Категории каталога. Вылка тыко картины


Тыко Вылка — википедия фото

Тыко Вылка родился 28 февраля 1886 года в становище Белушья Губа на Новой Земле, рос среди ненецких охотников. Имя «Тыко» означает «оленёнок», «олешек», родители так назвали его за любознательность. Фамилия Вылка происходит от ненецкого слова вы — «тундра» («житель тундры», «тундровик»)[1]. Отец Тыко Вылки — известный на острове охотник на морского зверя Ханец Вылка, был одним из немногих грамотных жителей Новой Земли.

Рисовать Тыко начал в 1904 году, копировал картинки из отрывного календаря, оставленного зимовавшим промышленником, чайные обертки.

В 1901 году на Новую Землю прибывает известный полярный художник Александр Борисов. В путешествие по Новой Земле Борисов взял молодого Вылку. Путешественники прошли и проехали на собаках почти 400 км. Во время этой поездки по Новой Земле художник делал зарисовки, в результате чего молодой Тыко заинтересовался живописью. Заметив талант юного ненца, всю последующую зиму и весну Борисов обучал Тыко Вылку живописи. В 1903 году на Новую Землю за «неуважительное отношение к власти» был сослан художник и писатель Степан Писахов. В дневнике Писахов написал:

Работы Вылки поразили меня своей «неровностью», в них удивительно сочетается детская неумелость и сила, полнозвучие и утонченность европейских мастеров. Откуда у него это!… Он слишком самобытен, своим природным чутьем Тыко сам найдет свою дорогу. Он сможет показать Новую Землю такой, какой мы, приезжие, её никогда не увидим…

— http://www.nvinder.ru/archive/2006/mar/02/01.html

Писахов был первым, кто подарил Вылке краски и карандаши.

В 1904 году Вылка совершил первую сделку в качестве художника — обменял свою картину на компас и термометр у двух английских путешественников[2].

В 1909 году на архипелаг приезжает полярный исследователь Владимир Русанов, с Вылкой они обследовали всю Новую Землю и составили её точное картографическое описание.

В этом же году Вылка уезжает в Москву, где учится живописи у Архипова и Переплётчикова. В 1910 году в Архангельске состоялась выставка «Русский Север», где Вылка впервые представил свои работы. В 1911 году умирает старший брат Вылки Андрей, по ненецким традициям Тыко должен был содержать жену и шесть детей своего брата. В связи с этим его обучение в Москве завершилось.

Помимо живописи Вылка интересовался также местным фольклором, в 1914 году он выпускает сборник «Записки о Новой Земле».

После Октябрьской революции 1917 года был председателем поселкового (1918—1934) и Новоземельского островного (1924—1956) советов депутатов трудящихся. Кроме того, он возглавлял промысловую артель и занимался охотничьим промыслом. В 1950-х годах на Новой Земле началось возведение ядерного полигона, всё ненецкое население выселялось с острова. Тыко Вылка с семьей по распоряжению партии одним из первых перебрался в Архангельск, чтобы стать примером для несогласных к переселению. Он с грустью покидал Новую Землю и до последних дней мечтал увидеть родные места. Тыко Вылка умер в Архангельске в 1960 году в возрасте семидесяти четырех лет, похоронен на Вологодском кладбище.

Племянник — Вылка, Николай Семёнович (1911—1942) — ненецкий писатель, основоположник ненецкой художественной прозы. Художник и поэт, собиратель фольклора, иллюстратор собственных произведений.

org-wikipediya.ru

Тыко Вылка - Человек-улица - Каталог статей

 Родился он на Новой Земле, в семье охотника в 1886 г.. При рождении ему дали имя Тыко (что значит с ненецкого "Орешек"), но при крещении он получил другое имя - Илья. В юношеские годы он, благодаря умениям и навыкам, стал самым лучшим охотником на Новой Земле. Бесчисленное множество раз рисковал жизнью и был на волосок от смерти. Его молодость могла бы стать сюжетом приключенческого романа или фильма. Но о себе сам он писал в своём дневнике скупо и сухо. Вот одна из его записей: " Ясная погода. От мороза (градусов 45 или 50) лопнул градусник. По пути убил медведя, накормил собак. До чума добирался три дня".

О благородных чертах характера Ильи Константиновича можно судить по одному его судьбоносному поступку. После трагической смерти брата, он берёт в жёны его вдову, оставшуюся с шестью детьми на руках. Чтоб прокормить семью, охотнику приходилось проводить на промыслах огромную часть времени.

 В 1909-1911 г. Илья Вылка стал проводником третьей экспедиции Владимира Русанова на Новой земле. Для последнего он сумел стать и другом, и незаменимым помощником. В 1911 г. сын ненецкого народа в Архангельске закончил курсы мотористов и, параллельно с этим, взял получил несколько уроков рисунка и живописи, в мастерской у художника Василия Переплётчикова. Занимался Илья довольно плодотворно, с пользой для и навыков, и для творчества. 21 марта открылась его первая персональная выставка картин. Однако, их картин была далеко не однозначной. Одни говорили, что Илья Вылка - талантливый и оригинальных художник, другие, - что он бездарь, а его картины - лишь жалкие потуги в рисовании. Но, независимо от оценок современников, в историю он вошёл как художник-самородок. За всю жизнь у Тыко Вылки так и не появилось собственной художественной мастерской. Свои картины ненецкий художник всегда создавал, сидя в чуме или в тундре. А его излюбленной темой была малая родина, Новая Земля.

Деятельность Ильи Вылки не оставляла равнодушным прогрессивных людей. О нём говорили: "Может быть, его талант, как занесённая ветром искра, вспыхнув, тотчас и погаснет, исчезнет без следа"? Однако все ошибались. Этот человек доказал, что может себя успешно реализовывать, переключаясь с одного вида деятельности на другой. 

 В 1918 г. Тыко Вылка был избран председателем поселкового совета в Белужье. А с 1924 г. в течение 32 лет бессменно возглавлял островной совет. В лёгкой руки "Всесоюзного старосты" Михаила Калинина, его стали называть "Президент Новой Земли". Основной своей задачей Вылка ставил просвещение ненецкого народа. А первым мероприятием "президента" было строительство школы на острове. Сам Вылка там преподавал уроки рисование. По его же инициативе была создана промысловая артель, которая помогла улучшить продовольственную ситуацию на Новой Земле, над которой до этого хронически витала угроза голода. Довольно привычно для глаз людей с "большой земли" он выглядел в роли председателя островного совета. Помимо многочисленных выступлений, Вылка сам же одновременно выступал в роли секретаря, сам писал писал протокол заседаний. А после собрания он опять становился простым охотником, которому надо кормить семью. Дважды в год, традиционно, в одиночку, объезжал все становища, избы на Новой Земле, чтоб узнать о нуждах своих "подданных".

 В годы Великой Отечественной войны И. Тыко Вылка успешно руководил оборонными мероприятиями. Известен факт, что во время охоты, он в одиночку смог задержать немецкого диверсанта. За свою деятельность в годы войны был награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалью " За оборону Советского заполярья".

 Тыко Вылка был человек с очень хорошей репутацией и никто не сказал и не написал о нём как о человеке или как о хозяйственнике ни одного дурного слова. Но в его биографии было одно тёмное пятно. В Москве в 1954 г. было принято решение превратить Новую Землю в полигон для испытаний атомного оружия. Это подразумевало выселение ненцев на материк. И Илья Вылка принимал участие в составлении плана по выселению собственного народа. Нет сомнений, что он это делал далеко не по собственной воле. Более того, он имел репутацию защитника прав коренного населения. По воспоминаниям современников, он признаётся, что "Большие люди его с трудом уговорили добровольно отдать землю, чтоб никогда не было войны". Данное решение было самым последним в его жизни на посту президента Новой Земли. Психологически надломленный давление "сверху" и по состоянию преклонного возраста, он ушёл в отставку и навсегда переехал в Архангельск. Во время отъезда, у него в глазах стояли слёзы и, как вспоминают современники, он часто повторял одну фразу: "теперь больше никогда не будет охотников на Новой Земле, она для нас – запретная зона". У его там жизнь прошла, как в Пушкинской сказке: "Жил рыбак у синего моря тридцать лет и три года". Так и он, жил у моря 32 с половиной года, да вот только полгода не смог дожить там…..

 В Архангельске Илья Вылка поселился в деревянном домике на улице Вологодской, хотя ему предлагали более комфортное жильё. Выступал с лекциями и докладами, посвящённых Новой Земле, полярным экспедициям. Рисовал картины. На него часто приходили поглазеть, как на местную знаменитость, о нём много говорили. Но люди, знавшие его близко, говорили, что он сильно страдал от одиночества и тоски по своей родине. Даже членство в "Архангельском Географическом обществе" и частое общение с местной художественной интеллигенцией не приносило ему удовлетворения. В 1960 г. Илья Вылка умер от рака желудка. Похоронен на Кузнечевском кладбище. Его именем назван, кроме улиц в Архангельске и Нарьян-Маре, ледник на Новой земле.

 P. S. Тыко Вылка жил Новой Землёй, писал и рисовал её. А уезжая, прощался с нею или, может, просил прощение. И без неё он, отважный и смелый охотник, не раз рисковавший жизнью, хороший и рачительный хозяин, быстро зачах. Впрочем, и ненцы, переселённые на материк, начали поголовно спиваться и начинать деградировать, как народ. Трагически сложилась судьба потомков. Сын Ильи Константиновича стал хроническим алкоголиком и закончил дни в доме для престарелых. А внук двенадцать лет провёл в исправительно-трудовых лагерях.

lifeislife.clan.su

Тыко Вылка — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Вылка.

Ты́ко Вы́лка (русское имя — Илья́ Константи́нович Вы́лка; 15 (27) февраля 1886 — 29 сентября 1960) — ненецкий советский художник, сказитель, общественно-политический деятель. Стоял у истоков ненецкой литературы. Автор эпических сказаний.

Биография

Тыко Вылка родился 27 февраля 1886 года в становище Белушья Губа на Новой Земле, рос среди ненецких охотников. Имя «Тыко» означает «олененок», «олешек», родители так назвали его за любознательность. Фамилия Вылка - происходит от ненецкого слова "вы" -тундра, (житель тундры, тундровик)[1]. Отец Тыко Вылки — известный на острове охотник на морского зверя Ханец Вылка, был одним из немногих грамотных жителей Новой Земли.

Рисовать Тыко начал в 1904 году, копировал картинки из отрывного календаря, оставленного зимовавшим промышленником, чайные обертки.

В 1901 году на Новую Землю прибывает известный полярный художник Александр Борисов. В путешествие по Новой Земле Борисов взял молодого Вылку. Путешественники прошли и проехали на собаках почти 400 км. Во время этой поездки по Новой Земле художник делал зарисовки, в результате чего молодой Тыко заинтересовался живописью. Заметив талант юного ненца, всю последующую зиму и весну Борисов обучал Тыко Вылку живописи. В 1903 году на Новую Землю за «неуважительное отношение к власти» был сослан художник и писатель Степан Писахов. В дневнике Писахов написал:

Работы Вылки поразили меня своей «неровностью», в них удивительно сочетается детская неумелость и сила, полнозвучие и утонченность европейских мастеров. Откуда у него это!… Он слишком самобытен, своим природным чутьем Тыко сам найдет свою дорогу. Он сможет показать Новую Землю такой, какой мы, приезжие, её никогда не увидим…

— www.nvinder.ru/archive/2006/mar/02/01.html

Писахов был первым, кто подарил Вылка краски и карандаши. В 1904 году Вылка совершил первую сделку в качестве художника — обменял свою картину на компас и термометр у двух английских путешественников[2].

В 1909 году на архипелаг приезжает полярный исследователь Владимир Русанов, с Вылкай они обследовали всю Новую Землю и составили её точное картографическое описание. В этом же году Вылка уезжает в Москву, где учится живописи у Архипова и Переплётчикова. В 1910 году в Архангельске состоялась выставка «Русский Север», где Вылка впервые представил свои работы. В 1911 году умирает старший брат Вылки Андрей, по ненецким традициям Тыко должен был содержать жену и шесть детей своего брата. В связи с этим его обучение в Москве завершилось. Помимо живописи Вылка интересовался также местным фольклором, в 1914 году он выпускает сборник «Записки о Новой Земле».

После Октябрьской революции 1917 года был председателем поселкового (1918—1934) и Новоземельского островного (1924—1956) советов депутатов трудящихся. Кроме того, он возглавлял промысловую артель и занимался охотничьим промыслом. В 1950-х годах на Новой Земле началось возведение ядерного полигона, всё ненецкое население выселялось с острова. Тыко Вылка с семьей по распоряжению партии одним из первых перебрался в Архангельск, чтобы стать примером для несогласных к переселению. Он с грустью покидал Новую Землю и до последних дней мечтал увидеть родные места. Тыко Вылка умер в Архангельске в 1960 году в возрасте семидесяти четырех лет, похоронен на Вологодском кладбище.

Память

Именем Тыко Вылки названы улицы в Архангельске и Нарьян-Маре, а также бухта в заливе Брандта Южного острова Новой Земли.

Напишите отзыв о статье "Тыко Вылка"

Литература

Кинематограф

Семья

Племянник - Вылка, Николай Семёнович (1911-1942) — ненецкий писатель, основоположник ненецкой художественной прозы. Художник и поэт, собиратель фольклора, иллюстратор собственных произведений.

Примечания

  1. ↑ [old.nvinder.ru/archive/2003/feb/28/08.html НАЗОВИ МЕНЯ ТИХО ПО ИМЕНИ]
  2. ↑ Ирина Ханзерова. Нелегкая судьба «великого самоеда». Аргиш памяти. Архангельск, Правда Севера, 2009

Ссылки

  • [arh-necropol.narod.ru/obnovleniya/vilka/ Могила Тыко Вылки на сайте «Архангельский некрополь»]
  • Ирина Ханзерова [old.nvinder.ru/archive/2006/mar/02/01.html Нелегкая судьба «великого самоеда»] // Нарьяна вындер от 2 марта 2006

Отрывок, характеризующий Тыко Вылка

Ростов пустил его лошадь и хотел ехать дальше. Шедший мимо раненый офицер обратился к нему. – Да вам кого нужно? – спросил офицер. – Главнокомандующего? Так убит ядром, в грудь убит при нашем полку. – Не убит, ранен, – поправил другой офицер. – Да кто? Кутузов? – спросил Ростов. – Не Кутузов, а как бишь его, – ну, да всё одно, живых не много осталось. Вон туда ступайте, вон к той деревне, там всё начальство собралось, – сказал этот офицер, указывая на деревню Гостиерадек, и прошел мимо. Ростов ехал шагом, не зная, зачем и к кому он теперь поедет. Государь ранен, сражение проиграно. Нельзя было не верить этому теперь. Ростов ехал по тому направлению, которое ему указали и по которому виднелись вдалеке башня и церковь. Куда ему было торопиться? Что ему было теперь говорить государю или Кутузову, ежели бы даже они и были живы и не ранены? – Этой дорогой, ваше благородие, поезжайте, а тут прямо убьют, – закричал ему солдат. – Тут убьют! – О! что говоришь! сказал другой. – Куда он поедет? Тут ближе. Ростов задумался и поехал именно по тому направлению, где ему говорили, что убьют. «Теперь всё равно: уж ежели государь ранен, неужели мне беречь себя?» думал он. Он въехал в то пространство, на котором более всего погибло людей, бегущих с Працена. Французы еще не занимали этого места, а русские, те, которые были живы или ранены, давно оставили его. На поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек десять, пятнадцать убитых, раненых на каждой десятине места. Раненые сползались по два, по три вместе, и слышались неприятные, иногда притворные, как казалось Ростову, их крики и стоны. Ростов пустил лошадь рысью, чтобы не видать всех этих страдающих людей, и ему стало страшно. Он боялся не за свою жизнь, а за то мужество, которое ему нужно было и которое, он знал, не выдержит вида этих несчастных. Французы, переставшие стрелять по этому, усеянному мертвыми и ранеными, полю, потому что уже никого на нем живого не было, увидав едущего по нем адъютанта, навели на него орудие и бросили несколько ядер. Чувство этих свистящих, страшных звуков и окружающие мертвецы слились для Ростова в одно впечатление ужаса и сожаления к себе. Ему вспомнилось последнее письмо матери. «Что бы она почувствовала, – подумал он, – коль бы она видела меня теперь здесь, на этом поле и с направленными на меня орудиями». В деревне Гостиерадеке были хотя и спутанные, но в большем порядке русские войска, шедшие прочь с поля сражения. Сюда уже не доставали французские ядра, и звуки стрельбы казались далекими. Здесь все уже ясно видели и говорили, что сражение проиграно. К кому ни обращался Ростов, никто не мог сказать ему, ни где был государь, ни где был Кутузов. Одни говорили, что слух о ране государя справедлив, другие говорили, что нет, и объясняли этот ложный распространившийся слух тем, что, действительно, в карете государя проскакал назад с поля сражения бледный и испуганный обер гофмаршал граф Толстой, выехавший с другими в свите императора на поле сражения. Один офицер сказал Ростову, что за деревней, налево, он видел кого то из высшего начальства, и Ростов поехал туда, уже не надеясь найти кого нибудь, но для того только, чтобы перед самим собою очистить свою совесть. Проехав версты три и миновав последние русские войска, около огорода, окопанного канавой, Ростов увидал двух стоявших против канавы всадников. Один, с белым султаном на шляпе, показался почему то знакомым Ростову; другой, незнакомый всадник, на прекрасной рыжей лошади (лошадь эта показалась знакомою Ростову) подъехал к канаве, толкнул лошадь шпорами и, выпустив поводья, легко перепрыгнул через канаву огорода. Только земля осыпалась с насыпи от задних копыт лошади. Круто повернув лошадь, он опять назад перепрыгнул канаву и почтительно обратился к всаднику с белым султаном, очевидно, предлагая ему сделать то же. Всадник, которого фигура показалась знакома Ростову и почему то невольно приковала к себе его внимание, сделал отрицательный жест головой и рукой, и по этому жесту Ростов мгновенно узнал своего оплакиваемого, обожаемого государя. «Но это не мог быть он, один посреди этого пустого поля», подумал Ростов. В это время Александр повернул голову, и Ростов увидал так живо врезавшиеся в его памяти любимые черты. Государь был бледен, щеки его впали и глаза ввалились; но тем больше прелести, кротости было в его чертах. Ростов был счастлив, убедившись в том, что слух о ране государя был несправедлив. Он был счастлив, что видел его. Он знал, что мог, даже должен был прямо обратиться к нему и передать то, что приказано было ему передать от Долгорукова. Но как влюбленный юноша дрожит и млеет, не смея сказать того, о чем он мечтает ночи, и испуганно оглядывается, ища помощи или возможности отсрочки и бегства, когда наступила желанная минута, и он стоит наедине с ней, так и Ростов теперь, достигнув того, чего он желал больше всего на свете, не знал, как подступить к государю, и ему представлялись тысячи соображений, почему это было неудобно, неприлично и невозможно. «Как! Я как будто рад случаю воспользоваться тем, что он один и в унынии. Ему неприятно и тяжело может показаться неизвестное лицо в эту минуту печали; потом, что я могу сказать ему теперь, когда при одном взгляде на него у меня замирает сердце и пересыхает во рту?» Ни одна из тех бесчисленных речей, которые он, обращая к государю, слагал в своем воображении, не приходила ему теперь в голову. Те речи большею частию держались совсем при других условиях, те говорились большею частию в минуту побед и торжеств и преимущественно на смертном одре от полученных ран, в то время как государь благодарил его за геройские поступки, и он, умирая, высказывал ему подтвержденную на деле любовь свою. «Потом, что же я буду спрашивать государя об его приказаниях на правый фланг, когда уже теперь 4 й час вечера, и сражение проиграно? Нет, решительно я не должен подъезжать к нему. Не должен нарушать его задумчивость. Лучше умереть тысячу раз, чем получить от него дурной взгляд, дурное мнение», решил Ростов и с грустью и с отчаянием в сердце поехал прочь, беспрестанно оглядываясь на всё еще стоявшего в том же положении нерешительности государя.

wiki-org.ru

Наивность против мастеровитости: shakko_kitsune

Смотрите, какой интересный художник, какая отличная работа с цветом. Между прочим, "советский", куда деваться, а напоминает мне чем-то Ван Гога в этой картине.

_Vylka002.jpg

И биография такая удивительная. Зовут его Тыко Вылка. Он родился в Российской империи в 1886 году, в семье ненецких охотников. Начал писать картины еще до революции -- учился у художника Александра Борисова, которого занесло в тундру покататься на оленях. Степан Писахов (сказки которого я просто обожаю), познакомился с ним на Новой Земле около 1903-4 гг., подарил ему краски и восторгался его картинами.

_Vylka001.jpg

Также Вылка был сказителем, автором эпических сказаний, отцом-основателем ненецкой литературы, при советской власти -- заметной фигурой, представителем народности. Умер в 1960 году в возрасте 74 лет. Про него есть фильм "Великий самоед".

Tyko-Vylka-art.jpg

Kartiny-Tyko-Vylki-9.jpg

Kartiny-Tyko-Vylki-8.jpg

7707.jpg

_Vylka020.jpg

_Vylka013.jpg

_Vylka010.jpg

_Vylka008.jpg

Еще картины Вылки

Это классическое "наивное" искусство, созданное человеком, не обладающим профессиональным художественным образованием, но -- с истинным даром живописца.

***

А теперь давайте посмотрим для сравнения, что наваял тот самый катавшийся на оленях его первый учитель Александр Борисов, выпускник Императорской Академии художеств, ученик Шишкина и Куинджи, лауреат премий и медалей, и прочая и прочая. Те же самые места.

Хороший мастер Борисов, спору нет. Но когда вы разглядываете его профессиональные картины сразу после работ ненца, вам понятней становится, почему к началу 20 века творцам и зрителям до зевоты приелась эта академическая школа, почему она им обрыдла? Почему Париж с таким восторгом принял Руссо-Таможенника, почему весь 20 век так носится с наивным искусством настоящим, и пытается подделываться под него профессионально, имитируя безыскусность? Как так получается, что после доведения чего-либо до совершенства из этого исчезает нечто неуловимое, исчезает душа? Почему зритель, "наевшийся" отточенностью, ищет безыскусность и новые точки зрения от тех, кому раньше не давали кисти в руки?

Это вопрос, кстати, из той же серии, почему "Голос. Дети" на первом канале собирает больше зрителей, чем взрослый "Голос".

shakko-kitsune.livejournal.com

Журнальный зал: Дружба Народов, 2017 №1 - Мурад ИБРАГИМБЕКОВ

 

Мурад Ибрагимбеков — режиссер, сценарист, продюсер. Родился в Баку в 1965 г. Окончил ВГИК (1989 г., мастерская И.Таланкина). Публиковался в журнале «Литературный Азербайджан». Лауреат многочисленных кинематографических премий.

 

 

Тыко Вылка родился и прожил часть своей жизни в мире, который был создан Творцом изначально. В мире, который был идеален в своей первозданности.

Это было задолго до появления в тех местах отца Гавриила. Очень-очень задолго  до того. Отец Гавриил в ту пору еще даже не родился.

И как-то раз Тыко Вылка захотел нарисовать этот мир, в котором жил. И ему это удалось.  Тыко Вылка нарисовал рай.

Тыко Вылка нарисовал женщину в красном платке, стоящую к нам спиной на фоне очень холодного моря.

Тыко Вылка нарисовал рыбака в лодке, который тащил из воды невод.

Тыко Вылка нарисовал человека, свежующего тюленью тушу на улице в становище Лагерное, есть такой населенный пункт на Новой Земле.

А еще Тыко Вылка нарисовал семушный забор, на острове такие часто ставили.

Он нарисовал айсберги, которые были привычными гостями в его краях, и забавную белую медведицу с двумя медвежатами на пристани, и северное сияние, а еще свою семью возле своего дома.

Тыко Вылка был художником.

Рисовать Тыко Вылка начал с раннего возраста, первые картинки он рисовал костью нельмы на ошметках тюленьих шкур, очень красиво получалось.

Когда родился Тыко Вылка, люди с материка не жили на острове, они появлялись пару раз в год, приплывали на железных кораблях, а после стали прилетать на самолетах и вертолетах.

Тот день он помнил очень хорошо, воспоминание это осталось у Тыко Вылки на всю жизнь, это было воспоминание о картонной коробке, которую ему протянул один из прибывших с материка людей, он не помнил, кто был этот человек — полярный летчик или картограф, или еще кто-то, — решивший сделать подарок маленькому северному мальчику. Память оставила себе лишь воспоминание о самой коробке, он помнил ее шероховатую поверхность и запах, и крышку с надписью «Нива» с изображением паруса, открыв которую, он впервые увидел цветные карандаши. С того дня мальчик начал рисовать по-настоящему.

С каждым годом людей с материка на острове становилось все больше, это были удивительные люди, и у них были удивительные вещи, которые пришельцы с удовольствием показывали, а иногда и делились ими. Например, у них были потрясающие стекла, это называется «оптика», бинокли и подзорные трубы.

Тыко Вылка помнил, что впервые он увидел в бинокле. Он увидел кита. Кит резвился в море недалеко от берега. В бинокле мальчику казалось, что кит очень близко, так близко, как однажды, за полгода до того, Тыко Вылка видел его из лодки. В тот день пятилетний Тыко Вылка плыл со своим папой на их новой лодке, сделанной ими из тюленьих шкур. Стоял штиль. Свинцовая поверхность моря, на которой играли лучи солнца, была абсолютно спокойна. И вдруг  из глубины, из ниоткуда  появилась волна, она возникла  и начала очень быстро подниматься, а с ней начала все быстрее и быстрее подниматься лодка. Отец почувствовал это первым, и Тыко Вылка почувствовал что-то необычное по реакции отца. После ему казалось, что в воздухе появился какой-то шум, но мальчик не был в этом уверен. А потом возле их лодки возник кит, самое большое животное их острова и самое большое животное планеты. Кит проплывал под их лодкой, и первое, что они увидели, был его хвост, рыбий хвост, который был, как айсберг. И он двигался на них, к счастью в нескольких метрах от лодки эта штука снова ушла под воду, в глубину. Но из-за  волны их лодка сделала поднырок, проще говоря, лодка с отцом и мальчиком перевернулась и через мгновение вновь заняла прежнее положение.  Это и называется «поднырок», их лодка была так устроена, вернее, сшита, они с отцом были как в кожаном коконе в той лодке, которая могла крутиться под водой. Отец долго учил этому своего сына возле берега, на мелководье, и потому маленький Тыко Вылка совсем не испугался, то есть испугался, но капельку, чуть-чуть. Лодка крутанулась, и тогда под водой Тыко Вылка увидел кита, он увидел его спину, а может, мальчику и показалось. В следующее мгновение они оказались на поверхности, и отец веслом попытался поставить лодку по волне, придать ей устойчивости, но волна была слишком высока, и они сделали еще один поднырок, и еще один, и всякий раз под водой Тыко Вылка успевал разглядеть кита, а может, мальчику и казалось. А голова кита появилась на поверхности через несколько секунд, с другой стороны лодки, уже подальше, метрах в десяти. И кит уплыл.

Тыко Вылка был зачарован биноклем, он разглядывал в него кита и не мог насмотреться на однажды уже виденный хвост и громадную голову. Он не мог поверить, что это возможно — увидеть кита так близко с берега. А стоящий рядом полярник, который и дал ему бинокль, рассмеялся и погладил мальчика по голове.

Посмотрите на полотно под названием «На Карской стороне в районе зимовки Размыслова».  Художник поместил себя  в центр композиции, он сидит между отцом и матерью, все семья собралась у костра, на фоне традиционного северного чума, рядом лодка и только что выловленный тюлень. На этой картине Тыко Вылка изобразил себя в совсем юном возрасте.

Когда отец Гавриил  через много-много лет увидит этот холст, он сам удивится тому, что дышать ему сразу станет легче. Но до того момента произойдет много разных событий. Когда все началось, отец  Гавриил еще даже не родился.   

Тыко Вылка рос и продолжал рисовать, а людей с материка становилось на острове все больше. Это были сильные и смелые люди. Однажды они спасли всю семью Тыко Вылки. Случилось это в год большого голода. Такое случалось на острове нечасто, последний раз большой голод был очень давно, так давно, что даже дед Тыко Вылки знал о нем из рассказов своего отца, одного из немногих выживших. В этот раз все было, как в рассказе предка. Ушла вся еда — и рыба, и тюлени (люди с материка называли это аномальной миграцией). Люди съели своих собак, а оленей они съели до того. И начали умирать. Они бы и умерли, если бы не люди с материка, те вызвали помощь с большой земли, и помощь пришла.

 Тыко Вылка не помнил, как к берегу подошло большое судно, и с него сгрузили ящики с едой, которую стали раздавать голодающим. К тому моменту мальчик был уже без сознания. Тыко Вылка выжил в тот год и продолжил рисовать.

Тыко Вылка нарисовал белую медведицу с детенышами, у него она получилась добродушной и вовсе не опасной. На самом деле Тыко Вылка очень боялся белых медведей, один белый медведь однажды его чуть не поймал, но Тыко Вылке удалось убежать. Он убегал так, как его и всех  детей учили убегать от белых медведей: надо бежать изо всех сил, во весь дух, и обязательно бросить в сторону шапку, чтобы отвлечь медведя, а потом бросить в другую сторону рукавицы, чтобы отвлечь зверя еще раз, тогда есть шанс спастись. Тыко Вылка так и сделал, и ему удалось добежать до становища, а там медведя отпугнули взрослые выстрелами из ружей, и медведь ушел. Наверно, был не очень голоден, а может, просто хотел поиграть и вовсе не собирался есть Тыко Вылку.

Когда отец Гавриил переехал на остров, его тоже научили этому способу убегать от белых медведей: бросить в одну сторону шапку и бежать, а потом бросить в другую сторону рукавицы и продолжать бежать что есть духу.

— Тогда можно спастись, батюшка, — объяснил ему полковник, командир воинской части, в которой служил свою службу отец Гавриил. — Разумеется, без оружия здесь лучше не ходить, — добавил он.

Когда люди с материка обосновались на острове, в жизни появилось много замечательных нововведений. Появились электричество, и фельдшерский пункт, и школа для детей до десяти лет. Люди работали и были довольны наступившим комфортом и безопасностью. А Тыко Вылка рисовал, и у него состоялась большая выставка в столичном Архангельске, и его фотография была отпечатана в газете, которую люди читали, когда приходили в клуб. Да, к тому времени на острове появился клуб, где можно было почитать газету, послушать радио или поиграть в настольные игры. Там же помещались буфет и сельсовет, и там у Тыко Вылки был свой кабинет, и в том кабинете у Тыко Вылки был единственный на острове телефон. Телефон был красного цвета и стоял на специальной тумбочке, телефон был соединен с радиорубкой, и через радиста можно было связаться с Большой землей. И Тыко Вылка, если возникала нужда, мог позвонить на материк и сказать, что нужно для его острова и его народа, и его всегда слушались. Тыко Вылка  стал президентом Новой Земли, так его называли, по-настоящему он не был президентом, а являлся председателем островного совета «Новая Земля».

Это было время достатка и покоя. У Тыко Вылки было шестеро детей.

Однажды красный телефон зазвонил: «Вам отправлено правительственное сообщение с фельдъегерем», — сообщили в трубке.

И вскоре Тыко Вылка получил письмо. В том письме было сказано, что принято решение перевезти всех людей с острова на материк, для их же пользы и безопасности, и Тыко Вылке было поручено провести разъяснительную работу. Конечно, Тыко Вылка объяснил людям, как это будет хорошо для них — переехать, и люди очень обрадовались, потому что они ему верили, а жизнь на острове оставалась очень суровой и опасной.

К острову подошли корабли, и на них погрузили все, что было у людей Тыко Вылки: чумы, собак, оленей, лодки и инструменты, ничего не забыли, всему нашлось место на этих  кораблях. И народ Тыко Вылки перебрался на материк, туда, где не так холодно, где климат больше подходит для человека, и нет нужды убегать от белых медведей.

 Стали они жить возле больших городов, а некоторые поселились и в самих городах. Тыко Вылка получил квартиру в большом кирпичном доме на третьем этаже, и там для него установили тот же телефон, чтобы он мог звонить и говорить, что еще нужно для переселенцев.

Много удивительных и полезных вещей было у людей с материка, и они охотно объясняли, как ими пользоваться, и делились ими. И была у них одна удивительная вещь, которую нельзя было никому показывать и которой нельзя было ни с кем делиться. Этой вещью была громадная бомба, ее привезли на остров, когда людей на нем уже не осталось. Остров был нужен для испытания этой бомбы, самой большой в мире, местных потому и попросили пожить на материке.

Бомбу привезли на корабле, установили на специальной площадке и взорвали. Взрыв был такой силы, что взрывная волна обогнула земной шар три раза, это зафиксировали специальные приборы. Как будто волшебный кит ударил хвостом по планете. А в квартире Тыко Вылки и во всем городе, куда он переехал, неожиданно задрожали оконные стекла, но Тыко Вылка не знал, в чем причина, он вообще-то так и не привык к городской жизни. 

Это было в тот год, когда родился отец Гавриил, он родился в тот момент, когда испытание это состоялось.

Отец Гавриил приехал на остров через 47 лет после того взрыва, за эти годы на острове было проведено много испытаний, бомбы взрывали на поверхности острова, под землей, в специальных шахтах и в прибрежных водах. У каждого взрыва своя специфика, свой характер, своя разрушительная сила, и людям надо было это все досконально изучить. Этим занимались военные, только они и жили на острове, на построенной для них военной базе. Некоторые офицеры привезли на остров свои семьи, жен и детей. И однажды кто-то из больших начальников в Москве решил, что было бы хорошо, если в маленьком военном поселении на дальнем севере был бы храм. Идея пришлась по душе и другим начальникам,  и было принято решение открыть на Новой Земле православный храм. Это был самый северный приход в мире, ни у кого не было храма так далеко на севере. И вскоре на остров в разобранном виде прислали церковь и всю необходимую утварь, а церковное начальство назначило священника, им и был отец Гавриил. И стал отец Гавриил служить, и прослужил он на острове три года.

Утром того дня отец Гавриил так и сказал командиру части, полковнику Николаеву:

— Три года уже прошло, как я принял храм.

— Да, быстро время летит, — ответил полковник.

Они находились в диспетчерском отсеке аэродрома и ожидали прибытия самолета, самолет должен был прилететь еще вчера, но погода не позволила принять борт. И вот сегодня утром диспетчер объявил, что в снежной буре, которая бушевала уже несколько суток, наметилось окно  и получено разрешение на посадку. 

 

Отец Гавриил очень хорошо помнил свой первый день на Новой Земле: как и всякому новоприбывшему, ему полагалось пройти инструктаж.

— Один звуковой сигнал — опасность, передвижение поодиночке запрещено. Два звуковых сигнала — движение разрешено только на тяжелом транспорте. Три звуковых сигнала — не покидать жилой сектор без специального разрешения.

— А я услышу сигнал? — спросил тогда отец Гавриил.

— Ну разумеется, — улыбнулся полковник.

Сигнал трудно было не услышать, это был ревун с пограничного катера, временами отцу Гавриилу казалось, что он был основным звуком, который он слышал за эти три года, и все равно не мог к нему привыкнуть.  Еще он не мог привыкнуть к климату, точнее к очень низкому содержанию кислорода в воздухе, дышать ему было трудно. 

— Для меня великая честь, батюшка,  что самый северный приход в мире находится на территории вверенного мне воинского подразделения, — сказал полковник, когда отец Гавриил прибыл на остров.

«В географическом местонахождении прихода не может быть состязательности», — подумал тогда отец Гавриил, но вслух ничего не сказал.

Полковник был симпатичен отцу Гавриилу, он  был похож на русского богатыря, какими их изображают в школьных учебниках, и временами его тексты соответствовали этому образу.

К своим обязанностям он относился чрезвычайно добросовестно. На встречу самолета отец Гавриил пришел по его просьбе. Пару дней назад у них состоялся разговор. 

— В рамках планируемого мероприятия решено провести выставку художника из местных. Поскольку клуб в вашей епархии, вы уж помогите с организацией. Человек заслуженный, народный деятель культуры.

— Он прибудет? — спросил отец Гавриил.

— Нет, он умер уже давно, одно слово — классик.

— Солдатиков выделите?

— Не смогу, рад бы, да не смогу, весь личный состав задействован, комиссию ждем, вы уж как-нибудь сами, батюшка.

Отец Гавриил вздохнул, иногда его посещали горькие сомнения в необходимости пребывания в этой затерянной в океане ледяной пустыне, которая и без многочисленных атомных взрывов была непригодна для жизни. Как и подобает человеку его профессии, отец Гавриил гнал эти горькие мысли прочь, но они не оставляли его. Он полагал, что они, эти мысли, объясняются суровым климатом, который плохо влиял на его самочувствие. Но отец Гавриил понимал, что главная причина была в том, что добросовестное выполнение им его обязанностей является неким обязательным ритуалом и истинной нужды в нем, пастыре, у людей его прихода нет. Весь личный состав, свободный от дежурств, исправно посещал каждую неделю его службу, но отец Гавриил знал, что явка не была добровольной, а происходила вследствие прямого указания командира части. Во многом армейские священники заменили собой упраздненных новой властью замполитов. Он пытался быть, как и подобает священнику, внимательным к солдатикам, приходящим на службу, вникнуть в их проблемы и чаяния, подбодрить и помочь им в их нелегкой службе, но у него это не очень хорошо получалось. Иногда он замечал на их лицах синяки и ссадины, следствие неизжитой  армейской дедовщины, но когда он вопрошал  о причинах следов побоев на их лицах, юные воины отвечали уклончиво: «Упал…» — говорил каждый из них.

— У рядовых это случается, — с досадой объяснял ему полковник Николаев.

«Наверное, из-за недостатка кислорода сгорает жир», — подумал отец Гавриил.

Лица и тела людей, живущих на острове, были невероятно рельефны. Через полгода пребывания на острове внешность человека изменялась, он становился каким-то другим. 

— Мы в здешних местах меняемся, батюшка, — однажды признался полковник. — Человек тут жить не должен.

 

Было получено разрешение на посадку,  самолет приземлился, и из него стали выходить члены правительственной комиссии и гости, среди них были и штатские. Все шло по плану, полковник отрапортовал старшему, представился, и вновь прибывшие направились к служебному отсеку базы.

А из самолета начали выгружать ящики, в которые были упакованы картины, и с ними появилась девушка лет двадцати по имени Нюцхе, она была ответственная за выставку от художественного музея.

Нюцхе была продвинутая девчонка, почти панк. Ей казалось, что ее одежда точно отражает ее национальную принадлежность — Нюцхе была этнографом и была поглощена изучением истории своего народа, предки которого в незапамятные времена перебрались в здешние места из Полинезии. Именно об этом она писала свою дипломную работу по антропологии. Нюцхе очень ждала этой поездки, и когда появилась возможность принять участие в мероприятии, не преминула ею воспользоваться. 

 

Солдаты перенесли ящики, в количестве десяти штук,  в примыкающий к храму армейский клуб, и отец Гавриил с Нюцхе принялись устраивать выставку Тыко Вылки.

Конечно, вначале отец Гавриил, как и подобает радушному хозяину, напоил Нюцхе чаем и показал красный уголок воинской части, где был установлен макет бомбы и висело множество  фотографий, которые Нюцхе внимательно рассмотрела.  Отец Гавриил счел также необходимым объяснить этой милой девушке, что объект, где они находятся, очень важен для обороноспособности их родины, но Нюцхе это и сама знала, Нюцхе много чего знала об этом острове, больше чем отец Гавриил.

Знакомое уже ощущение, предшествующее потере сознания, накатило, как это всегда с ним бывало, неожиданно. Отец Гавриил успел хорошо изучить эту симптоматику: у него потемнело в глазах, и он стал задыхаться. Первый раз это случилось с ним здесь, на острове, в самый неподходящий для священнослужителя момент.

Отец Гавриил  чуть было не утопил годовалую девочку  Настеньку,  дочку лейтенанта Егорова, во время обряда крещения. Он потерял сознание, когда  погрузил маленькое тельце в купель. К счастью, стоящая рядом мама девочки, жена лейтенанта, подхватила ребенка.

— Плохо вам, батюшка, — сказала она, — это поначалу у всех так, здесь кислорода мало, со временем привыкнете.

Но отец Гавриил за три года так и не смог привыкнуть, и врач, к которому он обратился, не мог ему ничем помочь.  Вот и сегодня приступ случился крайне не вовремя.

— Вам плохо? — встревоженно спросила Нюцхе.

— Сейчас пройдет, — успокоил ее отец Гавриил, — это из-за недостатка кислорода. Надо нам приниматься за работу, — он указал на ящики.

— Сидите, я сама справлюсь, — сказала Нюцхе и принялась вскрывать крышку первого ящика. 

И тогда отец Гавриил впервые в жизни увидел картины Тыко Вылки. Нюцхе  открывала ящики, один за одним доставала холсты и расставляла их вдоль стены.

— Как красиво, — сказал отец Гавриил. — Это все наш остров?

— Конечно, это наш остров, — удивилась Нюцхе, — кроме него Тыко Вылка ничего не рисовал.

— Никогда не думал, что здесь так… — он задумался, пытаясь подобрать нужное слово.

— А давно вы здесь?

— Три года.

— Ну еще поживете — оцените, — успокоила его Нюцхе.

Отец Гавриил ничего не ответил, он продолжал рассматривать картины, и ему вдруг сделалось очень  хорошо и спокойно, так, как никогда не было за все время пребывания на этой земле.

 

Наступило утро.

Солдаты, прапорщики и офицеры под руководством полковника Николаева  показали свою выучку и военную подготовку, они торжественно промаршировали по плацу, и все немногочисленное население острова собралось посмотреть на этот парад. А потом военнослужащие продемонстрировали комиссии, как быстро они умеют готовить к пуску ракетную установку, но эту часть мероприятия  гражданским на показали  — из соображений секретности, эта часть мероприятия была организована специально для прибывших генералов, они в этом разбираются.  Генералы похвалили полковника Николаева, и он очень обрадовался и даже немножко смутился.

А потом наступило время культурной программы, и она тоже прошла на должном уровне. Фольклорный ансамбль областного дома культуры исполнил ритуальный танец, и Нюцхе тоже танцевала, ведь Нюцхе была специалистом по национальным танцам северных народов. Она била в бубен, задавая ритм пяти танцорам, которые языком танца доходчиво изображали сценки из жизни людей, еще не успевших  приобщиться к цивилизации.  

 А в завершение юбилейных торжеств все собрались в клубе, где отец Гавриил и Нюцхе развесили картины. И один из генералов сказал прочувствованную речь о том, сколько еще бомб можно будет взорвать на этом замечательном острове и как это важно для науки и обороноспособности страны, и все присутствующие дружно зааплодировали. А потом выступила Нюцхе и вкратце рассказала о том, каким замечательным художником был Тыко Вылка, и ей тоже зааплодировали. А потом все стали смотреть картины. А после был торжественный ужин, которым и завершилось мероприятие.  Юбилейные торжества, посвященные 50-летию первого испытания ядерного оружия на Новой Земле, прошли на высшем уровне.

 

На следующее утро отец Гавриил и Нюцхе пили чай в красном уголке. Еще оставалось время до отлета.

 — Знакомая фотография, — улыбнулась Нюцхе, указав на один из выставленных в разделе «коренное население» снимков. На нем был  изображен какой-то индеец в национальной одежде, державший на коленях годовалого ребенка, также одетого в шкуры, — у одного из моих дядек есть такая же, пояснила девушка. Говорят, что это моя бабушка, а это мой прадедушка, брат Тыко Вылки, он погиб.              

 

Однажды, за много лет до испытания бомбы, красный телефон зазвонил, и Тыко Вылка взял трубку. Поздравляем вас, дорогой Тыко Вылка, сказал голос в трубке, у вас состоится большая выставка в Кремле, поедете в Москву, можете там остаться на постоянное жительство и быть московским художником.

— У меня вчера брата медведь убил, — сказал Тыко Вылка, — вдова осталась и шестеро детей. Я не полечу.

И Тыко Вылка остался на Новой Земле. 

 

— Тыко Вылка женился на его вдове и стал отцом для его детей, у нас такой обычай, поэтому у меня на одного прадедушку больше, — засмеялась Нюцхе. 

— Я и не знал, что вы потомок классика, — улыбнулся отец Гавриил. —  А как он погиб?

— Его медведь загрыз, — ответила Нюцхе.

 

Картины были упакованы в ящики. Выставке предстояло вернуться обратно в музей.  Солдатики под руководством старшины понесли ящики к самолету.

— Это была моя идея — хоть на день привезти их на его родину, — сказала Нюцхе. — Ну, мне пора.

 

То, что она сделала,  могло бы показаться шалостью: она  поцеловала отцу Гавриилу руку и весело улыбнулась, давая понять, что для нее это скорее дань вежливости. И отцу Гавриилу стало очень хорошо,  он подумал: «Дай-то Бог тебе всего самого хорошего, дорогая Нюцхе», — и, улыбнувшись, благословил ее.  А Нюцхе в ответ протянула ему свой амулет из перьев и тюленьей косточки, который сама сделала, ведь Нюцхе была специалистом по прикладному фольклору.

 

Самолет пошел на посадку, в иллюминаторе стала видна земля.

— Конечно, наше племя новоземельных ненцев было другим, чем те из нашего народа, кто жил на материке, — подумала Нюцхе сквозь дремоту. — Мы были разведчиками, первопроходцами, пионерами этих неведомых человечеству земель, края света. Мы и наши сородичи, которые дошли до Гренландии с другой стороны Земли.

Земля приближалась, и вот уже стали видны дорога, домики и деревья.  А маленькая девочка, Настенька, которая родилась на Новой Земле и никогда не выезжала на материк, та, которую отец Гавриил чуть не утопил в купели, посмотрела в иллюминатор и вдруг закричала:

— Мама, мама! Смотри, здесь есть ровные деревья! — Настенька никогда не видела таких деревьев, потому что там, где она выросла, прямых деревьев не бывает, все деревья на Новой Земле скрюченные, не выше человека.

Самолет совершил посадку.

 

 

magazines.russ.ru

Тыко Вылка - биография и семья

Биография

Тыко Вылка родился 27 февраля 1886 года в становище Белушья Губа на Новой Земле, рос среди ненецких охотников. Имя «Тыко» означает «олененок», «олешек», родители так назвали его за любознательность. Отец — известный на острове охотник на морского зверя Ханец Вылка, был одним из самых грамотных самоедов Новой Земли.Рисовать Тыко начал в 1904 году, копировал картинки из отрывного календаря, оставленного зимовавшим промышленником, обертки из под чая.

В 1901 году на Новую Землю прибывает известный полярный художник Александр Борисов, Тыко стал его сопровождающим. Во время продолжительной поездки по Новой Земле художник делал зарисовки, в результате чего молодой Тыко заинтересовался живописью. Заметив талант юного ненца, всю последующую зиму и весну Борисов обучал Тыко Вылку живописи. В 1903 году на Новую Землю был сослан художник и писатель Степан Писахов. В дневнике Писахов написал:

В 1909 году на архипелаг приезжает полярный исследователь Владимир Русанов, с Вылкой они обследовали всю Новую Землю и составили ее точное картографическое описание. В этом же году Вылка уезжает в Москву, где учится живописи у Архипова и Переплётчикова. В 1910 году в Архангельске состоялась выставка «Русский Север», где Вылка впервые представил свои работы. В 1911 году умирает старший брат Вылки Андрей, по ненецким традициям Тыко должен был содержать жену и шесть детей своего брата. В связи с этим его обучение в Москве завершилось. Помимо живописи Вылка интересовался также местным фольклором, в 1914 году он выпускает сборник «Записки о Новой Земле».

После Октябрьской революции 1917 года был председателем поселкового (1918—1934) и Новоземельского островного (1924—1956) советов депутатов трудящихся. Кроме того, он возглавлял промысловую артель и занимался охотничьим промыслом. В 1950-х годах на Новой Земле началось возведение ядерного полигона, всё ненецкое население выселялось с острова. Тыко Вылка с семьей по распоряжению партии одним из первых перебрался в Архангельск, чтобы стать примером для несогласных к переселению. Тыко Вылка умер в Архангельске в 1960 году в возрасте семидесяти четырех лет, похоронен на Вологодском кладбище.

people-archive.ru

Тыко Вылка — Обо всём на свете

Тыко (Илья Константинович) Вылка родился в 1886 году, умер в 1960.

DSCN3533

Тыко Вылка — один из самых ярких архангельских художников XX века — занимает особое место в искусстве края. Архангелогородцем он стал лишь в последние годы жизни, большая часть которой прошла на архипелаге Новая Земля, на его родине. Всю жизнь занимался живописью, но профессиональным художником в традиционном смысле этого слова не был и не считал себя таковым.

Вылка родился на Новой Земле. Его назвали ненецким именем Тыко, что значит олешек, олененок. Позднее присланный на Новую Землю священник, крестивший ненцев, дал ему православное имя Илья.

Жизнь ненцев определялась ежедневной борьбой за существование. Среда, воспитавшая Вылку, не располагала к занятиям изобразительным искусством. Но через торговлю и другие связи с большим миром в их быт проникали отдельные предметы, созданные европейской цивилизацией, — оружие, инструменты, утварь и даже книги и журналы.

На их страницах ненецкий мальчик впервые увидел иллюстрации, пробудившие интерес к зрительному образу. Первые уроки рисования Вылка получил у художника А.А. Борисова, а затем у С.Г. Писахова.

Большую роль в жизни ненецкого художника сыграл известный путешественник В.А. Русанов, благодаря которому Вылка смог участвовать в выставке проходившей в Архангельске, а затем приехать в Москву.

Московская публика проявила большой интерес к выставке, устроенной в 1911 году в Музее кустарных ремесел. О выставке писали московские газеты. Успех его, вероятно, во многом определялся интересом к личности самого Вылки.

Авторы отмечали художественные достоинства его работ, прочили ему большое будущее.Но судьбу его решила Новая Земля, куда Вылке пришлось вернуться уже через год, чтобы принять на себя заботу о многодетной семье погибшего брата.

Прошло много лет, прежде чем Илья Константинович смог снова приехать в Москву — уже в качестве полномочного представителя советской власти на Новой Земле, после Октябрьской революции.

Илья Константинович в 1924 году стал председателем Совета Новой Земли, а через три года принял на себя и обязанности председателя промысловой артели, оставаясь при этом охотником-промысловиком.

Однако творчество всегда было частью натуры этого человека. Мир воспринимался им образно. Вспоминавшие Вылку люди рассказывали, что он владел ненецким фольклором — сказками, песнями. И повседневная его речь была яркой, образной, полной иносказаний, метафор, притч.

Главное, что есть в работах Тыко Вылки — безмятежная гармоничность создаваемого Вылкой мира. Новая Земля представляется в этих произведениях райским уголком, а населяющие ее люди -счастливыми детьми природы.

DSCN3625

В живописи Вылка создает прекрасный образ любимой родины, которой посвятил всю свою жизнь. И в ранних, и в поздних рисунках и картинах он точно и достоверно запечатлевал облик Новой Земли» отбирая при этом самые впечатляющие виды.

Изображение строится таким образом, чтобы показать как можно нагляднее жизнь Новой Земли, занятия ее обитателей. Изображения людей обычно не индивидуализированы, их фигуры даны обобщенно, как знак того или иного занятия.

Продолжение следует.

bugaeff.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта