ЯПОНСКАЯ ЖИВОПИСЬ. Японские картины тушью


Японская живопись тушью - Суйбокуга или суми-э: kovlam

Живопись тушью (суйбокуга, или суми-э) - китайский стиль, заимствованный японскими художниками в XIV веке. Постепенно адаптируясь к японским вкусам, суйбокуга превратилась в конце XV века в основное направление японской живописи. Она абсорбировала некоторые элементы чисто японского стиля ямато-э и явилась, в свою очередь, тем фундаментом, на базе которого сформировался китайско-японский синтез школы Кано. В последующие века ее влияние было очевидным даже в таких взаимно исключающих стилях, как стили школы Римпа и художников-литераторов (бундзинга).Суйбокуга монохромна. Она характеризуется использованием черной туши (суми), твердой формы древесного угля или производимой из сажи китайской туши, которая растирается в тушечнице, разбавляется водой и наносится кистью на бумагу или шелк.

Монохромность предлагает мастеру нескончаемый выбор тональных вариантов, которые китайцы давным-давно признали "цветами" туши. Суйбокуга иногда допускает использование настоящих цветов, но ограничивает его тонкими, прозрачными мазками, которые всегда остаются подчиненными линии, исполненной тушью. Живопись тушью разделяет с искусством каллиграфии такие существенные характеристики, как жестко контролируемая экспрессия и техническое мастерство формы. Качество живописи тушью сводится, как и в каллиграфии, к целостности и сопротивлению на разрыв проведенной тушью линии, которая как бы держит на себе произведение искусства, подобно тому, как кости держат на себе ткани.

Техника живописи тушью, которую использовали китайские художники, особенно творившие в эпоху танской династии (618 – 907 гг.), была впервые представлена японцам в VIII веке. Однако лишь после ознакомления с монохромной живописью мастеров, живших при сунской (960 – 1279 гг.) и юаньской (1279 – 1368 гг.) династиях - с живописью, поступившей в Японию из Китая и Кореи в эпоху Муромати (1333 – 1568 гг.) попутно с дзэн-буддизмом и прочими элементами китайской культуры, дзэнские монахи трансформировали ее в основное направление японского изобразительного искусства.

Дзэнские монахи, которые проводили долгие часы, изучая классические образцы китайской литературы, идентифицировали себя с конфуцианскими мудрецами, отвергавшими вульгарный мир ради общения с природой и овладения такими изящными искусствами, как музыка, поэзия, живопись и каллиграфия. В числе самых ранних исполненных тушью картин эпохи Муромати имеется несколько идеализированных изображений уединенных в сельской местности приютов ученого (сёсайдзу). Картины эти, часто игравшие роль прощальных подарков, которые вручались в знак признания взаимных духовных целей и которые испещрялись стихами, принадлежат к категории сигадзику ("разрисованные свитки со стихами"). Выдающимся их образцом является работа Минтё "Домик у ручья" ("Кэйин сётику дзу”, 1413 год).

Ландшафт стал важным объектом живописи тушью. Ранние японские ландшафты, исполненные тушью, часто включают фантастично громоздящие горные вершины и глубокие ущелья, явно копирующие китайскую ландшафтную живопись и не имеющие ничего общего с местной топографией. С постепенной натурализацией живописи тушью натурализировалась и ее ландшафтная составляющая. Сэссю начал этот процесс, рисуя реальные японские ландшафты, как на то указывает его шедевр "Аманохасидатэ" (примерно 1501 год). Стиль ландшафтной живописи тушью еще более натурализировался в дальнейшем художниками школ Ами и Сога, чьи мягкие, словно бы водянистые пейзажи инкорпорировали элементы ямато - э в той ее разновидности, которая практиковалась школой Тоса. Портреты дзэнских патриархов и таинственных личностей, принадлежавших кисти Кандзан и Дзиттоку, также довольно часто встречались в живописи тушью, равно как и изображения бодхисатвы Каннон и Дарумы, легендарного основателя секты Дзэн. Более широкая категориядзэнской монохромной портретной живописи охватывает своими рамками животных, птиц, растения, овощи и фрукты.

На завершающих этапах эпохи Муромати наблюдалась постепенная секуляризация живописи тушью и ее отделение от дзэн-буддизма. Начало этим подвижкам положили работы художников школы Ами - Ноами, Гэйами и Соами, - прикомандированных к двору сёгуна. Тенденция эта достигла своего апогея на ранних фазах эпохи Эдо (1600 – 1868 гг.) и нашла отражение в работах мастеров школы Кано, чей китайско-японский синтез монохромной туши и полихрома растертого в порошок золота отвечал вкусам ценителей из рядов вновь поднявшегося воинского сословия, которым наскучил аскетизм монохрома и которые настаивали на создании грандиозных композиций для крупных архитектурных комплексов.

kovlam.livejournal.com

ЯПОНСКАЯ ЖИВОПИСЬ | Все просто. Блог Татьяны Платоновой

«Если вы висите над пропастью,

держась зубами за куст, а к вам

подходит человек и спрашивает:

„В чем состоит суть дзен?“,

что вы ему ответите?»

(Дзенский коан, XVI в)

C XIV века на японских островах получил развитие стиль живописи, называемый «континентальным», так как являлся, по своей сути, прямым заимствованием живописных традиций Китая и Кореи. Лишь в Х веке возникло живописное направление ямато-э, которое можно было назвать первым, по-настоящему японским, живописным стилем. Живописью ямато-э в основном покрывались сдвижные экраны (сёдзи) и ширмы. Несколько позже в Японии появился стиль эмакимоно, живописные произведения которого выполнялись на длинных свитках-полотнищах. Рисунки эмакимоно носили простой символический характер.

В XIV веке на смену эмакимоно приходит другой, появившийся в буддийских монастырях живописный стиль — суми-э. Суми-э — живопись тушью в стиле дзен — очень скоро выходит за стены монастырей и становится значимой частью культуры всего как религиозного, так и светского японского общества.

Несомненно, живопись, похожая на суми-э, существовала и в Китае задолго до появления ее в Японии. Китайский прототип суми-э возник в период правления династии Сун. Но лишь в Японии приобрело эстетическую утонченность и оформилось в то самобытное направление, которое мы часто называем живописью дзен.

Свое название направление суми-э получило от сочетания двух японских иероглифов: «суми» — тушь и «э» — живопись. По своей сути суми-э или, как его иногда называли, Суйбокуга являлась монохромной живописью тушью, похожей на акварель, на специальной бумаге Васи. Причем в суми-э используется только черная тушь и тушь серого цвета разнообразной гаммы, растворенная в воде. Кажущаяся примитивность суми-э обманчива. За простотой линий скрывается глубокий философский смысл. Мастер дзенской живописи не старается воспроизвести форму и внешний вид. Он, используя скупые штрихи, пытается выразить внутреннее существо объекта. Художник не копирует на бумаге предмет, а лишь отображает те его линии, которые необходимы для поставленной задачи.

История сохранила для нас имена некоторых великих дзэнских художников, например — Као Нинга, Мокуан Рэйэн, Сюбун, Мусоо Сосэки и его ученика Мутоо Сюуи. Их произведения несколько непривычны как для нашего времени, так и для времени их создания: изображения Будды, бодхисатв, патриархов несколько карикатурны, смешны или же абсурдны. Другие их картины пропитаны покоем, лица и фигуры застыли в тихом созерцании. Но эта тишина подобна скрученной пружине. Кажется, еще мгновение — и люди, изображенные на картине, взорвутся стремительным действием. Следующие — пронизаны чувством возвышенности природы. Причем это чувство настоль глубоко и так тонко передано, что хочется называть эти пейзажи иконами.

Но и в первом, и во втором, и в третьем случае наличествует некая незавершенность, которая только усиливает восприятие композиции.

Суми-э монохромна. В ней используется твердая черная китайская тушь (мумии) из древесного угля или сажи, которая растирается и разводится водой. Степень разбавления позволяет варьировать бесчисленное количество тональностей. Иногда допускалось включение цветного фрагмента, но он ограничивался небольшой линией или мазком, только усиливающим монохромный монолит произведения.

Классическим произведением суми-э считается «Ландшафт Хабоку» ( «Хабоку сансуйдзу»), созданный в 1495 году непревзойденным мастером Сэссю Тоё — основателем свободного и экспрессивного направления «разбрызгивания туши».

Два других художника — Кандзан и Дзиттоку — прославились живописными портретами патриархов дзен.

С начала 1600 годов художники придворной сегунской школы Кайо стали соединять технику монохромной живописи с полихромной, добавляя к черной туши растертое в порошок золото. В эпоху Эдо в дзенской живописи появилось еще одно течение. Художник Сотацу изобрел технику нанесения капель туши на сырые мазки и разводы.

Суми-э прочно вошло в японскую культуру и, «выйдя» за стены дзен-буддийских монастырей, укоренилось в мирской среде, став символом образованности и просвещенности служилого сословия — самураев.

После отмены самурайства в 1868 году в стиле суми-э продолжали работать такие художники, как Тайкан, Хисида Сюнсо и Симомура Кандзан.

На базе суми-э возникли и развились несколько самостоятельных жанров, которые, однако, также являлись образцами классической живописи дзен. Одним таким жанром стало искусство монохромного пейзажа, отражающего природу как гармоничное и идеализированное божественное творение. Произведениями этого жанра украшались стены дворцов, и для работ приглашались исключительно образованные художники. Этот жанр получил название сансуйга, и его выдающимися представителями были жившие в ХIV-XV веках художники — Минтё, Дзёсэцу, Тэнсёо Сюубун, Сэссюу Тооёо.

Второй жанр, объединивший ямато-э с классическими китайскими традициями, появился во время правления Асикага. Его основателем стал придворный художник Каноо Масанобу, создавший школу своего направления.

Школа выпустила большое количество замечательных художников, которые не только продолжили работать в стиле своего учителя, но и создали третий жанр дзен-буддийской живописи. Этот жанр, окончательно сложившийся в конце XVI века, заключался в изящной полихромной живописи. В нем расписывались сёдзи, ширмы, панно, веера, стены дворцов.

Суми-э по своей сути выходит за рамки живописи и превращается в некую духовную дисциплину, объединяющую мир духовный и мир физический. Произведения суми-э не отображают окружающий мир, а выплескивают его на бумагу в преломлении через душу художника. Но, как и в любой духовной традиции, дзенская живопись опирается на ряд канонических принципов.

Истинное искусство дзен должно сочетать в себе пять принципов: фурюу, ваби, саби, югэн и моно-но аварэ.

Первый — фурюу (аналог китайского фэн-лю) — принцип утонченности духа художника, его хороших манер и образования, его эстетического мироощущения, и как следствие — возвышенности произведения.

Второй принцип — ваби — основывается на созерцании простой и чистой красоты, наслаждении покоем, отстраненным от мирских забот.

Принцип саби олицетворяет экзистенциальное одиночество человека, его «потерянность» среди холодного космического абсолюта. Это понятие трансформировалось из китайского саби, обозначающего смирение, покой, старость и зиму.

Юргэн — пятый принцип искусства дзен — часто называют Красотой Одинокой Печали. В Китае понятие юргэн служило символом непостижимого, скрытого от смысла и понимания объекта. Такого объекта, суть которого невозможно постичь ни интеллектуальным, ни умственным путем. В дзене юргэн стал олицетворением элегантной, таинственной, но в то же время несколько мрачной, красоты, а также спокойной и одинокой эстетичности, разнообразия смыслов.

дзен

Шестой и последний принцип — моно-но аварэ — переводится как очарование вещей. Он служит призывом к эстетическому идеалу переживаний и чувствования красоты, скрытой в природе. Но не явной, «прямолинейной» красоты, а той эфемерной, скрытой, едва различимой… Этот принцип призывает к умению видеть ее везде: в плывущих облаках, дереве, птице, человеке. Аварэ — буддийское понятие, обозначающее недолговечность жизни и материального начала, а также непостоянство, изменчивость и печаль жизни. Исходя из этого, шестой принцип учит находить зыбкую и неповторимую красоту в постоянно меняющемся мире, любоваться ей.

Закончив с технической стороной, художник выпрямлялся и сосредотачивался на белом листе, очищая свой ум и медитируя на выбранном объекте. По преданиям, великие Мастера древности медитировали по нескольку дней, прежде чем взять в руки кисть и обмакнуть ее в тушь…

Медитация помогает достичь максимальной концентрации сознания и ощущения сути объекта, который хочет изобразить художник. Художник, поймавший этот момент, берет в руки кисть и спонтанными движениями, на едином дыхании переносит на бумагу образ своего сознания. Так рождается живописное произведение дзен — произведение, лишенное излишних деталей, но передающее синтез природы и суть вещей.

В живописи дзен не существует дуализма: противоречие между случайностью и человеческой волей отсутствует. Дисциплинарная спонтанность или спонтанная дисциплина — такими словам, пожалуй, можно выразить сущность суми-э.

Дзен-буддизм (чань-буддизм) оказывал большое влияние не только на прилегающие к Японии и Китаю азиатские страны, но и внес свой вклад в развитие культурного наследия Европы и Америки. К дзену обращались такие выдающиеся ученые и мыслители, как К. Г. Юнг, Э. Фромм, М. Хайдеггер, Л. Витгенштейн, а также писатели Гессе, Селинджер, Хармс.

В.Трубников

715

tatianaplatonova.ru

Что такое суми-ё? | Культура

Японские монахи дзэн-буддисты использовали суми-ё в качестве дзэн-упражнения. Картины в этой технике подходят для медитации. Рассматривающий их человек концентрируется на линиях, тенях и душевном волнении. Одноцветность картин лишь увеличивает сосредоточенность.

Техника исполнения суми-ё несложная, она основана всего лишь на четырех мазках, которые называют Четыре благородных. Откуда такое странное название? Существует несколько версий. По одной, такое уважительное название дали древние художники, считая что в них, этих мазках, заключаются все формы и образы мироздания. Вторая более прозаична: считается, что только у богатых имеется свободное время для сосредоточенного занятия суми-ё.

Каждый мазок имеет свое собственное название: «Бамбук», «Хризантема», «Дикая орхидея» и «Ветка сливы». Освоив эти четыре мазка, можно считать, что вы освоили и технику суми-ё. Но тут и начинается самое интересное. Осваивание этих четырех мазков может длиться всю жизнь. Мазок должен быть идеальным, и, чтобы достичь этой идеальности, требуется постоянная тренировка и оттачивание мастерства.

Примеры этих мазков можно посмотреть на картинах художницы Darlene Wood-Harvey, работающей в технике суми-ё.

«Бамбук»: «Хризантема»: «Дикая орхидея»: «Ветка сливы»:

Суми-ё основано на вдохновении. Картина в этой технике рисуется сразу, без всяких предварительных эскизов. Вдохновение само управляет кистью художника, ведет за собой. Никакой медлительности, никакой задержки. Вот поэтому так важно мастерство, отточенность движений.

Сознание при занятиях суми-ё должно быть незамутненным. Ведь каждая ваша картина существует именно в вашем сердце. Она там, и не надо ничего придумывать. Просто позвольте кисти наносить линии. Именно потому, что картины в технике суми-ё рисуются не головой, а сердцем, они очень индивидуальны. Скопировать и повторить картину нельзя. Ведь в картинах суми-ё важна не только композиция, форма, тема, но и каждый нажим кисти, каждый толчок руки.

Сюжеты суми-ё чаще всего незамысловаты. Художники рисуют ветку дерева, листок, скользящий по ветру, бабочку, замершую на цветке, то есть все то, что видят вокруг себя, то, что наполняет теплом их сердца.

Для занятий суми-ё требуются три вещи: кисть, бумага и тушь. Кисточка, которая называется fude, имеет особую форму. Она должна быть длинной, заостренной, с очень тонким кончиком. Такая форма помогает удерживать большое количество туши. Обычно ее изготовляют из щетины какого-нибудь животного. Главное — одного, смеси щетин разных животных не должно быть.

Используемая для суми-ё тушь может быть разного цвета, но чаще всего черная. Хотя применение и других цветов не противоречит технике. И, наконец, бумага. Конечно, идеальный вариант — это рисовая бумага. Но при отсутствии таковой, вполне можно использовать бумагу для акварелей.

Сегодня искусство суми-ё покинуло пределы Японии. Тысячи людей по всему миру предаются этому занятию. Если и вас замучил повседневный быт, если проблемы навалились со всех сторон, если жизнь вам кажется злой и несправедливой, возьмите кисточку и нанесите один мазок Четырех благородных. И, поверьте, ваши затруднения сразу отойдут на задний план.

shkolazhizni.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта