Ян Матейко: жизнь и творчество художника. Яна матейко картины


Ян Матейко. Картины польских художников

Биография  Ян Матейко

Ян Алоизий Матейко – великий польский художник. Родился Ян Матейко в Кракове. Его отец – учитель музыки, сумел привить сыну любовь и уважение к своей родине и своему народу. Ещё в детстве Ян сильно интересовался историей, но ещё больше его занимала живопись, и поэтому его брат Франтишек посоветовал отцу отдать Яна в школу изящных искусств. С тех пор Матейко и стал учиться рисованию, живописи, архитектуре.

Первой его картиной считается — Торжественная выдача Жолкевским братьев Шуйских на сейме в 1611 г. Это произошло в 15 лет и, несмотря на то, что она была далеко от совершенства, она тут же нашла своего покупателя, и Ян заработал 30 гульденов.

В 1858 году Ян Матейко уехал из Польши в Германию, для продолжения обучения. Эта разлука с родиной очень сильно сказывалась на его самочувствии. Художник скучал по родным улочкам и своим друзьям.  Одной из самых первых знаменитых картин считается Станьчик. На этой картине изображён шут, который вдали от шумного веселья задумался над будущим страны. Ян Матейко придал шуту своё лицо. Образ Станьчика позже перекочевал в такую картину, как Колокол Зигмунта.

После таких произведений никто уже не сомневался в гениальности польского художника, тем более, что он, несмотря ни на что, выдавал всё новые и новые полотна. На самой вершине своей славы, ему предложили возглавить Академию художеств в Праге, и он стал директором этого заведения.

Умер знаменитый польский художник 1 ноября 1893 года от язвы. На похороны собрался весь Краков, в честь него прозвучали пушечные залпы и несколько раз ударили в Колокол Зигмунта.

Услуги опытных переводчиков с популярных и редких языков. Для вас перевод лаосского языка по самым демократичным ценам. Любая сложность текста и быстрые сроки исполнения гарантируются.

 

Картины Яна Матейко 

 

Ян Матейко

 

Альфред Потоцкий

 

Артур Потоцкий

 

Астроном Коперник

 

Баторий под Псковом

 

Генри Краевский

 

Генрих Благочестивый

 

Голова старца

 

Грюнвальд Жижек

 

Грюнвальдский Великий Магистр

 

Грюнвальдский витольд

 

Елена Воробей

 

Зигмунт Август и Барбара Радзивилл

 

Колокол Зигмунта

 

Орлеанская дева

 

Ослепший Вит Ствош с внучкой

 

Прусская дань

 

Смерть Зигмунда

 

Смерть короля Перемышль II

 

Собрание

 

Станьчик

 

Торжественная выдача Жолкевским братьев Шуйских

 

Хмельницкий

 

Если вы загружены работой и не можете справиться с домашними хлопотами, то обратитесь в службу уборка квартир киев. Услуги специалистов на высшем уровне: уборка квартир, коттеджей, офисов, мытьё окон, химчистка и многое другое.

art-assorty.ru

Картины Матейко Я.(Jan Alojzy Matejko). Репродукции картин в СПб, портреты, живопись

1037_50x36 Матейко Я. - Шут Станьчик на балу у королевы боны

Матейко Ян Алоизий (Jan Alojzy Matejko)

Матейко Ян Алоизий (Jan Alojzy Matejko) 1838 — 1893  — великий польский художник, известный своими  полотнами на исторические и батальные темы. Многие картины Яна Матейко  воспроизводят   сцены из истории Польши и наполнены   большим драматизмом и яркой характеристикой действующих лиц.

Родился Ян Матейко в Кракове в семье учителя музыки.  В детстве он интересовался  историей, но еще больше  любил рисовать, поэтому мальчика отдали в школу  изящных искусств. В 1858 году он уехал сначала в Германию, затем в   Вену, чтобы продолжить свое художественное образование в Академии художеств.

Первой прославившей  художника картиной стал «Станьчик» (1862). На ней изображен королевский шут с умным и интеллигентным лицом, который вдали  от шумных забав напряженно размышляет о  будущем Польши. Станьчику Матейко придал свои черты лица.  Позже шута Станьчика художник изобразил  в картине «Освящение Сигизмундова колокола». Поляки восторгались  полотнами Яна Матейко и находили их гениальными. Он пользовался большим почетом у своих соотечественников,  его  картины были известны в Европе. После поражения  польского восстания в 1863 году он нарисовал большое историческое полотно «Проповедь Скарги». На выставке в Париже в 1865 году картина была отмечена золотой медалью. Следующая картина «Упадок Польши»  была посвящена участникам заговора, который привел к разделу страны и потрете независимости Польши. Картина была принята неоднозначно, но на Парижской выставке 1867 года Матейко получил за нее вторую золотую медаль, а сама картина была куплена императором Францем Иосифом.

В 35 лет художник находился на пике славы и в расцвете творческих сил. Ему одновременно сделали предложение  возглавить Академию художеств в Праге и Школу изящных искусств в Кракове. Патриот Матейко принял последнее предложение.

Скончался художник в 1893 году. Он был похоронен с большими почестями и пушечными залпами  —  как национальный герой.

Как сделать заказ?

сделайте-заказ-сегодня-faceВы всегда можете сделать заказ в по телефонам: Наш офис открыт для Вас
  • понедельник-пятница с 10:00 до 22:00
  • суббота-воскресенье - выходной

или сделать онлайн-заказ в любое время суток, заполнив заявку с указанием ваших контактных данных. Наши администраторы свяжутся с Вами для уточнения деталей.

Картины часто заказываемые после просмотра этой галереи:

www.reprodukciikartin.ru

Ян Матейко: жизнь и творчество художника

Ян Алоизий Матейко (24 июня 1838, Краков — 1 ноября 1893, Краков) — польский живописец.

Содержание

Биография Яна Матейко

Творчество Матейко

Работы художника

Картины Яна Матейко

Биография Яна Матейко

Был девятым ребёнком в семье, в которой всего было одиннадцать детей. В детстве пережил обстрел Кракова австрийской армией (1848).

Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852—1858), Академии художеств в Мюнхене (1859) под руководством Германа Аншютца и Вене (1860). С 1860 работал в Кракове, где и скончался в 1893 году, и был похоронен.

Творчество Матейко

С юности изучал детали исторического быта, непрерывно их зарисовывал, а позже составил «Историю польского костюма».

Своим призванием считал религиозное творчество. Неудача восстания 1863—1864, воспринятая как национальная катастрофа, побудила отказаться от этой тематики и посвятить себя исторической живописи.

Стал автором многофигурных полотен, изображающих ключевые эпизоды истории Польши, и портретов героев прошлого.

Картины хранятся в Национальном музее (Варшава), Национальном музее (Краков), Львовской картинной галерее и других собраниях.

Так же рисовал картоны для витражей, в частности по его картонам сделаны витражи кафедрального собора во Львове.

Картины Матейко содержат ряд исторических неточностей.

Работы художника

  • «Станчик» (1862)
  • «Проповедь Скарги» (1864)
  • «Рейтан. Упадок Польши» (1866)
  • «Люблинская уния» (1869)
  • «Стефан Баторий под Псковом» (1871—1872)
  • «Коперник. Беседа с богом» (1873)
  • «Смерть короля Пшемысла II» (1875)
  • «Грюнвальдская битва» (1878)
  • «Прусская дань» (1882)
  • «Жанна д’Арк» (1886)
  • «Костюшко под Рацлавицами» (1888)
  • «Конституция 3 мая» (1891)
  • Внутренняя роспись помещений университета «Львовская Политехника», г. Львов (Австро-Венгрия, ныне — Украина)

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Ян Матейко: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Ян Матейко: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Ян Матейко: биография, картины

Ян Матейко сыграл важную роль как великий художник в жизни своей страны и истории искусства Польши. Основатель государственной школы исторической живописи, Матейко стоит на одной ступени с известными великими зарубежными художниками девятнадцатого века.

ян матейко

Детство

Родился маленький Ян Алоиз Матейко 24 июня в городе Кракове в 1838 году. В семье Ян был девятым ребенком. Его отец - с 1807 года поселившийся в Польше чешский эмигрант Франциск Ксавьер Матейко. В Галицию он прибыл как преподаватель музыки и зарабатывал в основном частными занятиями. Позднее уехал в город Краков, там он и познакомился с замечательной женщиной, которая впоследствии стала его женой, матерью Яна, Иоанной Каролиной Россберг, которая была рождена в немецко-польской семье, занимавшейся ремесленным делом. В семье Ксавьера и Иоанны родилось одиннадцать детей. В семилетнем возрасте Ян переживает ужасную потерю любимой матери – она умирает. После ее смерти воспитанием детей занимается сестра Иоанны. Маленький Ян сильно страдает от недостатка внимания, это сильно сказывается на формировании его личности. Способности к рисованию у мальчика начали проявляться с юных лет, несмотря на то что отец не разделял его пристрастия к рисованию.

Юность

В тринадцатилетнем возрасте Ян Алоиз Матейко поступил в городе Кракове в школу изящных искусств для дальнейшего обучения. Он изучает историю быта, делает наброски архитектурных строений, скульптур, исторических памятников, зарисовывает польских князей и королей, интересуется польской историей костюма. В 1858 году Ян Матейко получает стипендию для учебы в Мюнхене, в художественной академии. Там начинает изучение полотен знаменитых творцов искусства, в восхищение его приводят полотна Поля Делароша, Карла Теодора фон Пилоти (его ученика), написавших известные исторические полотна. Именно это знакомство определяет направление будущих произведений Яна Матейко.

В 1859 году молодой Ян Алоиз Матейко пишет картину «Отравление королевы Боны» и издает работу «Польский костюм». В опубликованной работе изображены люди, одетые в исторические костюмы, в будущих работах он будет не раз применять полученный им опыт. Из-за конфликтов с преподавателями ему приходится завершить свое недолгое обучение в художественной академии. После возвращения в 1860 году Ян Матейко начинает работу в своем родном городе Кракове.

Вскоре после возвращения в двадцатичетырехлетнем возрасте Матейко создает одну из своих знаменитых работ под названием «Станчик» (1862). На картине изображен задумчивый, скорбящий придворный шут, на фоне пирующего бала. С 1873 года художник Ян Матейко возглавляет художественную школу в Кракове, в которой работает до конца своей жизни.

ян матейко картины

Семья

Со своей будущей женой Теодорой Гебултовской Ян был знаком с раннего детства, именно ее семья стала ему опорой и поддержкой в то время, когда он переживал утрату своей матери. К Полине Гебултовской, матери Теодоры, Ян относился как к родной матери. Теодора нравилась ему с самого детства, но она не испытывала к нему теплых чувств. Но в 1863 году все-таки молодые люди сближаются, и осенью следующего года начинаются приготовления к их свадьбе.

В 1864 году, двадцать первого ноября, состоится свадьба Яна Матейко и Теодоры Гебултовской. После свадьбы молодые уедут в Париж, после поездки он нарисует портрет любимой «Портрет жены в свадебном платье». В их семье родятся двое сыновей - Ежи и Тадеуш, две дочери - Хелена и Беата. Пятым ребенком будет дочь Регина, которая умрет в младенчестве. Хелена заинтересуется искусством и продолжит путь отца: она станет художницей.

Муза. Теодора Гебултовская

Теодора была крайне эгоистичной и ревнивой особой, придумывала разные хитрости, авантюры, дабы укрепить свое положение в роли музы художника. Практически все очертания женщин на работах Матейко напоминают Теодору. В 1876 году, когда Теодора находится в путешествии, мастер втайне начинает работу над полотном «Кастелянша». Для картины позирует ему Станислава, которая является племянницей Теодоры. По возвращении Теодора была вне себя от гнева, после сильной ссоры она покидает его и уезжает на некоторое время к своей матери Полине Гебултовской. Позже она все-таки вернется к мужу, но тайком от него уничтожит собственный портрет в свадебном платье, позже Ян восстановит эту картину. С этих пор в семье воцарятся холодные и натянутые отношения.

Недуг жены и смерть творца

В конце зимы 1882 года психическое состояние Теодоры сильно ухудшается, и ей приходится лечь в психиатрическую клинику на лечение. После полутора лет, проведенных в лечебнице, Теодора возвращается домой, но остается все еще под зорким наблюдением докторов. Первого ноября 1893 года, после сильных внутренних кровотечений, скончался Ян Матейко. Его жена Теодора находится возле постели умирающего мужа. Она долго не может оправиться после смерти супруга. Умирает Теодора в 1896 году, в апреле. Похоронена она вместе с мужем.

Путь творца

Приблизительно к тридцати годам Ян Алоиз Матейко получает международную славу и всеобщее признание. В 1865 году его полотно «Проповедь Скарги» удостаивается золотой награды на Парижской выставке, проходящей ежегодно, позже работа будет продана графу Маурицию Потоцкому. Прошел год, и на показе в Париже Ян Матейко снова получает золотую награду первого разряда за свою работу «Рейтан на сейме 1773 года». Позже ее приобретает государь Австрии Франц Иосиф. Следующей его крупной работой становится «Люблинская уния», написанная в 1867–1869 годы.

Живописец Матейко постоянно испытывает финансовое напряжение, это связано с тем, что свои работы он часто раздаривает богатым друзьям или продает их за бесценок. Ян был очень щедрым и постоянно поддерживал бедных. Год 1863 знаменован дарами художника: холст «Ян Собеский под Веной» передан Папе Римскому, многие из знаменитых работ были дарованы Польше, «Жанну Д’Арк» получила в подарок Франция.

 ян матейко произведения

В 1873 году великому художнику предлагают встать во главе Академии художеств в Праге, следом поступает предложение из родного города Яна Алоиза Матейка, Кракова, и он становится руководителем школы изящных искусств. В ней он начинал свое обучение художеству. Ян не раздумывая становится во главе школы искусств в родном городе. Он проработает в ней до конца своей жизни. Несмотря на руководящую должность, Матейко продолжает писать великие картины. 1878 год был знаменован известной масштабной работой творца «Грюнвальдская битва».

Великие работы художника

Он постоянно работал, и через каждые несколько лет на свет появлялись новые картины. Основные картины Яна Матейко:

  • С 1862 по 1869 г. - «Станчик», «Проповедь Скарги», «Рейтан. Упадок Польши», «Люблинская уния».
  • С 1870 по 1878 г. «Смерть короля Сигизмунда II в Кнышине», «Стефан Баторий под Псковом», «Коперник. Беседа с богом», «Смерть короля Пшемысла II», «Грюнвальдская битва».

художник ян матейко

  • С 1882 по 1891 г. «Прусская дань», «Жанна д’Арк», «Костюшко под Рацлавицами», «Конституция 3 мая».

Живописец Ян Алоиз Матейко писал не только великие знаменательные полотна, но и трудился над огромным количеством портретов своей семьи, друзей, ректоров Ягеллонского университета и многих других. Он написал около 320 картин и тысячи эскизов и рисунков. Его работы выставлены во многих музеях.

Ян Матейко, «Станчик» (1862)

В 1862 году Матейко заканчивает полотно, принесшее ему известность - «Станчик». Это прекрасное творение рассказывает историю о польском шуте, служившем при дворе монархов Александра Ягеллона, Сигизмунда I Старого, Сигизмунда II Августа. Эта работа показывает глубочайшие переживания шута одиноко сидящего на фоне пирующего бала, грусть на фоне торжества. Вдумчивое выражение лица Станчика говорит о его горьких переживаниях по поводу утраты пограничной крепости Польшей в 1514 году в Смоленске. О самом шуте установлено не много данных. Рожден он был в деревне Прошовицы, около Кракова. Добился при дворе особого статуса своим красноречием и остроумием. Станчик умело использовал свой особый статус при дворе и безжалостно критиковал политику правителей. Это полотно находится в Национальном музее Варшавы.

ян матейко станчик 1862

Картина «Грюнвальдская битва», год 1878

После разгрома восстания в январе 1864 года волнение, охватившее польское общество, позволило творцу поменять настрой своего художественного рассуждения. Мастер начинает творить грандиозные масштабные полотна, показывающие исторические политические и военные завоевания Польши. Написано полотно в 1872-1878 гг. Картина Яна Матейко «Грюнвальдская битва» показывает судьбоносное завоевание Польского королевства и Литовского княжества в 1410 году над Тевтонским орденом. Проигрывая батальные сцены, художник показывает целую эпоху, сконцентрированную на том важном мгновении. Эта работа также хранится в Национальном музее Варшавы.

ян матейко грюнвальдская битва

Ян Матейко, «Смерть короля Пшемысла II», год 1875

На этой картине, написанной в 1875 г., изображена трагическая история гибели польского короля. Трагедия случилась через год после церемонии коронации Пшемысла II, восьмого февраля 1296 года. В память именно об этом трагическом событии Ян Матейко создает картину, в которой воссоздает кусочек исторической драмы, произошедшей в родной Польше. Пшемысл II был убит сразу после карнавального торжества. Подосланные бранденбургскими маркграфами и великой польской знатью убийцы похитили израненного короля, но при побеге решили, что он для них стал обузой и бросили его умирать на дороге.

Многие историки до нашего времени в растерянности от столь загадочной смерти короля. Многие считают его смерть наказанием за странную гибель его первой супруги. Полотно "Смерть короля Пшемысла II" находится в галерее современного искусства в Загребе.

ян матейко смерть короля пшемысла ii

Мы рассмотрели основные работы великого художника Яна Алоиза Матейка. Его творчество заняло значимую нишу в искусстве. Имя художника навсегда вписано в страницы истории Польши, и не только. Это именно тот творец, работы которого вдохновляют на свершение новых шедевров многих художников современности.

загрузка...

worldfb.ru

Репродукция картины "Вернигора" Яна Матейко

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Яна Матейко.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Яна Матейко на натуральном  холсте. Ян Алоизий Матейко родился в 1838 году в Кракове в многодетной семье учителя музыки, органиста Франциска Матейко. Был девятым ребенком из одиннадцати детей. С детства проявлял большой художественный талант, рисовал повсюду на чем только было можно. В 1852 году, вопреки протестам отца, поступил в Краковскую Школу Изящных Искусств, где учился у Войцеха Корнеля Статтлера, продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1859) и Вене (1860).

Он мечтал посвятить себя исключительно религиозной живописи. Но с изучением польской истории у него появилось желание создавать и исторические полотна. В 1862 году появилось первая знаменитая картина— «Станчик», в которой он выразил свое «идейное кредо». Желая оказать максимальную помощь родине, Матейко вступает в ряды повстанцев и в мае 1863 года едет в действующий отряд. Но к этому времени восстание почти повсеместно подавлено. Неудача восстания, воспринятая им как национальная катастрофа, побудила Матейко отказаться от религиозной тематики и посвятить себя исторической живописи. Вернувшийся домой Матейко «топит свою печаль и скорбь» в новой картине «Проповедь Скарги» Над этой картиной художник работал около двух лет. Польское общество приняло ее восторженно. До этого мало кому известный Матейко становится знаменитостью, получает много заказов. Ошеломленный и окрыленный успехом, он женится на Теодоре Гебултовской, сестре друга, к которой был неравнодушен еще в детстве, и вместе с молодой женой едет в Париж, чтобы экспонировать там своего «Скаргу». Картина имеет успех и получает на Международной выставке золотую медаль. По приезде домой Матейко сразу же приступает к новой работе – «Рейтану» Картина Яна Матейко «Рейтан. Упадок Польши» была выставлена в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и получила там золотую медаль. Эту картину купил для своей коллекции австрийский император Франц Иосиф Первый. С интервалом в два-три года появлялись новые картины, каждая из которых была вдумчивым отображением польской истории. Правящие круги очень отрицательно отнеслись к первым произведениям художника именно из-за концепции, заложенной в них. Матейко на эти нападки ответил своим «Приговором Матейко» (1867), где он под видом воссоздания эпизода из жизни XVI века изобразил самого себя, осужденным на казнь. Одна из самых известных картин, посвященных истории Польши – «Люблинская уния», написанная в 1969 году. Таким образом первый период творчества Матейко (60—70-е гг.) был полон патриотического одушевления. Уже в ранних полотнах сложились те художественные принципы, которые и в дальнейшем были свойственны искусству Матейко. Большое, многофигурное полотно, развернутый сюжет, сложно соотнесенные между собой многочисленные исторические персонажи, драматизм ситуации, психологическое напряжение будут типичны для всего творчества Матейки. В знак признания мастерства художника Матейко был удостоен в 1870 году французским орденом Почетного легиона. В 1874 г. Матейко выставляет своего «Батория под Псковом» в столице Франции. Восторженный прием работы живописца завершается избранием его членом Institut de France и сразу за этим - членом Берлинской академии искусств. В 1878 году написана картина «Грюндвальдская битва», по словам художественного критика Юлиуша Стажиньского, эта картина «по праву считается вершиной художественных достижений Матейко как по силе выражения, так и по замечательной гармоничности композиции и цвета». И все же такие картины, как «Люблинская уния» (1869), «Баторий под Псковом» (1871), «Грюнвальдская битва»(1878), знаменовали поворот к темам некритического прославления, возвеличивания феодально-магнатской Польши. В 80—90-х гг. творчество Матейко становится все более традиционно-официальным. Он обращается теперь к темам, которые связаны с победами, с триумфами польского оружия и польской государственности. Таковы «Прусская дань» (1882), «Собеский под Веной» (1883) и многие другие. К 1890 году Матейко менее чем за год выполнил огромную и многоплановую работу над росписями Мариацкого костела в Кракове. Поиски монументально-декоративного стиля, захватившие на склоне лет художника, явились новым словом в польском искусстве. Умер знаменитый польский художник в 1893 году от язвы. На похороны собрался весь Краков, в честь него прозвучали пушечные залпы и несколько раз ударили в Колокол Зигмунта.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Яна Матейко не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Категория:Картины Яна Матейко - WikiVisually

1. Грюнвальдская битва (картина) – The canvas dates to 1878 and is one of the most heroic representations of the history of Poland. It is displayed in the National Museum in Warsaw, the painting has been both hailed and criticized for its complexity. It is one of Matejkos most recognizable works, and has contributed to the popular image of the battle of Grunwald. Matejko began collecting materials for the painting in 1874 and he started painting the canvas some time in 1875 and finished it in 1878. Soon afterwards, he received a scepter from the council of Kraków in a ceremony, in recognition of his work. The painting was sold that year to Dawid Rosenblum, an individual in Warsaw. Displayed in numerous exhibitions, in 1902 the painting was bought from Rosenblums heirs by the Society for the Encouragement of Fine Arts. Like many other works, the Battle of Grunwald was hidden during the occupation of Poland by Nazi Germany, the painting survived the war years hidden near Lublin. Restored after World War II, since 1949 this oil painting has been on display in the National Museum in Warsaw. In 1999 the Battle of Grunwald was loaned to Lithuania, where it garnered a positive reception because it prominently features Vytautas, by the 2000s, the painting needed restoration. In 2010, the condition of the painting prevented its inclusion it in a special exhibition at Wawel Castle to mark the 600th anniversary of the battle. The painting was renovated, with the finished in 2012. After restoration the painting is once again on display at the National Museum, in the center of the painting is the Lithuanian duke Vytautas, dressed in red with a raised sword. Vytautas holds a prominent position in the painting than his cousin, Polish king Władysław Jagiełło. While Lithuanian sources claim that Vytautas The Great have got the major role in the battle by actually commanding troops. In the skies above the carnage, Saint Stanislaus, a patron of Poland, another central scene depicts death of the Grand Master of the Teutonic Order, Ulrich von Jungingen. Dressed in white Order garb and riding a horse, von Jungingen is being killed by two anonymous figures, which historian of art Danuta Batorska identifies as savage looking Lithuanian peasants. Next to the spearman is an executioner, who symbolizes the punishment Jungingen receives for the Order raids, near Władysław are also, his relative, Zygmunt Korybut, Deputy Chancellor of the Crown, Mikołaj Trąba, Siemowit IV, Duke of Masovia

2. Конституция 3 мая 1791 (картина) – The Constitution of May 3,1791 is an 1891 Romantic oil painting on canvas by the Polish artist Jan Matejko. It is a piece, and one of Matejkos best known. It memorializes the Polish Constitution of May 3,1791, a milestone in the history of the Polish-Lithuanian Commonwealth, some twenty individuals have been identified by modern historians, another ten or so who had been reported in older sources as being present, await definitive identification. The picture was painted between January and October 1891 to commemorate the Constitutions centenary and it was one of the last works by Matejko, who died in November 1893. The painting was displayed in Lwów until 1920, when it was moved to Kraków and it was hidden during World War II and later moved to Warsaw, where it now hangs in the Royal Castle. The Constitution of May 3,1791 was adopted as a Government Act on that date by the Sejm of the Polish–Lithuanian Commonwealth and it has been called the first constitution of its type in Europe and the worlds second oldest constitution. It was designed to redress long-standing political defects of the Polish–Lithuanian Commonwealth, the Commonwealths system of Golden Liberty, which conferred disproportionate rights on the nobility, had increasingly corrupted the Commonwealths politics. The Constitution sought to supplant the existing anarchy fostered by some of the magnates with a more democratic constitutional monarchy. It introduced political equality between townspeople and nobility and placed the peasants under the protection of the government, thus mitigating the worst abuses of serfdom, the adoption of the May 3 Constitution met with hostile political and military responses from the Commonwealths neighbors. The Commonwealths ally Prussia, under Frederick William II, broke its alliance, in the end, the Constitution of May 3 remained in force for little more than one year. In the words of two of its co-authors, Ignacy Potocki and Hugo Kołłątaj, it was the last will, the sketch of the work was presented in the cycle History of Civilization in Poland. Matejko began work on the painting in the middle of January 1891, although the painting was not finished until October, by May 3 it was sufficiently advanced to be shown at the anniversary exhibition in Sukiennice, Kraków. On April 7,1892, Matejko transferred the painting to Prince Eustachy Stanisław Sanguszko, marshal of Galician Sejm in Lwów and this painting was one of the last works by Matejko, who died in November 1893. In 1920, two years after Poland regained independence, the painting was moved to Kraków, where from 1923 it was displayed in the building of the Polish Sejm, the painting was hidden by the Polish resistance during World War II, when Poland was occupied by the Germans. After the war the painting was transferred to the National Museum in Warsaw, since 1984 the painting has been in the collection of the Royal Castle in Warsaw, where Matejko himself declared he would like the painting to be shown. The painting is displayed in the anteroom of the Chamber of Senators, the painting was restored in 2007. The painting is one of Matejkos best known works and today it is seen as one of his masterpieces. Matejkos technique in painting was subtly but noticeably different compared to his other paintings

3. Коперник. Беседа с Богом – Currently the painting is in the collection of the Jagiellonian University of Kraków, which purchased it from a private owner with money donated by the Polish public. The painting presently adorns the Aula of the Collegium Novum of the University, as with many other works, Matejko painted his artwork in 1872 as part of a series of paintings intended to represent profound moments in the history of Poland. Matejko began his work on painting in 1871, in preparation for the celebrations of the anniversary of Copernicuss 400th birthday. As with most of his works, it was part of his efforts to represent profound moments in the history of Poland and he studied materials available in the Jagiellonian University, and prepared several pencil and two oil sketches before finishing the final painting. He began work on the painting in the summer of 1872 in the cramped conditions of his old apartment in Kraków. The organizers of the festivities in Kraków were not supportive of Matejkos endeavour, the German council of Toruń approached Matejko with an offer to buy it, but he refused, probably motivated by Polish patriotism, preferring instead to organize his own exhibition in Kraków. He was able to organize a display in February, in Krakóws City Council building, the reception of the painting was mixed, later that year it was displayed in Vienna. The painting depicts a kneeling, inspired Nicolaus Copernicus observing the heavens transitioning from night to dawn and he is on a balcony, near or at the cathedral in Frombork, surrounded by various astronomical tools and aids. The scene likely portrays the moment of Copernicus profound discovery. Whereas Matejko shows Copernicus on a tower, in reality his small observatory was set up at ground level. Copernicuss epiphany or ecstasy is captured through the use of lighting. The models for Copernicus are known to have been Doctor Henryk Levittoux and Matejkos nephew, Matejkos most famous paintings are usually large group scenes, individual scenes like this are more of an exception for him

4. Проповедь Скарги – The Sermon of Piotr Skarga or Skargas Sermon is a large oil painting by Jan Matejko, finished in 1864, now in the National Museum, Warsaw in Poland. Matejko finished the painting in May 1864 and it was the first large painting of Matejko. It was displayed in the gallery of the Kraków Society of Friends of Fine Art, paintings premiere drew crowds and reviews comparable with modern movie premieres. Soon afterwards Count Maurycy Potocki bought it for 10,000 guldens, in that context, little heed was paid to the calls of many individuals for reform. Matejkos work became one of the elements of the legend of Piotr Skarga. Although Matejkos work fits within the genre of painting, with the Sermon. The painting portrays Piotr Skarga, a Jesuit, giving a sermon in the presbytery of the Wawel Cathedral and he is visible at the top right, clad in black, with his hands raised, paused in the middle of the speech. His face is that of Matejko himself, if significantly aged, Skarga is the only animated character in the composition, all other individuals are shown as immobile, standing or sitting. The title of the painting suggests that the theme of Skargas speech is his famous critique of the Polish government, in reality, however, there is no proof that Skargas work was ever delivered in the form of a real sermon. Various historical figures, listening to the sermon, react to it through posture, in the center, magnates Janusz Radziwiłł, Stanisław Stadnicki, Mikołaj Zebrzydowski, stand together, arrogant and unfazed. To their left, the king, Sigismund III Vasa, seems not to be paying too much attention to the preacher. His foreign garb stresses his unwillingness to integrate with his subjects, he considered himself more of a Swede than a Pole. Sigismund is portrayed by Matejko as the second most important character in the painting, as he is also illuminated by light, albeit immobile, sigismunds son, prince and future king Władysław IV Waza, stands above and to the left of the king. To his right, two women - Queen Anna Jagiellonka and Halszka Ostrogska are present, a glove on the floor between the king and the magnates is a sign of the upcoming civil war. At the top left, chancellor Jan Zamoyski listens, tired and this ambitious and successful politician and military commander seems to understand the gravity of Skargas words, but he is near the end of his life. Mikołaj Wolski is visible between the prince and the chancellor, underneath Zamoyski, archbishop Stanisław Karnkowski in purple is praying, and between these two the metropolitan of the Unites, Hipacy Pociej, is visibly not taken by the Jesuits oratory. The Papal nuncio Germanicus Malaspina, bishop of San Severo, is visible at Skargas bottom right, cardinal Enrico Caetani is shown below Skarga, and Spanish and Austrian envoys, bored and distanced, are behind him. On 5 November 1864, in recognition for his contributions to recreating historical themes as exemplified in this painting and this painting was the one that made Matejko famous not only in Poland, but beyond, in Europe

5. Прусская дань (картина) – The Prussian Homage is an oil on canvas painting by Polish painter Jan Matejko painted between 1879 and 1882 in Kraków. Matejko depicted over thirty important figures of the Polish Renaissance period, the painting glorifies this event in Polands past and its culture, and the majesty of its kings. Matejko created his painting to others about the history of the no-longer-independent country he loved. The painting is counted among his masterpieces, Matejko began to paint the Prussian Homage on Christmas Eve 1879 and finished it in 1882. He donated it to the Polish nation during the meeting of the Diet of Galicia in Lwów on 7 October 1882 to start a collection designed to revive the remodelling of Wawel Castle. It was subsequently exhibited in Kraków, Lwów and Warsaw, as well as in Berlin, Paris, Budapest, because of the pro-Polish and anti-Prussian character of the painting German emperor William I objected to a proposal to reward Matejko. During this period, Prussia was trying to suppress Polish culture in its territory, during World War II, the Nazis systematically tried to destroy all Polish cultural artefacts in occupied Poland. This painting, together with Matejkos painting of the Battle of Grunwald, was on their most wanted list, fortunately it was hidden and safeguarded throughout the war in the town of Zamość. Renovation work started in the Sukiennice Museum in June 2008, the painting previously had been restored in 1915 and 1938. During World War II it was damaged while it was at Zamość, in 1974, experts again tried to restore it to its original condition before it went on public exhibition in Moscow. The most recent restoration took place between 2006 and 2008, when the painting was finally returned to its former glory. It was on there between 23 September 2011 and 9 January 2012. This painting is considered among Matejkos most famous works and is one of his largest canvases. It portrays an event of significant political triumph for Poland, the Prussian Homage, Prussia latter gained independence and turned against the Polish-Lithuanian Commonwealth, becoming one of the nations that divided Poland among them. At the same time, the painting foreshadows the tragedies of the future through the gestures and this is visible, for example, in the figures of King Sigismund I the Old and Albrecht Hohenzollern, who is kneeling before him. Sigismund is portrayed as a powerful and majestic figure but not threatening and he treats Albrecht lightly—signifying that this event was only a temporary victory and not a total, lasting domination that crushed his opponent. Albrechts character is portrayed with many signs of his villainous intent and he kneels on both knees, which a duke should do only in front of a God, not a sovereign. This implies that he does not see Sigismund as a sovereign and he grips his standard strongly, but touches the Bible only lightly

6. Рейтан. Упадок Польши – Tadeusz Rejtan was a deputy in the Sejm of the Polish-Lithuanian Commonwealth in 1773, infamously known as the Partition Sejm. The Sejm convened to review the demands of three Commonwealths neighbours in order to legalize their territorial demands, known as the First Partition of Poland. The Sejm operated under threat of foreign forces present in the Commonwealth, leaving of the chamber would have signified an end to the discussion, and the acceptance of the motion, meaning the acceptance of foreign territorial demands. The painting portrays this scene, although as usual with Matejkos work and it serves as an allegory for all three Partitions of Poland and portrays a number of major historical figures of this era. Rejtan is the most visible, occupying the right side of the painting. His position on this painting exemplifies the golden ratio, to his left, in the center, are the traitors, many of them on the Russian payroll, and future members of the Targowica Confederation. Behind him are bishop Ignacy Massalski and Prince Antoni Stanisław Czetwertyński-Światopełk, to his right, Hetman Franciszek Ksawery Branicki hides his face in his hands, which likely was Matejkos solution for a prosaic problem — he probably did not have access to a likeness of Branicki. Szczęsny Potocki, with the sash, looks to the ground. Behind the overturned chair, his father, Franciszek Salezy Potocki, also embarrassed, drops a quill pen, between the two Potockis Jacek Małachowski is engaged in discussion with Samuel Korsak, while Karol Radziwiłł simply observes the situation, amused. On the ground, turned over, lies an amchair, with Branickis hat, to the left of the elder Potocki, the seated primate of Poland, Michał Jerzy Poniatowski, is engaged in a conversation with the chancellor Michał Fryderyk Czartoryski, both ignoring the disruption. Behind them in the waistcoat, King Stanisław August Poniatowski, annoyed, stands up from the throne, wanting to leave. From the gallery, the scene is observed by one of the architects of the partitions. He is seated between two ladies, likely Izabela Lubomirska and either Elżbieta Grabowska or Izabela Czartoryska, to his right, another important symbol is shown in the painting of Russian Tsarina Catherine of Russia. Finally, in the doors, behind Rejtan, stands a Russian soldier. Matejko began work on painting in August 1864 and finished it in November 1866. It was one of many paintings portraying key historical moments in the history of Poland that he would create over his life, Matejko however did not simply illustrate the history, he intended his paintings to have powerful educational and emotional values. The work caused a scandal in contemporary, still-partitioned Poland, it was discussed even before its unveiling and it offended a number of society figures, many tracing direct lineage to the major magnate families whose members are portrayed in the painting as traitors to the Polish cause. In Paris, a French-Polish aristocrat, Count Alexandre Joseph Colonna-Walewski, the painting, however, quickly garnered supporters, who in turn reproduced modified copies of it, replacing historical figures with major contemporary critics

wikivisually.com

Ян Матейко: биография, картины

Ян Матейко сыграл важную роль как великий художник в жизни своей страны и истории искусства Польши. Основатель государственной школы исторической живописи, Матейко стоит на одной ступени с известными великими зарубежными художниками девятнадцатого века.

ян матейко

Детство

Родился маленький Ян Алоиз Матейко 24 июня в городе Кракове в 1838 году. В семье Ян был девятым ребенком. Его отец - с 1807 года поселившийся в Польше чешский эмигрант Франциск Ксавьер Матейко. В Галицию он прибыл как преподаватель музыки и зарабатывал в основном частными занятиями. Позднее уехал в город Краков, там он и познакомился с замечательной женщиной, которая впоследствии стала его женой, матерью Яна, Иоанной Каролиной Россберг, которая была рождена в немецко-польской семье, занимавшейся ремесленным делом. В семье Ксавьера и Иоанны родилось одиннадцать детей. В семилетнем возрасте Ян переживает ужасную потерю любимой матери – она умирает. После ее смерти воспитанием детей занимается сестра Иоанны. Маленький Ян сильно страдает от недостатка внимания, это сильно сказывается на формировании его личности. Способности к рисованию у мальчика начали проявляться с юных лет, несмотря на то что отец не разделял его пристрастия к рисованию.

Юность

В тринадцатилетнем возрасте Ян Алоиз Матейко поступил в городе Кракове в школу изящных искусств для дальнейшего обучения. Он изучает историю быта, делает наброски архитектурных строений, скульптур, исторических памятников, зарисовывает польских князей и королей, интересуется польской историей костюма. В 1858 году Ян Матейко получает стипендию для учебы в Мюнхене, в художественной академии. Там начинает изучение полотен знаменитых творцов искусства, в восхищение его приводят полотна Поля Делароша, Карла Теодора фон Пилоти (его ученика), написавших известные исторические полотна. Именно это знакомство определяет направление будущих произведений Яна Матейко.

В 1859 году молодой Ян Алоиз Матейко пишет картину «Отравление королевы Боны» и издает работу «Польский костюм». В опубликованной работе изображены люди, одетые в исторические костюмы, в будущих работах он будет не раз применять полученный им опыт. Из-за конфликтов с преподавателями ему приходится завершить свое недолгое обучение в художественной академии. После возвращения в 1860 году Ян Матейко начинает работу в своем родном городе Кракове.

Вскоре после возвращения в двадцатичетырехлетнем возрасте Матейко создает одну из своих знаменитых работ под названием «Станчик» (1862). На картине изображен задумчивый, скорбящий придворный шут, на фоне пирующего бала. С 1873 года художник Ян Матейко возглавляет художественную школу в Кракове, в которой работает до конца своей жизни.

ян матейко картины

Семья

Со своей будущей женой Теодорой Гебултовской Ян был знаком с раннего детства, именно ее семья стала ему опорой и поддержкой в то время, когда он переживал утрату своей матери. К Полине Гебултовской, матери Теодоры, Ян относился как к родной матери. Теодора нравилась ему с самого детства, но она не испытывала к нему теплых чувств. Но в 1863 году все-таки молодые люди сближаются, и осенью следующего года начинаются приготовления к их свадьбе.

В 1864 году, двадцать первого ноября, состоится свадьба Яна Матейко и Теодоры Гебултовской. После свадьбы молодые уедут в Париж, после поездки он нарисует портрет любимой «Портрет жены в свадебном платье». В их семье родятся двое сыновей - Ежи и Тадеуш, две дочери - Хелена и Беата. Пятым ребенком будет дочь Регина, которая умрет в младенчестве. Хелена заинтересуется искусством и продолжит путь отца: она станет художницей.

Муза. Теодора Гебултовская

Теодора была крайне эгоистичной и ревнивой особой, придумывала разные хитрости, авантюры, дабы укрепить свое положение в роли музы художника. Практически все очертания женщин на работах Матейко напоминают Теодору. В 1876 году, когда Теодора находится в путешествии, мастер втайне начинает работу над полотном «Кастелянша». Для картины позирует ему Станислава, которая является племянницей Теодоры. По возвращении Теодора была вне себя от гнева, после сильной ссоры она покидает его и уезжает на некоторое время к своей матери Полине Гебултовской. Позже она все-таки вернется к мужу, но тайком от него уничтожит собственный портрет в свадебном платье, позже Ян восстановит эту картину. С этих пор в семье воцарятся холодные и натянутые отношения.

Недуг жены и смерть творца

В конце зимы 1882 года психическое состояние Теодоры сильно ухудшается, и ей приходится лечь в психиатрическую клинику на лечение. После полутора лет, проведенных в лечебнице, Теодора возвращается домой, но остается все еще под зорким наблюдением докторов. Первого ноября 1893 года, после сильных внутренних кровотечений, скончался Ян Матейко. Его жена Теодора находится возле постели умирающего мужа. Она долго не может оправиться после смерти супруга. Умирает Теодора в 1896 году, в апреле. Похоронена она вместе с мужем.

Путь творца

Приблизительно к тридцати годам Ян Алоиз Матейко получает международную славу и всеобщее признание. В 1865 году его полотно «Проповедь Скарги» удостаивается золотой награды на Парижской выставке, проходящей ежегодно, позже работа будет продана графу Маурицию Потоцкому. Прошел год, и на показе в Париже Ян Матейко снова получает золотую награду первого разряда за свою работу «Рейтан на сейме 1773 года». Позже ее приобретает государь Австрии Франц Иосиф. Следующей его крупной работой становится «Люблинская уния», написанная в 1867–1869 годы.

Живописец Матейко постоянно испытывает финансовое напряжение, это связано с тем, что свои работы он часто раздаривает богатым друзьям или продает их за бесценок. Ян был очень щедрым и постоянно поддерживал бедных. Год 1863 знаменован дарами художника: холст «Ян Собеский под Веной» передан Папе Римскому, многие из знаменитых работ были дарованы Польше, «Жанну Д’Арк» получила в подарок Франция.

 ян матейко произведения

В 1873 году великому художнику предлагают встать во главе Академии художеств в Праге, следом поступает предложение из родного города Яна Алоиза Матейка, Кракова, и он становится руководителем школы изящных искусств. В ней он начинал свое обучение художеству. Ян не раздумывая становится во главе школы искусств в родном городе. Он проработает в ней до конца своей жизни. Несмотря на руководящую должность, Матейко продолжает писать великие картины. 1878 год был знаменован известной масштабной работой творца «Грюнвальдская битва».

Великие работы художника

Он постоянно работал, и через каждые несколько лет на свет появлялись новые картины. Основные картины Яна Матейко:

  • С 1862 по 1869 г. - «Станчик», «Проповедь Скарги», «Рейтан. Упадок Польши», «Люблинская уния».
  • С 1870 по 1878 г. «Смерть короля Сигизмунда II в Кнышине», «Стефан Баторий под Псковом», «Коперник. Беседа с богом», «Смерть короля Пшемысла II», «Грюнвальдская битва».

художник ян матейко

  • С 1882 по 1891 г. «Прусская дань», «Жанна д’Арк», «Костюшко под Рацлавицами», «Конституция 3 мая».

Живописец Ян Алоиз Матейко писал не только великие знаменательные полотна, но и трудился над огромным количеством портретов своей семьи, друзей, ректоров Ягеллонского университета и многих других. Он написал около 320 картин и тысячи эскизов и рисунков. Его работы выставлены во многих музеях.

Ян Матейко, «Станчик» (1862)

В 1862 году Матейко заканчивает полотно, принесшее ему известность - «Станчик». Это прекрасное творение рассказывает историю о польском шуте, служившем при дворе монархов Александра Ягеллона, Сигизмунда I Старого, Сигизмунда II Августа. Эта работа показывает глубочайшие переживания шута одиноко сидящего на фоне пирующего бала, грусть на фоне торжества. Вдумчивое выражение лица Станчика говорит о его горьких переживаниях по поводу утраты пограничной крепости Польшей в 1514 году в Смоленске. О самом шуте установлено не много данных. Рожден он был в деревне Прошовицы, около Кракова. Добился при дворе особого статуса своим красноречием и остроумием. Станчик умело использовал свой особый статус при дворе и безжалостно критиковал политику правителей. Это полотно находится в Национальном музее Варшавы.

ян матейко станчик 1862

Картина «Грюнвальдская битва», год 1878

После разгрома восстания в январе 1864 года волнение, охватившее польское общество, позволило творцу поменять настрой своего художественного рассуждения. Мастер начинает творить грандиозные масштабные полотна, показывающие исторические политические и военные завоевания Польши. Написано полотно в 1872-1878 гг. Картина Яна Матейко «Грюнвальдская битва» показывает судьбоносное завоевание Польского королевства и Литовского княжества в 1410 году над Тевтонским орденом. Проигрывая батальные сцены, художник показывает целую эпоху, сконцентрированную на том важном мгновении. Эта работа также хранится в Национальном музее Варшавы.

ян матейко грюнвальдская битва

Ян Матейко, «Смерть короля Пшемысла II», год 1875

На этой картине, написанной в 1875 г., изображена трагическая история гибели польского короля. Трагедия случилась через год после церемонии коронации Пшемысла II, восьмого февраля 1296 года. В память именно об этом трагическом событии Ян Матейко создает картину, в которой воссоздает кусочек исторической драмы, произошедшей в родной Польше. Пшемысл II был убит сразу после карнавального торжества. Подосланные бранденбургскими маркграфами и великой польской знатью убийцы похитили израненного короля, но при побеге решили, что он для них стал обузой и бросили его умирать на дороге.

Многие историки до нашего времени в растерянности от столь загадочной смерти короля. Многие считают его смерть наказанием за странную гибель его первой супруги. Полотно "Смерть короля Пшемысла II" находится в галерее современного искусства в Загребе.

ян матейко смерть короля пшемысла ii

Мы рассмотрели основные работы великого художника Яна Алоиза Матейка. Его творчество заняло значимую нишу в искусстве. Имя художника навсегда вписано в страницы истории Польши, и не только. Это именно тот творец, работы которого вдохновляют на свершение новых шедевров многих художников современности.

загрузка...

fjord12.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта