Ужасы войны в живописи Михаила Савицкого. Ужас войны картина


Страшные кадры войны (59 фото)

Автор:

Аноним

03 апреля 2012 11:34

Хочется всем пожелать, чтобы никто никогда не видел и не знал, что такое война. Всем мирного неба над головой.

Источник: fototelegraf.ru

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Новости партнёров

fishki.net

Франциско Гойя. Бедствия войны. | Дарья Марусова

«Бедствия войны» (исп. Los Desastres de la Guerra) — серия из 85 гравюр Франсиско Гойи, созданных в период между 1810 и 1820 годами. Историки искусства рассматривают эту серию как протест против жестокости антифранцузского восстания второго мая, последовавшей за ним войны на Пиренейском полуострове и реакционной политики восстановленной династии Бурбонов.

Столь присущая Гойе способность черпать импульсы из реальной жизни, со всей страстью темперамента откликаться на события современности нашла свое высшее выражение в грозные годы французского нашествия.

Вспыхнувшее 2 мая 1808 г. в Мадриде народное восстание, жестоко подавленное французскими войсками, послужило началом драматической борьбы испанского народа за свою независимость. Регулярная война вскоре перешла в войну партизанскую, народную — так называемую герилью.

Национально-освободительная война в Испании, происходившая во имя «бога, родины и короля», отразила всю сложность исторической судьбы испанского народа, скованного еще узами феодально-католических представлений. И вместе с тем эта война показала миру чудеса беспримерного героизма, вызвала подъем общественных сил, стремление к политическому и социальному возрождению страны. ...

Франсиско Гойя. Расстрел в ночь с 2 на 3 мая 1808 года. 1814 г. Мадрид, ПрадоФрансиско Гойя. Расстрел в ночь с 2 на 3 мая 1808 года. 1814 г. Мадрид, Прадо

цв. илл. стр. 120-121

Гойя пережил со своим народом эту героическую и трагическую страницу его истории. Схватку испанцев с мамлюками французской конницы на Пуэрта дель Соль он запечатлел в полотне «Восстание 2 мая 1808 г.» (1814; Прадо). Тогда же он написал свою знаменитую картину, изображавшую расстрел испанских повстанцев французскими солдатами в ночь со 2 на 3 мая 1808 г. (1814; Прадо). Зловещий желтый свет фонаря вырывает из темноты прижатую к склону высокого холма группу повстанцев, на которых направлены вскинутые ружья безликой группы французских солдат. Изображен предельно напряженный момент перед залпом. Гойя резко противопоставляет неумолимость беспощадной надвигающейся гибели силе человеческих чувств, достигающих огромного накала. Он сумел раскрыть здесь проявления безысходной обреченности и страстного протеста, граничащего с безумием ужаса и волевой собранности, тихого отчаяния принятия смерти и испепеляющей ненависти к врагу. Основной смысл картины мастер вложил в центральный образ повстанца в белой рубашке, вскинувшего руки и словно бросающего вызов палачам. Этот образ воплощает активную непобедимую силу жизни, и не случайно поэтому внутренняя страстность его жеста приобретает особую выразительность по контрасту с жестом бессильно распростертых рук убитого повстанца, изображенного на переднем плане. ...

Франсиско Гойя. «Что-нибудь получится». Лист из серии «Бедствия войны». Офорт, акватинта. 1810—1820 гг.

илл. 138

Франсиско Гойя. «Невозможно видеть это». Лист из серии «Бедствия войны». Офорт, акватинта. 1810—1820 гг.Франсиско Гойя. «Невозможно видеть это». Лист из серии «Бедствия войны». Офорт, акватинта. 1810—1820 гг.

илл. 139

Ту же тему страданий и подвига народа он развил в восьмидесяти пяти офортах серии «Бедствия войны» (1810—1820, название это дано Академией Сан Фернандо при их издании в 1863 г.). По своему смыслу серия Гойи много-планова. Народная трагедия показана им во всей ее беспощадности: это горы трупов, пожары, казни партизан, бесчинства мародеров, муки голода, карательные Экспедиции, опозоренные женщины, осиротевшие дети. Все здесь жестокая, страшная правда. «Я это видел», «И это тоже», «Так было» — скупо и гневно подписывает Гойя некоторые листы. Вместе с тем его привлекает не столько документальная точность изображения, сколько создание произведений трагического обобщающего характера. Война для Гойи — это крушение всего гуманного, разумного, человеческого, торжество отвратительной звериной жестокости. Как истинно испанский художник, он решает эту тему с потрясающей, вызывающей содрогание выразительностью. Однако основной пафос серии, ее неувядаемую современность составляет вера Гойи в силы народа, отстаивающего свою честь и свободу. Этой жажды борьбы исполнен весь народ. В сражении женщина заменяет погибших товарищей. Так запечатлел Гойя подвиг юной Марии Агостины, защитницы Сарагосы (лист «Какое мужество!»).

Изображая в серии различные эпизоды народной войны, мастер связывает их единством драматического повествования. Смысл многих надписей вытекает из смысла надписи предыдущего листа. Но еще очевиднее их единство в особых изобразительных приемах Гойи: бурной, насыщенной движением и чаще всего многофигурной композиции, резких контрастах крупных черных и белых пятен, стремлении к обобщающим образам, лишенным мелочной детализации. Почти везде Гойя выбирает момент драматической кульминации события, противопоставляя убитым — образы живых людей, страданиям умирающих от голода — тупое самодовольство сытых, жертвам — жестокое бесстрастие палачей. Он иногда скупо вводит в офорты элементы пейзажа, усиливающего трагическую окраску события: голые холмы, пустое бескрайнее небо, резкие очертания изломанных войной деревьев. Сочетая технику акватинты и офорта, мастер достигает богатства светотени, сложных соотношений бархатисто-черных и серебристо-серых тонов, пятна и линии.

Офорты второй серии «Бедствия войны» посвящены разгулу реакции. Гойя вновь возвращается к языку аллегории и иносказаний, но исполненный боли и горечи смысл многих его образов ясен (офорты «Против общего блага», «Результаты», «Истина умерла»).

Полный текст можно прочитать здесь.

Лист 3: Со здравым смыслом или без него? (Lo mismo). Мужчина готовится отрубить топором голову солдату.

Лист 34: За складной нож (Por una navaja). К столбу привязан священник с крестом в руках. На груди — табличка, на которой написано преступление за которое его казнят — ношение ножа.

Лист 79: Правда умерла (Murió la Verdad). Заключительная гравюра. На ней изображена лежащая с обнажённой грудью женщина,аллегория Испании Правды, или Испанской Конституции, окружённая молящимися в скорби мужчинами. Справедливость (справа) прячется в Тени.

Лист 9: Они не хотят (No quieren). Солдат пытается изнасиловать отчаянно сопротивляющуюся молодую женщину и не замечает как сзади подкрадывается старуха с ножом.

Лист 10:Эти тоже против (Tampoco). Испанские женщины были частыми жертвами насилия со стороны солдат.

Лист 15: Ничего не поделаешь (Y no hay remedio). Расстрел пленных. 

Лист 18: Хоронить и молчать (Enterrar y callar). Зверства, голод и человеческая деградация как «удивительный цвет ярости».

Лист 52: Они не успели (No llegan a tiempo). Две женщины, одна с ребёнком, теснятся в развалинах дома, чтобы дать место третьей женщине.

Лист 59: Что толку от чашки? (De qué sirve una taza?). Две истощённые женщины лежат на земле, одна из них находится при смерти, в то время как третья подаёт умирающей чашку воды.

Лист 60: Никто не поможет (No hay quien los socorra). На сколе холма лежат три мёртвые женщины, в стороне их оплакивает одинокая фигура.

Лист 62: Смертные ложа (Las camas de la muerte). Женщина идёт вдоль многочисленных тел, готовых к погребению.

61. Они другой породы

maxpark.com

Ужасы войны - история в фотографиях

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины,

foto-history.livejournal.com

Ужасы войны в живописи Михаила Савицкого

Предлагаю, друзья, ознакомиться с некоторыми работами советского художника Михаила Савицкого, посвященным страшным годам Великой Отечественной войны.Народный художник СССР Михаил Андреевич Савицкий — один из тех крупнейших живописцев, которые способствуют поступательному движению советского искусства и пополняют его сокровищницу непреходящими духовными ценностями. Михаил Савицкий родился в 1922 году в деревне Звенячи Витебской области. Труд большой и дружной крестьянской семьи, природа Белоруссии и ее бога­тая   народная   культура,   радостная   атмосфера новой колхозной жизни — все это формировало буду­щего художника.

В резком контрасте со счастливой порой ранних лет военная биография Михаила Андреевича, в ре­шающей мере определившая магистральные пути его творчества. Призванный в 1940 году в Советскую Армию, молодой воин был в рядах легендарных защитников Севастополя, выстоявших 250 дней под ударами вражеских полчищ. Когда возможности сопротивления были исчерпаны, попал в плен к гитле­ровцам.

Работая в Дюссельдорфе на вагоностроительном за­воде, военнопленный Михаил Савицкий активно участвует в диверсионной антифашистской деятель­ности. Обвиненный в коммунистической пропаганде, юноша был заточен в Бухенвальд, где прошел все круги фашистского ада.

Художественное образование Савицкий получил после демобилизации из армии. В 1951 году он окон­чил Минское художественное училище, в 1957 — Московский   художественный   институт   имени В. И. Сурикова. В начале 60-х годов художник приступает к работе над основной своей темой, чре­звычайно близкой народу Белоруссии,—- темой пар­тизанской борьбы. Картины «Партизаны» и «Парти­занская мадонна*, «Витебские ворота» и «Казнь», как и  другие  полотна  этого  цикла,   утверждают героический смысл человеческого бытия, ставят ко­ренные проблемы жизни и смерти, долга и преданно­сти.

Серия картин Савицкого «Цифры на сердце» (1974— 1979) — явление особое, в творчестве художника знаменующее высший этап зрелости его мастерства. Полотна серии, раскрывающие зловещий облик фашизма, вместе с тем утверждают бессмертие и кра­соту человека-борца.

Сюжеты картин, основанные на конкретном истори­ческом материале,— это свидетельские показания о фашистских методах уничтожения людей в концен­трационных лагерях. Героическое и трагическое звучание серии выражено в классически завершенной форме картин. Строгая композиционная симметрия, трагедийно-мрачный накал колорита, чеканный ри­сунок — все средства живописи направлены на рас­крытие авторского замысла.

Картины насыщены острыми контрастами — ритми­ческими,   тональными,  пластическими.   Из  них рождается основная тема серии — непримиримое, героическое  противостояние  света — тьме,   пре­красного — безобразному, духовного восхождения — низости, вечных человеческих идеалов — мракобе­сию, смерти.

Эти метафоричные контрасты способствуют прочте­нию содержания каждой картины серии,во многих случаях превращая его в противоположное исходной сюжетной основе: сожжение коммунистов становится гимном гнева и мужества, в полотнах «Узник 32815», «Эттерсберг — Голгофа XX века» человеческое до­стоинство   воспевается   вопреки   его   уничтожению. Картины различны по образной структуре. Они раз­нятся прежде всего степенью преобладания докумен­тального или, напротив, философски обобщающего начала. Убеждающая сила достоверного рассказа доминирует в картинах «Побег», «Канада», «Над­смотрщик». В полотнах «Отбор», «SOS!» присут­ствуют, на наш взгляд, обе стороны. Образная символика картин «Поющие коммунисты», «Танец с факе­лами», «Мадонна Биркенау» придает всей серии обоб­щенное философское звучание, утверждает торже­ство человеческого духа. Поэтому картины не подав­ляют мрачным трагизмом, но вызывают чувство ду­ховного просветления.

В серии художник лаконично и образно раскрыл опасность любой антигуманной идеологии, показал, какими преступлениями она чревата. …11 миллионов жертв из 18 миллионов мучеников лагерей смерти, 50 миллионов павших на фронтах второй мировой войны, из них — 20 миллионов жиз­ней советских людей, отданных за избавление от фашистской чумы. Новые миллионы жертв реакцион­ных, агрессивных движений, расистских преступ­лений в современном мире…

Оттого и в наши дни тревожный гул  «Бухенвальдского набата», пронизывающий картины Савиц­кого, остается грозным предостережением челове­честву. В то же время жизнеутверждающий лейтмо­тив серии выражает веру художника в победу добра, разума, жизни.

Текст приводится по изданию:

«Лiчбы на сэрцы» — авт. Текста Пугачева Э.М.Минск, «Беларусь», 1989 г.

1. ОПОЗНАНИЕ. 1987 г.

Среди изуродованных мертвых тел — жертв лагеря смерти — женщины опознают своих сыновей, мужей, братьев… Черные бараки, полоска зловеще-холодного неба — здесь все выражает трагедию. Группа пожилых и молодых женщин силуэтом напоминает бурную вскипевшую волну. И вся картина — это взрывная волна неистовой, накопленной за годы войны боли. Слезы и стон словно пронизывают полотно. Лишь прижавшаяся к матери девочка, привыкнув к сценам ужаса, уже не может плакать. Выраженный в психологической трактовке персонажей накал человеческих страданий раскрывает высокое гуманистическое содержание картины.Ужасы войны в живописи Михаила Савицкого2. «ЛЕТНИЙ ТЕАТР». 1975 г.

Так на жаргоне эсэсовцев назывались ямы для сожжения трупов (печи крематориев не успевали справляться с этой задачей), куда тела сгребались бульдозерами. На картине бульдозер со зловещими фарами символизирует тот безупречно налаженный механизм уничтожения, каким был каждый лагерь смерти. Погибшие люди напоминают поверженные античные статуи, оставшиеся вечным воплощением красоты и гармонии. Право на жизнь фашистский режим дает только палачам. Гротесково безобразен хохочущий эсэсо-вец. Надеется выжить любой ценой его угодливый помощник — узник из зондеркоманды.

Ужасы войны в живописи Михаила Савицкого

3. ПОБЕГ. 1974 г.

В лагерях смерти люди как могли отстаивали свое исконное право на свободу и жизнь. Постоянно из рабочих лагерей предпринимались побеги. В картине одни узники карабкаются вверх по доскам, перекинутым через провода под током, другие — падают, расстрелянные с дозорных вышек. Шаткая, на глазах разрушающаяся пирамида тел… Так трагично оборачивалась иллюзия спасения. Побеги обычно провоцировались предателями и были поводом для истребления людей.

Ужасы войны в живописи Михаила Савицкого

4. «ПОЮЩИЕ ЛОШАДИ». 1979 г.Так назывались команды по уборке трупов с территории лагеря. Повозку с телами везут впряженные в нее узники, подгоняемые хлыстами эсэсовцев. Под страхом смерти заключенных заставляли петь.

Ужасы войны в живописи Михаила Савицкого

5. НАДСМОТРЩИК. 1979 г.

Эсэсовцы формировали среди заключенных подкупленную «элиту» головорезов и садистов, которых назначали надсмотрщиками. Они подвергали узников особенно изощренным экзекуциям,   чаще всего со смертельным исходом. В картине изображен типичный эпизод на земляных работах — наказание за то, что больные, истощенные пленники не могли выполнять непосильный труд.

Ужасы войны в живописи Михаила Савицкого

6. ПРОКЛЯТЬЕ. 1979 г.

Изображенная на картине сцена была каждодневным явлением лагерных будней. Многие узники не могли вынести нестерпимых мучений и унижений. Тогда находился наиболее простой выход — самоубийство. Со словами проклятья фашизму заключенные «шли на провод». Проводами под током огораживались лагеря.

Ужасы войны в живописи Михаила Савицкого

7. МАДОННА БИРКЕНАУ. 1978 г.

В отличие от других полотен серии, имеющих документальную основу, это построено на ассоциативно-образной символике. Над чернеющим силуэтом крематория женского лагеря Биркенау легко парит, возносится в небо мадонна — символ всех погибших матерей. Она такая же торжествующе прекрасная, какой изображалась в живописи Возрождения. Идеал любви, красоты и материнства для мракобесия недосягаем. Он неуязвим и бессмертен. И словно возрождая жизнь, пепел сожженных пророс скромными полевыми цветами.

Ужасы войны в живописи Михаила Савицкого

8. SOS! 1978 г.

Изображенная на этом полотне сцена отражает события, которые происходили в Бухенвальде весной 1945 года. Подпольщики, коммунисты лагеря скопили оружие, смонтировали в ведре рацию. Готовилось восстание. Группа узников собралась вокруг рации. Их лица, застывшие в напряженном ожидании, озарены светом надежды, исступленной жажды» свободы. В эфир летит сигнал бедствия «SOS!».

Ужасы войны в живописи Михаила Савицкого

9. УЗНИК 32815. 1976 г.

На фоне  кованых   ворот Бухенвальда, в верхнюю часть которых вмонтирована надпись «Каждому свое», изображен юноша в жалкой робе заключенного. По ее полам пропечатаны буквы К, L — концентрационный лагерь. Маленький красный треугольник с буквой R означает — русский, политический. Под ним, как и на жетоне, подвешенном на бечевке,— номер, под которым числился узник. Потеря жетона каралась смертью. Юноша стоит гордо  выпрямившись. В его осуждающем взгляде дерзкая смелость непокоренного. Это единственный автопортрет Савицкого.

Ужасы войны в живописи Михаила Савицкого

10. СВОБОДА. 1987 г.

В картине изображен тот волнующий, долгожданный момент, когда советский воин открывает ворота лагерного барака  и узники, еще не веря избавлению, тесной толпой устремились к образовавшемуся светлому проему. Бритые головы, полосатая униформа заключенных, выразительность подавшихся к выходу спин,— все это полно ощущения страшной были, о которой рассказано в серии «Цифры на сердце». Но в смертельно удушающий мрак уже прорвался свет жизни и грядущей радости, принесенный солдатом-освободителем. Потрясенный увиденным, полный скорбного сострадания, он явился здесь как вестник добра, словно сотканный из солнечных лучей.

Ужасы войны в живописи Михаила Савицкого

11. ЭТИ ВЫЖИЛИ. 1987 г.

Картина выполнена как необычный групповой портрет только что освобожденных узни¬ков — мужчин, детей. Заостренные лица с запавшими огромными глазами — множество этих глаз полны неизжитого, застывшего страдания. Маленькие мученики затравлены. Они разучились не только доверять взрослым, но и верить в добро, испытывая пока лишь робкое недоумение перед удивительным человеком из какого-то забытого ими радостного и яркого мира.Полнокровный и убедительный образ советского солдата, написанный в солнечно-золотистых тонах, стал олицетворением победы в страшной войне, стоившей человечеству 50 миллионов жизней, победы добра и света.

Ужасы войны в живописи Михаила Савицкого

источник http://aloban75.livejournal.com/3332490.html

vokrug.ga

Ужасы войны в живописи Михаила Савицкого (11 работ)

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие, отдых, открытки, офф-топ, охота, памятники, парады, партизаны, пейзаж, печальное, пин ап, писатели, плакат, плакаты, побасенки, побасёнки, победа, победители, победителиь, подвиги, политика, полиция, поскачите с автором, поэзия, праздники, пресса, природа, промышленность, пропаганда, професии, профессии, прощай, пурга, путешествия, пятничная красавица, пятничное, радио, разведка, развлечения, ребятам о зверятах, революционеры, революция, реки, реклама, реконструкции, рекорды, религия, репрессии, рисинки, рисунки, русско-японская война, самолеты, самоубийства, семейное фото, семейный альбом, семейный архив, скульптура, слайд-шоу, смешно, смешной Третий Рейх, смешной Третий рейх, снова Бордо, советско-финская война, спецслужбы, спор, спорт, спорь, сравнительные фотографии, сравнительныефотографии, средние века, староверы, страны, субкультура, тайные общества, танки, театр, текст, тексты, телевидение, телеграф, террор, тесты, техника, торговля, трагедия в Новороссии, транспорт, труд, тюрьмы, удивительное, ужас, унифорама, униформа, учебные заведения, флот, флот. 1960-е, фото-техника, фотоателье, фотобиография, фотографии, фотографии. история СССР, фотоискусство, фотокорреспонденты, фотомодели, фототипии, фронтир, фтоискусство, хобби, холодная война, художники, церкви, церковь, цирк, чиновники, школа, экология, экономика, эмиграция, этикетки, юмор, я служил в армии

foto-history.livejournal.com

Ужасы войны в живописи Михаила Савицкого (11 работ) * Govza

Предлагаю, друзья, ознакомиться с некоторыми работами советского художника Михаила Савицкого, посвященным страшным годам Великой Отечественной войны.

***

Народный художник СССР Михаил Андреевич Савицкий — один из тех крупнейших живописцев, которые способствуют поступательному движению советского искусства и пополняют его сокровищницу непреходящими духовными ценностями. Михаил Савицкий родился в 1922 году в деревне Звенячи Витебской области. Труд большой и дружной крестьянской семьи, природа Белоруссии и ее бога­тая   народная   культура,   радостная   атмосфера новой колхозной жизни — все это формировало буду­щего художника.

В резком контрасте со счастливой порой ранних лет военная биография Михаила Андреевича, в ре­шающей мере определившая магистральные пути его творчества. Призванный в 1940 году в Советскую Армию, молодой воин был в рядах легендарных защитников Севастополя, выстоявших 250 дней под ударами вражеских полчищ. Когда возможности сопротивления были исчерпаны, попал в плен к гитле­ровцам.

Работая в Дюссельдорфе на вагоностроительном за­воде, военнопленный Михаил Савицкий активно участвует в диверсионной антифашистской деятель­ности. Обвиненный в коммунистической пропаганде, юноша был заточен в Бухенвальд, где прошел все круги фашистского ада.

Художественное образование Савицкий получил после демобилизации из армии. В 1951 году он окон­чил Минское художественное училище, в 1957 — Московский   художественный   институт   имени В. И. Сурикова. В начале 60-х годов художник приступает к работе над основной своей темой, чре­звычайно близкой народу Белоруссии,—- темой пар­тизанской борьбы. Картины «Партизаны» и «Парти­занская мадонна*, «Витебские ворота» и «Казнь», как и  другие  полотна  этого  цикла,   утверждают героический смысл человеческого бытия, ставят ко­ренные проблемы жизни и смерти, долга и преданно­сти.

Серия картин Савицкого «Цифры на сердце» (1974— 1979) — явление особое, в творчестве художника знаменующее высший этап зрелости его мастерства. Полотна серии, раскрывающие зловещий облик фашизма, вместе с тем утверждают бессмертие и кра­соту человека-борца.

Сюжеты картин, основанные на конкретном истори­ческом материале,— это свидетельские показания о фашистских методах уничтожения людей в концен­трационных лагерях. Героическое и трагическое звучание серии выражено в классически завершенной форме картин. Строгая композиционная симметрия, трагедийно-мрачный накал колорита, чеканный ри­сунок — все средства живописи направлены на рас­крытие авторского замысла.

Картины насыщены острыми контрастами — ритми­ческими,   тональными,  пластическими.   Из  них рождается основная тема серии — непримиримое, героическое  противостояние  света — тьме,   пре­красного — безобразному, духовного восхождения — низости, вечных человеческих идеалов — мракобе­сию, смерти.

Эти метафоричные контрасты способствуют прочте­нию содержания каждой картины серии,во многих случаях превращая его в противоположное исходной сюжетной основе: сожжение коммунистов становится гимном гнева и мужества, в полотнах «Узник 32815», «Эттерсберг — Голгофа XX века» человеческое до­стоинство   воспевается   вопреки   его   уничтожению. Картины различны по образной структуре. Они раз­нятся прежде всего степенью преобладания докумен­тального или, напротив, философски обобщающего начала. Убеждающая сила достоверного рассказа доминирует в картинах «Побег», «Канада», «Над­смотрщик». В полотнах «Отбор», «SOS!» присут­ствуют, на наш взгляд, обе стороны. Образная символика картин «Поющие коммунисты», «Танец с факе­лами», «Мадонна Биркенау» придает всей серии обоб­щенное философское звучание, утверждает торже­ство человеческого духа. Поэтому картины не подав­ляют мрачным трагизмом, но вызывают чувство ду­ховного просветления.

В серии художник лаконично и образно раскрыл опасность любой антигуманной идеологии, показал, какими преступлениями она чревата. …11 миллионов жертв из 18 миллионов мучеников лагерей смерти, 50 миллионов павших на фронтах второй мировой войны, из них — 20 миллионов жиз­ней советских людей, отданных за избавление от фашистской чумы. Новые миллионы жертв реакцион­ных, агрессивных движений, расистских преступ­лений в современном мире…

Оттого и в наши дни тревожный гул  «Бухенвальдского набата», пронизывающий картины Савиц­кого, остается грозным предостережением челове­честву. В то же время жизнеутверждающий лейтмо­тив серии выражает веру художника в победу добра, разума, жизни.

Текст приводится по изданию:

«Лiчбы на сэрцы» — авт. Текста Пугачева Э.М.Минск, «Беларусь», 1989 г.

                                            ***

1. ОПОЗНАНИЕ. 1987 г.

Среди изуродованных мертвых тел — жертв лагеря смерти — женщины опознают своих сыновей, мужей, братьев… Черные бараки, полоска зловеще-холодного неба — здесь все выражает трагедию. Группа пожилых и молодых женщин силуэтом напоминает бурную вскипевшую волну. И вся картина — это взрывная волна неистовой, накопленной за годы войны боли. Слезы и стон словно пронизывают полотно. Лишь прижавшаяся к матери девочка, привыкнув к сценам ужаса, уже не может плакать. Выраженный в психологической трактовке персонажей накал человеческих страданий раскрывает высокое гуманистическое содержание картины.

2. «ЛЕТНИЙ ТЕАТР». 1975 г.

Так на жаргоне эсэсовцев назывались ямы для сожжения трупов (печи крематориев не успевали справляться с этой задачей), куда тела сгребались бульдозерами. На картине бульдозер со зловещими фарами символизирует тот безупречно налаженный механизм уничтожения, каким был каждый лагерь смерти. Погибшие люди напоминают поверженные античные статуи, оставшиеся вечным воплощением красоты и гармонии. Право на жизнь фашистский режим дает только палачам. Гротесково безобразен хохочущий эсэсо-вец. Надеется выжить любой ценой его угодливый помощник — узник из зондеркоманды.

3. ПОБЕГ. 1974 г.

В лагерях смерти люди как могли отстаивали свое исконное право на свободу и жизнь. Постоянно из рабочих лагерей предпринимались побеги. В картине одни узники карабкаются вверх по доскам, перекинутым через провода под током, другие — падают, расстрелянные с дозорных вышек. Шаткая, на глазах разрушающаяся пирамида тел… Так трагично оборачивалась иллюзия спасения. Побеги обычно провоцировались предателями и были поводом для истребления людей.

4. «ПОЮЩИЕ ЛОШАДИ». 1979 г.

Так назывались команды по уборке трупов с территории лагеря. Повозку с телами везут впряженные в нее узники, подгоняемые хлыстами эсэсовцев. Под страхом смерти заключенных заставляли петь.

5. НАДСМОТРЩИК. 1979 г.

Эсэсовцы формировали среди заключенных подкупленную «элиту» головорезов и садистов, которых назначали надсмотрщиками. Они подвергали узников особенно изощренным экзекуциям,   чаще всего со смертельным исходом. В картине изображен типичный эпизод на земляных работах — наказание за то, что больные, истощенные пленники не могли выполнять непосильный труд.

6. ПРОКЛЯТЬЕ. 1979 г.

Изображенная на картине сцена была каждодневным явлением лагерных будней. Многие узники не могли вынести нестерпимых мучений и унижений. Тогда находился наиболее простой выход — самоубийство. Со словами проклятья фашизму заключенные «шли на провод». Проводами под током огораживались лагеря.

7. МАДОННА БИРКЕНАУ. 1978 г.

В отличие от других полотен серии, имеющих документальную основу, это построено на ассоциативно-образной символике. Над чернеющим силуэтом крематория женского лагеря Биркенау легко парит, возносится в небо мадонна — символ всех погибших матерей. Она такая же торжествующе прекрасная, какой изображалась в живописи Возрождения. Идеал любви, красоты и материнства для мракобесия недосягаем. Он неуязвим и бессмертен. И словно возрождая жизнь, пепел сожженных пророс скромными полевыми цветами.

8. SOS! 1978 г.

Изображенная на этом полотне сцена отражает события, которые происходили в Бухенвальде весной 1945 года. Подпольщики, коммунисты лагеря скопили оружие, смонтировали в ведре рацию. Готовилось восстание. Группа узников собралась вокруг рации. Их лица, застывшие в напряженном ожидании, озарены светом надежды, исступленной жажды" свободы. В эфир летит сигнал бедствия «SOS!».

9. УЗНИК 32815. 1976 г.

На фоне  кованых   ворот Бухенвальда, в верхнюю часть которых вмонтирована надпись «Каждому свое», изображен юноша в жалкой робе заключенного. По ее полам пропечатаны буквы К, L — концентрационный лагерь. Маленький красный треугольник с буквой R означает — русский, политический. Под ним, как и на жетоне, подвешенном на бечевке,— номер, под которым числился узник. Потеря жетона каралась смертью. Юноша стоит гордо  выпрямившись. В его осуждающем взгляде дерзкая смелость непокоренного. Это единственный автопортрет Савицкого.

10. СВОБОДА. 1987 г.

В картине изображен тот волнующий, долгожданный момент, когда советский воин открывает ворота лагерного барака  и узники, еще не веря избавлению, тесной толпой устремились к образовавшемуся светлому проему. Бритые головы, полосатая униформа заключенных, выразительность подавшихся к выходу спин,— все это полно ощущения страшной были, о которой рассказано в серии "Цифры на сердце". Но в смертельно удушающий мрак уже прорвался свет жизни и грядущей радости, принесенный солдатом-освободителем. Потрясенный увиденным, полный скорбного сострадания, он явился здесь как вестник добра, словно сотканный из солнечных лучей.

11. ЭТИ ВЫЖИЛИ. 1987 г.

Картина выполнена как необычный групповой портрет только что освобожденных узни¬ков — мужчин, детей. Заостренные лица с запавшими огромными глазами — множество этих глаз полны неизжитого, застывшего страдания. Маленькие мученики затравлены. Они разучились не только доверять взрослым, но и верить в добро, испытывая пока лишь робкое недоумение перед удивительным человеком из какого-то забытого ими радостного и яркого мира.

Полнокровный и убедительный образ советского солдата, написанный в солнечно-золотистых тонах, стал олицетворением победы в страшной войне, стоившей человечеству 50 миллионов жизней, победы добра и света.

govza.ru

"Безумная Грета" - картина Питера Брейгеля об ужасах войны

Картина Питера Брейгеля «Безумная Грета» - одно из самых страшных и великих произведений художника. Оно оставит равнодушным редкого человека, если тот увидит оригинал картины, который находится в бельгийском музее Майер ван ден Берг (Museum Mayer van den Bergh), либо ее репродукцию или фотографию.

Описание картины

Картина «Безумная Грета» выполнена преимущественно в красных оттенках, ее сюжет разворачивается на фоне кровавого неба едва подернутого дымом. Земля кишит существами, в которых только при пристальном взгляде можно узнать людей. Они мародерствуют, убивают и дерутся. Порождает и огромная каменная голова в левой части картины.

безумная грета

На первый взгляд кажется, что художник изобразил ад. Но на картине нет ни мифических существ, ни чертей, ни демонстрации людских страданий. Изображение показывает искаженную интерпретацию поведения людей во время войны. В переносном смысле Брейгель и хотел показать преисподнюю, но не под землей, а на ней, участниками которого являются не души, а живые люди. Массы людей, показанных на картине, ведут себя абсолютно одинаково, потому что атмосфера войны, по мнению художника, опускает всех людей на низменный уровень, либо просто сводит с ума.

В центре картины – сама безумная Грета. Ее рот приоткрыт, одна рука сжимает меч, другая – нехитрый скарб с торчащей сковородой.безумная грета картина

Очевидно, что женщина потеряла разум на фоне происходящего хаоса. Человеку, который смотрит на картину, предлагается самому решить, куда движется Грета – прочь из города, или, наоборот, она принимает активное участие в мародерстве, обезумев от страданий и ужаса.

Сюжет

На написание картины под названием «Безумная Грета» художника вдохновили беспорядки в Нидерландах начала 60-х годов XVI века, когда происходило активное притеснение испанцев в стране. Это повлекло за собой войны, разрушения и нищету.

Эмоциональное состояние передано Питером Брейгелем довольно точно, поэтому каждый человек, который смотрит на эту картину, частично может испытать то отвращение к войне и боль, которые попытался передать автор.

Для того чтобы усилить эффект трагичности, автор соединяет в одной картине и реальные события, и фантастические элементы. Это не только способ иносказательно подчеркнуть непреодолимость изменений в человеческом характере под влиянием войны, но и мощный инструмент, для того чтобы воссоздать атмосферу ужаса.

Происхождение названия

Выбор названия картины о войне и людских пороках был не случайным. Это своеобразная пародия на название известной в то время пушки «Большая Грета». Таким образом, художник не только в своем произведении показал отношение к войне, но и неизбежно происходящие в период войны метаморфозы с людьми, бессмысленность и жестокость.

безумная грета картина питера брейгеля

В Бельгии можно найти не только оригинал этой картины, но и памятник указанной именитой пушки.

Художник Питер Брейгель Старший

Автор картины с сюрреалистическим сюжетом «Безумная Грета» - известный художник из Нидерландов XVI века. Дата его появления на свет неизвестна, но зато доподлинно известно, что свое творчество он начал в сороковых годах XVI столетия. До 1559 года он подписывал свои картины Brueghel, а после выбросил одну лишнюю букву и стал известен как Bruegel.

Большое влияние на Питера Брейгеля произвели работы Иеронима Босха. Многие его работы, в том числе и «Безумная Грета», визуально похожи на картины Босха: в них эмоции превалируют над достоверным отображением реальности. Подражание Босху Брейгеля достигало таких масштабов, что последний даже подписывал свои работы как «Иероним Босх», он даже продавал эти картины, выдавая за творения известного коллеги. Такой картиной является «Большие рыбы поедают малых».

Примечательно, что Брейгель никогда не писал картины на заказ: ни портретов, ни обнаженных натур. Его творчество всегда носило социальный характер, в картинах он обличал людские пороки в максимально откровенной и ироничной форме.

описание картины безумная грета

Питер Брейгель был женат, в браке родился сын – его тезка, который тоже впоследствии стал художником. Он известен под именем Брейгель Мужицкий.

Умер Питер Брейгель в Брюсселе в 1569 году. Но его творчество живет и по сей день, и даже современный человек, спустя четыре с половиной века, прочитав описание картины «Безумная Грета», прекрасно поймет те чувства и эмоции, о которых пытался поведать через свое творчество потомкам и современникам нидерландский художник Питер Брейгель.

загрузка...

meetmarket.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта