Уродливая герцогиня (картина, Массейс, ок.1513). Уродливая герцогиня картина


УРОДЛИВАЯ ГЕРЦОГИНЯ КВЕНТИН МАССЕЙС: kovlam

«Уродливая герцогиня» — картина Квентина Массейса, хранящаяся в Лондонской национальной галерее.

Карикатура как новая форма искусства

При всем рационализме попытки эмпирически воспроизвести окружающую нас реальность, портрет по-прежнему производит магическое воздействие на наблюдателя. В начале XVI века задолго до братьев Агостино и Аннибале Каррачи, живописцев считающихся основателями этой новой формы искусства, карикатура — оптическое искажение человеческого облика, в особенности лица, явно документировала психосоциальную потребность, ненависть и агрессию по отношению к определенным личностям символически перенести на полотно и сделать их посмешищем посредством деформации их «чучел».

Подобная деформация черт лица — носа, рта, лба или ушей вызывает чувство смеха по причине определенного представления о стандарте красоты. Эти нормы превратились в общественные идеалы и любое отклонение от этих норм рассматривалось как нечто отталкивающее, ненатуральное.

Портрет работы Квентина Массейса несущий характерные гротесковые формы изображения, представляет собой с композиционной точки зрения типичный для Нидерландов и Италии XV века образец.Описание

Старуха в огромном чепце и дряблой грудью, сжатой шнуровкой корсета за парапетом, на который она положила левую руку, а правую выпрямляет жестикулируя. Сомнительно, что полотно действительно является портретом. Картина скорее всего основана на не дошедшей до наших дней работе, которую, возможно, и Леонардо использовал для своего раннего рисунка. По утверждению исследователей Леонардо имел ненасытный интерес к необычным лицам, уродцам, которые для него были еще более интригующими из-за его работы над системой идеальных пропорций тела.

Новый идеал красоты не допускал случайностей во внешности. В них виделось отклонение от общественно принятых идеалов. Массейс методически сконструировал свою «Старуху» по принципам систематического отступления от идеала красоты. Этот взятый за основы метод соответствует экспериментам по деформации в книге Дюрера «Эскизы пропорции».Смешной для современников частью портрета Массейса являлась одежда. Подобный чепец носили до 1450 года, что видно из портрета Яна ван Эйка, изображающего его жену Маргариту.

Интересные факты

Своими гротесковыми псевдо-портретами Леонардо и Массейс создали прецедент, когда образ, не имеющий ничего общего с оригиналом, может быть использован в различных сатирических целях. Так встречается он в различных графических репродукциях, например, под названием «Королева Туниса» у Вацлава Холлара или как портрет Маргариты Тирольской. Наконец в XVII столетии как портрет сестры Папы Пия VI, принцессы Порчии, которая с войском иезуитов пыталась спасти религию.

kovlam.livejournal.com

"Уродливая герцогиня" - Журнал мисс Сью

Маргарита Маульташ (1318—3 октября 1369. Маульташ - прозвище) - последняя правительница независимого графства Тироль(с  1335 по 1365 гг)и, согласно популярной традиции, самая уродливая женщина, вошедшая в историю.Сегодня о её внешности сказать что-то определённое крайне трудно, ведь единственное прижизненное изображение Маргариты Тирольской: на её личной печати — стройная женщина в полный рост, черты лица разобрать невозможно... зато с уверенностью можно утверждать, что эта женщина обладала сильным характером и большим мужеством.печать Маргариты Тирольской, примерно 1366г

Маргарита была второй дочерью Генриха Хорутанского, короля Чехии (1307—1310), герцога Каринтии и графа Тироля (1310—1335), её старшая сестра умерла в возрасте восьми лет в 1325 году. В 1330 году одиннадцатилетняя Маргарита была выдана замуж за семилетнего Иоганна Генриха, младшего сына чешского короля Яна Люксембургского и будущего маркграфа Моравии.

Портрет Иоанна Генриха, маркграфа Моравии. Петер Парлер и мастерская. Между 1379-1386, Собор святого Вита, Прага

Братьев у Маргариты не было и после смерти отца она стала единственным представителем Горицко-Тирольской династии, но в соответсвии с договором, заключённого между Габсбургами и Горицко-Тирольским домом. 1282 год, в случае прекращения мужской линии последнего его владения должны были перейти к Габсбургам. Австрийский герцог Альбрехт II немедленно оккупировал Каринтию и Крайну, однако в Тироле столкнулся с сопротивлением соседней Баварии, также претендующей на наследие Генриха Хорутанского. Согласно австро-баварскому договору 1335 года Каринтия и Южный Тироль отходили к Австрии, а северный Тироль — к Баварии. Но против раздела своей страны выступили сами тирольцы. Вспыхнуло восстание с требованием восстановления на престоле законной наследницы. Австрийцы и баварцы были вынуждены покинуть страну и признать Маргариту правительницей Тироля.

Молодая графиня нашла поддержку как у местной аристократии, так и у ландтага (Ландтаг, земельный парламент — это орган, члены которого избраны из представителей народа) Тироля, который именно в это время начал усиливать своё влияние на политику, превращая Тироль в сословную монархию.

В ноябре 1341 года при поддержке тирольского дворянства, вступившего в тайный союз с императором Священной Римской империи Людвигом Баварским, Маргарита изгнала из Тироля своего мужа Иоганна Генриха. Одновременно было объявлено, что супруги не состояли в фактических брачных отношениях. На этом основании император объявил брак недействительным. Ей тогда было 23 года... по нашим меркам совсем ещё юная девушка...

Людвиг V, герцог Баварии

Маргарита вышла замуж за его старшего сына Людвига V Виттельсбаха, маркграфа Бранденбурга 10 сентября 1342 года в Мерано. И хотя отсутствие фактических брачных отношений в Европе традиционно учитывалось церковью как уважительная причина для развода, папская курия настаивала на сохранении брака между Маргаритой и Иоганном Генрихом, а её новое супружество вызвало негодование политического противника Людвига Баварского Папы римского Климента VI. Маргарита и её муж были отлучены от церкви, а на Тироль был наложен интердикт(временное запрещение всех церковных действий и треб (например, миропомазания, исповеди, бракосочетаний, евхаристии), налагаемое папой или епископом). В Средние Века сама угроза подобного наказания была подчас очень действенным методом политического давления.

Скандальные обстоятельства изгнания первого мужа и новый брак тирольской графини стали широко известены в Европе. Ещё бы! ведь это был первый в истории средних веков "светский брак"! Уильям Оккам и Марсилий Падуанский выступили в защиту Маргариты и её первого в истории средних веков «светского брака». Марсилий Падуанский написал сочинение, в котором утверждал, что император имеет право давать развод. С другой стороны, папа Климент VI, воспользовался этим инцидентом для того, чтобы опорочить своего противника и его семью и ослабить позиции императора в Европе.

В марте 1347 года Карл Люксембургский, брат первого мужа Маргариты, ставший к тому времени императором Священной Римской империи, вторгся в её владения и осадил замок Тироль. Однако Карл так и не сумел взять его и, отступая, преследуемый Людвигом, разорил Мерано и Боцен. Позже Карл помирился с Людвигом и Маргаритой. О эти удивительные Средние Века! Ну, подумаешь, повоевали немного...

В 1348 году Иоганн Генрих, желая вступить в новый брак, обратился к папе с просьбой о разводе с Маргаритой. Причиной указывальсь кровное родство мужа и жены, Иоганн Генрих также признавал, что брак так и не был осуществлён, но отвергал обвинения в импотенции. Развод был оформлен 21 июля 1349 года. Однако ещё десять лет действовало отлучение от церкви Маргариты и Людвига и столько же не признавался папской курией их супружеский союз. Людвиг V, не желая конфликта с Габсбургами, восстановил мирные отношения с Австрией. При поддержке Альбрехта II, ходатайствовавшего перед папой Иннокентием VI, в 1359 году отлучение было отменено.

В 1347 году муж Маргариты стал герцогом Баварии. Это резко увеличило баварское влияние в Тироле и создало предпосылки для дальнейшего объединения государств. В 1361 году Людвиг V скончался и соправителем Маргариты в Тироле стал их сын МейнхардIII.

В 1360-ых гг. давление со стороны Габсбургов на Маргариту Тирольскую усилилось. Австрийский герцог Рудольф IV, которому Карлом IV в своей Золотой булле 1356 г (законодательный акт Священной Римской империи)  отказал в праве быть даже курфюрстом, вёл активную кампанию за усиление влияния Австрии в Европе и расширение её территории. Тироль был для него важнейшим регионом, обеспечивающим связь между обширными владениями Габсбургов в Подунавье и их наследственными землями в Швабии. В 1363 году у Маграриты неожиданно умирает сын, Мейнхард III, и, уступив австрийскому давлению, Маргарита передаёт свои владения Рудольфу IV Габсбургу.

Причиной её отречения были указаны «особые обстоятельства» и «слабость женского пола». Бавария пыталась воспрепятствовать установлению австрийской власти над Тиролем и вторглась на территорию графства, однако успех сопутствовал Габсбургам, которые в 1364 году разбили баварцев. В 1369 году Бавария официально отказалась от своих претензий, получив за это огромную денежную компенсацию. Таким образом Тироль навсегда потерял свою независимость и был включён в состав Австрийской монархии.

Остаток жизни Маргарита провела при австрийском дворе и в 1369 году в возрасте пятидесяти одного года скончалась в Вене. Один из районов Вены носит её имя: Вена-Маргаретен. По условию Рудольфа IV Маргарита не должна была больше посещать Тироль.

"Что остаётся от сказки потом, после того, как её рассказали?"По описанию её современника, хрониста Иоганна фон Винтертура, Маргарита была очень красивой женщиной и на картине первой половины XVI века она предстаёт перед нами женщиной весьма миловидной. На гравюре конца XVI века образ Маргориты тоже довольно нейтральный.Маргарита, графиня Тироля и герцогиня Баварии. Портрет первой половины XVI векаBildnis der Margarethe Maultasch von Dominicus Custos (Kupferstich, 1599)

Своё прозвище, Маульташ, Маргарита получила ещё при жизни: впервые оно упомянается в 1366 году. Его значение можно понимать по-разному: «Маульташ» (нем. Maultasch), в буквальном переводе «пельмень», видимо, намёк на её непривлекательную внешность (Маульташи — популярное блюдо в Южной Германии). Существует другая интерпретация — «проститутка», «порочная женщина». Так её характеризовали политические противники и церковь. Некоторые историки считают, что оно произошло от названия замка Маргариты в Южном Тироле. С первой четверти XV века утвердилось мнение, что у Маргариты был уродливый рот, чем она и заслужила своё прозвание.Есть мнение, что образу, оставшемуся в истории, Маргарита обязана именно своим политическим противникам и церкви, но так или иначе в историю Маргарита вошла как безобразно некрасивая женщина.Рисунок Леонардо да Винчи

Уродливая герцогиня. Квентин Массейн, около 1513г

Образ «самой уродливой женщины в истории» не мог не найти своего отражения в искусстве. В 1816 году Якоб Гримм, один из братьев Гримм, собрал легенды о Маргарите Тирольской, опубликовав их в сборнике «Немецкие саги»(к сожалению, этот сборник на русском языке пока недоступен).Старуха в огромном чепце и дряблой грудью, сжатой шнуровкой корсета, вот какой предстаёт Маргарита на рисунке Леонардо да Винчи и, в последствии на картине Квентина Массейса "Уродливая герцогиня", который воспользовался рисунком да Винчи, как моделью, а ещё позже портрет «Уродливой герцогини» вдохновил Джона Тенниела на создание образа Герцогини в его знаменитых иллюстрациях к книге Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес». Королева Туниса. Вацлав Холлар(1607-1677)

Между прочим, своими гротесковыми псевдо-портретами Леонардо и Массейс создали прецедент, когда образ не имеющий ничего общего с оригиналом может быть использован в различных сатирических целях. Так встречается он в различных графических репродукциях, например, под названием «Королева Туниса» у Вацлава Холлара(1607-1677) или как портрет Маргариты Тирольской. Так что можно сказать, что карикатурный образ Маргариты стал некоторым символом уродства, оставшемся в веках.

Иллюстрация  к "Алисе в стране чудес". Джон Тенниел.1865Источники:ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%88

homepage.uibk.ac.at/~c61710/mbild.html

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%8F#cite_note-0

syu-soply.livejournal.com

Кто поставил диагноз "Уродливой герцогине": med_history

Один из авторов блога, помимо всего, трудится научным редактором портала Indicator.Ru. Каждый день у нас публикуется текст из истории науки. Сегодня у нас "медицинский текст", которым мы с удовольствием делимся. 203 года назад родился Джеймс Педжет — один из основателей патологоанатомии.

Сэр Джеймс Педжет

Джеймс Педжет родился в 1814 году в Грейт-Ярмуте (Англия) в большой семье судовладельца и пивовара. Его брат, Эдвард Педжет, который был старше Джеймса на четыре года, также достиг успехов на научном поприще, получив место профессора медицины в Кембриджском университете и опубликовав ряд работ об эпилепсии и обмороках. За свои заслуги он стал рыцарем-командором почетнейшего ордена Бани (интересно, что его название связано с мытьем, поскольку раньше частью обряда посвящения было символическое купание).

Джеймс учился в дневной школе Ярмута. Родители в будущем хотели бы видеть сына офицером военно-морского флота, но в 16 лет юноша отправился учиться к врачу общей практики, у которого проработал четыре с половиной года, посвящая свободное время ботанике. За это время он собрал обширную коллекцию образцов флоры Восточного Норфолка, а к концу обучения вместе с одним из братьев опубликовал очень подробный и точный «Очерк естественной истории Ярмута и соседних областей».

В октябре 1834 Джеймс был принят студентом в лондонский госпиталь Святого Варфоломея (старейшую больницу в Лондоне, основанную в 1123 году). Там он описал первый из известных журнальных клубов (по-английски journal club — сообщество, где разбирают и обсуждают свежие научные публикации по специальности). Студенты-медики при госпитале были во многом предоставлены сами себе, но Педжет от этого только выиграл: в 1835 и 1836 он завладел всеми возможными наградами. В первую же зимнюю сессию студент в ходе своей работы обнаружил возбудителя смертельного заболевания трихинеллеза, которым оказался миниатюрный (около полутора миллиметра в длину) круглый червь Trichinella spiralis, передающийся через инфицированное мясо (чаще всего свинину) и поражающий мышцы жертвы.

Модель круглого червя Trichinella spiralisDavid Ludwig/Wikimedia Commons

После сдачи экзаменов в Королевском хирургическом колледже Педжет получил право заниматься врачебной практикой, но тут ему пришлось столкнуться с суровой действительностью: талантливый студент при всех своих знаниях не мог найти место и был слишком беден, чтобы принимать пациентов на дому (отец Джеймса к этому времени нес большие убытки и никак не мог его поддержать). Следующие семь лет Педжет был вынужден жить на грани нищеты, всего на 15 фунтов в год, пробавляясь публикациями в медицинских журналах и составлением музейных каталогов. Возможно, последнее и помогло Джеймсу выкарабкаться: он стал смотрителем больничного музея при госпитале, а с 1838 года — демонстратором анатомических патологий в этом музее.

Затем Педжет был назначен лектором при диспансере для малоимущих в Финсберри, где преподавал общую и микроскопическую анатомию и физиологию. Кроме того, ему нужно было присматривать за теми студентами, которые проживали на территории этого небольшого колледжа. Восемь лет Педжет провел, практически не выходя за ворота госпиталя, настолько он был занят своей работой.

Только после 1847 года наш герой наконец стал ассистентом хирурга и смог посвятить больше времени врачебной практике. Карьера его пошла в гору: тщательно изучив все важнейшие работы по физиологии на английском, французском, датском, немецком, итальянском языках, он стал одним из крупнейших физиологов и патологических хирургов своей эпохи, впервые сделав ключевым инструментом исследования патологий микроскоп, в том числе при работе с опухолями. В 1858 Педжет был назначен дополнительным хирургом при дворе королевы Виктории, а в 1863 — постоянным хирургом принца Уэльского. У Джеймса была самая обширная врачебная практика в Лондоне, и он редко работал меньше 16 часов в сутки. Коллеги считали его экспертом в области опухолей, проблем с костями и связками, отправляя к нему самых «сложных» пациентов для постановки диагноза и вынесения окончательного решения.

В 1871 году Педжет поранился, проводя посмертное вскрытие, и чуть было не умер от инфекции, из-за чего его принудили оставить врачебную практику, чтобы не подвергать жизнь знаменитого врача риску. После этого ученый получил баронетство, почетную степень Кембриджского университета, стал президентом Королевского хирургического колледжа, опубликовал множество своих лекций и других трудов, а умер только в 1899 году, более 20 лет спустя.

«Уродливая герцогиня»Квентин Массейс

В честь Педжета названо немало заболеваний, которые он впервые описал. Самое известное из них, которое чаще всего называют просто болезнью Педжета, поражает одну или несколько костей тела (в отличие, например, от остеопороза, который затрагивает все). При тяжелых формах заболевания костный мозг может замениться фиброзной тканью, а кости деформируются. Самый известный случай заболевания медики связывают с одной из самых популярных картин Национальной галереи в Лондоне, «Уродливой герцогиней», ставшей прототипом для создания образа герцогини первым иллюстратором «Алисы в стране чудес» Джоном Тенниелом.

Иллюстрация к одной из глав «Алисы в стране чудес»Джон Тенниел

Первоначально этот портрет женщины, черты лица которой искажены из-за деформации костей черепа, воплощающей собой старость, считался полностью сатирической работой. Открытое платье с корсетом, стягивающим дряблое тело, 60 лет назад вышедший из моды чепчик, кокетливая розочка в руке и самоуверенное выражение лица изобличали старух, пытающихся выдавать себя за молоденьких привлекательных девушек. Мало кто из искусствоведов защищал идею о реальности прототипа, а приписывали картину сначала Леонардо да Винчи, у которого были найдены похожие эскизы, а затем Квентину Массейсу, который предположительно мог написать картину по наброскам Леонардо, с которым он часто обменивался работами, где были запечатлены уродства. Однако в 2008 году хирурги из Лондонского университетского колледжа тщательно изучили работу и привели свои доводы в пользу версии о том, что на картине изображена жертва редкой формы болезни Педжета, у которой вместо костей нижней части тела оказался поражен череп. Исследователи также поддержали версию, согласно которой работы была сначала выполнена Массейсом, а потом уже копирована в виде эскиза самим да Винчи или кем-то из его учеников.

Сам же Педжет вряд ли когда-то мог бы позволить себе подобное ироническое отношение к жертвам болезни, хотя порой врачебный интерес и любопытство ученого руководили его действиями в большей мере, нежели человеческие качества. Рассказывают о случае, когда при вскрытии тела Эдвина Бартлетта, в отравлении которого подозревали его жену, в желудке покойного Джеймс Педжет обнаружил жидкий хлороформ. Если бы Эдвина отравили, дав ему выпить хлороформа, он бы чувствовал сильное жжение в горле и должен был бы кричать, но, по словам свидетелей, мужчина умер в тишине, и никаких криков в ту ночь не было слышно. Поэтому следствие за недостатком улик оправдало его вдову Аделаиду. Однако когда процесс был завершен, патологоанатом заметил: «Сейчас, когда ее признали невиновной в убийстве и не могут привлечь к ответственности снова, она должна рассказать нам в интересах науки, как она это сделала!».

Текст: Екатерина Мищенко

.com/medicinehistory/" target="_blank">Facebook</a> и ВКонтакте.

med-history.livejournal.com

Отдыхай с нами! — Была ли графиня Тироля Безобразной герцогиней? > Отдыхай с нами!

Ну вот, побывала в северной Италии. Италия-то северная, но территория на севере страны – это самый нижний, самый южный кусочек Тироля. И кроме осмотра всяких немыслимых красот я там зацепила ещё темку – старинные тирольские семейства, Траутмансдорфы например. Пока что-то там выискивала про Траутмансдорфов, натолкнулась на интереснейший феномен под названием безобразная (или уродливая) герцогиня. И уж тут открылось столько всяких аспектов, что грех не покопаться в этом:)

Содержание статьи

Карикатура

Слово карикатура, как оказалось, имеет итальянские корни. Caricare означает нагружать, преувеличивать. Почему ж и тут не обошлось без Италии? Да потому что основателями этой формы искусства считают итальянских живописцев – братьев Агостино и Аннибале Каррачи. И про Леонардо да Винчи тут можно вспомнить. С одной стороны маэстро неустанно искал идеальные пропорции человеческого тела, результат этих поисков визуально зафиксирован в знаменитом рисунке Леонардо Витрувианский человек:

Безобразная герцогиня

С другой стороны художник питал интерес к исследованию всякого рода аномалий в человеческом облике – это как бы обратная сторона медали. И один из ранних рисунков Леонардо можно тоже считать одной из первых карикатур:

Безобразная герцогиня

Это я так – кратенько о карикатуре, возможно кое-кто и так уже недоумевает: к чему я веду? Я всё объясню чуть позже, а пока не могу удержаться от описания такого крайне любопытного факта. Бонопарт Наполеон очень болезненно воспринимал карикатуры на себя. Поэтому во время Отечественной войны 1812года, гениальный Михаил Кутузов придумал дополнительный вид оружия: психологическая кампания против врага с использованием карикатур на императора!

Уродливая герцогиня

Искусствоведы предполагают, что существовала ранее какая-то неизвестная нам картина, которая послужила источником сюжета как для Леонардо, так и чуть позже для другого художника – Квентина Массейса из Фландрии. Предположительно в 1513 году он создал картину под названием Уродливая герцогиня.

Безобразная герцогиня

Квентин Массейс Уродливая герцогиня. ок. 1513

И это, конечно же, насмешка, карикатура! Мало того, что умышленно и утрированно деформированы все черты лица – это бы ещё ладно, можно поверить , что природа так распорядилась. Но это показное кокетство: оголенная грудь, корсаж, алый бутон в руке – при том, что герцогиня, мягко говоря, не молода и не прекрасна собой!

Но можно ли считать картину портретом? Изобразил ли художник реальную даму? На этот счет существует два взаимоисключающих ответа:

  1. Нет. Это как бы собирательный, абстрактный образ. Как Витрувианский человек служит эталоном идеальных пропорций, так Безобразная герцогиня напротив собрана из отдельных черт, каждая из которых есть противоположность идеалу красоты. Доказательством этой версии может послужить наличие идентичных изображений у разных художников. Кроме уже упомянутых работ Леонардо и Массейса, практически то же лицо встречается и у Вацлава Холлара в “Королеве Туниса”, и в иллюстрациях к Алисе в стране чудес у Джона Тенниела.
  2. Да. Этот ответ более подобен народным преданиям. Но преданиям очень распространенным. Кого же считают прототипом Уродливой герцогини? А вот кого – графиню Маргариту Маульташ, последнюю правительницу независимогоТироля.
Безобразная герцогиня

Вацлав Холлар, Королева Туниса

Безобразная герцогиня

Джон Тенниел, иллюстрация к Алисе в стране чудес

Маргарита Маульташ

Лично я склонна поддерживать первую версию, невзирая на свою любовь ко всякого рода легендам. Есть и другая причина для такого моего мнения: если в историческом описании я встречаю названия мест, где побывала лично – для меня эти места и люди, их населявшие, становятся как бы родными. А читая про Маргариту, я встретила два названия – Больцано и Мерано. Я ведь только что оттуда и не просто побывала, а неумно восхищалась! Поэтому первый эмоциональный порыв: защитить Маргариту от этой исторической клеветы!

Но что ещё пишут? Существует устойчивая традиция, согласно которой эту графиню считают самой, мягко говоря, несимпатичной женщиной в истории. В своё время с огромным интересом и удовольствием читала “Безобразную герцогиню” Л. Фейхтвангера. Эта книга о ней, о Маргарите Маульташ. И там она описана как какая-то безобразная жаба. Но была ли Маргарита действительно так некрасива в жизни? Боюсь, этого мы не узнаем уже никогда. Но во всяком случае, и так безоговорочно принимать факт её уродства я тоже не собираюсь. Потому как имеются – достоверные или нет – свидетельства современников: она была если не красавицей, то весьма привлекательной особой. На портрете 16-го века графиня Тироля изображена такой себе симпотягой:

Безобразная герцогиня

Маргарита, графиня Тироля и герцогиня Баварии. Портрет первой половины XVI века

Сдаётся мне, что слухи о внешнем уродстве были вызваны скорее всякими эпатажными событиями из жизни этой женщины. Весьма скандальным оказался её первый брак, за ним последовали войны, отлучение от церкви, отречение от своих владений, запрет на посещение Тироля в конце жизни. Маргарита имела и политических противников, и личных недоброжелателей. Думается, что всё это вместе взятое и заклеймило графиню, как самую уродливую женщину…

 

Была ли графиня Тироля Безобразной герцогиней?

Оцените эту запись

turov.top

Уродливая герцогиня — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) К:Картины 1513 года

«Уродливая герцогиня» — картина Квентина Массейса, хранящаяся в Лондонской национальной галерее.

Карикатура как новая форма искусства

В начале XVI века задолго до братьев Агостино и Аннибале Каррачи, живописцев, считающихся основателями этой новой формы искусства, карикатура — оптическое искажение человеческого облика, в особенности лица, явно документировала психосоциальную потребность перенести на полотно для порицания и высмеивания определенные черты человеческой натуры.

Деформация и даже деструкция черт лица — носа, рта, лба или ушей вызывает чувство смеха по причине вскрываемой слабости персонажа — желание видеть себя, несмотря на преклонный возраст, молодой, желанной соблазнительницей, и привлекать к себе восторженные взгляды. Портрет работы Квентина Массейса несущий характерные гротесковые формы изображения, представляет собой с композиционной точки зрения типичный для Нидерландов и Италии XV века образец.

Видео по теме

Описание

Старуха в огромном чепце и дряблой грудью, сжатой шнуровкой корсета, за парапетом, на который она положила левую руку, а в правой держит бутон, что подчеркивает насмешку художника над своей героиней. Сомнительно, что полотно действительно является портретом. Картина скорее всего основана на не дошедшей до наших дней работе, которую, возможно, и Леонардо использовал для своего раннего рисунка[1]. По утверждению исследователей Леонардо имел ненасытный интерес к необычным лицам, уродцам, которые для него были еще более интригующими из-за его работы над системой идеальных пропорций тела[2].

Новый идеал красоты не допускал случайностей во внешности. В них виделось отклонение от общественно принятых идеалов. Массейс методически сконструировал свою «Старуху» по принципам систематического отступления от идеала красоты. Этот взятый за основы метод соответствует экспериментам по деформации в книге Дюрера «Эскизы пропорции».

Смешной для современников частью портрета Массейса являлась одежда. Подобный чепец носили до 1450 года, что видно из портрета Яна ван Эйка, изображающего его жену Маргариту.

Интересные факты

Своими гротесковыми псевдопортретами Леонардо и Массейс создали прецедент, когда образ, не имеющий ничего общего с оригиналом, может быть использован в различных сатирических целях. Так встречается он в различных графических репродукциях, например, под названием «Королева Туниса» у Вацлава Холлара или как портрет Маргариты Тирольской. Наконец, в XVII столетии как портрет сестры Папы Пия VI, принцессы Порчии, которая с войском иезуитов пыталась спасти религию[источник не указан 589 дней]К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан).

По мнению автора книги «Аннотированная Алиса» Мартина Гарднера, иллюстратор первого издания «Алисы в Стране чудес» Джон Тенниел при создании образа герцогини вдохновлялся работой Массейса[3].

См. также

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Уродливая герцогиня

«Уродливая герцогиня» — картина Квентина Массейса, хранящаяся в Лондонской национальной галерее.

Содержание

  • 1 Карикатура как новая форма искусства
  • 2 Описание
  • 3 Интересные факты
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Карикатура как новая форма искусства

При всем рационализме попытки эмпирически воспроизвести окружающую нас реальность, портрет по-прежнему производит магическое воздействие на наблюдателя. В начале XVI века задолго до братьев Агостино и Аннибале Каррачи, живописцев считающихся основателями этой новой формы искусства, карикатура — оптическое искажение человеческого облика, в особенности лица, явно документировала психосоциальную потребность перенести на полотно для порицания и высмеивания определенные черты человеческой натуры.

Деформация и даже деструкция черт лица — носа, рта, лба или ушей вызывает чувство смеха по причине вскрываемой слабости персонажа — желание видеть себя, несмотря на преклонный возраст, молодой, желанной соблазнительницей, и привлекать к себе восторженные взгляды. Портрет работы Квентина Массейса несущий характерные гротесковые формы изображения, представляет собой с композиционной точки зрения типичный для Нидерландов и Италии XV века образец.

Рисунок, Леонардо

Описание

Старуха в огромном чепце и дряблой грудью, сжатой шнуровкой корсета за парапетом, на который она положила левую руку, а в правой держит бутон, что подчеркивает насмешку художника над своей героиней. Сомнительно, что полотно действительно является портретом. Картина скорее всего основана на не дошедшей до наших дней работе, которую, возможно, и Леонардо использовал для своего раннего рисунка. По утверждению исследователей Леонардо имел ненасытный интерес к необычным лицам, уродцам, которые для него были еще более интригующими из-за его работы над системой идеальных пропорций тела.

Новый идеал красоты не допускал случайностей во внешности. В них виделось отклонение от общественно принятых идеалов. Массейс методически сконструировал свою «Старуху» по принципам систематического отступления от идеала красоты. Этот взятый за основы метод соответствует экспериментам по деформации в книге Дюрера «Эскизы пропорции».

Портрет жены, Ян ван Эйк

Смешной для современников частью портрета Массейса являлась одежда. Подобный чепец носили до 1450 года, что видно из портрета Яна ван Эйка, изображающего его жену Маргариту.

Интересные факты

Своими гротесковыми псевдопортретами Леонардо и Массейс создали прецедент, когда образ, не имеющий ничего общего с оригиналом, может быть использован в различных сатирических целях. Так встречается он в различных графических репродукциях, например, под названием «Королева Туниса» у Вацлава Холлара или как портрет Маргариты Тирольской. Наконец, в XVII столетии как портрет сестры Папы Пия VI, принцессы Порчии, которая с войском иезуитов пыталась спасти религию.

«Королева Туниса», Вацлав Холлар

По мнению автора книги «Аннотированная Алиса» Мартина Гарднера, иллюстратор первого издания «Алисы в Стране чудес» Джон Тенниел при создании образа герцогини вдохновлялся работой Массейса.

См. также

  • Безобразная герцогиня
  • Маргарита Маульташ

Примечания

  1. ↑ Die Entdeckung des Sichtbaren (нем.). 1987. ISBN 3-608-76148-9
  2. ↑ Leonardo da Vinci, by Kenneth Clark (англ.), ISBN 978-0-14-016982-9
  3. ↑ Gardner, Martin. The Annotated Alice. — Кливленд и Нью-Йорк: World Publishing Company, 1963. — P. 82.

Ссылки

  • «Уродливая герцогиня» в базе данных Лондонской Национальной галереи (англ.)

Уродливая герцогиня Информация о

Уродливая герцогиняУродливая герцогиняУродливая герцогиня

Уродливая герцогиня Информация Видео

Уродливая герцогиня Просмотр темы.

Уродливая герцогиня что, Уродливая герцогиня кто, Уродливая герцогиня объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Уродливая герцогиня (картина, Массейс, ок.1513)

 Уродливая герцогиня (картина, Массейс, ок.1513)

«Уродливая герцогиня» — картина Квентина Массейса, хранящаяся в Лондонской национальной галерее.

Карикатура как новая форма искусства

При всем рационализме попытки эмпирически воспроизвести окружающую нас реальность, портрет по-прежнему производит магическое воздействие на наблюдателя.

В начале XVI века задолго до братьев Агостино и Аннибале Каррачи, живописцев считающихся основателями этой новой формы искусства, карикатура — оптическое искажение человеческого облика, в особенности лица, явно документировала психо-социальную потребность, ненависть и агрессию по отношению к определенным личностям символически перенести на полотно и сделать их посмешищем посредством деформации их «чучел».

Подобная деформация черт лица — носа, рта, лба или ушей вызывает чувство смеха по причине определенного представления о стандарте красоты. Эти нормы превратились в общественные идеалы и любое отклонение от этих норм рассматривалось как нечто отталкивающее, ненатуральное. Портрет работы Квентина Массейса несущий характерные гротесковые формы изображения, представляет собой с композиционной точки зрения типичный для Нидерландов и Италии XV века образец.

Описание

Старуха в огромном чепце и дряблой грудью, сжатой шнуровкой корсета за парапетом, на который она положила левую руку, а правую выпрямляет жестикулируя. Сомнительно, что полотно действительно является портретом. Картина скорее всего основана на не дошедшей до наших дней работе, которую, возможно, и Леонардо использовал для своего раннего рисунка[1]. По утверждению исследователей Леонардо имел ненасытный интерес к необычным лицам, уродцам, которые для него были еще более интригующими из-за его работы над системой идеальных пропорций тела[2].

Новый идеал красоты не допускал случайностей во внешности. В них виделось отклонение от общественно принятых идеалов. Массейс методически сконструировал свою «Старуху» по принципам систематического отступления от идеала красоты. Этот взятый за основы метод соответствует экспериментам по деформации в книге Дюрера «Эскизы пропорции».

Смешной для современников частью портрета Массейса являлась одежда. Подобный чепец носили до 1450 года, что видно из портрета ван Эйкa, изображающего его жену Маргариту.

Интересные факты

Своими гротесковыми псевдо-портретами Леонардо и Массейс создали прецедент, когда образ не имеющий ничего общего с оригиналом может быть использован в различных сатирических целях. Так встречается он в различных графических репродукциях, например, под названием «Королева Туниса» у Вацлава Холлара или как портрет Маргариты Тирольской. Наконец в 17 столетии как портрет сестры Папы Пия VI, принцессы Порчии, которая с войском иезуитов пыталась спасти религию.

Примечания

  1. ↑ Die Entdeckung des Sichtbaren(нем.). 1987. ISBN 3-608-76148-9
  2. ↑ Leonardo da Vinci, by Kenneth Clark(англ.), ISBN 978-0-14-016982-9

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Уровни организации живых систем
  • Урод в замке (фильм)

Смотреть что такое "Уродливая герцогиня (картина, Массейс, ок.1513)" в других словарях:

  • Уродливая герцогиня — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

dic.academic.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта