Рушиц Фердинанд (Эмануил) Эдуардович [1870—1936]. Рущиц фердинанд картины


10 самых дорогих картин художника

10 декабря исполняется 145 лет со дня рождения Фердинанда Рущица. Художник родился под Ошмянами (ныне Воложинский район Минской области) в 1870 году и с 1900 года работал в Кракове и Вильне, но умер в родовом имении в Богданово. Самый плодотворный творческий период художника был на территории Беларуси. TUT.BY составил рейтинг самых дорогих картин художника с белорусскими корнями, из которых только три находятся на территории Беларуси.

1. Самая дорогая среди проданных на аукционе на данный момент картин художника — «Зимняя мельница». Ее купили за 44 тысячи долларов на аукционе Agra-Art в Варшаве в 2006 году.

Фото с сайта commons.wikimedia.org
Зимняя мельница. Фото с сайта commons.wikimedia.org

2. Работа «Крыша и облако» была продана за 42 тысячи долларов на том же аукционе в 2012 году.

Фото с сайта agra-auctions.comФото с сайта agra-auctions.com

3. За 28 тысяч долларов был куплен пейзаж с облаком — эскиз к картине «Земля» на аукционе Agra-Art в 1996 году.

Фото с сайта agra-auctions.comФото с сайта agra-auctions.com

4. За 26 тысяч долларов в 2009 году на польском аукционе Desa Unicum купили картину «Крыши виленских костелов».

Фото с сайта desa.pl
Фото с сайта desa. pl

5. Работа «Скала в море» была куплена за 15 тысяч долларов на аукционе Polswiss Art в 2012 году.

Фото с сайта wikiart.org/Фото с сайта wikiart.org/

6. В 2014 году за 15 124 доллара на аукционе Agra-Art была куплена картина «Ворсянка на берегу моря».

Фото с сайта agra-auctions.comФото с сайта agra-auctions.com

7. В 2009 году на аукционе Desa Uniceum за 15 114 долларов купили картину «Деревянная лодка». Годом ранее эту картину приобрели на аукционе Christie’s в Лондоне за 17 840 долларов.

Фото с сайта christies.com
Фото с сайта christies.com

8. В 2004 году за 14 645 долларов на польском аукционе Rempex купили картину «Берег».

9. В 2013 году за 12 тысяч долларов был куплен «Пейзаж с облаками» на аукционе Agra-Art.

Фото с сайта agraart.plФото с сайта agraart. pl

10. В 1997 году на том же аукционе была куплена картина «Морской берег» за 11 973 доллара.

Фото с сайта agra-auctions.com
Фото с сайта agra-auctions.comФото с сайта be.wikipedia.orgФото с сайта be.wikipedia.org

Фердинанд Рущиц окончил Минскую гимназию, а потом обучался живописи у Ивана Шишкина и Архипа Куинджи в императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. В 1897 году молодой Рущиц дебютировал на выставке дипломных работ.

Его картину «Весна» с этой выставки купил в коллекцию Павел Третьяков (в 1994 году эта картина была куплена на польском аукционе Agra-Art почти за 5 тысяч долларов. — Прим. TUT.BY). А другой коллекционер Савва Морозов приобрел его картину «Зимняя мельница» (самая дорогая на данный момент картина Рущица, купленная на аукционе. — Прим. TUT.BY). Вырученные деньги позволили художнику отправиться в путешествие по Европе.

После окончания академии Рущиц вернулся в родовое поместье, и на этот период приходится расцвет его творчества. Единственная картина Рущица, которая находится в собрании Национального художественного музея в Минске, — «У костела. Воскресный день» была написана в Богданове, как и много других его произведений.

Рущиц прославился и как оформитель спектаклей, книжный график и иллюстратор журналов. Он делал эскизы медалей, штандартов, театральных костюмов и афиш. Он играл огромную роль в культурной жизни Вильни 1910−20-х годов. Он также был председателем комиссии по охране памятников древностей, ездил по Беларуси и делал зарисовки старинных замков и их руин.

В 1904—1907 Рущиц преподавал живопись в Училище изящных искусств в Кракове, с 1907 по 1908 год он был профессором краковской Академии искусств. В 1918—1919 гг. руководил созданием художественного факультета Университета Стефана Батория в Вильне и был его первым деканом. В 1921 стал организатором первой официальной выставки польских художников в Гран-Пале в Париже. В связи с этим был награжден французским орденом Почетного легиона.

Умер Фердинанд Рущиц 30 октября 1936 года в Богданове, похоронен на местном кладбище.

В Беларуси на данный момент находится три картины Рущица. Одна — в собрании Национального художественного музея, и две — в корпоративной коллекции Белгазпромбанка: «Сарай и прясло для сена» и «Пейзаж. Вилия».

Фото: из коллекции Белгазпромбанка«Сарай и прясло для сена». Фото: из коллекции БелгазпромбанкаФердинанд Рущиц «Пейзаж. Вилия». Картон, масло. 57,5×46 см. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка
Фердинанд Рущиц «Пейзаж. Вилия». Картон, масло. 57,5×46 см. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Летом 2015 года в костеле в деревне Вишнево Воложинского района нашли тайник, в котором среди архивных документов и метрических книг сохранилось три рисунка алтарей. По предположению научного руководителя реставрации костела, белорусского художника Алеся Пушкина, их автором может быть Фердинанд Рущиц.

Читайте также:

В Беларусь вернули редкий пейзаж кисти Станислава Жуковского и картину Фердинанда Рущица

В Беларусь вернулись картины Горавского, Рущица и Бобровского

news.tut.by

Рущиц Фердинанд

Рущиц Фердинанд Эммануил (1870, имение Богданово Ошмянского уезда, ныне Воложинский р-н Минской обл. — 1936, там же)

Живописец, график, сценограф.

Выдающийся белорусский живописец-пейзажист Фердинанд Рущиц родился 10 декабря 1870 года в небогатой шляхетской семье в имении Богданово Ошмянского уезда Виленской губернии (сейчас – Воложинский район Минской области). Детство и юность Фердинанда Рущица прошли в Минске, где подолгу жила семья: отец будущего художника, Эдуард Рущиц, уволившись из армии в чине капитана, служил чиновником на Либаво-Роменской железной дороге, одной из ключевых точек которой был Минск. В минской гимназии Фердинанд Рущиц получил среднее классическое образование; у минского художника Кузьмы Ермакова он брал свои первые уроки живописи.

Следуя советам родителей, в 1890 году Рущиц поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета, но вскоре подал прошение и в Императорскую Академию художеств о зачислении его вольнослушателем на отделение живописи. Спустя два года он окончательно определился в выборе профессии, ушёл из университета, чтобы полностью посвятить себя искусству. В 1892–1897 годах Фердинанд Рущиц учился в Академии художеств под руководством прославленных мастеров русской пейзажной живописи, художников-передвижников, Ивана Шишкина и Архипа Куинджи. Важным моментом в формировании Рущица-живописца было общение с товарищами по мастерской Куинджи – Аркадием Рыловым, Константином Богаевским, Вильгельмом Пурвитисом. В целом следуя традициям реалистической живописи, молодые художники увлечённо изучали современное европейское искусство: французский импрессионизм, немецкий символизм, модерн.

В 1897 году дипломную картину Фердинанда Рущица «Весна», показанную на выставке в Академии художеств, купил для своего собрания Павел Третьяков. В 1898 году пейзаж художника «Мельница на заходе солнца» приобрёл Савва Морозов. Полученные деньги позволили художнику отправиться в путешествие по странам Западной Европы, – он посетил Германию, Австрию, Францию, Бельгию, Швейцарию, Италию.

По завершении поездки в 1898 году Рущиц возвратился в родовое имение Богданово, где в течение следующего десятилетия были написаны самые лучшие живописные произведения художника, счёт которым открыла «Земля» (1898), ставшая своеобразной визитной карточкой Рущица. Источником вдохновения художника при создании большинства его пейзажей («Мельница» (1898), «Крево» (1899), «Последний снег» (1899), «У берегов Вилейки» (1900), «Старые яблони» (1900), «Пустошь» (1901), «Облако» (1902), «Старый дом» (1903), «Весна» (1907), «Гнездо» (1908) и других) являлся реальный ландшафт Богданова и его окрестностей.

В 1899 году Рущиц показал «Землю» сначала на выставке в Академии художеств в Санкт-Петербурге, а потом в Варшаве в выставочном салоне «Захэнта», имя художника, ранее не известное польским зрителям, оказалось в центре внимания польской прессы. В 1900 году Фердинанд Рущиц вступил в краковское Общество польских художников «Sztuka» (искусство), в выставках которого принимал участие вплоть до 1913 года.

Значительные творческие успехи Рущица связаны с его участием в выставках Академии художеств (1898–1900) и журнала «Мир искусства» (1899, 1901, 1902). Критические обзоры выставок демонстрируют, что в глазах таких разных по своим взглядам и предпочтениям специалистов, как Владимир Стасов, Александр Бенуа, Сергей Дягилев, Рущиц неизменно оказывался среди ведущих представителей «нового русского пейзажа».

Однако всё чаще художник размышлял о прошлом и настоящем белорусских, литовских, польских земель. В своём дневнике он пишет: «Я испытал себя, я долго смотрел на то, что было наше, и наконец, полюбил наше прошлое, наше отечество. Ощутил себя его сыном и испытываю по отношению к нему чувство долга». У Рущица сформировалась чёткая программа деятельности, в которую вошли планы реорганизации художественной жизни Польши, он мечтал о международном признании польского искусства, его популяризации, заграничных выставках.

Рущиц-художник ушёл в тень Рущица-общественного деятеля и патриота-педагога, считающего своей обязанностью принять участие в формировании национальных художественных кадров. В 1904–1907 годах он преподавал во вновь открытой Варшавской школе изящных искусств, в 1907–1908 годах – занимал место профессора в Академии изящных искусств в Кракове.

В 1908 году Рущиц перебрался в Вильно, попеременно живя то в городе, то в Богданово. Он продолжал много писать, однако творческие интересы художника всё больше смещались в сторону декоративно-прикладного искусства, книжной иллюстрации и графического дизайна, сценографии.

Сотрудничая с Польскими театрами в Вильно и Варшаве, с Польским обществом поддержки польской сцены, Рущиц создал декорации к драмам Юлиуша Словацкого («Лилла Венеда», 1909; «Балладина», 1914), Эдмона Роста́на («Орленок», 1912), Зы́гмунта Красиньского (пролог к «Небожественной комедии», 1913), Адама Мицкевича (эпилог к «Пану Тадеушу», 1913), Станислава Выспяньского («Варшавянка», 1913; «Ноябрьская ночь», 1930), другим.

Культурную жизнь Вильно 1910–1920-х годов невозможно представить без личности Фердинанда Рущица. В 1918–1919 годах он принимал самое активное участие в возобновлении деятельности Виленского университета – Университета Стефана Батория – и открытии в нём отделения изящных искусств, стал первым деканом отделения и до 1934 года преподавал здесь. В 1921 году организовал первую выставку польских художников в Париже, в Гран-Пале. В 1920–1930-е годы возглавлял Комиссию по охране памятников древности, много ездил по Беларуси и Литве, делая зарисовки старинных замков и усадеб.

Рущиц участвовол в каждом значимом культурно-просветительском проекте Вильно, например, в проведении «Казю́к» – ежегодного праздника в честь небесного покровителя Великого княжества Литовского святого Казимира, с ярмарками народных ремесленных изделий и карнавальными шествиями. Считается, что составление знаменитых «виленских верб» – декоративных композиций из весенних веточек вербы, сухих цветов, цветных ленточек, которые являются одним из символов праздника, поднялось на уровень настоящего искусства благодаря патронажу художника.

30 октября 1936 года Фердинанда Рущица не стало. Похоронили его на кладбище в Богданово.

Произведения Фердинанда Рущица представлены в государственных и частных собраниях Польши, Литвы, России, других стран. Одно полотно мастера находится в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь, четыре произведения, относящиеся к разным периодам творчества художника, – в корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».

artbelarus.by

Рушиц Фердинанд (Эмануил) Эдуардович - Биография :: Артпоиск

Русский, белорусский художник с польскими корнями. Живописец, график и сценограф. Активный деятель Союза русских художников.  Ученик И.И. Шишкина Шишкин Иван Иванович Шишкин Иван Иванович [1832—1898] Великий русский художник. Родился 13 января 1831 года. Мастер пейзажной живописи и рисунка. Гравер. Академик. Учредитель  Товарищества передвижных художественных выставок. Руководил в Академии художеств пейзажной мастерской. Оказал огромное влияние... и А.И. Куинджи Куинджи Архип Иванович Куинджи Архип Иванович [1842—1910] Русский живописец-пейзажист. Учился в Общих художественных мастерских в Феодосии (1865-1866) у И.К. Айвазовского, в Императорской Академии художеств (1868-1872). С 1892 — профессор, с 1893 —  действительный член Академии художеств. Участник..., Фердинанд Рушиц Рушиц Фердинанд (Эмануил) Эдуардович Рушиц Фердинанд (Эмануил) Эдуардович [1870—1936] Русский, белорусский художник с польскими корнями. Живописец, график и сценограф. Активный деятель Союза русских художников. Профессор Академии изящных искусств в Кракове. Кавалер ордена Почетного легиона.... умел тонко чувствовать и передавать саму пульсацию природы. Она, природа, была для него способом рассказать о драматических переживаниях простых людей. Он отлично знал традиции белорусского, русского, польского, французского искусства, некоторое время был увлечен модерном. Однако всегда стремился оставаться самим собой, и в этом ему помогала связь с родной землей, которую он не просто знал, а чувствовал.

 Фердинанд Эдуардович Рушиц Рушиц Фердинанд (Эмануил) Эдуардович Рушиц Фердинанд (Эмануил) Эдуардович [1870—1936] Русский, белорусский художник с польскими корнями. Живописец, график и сценограф. Активный деятель Союза русских художников. Профессор Академии изящных искусств в Кракове. Кавалер ордена Почетного легиона.... родился 10 декабря 1870 года в Богдановке Ашмянского повета Виленской губернии в семье обедневшего шляхтича. Род Рушицей происходил из белорусской православной шляхты, которая в свое время перешла в католицизм. Детство и юность Фердинанда прошло в Минске, где он окончил гимназию и начал заниматься у выпускника Петербургской академии художеств художника К. Ермакова. Отец в это время работал на Либаво-Роменской железной дороге.

Приехав в Петербург, Рушиц поступил на юридический факультет университета и только в 1891 году подал прошение в Петербургскую академию художеств с просьбой зачислить его вольнослушателем по отделу живописи. Ему посчастливилось учиться у И. Шишкина, а потом у А.И. Куинджи Куинджи Архип Иванович Куинджи Архип Иванович [1842—1910] Русский живописец-пейзажист. Учился в Общих художественных мастерских в Феодосии (1865-1866) у И.К. Айвазовского, в Императорской Академии художеств (1868-1872). С 1892 — профессор, с 1893 —  действительный член Академии художеств. Участник....

   В своем дневнике Ф. Рущиц писал: «Я показал свои этюды Куинджи. Наверное, он знал, что я ученик Шишкина, во всяком случае, судил он их далеко строже, чем работы других учеников».

   В Академии Фердинанд Рушиц подружился с А.А. Рыловым Рылов Аркадий Александрович Рылов Аркадий Александрович [1870—1939] Советский живописец и график. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Жил и работал в Петербурге (Ленинграде). Участник объединений: "Мир искусства" (1901-11), "Община художников" (1920), АХРР (1925-26), пред. "Общества им.... и другими учениками, которые исповедовали реализм, обогащенный опытом французских импрессионистов.

   Еще во время учебы Рушица как колориста очень высоко оценил И. Репин Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,.... После окончания в 1897 году Академии он долгое время жил в усадьбе Богданово, изредка путешествуя по Белоруссии и России.

   В это время Рущиц создал своеобразную эпическую сагу о судьбе простых людей. Первым в этой серии можно считать полотно « 15460: Земля » (1898), вторым — «У костела» (1899), где крестьяне, будто вырастающие из той самой земли, несут в храм свои горести и беды. В 1901 году появилось еще одно полотно — «В светРушиц Ф. Э. В светВ свет. 1901Холст, масло» — о тех, кто вынужден уходить с обжитых родных мест, искать работу в далеком краю. И, наконец, «ЭмигрантыРушиц Ф. Э. БеженцыБеженцы. 1902Холст, масло» (1902) — продолжение и мощное завершение темы. Даже в пейзажах «Пустырь» или «Старая мельница» чувствуются живые человеческие переживания. Композиции полотен Рущица просты и лаконичны, однако в них всегда есть ощущение реального пространства. Они очень материальны, воздушны. Картины Рущица экспонировались в Варшаве и Петербурге, критики сразу заметили его исключительный дар колориста.

   В 1904 году Рущица пригласили на должность профессора живописи в Краковскую академию искусств. В 1904-1907 годах он был профессором Школы изящных искусств в Варшаве, в 1907-1908 — Краковской академии искусств, а позже — в 1919-1932 — Виленского университета.

   В 1908 году Фердинанд Рушиц вновь приехал на родину, на Беларусь, в усадьбу Богданово, где жил до самой Октябрьской революции. Он писал интерьеры своей усадьбы, многочисленные этюды. В некоторых его работах, таких как «Зимняя сказкаРушиц Ф. Э. Зимняя сказкаЗимняя сказка. 1904Холст, масло», ощущается воздействие модного в то время стиля модерн.

   В это же время Рушиц был занят оформлением спектаклей в Виленском театре Младиевской, где создал декорации к «Лилии Венеде», «Варшавянке» и другим постановкам.

   После революции, которую Рушиц встретил в Богданове, и заключения несправедливого договора с панской Польшей, по которому Западная Беларусь, Западная Украина и часть Литвы были включены в состав Речи Посполитой, Рушиц некоторое время жил в Вильно и принимал участие в возобновлении деятельности Виленского университета, где руководил кафедрой живописи.

   В 1920-1930 годах он являлся председателем комиссии по охране памятников древностей, много ездил по Беларуси, делал зарисовки старинных замков и их руин, оформлял книги и журналы. Считается, что именно Фердинанд Рушиц был инициатором возрождения старинного ремесла изготовления виленских вербочек, которые стали неизменным атрибутом весенних праздников «Казюкас».

   Рисовал он и свою семью, жену, детей. Его рисунки легки и изящны. В 30-е годы, после ликвидации комиссии, Рушиц возвратился в Богданово. Одной из последних его работ была картина «Старые яблониРушиц Ф. Э. Старые яблониСтарые яблони. 1900Холст, масло», где деревья с выгнутыми стволами и переплетенными ветвями напоминают людей-мучеников. Это будто символ его последних лет, когда он уже не мог писать правой рукой, но не сдавался, рисовал.

  Умер Фердинанд Рушиц 30 октября 1936 года. Его картины сегодня можно увидеть в Варшаве, Вильнюсе, Минске и многих других европейских городах. В них — судьба одного из самых искренних и мужественных художников XX столетия.

artpoisk.info

Рущиц Фердинанд Википедия

Ферди́нанд Ру́щиц (Фердинанд Эдуардович Рущиц; польск. Ferdynand Ruszczyc; белор. Фердынанд Рушчыц; 10 декабря 1870, Богданово под Ошмянами, ныне Воложинский район Минской области, Беларусь[1] — 30 октября 1936, там же) — белорусский и польский живописец, график, сценограф.

Биография

Среднее классическое образование получил в Минской гимназии. С 1890 года учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. В 1892—1897 году обучался живописи под руководством И. И. Шишкина и А. И. Куинджи в императорской Академии художеств.

Совершил несколько поездок с образовательными целями — в Крым, Францию, Германию, Италию, Швецию. В 1897 году дебютировал на выставке дипломных работ Академии художеств. С этого времени до 1900 года его работы выставлялись на ежегодных выставках академии. В 1899 году прошла первая выставка в Вильне. Принимал участие в общественной и культурной жизни города, сотрудничал с театром.

Принимал эпизодическое участие в объединении «Мир искусства» (между прочим, участвовал в выставке в Москве в 1902 году). В 1900 году в Кракове вошёл в круг участников общества польских художников модернистской ориентации «Штука» („Sztuka“; «Искусство»). Организовал выставку этого объединения в Вильне в 1903 году. В 1904—1907 годах преподавал живопись в Училище изящных искусств (Szkoła Sztuk Pięknych), в 1907—1908 годах — профессор Академии изящных искусств в Кракове.

В 1918—1919 годах принимал участие в организации отделения изящных искусств в Университете Стефана Батория и был его первым деканом.

В 1921 году стал организатором первой официальной выставки польских художников в Гран-Пале в Париже. В связи с этим был удостоен ордена Почётного легиона.

В 1935 году президент Польши Игнаций Мосцицкий удостоил его звания почётного профессора УСБ.

Память

В Вильнюсе на стене выходящего на двор корпуса бывшего дома Медицинской коллегии (улица Пилес 22), в котором в 1923—1934 годы жил Фердинанд Рущиц[2], 11 июня 1999 года была открыта мемориальная доска с барельефом Рущица (скульптор Ромуалдас Квинтас)[3].

Имя Фердинанда Рущица носит гимназия в Рудамине под Вильнюсом[4]

Имя Фердинанда Рущица носит одна из улиц в Минске.

Творчество

Писал главным образом пейзажи. Автор иллюстраций, виньеток, обложек книг, эскизов афиш и плакатов. Иллюстрировал, оформил свыше пятидесяти книг.[5] Среди них — путеводитель по Вильне („Przewodnik po Wilnie“) Юлиуша Клоса.

Автор декораций для пятнадцати театральных постановок, включая «Балладину» Юлиуша Словацкого (1914), «Свадьба» (1910) и «Ноябрьская ночь» (1930) Станислава Выспяньского; инсценировал ряд драматических произведений (помимо перечисленных — «Сид» Пьера Корнеля в виленском театре, 1924). Писал статьи о памятниках старины Вильны.

Произведения хранятся в музеях Белоруссии, Литвы, Польши.

Примечания

Литература

  • Aleksandra Giełdoń-Paszek. Ferdynand Ruszczyc jako pedagog i pejzażysta Wileńszczyzny. — Dailės istorijos studijos. 1 tomas: XX amžiaus pradžios Vilnius: modernėjančios kultūros židinys = Wilno początku XX wieku: ognisko modernizującej się kultury. Straipsnių rinkinys lietuvių ir lenkų k., sudaryt. L. Laučkaite, Vilnius: Kultūros, filosofijos ir meno institutas, sp. “Sapnų sala”, 2004. ISBN 9986-638-48-8. S. 81—87.
  • Рушчыц Ф. Дзённік — Мн.: Медысонт, 2002.

Ссылки

wikiredia.ru

Фердинанд Рущиц: белая ворона из Минска

У зрителей есть возможность увидеть картины 37 художников: Верещагина, Левитана, Поленова, Шишкина, Саврасова, Грабаря, Коровина, Ларионова, Рущица, Жуковского и многих других.

Все три месяца мы будем рассказывать о тех картинах с выставки, которые или были написаны в Беларуси, или имеют отношение к нашей стране либо коллекции нашего Художественного музея.

Для нас Фердинанд Рущиц - белорусский художник. Несмотря на то, что сейчас в Беларуси есть единственная его картина, а первый альбом репродукций, посвященный уроженцу имения Богданов под Воложином, выходит только в этом году. Сейчас у нас есть возможность увидеть одну из первых работ художника на выставке коллекции Третьяковской галереи. «Весну» Фердинанда Рущица Павел Третьяков купил прямо с просмотра дипломных работ студентов Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1897 году.

- А ведь Рущиц до конца не был уверен в том, что его «Весна» хороша, - рассказывает заведующая отделом, искусствовед Национального художественного музея Беларуси Надежда Усова. - В своем дневнике он писал, как мучился с эскизом, что в мастерской она ему казалось хорошей, все ее хвалили. Но когда она оказалась на выставке, он понял, насколько она слабее работ его коллег. Он ходил смотреть, как картину воспринимают зрители на выставке и особенно художники: Рерих зааплодировал, увидев «Весну», Репин считал ее незаконченной, Браз сказал: «Весна» - это Рущиц»... Кстати, вероятнее всего, эскиз «Весны» Рущиц писал в имение Богданов.

Дипломная работа Рушица «Весна» Третьяков купил в 1897 году за 800 рублей.

Дипломная работа Рушица «Весна» Третьяков купил в 1897 году за 800 рублей.

Наверное, только оценка Третьякова позволила Рущицу стать более уверенным в себе. Это был его триумф. Да еще он получил финансовую возможность (Третьяков оценил картину в 800 рублей) поехать в путешествие в Европу. А вся его неуверенность объясняется, вероятнее всего, тем, что в Санкт-Петербург он приехал из провинциального Минска, имея за плечами только уроки местного художника Козьмы Ермакова. Он чувствовал себя белой вороной в столичной художественной среде.

Зато ему невероятно повезло с педагогами.

- В 1894 году граф Иван Толстой провел реформу в академии. Он убрал всех замшелых старых профессоров и призвал передвижников, которые 30 лет назад устроили бунт и вышли из академии, - говорит Надежда Михайловна. - Все эти годы противостояние академии и передвижников было главным нервом русского искусства.

Рущиц попал в пейзажную мастерскую к самому главному передвижнику Ивану Шишкину. В дневнике Фердинанд писал: «Шишкин научил нас арифметике и работе на натуре, теперь нужно научиться алгебре». Алгебру ему пришлось постигать уже с другим педагогом. Шишкин, которого стало подводить здоровье, уходит из академии и на его место приходит Куинджи. Он был полной противоположностью Шишкину, писал широко, на свои деньги возил учеников в Крым - к солнцу, свету, которых так мало было в Петербурге.

Единственная в Беларуси картина Рущица «У костела» была написана всего через два года после «Весны».

Картина «У костела» была написана через два года после «Весны». Для Национального художественного музея ее приобрела в 1957 году Елена Аладова, которая собирала коллекцию после войны.

Картина «У костела» была написана через два года после «Весны». Для Национального художественного музея ее приобрела в 1957 году Елена Аладова, которая собирала коллекцию после войны.

- Несмотря на то, что обе эти работы написаны в одной манере, это уже другой Рущиц, уверенный в своих силах художник, нашедший свою тему в искусстве, - утверждает Надежда Усова. - Именно этот Рущиц получил признание и славу. Но способствовали этому не самые радужные обстоятельства.

После окончания академии Фердинанд планировал вернуться в любимый Минск. Но неожиданно его отца, чиновника Либаво-Роменской железной дороги, в 1895 году отправляют преждевременно на пенсию, лишив и квартиры, и довольствия. Семья вынуждена была переехать в имение Богданов.

- Но именно в Богданове, среди шляхетских усадеб и белорусских пейзажей рождается не подражатель Куинджи, не последователь Шишкина, а настоящий белорусский художник. Рущиц должен был стать русским художником, а стал белорусским, хотя считал себя польским. Но менталитет у него был местный, ведь он не ужился ни в Кракове, ни в Варшаве.

РОЗЫГРЫШ «КП»

Раз в две недели в течение трех месяцев мы разыгрываем билеты в Художественный музей на выставку картин из коллекции Третьяковки.

Правильный ответ на вопрос, который мы публиковали в толстушке за 16 сентября, таков: первым кандидатом на соискание Нобелевской премии мира за пацифистскую направленность картин был Василий Верещагин. Два билета на выставку получает Галина Сацевич - ее ответ пришел вторым (таковы были условия розыгрыша).

Следующий вопрос, правильный ответ на который принесет победителю два входных билета на выставку Третьяковки:

- Какому мастеру, автору знаменитых произведений на историческую тематику, из-за болезни пришлось выучиться писать левой рукой?

Присылайте ваши ответы в четверг, 1 октября, с 14.00 до 16.00 смс-сообщением на номер 8-029-396-30-96 (стоимость сообщения - согласно тарифному плану вашего оператора) с пометкой «Третьяковка». Обязательно укажите имя, фамилию и город. Билеты достанутся тому, чей ответ придет пятым по счету.

Правильный ответ и следующий вопрос мы опубликуем в «толстушке» 14 октября.

www.kp.by

Рущиц, Фердинанд - WikiVisually

1. Ошмяны – Ašmiany is a town in Grodno Region, Belarus, located at 50 km from Vilnius, capital of the Ašmiany raion. It lies in the basin of the Oshmianka River and it is also known as Aschemynne in the Chronicles of the Teutonic Knights. It was the birthplace of Lucjan Żeligowski, who was a Polish general, town and region surrounding modern Ašmiany was once within the ethnic Lithuanian territory. Between the 17th and 18th centuries a lot of local Lithuanians died out due to wars and famine, with time Lithuanians were outnumbered by Slavs. Presently, its Lithuanian past is sealed in the townss name, towns name derivative from river name Ašmena, which is originated from appellative Lithuanian word akmuo. Link between consonants š and k is old and echoed in Lithuanian words, respectively ašmuo and akmuo, present name Ashmyany is using plural form of name and is a modern invention, as through ancient towns history, its name was recorded in Lithuanian singular form. The first reliable mentioning of Ašmiany tells that after the death of Gediminas in 1341 the town was inherited, among other places, in 1384, the Teutonic Knights attempted to attack Ašmiany as a beginning attempt to destroy the hereditary state of Jogaila. The Teutons managed to destroy the town, but it quickly recovered, in 1402 another Teutonic attack on the city occurred, but was bloodily repelled and the Teutons were forced to withdraw to Medininkai. In 1413 the town one of the most notable centres of trade. Because of that, in 1432 it became a battlefield of an important battle between the forces of Jogaila under Žygimantas Kęstutaitis and the forces of Švitrigaila allied with the Teutonic Order. After the town was taken by the royalists, it became a property of the Grand Dukes of Lithuania. However, less than a century later the town was yet again destroyed and burnt to the ground, the recovery did not occur as quickly as the previous time and in 1537 the town was granted with several royal privileges to facilitate the reconstruction. In 1566 the town received a city charter based on the Magdeburg Law. In the 16th century the town became one of the most notable centres of Calvinism in the Polish–Lithuanian Commonwealth, after Mikołaj the Red Radziwiłł founded a collegiate. It was also then that the received the first Coat of Arms in its history. Composed of three fields parted per pale, it featured a shield, a holding a weigh and the Ciołek coat of arms. In the effect of the Partitions of Poland of 1795, the town was annexed by Imperial Russia, during the November Uprising it was liberated by a local priest Jasiński and Colonel Count Karol Przeździecki with help of town population. However, in April 1831 they were forced to withdraw to the Naliboki forest in the face of a Russian offensive, some 500 people, women, children and elderly seeking refuge in the Dominican Catholic Church were massacred there

2. Воложинский район – Valozhyn, Vałožyn or Volozhin is a town in the Minsk Region of Belarus. It is located at 54°5′N 26°31′E,75 km northwest of Minsk, on the Valozhynka river in the Neman River basin, average temperatures are −6.5 °C in January and 17.5 °C in July with 659 mm of annual rain. The town was built on the road leading from Vilnius to Minsk. It is divided two sections, the lower neighborhood along the river and the upper neighborhood toward the hills. Half of the square is framed by the remains of 12th century buildings, including a bell tower, a palace. Most of the other remaining buildings in the town are from the 19th century. Valozhyn was established as a privately owned city by Count Tyszkiewicz in the 14th century, the town was known for its fertile land, mainly supporting flax growing, as well as livestock farming of horses and cattle. In 1681 the Bernadine Monastery was established, which included a Christian college, in 1839 Jozef Tyszkiewicz planted a large park and established a public zoo along the Valozhynka river. Three major fires, in 1815,1880 and 1886, burned the city down, during World War I, Valozhyn became a strategic location, and was occupied by the Russian army. Most of the residents were allowed to stay in parts of their occupied homes, the town was attacked and bombed and most of the residents left it. In 1919 the Polish National Army took the town, after attacks on Jewish residents, a self-defense organization was established. In the 2010s, the population declined, along many other towns in Belarus. It was a county centre in Nowogródek Voivodeship during Second Polish Republic period. The Yeshiva Etz Haim, known as the Volozhin Yeshiva, was established in 1807, by Rabbi Haim Volozyn, the owner of a textile factory. This led to an increase in the Jewish population, which by the end of the century was roughly equal to the Christian population in the town. The Jewish religious seminary was the first of its kind, and it was closed by the authorities in 1892, but, by that time, had spawned a large number of similar institutions in Belarus, Russia and Lithuania. On 17 September 1939, the first day of the Soviet invasion of Poland, Valozhyn was occupied by the Red Army, all previously allowed religious studies were forbidden. With the German attack on Russia, on July 25,1941 Valozhyn was bombed, captured by troops of the German Army Group Centre, several Jews were murdered by German soldiers who entered the town

3. Польская Республика (1918—1939) – The Second Polish Republic, also known as the Second Commonwealth of Poland or interwar Poland, refers to the country of Poland between the First and Second World Wars. Officially known as the Republic of Poland or the Commonwealth of Poland and it had access to the Baltic Sea via a short strip of coastline either side of the city of Gdynia. Between March and August 1939, Poland also shared a border with the then-Hungarian governorate of Subcarpathia, the Second Republic was significantly different in territory to the current Polish state. It included substantially more territory in the east and less in the west, the Second Republics land area was 388,634 km2, making it, in October 1938, the sixth largest country in Europe. After the annexation of Zaolzie, this grew to 389,720 km2, according to the 1921 census, the number of inhabitants was 27.2 million. By 1939, just before the outbreak of World War II, almost a third of population came from minority groups,13. 9% Ukrainians, 10% Jews,3. 1% Belarusians,2. 3% Germans and 3. 4% Czechs, Lithuanians and Russians. At the same time, a significant number of ethnic Poles lived outside the country borders, Poland maintained a slow but steady level of economic development. By 1939, the Republic had become one of Europes major powers, the victorious Allies of World War I confirmed the rebirth of Poland in the Treaty of Versailles of June 1919. It was one of the stories of the 1919 Paris Peace Conference. Poland solidified its independence in a series of wars fought by the newly formed Polish Army from 1918 to 1921. The extent of the half of the interwar territory of Poland was settled diplomatically in 1922. In the course of World War I, Germany gradually gained overall dominance on the Eastern Front as the Imperial Russian Army fell back, German and Austro-Hungarian armies seized the Russian-ruled part of what became Poland. In a failed attempt to resolve the Polish question as quickly as possible, Berlin set up a German puppet state on 5 November 1916, with a governing Provisional Council of State, the Council administered the country under German auspices, pending the election of a king. A month before Germany surrendered on 11 November 1918 and the war ended, the Regency Council had dissolved the Council of State, with the notable exception of the Marxist-oriented Social Democratic Party of the Kingdom of Poland and Lithuania, most Polish political parties supported this move. On 23 October the Regency Council appointed a new government under Józef Świeżyński, in 1918–1919, over 100 workers councils sprang up on Polish territories, on 5 November 1918, in Lublin, the first Soviet of Delegates was established. On 6 November socialists proclaimed the Republic of Tarnobrzeg at Tarnobrzeg in Austrian Galicia, the same day the Socialist, Ignacy Daszyński, set up a Provisional Peoples Government of the Republic of Poland in Lublin. On Sunday,10 November at 7 a. m, Józef Piłsudski, newly freed from 16 months in a German prison in Magdeburg, returned by train to Warsaw. Piłsudski, together with Colonel Kazimierz Sosnkowski, was greeted at Warsaws railway station by Regent Zdzisław Lubomirski, next day, due to his popularity and support from most political parties, the Regency Council appointed Piłsudski as Commander in Chief of the Polish Armed Forces

4. Российская империя – The Russian Empire was a state that existed from 1721 until it was overthrown by the short-lived February Revolution in 1917. One of the largest empires in history, stretching over three continents, the Russian Empire was surpassed in landmass only by the British and Mongol empires. The rise of the Russian Empire happened in association with the decline of neighboring powers, the Swedish Empire, the Polish–Lithuanian Commonwealth, Persia. It played a role in 1812–14 in defeating Napoleons ambitions to control Europe. The House of Romanov ruled the Russian Empire from 1721 until 1762, and its German-descended cadet branch, with 125.6 million subjects registered by the 1897 census, it had the third-largest population in the world at the time, after Qing China and India. Like all empires, it included a large disparity in terms of economics, ethnicity, there were numerous dissident elements, who launched numerous rebellions and assassination attempts, they were closely watched by the secret police, with thousands exiled to Siberia. Economically, the empire had an agricultural base, with low productivity on large estates worked by serfs. The economy slowly industrialized with the help of foreign investments in railways, the land was ruled by a nobility from the 10th through the 17th centuries, and subsequently by an emperor. Tsar Ivan III laid the groundwork for the empire that later emerged and he tripled the territory of his state, ended the dominance of the Golden Horde, renovated the Moscow Kremlin, and laid the foundations of the Russian state. Tsar Peter the Great fought numerous wars and expanded an already huge empire into a major European power, Catherine the Great presided over a golden age. She expanded the state by conquest, colonization and diplomacy, continuing Peter the Greats policy of modernisation along West European lines, Tsar Alexander II promoted numerous reforms, most dramatically the emancipation of all 23 million serfs in 1861. His policy in Eastern Europe involved protecting the Orthodox Christians under the rule of the Ottoman Empire and that connection by 1914 led to Russias entry into the First World War on the side of France, Britain, and Serbia, against the German, Austrian and Ottoman empires. The Russian Empire functioned as a monarchy until the Revolution of 1905. The empire collapsed during the February Revolution of 1917, largely as a result of failures in its participation in the First World War. Perhaps the latter was done to make Europe recognize Russia as more of a European country, Poland was divided in the 1790-1815 era, with much of the land and population going to Russia. Most of the 19th century growth came from adding territory in Asia, Peter I the Great introduced autocracy in Russia and played a major role in introducing his country to the European state system. However, this vast land had a population of 14 million, grain yields trailed behind those of agriculture in the West, compelling nearly the entire population to farm. Only a small percentage lived in towns, the class of kholops, close to the one of slavery, remained a major institution in Russia until 1723, when Peter I converted household kholops into house serfs, thus including them in poll taxation

5. Пейзаж – In other works, landscape backgrounds for figures can still form an important part of the work. Sky is almost always included in the view, and weather is often an element of the composition, detailed landscapes as a distinct subject are not found in all artistic traditions, and develop when there is already a sophisticated tradition of representing other subjects. The two main traditions spring from Western painting and Chinese art, going well over a thousand years in both cases. Landscape views in art may be imaginary, or copied from reality with varying degrees of accuracy. If the primary purpose of a picture is to depict an actual, specific place, especially including buildings prominently, within a few decades it was used to describe vistas in poetry, and eventually as a term for real views. However the cognate term landscaef or landskipe for a patch of land had existed in Old English. The earliest pure landscapes with no figures are frescos from Minoan Greece of around 1500 BCE. The frescos from the Tomb of Nebamun, now in the British Museum, are a famous example. These were frequently used, as in the illustrated, to bridge the gap between a foreground scene with figures and a distant panoramic vista, a persistent problem for landscape artists. The Chinese style generally showed only a distant view, or used dead ground or mist to avoid that difficulty, aesthetic theories in both regions gave the highest status to the works seen to require the most imagination from the artist. They were often also poets whose lines and images illustrated each other, a revival in interest in nature initially mainly manifested itself in depictions of small gardens such as the Hortus Conclusus or those in millefleur tapestries. The frescos of figures at work or play in front of a background of trees in the Palace of the Popes. Several frescos of gardens have survived from Roman houses like the Villa of Livia, a particular advance is shown in the less well-known Turin-Milan Hours, now largely destroyed by fire, whose developments were reflected in Early Netherlandish painting for the rest of the century. Landscape backgrounds for various types of painting became prominent and skilful during the 15th century. The Italian development of a system of graphical perspective was now known all over Europe. Indeed, certain styles were so popular that they became formulas that could be copied again and again, after the publication of the Small Landscapes, landscape artists in the Low Countries either continued with the world landscape or followed the new mode presented by the Small Landscapes. The popularity of landscape scenes can be seen in the success of the painter Frans Post. Salvator Rosa gave picturesque excitement to his landscapes by showing wilder Southern Italian country, there are different styles and periods, and subgenres of marine and animal painting, as well as a distinct style of Italianate landscape

6. Императорская Академия художеств – The Russian Academy of Arts in Saint Petersburg, informally known as the Saint Petersburg Academy of Arts, was founded in 1757 by Ivan Shuvalov under the name Academy of the Three Noblest Arts. Catherine the Great renamed it the Imperial Academy of Arts and commissioned a new building, the academy promoted the neoclassical style and technique, and sent its promising students to European capitals for further study. Training at the academy was virtually required for artists to make successful careers, formally abolished in 1918 after the Russian Revolution, the academy was renamed several times. It established free tuition, students from across the country competed fiercely for its few places annually, in 1947 the national institution was moved to Moscow, and much of its art collection was moved to the Hermitage. The building in Leningrad was devoted to the Ilya Repin Leningrad Institute for Painting, Sculpture and Architecture, since 1991 it has been called the St. Petersburg Institute for Painting, Sculpture and Architecture. The academy was located in the Shuvalov Palace on Sadovaya Street, in 1764, Catherine the Great renamed it the Imperial Academy of Arts and commissioned its first rector, Alexander Kokorinov, to design a new building. It took 25 years to complete the Neoclassical edifice, which opened in 1789, konstantin Thon was responsible for the sumptuous decoration of the interiors. He also designed a quayside in front of the building, with stairs down to the Neva River, Ivan Betskoy reorganized the academy into a de facto government department, it supervised matters concerning art throughout the country, distributing orders and awarding ranks to artists. The academy vigorously promoted the principles of Neoclassicism by sending the most notable Russian painters abroad, in order to learn the ancient and Renaissance styles of Italy and it also had its own sizable collection of choice artworks intended for study and copying. The adherents of this movement became known as peredvizhniki, led by Ivan Kramskoi, they publicly broke with the Academy and organized their own exhibitions, which traveled from town to town across Russia. Ilya Repin, Mikhail Vrubel and some other painters still regarded the academys training as indispensable for the development of professional and technical skills. After the Russian Revolution of 1917, the Imperial Academy passed through a series of transformations, after the Academys move to Moscow that year, the building in what was then called Leningrad was renamed Ilya Repin Leningrad Institute for Painting, Sculpture and Architecture. The national academy has stayed in Moscow, in 1991 it was renamed the Russian Academy of Arts. The old academys art collection, which included works by Poussin, David. During the Soviet era, academies were free of tuition fees as they were financed by the government, many would-be students would apply to the Academy for as many as six or seven years in a row without success. With just twenty places available and thousands of applicants, the competition was brutal, well-known graduates of Ilya Repin Leningrad Institute for Painting, Sculpture and Architecture in 1930–1950s include, The Russian Academy of Arts has been headquartered in Moscow since 1947. Its current president is Zurab Tsereteli and its vice-president is Tair Salakhov and it is also called the St. Petersburg State Academic Institute of Fine Arts, Sculpture and Architecture. - Saint Petersburg, NP-Print Edition,2007, the Leningrad School Russian Academy of Arts The St. Petersburg State Academic Institute of Fine Arts Sergei V. Ivanov

7. Символизм – Symbolism was a late nineteenth-century art movement of French, Russian and Belgian origin in poetry and other arts. In literature, the style originates with the 1857 publication of Charles Baudelaires Les Fleurs du mal, the works of Edgar Allan Poe, which Baudelaire admired greatly and translated into French, were a significant influence and the source of many stock tropes and images. The aesthetic was developed by Stéphane Mallarmé and Paul Verlaine during the 1860s and 1870s, in the 1880s, the aesthetic was articulated by a series of manifestos and attracted a generation of writers. The name symbolist itself was first applied by the critic Jean Moréas, distinct from, but related to, the style of literature, symbolism in art is related to the gothic component of Romanticism and Impressionism. In ancient Greece, the symbolon was a shard of pottery which was inscribed, Symbolism was a reaction in favour of spirituality, the imagination, and dreams. Some writers, such as Joris-Karl Huysmans, began as naturalists before becoming symbolists, for Huysmans, the Symbolist poets have a more complex relationship with Parnassianism, a French literary style that immediately preceded it. The Symbolists continued to admire Théophile Gautiers motto of art for arts sake, many Symbolist poets, including Stéphane Mallarmé and Paul Verlaine, published early works in Le Parnasse contemporain, the poetry anthologies that gave Parnassianism its name. One of Symbolisms most colourful promoters in Paris was art and literary critic Joséphin Péladan, a number of Symbolists were associated with the Salon. Symbolists believed that art should represent absolute truths that could only be described indirectly, thus, they wrote in a very metaphorical and suggestive manner, endowing particular images or objects with symbolic meaning. Jean Moréas published the Symbolist Manifesto in Le Figaro on 18 September 1886, the Symbolist Manifesto names Charles Baudelaire, Stéphane Mallarmé, and Paul Verlaine as the three leading poets of the movement. In a nutshell, as Mallarmé writes in a letter to his friend Cazalis, to not the thing. Symbolist poems were attempts to evoke, rather than primarily to describe, – both poets seek to identify one sense experience with another. The earlier Romanticism of poetry used symbols, but these symbols were unique, the symbolists were more extreme, investing all things, even vowels and perfumes, with potential symbolic value. The physical universe, then, is a kind of language that invites a privileged spectator to decipher it, Symbolist symbols are not allegories, intended to represent, they are instead intended to evoke particular states of mind. The nominal subject of Mallarmés Le cygne is of a trapped in a frozen lake. Significantly, in French, cygne is a homophone of signe, un cygne d’autrefois se souvient que c’est lui Magnifique mais qui sans espoir se délivre. They were also portrayed as at odds with society, having tragic lives and these traits were not hindrances but consequences of their literary gifts. Schopenhauers aesthetics represented shared concerns with the symbolist programme, they tended to consider Art as a contemplative refuge from the world of strife and will

8. Орден Почётного легиона – The Legion of Honour, full name National Order of the Legion of Honour, is the highest French order of merit for military and civil merits, established 1802 by Napoléon Bonaparte. The order is divided into five degrees of increasing distinction, Chevalier, Officier, Commandeur, Grand Officier and Grand-Croix. The orders motto is Honneur et Patrie and its seat is the Palais de la Légion dHonneur next to the Musée dOrsay, in the French Revolution, all French orders of chivalry were abolished, and replaced with Weapons of Honour. The Légion however did use the organization of old French orders of chivalry, the badges of the legion also bear a resemblance to the Ordre de Saint-Louis, which also used a red ribbon. Napoleon originally created this to ensure political loyalty, the organization would be used as a facade to give political favours, gifts, and concessions. The Légion was loosely patterned after a Roman legion, with legionaries, officers, commanders, regional cohorts, the highest rank was not a grand cross but a Grand Aigle, a rank that wore all the insignia common to grand crosses. The members were paid, the highest of them extremely generously,5,000 francs to an officier,2,000 francs to a commandeur,1,000 francs to an officier,250 francs to a légionnaire. Napoleon famously declared, You call these baubles, well, it is with baubles that men are led, do you think that you would be able to make men fight by reasoning. That is good only for the scholar in his study, the soldier needs glory, distinctions, rewards. This has been quoted as It is with such baubles that men are led. The order was the first modern order of merit, under the monarchy, such orders were often limited to Roman Catholics, and all knights had to be noblemen. The military decorations were the perks of the officers, the Légion, however, was open to men of all ranks and professions—only merit or bravery counted. The new legionnaire had to be sworn in the Légion and it is noteworthy that all previous orders were crosses or shared a clear Christian background, whereas the Légion is a secular institution. The jewel of the Légion has five arms, in a decree issued on the 10 Pluviôse XIII, a grand decoration was instituted. This decoration, a cross on a sash and a silver star with an eagle, symbol of the Napoleonic Empire, became known as the Grand Aigle. After Napoleon crowned himself Emperor of the French in 1804 and established the Napoleonic nobility in 1808, the title was made hereditary after three generations of grantees. Napoleon had dispensed 15 golden collars of the legion among his family and this collar was abolished in 1815. The Légion dhonneur was prominent and visible in the French Empire, the Emperor always wore it and the fashion of the time allowed for decorations to be worn most of the time

9. Минская область – Minsk Region or Minsk Voblasć or Minsk Oblast is one of the regions of Belarus. Its administrative center is Minsk, although it is an administrative territorial entity of Belarus. As of 2011, the population is 1,411,500. Minsk Region covers a area of 39,900 km². Lake Narach, the largest lake in the country, is located in the part of the region. There are four large lakes in this region, Svir, Myadel, Selyava. It is the region of Belarus whose border is not part of the international border of Belarus. With the unification of the Grand Duchy of Lithuania and the Kingdom of Poland, in 1793, as a result of the second partition of Polish territory, the area was annexed by Russia as the Minsk Region. During the collapse of the Russian Empire and the Civil War, the Minsk region was formed on 15 January 1938 based on an amendment of the Constitutional Law of the USSR. As of 20 February 1938, the area included 20 districts, in 1960, following the abolition of Molodechno Region, its southern part became the northern part of the Minsk Region. The number of agencies in Minsk Region grew from twelve in 2000 to seventy in 2010. The Minsk Region comprises 22 districts,307 selsovets,22 cities,8 city municipalities, and 20 urban-type settlements

10. Шишкин, Иван Иванович – Ivan Ivanovich Shishkin was a Russian landscape painter closely associated with the Peredvizhniki movement. Shishkin was born in Yelabuga of Vyatka Governorate and graduated from the Kazan gymnasium, then he studied at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture for four years. After that, he attended the Saint Petersburg Imperial Academy of Arts from 1856 to 1860 and graduated with the highest honours and he received the imperial scholarship for his further studies in Europe. Five years later Shishkin became a member of the Imperial Academy in St. Petersburg and was professor of painting from 1873 to 1898, at the same time, Shishkin headed the landscape painting class at the Highest Art School in St. Petersburg. For some time, Shishkin lived and worked in Switzerland and Germany on scholarship from the St. Petersburg Imperial Academy of Arts, on his return to Saint Petersburg, he became a member of the Circle of the Itinerants and of the Society of Russian Watercolorists. He also took part in exhibitions at the Academy of Arts, the All-Russian Exhibition in Moscow, the Nizhniy Novgorod, shishkins painting method was based on analytical studies of nature. He became famous for his forest landscapes and was also an outstanding draftsman, Ivan Shishkin owned a dacha in Vyra, south from St. Petersburg. There he painted some of his finest landscapes and his works are notable for poetic depiction of seasons in the woods, wild nature, animals and birds. In 1891, he was appointed professor-director of the class in the Academy’s Advanced Art School. In 1898, he completed his painting The Pine Grove and died on 20 March in St. Petersburg, a minor planet 3558 Shishkin, discovered by Soviet astronomer Lyudmila Zhuravlyova in 1978, is named after him. Ivan Shishkin’s paintings Ivan Shishkin at Tanais Gallery Ivan Shishkin, works Ivan Shishkin Memorial House Museum, Russia

wikivisually.com

Рущиц, Фердинанд — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ферди́нанд Ру́щиц (Фердинанд Эдуардович Рущиц; польск. Ferdynand Ruszczyc; белор. Фердынанд Рушчыц; 10 декабря 1870, Богданово под Ошмянами, ныне Воложинский район Минской области, Беларусь[1] — 30 октября 1936, там же) — белорусский и польский живописец, график, сценограф.

Биография

Среднее классическое образование получил в Минской гимназии. С 1890 года учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. В 1892—1897 году обучался живописи под руководством И. И. Шишкина и А. И. Куинджи в императорской Академии художеств.

Совершил несколько поездок с образовательными целями — в Крым, Францию, Германию, Италию, Швецию. В 1897 году дебютировал на выставке дипломных работ Академии художеств. С этого времени до 1900 года его работы выставлялись на ежегодных выставках академии. В 1899 году прошла первая выставка в Вильне. Принимал участие в общественной и культурной жизни города, сотрудничал с театром.

Принимал эпизодическое участие в объединении «Мир искусства» (между прочим, участвовал в выставке в Москве в 1902 году). В 1900 году в Кракове вошёл в круг участников общества польских художников модернистской ориентации «Штука» („Sztuka“; «Искусство»). Организовал выставку этого объединения в Вильне в 1903 году. В 1904—1907 годах преподавал живопись в Училище изящных искусств (Szkoła Sztuk Pięknych), в 1907—1908 годах — профессор Академии изящных искусств в Кракове.

В 1918—1919 годах принимал участие в организации отделения изящных искусств в Университете Стефана Батория и был его первым деканом.

В 1921 году стал организатором первой официальной выставки польских художников в Гран-Пале в Париже. В связи с этим был удостоен ордена Почётного легиона.

В 1935 году президент Польши Игнаций Мосцицкий удостоил его звания почётного профессора УСБ.

Память

В Вильнюсе на стене выходящего на двор корпуса бывшего дома Медицинской коллегии (улица Пилес 22), в котором в 1923—1934 годы жил Фердинанд Рущиц[2], 11 июня 1999 года была открыта мемориальная доска с барельефом Рущица (скульптор Ромуалдас Квинтас)[3].

Творчество

Писал главным образом пейзажи. Автор иллюстраций, виньеток, обложек книг, эскизов афиш и плакатов. Иллюстрировал, оформил свыше пятидесяти книг. Среди них — путеводитель по Вильне („Przewodnik po Wilnie“) Юлиуша Клоса.

Автор декораций для пятнадцати театральных постановок, включая «Балладину» Юлиуша Словацкого (1914), «Свадьба» (1910) и «Ноябрьская ночь» (1930) Станислава Выспяньского; инсценировал ряд драматических произведений (помимо перечисленных — «Сид» Пьера Корнеля в виленском театре, 1924). Писал статьи о памятниках старины Вильны.

Произведения хранятся в музеях Белоруссии, Литвы, Польши.

Напишите отзыв о статье "Рущиц, Фердинанд"

Примечания

  1. ↑ [globus.tut.by/bogdanovo_volozh/index.htm Богданово]
  2. ↑ Bučas, Jurgis; Doveika, Kostas; Jučas, Kostas. Medicinos kolegijos namas // Lietuvos TSR istorijos ir kultūros paminklų sąvadas. — Vilnius: Vyriausioji enciklopedijų redakcija, 1988. — С. 203. — 592 с. — 25 000 экз. (лит.)
  3. ↑ Danguolė Dainienė. [www.vilnijosvartai.lt/personalities/view/?id=233 Ferdinandas Ruščicas (Ferdynand Ruszczyc)] (лит.). Vilnijos vartai. Vilniaus apskrities kraštotyra (2011). Проверено 1 февраля 2014.

Литература

  • Aleksandra Giełdoń-Paszek. Ferdynand Ruszczyc jako pedagog i pejzażysta Wileńszczyzny. — Dailės istorijos studijos. 1 tomas: XX amžiaus pradžios Vilnius: modernėjančios kultūros židinys = Wilno początku XX wieku: ognisko modernizującej się kultury. Straipsnių rinkinys lietuvių ir lenkų k., sudaryt. L. Laučkaite, Vilnius: Kultūros, filosofijos ir meno institutas, sp. “Sapnų sala”, 2004. ISBN 9986-638-48-8. S. 81—87.
  • Рушчыц Ф. [pawet.net/library/history/bel_history/_memoirs/016/Рушчыц_Ф._Дзённік.html Дзённік] — Мн.: Медысонт, 2002.

Ссылки

  • [belvirtclub.narod.ru/weekend/i_003_ruschits.htm Фердинанд Рущиц, художник из Воложина]
  • [web.archive.org/web/20030713214148/nasz-czas1.tripod.com/012/antone.html Beata Antonienko. Ferdynand Ruszczyc (1870—1936)] (польск.)
  • [www.pinakoteka.zascianek.pl/Ruszczyc/Index.htm Galeria Malarstwa Polskiego ] (польск.)
  • Рушчыц Ф. [pawet.net/library/history/bel_history/_memoirs/016/Рушчыц_Ф._Дзённік.html Дзённік] — Мн.: Медысонт, 2002.

Отрывок, характеризующий Рущиц, Фердинанд

Неразрешенный вопрос о том, смертельна или не смертельна ли была рана, нанесенная в Бородине, уже целый месяц висел над головой Кутузова. С одной стороны, французы заняли Москву. С другой стороны, несомненно всем существом своим Кутузов чувствовал, что тот страшный удар, в котором он вместе со всеми русскими людьми напряг все свои силы, должен был быть смертелен. Но во всяком случае нужны были доказательства, и он ждал их уже месяц, и чем дальше проходило время, тем нетерпеливее он становился. Лежа на своей постели в свои бессонные ночи, он делал то самое, что делала эта молодежь генералов, то самое, за что он упрекал их. Он придумывал все возможные случайности, в которых выразится эта верная, уже свершившаяся погибель Наполеона. Он придумывал эти случайности так же, как и молодежь, но только с той разницей, что он ничего не основывал на этих предположениях и что он видел их не две и три, а тысячи. Чем дальше он думал, тем больше их представлялось. Он придумывал всякого рода движения наполеоновской армии, всей или частей ее – к Петербургу, на него, в обход его, придумывал (чего он больше всего боялся) и ту случайность, что Наполеон станет бороться против него его же оружием, что он останется в Москве, выжидая его. Кутузов придумывал даже движение наполеоновской армии назад на Медынь и Юхнов, но одного, чего он не мог предвидеть, это того, что совершилось, того безумного, судорожного метания войска Наполеона в продолжение первых одиннадцати дней его выступления из Москвы, – метания, которое сделало возможным то, о чем все таки не смел еще тогда думать Кутузов: совершенное истребление французов. Донесения Дорохова о дивизии Брусье, известия от партизанов о бедствиях армии Наполеона, слухи о сборах к выступлению из Москвы – все подтверждало предположение, что французская армия разбита и сбирается бежать; но это были только предположения, казавшиеся важными для молодежи, но не для Кутузова. Он с своей шестидесятилетней опытностью знал, какой вес надо приписывать слухам, знал, как способны люди, желающие чего нибудь, группировать все известия так, что они как будто подтверждают желаемое, и знал, как в этом случае охотно упускают все противоречащее. И чем больше желал этого Кутузов, тем меньше он позволял себе этому верить. Вопрос этот занимал все его душевные силы. Все остальное было для него только привычным исполнением жизни. Таким привычным исполнением и подчинением жизни были его разговоры с штабными, письма к m me Stael, которые он писал из Тарутина, чтение романов, раздачи наград, переписка с Петербургом и т. п. Но погибель французов, предвиденная им одним, было его душевное, единственное желание. В ночь 11 го октября он лежал, облокотившись на руку, и думал об этом. В соседней комнате зашевелилось, и послышались шаги Толя, Коновницына и Болховитинова. – Эй, кто там? Войдите, войди! Что новенького? – окликнул их фельдмаршал. Пока лакей зажигал свечу, Толь рассказывал содержание известий. – Кто привез? – спросил Кутузов с лицом, поразившим Толя, когда загорелась свеча, своей холодной строгостью. – Не может быть сомнения, ваша светлость. – Позови, позови его сюда! Кутузов сидел, спустив одну ногу с кровати и навалившись большим животом на другую, согнутую ногу. Он щурил свой зрячий глаз, чтобы лучше рассмотреть посланного, как будто в его чертах он хотел прочесть то, что занимало его. – Скажи, скажи, дружок, – сказал он Болховитинову своим тихим, старческим голосом, закрывая распахнувшуюся на груди рубашку. – Подойди, подойди поближе. Какие ты привез мне весточки? А? Наполеон из Москвы ушел? Воистину так? А? Болховитинов подробно доносил сначала все то, что ему было приказано. – Говори, говори скорее, не томи душу, – перебил его Кутузов. Болховитинов рассказал все и замолчал, ожидая приказания. Толь начал было говорить что то, но Кутузов перебил его. Он хотел сказать что то, но вдруг лицо его сщурилось, сморщилось; он, махнув рукой на Толя, повернулся в противную сторону, к красному углу избы, черневшему от образов. – Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей… – дрожащим голосом сказал он, сложив руки. – Спасена Россия. Благодарю тебя, господи! – И он заплакал.

Со времени этого известия и до конца кампании вся деятельность Кутузова заключается только в том, чтобы властью, хитростью, просьбами удерживать свои войска от бесполезных наступлений, маневров и столкновений с гибнущим врагом. Дохтуров идет к Малоярославцу, но Кутузов медлит со всей армией и отдает приказания об очищении Калуги, отступление за которую представляется ему весьма возможным. Кутузов везде отступает, но неприятель, не дожидаясь его отступления, бежит назад, в противную сторону. Историки Наполеона описывают нам искусный маневр его на Тарутино и Малоярославец и делают предположения о том, что бы было, если бы Наполеон успел проникнуть в богатые полуденные губернии. Но не говоря о том, что ничто не мешало Наполеону идти в эти полуденные губернии (так как русская армия давала ему дорогу), историки забывают то, что армия Наполеона не могла быть спасена ничем, потому что она в самой себе несла уже тогда неизбежные условия гибели. Почему эта армия, нашедшая обильное продовольствие в Москве и не могшая удержать его, а стоптавшая его под ногами, эта армия, которая, придя в Смоленск, не разбирала продовольствия, а грабила его, почему эта армия могла бы поправиться в Калужской губернии, населенной теми же русскими, как и в Москве, и с тем же свойством огня сжигать то, что зажигают? Армия не могла нигде поправиться. Она, с Бородинского сражения и грабежа Москвы, несла в себе уже как бы химические условия разложения. Люди этой бывшей армии бежали с своими предводителями сами не зная куда, желая (Наполеон и каждый солдат) только одного: выпутаться лично как можно скорее из того безвыходного положения, которое, хотя и неясно, они все сознавали. Только поэтому, на совете в Малоярославце, когда, притворяясь, что они, генералы, совещаются, подавая разные мнения, последнее мнение простодушного солдата Мутона, сказавшего то, что все думали, что надо только уйти как можно скорее, закрыло все рты, и никто, даже Наполеон, не мог сказать ничего против этой всеми сознаваемой истины.

wiki-org.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта