Японская живопись Суми-э для каждого. Сумиэ картины фото


Мастер-класс по японской живописи суми-э: гортензия: nihon81

Как я уже писала, в прошлое воскресенье ходила на мастер-класс по японской живописи суми-э. Занятие было посвящено гортензии. Мастер-классы проводит Юлия Егорова, здесь можно посмотреть ссылку на группу в ВК, фотографии с занятий, выставок, а также работы, которые можно приобрести.Занятия проходят недалеко от станции метро Ленинский проспект, либо Горьковская.

Суми-э 墨絵 - это буквально "тушь" и "картина". У нас было сочетание туши и минеральных красок.1. Для занятия подготовлены: воды, несколько блюдечек (для туши и краски отдально), кисти, подстилка для бумаги.

Из описания группы:

Суми-э - одновременно техника живописи, ощущение и философия. Всё это представляет собой целостный аккорд, не существующий по отдельности. Это лёгкий ветер и аромат цветка.Это энергия и дисциплина.

На занятиях вы знакомитесь с техникой и философией японской живописи суми-э. Прикоснетесь к удивительному миру монохромной живописи, сможете создать свои рисунки и получить удовольствие от процесса.

Один из эффектов, который достигает художник при рисовании суми-э - это состояние расслабленной сосредоточенности. Происходит очищение души, обогащение радостью, улучшение здоровья и состояния, гармонизируется ритм жизни.

2. Сначала Юлия говорит о теме занятия, показывает рисунки гортензии на планшете, затем раздает нам распечатки. Она пользуется таким японским пособием, которое называется "рисование цветов":

3. Заглядываю внутрь, допустим, как рисовать сакуру:

4. Это распечатки. Гортензия по-японски "адзисаи" (紫陽花).

5.

6.

7. Выбрали одну из композиций, и Юлия показывает, как рисовать лепестки. Кисть сначала увлажняем, затем окунаем в голубую краску, а на кончик берём фиолетовую, таким образом цветок получается с фиолетовой серединкой.Сначала я тренировалась на обычной бумаге, за тем на рисовой. При работе с рисовой бумаге надо ещё пристальнее следить за промоканием кисти, потому что по такой бумаге мгновенно расползаются пятна от влаги. Рядом лежат салфетки, чтобы убирать лишнюю воду.

8. Как раз момент рисования лепестков.

Во время занятия негромко играет приятная японская или китайская музыка, дополнительно создавая подходящую творческую атмосферу.

9.

10. Теперь учимся рисовать листья. Юлия дополнительно подходит к каждому и показывает на его листочке, если нужно. Мне, конечно, требуются пояснения, я ведь в первый раз пришла.))Для листьев, кроме зелёной краски, на кончик кисти берём тушь, в итоге зелёный и чёрный перемешиваются, и получается более выпуклый рисунок. Когда краска высохнет, можно нарисовать прожилки. В самом конце рисуются стебель и серединки цветов.

11. Что получилось у Юлии:

12. У других учениц (это всё на рисовой бумаге):

13.

Занятие проходило с 12 до 15 часов, в перерыве пили чай. За это время у меня получилось два конечных рисунка, один черновой и пара отдельных для цветов и листьев.

14.

15.

Юлия рассказала, что у них было специальное занятие по проклейке: если вы хотите повесить свой рисунок на стену, сначала его нужно приклеить на другой лист рисовой бумаги и вставить в рамку. В процессе проклейки рисунок разглаживается и в итоге выглядит более презентабельно.

16. Использовались такие минеральные краски:

Если рисунок будут проклеивать, то требуются именно масляные, обычные могут потечь.

17. Тушь.

18. Пара фотографий из этого зала.

19.

Мастер-класс понравился, удивило, что с первого занятия получилось что-то симпатичное. Но, конечно, чтобы были более впечатляющие результаты, надо заниматься. Удобно, что можно спросить совет, показывают, как держать кисть, как лучше брать краску, на видео из сети это не так удобно смотреть.

20. Далее показываю работы Юлии, чтобы вы оценили её мастерство:

21.

22.

23.

24. Далее работы учеников:

25

26

27

28

29. Фото с выставкиУчастники студии суми-э с вице консулом Японии по культуре господином Накамура, Валентиной Александровной Калининой - заместителем председателя Общества дружбы "Россия-Япония", Светланой Станиславовной Зезюлиной - заместителем директора по учебной работе

nihon81.livejournal.com

Арт-терапия с помощью японской живописи Суми-э

Суми-э — древняя японская техника рисования тушью и минеральными красками на рисовой бумаге. Это живопись, самовыражение и философия одновременно, а значит прекрасно подходит для тех людей, которые интересуются не только и не столько рисованием, сколько саморазвитием и арт-терапией.

Японская живопись

Исторически суми-э зародилось в Китае, и только в XIV веке было принесено в Японию буддийскими монахами. Название «суми-э» создано из сочетания двух японских слов: «суми» (тушь) и «э» (живопись). Это древнее традиционное искусство близко к современной акварельной живописи. Отличие суми-э в том, что для рисования художники, как правило, используют только черный цвет, создавая широкую гамму серых оттенков туши, растворяя её в воде в разных пропорциях. Так было принято изначально, однако, со временем японские художники стали писать цветными минеральными красками, которые, проникая в рисовую бумагу, закрепляются на ней подобно туши.

Суми-э

Для рисования необходимы чёрная тушь и кисти для каллиграфии, рисовая бумага и немного воды. В суми-э не делают карандашных набросков, рисунок рождается спонтанно, когда рукой мастера руководят его чувства, ощущения и дух. Композиция и фигуры складываются из отдельных мазков. В задачу художника не входит фотографически точное воспроизведение действительности. В отличие от Западной манеры живописи для суми-э более важны техника рисования мазков и умение создать гармоничную композицию, отбросив все второстепенное и представив только суть вещей. Говорят, что в традиционных японских школах суми-э учащиеся первый год рисуют только отдельные мазки, и лишь после этого их допускают к созданию рисунков.

Прекрасные и изящные рисунки кажутся лишь делом техники, однако при их создании гораздо более важен философский смысл или так называемый «дух суми-э». В буддизме изобразительное искусство использовалось в качестве духовной практики. Не только процесс рисования, но и картины в технике суми-э подходят для медитации. Нанесенные на белую бумагу простые черные линии отвечают духу дзен, когда несколько произнесенных слов могут быть результатом многих лет душевных поисков.

Японские картины

Художник не стремится заполнить весь лист бумаги. Само изображение отличается лёгкостью и изяществом. Рисунок будто дышит и живёт своей жизнью. Мастер суми-э нарочно не прорисовывает картину полностью, оставляя кое-что за кадром. Это подарок зрителю, воображение которого откликается на лёгкие штрихи и начинает самостоятельно «дорисовывать» картину. В Японии говорят, что уметь рисовать — это искусство, но не меньшее искусство — уметь любоваться готовым рисунком.

Картины в японском стиле

Я сама более двух лет обучалась суми-э и готова подтвердить ценность этого вида искусства для психологической работы. Вот лишь немногое из того, что я подметила:

  • Поначалу участники группы стремятся использовать исключительно чёрную тушь, но со временем арт-терапия способствует тому, что монохромных изображений почти не остаётся. Уже к концу второго года обучения все рисунки участников, как на подбор, были цветные. Новоявленные художники жаждали выразить себя с помощью ярких красок. Творчество сняло депрессивное настроение и дало дорогу разноцветным чувствам, ощущениям, проявлениям.
  • Занятия японской живописью прекрасно прорабатывается страх совершить ошибку. Работая в стиле суми-э, приходится забыть о предварительных набросках. Если тушь ляжет на лист не так, как вам хотелось бы, то ничего уже изменить не получится, пигмент мгновенно проникает в бумагу и закрепляется намертво. Зато после нескольких месяцев тренировок, страх совершить ошибку отступает, как и стремление всё контролировать. Конечно, такие изменения касаются не того, как человек рисует, но и как ведёт себя изо дня в день. Появляется новое отношение к жизни, большая лёгкость и смелость в проявлениях. Так что рекомендую суми-э тем, кто работает с проблемой внутреннего сверх-контроля.
  • Рисование помогает заметить, что каждый художник имеет свой стиль, свою манеру рисования, у каждого появляются излюбленные образы, композиции и материалы. Работу одного мастера никогда не спутаешь с работой другого. На бумаге со всей ясностью проступает индивидуальность человека, тот неуловимый аромат души, который так тяжело описать словами. Занятия суми-э способствуют осознанию и принятию различий между людьми, а также ощущение нашего внутреннего сходства. Это чрезвычайно важный опыт в процессе самопознания и саморазвития.
  • Творчество самоценно. К этой мысли приходишь, когда после двух часов рисования, поднимаешься из-за стола, ощущая внутреннее спокойствие и гармонию. В этом проявляется целительное влияние медитации и творчества на человеческую душу.
  • Просыпается наблюдательность и ощущение соединенности внутреннего и внешнего миров. Если вы решили рисовать, то в поисках вдохновения, начнёте обращать внимание на всё, что окружает вас, на сезонную смену природы, малейшие проявления красоты там, где раньше вы бы прошли мимо, ничего не заметив.
  • Развивается спонтанность. Тушь растекается так, что никогда не знаешь, что получится в итоге. Особенно это характерно для новичков. Однако со временем начинаешь привыкать, что изначальная задумка в реальности воплощается иначе, и при этом не факт, что хуже. Возможно даже лучше, чем предполагалось. Весьма ценная мысль для жизни, не так ли?

Японская живопись суми э

В заключении хочу отметить, что в настоящее время суми-э становится всё более популярным видом искусства в России. В мегаполисах вы без труда сможете найти одну или даже несколько студий, занимающихся этим прекрасным видом творчества, а материалы для рисования можно заказывать в интернет-магазинах.

Желаю вам успехов и творческих свершений!

www.diy.ru

Суми-э — Artrue

История и идеи японского направления.

Искусство Японии

На протяжении полутора десятков веков Япония идет в ногу со временем, развиваясь во всех направлениях. За такой большой период времени японцы создали свою собственную огромную ветвь в изобразительном искусстве. На протяжении всех этих лет на страну оказывали большое влияние ее соседи, в большей степени Китай. Именно оттуда в Японию были ввезены первые образцы живописи и письменности, которые стали копироваться. Но данное заимствование из другой культуры не превратилось в бездушное копирование, а заложило фундамент для собственной неповторимой и удивительной культуры. Но до запада шедевры живописи страны Восходящего Солнца дошли лишь в 19-м столетии, когда Европа пыталась оставить свой след по всему миру.

Осенний пейзаж. Сэссю

История Суми-э

Начало данному направлению было положено в XIII веке, когда в Японию прибыли китайские монахи для изучения древней литературы. Они принесли с собой частичку китайской культуры, а именно живопись тушью, которую японцы назвали суми-э, а иногда называли суйбокуга.

Созерцание водопада. Гэйами

На протяжении столетия суми-э практически не имело известности. Настоящий расцвет данного стиля произошел в XIV веке в эпоху Муромати. Данное направление живописи переходит на настоящий уровень и занимает почетное место в живописи. На протяжении не одного века суми-э пользовалось огромной популярностью среди японских художников. В начальный период развития стиля чаще всего художники писали монохромные пейзажи, на которых изображались горы и водоемы. Данные произведения искусства украшали стены дворцов знатных личностей и военачальников.

Самыми яркими представителями суми-э являются Дзёсецу, Тоё Сэссю и Кано Мотонобу. Именно монах Дзёсецу считается отцом стиля суми-э. Его картина «Ловля рыбы тыквой», написанная для военачальника Японии, стала основой для данного направления живописи.

Ловля рыбы тыквой. Дзёсэцу

Художники Суми-э

Тоё Сэссю — один из самых выразительных художников направления. Он внес огромный вклад в развитие стиля, оставил после себя богатую коллекцию произведений.

 

Пейзаж в стиле хабоку. Сэссю

Эпоха Муромати была очень плодотворным периодом в искусстве. В те годы ряды художников активно пополнялись, зачастую ими становились даже самураи. Одним из таких живописцев был Сэссон.

Буря. Сэссон.

Еще одним ярким представителем суми-э был Хосэгава Тохаку, чья картина «Сосны» вывела данный стиль на верхушку популярности.

Сосны. Хосэгава Тохаку.

artrue.ru

Японская живопись суми-э: красота — в созерцании

Японскую каллиграфию суми-э овевают сказки, столь же впечатляющие, как замысловатые узоры восточной живописи. Говорят, при помощи этого искусства можно привести в баланс душевное состояние, «нарисовать» себе красивую жизнь, да и просто передать порывы сердца в цветных завитках, остающихся на бумаге.

Суми-э появилось на рубеже между VIII и IX веками. В древности, для того, чтобы овладеть этим искусством, нужно было соответствовать некоторым критериям и следовать нескольким принципам.

Первый концепт называют словом «фурюу». Согласно этому принципу, перед занятиями должен был пройти духовное очищение, а лишь затем приступать к созданию полотен.

Вторая идея суми-э — ваби — призывала относиться к творчеству как к созерцанию душевной красоты и ухода от мирских проблем.

Следующее кредо, проявляющийся в суми-э, звучит, как древний афоризм «Memento Mori» («Помни о смерти»). Холодная экзистенция, суровое, неумолимое бытие, которое расчертило жизнь человеческую на отрезки, проводя линию от детства до старости и увлекая в пустоту… Обо всем этом не должен забывать творец, подходя к принципу суми-э под названием «саби». Картина, которая передает глубину человеческой души, все же не должна затмеваться кричащей силой эмоций. Ведь, созерцая живопись в технике суми-э, человек должен оставаться отстраненным наблюдателем жизненной драмы, который не слишком вовлекается в ее бури. А само слово «саби» на японском языке имеет четыре значения – покой, зима, смирение и старость.

Еще одна основа основ в суми-э — юргэн, в понимании азиатов это — «красота одинокой печали». Это образ «ледяной» красоты, построенный на сплошной эстетике и множестве подтекстов, скрывающихся за обманчивым постоянством линий.

И, наконец, последняя вещь, замыкающая суми-э в ряд философских истин, — это моно-но аварэ, в переводе — очарование вещей. Искусство призывает смотреть не на общепринятые стандарты красив ого и уродливого, а, скорее, ориентироваться на принцип «красота в глазах смотрящего».

Чтобы узнать больше о самой технике, в которой принято выполнять суми-э, мы поговорили с психологом и арт-терапевтом Марией Первишко. Мария более двух лет обучалась суми-э и применяет его в ходе психологической работы.

— Расскажите, пожалуйста, в чем отличие суми-э от акварельной живописи?— Отличие суми-э от западной живописи принципиальное. В суми-э нет предварительных зарисовок, набросков, разметки. Рисунок создаётся спонтанно, и художник не может вносить коррективы. Это связано с тем, что тушь и рисовая бумага (материалы, которые используются для рисования) сцепляются быстро и «намертво».Чтобы стать мастером суми-э, необходимо иметь отточенную технику нанесения мазков. Такая техника нарабатывается годами. Существуют специальные прописи для тренировок. Техника должна быть развита так, чтобы одним взмахом кисти изобразить, к примеру, ствол бамбука, чтобы он имел объём. Есть определённые мазки, которыми изображают листья орхидеи, другими рисуют ягоды винограда, лепестки пиона и так далее.При этом есть ещё один необходимый компонент: художник должен не только владеть самой техникой рисования и уметь составлять композицию из отдельных мазков и объектов, но уметь передать, так называемый, «дух суми-э». Что это такое описать довольно сложно. Дух суми-э можно почувствовать, когда смотришь на рисунок. Это чувство прекрасного, сопереживания, погружение в рисунок, это ощущение, что за изображением на бумаге есть что-то большее.

— Как происходит обучение суми-э в Японии?— Насколько я знаю, в отличие от обучения в России, японские и китайские учителя начинают с того, что в течение нескольких первых месяцев разрешают ученикам только лишь тренировать мазки. В этот период никаких рисунков ученики не делают.

— Почему суми-э считают не только художественной, но также и духовной  практикой?— Суми-э начали практиковать буддистские монахи, и изначально это была одна из техник медитации. Любой, кто начнёт рисовать суми-э, ощутит, как меняется внутреннее состояние. Оно становится более расслабленным, но в то же время сосредоточенным. Происходит погружение во внутренний мир и концентрация на собственном отношении и чувствах, и одновременно — созерцание внешнего мира, повышение уровня осознания происходящего. Приходит состояние внутренней тишины и покоя.В основе рисования —минимализм и духовная составляющая. Изначально суми-э — монохромная живопись. Для неё использовались только разные градации серого цвета, что достигалось при помощи разведения воды и туши в разных пропорциях. Цветная тушь в изображениях суми-э появилась значительно позже. В настоящее время художники суми-э активно используют специальные минеральные краски.

— Как правильно подбирать  цвета в суми-э?— Особых критериев нет. Всё зависит от вкуса и стиля художника.

— Есть ли какие-то правила в композиции суми-э?— Согласно классическим канонам, принятым в японской эстетике, в изображении не должно быть симметрии. Изображение смещается влево или вправо от центра. Также если изображается цветок, то листья и лепестки должны быть расположены асимметрично, ветви и стволы бамбука не могут быть параллельны.Также в рисунках приветствуется пустое пространство. Это позволяет создать некую недосказанность. Таким образом, у зрителя появляется возможность дофантазировать изображение. Недосказанность включает воображение, вызывает ассоциации. Зритель в восточной живописи — это также участник творческого процесса. На востоке говорят, что важно не только уметь создавать красоту, но и уметь её созерцать.

Ася Шкуро

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

horoshiy-vkus.biz.ua

Коллекция картинок: Sumi-E

Искусство суми-э (sumi-e) или суибокуга (suibokuga) – это японская адаптация китайской техники живописи тушью. Выразительность работ суми-э достигается благодаря максимальной лаконичности. Каждый мазок кисти очень экспрессивен и выразителен. В суми-э ярко проявляется принцип японской эстетики ваби-саби – сочетание простого и изящного. В отличие от западных техник, художник не пишет конкретный предмет, он изображает образ, суть этого предмета. При этом работы в технике суми-э лишены чрезмерной детализации и предоставляют зрителю простор для фантазии.                                          Источник

madamkartinki.blogspot.com

Японская живопись Суми-ё - dao69

"Рисуй бамбук десять лет, стань бамбуком, затем забудь все о бамбуках, когда ты рисуешь". Жорж Дютюи

Курить бамбук в жизни как-то не сложилось - будем рисовать его. Новое увлечение - японская живопись Суми-ё. Купил книжку, будем пробовать...Надо бы разузнать, может у нас магазины есть специализированные для кисточек/бумаги/туши под это дело...

Суйбокуга (или как его ещё называют суми-э, суми-е) – японская живопись тушью. Изначально китайский стиль был заимствован японскими художниками в XIV веке, а к концу XV он превратился в основное направление живописи Японии.Суйбокуга монохромна. Она характеризуется использованием черной туши (суми), твердой формы древесного угля или производимой из сажи китайской туши, которая растирается в тушечнице, разбавляется водой и наносится кистью на бумагу или шелк. Но даже тушь позволяла использовать многочисленные градации серого для создания объемности, богатства произведения, его глубины и многоплановости.Суйбокуга иногда допускает использование настоящих цветов, но только в качестве дополнительных – тонких и прозрачных – мазков, которые всегда остаются подчиненными основной линии, исполненной тушью.

Дзэн пришел в Японию в XII столетии и за восемь веков своей истории оказал влияние на различные аспекты японской жизни – не только на духовною жизнь самураев, но также на художественное выражение жизни образованными и культурными слоями общества.Сумие, являющееся одним из таких выражений, не представляет собою живописи в строгом смысле слова: это своего рода черно-белый эскиз. Чернила делаются из сажи и клея, а кисть из шерсти овцы или барсука, причем она способна вместить большое количество этой жидкости. Используемая для рисунка бумага довольно тонка и поглощает большое количество чернил, резко отличаясь от полотна, используемого художниками по маслу, и этот контраст имеет большое значение для художника жанра сумие. Причина, по которой для передачи вдохновения художника выбран такой материал, заключается в том, что это вдохновение должно быть передано по возможности в кратчайшее время. Если кисть задержится слишком долго, бумага порвется. Линии должны наноситься как можно быстрее, и количество их должно быть минимальным, наносятся только самые необходимые линии. Недопустимы никакая медлительность, никакое стирание, никакое повторение, ретуширование, никакая переделка, никакое "лечение", никакой монтаж. Однажды нанесенные мазки не могут быть смыты, нанесены заново и не подлежат дальнейшим поправкам или доделкам. Любой мазок, нанесенный после, резко и болезненно выделяется вследствие специфических свойств бумаги. Художник должен постоянно, всецело и непроизвольно следовать за своим вдохновением. Он просто позволяет ему управлять его руками, пальцами и кистью, будто они вместе со всем его существом являются всего лишь инструментом в руках кого-то другого, кто временно вселился в него. Можно сказать, что кисть выполняет работу сама, независимо от художника, который просто позволяет ей двигаться, не прилагая никаких сознательных усилий. Если между кистью и бумагой появится какая-либо логическая связь или размышление, весь эффект пропадает. Так рождается сумие. Нетрудно догадаться, что линии в сумие должны проявлять бесконечное разнообразие. Здесь нет никакого распределения светотени и никакой перспективы. Они фактически не нужны в сумие: здесь нет никакой претензии на реализм.

Этот жанр представляет собой попытку заставить дух объекта двигаться по бумаге. Таким образом, каждый мазок кисти должен пульсировать в такт с сердцем живого существа. Он также должен нести в себе жизнь. По-видимому, в основе сумие лежит ряд принципов, совершенно отличных от принципов живописи по маслу. Поскольку полотно является прочным материалом, а масляные краски допускают многократное стирание и наложение, картина создается системно, по заранее намеченному плану. Величие идеи и мастерство исполнения, уже не говоря о реализме, являются характерными особенностями живописи по маслу, которую можно сравнить с хорошо продуманной системой философии, логические нити которой тесно переплетаются, или с грандиозным собором, стены, колонны и фундамент которого выложены из сплошных каменных плит. В сравнении с этим эскиз сумие – сама бедность: бедность формы, бедность содержания, бедность исполнения, бедность материала; однако мы, люди Востока, ощущаем в нем присутствие некоего движущего духа, который странным образом витает вокруг линий, точек и теней различных очертаний: ритм этого живого дыхания вибрирует в них. Один стебель цветущей лилии, нарисованный как бы небрежно на листе грубой бумаги, – однако здесь раскрывается нежный, непорочный дух девушки, укрывшейся от бури мирской жизни. С другой стороны, насколько может видеть поверхностный критик, в сумие мало художественного мастерства и вдохновения – маленькая незначительная лодка с рыбаками в центре обширного водного пространства; но глядя на картину, мы не можем не быть поражены необъятностью океана, не знающего границ, и присутствием таинственного духа, дышащего жизнью вечности в пучине волн. И все эти чудеса достигаются без усилия, с такой легкостью. Если сумие пытается копировать субъективную реальность, оно обречено на полный провал: оно скорее является творением.

Точка в эскизе не представляет собой коршуна, а кривая линия не символизирует гору Фудзи. Точка – это птица, а линия – гора. Если в картине ценится превыше всего внешнее сходство, то двухмерное полотно не может воспроизвести ничего объективного: краски оказываются слишком бедными для воспроизведения оригинала, и как бы искренне художник ни пытался напомнить нам своей кистью об объекте природы, картина никогда не будет иметь должного сходства. Поскольку это имитация или воспроизведение, то она будет плоской имитацией или жалкой пародией. Таким образом, художник жанра сумие рассуждает – почему бы вовсе не отказаться от такой попытки? Давайте вместо этого творить живые предметы из своего собственного воображения. Поскольку все мы принадлежим одной и той же Вселенной, наши творения могут некоторым образом соответствовать тому, что мы называем объектами природы. Но это не является существенным элементом нашей работы. Эта работа имеет собственные достоинства, кроме сходства. Разве в каждом мазке кисти не присутствует что-то исключительно индивидуальное? Дух каждого художника проявляется в них. Его птицы являются его собственными творениями. Вот как относится художник жанра сумие к своему искусству, и я хочу сказать, что это отношение есть отношение дзэна к жизни, и то, чего дзэн добивается в жизни, художник достигает на бумаге кистью и чернилами. Творческий дух обитает повсюду, и творчество проявляется как в жизни, так и в искусстве. Линия, начертанная художником жанра сумие, отличается законченностью, ничто не может пойти за ее пределы, ничто не может ее исправить; она так же неизбежна, как вспышка молнии: сам художник не может ее изъять; этим объясняется красота линии. Вещи красивы там, где они неизбежны, то есть тогда, когда они являются свободным проявлением духа. Здесь нет никакого насилия, никакого убийства, никакого обмана, никакого копирования, а только свободное, неограниченное и в то же время самоуправляемое проявление движения, что составляет принцип красоты. Мышцы сознают, что рисуют линию, отмечают точку, но за ними скрывается неосознанное. Посредством этого неосознанного Природа повествует о своей судьбе. Посредством этого художник создает произведение искусства. Ребенок улыбается – и целая толпа приходит в восторг, потому что это поистине неизбежно, это исходит от неосознанного. Мусин и мунэн, которыми широко пользуются учителя дзэна, как мы уже видели, составляют также в основном дух художника жанра сумие. Другой отличительной чертой сумие является стремление уловить дух в движении.

Все видоизменяется, ничто в природе не стоит на месте, когда вы думаете, что надежно ухватились за него, оно ускользает из ваших рук, так как в тот самый момент, когда вы до него дотрагиваетесь, оно лишается жизни, становится мертвым. Но сумие пытается поймать вещи живыми, что кажется невозможным. Да, это поистине было бы невозможным, если бы художник пытался воспроизвести живые предметы на бумаге, но он может в какой-то степени добиться успеха, если каждый мазок его кисти будет непосредственно связан с его сокровенным духом, свободным от таких внешних оков, как понятия и т.д. В этом случае его кисть станет продолжением его собственной руки, более того, она станет его духом, и в каждом движении ее, оставляющем следы на бумаге, этот дух будет чувствоваться. Когда это достигается, картина сумие – сама реальность, совершенная сама но себе, а не копия чего-нибудь. Горы на ней реальны и в том же смысле, в каком реальна гора Фудзи; то же можно сказать об облаках, ручьях, деревьях, волнах, людях, так как дух художника живет во всех этих мазках, линиях, точках, во всей этой "мазне". Таким образом, естественно, что сумие избегает всякого рода красок, так как оно напоминает нам об объекте природы, а не претендует на воспроизведение его, совершенное или несовершенное. В этом отношении сумие походит на каллиграфию. В ней каждый иероглиф, состоящий из горизонтальных, вертикальных, наклонных, мягких, изогнутых вверх и вниз черточек, далеко не всегда выражает полную идею, хотя он не игнорирует ее совсем, так как иероглиф прежде всего призван означать что-то. Но это – особый вид искусства Дальнего Востока, где для письма пользуются длинной заостренной мягкой кистью, каждый мазок которой имеет значение помимо исполнения функций составного элемента иероглифа, символизирующего идею. Кисть является податливым инструментом и охотно повинуется каждому волевому импульсу писателя или художника. В мазках, нанесенных им, мы можем ощутить его дух. Вот почему на Востоке считают, что сумие и каллиграфия принадлежат одному и тому же виду искусства. Появление мягкой кисти – это целая история. Несомненно, она имела тесную связь с китайской иероглифической письменностью. То, что мягкий, гибкий, податливый инструмент попал в руки художника, было счастливым событием. Линии и штрихи, наносимые ею, обладают какой-то свежестью, нежностью и грандиозностью, которые присущи одушевленным предметам природы и, в особенности, человеческому телу. Если бы используемый с этой целью инструмент представлял собой кусок стали, жесткий и непластичный, результат был бы совершенно противоположным, и никакие сумие Лян-кайя, Му-ци и других мастеров никогда не дошли бы до нас. То, что бумага настолько тонка, что не позволяет кисти слишком долго задерживаться на ней, также является большим преимуществом для художника в отношении самовыражения. Если бы бумага была слишком толстой и плотной, появилась бы возможность работать по заранее намеченному плану и вносить поправки, что, однако, пагубно для духа сумие. Кисть должна скользить по бумаге быстро, смело, свободно и точно, уподобляясь творческому акту создания Вселенной.

Как только слово слетает с уст Творца, оно должно подвергаться воплощению. Промедление может означать изменение, что представляет собою крушение: воля встречает преграду в своем поступательном движении; она останавливается, медлит, рассуждает и, в конце концов, меняет свой курс – такая заминка и такое колебание мешают свободному проявлению художественного начала. Хотя искусственность далеко не всегда означает правильность формы или симметрию, а свобода – нарушение симметрии, в сумие всегда присутствует элемент неожиданности и внезапности. Там, где вы ожидаете увидеть линию или массу линий, они отсутствуют, и такое отсутствие вместо того, чтобы разочаровать, наводит на мысль о чем-то потустороннем, что приносит совершенное удовлетворение. Небольшой лист бумаги, обычно продолговатой формы, менее двух с половиной футов на шесть футов, теперь включает в себя Вселенную. Горизонтальный штрих символизирует безграничность пространства, а круг – вечность времени. Они не только безграничны, но и наполнены жизнью и движением. Странно, что отсутствие всякой точки там, где ее обычно ожидают увидеть, вызывает такой таинственный эффект, но художник жанра сумие исполняет этот трюк с непревзойденным мастерством. Он делает это так умело, что в его работе нельзя заметить никаких следов искусственности или определенной цели.

Ссылки на галереи:http://gallerysumi-e.com/index.php?option=com_wrapper&Itemid=45http://www.angelfire.com/il/SumieSociety/gallry.htmlhttp://www5.plala.or.jp/eikohosh/pages/sumie1.htmlhttp://photo.youryoga.org/sumi-e/big.php?n=0&coll=0http://www.guate-color.com/galleries/Gallery7.htm

Книга на русском в pdf-формате:http://rapidshare.com/files/79568543/Tehnika_japan_book.rar

Извращение на тему Суми-ё в Photoshop:http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=18547

dao69.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта