Натурфилософия Возрождения. Изменение картины мира в эпоху Ренессанса. Возрождение картина мира


Изменение картины мира, мировоззрения в эпоху Возрождения

Эпоха Возрождения сделала огромный вклад в развитие научной мысли благодаря новому пониманию места и роли человека в объективном мире. Человек стал пониматься отныне не как природное существо, а как творец самого себя, что и выделяет его из всех прочих живых существ. Человек становится на место Бога: он сам свой собственный творец, он владыка природы. Эта мысль была чужда языческой Греции, так как для нее природа это то, что существует само по себе, что никем не создано. Более того, для античной науки небесные тела - нечто принципиально отличное от земного мира,  это  божественные  существа,  и  создать  их с  помощью  орудий  и небесного материала было бы равносильно созданию богов -кощунственная для античности мысль.

Возрождение делает следующий шаг - человек чувствует себя божественным. Поэтому в эту эпоху столь символическое значение получает фигура художника - в ней наиболее адекватно выражается самая глубокая ренессансная идея - идея человека-творца, человека, вставшего на место Бога.

В эпоху Возрождения изменилась ситуация в сфере познания живого. Здесь особое место принадлежит XVI в. В истории биологии этот период выделяется как начало глубокого перелома в способах познания живого. Ренессансный гуманизм, пересмотрев представление о месте человека в природе, возвысил роль человека в мире.

Значительные изменения происходят в способе биологического познания - вырабатываются стандарты, критерии и нормы исследования органического мира. На смену стихийности, спекулятивным домыслам, фантазиям и суевериям постепенно приходит установка на объективное, доказательное, эмпирически обоснованное знание. Благодаря коллективным усилиям ученых многих европейских стран такая установка обеспечила постепенное накопление колоссального фактического материала. Значительную роль в этом процессе сыграли Великие географические открытия, эпоха которых раздвинула мировоззренческий горизонт европейцев - они узнали множество новых биологических, геологических, географических и других явлений. Фауна и флора вновь открытых стран и континентов не только значительно расширили эмпирический базис биологии, но и поставили вопрос о его систематизации.

Важной вехой в развитии анатомии стало творчество А. Везалия, исправившего ряд крупных ошибок, укоренившихся в биологии и медицине со времен античности. М. Сервет, павший жертвой протестантского религиозного фанатизма, и У. Гарвей исследовали проблему кровообращения. У. Альдрованди обратился к традиции античной эмбриологии, а его ученик В. Койтер, систематически изучая развитие куриного зародыша, заложил основы методологии экспериментального эмбриологического исследования. Г. Фаллопий и Б. Евстахий проводят сравнение структуры человеческого зародыша и взрослого человека, соединяя тем самым анатомию с эмбриологией.

Величайшим мыслителем, которому суждено было начать великую революцию в астрономии, повлекшую за собой революцию во всем естествознании, был гениальный польский астроном Николай Коперник. Еще в конце XV в., после знакомства и глубокого изучения "Альмагеста", восхищение математическим гением Птолемеем, сменилось у Коперника сначала сомнениями в истинности этой теории, а затем и убеждением в существовании глубоких противоречий в геоцентризме. Он начал поиск других фундаментальных астрономических идей, изучал сохранившиеся сочинения   или   изложения   учений   древнегреческих   математиков   и философов, в том числе и первого гелиоцентриста Аристарха Самосского, и мыслителей, утверждавших подвижность Земли.

Коперник первым взглянул на весь тысячелетний опыт развития астрономии глазами человека эпохи Возрождения: смелого, уверенного, творческого, новатора. Предшественники Коперника не имели смелости отказаться от самого геоцентрического принципа и пытались либо совершенствовать мелкие детали птолемеевской системы, либо обращаться к еще более древней схеме гомоцентрических сфер. Коперник сумел разорвать с этой тысячелетней консервативной астрономической традицией, преодолеть преклонение перед древними авторитетами.

Между 1505–1507 гг. Коперник в "Малом комментарии" изложил принципиальные основы гелиоцентрической астрономии. Теоретическая обработка астрономических данных была завершена к 1530 г. Но только в 1543 г. увидело свет одно из величайших творений в Истории человеческой мысли — "О вращениях небесных сфер", где изложена математическая теория сложных видимых движений Солнца, Луны, пяти планет и сферы звезд с соответствующими математическими таблицами и приложением каталога звезд.

В центре мира Коперник поместил Солнце, вокруг которого движутся планеты, и среди них впервые зачисленная в ранг "подвижных звезд" Земля со своим спутником Луной. На огромном расстоянии от планетной системы находится сфера звезд (рис. 1).

Его вывод о чудовищной удаленности этой сферы диктовался гелиоцентрическим принципом. Только так мог Коперник согласовать его с видимым отсутствием у звезд смещений за счет движения самого наблюдателя вместе с Землей (т.е. отсутствием у них параллаксов).

В отличие от своих предшественников, Коперник пытался создать логически простую и стройную планетную теорию. В отсутствие простоты, стройности, системности Коперник увидел коренную несостоятельность теории Птолемея, в которой не было единого стержневого принципа, объясняющего системные закономерности в движениях планет.

Гелиоцентрическая система Коперника

Рис. 1. Гелиоцентрическая система Коперника

Коперник был уверен, что представление движений небесных тел как единой системы позволит определить реальные физические характеристики небесных тел, т.е. то, о чем в геоцентрической модели вовсе не было и речи. Поэтому свою теорию он рассматривал как теорию реального устройства Вселенной. Впервые получила времен года: Земля Солнца, сохраняя пространстве положение суточного вращения.

Теория Коперника логически стройная, четкая и простая. Она способна рационально объяснить то, что раньше либо не объяснялось вовсе, либо объяснялось искусственно, связать в единое то, что ранее считалось совершенно различными явлениями. Это - ее несомненные достоинства. Они   свидетельствовали об  истинности гелиоцентризма. Наиболее проницательные мыслители поняли это сразу.

Следующий шаг в мировоззренческих выводах был сделан монахом одного из неаполитанских монастырей Джордано Бруно. Познакомившись в 60-е гг. XVI в. с гелиоцентрической теорией Коперника, Бруно поначалу отнесся к ней с недоверием. Чтобы выработать свое собственное отношение к проблеме устройства Космоса, он обратился к изучению системы Птолемея и материалистических учений древнегреческих мыслителей, в первую очередь атомистов, о бесконечности Вселенной. Большую роль в формировании взглядов Бруно сыграло его знакомство с идеями Николая Кузанского, который утверждал, что ни одно тело не может быть центром Вселенной в силу ее бесконечности. Объединив гелиоцентризм Н. Коперника с идеями Н. Кузанского об изотропности, однородности и безграничности Вселенной, Бруно пришел к концепции множественности планетных систем в бесконечной Вселенной.

Бруно отвергал замкнутую сферу звезд, центральное положение Солнца во Вселенной и провозглашал тождество Солнца и звезд, множественность "солнечных систем" в бесконечной Вселенной, множественную населенность Вселенной. Указывая на колоссальные различия расстояний до разных звезд, он сделал вывод, что поэтому соотношение их видимого блеска может быть обманчивым. Он разделял небесные тела на самосветящиеся - звезды, солнца, и на темные, которые лишь отражают солнечный свет. Бруно утверждал, во-первых, изменяемость всех небесных тел, полагая, что существует непрерывный обмен между ними и космическим веществом, во-вторых, общность элементов, составляющих Землю и все другие небесные тела, и считал, что в основе всех вещей лежит неизменная, неисчезающая первичная материальная субстанция.

Именно Бруно принадлежит первый и достаточно четкий эскиз современной картины вечной, никем не сотворенной, вещественной, единой, бесконечной, развивающейся Вселенной с бесконечным числом очагов Разума в ней.

Новый взгляд на мир и человека в эпоху Возрождения позволил сделать выдающиеся открытия и создать новые теории, ставшие прологом научной революции XVI-XVII вв., в ходе которых оформилось классическое естествознание.



biofile.ru

Натурфилософия Возрождения. Изменение картины мира в эпоху Ренессанса.

Натурфилософия стала одним из важнейших разделов философии, получивших развитие в эпоху Возрождения. В экзаменационном ответе вы должны будете показать основные характерные черты натурфилософии Ренессанса, рассказать о воззрениях виднейших её представителей, показать то новое, что отличает ренессансные представления о природе от воззрений предшествующей эпохи. С самого начала рекомендуется показать особенности натурфилософского постижения природы в его отличии от естественнонаучного. Объектом естественных наук является не вся природа, а лишь её частные проявления, тогда как натурфилософия постигает природу как единство и создаёт её целостный образ. Методическое отличие натурфилософии от естественных наук заключается в том, что учёные исходят в своих выводах из чувственного постижения природы, получаемых путём наблюдений (а позже и экспериментов), тогда как натурфилософы используют умозрительное, спекулятивное изучение природы, исходящее из определённых мировоззренческих предпосылок. Для эпохи Возрождения характерно явное преобладание натурфилософского подхода, однако существовали и учёные, делавшие ставку на практическое познание (Николо Тарталья, Джироламо Кардано).

Понимание природы в эпоху Возрождения уже существенно отличалось от средневекового. В средние века самостоятельного существования природы не признавалось, бытие природы определялось актом божественного творения. Также не могло возникнуть представления о вечных и неизменных законах природы, поскольку Бог в любой момент мог изменить их. В средние века считалось, что природу стоит постигать в первую очередь для большего уяснения мощи и величия творца. Правда, не исключалась и практическая польза от изучения природы, но дисциплины, стремившиеся к этому, находились за рамками схоластической учёности и не считались благородными науками. В эпоху Возрождения изучение природы стало занимать всё большее место в круге интересов учёных и философов. В природе теперь стали видеть самостоятельную сущность, субстанцию, из которой произошло всё существующее. В определённой степени этому процессу способствовал распространённый в эпоху Ренессанса пантеизм, утверждавший тождественность Бога и природы. Это содействовало повышению статуса природы в системе мировоззрения. Природа наделялась теми чертами, которые прежде приписывались только Богу (вечностью, беспредельной творящей силой и пр.).

 

Следует также помнить, что знания о природе были существенно расширены за счёт успехов конкретных наук, а также в ходе открытия новых земель (эпоха великих географических открытий). Однако образ природы в эпоху Возрождения был ещё далёк от преобладающего в Новое время. В частности, природа многими ренессансными мыслителями рассматривалась как совокупность скрытых таинственных сил, которые необходимо познать и поставить на службу человеку. Тот, кто сможет овладеть этими силами, станет могущественным хозяином мира. Изучение скрытых сил природы считалось возможным путём магии, герметической мудрости, алхимии. Не случайно эпоха Возрождения характеризуется развитием этих паранаучных дисциплин, к которым тогда относились чрезвычайно почтительно. Также при ответе на вопрос вы должны сосредоточиться на произошедшее в эпоху Возрождения изменение представлений о структуре мироздания. Вы должны вспомнить, что в целом средневековая картина мира базировалась на представлениях, заимствованных от античности. Средневековье возвело в догму воззрения античных философов о шарообразности и ограниченности космоса, а также геоцентризм, нашедший обоснование в трудах Аристотеля и Клавдия Птолемея. Земля, согласно геоцентристскому учению, находилась в центре мира, а вокруг неё вращались все небесные тела, в том числе и Солнце. Геоцентризм соответствовал обыденному уровню представлений о мире, поскольку люди каждый день наблюдают, как Солнце движется по небесному своду. Однако во избежание некоторых трудностей и противоречий сторонники системы Птолемея были вынуждены всё время усложнять своё учение, что делало его всё более громоздким и неудобным. Античный и средневековый космос был анизотропен (не подразумевал равенства направлений в пространстве), а также не предполагал бесконечности мироздания. Бесконечным мог быть только отделённый от мироздания Бог.

В эпоху Возрождения в трудах Николая Кузанского, Николая Коперника и Джордано Бруно происходит пересмотр подобных представлений. Кстати, это является иллюстрацией того, что мыслители Возрождения при всех декларациях о восстановлении античности на самом деле отбрасывали и те античные воззрения, которые не согласовывались с новым уровнем познания мира. На смену антично-средневековому космосу пришел бесконечный изотропный космос, в котором даже Солнце играло роль лишь центра нашей планетной системы, одной из многих в мироздании, а не центра мира, которого вообще не предусматривалось. Также стоит отметить, что в эпоху Возрождения происходит переоценка понятия «бесконечность». В античности всё бесконечное считалось несовершенным в силу своей неоформленности, эстетической непривлекательности по сравнению с конечным, оформленным. Поэтому и космос как верховный абсолют представал именно ограниченным. В средневековье бесконечность была реабилитирована, но она могла приписываться только всесовершенному Богу, мир же считался, как и всё тварное, ограниченным, что говорило о его ущербности. В эпоху Возрождения бесконечность стала приписываться и обожествленному пантеистическими воззрениями мирозданию, что содействовало формированию представлениям нового времени о бескрайней бездне космоса.

Также при ответе на вопрос необходимо дать характеристику натурфилософских воззрений Возрождения как органицистских. Мир для философов Возрождения представал в качестве гигантского одушевлённого целого, содержащего в себе все формы, а также начала жизни и разума. Мир, таким образом, уподоблялся биологическому (а часто и человеческому) организму и ему приписывались свойства, характерные для такового.[1] Достаточно частыми в исследуемую эпоху были аналогии между миром и живыми существами. Идея тождества макрокосма (мира) и микрокосма (живого существа) пронизывает не только философские, но, например, биологические и медицинские представления мыслителей той эпохи. Органицизм был тесно связан с гилозоизмом как учением об одушевлённости всего мироздания, которое выражалось в частности в признании разлитой по всему универсуму мировой души. Подобные воззрения характерны для Марсилио Фичино и Джордано Бруно.

Стоит сосредоточить внимание на роли пантеистических воззрений в формировании образа природы в эпоху Ренессанса. Следует отметить, что пантеизм в корне противоречил принятым в христианской догматике представлениям об изначальной разделённости Бога и мира, их трансцендентности друг другу. Пантеизм подразумевает вывод об имманентности Бога и мира, и их совпадении, что католической церковью объявлялось ересью. Также пантеизм вёл к деперсонификации образа Бога, Бог из супранатуральной личности, своей волей творящей мир, превращался в безличное природное начало, создающее мир в силу необходимости. О том значении, которое имела пантеистическая установка для изменения отношения к природе, мы в основном сказали выше. Для иллюстрации пантеизма эпохи Возрождения мы советуем обратиться к воззрениям Николая Кузанского и Джордано Бруно.

Пантеизм Николая Кузанского.

Интересным и глубоким мыслителем раннего Возрождения, впервые поставившим проблему бесконечности мироздания, можно считать Николая Кузанского (1401 – 1464). Он был немцем по национальности. Настоящая его фамилия – Кребс. Кузанским его прозвали из-за того, что он родился в местечке Куза. Николай сделал блестящую карьеру. Родившись в семье простого рыбака, он стал кардиналом и секретарём римского папы. Основной труд Николая Кузанского носит название «Об учёном незнании». Уже в самом заглавии можно заметить оппозицию Николая мнимому схоластическому всеведению и его близость к апофатическо-платонической традиции богословия. Основной проблемой, занимавшей Николая Кузанского, был вопрос о соотношении Бога и мира. В конечном итоге, этот вопрос решается Кузанцем с позиций пантеизма (отождествления Бога и мира), противоположных христианскому учению о сверхнатуральности Бога. Бога Николай Кузанский понимает в качестве бесконечного единого начала, лежащего в основе мироздания и порождающего всё в универсуме. Это скрытая сущность всех вещей. Бог, в представлении Кузанца, деперсонифицируется, лишается личностных черт, которыми он обладал в философии Средневековья, и становится безличным началом всего сущего. Николай Кузанский утверждает, что Бог есть Единое. Но поскольку Единому ничто не противоположно, остаётся прийти к выводу, что Единое (т.е. Бог) есть всё. Бог практически не отличается от мира и совпадает с ним. Поскольку же мир совпадает с бесконечным Единым, Богом, бесконечен и мир. В

 

Едином совпадают все противоположности. Так, Бог, по мысли Кузанца, является одновременно абсолютным максимумом (наибольшим) и абсолютным минимумом (наименьшим). Бог есть абсолютный максимум, поскольку ничто не может быть больше Бога. Бог в качестве абсолютного максимума является единственным началом, из которого всё берёт начало. Но Бог есть также и абсолютный минимум, так как Единое не может быть меньше того, что оно есть (иначе оно не будет Всем). Мир и Бог – это всего лишь разные формы проявления Единого вселенского начала. Только мир есть Всё в развёрнутом виде, а Бог – в свёрнутом. Мир представлялся Кузанцу развёрнутым Богом, подобно тому, как линия являлась развёрнутой точкой, а время – развёрнутым мгновением. Тезис о совпадении в бесконечном противоположностей Николай Кузанский иллюстрирует на геометрических примерах. Если мы будем из одной точки проводить окружности, всё более и более увеличивая их радиус, вскоре станет заметным, что чем больше радиус, тем «прямее» окажется окружность. А если мы попытаемся начертить окружность с радиусом, равным бесконечности? В таком случае эта максимальная окружность станет бесконечной прямой. При оперировании конечными величинами окружность и прямая представляются нам несоединимыми противоположностями. Однако, если речь идёт о бесконечности, они совпадут. У такого максимального круга диаметр станет тождественен окружности; причём, с окружностью совпадёт не только диаметр, но и центр окружности. Следовательно, точка (абсолютный минимум) совпадёт с бесконечной прямой (абсолютный максимум).

Таким образом, наш мир, совпадающий с Богом, становится бесконечным. Вселенная, как считал Николай Кузанский, не имеет нигде ограничивающей её окружности. При признании бесконечности вселенной лишается смысла представление о центре мира. Таким центром сферического мира в античности и средние века представала Земля. Кузанец же утверждает, что на право именоваться центром безграничного мира, может претендовать любая точка пространства. Кроме того, применительно к бесконечной вселенной исчезает понятие абсолютного верха и низа, имеющее значение только относительно определённого небесного тела, в бескрайности универсума противоположности – верх и низ – совпадут.

В понимании человека воззрения Николая Кузанского также существенно отличаются от средневековых. Для него человек есть малый мир (микрокосм), который аналогичен вселенной (макрокосму). Но ведь Николай Кузанский утверждал, что весь мир есть Бог. Следовательно, человек, подобно макрокосму, может претендовать на божественный статус, на роль земного Бога. Творческая деятельность разума по своей сути божественна, так как творение изначально присуще миру как порождающей все явления природе. Высшим видом познания Николай Кузанский считал интуицию. Рассудочное же познание несовершенно, поскольку оно может постичь лишь конечное, ограниченное и не в состоянии адекватно понять бесконечный мир и Бога, в которых всякие противопоставления приобретают лишь относительный характер. Мы видим, что Николай Кузанский на основе умозрительных выводов приходит к радикальному переосмыслению основных положений античной и средневековой космологии а также христианской теологии. Он может рассматриваться в качестве предшественника последующих мыслителей Ренессанса – Н. Коперника и Дж. Бруно.

Николай Коперник.

Совершить подлинный переворот в представлении о мироздании было суждено польскому астроному Николаю Копернику (1473 – 1543). Он длительное время занимался наблюдениями над небесными телами, вычисляя их положение на небосводе в разное время года и суток. Такие вычисления были очень сложны и запутанны с позиций геоцентрических представлений о мире. Коперник предположил, не легче ли было бы производить подобные вычисления при замене геоцентрического учения гелиоцентрическим. Оказалось, что такая замена способствует значительному упрощению вычислений. Николай Коперник предположил, что на самом деле не Солнце движется вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Таким образом, Коперник стал основоположником гелиоцентрической системы мироздания. Своё открытие он долго не решался предавать огласке, опасаясь непонимания научных кругов и преследований со стороны церкви. Свою работу «Об обращениях небесных сфер», в которой и содержалось изложение гелиоцентрической системы мира, Коперник опубликовал лишь перед смертью в 1543 г., причём оговаривая, что это всего лишь удобная гипотеза.

Согласно Копернику, в центре мира находится Солнце, а все остальные планеты, включая Землю, вращаются вокруг него. Он утверждал, что центр Земли не является центром мира, а только центром тяготения и центром орбиты спутника Земли – Луны. Центр же мира находится вблизи Солнца. Таким образом, Земля теряла своё привилегированное положение и становилась рядовой вращающейся вокруг Солнца планетой, наряду с прочими. Коперник доказал также, что все движения, замечаемые нами у Солнца на небосводе обусловлены движениями самой Земли. Этим Коперник поставил под сомнение достоверность открывающейся нашим чувствам картины мира. Достижения Коперника не следует ни преувеличивать, ни недооценивать. Действительно, он «остановил Солнце и сдвинул Землю», что имело чрезвычайно большое значение для развития научной картины мира. Однако Коперник не смог до конца пересмотреть средневековые представления о мироздании. Он по-прежнему считал космос совпадающим с нашей планетной системой (миром), конечным, имеющим шарообразную форму и ограниченным сферой неподвижных звёзд. И в рамках такого космоса Коперник лишь переставил местами Солнце и Землю. Однако и это произвело революцию в сознании современников Коперника. Церковь резко негативно восприняла открытие Коперника, поскольку утверждение о том, что Земля является рядовой планетой, подрывало веру в спасительность пришествия Христа, который почему-то пришёл именно на Землю, а не на какую-либо другую равнозначную Земле планету.

Галилео Галилей.

Мыслителем, который подвёл итог изучения природы в эпоху Возрождения и проложил дорогу естествознанию Нового времени, был итальянский учёный и философ Галилео Галилей (1564 – 1642). Им был написан «Диалог о двух главнейших системах мира – Птолемея и Коперника», в котором собеседники защищали соответственно геоцентрическую и гелиоцентрическую модели мира. Сам Галилей в этой работе не высказывался в пользу ни одной из них, однако даже возможность открытого изложения системы Коперника возмутила церковь. Над Галилеем был устроен суд, под угрозой пыток и сожжения всех своих трудов он вынужден был публично отречься от одобрения взглядов Коперника, но после отречения, согласно преданию, произнёс ставшие знаменитыми слова: «А всё-таки она вертится». Открытия Галилея как астронома явились следствием изобретения им телескопа на основе усовершенствования подзорной трубы. При помощи телескопа Галилею удалось существенно обогатить представления об объектах Солнечной системы. Так, он впервые обнаруживает пятна на Солнце, неровности лунного рельефа, спутники Юпитера и др. Как учёный-физик Галилей открывает законы падения тел с различным весом, исследует явление инерции. Однако для истории философии важны не столько эти открытия, сколько новое видение мира, предложенное Галилеем, и соответствующий ему научный метод. Впервые в философии Нового времени Галилей предлагает механицистскую картину мира, согласно которой космос предстаёт не как одушевлённое и даже разумное целое, а как некая бесконечная бездна, в которой носятся мельчайшие частицы, атомы, взаимодействуя друг с другом по законам механики, которым подчиняется всё в мироздании. В таком космосе уже нет места всеобщей одухотворённости, поскольку материя полностью механистична, и изучать её следует с помощью применения методов, взятых у самой точной науки – математики. Галилей заявил, что «книга природы написана на языке математики», следовательно, чтобы прочитать эту книгу и понять её, нужно освоить математические методы познания природы. Именно математика и наиболее близкая к ней часть физики – механика, являются наиболее надёжным инструментом для построения физики как науки. Галилея считают основоположником математического естествознания.

Но, кроме того, Галилей заложил основы и опытного, экспериментального естествознания. В прежние времена, начиная с античности, учёные стремились обосновывать выдвигаемые ими тезисы, гипотезы, теории преимущественно умозрительным путём. Галилей же первым из учёных-физиков стал проводить эксперименты, открывать законы и доказывать истинность научных построений опытным путём. Именно путём эксперимента Галилей пришёл к открытию закона падения, сбрасывая тела различного веса с Пизанской башни и измеряя время их падения. Наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотез и их опытная проверка – вот этапы научной деятельности, которые, как считал Галилей, приведут к новым открытиям. В ходе эксперимента значительно возрастает познавательная активность субъекта. Исследователь теперь не просто пассивно воспринимает происходящее вокруг него, а пытается поставить природные явления в такие условия, в которых процесс познания проходил бы с наибольшей эффективностью. Таким образом, Галилей порывает с умозрительным натурфилософским методом исследования природы, характерным для Возрождения и закладывает основы основывающейся на научном эксперименте естествознании Нового времени и механицистской философии 17 – 18 вв.

[1] В рассмотрении мироздания по образцу человеческого организма можно увидеть проявление общей антропоцентристской установки философии Возрождения.

 

cyberpedia.su

Изменение картины мира в эпоху Возрождения

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ И БИОТЕХНОЛОГИИ им. К. И. Скрябина

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» НА ТЕМУ

«ИЗМЕНЕНИЕ КАРТИНЫ МИРА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

ВЫПОЛНИЛ студент 1-го курса

1-й группы дневного отделения

факультета ветеринарной медицины

ФИО

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Акиншина И. Е.

План.

  1. Введение

  2. Эпоха Возрождения и революция в идеологии и естествознании

  3. Развитие принципов естествонаучного познания природы в трудах Бэкона, Галилея и Декарта.

  4. Гелиоцентрического учения великого польского астронома Николая Коперника.

  5. Достижения эпохи Возрождения.

  6. Революция в сознании.

  1. Введение

Социальной основой развития естественных наук в XV-XVIIIвв. вызревание в рамках феодального общества новых капиталистических общественных отношений. Быстрый рост производительных сил, более полное и разностороннее использование природы, открытие новых источников сырья и драгоценных металлов, а также новых рынков в результате много численных путешествий и расширения торговли – всё это изменило экономику Европы и привело к перевороту в общественной жизни европейских стран.

Этот переворот происходил отнюдь не в мировой обстановке. Эпоха первоначального накопления капитала – время жесточайшей, безудержной эксплуатации трудящихся, экспроприации земли у крестьян, физического уничтожения туземцев в новооткрытых «заморских» странах, обострённой конкуренции, борьбы внутри эксплуататорской верхушки.

Период ломки феодальных отношений и перехода капитализму не совпадал по времени в различных странах и отличался в каждой из них определённым своеобразием. В Италии, например, так называемая эпоха Возрождения началась уже в XIVв. ВXV-XVIвв. она достигает здесь расцвета. Однако затем Италия в силу ряда причин начала отставать в развитии капитализма от Англии и Франции. В Голландии и в Англии ломка феодальных отношений происходила на протяженииXVI-XVIIвв. Во Франции она происходит вVIIIв. и завершается Великой французской буржуазной революцией 1789 г. Германия вплоть до началаXIXв. Была экономически отсталой, политически раздробленной; капиталистические отношения были развиты крайне слабо. В России разложение феодализма в основном завершилось к серединеXIXв, хотя остатки его сохранялись и давали знать о себе до началаXXв.

Переворот в социальной структуре европейских стран, завершившийся буржуазными революциями, вызвал коренные сдвиги и в общественной идеологии.

Эпоха Возрождения и революция в идеологии и естествознании

В XIV-XVIIвв. было воскрешено лучшее из культурного достояния античного мира. Великие достижения греческих философов, учёных, художников становятся в эпоху Возрождения образцами для подражания. Начинается ломка канонов схоластического, догматического мышления средневековья, идеологии феодального общества. Развёртывается напряжённая борьба против сковывавшей человеческий разум духовной диктатуры церкви.

Величайшее значение имело изобретение книгопечатания. В 40-х годах XVв. И. Гутенберг ввёл печатание при помощи наборных литер. Книгопечатание бурно развивалось, и уже к началуXVIв. было напечатано около 30 тыс. названий книг (в том числе часть произведений Плиния, «Истории животных» Аристотеля, естествонаучные сочинения Альберта Великого и др.).

Начиная с XVIв. всё усиливающимся атакам подвергаются теология, схоластика, средневековая феодальная идеология. Вера в «божественный произвол», которому мир обязан своим существованием, идеи геоцентризма и антропоцентризам, представление о косности природы, телеология, как учение о божественной целесообразности всего существующего всего существующего, подвергаются сомнению, а иногда и резкой критике.

«Буржуазии для развития её промышленности нужна была наука, которая исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы. До того же времени наука была смиренной служанкой церкви и ей не позволено было выходить за рамки, установленные верой… Теперь наука восстала против церкви; буржуазия нуждалась в науке и приняла участие в этом восстании» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 22).

Это была эпоха огромного культурного подъёма, характеризовавшаяся бурным развитием науки, философии, литературы, искусства; развитием, происходившим в напряжённой борьбе старого и нового во всех областях духовной жизни человечества. «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством , эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности, - пишет Ф. Энгельс и несколько дальше продолжает. - И исследование природы совершалось тогда в обстановке всеобщей революции, будучи само насквозь революционно: ведь оно должно было ещё завоевать себе право на существование».

Во многих областях начинаются смелые исследования, которые ведут ко всё более глубокому познанию закономерностей природы. Жизнь, практика, производство ставили перед наукой всё новые и новые задачи, создавая основу для бурного подъёма всех отраслей знания. Перед естествознанием открылась широчайшая неизведанная область природных явлений, которую нужно было познать для того, чтобы покорить. Рамки мира должны были быть раздвинуты. «Средневековый хлам» - теология и догматические, схоластические методы мышления должны были быть отброшены и уничтожены как препятствия на пути свободного познания законов природы и овладения её силами. Наиболее интенсивно развиваются механика, математика, астрономия. Другие отрасли естественных наук также делают первые успехи. Естествознание этой эпохи явилось одним из факторов, революционизировавших жизнь. Достаточно в этой связи напомнить великие имена Леонардр да Винчи, Коперника, Джоржано Бруно, Галилея, Кеплера, Ньютона, Ломоносова.

Объём знаний, унаследованный от древности и средневековья, был невелик. «Главная работа в начавшемся теперь первом периоде развития естествознания заключалась в том, чтобы справиться с имевшимся налицо материалом. В большинстве областей приходилось начинать с самых азов, - пишет Ф. Энгельс и дальше, останавливаясь на биологических науках, продолжает, -… в области биологии занимались главным образом ещё накоплением и первоначальной систематизацией огромного материала, как ботанического и зоологического, так и анатомического и собственно физиологического».

В XVI-XVIIIвв. в Европе складываются новые организационные и материальные возможности для развития естественных наук. Увеличивается число научных учреждений и обществ. В концеXVIначалеXVIIв. в Италии возникает несколько учёных ассоциаций, именовавшихся академиями, например знаменитая флорентийская Акодемия дель Чименто. Вскоре и в других станах Европы наряду с ростом числа университетов, которые в рассматриваемую эпоху, как правило, занимали весьма консервативные позиции, организуются научные учреждения нового типа – Академии наук. Так, в 1660 г. организуется и в 1662 г. официально открывается в Лондоне Королевское общество – Английская Академия наук, в 1666 г. – Парижская, в 1700 г. – Берлинская, в 1724 г. – Петербургская, в.1739 г. – Стокгольмская и т. д.

Во Франции XVII-XVIIвв. в «академии» превращается ряд научных обществ и кружков, существовавших в провинции. В концеVIв. в Дании открывается знаменитая обсерватория Тихо Браге. Постепенно возникают обсерватории почти во всех странах Европы.

В VI-XVIIвв. открываются многочисленные ботанические сады, перд которыми ставятся как чисто научные задачи, так и задачи, вытекающие из потребностей сельского хозяйства, медицины, промышленности. В 1627 г. закладывается знаменитый Ботанический сад в Париже, позже при нём были созданы зоологический сад и естественно-исторические музеи.

Начинают выходить труды многочисленных академий. Издаётся всё возрастающее количество естественнонаучных сочинений на самые различные темы. Академии разных стран объявляют конкурсы на премии, что также способствует разработке определённых научных вопросов.

Создаётся или расширяется ряд крупных государственных библиотек. Существовавшая ещё в XIVв. французская королевская библиотека переводится в 1595 г. в Париж, где на её основе возникает знаменитая «национальная библиотека».

Развитию биологических наук в то время способствовали, во-первых, использование изобретённых в ту эпоху приборов (микроскоп, термометр, барометр и др.), во-вторых многочисленные путешествия. За великими географическими открытиямиXV– началаXVIв., связанными с именами Колумба, Васко да Гма, Магеллана и других, последовало множество путешествий. Голландские моряки вначалеXVIIв. открывают Австралию. ВXVIIIв. важнейшие географические открытия связаны с экспедициями Бугенвиля, Лаперуза, Ванкувера, Кука и др. Огромное значение приобретают предпринятые в России «Великая северная экспедиция» (1768-1777). Участники русских экспедиций И.Г. Гмелин, Г.В.Стеллер, В.Ф.Зуев, И.И. Лепёхин и другие сильно увеличили объём не только географических, но и биологических знаний.

Одновременно с бурным накоплением нового фактического материала идёт разработка новых принципов познания. Одним из основоположников нового экспериментального естествознания стал Леонардо да Винчи. Он утверждал, что знания, не рождённые опытом, бесплодны и лишены всякой достоверности. Природа на нарушает своих закономерностей, их можно познать и положить в основу научного предвидения. Законы природы могут быть математически сформулированы, ибо «основой основ» являются математика и механика. Леонардо да Винчи плодотворно работал во многих областях естествознания, в том числе в области анатомии и ботаники.

Итальянский естествоиспытатель и философ материалист Б. Телезио, руководитель известного в ту эпоху неаполитанского научного общества, ратовал за опытное изучение природы и её закономерностей, вёл борьбу со схоластикой.

Эти мыслители опирались на достижения современного им естествознания. Их взгляды оказали влияние на формирование материалистических принципов познания природы.

  1. Развитие принципов естествонаучного познания природы в трудах Бэкона, Галилея и Декарта.

Широкую попытку сблизить науку с философией и обосновать новые материалистические принципы познания природы предпринял в XVIв. английский философ Фрэнсис Бэкон.

«Настоящий родоначальник английского материализма и всей современной экспериментирующей науки – Бэкон», писал К. Маркс и Ф. Энгельс. Они дали яркую характеристику его воззрений.

Ф. Бэкон звал к изучению природы, к открытию её законов. «Целью нашего общества - писал Бэкон,- является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой, или, выражается Бэкон, «рассекает, анатомирует» её.

Бэкон решительно восстаёт против средневековой схоластики, суеверий, мистики. Сознание должно быть очищено от предрассудков, ложных понятий, которые Бэкон именует «призраками», «идолами». Не слепое преклонение перед перед авторитетами, а изучение самой природы её законов, наблюдения и сравнения, опыт (в широком смысле) и эксперимент, индукция и анализ – вот что, согласно Бэкону, должно лечь в основу познания природы.

Выдвинутый Ф. Бэконом опытный, индуктивный, аналитический метод был важным вкладом в развитие материалистической философии и естественных наук. Вместе с тем взглядам Бэкона были присущи черты механистической, метафизической ограниченности. Они выражались в одностороннем понимании индукции и анализа, недооценке роли дедукции, сведении сложных явлений к сумме составляющих их первичных свойств, рассмотрении движения только как перемещения в пространстве, признании внешней по отношению к природе первопричины движения. Механистическая трактовка природных явлений и метафизический способ мышления укрепились в дальнейшем в естествознании и философии XVII-XVIIIвв.

Идея что только опытное исследование явлений может дать истинное знание овладевает умами учёных. Лондонское Королевское общество избирает своим девизом слова «Ничему не верить на слово». Знаменитая флорентийская Академия дель Чименто берёт своим девизом слова «Проверять, и снова проверять (на опыте)». Известный Французский естествоиспытатель и медик XVIIв. К. Перро, отражая настроение своей эпохи писал: «,,,факты являются единственной силой, которая нам поможет превозмочь авторитет великих людей». Английский натуралистXVIIIв. С. Гейлс говорил о том, что опыт наблюдения – единственное основание, на которое мы можем опираться. «В физике нужно искать опыта и бояться систем» - писал Бюффон в предисловии к французскому изданию книги Гейлса.

Большое влияние на развитие всех отраслей естествознания оказали труды современника Бэкона Галилео Галилея. Он вошёл в историю науки и философии как один из основоположников современного естествознания и экспериментального метода познания. Он развил и упрочил материалистическое воззрение на природу. Общеизвестны его выдающиеся открытия в области механики, астрономии, его вклад в защиту и развитие гелиоцентрической системы Коперника, в открытие и обоснование важнейших принципов механики.

Галилей утверждал, что бесконечный и вечный мир построен из неизменных атомов, движущихся по незыблемым законам механики, и его познание в конечном счёте сводится к раскрытию количественных математических отношений; математика, естественно, рассматривалась им как высшая форма познания. Выдвигая на первый план метод индукции и анализ, он подчёркивал значение синтетической работы человеческого ума. Церковь ясно поняла, какую страшную опасность для религиозного мировоззрения представляет учение Галилея и он подвергся жестоким преследованиям инквизиции.

Бэкон и Галилей жили и творили примерно в одно время, но Галилей, будучи сам великим естествоиспытателем, пошёл дальше в истолковании мироздания в механическом духе и обосновании новых принципов познания природы. Ещё дальше в этом направлении продвинулся их младший современник Рене Декарт, создавший в XVIIв. первую систему природы, содержавшую не только учение о строении мироздания, но и о его происхождении. Эта система, основанная на принципах механики, была ярким выражением механистического материализма той эпохи.

Декарт оказал огромное влияние на развитие философии и естествознания. Если Бэком был одним из основоположников эмпиризма, то Декарт более, чем кто-либо из философов, способствовал развитию рационализма. Его физические воззрения в своей основе были материалистическими, но имели механистический характер и способствовали распространению механистических взглядов в естествознании.

Основное содержание физического учения Декарта сводится к следующим положениям. Материя тождественна протяжённости. Единая материальная субстанция, из которой построена вся вселенная, состоит из бесконечно делимых и полностью заполняющих пространство частиц-корпускул, находящихся в состоянии непрерывного движения. Декарт отрицал пустоту. Движение материи трактуется им как перемещение в пространстве в соответствии с законами механики. Он не допускал возможностей действия тел на расстоянии, так называемого дальнодействия. Чтобы избежать признания непостижимых сил, лишённых протяжённости, и в то же время объяснить взаимодействие тел, он выдвинул теорию «вихрей». В процессе механического «вихревого» движения возникают связь и взаимодействие между телами природы. Согласно Декарту, количество движения в мире постоянно, движение неуничтожимо. Этот тезис Декарта бил по теологическим попыткам объяснять природные явления божественным вмешательством и имел важное значение для их научного познания. В бесконечном мире вихреобразно движущиеся частицы сочетаются друг с другом; по законам механики происходит упорядочение, объединение частиц, и естественным путём возникают все тела природы. В конечном итоге природа – это огромный механизм, а все тела, её составляющие, все качества этих тел сводятся к чисто количественным различиям. Образование мира не направляется никакой сверхъестественной силой, не идёт в направлении какой-то цели, а подчинено естественным законам природы. Особенно интересно, что Декарт аналогичным образом пытается подойти и к вопросу о происхождении организмов, которые, с его точки зрения, также являются механизмами, сформировавшимися по законам механики. Декарту принадлежат смелые и гордые слова: «Дайте мне материю и движение, и я построю мир».

Велик был вклад Декарта и в конкретные области естествознания. Он явился одним из создателей аналитической геометрии. Механика обязана ему идеей об относительности покоя и движения, о сохранении общего количества движения, а биология – учением о рефлексе. На примере зрительного восприятия он обосновал идею о замкнутой дуге рефлекса. Ему принадлежат также специальные исследования по эмбриологии животных.

Но если в своей «физике» - учении о мироздании – Декарт был в основном материалистом, хотя и непоследовательным (он считал, что материя создана богом, который придал движение и установил его законы), то в «метафизике» - учении о познании – он был идеалистом. Декарт отрывал мышление от материи, признавал наличие, кроме материальной, протяжённой субстанции, особую субстанцию – мышление. Он признавал бессмертие души, а также существование бога как высшей третьей субстанции. Идеалистический характер носит и присущий Декарту отрыв разума от чувств, его представление о врождённых идеях, к числу которых он относил идею о боге, духовной и телесной субстанциях. Декарт полагал, что всеобщность математических законов вытекает из природы ума. Отсюда и преувеличение Декартом роли рационального начала в познании. Эти идеи Декарта легли в основу рационализма.

Учение Декарта о природе и её развитии сыграло выдающуюся роль в истории науки и материалистической философии XVII-XVIIвв. Его же идеалистическая метафизика неоднократно подвергалась решительной критике. Так французский философ и естествоиспытательXVIIв. Пьер Гассенди, который доказывал бесконечность и вечность вселенной, считал её из неуничтожаемой материи и пустоты и подчинённой закону причинности, критиковал идеализм декартовской метафизики. Он утверждал, что источником познания является чувственный опыт, и отвергал существование бессмертной души. Гассенди не соглашался с Декартом и в том, что между животным-«машиной» и мыслящим человеком существует непроходимая пропасть, и пытался механическое понимание жизнедеятельности распространить и на человека.

Критически относился к некоторым сторонам воззрений Декарта и голландский философ-материалист и атеист Спиноза, который, в особенности в начале своей деятельности, находился под сильным влиянием Декарта и в известной мере может рассматриваться его учеником. Спиноза, который считал природу вечной и бесконечной, причиной самой себя, подчиняющейся во всём строгой необходимости. Все элементы природы находятся в причинной закономерной взаимосвязанности. Спиноза резко критиковал теологию и телеологию. Он считал мышление и протяжённость атрибутами единой субстанции – природы и поэтому решительно отбрасывал декартовский дуализм.

  1. Гелиоцентрического учения великого польского астронома Николая Коперника.

Первая научная революция произошла в эпоху, оставившую глубокий след в культурной истории человечества. Это был период конца XV-XVIвв., ознаменовавший переход от средневековья к Новому времени и получивший название эпохи Возрождения. Последняя характеризовалась возрождением культурных ценностей античности (отсюда и название эпохи), расцветом искусства, утверждением идей гуманизма. Вместе с тем эпоха Возрождения отличалась существенным прогрессом науки и радикальным изменением миропониминаия, которое явилось следствием появления гелиоцентрического учения великого польского астронома Николая Коперника (1473 – 1543).

В своём труде «Об обращениях небесных сфер» Коперник утверждал, что Земля не является центром мироздания и что «солнце, как бы восседая на Царском престоле, управляет вращающимся вокруг него семейством светил». Это был конец старой аристотелевско-птолемеевской геоцентрической системы мира. На основе большого числа астрономических наблюдений и расчётов Коперник создал новую, гелиоцентрическую систему мира, что явилось первой в истории человечества научной революцией.

Возникло принципиально новое миропонимание, которое возникло из того, что Земля – одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам. Совершая обращения вокруг солнца, Земля одновременно вращается вокруг собственной оси, чем и объясняется смена дня и ночи, видимое нами движение звёздного неба. Но гелиоцентрическая система мира, предложенная Коперником, не сводилась только к перестановке предлагаемого центра Вселенной. Включив Землю в число небесных тел, которым свойственно круговое движение. Коперник высказал очень важную мысль о движение как естественном свойстве небесных и земных объектов, подчинённым некоторым общим закономерностям единой механики. Тем самым было разрушено догматизированное представление Аристотеля о неподвижном «перводвигателе», якобы приводящем в движение Вселенную.

Коперник показал ограниченность чувственного познания, неспособного отличать то, что нам представляется, от того, что в действительности имеет место (визуально нам кажется, что солнце ходит вокруг Земли). Таким образом, он продемонстрировал слабость принципа объяснения окружающего мира на основе непосредственной видимости и доказал необходимость для науки критического разума.

Учение Коперника подрывало опиравшуюся на идеи Аристотеля религиозную картину мира. Последняя исходила из признания центрального положения Земли, что давало основание объявлять находящегося на ней человека центром и высшей целью мироздания. Кроме того, религиозное учение о природе противопоставляло земную материю, объявляемую тленной, преходящей – небесной, которая считалась вечной и неизменной. Однако в свете идей Коперника трудно было представить, почему, будучи «рядовой» планетой, Земля должна принципиально отличаться от других планет.

Католическая церковь не могла согласиться с этими выводами, затрагивающими основы её мировоззрения. Защитники учения Коперника были объявлены еретиками и подвергнуты гонениям. Сам Коперник избежал преследования со стороны католической церкви ввиду своей смерти, случившейся в том же году, в котором был опубликован его главный труд «Об обращении небесных сфер». В 1616 году этот труд был занесён в папский «Индекс» запрещённых книг, откуда был вычеркнут лишь в 1835 году. Отмечая влияние работы Коперника на существовавшие в его время представления о природе, Ф. Энгельс писал:

«Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости… было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил – хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре – вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает своё летоисчисление и освобождение естествознания от теологии, хотя выяснение между ними отдельных взаимных претензий затянулось до наших дней и в иных головах далеко ещё не завершилось даже и теперь».

Существенным недостатков взглядов Коперника было то, что разделял господствовавшее до него убеждение в конечности мироздания. И хотя он утверждал, что видимое небо неизмеримо велико по сравнению с землёй, он всё же полагал, что Вселенная где-то заканчивается твёрдой сферой, на которой закреплены неподвижные звёзды. Нелепость такого взгляда на Вселенную, противоречащего картине мира, основы которой были заложены самим Коперником, обнаружилась в расчётах, проведённых датским астрономом Тихо Браге (1546 –1601_. В 1577 г. он сумел рассчитать орбиту кометы, проходившую вблизи планеты Венера. Согласно его расчетам получилось, что комета должна была натолкнуться на твёрдую поверхность сферы, ограничивающей Вселенную, если бы таковая существовала.

Одним из активных сторонников учения Коперника, поплатившихся жизнью за свои убеждения, был знаменитый итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548 –1600).

Но он пошёл дальше Коперника, отрицая наличие центра Вселенной вообще и отстаивал тезис о бесконечности Вселенной. Бруно говорил о существовании во вселенной множества тел, подобных Солнцу и окружающим его планетам. Причём многие из бесчисленного количества миров, считал он, обитаемы и, по сравнения с Землёй, «если не больше и не лучше, то во всяком не меньше и не хуже».

Инквизиция имела серьёзные причины бояться распространения образа мыслей и учения Бруно. В 1592 году он был арестован и в течение восьми лет находился в тюрьме, подвергаясь допросам со стороны инквизиции. 17 февраля 1600 г., как нераскаявшийся еретик, он был сожжён на костре на площади цветов в Риме. Однако эта бесчеловечная акция не могла остановить прогресса познания человеком мира. На научном небосводе уже взошла звезда Галилея.

  1. Достижения эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения (особенно 16 в.) отмечена крупными сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и др.), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматичного мировоззрения. Специфической особенность науки этой эпохи была тесная связь с искусством; процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в искусстве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример – творчество Леонардо да Винчи – художника, учёного, инженера). Наиболее крупные победы естествознание одержало в области астрономии, географии, анатомии.

Великие географические открытия (путешествия Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) практически доказали шарообразность Земли, привели к установлению очертаний большей части суши.

Плеяда анатомов Падуанского университета во главе с А. Везалием заложила в 16 веке основы научной анатомии, начав систематические анатомические вскрытия. Испанский учёный М. Сервет близко подошёл к открытию водоворота крови в организме. В медицине происходит пересмотр взглядов, господствовавших в средние века, создаются новые методы лечения болезней.

Ряд открытий был сделан в математике, в частности в алгебре: найдены способы решения общих уравнений 3-й и 4-й степени (итальянские математики Дж. Кардано, С. Ферро, Н. Тарталья, Л. Феррари), разработана современная буквенная символика (французский математик Ф. Виет), введены в употребление десятичные дроби (голландский математик и инженер С. Стевин) и др.

studfiles.net

10. Философия эпохи Возрождения. Картина мира философии данной эпохи

философия эпохи возрождения 14-16 века

название эпохи - это эпоха восстановления и обновления ценностей античной культуры, формирования новых смысло-жизненных ориентация человека. эта эпоха (сущность) - время формирования антропологических предпосылок техногенных цивилизаций, индустриального общества, буржуазно капиталистических отношений.

философы называли себя в это время гуманистами (они противопоставили схоластике новое гуманитарное знание, т.е. знание о человеке)

цель деятельности: помочь человеку найти свое место не в потустороннем, а в реальном мире.

новые ценности принципы, идеи:

  1. антропоцентризм - обожение человека, сближение человека с Богом.

  2. гуманизм - вера в безграничные возможности человека.(его судьба в его собственных руках)

  3. прометеизм - идея человека, как соработника Бога. Бог творец, и человек тоже наделяется качествами творца.

  4. культ тела - высший закон природы - телесное благополучие и наслаждение.

картина мира.

принципы, идеи:

  1. идея природы, как космического механизма.

Галилей ("отец современной науки") : "Бог создал две книги: Библия, Природа. Когда Бог творил вторую книгу, он руководствовался числом, весом и мерой.".

  1. гелиоцентризм - наша планета - это рядовая планета солнечной системы.

  2. пантеизм - (пан - греч. всё) - все то, что есть - это Бог. Бога отождествили с окружающим миром. Мир - это есть Бог. Бог - это есть в мире.

  3. идея бесконечности. (Джордано Бруно выдвинул идею) Вселенная имеет бесконечный характер, ее центр везде и нигде.

Следствие:

Ницше. Начиная с это эпохи люди "начали убивать Бога" (в своей душе).

  1. эпоха ценностного переворота. (начала разрушаться духовная вертикаль)

  2. начала формироваться личностно-эгоистическая система ценностей.

Макиавелли: "Люди скорее простят смерть собственного отца, чем потерю личного имущества.".

формируется в это время культ успеха и предпринимательства. ведет к атонизации общества. - общество понимается как борьба всех против всех.

3. космос лишается своего духовного измерения и превращается в мертвую механическую систему

вывод: достоевский: " Раз Бога нет - все позволено."

11.Философия и наука. Главные установки новоевропейской ф-фии.

Хронология. 17 - середина 19 веков.

Суть эпохи: период становления техногенной цивилизации, индустриального общества (буржуазного\капиталистического). в 18 веке произошла первая промышленная революция.

16-17 века - время становления науки в современном смысле этого слова. Она возникает в форме математически-эксперементального естествознания. Ее лидером является классическая физика (механика).

17- начало 20-го столетия - первый этап развития науки - классический.

Философия в этот период становится преимущественно наукоцентричной ( Бэкон ", Декарт ".

главные проблемы, которые возникли перед философией в связи с становлением науки:

1.что такое наука? каково ее строение? в чем ее предназначение? каковы ее возможности? как осуществляется научное творчество и научное познание?

2.а почему люди должны доверять науке? каковы гарантии получения наукой достоверного объективного истинного и т.д. знания?

3.что такое истина в науке? и т.д.

Данные мыслители - первые философы - методологи науки.

Следствия:

  1. С этого времени наука начала занимать центральное место в системе человеческой культуры.

  2. С этого времени научное знание становится главным фактором \локомотивом технико-технологического прогресса.

  3. Наука приобретает статус (постепенно) социальной ценности первой величины.

В это время формируется главные ценностные установки всей западноевропейской культуры:

  1. Культ научного разума. культ - поклонение.

  2. Культ преобразовательного активизма. (мир для человека становится объектом его инструментальной активности. человек постепенно становится Бэкон \Декарт "Господином и хозяином природного и социального мира.". Формируются новый антропологический тип человека - хомо фавер (человек производящий) )

Иногда западного человека хомофабера называют - человек прометеивско-фаустовского типа.

studfiles.net

Картина мира в эпоху Возрождения по Л.С. Клейну: VIKENT.RU

Картина мира итальянцев в эпоху Возрождения по Л.С. Клейну

«Возрождение античных норм, вкусов и ценностей стало лозунгом новой эпохи. Началось всё в конце XIII века, когда в итоге Крестовых походов торговые пути на Восток пошли через итальянские города, тамошнее купечество и ремесленники разбогатели, перестали терпеть господство феодальных властителей и установили республиканские порядки. В мышлении людей произошли глубокие изменения:

1. Антропоцентризм. Новым хозяевам городов претило господство феодально-аристократических слоев и их идеологии, поддерживаемой догмами христианской церкви. Церковь лицемерно проповедовала благость аскетизма, тогда как сама владела огромными богатствами. Но главное было не в этом. Торговцы, банкиры и ремесленники были заинтересованы в одобрении труда, накопления и потребления, в признании материальных благ достойными ценностями. Мыслители и художники нового толка, отражавшие представления буржуазии, стали все больше смещать свои интересы с чисто религиозных сюжетов на мирские, светские дела, с божественного - на человеческое. Человек оказался в центре их интересов (антропоцентризм - от греч. «антропос» - человек; термин «антропос» обычно употребляется для обозначения человека как вида, т.е. человечества). Схоластической образованности средневековья, основанной на изучении логики, метафизики и «естественной философии», т.е. спекулятивных рассуждений о природе вещей в реальном мире, они противопоставили studium humanitatis - изучение наук о человеке: истории, поэтики, права.

2. Гуманизм. Изучая их, они приобрели другую систему ценностей. Не отвергая основных догм религии, они ожидали более терпимого отношения к естественным человеческим чувствам и мирским интересам. Монашество утратило притягательность святости - наиболее способные монахи и сами занялись гуманитарными исследованиями. Даже в религиозных сюжетах люди Возрождения стали выискивать человеческие аспекты, в божественных героях - человеческие черты. Они видели достоинство человека во всех его естественных проявлениях, требовали милосердия к слабостям человека - человечного отношения.

3. Индивидуализм. Общество средневековья было сугубо сословным, средневековый человек был корпоративным существом. Он целиком, душой и сердцем принадлежал к сословию, даже в личной жизни зависел от него -от сельской общины, в городе - от цеха, от соседей по улице и церковному приходу. Эта связанность мешала буржуазному предпринимательству и личному обогащению. Деятели Возрождения подняли достоинство отдельной личности, выступили за высвобождение её творческих сил от оков корпоративной зависимости. Прежде любое имя, кроме властных и святых, терялось в сплаве общего дела. Теперь всякий активный человек обретал своё лицо, всякое творение обрело автора, подпись.

4. Университеты. Университеты как нецерковные центры высшего образования возникли ещё до Возрождения - сначала в Китае, потом в арабском мире, в середине XII -начале XIII века - в Париже, Оксфорде, Кембридже, Монпелье и Неаполе. Но первые университетские статуты, сделавшие их официально признанными учреждениями появились в конце XIII - начале XIV века: в 1289 - в Монпелье, 1317 г. - Болонье, 1318 - Кембридже, и к концу XIV века университеты существовали уже по всей Европе - Прага, Краков, Вена, Гейдельберг и т. д., только Скандинавии эта волна достигла лишь в XV веке, но везде севернее Альп они появились раньше других форм Ренессанса. Кроме грамматики, логики, математики, астрономии и музыки, нужных для религиозной деятельности, в университетах изучали теологию (включая антропологию), но также право и медицину. История, подлежавшая ведению монахов, постепенно тоже отошла университетам. Университеты сыграли важную роль в подготовке деятелей Возрождения. Из университета в Болонье вышли Данте, Петрарка, Торквато Тассо, из университета в Неаполе - Боккаччо.

5. Тяга к новациям и первичный трансформизм. Людей Возрождения вдохновляло ощущение нового века. Они понимали, что наступает новое время, что они живут в обновляющемся мире. Люди впервые за тысячу лет ощутили ход времени - осознали, что всё изменяется, что прошлое другое, чем современность, что, стало быть, в прошлом люди пользовались вещами иного типа, создавали искусство в другом стиле, ходили в иных одеждах. […]

6. Возрождение античности. Относясь критически к своим непосредственным предшественникам, к схоластам и аскетам средневековья и отвергая их традицию, мыслители нового типа искали опоры на другую авторитетную традицию. Мечтая о новой жизни, о более удобной организации общества, о человечном искусстве, всё это они находили у античных авторов - республиканские нормы, человеческое достоинство свободных людей, меньшую зависимость от религии и близкие к природе идеалы телесной красоты. Языческая античность оказалась духовно ближе, чем христианское средневековье непосредственно предшествующих веков. Произошла передвижка идеалов с библейских патриархов на языческих греков и римлян. Как пожар распространилось почитание античных творений: философии, искусства, литературы. учёные занялись переводами сочинений древних авторов. Архитекторы, скульпторы, художники и поэты стали подражать античным творениям - вот тогда эти творения и получили статус классических, т. е. образцовых, а по ним и вся эпоха была названа классической, новая эпоха была названа Возрождением, или по-французски - Ренессансом (имелось в виду возрождение античных норм), а промежуточные века получили название средних.

7. Географическое распространение и хронология. В XIV веке гуманисты учёные, поэты и художники создавали первые великие произведения в новом духе в Италии, в XV веке новое течение охватило и Западную Европу, а в XVI веке распространилось на Центральную и Северную. XVI век - это одновременно эпоха и Реформации, и религиозных войн в Европе.

8. Веротерпимость и церковь. Расширился круг народов почитаемых и уважаемых. Стало возможным признавать лучшим и высшим не христианское, а языческое: античные греки и римляне ведь были язычниками. Более того, именно в это время возникшая на месте Византии Оттоманская империя турок, при всей враждебности христианского мира к исламу и турецкой военной угрозе, получила признание как мощная сила. Арабы в Испании захватили почти всю территорию страны, и в процессе общения арабские культурные достижения переходили к христианам. Опасность заставила католическую церковь организовать сопротивление новым веяниям. С первых ростков Возрождения, в XIII в., церковь организовала ордена доминиканцев и иезуитов, ввела инквизицию, а в народе бедствия войн вызвали вспышку диких суеверий и жестокости. Самое средневековое мракобесие - мучительные растянутые казни, охота за ведьмами, костры инквизиции - это тоже эпохи Возрождения и Реформации. Так что не по ошибке эти эпохи включаются в средневековье.

9. Ориентация на классические древности. Именно в это время итальянцы активно занялись изданием и переводами античных (классических!) авторов, сбором и чтением эпиграфики, освоением античных традиций в искусстве, подражаниями античной поэзии. Рим тогда был центром не только папской духовной (на весь западно-христианский мир) и светской (на часть Италии) власти, но и официальным центром Священной Римской империи германской нации».

Клейн Л.С., История археологической мысли в 2-х томах, Том 1, СПб, Изд-во СПбГУ, 2011 г., с. 102-104.

 

vikent.ru

Вопрос №13. Философия эпохи Возрождения, ее особенности и проблемы. Картина мира.

К XV веку Средние века себя исторически исчерпа­ли. Одной из главных особенностей рассматриваемой эпохи было то, что человек, в короткий срок совер­шив грандиозный научно-технический рывок, увеличил свою мощь, стал менее зависеть от условий внешнего мира, почувст­вовал себя более свободным и уверенным. А потому старая хри­стианская доктрина, по которой он вместе со всем миром — всего лишь творение Бога и целиком подчиняется ему, почти не принадлежала себе, перестала соответствовать изменившимся ис­торическим условиям. Необходимо было создать другое миро­воззрение, которое более удовлетворяло бы идейным запросам новой эпохи и в котором человек был бы более свободным и значительным существом, являлся бы не созданием потусторон­него Творца, но — частицей несотворенной, а потому вечнойприроды. Однако, такое мировоззрение существовало в антич­ности и вместо того, чтобы формировать новые идеи, возможно было вспомнить или возродить в духовном смысле греко-рим­скую древность. Этим и занялась философия рассматриваемой эпохи, вошедшей в историю под названием Возрождения.

Основной чертой нового философского сознания был антропоцентризм — постановка человека в центр рассмот­рения, взгляд на него как на самое совершенное существо мироздания, видение главной задачи наук и искусств в изу­чении человека, в постижении его природы.

- на место Бога был поставлен человек, а предста­вителей философии, искусства и науки, исповедовавших идеи антропоцентризма стали называть гуманистами. Появление антропоцентризма и гуманизма знаменова­ло собой разрыв многовековой связи человека с Богом, от­деление их друг от друга, которое на­зывается секуляризацией. Причем происходило не только отделение человеческого от бо­жественного, светского от религиозного, но и постановка человека на место Бога, а значит — потеснение или даже полное вытеснение последнего. Пер­вым способом секуляризации был пантеизм — представле­ние о тождественности природы и Бога. Весь окружающий мир и есть безличное, то есть везде и во всем находящееся бо­жество. Важно, что в таком воззрении автоматически исключа­ется акт творения: если Бог и природа — одно и то же, значит он никак не мог ее сотворить и ни в коем случае не является первичным по отношению к ней. Напротив, Бог и природа в пантеизме равны друг другу, совечны, а значит, природа, буду­чи несотворенной и неподлежащей уничтожению, наделяется статусом бесконечности. Вторым способом секуляризации был деизм — представление, по ко­торому Бог создал мир, наделил его законами и самоустра­нился. Третьим спосо­бом секуляризации является атеизм — утверждение о том, что Бога вообще нет и не может быть — нигде, никак и ни­когда. Пантеизм был еще в древности, деизм появился при­близительно в XVI веке, а атеизм — в XVII—XVIII вв. Воз­рождение проходило под идейными знаменами пантеизма, тем более, что античность, которой всячески подражали в данную эпоху, всецело была пантеистической. Поэтому деизм и ате­изм — это идейные явления более позднего времени, в период Возрождения их, скорее, всего, еще не было, однако секуляри­зация, начавшись в XIV—XV вв. продолжалась очень долго, идеи антропоцентризма не были исчерпаны за два-три столетия Ренессанса. Правильнее было бы говорить, что в это время они только зародились. Поэтому идейными наследниками Возро­ждения стал XVII век — первая ступень Нового времени и XVIII столетие — эпоха Просвещения, которая завершила ос­новные философские представления Ренессанса.

Основными представителями философии эпохи Возрожде­ния являются Николай Кузанский, Джироламо Савонарола, Николай Коперник, Эразм Ротердамский, Никколо Макиа­велли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно, Галилео Галилей, и др. Философия Возрож­дения подготовила возникновение основных идей Нового вре­мени.

Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистиче­ских принципах политические теории Никколо Макиавелли (1469— 1527) и Франческа Гвиччардини (1482—1540) и социальные утопии Томаса Мора (1479—1555) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639).

Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоя­тельств, которые заставляют человека считаться с необходимо­стью. Но судьба лишь наполовину властвует над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду сфортуной движущей силой истории Макиавелли считает Вирту — воплощение человеческой энергии.

Подлинным воплощением свободы человеческой воли явля­ется для Макиавелли политика, в которой существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Задачу политической науки Макиавелли ви­дит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы, соотношение борющихся в обществе сил, интересов, стра­стей, объяснить действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли ре­шительно разорвал узы, которые в течение столетий связывали во­просы политики с нравственностью: теоретическое рассмотрение по­литики было освобождено от абстрактного морализирования. Политический реализм Макиавелли проявляет и при анализе государственных форм. Макиавелли приходит к идее «нового государя» — абсолютного властелина. Такой правитель должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы — чтобы избежать расстав­ленных капканов, льва — чтобы сокрушить противника в откры­том бою. Он должен придерживаться принципа твердой власти, в необходимых случаях проявляя жестокость.

Подобные рассуждения Макиавелли создали ему печальную славу учителя тиранов и автора тезиса «цель оправдывает сред­ства», а его имя стало синонимом проповеди политического ве­роломства и насилия — «макиавеллизма».

Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он низвел по­литику с высот заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с од­ной стороны, до науки, с другой — до искусства возможного.

studfiles.net

Философия эпохи Возрождения. Картина мира.

Количество просмотров публикации Философия эпохи Возрождения. Картина мира. - 42

14-16вв. Эпоха ценностного переворота, вызревания антропологических предпосылок. Возрождение- восстановление античной культуры. Философы эпохи-гуманисты. В центре знаний-человек. Разработали антропоцентризм, т.е. культ человека, обожествление чел-ка, а так же гуманизм, т.е. вера в безграничные возможности человека, в ᴇᴦο самодостаточность. Прометеизм, т.е. идея человека, как соработника бога (активно-творческое существо). Реабилитация человеческого тела, плоти, культ телесности.

Картина мира - обобщенный образ мировоззрения.

1.Идея мира как космического механизма.

2.Принцип гелиоцентризма (Коперник).

3.Идея бесконечности мира (Дж. Бруно)

4.Принцип пантеизма (Галилей).

Идеи Галилея˸ Бог оставил нам 2 книги – Библию и природу, природа написана языком математики. Земля лишается своего привилегированного положения в космосе. Вселенная не имеет центра. Бог лишается трансцендентности и своим существованием растворяется в бытии мира Бога. Бог один, един и бесконечен.

Вывод˸ в эту эпоху формируется культ денег, материального успеха, предпринимательства. В людях умирает идея религиозного братства и совести. Общество начинает рассматриваться как пространство борьбы всех против всех. Космос лишается своего духовного измерения. Он воспринимается как мертвый механизм.

Ницше˸ ʼʼЛюди убили Богаʼʼ.

11.Философия и наука. Главные установки новой европейской культуры.

Хронологич. рамки 17-19 века

Суть эпохи˸

1. Становление основ техногенных цивилизаций, индустриального общества, буржуазно-капиталистического общества.

2. Произошла первая промыш. революция (Англия)

3. Время формирования науки в современ. смысле этого слова. Наука возникает в форме математически-экспериментального естествознания. Механика – лидер возникшей науки.

Следствие˸

1. Ф-фия приобретает наукоцентричный характер, т.е. фокусом философ. рефлексии попали след. вопрос˸ что такое наука, какого её строение, какого призначение, методология науки(вопр. Размещено на реф.рфкак организовать работу науч. разума, чтобы он гарантировано обеспечивал объективно достоверным истинным знанием). Первыми философами-методологами являлись 2 мыслителя˸ Френсис Бэкон, Рене де Кард.

2. Ядром культуры в эту эпоху становиться наука

3. Наука постепенно приобретает в глазах европейцев очень интересный статус социальной ценности первой величины, т.е. наука становится локомотивом научно-технического прогресса.

В эту эпоху формируются 2 новые установки˸

· культ научного разума

· культ преобразовательного активизма (природы, общества)

Вывод˸ Формируется новая модель человека (антропологическая) – Homo Faber (преобразующий)

referatwork.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта