Выставка «Сюрреалистические столкновения: собирание диковин». Воспроизведение запрещено картина


Репродукция картины "Воспроизведение запрещено" Рене Магритта

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Рене Магритта.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Рене Магритта на натуральном  холсте.

Рене́ Франсуа́ Гисле́н Магри́тт известен как бельгийский художник-сюрреалист, автор остроумных картин, наполненных загадочной поэзией.

С 1916 года по 1918 Рене учился живописи в Королевской Академии Изящных Искусств в Брюсселе. В это время он познакомился с Жоржеттой Бергер. Оставил Академию, устроился работать оформителем обоев и художником по рекламе. В 1922 году он женился на Жоржетте, она стала единственной его моделью и спутницей до конца жизни.

Контракт, заключенный с брюссельской галереей «Сенто» в 1926 году, позволил ему оставить работу на фабрике бумажной продукции и полностью посвятить себя живописи.

В том же году он создает первую, удачную на его взгляд, сюрреалистическую картину «Потерянный жокей».

В 1927 году устраивает свою первую выставку. После неодобрительных отзывов критиков, Магритт с женой уезжает в Париж, где, вступив в кружок сюрреалистов Андре Бретона, обретает свой своеобразный стиль, по которому его картины стали узнаваемы.

После расторжения контракта с галереей «Сенто» Магритт возвращается в Брюссель и снова работает с рекламой, а затем вместе с братом открывает агентство, которое приносит им постоянный доход.

Самая известная картина Магритта «Империя света» написана им в 1954 году. Новый вариант этой картины художник оставил незаконченным по причине смерти в 1967 году от рака поджелудочной железы.

Портрет Магритта изображен на бельгийской почтовой марке 1993 года.

В 2009 году в Брюсселе открыт музей Магритта.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Рене Магритта не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Выставка «Сюрреалистические столкновения: собирание диковин»: philologist

Шотландская национальная галерея продолжает удивлять поклонников искусства масштабными проектами. В конце июня готовится к открытию крупная международная выставка, посвящённая «отцу импрессионизма» Шарлю-Франсуа Добиньи. А пока в галерее современного искусства проходит экспозиция «Сюрреалистические столкновения: собирание диковин», где представлены 400 работ Сальвадора Дали, Хоана Миро, Рене Магритта, Джорджо де Кирико, Пабло Пикассо, Макса Эрнста и других звёзд искусства XX века.

Картины, скульптуры, гравюры, рисунки, книги и архивные материалы предоставлены четырьмя крупнейшими частными коллекциями и многие редко появлялись на публике.

Сюрреализм был одним из самых радикальных арт-движений ХХ века. Он бросил вызов традициям, взяв за основу изучение подсознания, мира сновидений и законов случайности. Возникнув в 1920-е годы в Париже из хаотического дадаизма (наиболее значительного отказа от традиционных ценностей, спровоцированного ужасами Первой мировой войны), он и спустя сто лет продолжает мощно влиять на массовую культуру.

Наиболее яркие работы на выставке — это «Великий параноик» (1936), «Телефон-омар» (1938) и «Впечатление от Африки» (1938) Сальвадора Дали, «Две сестры» (1915) Джорджо де Кирико, «Пьета» (1923) Макса Эрнста, а также «Сообщник фокусника» (1926) и «Воспроизведение запрещено» (1937) Рене Магритта.

Слева: Макс Эрнст, «Пьета, или Ночная революция» (1923)

Экспозиция также рассказывает личные истории замечательных людей, которые заказывали эти произведения со всей самоотверженностью и проницательностью.

Первые двое — поэт, издатель и меценат Эдвард Джеймс (1907 — 1984), а также художник, биограф и куратор Роланд Пенроуз (1900 — 1984) — приобрели большинство работ на пике развития сюрреализма в межвоенные годы. Они близко знали многих художников. Джеймс помогал Дали и Магритту, а Пенроуз был дружен с Максом Эрнстом. На выставке можно узнать о том, какое отношение Джеймс имеет к знаменитому дивану «Губы Мэй Уэст» (1938) Дали и «Красной модели III» (1937) Магритта, а также о роли Пенроуза в создании серии коллажей «Неделя добра» (1934) Эрнста.

Рене Магритт. Воспроизведение запрещено. 1937, 81.3×65 см.

«Воспроизведение запрещено» считается портретом Эдварда Джеймса, несмотря на то, что его лица не видно. На картине изображён поэт и покровитель Магритта, стоящий перед зеркалом, в котором отражается его затылок. Книга на полке — зачитанный экземпляр «Повести о приключениях Артура Гордона Пима» Эдгара По (заглавие написано по-французски: Les aventures d’Arthur Gordon Pym). Эдгар Аллан По был одним из любимых авторов Магритта, и художник часто делал отсылки к писателю и его работам.

Другие знаменитые произведения, которыми владели эти два коллекционера — это «Маленькая ночная серенада» (1943) Доротеи Таннинг, «Голова каталонского крестьянина» (1925) Миро и «Дом напротив» (ок. 1945) Леоноры Каррингтон.

Картина Доротеи Таннинг «Маленькая ночная серенада» (1943) ныне принадлежит галерее Тейт в Лондоне

Выставка «Сюрреалистические столкновения: собирание диковин» в Шотландской национальной галерее современного искусства будет доступна для посетителей до 11 сентября.

Читать полностью: https://artchive.ru/news/1882~Zakhvatyvajuschaja_vystavka_sjurrealisticheskikh_shedevrov_otkrylas_v_Shotlandii

Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

philologist.livejournal.com

Договор на использование картин художников. Нарушение авторских прав

Смотря о каком использовании идет речь.

Любое использование, за исключением прямо указанных в законе случаев свободного использования осуществляется с согласия правообладателя. Как правило, согласие оформляется заключением лицензионного договора. С. ГК РФ (цитировано в таком объеме, т.к. не указано, как конкретно Вы хотите использовать произведение):

Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения

Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;(пп. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем;(пп. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)4) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их использование в сборниках;(пп. 4 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)5) воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;(пп. 5 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)4. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

pravoved.ru

Фотография как объект авторских прав // Часть 2

Фотография как воспроизведение (форма) другого произведения

В некоторых нормах ГК РФ фотография упоминается в ином контексте: как способ воспроизведения другого произведения, как разновидность формы произведения.

См. пп. 5 п. 1 ст. 1274 (воспроизведение произведений средствами фотографии), п. 2 ст. 1276 (использование путем воспроизведения в форме изображений произведений архитектуры…), п. 2 ст. 1292 ГК РФ.

Видимо, это не случайно. Нередко фотография является чуть ли не единственным способом фиксации "скоропортящихся", "одноразовых" произведений. Это относится, например, к

- так называемому искусству на грязных автомобилях (Dirty Car Art):

Фото взято с сайта http://fishki.net/auto/1296529-risunki-na-grjaznyh-avtomobiljah.html. Автор и/или правообладатель мне неизвестны, хотя я особо и не старался их установить :). Там же есть много других примеров.

- известным с детства рисункам мелками на асфальте:

Фото взято с сайта http://tworismelo.com/art/ylichnii-art/obemnye-risunki-melkami-na-asfalte.html/. Автор Рустам Валеев. Там же есть другие примеры.

- другим проявлениям уличного искусства (street art):

Фото взято с сайта http://www.bugaga.ru/interesting/1146698244-znamenitye_3d_risunki_melkami_na_asfalte__novye.html# . Автор и/или правообладатель мне не известны. Там же есть другие примеры.

- лично мною любимым замкам или другим фигурам из песка: 

Фото взято с сайта http://www.vulibke.ru/topics/221. Автор Calvin Seibert. Там же есть другие примеры.

Фотография также служит прекрасным способом распространения изображений других, более долговечных, произведений: зданий, статуй, скульптур, картин, произведений декоративно-прикладного искусства и т. д. и т. п.

Как квалифицировать такие фотографии? Получает ли фотограф, который в большинстве случаев не является автором сфотографированного произведения, исключительное право на свою фотографию, как на всякие другие фотографии?

Если да, то должен ли автор фотографии получать согласие правообладателя сфотографированного произведения на воспроизведение такого произведения в форме фотографии?

Если такого согласия не требуется, то не подменяет ли такая охрана фотографии исключительное право автора самого сфотографированного рисунка или другого произведения? Ведь достаточно сфотографировать чужое произведение и использовать его (пускай только в форме фотографии) любыми способами без необходимости получать согласие правообладателя и уплачивать ему вознаграждение. Можно ли сфотографировать чужую фотографию и получить авторское право на такую фотографию фотографии? Получится некий обход исключительного права на произведение.

Давайте разбираться.

Фотография самостоятельного произведения подпадает под определение воспроизведения (пп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), в частности её можно считать изготовлением одного и более экземпляра произведения в любой материальной форме или изготовлением в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения (фотография зданий, скульптур и др.).

В п. 3 ст. 1259 ГК РФ содержится общее требование о том, что авторские права распространяются только на произведения, выраженные в объективной форме. Фотография как разновидность объективной формы в этой норме прямо не названа, но судя по определению фотографии, приведённому в толковом словаре Ушакова, фотографию можно смело отнести к объективной форме произведения.

Фотография - "Получение изображений предметов с помощью оптического аппарата (камеры) на светочувствительных пластинках" https://slovari.yandex.ru/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/

Таким образом, казалось бы, само по себе воспроизведение произведения в форме фотографии требует согласия правообладателя, а фотография (распечатанный экземпляр), снятая без разрешения правообладателя, должна считаться контрафактным экземпляром произведения (п. 4 ст. 1252 ГК РФ).

Но после этих рассуждений я зашёл в тупик. Я не нашёл какого-либо развития этой темы ни в практике, ни в литературе. Ни у нас, ни за рубежом. Буду рад, если кто-либо приведёт ссылки на соответствующие работы/практику.

Видимо, придание фотографии статуса самостоятельного произведения попросту исключает такую проблему. Фотография – отдельный вид искусства, что, видимо, не позволяет признать фотографию контрафактным экземпляром другого произведения. Мол, должно быть что-то одно: либо это просто форма другого произведения, либо самостоятельное произведение. Коль скоро фотографии присвоили ранг произведения, нельзя "низводить" её до простой копии, формы другого произведения. 

Более того, фотография вряд ли может быть "чистой" копией другого произведения. Так, например, чтобы фотография была просто воспроизведением картины или здания, фотография должна только включать только саму картину или здание без окружающей обстановки, людей и предметов.

Но и этого недостаточно. Как считают американские суды, любая фотография содержит минимальный уровень творчества автора, как бы "добавленную стоимость", что выражается в выборе места для съёмки, угла съёмки, соотношения цвета и тени и т. д. (а посему не может быть "чистым" копированием другого произведения – вывод мой). См. показательные разъяснения суда Девятого округа:

In view of the low threshold for the creativity element, and given that the types of decisions Ets-Hokin made about lighting, shading, angle, background, and so forth have been recognized as sufficient to convey copyright protection, we have no difficulty in concluding that the defendants have not met their burden of showing the invalidity of Ets-Hokin's copyright, and that Ets-Hokin's product shots are sufficiently creative, and thus sufficiently original, to merit copyright protection. See also Bleistein, 188 U.S. at 250 ("The least pretentious picture has more originality in it than directories and the like, which may be copyrighted."). Finally, although Ets-Hokin took photos that undoubtedly resemble many other product shots of the bottle--straight-on, centered, with back lighting so that the word "Skyy" on the bottle is clear--the potential for such similarity does not strip his work of the modicum of originality necessary for copyrightability. Indeed, the fact that two original photographs of the same object may appear similar does not eviscerate their originality or negate their copyrightability. See Feist, 499 U.S. at 345-46 ("Originality does not signify novelty; a work may be original even though it closely resembles other works so long as the similarity is fortuitous, not the result of copying. To illustrate, assume that two poets, each ignorant of the other, compose identical poems. Neither work is novel, yet both are original and, hence, copyrightable.").

https://www.law.cornell.edu/copyright/cases/225_f3d_1068.htm

zakon.ru

Когда разрешения можно не спрашивать?

Основной принцип использования произведений, охраняемых авторским правом – в том, что оно должно осуществляться только с разрешения обладателя исключительных прав. Такой принцип закреплен в статье 1229 ГК, общей для всей "интеллектуальной собственности".

Однако, в сфере авторского права существует ряд ситуаций, когда разрешения правообладателя можно все-таки не спрашивать. Сегодня мы поговорим как раз о таких ситуациях, которые называются "свободным использованием". В отличие от "коллективного управления", которое мы рассматривали в одной из предыдущих колонок, "свободное использование" не сопровождается никакими выплатами.

Личные нужды

Первая большая разновидность "свободного использования" – это использование в личных целях, право на которое закреплено статьей 1273 Гражданского кодекса:

Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:

1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; 2) воспроизведения баз данных или их существенных частей; 3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса; 4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275 (Статья 1275 ГК РФ)) книг (полностью) и нотных текстов; 5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи; 6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Напомню, что под "воспроизведением" закон (статья 1270 ГК) понимает не прослушивание или просмотр произведения, а создание его копии. Хотелось бы обратить внимание на то, что "по умолчанию" копировать в личных целях разрешено практически все виды произведений, за исключением программ для ЭВМ и баз данных. По замыслу авторов старого закона "Об авторском праве... " разрешение на их копирование привело бы к неоправданному ущербу для правообладателей: слишком уж легко его можно осуществить.

Прошло время, с распространением цифровой техники и Интернета точно так же легко стало копировать всю остальную "интеллектуальную собственность", но старые ограничения перекочевали из закона в Гражданский кодекс. Однако, при этом в статье 1245 ГК предусмотрен механизм возмещения упущенной правообладателями выгоды:

Статья 1245. Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях

1. Авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

Фактически, все мы платим за воспроизведение в личных целях (или, как его еще называют, "домашнее копирование"), покупая "болванку" или другой носитель для записи: отчисления правообладателям уже заложены в цену этого носителя.

Что же касается других ограничений, установленных в статье 1273 (Статья 1273 ГК РФ), то подробнее можно остановиться на "репродуцировании" книг и нот, под которым чаще всего понимается ксерокопирование или сканирование с последующей распечаткой. Если книги запрещено репродуцировать полностью, то нотные тексты – в любом объеме. Это тоже "реликт", сохранившийся в законодательстве "со старых времен", одной из его задач является охрана интересов издателей нот, которые, собственно, и были первыми "борцами с пиратством".

Важно помнить еще и то, что под определение "репродуцирования" из статьи 1275 ГК попадает только изготовление "бумажной копии", электронные документы в него не включаются:

Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.

То есть, даже отсканировав для себя всю книгу, авторских прав вы не нарушите до тех пор, пока ее не распечатаете, тоже полностью. Не является репродуцированием даже распечатка распознанного текста, поскольку воспроизведение должно быть "факcимильным", то есть, фотографически повторяющим исходное произведение.

Одно из нововведений в положения закона о "домашнем копировании" – это пп. 5 п. 1 статьи 1273, который запрещает для личных целей видеозапись "аудиовизуального произведения при его публичном исполнении". Речь здесь идет об изготовлении так называемых "экранных копий" фильмов, или "экранок". Чаще всего они предназначены для "пиратского" распространения, однако, закон запрещает делать их и для себя.

Научные и культурные цели

Следующая статья ГК, 1274, названа "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях". Она описывает ситуации, когда произведения можно использовать не только для себя, но и при создании других произведений, компиляции, а также другими способами.

В начале списка разрешений речь идет о цитировании:

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

Казалось бы, все должно быть понятно, но, тем не менее, именно с цитированием связано несколько распространенных заблуждений.

Первое – относительно его объема: существует мнение, что цитировать можно "только до тридцати процентов произведения" ("только N процентов", "до одной трети", и т.д.). Это неверно: закон говорит об "объеме, оправданном целью", для маленьких произведений это может быть и весь текст целиком, закон не запрещает цитирование полностью. Мнение о жестко установленном объеме цитирования ведет свое происхождение из зарубежной правоприменительной практики, а также Гражданского кодекса 1964 года, в котором этот объем ограничивался одним авторским листом. В современном законодательстве таких ограничений нет.

Второе – мнение о том, что цитирование представляет собой включение отрывка из чужого произведения в свое собственное, причем цитируемый отрывок не должен занимать значительную часть от всего текста. Этого закон тоже не требует, наоборот: разрешены "обзоры печати", которые могут состоять из отрывков других материалов большей частью или вообще целиком.

Ну и, наконец, распространено мнение о том, что цитировать можно только тексты. Это тоже не так: в законе вообще не установлено каких-либо ограничений на вид цитируемого произведения, то есть, это может быть изображение или видеофрагмент. Цитирование исключительно текстовой информации – еще один архаизм, возникший в "докомпьютерный" период, когда ничего другого процитировать было просто нельзя.

Следующее основание для "свободного использования" – так называемые "учебные цели":

"2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;"

В этом отрывке речь идет об учебниках и прочих материалах учебного характера. Следует отметить, что сборники отрывков из разных произведений (хрестоматии) под это разрешение не попадают: понятие "иллюстрации" предполагает, что это – отрывок произведения, который служит примером для подкрепления каких-либо положений. Иллюстрация должна включаться в другое произведение, так что составить сборник из "иллюстраций" закон не позволяет.

Два следующих подпункта статьи связаны с работой средств массовой информации:

3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем; 4) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;

Подпункты 3 и 4 разрешают средствам массовой информации перепечатывать чужие статьи и речи, связанные с политикой. Правда, издание, в котором такие статьи публикуются, может запретить их перепечатку или потребовать получать предварительно разрешение. Что касается политических материалов, то их можно использовать примерно так же, как и цитаты: в объеме, "оправданном поставленной целью".

Пятый подпункт сформулирован довольно неудачно, так что придется расшифровать, что в нем имеется в виду:

5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

Он разрешает включать в фото- или видеоматериалы изображения тех произведений, которые попали в кадр при фотографировании или видеосъемке. Получать согласие правообладателя или платить ему при этом не требуется. Правда, распространяется это только на "обзоры текущих событий", для показа, например, в фильме, придется спрашивать разрешения (или договариваться о "продакт-плейсменте").

Шестой подпункт разрешает переиздавать произведения так называемым "шрифтом Брайля", предназначенным для прочтения слепыми. При этом не должно извлекаться прибыли.

Вторым пунктом статьи библиотекам разрешается предоставлять экземпляры произведения во временное пользование, причем производиться это должно бесплатно. Библиотекам также запрещено выдавать на руки экземпляры произведений в цифровой форме: с ними читатели могут работать только в помещении библиотеки и только при отсутствии возможности скопировать их.

Третий пункт статьи представляет собой нововведение, ранее в законодательстве его не было. Он разрешает без согласия правообладателя использовать произведения для создания пародий или карикатур, причем это касается не только переработки, но и использования самого произведения.

Следующая статья 1275 говорит о репродуцировании произведения, на определении которого мы уже останавливались:

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование (подпункт 4 пункта 1 статьи 1273) в единственном экземпляре без извлечения прибыли:

1) правомерно опубликованного произведения - библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов;

2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) - библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

К сожалению, многие библиотеки толкуют этот запрет расширенно и запрещают читателям самостоятельно делать копии книг в читальных залах принесенными с собой фотоаппаратами. Обоснования для этого придумываются самые разные, вплоть до того, что "окружающим будет мешать вспышка". Правда, если освещенность достаточна для чтения, то и снимать в большинстве случаев можно без вспышки, но запретители этого почему-то во внимание не принимают. В ход также часто идут ссылки на "четвертую часть ГК, которая запретила копирование", и, разумеется, толкование этой четвертой части с реальностью имеет мало общего.

Основная цель таких запретов – вынудить читателя воспользоваться библиотечным ксероксом, разумеется, не бесплатным. С точки зрения закона "О защите прав потребителей " такие действия – это типичная "навязанная услуга". Посетитель вполне может сам сделать себе копию, как уже говорилось выше, такое право предоставлено ему статьей 1273 Гражданского кодекса.

Статья 1276 называется "Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения":

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях.

Она очень похожа на подпункт 5 первого пункта статьи 1273, который разрешает показывать в фотоснимках и видеозаписях произведения, случайно попавшие в кадр. Только в этой статье речь идет о произведениях архитектуры или изобразительного искусства, то есть речь идет о зданиях, которые доступны любому взгляду, и картинах, а также прочих произведениях искусства, которые находятся в местах со свободным доступом. Точно так же изображение произведения не должно доминировать в кадре, оно может быть показано "на заднем плане". Сходные нормы зарубежного законодательства получили названия "свобода панорамы".

Статья 1277 разрешает свободно исполнять музыкальные произведения в ходе различных церемоний. Освобождение от оплаты получили официальные и религиозные церемонии, а также похороны. Как правило, разночтения возникают при определении того, какая церемония может быть отнесена к "официальным": закон не содержит их исчерпывающего перечня. Как правило, к ним относят церемонии, устраиваемые органами государственной власти и связанные с какими-либо государственными праздниками. К "официальным" может быть также отнесена церемония бракосочетания.

В статье 1278 содержится освобождение от выплат создания копий произведений при производстве по делам об административных правонарушениях, а также при предварительном следствии, дознании и осуществлении судопроизводства. При этом установлено обычное в таких случаях ограничение на объем использования: он должен быть "оправдан этой целью".

Статья 1279 разрешает организациям, осуществляющим вещание в эфире, записывать те произведения, на передачу которых у нее есть право. Эта запись имеет временный характер и должна быть уничтожена в течение шести месяцев со дня изготовления.

Программы и базы данных

И, наконец, последняя статья, описывающая "свободное использование" – 1280. В ней говорится про программы для ЭВМ и базы данных:

1. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных (пользователь), вправе без разрешения автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения:

1) внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя и осуществлять действия, необходимые для функционирования таких программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также осуществить исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с правообладателем;

В данном пункте речь идет о так называемой "адаптации" программы для ЭВМ, которую разрешено производить для ее корректной работы. Договором с правообладателем можно запретить исправление ошибок, однако, все остальные действия выполнять можно беспрепятственно, поскольку они фактически связаны с использованием программы по ее прямому назначению.

Кроме этого, владелец экземпляра вправе сделать так называемую "архивную копию":

2) изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования. При этом копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована в иных целях, чем цели, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, и должна быть уничтожена, если владение экземпляром таких программы или базы данных перестало быть правомерным.

Как мы видим, архивная копия служит заменой оригиналу купленного экземпляра программы, она должна использоваться в тех же целях, что и оригинал, а если пользователь утратил право использования программы – эта копия должна быть уничтожена. Разумеется, если программа передается другому пользователю, вместе с ней можно передать и архивную копию.

Еще одна группа полномочий владельца программы – право на изучение ее работы, а также декомпилирование в случае необходимости:

2. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения изучать, исследовать или испытывать функционирование такой программы в целях определения идей и принципов, лежащих в основе любого элемента программы для ЭВМ, путем осуществления действий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи.

3. Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст (декомпилировать программу для ЭВМ) или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюдении следующих условий:

1) информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из других источников;

2) указанные действия осуществляются в отношении только тех частей декомпилируемой программы для ЭВМ, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию;

3) информация, полученная в результате декомпилирования, может использоваться лишь для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, не может передаваться иным лицам, за исключением случаев, когда это необходимо для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, а также не может использоваться для разработки программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления другого действия, нарушающего исключительное право на программу для ЭВМ.

Право изучать функционирование программы – это нововведение Гражданского кодекса, ранее в отечественном законодательстве оно отдельно не выделялось, в отличие от права на дизассемблирование. Впрочем, фактически оно признавалось и до этого. Право на дизассемблирование существовало и раньше, однако, в связи со сложностью современных программ, мало кто им пользовался.

В статье 1280 также содержится запрет на нанесение "неоправданного ущерба" использованию программы для ЭВМ в результате применения остальных положений статьи. Фактически это – запрет на злоупотребление "свободным использованием". Он аналогичен общему запрету, содержащемуся в статье 1229 ГК (п. 5, абзац 2).

Таким образом, законом предусмотрено довольно большое число ситуаций, когда охраняемый авторским правом произведения могут быть использованы совершенно бесплатно и без разрешения правообладателя. Разумеется, при этом должны соблюдаться так называеме "личные неимущественные права" автора, к которым относится право на имя, защиту произведения от искажений, и другие. Эти права охраняются бессрочно.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

ppt.ru

Право использования произведений искусства

Вопрос юристу (онлайн): Можно ли использовать изображения картин известных художников для создания сувенирной продукции (магниты на холодильник, кружки и т.д.)?

Ответ юриста:

В соответствии с п.1 ст.1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства - являются объектами авторских прав.

Использование таких изображений для изготовления сувениров, по смыслу п.1 ч.2 ст.1270 ГК РФ, именуется воспроизведением произведения, т.е. изготовлением одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме.

Исключительное право на использование произведения изначально принадлежит его автору (п.1 ст.1270 ГК РФ). Но он может передать это право (по договору, наследству и пр.) иному лицу - правообладателю.

Согласно ст.1229 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на произведение (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Он может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование произведения. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

По общему правилу, предусмотренному ст.1229 ГК РФ использование любого произведения, независимо от его достоинства и ценности, возможно только с согласия автора или иного правообладателя.

Согласно данной норме, другие лица (не правообладатели) не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных законом. Использование произведения без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную законодательством.

В отношении произведений изобразительного искусства ст.1276 ГК РФ предусматривает случай свободного использования, когда допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения.

Место следует признать открытым для всеобщего посещения, если доступ к нему возможен по желанию любого субъекта, независимо от платности такого визита или размера платы. В качестве такого места могут рассматриваться музеи, галереи, вернисажи, экспонирующие произведения живописи и скульптуры; пешеходные мосты, городские парки, улицы, на которых выставлены произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства и т.п.

Таким образом, изображения экспонируемых картин могут использоваться для изготовления сувениров без согласия правообладателя.

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (п.1 ст.1281 ГК РФ). 

После прекращения действия исключительного права произведение переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения (п.1, 2 ст.1282 ГК РФ).

Из этого следует, что если со дня смерти автора картины, прошло более 70 лет, её изображение может использоваться свободно, в том числе и для изготовления сувенирной продукции.

Во всех остальных случаях, использование изображений картин допускается только с согласия автора или правообладателя произведений искусства.

Консультацию дал юрист Дмитрий Стихин

Задать вопрос автору!

 

parma-legal.ru

текст, цитаты фильма. Читать содержание, описание

ГАЛЕРЕЯ МАРКА КЕЛБЕРА ПРЕДПИСАНИЕ

- Мадам, ужин подан! - Да, спасибо, Маргарит! Я дождусь месье. И что это? Официальный документ... Своего рода повестка. Насколько это серьезно? Серьезней, чем вчера, чуть менее серьезно, чем будет завтра.

- Тогда оплати... - Восемьсот тысяч? Они у тебя есть? А мои драгоценности? Спасибо! Мило с твоей стороны. Ой... Да хватит этого пианино!

- Он разучивает свои гаммы. - Ну, хорошо... А теперь - за стол! Быстро!

- У тебя и правда что-то с нервами! - Мне хватит... Разве клиент не вернулся за натюрмортом?

- Нет. - Значит, ты ничего не сделал? Если не считать того, что подпилил себе ногти. Жан-Пьер, в сотый раз повторяю, не качайся на стуле! Расскажи папе, что ты видел на третьем этаже Эйфелевой башни. Много домов. Я и сам их уже видел! Я только что получил письмо из школы. Мда, сегодня явно "мой" день! Локти, ради всего святого! Тебя в школе ничему не учат? 122 000 франков за этот триместр. Не знаю, чему он там учится...

- ...зато знаю, чего мне это стоило! - Дорогой! Двадцать тысяч - за верховую езду. Десять тысяч - за уроки фехтования. И кем же ты хочешь, чтобы стал твой ребенок? Мушкетером? Тебе не нужно было покупать мне этот браслет! Правда? Все для него? И ничего - для тебя?

- Ты уходишь? - Да, у меня встреча. Какой-то тип в глухомани хочет выставить картины на продажу. Вдруг повезет?

- В такое время? - Нет покоя нам, грешным! Спокойной ночи, моя дорогая!

- А ты не хочешь попрощаться с Жан-Пьером? - Ну, разумеется! Съешь все это! Достаточно того, что у меня в галерее полно отбросов! Жан-Пьер! Ох, уж это отродье! Не нужно иметь глаза на затылке, чтобы видеть его гримасы за твоей спиной! Если бы только не было никаких праздников! А так - десять дней на Рождество, пятнадцать - на Пасху, восемь дней Пятидесятницы! И конца этому нет... Вечно меня напрягает! Это было бы непростительно даже моему сыну! Но этот! Этого пришлось взять "в нагрузку" с его матерью! Входите! Там открыто. Простите за беспорядок, месье Келбер... ...но я как раз собираюсь уехать из Франции.

- Вполне простительно. - И извините, что пригласил так поздно.

- Но днем мне пришлось побегать. - Да, ничего страшного! Могу я предложить вам выпить?

- Будете скотч? - С удовольствием! Мой холодильник уже упакован, так что льда нет. Не имеет значения. Далеко едете? Десять часов на самолете и пять дней - в челноке... А ведь моя жена так не любит комаров! Ваше здоровье! Но вас мой отъезд не должен беспокоить... Картины вон там. Освещение не очень хорошее. Да, ерунда! Ну, как? Стоящего немного. Сколько вы за них хотите? Это моя жена их продает. Она вернется в четверг. Я просто хотел прицениться. Тогда вам не стоило торопиться приглашать меня. Я хотел сэкономить время.

-

cinematext.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта