Шагал М.З. Прогулка. 1917. Шагал картина прогулка


«Прогулка» М. Шагал — Art-Salon

Есть художники — наблюдатели и интерпретаторы. Они смотрят на жизнь из некоторого отдаления и судят о ней как бы со стороны. А есть мастера, которые любой сюжет трактуют как неотъемлемую часть собственной биографии, видят себя прямыми участниками изображаемого, пусть даже это возможно лишь при помощи мечтательных допущений или фантасмагорий.

sta51

Самого себя Марк Шагал изображал в тысячах вариантов, по любому поводу, придавая свои черты и лирическим героям, и персонажам самых различных сюжетов, и кентаврам, и даже просто животным. И это вовсе не какая-то маниакальность, а просто использование своих собственных средств, как символико-схематической формулы.

Судьба одарила М. Шагала долгой жизнью, его почти столетняя биография представляется даже своего рода избранничеством, особой благодатью. А вместе с тем земной путь этого мастера отмечен многими бедами и катастрофами, даже в часы рождения будущего художника в Витебске бушевал пожар. Вспыхнув в летний полдень, он свирепствовал с безграничным размахом, все ближе подступая к витебской окраине, и юную роженицу на кровати перетаскивали из дома в дом. Огонь не оставлял никакой надежды на пощаду, и только неимоверной силы ливень спас молодую мать с младенцем.

С тех пор в биографии Марка Шагала все было огромно, масштабно, грандиозно. Слава и успех, награды и премии, звания и почести, выставки… Перечень посвященных художнику статей и работ поистине необозрим. До сих пор точно никто не знает числа созданных им произведений, которые разбросаны по многим странам и континентам. Лишь самые приблизительные подсчеты говорят о том, что речь идет о нескольких тысячах.

Оригинальность шагаловского творчества была настолько оглушительной, что Г. Аполлинеру (патрону всех новых художественных сил) пришлось даже изобрести специальный термин — сюрнатурализм, в котором уже предощущался сюрреализм. Сюрреалисты с их культом интуитивных откровений, действительно, впоследствии считали М. Шагала своим предшественником. Русского парижанина М. Шагала считали своим предтечей и экспрессионисты — детище обожженных войной немецких художников-фронтовиков.

Как все вундеркинды, М. Шагал был странным ребенком и потому вызывал своим поведением удивление окружающих. Из Витебска, из мелочной лавки отца, он отправился в почти столетнюю прогулку по миру большого искусства. Не определяя для себя ни целей, ни границ, ни стиля; не прибиваясь к школам, течениям и направлениям и не пытаясь создать собственные…

М. Шагал всегда и во всем хотел дойти до корня вещей, увидеть их сущность. Его миром, его космосом, землей и царством небесным была краска. Как пишет Б. Зингерман, «анализировать творчество М. Шагала очень трудно, его можно полюбить или не полюбить, но почти невозможно объяснить. Его живопись полна поэтических иносказаний, символов и метафор, при желании их можно было бы как-то пересказать, но разве есть в этом какой-нибудь смысл? Не говоря уже о том, что вся живопись М. Шагала — это одна целостная и сложная метафора его собственной жизни и духовных исканий нашего века».

От русской иконы М. Шагал воспринял кардинальную идею единого живописного пространства, включающего в себя земной «низ» и небесный «верх». Эта идея определила пространственную композицию мира Марка Шагала.

Разделение на «верх» и «низ» всегда предполагает в себе возможность, и даже необходимость полета. Глубокий синий цвет, заливающий пустое пространство его картин, — это цвет неба, мечтательного неба романтиков и влюбленных. И Марк Шагал ускользнул в это небо из родного витебского дома, пристроился на облаке и стал писать. Летающие евреи — не оригинальничанье художника, не желание поразить воображение зрителя необычностью композиции. Марк Шагал — самый реалистичный из всех реалистов, только его реализм ведет к феерии, к полному слиянию духовного и физического начал, к изображению чувств как физических действий.

Взлетая, лирические герои Марка Шагала вырываются из объятий предметного мира. Чтобы взлететь, утверждает художник, мало одной мечтательности; нужны еще темперамент, теснящий душу восторг и поднимающая в небо страсть. Даже парные полеты М. Шагала и его жены Беллы не сразу обрели то ликующее, безграничное чувство свободы, которое сделало их символами победившей романтической любви.

В 1915 году, когда состоялось бракосочетание М. Шагала и Беллы, художник и его возлюбленная летают по комнате в счастливом забытьи («День рождения»). Это еще как бы и не сам полет, а сладостное предчувствие полета, томительное и наивное. Наконец в 1917 году художник и Белла взлетели в небо, и мир пришел в состояние гармонии: кончилось время судорожного напряжения, неясных и странных чудачеств, томительных предчувствий.

Герои М. Шагала, события, в которых они участвуют, окружающие их вещи — все это может существовать только неразрывно и только при определенных условиях, при совершенно особенном сюжете. Действие в картинах М. Шагала почти никогда не развивается в едином времени, оно разламывается, единое пространство тоже почти всегда отсутствует. Различные эпизоды и отдельные сцены сопоставляются друг с другом по внутреннему смыслу или по их символическому значению. Целостный образ рождается из ассоциаций, и зрители стараются вникнуть в смысл таких образов и распознать их.

Так и в «Прогулке» сцена фантастического полета Беллы, вознесенной в широкое, словно раскрытое для полета небо, но связанной с землей рукой и фигурой художника, удивительным образом «уложилась» на поверхности большого, почти квадратного холста. Основные композиционные линии этой картины и ее цветовые пятна вошли в соответствие друг с другом, и образовалось равновесие диагональных движений.

В картине «Прогулка» полет лирических героев — это ликование свершения, когда шагаловская картина мира в годы революции вытягивается вверх, разделяя землю и небо низкой горизонтальной чертой. До этого была комната в Витебске, ритуальный быт, странно-страстные люди, едва не одичавшие в тесноте четырех стен и неосуществленных стремлений. Но вот они замечтались, засмотрелись на небо, вылезли через окно на крышу и… подробный и пустынный мир распахнулся, а над ними раскинулось бескрайнее небо. Герои взлетели над Витебском, поверх Витебска и наконец взлетели на небеса.

Полет в «Прогулке», которая является частью триптиха (в него входят еще картины «Двойной портрет» и «Над городом») так радостен и безмятежен еще и потому, что молодой чете есть куда потом приземлиться. Они взмывают в небо, чтобы, полетав, вновь опуститься на крыши своего города. В этой картине обалдевший от счастья художник с улыбкой во весь рот, попирая крышу дома, держит в руке нарядную жену, которая, как знамя, трепещет и парит в воздухе. (Правда, другие исследователи (например, А. Каменский) считают, что художник держит за руку свою взвившуюся в воздух юную жену, а сам шагает по земле. Но хотя он и стоит на земле, однако как-то непрочно, словно и он собирается взлететь в воздух, ведь у них обоих сейчас окрыленное настроение и они готовы вершить чудеса.)

В другой руке художник держит птицу, таким образом, М. Шагалу (вопреки поговорке) удается удержать и небесного журавля, и земную синицу. Фигуры этой картины выстроены почти диагонально по всей поверхности холста, настроение в «Прогулке» полно эксцентрического веселья, и есть в ней что-то театрально-цирковое.

Образной основой всех картин триптиха стал мотив победы над земным тяготением, свободного полета людей в мировом пространстве. Такой мотив встречался у М. Шагала и раньше, но в начале и середине 1910-х годов он использовал его преимущественно для одной цели — вызвать ощущение странности, резкого смещения привычного. В «Прогулке» образная цель художника кардинально меняется: М. Шагал стремится сделать полет над землей метафорой достигнутой свободы и обретенного счастья. Во всех картинах триптиха герои взлетают и летят сами собой с такой естественностью, что у зрителя и мысли не возникает о какой-либо неестественности их полета.

В «Прогулке» М. Шагал и Белла образуют гибкую вертикаль, которая соединяет небо и землю, городские крыши и купола с ангельскими сферами. В этой картине художник как бы перевоплотил и переосмыслил известную метафору писателя Шолом-Алейхема «Человек воздуха». Если у Шолом-Алейхема «человек воздуха» — это незадачливый мечтательный герой, маленький человек из черты оседлости со своими непрочными заработками и скромными жизненными планами (да и те зачастую лопаются, как мыльные пузыри), то у М. Шагала «человек воздуха», «люди воздуха» появляются потому, что они высоко воспарили в своих романтических чувствах. Полет для них становится таким же обычным состоянием, как и будничная жизнь в окружении привычных кадушек и коз. Они испытывают страстную потребность взлететь и летают, легко пересекая запретную границу между небом и землей.

art.batato.ru

Описание картины Марка Шагала «Прогулка» (Влюбленные) Картины художников

Описание картины Марка Шагала «Прогулка» (Влюбленные)

Марк Шагал является одним из основоположников сюрреализма и авангарда в мире искусства картины двадцатого века. Этот человек просто незаурядная личность, который обладал способностью видеть простые вещи и преподносить их публике так, чтобы одновременно и быть участников своих произведений, и заставиться задумать даже простого обывателя галерей. Но особое внимание привлекла картина под названием «Прогулка», ведь как считают многие профессионалы, в ней он смог изобразить себя и свою жену.

Главный вопрос, который иногда задают те, кто сталкивался с таким видом искусства впервые, звучит таким образом: а почему главные персонажи парят в воздухе, а не могут спокойно ходить как все остальные люди по земле? Ответ сразу же не заставит себя ждать. Ведь главной темой в картинах Шагала была любовь, а, следовательно, она их в какой-то степени даже и окрыляла.

Два персонажа, изображенных на картине, мужчина и женщина,

очень рады тому, что встретились и гуляют по улице вместе. Ведь любовь для двоих это и есть самое высшее счастье на всей земле. Поэтому, даже простая прогулка может превратиться в незабываемый полет над домами и постройками. Ведь это как бы метафора, словно любовь дарит крылья.

Если приглядеться и тщательно изучить весь «состав» картины, то можно заметить, что художник изобразил две силы. С одной стороны – это земля, расположенная под ногами самого изображенного Шагала, а с другой стороны – небо, в котором парит его жена.

Таким образом, влюбленные с помощью крыльев любви способны парить в самых разных уголках своего необъятного края. От этого они становятся выше всех жизненных и бытовых проблем, и способны ничего не замечать вокруг. Если посмотреть на лица, то заметно, что их выражение выдает счастье и полную безмятежность, радость и веру в прекрасное. Ведь они смогли преодолеть земную гравитацию с помощью крыльев и земной невесомости.

Прислал: Веселова Кристина . 2017-10-08 21:37:59

opisanie-kartin.iusite.ru

Стилевой анализ произведения Марка Шагала «Прогулка»

Стилевой анализ произведения

Марка Шагала

«Прогулка»

марк шагал прогулка.jpg

Марк Шагал. Прогулка. 1918 г.

1917-18 гг.Белоруссь , Витебск . На рубеже 19 и 20 веков во Франции существовало несколько художественных течений, которые объединяет название АВАНГАРДИЗМ!

По атмосфере работы чувствуется эпоха революции, цвета присуще этой эпохи, а пейзаж, в дали виднеется церковь, характерен постройкам революционной эпохи, часто узнаваемый любимый и родной город художника Витебск.

  • Вид искусства : станковая живопись.

  • Материал: холст, масло.

  • Тема произведения . Жанровая.

  • Композиция. Ассиметричная, уравновешенная, открытая. Композиция не стандартная, её особенность в ощущения полета героини

  • Способ отображение пространства и объёма

  1. Декоративно-плоскостное, с жестким контуром, -манера Марка Шагала. Уравновешенная, с помощью правильно расставленных пятен контраста.

  2. Открытая, главные герои картины смотрят прямо на зрителя. Герои картины делятся с нами своей радостью и счастьем.

  3. Динамичная, показана с помощью резких диагоналей, из-за опушенном горизонта присутствует ощущение полета.

  • Характер изображения человека . Изображены настоящие люди, а именно автопортрет художника и его жены –Беллы. Выполненные в манере письма автора. (в какой именно)

  • Характер изображения среды. Роль и способ передачи освещения. Пейзаж соответствует годам революции и Белорусским просторам родного города М.Шагала – Витебску. Пейзаж достаточно условный. Разделяя землю и небо низкой горизонтальной чертой, масштабы неподдающиеся воздушной перспективе, создают впечатления полета, легкости, романтичности. По яркому небу, можно понять, что действие происходит утром, в малооблачную погоду.

  • Роль рисунка и цвета . Рисунок в этом произведении играет главную роль. На чётких линиях, так называемой конструкции композиции, создается ощущения полета. Цвет, локальный праздничный, как добавочный элемент, который усиливает эмоциональное состояние героев. Прозрачное небо, как бы обволакивает Беллу, и уносит её в беспространственную иллюзию внутреннего состояния героев. Низкая горизонтальная черта, усиливает состояния полета, как- будто «земля уходит из под ног».

  • Время в произведении . Судя по зелёным просторам, в картине изображен летний период жизни влюбленных. Серое небо, слегка заоблачное, говорит о дневном состоянии.

  • Взаимодействие со зрителем .Главные герои картины смотрят прямо на нас. Их душа открыта к диалогу. Своими эмоциями Марк и Белла делятся со зрителем, погружая его в то состояние эйфории, безграничного счастья и любви.

infourok.ru

ПРОГУЛКА Марк Шагал. Надежда Ионина. 100 великих картин. Книги по истории онлайн. Электронная библиотека

Есть художники — наблюдатели и интерпретаторы. Они смотрят на жизнь из некоторого отдаления и судят о ней как бы со стороны. А есть мастера, которые любой сюжет трактуют как неотъемлемую часть собственной биографии, видят себя прямыми участниками изображаемого, пусть даже это возможно лишь при помощи мечтательных допущений или фантасмагорий. Самого себя Марк Шагал изображал в тысячах вариантов, по любому поводу, придавая свои черты и лирическим героям, и персонажам самых различных сюжетов, и кентаврам, и даже просто животным. И это вовсе не какая-то маниакальность, а просто использование своих собственных средств, как символико-схематической формулы.

Судьба одарила М Шагала долгой жизнью, его почти столетняя биография представляется даже своего рода избранничеством, особой благодатью. А вместе с тем земной путь этого мастера отмечен многими бедами и катастрофами, даже в часы рождения будущего художника в Витебске бушевал пожар. Вспыхнув в летний полдень, он свирепствовал с безграничным размахом, все ближе подступая к витебской окраине, и юную роженицу на кровати перетаскивали из дома в дом. Огонь не оставлял никакой надежды на пощаду, и только неимоверной силы ливень спас молодую мать с младенцем.

С тех пор в биографии Марка Шагала все было огромно, масштабно, грандиозно. Слава и успех, награды и премии, звания и почести, выставки. Перечень посвященных художнику статей и работ поистине необозрим. До сих пор точно никто не знает числа созданных им произведений, которые разбросаны по многим странам и континентам. Лишь самые приблизительные подсчеты говорят о том, что речь идет о нескольких тысячах.

Оригинальность шагаловского творчества была настолько оглушительной, что Г. Аполлинеру (патрону всех новых художественных сил) пришлось даже изобрести специальный термин — сюрнатурализм, в котором уже предощущался сюрреализм. Сюрреалисты с их культом интуитивных откровений, действительно, впоследствии считали М Шагала своим предшественником. Русского парижанина М. Шагала считали своим предтечей и экспрессионисты — детище обожженных войной немецких художников-фронтовиков.

Как все вундеркинды, М Шагал был странным ребенком и потому вызывал своим поведением удивление окружающих. Из Витебска, из мелочной лавки отца, он отправился в почти столетнюю прогулку по миру большого искусства. Не определяя для себя ни целей, ни границ, ни стиля, не прибиваясь к школам, течениям и направлениям и не пытаясь создать собственные, М. Шагал всегда и во всем хотел дойти до корня вещей, увидеть их сущность. Его миром, его космосом, землей и царством небесным была краска. Как пишет Б. Зингерман, «анализировать творчество М. Шагала очень трудно, его можно полюбить или не полюбить, но почти невозможно объяснить. Его живопись полна поэтических иносказаний, символов и метафор, при желании их можно было бы как-то пересказать, но разве есть в этом какой-нибудь смысл? Не говоря уже о том, что вся живопись М. Шагала — это одна целостная и сложная метафора его собственной жизни и духовных исканий нашего века».

От русской иконы М. Шагал воспринял кардинальную идею единого живописного пространства, включающего в себя земной «низ» и небесный «верх». Эта идея определила пространственную композицию мира Марка Шагала.

Разделение на «верх» и «низ» всегда предполагает в себе возможность, и даже необходимость полета. Глубокий синий цвет, заливающий пустое пространство его картин, — это цвет неба, мечтательного неба романтиков и влюбленных. И Марк Шагал ускользнул в это небо из родного витебского дома, пристроился на облаке и стал писать. Летающие евреи — не оригинальничанье художника, не желание поразить воображение зрителя необычностью композиции. Марк Шагал — самый реалистичный из всех реалистов, только его реализм ведет к феерии, к полному слиянию духовного и физического начал, к изображению чувств как физических действий.

Взлетая, лирические герои Марка Шагала вырываются из объятий предметного мира. Чтобы взлететь, утверждает художник, мало одной мечтательности; нужны еще темперамент, теснящий душу восторг и поднимающая в небо страсть. Даже парные полеты М. Шагала и его жены Беллы не сразу обрели то ликующее, безграничное чувство свободы, которое сделало их символами победившей романтической любви.

В 1915 году, когда состоялось бракосочетание М. Шагала и Беллы, художник и его возлюбленная летают по комнате в счастливом забытьи («День рождения»). Это еще как бы и не сам полет, а сладостное предчувствие полета, томительное и наивное. Наконец в 1917 году художник и Белла взлетели в небо, и мир пришел в состояние гармонии: кончилось время судорожного напряжения, неясных и странных чудачеств, томительных предчувствий.

Герои М. Шагала, события, в которых они участвуют, окружающие их вещи — все это может существовать только неразрывно и только при определенных условиях, при совершенно особенном сюжете. Действие в картинах М. Шагала почти никогда не развивается в едином времени, оно разламывается, единое пространство тоже почти всегда отсутствует. Различные эпизоды и отдельные сцены сопоставляются друг с другом по внутреннему смыслу или по их символическому значению. Целостный образ рождается из ассоциаций, и зрители стараются вникнуть в смысл таких образов и распознать их.

Так и в «Прогулке» сцена фантастического полета Беллы, вознесенной в широкое, словно раскрытое для полета небо, но связанной с землей рукой и фигурой художника, удивительным образом «уложилась» на поверхности большого, почти квадратного холста. Основные композиционные линии этой картины и ее цветовые пятна вошли в соответствие друг с другом, и образовалось равновесие диагональных движений.

В картине «Прогулка» полет лирических героев - это ликование свершения, когда шагаловская картина мира в годы революции вытягивается вверх, разделяя землю и небо низкой горизонтальной чертой. До этого была комната в Витебске, ритуальный быт, странно-страстные люди, едва не одичавшие в тесноте четырех стен и неосуществленных стремлений. Но вот они замечтались, засмотрелись на небо, вылезли через окно на крышу. И... подробный и пустынный мир распахнулся, а над ними раскинулось бескрайнее небо. Герои взлетели над Витебском, поверх Витебска и наконец взлетели на небеса.

Полет в «Прогулке», которая является частью триптиха (в него входят еще картины «Двойной портрет» и «Над городом») так радостен и безмятежен еще и потому, что молодой чете есть куда потом приземлиться. Они взмывают в небо, чтобы, полетав, вновь опуститься на крыши своего города. В этой картине обалдевший от счастья художник с улыбкой во весь рот, попирая крышу дома, держит в руке нарядную жену, которая, как знамя, трепещет и парит в воздухе (правда, другие исследователи (например, А Каменский) считают, что художник держит за руку свою взвившуюся в воздух юную жену, а сам шагает по земле. Но хотя он и стоит на земле, однако как-то непрочно, словно и он собирается взлететь в воздух, ведь у них обоих сейчас окрыленное настроение и они готовы вершить чудеса). В другой руке художник держит птицу. Таким образом, М. Шагалу (вопреки поговорке) удается удержать и небесного журавля, и земную синицу. Фигуры этой картины выстроены почти диагонально по всей поверхности холста, настроение в «Прогулке» полно эксцентрического веселья, и есть в ней что-то театрально-цирковое.

Образной основой всех картин триптиха стал мотив победы над земным тяготением, свободного полета людей в мировом пространстве. Такой мотив встречался у М. Шагала и раньше, но в начале и середине 1910-х годов он использовал его преимущественно для одной цели — вызвать ощущение странности, резкого смещения привычного. В «Прогулке» образная цель художника кардинально меняется: М. Шагал стремится сделать полет над землей метафорой достигнутой свободы и обретенного счастья. Во всех картинах триптиха герои взлетают и летят сами собой с такой естественностью, что у зрителя и мысли не возникает о какой-либо неестественности их полета.

В «Прогулке» М. Шагал и Белла образуют гибкую вертикаль, которая соединяет небо и землю, городские крыши и купола с ангельскими сферами. В этой картине художник как бы перевоплотил и переосмыслил известную метафору писателя Шолом-Алейхема «Человек воздуха». Если у Шолом -Алейхема «человек воздуха» — это незадачливый мечтательный герой, маленький человек из черты оседлости со своими непрочными заработками и скромными жизненными планами (да и те зачастую лопаются, как мыльные пузыри), то у М. Шагала «человек воздуха», «люди воздуха» появляются потому, что они высоко воспарили в своих романтических чувствах. Полет для них становится таким же обычным состоянием, как и будничная жизнь в окружении привычных кадушек и коз. Они испытывают страстную потребность взлететь и летают, легко пересекая запретную границу между небом и землей.

historylib.org

Шагал М. "Прогулка"

Шагал М. «Прогулка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Есть художники - наблюдатели и интерпретаторы.

Они смотрят на жизнь из некоторого отдаления и

судят о ней как бы со стороны. А есть мастера,

которые любой сюжет трактуют как неотъемлемую

часть собственной биографии, видят себя

прямыми участниками изображаемого, пусть даже

это возможно лишь при помощи мечтательных

допущений или фантасмагорий.

Самого себя Марк Шагал изображал в тысячах вариантов,

по любому поводу, придавая свои черты и лирическим

героям, и персонажам самых различных сюжетов, и кентаврам,

и даже просто животным. И это вовсе не какая-то маниакальность,

а просто использование своих собственных средств,

как символико-схематической формулы.

Судьба одарила М. Шагала долгой жизнью, его почти

столетняя биография представляется даже своего рода

избранничеством, особой благодатью. А вместе с тем

земной путь этого мастера отмечен многими бедами

и катастрофами, даже в часы рождения будущего художника

в Витебске бушевал пожар. Вспыхнув в летний полдень,

он свирепствовал с безграничным размахом, все ближе

подступая к витебской окраине, и юную роженицу на кровати

перетаскивали из дома в дом. Огонь не оставлял никакой

надежды на пощаду, и только неимоверной силы ливень

спас молодую мать с младенцем.

С тех пор в биографии Марка Шагала все было огромно

, масштабно, грандиозно. Слава и успех, награды и премии,

звания и почести, выставки... Перечень посвященных художнику

статей и работ поистине необозрим. До сих пор

точно никто не знает числа созданных им произведений,

которые разбросаны по многим странам и континентам.

Лишь самые приблизительные подсчеты говорят о том,

что речь идет о нескольких тысячах.

Оригинальность шагаловского творчества была

настолько оглушительной, что Г. Аполлинеру (патрону

всех новых художественных сил) пришлось даже изобрести

специальный термин - сюрнатурализм, в котором уже

предощущался сюрреализм. Сюрреалисты с их культом

интуитивных откровений, действительно, впоследствии

считали М. Шагала своим предшественником.

Русского парижанина М. Шагала считали своим предтечей

и экспрессионисты - детище обожженных войной

немецких художников-фронтовиков.

Как все вундеркинды, М. Шагал был странным ребенком

и потому вызывал своим поведением удивление окружающих.

Из Витебска, из мелочной лавки отца, он отправился

в почти столетнюю прогулку по миру большого искусства.

Не определяя для себя ни целей, ни границ, ни стиля;

не прибиваясь к школам, течениям и направлениям

и не пытаясь создать собственные...

М. Шагал всегда и во всем хотел дойти до корня вещей,

увидеть их сущность. Его миром, его космосом, землей и

царством небесным была краска. Как пишет Б. Зингерман,

"анализировать творчество М. Шагала очень трудно,

его можно полюбить или не полюбить, но почти невозможно объяснить.

Его живопись полна поэтических иносказаний, символов и метафор,

при желании их можно было бы как-то пересказать, но разве есть

в этом какой-нибудь смысл? Не говоря уже о том, что

вся живопись М. Шагала - это одна целостная и сложная метафора

его собственной жизни и духовных исканий нашего века".

От русской иконы М. Шагал воспринял кардинальную идею

единого живописного пространства, включающего в себя

земной "низ" и небесный "верх". Эта идея определила

пространственную композицию мира Марка Шагала.

Разделение на "верх" и "низ" всегда предполагает в себе возможность,

и даже необходимость полета. Глубокий синий цвет,

заливающий пустое пространство его картин, - это цвет неба,

мечтательного неба романтиков и влюбленных.

И Марк Шагал ускользнул в это небо из родного витебского дома,

пристроился на облаке и стал писать. Летающие евреи -

не оригинальничанье художника, не желание поразить

воображение зрителя необычностью композиции. Марк Шагал -

самый реалистичный из всех реалистов, только его реализм ведет к феерии,

к полному слиянию духовного и физического начал,

к изображению чувств как физических действий.

Взлетая, лирические герои Марка Шагала вырываются

из объятий предметного мира. Чтобы взлететь, утверждает художник,

мало одной мечтательности; нужны еще темперамент,

теснящий душу восторг и поднимающая в небо страсть.

Даже парные полеты М. Шагала и его жены Беллы

не сразу обрели то ликующее, безграничное чувство свободы,

которое сделало их символами победившей романтической любви.

В 1915 году, когда состоялось бракосочетание М. Шагала и Беллы,

художник и его возлюбленная летают по комнате в счастливом забытьи

("День рождения"). Это еще как бы и не сам полет,

а сладостное предчувствие полета, томительное и наивное.

Наконец в 1917 году художник и Белла взлетели в небо,

и мир пришел в состояние гармонии: кончилось время

судорожного напряжения, неясных и странных чудачеств, томительных предчувствий.

Герои М. Шагала, события, в которых они участвуют,

окружающие их вещи - все это может существовать только неразрывно

и только при определенных условиях, при совершенно особенном сюжете.

Действие в картинах М. Шагала почти никогда не развивается

в едином времени, оно разламывается, единое пространство

тоже почти всегда отсутствует. Различные эпизоды и

отдельные сцены сопоставляются друг с другом по внутреннему смыслу

или по их символическому значению. Целостный образ рождается

из ассоциаций, и зрители стараются вникнуть в смысл таких образов и распознать их.

Так и в "Прогулке" сцена фантастического полета Беллы,

вознесенной в широкое, словно раскрытое для полета небо,

но связанной с землей рукой и фигурой художника,

удивительным образом "уложилась" на поверхности большого,

почти квадратного холста. Основные композиционные линии

этой картины и ее цветовые пятна вошли в соответствие друг

с другом, и образовалось равновесие диагональных движений.

В картине "Прогулка" полет лирических героев - это ликование свершения,

когда шагаловская картина мира в годы революции вытягивается вверх,

разделяя землю и небо низкой горизонтальной чертой.

До этого была комната в Витебске, ритуальный быт,

странно-страстные люди, едва не одичавшие в тесноте

четырех стен и неосуществленных стремлений. Но вот они замечтались,

засмотрелись на небо, вылезли через окно на крышу и...

подробный и пустынный мир распахнулся, а над ними

раскинулось бескрайнее небо. Герои взлетели над Витебском,

поверх Витебска и наконец взлетели на небеса.

Полет в "Прогулке", которая является частью триптиха

(в него входят еще картины "Двойной портрет" и "Над городом")

так радостен и безмятежен еще и потому, что молодой чете

есть куда потом приземлиться. Они взмывают в небо, чтобы,

полетав, вновь опуститься на крыши своего города.

В этой картине обалдевший от счастья художник с улыбкой во весь рот,

попирая крышу дома, держит в руке нарядную жену, которая,

как знамя, трепещет и парит в воздухе.

(Правда, другие исследователи (например, А. Каменский) считают,

что художник держит за руку свою взвившуюся в воздух юную жену,

а сам шагает по земле. Но хотя он и стоит на земле, однако как-то непрочно,

словно и он собирается взлететь в воздух, ведь у них обоих сейчас

окрыленное настроение и они готовы вершить чудеса.)

В другой руке художник держит птицу, таким образом, М. Шагалу

(вопреки поговорке) удается удержать и небесного журавля,

и земную синицу. Фигуры этой картины выстроены почти диагонально

по всей поверхности холста, настроение в "Прогулке" полно

эксцентрического веселья, и есть в ней что-то театрально-цирковое.

Образной основой всех картин триптиха стал мотив победы

над земным тяготением, свободного полета людей в мировом пространстве.

Такой мотив встречался у М. Шагала и раньше, но в начале

и середине 1910-х годов он использовал его преимущественно

для одной цели - вызвать ощущение странности,

резкого смещения привычного. В "Прогулке" образная цель

художника кардинально меняется: М. Шагал стремится сделать полет

над землей метафорой достигнутой свободы и обретенного счастья.

Во всех картинах триптиха герои взлетают и летят сами собой

с такой естественностью, что у зрителя и мысли не возникает

о какой-либо неестественности их полета.

В "Прогулке" М. Шагал и Белла образуют гибкую вертикаль,

которая соединяет небо и землю, городские крыши и купола

с ангельскими сферами. В этой картине художник как бы перевоплотил

и переосмыслил известную метафору писателя

Шолом-Алейхема "Человек воздуха".

Если у Шолом-Алейхема "человек воздуха" -

это незадачливый мечтательный герой, маленький человек

из черты оседлости со своими непрочными заработками и

скромными жизненными планами (да и те зачастую лопаются,

как мыльные пузыри), то у М. Шагала "человек воздуха",

"люди воздуха" появляются потому, что они высоко воспарили

в своих романтических чувствах. Полет для них становится

таким же обычным состоянием, как и будничная жизнь в

окружении привычных кадушек и коз. Они испытывают страстную

потребность взлететь и летают

, легко пересекая запретную границу между небом и землей.

"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г 

borbatelena.ru

Шагал М. «Прогулка»

Шагал М. «Прогулка»

Есть художники — наблюдатели и интерпретаторы. Они смотрят на жизнь из некоторого отдаления и судят о ней как бы со стороны. А есть мастера, которые любой сюжет трактуют как неотъемлемую часть собственной биографии, видят себя прямыми участниками изображаемого, пусть даже это возможно лишь при помощи мечтательных допущений или фантасмагорий.

Самого себя Марк Шагал изображал в тысячах вариантов, по любому поводу, придавая свои черты и лирическим героям, и персонажам самых различных сюжетов, и кентаврам, и даже просто животным. И это вовсе не какая-то маниакальность, а просто использование своих собственных средств, как символико-схематической формулы.

Судьба одарила М. Шагала долгой жизнью, его почти столетняя биография представляется даже своего рода избранничеством, особой благодатью. А вместе с тем земной путь этого мастера отмечен многими бедами и катастрофами, даже в часы рождения будущего художника в Витебске бушевал пожар. Вспыхнув в летний полдень, он свирепствовал с безграничным размахом, все ближе подступая к витебской окраине, и юную роженицу на кровати перетаскивали из дома в дом. Огонь не оставлял никакой надежды на пощаду, и только неимоверной силы ливень спас молодую мать с младенцем.

С тех пор в биографии Марка Шагала все было огромно, масштабно, грандиозно. Слава и успех, награды и премии, звания и почести, выставки… Перечень посвященных художнику статей и работ поистине необозрим. До сих пор точно никто не знает числа созданных им произведений, которые разбросаны по многим странам и континентам. Лишь самые приблизительные подсчеты говорят о том, что речь идет о нескольких тысячах.

Оригинальность шагаловского творчества была настолько оглушительной, что Г. Аполлинеру (патрону всех новых художественных сил) пришлось даже изобрести специальный термин — сюрнатурализм, в котором уже предощущался сюрреализм. Сюрреалисты с их культом интуитивных откровений, действительно, впоследствии считали М. Шагала своим предшественником. Русского парижанина М. Шагала считали своим предтечей и экспрессионисты — детище обожженных войной немецких художников-фронтовиков.

Как все вундеркинды, М. Шагал был странным ребенком и потому вызывал своим поведением удивление окружающих. Из Витебска, из мелочной лавки отца, он отправился в почти столетнюю прогулку по миру большого искусства. Не определяя для себя ни целей, ни границ, ни стиля; не прибиваясь к школам, течениям и направлениям и не пытаясь создать собственные…

М. Шагал всегда и во всем хотел дойти до корня вещей, увидеть их сущность. Его миром, его космосом, землей и царством небесным была краска. Как пишет Б. Зингерман, «анализировать творчество М. Шагала очень трудно, его можно полюбить или не полюбить, но почти невозможно объяснить. Его живопись полна поэтических иносказаний, символов и метафор, при желании их можно было бы как-то пересказать, но разве есть в этом какой-нибудь смысл? Не говоря уже о том, что вся живопись М. Шагала — это одна целостная и сложная метафора его собственной жизни и духовных исканий нашего века».

От русской иконы М. Шагал воспринял кардинальную идею единого живописного пространства, включающего в себя земной «низ» и небесный «верх». Эта идея определила пространственную композицию мира Марка Шагала.

Разделение на «верх» и «низ» всегда предполагает в себе возможность, и даже необходимость полета. Глубокий синий цвет, заливающий пустое пространство его картин, — это цвет неба, мечтательного неба романтиков и влюбленных. И Марк Шагал ускользнул в это небо из родного витебского дома, пристроился на облаке и стал писать. Летающие евреи — не оригинальничанье художника, не желание поразить воображение зрителя необычностью композиции. Марк Шагал — самый реалистичный из всех реалистов, только его реализм ведет к феерии, к полному слиянию духовного и физического начал, к изображению чувств как физических действий.

Взлетая, лирические герои Марка Шагала вырываются из объятий предметного мира. Чтобы взлететь, утверждает художник, мало одной мечтательности; нужны еще темперамент, теснящий душу восторг и поднимающая в небо страсть. Даже парные полеты М. Шагала и его жены Беллы не сразу обрели то ликующее, безграничное чувство свободы, которое сделало их символами победившей романтической любви.

В 1915 году, когда состоялось бракосочетание М. Шагала и Беллы, художник и его возлюбленная летают по комнате в счастливом забытьи («День рождения»). Это еще как бы и не сам полет, а сладостное предчувствие полета, томительное и наивное. Наконец в 1917 году художник и Белла взлетели в небо, и мир пришел в состояние гармонии: кончилось время судорожного напряжения, неясных и странных чудачеств, томительных предчувствий.

Герои М. Шагала, события, в которых они участвуют, окружающие их вещи — все это может существовать только неразрывно и только при определенных условиях, при совершенно особенном сюжете. Действие в картинах М. Шагала почти никогда не развивается в едином времени, оно разламывается, единое пространство тоже почти всегда отсутствует. Различные эпизоды и отдельные сцены сопоставляются друг с другом по внутреннему смыслу или по их символическому значению. Целостный образ рождается из ассоциаций, и зрители стараются вникнуть в смысл таких образов и распознать их.

Так и в «Прогулке» сцена фантастического полета Беллы, вознесенной в широкое, словно раскрытое для полета небо, но связанной с землей рукой и фигурой художника, удивительным образом «уложилась» на поверхности большого, почти квадратного холста. Основные композиционные линии этой картины и ее цветовые пятна вошли в соответствие друг с другом, и образовалось равновесие диагональных движений.

В картине «Прогулка» полет лирических героев — это ликование свершения, когда шагаловская картина мира в годы революции вытягивается вверх, разделяя землю и небо низкой горизонтальной чертой. До этого была комната в Витебске, ритуальный быт, странно-страстные люди, едва не одичавшие в тесноте четырех стен и неосуществленных стремлений. Но вот они замечтались, засмотрелись на небо, вылезли через окно на крышу и… подробный и пустынный мир распахнулся, а над ними раскинулось бескрайнее небо. Герои взлетели над Витебском, поверх Витебска и наконец взлетели на небеса.

Полет в «Прогулке», которая является частью триптиха (в него входят еще картины «Двойной портрет» и «Над городом») так радостен и безмятежен еще и потому, что молодой чете есть куда потом приземлиться. Они взмывают в небо, чтобы, полетав, вновь опуститься на крыши своего города. В этой картине обалдевший от счастья художник с улыбкой во весь рот, попирая крышу дома, держит в руке нарядную жену, которая, как знамя, трепещет и парит в воздухе. (Правда, другие исследователи (например, А. Каменский) считают, что художник держит за руку свою взвившуюся в воздух юную жену, а сам шагает по земле. Но хотя он и стоит на земле, однако как-то непрочно, словно и он собирается взлететь в воздух, ведь у них обоих сейчас окрыленное настроение и они готовы вершить чудеса.)

В другой руке художник держит птицу, таким образом, М. Шагалу (вопреки поговорке) удается удержать и небесного журавля, и земную синицу. Фигуры этой картины выстроены почти диагонально по всей поверхности холста, настроение в «Прогулке» полно эксцентрического веселья, и есть в ней что-то театрально-цирковое.

Образной основой всех картин триптиха стал мотив победы над земным тяготением, свободного полета людей в мировом пространстве. Такой мотив встречался у М. Шагала и раньше, но в начале и середине 1910-х годов он использовал его преимущественно для одной цели — вызвать ощущение странности, резкого смещения привычного. В «Прогулке» образная цель художника кардинально меняется: М. Шагал стремится сделать полет над землей метафорой достигнутой свободы и обретенного счастья. Во всех картинах триптиха герои взлетают и летят сами собой с такой естественностью, что у зрителя и мысли не возникает о какой-либо неестественности их полета.

В «Прогулке» М. Шагал и Белла образуют гибкую вертикаль, которая соединяет небо и землю, городские крыши и купола с ангельскими сферами. В этой картине художник как бы перевоплотил и переосмыслил известную метафору писателя Шолом-Алейхема «Человек воздуха». Если у Шолом-Алейхема «человек воздуха» — это незадачливый мечтательный герой, маленький человек из черты оседлости со своими непрочными заработками и скромными жизненными планами (да и те зачастую лопаются, как мыльные пузыри), то у М. Шагала «человек воздуха», «люди воздуха» появляются потому, что они высоко воспарили в своих романтических чувствах. Полет для них становится таким же обычным состоянием, как и будничная жизнь в окружении привычных кадушек и коз. Они испытывают страстную потребность взлететь и летают, легко пересекая запретную границу между небом и землей

Случайные записи

k-a-r-t-i-n-a.ru

Шагал М.З. Прогулка. 1917 | Проект "Русский музей: виртуальный филиал"

Шагал М.З. Прогулка. 1917

Шагал Марк Захарович (1887 – 1985)Прогулка1917Холст, масло. 170х163,5Государственный Русский музей

Марк Шагал – замечательный философ-мудрец и самый непосредственный ребенок. В своей автобиографической книге он писал: «Художнику надо иногда быть в пеленках». Это вовсе не означает незрелость или инфантильность – нет, в этом есть свежесть, искренность, умение удивляться и видеть все как будто в первый раз. Шагал – лирик и юморист, бунтарь против правил в искусстве, и в то же время в его творчестве чувствуется влияние кубизма, футуризма, экспрессионизма.

Больше всего Шагал любил писать близких людей, особенно обожаемую жену Беллу. Она была для него и музой, и возлюбленной, и главным советчиком. Любовь, по мнению художника, преодолевает разобщенность мира и несет в себе творческое начало, обладая, как и искусство, способностью возноситься над повседневностью. Эта идея воплощена живописцем в картине «Прогулка».

По сути это автопортрет с Беллой. В левой руке художник держит «парящего в небе журавля» - свою любимую, а в правой руке, ближе к земле, трепещет синица. Метафора очевидна – автор словно говорит нам, что искусством можно и на жизнь заработать, и жить, фантазируя, в ирреальных мирах грез и творческих иллюзий.

Цвет картины экспрессивен. Преобладает зеленый – цвет спокойствия, кротости, надежды, травы. Как весело и легко сочетается он с розовым храмом – неважно каким, иудейским, христианским, или просто храмом любви. Чистым ультрамарином окутывает влюбленных сияющее небо. Манит ярко-красная скатерть с яствами и вином в бокалах. Прекрасная парящая Белла в лиловом платье как бы вбирает в себя все цвета шагаловской вселенной.

Образная основа этой картины – победа над земным тяготением, свободное парение людей в мировом пространстве. Это люди воздуха, вознесенные своим романтическим чувством.

Автор текста: Н.М.Михайловская

virtualrm.spb.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта