги. Мы видим, что крестьянская семья, рассчитавшись с приказчиком или старостой, увозят с собой лишь небольшую часть урожая и скудные пожитки, оставляя дом, двор, корову… Надвигались морозы – крестьянин не мог уйти далеко, ему трудно было обустроиться на новом месте. Поэтому крестьянский «выход» чаще всего был просто-напросто «вывозом» его другим помещиком, предлагавшим «подъемные деньги» - ссуду зерном, скотом или двором, которая еще больше прикрепляла крестьянина к феодалу.* «Выход» в Юрьев день просуществовал до конца XVI века, пока не был принят указ, запрещающий переходить крестьянину от одного хозяина к другому. Именно, указ 1592 года запретил такой переход, которого раньше крестьяне ждали не один год. Это породило поговорку: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Из-за того что при расчетах хозяева часто обманывали крестьян, появилось и выражение «объегорить», где в основе слова лежит имя Егор (на Руси имена Егор, Григорий и Юрий являлись одним тем же именем).

У художника К.В.Лебедева написана картина на ту же тему - «Крестьянин уезжает от помещика в Юрьев день». Эта картина наглядно раскрывает крепостнический характер закона о Юрьеве дне. Мы видим, что после уплаты «пожилого» у крестьянина, который в зимний день прощается за околицей с родным селом, ничего не осталось, кроме саней, лошади и собачонки. Ясно, что для спасения своей семьи от голода и холода он примет любые кабальные условия у другого помещика.

_______________

* Короткова М.В. История России. IX – XVIII века. 6-7 кл.: – М.: Дрофа, 2002. – 192 с.: ил. - (Дидактические материалы).

shikardos.ru

Написать рассказ с историческими терминамипо картине "Юрьев...

Изучая историю России конца XV века, я узнал, как тяжело жилось крестьянам во время крепостного права. Крестьяне были закрепощены, их права ограничены, они не могли жить там, где им хочется, помещики всячески затрудняли уход крестьян со своих земель. 

Юрьев день или день Святого Георгия Великомученика, покровителя земледельцев ("георгос" по-гречески "земледелец"), почитался у крепостных крестьян. На этот день, начало декабря, приходились расчеты помещика с нанятыми крестьянами по результатам сбора урожая. В ХV веке крестьяне свободно могли оставить землю, на которой они проживали ранее, и перейти к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и пошлину за пользование двором и земельным наделом - пожилое. Крестьяне - старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему "все пожилое", остальные, прожившие менее четырех лет, платили часть - в зависимости от количества прожитых лет.С объединением русских земель под властью великого князя московского был установлен единый порядок: Судебник 1497 года, принятый при великом князе Иване III, ограничивал право крестьян на уход от своих господ в течение года. Теперь крестьянин мог уйти от хозяина, только закончив полевые работы - в течение недели до Юрьева дня и недели после него. Юрьев день был маленьким шансом для крестьянских семей найти себе лучшую долю, работать на помещика хотя бы с небольшой выгодой для себя.В Судебнике 1550, изданном при царе Иване IV Грозном, право "выхода" сохранилось, но по инициативе Бориса Годунова царь Фёдор Иоаннович запретил переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день в определенные годы на время составления писцовых книг (описи населения и земельного фонда). Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, возникла поговорка: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!"Далее в истории Руси происходило большее закрепощение крестьян. В 1649 году было принято Соборное Уложение, юридически закрепившее бессрочный сыск беглых крестьян и возвращение их "с чады и домочадцы и со всеми животы назад, где хто жил".С Соборным Уложением 1649 принято связывать окончательное оформление крепостничества. В свою очередь, помещики были обязаны взыскивать подати со своих крепостных и своевременно вносить их в казну, а также (со времен Петра I) - сдавать определенное количество своих крепостных в солдаты.Картина С.В. Иванова открывает важную страницу в истории крепостного права на Руси, художник ярко и точно изобразил в одном сюжете настроение эпохи крепостного права. На первом плане картины видно, как помещик или приказчик расчитывается с крестьянином. Позади уже запряжена лошадь, в телеге собрано все небогатое имущество крестьянской семьи, у сына своя котомка, хозяин положил свой мешок на землю рядом. Крестьянка сидит на тюках и держит вязанку лаптей, крестьянский сын держит поводья, ожидая отца. Хорошо, что есть лошадь, она и привезет куда надо и поможет обработать землю. Вокруг собрался народ, провожает уезжающую семью, лиц людей почти не видно, все угрюмые и озабоченные своей тяжелой судьбой. Урожай уже собран, поля на заднем плане обработаны, вокруг глубокая осень и даже птицы в стае куда-то летят. Люди одеты в теплые вещи - шапки, кафтаны, повседневную ненарядную одежду. Хочется надеятся, что в новом месте крестьянам будет легче жить, хотя о настоящей свободе пока еще рано даже и думать

Оцени ответ

nebotan.com

Помогите пож Опишите картину Юрьев день... -reshimne.ru

«Юрьев день»

Художник С. В. Иванов

* Картина открывает перед нами важную страницу в истории закрепощения русского крестьянства – основной массы населения страны. К концу XV века право крестьянина жить там, где ему хочется, было уже сильно ограничено. Феодалы старались максимально затруднить уход крестьян со своей земли («отказ»). Ограничивала срок ухода 57-я статья Судебника 1497 г.: «А христианом отказыватися из волости, из села в село один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего» (великомученика Юрия поминали весной и осенью, 26 ноября).

Это время было выбрано не случайно. Урожай был собран, и с крестьянина легче было получить данную ему ранее ссуду и налоги. Мы видим, что крестьянская семья, рассчитавшись с приказчиком или старостой, увозят с собой лишь небольшую часть урожая и скудные пожитки, оставляя дом, двор, корову…

Надвигались морозы – крестьянин не мог уйти далеко, ему трудно было обустроиться на новом месте. Поэтому крестьянский «выход» чаще всего был просто-напросто «вывозом» его другим помещиком, предлагавшим «подъемные деньги» - ссуду зерном, скотом или двором, которая еще больше прикрепляла крестьянина к феодалу. *

«Выход» в Юрьев день просуществовал до конца XVI века, пока не был принят указ, запрещающий переходить крестьянину от одного хозяина к другому. Именно, указ 1592 года запретил такой переход, которого раньше крестьяне ждали не один год. Это породило поговорку: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Из-за того что при расчетах хозяева часто обманывали крестьян, появилось и выражение «объегорить», где в основе слова лежит имя Егор (на Руси имена Егор, Григорий и Юрий являлись одним тем же именем).

У художника К. В. Лебедева написана картина на ту же тему - «Крестьянин уезжает от помещика в Юрьев день». Эта картина наглядно раскрывает крепостнический характер закона о Юрьеве дне.

Мы видим, что после уплаты «пожилого» у крестьянина, который в зимний день прощается за околицей с родным селом, ничего не осталось, кроме саней, лошади и собачонки. Ясно, что для спасения своей семьи от голода и холода он примет любые кабальные условия у другого помещика

reshimne.ru

Открытка (плейкаст) «Юрьев день»

Пожалуйста, подождите

Выберите друга из социальной сети

Картина открывает перед нами важную страницу в истории закрепощения русского крестьянства - основной массы населения страны. К концу XV века право крестьянина жить там, где ему хочется, было сильно ограничено. Феодалы старались максимально затруднить уход крестьян со своей земли ("отказ"). Ограничивала срок ухода 57-я статья Судебника 1497 года: "А христианом отказыватися из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего". Это время было выбрано феодалами не случайно. Урожай был собран, и крестьянина легче было получить данную ему ранее ссуду и налоги. Мы видим, что крестьянская семья, рассчитавшись с приказчиком или старостой, увозит с собой лишь небольшую часть урожая и скудные пожитки, оставляя дом. Двор, корову… Надвигались морозы - крестьянин не мог уйти далеко, ему трудно было строиться на новом месте. Поэтому крестьянский "выход" чаще всего был просто-напросто "вызовом" его другим помещиком, предлагавшим "подъемные деньги", ссуду зерном, скотом или двором, которая еще больше прикрепляла крестьянина к феодалу. Юрьев день просуществовал до конца XVI века. Опричный террор нанес русскому крестьянству страшный удар. К моменту смерти Ивана Грозного по сравнению с серединой XVI века в самом центре России, в Московском уезде, отрабатывалось 16% пашенной земли, а в землях Новгорода и Пскова еще меньше. Не все крестьяне были уничтожены - очень многие бежали на Урал, в Сибирь, Поволжье, на южные границы, на запад. Тем временем феодалы, как в сказке о "Диком помещике", оставшись без рабочих рук, нищали и бедствовали. Спасая казну и феодалов от экономического краха, правительство Бориса Годунова приняло решение запретить крестьянам покидать обрабатываемые ими земли. Отмена Юрьева дня была объявлена осторожно, под видом "заповедных лет", якобы временной меры. Около 1592-1593 года, когда по стране было завершено описание земель ("писцовые книги"), вышел указ о запрещении "отказа". Но мощная I Крестьянская война под предводительством И.И. Болотникова (1606-1607) задержала окончательное закрепощение крестьянства. Не добившись восстановления Юрьева дня, крестьяне массами, целыми деревнями уходили от помещиков, угоняя скот и унося весь инвентарь, пробираясь лесами или сражаясь на дорогах с правительственными войсками, уничтожая крепости и остроги. Не прекращавшиеся всю первую половину XVII века крестьянские восстания заставляли правительство сохранять установленный еще при Годунове 5-летний срок сыска беглых, по прошествии которого крестьяне не подлежали возвращению прежнему владельцу. Классовая борьба почти полстолетия сдерживала рост оброка и барщины. Важнейшим документом крепостного права стало Уложение 1649 года, объявившее наследственное для феодалов и потомственное для крестьян прикрепление крепостных к поместью или вотчине. "А отдавать беглых крестьян и бобылей (безземельных крестьян) из бегов по писцовым книгам всяких чинов людям без урочных лет", - гласило Уложение. Массовые побеги и восстания, II Крестьянская война под предводительством С.Т. Разина (1670-1671) были продолжением борьбы с усилением крепостничества. Юрьев день стал одним из лозунгов вековой крестьянской борьбы за свободу.

Разместите анонс любого плэйкаста на главной странице сайта. Это могут быть Ваши собственные работы или понравившиеся плэйкасты других пользователей сайта. Каждый анонс добавляется в начало списка анонсов и проведет на главной странице сайта не менее 2 часов. Если все свободные места уже заняты, то Ваша заявка будет добавлена в очередь и появится на главной странице при первой же возможности. Сделайте подарок друзьям и близким, порадуйте себя, представьте интересные плэйкасты на всеобщее обозрение. Добавляя анонс, вы автоматически соглашаетесь с Правилами размещения анонсов.

Просмотр плэйкаста.Введите ссылку или номер.

Открыть плэйкаст

www.playcast.ru

Что такое Юрьев день в истории?

В статье мы расскажем о том, что такое Юрьев день, какова история этого праздника, а также о том, в честь кого он отмечается. День св. Георгия, который на Руси назывался Юрьевым днем, связывается у многих из нас с историей крепостного права. И действительно, этот праздник был особым для крестьян. Ни у кого из них не возникал вопрос: "Что такое Юрьев день?" Его значение для них было огромным. Заинтригованы? Читайте эту статью, и вы узнаете, что такое Юрьев день в истории нашей страны.

Когда отмечался Юрьев день, как он был связан с крепостным правом

Это праздник по старому стилю отмечался 26 ноября, а по новому – 9 декабря. В период с 16 по 17 век он выпадал на 6 декабря.

что такое юрьев день

Кратко ответить на вопрос о том, что такое Юрьев день для русских крестьян, можно следующим образом. Во-первых, именно в этот день помещики рассчитывались с ними. Расчет происходил по результатам собранного урожая, тогда, когда в деревне заканчивался финансовый год. Именно от Егорьева дня, как назывался Юрьев день, произошло слово "объегорить", которое означало нечестно рассчитаться. Во-вторых, именно тогда был разрешен уход от помещика. Крестьяне в 15 веке отлично знали, что такое Юрьев день, ведь в этот праздник они могли свободно оставить свою землю и уйти к другому землевладельцу. Для этого, однако, требовалось уплатить долги прежнему помещику, а также пошлину за пользование земельным наделом и двором (пожилое). Те, кто прожил 4 или более лет у землевладельца, уплачивали в случае перехода "все пожилое". Другие, находившиеся в его подчинении менее четырех лет, отдавали только часть, в зависимости от того, какое время они прожили у него. Расскажем о том, что такое Юрьев день в истории России дальнейших лет.

Судебники Ивана III и Ивана Грозного

что такое юрьев день в истории россии

После того как русские земли были объединены под властью московского князя, установился единый порядок на всей территории государства. В 1497 году был принят Судебник (при Иване III). В соответствии с ним право крестьян уйти от помещиков в течение года было ограничено. Теперь они могли покинуть их лишь после окончания полевых работ, то есть за неделю до Юрьева дня и еще 7 дней после. В изданном при Иване Грозном (портрет его представлен выше) Судебнике 1550 года сохранилось право "выхода". Вот что такое право Юрьева дня - возможность уйти от помещика.

Режим заповедных лет

Слово "заповедь" в переводе означает "запрет". Царь Федор Иоаннович по инициативе Б. Годунова запретил крестьянам и в Юрьев день переходить от одного хозяина к другому. Но не всегда, а только в определенные годы, когда создавались писцовые книги, в которых была представлена опись земельного фонда и населения. Этот запрет стал неожиданным для русских крестьян. Появилась следующая поговорка: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!"

"Урочные лета"

Однако крестьяне еще могли скрыться от помещиков. Еще в правление Федора Ивановича, в 1597 году, был издан указ об урочных летах. В нем впервые был указан срок сыска беглых крестьян. Он составлял 5 лет. Это время называлось "урочными летами". Если в течение его помещик не нашел крестьянина, не обратился с челобитной о его розыске, право на него было для него потеряно. Беглый крестьянин по закону закреплялся за новым хозяином. "Урочные лета" распространялись не только на тяглых крестьян, которые оказывались прикреплены к земле на 5 лет, но и на их жен и детей, которые ранее не подпадали под "заповедные лета". При этом любой переход крестьянина считался бегством. Совершивший его подлежал возврату вместе с имуществом и семьей.

Борис Годунов впоследствии то отменял этот срок, то вводил его вновь. Через некоторое время крепостное право было отменено, и жители нашей страны забыли о том, что такое Юрьев день в истории. Сегодня далеко не все могут рассказать об этом празднике. Однако в культуре нашей страны его отголоски сохранились и по сей день.

Итак, мы ответили на вопрос: "Что такое Юрьев день?". Определение этого праздника, как вы узнали, связано с именем св. Георгия. Но мы еще не рассказали о самом этом святом. Предлагаем вам познакомиться с ним поближе.

Краткое жизнеописание Георгия

что такое юрьев день определение по истории

Этот святой родился в г. Бейрут (Белит) в 3-м веке н. э. Родители его были людьми богатыми. Несмотря на то что на христиан в то время были гонения, они воспитывали своего сына в традициях веры. Георгий был красивым, сильным и храбрым юношей. Как и многие его сверстники, он решил поступить на военную службу к Диоклетиану, императору, жившему с 284 по 305 г. н. э. Вскоре он заслужил расположение и уважение правителя Римской империи. Диоклетиан, однако, устраивал гонения на христиан. Однажды Георгий не выдержал этого и обличил императора в несправедливости и жестокости. Он сказал, что он является одним из его любимцев, а между тем Георгий христианин, как и те, кого Диоклетиан преследует. Конечно, этот поступок означал смерть для храброго юноши. Император, убедившись, что тот не отречется от Христа, велел отрубить Георгию голову. Это произошло в Никомидии в 303 году.

День памяти Георгия

Сам день памяти Георгия-Юрия является чисто русским праздником. Его нет в других православных Церквах. Память пострадавшего за веру воина Георгия, жившего при императоре Диоклетиане, по новому стилю отмечается 6 мая. У множества православных народов, к примеру, у южных славян, Георгий – покровитель земледельцев. Всем известно совершенное им убийство змея, изображенное на московском гербе.

Чудо о змие

что такое юрьев день определение

Каждый из вас наверняка видел изображение святого Георгия, сидящего на белом коне и поражающего копьем змия, извивающегося на земле. Оно иллюстрирует событие, произошедшее уже после кончины св. Георгия. Согласно легенде, недалеко от места, где появился на свет этот святой, в г. Бейруте, жил в озере змей. Он часто пожирал местное население. Для того чтобы утолить его голод, жители стали регулярно приносить ему на съедение девушку или юношу, которые были выбраны по жребию. Жребий однажды выпал на дочь человека, правившего этой местностью. Девушку отвели к озеру и привязали здесь. Она в ужасе ожидала появления чудовища. Когда змей начал приближаться к ней, неожиданно появился юноша на белом коне. Он пронзил чудовище копьем и таким образом спас девушку. Конечно же, этот юноша был Георгием, святым великомучеником. Этим чудесным явлением он положил конец уничтожению девушек и юношей в пределах Бейрута. Георгий обратил ко Христу население этой страны, жители которого раньше были язычниками.

Символы в чуде о змие

что такое юрьев день в истории

Этот рассказ называют чудом Георгия о змие. Он напоминает фольклорные рассказы различных стран о героях и богатырях, победивших чудовище. Однако победа святого, при всем сходстве с ними, была более духовной, нежели физической. Не случайно изображение героя, поражающего змея, нередко объясняют иносказательно. Спасенная им царевна олицетворяет Церковь, а змей символизирует язычество. То, что Георгий изображен на коне, также не случайно. Это символизирует победу над "древним змием", то есть дьяволом. Победа над драконом, а также то, что Георгий по профессии был воином, стали причиной почитания его как покровителя воинства.

Воскрешение вола

Но, кроме убийства змея, он почитался и за другое деяние. Георгий однажды повстречал на своем пути бедного крестьянина. У этого человека пал единственный вол. Георгий упросил Бога своей молитвой оживить вола. Крестьяне трактовали победу над змеем как возможность молитвы этому святому с просьбой защиты от укусов ядовитых змей, нападающих на скот, а также от хищных животных вообще.

Память о святом

что такое право юрьева дня

Еще с 10 века на Руси стало распространенным имя "Юрий" и "Георгий". Ярослав Мудрый, сын Владимира, крестившего Русь, был наречен в крещении именно Георгием. Ярослав в честь своего покровителя соорудил в Киеве Георгиевскую церковь, находящийся в Великом Новгороде Юрьев монастырь, а также основал прибалтийский город Юрьев. Церковь, расположенная в Киеве (на фото выше), в период средневековья несколько раз была разрушена и перестроена. Окончательно ее уничтожили лишь в 1934 году. Сегодня об этой церкви напоминает лишь название переулка в Киеве, расположенного неподалеку от Золотых ворот (Георгиевский переулок). В наши дни город Юрьев принадлежит Эстонии. Он был переименован в Тарту. А расположенный в Великом Новгороде Юрьев монастырь (на фото ниже) действует и сегодня. Он является одной из основных достопримечательностей этого города. Благодаря ему многие наши соотечественники вспоминают о том, что такое Юрьев день.

что такое юрьев день на руси

Определение по истории, заданное учителем, или просто интерес к традициям нашей страны побудил вас познакомиться с этим праздником? Надеемся, что в любом случае вы нашли необходимую информацию. О том, что такое Юрьев день на Руси, можно рассказывать долго, но мы постарались отобрать лишь самые важные сведения.

fb.ru

«Юрьев день»: Изображая жертвенность

Картина, поставленная по сценарию Юрия Арабова, на последнем «Кинотавре» расколола критическое сообщество. Одни всячески восхваляли фильм за усмотренные ими в нем «антирусские настроения». Что не слишком вязалось с пафосом выступления самого Серебренникова, перед показом в Сочи прилюдно посвятившего свое творение России. Другие (в их числе и кинообозреватель «КП»), напротив, сочли, что картина следует традиции «русской духовности», после фильмов Тарковского, Сокурова и Звягинцева уже вызывающей легкую изжогу.

И те, и другие, впрочем, согласны с тем, что «Юрьев день» - самый кинематографический фильм Серебренникова, остающегося по преимуществу театральным режиссером. Даже в самой удачной на сегодняшний день его киноработе - «Изображая жертву» - театр одерживал над кино легкую победу. В новом фильме режиссер время от времени ставит в неловкое положение исполнительницу главной роли Ксению Раппопорт, заставляя ее изображать на крупном плане оперное пение. Современное кино давно уже избегает подобные мизансцены. Разве что престарелый Франко Дзеффирелли в «Каллас навсегда» заставлял Фанни Ардан долго демонстрировать гланды, но Дзеффирелли в отличие от Серебренникова давно уже не считается «актуальным» режиссером. Столь же сомнительны и назойливые библейские «аллюзии», и прямые кинематографические цитаты из «Персоны» Бергмана или фильмов того же Сокурова, из которых Серебренников непонятно зачем позаимствовал растянутые по диагонали, нарочито «странные» планы.

Что же касается «антирусских настроений», то, наверное, рассказанный Серебренниковым сюжет можно трактовать и таким образом. А можно и прямо противоположным, что, видимо, и является основным достоинством этой картины, позиционирующей себя в качестве высокохудожественной метафорической притчи. Хотя рассказать эту историю можно было бы и в куда более современном «формате» мистического триллера.

Перед переездом в Германию на ПМЖ оперная дива спешит показать сыну свою малую родину - городок Юрьев. Но родина в прямом смысле слова не отпускает ее от себя: мутная, недружелюбная, засасывающая провинциальная российская жизнь, в которой каждый день - Юрьев, отнимает у героини сначала сына (он исчезает бесследно), а потом и собственную идентичность. В результате она забывает и про заграницу, и про немецких импресарио, становится похожей на местных опухших, нечесаных баб и устраивается уборщицей в тюрягу - мыть загаженные полы, омывать тела страждущих. И дожидаться Сына, его второго пришествия. Чтобы не скучать в ожидании, экс-дива начинает петь в православном хоре, окончательно принеся в жертву амбиции солистки-индивидуалистки.

Провинциальная российская жизнь, разумеется, может быть очень страшна, но опоздавший лет на 15 фильм Арабова и Серебренникова описывает ее, словно на дворе славные перестроечные годы. И даже если согласиться с тем, что в этой жизни не многое изменилось, былой герметичности в ней уже точно нет. Призрак свободы навис и над городом Юрьевом, хотя авторам, посетившим его проездом, по старинке всюду мерещится призрак апокалипсиса.

Стас Тыркин ждет ваших откликов на сайте.

Поделиться видео </>

Юрьев день.Картина, поставленная по сценарию Юрия Арабова, на последнем «Кинотавре» расколола критическое сообщество. Одни всячески восхваляли фильм за усмотренные ими в нем «антирусские настроения». Что не слишком вязалось с пафосом выступления самого Серебренникова, перед показом в Сочи прилюдно посвятившего свое творение России.

www.kp.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта