Портрет девушки в мехах (картина Тициана). Тициан картина куртизанки


что нужно знать о городе на воде, чтобы лучше понимать Тициана: vakin

Искусствоведы любят рассуждать: Флоренция предпочитала линии, а вот Венеция — исключительно краски. Поэтому, дескать, только в Венеции и мог сформироваться лучший в мире колорист Тициан. Но наши истории — совсем не об этом. Мы расскажем вам о Венеции в других ракурсах: о её политике и проститутках, о такси и газетах, о пище и эпидемиях, а также о том, как всё это определило биографию Тициана (и отчасти его современников — от да Винчи до Вазари).

Тициан. Автопортрет. 1550−1562. Берлинская картинная галереяДжентиле Беллини. Чудо св. Креста у моста Сан-Лоренцо в Венеции. 1500Темпера, Холст

Венеция в эпоху Тициана была не просто городом, а небольшим государством и сильнейшей морской державой. Ведь художник жил в XVI веке, когда Италия еще не была единым государством и только стояла на пороге национального объединения. Будущая Италия составилась из отдельных городов-коммун. И Венеция, гордо называвшая себя Республикой Святого Марка, была из них самой амбициозной.

Венецию ненавидели сменяющиеся римские Папы. Она не смущаясь захватывала области, издревле принадлежащие святому престолу: Равенну, Римини, Фаенцу. Падуя, Виченца и Верона платили Венеции дань. В апреле 1509 года Папа Юлий II наложил на Венецию за её захватническую политику интердикт — запрет любых церковных действий на её территории. Оказывается, и так бывает: целый город можно отлучить от церкви.

Вторым злейшим врагом Венеции во времена молодости Тициана был германский правитель Максимилиан, порывавшийся объединиться с испанскими Габсбургами и завоевать итальянские земли. Ну, а самый крутой замес случился, когда Максимилиан вознамерился встретиться с римским Папой, пообещавшим короновать его как императора. Одна загвоздка: чтобы добраться до Рима, воинственному германцу надо было пересечь Венецию. И Венеция ему это законодательно запретила! Конечно, рассвирепевший Максимилиан прошёлся тогда по ней «огнём и мечом», но сам факт запрета впечатляет.

Вот в такой город — дерзкий, наглый, самоуверенный — приезжает из провинциального Кадора юный Тициан, чтобы остаться там навсегда и составить мировую славу и себе, и Венеции.

Тициан Вечеллио. Ассунта: Вознесение Девы Марии1518, 690×360 см. Масло, Дерево

Матушка Тициана Лючия Вечеллио не хотела отпускать его в Венецию. Но это будет потом, когда Тициан станет приезжать «на побывку» и рассказывать, какие у них там, в Венеции, нравы, карнавалы и факельные шествия. А вначале именно из-за матери Тициана и отправили учиться в город на воде. Подростком он однажды нарисовал на беленой стене дома Деву Марию. Вернувшаяся с воскресной мессы Лючия разрыдалась: пресвятая Дева была, как две капли воды, похожа на неё.

Отец Тициана тогда постановил: пусть едет в Венецию и учится рисовать. Но мать так сокрушалась, что за компанию с Тицианом отправили и его брата Франческо: вдвоём всё-таки не так страшно, да и повеселее будет. Так братья Вечеллио стали учениками мозаичиста. Мозаики у венецианцев были популярны, а вот фресок почти никто не писал. Фрески в разъедающе-влажном воздухе Венеции, содержащем солёную морскую взвесь, просто не выживали — разрушались ещё при жизни своих создателей.

Каждый раз после каникул, проведённых дома в Кадоре, Тициан и Франческо возвращались в Венецию, навьюченные, как верблюды. Чем же? Биограф сладострастно перечисляет: «сырокопчёными окороками, колбасами, головками острого овечьего сыра, бутылями оливкового масла и бурдюками с добрым домашним вином…» Уж о чем о чем, а о пище донна Лючия Вечеллио заботилась крепко. А как иначе, если в этой самой Венеции едят — мама миа, противно даже подумать! — морских гадов и эти ужасные макароны, завезённые из Китая Марко Поло.Тициан Вечеллио. Богоматерь скорбящаяТициан Вечеллио. Скорбящая Богоматерь (Мадонна Долороса с разведенными руками)

Тициан. Богоматерь скорбящая, 1550, Лувр68×61 см

Тициан. Богоматерь скорбящая, 1554, Прадо68×53 см

Бичом Венеции была чума, но Тициан, вопреки устоявшемуся заблуждению, умер не от этого. Да, смерть Тициана пришлась на год жесточайшей эпидемии, но версия о том, что и он стал жертвой чумы, вызывает сомнения. Дело в том, что Тициан был погребён не на чумном кладбище, а в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари. От чумы скончался другой Вечеллио — Орацио, сын Тициана, тоже художник. А сам Тициан, будучи весьма преклонных годов, тихо умер в своей мастерской, согласно преданию, с картиной в руках.

Но чума и вправду сыграла в жизни Тициана роковую роль. Когда Тициан только пытался покорить Венецию, там гремело другое имя — Джорджоне. Венецианцы готовы были носить на руках этого легкомысленного и гениального художника с необыкновенно лиричной манерой письма. Он был безумно популярен у местных интеллектуалов и коллекционеров, но умер от чумы довольно молодым. Тициан чудом успел оказаться у дома Джорджоне, когда рядом уже пылали костры: в них сжигали зачумлённые вещи покойника. Рискуя жизнью, Тициан спас от огня несколько картин Джорджоне, включая знаменитую «Спящую Венеру». А потом поклонники Джорджоне обратились к Тициану с просьбой дописать некоторые картины, которые не успел закончить их кумир. И хотя Тициан сделал всё на совесть и не претендовал на авторство дописанных работ, ему потом очень долго пришлось доказывать авторство уже собственных картин: злые языки нашёптывали, что их написал Джорджоне, а Тициан пытается присвоить себе чужую славу.

Интересно, что до испепеляющей чумы 1510 года, знаменитые венецианские гондолы были яркими и разноцветными. Но им пришлось перевозить жуткую ношу. Тысячи и тысячи трупов плыли по Большому каналу на острова Сан-Ладзаро и Лидо, где были чумные кладбища. Городская легенда гласит, что именно тогда власти Республики Святого Марка в память об умерших постановили оставлять гондолы просто покрашенными черным лаком.

Джорджоне. Спящая Венера. 1510Масло, Холст

Тициан Вечеллио. Венера Урбинская1538, 119×165 см

В Венеции в середине XVI века было 11 тысяч легализованных проституток, и Тициан не брезговал их услугами. В первую очередь, речь, конечно, идёт о позировании. Но и об удовольствии — тоже. Тициан был от природы силён, крепок и наделён несокрушимым здоровьем. К тому же довольно долго (даже прижив двоих сыновей) официально оставался холостяком. Вполне природно, что он прибегал к услугам жриц любви, а они платили степенному и доброму Тициану пылкой привязанностью.

11 тысяч проституток — целый социальный класс! Они исправно пополняли венецианскую казну своими налогами. В богатой Венеции уже в XVI веке была высокоразвитая полиграфия и раз в году для удобства граждан печатался каталог жриц любви — с именами, адресами и ценами, которые различались в зависимости от удалённости от центра города. Ограничений для куртизанок было немного: например, им предписывалось выходить из дома исключительно в жёлтой шали, чтобы клиенты, не доведи господь, не перепутали их с благочестивыми женщинами.

Личные предпочтения Тициана не были секретом. Будучи и сам могуч и статен, он всегда любил крупных женщин. О-о-очень крупных, широкоплечих, мощных — куда там Рубенсу! Вот как биограф, прибегая к извиняющимся аналогиям и экивокам, пишет о вкусах Тициана — не то художественных, не то интимных: «Художник не любил предрассветную дымку, начало дня и хрупкость юных дев. Ему больше по душе начало осени, часы перед закатом, и он отдаёт предпочтение полнокровной и уже познавшей прелести жизни натуре».

Тициан Вечеллио. Портрет женщины1512, 119.4×96.5 см

Тициан Вечеллио. Флора. 1517, Уффици79×63 см

Антонис ван Дейк. Тициан и его возлюбленная1630-е , 30×23.2 см

Довольно долго, с лёгкой руки критика Джона Рескина, принято было считать, что на этой картине Карпаччо изображены две венецианских проститутки в ожидании клиента. На это, якобы, указывали и их откровеннейшие декольте, и стоящие у балюстрады цокколи — шлепанцы на высокой платформе, любимая обувь венецианских дам полусвета, и выжидательные взгляды и позы, и записка, прижатая лапой собаки. Павел Муратов, автор знаменитых «Образов Италии», даже полагал, что на террасе куртизанки сушат волосы после покраски их в моднейший в Венеции колорит — рыжевато-золотой. Правда, после того, как во 2-й половине ХХ вка была найдена недостающая верхняя часть доски (благодаря ей, в частности, становится понятно, что цветок в вазоне — это белая лилия, символ непорочности), дамы были «реабилитированы» и теперь считаются просто знатными венецианками, ожидающими мужей с охоты.

Витторе Карпаччо. Куртизанки (Две венецианки)1510, 94.5×63.5 см

Врагом Венеции № 3 (после Папы и германского императора) были турки. Но какое отношение, спросит читатель, этот факт имел к художественной жизни? Да самое непосредственное! Современник Тициана Леонардо да Винчи бывал в Венеции. Именно в городе на воде его посетила гениальная идея создания подводной лодки. Леонардо считал, что только так у Венеции появится реальный шанс отбиться от турецкого флота.

В течение трёхсот лет Венеция умудрялась с турками одновременно и воевать, и торговать. Учитель Тициана Джентиле Беллини (старший брат Джованни, позже Тициан перейдет учиться к нему) жил при турецком дворе, помогая своим искусством наводить мосты между враждующими субъектами — огромной Османской империей и маленькой, но гордой Республикой Святого Марка. Профильный портрет султана Мехмеда II Завоевателя работы Беллини, по словам современного писателя и лауреата Нобелевской премии Орхана Памука, и до наших дней в Турции является культовым — примерно как портрет Че Гевары на Кубе.

Когда Джентиле осмелился преподнёсти Мехмеду II в дар полотно с отрубленной головой Иоанна Крестителя, султан заметил, что жилы, торчащие из головы, написаны неправильно. Джентиле попробовал возразить. Мехмед немедленно выхватил саблю, отсёк голову стоящему рядом слуге и принялся объяснять тонкости анатомии на живом (точнее, уже не живом) примере.

В пору расцвета таланта Тициана османами правил уже другой султан — Сулейман I Великолепный. Тем, кто смотрел турецкий сериал «Великолепный век», не нужно объяснять, кто он был такой. В 1521-м году Сулейман подписал мир с Республикой Святого Марка. Не слишком ясно, бывал ли при дворе султана Тициан, но, например, его портрет Лауры Дианты (любовницы герцога Альфонсо д`Эсте, занявшей место его законной жены Лукреции Борджиа) из-за чалмы на её голове одно время ошибочно считался портретом жены султана. И, к сожалению, до сих пор достоверно не известно, изображена ли на двух приведённых ниже портретах жена Сулеймана Хюррем или его дочь Камерия (Михримах), а также принадлежат ли они самому Тициану, которому приписываются, или живописцам его мастерской.

Камерия, дочь султана Сулеймана (?). Холст, масло. 1555. Местонахождение неизвестно.

La Sultana Rossa (Рыжеволосая Султана). Ок. 1550. Музей Ринглинга. Сарасота, США

Тициан Вечеллио. Портрет Лауры Дианти1523, 118×93 см. Масло, Холст

Венеция эпохи Тициана — родина такси и газет. И это совсем не преувеличение и шапкозакидательство из разряда «родина слонов и футбола», а чистая историческая правда.

Венеция славилась свободой слова и фельетонами антифеодальной направленности. Так что вполне закономерно, что именно там начали выпускать бойкий печатный листок под названием «Гадзеттино», от которого произошло слово газета. А название первому медиа Венеции дала мелкая монетка с изображением сороки (по-итальянски — gazza) — как раз столько тогда стоила газета.

В начале XVI века Джованни Таксис, предприниматель из Бергамо, открыл в Венеции, у самого моста Риальто, почтово-транспортную контору. Экипажи Таксиса могли отвезти хоть в Верону, хоть в Падую, и очень скоро он стал в своей сфере монополистом. Есть версия, что и название «такси» происходит от его имени. Так это или нет, но Тициан с удовольствием пользовался услугами вновь изобретённого сервиса, заказывая дилижансы в конторе Таксиса. Особо приятно было, что в холодное время года в некоторых из них предусматривался подогрев. Единственное, что расстраивало, — дилижансы Таксиса не хотели везти на родину Тициана в Кадор: это была труднопроходимая гористая местность, пересечённая реками, и к тому же — в сравнении с Венецией — жуткая глушь.

Тициан Вечеллио. Портрет молодого человека с перчатками. Лувр1520, 100×89 см

Тициан Вечеллио. Портрет благородного венецианца. Национальная галерея искусств, Вашингтон1507, 76×64 см

Чтобы занять в Венеции выгодную административную позицию, Тициан пытался «подсидеть» Джованни Беллини. Была такая традиционная для города должность — соляной посредник. Тогда считалось, что в минералах (неважно, пигменты это для красок или соль для употребления в пищу) лучше всего разбираются именно художники. По правде сказать, ко времени Тициана функция посредника была чисто номинальной. Зато она автоматически давала множество преимуществ: должность главного художника республики, 100 не облагаемых налогом золотых дукатов ежегодно, двоих помощников и роскошную мастерскую.

Тициан использовал все наработанные связи, чтобы занять это место, хотя соляным посредником уже много лет числился престарелый Джованни Беллини, его учитель. Интриги Тициана сработали. Он получил, что хотел, и сверх этого — недостроенный дворец Франческо Сфорца на Большом канале для устройства мастерской. Там было всё: просторные залы, стеклянный потолок, дающий невероятное нужное для работы освещение и даже личный причал. Однако дряхлый Беллини, узнав о таком нечеловеческом коварстве, враз передумал умирать и через суды восстановил свои утраченные было права.

Только после его смерти раскаявшийся в ослепившей его алчности Тициан всё же станет соляным посредником.

Джованни Антонио Каналь (Каналетто). Приём французского посла во Двореце Дожей в Венеции1720-е , 181×259.5 см. Масло, Холст

Джорджо Вазари ревновал Тициана к Венеции. Известно, что Вазари, этот неутомимый человек-оркестр и ходячая энциклопедия, не включил Тициана в первое издание своих знаменитых «Жизнеописаний». И это было так нелогично и странно: каких-то третьестепенных авторов Вазари описывает подробно, а такую «глыбу и матерого человечища», как Тициан, — нет. А ведь они даже были лично знакомы, встречались несколько раз. И во второе издание «Жизнеописаний», выпушенное через 15 лет после первого, Вазари всё же, скрепя сердце, главу о Тициане включил.

Но почему же он проигнорировал Тициана в первом? Оказывается, из чисто цеховой ревности. Вазари было важно доказать, что родина великого искусства — это Рим и его любимая Флоренция, а не какая-то там возомнившая о себе Венеция.

Тициан Вечеллио. Аллегория благоразумия1565, 75.5×68.4 см

Цитаты взяты из книги Александра Махова «Жизнь и творчество Тициана».Автор Анна ВчерашняяИсточник - Артхив

vakin.livejournal.com

Тициан. Из музеев Италии.: philologist

Все фотографии, кроме двух первых -: Александра Тетерина. http://halloart.ru/showthread.php?t=2377Впервые в России в ГМИИ им. А.С. Пушкина представлена выставка произведений одного из величайших мастеров эпохи Возрождения Тициана Вечеллио (1488/1490 – 1576), который вошел в историю мировой живописи как выдающийся колорист, мастер психологического портрета, реформатор религиозной картины, во многом определивший развитие живописи последующего времени. В экспозиции представлены 11 шедевров из 10 музейных собраний 8 городов Италии. Это картины на религиозные и мифологические сюжеты, а также портреты.

Ипполит Тэн в очерке «Венецианская живопись XVI века» пишет: «Когда пытаешься вообразить себе Тициана — видишь счастливого человека, «самого счастливого и самого благополучного, какой когда-либо был между ему подобными, получавшего от неба только одни милости и удачи», первого между всеми своими соперниками, принимавшего у себя на дому королей французского и польского, любимца императора, испанского короля Филиппа II, дожей, папы Павла III и всех итальянских государей, возведенного в сан рыцаря и графа Империи, засыпанного заказами, широко оплачиваемого, получающего пенсии и умело пользующегося своим счастьем… Ему чужда буйность; его не тревожат безмерные и мучительные замыслы; его живопись здорова, свободна от болезненных исканий и тягостной сложности; он пишет постоянно, без напряжения и без порывов, в течение всей своей жизни…Он не спешит; он хранит долго свои работы у себя, чтобы пересматривать их и доводить до совершенства…Тициан любит наш мир, понимает его, замыкается в нем и воспроизводит его, улучшая, но не пересоздавая и не уничтожая.»

«Мадонна с младенцем» - одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). В начале своего пути стиль Тициана был близок стилю другого мастера итальянского Возрождения – Джорджоне, причем настолько, что какое-то время атрибуция этой картины была под вопросом. Вазари в своем известном труде "Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" писал о Тициане как о продолжателе традиций Джорджоне: «Итак, Тициан, увидев технику и манеру Джорджоне, оставил манеру Джан Беллино, хотя и потратил на нее много времени, и примкнул к Джорджоне, научившись в короткое время так хорошо подражать его вещам, что картины его нередко принимались за произведения Джорджоне».,.

«Мадонна с младенцем» 1509-1510 Бергамо, Пинакотека Академии Каррары

Тициан работал почти одновременно над двумя заказными картинами, небольшими по размеру и выполненными на дереве на одну и ту же религиозную тему - «Мадонна с младенцем» (вторая находится в Нью-Йорке, в Метрополитен-музее). При сравнении видно, что художник пользовался одной и той же моделью, облаченной в ярко-красный хитон. Композиция картины довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). "Мадонна с младенцем" также имеет второе название – "Мадонна Лохиса" - по имени известного европейского коллекционера XIX века графа Гульельмо Лохиса (Guglielmo Lochis), жемчужиной собрания которого она была.

Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет - «Крещение Христа». На картине три персонажа – сам Христос, облаченный в белое и стоящий по колено в реке Иордан, Иоанн Креститель,и в правом углу картины – мужчина в черном, наблюдающий за таинством крещения. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины, оплативший Тициану ее создание. Два обручальных кольца на руке мужчины в черном символизируют земной брак Рама и его мистический брак с Богом – идея так называемого "мистического брака между Богом и человеком" была общим местом в теологии времен Возрождения.

«Крещение Христа» 1512 Рим, пинакотека КапитолинаЭту картину относят к периоду, когда Тициан выработал собственный стиль и его работы стали все менее походить на произведения Беллини и Джорджоне. Художнику в этой работе  удалось достигнуть эффекта сфумато, знаменитого приема, изобретенного Леонардо да Винчи, позволяющего передать на картине воздух, окутывающий ее героев. До конца XVI века эта картина находилась в собственности семейства Рам, затем была продана и спустя какое-то время, в 1750-м году, попала в коллекцию капитолийской Пинакотеки.

Выдержка из письма художника от 31 мая 1513 года, которое является первым из всех дошедших до нас его писем: «,,,С раннего детства я, Тициан из Кадора, задался целью овладеть искусством живописи, но не корысти ради, а только ради обретения славы, пусть даже самой малой, чтобы оказаться в сонме тех, кто в настоящее время занимается этой профессией. Мне удалось превзойти многих в этом деле, ибо только меня сейчас призывают к себе Его Святейшество и другие знатные особы с просьбой послужить им..»

«Флора», 1515 Галерея Уффици, Флоренция

Портрет относится к раннему периоду творчества Тициана (художнику было приблизительно – 25 лет) и является квинтэссенцией того, что принято называть "тициановской красотой", чувственной и полнокровной. Хотя картина названа в честь древнеримской богини природы Флоры, но, скорее всего, на полотне изображена какая-то реальная знакомая Тициана — возможно, одна из венецианских куртизанок. По одной из версий, натурщицей была легендарная возлюбленная Тициана по имени Виоланта — золотоволосая красавица и, возможно, дочь художника Пальмы Старшего, но никаких документальных свидетельств, которые могли бы подтвердить или опровергнуть этот факт, нет. Также до сих пор исследователи гадают, кто предстает перед зрителями – непорочная дева, или же искусная куртизанка. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – "Женщина перед зеркалом" (Лувр) и "Саломея" из галереяи Дориа Памфили (Соломея держит на блюде отрезанную голову Иоанна Крестителя, которому художник придал сходство с собой)., а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса.Неизвестно, как называл картину сам автор, — имя картине дали последующие поколения, из-за того, что женщина держит в руке цветы, типичный атрибут богини Флоры. Полотно было очень популярным всегда, и его гравированные изображения дошли даже в далекую Голландию к Рембрандту, который, вдохновившись им, написал свою «Саскию в образе Флоры».

В портретах Тициан раскрывается как художник, остро воспринимающий жизненные контрасты и противоречия, видящий в современнике внутренне сложную личность, создающий характеры глубокие, наделенные необычайно яркой индивидуальностью. Таков один из ранних портретов Тициана в галерее Питти – «Винченцо Мости», где образ поражает утонченным благородством и холодной, почти высокомерной сдержанностью.

Портрет Томаззо или Винченцо Мости. Переведен с дерева на холст. Масло 1520-1526 годы Галерея Палатина Палаццо Питти во Флоренции.

Портрет происходит из собрания кардинала Леопольдо деи Медичи, в 1675 году вместе со всей коллекцией кардинала поступил в Питти. Надпись на обороте, возможно, скопированная со старой, утверждает, что портрет изображает Томмазо Мости, секретаря герцога Феррары, Модены и Реджио Альфонсо д'Эсте. Однако в 1952 А Ладзари, нашедший новые архивные документы о семье Мости, доказал, что моделью Тициана не мог быть Томмазо Мости, носивший сан священника, в то время, как, на портрете изображен молодой человек в светском костюме. Ладзари высказал предположение, что портрет галереи Питти написан с брата Томмазо – Винченцо Мости, так же бывшего секретарем и фаворитом ферарского герцога. «Винченцо Мости» - один из лучших портретов Тициана 20х годов – завершает, вместе с луврским «Юношей с перчаткой», первый период творчества величайшего итальянского портретиста.В облике молодого придворного – уравновешенность, спокойное самообладание. Спокойствие позы, устойчивость и ясность пирамидальной композиции, ритмическое равновесие рождают ощущение собранности, внутренней организованности. И в то же время холодновато-невозмутивый герой Тициана представляется наделенным необычайной для итальянского портрета того времени полнотой жизни. Художник находит в облике своего героя и черты определенного, неповторимого характера, подчеркивает твердость и законченность черт лица, открывает в своей модели не только очарование молодости, но и черты натуры, искушенной в жизни, наделенной спокойным и чуть ироничным умом.

Портрет графа Антонио ди Порчиа 1535 Милан, Пинакотека Брерра

Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Официальный портрет благородного мужа (один из самых больших портретов Тициана) - типичная для того времени работа на заказ. Исследователи считают эту работу одной из лучших работ зрелого периода художника. Величественность графа подчеркивает массивная золотая цепь, напоминающая орден Золотого руна. Спокойный, внимательный взгляд, спокойные, пушистые облака, не закрывающие синеющее за окном небо.Картина долгие годы хранилась у потомков господина Порчия, а потом вместе с семьей переехала в Милан, где была унаследована Евгенией Висконти Литта Аресе, которая в 1891 году в свою очередь подарила ее городскому музею - Пинакотеке Брера.

Тициан был мастером исключительно мужского портрета. Женские портреты у него немногочисленны, в них нашли отражение черты идеальной красавицы— венецианки: молодость, здоровье и пышные формы.

«La Bella Красавица» 1536 Флоренция, Палаццо Питти, Галерея Палатина

Возможно. Картина написана для урбинского герцога Франческо мария дела Ровере или его сына Гвидобальдо. Поступила в коллекции Медичи в 1631 году, как и все картины урбинского собрания, с наследством супруги Фердинандо II Медичи Виттории делла Ровере. Возможно, именно этот портрет упоминается в письме урбинского герцога Франческо Мария делла Ровере своему послу в Венеции Леонарди как "Дама в синем". Имя изображенной неизвестно; делались попытки видеть в портрете идеализированное изображение урбинской герцогини Элеоноры Гонзага, но несходство «Bella» с портретом Элеоноры, хранящимся в Уффици, слишком велико. Похоже, изображенная женщина послужила моделью так же для тициановской « Девушки в шубке» венского Музея истории искусств и «Венеры Урбинской» из Уффици. «Bella» принадлежит к числу самых обаятельных и типичных женских портретов Тициана. Обаяние красоты, молодости, здоровья, счастливая полнота бытия, венецианское великолепие и праздничность гармонично сочетаются в нем с торжественной величавостью. Характерный для портретов этих лет поколенный формат позволяет Тициану подчеркнуть спокойствие и уверенность осанки молодой дамы, придать портрету импозантность.

«Cреди, бесчисленных учеников Рафаэля Урбинского, большая часть которых стали мастерами своего дела, ни один не подражал лучше его манере, выдумке, рисунку и колориту, чем Джулио Романо, и ни один из них не был более его основательным, гордым, уверенным в себе, своенравным, переменчивым, щедрым и всеобъемлющим, не говоря уже о том, что он был очень приятным в обращении, веселым, приветливым и хорошо воспитанным. За все эти качества Рафаэль любил его так, что будь Джулио его сыном, он не мог бы любить его сильнее, и потому-то он всегда и пользовался его помощью в самых важных работах…» (Джорджо Вазари «Жизнеописание Джулио Романо, живописца»)

«Портрет Джулио Романо» около 1536 Городской музей Палаццо Те, Мантуя

На портрете изображен итальянский живописец и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) (1492 или 1499-1546) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. В юности Джулио некоторое время работал в мастерской Рафаэля, в частности, приняв участие в росписи знаменитых комнат («станцей») Рафаэля в Ватикане. После смерти Рафаэля в 1520 году, Джулио Романо участвовал в завершении некоторых работ мастера. Если его ранние работы близки по стилю к произведениям его учителя, то впоследствии художник полностью отошел от него, став одним из первых великих художников и архитекторов эпохи маньеризма. Около 1525 Джулио Романо приехал в Мантую по приглашению маркиза Федериго II Гонзага; он был назначен главным архитектором дворцов и садов Гонзага, ему было поручено украшение их фресками и античными статуями, а также обновление облика всего города. 31 октября 1546 года Джулио Романо умирает в Мантуе. Любопытно, что Джулио Романо - единственный художник эпохи Возрождения, о котором написал Уильям Шекспир, точнее -  в V акте пьесы «Зимняя сказка» упоминается скульптура «знаменитого итальянского мастера Джулио Романо» , не смотря на то, что Джулио никогда не был скульптором. В ГМИИ есть известная работа Джулиано Романо – "Форнарина" или "Дама за туалетом".Портрет Тициан писал в Мантуе, где у живописцев были совместные дела, и оставил его в подарок другу. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен в 1562 году семейством Гонзага, сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его же проекту и им же расписанном.

«…Однажды, посетив Тициана в Бельведере, Микеланджело и Вазари увидали у него картину, над которой он работал: обнаженную женщину в образе Данаи, принимающей в свое лоно Зевса в виде золотого дождя и (как это принято в присутствии художника ) очень ее расхвалили. Когда же они от него ушли, то, беседуя об его искусстве, Буонарроти его очень хвалил, говоря, что ему нравится весьма его манера и колорит, однако жалел, что в Венеции с самого же начала не учат хорошо рисовать и что тамошние художники не имеют хороших приемов работы. Ибо, говорил он, если бы искусство и рисунок так же помогали этому человеку, как ему помогает природа, в особенности в изображении натуры, то большего нельзя было бы себе представить, имея в виду его прекраснейшее дарование и его изящнейшую манеру…» Вазари "Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих"

«Даная», 1544/45 Национальный музей Каподимонте, Неаполь

Даная – героиня картин многих художников. В древнегреческой мифологии дочь Акрисия, царя Аргосского и Евридики, мать Персея, имя которой упоминается в "Илиаде". Тициан также изображает "кульминационный момент" истории Данаи – Зевс проникает в ее темницу в виде золотого дождя. Из серии картин Тициана на эту тему (5 или 6 версий) в ГМИИ привезли первую.Когда Тициан получил заказ от кардинала Фарнезе на картину «Даная», папский нунций Джованни делла Касса, сказал ему, что в сравнении с «Данаей», более ранняя работа «Венера Урбинская» кажется монашкой из ордена театинцев. «Даная», утверждал он, заставит «дьявола вскочить вам на спину» и вызовет похоть даже у известного своей аскетичностью доминиканского монаха Томазо Бадиа, кардинала Сильвестро. Черты Данаи напоминают любовницу Фарнезе, прототипом которой в соответствии с сохранившимся до наших дней письмом от 1544 года послужила знаменитая в то время куртизанка Донна Олимпия. Картина также предполагает, что любовник вызывает у Данаи восхищение. Возможно, художник льстил кардиналу, сравнивая его с любвеобильным богом, поскольку его огромное богатство давало ему власть обладать всем, чего он желает. В то же время голова Данаи повёрнута к зрителю вполоборота. Возможно, кардинал не хотел, чтобы лицо его любовницы было легко распознать. В свое время картина принадлежала коллекции знаменитой итальянской династии Фарнезе, до того как попала в коллекцию музея. Во времена Второй мировой войны эта работа Тициана была в числе похищенных нацистами произведений искусства, которые были найдены в шахте в Зальцбурге, и вернулась в Неаполь после окончания войны в 1947.

В поздний период работы Тициана теряют легкость и ясность, становясь все более темными и загадочными. Мастер обращается к религиозным сюжетам, трактовка которых приобретает у него довольно мрачное звучание. Главные работы той поры — «Благовещение» (1562-1565) и «Распятие» (1558), трудясь над которыми Тициан писал не только кистью, но и собственными пальцами, будто вылепливая образы Богородицы, архангелов, Иисуса и его апостолов. Техника живописи, палитра, система образов словно перебрасывают мостик от светлого, полнокровного Возрождения даже не к исторически последовавшему за ним маньеризму, а прямо к темному и нервному экспрессионизму ХХ века.

«Распятие Христа, Мадонна, святые Иоанн Евангелист и Доминик» 1558 Анкона, Церковь Сан Доменико

"Распятие" было завершено Тицианом в 1558 году и сейчас принадлежит алтарю церкви Сан-Доменико в Анконе. Эта работа была заказом венецианского купца Петро делла Корнови, переехавшим с семьей из Венеции в Анкону. Композиция картины почти плоская, слева у подножия креста – Дева Мария в темно-синих одеждах, ее лица почти не видно, Святой Доминик обнимает крест, а Святой Иоанн стоит, раскинув руки, не в силах поверить в случившееся.

«Благовещенье» 1453-1565 Церковь сан-Сальвадор, Венеция

Это часть алтарного образа (Тициан кроме "Благовещения" работал также над еще одним образом в этой же церкви - "Преображением Господним"), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Хотя современники критиковали эту "Благовещение" за "грязные цвета", сейчас она воспринимается как одна из наиболее смелых его работ. На картине Мария изображена напуганной, а не смиренно принимающей известие, как ее изображали ранее, а визуальный акцент смещен на архангела Гавриила и Святой дух в центре композиции.

В поздний период творчества Тициан был захвачен созданием наполненных драматизмом картин на христианские сюжеты, но и античность по-прежнему привлекала его. Художник разделял убеждение неоплатоников, что созерцание красоты возвышает человека, то есть -  красота имела для него религиозный смысл.

«Венера, завязывающая глаза Амуру» около 1559-1561 Рим, Галерея Боргезе

Возможно, работа писалась Тицианом для себя и до конца оставалась в доме на Бири. Первое упоминание о ней, как и ее владельце, кардинале Шипионе Боргезе, появляется в 1613 году в форме поэтического посвящения, написанного неким Франкуччи. На одиннадцати страницах высокопарных стихов автор воспевает божественную красоту творения дивного Тициана, способного заставить засиять солнечным светом краски, пред коими меркнет сама природа. Поэт не оправдывает действия Венеры, завязывающей глаза Амуру, дабы он не смел разить стрелами, и заявляет, что: «…Амур незрячий, баловень-ребенок, Рукою тянется к стреле спросонок…». . В инвентаре 1613 года и других инвентарях XVII века фигурирует под названием «Три грации». Это название так же условно, как и «Венера, завязывающая глаза Амуру» . Существуют различные трактовки аллегорического содержания картины, ни одна из которых не является исчерпывающей. Суть тициановской аллегории заключается, видимо, в неоплатонической концепции любви, ее двух ступеней — земной и духовной — небесной. Отсюда тема двух Амуров, один из которых — Антэрос — воплощает чувственную любовь. Повязка, накладываемая на глаза Антэроса, символизирует обуздание чувственной любви, ее очищение. Женщина, накладывающая повязку, обычно отождествляется с Венерой, но некоторые исследователи видят в ней богиню целомудрия Весту. Нимфы, которые держат атрибуты Амура, лук и стрелы, трактуются как Грации, аллегории Чистоты и Наслаждения, весталки и т. п.

«Венеру, завязывающую глаза Амуру» уже можно было видеть в Москве шесть лет назад, когда она стала настоящей сенсацией выставки "Россия-Европа-Россия". С "Флорой" "Венеру" разделяют полвека, и, безусловно, меняется манера письма мастера. Живопись здесь, вдохновившая позже Тернера и импрессионистов, похожа на крупные светоносные цветные пятна, которыми обозначены царственные фигуры богини и нимф. Возникает впечатление, что полотно Тициана дышит - ко времени создания этого произведения он пришел к новой живописной манере. Его холсты того периода вблизи выглядят скоплением хаотично положенных мазков, но стоит зрителю сделать несколько шагов назад, и он увидит, как буквально на его глазах рождаются образы, сотканные из цвета и света. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе.

Джорджо Вазари  «Жизнеописание Леонардо да Винчи» Москва «ЭКСМО» 2005Александр Махов. «Жизнь и творчество Тициана» «Молодая гвардия» 2006«Искусство. Живопись, скульптура, архитектура, графика Книга для чтения Часть I» Составители: Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н., Неклюдова М.Г. Издательство: Просвещение 1987«Искусство итальянского ренессанса. Архитектура, скульптура, живопись, рисунок» Под ред Рольфа Томана KONEMANN 2005«Музеи мира. Галерея Питти. Флоренция»  Составитель альбома И. Смирнова «Изобразительное искусство» Москваhttp:// http://halloart.ru/showthread.php?t=2377http://weekend.ria.ru/art/20130627/829304551-print.htmlhttp://www.arts-museum.ru/events/archive/2013/06/Tiziano/index.phphttp://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=107250578&journalid=2010239&go=next&categ=http://www.liveinternet.ru/users/2350163/post127689292/http://muzei-mira.com/kartini_italia/625-venera-zavyazyvayuschaya-glaza-amuru-tician-vechellio.htmlhttp://www.liveinternet.ru/users/4790422/post281393115/http://www.cult-turist.ru/country-topics/1480/?q=524&it=1480&tdp=hlptrhttp://www.trud.ru/article/28-06-2013/1295905_v_pushkinskij_muzej_priexal_titsian.htmlhttp://www.artitaly.ru/foto.php?art=t/tician/img/103&nhttp://culture-world.ru/?p=75

philologist.livejournal.com

Венецианские соперники: lilac2012

Роскошная бостонская выставка Тициана, Веронезе и Тиноторетто называется "Венецианские соперники" и рассказывает о вражде трёх художников, о Венеции и венецианской моде. На картину одного двое других тут же отвечали похожими картинами. Так они и развешены: картина -- ответ, картина -- ответ, как перестрелка, которая продолжалась почти 40 лет.

Веронезе мягкий и лиричный, Тинторетто жёсткий и напряженный,и оба похожи на свои авторпортреты.ВеронезеТинтореттоРядом висят два"Портрета молодого человека" -- слева кисти Веронезе, справа -- Тинторетто.В следующем зале подряд три"Христа с Эммаусе".ТицианТинтореттоВеронезеТакже рядышком, обрамляя пролёт между залами -- знаменитые"Венеры с зеркалами" Тициана и Веронезе (на обе картинки можно нажать, чтобы расмотреть совсем близко). И всё же старый мастер Тициан на голову выше обоих учеников.Нам Тициан известен вживую по мрачным эрмитажным картинам "Св. Себастьян" и "Мария Магдалина", написанным когда художнику было за 80. Таким я его и запомнила: тёмным, живопишущим страдания и слёзы, и, водя детские экскурсии по "Эрмитажу" в 9-м классе, всё не могла понять, что же в нём такого. (Дети любят светлое и радостное).На самом деле, Венеция -- фейерверк цвета, а Тициан -- самый яркий, самый радостный его цвет. Тёплая, золотистая кожа, оттенённая ярко-белым полотном -- его характерный приём. На выставке первые залы -- молодой Тициан и совсем другие, чем в Эрмитаже, тона и манера письма. Вот "Флора" -- в оригинале от неё не оторваться, она вся светится.ДанаяВенера и АдонисЕщё раз "Венера с зеркалом" - уж очень она венецианская, нарядная.Венера урбинская

В этой тройной венецианской дуэли Тициан помогал молодому Веронезе, говоря современным языком, "добывать гранты", использовал его как пешку в борьбе против Тинторетто. Говорят, Веронезе в ответ подражал Тициану из лести. Если это правда, то подражал он очень удачно, как, например, здесь, в любимой мною "Марсе и Венере". Но, думаю, всё придумали на потеху досужей публики. (На картинку можно нажать, чтобы посмотреть фрагмент. Молоко -- символ любви, детей).

На нескольких картинках я обнаружила неизвестные мне ранее детали туалета. Например, непонятный кусок материи с лентой на предплечье Венеры -- это рукав (см. Веронезе, "Венера с зеркалом" -- чтобы не листать назад, вот она ещё раз). В Венеции 16 века рукава были не частью платья, но отдельным аксессуаром, как перчатки или сумочка. Рукава крепились к плечам лентами. Не очень удобно, зато можно менять, и из одного платья получается несколько. На рукава не нужно много ткани, поэтому для их изготовления использовали материал подороже, украшали драгоценными камнями, жемчугом. На картине Тинторетто "Сусанна и старцы" -- такой расшитый, разукрашенный рукав (я его поместила в левый верхний угол, чтобы не осталось сомнений). А зеркало -- очередной ответ Тициану и Веронезе.

На картинах Тициана-Веронезе-Тинторетто почти нет темноволосых женщин: в Венеции 16 века знатная женщина, претендующая на красоту, должна была быть блондинкой. Волосы красили дикой смесью из белого вина, лимонного сока, шафрана и мочи, и выходили в жаркий, солнечный полдень на altane высветлятся. Длинные волосы "развешивали" на специальную металлическую дугу, как на верёвку для сушки белья. Существует промышленное наименование краски: "венецианская блондинка". Этот цвет пришёл к нам с картин Тициана-Веронезе-Тинторетто. А altane -- это открытый портик на крыше венецианского дома. Выглядит он вот так:

Наконец, о цвете. Качество красителей строго контролировалось чуть ни особой "государственной" конторой (толком не знаю, не спрашивайте). Пурпурный (кармин) изготовлялся из тысяч высушенных кошенилей (насекомое; по-нашему, кажется, почти вошь - пусть энтомологи поправят, если я неправа). Жёлтый цвет знатные венецианки не носили: он был отведён для куртизанок. У жёлтого цвета был и другой смысл: венецианские евреи были обязаны носить жёлтые нашивки (круг) на одежде. Одно время нашивки были заменены жёлтыми шляпами. Поэтому одежд ярко-жёлтого цвета на картинах Тициана-Веронезе-Тинторетто нет. На картинке слева -- венецианская куртизанка 16 в. с жёлтыми пристежными рукавами. Вот Ганс Гольбейн, "Лаис коринфская", знаменитая греческая гетера в костюме венецианской куртизанки (если нажать будет очень крупно она же в образе Венеры и тоже с жёлтыми рукавами. От Венеры до гетеры, что называется, один шаг.).

Ещё из языка венецианской моды: жемчуг. В виде ожерелий его разрешалось носить только замужним, почтенным женщинам -- и не разрешалось куртизанкам. На обеих "Венерах" жемчугом усыпано всё: рукава, волосы, оторчка. А вот ожерелий нет. Венецианцам намёк был понятен.

Мужская мода. На портрете Тициана -- Рануччо Фарнезе, 12-летний внук папы Павла III, одетый по последней моде: гульфик и иссечённый наподобие драных джинсов 70-х, кафтан. Вначале гульфик был необходимостью: до начала 15 в. брючные штанины не соединялись. Затем была изобретена треугольная вставка, которая превратила две штанины в полноценные брюки. Вскоре эту вставку увеличили и придумали набивать её наподобие силиконовой груди. Здесь можно посмотреть разные гульфики (текст, правда, странноват, ну да ладно).

И, наконец, о подписи. В начале 15 века художники начали робко подписывать свои картины. Пионером в этом смысле был Ян ван Эйк, подписывавший свои картины по краешку, на рамах (правда, в то время рамы считались неотъемлемой частью картины: рисунок часто переходил на раму, и наоборот, раму часто вписывали в холст). К середине 15 в., вслед за Дюрером, большинство подписывались уже открыто, на холстах, в центре, в особых рамках, везде. Тициан, Веронезе и Тинторетто отказались от этой традиции: зритель должен был и узнавать, и различать их по манере, по мазку.

После такой выставки это нетрудно.

И последний, немного грустный момент. После нескольких залов великолепия -- зал последних работ всех троих художников: христианские сюжеты пришли на смену античным, тёмные краски, резкие, нарочито фактурные мазки -- всё как в детстве, в Эрмитаже. Выставка началась автопортретом неистового Тинторетто -- и закончилась его автопортретом. Вот этим.Вот неплохой сайт, где собрано много картинок с венецианской модой (но практически без текста).

Пост посвящен юзеру turgeman, который обещал написать за меня большую статью, поставив условием посещение выставки ("там выставка, а ты тут сидишь, как ду-у-ра, дура!") и последущий отчёт. Надеюсь, его душенька довольна, так как он своё обещание выполнил.

lilac2012.livejournal.com

Три любимые женщины Тициана: shakko_kitsune

Любовь небесная и Любовь земная, 1514

Веселый и неутомимый Тициан всю жизнь прожил в Венеции – городе радости, кутежей, купцов и куртизанок. И во всех своих полотнах он, как и его соотечественники-художники, воспевал особенный, местный тип женской красоты. Правда, у Тициана это получалось лучше всех.

"Венецианская красавица" всегда полновата (по современным меркам -- неприлично толста, хотя до "рубенсовских" толстушек и не дотягивает). У нее белоснежная кожа, что сразу выделяет ее среди пивычных нам смуглых итальянок, живущих в солнечной стране. А еще у нее особенный золотисто-рыжеватый оттенок волос. Его даже называют "тициановским" – в честь мастера. Однако цвет этот неестественный – чтобы добиться его, венецианки мазали волосы различными веществами, например, смесью лимона и шафрана (а то, сплетничают, и лошадиной мочой), и на долгие часы выставляли голову под палящие лучи солнца, чтобы волосы выгорели. Таково и большинство дам на полотнах Тициана.

ВИОЛАНТА

Таково главное женское имя, которое связывают с Тицианом. По легенде, именно эта натурщица изображена на одноименном портрете из Вены, а также в "Флоре". А еще в "Святой Бригитте", "Саломее" и многих других картинах… Говорят, прекрасная блондинка была одной из трех дочерей венецианского живописца Пальмы Старшего – похожую девушку находят на полотнах и этого автора. Увы, страсть не увенчалась свадьбой.

Флора, 1515

Однако тут не все просто. Вполне вероятно, что Виоланта – просто выдумка, которую сочинили уже после смерти Тициана, чтобы расцветить его биографию. Ведь в жизни каждого великого человека должна быть захватывающая история любви! У Рафаэля была Форнарина, которая изменяла ему направо и налево с его молодыми бедными учениками и старыми богатыми заказчиками.

Виоланта, 1510-е

ЧЕЧИЛИЯ

А вот существование этой дамы подтверждено юридическими документами. Чечилия была первой женой Тициана. Впрочем, сначала она много лет была его незаконной сожительницей. Любопытно, что спутницу жизни он выбрал не из избалованных ухоженных горожанок, которыми былв полна Венеция. Это потому, что сам-то Тициан приехал в этот город еще подростком – чтобы добиться богатства и славы. А родился он в небольшом, ничем не примечательном городке Кадоре. Оттуда же он забрал и Чечилию.

"Даная", 1560-е годы, Прадо

Она была из простых – дочь брадобрея. Лет пять работала его экономкой – вела дом, а заодно и рожала ему детей. Мальчиков было двое – Помпонио и Орацио. (Тициан, видимо, не очень стеснялся: известно, что еще какая-то служанка родила ему дочь Эмилию). Однажды Чечилия крайне тяжело заболела – врачи говорили, что надежды нет. Тициан был в ужасе от перспективы потерять любимую. И вызвал священника, чтобы обвенчаться с ней на смертном одре. Заодно это позволяло узаконить их обоих внебрачных сыновей. К счастью, Чечилия все-таки выздоровела. Она прожила еще пять лет и родила дочь. Ее смерть в 1530 году стала большой потерей для Тициана – он вспоминал супругу до конца жизни.

Увы, мы не знаем, как она выглядела – была ли полновата? Научилась ли красить волосы по-венециански? Зная вкусы Тициана – наверняка. Писал ли когда-нибудь мастер ее изображения? Бесспорно. И, возможно, именно она позировала обнаженной для некоторых картин. Явно так было дешевле, чем нанимать натурщиц.

Венера Урбинская. 1538

ЛАВИНИЯ

Когда Чечилия и ее маленькая дочь умерли, Тициан и оба мальчика остались без женского присмотра. Через некоторое время художник снова женился. О его второй жене неизвестно вообще ничего, даже имени. Друзья Тициана – поэты, музыканты и живописцы никогда не упоминали ее в своей переписке. Видимо, она не появлялась на пирах и вечеринках, вела дом, жила скромно. А некоторые исследователи говорят, что у Тициана вообще была только одна жена, Чечилия. В общем, одна из этих дам родила ему вторую законную дочь, которая прожила долгую жизнь. Тициан очень любил ее рисовать – возможно, она напоминала ему красотой свою мать.

Тициан, La Bella, 1536 год.

Дочь звали Лавиния Вечеллио. Ее портреты есть в Дрезденской галерее и музее Каподимонте, считается, что она изображена в сцене "Христос перед Пилатом" из Вены, а также в нескольких других картинах. Этот все тот же венецианский тип красоты, который мы видим на его других полотнах. Например, в картине La Bella: золото волос, полная грудь и плечи, персиковый румянец… Тициан долго искал хорошего мужа для дочери, шесть лет отказывал всем женихам, и наконец выдал ее замуж за дворянина, обеспечив очень хорошим приданым.

Девушка с блюдом фруктов. Ок. 1555

оригинал:https://ria.ru/weekend_art/20130629/829462698.html

shakko-kitsune.livejournal.com

Почему Картина Тициана стоит £50 000 000? - Около искусства

Диана и Актеон

Объяснения версии Джонатана Джонса  (Jonathan Jones) прочитала в Guardian Полина Мицкевич.

После интенсивных коммерческих предложений и обращений появились надежды, что «Диана и Актеон» Тициана будут сохранены для нации. Национальные Галереи в Лондоне и Эдинбурге ожидают собрать £50 млн., чтобы приобрести это произведение у Герцога Сатерленда (бывшее графство в Великобритании, в Шотландии). Это - колоссальная денежная сумма, но они не могли позволить этому шедевру отправиться за границу. Почему? Здесь присутствуют детали и элементы, которые вдохновили легионы художников и которые делают эту работу революционной, ведь до сих пор так ничто  и не  смогло  сравняться с гедонистическим очарованием и скрытой загадкой этого шедевра.

1 - Куртизанки

В сердце композиции одна из самых роскошных групп обнаженных, когда-либо написанных живописцами. Богиня Диана и ее нимфы купаются в лесном бассейне, когда вдуг появляется охотник Актеон. В эпоху Ренессанса в Венеции, где Тициан был ведущим живописцем, куртизанки были признаваемой частью общества, и художники регулярно их изображали, но не так эстетично как здесь, по всей вероятности в мифологическом сюжете картины скрыта сцена борделя.

2 - Многочисленные отражения

Отражения усложняют и обогащают воображенный Тицианом мир. Отражение тел в фонтане, выпуклом стеклянном судне рядом с ним, и, больше всего, в зеленой воде, в которой формы становятся призрачными и зловещими, — все это служит для увеличения впечатления от увиденного. 3 - Намекающий розовый бархат

Мягкий материал всюду - богатый красный бархат, на котором сидит Диана, розовая подвешенная ткань, которая не в состоянии скрыть купальщиков от любопытства мужчины, созерцающего эротическую сцену. Эти чувственные бархатные текстуры наводят зрителя на эротические мысли.

4 - Прощальный праздник природы

Очарование деревьев и травы, облаков синего неба придает реалистичность мифологической сцене. Кроме того, осенняя листва напоминает нам о преклонном возрасте Тициана. Carnevale - большой фестиваль Венеции, который является последним гедонистическим гуляньем перед Великим постом и означает: «Плоть, прощай!». Данный сюжет можно считать карнавалом Тициана.

5 - Домашние животные, чтобы смягчить общую атмосферу

Комический контраст «мужских» и «женских» домашних животных смягчает возвышенность сцены. Охотничья собака Актеона смело противостоит маленькой тявкающей собачке Дианы. Что также является предвестием того, что затем случается в мифе: Диана превратит Актеона в оленя, чтобы наказать любопытство, после чего его разорвут на части собственные собаки.

6 - Тайна скрытой нимфы

Нимфа, которая стоит спиной к нам, отличается от остальных женских фигур. Ее кожа оливкового цвета, а тело напоминает мужские мускулы. Что скрыто за образом этой обнаженной? Тайна превращает Вас в Актеона - Вы находитесь уже в глубине картины, желая видеть больше. И, как Актеона, Вас наказывают, пытаясь раздразнить Ваше любопытство. Это — подсказка, которая заставляет Вас смотреть сквозь поверхностность красоты в тайну существования.

7 - Гений цвета

Изображение африканского слуги Дианы — это пример как гениального колорита работы, так и в полной мере заявка автора о месте рабов в венецианском обществе. Вы ослеплены и озадачены яркостью жемчужной кожи Дианы. Этот эффект ослепления возникает от сравнения с черной кожей соседней фигуры. Тициан, также включает черного слугу, чтобы показать, что он на самом деле изображает куртизанок Венеции. Является ли это ключевой подсказкой того, что в сюжете скрыта сцена борделя? 

rupo.ru

Почему Картина Тициана стоит £50 000 000?

Диана и Актеон

Объяснения версии Джонатана Джонса (Jonathan Jones) прочитала в Guardian Полина Мицкевич.После интенсивных коммерческих предложений и обращений появились надежды, что «Диана и Актеон» Тициана будут сохранены для нации. Национальные Галереи в Лондоне и Эдинбурге ожидают собрать £50 млн., чтобы приобрести это произведение у Герцога Сатерленда (бывшее графство в Великобритании, в Шотландии). Это – колоссальная денежная сумма, но они не могли позволить этому шедевру отправиться за границу. Почему? Здесь присутствуют детали и элементы, которые вдохновили легионы художников и которые делают эту работу революционной, ведь до сих пор так ничто и не смогло сравняться с гедонистическим очарованием и скрытой загадкой этого шедевра.1 – Куртизанки

В сердце композиции одна из самых роскошных групп обнаженных, когда-либо написанных живописцами. Богиня Диана и ее нимфы купаются в лесном бассейне, когда вдуг появляется охотник Актеон. В эпоху Ренессанса в Венеции, где Тициан был ведущим живописцем, куртизанки были признаваемой частью общества, и художники регулярно их изображали, но не так эстетично как здесь, по всей вероятности в мифологическом сюжете картины скрыта сцена борделя.

2 – Многочисленные отражения

Отражения усложняют и обогащают воображенный Тицианом мир. Отражение тел в фонтане, выпуклом стеклянном судне рядом с ним, и, больше всего, в зеленой воде, в которой формы становятся призрачными и зловещими, — все это служит для увеличения впечатления от увиденного.

3 – Намекающий розовый бархат

Мягкий материал всюду – богатый красный бархат, на котором сидит Диана, розовая подвешенная ткань, которая не в состоянии скрыть купальщиков от любопытства мужчины, созерцающего эротическую сцену. Эти чувственные бархатные текстуры наводят зрителя на эротические мысли.

4 – Прощальный праздник природы

Очарование деревьев и травы, облаков синего неба придает реалистичность мифологической сцене. Кроме того, осенняя листва напоминает нам о преклонном возрасте Тициана. Carnevale – большой фестиваль Венеции, который является последним гедонистическим гуляньем перед Великим постом и означает: «Плоть, прощай!». Данный сюжет можно считать карнавалом Тициана.

5 – Домашние животные, чтобы смягчить общую атмосферу

Комический контраст «мужских» и «женских» домашних животных смягчает возвышенность сцены. Охотничья собака Актеона смело противостоит маленькой тявкающей собачке Дианы. Что также является предвестием того, что затем случается в мифе: Диана превратит Актеона в оленя, чтобы наказать любопытство, после чего его разорвут на части собственные собаки.

6 – Тайна скрытой нимфы

Нимфа, которая стоит спиной к нам, отличается от остальных женских фигур. Ее кожа оливкового цвета, а тело напоминает мужские мускулы. Что скрыто за образом этой обнаженной? Тайна превращает Вас в Актеона – Вы находитесь уже в глубине картины, желая видеть больше. И, как Актеона, Вас наказывают, пытаясь раздразнить Ваше любопытство. Это — подсказка, которая заставляет Вас смотреть сквозь поверхностность красоты в тайну существования.

7 – Гений цвета

Изображение африканского слуги Дианы — это пример как гениального колорита работы, так и в полной мере заявка автора о месте рабов в венецианском обществе. Вы ослеплены и озадачены яркостью жемчужной кожи Дианы. Этот эффект ослепления возникает от сравнения с черной кожей соседней фигуры. Тициан, также включает черного слугу, чтобы показать, что он на самом деле изображает куртизанок Венеции. Является ли это ключевой подсказкой того, что в сюжете скрыта сцена борделя?

Блин жена уже достала , у нее на устах только .посудомоечные машины как бы не пришлось раскошеливаться

посудомойка

посудомойка

Tags: Картина Тициана

This entry was posted on Thursday, January 15th, 2009 at 14:48 and is filed under Арт информация. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

artdosug.ru

Портрет девушки в мехах (картина Тициана) Википедия

Тициан
Портрет девушки в мехах. ок. 1535
итал. Ritratto di fanciulla in pelliccia
холст, масло. 93 × 63 см
Музей истории искусств, Вена
(инв. GG_89[1])
 Изображения на Викискладе

«Портрет девушки в мехах» (итал. Ritratto di fanciulla in pelliccia) — картина итальянского живописца Тициана (1490-1576), представителя венецианской школы. Создана примерно в 1535 году. Хранится в коллекции Музея истории искусств в Вене (инв. №GG 89).

Картина происходит из Испании, откуда перешла во владение короля Англии Карла I; во владении Габсбургов с 1651 года.

Характерный портрет куртизанки, которая служила Тициану моделью для других работ; Питер Пауль Рубенс создал копию этого полотна.

Примечания

  1. ↑ 1 2 http://bilddatenbank.khm.at/viewArtefact?id=1941

Литература

  • Вольфганг Прохаска. «Венский музей истории искусств. Живопись». — Лондон: Scala Publishers, 2011. — 128 с. — («Музеи мира»). — 7000 экз. — ISBN 978-34-065-2756-2.

Ссылка

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Портрет девушки в мехах (картина Тициана)
Тициан
  • Чудо ревнивого мужа (1511)
  • Цыганская мадонна (1511—1512)
  • Любовь небесная и Любовь земная (ок. 1514)
  • Женщина перед зеркалом (1515)
  • Флора (1515)
  • Динарий кесаря (1516)
  • Браво (1516—1517)
  • Успение Богородицы (1516—1518)
  • Венера Анадиомена (1520)
  • Портрет Томмазо Мости (1520)
  • Вакх и Ариадна (1520—1523)
  • Портрет Изабеллы д'Эсте (1534—1536)
  • Портрет девушки в мехах (1535)
  • Красавица (1536)
  • Венера Урбинская (1538)
  • Возложение тернового венца (1543)
  • Се человек (1543)
  • Даная (1545—1546)
  • Конный портрет Карла V (1548)
  • Портрет Карла V в кресле (1549)
  • Портрет Иоганна Фридриха Саксонского (1550—1551)
  • Венера и Адонис (1553)
  • Даная (1553—1554)
  • Венера перед зеркалом (1555)
  • Диана и Актеон (1556—1559)
  • Диана и Каллисто (1556—1559)
  • Благовещение (1559—1564)
  • Смерть Актеона (1559—1575)
  • Кающаяся Мария Магдалина (ок. 1565)
  • Несение креста (1565)
  • Портрет Якопо Страда (1566—1567)
  • Нимфа и пастух (1570)
  • Пьета (1575—1576)
  • Коронование терновым венцом (1570–1576)

wikiredia.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта