РУССО Анри (Таможенник). Руссо таможенник картины


Анри Руссо по прозвищу «Таможенник»

По мнению некоторых критиков, Анри Руссо (Henri Rousseau) не был великим мастером. Он даже не учился у профессиональных живописцев. Как только этого француза не называли: начиная от художника-дилетанта и заканчивая страстным гением примитивизма. «Прямодушие, страсть, гений», — вот так отозвался один из исследователей о творчестве Руссо. И всё это «свалилось» на художника-самоучку в один миг, потому что начало было совсем иным.

 

Анри родился в 1844 году, 21 мая в городке Лаваль, который является департаментом Майена. Мальчик рос в семье сантехника, а став постарше отправился выполнять долг перед родиной. После службы в армии, юноша устроился работать на французскую таможню. Именно там, уже в зрелом возрасте, видимо, имея достаточно времени для саморазвития, Руссо начинает заниматься живописью. И благодаря своей работе получит прозвище — «таможенник».

Впервые свои работы Анри Руссо выставил в 1886 году на «Выставке независимых» и сразу привлек к себе внимание парижского авангарда. С этого и началась его карьера великого художника наивного искусства.

На его творчество обращают внимание не только авангардисты, но и многие другие деятели искусства того периода. В число его почитателей будут входить такие мэтры, как Поль Гоген или даже сам Пабло Пикассо.

Собственно, Пикассо очень любил одно полотно, принадлежащее кисти Руссо, и никогда с ним не расставался. Речь идет о «Ядвиге», портрете женщины в черном платье. История того, как оно попало к известному испанскому художнику, очень проста. «Ядвига» какое-то время лежала в магазине папаши Сулье, и на картину никто не обращал внимания. Как-то раз Пабло, изучая ассортимент, увидел выглядывавшую из-под горы других полотен нарисованную голову женщины и сразу понял — перед ним что-то совершенно новое.

  

Но шедевр оценил только Пикассо, так как владелец продал его всего за пять франков, заметив при этом, что «…эту дрянь написал художник по фамилии Руссо, но сам по себе холст вполне хорош, и вы смогли бы найти ему достойное применение».

Позднее, уже познакомившись с Пикассо, Анри рассказал ему, что на холсте изображена польская школьная учительница, штора была включена для придания восточного колорита, а пейзаж представлял собой хорошо известный ему район фортификаций вокруг Парижа.

Вообще история с пейзажами, и особенно изображение ярких, диких, наполненных экзотическими животными и растениями джунглей, занимает видное место в творчестве художника. Как пример - полотна «Экзотический пейзаж» или «Обезьяны в апельсиновой роще».

Поистине восхитительная гамма для таможенного служащего, никогда не видевшего ни Американских, ни Африканских экваториальных лесов. Но Руссо любил рассказывать, что во время службы в армии он был в Мексике и именно оттуда почерпнул сюжеты для этих пейзажей.

Апогея его фантазии достигают в картине «Сон». На ней мы видим его излюбленную героиню Ядвигу, спящую на диване прямо посреди джунглей.

  

Но по другой версии, вдохновение на изображение столь фантастических лесов он находил во время многочисленных посещений ботанического сада в Париже. Так или иначе, но «фантазии» в его творчестве весьма впечатляют, а примитивизм как направление живописи достигает значительных высот.

artifex.ru

Вы не понимаете Таможенника Руссо?

4634710081_ab2d95f6d3_b.jpg

Животные, которые едят друг друга, обнаженная женщина лежит на бархатном диване в сердце джунглей, сцена сюрреалистической войны, портреты детей как взрослых ... Мир Анри Руссо в настоящее время не так легко понять. Почему джунгли?

Поздно проявившаяся любовь Таможенника к живописи обрекла его на славу, сделала самоучкой и подарила миру примитивизм – это не просто выражение, Руссо – его основатель. Он был как НЛО в еще очень традиционном мире искусства конца девятнадцатого века и «отцом современности» для авангардистов.

                Пикассо, Делоне и Кандинский были большими почитателями художника. И да, он был действительно таможенником.

В 1871 году, прежде чем стать живописцем, Анри Руссо работал  клерком второго класса в таможне Парижа. В то время это была должность чиновника, контролирующего налоговые выплаты за некоторые товары, а писатель Альфред Жарри дал ему прозвище, которое приклеилось к художнику и стало знаменитым.

                                                              Вдохновение. Из тюрьмы в джунгли

В 1863 году Анри Руссо украл деньги у своего работодателя и был приговорен к году и месяцу тюрьмы. Вот там, увлекшись рассказами своих товарищей, приехавших из Мексики, он, по его же словам, нашел вдохновение для своих "Джунглей". Ботанический сад в Париже также будет частью его вдохновения.

                                                                  Путь к живописи 

Сын жестянщика. В молодости служил в армии, где играл на саксофоне; после демобилизации поступил на государственную службу в таможенный департамент Парижа.

Живописью начал заниматься в возрасте около сорока лет, и после ухода на пенсию в 1885 целиком отдался искусству, подрабатывая частными уроками на скрипке.

Знакомые Руссо относились к его занятиям иронически, однако необычные яркие полотна привлекли к себе внимание известных живописцев импрессионизма и Поля Синьяка.

Руссо был приглашен участвовать в выставках Салона Независимых, где собирался цвет авангардно настроенной художественной интеллигенции Парижа.

Профессионалы с Монмартра увлеклись «наивным» миром своего собрата-самоучки, потому что отрицающий академическую традицию примитивизм Руссо, протест против цивилизации, поэтическая достоверность изображений отвечали их потребности радикального обновления палитры, рисунка, мотивов — всего отношения к искусству.

                     Настоящей славы при жизни Руссо не получил, даже «Голодного льва» продал за бесценок.

В марте 1906 года он продал эту картину арт - дилеру Амбруазу Воллару всего за 200 франков. В настоящее время картина принадлежит швейцарскому Фонду Байелера.

                                                     Он был похоронен в общей могиле

Анри Руссо умер в 1910 г от гангрены в ноге, и был похоронен в присутствии только семи друзей в общей могиле на кладбище Банье. Потом, в 1947 году, его перезахоронили по просьбе  родственников, в саду Перрин в Лаваль. Скульптор Константин Бранкузи выгравировал на могиле эпитафию, которую написал Аполлинер. С тех пор о творчестве Руссо написано много книг….

             "Ничто не делает меня счастливее, чем возможность выйти в сельской местности и рисовать то, что я вижу".

DOUANIER ROUSSEAU

РУССО́ (Rousseau) Анри Жюльен Феликс (прозвище Таможенник — Le Douanier) (1844, Лаваль — 1910, Париж), французский художник, самоучка.

tanjand.livejournal.com

«Таможенник» Руссо. Пикассо

«Таможенник» Руссо

В течение нескольких лет «Салон независимых», следуя обычаю представлять всех, кто желал выставить свои картины, выносил на суд публики полотна скромного, небольшого роста человека по имени Анри Руссо, ушедшего в отставку служащего налогового управления, которому Аполлинер впоследствии дал кличку «Таможенник». Руссо не обучался живописи, но уже в 1895 году познакомившийся с ним Жарри восхищенно отзывался о его работах и даже выпустил литографию большой картины Руссо под названием «Война». Кажущаяся наивность в манере этого художника и его необычное восприятие окружающего мира принесли ему популярность среди небольшой группы молодых художников, которых влекло искусство, свободное от академических пут. Его искренность была неподдельной. В своей скромной студии, расположенной далеко от центра, на улочке Перрель, он любил забавлять друзей разговорами и игрой на скрипке. Вплоть до своей смерти в 1910 году он жил в бедности, но это не мешало многим знаменитостям посещать его.

«Осенний салон» 1905 года принял три картины «Таможенника», в том числе крупное полотно, изображающее джунгли. Два года спустя Пикассо обнаружил в магазине Пера Сулье огромный портрет женщины. Из-за покрытых пылью полотен была видна лишь голова. Пикассо было достаточно одного взгляда на работу, чтобы убедиться в совершенстве портрета, написанного в оригинальной манере и твердой рукой уверенного в себе художника. Он спросил у Сулье, нельзя ли приобрести портрет за пять франков, на что владелец магазина ответил: «Конечно. Это работа художника Руссо, но холст в хорошем состоянии, и он может тебе еще пригодиться». Когда Пикассо извлек полотно из кучи других, не представлявших большой ценности картин, он с восхищением обнаружил портрет женщины во весь рост. Она была изображена стоящей перед открытым окном в черном платье с голубым воротником и поясом; сбоку свисала длинная в полоску занавеска; впереди перед столбиками балюстрады раскинулось море цветов. Когда позднее Пикассо показал ее Руссо, старый художник объяснил, что это портрет школьной учительницы-польки, который он написал за два года до того. Занавеска была изображена, чтобы придать картине восточный колорит, а пейзаж представлял одну из сельских местностей под Парижем, которые он хорошо знал.

Так Пикассо случайно обнаружил один из шедевров Руссо. Он бережно хранил это полотно и говорил, что это его самая любимая картина собрата по кисти.

Пикассо глубоко привязался к этому несколько странному, милому человеку. Руссо, который не видел различия между сентиментально-академическими фантазиями Бутеро и совершенно противоположным ему стилем Пикассо, тем не менее признавал гений своего нового друга, свидетельством чего явилась брошенная как-то им знаменитая фраза: «Пикассо, мы с тобой величайшие художники своего времени: ты — древневосточного направления, я — современного».

Пикассо отвечал взаимностью на эту любовь. До конца своих дней он хранил маленький автопортрет Руссо и такой же по величине портрет его жены. Влияние стиля Руссо на работы Пикассо давало о себе знать самым необъяснимым образом и совершенно неожиданно в разные периоды творчества, особенно в полотнах 1936–1938 годов, где изображены рыбаки и дети.

Пикассо всегда ценил оригинальность видения и талант. Именно этими качествами в полной мере обладают портреты, пейзажи и джунгли на картинах Руссо.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Наивное обаяние примитивизма. Анри Руссо

Как и многие гении, опередившие свою эпоху, Анри Руссо не познал при жизни, ни славы, ни богатства. Талантливый художник, проработавший до 41 года обычным клерком в таможенном департаменте Парижа, нашёл в себе силу воли бросить привычный уклад жизни и полностью посвятить себя живописи. Единственное, что поддерживало Руссо в его увлечении – непоколебимая вера в собственный талант, которая позволила ему стать одним из величайших мастеров своей эпохи. Удивительно, но стремление подражать технике прошлого перенесло художника прямо в будущее – его творческая манера станет очень характерной для многих мастеров XX столетия. «Наивное» искусство Руссо, шагая в ногу с импрессионизмом, в скором времени отделилось в совершенно другую школу. Оригинальный стиль живописца, изобилующий элементами фантасмагории, вызывал восхищение у Пабло Пикассо и Робера Делоне, давая самому Руссо при жизни лишь минимальные средства к существованию.

Анри Жюльен Феликс Руссо родился 21 мая 1844 года в небольшом французском городке Лаваль в семье бедного жестянщика. У него было две старшие сестры и младший брат. Семья едва сводила концы с концами. В школе Анри не блистал, хотя в математике и музыке демонстрировал успехи. После поступил в адвокатское бюро. И почти сразу столкнулся с последствиями своего наивного отношения к жизни – в результате подстрекательства украл небольшую сумму из бухгалтерии. Грозила тюрьма, вместо годовой отсидки он выбрал 7 лет военной службы. Ему на тот момент 19. Ратных подвигов на свой счёт Руссо не запишет. Полк его не покидает Францию. Хотя впоследствии он будет поддерживать легенду о том, что побывал во время службы в Мексике, и именно оттуда «корни» его тропических растений.

Фотография А. Руссо в молодости
В 1868 году умер отец Руссо. Анри как единственный кормилец в семье был освобождён от дальнейшей службы. Он устроился судебным приставом и снял жильё в Париже.

В 1869 году Анри женится на Клеманс Буатар. Несмотря на постоянную слабость (Клеманс болела туберкулезом), супруга помогает Анри зарабатывать деньги на жизнь, без устали занимаясь шитьём на заказ. По выходным влюблённые супруги часто гуляют в прекрасных парижских парках.

Карьерный рост Анри явно не светил – коллеги его считали очень странным. А сам он неимоверно страдал от необходимости ходить по жилищам и без того обездоленных людей, накладывая арест на их имущество. Ему ли не знать, каково это, если дом его отца тоже был за долги выставлен на торги? Он уходит с этой должности и в 1871 году устраивается на работу в парижскую таможню Акцизного департамента.

Во время одного из очередных дежурств, мелкий клерк устанавливает мольберт прямо во дворе здания департамента, и начинает рисовать. К большому сожалению, картины, написанные Руссо до 1877 года, не сохранились. Исключение составляет только одна, изображающая батальную сцену на фоне местного пейзажа. В истории живописи Анри Руссо известен также под прозвищем Таможенник.

Счастье Анри и Клеманс было омрачено тем, что их дети умирали один за другим прямо в младенчестве. Из 9 детей любящих супругов выживают лишь двое – дочь Жюли-Клеманс и сын Анри-Анатоль. В 1888 году Клеманс умирает. Дочь Анри отдал на воспитание своему брату, сам остался с сыном. Анри Руссо никогда не забудет свою обожаемую супругу. Ещё при её жизни он посвятит ей вальс собственного сочинения, а после её смерти снова и снова будет создавать её портреты.

Титульный лист и ноты вальса "Клеманс" из книги Д. Валье "Анри Руссо"

К живописи Анри Руссо проявил интерес, будучи уже взрослым человеком. Образования художника у Анри не было, поэтому обучаться азам живописи ему пришлось самому. Общественность узнаёт о таланте художника только в 1886 году, когда он впервые представляет свои картины на «Выставке Независимых». В этом салоне были показаны две первые работы Руссо: «Заход солнца» и «Итальянский танец». В последующие годы появляются и другие работы художника, которые принесли ему известность. У Анри появились друзья из числа критиков, художников и поэтов. Правда, они часто посмеивались над своим простодушным другом и разыгрывали его.

Анри Руссо был чрезвычайно одарён: он играл на скрипке, рисовал портреты на заказ, преподавал живопись на курсах для взрослых. На дверях своей квартиры Анри прибил табличку: «Уроки сольфеджио, игры на скрипке и кларнете. Декламация. Академия рисунка и живописи». Эта «Академия» пользовалась большим успехом.

Плодотворно работая и день ото дня оттачивая своё мастерство, Анри становится полноправным членом круга художников. От других примитивистов* и реалистов его отличает неповторимый стиль работ. Начав писать пейзажи, художник даёт волю своей безграничной фантазии. На его полотнах появляется экзотическая природа, естественные пейзажи преображаются под действием воображения художника.

Руссо старался подражать официальной салонной живописи. При этом художник вольно обращался с перспективой и моделировкой фигур и весьма свободен был в колористике. Такой «простонародный пересказ» академических канонов вызывает двойственный эффект комизма и своеобразной торжественности. Художник тяготеет к чётким контурам, плотно окрашенным объектам, равномерно блестящей поверхности.

Жанры и тематика произведений Руссо различны: виды Франции, пейзажи и портреты (а также изобретённый им жанр «портрет-пейзаж»), семейные торжества, батальные сцены и военные парады. Творчество художника-самородка ценили импрессионисты и представители французского авангарда, в частности Поль Гоген и Пабло Пикассо. Такие картины, как «Сон Ядвиги», где в одном изображении сливаются воображаемая явь и сновидение, сродни творениям сюрреалистов.

В 1890-х годах «продвижением» Руссо занялся писатель Альфред Жарри, который ради «рекламы» акцентировал, а иногда и провоцировал комические ситуации, в которые часто попадал Руссо. Хотя и сам художник умел подшутить над теми, кто готов был посмеяться над ним.

Слова одобрения и дельные советы Руссо приходилось слышать, пожалуй, от одного только своего друга: от Поля Гогена, такого же самоучки и непрактичного мечтателя. Гоген умел вдохновить и поддержать товарища в трудную минуту. Он восхищался картинами Руссо, находил в них необычайное звучание цвета. Дружба двух художников длилась недолго. В поисках первобытного рая Гоген отправился в Полинезию. А Руссо, не покидая мастерской, продолжал свои совершенно фантастические путешествия в манящие тропические джунгли.

Автопортрет «Я сам, портрет-пейзаж» (1890)

Анри Руссо. Автопортрет, 1890. (Национальная галерея, Прага)

В 1890 году Руссо написал свой автопортрет с «академическими пальмами» в петлице, который назвал «Я сам, портрет-пейзаж». Художник изобразил себя во весь рост в самом центре картины. Его фигура, застывшая в раздумье на середине проезжей дороги, рука, сжимающая кисть, пристальный и напряжённый взгляд – всё выражает готовность к работе. Торжественно скромен костюм, скромна, но исполнена достоинства поза. На голове чёрный берет, он подчёркивает принадлежность автора к цеху живописцев.

За спиной Руссо – корабль, нарядно украшенный флагами наций. Это мирный корабль, готовый поднять паруса и устремиться к открытиям новых чудес света и материков, таинственные отражения которых плавают в небесной синеве в виде облаков причудливых очертаний. Да и воздушный шар, заблудившийся в небе, тоже выглядит разведчиком будущего в заоблачных просторах.

Главное действующее лицо этой картины всё-таки не сам художник. Время, властно и неуклонно стремящееся вперёд, движение и дух времени – вот что удалось передать Руссо в этой маленькой картине. Всё здесь говорит о том, что мир сегодня – это мир на пороге грядущего XX века, накануне великих свершений человечества, может быть, грандиозных революций. Искусно и, на первый взгляд, незаметно вплёл художник кружево Эйфелевой башни в абрис корабля, в паутину канатов старинного такелажа. Как раз тогда, в годы её строительства, Эйфелева башня считалась образцом уродства у большинства парижской публики. А вот Руссо воспел её и поднял высоко над крышами и трубами старого Парижа.

В руках художник держит кисть и палитру, где написаны два имени – Клеманс и Жозефина. Имени Жозефины на картине не было во время первого показа. Руссо приписал его в год свадьбы. Это не единственная правка картины после 1890 года. Художник фиксировал на «Портрете-пейзаже» изменения, которые происходили с ним с годами. Так, когда в 1901 году он стал преподавателем Фило-технической школы, на лацкане пиджака на картине появился соответствующий значок. Со временем Руссо добавлял к автопортрету всё больше седины.

Анри Руссо."Нападение в джунглях", 1891 (Национальная галерея, Лондон)

В 1891 году появилось первое экзотическое полотно Руссо «Буря в джунглях» ("Нападение в джунглях"). В это же время он написал, скорее всего, пользуясь гравюрой, портрет писателя Пьера Лоти. Этот портрет позже приобрели для «музея уродств».

В 1893 году по выслуге лет Анри Руссо вышел на пенсию. В 50 лет художник с сыном переезжает на Монпарнас, тогда ещё только набирающий славу излюбленного места художественного авангарда. Руссо влюбляется в свою новую соседку Жозефину. Она замужем и поначалу остаётся холодна к его признаниям. Вскоре умер её муж, а через некоторое время скончался сын Руссо. Эта трагедия смягчила сердце Жозефины, и в 1899 году она согласилась стать женой художника. Жозефина работает в канцелярском магазине и продаёт там, в том числе картины мужа. Сам Руссо даёт уроки, рисует, а по выходным устраивает бесплатные обучающие классы для всех желающих.

Анри Руссо в своей мастерской. Фотография
В 1903 году Руссо снова становится вдовцом. Художник много работает. Картины по прежнему яркие, живые и романтичные. Используя множество оттенков для передачи одной маленькой детали, он воссоздаёт на своих полотнах атмосферу приятного сновидения. В кругу друзей и знакомых художника были такие известные люди того времени как Морис Рейналь, Пабло Пикассо, Макс Жакоб, Вламинк, Гийом Апполинер, Андре Сальмон и Макс Вебер.

В 1904 году появилось экзотическое полотно Руссо – «Нападение тигра на разведчиков», а в 1905-м – «Проголодавшийся лев», которого сопровождало пояснение: «Проголодавшийся лев набрасывается на антилопу и пожирает её; пантера с нетерпением ждёт, когда и ей перепадет лакомый кусочек. Стервятники вырвали кусок плоти из несчастного животного, проливающего слезы! Солнце заходит». Руссо стал популярен. Его наивное творчество начали противопоставлять набиравшему силу холодному, отстранённому интеллектуализму.

В 1908 году Руссо представляет на «Выставке Независимых» 4 своих работы, одна из которых – «Игроки в футбол». В творчестве последних лет жизни живописец обращается к идее передачи движения.

«Вид моста Севр и холмов Кламара, Сен-Клу и Бельвю» (1908).

А. Руссо. "Вид моста Севр и холмов Кламара, Сен-Клу и Бельвю"

На картине изображена конкретная местность Парижа. Художник не работал на пленэре, а писал пейзаж по фотографии. Однако при подготовке к работе Руссо сделал несколько эскизов с натуры. Композиция строго упорядочена: в центре – невозмутимая речная гладь, вверху – такое же невозмутимое небо. Слева и справа – словно поддерживающие колонны – купы деревьев. На заднем плане: мост с арочными пролётами, холмы и упрощённо, словно рукой ребёнка, изображённые дома. В небе неподвижно зависли три летательных аппарата. Их изображения как бы иллюстрируют достижения воздухоплавания: аэроплан, воздушный шар и дирижабль. Предметы обрисованы чётко – как будто преподнесены на ладони. Пейзаж исполнен наивной важности. В детской свежести и простоте восприятия кроется какая-то загадка. Недаром писатель Жан Кокто отметил, что герои полотен Руссо обитают не на земле, а как бы в зеркалах.

«Муза, вдохновляющая поэта» (1909).

Этот безусловный шедевр художника-примитивиста должен был изображать французского поэта Гийома Аполлинера и его подругу Мари Лорансен. Рассказывают, что Аполлинер и Мари позировали Руссо, причём художник при помощи портняжного сантиметра измерял лоб, нос, расстояние между глазами и так далее. Однако на картине персонажи предстали совершенно неузнаваемыми. Хрупкая и стройная в жизни Мари на картине является нам подобной мощному изваянию, чья монументальность подчёркивается ниспадающим складками одеянием.

Анрри Руссо. "Муза, вдохновляющая поэта", 1909 (Художественный музей, Базель)

Аполлинер – человек в действительности высокий – изображён маленьким и плотным. Застывшие фигуры вмонтированы в пейзаж, как на снимке провинциального фотографа. Это придаёт им некое комическое величие. Аполлинер обряжен в парадный костюм, в руках у него – белоснежное гусиное перо и свиток: атрибуты поэтического искусства. Корпулентная Муза в античном одеянии вздымает вверх руку в благословляющем жесте. Пропорции фигур нарушены: у Музы слишком большая голова и просто огромная рука. Это отсылает нас к народному искусству – лубку**.

Анрри Руссо. "Муза, вдохновляющая поэта", 1909 (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва)
Деревья на заднем плане представляют собой подобие тщательно выписанной экзотической арки. На переднем плане цветы – левкои – образуют преграду между зрителем и изображением. Левкои не растут естественно из земли, похоже, что их туда воткнули для декоративного эффекта. Эта цветочная рамка-рампа создаёт эффект театральности: Поэт и его Муза словно выступают на некой сцене. Они обособленны и торжественны. Такие работы сам Руссо называл «портрет-пейзаж».

«Нападение ягуара на лошадь» (1910).

В 1910 году Руссо пишет картину «Нападение ягуара на лошадь», купленную впоследствии меценатом Амбруазом Волларом. Всяческая экзотика, тропическая растительность, хищные звери чрезвычайно привлекали Руссо. В Париже он часто посещал Ботанический сад и Зоологический музей, рассматривал географические атласы, открытки, марки. В результате этих наблюдений фантазия художника создаёт необычайный пейзаж. Не существующие в природе яркие цветы, невообразимое сплетение ветвей, огромные листья. Животные на фоне этой буйной растительности оказываются неправдоподобно, даже трогательно, маленькими. Их смертельная схватка напоминает скорее объятие. Морда лошади не искажена болью, художник придал ей наивное, слегка удивлённое выражение. Передние конечности белой лошадки напоминают танцующие женские ножки. Несмотря на пугающее название, картина проникнута удивительно мирным настроением.

Анри Руссо "Нападение ягуара на лошадь" (1910)

Сам художник гордился работой. «Двадцать два зелёных оттенка!» – гордо сообщил живописец известному итальянскому критику Арджендо Соффиччи, пришедшему к нему посмотреть на новую работу. Соффиччи был потрясён живописной манерой Руссо. После прорисовки карандашом всех контуров экзотических растений, художник наносил различные оттенки зелёного цвета отдельными мазками, по нескольку раз прописывая каждый фрагмент, и тщательно очищал палитру при каждой смене цвета.

«Сон» (1910)

В 1910 году Анри Руссо создаёт свой величайший шедевр – полотно «Сон», выставленное им в том же году на 26-м Салоне Независимых. Все его друзья и коллеги единогласно утверждают, что произведение достойно самых наилучших отзывов. Поэт Гийом Аполлинер пишет о ней в одной из своих статей: «Я думаю, что в этом году никто не осмелится смеяться. Вы можете спросить у художников – все единогласны, все их восхищает, даже эта софа в стиле Людовика – Филиппа, затерянная в девственном лесу. И они правы».

Анри Руссо "Сон", 1910 (Музей современного искусства, Нью-Йорк)

Руссо снабжает работу следующими комментариями: «Ядвиге снится волшебный сон. Она спокойно уснула под звуки флейты неизвестного соблазнителя. Когда месяц отбрасывает свет на цветы и зелёные деревья, звери, и даже хищники, замирают, прислушиваясь к чудесным звукам музыки».

Картина «Сон», ставшая одной из последних произведений Руссо, считается завещанием художника. Переплетаясь, растения создают на холсте иллюзию пространства, чему вторит и всё цветовое решение картины. Ощущение глубины подчёркнуто переливающимися оттенками зелени. Мартышки резвятся в ветвях причудливой формы, где повсюду виднеются яркие экзотические птицы, а внизу, под ними, в траве рыщут хищники. Лишь чернокожий музыкант стоит в густой траве и играет на своей флейте, будто не замечая ничего вокруг. И персонажи, и растения вырваны из реального пространства, характерной формы и своего подлинного состояния, однако все они выписаны настолько тщательно, что выглядят невероятно правдоподобными. Словно предчувствуя свою кончину, Анри Руссо оставляет нам в наследство изображение подлинного рая. Своим «Сном» художник осветил грядущему поколению дорогу в сюрреалистическое искусство, опередив своё время.

Поранив ногу, Руссо не предаёт этому особого значения. Начинается гангрена, в результате которой художник умирает 2 сентября 1910 года в больнице Неккера (Париж) в возрасте 66 лет.

Творчество Руссо несёт людям свет и радость, оно учит нас искусству мечтать. Работы этого замечательного мастера собраны ныне в известнейших и крупнейших музеях мира. Художник не имел учеников, но его последователей сейчас принято называть «примитивистами». Уже после смерти Руссо Гийом Аполлинер посвятил гениальному художнику-самоучке небольшую поэму:

Два вестника из рая,

Птенец и херувим,

Склоняются над ним,

Хвалу провозглашая.

Он – душа простая.

Не сродни ли им –

Сам птенец из рая,

Божий херувим.

Читайте также:

ПРИМЕЧАНИЕ

* Примитиви́зм – стиль живописи, зародившийся в XIX веке, вмещавший в себя обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времён.

По мнению некоторых искусствоведов, понятие наивного искусства не подпадает под определение «примитивизм», так как первое означает живопись непрофессионалов, второе – стилизованную живопись профессионалов.

** Лубо́к – вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Валье, Д. Анри Руссо [Текст] / Д. Валье. – М. : Слово, 1995. – 95 с. – (Картинная галерея).

stavropollibblind.blogspot.com

Таможенник Руссо - Мир искусства

Животные, которые едят друг друга, обнаженная женщина лежит на бархатном диване в сердце джунглей, сцена сюрреалистической войны, портреты детей как взрослых ... Мир Анри Руссо в настоящее время не так легко понять. Почему джунгли?

Поздно проявившаяся любовь Таможенника к живописи обрекла его на славу, сделала самоучкой и подарила миру примитивизм – это не просто выражение, Руссо – его основатель. Он был как НЛО в еще очень традиционном мире искусства конца девятнадцатого века и «отцом современности» для авангардистов.

Пикассо, Делоне и Кандинский были большими почитателями художника. И да, он был действительно таможенником.

В 1871 году, прежде чем стать живописцем, Анри Руссо работал  клерком второго класса в таможне Парижа. В то время это была должность чиновника, контролирующего налоговые выплаты за некоторые товары, а писатель Альфред Жарри дал ему прозвище, которое приклеилось к художнику и стало знаменитым.

Вдохновение. Из тюрьмы в джунгли

В 1863 году Анри Руссо украл деньги у своего работодателя и был приговорен к году и месяцу тюрьмы. Вот там, увлекшись рассказами своих товарищей, возвращающихся из Мексики, он, по его же словам, нашел вдохновение для своих "Джунглей". Ботанический сад в Париже также будет частью его вдохновения.

Путь к живописи

Сын жестянщика. В молодости служил в армии, где играл на саксофоне; после демобилизации поступил на государственную службу в таможенный департамент Парижа.

Живописью начал заниматься в возрасте около сорока лет, и после ухода на пенсию в 1885 целиком отдался искусству, подрабатывая частными уроками на скрипке.

Знакомые Руссо относились к его занятиям иронически, однако необычные яркие полотна привлекли к себе внимание известных живописцев импрессионизма и Поля Синьяка.

Руссо был приглашен участвовать в выставках Салона Независимых, где собирался цвет авангардно настроенной художественной интеллигенции Парижа.

Профессионалы с Монмартра увлеклись «наивным» миром своего собрата-самоучки, потому что отрицающий академическую традицию примитивизм Руссо, протест против цивилизации, поэтическая достоверность изображений отвечали их потребности радикального обновления палитры, рисунка, мотивов — всего отношения к искусству.

Настоящей славы при жизни Руссо не получил, даже «Голодного льва» продал за бесценок.

В марте 1906 года он продал эту картину арт - дилеру Амбруазу Воллару всего за 200 франков. В настоящее время картина принадлежит швейцарскому Фонду Байелера.

Он был похоронен в общей могиле.

Анри Руссо умер в 1910 г от гангрены в ноге, и был похоронен в присутствии только семи друзей в общей могиле на кладбище Банье. Потом, в 1947 году, его перезахоронили по просьбе  родственников, в саду Перрин в Лаваль. Скульптор Константин Бранкузи выгравировал на могиле эпитафию, которую написал Аполлинер. С тех пор о творчестве Руссо написано много книг….

Ничто не делает меня счастливее, чем возможность выйти в сельской местности и рисовать то, что я вижу".

РУССО́ (Rousseau) Анри Жюльен Феликс (прозвище Таможенник — Le Douanier) (1844, Лаваль — 1910, Париж), французский художник, самоучка.

Подробнее мой пост о Руссо.

v-shabunina.livejournal.com

Таможенник Руссо: vakin

Животные, которые едят друг друга, обнаженная женщина лежит на бархатном диване в сердце джунглей, сцена сюрреалистической войны, портреты детей как взрослых ... Мир Анри Руссо в настоящее время не так легко понять. Почему джунгли?

Поздно проявившаяся любовь Таможенника к живописи обрекла его на славу, сделала самоучкой и подарила миру примитивизм – это не просто выражение, Руссо – его основатель. Он был как НЛО в еще очень традиционном мире искусства конца девятнадцатого века и «отцом современности» для авангардистов.

Пикассо, Делоне и Кандинский были большими почитателями художника. И да, он был действительно таможенником.

В 1871 году, прежде чем стать живописцем, Анри Руссо работал  клерком второго класса в таможне Парижа. В то время это была должность чиновника, контролирующего налоговые выплаты за некоторые товары, а писатель Альфред Жарри дал ему прозвище, которое приклеилось к художнику и стало знаменитым.

Вдохновение. Из тюрьмы в джунгли

В 1863 году Анри Руссо украл деньги у своего работодателя и был приговорен к году и месяцу тюрьмы. Вот там, увлекшись рассказами своих товарищей, возвращающихся из Мексики, он, по его же словам, нашел вдохновение для своих "Джунглей". Ботанический сад в Париже также будет частью его вдохновения.

Путь к живописи

Сын жестянщика. В молодости служил в армии, где играл на саксофоне; после демобилизации поступил на государственную службу в таможенный департамент Парижа.

Живописью начал заниматься в возрасте около сорока лет, и после ухода на пенсию в 1885 целиком отдался искусству, подрабатывая частными уроками на скрипке.

Знакомые Руссо относились к его занятиям иронически, однако необычные яркие полотна привлекли к себе внимание известных живописцев импрессионизма и Поля Синьяка.

Руссо был приглашен участвовать в выставках Салона Независимых, где собирался цвет авангардно настроенной художественной интеллигенции Парижа.

Профессионалы с Монмартра увлеклись «наивным» миром своего собрата-самоучки, потому что отрицающий академическую традицию примитивизм Руссо, протест против цивилизации, поэтическая достоверность изображений отвечали их потребности радикального обновления палитры, рисунка, мотивов — всего отношения к искусству.

Настоящей славы при жизни Руссо не получил, даже «Голодного льва» продал за бесценок.

В марте 1906 года он продал эту картину арт - дилеру Амбруазу Воллару всего за 200 франков. В настоящее время картина принадлежит швейцарскому Фонду Байелера.

Он был похоронен в общей могиле.

Анри Руссо умер в 1910 г от гангрены в ноге, и был похоронен в присутствии только семи друзей в общей могиле на кладбище Банье. Потом, в 1947 году, его перезахоронили по просьбе  родственников, в саду Перрин в Лаваль. Скульптор Константин Бранкузи выгравировал на могиле эпитафию, которую написал Аполлинер. С тех пор о творчестве Руссо написано много книг….

Ничто не делает меня счастливее, чем возможность выйти в сельской местности и рисовать то, что я вижу".

РУССО́ (Rousseau) Анри Жюльен Феликс (прозвище Таможенник — Le Douanier) (1844, Лаваль — 1910, Париж), французский художник, самоучка.

Подробнее мой пост о Руссо.

vakin.livejournal.com

РУССО Анри (Таможенник) - это... Что такое РУССО Анри (Таможенник)?

РУССО́ (Rousseau) (прозвище Таможенник — Le Douanier) Анри (1844—1910), французский живописец. Самоучка. Представитель примитивизма (см. ПРИМИТИВИЗМ) . Фантастические пейзажи, жанровые сцены, портреты отличаются наивностью мировосприятия. * * * РУССО́ (Rousseau) Анри Жюльен Феликс (прозвище Таможенник — Le Douanier) (1844, Лаваль — 1910, Париж), французский художник, самоучка. Путь к живописи Сын жестянщика. В молодости служил в армии, где играл на саксофоне; после демобилизации поступил на государственную службу в таможенный департамент Парижа (откуда позднее возникло его прозвище — Таможенник). Живописью начал заниматься в возрасте около сорока лет, и после ухода на пенсию в 1885 целиком отдался искусству, подрабатывая частными уроками на скрипке. Знакомые Руссо относились к его занятиям иронически, однако необычные яркие полотна привлекли к себе внимание известных живописцев импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) — Камиля Писсарро (см. ПИССАРРО Камиль) и Поля Синьяка. (см. СИНЬЯК Поль) Руссо был приглашен участвовать в выставках Салона Независимых, где собирался цвет авангардно настроенной художественной интеллигенции Парижа. Профессионалы с Монмартра (см. МОНМАРТР) увлеклись «наивным» миром своего собрата-самоучки, потому что отрицающий академическую традицию примитивизм (см. ПРИМИТИВИЗМ) Руссо, протест против цивилизации, поэтическая достоверность изображений отвечали их потребности радикального обновления палитры, рисунка, мотивов — всего отношения к искусству. В 1890-е годы Руссо сдружился с ведущими поэтами и художниками новой эпохи — Гийомом Аполлинером (см. АПОЛЛИНЕР Гийом), Пабло Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), Жоржем Браком (см. БРАК Жорж), Фернаном Леже (см. ЛЕЖЕ Фернан). Самобытность живописи Руссо Не получивший профессионального образования, Руссо обладал прирожденным чувством формы, цвета, свежестью восприятия мира. Художник признавался, что, когда он пишет свои картины, ему кажется, что кто-то другой водит его рукой. В самобытной живописи Руссо поражают соединение реалистической детали с необычностью темы. Преображая реальность своей наивной фантазией, Руссо вдохновлялся банальной эстетикой открыток и ярмарочных вывесок. Впечатления от ботанического сада преображаются на его полотнах до неузнаваемости: загадочные персонажи, обитающие на его полотнах среди львов и диковинных растений («Сон Ядвиги» 1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Нападение ягуара на лошадь», 1910, ГМИИ им. А. С. Пушкина), переносят нас из города в сказочные джунгли. Помимо аллегорических пейзажей, Руссо пишет виды Парижа, военные сцены («Артиллеристы», 1895, Музей С. Гугенхейма, Нью-Йорк), портреты («Автопортрет с палитрой», 1889—1890, Национальная галерея, Прага), а том числе детские («Портрет ребенка с полишинелем», 1903, Художественное общество, Винтертур). Люди на его выразительных полотнах — статичные, как восточные иерархи, и при этом очень живые, часто написаны с фотографий. Стремление отразить жизнь в ее предельной достоверности соединяется с причудливыми видениями и поэтизацией действительности. Тщательно выписанные детали укрупняют мир, словно под лупой, и расположены нелогично, как во сне. Сочная палитра, открытый цвет, лаконичный рисунок Руссо под стать его буйно цветущему миру — картины искрятся жизнерадостной непосредственностью гениального живописца, свободного от догм стиля и академической выучки. Патриарх «наивного искусства» Разносторонне одаренный, Анри Руссо занимался музыкой и литературным творчеством. Одна из его коротких пьес названа «Месть русской сироты». Однако только в живописи его талант достиг наивысших высот. Художник умер одиноким, от пневмонии. Поэтическую эпитафию на его надгробии написал Гийом Аполлинер, а высек Константин Бранкузи (см. БРАНКУЗИ Константин). В 1911 знаменитый французский критик Вильгельм Уде написал о нем первую монографию и устроил ретроспективную выставку в Париже. С тех пор о художнике написано множество книг, а его работы украшают лучшие музеи мира. Позднее во Франции 1920-х годов появились и другие талантливые самоучки — их назвали художниками «Святого сердца» или «семи воскресений в неделю». Таможенника Руссо по праву считают не только патриархом «наивных», но и мастером, во многом определившим судьбы искусства 20 века. Его фантастические пейзажи предвосхитили фовизм (см. ФОВИЗМ), кубизм (см. КУБИЗМ) и сюрреализм (см. СЮРРЕАЛИЗМ).

dic.academic.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта