Сочинение по картине Федотова “Завтрак аристократа”. Утро аристократа картина


что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова: the_morning_spb

В XIX в. Павел Федотов прославился как мастер бытовой живописи. Он работал в жанре, который называл «нравственно-критическими сценами из современной жизни». Особое значение во всех его работах имели детали, которые раскрывали внимательному зрителю истинный смысл сюжета. Множество незаметных на первый взгляд предметов на картине «Завтрак аристократа» позволяют сделать выводы о характере и образе жизни персонажа.

П. Федотов. Разборчивая невеста, 1847

Идеи для своих картин художник часто черпал в художественной литературе и журнальной периодике. Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами… он согласится два месяца дурно обедать». Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?».

П. Федотов. Автопортрет, 1848

Тему «пускания пыли в глаза» Федотов неоднократно затрагивал в своих работах. Одно из его графических произведений сопровождалось надписью: «Эх, русская барыня, напоказ живешь!». Нынешним зрителям убранство комнаты, изображенной на картине, мало о чем говорит, однако современники автора понимали, что аристократ окружен модными и дорогими предметами. Тем сильнее становился комический эффект от скудного завтрака этого франта – куска черного хлеба, который хозяин впопыхах пытается прикрыть книгой.

П. Федотов. Завтрак аристократа (*Не в пору гость*), 1849-1850

Федотов называл свою картину «Не в пору гость». Название «Завтрак аристократа» появилось в прессе в 1862 г., уже после смерти художника, и сразу не прижилось, так как далеко не все улавливали иронию: ведь изображенный художником персонаж только хотел быть похожим на аристократа, не будучи им на самом деле. Этот типаж «царька среднего света», как назвал его писатель И. Панаев, высмеивали во многих литературных произведениях начала XIX в.

Мы не видим посетителя и не знаем, кто на самом деле был незваным гостем – видна только его рука, отодвигающая занавесь. Палевый цвет перчаток позволяют сделать вывод о том, что действие происходит утром или днем – вечером полагалось носить белые перчатки.

П. Федотов. Завтрак аристократа. Фрагмент

Молодой «аристократ» одет по последней моде: восточный стиль в те времена считался шиком. На юноше дорогой шелковый халат, парчовая шапочка с бухарским орнаментом, шелковые шаровары и сафьяновые турецкие туфли. В середине XIX в. халаты такого фасона рекомендовали столичным денди в модных журналах. Но, как говорится, «на брюхе шелк, а в брюхе – щелк»! Шикарный персидский ковер изрядно поношен и давно не чищен.

Несмотря на дорогие предметы одежды и интерьера, на бедственное положение героя, кроме куска черного хлеба, указывает и еще одна красноречивая деталь: на столе лежит кошелек, он вывернут наизнанку (очевидно, в результате судорожных поисков денег) – и мы видим, что он пуст. На столе стоит колокольчик, который обычно использовался для вызова слуг, но судя по тому, что гость застал юношу врасплох, о его приходе никто не доложил. По всей видимости, в доме только один лакей, и он куда-то отлучился.

Любимым развлечением аристократов в XIX в. был театр. На спинке стула мы видим афиши спектаклей, а внизу лежит рекламный листок с надписью «устрицы», что рядом с куском черного хлеба на столе выглядит комично. Над столом висят гравюры – портреты известных в то время европейских танцовщиц, что свидетельствует об увлечении героя балетом.

Герой старается следовать моде во всем – даже его собачка очень популярной на тот момент породы – пудель – пострижена «под льва». Сам император Николай I держал пуделя по кличке Гусар. Модным в 1840-х гг. было и курение папирос. И тут герой не отставал от всех: в пепельнице на столе лежит остаток папиросы.

Даже собачка пострижена по последней моде

Немаловажные детали изображены под столом: это мусорная корзина и разбросанная рядом с ней колода карт. Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина… Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. И образ нищеты как отсутствия денег перерастает в нечто большее – в образ нищеты духовной». А разбросанные на полу карты подсказывают причину, по которой герой промотал свое состояние.

источник

the-morning-spb.livejournal.com

Федотов Завтрак аристократа. Разбор цветового решения

Вчера сходили на выставку в Федотова в Инженерный корпус ТретьяковкиМеня поразила работа Завтрак аристократа.Автор дивно работает цветом.Я недооценивала работу, потому что репродукции вечно печатают очень темные и не видно потрясающей колористической работы художника.

Беда всех кто работает с цветом. Покрасить предметы, как в реальности.Художник же выстраивает цветовые отношения в работе. Они помогают понять смысл произведения.И только так нужно использовать цвет. Не по принципу, но ведь оно там КРАСНОЕ! Да какая разница, какое оно там. Что ты то хочешь сказать?

Общий колорит по сути холодный. Обои в квартире зеленые. Очень много отдано места в композиции стенам. По идее, столько пространства над героем вроде бы и не надо. Но именно такой подход делает композицию в том числе не очень обычной. Главная проблема при такой большой поверхности зеленого - скука. Скучно смотреть было бы на зеленые стены. На иллюстрации, я выделила зоны зеленого цвета. Чтобы разбить зеленую скуку автор вводит красную-коричневую теплую мебель. Эти два цвета дополнительные друг к другу.и так выходит слой зеленого, слой коричневого над головой героя. Это уже вносит разнообразие над головой и более интересно обрабатывает пространство кадра.

Еще интересно решен ковер. Это зона смешения всех цветов произведения. По сути это стабилизатор. Если бы его не было, то цвета бы расслаивались или вылетали из работы. Всегда в произведениях найдутся зоны, где пестрят (где собраны и перемешаны) все цвета произведения.

Так в картине Разборчивая невеста. Платье барышни является такой зоной смещения всех цветов произведения. Оно гармонизирует и соединяет все в работе.

Главное, что не передают репродукции картины. Это оттенок халата главного героя. Федотов настоящий мастер тканей. Шелк халата не темный, не грязный. Он красивого синего оттенка. Который ты принимаешь на плохой репродукции то ли за серый то ли за черный!

Его халат должен быть темным, чтобы мы видели героя. Темный тон халата контрастирует с рубашкой и штанами. Но если штаны красные, то по идее Халат можно сделать зеленым. Но тогда в работе будет уже перебор зеленого цвета. И будет беспробудная скукота. Если сделать коричневым герой сольется со шкафом. И даже контраст с зеленым креслом не поможет. Синий цвет действительно выход. Но он не открыто, ярко синий, он написан через серый оттенок. И по сути нейтрализует воздействие окружающей среды. Он просто другой. Если бы художник нарисовал только синий халат без поддержки, он вылетал бы из произведения. Так появляется синяя вышивка в шапочке героя, синий абажур, синий растекается по ковру. Но это синий другого качества он приближается по цвету к зеленому и тем самым позволяет создать хороший стабилизирующий микс.

Чтобы работа не была скучна. Важен для нее светлый горизонтальный ритм. Он разбросан в разных элементах. Но по сути светлого ритма три слоя.Два более светлых и ярких внизу картины

И один более темный по тону вверху картины.На деле это одно из виртуозных владений ритма. Потому что умение правильно простроить такую историю - признак мастерства.Белый разбит на части, он проглядывает для нас через окна работ на стене, и отражения в стеклах шкафа. Все так же внося разнообразие большой верхней части картины. Убери этот ритм. Она станет безликой и скучной.Но самое прекрасное - статуя на шкафу. Чтобы разбить монотонную линию ритма из окошке, автор сбивает ее статуей. Это заставляет наш взгляд скакнуть, а значит нарушить монотонность повествования. И не потерять внимание зрителя.

egida.livejournal.com

что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова / Живопись / magSpace.ru

В XIX в. Павел Федотов прославился как мастер бытовой живописи. Он работал в жанре, который называл «нравственно-критическими сценами из современной жизни». Особое значение во всех его работах имели детали, которые раскрывали внимательному зрителю истинный смысл сюжета. Множество незаметных на первый взгляд предметов на картине «Завтрак аристократа» позволяют сделать выводы о характере и образе жизни персонажа.

«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова

 

«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова

П. Федотов. Разборчивая невеста, 1847

Идеи для своих картин художник часто черпал в художественной литературе и журнальной периодике. Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами… он согласится два месяца дурно обедать». Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?».

«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова

П. Федотов. Автопортрет, 1848

Тему «пускания пыли в глаза» Федотов неоднократно затрагивал в своих работах. Одно из его графических произведений сопровождалось надписью: «Эх, русская барыня, напоказ живешь!». Нынешним зрителям убранство комнаты, изображенной на картине, мало о чем говорит, однако современники автора понимали, что аристократ окружен модными и дорогими предметами. Тем сильнее становился комический эффект от скудного завтрака этого франта – куска черного хлеба, который хозяин впопыхах пытается прикрыть книгой.

«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова

П. Федотов. Завтрак аристократа (*Не в пору гость*), 1849-1850

Федотов называл свою картину «Не в пору гость». Название «Завтрак аристократа» появилось в прессе в 1862 г., уже после смерти художника, и сразу не прижилось, так как далеко не все улавливали иронию: ведь изображенный художником персонаж только хотел быть похожим на аристократа, не будучи им на самом деле. Этот типаж «царька среднего света», как назвал его писатель И. Панаев, высмеивали во многих литературных произведениях начала XIX в.

«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова

Мы не видим посетителя и не знаем, кто на самом деле был незваным гостем – видна только его рука, отодвигающая занавесь. Палевый цвет перчаток позволяют сделать вывод о том, что действие происходит утром или днем – вечером полагалось носить белые перчатки.

«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова

П. Федотов. Завтрак аристократа. Фрагмент

Молодой «аристократ» одет по последней моде: восточный стиль в те времена считался шиком. На юноше дорогой шелковый халат, парчовая шапочка с бухарским орнаментом, шелковые шаровары и сафьяновые турецкие туфли. В середине XIX в. халаты такого фасона рекомендовали столичным денди в модных журналах. Но, как говорится, «на брюхе шелк, а в брюхе – щелк»! Шикарный персидский ковер изрядно поношен и давно не чищен.

«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова

Несмотря на дорогие предметы одежды и интерьера, на бедственное положение героя, кроме куска черного хлеба, указывает и еще одна красноречивая деталь: на столе лежит кошелек, он вывернут наизнанку (очевидно, в результате судорожных поисков денег) – и мы видим, что он пуст. На столе стоит колокольчик, который обычно использовался для вызова слуг, но судя по тому, что гость застал юношу врасплох, о его приходе никто не доложил. По всей видимости, в доме только один лакей, и он куда-то отлучился.

«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова

Любимым развлечением аристократов в XIX в. был театр. На спинке стула мы видим афиши спектаклей, а внизу лежит рекламный листок с надписью «устрицы», что рядом с куском черного хлеба на столе выглядит комично. Над столом висят гравюры – портреты известных в то время европейских танцовщиц, что свидетельствует об увлечении героя балетом.

«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова

Герой старается следовать моде во всем – даже его собачка очень популярной на тот момент породы – пудель – пострижена «под льва». Сам император Николай I держал пуделя по кличке Гусар. Модным в 1840-х гг. было и курение папирос. И тут герой не отставал от всех: в пепельнице на столе лежит остаток папиросы.

«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова

Даже собачка пострижена по последней моде

Немаловажные детали изображены под столом: это мусорная корзина и разбросанная рядом с ней колода карт. Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина… Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. И образ нищеты как отсутствия денег перерастает в нечто большее – в образ нищеты духовной». А разбросанные на полу карты подсказывают причину, по которой герой промотал свое состояние.

«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова

На картине Федотова важна каждая деталь

magspace.ru

что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова

Особое значение во всех его работах имели детали, которые раскрывали внимательному зрителю истинный смысл сюжета. Множество незаметных на первый взгляд предметов на картине «Завтрак аристократа» позволяют сделать выводы о характере и образе жизни персонажа.

П. Федотов. Разборчивая невеста, 1847

Идеи для своих картин художник часто черпал в художественной литературе и журнальной периодике. Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами… он согласится два месяца дурно обедать». Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?».

П. Федотов. Автопортрет, 1848

Тему «пускания пыли в глаза» Федотов неоднократно затрагивал в своих работах. Одно из его графических произведений сопровождалось надписью: «Эх, русская барыня, напоказ живешь!». Нынешним зрителям убранство комнаты, изображенной на картине, мало о чем говорит, однако современники автора понимали, что аристократ окружен модными и дорогими предметами. Тем сильнее становился комический эффект от скудного завтрака этого франта – куска черного хлеба, который хозяин впопыхах пытается прикрыть книгой.

П. Федотов. Завтрак аристократа (*Не в пору гость*), 1849-1850

Федотов называл свою картину «Не в пору гость». Название «Завтрак аристократа» появилось в прессе в 1862 г., уже после смерти художника, и сразу не прижилось, так как далеко не все улавливали иронию: ведь изображенный художником персонаж только хотел быть похожим на аристократа, не будучи им на самом деле. Этот типаж «царька среднего света», как назвал его писатель И. Панаев, высмеивали во многих литературных произведениях начала XIX в.

Мы не видим посетителя и не знаем, кто на самом деле был незваным гостем – видна только его рука, отодвигающая занавесь. Палевый цвет перчаток позволяют сделать вывод о том, что действие происходит утром или днем – вечером полагалось носить белые перчатки.

П. Федотов. Завтрак аристократа. Фрагмент

Молодой «аристократ» одет по последней моде: восточный стиль в те времена считался шиком. На юноше дорогой шелковый халат, парчовая шапочка с бухарским орнаментом, шелковые шаровары и сафьяновые турецкие туфли. В середине XIX в. халаты такого фасона рекомендовали столичным денди в модных журналах. Но, как говорится, «на брюхе шелк, а в брюхе – щелк»! Шикарный персидский ковер изрядно поношен и давно не чищен.

Несмотря на дорогие предметы одежды и интерьера, на бедственное положение героя, кроме куска черного хлеба, указывает и еще одна красноречивая деталь: на столе лежит кошелек, он вывернут наизнанку (очевидно, в результате судорожных поисков денег) – и мы видим, что он пуст. На столе стоит колокольчик, который обычно использовался для вызова слуг, но судя по тому, что гость застал юношу врасплох, о его приходе никто не доложил. По всей видимости, в доме только один лакей, и он куда-то отлучился.

Любимым развлечением аристократов в XIX в. был театр. На спинке стула мы видим афиши спектаклей, а внизу лежит рекламный листок с надписью «устрицы», что рядом с куском черного хлеба на столе выглядит комично. Над столом висят гравюры – портреты известных в то время европейских танцовщиц, что свидетельствует об увлечении героя балетом.

Герой старается следовать моде во всем – даже его собачка очень популярной на тот момент породы – пудель – пострижена «под льва». Сам император Николай I держал пуделя по кличке Гусар. Модным в 1840-х гг. было и курение папирос. И тут герой не отставал от всех: в пепельнице на столе лежит остаток папиросы.

Даже собачка пострижена по последней моде

Немаловажные детали изображены под столом: это мусорная корзина и разбросанная рядом с ней колода карт. Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина… Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. И образ нищеты как отсутствия денег перерастает в нечто большее – в образ нищеты духовной». А разбросанные на полу карты подсказывают причину, по которой герой промотал свое состояние.

На картине Федотова важна каждая деталь

yarcenter.ru

“Богатый” завтрак аристократа | Федотов Павел

Павел Андреевич Федотов – ученик великого русского художника Карла Павловича Брюллова писал картины, обличающие ложь и притворство, человеческие слабости. Одной из знаменитых картин, стала картина, написанная в 1849-1850 годах под название “Завтрак аристократа”.

Картина очень своеобразная, живая, и несколько комичная. На полотне изображено богатое убранство комнаты главного героя. Здесь и полированный дорогой письменный стол со стулом, и удивительной формы корзина под столом, и золотое пресс -папье, и античная статуэтка, и мягкое роскошное кресло…

С первого взгляда становится ясно, что обитатель комнаты далеко не бедный человек. По крайней мере, когда был таковым. Ну а сейчас? Сейчас по-видимому дела обстоят совсем по-другому.

Главный герой картины – молодой мужчина, в прошлом аристократ, взволнованно и испугано прикрывает книгой свой “богатый” завтрак – кусочек черного хлеба. А взволнован и испуган он оттого, что в коридоре послышались чьи-то шаги. Шаги непрошеного, нежданного гостя, который почти застал врасплох нашего аристократа за столь не аристократичным занятием – поеданием кусочка черного хлеба. Главный герой смотрит в сторону двери,собачка также вскочила со своего места, – встречать гостей.

Комичность и глупость ситуации, изображенной на картине П.А.Федотова “Завтрак аристократа” в том, что внешнее, напускное и показное позиционируется как самое главное и важное в жизни и в обществе. Ни за что на свете нельзя потерять свой авторитет и статус аристократа такой глупой погрешностью как завтрак кусочком хлеба. И хотя такой завтрак имеет место быть, недопустимо, чтобы об этом кто-то узнал.

Отсюда проистекает и человеческая ложь, и притворство, и лицемерие. Все это ярко показано и изобличено автором картины в своем произведении. Это вообще были любимейшие темы П.А.Федотова, и он как мог высмеивал их в своих картинах. И делал это мастерски, в данном случае, на контрасте между богатым убранством роскошной комнаты и убогостью человеческих помыслов, ценностей и слабостей.

school-essay.ru

Сочинение по картине Федотова “Завтрак аристократа”

Великий мастер, у которого кисть и взгляд сосредоточены на таких вещах, что показывают разнообразие красок жизни, подмечал моменты, сюжет которых лег в основе его веселых и многогранных полотен. Что П. А Федотов изобразил на полотне “Завтрак аристократа”? Чем эта работа живописца так для меня интересна?

До сих пор я представлял завтрак аристократа как грандиозное действие из нескольких актов и присутствующих зрителей в виде многочисленных хорошо обученных слуг. На столе много разных блюд, вид которых разбудит аппетит даже у сытого человека. Поглощение их происходит медленно, словно свершается что-то значимое в размерах Галактики. Даже челядь не спеша “проплывает” вдоль стола, услужливо и беззвучно предлагая новые и новые яства.

Из всей картины, нарисованной у меня в воображении, с тем, что я вижу на полотне, совпадает только беззвучие. Тихо, словно боясь, что его услышат и разоблачат, тот, кто носит маску аристократа, поглощает самую скромную еду, которую только можно себе представить –...

ломать черного хлеба. Это единственный предмет в комнате, который так не подходит под общее представление об обеспеченности героя.

Становится ясно, что разорившийся представитель высших кругов вынужден экономить на всем. Вот и вывернутый пустой кошелек свидетельствует об этом. Только признать этого не хочет. У него дорогая мебель, роскошная одежда, картины на стенах, для укрепления того престижа, которого у него нет, молодой человек завел собачку, явно потворствуя модным тенденциям того времени. Все это художник изображает с помощью ярких, насыщенных красок. Есть ли надежда у этого аристократа, что дела поправятся, благодаря всем его ухищрениям?

Действительно, картина, созданная Федотовым достойна того, чтобы рассматривать ее внимательно, изучать. Тогда можно обнаружить массу подробностей, подчеркивающую ее психологическую линию и ценность. Мне понравилось, что герой пытается скрыть единую скромную деталь, накрыв именно книгой кусочек хлеба. Это прозвучало как символ фактической его безграмотности. Встает вопрос, о чем он думал, когда читал великих писателей, воспевающих самоуважение?

schoolessay.ru

«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова

В XIX в. Павел Федотов прославился как мастер бытовой живописи. Он работал в жанре, который называл «нравственно-критическими сценами из современной жизни». Особое значение во всех его работах имели детали, которые раскрывали внимательному зрителю истинный смысл сюжета. Множество незаметных на первый взгляд предметов на картине «Завтрак аристократа» позволяют сделать выводы о характере и образе жизни персонажа.

П. Федотов. Разборчивая невеста, 1847

Идеи для своих картин художник часто черпал в художественной литературе и журнальной периодике. Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами… он согласится два месяца дурно обедать». Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?».

П. Федотов. Автопортрет, 1848

Тему «пускания пыли в глаза» Федотов неоднократно затрагивал в своих работах. Одно из его графических произведений сопровождалось надписью: «Эх, русская барыня, напоказ живешь!». Нынешним зрителям убранство комнаты, изображенной на картине, мало о чем говорит, однако современники автора понимали, что аристократ окружен модными и дорогими предметами. Тем сильнее становился комический эффект от скудного завтрака этого франта – куска черного хлеба, который хозяин впопыхах пытается прикрыть книгой.

П. Федотов. Завтрак аристократа (*Не в пору гость*), 1849-1850

Федотов называл свою картину «Не в пору гость». Название «Завтрак аристократа» появилось в прессе в 1862 г., уже после смерти художника, и сразу не прижилось, так как далеко не все улавливали иронию: ведь изображенный художником персонаж только хотел быть похожим на аристократа, не будучи им на самом деле. Этот типаж «царька среднего света», как назвал его писатель И. Панаев, высмеивали во многих литературных произведениях начала XIX в.

Мы не видим посетителя и не знаем, кто на самом деле был незваным гостем – видна только его рука, отодвигающая занавесь. Палевый цвет перчаток позволяют сделать вывод о том, что действие происходит утром или днем – вечером полагалось носить белые перчатки.

П. Федотов. Завтрак аристократа. Фрагмент

Молодой «аристократ» одет по последней моде: восточный стиль в те времена считался шиком. На юноше дорогой шелковый халат, парчовая шапочка с бухарским орнаментом, шелковые шаровары и сафьяновые турецкие туфли. В середине XIX в. халаты такого фасона рекомендовали столичным денди в модных журналах. Но, как говорится, «на брюхе шелк, а в брюхе – щелк»! Шикарный персидский ковер изрядно поношен и давно не чищен.

Несмотря на дорогие предметы одежды и интерьера, на бедственное положение героя, кроме куска черного хлеба, указывает и еще одна красноречивая деталь: на столе лежит кошелек, он вывернут наизнанку (очевидно, в результате судорожных поисков денег) – и мы видим, что он пуст. На столе стоит колокольчик, который обычно использовался для вызова слуг, но судя по тому, что гость застал юношу врасплох, о его приходе никто не доложил. По всей видимости, в доме только один лакей, и он куда-то отлучился.

Любимым развлечением аристократов в XIX в. был театр. На спинке стула мы видим афиши спектаклей, а внизу лежит рекламный листок с надписью «устрицы», что рядом с куском черного хлеба на столе выглядит комично. Над столом висят гравюры – портреты известных в то время европейских танцовщиц, что свидетельствует об увлечении героя балетом.

Герой старается следовать моде во всем – даже его собачка очень популярной на тот момент породы – пудель – пострижена «под льва». Сам император Николай I держал пуделя по кличке Гусар. Модным в 1840-х гг. было и курение папирос. И тут герой не отставал от всех: в пепельнице на столе лежит остаток папиросы.

Даже собачка пострижена по последней моде

Немаловажные детали изображены под столом: это мусорная корзина и разбросанная рядом с ней колода карт. Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина… Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. И образ нищеты как отсутствия денег перерастает в нечто большее – в образ нищеты духовной». А разбросанные на полу карты подсказывают причину, по которой герой промотал свое состояние.

На картине Федотова важна каждая деталь

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)

vsegda-tvoj.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта