Степанов, Александр Николаевич (художник). Степанов художник картины


​Художник Степанов Алексей — Арткласс

Художник Степанов Алексей | 1858-1923гг

Об Алексее Степановиче Степанове до сих пор очень немного написано, не собраны воспоминания друзей и многое уже утрачено. До последнего времени существовали лишь беглые упоминания о нем и несколько кратких откликов на выставки его произведений. И даже в воспоминаниях тех, с которыми Степанов был крепко связан работой и дружбой, в воспоминаниях знаменитых его современников он проходит обычно молчаливой тенью, и только мимоходом брошенные замечания свидетельствуют, что здесь же, рядом, жил, мечтал, работал большой художник. А, между тем, ведь это именно он вместе с Левитаном и Кувшинниковой плыл по Оке и Волге, остановился в Плёсе, где пережил чудесные месяцы творческих исканий. Ведь это он друг Антона и Николая Чеховых, первый иллюстратор "Каштанки", частый посетитель Бабкина и квартиры на Кудринской. Друг Нестерова, Архипова, Серова, друг прогрессивных кругов Малого театра, близкий друг изящного, умного, глубоко образованного А.П.Ленского. Художник в высшей степени русский, обладавший тончайшим знанием русской природы и жизни, он прислушивался внимательно ко всему, что творилось в его эпоху у нас и на Западе. И тем не менее он всегда неизменно шел своим путем. Овладев живописными методами и приемами французского импрессионизма, он сумел повернуть их к своим собственным, единственно для него важным целям, утвердил их как одно из средств реалистического изображения русской природы, которую знал и любил, как никто другой. У Степанова есть свое, уникальное, неповторимое место в истории русской живописи. Художник, произведения которого создавались на глубоко народной, национальной основе, тончайший знаток русской природы, поэт русской деревни, один из создателей русского реалистического пленэра, несравненный анималист (первенство в этой области признавал за ним сам Серов), Степанов занимает в русской реалистической школе конца XIX - начала XX века почетное место. Одна из характерных черт его творчества - глубокий и стойкий оптимизм.

Журавли летят

По волку с гончими

Коровы на водопое

Осень

Утренний привет

Лоси

На Волге

Приезд учительницы

Лоси

Вечерняя заря

Волки в зимнем лесу

Дети на хворосте

На пастбище

После охоты

Хоровод

Журавли летят

"Журавли летят" – изумительная по своей красоте и глубине чувств картина Степанова, ни в чем уступающая шедеврам Левитана или Саврасова, а в чем-то и превосходящая их. Истинно прелестная картина, до сих пор остающаяся самой популярной работой Степанова. Художник создал в ней скромный и чистый образ северной весны. Еще не просохли болотца и лужицы после стаявшего снега, но трава уже зеленеет, зеленым пухом одеваются леса; в бездонной лазури звенит журавлиный клич. На луг высыпала гурьба ребятишек. Все они, за исключением двух самых маленьких, смотрят как зачарованные, стараясь разглядеть в сияющей бездне еле заметную стаю пернатых гостей. На ребятах лапти и онучи, бедные заплатанные одежонки, но художник отдал им самые чистые и нежные краски. Он вписал их фигурки в большой пейзаж. За ними бескрайний простор русской земли-луга, леса и села... И мнится, в образах крестьянских ребятишек, в журавлином кличе, в весенних просторах глубокий и чистый оптимизм художника сказал свое слово о русской жизни, о действительности, еще убогой и бедной, но таящей в себе большие возможности. И эта двойственность нашла отражение в сокровенной лирике картины: журавлиный клич, всегда призывный и печальный, звучит и в ритмах предельно простой композиции, и в нежных лиловатых и зеленоватых тонах пейзажа, и особенно в бледно-голубом тоне неба, который кажется главным мотивом колорита. Многократно повторенный, он звучит и в более глубоких, густых оттенках в одеждах ребятишек; так же, как теплый тон свежей зелени перекликается с зеленовато-коричневыми тонами их зипунов. В полете журавлей - лирический ключ картины, основа ее музыкального строя, ее семантики; ее сокровенный смысл в охватившем детей стремлении вдаль от жизни убогой и бедной. Степанову удалось создать большой образ русской природы в гармонии с неясным, еще не осознанным переживанием всегда близких ему деревенских ребят. Название картины, тесно связано с ее лирическим содержанием. Степанов долго работал над этой картиной. Существуют связанные с ней натурные этюды деревенских ребят и эскизные рисунки их фигурок. Именно это вдумчивое изучение натуры лежит в основе мастерства, с которым Степанов решил труднейшую задачу: передать внутренний мир изображенных в картине детей, взяв их только со спины, почти не показывая их лиц.

artklassl3.bibliowiki.ru

Степанов Алексей Степанович - Каталог картин. Биография. Цены

Степанов Алексей Степанович1858-1923

Место рождения: СимферопольМесто смерти: Москва

Степанов Алексей Степанович (1858, Симферополь – 1923, Москва)

Академик Императорской Академии Художеств (1905). Передвижник.

В 1880-1884 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.Д. Поленова, И.И. Левитана.

В 1888 г. совершил творческую поездку с И.И. Левитаном по Волге. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. В 1903 г. стал одним из организаторов и активным участником знаменитого объединения Союз Русских Художников (1903-1923).

Известный русский пейзажист. Продолжал традиции русской пленэрной живописи, сочетал пейзаж с анималистической темой. Произведения «Лоси» (1889), «Журавли летят» (1891), «Глухая провинция» (1900) вошли в золотой фонд отечественного изобразительного искусства.

Работы представлены в собраниях Государственной Третьяковской Галереи, Государственного Русского Музея.

Представленная на аукционе работа «Озеро Удомля» (1912) происходит из собрания известного советского профессора-океанолога В.Б. Штокмана, который обладал одной из самых содержательных коллекций русской живописи XIX-XX вв.

Скромного, деликатного, доброго А. С. Степанова, "Степочку", как его все звали, любили и ценили друзья - С. В. Иванов, Н. П. Чехов, братья С. А и К А. Коровины, И. И. Левитан, М. В. Нестеров - и многочисленные ученики, среди которых были П. Д. Корин, А А Пластов, Л. В. Туржанский и др. Корин после выставки Степанова говорил: "Словно я Пушкина стихи прочитал. Вот так же просто, просто, а высоко... Что о нем сказать? Художник он был. Вот все тут и сказано. И было в нем все просто, без эффектов. Душа в нем была, и это - самое главное. Но притом артистизм высокий, мастерство несравненное. Сверкающий он при великой своей простоте".

Степанов очень рано лишился родителей. С семи лет его воспитывал опекун, по настоянию которого юноша в 1879 г. окончил Межевой институт в Москве и приобрел профессию землемера.

Однако работать по этой специальности не стал, а в 1880 г. поступил в МУЖВЗ. Занимался в классе И. М. Прянишникова, учился успешно и в 1884 г. окончил училище с большой серебряной медалью.

Во второй половине 1880-х гг. Степанов несколько летних сезонов работал вместе с И. И. Левитаном - сначала под Звенигородом, потом на Волге. Наряду с Левитаном он считается одним из создателей так называемого пейзажа настроения, когда художник не только ищет в природе мотив, соответствующий его внутреннему состоянию, но и психологизируст пейзаж, переносит в него собственные мысли и переживания.

Работы Степанова носят пленэрный характер, они написаны широко, эскизно, жидким прозрачным мазком, очень мягко, немногими цветами ("Краски поменьше", - советовал он позднее своим ученикам). Степанов любил изображать деревенскую дорогу, по которой крестьянские лошади тащат сани или телеги ("Гусек", 1910-15; "По проселку зимой", "У крылечка", обе 1913- 14; "Уехали", 1914). Любил изображать крестьянских детей, наблюдающих окружающий мир - голый, бедный, осенний, но родной и широкий ("Журавли летят", 1891; "Дети на хворосте", 1899; "У околицы", 1915-16). С увлечением писал охотничьи сцены ("После охоты. Возвращение", 1907; "Убитый лось", 1900-10; "С борзыми", 1910-е; "Увидели", 1917). Степанов любил животных и обладал редким умением передавать их повадки и даже психологию ("Лоси", 1889; "На промысел", 1909; "Лось и лайки", 1910; "Волки ночью", "Волки у плетня", обе 1910-е; "В ожидании обеда", 1910). Жанр, в котором предпочитал работать художник, можно назвать пейзажно-анималистическим. М. В. Нестеров считал Степанова лучшим анималистом после В. А. Серова. Серов также высоко ценил этот дар художника, потому настоял на приглашении Степанова в качестве преподавателя в МУЖВЗ.

Около двадцати лет (1899- 1918) Степанов руководил там "классом животных". Ученики любили его до обожания. Очень немного известно о личной жизни художника - незадолго до смерти он уничтожил свой архив. Зато весь он - в своих картинах.

Степанов Алексей Степанович

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.

rus-gal.ru

Русские художники - Степанов Алексей Степанович :: NoNaMe

Русские художники - Степанов Алексей СтепановичАлексей Степанович Степанов (24 апреля [6 мая] 1858, Симферополь, Таврическая губерния — 5 октября 1923, Москва) — русский живописец, график, академик Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок, один из учредителей «Союза русских художников».

----------------------<cut>----------------------

Русские художники - Степанов Алексей СтепановичРусские художники - Степанов Алексей СтепановичРусские художники - Степанов Алексей СтепановичРусские художники - Степанов Алексей СтепановичРусские художники - Степанов Алексей СтепановичРусские художники - Степанов Алексей СтепановичРусские художники - Степанов Алексей СтепановичРусские художники - Степанов Алексей СтепановичРусские художники - Степанов Алексей СтепановичРусские художники - Степанов Алексей СтепановичРусские художники - Степанов Алексей СтепановичРусские художники - Степанов Алексей СтепановичРусские художники - Степанов Алексей СтепановичРусские художники - Степанов Алексей СтепановичРусские художники - Степанов Алексей СтепановичРусские художники - Степанов Алексей СтепановичРусские художники - Степанов Алексей СтепановичРусские художники - Степанов Алексей СтепановичРусские художники - Степанов Алексей СтепановичРусские художники - Степанов Алексей СтепановичРусские художники - Степанов Алексей СтепановичРусские художники - Степанов Алексей Степанович

Автор: Степанов Алексей Степанович (1858-1923)Жанр: пейзаж, анимализм, жанровая живописьРазрешение: от 518x700 до 2225x1250Количество картин: 82Формат: jpg Размер: 119 MB

Алексей Степанович Степанов родился в Симферополе, в семье потомственного дворянина, офицера, участника Крымской войны. Осиротевшего в раннем возрасте Степанова (в 1858 году умирает его мать, а в 1863 году отец), опекун увозит в Москву и устраивает в малолетнее отделение Института обер-офицерских сирот, располагавшегося в бывшей усадьбе графа Разумовского.Учился в 1-й мужской гимназии, затем на землемерном отделении Константиновского межевого института. Окончив полный курс, в 1879 году Степанов выпускается из института с присвоением звания землемера.С 1880 по 1883 год вольнослушатель, c 1883 года по 1884 год студент Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, класс И. М. Прянишникова, обучение рисунку – класс Е. С. Сорокина. За рисунок и эскизы в 1883 году награждён малой серебряной медалью Училища. В 1884 году за представленную выпускную работу «Отец и сын, или Военная беседа» награждается большой серебряной медалью с присвоением звания классного художника.Будучи студентом Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, Степанов начинает сотрудничество с журналом «Природа и охота», продолжавшееся долгие годы. С 1883 по 1895 год в журнале опубликовано около ста рисунков Степанова.С 1888 года экспонент Товарищества передвижных художественных выставок, картина «Гоп! Гоп!» была принята к показу на XVI Передвижной выставке. Первый успех Степанову приносит выставленная в 1889 году на XVII Передвижной выставке картина «Лоси едят сено зимой». Картина единогласно принята на выставку Советом Товарищества и была приобретена П. М. Третьяковым для своей коллекции.В 1889 году Степанов по настоянию В. А. Серова, приглашается в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества преподавателем класса анималистической живописи. Получив впоследствии звание профессора, Степанов возглавлял класс до 1918 года, у него учились: С. В. Герасимов, В. А. Филиппов, М. А. Добров, Б. В. Иогансон, П. Д. Корин, А. П. Панфилов, Л. В. Туржанский, Б. Н. Яковлев и многие другие художники.Ещё больший успех в 1891 году Степанову приносит картина «Журавли летят», выставленная на XIX выставке Товарищества. После чего в марте 1891 года Степанов вместе с С. И. Светославским и И. И. Левитаном принимается в полноправные члены Товарищества передвижных художественных выставок.В 1894 году вместе с семьей московского купца и собирателя Н. В. Медынцева, Степанов путешествует по Германии, Швейцарии, Франции, Северной Италии. В 1895 году он жениться на дочери Медынцева — Людмиле Николаевне. Поездка в Европу, а именно живопись французских импрессионистов, оказала определённое влияние на творчество художника, хотя и отрицаемое современниками. По результатам поездки Степановом написана картина «Прачки в Виши».Кажое лето с 1906 года по 1914 год Степанов живёт в имениях Лубенькино, Гарусово и Бережок Вышневолоцкого уезда (ныне Удомельский район) Тверской губернии. Дом, в котором жил Степанов в Гарусово, изображён на картине «Уехали» (1911—1914, Государственная Третьяковская галерея).В 1905 году Степанов за картину «Утренний привет» удостаивается звания академика Императорской Академии художеств. Картина выставлялась на XXV выставке передвижников, XXIV выставке Императорской Академии художеств и в 1900 году на Всемирной выставке в Париже.Наметившийся к концу XIX века кризиз в Товариществе передвижных художественных выставок, вызванный конфликтом между петербургской и московской школами, старым и новым поколениями передвижников, отразился и на Степанове. В 1901 году Степанов вступает в выстовочное объединение «36 художников», а в 1903 году художник становится одним из учредителей «Союза русских художников», подписав вместе с А. М. Васнецовым, С. В. Ивановым, А. Е. Архиповым, С. А. Виноградовым, К. К. Первухиным и И. С. Остроуховым коллективное заявление о выходе из Товарищества.В 1920 году Степанов тяжело заболел, но продолжал работать. Одну из последних работ Степанова «Качели» (1923) приобрёл для своей коллекции Институт Карнеги. Умер Алексей Степанович Степанов в 1923 году, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Скачать:

Необходимо зарегистрироваться чтобы прочитать текст или скачать файлы

txapela.ru

Степанов, Александр Николаевич (художник) — WiKi

Алекса́ндр Никола́евич Степа́нов (1860 или 1861, Санкт-Петербург — 1911, там же) — русский художник — пейзажист, жанрист, анималист, акварелист.

Мать — Степанова Наталья Христофоровна (ур. Книпер) (27.09.1831 — 29.09.1911) — дочь Х. Х. Книпера. Отец — Степанов Николай Петрович (1822—1874).

Мать — Степанова Наталья Христофоровна (ур. Книпер) (27.09.1831 — 29.09.1911) — дочь Х. Х. Книпера. Отец — Степанов Николай Петрович (1822—1874).

Александр Николаевич Степанов родился в дворянской семье в Санкт-Петербурге в 1860 году. С детства он был глухонемым и учился в школе для глухонемых, которую основал Иван Карлович Арнольд. Впоследствии он поступил в Императорскую Академию художеств, которую с успехом окончил в 1891 году, освоив весь курс наук.

Звание классного художника Александр Николаевич получил за картину «Господь Иисус Христос благословляет детей». Тогда же им была написана Икона Трёх Радостей (Мадонна в креслах — по сюжету Рафаэля). Место нахождения этих произведений нам неизвестно.

Две картины, написанные А. Н. Степановым в 1889 или в 1890 году, находятся в Третьяковской галерее (сведения 1930-х годов). Обе эти картины написаны в селе Горяиновке Самарской губернии (ныне Саратовской области), где дядюшка Александра Николаевича ─ Иван Христофорович Книпер ─ служил управляющим у помещика Горяинова Василия Николаевича ─ дворянина, Почётного гражданина города Ярославля.

На одной из них, которую автор назвал «Утро в усадьбе», изображены Параскева Максимовна Книпер (ур. Милёшкина) с девочкой ─ её дочерью — Александрой Ивановнной Книпер (тётушка художника и его двоюродная сестра).

На другой картине, которая, возможно, называется «На скотном дворе», изображён Иван Христофорович Книпер, наблюдающим за дойкой коров. Эта картина была воспроизведена в журнале «Нива».

  Подпись Александра Николаевича Степанова

Работы А. Н. Степанова, акварелиста и рисовальщика были широко известны в стране, их охотно приобретали коллекционеры и любители изобразительного искусства. В наше время произведения Степанова можно встретить в музеях и галереях многих региональных центров России.

Так в фондах Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге находится этюд его работы «Куры» (1908). Туда же Всеволод Николаевич Арнольд, двоюродный племянник А. Н. Степанова, передал из своего архива и портрет матери художника Натальи Христофоровны Степановой (ур. Книпер), исполненный углём (1896).

В Севастопольском художественном музее им. М. П. Крошицкого экспонируется его работа «Коровы на водопое» (1908, 68х80, холст, масло), а в Одесском художественном музее — картина «На мосту» (1907).

ru-wiki.org


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта