Воскрешение Лазаря: иконы, мозаики, фрески. Воскрешение лазаря картина


Чудеса Христа в русской живописи. Воскрешение Лазаря

Воскрешение Лазаря

Воскрешение ЛазаряГлава из Закона Божия Серафима Слободского

Приближался праздник еврейской Пасхи, а с ним наступали и последние дни жизни Иисуса Христа на земле. Злоба фарисеев и начальников иудейских дошла до крайности; окаменели сердца их от зависти, властолюбия и других пороков; и они не хотели принять кроткое и милосердное учение Христа. Они выжидали удобного случая, чтобы схватить Спасителя и предать смерти. И, вот, теперь их время приближалось; наступала власть тьмы, и Господь предавался в руки человеческие.

В это время в селении Вифании заболел Лазарь, брат Марфы и Марии. Господь любил Лазаря и сестер его и нередко посещал это благочестивое, семейство.Когда же Лазарь заболел, Иисуса Христа не было в Иудее. Сестры послали сказать Ему: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен».Иисус Христос, услышав это сказал: «эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, да прославится через нее. Сын Божий».

Пробыв два дня на том месте, где находился, Спаситель сказал ученикам: «пойдем в Иудею. Лазарь друг наш уснул; но Я иду разбудить его».Иисус Христос говорил им о смерти Лазаря (о смертном сне его), а ученики думали, что Он говорит о сне обыкновенном, но так как сон во время болезни есть добрый знак выздоровления, то они сказали: «Господи! если уснул, то выздоровеет».Тогда Иисус Христос сказал им прямо. «Лазарь умер, и Я радуюсь за вас, что Меня там не было, (это для того), чтобы вы уверовали. Но пойдем к нему».

Когда Иисус Христос подходил к Вифании, то Лазарь уже четыре дня как был похоронен. Многие иудеи из Иерусалима пришли к Марфе и Марии утешать их в печали.Марфа первая узнала о приходе Спасителя и поспешила к Нему навстречу. Мария же в глубокой горести сидела дома.Когда Марфа встретила Спасителя, то сказала: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога даст Тебе».Иисус Христос говорит ей: «воскреснет брат твой».Марфа же сказала Ему: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день, (т. е. во всеобщее воскресение, при конце мира)».Тогда Иисус Христос сказал ей: «Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли этому?»Марфа ответила Ему: «так Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, пришедший в мир».

После этого Марфа быстро пошла домой и тихонько сказала сестре своей Марии: «Учитель здесь и зовет тебя».Мария, как только услышала эту радостную весть, поспешно встала и пошла к Иисусу Христу. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, думая, что она пошла к могиле брата — плакать там.

Спаситель же еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.Мария пришла к Иисусу Христу, пала к ногам Его и сказала: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой».Иисус Христос увидев плачущих Марию и пришедших с нею иудеев, Сам восскорбел духом и сказал: «где вы положили его?»Говорят Ему: «Господи! пойди и посмотри».Иисус Христос прослезился.Когда подошли ко гробу (могиле) Лазаря — а это была пещера, и вход в нее завален был камнем,— Иисус Христос сказал: «отнимите камень».Марфа сказала Ему: «Господи! уже смердит (т. е. запах разложения), потому что четыре дня, как он во гробе».Иисус говорит ей: «не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?»Итак, отвалили камень от пещеры.

Тогда Иисус возвел очи к небу и сказал Богу Отцу Своему: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня».Потом, сказавши эти слова, Иисус Христос воззвал громким голосом: «Лазарь! иди вон».И вышел умерший из пещеры, весь обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его было обвязано платком (так евреи одевали умерших).Иисус Христос сказал им: «развяжите его, пусть идет».

Тогда многие из иудеев, бывших там и видевших это чудо, уверовали в Иисуса Христа. А некоторые из них пошли к фарисеям и рассказали им о том, что сделал Иисус. Враги Христовы, первосвященники и фарисеи, забеспокоились и, опасаясь, чтобы весь народ не уверовал в Иисуса Христа, собрали синедрион (совет) и решили убить Иисуса Христа. Слух же об этом великом чуде, стал распространяться по всему Иерусалиму. Многие иудеи приходили в дом Лазаря, чтобы видеть его, и увидев, веровали в Иисуса Христа. Тогда первосвященники решили убить и Лазаря. Но Лазарь, по воскрешении его Спасителем, жил еще долго и был потом епископом на острове Кипре, в Греции.

См. в Евангелии от Иоанна, гл. 11, 1–57 и гл. 12, 9–11.

***

Воскрешение Лазаря.Валериан Степанович Крюков (1838–1916?)

Серии рисунков «Картины для наглядного преподавания священной истории Ветхого и Нового Завета» и «Картины для начального курса Закона Божия» хранятся в отделе эстампов Петербургской Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина

***

Воскрешение Лазаря.Михаил Васильевич Нестеров. 1900 г. Бумага, гуашь, акварель, белила, бронза. 20,8х50,4Эскиз росписи северной стены церкви Св. Александра Невского в Абастумани. Государственный Русский музейwww.artlib.ru

Воскрешение Лазаря. М.В. Нестеров. 1900 г. Холст, масло. 66x74.Фрагмент одноименной картины, разрезанной художникомБашкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестероваhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15168

***

Воскрешение Лазаря.Вильгельм Александрович Котарбинский (1849-1922). Фреска.Владимирский собор, Киевhttp://www.vlsobor.com/paintinghtml_20.html

***

Воскрешение Лазаря.Мозаика по оригиналу М. А. ТитоваСобор Воскресения Христова на Крови, Санкт-Петербург

ros-vos.net

Альберт ван Оуватер. Как оживить четырехдневного покойника?: agritura

Когда-то я залпом выдала несколько постов, рассказывающих о фламандских примитивах, а потом как-то силы иссякли, и я их забросила. Помните, мы еще ненадолго переключились на немцев и потом окончательно сдулись. А между тем, если поскрести по нидерландским сусекам, то вполне может отыскаться еще несколько заслуживающих внимания художников. Самое время о них рассказать.

Книга Карела ван Мандера

Нынешний мой рассказ будет не очень длинным, так как сохранилась всего одна работа этого живописца. Речь идет о Альберте ван Оуватере (иногда еще пишут «Ауватер») и его картине «Воскрешение Лазаря». Вернее, есть и другие работы, которые разные исследователи приписывают ему, но точно подтверждено его авторство только у одной. Как ни странно, в наши дня атрибуцию определили благодаря противоречивой «Книге о художниках» Карела ван Мандера.

Надо сказать, обычно Мандер только путаницу вносит – он жил в 1548-1606 годах, сам ни с одним из примитивов не встречался, более того, к тому времени умерли практически все их ученики и даже те, кто когда-то с ними встречался – Ханс Мемлинг скончался в 1494, а он практически был последним и когорты ранних нидерландских живописцев. Еще были Герард Давид (1460-1523), Квентин Массейс (1466-1530) и Иоахим Патинир (1483-1524), но у них уже была чуточку другая живопись, да и они отошли в мир иной еще до рождения ван Мандера.

Этот портрет Альберта ван Оуватера абсолютно вымышленый - он написан ван Стокером в 1700 году.

Вот и приходилось ему собирать предания, иногда искаженные рассказы, а иногда и откровенные домыслы о художниках, которые сейчас очень сложно распутать. Но книга все равно классная (к меня есть такая), тем более что в современных изданиях ее снабдили разъясняющими комментариями. Карел ван Мандер все-таки молодец – он довольно скрупулёзно собирал информацию и создал свой большой труд после путешествия в Италию, вдохновившись знаменитой книгой Джорджио Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».

Альберт ван Оуватер "Воскрешение Лазаря", прим. 1445. 122х92 см. Масло, дерево. Берлинская национальная галерея (кликабельно)

О Оуватере ван Мандер сообщает, что в Большой церкви Харлема имелся алтарь его работы, называемый Римским – он был заказан пилигримами и состоял из трех панелей. На боковых створках изображались апостолы Петр и Павел, а на средней – путешественники в Святую землю, отдыхающее, едящие и пьющие на фоне прекрасного пейзажа. О таланте Оуватера-пейзажиста он упоминает в своем тексте неоднократно, к сожалению, мы не имеем этому очевидного подтверждения – Римский алтарь до наших дней не сохранился. А вот вторая картина Альберта ван Оуватера, о которой говорит ван Мандер, дошла до наших дней, сейчас она находится в Берлинском музее. Правда, сам ван Мандер упоминает, что видел не ее, а хорошую копию, оригинал же «был похищен обманным образом, без денег, испанцами». Далее он дает довольно точное описание картины, что и позволило в наше время атрибутировать ее наверняка.

Голова донатора (кликабельно). 9,8х8,9 см. Прим. 1460. Масло, дерево. Метрополитен мьюзеум. Нью-Йорк, дар Пирпонта Морагана. Небольшая панель была вырезана из крупной картины. Возможное авторство Альберта ван Оуватера, но также вероятно, что это Дирк Боутс

Что нам известно о Оуватере? А почти ничего, только догадки. Он был практически современником Яна ван Эка, родился чуть позже – примерно в 1410-15 году. Родом он был из Северных Нидерландов, возможно из Аудеватера, какое-то время мог жить и работать в Харлеме. Не ясно даже, жил ли он хоть в какой-то период своей жизни на территории Южных Нидерландов, где в то время толклись все остальные значимые художники того периода, или же его можно считать первым северо-нидерландским живописцем, родоначальником школы.

Гертген тот Синт Янс, о котором мы поговорим позднее, предположительно был его учеником, он тоже «северо-нидерландец», как и Герард Давид, которому приписывают не только то, что он тоже учился у Оуватера, но и родился в одном с ним городе. Всех троих, кстати, можно было бы смело называть голландцами, так как Харлем – это столица провинции Северная Голландия, однако мы их так называть не будем, голландские художники – это те, которые творили на территории Объединенных Провинций (того, что называется Голландией теперь) уже после Нидерландской революции и Восьмидесятилетней войны (1568—1648).

Городок Аудеватер близ Гауды на старинной гравюре - возможная родина художника

Дирк Боутс, вероятно, был ровесником Оуватера, так что он вряд ли мог быть его учеником, хоть тоже жил в Харлеме, но вот он точно переехал на Юг. Многими искусствоведами Боутс считается учеником Рогира ван дер Вейдена, так как стиль очень похож, и иконографические элементы многих композиций явно заимствованы.

Если вернуться к Оуватеру, некоторое сходство его стиля с работами фламандских (южно-нидерландских) художников присутствует, так что он мог посещать Фландрию в качестве «обмена опытом» или даже учиться там. Правда, композиция и иконография его двух картин (одна сохранилась, вторая описана ван Мандером) самобытны, до него мы подобных не ни у кого не встречаем.

Джотто ди Бондоне "Воскрешение Лазаря". Фреска капеллы Скровеньи, Падуя, 1305

Про семью художника ничего не известно, умер он примерно в 1475 году (причем похоже, цифра эта взята «с потолка»).Давайте же посмотрим на единственную его сохранившуюся картину.

Как и рассказывает нам ван Мандер, мы видим евангельский эпизод о воскрешении Лазаря, происходящим в необычном месте – в помещении храма. Слева от воскресшего Лазаря – Христос и апостолы, справа – иудеи. Что же здесь происходит?Чудо о воскрешении Лазаря описано в единственном евангелии – от Иоанна. Это евангелие считается наиболее поздним и не является «синоптическим» («повествовательным») – если в первых трех события сходны, то в последнее включены эпизоды, которых в других нет, то есть автор хотел не просто пересказать уже сказанное, но и дополнить.

Вход в пещеру Лазаря, фото XIX века

Гробница Лазаря в пещере(отсюда фотка)

Я совсем недавно прочитала очень интересную книгу Глеба Ястребова «Кем был Иисус Христос из Назарета», где дается довольно подробный анализ источников (очень рекомендую – интересно и познавательно). Там говориться, что реальный автор этого евангелия с большой долей вероятности действительно был учеником Христа, основавшим секту, учение которой в философском плане было весьма продвинутым, в нем было много мистического, оно акцентировалось на любви к ближнему и в то же время сильно противоречило иудаизму. По мнению других авторов, это евангелие было сильно изменено неким поздним «компилятором» - некоторые его фрагменты очевидно поменяли местами, а эпизод с воскрешением вообще был добавлен. Не исключено, что этот «дописчик» был из среды фарисеев – у них была популярна идея воскрешения. В той ж книге Ястребова также есть подобный анализ того, каким могло быть реальное учение Христа (и Иоанна Крестителя, они могли и несколько различаться) и насколько в нем могли присутствовать эсхатологические идеи (Страшный суд с восстанием мертвых и т.п.) и существовали ли эти идеи изначально вообще. Словом, кому интересно, почитайте, это не тема нашего сегодняшнего рассказа.

Брезгливые иудеи

В Новом завете есть еще два воскрешения, но они не столь знамениты и значимы, как воскрешение Лазаря, этому событию даже посвящен отдельный церковный праздник (суббота 6-й седмицы, Лазарева суббота).Давайте вспомним, как там дело было.

Иисусу сообщили, что благочестивый Лазарь из Вифании, брат Марфы и Марии, при смерти. Пока Иисус туда добирался (а еще и задержался на два дня), больной умер. Прибыв в Вифанию, он узнал от скорбящих родственников горестную весть. Иисус при свидетелях оживил мертвого, тот вышел из своей погребальной пещеры, обвитый погребальными пеленами. Лазарь потом прожил еще 30 лет до своей повторной и уже окончательной смерти, жил на Кипре и до конца жизни проповедовал.Естественно, материалистический ум ищет объяснение «чуду» - может, это бы летаргический сон? Но ведь не зря в писании Лазаря называют «четырехдневным», буквально «уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе».

Художник изображает выход Лазаря их гробницы, причем не из пещеры в скале, а в иудейском храме. Вряд ли живописец не знал, что в иудейских храмах не принято хоронить покойников (а на картине, по идее, изображена синагога). Такая традиция появилась уже у христиан, во времена художника знатных горожан хоронили в криптах храмов. Видимо, он изображает сцену именно таким образом, потому что картина имеет не описательный, а символический характер. Интересно, что в Вифании, где происходили события, и сейчас существует «пещера Лазаря» с вырубленной в каменном полу гробницей – это место охотно посещают паломники – это действительно похоже на то, что написано на картине Оуватером (похоже на погреб), хотя он вряд ли видел сам вифанийскую пещеру.

В живописи всегда было принято изображать эту библейскую сцену под открытым небом – действующие лица стоят у входа в пещеру, на пороге которой стоит воскрешенный (в евангелии сказано только, что от входа в пещеру по указанию Христа отвалили камень, Иисус сказал: «Лазарь, иди вон!», и Лазарь вышел), Оуватер решил нарушить традицию, изобразил эпизод в помещении, причем Лазарь выходит именно из гробницы.

Стоящие справа иудеи в вычурных «восточных» одеяниях брезгливо прикрывают носы, защищая свое нежное обоняние от запаха разложения. Персонажей, закрывающих нос, живописцы, обращавшиеся к этому сюжету, изображали часто - сказано же: смердит, не для слабаков это мероприятие. Расфуфыренные иудеи у Оуватера изображены, как некая антагонистическая враждебная сила – по Писанию, они уже давно недолюбливали Иисуса, накануне иудеи даже хотели побить его камнями за богохульство, и ведь именно после эпизода с воскрешением они стали особенно опасаться его и всерьез задумали убить. Таких иудеев-врагов в северной живописной традиции изображали в нелепых экзотических нарядах – такими нидерландцы себе представляли жителей древней Палестины и Востока вообще, так утрированно обыгрывались экзотические одеяния, которые европейцы могли видеть у турок и еще во времена Крестовых походов. Подобных персонажей мы часто видим в сценах Страстей Христовых: раззолоченные кафтаны, дурацкие колпаки и тюрбаны. Забавно, что подобным же образом нидерландские художники нередко изображали римских солдат и даже Понтия Пилата.

Слева мы видим Христа и апостолов, немолодой мужчина в зеленом – Петр. Женщины, присутствующие здесь же – сестры Лазаря - Марфа и Мария. Христос любил эту семью и часто бывал здесь. В другом эпизоде евангелия есть история о том, как Мария сидела подле Христа и внимала ему, когда он был у них в гостях, Марфа же хлопотала по хозяйству, накрывая на стол, и обиделась, что Мария ей не помогает, «Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк. 10:38—42). В другом эпизоде Мария во время пира умастила елеем ноги Христа и отерла их своими волосами; в западной традиции ее отождествляют с Марией Магдалиной.

Агарь и Измаил

Очень интересны капители колонн. На них вырезаны библейские сцены: Агарь с Измаилом в пустыне, Жертвоприношение Исаака, Бог говорит с Моисеем из горящего куста и дает ему скрижали Завета с десятью заповедями, Моисей приносит скрижали иудеям.

Если помните, история Агари описана в Ветхом завете, она была служанкой Сары, жены Авраама. Так как Сара долго не могла забеременеть, она подсунула Агарь мужу, чтобы та родила им ребенка. Но когда наложница забеременела, хозяйка стала так над ней издеваться, что несчастная не выдержала и сбежала в пустыню. Там она впала в уныние, опасаясь скорой смерти от голода и жажды, но явился ангел и возвестил, что она родит сына, потомства которого будет не счесть. Все сбылось – у нее родился Измаил, который стал прародителем арабов. Интересно, что по Писанию ангел говорил с беременной Агарью, живописцы же часто изображали ее в пустыне уже с Измаилом, причем иногда это уже довольно взрослый ребенок – для пущего драматизма. Ее будущее в семье Авраама описано туманно – сказано, что она родила сына, и Авраам дал ему имя; похоже, что из пустыни она в семью вернулась и рожала дома.

Жертвоприношение Исаака Авраамом

История с жертвоприношением вам известна – Авраам так любил Бога, что по его приказу готов был принести в жертву своего любимого сына Исаака, но в последний момент ангел отвел его руку с занесенным ножом.

Измаил (Исмаил) и Агарь (Хаджар) весьма почитаемы в исламе. У мусульман считается, что именно Исмаила, а не Исаака бог повелел Ибрагиму (Аврааму) принести в жертву, и также ангел отвел руку, а вместо мальчика подложили жертвенное животное (барана). Этому событию посвящен важный мусульманский праздник Курбан-байрам, который так нервирует христианскую и парахристианскую общественность.

Сцены с Исааком и Исмаилом символизируют чудесное спасение – ведь зритель становится свидетелем спасения Лазаря. Интерьер храма романский – арки и оконные проемы полукруглые. Романская архитектура во времена Оуватера считалась архаичной, современной ему была архитектура готическая. Считается, что старые, романские церковные постройки на картинах символизируют Ветхий завет, а новые, готические – Новый. На переднем плане картины происходит действие из Нового завета, а романская архитектура и сцены на капителях – символ Ветхого завета; таким образом подчеркивается связь древних и современных традиций.

Бог говорит из горящего куста. Вручение скрижалей.

Моисей изображен рогатым, "как положено":

Клаус Слютер. "Моисей. Колодец пророков", 1380 (фрагмент). Такой "рогатый" тип изображения распространился из-за ошибки в переводе Ветхого завета с иврита на латынь. От головы Моисея, спустившегося с Синая после разговора с Богом, исходил свет. Слово "карнайим" с иврита можно перевести как и "лучи", и как "рога". Меня всегда забавляло, что переводчик выбрал именно вариант с рогами, видать пятница была, домой спешил.

Ван Мандер говорит, что Оуватер был отменным пейзажным живописцем, но мы, к сожалению, не можем в этом убедиться – даже в окне пейзаж не виден, его заслоняют головы зевак.

Именно из-за славы Оуватера, как пейзажиста, некоторые искусствоведы приписывают ему еще одну работу – Иоанн Креститель из Королевской капеллы Гранадского собора. Пейзаж на ней, действительно прекрасен, но это единственный (и мало достоверный) повод считать эту картину работой Оуватера.

Неизвестный автор (возм. Альберт ван Оуватер) "Иоанн Креститель", 1480-е

Еще одна картина, еще более спорная в плане авторства – «Сивилла Тибуртинская перед императором Августом». Традиционно ее анонимного автора так и называют «Мастер Тибуртинской сивиллы». По преданию, императору Августу сенат предложил принять титул «Божественны». Император засомневался и на всякий случай решил обратиться к сивилле (предсказательнице). В ответ она намекнула ему, что настоящий Бог – не здесь, его алтарь – на небесах, и показала ему видение в небе – Богоматерь с младенцем. Очень смешно, что Августа неизвестный художник изобразил в облике русского боярина.

Мастер Сивиллы Тибуртинской "Сивилла Тибуртинская перед императором Августом". Королевская капелла, Гранада

Мне кажется, у картины очень мало сходства с «Воскрешением Лазаря», разве что некоторые лица в толпе смахивают. С таким же успехом ее автором вполне мог бы быть Дирк Боутс, тем более, что предположительная датировка больше подходит. Скорее всего, Оуватер и рядом не лежал, но зато мы посмотрели еще одну картину - не писать же отдельный пост еще и про "Мастера Тибуртинской сивиллы".

Я обещала небольшой рассказик, но даже по автору одной работы получилась диссертация. Ну, вы же меня знаете…

Хорошо всем погулять на выходные! И давайте уже, возвращайтесь из своих отпусков, а то пустыня какая-то.

agritura.livejournal.com

Картины, описание картин — Воскрешение Лазаря

Описани е картины Микеланджело Меризи да Караваджо: Воскрешение Лазаря.В 1608 году художник Караваджо, пребывая в Мессине, заводит знакомство со знатным купцом. Состоятельный торговец заказывает ему картину на свободную тему. Живописец избрал для полотна библейский сюжет воскрешения Лазаря.Темная пещера, несколько мужчин придерживают тело, лежащее ранее во гробу четверо суток. Караваджо предпочитал работать с натуры, поэтому для новой картины он нашел людей для позирования. Более того, по легенде, для достоверности он приказал выкопать тело на днях умершего юноши. Нанятые люди наотрез отказывались приближаться к трупу, но художник все же настоял на коллективном позировании, в порыве жажды художественного воплощения даже пригрозив натурщикам ножом.Характерная черта живописи Караваджо – яркие потоки света, прорезающие непроглядную черную пустоту. Подобно прожектору лучи света выстилают поверхность кожи обнаженного Лазаря, высвечивают одежду, лица и конечности участников сцены: Христа и скорбящего по умершему народа. Кажется, что вот-вот этот золотистый неземной свет вернет жизнь Лазарю. На заднем плане во тьме могильщики, столь часто видевшие смерть, отворачивают лица, дабы не видеть снова гнетущего зрелища.На земле лежат кости и череп безымянной давнишней жертвы смерти. А сверху – протянутая к теплому потоку света живая ладонь Лазаря, сдается, отозвавшаяся на веление Христа. Близкие воскрешенного еще не успели целиком осознать произошедшее, на их лицах горе, тревога, замешательство.История гласит, что богатый заказчик остался недоволен полотном живописца. Поэтому оно было подарено братству крестоносцев. За все время «Воскрешение Лазаря» пережило несколько землетрясений, после которых картину удачно реставрировали для галереи Мессины.В знаменитом шедевре религиозной живописи Караваджо выступает перед нами проповедником неистребимой веры в вечность жизни.

www.art-drawing.ru

Воскрешение Лазаря: иконы, мозаики, фрески

Воскрешение Лазаря — один из самых ранних изобразительных сюжетов, возникших в христианском искусстве. Обычно формирование той или иной иконографии связано с появлением празднования в церковном календаре. Иконографическая и литургическая традиция в большинстве случаев взаимосвязаны. Однако, образ воскрешения Лазаря является исключением: он возникает, вероятно, несколько ранее появления празднования. Этот сюжет присутствует уже в самых ранних дошедших до нас христианских памятниках: росписях катакобм и рельефах саркофагов.

Содержание фресок катакомб, где хоронили умерших, и рельефов погребальных саркофагов вполне естественно связано с темой воскресения мертвых, победы над смертью. Важно было выразить веру в освобождение от первородного греха и связанных с ним тления и смерти. Некоторые сюжеты указывают конкретно на Воскресение Христово, например, чудесное спасение пророка Ионы (об этом чуде, как о знамении, говорил Сам Господь). Другие же сюжеты являются прообразами не только Воскресения Иисуса Христа, но и указывают на будущее всеобщее воскресение: три отрока в печи, пророк Даниил во львином рву, воскрешение Лазаря.

Фреска катакомб Джордани. IV в. Рим

Фреска катакомб Джордани. IV в. Рим

В раннехристианских памятниках это чудо часто представлено лаконично, как двухфигурная сцена. Иконографические типы изображения Христа в этот период только начали формироваться: Христос изображался и как средовек (с бородой и длинными волосами) и как безбородый юноша. Последний иконографический вариант на языке античного искусства передавал идею вневременности и вечности Божества: Христос изображался как вечно юный Бог. В руке Спасителя легкая тросточка — атрибут чудотворца, понятный для людей того времени символ совершаемого чудотворения. В античном искусстве с этим атрибутом, от которого происходит сказочная волшебная палочка, изображали, например, Гермеса.

В иконографии тросточка, которой Господь касается Лазаря, сначала превращается в короткий жезл, а после вообще исчезает как лишняя деталь. Богу для свершения чуда не нужен инструмент, достаточно Его собственной воли. Кроме того, в процессе развития христианского искусства линия, которую можно условно назвать «реализмом», возобладала над аллегорическими формами. Было определено, что людей и события следует изображать такими, какими они были в евангельской истории, а не посредством каких-либо символов и аллегорий. В тексте Евангелия от Иоанна совершенно четко указывается на обращение Спасителя к Богу Отцу и приведены Его слова «Лазарь, иди вон!» (Ин. 11:41-43), других подробностей процесса свершения чуда не приводится. Следовательно, жезл — деталь недостоверная с точки зрения текстологии и совершенно лишняя с точки зрения догматики.

Фреска катакомб Петра и Марцеллина. 2-ая пол. III — 1-ая пол. IV в. Рим

Фреска катакомб Петра и Марцеллина. 2-ая пол. III — 1-ая пол. IV в. Рим

Обвитая пеленами фигура Лазаря часто представлена в масштабе. Прием уменьшения фигур постоянно применялся в раннехристианском искусстве при изображении чудес. Гробницу римские художники изображают так, как выглядели погребальные сооружения в греко-римской культуре: небольшое здание (эдикула) с фронтоном и колоннами.

Фреска катакомб на Виа Латина(Catacomba di Dino Compagni). IV в. Рим

Фреска катакомб на Виа Латина(Catacomba di Dino Compagni). IV в. Рим

Композиция фрески катакомб на Виа Латино дополнена фигурами апостолов и народа. Характерной особенностью рельефов некоторых саркофагов является изображение сестры Лазаря, припадающей к ногам Христа.

 Фрагмент саркофага. 325-350-е годы. Музей Пио-Кристиано, Ватикан

Фрагмент саркофага. 325-350-е годы. Музей Пио-Кристиано, Ватикан

Художники из восточных провинций империи гробницу изображали так, как она выглядела, то есть, как пещеру в скалах. Со временем композиция становится все более повествовательной, наполняется деталями. Изображаются Марфа и Мария, иудеи открывающие гробницу, человек, снимающий пелены с воскрешенного. Некоторые персонажи закрывают краем одежды носы — так иллюстрируются слова Марфы «Господи, уже смердит; ибо четыре дня как он во гробе» (Ин. 11:39).

Миниатюра Евангелия из Россано. VI в. Музей Диочезано, Россано, Италия. Фрагмент

Миниатюра Евангелия из Россано. VI в. Музей Диочезано, Россано, Италия. Фрагмент

Саркофаг. IV в. Церковь Сан Витале, Равенна, Италия

Саркофаг. IV в. Церковь Сан Витале, Равенна, Италия

Саркофаг. IV в. Церковь Сан Витале, Равенна, Италия

Саркофаг. IV в. Церковь Сан Витале, Равенна, Италия

Донце поминального сосуда. IV в. Музей Пио-Кристиано, Ватикан

Донце поминального сосуда. IV в. Музей Пио-Кристиано, Ватикан

Резная панель двери церкви Санта Сабина. V в. Рим. Фрагмент

Резная панель двери церкви Санта Сабина. V в. Рим. Фрагмент

Мозаика церкви Сан Аполинаре Нуово. 530-е годы. Равенна, Италия

Мозаика церкви Сан Аполинаре Нуово. 530-е годы. Равенна, Италия

Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция

Фреска церкви Токали килисе в Гёреме. X-XI в. Каппадокия, Турция

Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Миниатюра Трапезундского Евангелия. Византия. Константинополь. Середина XII в. Музей Уолтерса, Балтимор, США

Миниатюра Трапезундского Евангелия. Византия. Константинополь. Середина XII в. Музей Уолтерса, Балтимор, США

Икона-эпистилий. 2-ая пол. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Икона-эпистилий. 2-ая пол. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Пластина бронзовых дверей. 1170 - 1220 г. Кафедральный собор г. Беневенто, Италия

Пластина бронзовых дверей. 1170 – 1220 г. Кафедральный собор г. Беневенто, Италия

Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227-1238 г. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент

Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227-1238 г. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент

Фреска собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. 1313 г. Псков.

Фреска собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. 1313 г. Псков.

Икона из праздничного чина иконостаса новгородского Софийского Собора. Ок.1341г. Фрагмент

Икона из праздничного чина иконостаса новгородского Софийского Собора. Ок.1341г. Фрагмент

Икона из Кирилло-Белозерского монастыря. 2-ая половина XV в. Русский музей, Спб.

Икона из Кирилло-Белозерского монастыря. 2-ая половина XV в. Русский музей, Спб.

www.pravmir.ru

Воскрешение Лазаря - это... Что такое Воскрешение Лазаря?

«Лазарь с сёстрами Марфой и Марией», неизвестный испанский художник

Лазарь (ивр. אֶלְעָזָר‎ — буквально «Бог мне помог»; Лазарь Четверодневный) — библейский персонаж, житель Вифании, брат Марфы и Марии, воскрешённый Иисусом Христом. По христианскому преданию, Лазарь стал епископом Китийским. Память в Православной церкви в субботу 6 седмицы Великого поста — Лазарева суббота и 17 октября (по юлианскому календарю) — празднование в честь перенесения мощей.

Евангельское повествование

Из евангелистов о Лазаре сообщает только Иоанн.

Евангельский рассказ связан только с событиями воскрешения Лазаря.
Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.

«Воскрешение Лазаря», византийская икона

Иисус уже по дороге в Вифанию знал, что Лазарь умер, но шёл с учениками «дабы вы уверовали» (Ин.11:15). На дороге он был встречен Марфой, которая на его вопрос: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин.11:25-27).

По дороге к гробнице Лазаря Иисус заплакал и иудеи видявшие это говорили «смотри, как Он любил его». Когда подошли к пещере в которой был погребён Лазарь, и отвалили от неё камень Иисус стал молится:

Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.

После этих слов из пещеры вышел воскресший Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». Иисус повелел развязать его.

Как повествует Иоанн Богослов, многие видевшие это чудо уверовали в Иисуса, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его» (Ин.11:53).

После воскрешения Лазарь упоминается как один из возлежавших на вечере в Вифании на которой Мария помазала ноги Иисуса миром (Ин.12:1-3). Как повествует евангелист многие из иудеев в тот день пришли в Вифанию «не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых» (Ин.12:9).

Богословское толкование

Богословы отмечают, что Иисус не пошёл сразу в Вифанию как только узнал о болезни Лазаря, но промедлил два дня в Перее, так как подчинил своё личное желание увидеть и помочь больному другу воле Бога Отца.[1] Иисус в разговоре с учениками называет смерть Лазаря сном, как он обычно это делал в подобных случаях (см. Мф.9:24, Мк.5:29).

Феофилакт Болгарский так трактует слова Иисуса, обращённые к ученикам, в которых он радуется за них, что его не было в Вифании при болезни Лазаря:

Некоторые слова Господа: радуюсь за вас понимали так: что Я не был там, это послужит для утверждения вас в вере. Ибо, если бы Я был там, Я исцелил бы больного. Чудом было бы и это, но оно показало бы мало силы Моей. А теперь, когда Меня там не было и последовала смерть Лазаря, а Я пойду и воскрешу его, вы должны более утвердиться в вере в Меня. Ибо увидите, что Я силен делать и то, чего прежде еще не явил, именно: воссозидать и воскрешать мертвеца, уже разложившегося и издающего гнилой запах.[2]

— Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна

Особое значение богословы предают скорби и слезам Иисуса по Лазарю. Это рассматривается как одно из доказательств двойственной природы Христа: «ибо был воистину Человек и желал удостоверить в действительности Своей Человеческой природы, то позволил ей сделать свое».[2]Иоанн Дамаскин пишет:

Не человеческая природа воскресила Лазаря, но и не Божество проливало слезы у его гроба.[3]

Публичная молитва Христом произносится для того, чтобы присутствующие при чуде знали, что оно есть результат его молитвы к Отцу, а не случайность или результат действия сатанинской силы, в общении с которой Иисуса обвиняли (см. Мк.3:22).[1]

Церковное предание

Православие

Предание сообщает, что Лазарь после своего воскресении прожил ещё 30 лет и был епископом Китийским на острове Кипре, где и скончался.[4] На Кипре Лазарь как и апостолы проповедовали учение Христа. По преданию, на Кипре Лазаря посетила Богородица и вручила ему омофор, сделанный её руками.

Католицизм

Согласно западной традиции, отраженной в «Золотой легенде» Лазарь вместе с Марфой и Марией Магдалиной (которую католичество считает его сестрой Марией из Вифании) и прочими спутниками отправились в Марсель и проповедовали христианство среди местных язычников.[5] Лазарь стал первым епископом Марселя.[6]

Гробница праведного Лазаря в Ларнаке

Почитание

Согласно православной традиции, мощи праведного Лазаря были обретены в городе Китии (современная Ларнака) в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».[7]

В 898 году при императоре Льве Мудром мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Праведного Лазаря.

Над могилами Лазаря в Вифании и Ларнаке построены церкви, а сама Вифания получила в византийскую эпоху название Лазарион, а позже и мусьмане стали называть её Эль-Азарье (Лазарь по арабски).[8]

Лазарь в изобразительном искусстве

Воскрешение Лазаря. Фреска Джотто в капелле Скровеньи

Прочие Лазари в Новом Завете

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation. 2010.

dal.academic.ru

Воскрешение Лазаря - это... Что такое Воскрешение Лазаря?

«Лазарь с сёстрами Марфой и Марией», неизвестный испанский художник

Лазарь (ивр. אֶלְעָזָר‎ — буквально «Бог мне помог»; Лазарь Четверодневный) — библейский персонаж, житель Вифании, брат Марфы и Марии, воскрешённый Иисусом Христом. По христианскому преданию, Лазарь стал епископом Китийским. Память в Православной церкви в субботу 6 седмицы Великого поста — Лазарева суббота и 17 октября (по юлианскому календарю) — празднование в честь перенесения мощей.

Евангельское повествование

Из евангелистов о Лазаре сообщает только Иоанн.

Евангельский рассказ связан только с событиями воскрешения Лазаря.
Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.

«Воскрешение Лазаря», византийская икона

Иисус уже по дороге в Вифанию знал, что Лазарь умер, но шёл с учениками «дабы вы уверовали» (Ин.11:15). На дороге он был встречен Марфой, которая на его вопрос: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин.11:25-27).

По дороге к гробнице Лазаря Иисус заплакал и иудеи видявшие это говорили «смотри, как Он любил его». Когда подошли к пещере в которой был погребён Лазарь, и отвалили от неё камень Иисус стал молится:

Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.

После этих слов из пещеры вышел воскресший Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». Иисус повелел развязать его.

Как повествует Иоанн Богослов, многие видевшие это чудо уверовали в Иисуса, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его» (Ин.11:53).

После воскрешения Лазарь упоминается как один из возлежавших на вечере в Вифании на которой Мария помазала ноги Иисуса миром (Ин.12:1-3). Как повествует евангелист многие из иудеев в тот день пришли в Вифанию «не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых» (Ин.12:9).

Богословское толкование

Богословы отмечают, что Иисус не пошёл сразу в Вифанию как только узнал о болезни Лазаря, но промедлил два дня в Перее, так как подчинил своё личное желание увидеть и помочь больному другу воле Бога Отца.[1] Иисус в разговоре с учениками называет смерть Лазаря сном, как он обычно это делал в подобных случаях (см. Мф.9:24, Мк.5:29).

Феофилакт Болгарский так трактует слова Иисуса, обращённые к ученикам, в которых он радуется за них, что его не было в Вифании при болезни Лазаря:

Некоторые слова Господа: радуюсь за вас понимали так: что Я не был там, это послужит для утверждения вас в вере. Ибо, если бы Я был там, Я исцелил бы больного. Чудом было бы и это, но оно показало бы мало силы Моей. А теперь, когда Меня там не было и последовала смерть Лазаря, а Я пойду и воскрешу его, вы должны более утвердиться в вере в Меня. Ибо увидите, что Я силен делать и то, чего прежде еще не явил, именно: воссозидать и воскрешать мертвеца, уже разложившегося и издающего гнилой запах.[2]

— Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна

Особое значение богословы предают скорби и слезам Иисуса по Лазарю. Это рассматривается как одно из доказательств двойственной природы Христа: «ибо был воистину Человек и желал удостоверить в действительности Своей Человеческой природы, то позволил ей сделать свое».[2]Иоанн Дамаскин пишет:

Не человеческая природа воскресила Лазаря, но и не Божество проливало слезы у его гроба.[3]

Публичная молитва Христом произносится для того, чтобы присутствующие при чуде знали, что оно есть результат его молитвы к Отцу, а не случайность или результат действия сатанинской силы, в общении с которой Иисуса обвиняли (см. Мк.3:22).[1]

Церковное предание

Православие

Предание сообщает, что Лазарь после своего воскресении прожил ещё 30 лет и был епископом Китийским на острове Кипре, где и скончался.[4] На Кипре Лазарь как и апостолы проповедовали учение Христа. По преданию, на Кипре Лазаря посетила Богородица и вручила ему омофор, сделанный её руками.

Католицизм

Согласно западной традиции, отраженной в «Золотой легенде» Лазарь вместе с Марфой и Марией Магдалиной (которую католичество считает его сестрой Марией из Вифании) и прочими спутниками отправились в Марсель и проповедовали христианство среди местных язычников.[5] Лазарь стал первым епископом Марселя.[6]

Гробница праведного Лазаря в Ларнаке

Почитание

Согласно православной традиции, мощи праведного Лазаря были обретены в городе Китии (современная Ларнака) в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».[7]

В 898 году при императоре Льве Мудром мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Праведного Лазаря.

Над могилами Лазаря в Вифании и Ларнаке построены церкви, а сама Вифания получила в византийскую эпоху название Лазарион, а позже и мусьмане стали называть её Эль-Азарье (Лазарь по арабски).[8]

Лазарь в изобразительном искусстве

Воскрешение Лазаря. Фреска Джотто в капелле Скровеньи

Прочие Лазари в Новом Завете

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation. 2010.

dikc.academic.ru

Воскрешение Лазаря - это... Что такое Воскрешение Лазаря?

«Лазарь с сёстрами Марфой и Марией», неизвестный испанский художник

Лазарь (ивр. אֶלְעָזָר‎ — буквально «Бог мне помог»; Лазарь Четверодневный) — библейский персонаж, житель Вифании, брат Марфы и Марии, воскрешённый Иисусом Христом. По христианскому преданию, Лазарь стал епископом Китийским. Память в Православной церкви в субботу 6 седмицы Великого поста — Лазарева суббота и 17 октября (по юлианскому календарю) — празднование в честь перенесения мощей.

Евангельское повествование

Из евангелистов о Лазаре сообщает только Иоанн.

Евангельский рассказ связан только с событиями воскрешения Лазаря.
Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.

«Воскрешение Лазаря», византийская икона

Иисус уже по дороге в Вифанию знал, что Лазарь умер, но шёл с учениками «дабы вы уверовали» (Ин.11:15). На дороге он был встречен Марфой, которая на его вопрос: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин.11:25-27).

По дороге к гробнице Лазаря Иисус заплакал и иудеи видявшие это говорили «смотри, как Он любил его». Когда подошли к пещере в которой был погребён Лазарь, и отвалили от неё камень Иисус стал молится:

Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.

После этих слов из пещеры вышел воскресший Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». Иисус повелел развязать его.

Как повествует Иоанн Богослов, многие видевшие это чудо уверовали в Иисуса, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его» (Ин.11:53).

После воскрешения Лазарь упоминается как один из возлежавших на вечере в Вифании на которой Мария помазала ноги Иисуса миром (Ин.12:1-3). Как повествует евангелист многие из иудеев в тот день пришли в Вифанию «не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых» (Ин.12:9).

Богословское толкование

Богословы отмечают, что Иисус не пошёл сразу в Вифанию как только узнал о болезни Лазаря, но промедлил два дня в Перее, так как подчинил своё личное желание увидеть и помочь больному другу воле Бога Отца.[1] Иисус в разговоре с учениками называет смерть Лазаря сном, как он обычно это делал в подобных случаях (см. Мф.9:24, Мк.5:29).

Феофилакт Болгарский так трактует слова Иисуса, обращённые к ученикам, в которых он радуется за них, что его не было в Вифании при болезни Лазаря:

Некоторые слова Господа: радуюсь за вас понимали так: что Я не был там, это послужит для утверждения вас в вере. Ибо, если бы Я был там, Я исцелил бы больного. Чудом было бы и это, но оно показало бы мало силы Моей. А теперь, когда Меня там не было и последовала смерть Лазаря, а Я пойду и воскрешу его, вы должны более утвердиться в вере в Меня. Ибо увидите, что Я силен делать и то, чего прежде еще не явил, именно: воссозидать и воскрешать мертвеца, уже разложившегося и издающего гнилой запах.[2]

— Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна

Особое значение богословы предают скорби и слезам Иисуса по Лазарю. Это рассматривается как одно из доказательств двойственной природы Христа: «ибо был воистину Человек и желал удостоверить в действительности Своей Человеческой природы, то позволил ей сделать свое».[2]Иоанн Дамаскин пишет:

Не человеческая природа воскресила Лазаря, но и не Божество проливало слезы у его гроба.[3]

Публичная молитва Христом произносится для того, чтобы присутствующие при чуде знали, что оно есть результат его молитвы к Отцу, а не случайность или результат действия сатанинской силы, в общении с которой Иисуса обвиняли (см. Мк.3:22).[1]

Церковное предание

Православие

Предание сообщает, что Лазарь после своего воскресении прожил ещё 30 лет и был епископом Китийским на острове Кипре, где и скончался.[4] На Кипре Лазарь как и апостолы проповедовали учение Христа. По преданию, на Кипре Лазаря посетила Богородица и вручила ему омофор, сделанный её руками.

Католицизм

Согласно западной традиции, отраженной в «Золотой легенде» Лазарь вместе с Марфой и Марией Магдалиной (которую католичество считает его сестрой Марией из Вифании) и прочими спутниками отправились в Марсель и проповедовали христианство среди местных язычников.[5] Лазарь стал первым епископом Марселя.[6]

Гробница праведного Лазаря в Ларнаке

Почитание

Согласно православной традиции, мощи праведного Лазаря были обретены в городе Китии (современная Ларнака) в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».[7]

В 898 году при императоре Льве Мудром мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Праведного Лазаря.

Над могилами Лазаря в Вифании и Ларнаке построены церкви, а сама Вифания получила в византийскую эпоху название Лазарион, а позже и мусьмане стали называть её Эль-Азарье (Лазарь по арабски).[8]

Лазарь в изобразительном искусстве

Воскрешение Лазаря. Фреска Джотто в капелле Скровеньи

Прочие Лазари в Новом Завете

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation. 2010.

dik.academic.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта