Вермеер и Золотой век голландской живописи. Вермеер картины фото


Ян Вермеер картины

Ян Вермеер (Вермеер Дельфтский) — великий нидерландский художник. Работал в стиле бытовой и жанровой живописи. Является одним из самых известных и ярких художников Золотого века Голландской живописи.

Несмотря на известность художника и популярность его картин, которые в настоящее время украшают самые знаменитые музеи мира, о самом художнике имеются довольно скудные сведения. Известно, что Ян Вермеер родился в Делфте 31 октября 1632 года. Был вторым ребёнком в семье. В 1653 году был принят в гильдию Святого Луки, где обучался мастерству живописи. В этом же году женился на Катарине Болнес. Большое влияние на творчество и стиль художника оказал знаменитый художник Питер де Хох.

Кроме того, что Вермеер Дельфтский был признанным  живописцем, чьи картины ещё при жизни стоили очень дорого, он был известным экспертом по вопросам искусства, занимался проверкой подлинности полотен, давал заключения о стоимости предметов искусства. В результате войны 1672-1679 гг., Ян Вермеер растерял своё состояние и даже был вынужден влезать в долги. Во время войны живопись никого не интересовала и поэтому его благополучие и дальнейшая работа оказались под угрозой. Свои картины он продавал по низкой стоимости, что не помешало ему продолжать создавать шедевры мирового значения.

Великий нидерландский художник Ян Вермеер Дельфтский умер в 1675 году. После себя он оставил великолепное наследие, которое и сейчас поражает как обычных людей, так и настоящих ценителей прекрасной живописи.

Аллегория живописи

 

Астроном

 

Бокал вина

 

Вид Дельфта

 

Географ

 

Дама, сидящая за вирджиналем

 

Девушка с бокалом вина

 

Девушка с жемчужной серёжкой

 

Девушка, читающая письмо у открытого окна

 

Диана со спутницами

 

Женщина в красной шляпе

 

Женщина с жемчужным ожерельем

 

Женщина с лютней

 

Женщина, держащая весы

 

Любовное письмо

 

Молочница

 

Офицер и смеющаяся девушка

 

Прерванный урок музыки

 

Сводница

 

Спящая девушка

 

Уличка

 

Хотите быть самой красивой и поражать всех окружающих своими украшениями? Натуральный жемчуг — это идеальный выбор для представительниц прекрасного пола. Большой выбор изделий из жемчуга вы найдёте на Pearl Boutique.

art-assorty.ru

Вермеер и Золотой век голландской живописи

В Риме концентрация абсолютных шедевров на один квадратный метр пространства самая высокая в мире, и привезти сюда еще и выставку "Вермеер и Золотой век голландской живописи" было настоящим издевательством над бедными фанатами искусства, у которых от такого количества шедевров просто мутится разум. На Квиринале, где в Scuderie del Quirinale, бывших конюшнях Квиринальского дворца, показывают картины Яна Вермеера Дельфтского, постоянно стоит очередь, но после праздников она выглядит уже не так угрожающе. Восемь картин Вермеера в одном месте — это главная сенсация европейского выставочного сезона: последний раз выставка Вермеера такого масштаба была в Мадриде почти 10 лет назад. Обычно показывают по одной или две его картины — и ради них выстраивается огромная очередь, как это было, например, пару лет назад в парижской Пинакотеке. Собственно, кроме Вермеера там есть и другие, причем замечательные, голландские художники XVII, того самого Золотого века, но Вермеер — это совершенно особенная история.

Проживший все 43 года своей жизни в Дельфте, он был сумасшедшим перфекционистом, буквально помешанным на совершенстве, — писал по две картины в год, никогда не имел не то что мастерской, но даже ни единого ученика, что совершенно невероятно по тем временам. От него остались 34 картины и еще 5 приписываемых ему, чье авторство обсуждается. Да, от Леонардо, например, осталось еще меньше, но миф Леонардо, столь масштабно раскрученный, зиждется не только на его картинах, но и на его репутации универсального ренессансного гения, придумавшего все на свете, от самолета до кофеварки. Миф же Вермеера — это миф о загадочном гении, прожившем жизнь обычного бюргера и написавшем при этом величайшие шедевры. Про Леонардо знает каждый школьник, а про Вермеера до фильма "Девушка с жемчужной сережкой" с Колином Фертом и Скарлетт Йоханссон знали только интеллектуалы. При этом чудо картин Вермеера, в отличие от того же Леонардо, чьи работы все же требуют объяснений, доступно каждому, оно зримо и даже практически осязаемо.

Ян Вермеер "Маленькая улочка", около 1657-1661

Ян Вермеер "Девушка в красной шляпе", 1665-1667

Ян Вермеер "Святая Пракседа", 1655

У Вермеера есть несколько пейзажей Дельфта, есть несколько картин на христианские сюжеты (две из них, ранняя и сомнительная "Святая Пракседа" из Принстона и очень нетипичная, невермееровская "Аллегория католической веры" из нью-йоркского Метрополитена, есть на выставке). Но главные его вещи — это бытовые сцены, и все они были написаны в интерьерах двух комнат дельфтского дома Вермеера. Он, как и прочие голландцы его времени, писал обычную частную жизнь — именно они и открыли этот жанр сцен из повседневного быта среднего класса и простого народа. Но при этом Вермеер превратил массовый жанр в нечто совершенно невероятное. Это вполне жизненное пространство, с точными деталями, но при этом словно дистиллированное, из которого убрано все ненужное, весь хаос и вся бестолковая суета вещного мира. Этот мир совершенно обыденный — и при этом запечатленный на картине момент выглядит невероятно значительным. Никто не делает ничего особенного, ничего даже сколько-нибудь выразительного — девушка читает письмо или играет на клавесине, мужчина смотрит на карту или разглядывает глобус, — но кажется, будто бы в этот момент происходит нечто метафизически важное, что время буквально остановилось, что герой, в историческом платье и в историческом интерьере, совершенно выпал из времени и пространства.

Габриель Метсю "Женщина, читающая письмо", 1664-1666

И, конечно, то, чем особенно знаменит Вермеер, — это его свет. Он, наряду с Караваджо и Рембрандтом, стал одним из главных мастеров света в старой живописи. Но если свет Караваджо и Рембрандта драматичный и построенный на понятных эффектах, то свет Вермеера вроде бы самый обыденный и при этом абсолютно нездешний. Свет разливается внутри картины — и он исходит от нее. Причем в данном случае это вовсе не метафоры — как сказал один знакомый ценитель искусства, великолепно его знающий и тонко чувствующий, "видно, как воздух обвивается вокруг ножки стула". При всей подчеркнутой красивости сказано очень точно — свет у Вермеера почти физически ощущается, кажется, что ты буквально видишь его корпускулы. И как все эти его девушки смотрят на вас! Их взгляд буквально притягивает и заставляет подойти. Как, например, на фантастической "Девушке в красной шляпе" из Вашингтонской национальной галереи или на очень сдержанной, почти аскетичной "Молодой женщине, сидящей за клавесином" из нью-йоркской частной коллекции, только с 2004 года ставшей доступной публике. И вот ты входишь в большой зал, где много разных картин, — причем таких не последних художников, как Адриан ван Остаде, Питер де Хох, Габриель Метсю, — и Вермеер, размером со спичечный коробок, виден сразу. От него сияние исходит. Буквально.

Увидеть все картины Вермеера в 15 музеях, где они выставлены, для многих становится специальным жизненным проектом — люди переезжают из страны в страну, с континента на континент, от одной картины к другой. И увидеть в одном месте сразу 8 его картин — это совершенно уникальная возможность, которая, в отличие от мороженого Giolitti, кофе Tazzo d'Oro и даже Колизея с Ватиканом, предоставляется совсем не часто. Осталось еще 10 дней работы выставки — она открыта ежедневно до 20.00, а в пятницу и субботу — до 23.00, и даже в это время ее залы заполнены людьми. И если есть хоть малейшая возможность попасть в Рим до 20 января — сделайте это, потому что, скорее всего, следующего такого шанса придется ждать еще 10 лет.

Даниель Восмаер "Вид на Дельфт с лоджии Immaginary", 1663

Ян ван дер Хейден "Ратуша в Амстердаме с плотиной", 1667

Габриель Метсю "Мужчина, читающий письмо", 1664-1666

Текст: Елена Стафьева

www.buro247.ru

36 картин знаменитого нидерландского живописца

Полотна Яна Вермеера высоко оценили спустя многие годы после смерти мастера. В этом посте вы найдёте все известные картины художника. Большинство из них можно посмотреть и скачать в высоком разрешении.

При жизни Ян Вермеер (Вермеер Дельфтский) снискал славу живописца и эксперта по искусству в родном Делфте и Гааге. Но умер он в 1675 году в долгах. Жене пришлось отказаться от наследства, чтобы расплатиться с кредиторами, и вскоре о художнике забыли. Но прошли годы, и Вермеер стал в один ряд с самыми знаменитыми мастерами голландской живописи – Рембрандтом и Ван Гогом.

Долгое время искусствоведы искали неизвестные работы Вермеера, владельцы которых не подозревали об их ценности. К примеру, знаменитейшую картину «Девушка с жемчужной серёжкой» в 1881 году приобрели на аукционе в Гааге всего за несколько гульденов. История создания этого притягательного полотна, известного также как «голландская Мона Лиза», легла в основу романа Трейси Шевалье, по которому в 2003 году режиссёр Питер Веббер снял одноимённый фильм.

Для картин Вермеера характерны умиротворённые бытовые сцены, чаще всего он изображал женщин среднего класса и их служанок за работой и на досуге.

Большинство голландских художников оставили сотни картин на рынке, – пишет Метрополитен-музей. – Вермеер же произвёл, пожалуй, около сорока пяти полотен, из которых сегодня известны тридцать шесть.

Много интересной информации о композиции, технике, истории и влиянии этих тридцати шести картин можно найти на англоязычном сайте Essential Vermeer 2.0. Мы же предлагаем насладиться просмотром всех известных шедевров Вермеера, собранных с разных ресурсов. Большинство изображений можно рассмотреть и скачать в высоком разрешении по ссылкам, указанным рядом с названиями картин.

«Девушка с жемчужной серёжкой» (Викисклад)

«Маленькая улица» (Рейксмюсеум)

«Молочница»

«Женщина, читающая письмо»

«Любовное письмо»

«Спящая девушка» (Метроплитен-музей)

«Молодая женщина с кувшином воды»

«Женщина с лютней»

«Портрет молодой девушки»

«Аллегория веры»

«Женщина в красной шляпе» (Национальная галерея искусства)

«Девушка с флейтой»

Читай продолжение на следующей странице

factor-e.ru

Не может быть! Ян Вермеер и камера обскура. – Ярмарка Мастеров

Когда я прочитала несколько публикаций на эту тему, то сначала была возмущена. Затем я решила поглубже погрузиться в эту тему. И вот я предлагаяю вам прочитать эту информацию и самим решить - помогал ли Яну Вермееру этот технический инструмент при написании его картин, которые и в наше время не оставляет людей равнодушными!

Итак.

Один из самых известных из ныне живущих художников – Дэвид Хокни (David Hockney) в своё время выпустил книгу, в которой выдвинул предположение о том, что Ян Вермеер (Johannes Vermeer), как и многие художники 17-го века, использовал камеру обскура для создания своих необычайно реалистичных полотен. Но как узнать, возможно ли это вообще, и достаточно ли профессионального использования оптического устройства для того, чтобы писать настоящие шедевры, и если да, то как именно оно помогало художникам?

На этот вопрос и решил ответить изобретатель из Техаса Тим Дженисон.У Дженисона был амбициозный план – полностью повторить картину великого голландца, опираясь лишь на технологии и не имея никакого художественного опыта.

В истории искусства, Ян Вермеер является почти столь же таинственной и непостижимой фигурой, как Уильям Шекспир в литературе. Принятый в местную голландскую гильдию художников в 1653 году в возрасте всего 21 года, Вермеер ранее не значился в учениках ни у одного художника. Тем не менее, он сразу же начинает писать шедевры в невероятной, фотографически точной манере.

живопись

Девушка с письмом у открытого окна. Около 1657. Холст, масло. 83 х 64,5 см. Государственные собрания, галерея Старые мастера, Дрезден

занимательные истории

Дама и служанка с письмом. Около 1667-1668. Холст, масло. 89,5 х 78,1 см. Собрание Фрик, Нью-Йорк

живопись маслом

Девушка с жемчужиной. Около 1665. Холст, масло. 45 х 40 см. Маурицхёйс, Гаага

Это загадочное появление Вермеера на сцене истории искусств породило множество слухов о том, что художник использовал при написании картин оптический прибор, помогавший ему создавать свои произведения. Однако до сих пор романтический мир искусства оставался непреклонен в своей вере, что даже если загадочный прибор и существовал, лишь гений мастера и его поразительно-точный глаз создали те великолепные шедевры, которые мы можем сейчас наблюдать.

Вид Делфта. Около 1660-1661. Холст, масло. 98,5 х 117,5 см. Маурицхёйс. Гаага

58-летний Тим Дженисон из Техаса ничего не знал о шумихе вокруг картин Вермеера. Он спокойно жил в своем городе, где основал свою компанию, сделав состояние на изобретении аппаратного и программного обеспечения для производства видео.

Все изменилось в 2002 году, когда одна из его дочерей, посоветовала ему почитать «Тайные Знания» («Secret Knowledge») Дэвида Хокни. Идея оптического устройства, благодаря которому можно самостоятельно написать шедевр живописи запала в сердце Тима, всю жизнь работавшего с воспроизведением и манипулированием визуальными образами. Именно его опыт, благодаря которому Дженисон точно знал нюансы того, как видит картинку наш глаз, и как её отображает камера, подсказал изобретателю, что Хокни возможно прав.

Тогда  Тим Дженисон решил полностью воспроизвести одно из полотен Вермеера, сконструировав аналог оптического аппарата, который мог бы использоваться в 1600-х годах, и точно воспроизведя сцену одной из картин художника в своей мастерской.

Подготовка проекта заняла 5 лет. Первым делом, Дженисон посетил Амстердам, чтобы лично увидеть шедевры Вермеера. “Я словно прозрел, первое, что бросилось мне в глаза – фотографические оттенки на его картинах. Вермеер рисовал такие цветовые нюансы, которые его глаз попросту не мог видеть”, - рассказывает техасец.

После этого, Дженисон снова и снова ездил на родину художника. Он научился читать на голландском, изучил всю сохранившуюся литературу, посвященную оптике и инженерному делу того времени, заплатил за перевод ещё более старых латинских текстов по этой теме.

В итоге, ему удалось понять, как именно работает этот аппарат: реальное изображение проецировалось на холст или бумагу с помощью линзы и расположенного под определенным углом зеркала. Причем, спроецированное изображение было достаточно ярким и четким для того, что бы воспроизвести его на бумаге. Такая проекция позволяет создавать рисунок, точно повторяя цветовые нюансы проектируемого изображения, не давая художнику ошибиться.

Первым экспериментом Дженисона стало перенесение на бумагу черно-белой фотографии своего отца. За пять часов кропотливой работы, изобретатель получил точную копию фотографии, созданную им – человеком, никогда ранее не бравшим кисть в руки. Этот эксперимент показал, что применение оптики может гарантировать точное перенесение на бумагу изображения, не зависимо от художественных способностей рисующего.

Следующим этапом подготовки стало точное воссоздание интерьера, изображенного на полотне голландского художника «Урок музыки» (The Music Lesson).

Дженисон лично создал из дерева точную копию клавесина 15-го века, покрыв замысловатой резьбой всю его поверхность. Также были наняты актеры, одетые в точные копии костюмов героев картины Вермеера, позировавшие начинающему художнику. Даже освещение помещения было точно воссоздано. Окно комнаты было расположено под таким же углом к солнцу, как и мастерская Вермеера в Дельфте (Delft), а за окном был возведен ложный фасад голландского здания, стоявшего на другой стороне канала, напротив дома художника.

Процесс работы оказался намного более трудоёмким, чем изначально предполагал Дженисон. Выяснилось, что современные линзы не подходят для воссоздания изображения с помощью камеры обскура. Изобретателю и их пришлось делать своими руками, изучив технологию плавления и шлифовки стекла 17-го века. Для палитры были использованы только пигменты, доступные художникам в 1600-х годах, некоторые из них Дженисон сам добывал из минералов.

Крайне трудоёмким оказалось и создание самого изображения – оно заняло ровно 100 дней, от первого до последнего мазка.

Когда Тим Дженисон начинал свою работу, он на 80% был уверен, что Вермеер использовал камеру обскура. Когда изобретатель закончил свой эксперимент, его уверенность выросла до 90%.

Исследование Дженисоном подлинника картины с помощью хирургических линз повысило его уверенность до 95%.

Но были ещё 5%, которые сильно смущали экспериментатора – это был контраргумент, приводимый в противовес теории Хокни. Если Вермеер использовал такой сложный оптический прибор, как ему удавалось хранить это в тайне? Почему не сохранилось никаких свидетельств или описаний этого факта?

Фрагмент картины Тима Дженисона Изображение: Tim Jenison

Фрагмент картины Вермеера Дельфтского (1662-65) Изображение: Web Gallery of Art

Урок музыки. Около 1662-1665. Холст, масло. 74,6 х 64,1 см. Королевское собрание, дворец Сейнт Джеймс, Лондон

Камера обскура в своем самом простом варианте известна с античности — ее описание приводят Аристотель и Евклид. Подобное устройство было известно и в Китае. В средневековой Европе камера обскура была известна уже схоласту Роджеру Бекону в XIII веке, ее также использовал Леонардо да Винчи.

Что такое камера обскура?

В простейшем представлении она представляет из себя обычный ящик или короб, в одной из стенок которого имеется небольшое отверстие. Суть в том, что световые лучи, проходя через это отверстие дают на противоположной стенке перевернутое изображение того, что находится перед камерой-обскурой. Примерно то же, что и в фотоаппарате. (Кстати, камера-обскура и была прототипом обычного фотоаппарата.)

Для большей наглядности вы можете проделать простой опыт. Возьмите кусок картона или плотной бумаги, прорежьте в нем посередине отверстие диаметром приблизительно 5 мм. Затем поднесите его к противоположной от окна стене на некотором расстояние так, чтобы лист был параллелен плоскости стены. На «глухой» стене вы увидите уменьшенное и перевернутое изображение окна с некоторыми дополнительными деталями (занавеска, цветы на подоконнике и т.п.).

В-общем,думайте сами, решайте сами....

Картина Яна Вермеера "Дама у спинета"

www.livemaster.ru

Вермеер Делфтский (Vermeer van Delft) Ян

Две недели назад, посмотрев выкладку Караваджо, мой виртуальный друг palivez сказал мне, что теперь надо смотреть Вермеера. Я пофыркала, потому что в плане у меня был Питер де Хоох. А потом я поняла, что он прав, безусловно прав… Яркий, монументально-четкий Вермеер просто правильно выложить после Караваджо. Итак, Вермеер.

                Уснувшая девушка, 1657

Вермеер Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (1632–1675), голландский живописец, крупнейший мастер нидерландской жанровой и пейзажной живописи. Достоверно известно, что 29 декабря 1653 года начинающего художника приняли свободным мастером в делфтскую гильдию Святого Луки, объединявшую живописцев всех жанров, мастеров стекольных и фаянсовых дел, ювелиров и торговцев картинами.

Астроном

Вермеер  певец быта, обычного, домашнего, спокойного. И мастер освещения. Тонкий дневной свет, ложащийся естественно-рассеянно на лица людей и стены интерьера, создает впечатление органического единства человека и пространства. Светонасыщенность просто потрясает..   оттенки, блики, вибрация воздуха и всегда, во всех картинах замечательная гамма. Вермеера отличает монументализм, благодаря которому композиции его полотен потрясающе выразительны, он «лепил» объемы светом, тенями и полутенями.

Бокал вина

В последние годы жизни Вермеера его финансовое положение сильно ухудшилось в связи с начавшейся в 1672 году франко-голландской войной. Спрос на картины резко упал, живописец вынужден был брать ссуды, чтобы прокормить одиннадцать детей и других членов семьи.

Вид города Делфта, 1658-1660

Похоронили Вермеера 15 декабря 1675 года в семейном склепе в Делфте.

Географ

Сейчас трудно себе представить, что Вермеер был забыт надолго. Современники его вообще не оценили. Интерес к нему возродился лишь в XIX веке, благодаря деятельности художественного критика и историка искусства Этьена Теофиля Торе, который «открыл» Вермеера для широкой публики в 1866 году.

Дама и два кавалера

Дама у вирджинала и кавалер, 1662-1665

Дама у вирджинала

Девушка с жемчужной сережкой

Девушка, пишущая письмо, 1665

Девушка, читающая письмо у окна,

Искусство живописи

Концерт

Кружевница

Любовное послание

Молодая женщина с гитарой, 1671–1672

Офицер и веселая девушка, 1657

Портрет девушки в красном уборе, 1668

У сводни

Улочка Делфта, 1658

http://smallbay.ru/vermeer.html

tanjand.livejournal.com

Тайна Вермеера раскрыта?

Один из самых известных из ныне живущих художников – Дэвид Хокни (David Hockney) в своё время выпустил книгу, в которой выдвинул предположение о том, что Ян Вермеер (Johannes Vermeer), как и многие художники 17-го века, использовал камеру обскура для создания своих необычайно реалистичных полотен. Но как узнать, возможно ли это вообще, и достаточно ли профессионального использования оптического устройства для того, чтобы писать настоящие шедевры, и если да, то как именно оно помогало художникам?

 Тим Дженисон - Урок музыкиCourtesy of Tim Jenison

На этот вопрос и решил ответить изобретатель из Техаса Тим Дженисон (Tim Jenison), об историческом эксперименте которого сняли документальный фильм иллюзионисты Пенн и Теллер (Penn & Teller). Именно они зафиксировали на пленке все этапы подготовки и осуществления амбициозного замысла Дженисона – полностью повторить картину великого голландца, опираясь лишь на технологии и не имея никакого художественного опыта.

В истории искусства, Ян Вермеер является почти столь же таинственной и непостижимой фигурой, как Уильям Шекспир в литературе. Принятый в местную голландскую гильдию художников в 1653 году в возрасте всего 21 года, Вермеер ранее не значился в учениках ни у одного художника. Тем не менее, он сразу же начинает писать шедевры в невероятной, фотографически точной манере.

Это загадочное появление Вермеера на сцене истории искусств породило множество слухов о том, что художник использовал при написании картин оптический прибор, помогавший ему создавать свои произведения. Однако до сих пор романтический мир искусства оставался непреклонен в своей вере, что даже если загадочный прибор и существовал, лишь гений мастера и его поразительно-точный глаз создали те великолепные шедевры, которые мы можем сейчас наблюдать.

58-летний Тим Дженисон из Техаса ничего не знал о шумихе вокруг картин Вермеера. Он спокойно жил в своем городе, где основал компанию «NewTek», сделав состояние на изобретении аппаратного и программного обеспечения для производства видео. В свободное время он работал жестянщиком, строя гигантские модели самолетов и боевых роботов.

Все изменилось в 2002 году, когда одна из его дочерей, тогда ещё студентка университета род-айлендской Школы Дизайна, посоветовала ему почитать «Тайные Знания» («Secret Knowledge») Дэвида Хокни. Идея оптического устройства, благодаря которому можно самостоятельно написать шедевр живописи запала в сердце Тима, всю жизнь работавшего с воспроизведением и манипулированием визуальными образами. Именно его опыт, благодаря которому Дженисон точно знал нюансы того, как видит картинку наш глаз, и как её отображает камера, подсказал изобретателю, что Хокни возможно прав.

Тогда жестянщик Тим Дженисон решил полностью воспроизвести одно из полотен Вермеера, сконструировав аналог оптического аппарата, который мог бы использоваться в 1600-х годах, и точно воспроизведя сцену одной из картин художника в своей мастерской.

Подготовка проекта заняла 5 лет. Первым делом, Дженисон посетил Амстердам, чтобы лично увидеть шедевры Вермеера. “Я словно прозрел, первое, что бросилось мне в глаза – фотографические оттенки на его картинах. Вермеер рисовал такие цветовые нюансы, которые его глаз попросту не мог видеть”, - рассказывает техасец.

После этого, Дженисон снова и снова ездил на родину художника. Он научился читать на голландском, изучил всю сохранившуюся литературу, посвященную оптике и инженерному делу того времени, заплатил за перевод ещё более старых латинских текстов по этой теме. В итоге, ему удалось понять, как именно работает этот аппарат: реальное изображение проецировалось на холст или бумагу с помощью линзы и расположенного под определенным углом зеркала. Причем, спроецированное изображение было достаточно ярким и четким для того, что бы воспроизвести его на бумаге. Такая проекция позволяет создавать рисунок, точно повторяя цветовые нюансы проектируемого изображения, не давая художнику ошибиться.

Первым экспериментом Дженисона стало перенесение на бумагу черно-белой фотографии своего отца. За пять часов кропотливой работы, изобретатель получил точную копию фотографии, созданную им – человеком, никогда ранее не бравшим кисть в руки. Этот эксперимент показал, что применение оптики может гарантировать точное перенесение на бумагу изображения, не зависимо от художественных способностей рисующего.

Следующим этапом подготовки стало точное воссоздание интерьера, изображенного на полотне голландского художника «Урок музыки» (The Music Lesson). Дженисон лично создал из дерева точную копию клавесина 15-го века, покрыв замысловатой резьбой всю его поверхность. Также были наняты актеры, одетые в точные копии костюмов героев картины Вермеера, позировавшие начинающему художнику. Даже освещение помещения было точно воссоздано. Окно комнаты было расположено под таким же углом к солнцу, как и мастерская Вермеера в Дельфте (Delft), а за окном был возведен ложный фасад голландского здания, стоявшего на другой стороне канала, напротив дома художника.

Процесс работы оказался намного более трудоёмким, чем изначально предполагал Дженисон. Выяснилось, что современные линзы не подходят для воссоздания изображения с помощью камеры обскура. Изобретателю и их пришлось делать своими руками, изучив технологию плавления и шлифовки стекла 17-го века. Для палитры были использованы только пигменты, доступные художникам в 1600-х годах, некоторые из них Дженисон сам добывал из минералов.

Крайне трудоёмким оказалось и создание самого изображения – оно заняло ровно 100 дней, от первого до последнего мазка. Как признался сам экспериментатор, он так устал, что бросил бы все, если бы не создание фильма. 2400 часов отснятого видео, в результате превратились в 80-минутную ленту, названную «Вермеер Тима» («Tim’s Vermeer»). Документальная картина будет выпущена компанией Sony в феврале следующего года.

Дженисон создавал изображение по отдельным фрагментам, проецируемым на холст. Потратив 8 месяцев на создание абсолютной копии комнаты и условий освещения, теперь изобретатель мог не смотреть на картину Вермеера и опирался только на то, что видел перед собой. Путём проб и ошибок он подбирал цвета, начиная с самых простых элементов картины. Его дочь немного помогла горе-художнику с техникой нанесения мазков, но как говорит сам экспериментатор, в начале пути его работа выглядела ужасно, зато к концу проекта – последним этапом был ковёр – его техника была весьма неплоха. “Но это не значит, что я могу сесть и нарисовать, что угодно, без оптики”, – со смехом говорит Дженисон.

Когда Тим Дженисон начинал свою работу, он на 80% был уверен, что Вермеер использовал камеру обскура. Когда изобретатель закончил свой эксперимент, его уверенность выросла до 90%. Исследование Дженисоном подлинника картины с помощью хирургических линз повысило его уверенность до 95%. Но были ещё 5%, которые сильно смущали экспериментатора – это был контраргумент, приводимый в противовес теории Хокни. Если Вермеер использовал такой сложный оптический прибор, как ему удавалось хранить это в тайне? Почему не сохранилось никаких свидетельств или описаний этого факта?

Суть отрицания идеи о том, что Вермеер изобрёл и использовал оптический прибор, помимо технических и исторических вопросов, заключается в том, что это уничтожает наше чувство благоговения перед гением художника. Все великие художники во все времена использовали новые инструменты и технологии, но не каждый человек, владеющий технологиями может создавать шедевры. Большинство людей хотят верить в магию, в то, что художники являются некими сверхъестественными существами, а не просто обычными людьми, владеющими техникой и технологией. Эксперимент Тима Дженисона, безусловно, перевернёт мир искусства, но сам изобретатель говорит, что понял одну вещь – художник может пользоваться любыми техническими достижениями, но это не изменит того, что для создания шедевра нужно невероятное количество усилий и таланта.

Анна Сидорова © Gallerix.ru

gallerix.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта