Сюжетно-тематическая картина. Сюжетно тематические картины


Сюжетно-тематическая картина

Поиск Лекций

Г Р А Ф И К А

Вид изобразительного искусства. Основное средство выразительности – ТОН, ЛИНИЯ

Произведения: КАРТИНЫ на плоской основе (картоне, дереве, бумаге,)

Материалы: мелки,уголь, мел, краски, тушь, чернила.

Инструменты: карандаши, ручки, перья, резцы, кисти, фломастеры

стерки, растушевки, нож для заточки.

Типы Графики.

I. УНИКАЛЬНАЯ – то есть, неповторимая, в одном экземпляре

1. Рисунок –

a. Набросок – краткосрочный, линейный или штриховой рисунок предмета

b.

Зарисовка - линейный или штриховой рисунок предмета, с более подробной проработкой формы, тона, фактуры и текстуры предмета.

c. Этюд - (франц. etude, англ. study, нем. Studie) - художественное произведение вспомогательного характера, выполненное с натуры и служащее для ее изучения. В этюдах художник разрабатывает некоторые детали и образы будущей композиции. Иногда, отталкиваясь от натуры , он создает отличную от нее работу в расчете на задуманную картину. Этюды могут иметь вполне самостоятельное значение и играть важную роль в творчестве живописца

d.Штудия (от нем. studieren — "изучать, учиться" от лат. studere — "стараться, прилежно изучать, добиваться") — учебная работа, многократно повторенное упражнение. В более широком значении штудия — тщательная проработка всех деталей формы, нюансов объема и цвета, например в живописном этюде с натуры.

II. ПЕЧАТНАЯ – образец можно повторить (напечатать) не один раз, получая оттиски

1. Гравюра –изображение-оттиск на бумаге с рельефной плоскости, бывает выпуклая и углубленная( в зависимости от того, куда наносят краску – на выступы или в углубления) и подразделяется также по материалам для печатной доски на:

a. ксилографию(на дереве)

b. литографию(на камне-известняке, без гравировки)

c. оффорт(на медной пластине)

d. линогравюру(на линолеуме)

e. на картоне

f. на оргстекле

g. на гипсе……..и так далее – разновидностей и подвидов каждой великое множество

2. Промышленная графика(этикетки, упаковки)

3. Плакат, афиша – может быть и уникальным

4. Книжная графика- иллюстрации произведений музыки и литературы, которые печатают.

5. Компьютерная графика – изображения, созданные в компьютерных графических редакторах CorelDRAW, Photoshop, Illustrator и тп)

III.Калиграфия – искусство создания шрифтов, надписей, оформление писем, может быть и печатным

Художник–график как и живописец должен наиболее полно изучить технологию ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО искусства, особенно науки: ЦВЕТОВЕДЕНИЕ, ПЕРСПЕКТИВУ, РИСУНОК, КОМПОЗИЦИЮ, ИСТОРИЮ ИСКУССТВ, О КРАСЯЩИХ ВЕЩЕСТВАХ.

Также заботится о воспитании своей эстетической и духовной культуры.

Книжная графика

 

– составная часть книжного издания. Книга включает в себя литературу, графику, искусство шрифта и полиграфическое искусство.

Художники книги разрабатывают

1. тип издания,

2. конструкцию книги,

3. декоративное оформление книги,

4. иллюстрационный цикл.

 

Конструкция книги традиционна:

книжный блок, обложка, переплет, суперобложка,

 

 

форзац, титульный лист, шмуцтитулы,

 

иллюстрации (фронтиспис, полосы, заставки, концовки, инициалы и т.д.),

 

 

шрифты. (Шрифты Шрифты Шрифты Шрифты Шрифты)

 

Эти элементы, подчиняясь законам композиции, объединяются в единый ансамбль.

 

История книги начинается с папирусных свитков (с 3 тыс. до н.э. в Древнем Египте), в первых веках н.э. появляются пергаментные кодексы (тип современной книги) – те и другие украшались рисунками и миниатюрами. Эта система оформления богато и сложно разрабатывается в бумажной книге средних веков Европы и Азии. Изобретение книгопечатания в середине 15 в. создало классическую европейскую книгу с сочетанием шрифта и гравюр (сначала на дереве, с 17 в. на металле). В 19 – нач. 20 вв. быстрое развитие репродукционной техники сблизило книжную графику с полиграфией, создало профессию художника книги, иллюстратора.

 

Ж И В О П И С Ь

Вид изобразительного искусства. Основное средство выразительности – ЦВЕТ

Произведения: КАРТИНЫ на плоской основе (холсте, картоне, дереве, бумаге, стене и др.)

 

Материалы: краски, растворитель.

 

КРАСКИ = ПИГМЕНТ(цветной порошок) + СВЯЗУЮЩЕЕ (клей, смола, масло, воск и т.п.)

 

Инструменты: кисти (щетина, белка, колонок, синтетика и др./ плоские, круглые, веерные, лопатообразные, отводочные и др/ размеры от 000 до 50),

палитра, емкость для растворителя, тряпка.

 

Типы Живописи.

 

 

I. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ – крупного размера, основа – стена в здании

1. Фреска – роспись по штукатурке

 

2. Мозаика – из кусочков цветного непрозрачного стекла (смальты) и др. цветных элементов

 

 

3. Витраж – картина в оконном проеме из цветного стекла в свинцовом контуре

 

 

II. СТАНКОВАЯ – созданная на СТАНКЕ (мольберте)

 

рабочее пространство художника-станковиста

 

1. Акварельная – прозрачная, легкая. Белый = бумага, разбавитель - вода

 

 

2.

Гуашевая – плотная, декоративная, на основе мела, поэтому немного белесая, водная.

 

 

3. Акриловая – яркая, плотная, но может быть прозрачной. Не смывается. Разб. – вода/спец.раствор

 

 

4. Темперная– плотная, меловая, плохо смывается, декоративная. Разбав. – вода

5.

Масляная– самая распространенная, плотная и прозрачная, стойкая, яркая. Основа – холст на подрамнике, картон, оргалит. Разбавитель для масляных красок.

III. МИНИАТЮРНАЯ– особо малых размеров, как и станковая Ж., разделяется по типам красок с добавлением ЭМАЛЬЕРНЫХ красок (роспись – Финифть). Может быть самостоятельной картиной (менее 10*15 см.), украшать предмет интерьера или мебели, быть частью ювелирного украшения или иллюстрацией в книге (книжная миниатюра)

 

Художник–живописец должен наиболее полно изучить технологию ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО искусства, особенно науки: ЦВЕТОВЕДЕНИЕ, ПЕРСПЕКТИВУ, РИСУНОК, КОМПОЗИЦИЮ, ИСТОРИЮ ИСКУССТВ, О КРАСЯЩИХ ВЕЩЕСТВАХ.

Также заботится о воспитании своей эстетической и духовной культуры.

 

Жанры станковой живописи.

Портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематическая картина и беспредметный жанр.

 

Пейзаж.

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, как правило, представлено изображение водной и/или земной поверхности. В зависимости от направления — растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования.

Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение, часто роль стаффажа.

 

Типы пейзажей.

По содержанию.

1. Сельский

 

 

2. Городской (в том числе архитектурный — ведута и индустриальный)

 

3. Морской пейзаж или марина

 

 

По размеру/формату

Камерные, вертикальные, горизонтальные, панорамные.

 

 

По характеру

эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный.

 

 

Проверочная работа №1

 

1. К какой категории искусств относится театр/ музыка/ изобразительное искусство?

2. Какой вид изобразительного искусства характеризуется работой в глине, пластилине, мраморе?

3. В каком жанре изобразительного искусства преобладают люди?

4. Как называется древний вариант книги?(назвать и нарисовать)

5. 6. 7. 8. 9. Определить вид, подвид(если известен), жанр и его подвид (если известен)

 

5.

 

 

6.

 

 

7. 8. 9.

 

Жанры (что собой представляет изображение?):

Портрет – изображение человека, группы людей.

Разновидности: камерный(домашний), парадный, конный, групповой, в полный рост, голова, оплечный, с руками, поясной, сидя, в образе.

 

 

Натюрморт – (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

Разновидности: учебный, тематический («музыка», «дичь», «цветы» и т.п.), персональный, настенный («обманка»), декоративный.

Сюжетно-тематическая картина

Разновидности: историческая\мифологическая\религиозная, батальная, бытовая, анималистическая, интерьер.

Историческая, включает мифологическую (сказки, фантастика) и религиозные темы.

 

Батальная, (от англ. batle – битва) военная, сцены сражений, военных событий, обстановки.

 

 

Бытовая, сцены повседневной жизни обычных людей.

 

Анималистическая, (от англ. animal – животное) сцены из жизни живой природы.

 

 

Интерьер, изображение внутренней обстановки каких-либо помещений, иногда с фигурами людей.

 

 

poisk-ru.ru

Сюжетно-тематическая картина

Г Р А Ф И К А

Вид изобразительного искусства. Основное средство выразительности – ТОН, ЛИНИЯ

Произведения: КАРТИНЫ на плоской основе (картоне, дереве, бумаге,)

Материалы: мелки,уголь, мел, краски, тушь, чернила.

Инструменты: карандаши, ручки, перья, резцы, кисти, фломастеры

стерки, растушевки, нож для заточки.

Типы Графики.

I. УНИКАЛЬНАЯ – то есть, неповторимая, в одном экземпляре

1. Рисунок –

a. Набросок – краткосрочный, линейный или штриховой рисунок предмета

b. Зарисовка - линейный или штриховой рисунок предмета, с более подробной проработкой формы, тона, фактуры и текстуры предмета.

c. Этюд - (франц. etude, англ. study, нем. Studie) - художественное произведение вспомогательного характера, выполненное с натуры и служащее для ее изучения. В этюдах художник разрабатывает некоторые детали и образы будущей композиции. Иногда, отталкиваясь от натуры , он создает отличную от нее работу в расчете на задуманную картину. Этюды могут иметь вполне самостоятельное значение и играть важную роль в творчестве живописца

d.Штудия (от нем. studieren — "изучать, учиться" от лат. studere — "стараться, прилежно изучать, добиваться") — учебная работа, многократно повторенное упражнение. В более широком значении штудия — тщательная проработка всех деталей формы, нюансов объема и цвета, например в живописном этюде с натуры.

II. ПЕЧАТНАЯ – образец можно повторить (напечатать) не один раз, получая оттиски

1. Гравюра –изображение-оттиск на бумаге с рельефной плоскости, бывает выпуклая и углубленная( в зависимости от того, куда наносят краску – на выступы или в углубления) и подразделяется также по материалам для печатной доски на:

a. ксилографию(на дереве)

b. литографию(на камне-известняке, без гравировки)

c. оффорт(на медной пластине)

d. линогравюру(на линолеуме)

e. на картоне

f. на оргстекле

g. на гипсе……..и так далее – разновидностей и подвидов каждой великое множество

2. Промышленная графика(этикетки, упаковки)

3. Плакат, афиша – может быть и уникальным

4. Книжная графика- иллюстрации произведений музыки и литературы, которые печатают.

5. Компьютерная графика – изображения, созданные в компьютерных графических редакторах CorelDRAW, Photoshop, Illustrator и тп)

III.Калиграфия – искусство создания шрифтов, надписей, оформление писем, может быть и печатным

Художник–график как и живописец должен наиболее полно изучить технологию ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО искусства, особенно науки: ЦВЕТОВЕДЕНИЕ, ПЕРСПЕКТИВУ, РИСУНОК, КОМПОЗИЦИЮ, ИСТОРИЮ ИСКУССТВ, О КРАСЯЩИХ ВЕЩЕСТВАХ.

Также заботится о воспитании своей эстетической и духовной культуры.

Книжная графика

 

– составная часть книжного издания. Книга включает в себя литературу, графику, искусство шрифта и полиграфическое искусство.

Художники книги разрабатывают

1. тип издания,

2. конструкцию книги,

3. декоративное оформление книги,

4. иллюстрационный цикл.

 

Конструкция книги традиционна:

книжный блок, обложка, переплет, суперобложка,

 

 

форзац, титульный лист, шмуцтитулы,

 

иллюстрации (фронтиспис, полосы, заставки, концовки, инициалы и т.д.),

 

 

шрифты. (Шрифты Шрифты Шрифты Шрифты Шрифты)

 

Эти элементы, подчиняясь законам композиции, объединяются в единый ансамбль.

 

История книги начинается с папирусных свитков (с 3 тыс. до н.э. в Древнем Египте), в первых веках н.э. появляются пергаментные кодексы (тип современной книги) – те и другие украшались рисунками и миниатюрами. Эта система оформления богато и сложно разрабатывается в бумажной книге средних веков Европы и Азии. Изобретение книгопечатания в середине 15 в. создало классическую европейскую книгу с сочетанием шрифта и гравюр (сначала на дереве, с 17 в. на металле). В 19 – нач. 20 вв. быстрое развитие репродукционной техники сблизило книжную графику с полиграфией, создало профессию художника книги, иллюстратора.

 

Ж И В О П И С Ь

Вид изобразительного искусства. Основное средство выразительности – ЦВЕТ

Произведения: КАРТИНЫ на плоской основе (холсте, картоне, дереве, бумаге, стене и др.)

 

Материалы: краски, растворитель.

 

КРАСКИ = ПИГМЕНТ(цветной порошок) + СВЯЗУЮЩЕЕ (клей, смола, масло, воск и т.п.)

 

Инструменты: кисти (щетина, белка, колонок, синтетика и др./ плоские, круглые, веерные, лопатообразные, отводочные и др/ размеры от 000 до 50),

палитра, емкость для растворителя, тряпка.

 

Типы Живописи.

 

 

I. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ – крупного размера, основа – стена в здании

1. Фреска – роспись по штукатурке

 

2. Мозаика – из кусочков цветного непрозрачного стекла (смальты) и др. цветных элементов

 

 

3. Витраж – картина в оконном проеме из цветного стекла в свинцовом контуре

 

 

II. СТАНКОВАЯ – созданная на СТАНКЕ (мольберте)

 

рабочее пространство художника-станковиста

 

1. Акварельная – прозрачная, легкая. Белый = бумага, разбавитель - вода

 

 

2. Гуашевая – плотная, декоративная, на основе мела, поэтому немного белесая, водная.

 

 

3. Акриловая – яркая, плотная, но может быть прозрачной. Не смывается. Разб. – вода/спец.раствор

 

 

4. Темперная– плотная, меловая, плохо смывается, декоративная. Разбав. – вода

5. Масляная– самая распространенная, плотная и прозрачная, стойкая, яркая. Основа – холст на подрамнике, картон, оргалит. Разбавитель для масляных красок.

III. МИНИАТЮРНАЯ– особо малых размеров, как и станковая Ж., разделяется по типам красок с добавлением ЭМАЛЬЕРНЫХ красок (роспись – Финифть). Может быть самостоятельной картиной (менее 10*15 см.), украшать предмет интерьера или мебели, быть частью ювелирного украшения или иллюстрацией в книге (книжная миниатюра)

 

Художник–живописец должен наиболее полно изучить технологию ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО искусства, особенно науки: ЦВЕТОВЕДЕНИЕ, ПЕРСПЕКТИВУ, РИСУНОК, КОМПОЗИЦИЮ, ИСТОРИЮ ИСКУССТВ, О КРАСЯЩИХ ВЕЩЕСТВАХ.

Также заботится о воспитании своей эстетической и духовной культуры.

 

Жанры станковой живописи.

Портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематическая картина и беспредметный жанр.

 

Пейзаж.

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, как правило, представлено изображение водной и/или земной поверхности. В зависимости от направления — растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования.

Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение, часто роль стаффажа.

 

Типы пейзажей.

По содержанию.

1. Сельский

 

 

2. Городской (в том числе архитектурный — ведута и индустриальный)

 

3. Морской пейзаж или марина

 

 

По размеру/формату

Камерные, вертикальные, горизонтальные, панорамные.

 

 

По характеру

эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный.

 

 

Проверочная работа №1

 

1. К какой категории искусств относится театр/ музыка/ изобразительное искусство?

2. Какой вид изобразительного искусства характеризуется работой в глине, пластилине, мраморе?

3. В каком жанре изобразительного искусства преобладают люди?

4. Как называется древний вариант книги?(назвать и нарисовать)

5. 6. 7. 8. 9. Определить вид, подвид(если известен), жанр и его подвид (если известен)

 

5.

 

 

6.

 

 

7. 8. 9.

 

Жанры (что собой представляет изображение?):

Портрет – изображение человека, группы людей.

Разновидности: камерный(домашний), парадный, конный, групповой, в полный рост, голова, оплечный, с руками, поясной, сидя, в образе.

 

 

Натюрморт – (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

Разновидности: учебный, тематический («музыка», «дичь», «цветы» и т.п.), персональный, настенный («обманка»), декоративный.

С К У Л Ь П Т У Р А

Вид изобразительного искусства. Основное средство выразительности – ОБЪЁМ

Произведения: СКУЛЬПТУРЫ на плоской основе (холсте, картоне, дереве, бумаге, стене и др.)

Материалы: глина, пластилин, камень, песок, дерево, металл, бумага, папье-маше и т.п. .

Инструменты: стеки, петли, нож; зубило, киянка, бурав, резец .

 

Категории Скульптуры.

 

КРУГЛАЯ — вид скульптуры, которая представляет собой произведение трёхмерного объёма (обозримая со всех сторон). Эта скульптура предназначена, в основном, для кругового осмотра. Главные типы круглой скульптуры — бюст, статуя, скульптурная группа.

 

 

РЕЛЬЕФНАЯ или РЕЛЬЕФ - вид скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально.

Виды релефа:

Барельеф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.

 

Горельеф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма.

 

Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.

 

Койланаглиф (или en creux (анкрё)) — вид углублённого рельефа, то есть вырезанный на плоскости контур. В основном применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике.

 

 

 

Архитектура.

- вид изобразительного иск-ва, создание красивых и прочных зданий, строений, архитект. объектов.

Типы А.

1.Гражданская - здания для жилья, обучения, отдыха, то есть для бытовых нужд (театры, дома, вокзалы, школы, магазины, музеи и т.д.)

2.Культовая – здания для нужд культа (религии): храмы, церкви, крестильни, гробницы, часовни и т.п.

3.Градостроительство – проектировка и строительство городов, улиц, районов, комплексов.

4.Малых форм – нежилые небольшого размера строения в парках, зонах отдыха: мостики, беседки, фонтаны.

5.Ландшафтная – проектировка растительных массивов, посадок деревьев, аллей, клумб, дорожек и т.д.

 

Проверочная работа № 3

 

1. Какой жанр изобразительного искусства подразумевает изображение людей в разных видах? Перечислить разновидности жанра.

2. Что изображено на Батальной картине? К какому жанру ее можно отнести?

3. Если изображена группа предметов на столе, то жанр картины -?

4. Эта область архитектуры занимается художественным оформлением парков, их декоративных посадок, клумб, мест отдыха.

5. Койланоглиф – это….

6. 7. 8. 9. Определить вид, подвид(если известен), жанр и его подвид (если известен)

6. 7. 8.

9. 10.

Категории

по материалу

дерево(роспись)

дерево( резьба)

дерево(плетение)

керамика

текстиль

стекло

камень

драг.камни

металл

пищ.продукты

кость, бумага

лак, кожа

эмаль

совр.материалы

по назначению

 

посуда

одежда

ткань в интерьере

украш.интерьера

игрушки

инструменты

мебель

еда

юв.украшения

 

по исполнителю

 

авторское

традиционное

(промысловое)

 

 

 

 

 

 

Резьба по кости   - стеклянная глазурь на металлической пластине
Холмогорская   Перегородчатая Выемчатая Финифть роспись
 
- выпечка.
Тульский пряник Архангельские козули Поморские козули (солонушки) Тетёры

 

 
Федоскино Палех Мстёра Холуй

 

 
Урал резьба Ганча Мозаика цв.камня Узорочье белокам.
         

 

 

 

 

 

 

Декоративно-прикладное искусство

lektsia.com

Сюжетно-тематическая картина в Русском искусстве

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Эта разновидность живописных произведений предполагает изображение событий из жизни человека. Термин «Сюжетно-тематическая картина» имеет позднее происхождение и объединяет несколько разных жанров, отличающихся друг от друга тематикой сюжета:— бытовой;

— исторический;

— батальный;

— сказочный;

— мифологический;

— библейский.

 

Не все жанры одинаково ценились в обществе и художественных кругах в 19 в. Сюжетно-тематическая картина относилась к наиболее привилегированному классу, хотя степень значимости определялась избранным сюжетом.

В Российской Академии художеств по западному образцу была устроена система классов:

- Плодов и цветов (натюрморт)

- Птиц и зверей (анималистический)

- Ландшафтный (пейзаж)

- Портретный

-Малый исторический (истории, важные для отдельных людей или стран)

- Большой исторический (мифологический и библейский жанры).

Каждый студент последовательно проходил через все ступени в процессе овладения мастерством. Дипломная работа — произведение выполненное в большом историческом жанре. Причем тема работы выбиралась академическим советом одна — общая для всех выпускников. Возражения не допускались. В 1863 году это обстоятельство привело к «бунту четырнадцати». Дело в том, что четырнадцать лучших студентов-выпускников Академии художеств обратились в академический совет с просьбой о разрешении самостоятельного выбора темы для дипломной работы. Однако совет просьбу отклонил, и на заседании правления была объявлена тема диплома одна на всех. Вот как это звучало: «Совет Императорской Академии художеств… избрал сюжет «Пир на Валгалле». На троне бог Один, окруженный богами и героями, на плечах у него два ворона. В небесах, сквозь арки дворца Валгаллы, видна луна, за которой гонятся волки…». В ответ на это четырнадцать молодых людей (И. Н. Крамской; Б. Б. Вениг; А. К. Григорьев, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. И. Корзухин, К. В. Лемох, К. Е. Маковский и др.) отказались принимать участие в конкурсе на БЗМ и покинули АХ без получения звания.

Возглавил этот «бунт» И. Крамской. Он же организовал независимую Артель художников. Артель была устроена по принципу «коммуны»: художники жили одной дружной семьёй в квартире на 17-й линии Васильевского острова, сообща брали заказы и заработок делили поровну, свои же картины посвящали сценам из народной жизни. Вскоре Артель стала своеобразным художественным центром — «академией Крамского», которая противостояла официальной Академии.

Репин вспоминал об этих годах, как о лучшем времени в своей жизни: «Что это был за всеобщий праздник! В артель, как на выставку, шли бесчисленные посетители, всё больше молодые художники и любители смотреть новинки. Точно что-то живое, милое, дорогое привезли и поставили перед глазами!..»

Однако идеальная жизнь на земле — это утопия. Материальные дела Артели шли не так гладко, как бы этого хотелось, да и вся организация в целом вскоре обнаружила своё несовершенство. Артель просуществовала недолго.

Но в скором времени все передовые силы русского искусства объединились в Товарищество передвижных художественных выставок, созданное в 1870 году.

Его идейным вдохновителем стал всё тот же И.Н. Крамской

Важная роль в создании Товарищества принадлежала, помимо И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедову, Н. Н. Ге, В. Г. Перову, И. М. Прянишникову, А. К. Саврасову, Л. Л. Каменеву, М. К. и М. П. Клодтам, И. И. Шишкину, К. Е. Маковскому, А. И. Корзухину, В. И. Якоби. Все они единогласно приняли и подписали первый текст Устава объединения художников, который гласил: «Товарищество имеет целью: устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителям провинции возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений…»

В 1871 году состоялась первая выставка передвижников. На ней было всего 46 экспонатов, тщательно отобранных. Среди них: «Пётр Первый допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Н. Н. Ге, «Порожняки» И. М. Прянишникова, «Охотники на привале» В. Г. Перова, «Грачи прилетели» А. К. Саврасова и другие.

Первая выставка Товарищества стала большим событием художественной жизни и вехой в развитии русского искусства. За 53 года существования Товарищества было организовано 48 выставок. В разные годы членами Товарищества были такие выдающиеся художник, как В. Г. Максимов, К. А. Савицкий, И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, С. В. Иванов, В. А. Серов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан…На всей их живописи лежал облагораживающий отсвет нравственной миссии, принятой на себя русским искусством. Сформулировал её П. Л. Лавров в своей книге «Исторические письма», вышедшей в 1870 году: «За развитие немногих заплачена огромная цена — нравственная обязанность расплатиться за собственное развитие. Эта уплата есть посильное распространение… умственного и нравственного развития на большинство».

 

 

Тема: Бытовой жанр

Разновидность Сюжетно-тематической картины, темой которой являются события повседневной жизни.

Основоположники Бытового жанра в России:

megapredmet.ru

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА. БЫТОВОЙ ЖАНР - СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА - Изобразительное искусство 6 класс - С.М. Железняк

Раздел 4. СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА

 

Питер Брейгель-старший. Крестьянский танец. Питер Брейгель так выразительно изображал быт крестьян, что даже получил прозвище «Мужицкий».

Икона - изображение сцены или персонажа из Святого Писания, выполненное по правилам - канонам, принятым церковью.

 

22. СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА. БЫТОВОЙ ЖАНР

 

На уроках литературы вам встречался термин сюжет. Его значение, по-видимому, не вызвало никаких трудностей. Сюжет - это то, о чем рассказывается в произведении. Можно ли употреблять это слово относительно картины или рисунка? Можно, если мы видим на них изображения событий. Сюжет художественного произведения является чрезвычайно важным, хотя и не главным.

Большие мастера, обращаясь к традиционным сюжетам, каждый раз находят в них что-то новое, важное для своей эпохи. Мастера Средневековья могли совместить в картине несколько событий, произошедших с одним и тем же персонажем. Тогда его изображение возникало в композиции несколько раз. А по краям иконы изображали будто окошка(клейма), в которых размещали различные эпизоды из жизни героя картины, например чудеса, которые сотворил этот святой.

Сандро Боттичелли. Сцены из жизни святого Зиновия.

Художник изобразил своего героя трижды, причем дважды - даже в одинаковой одежде.

В эпоху Возрождения художники начали изображать на картине только один эпизод - тот, который они считали самым главным и который выражал смысл повествования.

Художественные произведения, отражающие повседневную жизнь, относятся к бытовому жанру. Иногда их называют просто жанровыми.

Бытовые сцены появляются в эпоху неолита, в первобытных художников. Потом, впоследствии, очень тщательно фиксировали все подробности своего быта древние египтяне. Бытовыми сценами часто украшали греческие вазы. В эпоху Средневековья и Возрождения художники пытались приблизить библейские сюжеты до современного им быта. Персонажи Библии и Евангелий были одеты так, как одевались средневековые крестьяне, горожане и рыцари, и жили в таких же замках и домах.

 

Дионисий. Митрополит Алексей с житием

Жан Милле. Собирательницы колосьев

Много картин на бытовую тематику создал великий фламандский художник XVI века. Питер Брейгель-старший. Настоящий расцвет бытового жанра приходится на XVII век. Картины небольшого формата для квартир на темы повседневной жизни создавала большое количество голландских художников, так называемые «Малые голландцы». На их картинах мы можем увидеть семейные праздники, игру в карты, визит врача к больному, события и ситуации, очень распространенные и привычные в жизни человека.

В творчестве художников XIX ст., как Жан Франсуа Милле, картины, рисунки, гравюры обличали недостатки людей и общественной жизни, вызывали у зрителей сочувствие к обездоленным. К бытовому жанру часто обращались Т.Г. Шевченко и другие украинские художники.

1. Что такое сюжет в живописи? Каковы сюжеты картин, приведенных в разделе?

2. Как изображали жанровые сцены художники разных времен?

 

М. Пимоненко. Соперницы. Картина изображает типичную бытовую сцену.

3. Внимательно рассмотрите предложенную вам картину бытового жанра. Какие события предшествовали тому, что изображено на ней? Что, по вашему мнению, произойдет потом? Почему художник изобразил именно этот момент?

Нарисуйте композицию-воспоминание в теплом или холодном колорите.

Инструменты и материалы: лист бумаги, гуашевые или акварельные краски, карандаш, ластик, кисти.

План работы.

• На листе бумаги скомпонуйте изображение.

• Решите, какие изображения будут большими, а какие - меньше.

• Подготовьте рисунок к дальнейшей работе: сотрите все вспомогательные линии, которые вы использовали для построения, лишние линии.

• На палитре рядом подберите цвет, который соответствует цвету, например, фона.

Начать работу красками лучше из тех цветов, которые вам понятны.

• Сравните и попробуйте воспроизвести разницу оттенков разных частей рисунка, где создается наибольший контраст.

ВСПОМНИМ!

КАК ДЕЛАТЬ ЭСКИЗ

Эскиз - это проект картины, первый этап работы над ней. В эскизе определяют формат, размер изображения, точку наблюдения, высоту горизонта. Во многих вариантах эскизов нужно добиться наибольшей выразительности решения, правдиво разместить объекты, предметы, сгруппировать фигуры, найти смысловой центр, который будет привлекать главное внимание зрителя. В композиции не должно быть лишних фигур, равнодушных к происходящему. Каждая фигура должна иметь свое значение в общем замысле, и вся обстановка должна помогать его раскрытию.

И. Левитан. Эскизы пейзажа. Утро. Опушка

В отличие от театра и литературы, произведение изобразительного искусства всегда передает только один момент.

Эскиз может считаться приемлемым, если содержание картины читается с первого взгляда ее основная мысль понятна.

Разрабатывая эскиз в цвете, очень важно найти именно тот колорит, который правдиво характеризовал бы событие, которое происходит, дополнял эмоциональное воздействие картины. Нельзя случайно и непродуманно разрисовывать изображаемые объекты и фигуры. Колорит картины должен соответствовать тоновым и цветовым условиям изображаемого момента, времени дня, состояния погоды. В конечном итоге весь цветовой строй эскиза должен служить выявлению композиционного центра и дополнять эмоциональное воздействие картины.

И. Репин. Эскиз картины «Бурлаки на Волге»

И. Репин. Картина и эскиз картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Созданием этого эскиза художник не ограничился. Известно несколько вариантов самой картины, которые находятся в разных музеях.

МАСТЕР-КЛАСС

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД КОМПОЗИЦИЕЙ

Самое главное и ценное, с чего начинается композиция, - это ее замысел. Надо почувствовать родство, отклик в душе темы, которую выбираете. Основной закон композиции - увидеть в природе главное, закономерное и освободить его от лишних, второстепенных деталей.

1. Первый этап - эскиз-поиск, в котором мы обозначаем основное композиционное решение, определяем главных героев. Таких поисковых эскизов должно быть несколько, из них потом нужно выбрать лучший, самый отчетливый. В эскизе изображать надо не мелочи, а целые фигуры, группы людей, силуэты домов, деревьев и тому подобное. В этом эскизе-поиска решайте сразу и тональные соотношения будущей композиции.

2. Второй этап - сбор вспомогательного материала: наброски с натуры, зарисовки пейзажные, интерьерные, костюмов, предметов, работа со вспомогательной литературой. Рисуя композицию на историческую тему, нелишне поинтересоваться, какую одежду носили люди того времени, какими вещами пользовались. А, скажем, если фоном композиции является пейзаж, сделать натурные этюды, поработать на пленэре. Для каждого персонажа полезно найти реальный прототип, сделать набросок с натуры.

3. Следующий шаг - это перенос эскиза на большой лист. Надо следить за тем, чтобы во время перенесения рисунка не «сбить» композицию. Для этого существует старинный способ, которым пользовались еще художники Древнего Египта - перенесение по квадратам. Изображения в маленьких квадратах эскиза должно соответствовать квадратам главного листа. Затем линии, что разделяли бумагу на квадраты, вытирают и остается только увеличенное изображение. После этого вы можете начинать работать красками.

Целесообразно заметить, что цветовое решение вам лучше сделать заранее также на маленьком цветном эскизе. Покрыв цветом всю поверхность композиции, надо от общего переходить к мелочам.

Этапы работы над композицией

 

Микеланджело Меризи да Караваджо. Гадалка

Микеланджело Меризи да Караваджо (1573-1610) - выдающийся итальянский художник. Любимым жанром мастера были бытовые сцены. Даже библейские и евангельские события Караваджо изображает как эпизоды из повседневной жизни. Картину художника «Корзина с фруктами» считают одним из первых европейских самостоятельных натюрмортов.

В своих произведениях Караваджо смело сочетает яркое освещение фигур персонажей, особенно их лиц, с глубокой темнотой фона. Эта манера получила название «караваджизм» и использовалась многочисленными художниками XVII века. Самые известные произведения Караваджо: «Вакх», «Гадалка», «Корзина с фруктами», «Лютнист», «Призвание апостола Матфея», «Успение».

Пимоненко Николай Корнилович (1862-1912) - украинский художник.

Родился в семье резчика по дереву. Учился в школе Н. И. Мурашко, затем - в Петербургской академии искусств. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Жил и работал в Киеве. Известен прежде всего как мастер бытового жанра. М. Пимоненко сочетает сцены повседневной жизни с поэтическими украинскими пейзажами, что придает его произведениям особое очарование. Самые известные произведения Н. Пимоненко: «Святочное гадание», «По воду», «Жертва фанатизма», «В поход», «Перед грозой», «Соперницы».

М. Пимоненко. Святочное гадание

Казак Мамай — защитник украинского народа, степняк, путешественник, воин, мудрец и сказочник в одном лице.

Давний срок «мамаювати» означает путешествовать, казаковать, вести казачий образ жизни, «ходить на мамая» - идти наугад.

schooled.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта