Таможенник Руссо. Подарок для Пичотты! Таможенник руссо картины


Художник Анри Руссо - Таможенник

Руссо (Rousseau) Анри Жюльен Феликс (5.1844, Лаваль, Майен - 04.09.1910), французский живописец. Руссо был художником-дилетантом. Он привлек к себе внимание парижского авангарда. когда впервые выставил картины в Салоне Независимых в 1885 году. Творчество Руссо вызывало восхищение Пабло Пикассо и его окружения, где ценили необычное, непринужденное восприятие мира Руссо, абсолютно свободное от догм академического общения. Интенсивный цвет, твердо очерченные формы и тщательно исполненные детали характеризуют наивный стиль Руссо.

 

Фантастические, наивные и непосредственные пейзажи Руссо (“Прогулка в лесу”, около 1886, Кунстхауз, Цюрих), виды Парижа и его пригородов, жанровые сцены, портреты (“Автопортрет с палитрой”, 1889-1890, Национальная галерея, Прага; “Артиллеристы”, 1895, Музей Гугенхейма, Нью-Йорк) отличаются условностью общего решения и буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом.

Создавая воображаемые джунгли, Руссо черпал вдохновение во время многочисленных посещений ботанического сада в Париже. Прозвище Руссо - Таможенник - обязано своим происхождением его основной профессии. Творчество Руссо послужило импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма, к использованию его выразительных средств многими профессиональными художниками ХХ века.

 

 

Карнавальный  вечер

 

 

Портрет - пейзаж

 

 

Нападение  в  джунглях

 

 

Война

 

 

Портрет  женщины

 

 

Спящая  цыганка

 

 

Неприятный  сюрприз

 

 

Пейзаж  с  доярками

 

 

Заклинательница  змей

 

 

Фламинго

 

 

Вид  с  моста  Севри

 

 

Экзотический  пейзаж

 

 

Битва  тигра  и  быка

 

 

Букет  цветов  с  веткой  плюща

 

 

Муза  вдохновляющая  поэта

 

 

Букет

 

 

Сон

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

subscribe.ru

Таможенник Руссо - Horde.me

Последнюю неделю на орде писали про музеи, про художников, и даже возник вечный спор сторонников академического искусства и новаторов, поэтому я и вспомнил одного из любимых своих художников Анри Руссо, так страстно желавшего стать признанным академиками, а ставшего, одним из зачинателей нового искусства.

Руссо, пожалуй, одна из самых смешных, нелепых и занятных фигур в истории мировой живописи. Редко над каким персонажем потешались так часто как над ним.

Работал Анри в налоговом управлении Парижа, собирал пошлину, выдавал крестьянам разрешение на торговлю различными товарами: молоком, вином и т.п. Один только этот факт делал его абсолютно чуждым миру богемы, за что он и получил, свысока кем-то брошенное прозвище “Таможенник” под которым и вошёл в историю живописи.

Таможня. Место работы Руссо:

Таможенник Руссо

Рисовать его никто никогда не учил. Всё чего “таможенник” добился в живописи сделано исключительно за счёт личной фантазии энтузиазма и труда. Он, конечно с большим желанием искал знакомств с художниками, спрашивал у них совета, и даже раздобыл где-то карточку копииста, позволившую ему ходить в Лувр. Однако сложно сказать, какое влияние оказали на него полотна старых мастеров. Руссо выглядит абсолютной вещью в себе.

Сейчас Анри Руссо считается одним из предтеч и столпов всех авангардных художественных течений двадцатого века: кубизма, экспрессионизма, сюрреализма и ещё очень многих “измов” Мне по этому поводу всегда вспоминается цитата из “Двенадцати стульев”: “Если б Остап узнал,что он играет такие мудреные партии и сталкивается с такой испытанной защитой,он крайне бы удивился. Дело в том, что великий комбинатор играл в шахматы второй раз в жизни.”

Да, Руссо вовсе не помышлял открывать новые формы, и не подводил под свои художества теоретическую базу. Он был весьма далёк от какого бы то ни было бунтарства и просто хотел, чтобы его признали “настоящим художником”. “Таможенник”, напротив, поклонялся классикам, их работа его восхищала, и он наверняка с большим удовольствием выставлял работы в академии, но его картины попросту не брали туда. Поэтому приходилось выставляться в салоне независимых, где это мог сделать любой желающий за определённую плату.

Свобода приглашающая художников принять участие в салоне независимых:

Таможенник Руссо

В салоне независимых в разные годы восхищались разными личностями: Сёра, Сезанн, Ван Гог, Гоген, Тулуз-Лотрек. К Руссо же и там всегда относились несколько пренебрежительно, панибратски и с юмором.

Менее упёртый человек давно бы разозлился и бросил всю эту живопись к чертям, но Руссо был не из таких. Ему просто нравилось рисовать, и он не собирался отказывать себе в своей главной радости.

Постепенно, критики Руссо стали внимательнее вглядываться в его работы и у многих отношение к нему потеплело. “Руссо черпает вдохновение из собственной фантазии. Он обладает крайне редким в наше время качеством никого не повторять.” – писал один из них.

В творчестве Руссо есть три масштабные темы: экзотические страны, городские пейзажи и портреты.

Встречались у него конечно и натюрморты:

Таможенник Руссо

И такие символистские работы как “Война”:

Таможенник Руссо

Но они выглядят скорее эпизодами в его творческом наследии.

Сложно сказать, когда у Руссо появилась любовь к экзотическим странам. Он часто любил рассказывать, как был в мексиканской военной экспедиции, бродил в непроходимых джунглях, преодолевал тысячи опасностей и встречался с диковинными зверями. Всё это он просто сочинял на ходу. На самом деле художник ни разу не покидал Франции, зато его часто видели в ботаническом саду и в зоопарке, где он и черпал вдохновение для сюжетов из мира джунглей.

Буря в джунглях - первая сцена из жизни джунглей написанная Руссо:

Фигуру тигра он скопировал из детской книжки с помощью пантографа, потому что у самого нарисовать не получалось, а тигр в детской книжке понравился. Выставленная эта картина породила яростные споры. Половина публики осмеивала её и обзывала бездарной пачкотнёй, другие же восхищались, кто-то из критиков даже назвал картину “альфой и омегой живописи”

Вообще, почти любой искусствовед, пишущий о Руссо, говорит о невероятной десткости, наивности его картин и это абсолютная правда. Весь подход к творчеству выдаёт в нём ребёнка, который так и не повзрослел.

Таможенник Руссо

Когда Анри спросили как стоит понимать картину “Спящая цыганка”, он начал с жаром рассказывать целую историю, что у цыганки был сложный день, она устала и уснула прямо на дороге, неожиданно к ней подошёл лев, но обнюхав, решил не трогать её, а цыганка так ничего и не заметила. – это же полноценный сюжет детской сказки. Никаких проклятых вопросов, никакой двойственности человеческой натуры.

Ещё сцены из жизни джунглей навеяные Ботаническим садом:

Таможенник Руссо

Так же Руссо очень любил рисовать пейзажи города и его окрестностей. Его пейзажи, казалось бы, абсолютно схематичны, геометричны, так-как он не брезговал линейкой, чтобы нарисовать мосты, дома, дотошно стараясь соблюсти все законы перспективы, но этого то у него и не получалось. Домики были как бы и сверху и сбоку, получалась какая-то старательно выстроенная, но неправильная геометрия, из-за чего его зачислили в родоначальники кубизма. И не смотря на геометрию - пейзажи, самые настроенческие вещи Руссо, часто cоттенком грусти, что вообще-то не было свойственно таможеннику.

Точнее всего ощущение от его пейзажей сформулировал, пожалуй, Анри Перюшшо: “Никто лучше чем Руссо не сумел выразить меланхолию некоторых обшарпанных пригородов и наступающих вечерних сумерек”.

Таможенник Руссо

Таможенник Руссо

Жанром, за который Руссо получил больше всего критических стрел в свой адрес, был, конечно, портрет:

Таможенник Руссо

Сама подготовка к рисованию оказывалась весьма необычна для портретируемого. Гийом Аполлинер позировавший художнику, вспоминал, что, прежде всего, он тщательно измерил его нос, рот, глаза, обмерил всё тело, затем высчитал масштаб, и скрупулёзно стал переносить все эти размеры на холст. Руссо потешно пытался с помощью сантиметра, линейки, пантографа, скопировать действительность и к счастью у него ничего не выходило, и сколько бы он не мерил, портреты получались весьма далёкими от действительности.

Таможенник Руссо

Среди его портретной живописи особняком стоят портреты детей. Эти портреты уникальны для доброго и позитивного Руссо. Потому что дети на них выглядят весьма далекими от традиционного позитивного образа, пыщущего здоровьем, улыбющегося карапуза. Это какие-то странные, жутковатые дети.

Художник всегда изображает их огромными, в отличии от взрослых людей. В картине “Ребёнок с куклой” – мощная девочка с грубым мужским лицом, стоит, держа в руке марионетку, но марионетка не похожа на куклу, и выглядит не менее живой, чем сама девочка. Создаётся впечатление, что громадный ребёнок захватил в плен взрослого человека, привязал к рукам верёвочки и теперь куражится над ним.

На другом портрете тоже огромная девочка с фигурой борца, она будто зависла в воздухе над поляной и смотрит на зрителя ничего не выражающим остановившимся взглядом, и опять же в руках кукла с выражением полной обречённости на лице, не менее живая, чем сама девочка.

Таможенник Руссо

В картине “Мальчик на скалах” ребёнок-великан, с недобрым лукавым взглядом, сидит на вершине маленьких гор.

Эти дети напоминают жуткий мираж огромного ребёнка, воссозданный океаном планеты “Солярис” в одноимённом романе. Подобной инфернальности больше не встретишь у Руссо нигде кроме детских портретов. Портреты взрослых людей у него почти всегда позитивны и умиротворяющи. Дети Руссо – пожалуй, главная загадка художника.

Вообще, если посмотреть на портреты Руссо, то люди на них, почти во всех случаях, изображены на фоне деревьев, городских улиц, дымящихся труб и т.д. Делал он это с умыслом, зная, что абсолютно не умеет передавать портретное сходство, мимику и настроение героя, Руссо надеялся отвлечь внимание зрителя с помощью пейзажа.

“Таможенник”, без ложной скромности, объявлял себя родоначальником нового жанра живописи портрет-пейзаж, что конечно было не так, ибо и “Мона Лиза”, по сути, тоже портрет-пейзаж, но авторская уникальность в этих работах, безусловно, была.

Квинтэссенцией этого жанра он считал свой собственный портрет озаглавленный “Я сам, портрет-пейзаж”. Над этим портретом, как обычно, немало смеялись и говорили, что художник на нём стоит на цыпочках.

Даже смерть Руссо стала нелепым трагическим фарсом. Он случайно порезал ногу, не обработал ранку и началось заражение крови. Приехавший по вызову врач застал лежащего в бреду художника и, решив, что имеет дело с алкоголиком в белой горячке, отправил его в спецлечебницу для алкоголиков, где он и скончался. К тому времени он уже давно не служил в налоговом управлении, был беден, его похоронили на кладбище для бедняков и забыли почти на полвека. Только после второй мировой войны живописью Руссо снова заинтересовались. К художнику, наконец-то, пришла заслуженное посмертное признание. Конечно, пришедшая слава не была столь великой как у того же Ван-Гога или Гогена, но так ли уж это важно. Главное, что таможенник Руссо, по сей день остаётся единственным и неповторимым. Вещью в себе.

Некоторые до сих пор доказывают, что Руссо плохой художник, что он попросту не умел рисовать, но искусство такая удивительная штука, как говорил Чехов “Невозможно доказать, что Пушкин лучше Златовратского”.

Да и не надо ничего доказывать, лучше просто наслаждаться тем что близко.

Теги: культура , Анри Руссо , живопись , таможенник

horde.me

Таможенник Руссо. Подарок для Пичотты!

Анри Жюльен Феликс Руссо (1844 — 1910)Анри Руссо, художнику-самоучке, суждено было сыграть в истории искусства особую роль. Его творчество вызвало интерес профессионалов, благодаря чему был открыт целый пласт в художественной культуре, всегда существовавший, но ранее не привлекавший к себе внимания — так называемое наивное искусство, или искусство примитивов.

Сын провинциального жестянщика, Руссо служил в 1871—1893 годах в налоговом управлении Парижа, из-за чего получил впоследствии прозвище «Таможенник». Он начал рисовать и писать красками, по-видимому, около 1880 года, будучи уже вполне зрелым человеком. Малообразованный, не знакомый ни с изобразительной грамотой, ни с историей искусства, он, наверное, навсегда бы остался в неизвестности, если бы не созданное в 1884 году Общество независимых художников, которое отказалось от жюри и открыло двери своих выставок для всех желающих. Над картинами Руссо, представшими в Салонах независимых, потешались, хохотали до упаду, дивясь самонадеянности простака, решившего состязаться с хорошо обученными профессионалами.

Сам Руссо как будто не замечал в своей живописи отклонений от академической нормы. Он преклонялся перед Бугро и Жеромом, тогдашними кумирами официальных Салонов, и, искренне полагая, что продолжает эту традицию, называл себя «национальным достоянием Франции». Он оказался прав, хотя история предписала ему иную и, пожалуй, более существенную роль, нежели ту, на которую он претендовал.

К тому времени в европейском искусстве проявилась тенденция примитивизма — ориентации на народное творчество, на канонические формы первобытных цивилизаций. Люди из литературно-артистической среды подшучивали над простодушием «Таможенника», разыгрывали фарсы его официального признания, но в их насмешках проступал и неподдельный интерес к свободному от школьных предписаний самоучке, решившемуся начать с нуля, с чистой доски.

Живопись Руссо и в самом деле достойна самого пристального внимания. Она отличается необычной для «примитивов» энергетикой формы, ее волевой, уверенной организацией. По-видимому, художников авангарда пленяли и непреднамеренные смысловые сдвиги, расхождения видимого и подразумеваемого. Ведь, стараясь воспроизвести жанры и формы академического искусства, Руссо невольно создавал пародии на них.

Его «Муза, вдохновляющая поэта» (1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) по замыслу — аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен. Они представлены в неких райских кущах, Поэт — с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза — в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки. В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья. Позы этих коренастых фигур неустойчивы, а жесты неуверенны, как будто им навязали не свойственные им роли. Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья, и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра.

Репертуар Руссо был весьма разнообразен. Он писал портреты, семейные празднества и официальные церемонии, виды Парижа и его окрестностей, натюрморты, пейзажи с фигурами, военные парады и баталии. Но любимейшей его темой стали экзотические пейзажи — густые тропические леса с гуляющими по ним хищниками и аборигенами. В связи с этим родились слухи, будто в молодости Руссо участвовал в мексиканской экспедиции французской армии. Но, по-видимому, он никогда не покидал пределов Франции и в своих картинах передавал лишь всем знакомые детские мечты о заморских странах.

Поразительно умение Руссо заполнить пространство растительными переплетениями, оставив где-то в глубине некие полости, убежища для затаившихся зверей. Его тигры и ягуары с горящими глазами, сказочные птахи, хитрые обезьяны, изворотливые рептилии, темнокожие заклинатели змей различаются не сразу, а иногда едва заметны за густыми завесами огромных листьев и стеблей. Как будто художник обучался у дикой природы, наблюдая ее уловки — прятаться в укрытиях, таиться в темноте, исподтишка выглядывать, пугать внезапным появлением.

По поводу картины «Сон» (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства) Руссо теребили насмешливым вопросом: каким образом красавица на красном канапе оказалась среди джунглей? Он отвечал, что спящая представлена в окружении своих снов. На самом деле мы видим нечто другое — женщина будто только что очнулась и, приподнявшись, с изумлением вглядывается в фантастические заросли. Тигры, потрясенные ее внезапным появлением, таращатся круглыми глазами, испуганно припав на задние лапы, а диковинная жар-птица встрепенулась, забив пестрыми крыльями. Скрывающийся в тени темнокожий обитатель тропиков играет на дудочке, то ли заклиная уползающую змею, то ли исполняя серенаду вдруг очутившейся здесь красавице.

В цветистый пейзаж «примитивного» искусства прорвался мотив, заимствованный из репертуара официальных Салонов — обнаженная на ложе, и художническая интуиция Руссо отреагировала на неожиданность этой встречи сюжетом переполоха в девственном лесу. «Картина излучает красоту, это неоспоримо, — писал Аполлинер. — Спросите у художников, они все единодушны в своем восхищении». Надо думать, к этому восхищению примешивалась и толика зависти. Ведь в то время на такое совмещение несовместимых художественных программ мог отважиться только наивный самоучка.

Мастера авангарда, забавляясь над «Таможенником», удивлялись его необычным ходам и неосознанно учились, получая уроки незашоренного и потому способного на подлинные открытия восприятия. Пример Руссо стимулировал интерес к стихии любительского творчества, которое отныне стало подпитывать течение примитивизма в профессиональном искусстве.

Валентина Крючкова www.art-catalog.ru

Анри Жюльен Феликс Руссо

Анри Жюльен Феликс Руссо

Я. Портрет-пейзаж. 1890

Я. Портрет-пейзаж. 1890

Заклинательница змей. 1907

Заклинательница змей. 1907

Муза, вдохновляющая поэта (Портрет поэта Гийома Аполлинера и художницы Мари Лорансен). 1909

Муза, вдохновляющая поэта (Портрет поэта Гийома Аполлинера и художницы Мари Лорансен). 1909

Люксембургский сад. Памятник Шопену. 1909

Люксембургский сад. Памятник Шопену. 1909

Сон. 1910

Сон. 1910

Война

Война

Буря в джунглях

Буря в джунглях

В тропическом лесу

В тропическом лесу

Вид моста в Севре, 1908

Вид моста в Севре, 1908

Портрет Пьера Лоти

Портрет Пьера Лоти

Похожие материалы

mia-italia.com

Влиятельный Таможенник

Двуколка папаши Юнье

Выставка в Орсе подает знаменитого примитивиста вместе с другими гениями

 

Выставка в музее Орсе Таможенник Руссо. Архаическая невинность сфокусирована на выявлении корней наивного искусства Анри Руссо по прозвищу Таможенник (1844–1910) и его влиянии на искусство модернизма. Ее сокуратор Беатрис Аванци считает, что, хотя художник, будучи самоучкой, и совершал ошибки в своих картинах, часто он делал это преднамеренно. Кроме того, его самобытное искусство возникло вовсе не на пустом месте: Руссо обращался за темами и к старым мастерам.

Об этом свидетельствует, например, Мой портрет-пейзаж (1889–1890) из Национальной галереи в Праге — автопортрет художника с Сеной на заднем плане. Руссо уверял, что сам придумал этот оригинальный жанр. Но представленный рядом Портрет человека в красном головном уборе (1490–1493) Витторе Карпаччо из музея Коррер в Венеции должен подсказать зрителю, куда на самом деле уходят корни этой традиции.

Для выявления невидимых на первый взгляд связей примитива Руссо с классикой, а также влияния художника на современников на выставке помимо 40 картин самого Руссо представлена еще сотня работ разных авторов, как мало известных сегодня широкому зрителю, так и знаменитых – Жоржа Сёра, Робера Делоне, Василия Кандинского, Пабло Пикассо, Макса Эрнста и Диего Риверы.

Экспонаты — из музея Орсе и музея Оранжери в Париже, а также из других ведущих мировых институций, в том числе из ГМИИ им. А.С.Пушкина. Особенно заметное влияние на модернистов, по мнению кураторов, должны были оказать картины Руссо на тему джунглей и диких зверей, представленные в последней части экспозиции.

Среди них такие известные, как Сон (1910) из Музея современного искусства в Нью-Йорке и Голодный лев, бросающийся на антилопу (1898–1905) из Фонда Бейелера в Базеле. Эти фантастические сцены, вероятно, произвели неизгладимое впечатление на того же Пикассо или художников «Синего всадника», в частности на Алексея Явленского.

После Парижа выставка отправится в Национальную галерею в Праге (16 сентября — 15 января 2017).

источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/2916/

Post Views: 64

www.dukoe.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта