Сочинение: Сравнительный анализ двух картин Пьера-Огюста Ренуара Портрет актрисы Жанны Самари 1877 года и. Сравнительный анализ картин


Сравнительный анализ двух картин. Трактовка фигур в интерьере в живописи голландского барокко и французского неоклассицизма

Сравнительный анализ двух картин. Трактовка фигур в интерьере в живописи голландского барокко и французского неоклассицизма

МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)

Кафедра истории архитектуры и градостроительства

Самостоятельная аналитическая работа на тему

"Сравнительный анализ двух картин. Трактовка фигур в интерьере в живописи голландского барокко и французского неоклассицизма"

Выполнила: студентка I курса

Группа № 3

Мазанко Елена Анатольевна

Руководитель: Броновицкая Анна Юлиановна

Москва 2014

В разное время задачу изображения фигур в интерьере художники решали по-разному, согласно идеалам своей эпохи. В этой работе мы постараемся определить некоторые особенности создания человеческого образа в работах эпохи барокко и неоклассицизма. Для анализа возьмем картину Рембрандта "Артаксеркс, Аман и Эсфирь" и Никола Монсио "Сократ у Аспазии".

Обе работы имеют станковый размер, написаны маслом по холсту и имеют прямоугольную форму, вытянутую по горизонтали. Также картины схожи своей композицией: в обеих центром является сидящая справа женщина.

Картина "Сократ у Аспазии" выполнена мелким мазком, благодаря чему хорошо воспринимается с любого расстояния. Работу Рембрандта напротив лучше рассматривать с далекой дистанции из-за более крупных, очень фактурных и экспрессивно рассредоточенных по полотну мазков.

На первый взгляд, картины схожи своим сюжетом. Оба художника написали 3 фигуры в интерьере - две мужских и одну женскую справа. У Рембрандта люди почти полностью статичны, только Артаксеркс сжимает нож, и Эсфирь протягивает руку. Между героями чувствуется напряжение, также подчеркнутое цветовой гаммой и насыщенными тенями. Девушка смотрит на руку мужчины, держащую кинжал, когда тот обращен к сидящему напротив Аману. У всех трех фигур опущены головы, их позы очень естественны. Рембрандт решает выразительную задачу - изображение довольно условно, тяготеет к экспрессивному искажению. Несмотря на условность, художник отлично передал фактуру ткани и украшений у героев. В картине Никола Монсио две фигуры, Сократ и Аспазия, сидят, а мужчина за спиной Сократа стоит, оба они обращены к женщине, которая активно жестикулирует. Их позы изящны и несколько неестественны, что говорит нам о том, что художник идеализировал изображение, в отличие от своего предшественника, Рембрандта.

Сравним изобразительные особенности каждой картины. Оба художника использовали разные приемы для передачи глубины пространства и перспективы. В картине " Артаксеркс, Аман и Эсфирь " многоплановость создаётся, с помощью сильного светотеневого контраста. Именно благодаря направленному на неё свету, ярким пятном выделяется Эсфирь, когда передний и задний план уходят в тень. В картине же Никола Монсио пространство передано и светотеневой и линейной перспективой. Здесь, в отличие от картины Рембрандта, интерьер проработан детально - рельефы на стене на заднем плане, статуя за Аспазией на среднем, и на первом плане очень натуралистично изображена бронзовая ножка стола и предметы на нём. Источник света определяется благодаря падающим теням от предметов. В отличие от Рембрандта Никола Монсио активно использует рефлексы и падающие тени, создавая объём.

Обратимся к колориту обоих произведений. Рембрандт на своём полотне почти не использовал ярких цветовых пятен, только яркое алое платье выделяет героиню. В основном в картине преобладают теплые цвета. Никола Монсио использовал довольно широкий спектр цветов, выделяя конкретные цветовые пятна. Ярким белым одеянием со светло-голубой накидкой художник подчеркивает главенство женщины в композиции картины. Чем дальше от неё находится пространство, тем цвета становятся насыщенней и задний план уходит в тень. Сообщается с цветом накидки Аспазии и более насыщенный голубой плаща спутника Сократа. В интерьере преобладают теплые цвета, особенно удачно выделяются желтые блики света на бронзовых предметах.

Подведем итог. В картине "Артаксеркс, Аман и Эсфирь" фигуры явно преобладают над интерьером, который художник почти полностью уводит в тень, оставляя некоторые предметы быта. Такой прием усиливает атмосферу картины. Рембрандт явно преследовал выразительную задачу, что ему удалось, благодаря условности и экспрессивности изображения - он передал напряженность, ожидание между своими героями. В совсем другой технике работал Никола Монсио - другие цвета, объем, перспектива. В его произведении фигуры более идеализированы, как и интерьер, частью которого являются символизирующие образованность предметы - арфа, розы и сверток бумаги на столе Аспазии. В обоих картинах фигуры взаимодействуют с интерьером, они соответствуют друг другу, отображая дух времени.

рембрандт барокко монсио неоклассицизм

Список используемой литературы

1.Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства, М., 1985

2.Ильина Т.В. Введение в искусствознание, М., 2003

diplomba.ru

« Сравнительный анализ картин..docx - Курс лекций. История картин. «Земля ...

К характеристике же цветовой палитры обеих картин подходит эпитет «желто­красный». Или, точнее сказать, «кроваво­красный», особенно применительно ккартине Б.Неменского. У П.Кривоногова явно несколько задач – во­первых,максимально подчеркнуть трагизм происходящего и обреченность солдата,изображенного со спины, во­вторых, оттенить неестественность войны посреди зрелыххлебов. Пора собирать урожай, а вместо этого льется кровь и гибнут люди. На картинеже Б.Неменского никакой зелени, никакой растительности практически нет – всёперепахано танками, отчетливо видны даже следы от их траков.На переднем плане в картине Б.Неменского – одинокая фигура солдата, сидящего вокопе. Если присмотреться, то увидишь, что солдат немолод либо его состарила война.Критики даже высказывают предположение, что в недавнем прошлом солдат занималсякрестьянским трудом, а на его ладони – несколько зерен. Его ладони горестно воздетык небу. Возможно, это немая молитва по убитым товарищам либо знак того, что дажетакая тяжело израненная земля не может быть бесплодной. Это предположениеподтверждается словами автора: «Это полотно, скорее всего, о земле, созданной дляпашни, радости и труда, о войне, превращающей ее в адское подобие чужой, мертвой,непригодной для жизни планеты, в зону пустыни».У П.Кривоногова на переднем плане – фигура застывшего в последнем броске солдата.В руке у него – связка гранат. Совсем рядом – вражеский танк, уже охваченный огнем,но еще движущийся. Требуется остановить его любой ценой, в том числе и ценойсобственной жизни.Из выразительных художественных деталей можно отметить каску на бруствере окопав картине Б.Неменского. Она не спасла своего владельца и уже вряд ли кому­то ещепригодится. Присмотревшись внимательнее, мы видим также разбросанные по обестороны бруствера патроны и остатки колючей проволоки.Стилистика обеих картин вполне традиционна для советской живописи тех лет. Этосоциалистический реализм, не претендующий на художественное новаторство, нопредставители которого стремились к правдивому, всестороннему, историческиконкретному отображению жизни во всей полноте ее проявлений. У этого направленияпо­прежнему имеются как приверженцы, так и противники. Именно этим и объясняетсяразброс мнений относительно обеих проанализированных картин в Сети – одниобъявляют эту живопись пустой и бездарной, другие не менее аргументированнополагают, что в настоящее время редкий художник обнаруживает даже такой уровеньхудожественного мастерства, как у Неменского и Кривоногова.

znanio.ru

Сравнительный анализ картин, объединенных библейским сюжетом "Тайной вечери"

Яксина Наталия Александровна

Сравнительный анализ картин, объединенных

библейским сюжетом «Тайной вечери»

Существует большое количество картин, фресок, гравюр, объединенных общим библейским сюжетом «Тайной вечери». Рассмотрим и проанализируем несколько изображений, относящихся к разным эпохам и художественным направлениям.

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (1495-1498 гг)

hello_html_m61ef8443.jpg

Данное изображение относится к направлению ренессанса. Размеры изображения — примерно 460×880 см, оно находится в трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Роспись нельзя однозначно считать фреской, так как да Винчи писал ее на сухой штукатурке. Художник покрыл стену смесью смолы, мастики и габса, и писал по этому покрытию темперой. К сожалению, это обусловило недолговечность изображения – оно начало разрушаться уже через несколько лет после его создания.

Христос и его двенадцать учеников сидят за столом. Все они расположены на одной стороне стола, чтобы зритель мог видеть их лица. Длинный прямоугольный стол, застеленный белой скатертью, символизирует жертвенный алтарь, где жертва – Иисус Христос. На правой и левой стенах по четыре темных прямоугольника, за спинами сидящих три прямоугольных окна – вертикально расположенные прямоугольники символизируют модель мира. Все эти прямоугольники в перспективе сходятся к центральной фигуре: равносторонний треугольник фигуры Христа, вписанный в прямоугольник освещенного окна. Треугольник, вписанный в прямоугольник, означает божественное в человеческом, духовное в материальном, божественное в земном. В данном произведении вписанный в прямоугольник треугольник символизирует божественность Иисуса Христа и его грядущее преображение. Значимым на изображении становится и символ круга - посуда и хлебы на белом столе-жертвеннике, первая евхаристия, кровь и плоть Христова.

Из окон видны гора и деревья, что отсылает к символам Мировой горы и Мирового древа. Но в христианстве они переосмысливаются как Голгофа и крест, напоминают зрителю о распятии, божественной жертве во имя искупления грехов человечества.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене трапезной монастыря. Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя в первую очередь обращено на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы. Такое освещение неслучайно - оно указывает на святость Христа, его божественную сущность. Художник также передает глубину, трехмерность пространства.

В цветовой композиции сразу же обращают на себя внимание белый и красный цвета. Белый цвет скатерти на столе-жертвенном алтаре символизирует святость, божественность, чистоту, очищение от грехов. Красный цвет, присутствующий в одеждах Иисуса и нескольких учеников, символизирует жертвенную кровь Христа и грядущее воскресение. Этот символ усиливает струя крови, бьющая из запястья Иисуса. Присутствующие в цветовой композиции «Тайной вечери» черный, красный, желтый, белый, синий связаны с вертикалью священного огня и демонстрируют идею восхождения, предстоящего вознесения Христа.

Иисус располагается в центре, по обе стороны от него сидят ученики группами по трое – символика сакрального числа «3». Лик Иисуса, его распростертые навстречу людям руки, открытые зрителю ладони исполнены мудрой кротости, печали, смирения, готовности принести себя в жертву во искупление грехов человечества. На изображении запечатлен момент, когда Иисус сообщает ученикам, что один из них предаст Его. Каждый из апостолов по-своему реагирует на Его слова. Варфоломей решительно встал и готов действовать. Иаков Алфеев и Андрей, подняв ладони на уровень груди, словно вопрошают, кто предатель. При этом Иаков Алфеев касается плеча Петра, сжимающего нож и готового убить предателя – Иаков готов поддержать Петра. Иоанн сцепил пальцы, уронил голову на плечо и опустил глаза, выражая душевную муку на грани с отчаянием. Фома воздевает указательный палец, не веря и отрицая. Иаков Зеведеев в ужасе раскинул руки и остановившимся взором смотрит на бьющую из запястья Христа кровь. Филипп с мольбой прижал руки к груди, словно уверяя Иисуса в своей непричастности к предательству. Матфей, Иуда Фаддей и Симон протягивают открытые ладони к Христу, выражая веру в его слова, а при этом обращаются друг к другу и совещаются, пытаясь вычислить предателя. Иуда Искариот развернулся к Иисусу и смотрит на него с мрачной решимостью и уверенностью в своей правоте. Он сжимает в руке мешок с тридцатью сребренниками. Из-за резкого поворота влево он кажется сидящим ниже всех, на него падает тень. Все это изобличает в нем предателя.

Андреа дель Кастаньо «Тайная вечеря» (1447г, Флоренция)

hello_html_mfe26eae.jpg

Изображение Андреа дель Кастаньи относится к раннему ренессансу. Оно выполнено в технике фрески.

В композиции особое значение приобретает символ квадрата и прямоугольника. Художник наметил трехмерность изображения, но преобладает двухмерность, плоскостное изображение. Иисус и его ученики сидят за столом так, чтобы зритель мог видеть их лица. Но Иуда Искариот противопоставлен им: он один сидит на противоположной стороне стола, развернувшись в профиль. Прямоугольный белый стол символизирует жертвенный алтарь для жертвы Иисуса. Чаши и хлеб на столе едва намечены. За спинами сидящих расположены восемь квадратов – квадрат, усиленный двукратным числом четыре, символизирует модель мира. В правом и левом нижних углах расположены массивные, тяжелые квадратные постаменты, а на них размещены фантастические существа с человеческими головами, звериными лапами, птичьими крыльями и длинными чешуйчатыми хвостами. Возможно, массивные квадратные постаменты символизируют землю, дольний мир, а фантастические существа – небо, горний мир. Орнамент в верхней части изображения, высоко над головами сидящих, состоящий из двух переплетающихся волн, можно рассматривать как множество кругов с их символикой божественности.

Символика освещения предельно ясна: лица Иисуса Христа и апостолов ярко освещены, свет словно падает со стороны зрителя. Иуда Искариот, сидящий на противоположной стороне стола, оказывается против света, выделяется мрачным теневым пятном. Он обособлен не только композицией и освещением: над головами Иисуса и апостолов выписаны нимбы, а над головой Иуды Искариота его нет. Таким образом, четко прослеживается параллель «свет – святость»: Иисус и его апостолы озарены божественным светом, а предатель Иуда Искариот лишен его.

В цветовой композиции акцентированы белый, красный и синий. Белый символизирует божественность, чистоту, святость, очищение от грехов. Красный символизирует жертвенную кровь Христову и грядущее воскресение. Синий является символом неземного, божественного, отрыва духа от тела. В сочетании эти цвета указывают на жертву Иисуса Христа во искупление грехов всего человечества и его последующее воскрешение. Иуда Искариот выделен инфернальными лиловыми и сиреневыми цветами, что указывает на его одержимость сатаной. В колористическом решении фрески присутствуют цвета священного огня, демонстрирующего идею восхождения как грядущего воскресения и вознесения Христа: черный, красный, желтый, белый, синий.

Отношения персонажей фрески выписаны следующим образом. Центральная фигура изображения – кроткий и мудрый Христос, крестообразно сложивший пальцы и обращающийся к ученикам. Апостолы внимают ему. Иоанн мученически уронил голову на стол. Петр сжимает в руке нож, что указывает на его готовность покарать предателя, а также предсказывает события при аресте, когда он с оружием в руках пытался защитить Христа. Жесты остальных апостолов можно отнести к трем группам: молитвенно сложенные кисти; руки протянутые открытыми ладонями к Христу; задумчиво-оценивающий жест «рука у подбородка». Иуда Искариот противопоставлен всем персонажам фрески, и в первую очередь – Христу. Его исполненный мрачной решимости взгляд устремлен вниз и словно обращен в себя. Он готов совершить страшное предательство и уверен в своей правоте.

Якопо Тинторетто «Тайная вечеря»( 1594. Церковь Сан Джорджо Маджоре, Венеция.)

hello_html_m7c62d483.jpg

Изображение Якопо Тинторетто можно отнести к направлению маньеризма.

Размер картины 365 x 568 см, холст, масло.

Пространственное композиционное решение очень энергично и экспрессивно. В центре внимания зрителя оказывается длинный прямоугольный стол, который уходит по диагонали в глубину картины. Белый прямоугольный стол символизирует жертвенный алтарь, круглые блюда с хлебом и шарообразные бутыли благодаря символике круга напоминают о божественности, о таинстве евхаристии, о крови и плоти Христовой. За столом расположились Иисус Христос и апостолы, все на одной стороне и лицом к зрителям, но Иуда Искариот один сидит на противоположной. Над столом надстраивается треугольник, образованный лучами света, льющегося из огромного светильника. Два языка пламени по краям светильника напоминают крылья, лучи света превращаются в прозрачные фигуры ангелов. Треугольник в сочетании с прямоугольником - божественное и человеческое, духовное и материальное, божественное и земное. Вокруг стола, на некотором отдалении помещены фигуры второстепенных персонажей – слуг и служанок, несущих кухонную и столовую утварь, собаки под столом, кошки, забирающейся в корзину с рыбой. Благодаря насыщенной пространственной композиции и полным движения позам второстепенных персонажей картина получается очень динамичной.

Светотеневая композиция картины очень интересна. Как уже было сказано выше, свет льется из светильника в верхнем правом углу, образуя треугольник и преобразовываясь в фигуры ангелов. Второй яркий источник света – нимб вокруг головы Иисуса, заливающий светом центральную часть картины. Небольшие нимбы озаряют лица всех апостолов – всех, кроме Иуды Искариота, лишенного нимба, сидящего против света и погруженного в тень. Светильник символизирует божественный свет, свет от нимба Иисуса – свет Его божественного учения, а Иуда в контексте этой светотеневой композиции становится во всех смыслах противником божественного света и света божественного учения. Суетящиеся слуги и служанки, находящиеся в углах картины, оказываются в полумраке, слуги на освещенном переднем плане отделены от стола глубокой тенью – так в светотеневой символике божественное, сакральное отделено от повседневного, обыденного. Ярко освещены лишь две служанки, стоящие непосредственно за спинами апостолов – они застыли и благоговейно созерцают таинство евхаристии, внимают Христу – так в светотеневой символике показано, как свет божественного учения преображает людей.

Ключевые цвета цветовой композиции картины – белый, красный, синий и золотой. Белый символизирует божественность, чистоту, святость, очищение от грехов. Красный символизирует жертвенную кровь Христову и грядущее воскресение. Синий является символом неземного, божественного, отрыва духа от тела. Золотой цвет нимбов в христианской символике – эманация божественной сути. В сочетании эти цвета указывают на божественность Иисуса Христа, на его грядущую жертву во искупление грехов всего человечества и его последующее воскрешение. В колористическом решении можно обнаружить спектр священного огня, демонстрирующего идею восхождения как грядущего воскресения и вознесения Христа: черный, красный, золотой, белый, синий.

На картине Иисус Христос – центральный персонаж. На изображении запечатлен момент первой евхаристии. Озаренный потоками света Христос исполнен доброты, кротости, мудрости. Он поочередно причащает учеников своих. Апостолы внимательны и сосредоточенны, их позы сдержанны, взгляды обращены на Учителя. Лишь два апостола развернуты вполоборота к Иисусу. Один, взволнованный и растроганный происходящим обращается к своим соседям. Другой, обращаясь к соседям, крестообразно раскинул руки – символ креста указывает на скорое распятие Христа, на его мученическую смерть во искупление грехов человечества. Но все апостолы едины в своем порыве, все вовлечены в таинство первого причастия Христом. Все – кроме предателя Иуды Искариота. Он противопоставлен Иисусу и апостолам, он мрачно сидит отдельно и не принимает участия в происходящем, он погружен в свои черные мысли.

Эль Греко (Доме́никос Теотоко́пулос ) «Тайная вечеря» (1557 – 1570, Венеция)

hello_html_6836f3f4.jpg

Небольшая картина Эль Греко, написанная маслом на деревянной доске, не была завершена автором. Творчество Эль Греко исследователи рассматривают в контексте маньеризма либо называют его основателем испанского барокко.

Основную часть пространственной композиции занимает большой прямоугольный стол, вокруг которого расположены Иисус Христос и апостолы. Иисус находится в центре, лицом к зрителю, апостолы сидят на одной стороне стола с ним, а также справа и слева, но производят впечатление единства. Иуда Искариот один сидит против Христа, спиной к зрителю, резко развернувшись к Петру, так что его лицо видно в профиль. Перспектива, видимость трехмерности в картине лишь намечены – это объясняется незаконченностью произведения автором. Справа и слева от стола расположены приоткрытые прямоугольные двери, в одной из них виднеется второстепенный персонаж (скорее всего, слуга). За спиной Иисуса - темный прямоугольник окна. Фигура Христа образует треугольник. Таким образом, художник помещает в центре внимания хорошо узнаваемый символ треугольника, вписанного в прямоугольник – божественное в человеческом, небесное в земном, духовное в материальном. Белый прямоугольник стола – символ жертвенного алтаря, на котором стоит хлеб и вино – плоть и кровь Христова, и за которым располагается сам Иисус как жертва во искупление грехов человечества. Темные прямоугольники дверей и окна, а также контрастные алые и черно-зеленые квадраты плиток пола символизируют модель мира земного, дольнего. Тяжелые складки черно-зеленого покрывала над головами сидящих напоминают кучевые облака и, очевидно символизируют верхний, горний мир. Круглая чаша в центре стола перед Христом благодаря символике божественного круга напоминает о сакральности первой евхаристии.

В цветовой композиции картины доминируют разные оттенки красного и золотого, белый и черно-зеленый. Белый цвет скатерти стола усиливает символику жертвенного алтаря, говорит о святости, чистоте, очищении от грехов. В одеждах Иисуса и апостолов преобладают алый, оранжевый, золотой, розовато-красный (лишь у одного из апостолов одежды черно-зеленого цвета). Красный и его оттенки указывают на жертвенную кровь Иисуса Христа, а также на грядущее воскресение из мертвых. Золотой в христианской символике – эманация божественной сути. Тяжелое покрывало в верхней части картины выглядит контрастным черно-зеленым пятном. Зеленый цвет здесь несет символику божественных тайн, а черный связан с символикой смерти и подземным миром, куда предстоит спуститься Иисусу после распятия. Плитки пола ярко контрастных алого и черно-зеленого цветов, что воспринимается как сопоставление символики жертвенной крови и воскресения и божественной тайны и смерти. Фигура Иуды Искариота выделана не только пространственно, но и колористически: его черно-зеленые одежды резко выделяются на фоне белой скатерти, вступают в цветовой конфликт с одеждами Иисуса и апостолов.

Свето-теневая композиция еще больше усиливает чуждость Иуды Искариота остальным персонажам, его обособленное место. Свет падает словно со стороны зрителя, ярко освещая собравшихся за столом. Нимб над головой Иисуса источает яркий свет, особенно заметный на фоне темного проема окна. Но Иуда Искариот сидит спиной к свету, против света, что подчеркивает его враждебность по отношению к божественному свету Иисуса. Кроме того, Иуда Искариот отбрасывает большую тень, что подчеркивает его инфернальность, одержимость нечистым.

Отношения Иисус – апостолы – Иуда Искариот ясно обозначены. Запечатлен момент, когда Христос говорить ученикам о предателе. Апостолы взволнованы и смятены, их взоры либо вопросительно обращены к Иисусу, либо страдальчески опущены. Их сдержанные жесты рук выражают либо мольбу (протянутые открытые ладони), либо оправдание и заверение в непричастности к предательству(прижатые к груди ладони). Лишь открытый взгляд Петра и его раскинутые руки выражают решимость; рядом с ним виден нож – Петр готов покарать предателя. Напряженная поза Иуды Искариота выражает его страх и готовность бежать с Тайной вечери: его тело развернуто от Петра, а лицо резко повернуто к нему, глаза полны ужаса, раскинутые руки отталкиваются от стола и сиденья. Его явный страх перед Петром даже сильнее бросается в глаза, чем конфликт с Иисусом.

Питер Пауль Рубенс «Тайная вечеря» (1632 г.)

hello_html_m25caafa.jpg

Творчество Питера Пауля Рубенса относится к направлению барокко. Размеры данной картины: 304 x 250 см. Она выполнена маслом на панели.

Центральную часть картины занимает стол, вокруг которого расположились Иисус (в центре) и апостолы. Сидящие фигуры так устремились к Христу в едином порыве, что образуют круг. Круг, символизирующий божественность, заостряет внимание на таинстве евхаристии, запечатленном на изображении. Но этот круг разрывает Иуда Искариот, отвернувшийся от происходящего вокруг Христа и мрачно смотрящий на зрителя. Стол на картине повернут так, что зрителю виден обращенный к нему вершиной треугольник. В картине неоднократно повторяется треугольник: фигуры Иисуса, апостола на переднем плане спиной к зрителю, Иуды Искариота. Треугольник – символ оппозиционности мироустройства, бинарных оппозиций духа и материи, земли и неба. В центр стола перед Иисусом помещена чаша с вином – кровью Христовой, в руках Иисуса круглый хлеб, благодаря символике круга напоминающий о божественности плоти Христовой. Над головами персонажей находится черный тяжелый полог, напоминающий кучевые облака и, видимо, символизирующий небесный мир. В левой части картины расположена невысокая колонна, на которой стоит книга, освещенная двумя свечами. Книга наводит на мысль о Библии. Вдали виднеется фронтон здания с колоннами. Колонны здесь символизируют стремление к небу, а горящие высокие свечи – стремление к божественному свету.

В цветовом композиции среди многочисленных оттенков коричневого (пол, стены, колонны, одеяния апостолов) ярко выделяются три пятна: белая скатерть, красная накидка Христа, иссиня-черная рубаха Иуды. Белая скатерть обозначает символику стола как жертвенного алтаря с первым причастием и сидящим Христом – жертвой, указывает на святость, очищение от грехов. Красное покрывало Иисуса – символ его жертвенной крови и грядущего воскресения. Черное одеяние Иуды Искариота символизирует его страшную тайну, угрозу смерти для Христа, близость его собственной смерти и связь с подземным миром, куда предстоит спуститься Иисусу и где придется навечно остаться Иуде.

Символика светотеневой композиции ясно прочитывается. Главный световой акцент – луч божественного света, нисходящий с верхней центральной части композиции и ярко освещающий Иисуса, благословляемый им хлеб – плоть Христову - и обращенные к нему лица апостолов. Второй акцент – нимб над головой Иисуса, символизирующий свет его божественного учения. Третий акцент – две зажженных свечи, освещающий книгу, что вновь наводит на мысль о Библии – Священном писании. Иуда отворачивается от света, он против божественного света, против божественного учения, против Христа.

Отношения персонажей на картины выстраиваются следующим образом. Иисус – центральная фигура, приковывающая внимание зрителя. На него в едином порыве устремили взгляды все апостолы. Они удивительно гармоничны, едины в своем искреннем порыве. Неслучайно апостолы вместе с Иисусом образуют круг. Иуда разрывает божественный круг, отворачиваясь от Христа. Он мрачно, исподлобья смотри на зрителя, его подпирающая рука прикрывает рот, словно заставляя хранить страшную тайну. Под его ногами лежит собака. Попирая ногами собаку, верное человеку существо, он символически попирает верность своему учителю. Иуда противопоставлен Иисусу и апостолам средствами пространственной композиции, цвета, светотени, символики.

Никола Пуссен «Тайная вечеря» 1640 г, (Замок Белвуар, Грэнтем, Великобритания)

hello_html_m42c487e5.jpg

Творчество Никола Пуссена принято относить к направлению классицизма. Данная картина выполнена маслом на холсте.

Стол и ложа с возлежащими Христом и апостолами размещены в нижней трети картины. Прямоугольный стол, покрытый белой скатертью, символизирует жертвенный алтарь, на который возложены хлеб и вино - кровь и плоть Христовы и в центре которого восседает сам Иисус. Иисус расположен лицом к зрителю, апостолы – в профиль, так как их взгляды обращены на Учителя. Внимание зрителя приковывает центральная фигура Христа, который в левой руке держит чашу с вином, а правой совершает крестное знамение. Перед Иисусом, в центре стола, стоит круглое блюдо с хлебом, и символика круга подчеркивает святость первого причастия апостолов. Фигура Иисуса образует треугольник, вписанный в темный прямоугольник окна – это символизирует божественное в человеческом, небесное в земном, духовное в материальном. Примечательно, что прямоугольное окно увенчано полукругом, а внутри полукруга украшение выполнено в виде солярного знака. На него накладывается треугольник подвесного светильника с двумя горящими свечами. Полукруг окна, солярный знак, треугольник светильника – все это образует узнаваемую символику небесной сферы, божественного света. Справа виднеется приоткрытая дверь, впускающая свет в комнату; в дверном проеме стоит второстепенный персонаж – скорее всего, слуга. Все апостолы объединены общим порывом, причастностью к таинству святой евхаристии, кроме Иуды Искариота. Он расположен с краю, в тени, в позе отстранения. Больше половины изображения занимают уходящие вверх стены и высокий потолок, в сумеречном освещении угадываются колонны, арки и полукруглые своды – символы устремления к небу, символы божественных, высших сфер.

Из разнообразных оттенков серо-коричневого выступают яркие цветовые акценты одежд Иисуса и апостолов. Взгляд приковывает красное одеяние Иисуса – символ жертвенной крови и грядущего воскрешения. Синие цвета в его одежде свидетельствуют о божественной тайне. Белый цвет скатерти несколько приглушен, но символика белого ясно читается – святость, очищение от грехов. В одеждах апостолов преобладают оранжевые, желтые, золотые и синие тона. Иуда Искариот отмечен черным цветом, символически указывающим на смерть и связь с подземным миром. Следует отметить присутствие цветов спектра божественного огня: черный, красный, золотой, белый, синий, - что воплощает идею восхождения, будущего вознесения Иисуса.

В композиции можно выделить несколько источников света. В полутемном помещении светильник над головой Иисуса ярко освещает его кроткое лицо и благословляющие руки. Он также освещает лица апостолов – лишь Иуда остается в тени, что символично. Все осенены божественным светом – кроме предателя Искариота. Из приоткрытой двери вливается поток света , позволяющий разглядеть высокий потолок, колонны и арки. Перед столом на прямоугольной подставке стоит свеча, свет которой разгоняет сумрак в нижней части картины, словно даря зрителю частичку божественного света учения Иисуса.

Иисус – центральная фигура среди персонажей картины. Взгляды апостолов устремлены на него, они застыли в напряженном внимании. Иоанн страдальчески уронил голову на стол. Иуда Искариот отстраняется от Христа и апостолов. Его отчуждение показано напряженной отшатывающейся позой, черным цветом одежд, тенью, крайним положением среди учеников.

Уильям Блейк «Тайная вечеря» (1799г.)

hello_html_4e8ee44d.jpg

Творчество Уильяма Блейка исследователи относят к романтическому направлению. Рассматриваемая картина выполнена темперой на холсте и имеет размеры 30.5 x 48.2 см.

В центре композиции – Иисус, возлежащий возле стола. Апостолы расположены вокруг стола, образуя круг, разорванный Иудой Искариотом. Круг – символ божественности, и предатель Искариот неслучайно его разрывает. Иисус помещен выше всех персонажей, яркое свечение его нимба освещает всех возлежащих за столом - кроме Иуды, развернувшегося против божественного света. Это заостряет внимание на божественности, святости Иисуса и низменности предателя Искариота. Прямоугольный стол покрыт белой скатертью, на нем стоят круглые чаши с вином и подносы с хлебом, в центре над ним оказывается Иисус – все это складывается в символ жертвенного алтаря, святой евхаристии и жертвы Христа.

В цветовой композиции преобладают белый, золотой и сине-голубой. Белый символизирует святость, чистоту, очищение от грехов – поэтому одежды Иисуса белые, белая же и скатерть на столе-алтаре. Золотой в христианстве– эманация божественной сущности. Сине-голубой – символ Божественной вертикали. Он также является цветом божественной тайны. Удивительно, что в колористическом решении отсутствует красный, символизирующий жертвенную кровь Христа и грядущее воскресение. Иисус, апостолы, стол – все это выписано чистыми, божественными белым, сине-голубым и золотым и складывается в подобие треугольника, где вершина – сияющая нимбом голова Христа. Этот треугольник словно выступает из мрачного темного прямоугольника фона, клубящегося из разных оттенков коричневого, серого и черного. Это прочитывается как символ божественного в человеческом, небесного в земном, духовного в материальном.

Символика светотеневой композиции утверждает идею божественного в человеческом, света божественного учения и сопротивления Искариота божественному свету. Единственный источник света на картине – яркий нимб над головой Иисуса, озаряющий золотым божественным светом апостолов и стол, выхватывая все собрание из темноты фона. Иуда Искариот отворачивается от света, он против света и против Христа, что изобличает в нем отступника и предателя.

В отношениях персонажей внимание в первую очередь приковано к Христу, его кроткому лицу и благословляющим рукам. Апостолы в единодушном порыве устремили взоры на Иисуса; ладони большинства из них молитвенно сложены, Иоанн держит руки крестообразно (символ креста как грядущего распятия Иисуса), двое склонили головы в благоговейном поклоне. Лишь Иуда Искариот чужд происходящему святому таинству. Он отвернулся, все его внимание обращено на мешочек с деньгами у него в руках. Художник отделил Искариота от Иисуса и апостолов за счет пространственной структуры, светотени, символики. Иуда воплощает низменные черты: алчность, корысть, предательство, чуждость святому, божественному, возвышенному.

Илья Репин «Тайная вечеря» (1903 г)

hello_html_m675d6c23.jpg

Творчество Ильи Ефимовича Репина относят к направлению реализма. Данная картина выполнена маслом на холсте, ее размеры составляют 63 на 104 см.

Внимание зрителя в первую очередь привлекает правая часть картины, где на переднем плане сидит Иисус в белых одеждах, положив левую руку возле чаши с красным вином. Стол оказывается за его спиной. Апостолы вместе с Христом образуют круг. Белый прямоугольник стола символизирует жертвенный алтарь, на котором уже стоят золотые чаши и блюда с вином и хлебом как кровью и плотью Христовой, и возле которого сидит сам Иисус – безгрешная жертва во искупление грехов человечества. Символика круга, сплотившего апостолов, указывает на их богоизбранность, святость. Перед столом размещены три широких прямоугольных сидения, которые здесь символизируют модель земного, дольнего мира. Перед ними установлены два высоких зажженных светильника. Их огни освещают верхнюю часть помещения и позволяют увидеть колонны – символ устремленности в небо - и уходящие вдаль по диагонали полукруглые арки – символ небесной сферы, высшего мира. У дальней правой стены стоят две темных фигуры второстепенных персонажей – они не участвуют в происходящем таинстве евхаристии, и потому находятся в глубокой тени, они не освещены божественным светом. За спинами Иисуса и апостолов расположены канделябры со гроздьями огней – канделябры и свет от них явно образуют треугольники. Символика треугольника – двойственность мироустройства, соединение божественного с человеческим, небесного с земным, духовного с материальным.

Основу цветовой композиции составляют черный, красный, золотой, белый и синий – цвета спектра божественного огня, воплощающего идею восхождения как воскресения и вознесения Христа.. Белые одеяния Иисуса - будущей жертвы и белая скатерть стола-жертвенника символизруют чистоту, божественность, очищение от грехов. Красное вино, красные сидения, красные одежды двух апостолов – этот цвет символизирует жертвенную кровь Христа и его грядущее воскресение.Золотая посуда на столе подчеркивает священность евхаристии в христианстве. Золотистое пламя свечей усиливает их символику божественного огня. Сине-голубой цвет символизирует божественную тайну. Черный цвет одежд Иуды Искариота отмечает его причастность к скорой смерти Христа. Кроме того, черный цвет выделяет Искариота из апостолов, указывает на его обособленное, отчужденное положение.

На картине есть несколько источников света. Самые яркие – канделябры за спинами апостолов. Ярче всех освещен Иисус – его голова находится между двумя канделябрами. Это символично указывает на божественный свет его учения. Светом канделябров освещены лица и руки апостолов – они причастны к священному таинству евхаристии, на них снизошел свет божественного учения Иисуса. Лишь Иуда Искариот отвернулся от светильников и опустил голову, оказавшись в тени – это выделяет его среди апостолов, сообщает ему инфернальность, указывает на него как на предателя и отступника. Два высоких светильника на переднем плане и льющийся из верхней центральной части свет помогают увидеть высокие потолки с полукруглыми арками, наводящими на мысль о небесных сферах. Свет, исходящий из окна на левой стене , позволяет оценить глубину изображенного помещения и различить темные фигуры второстепенных персонажей.

На картине изображен момент, когда Иисус сообщает ученикам о предателе. Его лицо выражает смирение и страдание. Апостолы в смятении вскочили со своих мест и устремились к Христу. Иоанн держит обеими руками руку Христа, словно ища у него поддержки в столь тяжелый миг. Петр гневно указывает на Иуду Искариота, изобличая предателя. Но Иуда остается невозмутимым. Он не понимает всей глубины своего преступления. Художник выделил его особую, чуждую и даже враждебную собравшимся роль пространственно (сидит с краю на углу), с помощью цвета и светотени (черные одежды, тень, против света), а также невзмутимостью на фоне общего волнения и смятения.

Сальвадор Дали «Тайная вечеря» (1955 г.)

hello_html_m5bf949af.jpg

Сальвадор Дали – один из ярчайших художников ХХ века. Направление своего творчества он сам называл сюрреализмом.

«Тайная вечеря» кисти этого художника написана маслом на холсте, ее размеры 167 на 268 см.

В центральной точке композиции находится голова Иисуса. Он сидит в центре золотистого каменного стола. Вокруг стола, почтительно склонив головы, сидят апостолы. Помещение, в котором происходит Тайная вечеря, венчает стеклянный купол. Сквозь купол виден пейзаж: море, скалистые острова, многоцветное небо. Сквозь полупрозрачное тело Иисуса просвечивают лодки на море. Идеально точно размещены половинки хлеба. Ученики за столом размещены по законам идеальной центральной симметрии. Стакан с вином наполнен точно наполовину. Многократно повторяется символ треугольника. Только фигура Иисуса образует три треугольника с общей вершиной – головой Христа: торс Иисуса с разведенными согнутыми в локтях руками; треугольник, образованный головой и двумя половинками хлеба, тругольник заливающего Иисуса света. Над прямоугольным столом – жертвенным алтарем эти треугольники приобретают значение божественного в человеческом, небесного в земном, духовного в материальном. Треугольники образуют и фигуры двенадцати апостолов. Над головами собравшихся реет полупрозрачная фигура с раскинутыми руками – символ креста, преддвестие скорого распятия Иисуса. Купол составлен из гигантских пятиугольников – но какой символический смысл несут пятиугольники? Быть может, объединение прямоугольника и треугольника в одной геометрической фигуре для усиления значения идеи божественного в человеческом и небесного в земном?

В цветом решении картины доминируют белый, золотой и голубой. Стол, вопреки традициям, не белый, а золотистый. Золотистые также волосы Иисуса, одежды нескольких апостолов, хлеб, свет, рамы стеклянного купола – золотой цвет в христианской символике есть эманация божественной сущности. Голубой цвет одежд Христа и нескольких его учеников, голубые выси неба и глубины моря – голубой символизрует Божественную, Мировую вертикаль и божественную тайну. Белый цвет в одеждах апостолов символизируе чистоту, очищение от грехов, святость. Лишь капелька красного – полстакана вина, олицетворяющего кровь Христову, - символизирует жертвенную кровь и грядущее воскресение Иисуса. В композиции нет черного цвета – есть разные оттенки коричневого и серого, сообщающих материальную плотность и тяжесть, например, апостолам, что подчеркивает полупрозрачность, невесому легкость Иисуса.

Картина залита светом, льющимся из стеклянного купола. Но этот свет в первую очередь льется на Иисуса, символизируя его божественную сущность, избранность, чистоту и святость.

Отношения персонажей на картине удивительны. В центре внимания сияющий, озаренный божественным светом Иисус, благословляющий дары первого причастия. Апостолы благоговейно внемлют, почтительно и смиренно склонив головы и сложив руки. Но кто же из них Иуда Искариот? На картине нет конфликта с отступником и предателем. Все ученики одинаково вовлечены в таинство евхаристии, все одинаково проникнуты светом божественного учения Иисуса. Здесь нет предателя? Или наоборот, любой из апостолов может оказаться предателем? Этот вопрос остается открытым.

infourok.ru

Сравнительный анализ двух картин Пьера-Огюста Ренуара Портрет актрисы Жанны Самари 1877 года и

СПБГУКиТ

Реферат

по дисциплине «История зарубежного изобразительного искусства»

Тема: Сравнительный анализ двух картин Пьера-Огюста Ренуара

«Портрет актрисы Жанны Самари» 1877 года и

«Портрет Жанны Самари» 1878 года

Выполнила: студентка Iкурса

952 группы

Терентьева Мария

Проверила: Махо О.Г.

СПб, 2010

Пьер–Огюст Ренуар трижды писал портрет актрисы театра Комеди Франсез Жанны Самари. И все три портрета различаются и по композиции, и по масштабности, и по колориту, и по сюжету.

У портрета, жанра, где действия как такового нет, мне кажется, все равно читается сюжет. Во всяком случае, глядя на хороший портрет, зритель может представить, что происходило до, что произойдет после, какие отношения сложились между моделью и художником и весь этот «подстрочник» выстраивает перед зрителем целую историю, а значит, проявляется и характер портретируемого. Собственно, задача портретиста состоит в том, чтобы через изобразительные средства выразить внутренний мир человека, представить свое отношение к нему, показать его сущность, создать его образ, выявив какие-то остро характерные черты.

И в этих двух портретах Ренуара я увидела чувство, неравнодушие, историю и именно поэтому выбрала их для сравнения.

Портреты написаны с разницей в один год, в 1877 и 1878 году, соответственно.

Первый из них должен был стать лишь этюдом к портрету в полный рост, но в итоге занял в творчестве Ренуара свою особую нишу, став одной из самых искренних и прекрасных его работ.

В этом портрете главную роль художник отдает лицу героини, ее светлым, лучистым глазам, которые являются смысловым центром картины. От глаз, лица в туманную розовую дымку уходят плечи, волосы, руки - все это вторично. Всю сущность своей героини Ренуар погрузил в ее взгляд. Ведь недаром говорят: глаза – это зеркало души. И через глаза мы в этом портрете видим ее душу. Она добра, очень открыта и искренна. Хотя, скорее всего, зрителю становятся видны и понятны не черты характера этой женщины, а скорее отношение художника к этим чертам, его настроение и восприятие. Безусловно, он восхищен ее юностью, ее свежестью, ее простыми, но тонкими чертами. Она не красавица, но он в ней увидел и изобразил столько жизни, чистоты и света! В первом портрете она словно видение, такой художник ее видит – мимолетной, летящей, он чувствует, что скоро эта розовая дымка ее чистоты улетучится. Ренуару удалось уловить мимолетность юности, ее прелесть.

Этот свет юности действительно мимолетен, в портрете 1878 года его уже нет в образе той самой Жанны Самари.

Он написан совсем иначе. Это портрет в полный рост в духе классического парадного портрета. Нет в нем уже ни той легкости, ни воздуха, ни дымки. Глядя на него и сравнивая с портретом 1877 года, мы сразу видим перемену. Скорее всего, она произошла не в модели: Жанна Самари все так же лучезарно улыбается нам с холста. Изменилось отношение художника к своей модели, и мы замечаем эту перемену прежде всего через обновленную манеру письма: крупные, хаотично разлетающиеся мазки сменяются более мелкими, фон обретает прорисовку и отвлекает внимание от лица героини. Здесь приобретает большее значение то, что ее окружает, причем все эти вещи никак не раскрывают ее внутренний мир. Различны и позы Жанны, ее состояние. На первом портрете она свободна, непринужденна, ее поза спокойна и гармонична с ее характером – легким и открытым. На втором – ей словно неудобно – и в этом роскошном платье, и среди этих ковров. Безусловно, на втором портрете она изображена настоящей красавицей, но нет в ней уже той непринужденной грации. Ренуар как будто разгадал в ней тайну, и сразу она стала ему менее интересна – он окружил ее коврами, углубился в фактуру платья, при этом забыв заглянуть в глаза. Он отдалился от нее. Даже можно предположить, что ее душа напротив все еще тянется к нему, ведь она вся как будто устремлена вперед. А он отстранился. И оттого быть может она и беспокойна (а в ее позе мне видится беспокойство и напряжение). Судя по ее взгляду на первой картине, она была неравнодушна к художнику. Но это все – мои догадки, фантазии, которые, как мне кажется, должны возникать при взгляде на настоящее произведение искусства. Во всяком случае, это точно относится к импрессионистам. Их задачей всегда было передать впечатление, родить в душе зрителя чувство, импульс.

Выше я говорила уже о результате всех трудов – вызванном во мне чувстве. Стоит сказать и об изобразительных средствах, использованных при создании художником этих картин-впечатлений.

Вообще, живопись Ренуара имеет несколько характерных особенностей, в отличие от полотен "подлинных" импрессионистов живопись Огюста Ренуара развивалась в прямо противоположном направлении. Его технологические устремления были сосредоточены на приемах прозрачного письма. Однако при обилии прозрачных, полупрозрачных и плотно положенных красочных слоев, виртуозной, "мягкой" живописной кинетики, структура его картин имеет очень мало общего с системой живописи старых мастеров.

Исключительно разнообразны мазки краски, положенные кистью Ренуара. Постоянное их сопоставление - то полупрозрачных, то плотно положенных, обусловленое движением кисти, лепящей ту или иную форму, фактурным построением изображаемых предметов, колористическими особенностями конкретного участка картины,- создает ту неповторимую живописность, которой проникнуты полотна мастера. Живопись Ренуара превосходна не только в светах, как, например, у Клода Моне. Ренуар стремится передать игру глубоких прозрачных тонов в тени. В результате своих поисков он создал не характерную для своего времени, но необычайно выразительную и красивую технику живописи, сочетающую фактурно положенный мазок и лессировку.

В портрете 1877 года особенно ярко проявлена техника прозрачного письма, лицо Жанны Самари словно светится изнутри. Самый сильный цветовой акцент в картине - розовый фон - определяет общее состояние всего портрета. Это скорее общая среда, из которой постепенно возникают очертания фигуры. Белый холст, просвечивая через тонкий красочный слой, придает розовому цвету особую светоносность и подвижность.

На розовом фоне горят золотистые волосы Жанны Самари, подвижные мазки кисти художника намечают ее плечи; уплотняясь, они отчетливо лепят форму руки с золотым браслетом, которой актриса слегка подпирает голову.

Четко прорисованные глаза и губы Жанны Самари будто рождаются из розового цвета, который становится частью ее существа. Фигура актрисы "вбирает" цвет из переливчатого фона, в котором, кажется, звучат все оттенки, но доминируют все же красновато-розовые. В полном соответствии с типом модели решает Ренуар проблему цветовых взаимоотношений фигуры и фона.Образ как бы рождается на глазах зрителя, переходит от общего состояния, определяемого розовой средой фона, к частному, конкретному - к красоте черт и женственности мягкого взгляда.

Мазки - крупные, решительные, создают ощущение подвижности воздуха, жизни. Ренуар играючи сочетает холодные и теплые цвета, бесстрашно накладывает контрастные синие мазки на фон.

В портрете 1878 года нет этой лихой смелости. Он написан более мелкими мазками, нежный розовый цвет превращается в мутно-красный, все цвета становятся темнее и глуше. И сразу пропадает ощущение тепла, света. Поражает как в этом портрете написано белое платье: белый остался белым несмотря на то, что Ренуар пишет его, по сути, цветным. То же самое можно сказать и про глубокую тень за спиной Жанны.

По композиции портреты сильно различаются. Первый портрет – поясной, композиция практически центральная, но динамику картине придает диагональ руки Жанны, на которую она опирается. Из-за этого портрет не смотрится статичным. Актриса словно только что подперла рукой голову и точно так же в любой момент может сменить позу. Портрет 1878 года – очень статичен, фигура находится по центру, она как будто подалась немного вперед, но это не прибавляет картине движения.

Только вибрация розовых, голубых, светло-зеленых белильных смесей на платье и мягкие, тающие контуры фигуры придают картине динамику и создают ту воздушную и цветовую среду, без которой нельзя представить ни одной картины Ренуара.

Итак, мы рассмотрели два портрета Жанны Самари работы Пьера-Огюста Ренуара. Их главное различие я вижу в том, что первый портрет – это портрет души, внутреннего мира человека, второй же более материален, реален, даже приземлен, в нем художник показал лишь внешнюю красоту. Безусловно, мне больше нравится портрет 1877 года. Это портрет, который несет в себе настроение - теплое, весеннее, нежное. Он писан с любовью, огромным желанием и очень легко. На одном дыхании. И зритель это безусловно чувствует, снова и снова приходя в Пушкинский музей, чтобы еще раз поймать на себе счастливый взгляд Жанны Самари.

mirznanii.com

Сравнительный анализ двух картин Пьера-Огюста Ренуара «Портрет актрисы Жанны Самари» 1877 года и «Портрет Жанны Самари» 1878 года

 

 

 

СПБГУКиТ

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «История зарубежного изобразительного искусства»

 

Тема: Сравнительный анализ двух картин Пьера-Огюста Ренуара

«Портрет актрисы Жанны Самари» 1877 года и

«Портрет Жанны Самари» 1878 года

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка I курса

952 группы

Терентьева Мария

 

                   Проверила: Махо О.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПб, 2010

 

                      

 

 

Пьер–Огюст Ренуар трижды писал портрет актрисы театра Комеди Франсез Жанны Самари. И все три портрета различаются и по композиции, и по масштабности, и по колориту, и по сюжету.

У  портрета, жанра, где действия как такового нет, мне кажется, все равно читается сюжет. Во всяком случае, глядя на хороший портрет, зритель может представить, что происходило до, что произойдет после, какие отношения сложились между моделью и художником и весь этот «подстрочник» выстраивает перед зрителем целую историю, а значит, проявляется и характер портретируемого. Собственно, задача портретиста состоит в том, чтобы через изобразительные средства выразить внутренний мир человека, представить свое отношение к нему, показать его сущность, создать его образ, выявив какие-то остро характерные черты.

И в этих двух портретах Ренуара я увидела чувство, неравнодушие, историю и именно поэтому выбрала их для сравнения.

 

 

 

 

 

Портреты написаны с разницей в один год, в 1877 и 1878 году, соответственно.

Первый из них должен был стать лишь этюдом к портрету в полный рост, но в итоге занял в творчестве Ренуара свою особую нишу, став одной из самых искренних и прекрасных его работ.

В этом портрете главную роль художник отдает лицу героини, ее светлым, лучистым глазам, которые являются смысловым центром картины. От глаз, лица в туманную розовую дымку уходят плечи, волосы, руки  - все это вторично.  Всю сущность своей героини Ренуар погрузил в ее взгляд. Ведь недаром говорят: глаза – это зеркало души. И через глаза мы в этом портрете видим ее душу. Она добра, очень открыта и искренна. Хотя, скорее всего, зрителю становятся видны и понятны не черты характера этой женщины, а скорее отношение художника к этим чертам, его настроение и восприятие. Безусловно, он восхищен ее юностью, ее свежестью, ее простыми, но тонкими чертами. Она не красавица, но он в ней увидел и изобразил столько жизни, чистоты и света! В первом портрете она словно видение, такой художник ее видит – мимолетной, летящей, он чувствует, что скоро эта розовая дымка ее чистоты улетучится. Ренуару удалось уловить мимолетность юности, ее прелесть.

 

Этот свет юности действительно мимолетен, в портрете 1878 года его уже нет в образе той самой Жанны Самари.

Он написан совсем иначе. Это портрет в полный рост в духе классического парадного портрета. Нет в нем уже ни той легкости, ни воздуха, ни дымки. Глядя на него и сравнивая с портретом 1877 года, мы сразу видим перемену. Скорее всего, она произошла не в модели: Жанна Самари все так же лучезарно улыбается нам с холста. Изменилось отношение художника к своей модели, и мы замечаем эту перемену прежде всего через обновленную  манеру письма: крупные, хаотично разлетающиеся мазки сменяются более мелкими, фон обретает прорисовку и отвлекает внимание от лица героини. Здесь приобретает большее значение то, что ее окружает, причем все эти вещи никак не раскрывают ее внутренний мир. Различны и позы Жанны, ее состояние. На первом портрете она свободна, непринужденна, ее поза спокойна и гармонична с ее характером – легким и открытым. На втором – ей словно неудобно – и в этом роскошном платье, и среди этих ковров. Безусловно, на втором портрете она изображена настоящей красавицей, но нет в ней уже той непринужденной грации. Ренуар как будто разгадал в ней тайну, и сразу она стала ему менее интересна – он окружил ее коврами, углубился в фактуру платья, при этом забыв заглянуть в глаза. Он отдалился от нее. Даже можно предположить, что ее душа напротив все еще тянется к нему, ведь она вся как будто устремлена вперед. А он отстранился. И оттого быть может она и беспокойна (а в ее позе мне видится беспокойство и напряжение). Судя по ее взгляду на первой картине, она была неравнодушна к художнику. Но это все – мои догадки, фантазии, которые, как мне кажется, должны возникать при взгляде на настоящее произведение искусства. Во всяком случае, это точно относится к импрессионистам. Их задачей всегда было передать впечатление, родить в душе зрителя чувство, импульс.

Выше я говорила уже о результате всех трудов – вызванном во мне чувстве. Стоит сказать и об изобразительных средствах, использованных при создании художником  этих картин-впечатлений.

 

Вообще, живопись Ренуара имеет несколько характерных особенностей, в отличие от полотен "подлинных" импрессионистов живопись Огюста Ренуара развивалась в прямо противоположном направлении. Его технологические устремления были сосредоточены на приемах прозрачного письма. Однако при обилии прозрачных, полупрозрачных и плотно положенных красочных слоев, виртуозной, "мягкой" живописной кинетики, структура его картин имеет очень мало общего с системой живописи старых мастеров.

 

Исключительно разнообразны мазки краски, положенные кистью Ренуара. Постоянное их сопоставление - то полупрозрачных, то плотно положенных, обусловленое движением кисти, лепящей ту или иную форму, фактурным построением изображаемых предметов, колористическими особенностями конкретного участка картины,- создает ту неповторимую живописность, которой проникнуты полотна мастера. Живопись Ренуара превосходна не только в светах, как, например, у Клода Моне. Ренуар стремится передать игру глубоких прозрачных тонов в тени. В результате своих поисков он создал не характерную для своего времени, но необычайно выразительную и красивую технику живописи, сочетающую фактурно положенный мазок и лессировку.

 

В портрете 1877 года особенно ярко проявлена техника прозрачного письма, лицо Жанны Самари словно светится изнутри. Самый сильный цветовой акцент в картине - розовый фон - определяет общее состояние всего портрета. Это скорее общая среда, из которой постепенно возникают очертания фигуры. Белый холст, просвечивая через тонкий красочный слой, придает розовому цвету особую светоносность и подвижность.

 

На розовом фоне горят золотистые волосы Жанны Самари, подвижные мазки кисти художника намечают ее плечи; уплотняясь, они отчетливо лепят форму руки с золотым браслетом, которой актриса слегка подпирает голову.

 

Четко прорисованные глаза и губы Жанны Самари будто рождаются из розового цвета, который становится частью ее существа. Фигура актрисы "вбирает" цвет из переливчатого фона, в котором, кажется, звучат все оттенки, но доминируют все же красновато-розовые. В полном соответствии с типом модели решает Ренуар проблему цветовых взаимоотношений фигуры и фона. Образ как бы рождается на глазах зрителя, переходит от общего состояния, определяемого розовой средой фона, к частному, конкретному - к красоте черт и женственности мягкого взгляда.

 

Мазки - крупные, решительные, создают ощущение подвижности воздуха, жизни. Ренуар играючи сочетает холодные и теплые цвета, бесстрашно накладывает контрастные синие мазки на фон.

В портрете 1878 года нет этой лихой смелости. Он написан более мелкими мазками, нежный розовый цвет превращается в мутно-красный, все цвета становятся темнее и глуше. И сразу пропадает ощущение тепла, света. Поражает как в этом портрете написано белое платье: белый остался белым несмотря на то, что Ренуар пишет его, по сути, цветным. То же самое можно сказать и про глубокую тень за спиной Жанны.

 

По композиции портреты сильно различаются. Первый портрет – поясной, композиция практически центральная, но динамику картине придает диагональ руки Жанны, на которую она опирается. Из-за этого портрет не смотрится статичным. Актриса словно только что подперла рукой голову и точно так же в любой момент может сменить позу. Портрет 1878 года – очень статичен, фигура находится по центру, она как будто подалась немного вперед, но это не прибавляет картине движения.

Только вибрация розовых, голубых, светло-зеленых белильных смесей на платье и мягкие, тающие контуры фигуры придают картине динамику и создают ту воздушную и цветовую среду, без которой нельзя представить ни одной картины Ренуара.

 

Итак, мы рассмотрели два портрета Жанны Самари работы Пьера-Огюста Ренуара. Их главное различие я вижу в том, что первый портрет – это портрет души, внутреннего мира человека, второй же более материален, реален, даже приземлен, в нем художник показал лишь внешнюю красоту. Безусловно, мне больше нравится портрет 1877 года. Это портрет, который несет в себе настроение - теплое, весеннее, нежное. Он писан с любовью, огромным желанием и очень легко. На одном дыхании. И зритель это безусловно чувствует, снова и снова приходя в Пушкинский музей, чтобы еще раз поймать на себе счастливый взгляд Жанны Самари.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

znakka4estva.ru

2.2 Анализ картины А.О. Никулина «Голубой Алтай». Сравнительный анализ картин Г.И. Гуркина "Озеро в Лаже" и А.О. Никулина "Голубой Алтай"

Похожие главы из других работ:

"Всадница". Карл Павлович Брюллов

Глава 3. «Всадница». Художественный анализ картины

картина всадница брюллов портрет В последние годы первого пребывания в Италии, в 1832 К.Брюллов написал знаменитую "Всадницу" (см. ил.7), грациозно сидящую на великолепном скакуне. В центре работы молодая девушка, вернувшаяся с утренней прогулки...

Анализ картины "Озеро горных духов" Г.И. Гуркина

2. Анализ картины

К другой известной и широко почитаемой в Сибири еще в дореволюционное время картине "Озеро горных духов" Гуркин шел через длинный ряд работ. Один из первых по времени создания в этом ряду - пейзаж "Озеро в Лаже" (1907) с его ясной умиротворенностью...

Виктор Михайлович Васнецов - "истинный богатырь русской живописи"

Анализ картины «Богатыри»

История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин "Богатыри" Виктора Михайловича Васнецова...

Исследование чувственно-явленной сущности произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" Франсиско Гойи

ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ "РАССТРЕЛ ПОВСТАНЦЕВ В НОЧЬ НА 3 МАЯ 1808 ГОДА"

Основная задача данной главы состоит в исследовании чувственно-явленной сущности живописного произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года". Анализ работы основан на последовательном применении общенаучных методов познания...

Картина Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"

Анализ картины

Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы...

Пейзаж как жанр изобразительного искусства

1.2 Анализ картины Левитана «Вечерний звон»

«Картины Левитана излучают милосердие, отзывчивость на тончайшие колебания человеческой души» [8]. Сегодня в России, пожалуй, трудно найти человека, который бы не слышал о скромной и тихой красоте родной природы. (см приложение рис 1.2...

Сравнительно-стилистический анализ произведений "Кающаяся Мария Магдалина" и "Блудный сын"

1.2 Анализ и описание картины «Кающаяся Мария Магдалина»

живопись горавский лосев магдалина Картина «Кающаяся Мария Магдалина» (см. приложение 1) написана под влиянием старых итальянских мастеров в 1861. [1] Работа относится к религиозному жанру станковой живописи. Материалы произведения - холст и масло...

Сравнительно-стилистический анализ произведений "Кающаяся Мария Магдалина" и "Блудный сын"

2.2 Анализ и описание картины «Блудный сын»

Работу «Блудный сын» (см. приложение 2), относящуюся к религиозному жанру станковой живописи, художник пишет в 1882 году. Картина написана по мотивам одноименной притчи Иисуса Христа. Материалы произведения - холст и масло...

Сравнительный анализ картин Г.И. Гуркина "Озеро в Лаже" и А.О. Никулина "Голубой Алтай"

Глава 1. Русская пейзажная живопись и творчества Г.И. Гуркина и А.О. Никулина

...

Сравнительный анализ картин Г.И. Гуркина "Озеро в Лаже" и А.О. Никулина "Голубой Алтай"

1.2 Творчества Г.И. Гуркина и А.О. Никулина

В этом параграфе мы рассмотрим основные этапы творчества Гуркина и Никулина. Григорий Иванович Гуркин [Ил. 1] алтаец по национальности, родившийся и проведший юность среди людей, далеких от искусства, он рано почувствовал тягу к искусству...

Сравнительный анализ картин Г.И. Гуркина "Озеро в Лаже" и А.О. Никулина "Голубой Алтай"

Глава 2. Стилистические анализы картин Г.И. Гуркина «Озеро в Лаже» и А.О. Никулина «Голубой Алтай»

В этой главе мы рассмотрим подробные анализы картин «Озеро в Лаже» и «Голубой Алтай» для последующего их сравнения...

Сравнительный анализ картин Г.И. Гуркина "Озеро в Лаже" и А.О. Никулина "Голубой Алтай"

2.1 Анализ картины Г.И. Гуркина «Озеро в Лаже»

Картина «Озеро в Лаже» [Ил. 5] была предпосылкой к написанию более известной картины Г. И. Гуркина. «К известной и широко почитаемой в Сибири картине «Озеро горных духов» Гуркин шел через длинный ряд работ...

Творчество Аверкампа

2. Анализ изображения картины Хендрика Аверкампа «Зимний городской пейзаж»

Мы рассматриваем картину Хендрика Аверкампа «Зимний городской пейзаж», написанную в 1607-10 г.г. Ее размеры невелики и составляют 78х132 см, материал: дерево, масло...

Творчество Пабло Пикассо

2. “Голубой период”

Начало "голубого периода " принято связывать со второй поездкой художника в Париж. Действительно, он возвращается к рождеству 1901 года в Барселону с завершенными и начатыми полотнами, написанными в совершенно иной манере, чем та...

Эпоха Возрождения в Италии на примере картины Камбьязо Луки "Золотой век"

ГЛАВА 2. ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ КАМБЬЯЗО ЛУКИ «ЗОЛОТОЙ ВЕК»

...

cult.bobrodobro.ru

Сочинение - Сравнительный анализ двух картин Пьера-Огюста Ренуара Портрет актрисы Жанны Самари 1877 года и

СПБГУКиТ

Реферат

по дисциплине «История зарубежного изобразительного искусства»

Тема: Сравнительный анализ двух картин Пьера-Огюста Ренуара

«Портрет актрисы Жанны Самари» 1877 года и

«Портрет Жанны Самари» 1878 года

Выполнила: студентка Iкурса

952 группы

Терентьева Мария

Проверила: Махо О.Г.

СПб, 2010

Пьер–Огюст Ренуар трижды писал портрет актрисы театра Комеди Франсез Жанны Самари. И все три портрета различаются и по композиции, и по масштабности, и по колориту, и по сюжету.

У портрета, жанра, где действия как такового нет, мне кажется, все равно читается сюжет. Во всяком случае, глядя на хороший портрет, зритель может представить, что происходило до, что произойдет после, какие отношения сложились между моделью и художником и весь этот «подстрочник» выстраивает перед зрителем целую историю, а значит, проявляется и характер портретируемого. Собственно, задача портретиста состоит в том, чтобы через изобразительные средства выразить внутренний мир человека, представить свое отношение к нему, показать его сущность, создать его образ, выявив какие-то остро характерные черты.

И в этих двух портретах Ренуара я увидела чувство, неравнодушие, историю и именно поэтому выбрала их для сравнения.

Портреты написаны с разницей в один год, в 1877 и 1878 году, соответственно.

Первый из них должен был стать лишь этюдом к портрету в полный рост, но в итоге занял в творчестве Ренуара свою особую нишу, став одной из самых искренних и прекрасных его работ.

В этом портрете главную роль художник отдает лицу героини, ее светлым, лучистым глазам, которые являются смысловым центром картины. От глаз, лица в туманную розовую дымку уходят плечи, волосы, руки — все это вторично. Всю сущность своей героини Ренуар погрузил в ее взгляд. Ведь недаром говорят: глаза – это зеркало души. И через глаза мы в этом портрете видим ее душу. Она добра, очень открыта и искренна. Хотя, скорее всего, зрителю становятся видны и понятны не черты характера этой женщины, а скорее отношение художника к этим чертам, его настроение и восприятие. Безусловно, он восхищен ее юностью, ее свежестью, ее простыми, но тонкими чертами. Она не красавица, но он в ней увидел и изобразил столько жизни, чистоты и света! В первом портрете она словно видение, такой художник ее видит – мимолетной, летящей, он чувствует, что скоро эта розовая дымка ее чистоты улетучится. Ренуару удалось уловить мимолетность юности, ее прелесть.

Этот свет юности действительно мимолетен, в портрете 1878 года его уже нет в образе той самой Жанны Самари.

Он написан совсем иначе. Это портрет в полный рост в духе классического парадного портрета. Нет в нем уже ни той легкости, ни воздуха, ни дымки. Глядя на него и сравнивая с портретом 1877 года, мы сразу видим перемену. Скорее всего, она произошла не в модели: Жанна Самари все так же лучезарно улыбается нам с холста. Изменилось отношение художника к своей модели, и мы замечаем эту перемену прежде всего через обновленную манеру письма: крупные, хаотично разлетающиеся мазки сменяются более мелкими, фон обретает прорисовку и отвлекает внимание от лица героини. Здесь приобретает большее значение то, что ее окружает, причем все эти вещи никак не раскрывают ее внутренний мир. Различны и позы Жанны, ее состояние. На первом портрете она свободна, непринужденна, ее поза спокойна и гармонична с ее характером – легким и открытым. На втором – ей словно неудобно – и в этом роскошном платье, и среди этих ковров. Безусловно, на втором портрете она изображена настоящей красавицей, но нет в ней уже той непринужденной грации. Ренуар как будто разгадал в ней тайну, и сразу она стала ему менее интересна – он окружил ее коврами, углубился в фактуру платья, при этом забыв заглянуть в глаза. Он отдалился от нее. Даже можно предположить, что ее душа напротив все еще тянется к нему, ведь она вся как будто устремлена вперед. А он отстранился. И оттого быть может она и беспокойна (а в ее позе мне видится беспокойство и напряжение). Судя по ее взгляду на первой картине, она была неравнодушна к художнику. Но это все – мои догадки, фантазии, которые, как мне кажется, должны возникать при взгляде на настоящее произведение искусства. Во всяком случае, это точно относится к импрессионистам. Их задачей всегда было передать впечатление, родить в душе зрителя чувство, импульс.

Выше я говорила уже о результате всех трудов – вызванном во мне чувстве. Стоит сказать и об изобразительных средствах, использованных при создании художником этих картин-впечатлений.

Вообще, живопись Ренуара имеет несколько характерных особенностей, в отличие от полотен «подлинных» импрессионистов живопись Огюста Ренуара развивалась в прямо противоположном направлении. Его технологические устремления были сосредоточены на приемах прозрачного письма. Однако при обилии прозрачных, полупрозрачных и плотно положенных красочных слоев, виртуозной, «мягкой» живописной кинетики, структура его картин имеет очень мало общего с системой живописи старых мастеров.

Исключительно разнообразны мазки краски, положенные кистью Ренуара. Постоянное их сопоставление — то полупрозрачных, то плотно положенных, обусловленое движением кисти, лепящей ту или иную форму, фактурным построением изображаемых предметов, колористическими особенностями конкретного участка картины,- создает ту неповторимую живописность, которой проникнуты полотна мастера. Живопись Ренуара превосходна не только в светах, как, например, у Клода Моне. Ренуар стремится передать игру глубоких прозрачных тонов в тени. В результате своих поисков он создал не характерную для своего времени, но необычайно выразительную и красивую технику живописи, сочетающую фактурно положенный мазок и лессировку.

В портрете 1877 года особенно ярко проявлена техника прозрачного письма, лицо Жанны Самари словно светится изнутри. Самый сильный цветовой акцент в картине — розовый фон — определяет общее состояние всего портрета. Это скорее общая среда, из которой постепенно возникают очертания фигуры. Белый холст, просвечивая через тонкий красочный слой, придает розовому цвету особую светоносность и подвижность.

На розовом фоне горят золотистые волосы Жанны Самари, подвижные мазки кисти художника намечают ее плечи; уплотняясь, они отчетливо лепят форму руки с золотым браслетом, которой актриса слегка подпирает голову.

Четко прорисованные глаза и губы Жанны Самари будто рождаются из розового цвета, который становится частью ее существа. Фигура актрисы «вбирает» цвет из переливчатого фона, в котором, кажется, звучат все оттенки, но доминируют все же красновато-розовые. В полном соответствии с типом модели решает Ренуар проблему цветовых взаимоотношений фигуры и фона.Образ как бы рождается на глазах зрителя, переходит от общего состояния, определяемого розовой средой фона, к частному, конкретному — к красоте черт и женственности мягкого взгляда.

Мазки — крупные, решительные, создают ощущение подвижности воздуха, жизни. Ренуар играючи сочетает холодные и теплые цвета, бесстрашно накладывает контрастные синие мазки на фон.

В портрете 1878 года нет этой лихой смелости. Он написан более мелкими мазками, нежный розовый цвет превращается в мутно-красный, все цвета становятся темнее и глуше. И сразу пропадает ощущение тепла, света. Поражает как в этом портрете написано белое платье: белый остался белым несмотря на то, что Ренуар пишет его, по сути, цветным. То же самое можно сказать и про глубокую тень за спиной Жанны.

По композиции портреты сильно различаются. Первый портрет – поясной, композиция практически центральная, но динамику картине придает диагональ руки Жанны, на которую она опирается. Из-за этого портрет не смотрится статичным. Актриса словно только что подперла рукой голову и точно так же в любой момент может сменить позу. Портрет 1878 года – очень статичен, фигура находится по центру, она как будто подалась немного вперед, но это не прибавляет картине движения.

Только вибрация розовых, голубых, светло-зеленых белильных смесей на платье и мягкие, тающие контуры фигуры придают картине динамику и создают ту воздушную и цветовую среду, без которой нельзя представить ни одной картины Ренуара.

Итак, мы рассмотрели два портрета Жанны Самари работы Пьера-Огюста Ренуара. Их главное различие я вижу в том, что первый портрет – это портрет души, внутреннего мира человека, второй же более материален, реален, даже приземлен, в нем художник показал лишь внешнюю красоту. Безусловно, мне больше нравится портрет 1877 года. Это портрет, который несет в себе настроение — теплое, весеннее, нежное. Он писан с любовью, огромным желанием и очень легко. На одном дыхании. И зритель это безусловно чувствует, снова и снова приходя в Пушкинский музей, чтобы еще раз поймать на себе счастливый взгляд Жанны Самари.

www.ronl.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта