LJ Magazine. Виноградов художник картины


Виноградов Сергей Арсеньевич - Биография :: Артпоиск

Сергей Арсеньевич Виноградов родился 13 июля 1869 г. в селе Большие Соли Костромской губернии в семье сельского священника.

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1880 – 1889 г.г.) у И.М. Пряшникова, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова, в Петербургской Академии художеств (1889 г.) у Б.П. Виллевальде, К.Б. Венига.

Особенно повлиял на его манеру письма В.Д. Поленов, занятия с которым позволили Виноградову найти в пейзаже собственную тему – пленэр с эффектами, как правило, закатного освещения. После ранних, по преимуществу жанровых картин, в 1900 – 1910-е годы художник сосредоточился на пейзаже в духе импрессионизма. В 1889 году он получил звание классного художника, с 1912 - академика, с 1916 - действительного члена Академии художеств. Преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве; в Харькове и Риге.

Творческая и, как следствие этого, выставочная жизнь его были очень активной. Он был участником выставок: «Товарищества передвижных выставок» (в 1892 – 1901 г.г.), «Московского товарищества художников» (в 1894 – 1895 г.г.), «36 художников» (в 1901 – 1902 г.г.), «Мира искусства» (в. 1901 – 1903 г.г.), «Союза русских художников» (1903 и 1906 – 1923 г.г.), а также зарубежных (1906 г. - Париж; 1907 г. - Берлин).

Работы этого одного из талантливейших и благополучнейших по судьбе русских художников, находящиеся в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радишщева относятся к периоду его работы в объединении «Союз русских художников», в создании которого он принял значительное участие в 1903 г. Художников «Союза» объединяла ориентация на достижения живописи В.Д. Поленова и И.И. Левитана. Их сплачивала не только близость тематики, - виды старинных русских городов, деревень, усадеб, домов - но также известное единство живописной системы. Их импрессионизм носил преимущественно национально-самобытный характер.

Культивируя достижения пленэра, запечатлевая изменчивость жизни природы с возможной точностью, активизируя выразительность манеры, цвета, фактурных особенностей, они остались верными лирико-поэтической струе, преобладающей в русском пейзаже второй половины XIX века.

«Деревня» С.А. Виноградова 1915 года носит этюдный характер: фактически это большой этюд размера средней картины, полный ослепительного света и сверкающей красочности, столь соответствующий изображенному яркому весеннему дню. Отблески весеннего солнца лежат на крышах домов, бревнах, еще прозрачных кронах деревьев. Краски яркие и насыщенные. Работа буквально завораживает бравурным жизнеутверждающим переживанием природного мотива. Виноградов следует здесь не столько Левитану, сколько Архипову.

В сравнении с несколько этюдной по живописи «Деревней» второй виноградовский пейзаж «Весна идет» (1911 г.) отличается глубокой продуманностью образного решения и достаточно высокой степенью законченности. Это программное полотно, полное внутренней значительности, явно ориентированное на утверждение высокой поэзии русского усадебного ампира. Этому впечатлению способствует не только элементы архитектуры, введенные в пейзаж, но и четкая графичность живописи пейзажа, построенная на контрасте темно-зеленых, бурых, черных крон и стволов деревьев и белого, уже подтаявшего снега.

Третьей картиной С.А. Виноградова в собрании Радищевского музея является интерьер. Он носит несколько ретроспективный характер. Его работа «В доме» отличается тем же светлым жизнерадостным настроением, что и его «Деревня». Картина представляет собой своеобразный синтез интерьера и пейзажа: и стены, и мебель в комнатах, изображенных на картине Виноградова включают внешний мир, подчеркнуто разомкнут, обращен к внешнему миру, к саду, в котором стоит дом. Природа свободно «протекает» сквозь него, давая общую эмоциональную настройку. Побеждает чисто пленэрная, чувственно-осязаемая стихия. Интерьер мажорен и исполнен радостного утверждения сегодняшней жизни.

С 1924 С.А. Виноградов жил и работал в Риге, где основал собственную художественную школу. Он умер 5 февраля 1938 года.

Надежда Гришина  

artpoisk.info

Художник Сергей Виноградов. - Куда податься в выходные?

Сергей Арсеньевич Виноградов родился 1 (13) июля 1869 года в селе Большие Соли Костромской губернии в семье священника. В 1880—1889 годах он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и посещал классы Е. С. Сорокина, В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова. В 1888 году получил звание классного художника, вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. В конце 1880-х — начале 1890-х годов он служил преподавателем в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста. В 1898—1913 годах преподавал в Строгановском училище. В  1916 году был избран  действительным  членом Академии художеств.Виноградов начинал как жанровый художник. Много писал  на модную тогда тему крестьянской жизни. Обед работников 1890 г.

В ожидании парома 1888 г.

Тульские бабы 1889 г.

Бабы 1894 г.

Дети 1895 г.

На работу 1895 г.

Нищие 1899 г.

На реке 1899 г.

Осень 1899 г.

Эти картины отличает необычный для этого жанра колорит, более подходящий для импрессионизма.  Может быть поэтому художник  поменял тему. В начале XX века его полотна все более напоминают работы французских импрессионистов. Теперь он пишет про дачи, а не про деревни.В период 1910-1917 гг. Виноградов создал множество работ, навеянныых усадебной и дачной жизнью. В усадьбе осенью 1907 г

У К.А.Коровина.

Летом 1908 г.

В доме 1910 г.

Сад осенью 1910 г.

Красная дача 1910 г.

Усадьба 1910-е гг.

Пикник 1912 г. (тут аналогии напрашиваются).

Играет 1914 г.

В доме 1914 г.

В это же время Виноградов все больше уделяет внимания пейзажу..Весна 1902 г.

Пристань Архангельск 1903 г.Весна идет 1911 г.

Пруд 1913 г.

Московский Кремль 1910-е гг.

Московская улочка 1910-е гг.

Ещё одна тема появляется в творчестве художника - природа Крыма, куда Виноградов ездил на отдых.Крымский пейзаж 1915 г.

Крым Цветущий май 1915 г.

Южная ночь. 1915 г.

В  1923 году переехал жить в Латвию где, преподавал. Он по-прежнему пишет пейзажи, многие уже по памяти.Ледоход на Двине 1927 г.

Вид на Печерский монастырь 1929 г.

Летний пейзаж. Софрино. 1936 г.

Деревня.

Возвращается и к старым темам.Деревенские девочки 1927 г.Ярмарочный день.1937 г.

Умер С.Виноградов  5 февраля 1938 г. в Риге.

doc-chaev.livejournal.com

Сергей Виноградов —

 Сергей Виноградов

Сергей Виноградов

Сергей Арсеньевич Виноградов (01/13 июля 1869, Костромская губ. - 5 февраля 1938, Рига) - художник. С 1924 года и до своей кончины жил и работал в Риге.

Сергей Арсеньевич Виноградов родился в семье священника в селе Большие Соли Костромской губернии (ныне посёлок Некрасовское Ярославской области). В 1891 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, стал участвовать в выставках «передвижников». В 1894-1898 годах его картины появляются на «Периодических выставках» в Москве и на других крупных выставках. В 1903 году С.А. Виноградов становится инициатором создания и председателем «Союза русских художников». В 1906 году художник участвует в дягилевских выставках (Париж, Берлин). Получает золотую медаль за картину «Лето» на международной выставке в Мюнхене. С.А. Виноградов участвует в международных выставках в Венеции (1910), в Праге (1914). В 1912 году Виноградову присвоено звание академика, а в 1916 году он становится действительным членом Академии Художеств (см. Перезвоны, 1925,№ 7,8, с.200-201).

В 1923 году С.А. Виноградов с группой известных русских художников покидает Советскую Россию и направляется в США для организации там выставки русской живописи. Мысль об организации такой выставки давно витала в умах московских художников. Мешали материальные трудности, пока на помощь не пришел бывший издатель «Русского слова» И.Д. Сытин. В 1923 году С.А. Виноградов по пути в США впервые останавливается в Риге. Город ему понравился, со стороны латышских художников он встретил теплый прием. С мэтром латышской живописи Вильгельмом Пурвитисом у него были давние связи по Петербургской Академии художеств. На обратном пути из Америки художник вновь оказывается в Риге. После Нью-Йорка Рига казалась совсем иным миром. «Рига - затишье! - писал С.А. Виноградов. - Но какое милое затишье! Как оно было нужно мне утомленному! Теперь я всмотрелся детальнее. И сколько здесь материала художнику! Я еще застал кусочек жизни Взморья, «штранда», как его величают рижане...А в городе опять привлекательная старина в зданиях и целых улочках. Местами, точно декорации из «Фауста». Сады и парки застал я еще зелеными. И как хорошо смотрел на них, после Нью-Йорка особенно, где деревца не увидишь, кроме «Центро-Парка»! Но ведь и он какой-то неестественный и совсем не певучий...» (см. Сегодня вечером, 1925,  13 марта). Рижские впечатления, а также встречи с обосновавшимся уже здесь Н.П. Богдановым-Бельским, предопределили решение С.А. Виноградова остаться в Латвии. Здесь известный русский живописец провел последние 13 лет своей жизни.

Уже в 1925 году в Риге состоялась первая выставка работ художника. Живя в Латвии, С.А. Виноградов много и напряженно работал. Им были созданы сотни работ, нашедших место как в различных музеях мира, так и в частных коллекциях. С.А. Виноградов принадлежал к числу художников-пейзажистов, оказавшихся под влиянием импрессионизма. Ему было близко творчество В.Ван-Гога. Современники высоко оценивали вклад С.А. Виноградова в развитие русской живописи. «Природа - вот источник его радости и вдохновения, - писала о нем Антонина Пенэрджи. - Когда смотришь на его картины и видишь тропинки, теряющиеся среди гущи полевых цветов и трав, когда чувствуешь как мягкий ветер бежит по сизой молодой ржи, пригибая упругие колосья, то глаз и душа радуются: как  удачно и как чутко разрешена автором задача перспективы... С.А. Виноградов глубоко национальный художник, завороженный русской природой в ее скромной замкнутости. Его искусство содержит в себе два элемента истинной культуры: высокое развитие личной чувствительности и жизни среди природы, целительной, умудряющей вдохновительницы человеческого строительства» (см. Сегодня, 1938, 7 февраля).

Высоко отзывался о нем журналист  и критик Петр Пильский: «Этот художник был олицетворением ненасытных исканий. Полной удовлетворенности он не знал - всю жизнь искал живописной правды - тонкой и очаровывающей правды света и цвета» (см. Сегодня, 1938, 6 февраля). Эти слова с полным основанием можно отнести к таким картинам как: «Летом на даче», «На балконе», «В солнечный день», «В Алупке», «По жнивью», «На задворках усадьбы», «Жаркий день» и  др. Многие из работ, созданных С.А.Виноградовым в Латвии навеяны впечатлениями от летних поездок по Латгалии. На выставке художника в 1936 г. было выставлено более 60 работ, посвященных этому краю Латвии (например, «Двина в Краславе», «Латгальский хутор», «Столетние домики в Краславе» и др.). С.А. Виноградова, как и других русских художников, работавших в 1920-1930 годы, особенно привлекал Псково-Печерский край, в то время бывший в составе Эстонии. Под впечатлением от поездок в этот наполненный следами русской истории край были созданы такие работы как: «Общий вид монастыря», «Большая звонница», «У чудотворной иконы» и др.

С.А. Виноградов был известен и как портретист. Картины художника покупали ведущие музеи Европы. Работы Виноградова имеются в Третьяковской галерее (Москва) и в Русском музее (Санкт-Петербург). Лишь немногие творения .Виноградова остались в Латвии.

С.А. Виноградов много времени и сил уделял подготовке молодых художников. У него была своя студия, обучение в которой прошли многие впоследствии известные мастера кисти. В 1933 году в Риге с успехом прошла выставка работ его учеников, которых в то время было 14. Наиболее высоко были оценены знатоками работы А. Копеловича, Н. Казацкого, М. Круминь, Е. Нестеровой, А. Спредовой, М. Беатер, Л. Алексеевой и Т. Косинской, В отзыве на выставку, опубликованном в газете «Сегодня» отмечалось, что «для Виноградова в его школе дорого умение смотреть и видеть свет и цвет. У своих питомцев он изощряет глаз, прививает им живое и трепетное ощущение воздушности» (см. Сегодня, 1933, 5 февраля).

В русскую культурную жизнь Латвии С.А. Виноградов вошел и как публицист. Его перу принадлежит немало статей в газете «Сегодня», посвященных, главным образом, воспоминаниям о встречах с известными деятелями культуры, меценатами, описанию русского быта. Это «Всречи с Л.Н. Толстым», «Художники братья Коровины». «С.И. Щукин. Памяти примечательного московского коллекционера», «Московские меценаты», «Мои профессора»  «Пасха в Москве» и др.

Скончался художник 5 февраля 1938 года. На панихиду по покойному в Кафедральный собор Рождества Христова пришли представители всех национальных групп рижского общества. Собор был переполнен как в Пасхальную заутреню (см. Сегодня, 1938, 8 февраля). Похоронен художник на Покровском кладбище в Риге.

С.А. Виноградов был глубоко национальным, русским художником. «До конца жизни он оставался верным Москве, ее обычаям, ее богомольности. И каждый год на Пасху у Виноградова служили молебен, на праздничном столе красовались и соблазняли окорока, пасхи, куличи, бабы, и с каждым гостем он христосовался крепко и нежно троекратным лобызанием» (см. Сегодня, 1938, 6 февраля).

Татьяна Фейгмане

 

Нина Лапидус. Эта светлая сила природы 

Нина Лапидус. Сергей Арсеньевич Виноградов (1869-1938)

Нина Лапидус. Латгальская песня художника С.А.Виноградова

www.russkije.lv


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта