«Утро»: невероятная история картины, известной всем советским школьникам. Яблонская картина лето


Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) Часть четвёртая. 1961

Татьяна Ниловна Яблонская: «В 60-е годы началось увлечение национальной формой в искусстве. Повальное. Выплыл лубок, всевозможные народные картинки, народное искусство всех видов, бумажные цветы. Я с восторгом верила в то, что нашла, наконец, настоящую точку опоры. В то время много было разговоров о самовыражении, о поисках своего «я», и мне казалось, что и я, наконец-то, скажу «свое слово»...

Эрдели, Коцки, Манайло, Шолтес, Глюк, Бокшай, художники Закарпатья вливали в наше искусство такую живую струю (к сожалению, очень скоро по их головам прошлась дубинка ждановских постановлений). Мне все они тогда казались гениями по сравнению с нашей серятиной, особенно когда я ясно почувствовала необходимость выбираться из тупика. Выставка Манайло в Киеве и ее шумный успех глубоко, глубоко запали в душу. А я-то что делаю?

Как-то мы отправились на машине в Закарпатье, писать. Остановились в селе Апша Солотвинского района. Пограничная зона. Румынские села. Удивительная архитектура, красочные народные костюмы. Все необычайно выразительное. Работали много, очень активно. Той весной и начался у меня новый творческий подъем»

1960 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Праздничный вечер»

1960 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Скоро сенокос»

1961 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Интерьер со шкафом для посуды»

1961 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Красный угол» (из серии Интерьеры Полесья)

1962 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Рядом с отцом»

1963 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «У окна»

1964 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Вдовы»

1964 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Свадьба»

1964 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Свадьба»

1964 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Женщина с ребенком»

1964 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Молодая мать»

Татьяна Ниловна Яблонская: «Не все мои вещи этой серии так уж плохи. Некоторые мне дороги и теперь. Это те, в которых было в основе живое ощущение, — «Вдовы», «Оконце», «Чайная», «Лето». Некоторые же из них создавались искусственно, по программе и совсем лишены теплого живого чувства. Они противно безвкусно застилизованы. Мне тогда казалось: чем ярче — тем лучше. Яркости обыкновенных масляных красок мне не хватало. Как я радовалась, достав из типографии розовую краску невероятной интенсивности — родомин!»

1966 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Жизнь. (Родоначальница)»

1966 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Лебеди»

1966 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Невеста»

1966 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Колыбель»

1966 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Писанки»

1966 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Сон»

1967 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Бумажные цветы»

1967 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Чайная»

1968 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Девушка»

1969 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Семена»

В 1970 году Татьяна Ниловна написала картину с глубоким философским смыслом «Жизнь продолжается» (которая теперь экспонируется в Национальном художественном музее).

1970 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Жизнь продолжается»

Но после того, как на съезде художников она открыто выступила против партийного произвола: выразила недовольство тем, что уже после всех выставкомов, перед открытием каждой выставки приходили высокие чины из ЦК партии, осматривали экспозицию и по своему усмотрению снимали со стен работы, один деятель из ЦК снял с выставки эту картину, с мотивацией «она позорит советскую действительность». Татьяну Ниловну тут же вызвали в ЦК «на ковер», были поучения и угрозы: «Где вы видели такие старые дома? Разве вы не знаете, что люди у нас строят коттеджи? Как одета женщина? Вы что, не знаете: у нас девушки десятилетки закончили и в крепдешине ходят?»

А Татьяна Ниловна специально ездила по шевченковским местам для выбора натуры; искала именно старые дома. Ведь старая хата - это символ, который несет в себе память многих поколений; стену этого дома мазали много рук!

Но под нажимом художница пошла на конфликт с собой, и написала другой вариант картины, компромиссный, за который после сама перед собой стеснялась. А та, первая картина, так и осталась стоять в мастерской, перевернутая к стене. Через какое-то время ее увидели художники из Москвы, очень высоко оценили, поддержали, и Татьяна Ниловна дописала ее.

1970 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Жизнь продолжается»

1970 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Одинокая»

1970 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Управилась»

В 1969 году был издан альбом, где вместе с репродукциями работ фольклорной тематики напечатали баллады Ивана Драча, написанные по мотивам этих работ. На каждом развороте справа - картина, слева - баллада. Татьяна Ниловна эти баллады очень ценила, гордилась ими и некоторые знала наизусть. Альбом напечатали, и сразу цензура нашла там национализм. Весь тираж был моментально уничтожено. Осталось всего несколько экземпляров.

Татьяна Ниловна Яблонская: «В Киеве была попытка издать эту серию отдельным альбомом, но начальство предпочло порезать весь тираж «на лапшу». Я очень горжусь тем, что моя картина «Жизнь» способствовала появлению замечательной баллады Драча - «У моего рода сто дорог».

Потому-то она своих декоративных работ никому и не показывала, скрывала: «мою серию шестидесятых, благодаря партийной бдительности руководителей, подобных Скаба Андрею Даниловичу, нельзя было выставить на Украине. Поэтому, «Закарпатская» серия работ более полно представлена в Запорожском художественном музее. Именно благодаря Григорию Александровичу Соколенко (1928) одному из старейших запорожских художников, первому директору музея, и просто смелому человеку, который в те годы не побоялся, в отличие от Киева, и взял их к себе в фонды»

1960-е Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Зимнее солнце»

1961 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Скоро лето»

1961 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Этюд. Красят лодки»

1962 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «В сквере»

1962 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Ранняя весна»

1962 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) Этюд к картине «Почтальон Дуся»

1964 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «На даче»

1964 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Оля (дочь)»

1964 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Оля (дочь)»

1965 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Зеленый луг»

1965 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Май»На картине изображена дочь художника, Ольга.

1966 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Летом»1966 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Осень в Воскивазе»

1966 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Морская прогулка»

1966 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Сбор огурцов»

1967 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Июль»Могу ошибаться, но девушка очень похожа на старшую дочь живописца, Елену :)

1967 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Лето»

1968 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Мать»

1969 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Безымянные высоты»

1969 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Юность»

kykolnik.livejournal.com

невероятная история картины, известной всем советским школьникам

Эту картину многие из нас знают и помнят с детства. Солнечное утро. Девочка-подросток только проснулась и делает зарядку. В открытые окна врывается шум улицы и свежий ветерок. Ощущение молодости, счастья, свободы... Картина Татьяны Яблонской «Утро» написана в 1954 году, и ее нередко считают аллегорией первых дней хрущевской «оттепели». Был ли у художницы такой замысел, мы не знаем. Мы хотим рассказать о связанной с этой картиной истории, по которой впору снимать кино.

Яблонская изобразила на картине свою старшую дочь Лену в возрасте 13 лет. Действие происходит в полученной семьёй художницы квартире в центре Киева, которая находилась в доме по улице Красноармейская, 46, где она жила в 1949–1955. Вскоре картина стала известной, без преувеличения, каждому советскому школьнику: она была напечатана в учебнике «Родная речь» и дети писали по ней сочинения. А еще репродукция «Утра» была напечатана в «Огоньке». По всей стране люди вырезали светлую, радостную картинку из журнала и вешали на стену.

Татьяна Яблонская с дочерью Леной

Такая репродукция висела и дома у одного мальчика из Казахстана, Арсена Бейсембинова — подросток буквально влюбился в девочку. Закончив школу, Арсен уехал в Москву и поступил в Строгановское училище. Там завязался роман с однокурсницей. Арсен уговорил ее поехать летом к нему, в Алма-Ату. Здесь однокурсница увидела на стене маленькую репродукцию и призналась: это она. Да, Лена, девочка с картины, тоже поступила в Строгановское, она не хотела учиться в родном Киеве, чтобы не подозревали в блате. И Арсен женился на девочке с картины, в которую был влюблен с детства.

Елена переехала к мужу в Алма-Ату, стала Бейсембиновой. Она работала мультипликатором, иллюстрировала книги, делала гобелены, там живет до сих пор. У них родился сын Зангар, который тоже стал художником, есть внуки и правнуки.

www.izbrannoe.com

Татьяна Ниловна Яблонская - Летом: bob_many

В лучшем качестве нет..очень жаль, что не выпущено ни одного альбома с её картинами, а теперь , наверное, и вовсе никогда не выпустят..Оригинал взят у about_artart в Татьяна Ниловна Яблонская

02:03 24.11.2009Татьяна Ниловна Яблонская

Татьяна Ниловна Яблонская "Хлеб", 1949

Утро 1954

 

Т.Яблонская. "В парке".

Т. Яблонская. За вязанием.

[/url]

 

Wikimedia Foundation 

Но что такое женщина-художник, кто она прежде всего, кто она больше – женщина или художник? Живопись определяла весь строй жизни Татьяны, и, закономерно, ее спутниками жизни стали коллеги по цеху. В такой ситуации в отношения двоих рано или поздно вмешивается творческая ревность. Именно творческая ревность разрушила заключенный по любви брак с художником Сергеем Отрощенко, от которого Татьяна родила двух дочерей - Елену и Ольгу. Череда премий, наград и званий, которых была удостоена Яблонская, скорее оскорбляла, чем радовала ее мужа, и Татьяна надолго осталась одна. Во второй раз она вышла замуж за художника Армена Атаяна, у них родилась дочь Гаяне, но и этот союз вскоре распался по тем же самым причинам, что и первый: муж не желал существовать в тени своей знаменитой жены.

К своей известности и сопутствующим ей благам Татьяна Яблонская относилась без пиетета, ни в коей мере звездной болезнью не страдала и, бывало, даже шла на конфликт с партийной властью по идеологическим соображениям. В творчестве Яблонской был период увлечения народным украинским искусством, плоды которого считались проявлением национализма и полностью игнорировались. Она по-прежнему день за днем бросала всю силу своего таланта и вкладывала всю свою искренность в проявление того, что умела увидеть сама и могла показать другим. Она преподавала, она растила дочерей, а потом помогала им растить внуков.

Все дочери Татьяны Ниловны в разное время позировали ей, и все три со временем пошли по стопам матери, связав свои судьбы с изобразительным искусством. Старшая, Елена, в свое время послужила моделью для картины "Утро", по которой не одно поколение советских школьников писало потом сочинения.

"Утро" мистическим образом вмешалось в судьбу Елены, которая мечтала стать художником и отправилась учиться живописи в Москву, в Строгановку. Когда выяснилось, что именно Лена изображена на знаменитой картине, один из студентов признался, что репродукция "Утра" много лет висит у него в комнате как образец настоящего изобразительного мастерства и что именно благодаря ей он решил стать художником. Это удивительное совпадение послужило началом отношений, увенчавшихся законным браком, и в результате Елена смогла лично убедиться, что в далеком городе на родине избранника, в его комнате, действительно висит репродукция работы ее матери, на которой изображена она сама.

Т. Яблонская, "Колокольчики" 

<tbody><tr><td>"Природа или интерьер, любой объект вдруг как бы покроется какой-то невидимой поэтической прозрачной пеленой, как бы запоет что-то внутри. Какое-то волшебное поэтическое состояние разольется... и обычный кусок двора озаряется изнутри каким-то божественным сиянием. Это, наверное, и называется вдохновением…"

Т.Н. Яблонская

В последние годы жизни Татьяна Ниловна писала в основном натюрморты и пейзажи за окном ее квартиры: после перенесенных инфаркта и инсульта она перестала выходить на улицу, перестала писать маслом, зато пастель научилась держать в левой руке вместо парализованной правой.

Ее физические силы угасали, но картины становились еще более просветленными, радостными и гармоничными. Она не сопротивлялась угасанию, она день за днем рисовала то, что видела – городских птиц на подоконнике, посуду, цветы в вазе.

"Я счастлива в своем ограниченном пространстве" - говорила она, и пространство все сжималось вокруг нее, но ее это совершенно не заботило; ее занимало кухонное окно – бесчисленное количество сочетаний освещения, погоды, угла зрения и стоящих на подоконнике предметов.

Лауреат трех Государственных премий, народный художник СССР, была совершенно счастлива здесь, на кухне, в окружении родных, она день за днем проводила в инвалидном кресле, растирая пальцами пастель и всматриваясь в оконное стекло. В самый день смерти она с удовольствием нарисовала яркий, жизнерадостный букет летних колокольчиков.

 

read more at про_искусство

bob-many.livejournal.com

«Утро» Татьяны Яблонской: Интересная история картины

Эта картинка была в школьном учебнике, может, и сейчас есть. По ней писали сочинения. Мне она нравилась: светлая, радостная, чистая. Чуть итальянская – с этим солнцем, арками, листьями.

Татьяна Яблонская, «Утро», 1954 год. Совсем недавно умер Сталин, так что картина передала настрой эпохи. Ночь ушла, девчонка-подросток вскочила, делает зарядку, она счастлива, у нее впереди долгий прекрасный день. С улицы доносится бодрый шум.

Яблонская написала свою старшую дочь, Лену, ей тогда было 13. Писала в своей киевской квартире. Да, комната кажется огромной, но на самом деле это была коммуналка.

А родилась Лена 24 июля 1941 года. За месяц до этого, Яблонская и ее муж Сергей Отрощенко закончили Киевский художественный институт. Сергей сразу ушел на фронт, он и просил назвать будущую дочку Леной, Аленой.

Остался цел, вернулся, но с Яблонской они вскоре развелись. Яблонская вообще прожила огромную жизнь. Она родилась в феврале 1917, а умерла в 2005, в том же Киеве.

Однако у этой картины есть почти киношная история. 

Репродукцию «Утра» напечатал «Огонек». По всей стране ее вырезали из журнала и вешали на стены.

Она висела и у казахского мальчика Арсена, тот буквально влюбился в девчонку с косой. А когда вырос, Арсен Бейсембинов двинул в Москву и поступил в Строгановское училище. Там завязался роман с однокурсницей. Арсен уговорил ее поехать летом к нему, в Алма-Ату.

Здесь однокурсница увидела на стене маленькую репродукцию и призналась: это она. Да, Лена, та длинноногая девочка, тоже поступила в Строгановское, она не хотела учиться в родном Киеве, чтобы не подозревали в блате.

И Арсен женился на девочке с картины, в которую был влюблен с детства, сюжет! Более того, Лена переехала к мужу в Алма-Ату, стала Бейсембиновой. Она работала мультипликатором, иллюстрировала книги, делала гобелены, там живет до сих пор. У них родился сын Зангар, тоже стал художником. Есть внуки и правнуки.

…А девчонка-подросток так и стоит напротив балкона, у нее впереди долгий прекрасный день.

источник

xochu-vse-znat.ru

Изба-Читальня - Архив фрагментов номеров - 2013 - Выпуск 5

 

(1917 – 2005)

Татьяна Яблонская – известная и любимая художница советского времени. Репродукции её картин печатали даже в школьных учебниках, что тогда было большой честью для любого живописца. Яблонская показывала жизнь обычных людей, их будничные заботы. Она выбирала для своих полотен яркие, солнечные цвета, поэтому и сами работы, и изображённая в них жизнь казались ясными и радостными. Одна из самых знаменитых картин Яблонской – «Утро». На первый взгляд, обыкновенный сюжет: девочка-школьница, только проснувшись, делает зарядку у открытого балкона, откуда виднеется освещённая розоватым светом Москва. На спинке стула – пионерский галстук, ленточка для волос, на столе – простой завтрак: булочка, вода или молоко в красивом керамическом кувшине. Но светлый колорит картины передаёт ощущение радости. Девочка, раскинув руки, как будто хочет полететь навстречу лету.

На другой картине юннаты (юные натуралисты) сажают цветы во дворе дома. На улице весна, цветут яблони и вишни, а ярких пёстрых цветов так много, что кажется, всё расцветает вокруг. В картине «Хлеб» – разгар лета, сбор урожая. Зерно, которое улыбающиеся колхозницы собирают в мешки, кажется золотым, а их труд похож на праздник. Зерна много, мешков и не сосчитать. Так Яблонская рассказывает о богатстве и изобилии советской страны.

Иногда художница выбирает совсем будничные сюжеты – простудившаяся девочка «лечит» своего игрушечного медвежонка, накладывая ему повязку, чтобы горло не болело, другая девочка внимательно смотрит, как распускаются почки на ветках, поставленных в воду. Но и такие простые рассказы убеждают нас в том, что всё хорошо, болезнь пройдёт, наступит весна и жизнь опять будет радостной и солнечной.

 

Екатерина АЛЛЕНОВА

Простудилась. 1953 На окне весна. 1954. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург

 

Утро. 1954. Государственная Третьяковская галерея, Москва

murzilka.org


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта