Описание картины Ильи Репина «Рождество Христово». Рождество христово картина


Рождество в Западноевропейской живописи

О том, как изображали Рождество западноевропейские художники рассказывает Наталья Боровская, кандидат искусствоведения, преподаватель Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Тема Рождества для христианского искусства заключает в себе таинственный парадокс. Как правило,  именно это событие нам хочется на только изобразить, но и пережить. Следуя за опытом св. Франциска  Ассизского в Греччо, мы строим Рождественские ясли, заполняем их трогательными фигурками животных, пастухов и волхвов, а на художественные изображения, как правило, переносим свои ожидания  духовной радости и мира.

И вместе с тем для искусства нет темы более таинственной и недоступной. Изобразить, как “Слово стало  плотью” (Ин. 1, 14) невероятно сложно не только художникам, но и Евангелистам. Не случайно Марк  начинает повествование сразу с проповеди Иоанна и Крещения. А у Матфея, так подробно описавшего  отношения Иосифа и Марии до Рождества, само Рождество скромно умещается в придаточное  предложение в конце синтагмы (“Встав от сна, Иосиф поступил так, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою. И не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус”  (Мф. 1, 24­25)). Иоанн, поднимаясь до высочайшего уровня мистического толкования Воплощения, ни слова не говорит о конкретных обстоятельствах Рождества (что вряд ли происходит от неведения, поскольку  Мария жила у него в доме). И только Лука решается на сообщение ряда важных подробностей, упоминая  об исторических обстоятельствах появления Святого Семейства в Вифлееме. Но и у него не поворачивается язык углубляться в трагические по сути подробности, в результате которых Сыну  Божьему не нашлось иного места, кроме хлева и кормушки для скота.

При таком скромном текстовом материале, казалось бы, невероятно сложно создать художественную  традицию. Но «горчичное зерно» Евангельского слова породило (и продолжает порождать) богатейший материал, как на Востоке, так и на Западе.

В истории христианского искусства выработалось два подхода к  Рождественской тематике:

– Универсальный подход православной иконы, символически представляющей в одном изобразительном  поле несколько событий, и отражающей не только текст Евангелия, но и рождественскую гимнографию. ­

– Повествовательный подход западного искусства, в котором основные события Рождественского цикла  самодостаточны и каждое из них становится сюжетом отдельно взятого изображения. При этом  собственно Рождество в искусстве Западной Европы представлено в двух основных иконографических  традициях. Одна из них, самая популярная – иллюстративная. Понимая свое произведение как  иллюстрацию к тексту, живописец акцентирует основное внимание на фигуре лежащей Марии, возле  которой располагается в яслях обвитая пеленами фигурка Младенца Иисуса. Главный источник такого изображения – безусловно, Евангелие от Луки. Однако нередко место действия ­ хлев ­ изображается как  пещера, что свидетельствует об использовании описания Рождества в апокрифической Книге Иакова. “И  нашел там пещеру и привел Ее… И облако сияющее появилось в пещере…И облако тогда отдвинулось от пещеры, и в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и  явился Младенец, вышел и взял грудь Матери Своей Марии”.  Добавим к этому и известные нам с  детства изображение вола и ослика, взятые из другого апокрифа, “Евангелия псевдо-­Матфея VIII века: “На  третий день Мария оставила пещеру и вошла в хлев и положила Младенца в ясли, и вол и осел поклонились  Ему” (там же).

Отсылка к апокрифам вызвана отнюдь не только желанием расширить круг источников. Изображение  пещеры вносит в тему Рождества очень важный прообразовательный подтекст, намекая на будущее  погребение Спасителя после смерти на кресте (а пелены, обвивающие крошечное тело Младенца, становятся соответственно напоминанием о погребальной плащанице). Таким образом, в произведении,  решающем, казалось, бы скромные иллюстративные задачи, сразу обозначаются «альфа и омега» земной  жизни Иисуса.

Второй иконографический тип Рождества в европейском искусстве ­ это изображение­ адорация. Его  литературной основой можно считать текст Откровений св. Бригитты Шведской (1370), появившийся  после ее паломничества в Святую Землю.

“Когда пришло время Ей родить, сняла Она свою обувь и белый  плащ, сняла свое покрывало, и ее золотистые волосы упали Ей на плечи. Тогда Она приготовила пеленки и положила их рядом с Собой. Когда все было готово, Она опустилась на колени и стала молиться. Пока Она  так молилась, воздев руки, Младенец неожиданно родился в таком ярком сиянии, что оно полностью  поглотило слабый свет свечи Иосифа”. (там же)

В изображении­ адорации Мария и Иосиф показаны стоящими на коленях с молитвенно сложенными  руками и благоговейно созерцающими Младенца, расположенного либо в яслях, либо прямо на земле, на  подстеленной соломе. Как правило, огромную роль в композиции играет свет, исходящий от Его  крошечной фигурки. В редких случаях рядом со Святым Семейством могут находиться пастухи. Помимо  текста, у этой иконографии есть еще и важный литургический источник – традиция Поклонения Святым  Дарам, которая ложилась в католической литургике к середине XIV века. Начиная с 1200 года в  Евхаристическом каноне появляется обряд Вознесения хлеба, становящегося Телом Христовым, над  головой священника для того, чтобы молящиеся могли несколько секунд созерцать Его в молчании (чуть  позже, с середины столетия, практикуется и обряд Вознесения Чаши). Литургическое созерцание Святых Даров становится столь важным для церковной практики, что,  столетие спустя, превращается в отдельное богослужение, в ходе которого Тело Христово в специальной Дарохранительнице выставляется на алтарь для молчаливой адорации. Именно в этот период (в середине  XIV в.) и возникают первые образцы соответствующей иконографии Рождества. И, возможно, в силу  тесных связей этого типа с литургической адорацией на картинах нидерландских мастеров XV века рядом с Марией и Иосифом может оказаться заказчик произведения, стоящий на коленях рядом со Святым  Семейством и молящийся Младенцу вместе с Марией и Иосифом (как на картине Рогира Ван дер Вейдена).

Rogir van der veyden

Созерцательный момент может проникнуть и в изображение­-иллюстрацию. Прежде всего – в ситуации, когда художнику хотелось бы сосредоточиться на созерцании материнской любви Марии. На фреске Джотто из Капеллы Скровеньи в Падуе Мария изображена лежащей и склонившейся над Младенцем. И  хотя Джотто по своему обыкновению не изображает чувств своих героев на лицах, в движении Марии  столько тепла, что зрителю легко понять и представить себе охватившие Ее переживания.

Yotto

Одно из самых  удивительных в этом плане произведений – картина Корреджо «Святая ночь», на которой Мария качает  Младенца на руках, не замечая всего происходящего вокруг Нее – летающих ангелов, Иосифа. Художники,  изображающие Марию именно так, словно прорываются в великую тайну, о которой благоговейно молчат  евангелисты – в сокровенный диалог Матери и Сына, за которым стоит тайна любви Бога к каждому из нас.

Из других Рождественских событий близкими по иконографии, конечно же, становятся поклонение  пастухов и Поклонение волхвов. Поклонение пастухов близко к изображению­ адорации и в соответствии с  текстом Евангелия от Луки часто представлено как поэтичная ночная сцена. В большинстве случаев Мария  сама показывает Младенца пастухам, и столь же часто в композиции фигурируют ангелы. Их  фигуры располагаются либо в верхней части холста (создавая иллюзию разверзшихся небес), либо окружают ясли с Младенцем вместе с пастухами. Интересно, что по мере приближения к эпохе барокко  усиливалась натуралистическая грубоватость в облике пастухов: темные, словно «задубевшие» лица с  глубокими морщинами, крупные жилистые руки. Но нередко художники наполняли их крестьянские лица  светом, исходящим от фигурки Младенца, и это всегда давало особый эффект. На этюде Рубенса,  хранящемся в Эрмитаже, видно, как грубость и жесткость в лицах пастухов буквально исчезает на наших глазах. А на огромном полотне Караваджо для кафедрального собора в Мессине облик пастухов несколько  смягчен, а основной акцент поставлен на бедности и смирении Марии. Она лежит на земле, держа на руках Младенца, и в глаза при этом бросаются Ее босые ноги – иконографический знак нищеты, заимствованный  из особого типа под названием Matia d’umiltà («Мария смиренная»).

Наиболее разнообразны изображения Поклонения волхвов. Нередко именно в этом сюжете Мария  представлялась как художественное олицетворение земной Церкви и, вопреки сюжетной логике, могла  быть изображена сидящей на троне (как в мозаике Якопо Торрити (XIII в.) в храме Санта Мария Маджоре в  Риме). И даже если трона нет, а действие происходит в хлеву, все равно образу Марии придавалась  надлежащая торжественность. На картине Альбрехта Дюрера хлев больше напоминал колоритные  античные руины, что вносило в изображение намек на исторический контекст события (владычество  Римской империи, перепись Августа и пр.).

durer 2

Любопытная иконография сложилась во Флоренции в период раннего Возрождения. Начиная с живописца Джентиле да Фабриано (первая треть XV в.), Поклонение  волхвов – это эффектная многофигурная сцена, в которой вслед за волхвами к Марии с Младенцем  двигается огромная процессия нарядных людей, одетых по современной художнику моде. На картине  Сандро Боттичелли в «свите» волхвов легко узнать придворную среду Лоренцо Медичи Великолепного.

botticeli

А  на фреске Беноццо Гоццоли в палаццо Медичи­ Риккарди волхвы написаны с известных исторических лиц.  Самый молодой из них – с тогда еще юного Лоренцо Великолепного, волхв постарше – с византийского  императора Иоанна VIII Палеолога, а совсем пожилой – с константинопольского патриарха, сопровождавшего императора на Феррарско­-Флорентийский собор. Евангельский сюжет таким способом превратился в тонкий намек на унию католической и православной церквей, заключенную на этом соборе.

www.pravmir.ru

Иконография Рождества Христова в искусстве Византии и Древней Руси

Рождество Христово, день, когда Спаситель явился в наш мир – великое для каждого христианина событие. Чувством радости и ликования наполнены церковное богослужение праздника и многочисленные иконы Рождества Христова, неоднократно становившиеся предметом внимания исследователей, богословов и искусствоведов, темой для художественных выставок.

Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако, основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Основными источниками иконографии стали Евангелие и церковное предание, в том числе апокрифическое протоевангелие Иакова.

Трон Максимиана.Фрагмент.Сер.6 в.Архиепископский музей в Равенне.
Трон Максимиана.Фрагмент.Сер.6 в.Архиепископский музей в Равенне.
Самые ранние сохранившиеся изображения Рождества Христова относятся к 4 веку. В катакомбах св. Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом – Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии. Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные – вол и осел как исполнение пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). Именно так представлено Рождество на саркофаге из Латеранского музея, на саркофаге, найденном на древней Аппиевой дороге Рима, на окладе Миланского Евангелия (6 века). По всей видимости, Богоматерь изображалась сидящей в подтверждении того, что безболезненно родила Христа, и поэтому, в отличие от всех женщин, не нуждалась в отдыхе. Это подчеркивали в своих творениях св. Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, а позже – в Четьих Минеях св. Димитрий Ростовский.

Примечательно изображение Рождества на знаменитом троне Максимиана, бывшим архиепископом Равенны в середине 6 века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним – вол, осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к которой обращается женщина, показывая свою правую руку. Сюжет восходит к 20 главе протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю.

Прямоугольный каменный одр, на котором Младенец лежит в сцене на троне Максимиана, а так же на реликварии Санкта-Санкториум (Ватикан) и миниатюре из Евангелия Рабулы, по мнению известного исследователя византийского искусства К. Вайцмана, представляет собою алтарь с нишей в центре для хранения реликвий.[1] Изображение Христа на алтаре связано с темой Евхаристии и может трактоваться как прообраз получившей распространение в византийском искусстве иконографической схемы мелисмос, в которой Младенец изображается на престоле как евхаристическая жертва.

Ампула Монцы. 6-7 вв.
Ампула Монцы. 6-7 вв.
На одной из ампул (VI-VII вв.), служивших паломникам для переноса св. воды или елея, а ныне известных как ампулы Монцы, Рождество Христово представлено в центре, среди других праздников. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской – навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом.

В целом иконография Рождества Христова сложилась к 7 веку. После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции будут являться пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу.

Рождество Христово. Мозаика.12 век. Палатинская капелла в Палермо,Сицилия
Рождество Христово. Мозаика.12 век. Палатинская капелла в Палермо,Сицилия
Первым о рождении Спасителя в пещере упоминал живший во II веке св. Иустин Мученик, а во времена Оригена уже показывали пещеру, в которой родился Спаситель. После прекращения гонений на христиан, императором Константином Великим над этой пещерой был сооружен храм, о котором писал древний историк Евсевий. Таким образом, в восточнохристианском предании прочно закрепилось представление о Рождестве Господа в пещере, что и оказало влияние на изображения. В символическом истолковании гора, в которой находилась пещера Рождества, стала соотноситься с самой Богородицей, а пещера – с её чревом, вместилищем Невместимого Бога. По другому толкованию, пещера понимается как темное место, означающее собою падший мир, в котором воссияло Солнце правды – Иисус Христос. Что же касается Вифлеемской звезды, то, по объяснению святых отцов, она являлась воплощением ангельской силы. Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках (например, на фреске 1680 года из церкви Ильи Пророка в Ярославле) сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках. Однако, в наиболее ранних памятниках, прежде всего византийских, звезда изображается над яслями, и на Младенца сходит сноп света, как, например на мозаике Палатинской капеллы в Палермо XII века.

Основная композиция Рождества (изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа) в различных памятниках будет дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и Омовения Младенца.

Рождество Христово.Икона. 17 век. Музей имени Андрея Рублева.
Рождество Христово.Икона. 17 век. Музей имени Андрея Рублева.
Изображение ангелов в верхней части икон Рождества Христова получило широкое распространение с VIII-IX вв., причем в последующие столетия неуклонно росло их количество – если сначала изображались две-три фигуры, то в поздних русских памятниках мы видим уже целое небесное воинство, славословящее Господа. Различно бывает и количество пастухов, пришедших поклониться Младенцу. Интересно отметить встречающуюся с XI века фигуру пастушка, радующегося событию и играющего на рожке. Эта деталь прямо соотноситься со службой Рождества на вечерне: «Господу Иисусу рождшуся от Святыя Девы, просветишася всяческая: пастырем бо свиряющим (то есть играющим на свирели), и волхвом покланяющимся, ангелом воспевающим, Ирод мятяшеся, яко Бог во плоти явися…»

Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии (Мф.2, 1-12; Лк.2, 6-20), то письменный источник, на который ориентировались художники, создавая сцену Омовения Младенца Христа, не установлен. Доподлинно известно лишь то, что впервые эта ставшая впоследствии постоянной деталь иконографии Рождества встречается в христианском искусстве западного мира и присутствует в оратории Папы Иоанна VII в Риме (рубеж VII-VIII вв.). Первыми примерами изображения Омовения в искусстве Византии являются книжные миниатюры 8-9 веков, например, армянского манускрипта Сан-Лазаро в Венеции и Хлудовской Псалтири.

Очень редко в иконах Рождества Христова встречается изображение св. пророка Исайи, предрекшего рождение Спасителя от Девы. Так, в рукописи XI века, происходящей из монастыря Есфигмен на Афоне, в иллюстрации к тексту Слова св. Иоанна Дамаскина на Рождество на одной из миниатюр рядом с яслями Спасителя представлен пророк Исайя. А на иконе Рождества Христова строгановского мастера Михаила конца 16 века из Русского музея в Санкт-Петербурге пророк изображен у изголовья Богоматери. В руках он держит свиток с текстом пророчества: «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына...» (Ис. 7, 14)

Рождество Христово. Фреска в церкви св. Апостолов в Пече, Сербия. Третья четверть 14 века.
Рождество Христово. Фреска в церкви св. Апостолов в Пече, Сербия. Третья четверть 14 века.
Среди встречающихся в сцене Рождества персонажей недоумение у исследователей вызывает загадочная фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом. Н.В. Покровский считал, что это один из пастухов, пришедших поклониться Христу[2]. Существует так же мнение, что это сын Иосифа, Иаков, по преданию сопровождавший святое семейство по дороге в Вифлеем. Однако он не мог изображаться старцем, поскольку был молодым человеком и в других памятниках представлен без бороды. По другой версии, которую разделяет Е. Луковникова, в образе старца в шкурах изображается дьявол, искушающий Иосифа о девстве Богоматери[3]. Чаще всего старец опирается на клюку или посох, иногда на нем в головной убор в виде шляпы. В очень редких случаях он беседует не с Иосифом, а с самой Богоматерью, как, например, на иконе-таблетке из Сергиево-Посадского музея-заповедника.
Рождество Христово.Фреска в ц. Иоакима и Анны в Студенице,Сербия.
Рождество Христово.Фреска в ц. Иоакима и Анны в Студенице,Сербия.
Среди редких иконографических вариантов Рождества в византийском искусстве следует отметить две интересные фрески. На одной из них – XIII века, из ц. Оморфи (окрестности Кастории) Богоматерь представлена кормящей Младенца грудью[4]. Этот мотив заимствован из западноевропейского искусства, где был чрезвычайно распространен. На другой фреске, XIV века, из королевской церкви св. Иоакима и Анны сербского монастыря Студеница, Богоматерь прильнула щекой к лику Младенца, что напоминает сцену оплакивания при положении Христа во гроб, где Спаситель также изображается в пеленах. Таким образом, уже при Рождестве Иисуса, Богоматерь как бы предчувствует грядущие крестные муки Сына. Тема Христовых страстей в образах Рождества присутствует и в сцене поклонения волхвов. Как известно, восточные мудрецы принесли Младенцу в качестве даров золото, ладан и смирну – благовоние, которым натирали усопших перед погребением…

На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Конечно, русские иконописцы следовали византийской иконографической схеме, но дополняли ее различными подробностями и деталями. Рождественский цикл уже в XI-XII веках почти всегда представал в расширенном варианте, в который включалось, к примеру, не только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой. Так, конные изображения восточных мудрецов присутствуют в монументальной живописи собора Антониева монастыря в Новгороде, соборе Мирожского монастыря в Пскове, Борисоглебской церкви в Кидекше и Кирилловской церкви в Киеве (все – 12 века), в то время как в греческих мозаиках и фресках этого времени такие примеры единичны.[5]

В связи с обзором монументальных ансамблей следует отметить, что в византийской и русской живописи рассматриваемому нами сюжету уделялось особое место. Чаще всего Рождество Христово изображалось в паре с Успением Богоматери – сюжеты находились друг напротив друга, например, на южной и северной стенах. Это символическое противопоставление рождения во плоти и нового рождения после смерти для жизни на небесах подчеркивалось схожими иконографическими мотивами. В Рождестве Спаситель в пеленах лежит в яслях, а в Успении Христос держит в руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца. Подобно тому, как Господь вверил Себя Пресвятой Деве в Рождестве, Богоматерь вверила свою душу Христу во Успении. Наглядное сопоставление в храмовом пространстве этих сюжетов знаменательно потому, что они иллюстрируют начало и завершение истории спасения – от Боговоплощения до вознесения нетленной плоти Богородицы.[6] Примеры такого решения программы росписи храмов существуют в различных регионах бывшего византийского мира – на Кипре, в Болгарии, Сербии, Греции и России.

Особую популярность на Руси получили иконы с изображением Собора Богоматери. Этот праздник отмечается на следующий день после Рождества Христова, и по смыслу и характеру богослужения тесно с ним связан. 26 декабря (по новому стилю – 8 января) христиане чествуют Пресвятую Деву как Матерь Сына Божия, послужившую тайне Боговоплощения.

Иконография Собора Богоматери сложилась постепенно, на основе собственно иконографии Рождества, с изменениями под влиянием текста рождественской стихиры:[7] «Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради: каждого от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие дивление, земля вертеп, пустыня ясли, мы же, Матерь Деву…».

Центром композиции становится образ Богоматери на престоле с Младенцем на коленях, позади престола могут изображаться ясли Спасителя. Богоматери поклоняются волхвы и пастыри, в нижней части изображаются человеческий род и персонификации Земли и Пустыни в виде женщин, одна из которых, согласно тексту стихиры, приносит вертеп, пещеру, а другая – ясли. В людской толпе, восхваляющей Богоматерь, обычно выделялись гимнографы, авторы службы Рождеству – свв. Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, а так же другие святые, цари и царицы. На Балканских фресках изображали исторических персонажей, современников художника.

Собор Богоматери. Икона. Псков, первая половина 15 века.
Собор Богоматери. Икона. Псков, первая половина 15 века.
Самой ранней иллюстрацией рождественской стихиры на Руси является икона, созданная в Пскове в начале XV века, а ныне хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее. Особое внимание обращает на себя колорит иконы, и выделяющиеся на его фоне три фигуры в белых одеяниях. Можно предположить, что здесь представлены волхвы, поклонявшиеся Младенцу, а впоследствии, по преданию, принявшие святое крещение. Белые одежды, таким образом, символизируют их очищение от первородного греха.

Другими примерами иконографии «Собора Богоматери» на Руси являются фреска Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля, икона «Что Ти принесем» из собрания П.Д. Корина. В XVI веке композиция сюжета усложнялась введением многочисленных дополнительных персонажей, особенно большого количества святых, предстоящих Младенцу и Его Матери.

Рассмотренные нами лишь некоторые примеры иконографии Рождества Христова показывают, с каким благоговением относились иконописцы к этим образам, как важно им было не только представить евангельскую сцену «исторически», в соответствии с церковным преданием, но и наполнить ее глубоким символическим содержанием, присущим иконе. Осмысление многочисленных деталей иконографии и понимание их значения важно для осмысления изображаемого события, являющегося началом нашего спасения.

www.pravoslavie.ru

Православное Рождество в поэзии и живописи.

Рождество Христово — величайший после Пасхи православный праздник, праздник прихода Бога в телесном облике в земную жизнь. Младенец родился в полутемном холодном хлеву в пригороде небольшого городка Вифлеема. На место Рождения Христа указывала яркая Вифлеемская звезда, за светом которой следовали три восточных царя (или волхва) Валтасар, Гаспар и Мельхиор, которые принесли в дар Божественному Младенцу золото, ладан и смирну. Золото — Царю, ладан — Богу, смирну — Человеку. Рождественские образы и мотивы широко распространены в творчестве русских поэтов.

Афанасий Фет                                                         

        ***

Звезда сияла на востоке, И из степныхдалеких стран
Андрей Рублёв. Рождество Христово
Седые понесли пророки В дань злато, смирну и ливан.

Изумлены ее красою,Волхвы маститые пошлиЗа путеводною звездоюИ пали до лица земли.

И предо мной, в степи безвестной,Взошла звезда твоих щедрот:Она свой луч в красе небеснойНа поздний вечер мой прольет.

Но у меня для приношеньяНи злата, ни ливана нет, -Лишь с фимиамом песнопеньяПадет к стопамтвоим поэт.            1887

 
Рождество.Боровиковский Владимир Лукич. 1790 г. Холст, масло.Тверская областная картинная галерея
Рождество Христово.Вишняков Иван Яковлевич и др. 1755 г.Из Троице-Петровского собора.Государственный Русски музей.СПб

Афанасий  Фет                       

***

Волхвы. ЭскизРябушкин Андрей Петрович. Бумага, акварельКостромской государственный объединенный художественный муз
Ночь тиха. По тверди зыбкой                         Звезды южные дрожат.Очи Матери с улыбкойВ ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних, -Вот пропели петухи -И за ангеламив вышнихСлавят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,Озарен Марии лик.Звездный хор к иному хоруСлухом трепетным приник, -

И над Ним горит высокоТа звезда далеких стран:С ней несут цари Востока

Злато, смирну и ливан.1842
Рождество Христово.Боровиковский Владимир Лукич. Холст, маслоИсторико-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»
Рождество Христово.Репин Илья Ефимович. 1890 г. Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея

 Анна Ахматова

Рождество                                                                                                                               

Пива светлого наварено,

На столе дымится гусь…

Поминать царя да барина

Станет праздничная Русь -

Крепким словом, прибауткою

За беседою хмельной;

Тот-забористою шуткою,

Этот-пьяною слезой.

И несутся речи шумные

От гульбы да от вина…

Порешили люди умные:

— Наше дело — сторона.

 Борис Пастернак

Снег идет

Снег идет, снег идет.

Рождество Христово.

Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1891 гг.Бумага на картоне, гуашь, золото. 41×31,8Государственная Третьяковская галерея

К белым звездочкам в буране                                     

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и все в смятеньи,

Bсе пускается в полет,

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.

Не оглянешься и святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

                                                                                                    

Снег идет, густой-густой.

Явление ангела пастухам.Петровский Петр Степанович (1814-1842).1839 г. Холст, масло. Череповецкое музейное объединениеЗа эту картину молодой

художник — ученик Карла Брюллова —в 1839 году получил первую большую золотую медаль Академии Художеств.Полотно находилось в музееИмператорской Академии Художеств до момента закрытия, затем было переданоЧереповецкому краеведческому музею.

В ногу с ним, стопами теми,                                     

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,                        

Снег идет, и все в смятеньи:                                        

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

                                                                                                                                                                               

Сон Иосифа.Александр Андреевич Иванов.1850е ггМосква. Государственная Третьяковская галерея
Рождество Христово (Поклонение пастухов).Шебуев Василий Козьмич. 1847 г.Холст, масло. 233×139,5 см.Образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге
  Рождество Христово.Гагарин Григорий Григорьевич

Борис Пастернак 

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА 

Стояла зима.                                                                          Дул ветер из степи.И холодно было Младенцу в вертепеНа склоне холма.Его согревало дыханье вола.Домашние звериСтояли в пещере,Над яслями теплая дымка плыла.Доху отряхнув от постельной трухиИ зернышек проса,Смотрели с утесаСпросонья в полночную даль пастухи.Вдали было поле в снегу и погост,Ограды, надгробья,Оглобля в сугробе,И небо над кладбищем, полное звезд.А рядом, неведомая перед тем,Застенчивей плошкиВ оконце сторожки

ВаснецовВиктор Михайлович.1885-1896Рождество Христово.Росписи Владимирского соборав Киеве
Мерцала звезда по пути в Вифлеем. Она пламенела, как стог, в стороне От неба и Бога, Как отблеск поджога, Как хутор в огне и пожар на гумне. Она возвышалась горящей скирдой Соломы и сена Средь целой вселенной,                                                               Встревоженной этою новой звездой.                                            Растущее зарево рдело над ней И значило что-то, И три звездочета Спешили на зов небывалых огней. За ними везли на верблюдах дары.                                            И ослики в сбруе, один малорослей Другого, шажками спускались с горы. И странным виденьем грядущей поры Вставало вдали все пришедшее после.                                    Все мысли веков, все мечты, все миры,                                                Все будущее галерей и музеев,                                           Все шалости фей, все дела чародеев,                                 Все елки на свете, все сны детворы. Весь трепет затепленных свечек, все цепи, Все великолепье цветной мишуры... ... Все злей и свирепей дул ветер из степи... ... Все яблоки, все золотые шары.                                                                 Часть пруда скрывали верхушки ольхи, Но часть было видно отлично отсюда Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи. Как шли вдоль запруды ослы и верблюды, Могли хорошо разглядеть пастухи. - Пойдемте со всеми, поклонимся чуду, - Сказали они, запахнув кожухи.                                                                                            От шарканья по снегу сделалось жарко. По яркой поляне листами слюды Вели за хибарку босые следы.                                                               На эти следы, как на пламя огарка, Ворчали овчарки при свете звезды. Морозная ночь походила на сказку, И кто-то с навьюженной снежной гряды Все время незримо входил в их ряды. Собаки брели, озираясь с опаской,
Поклонение волхвов.Валериан Отмар. 1897 г.Оригинал мозаикидля храмаСпаса на крови.
И жались к подпаску, и ждали беды. По той же дороге чрез эту же местность Шло несколько ангелов в гуще толпы. Незримыми делала их бестелесность, Но шаг оставлял отпечаток стопы. У камня толпилась орава народу. Светало. Означились кедров стволы. - А кто вы такие? - спросила Мария. - Мы племя пастушье и неба послы, Пришли вознести Вам Обоим хвалы. - Всем вместе нельзя. Подождите у входа. Средь серой, как пепел, предутренней мглы Топтались погонщики и овцеводы,                                         Ругались со всадниками пешеходы, У выдолбленной водопойной колоды Ревели верблюды, лягались ослы. Светало. Рассвет, как пылинки золы,  Последние звезды сметал с небосвода.                              И только волхвов из несметного сброда                                Впустила Мария в отверстье скалы. Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,                                    Как месяца луч в углубленье дупла.                                                 Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы и ноздри вола. Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова. Вдруг кто-то в потемках, немного налево От яслей рукой отодвинул волхва, И тот оглянулся: с порога на Деву, Как гостья, смотрела звезда Рождества. 1947
Гагарин Григорий Григорьевич. Поклонение волхвов
Рождество Господа нашего Иисуса Христа.Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1916)
Ангельское славословие в моментрождения Спасителя.Лебедев К.В. (1852-1916)

 Марина Цветаева

Рождество, праздник детский, белый,  Когда счастливы самые несчастные...

Господи! Наша ли душа хотела,

Чтобы запылали зори красные?

Ты взыщешь, Господи, но с нас ли, с нас ли?

Звезда Вифлеемская за дымами алыми...

И мы не знаем, где Царские ясли,

Но все же идем ногами усталыми.

Мир на земле, в человеках благоволенье...

Боже, прими нашу мольбу несмелую:

Дай земле Твоей умиренье,

Дай побеждающей одежду белую...

 Иосиф Бродский
Рождество Господа нашего Иисуса Христа.Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1916)
В Рождество все немного волхвы...

В Рождество все немного волхвы.                             В продовольственных слякоть и давка. Из-за банки кофейной халвы производит осаду прилавка грудой свертков навьюченный люд: каждый сам себе царь и верблюд.

Сетки, сумки, авоськи, кульки, шапки, галстуки, сбитые набок. Запах водки, хвои и трески, мандаринов, корицы и яблок. Хаос лиц, и не видно тропы в Вифлеем из-за снежной крупы.

И разносчики скромных даров в транспорт прыгают, ломятся в двери, исчезают в провалах дворов, даже зная, что пусто в пещере: ни животных, ни яслей, ни Той, над Которою - нимб золотой.

Рождество Христово.Мозаика по оригиналу И.Ф.ПорфироваХрам Вознесения Христова(Спас на крови),С-Петербург
Пустота. Но при мысли о ней                                      видишь вдруг как бы свет ниоткуда. Знал бы Ирод, что чем он сильней, тем верней, неизбежнее чудо. Постоянство такого родства - основной механизм Рождества.

То и празднуют нынче везде, что Его приближенье, сдвигая все столы. Не потребность в звезде пусть еще, но уж воля благая в человеках видна издали, и костры пастухи разожгли.

Валит снег; не дымят, но трубят трубы кровель. Все лица, как пятна. Ирод пьет. Бабы прячут ребят. Кто грядет - никому непонятно: мы не знаем примет, и сердца могут вдруг не признать пришлеца.

Но, когда на дверном сквозняке   из тумана ночного густого возникает фигура в платке, и Младенца, и Духа Святого ощущаешь в себе без стыда; смотришь в небо и видишь - звезда.

Елочный торг.Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля

                                                                

 * * *

Кружась легко и неумело,

Снежинка села на стекло.

Шёл ночью снег густой и белый -

От снега в комнате светло.

Чуть порошит пушок летучий,

И солнце зимнее встаёт.

Как каждый день – полней и лучше,

Полней и лучше Новый год…

Александр Твардовский

         

Славильщицы.Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г. Холст, масло.Государственный Русский музей
Колядки в Малороссии.Трутовский Константин Александрович (1826-1893). Не позднее 1864 г.
Христославы. (Дети старой деревни).Федот Васильевич Сычков 1935. Холст, масло. 63×83 см
Борис Кустодиев "Елочный торг", 1918
Федор Решетников "Прибыл на каникулы", 1948
Александр Моравов "Рождественская ёлка", 1921
Наталья Соколова. Рождество Христово
Александр Левченков "Утро Нового года", 1999

olganikiv.blogspot.com

Рождество Христово в христианском искусстве

06.01.2012

Рождество… Сам Бог пришел в мир людей в человеческом образе, в мир, искалеченный грехом, чтобы принять на себя все зло мира и победить его. Пришел не в сиянии славы, а крохотным беспомощным Младенцем, рожденным в бедной, никому не известной семье. Во все века христианской истории этот факт с такой силой отзывался в христианском сердце, что Рождество Христово стало одним из любимейших сюжетов для художников. Уже в самых первых раннехристианских памятниках искусства можно найти изображение Рождества.

Давайте попробуем совершить вместе маленькое путешествие в мир красок и линий, с помощью которых старые мастера донесли до современного человека красоту и радость Рождества Христова.

Искусство первых христиан

Первые три века христианской истории (I-III века по Р.Х) отдельного праздника Рождества не существовало. Он был соединен с праздником Крещения Господня под одним именем Богоявления — прихода Бога в мир людей. Только в IV веке, когда римский император Константин Великий разрешил христианам открыто исповедовать свою веру и христиане вышли из катакомб, праздник Рождества выделился в самостоятельное яркое событие годового богослужебного и календарного круга. Постепенно стала разрабатываться традиция написания сюжета Рождества Христова.

Рождество Христово. Древнерусская икона XV века.

Первые христиане изображали Рождество Христово очень просто, как его обычно рисуют дети – ясли с Младенцем, склоненные над ними Богородица и праведный Иосиф, рядом вол и ослик. Иногда (гораздо реже) изображали пастухов и волхвов. Археологи находят именно такие изображения Рождества на древнеримских христианских саркофагах, на бутылочках для лампадного масла. С появлением первых икон (самые ранние известные иконы относятся к VI веку по Р.Х.) формируется иконография Рождества Христова, которая останется практически неизменной до XXI века.

Византийские и русские иконы Рождества Христова

В иконописи существуют свои особые каноны изображения Священной истории. Иконописец не ставит себе задачу нарисовать иллюстрацию к рождественскому повествованию Евангелия от Матфея и Евангелия от Луки. Рождество Христово рассматривается с точки зрения вечности, где все другое, не такое как на земле.

Поэтому, например, нет ничего удивительного в том, что в иконе Рождества изображены несколько событий, происшедших в разное время – явление звезды, само Рождество, явление ангелов пастухам, шествие волхвов. Если бы все это изображал светский художник, он, несомненно, предложил бы зрителям серию картин на тему Рождества, где последовательно все бы изобразил. Так, кстати, и произошло в эпоху Возрождения (XV-XVI века). А иконописец соединяет все в одной иконе, потому что в вечности нет «когда» и «потом», а есть только «днесь» то есть «сейчас и навсегда».

В человеческой истории, во времени Рождество Христово совершилось лишь однажды. Но для Церкви, которая каждый год снова и снова входит в пространство Рождества, это событие не является просто историческим фактом, разделяющим время на «до Рождества Христова» и «после». Это событие встречи Бога и человека, времени и Вечности. Это не «однажды», а «навсегда».

В пространстве иконы «радость велия» о рождении Спасителя мира, которую ангелы возвестили пастухам, тоже выглядит совсем иначе, чем радость в обычном, житейском смысле. Икона как бы предлагает другое понимание праздника – не богатый стол, не яркие одежды, не песни и пляски, а тишина, покой и благодарность. Тишина и покой фигур Матери и спеленутого Младенца, смирные овечки у ног пастухов, глядящих на небо. Это та радость, которая переживается внутри, сердцем.

Классическое византийское иконописное изображение Рождества Христова включает в себя три зрительных плана (яруса) – верх, «небо», центр, «соединение неба и земли», и низ, «землю».

Древнерусские иконы практически всегда следуют византийской традиции. Только в XVII веке появляются иконы, композиция которых очень напоминает западноевропейскую живопись. В иконах этого времени, кроме собственно сюжета Рождества, появляется и сюжет бегства в Египет, и избиение младенцев по приказу царя Ирода.

Джотто. Рождество Христово.

Небо, звезда, горы

Что и, главное, почему помещает мастер в каждом ярусе изображения?

Вверху иконы обычно изображено открытое небо и сияющая звезда. Луч звезды касается вершины горы, внутри которой находится пещера – «вертеп». Звезда и пещера – это своего рода конкретные иллюстрации евангельского рассказа о Рождестве, а вот открытое небо и вершина горы наполнены уже символическим смыслом. Часто можно встретить выражение: «Рождество — это небо на земле». Вполне возможно, что иконописец имеет в виду именно это, изображая отверстое небо.

С момента Рождества небо стало открытым для человека, он может, если захочет, двигаться к Богу. Потому что Христос, приняв образ человеческого младенца, пострадав и умерев на Кресте, а затем воскреснув, вылечил человека от греха. И путь на небо открыт. Только пройти его человек должен сам, карабкаясь вверх.

Вот и символический смысл горы становится понятен – горы изображены здесь не только как отображение реального гористого ландшафта Святой Земли, но и как образ движения человеческой души вверх, к Богу, через преодоление препятствий прежней, греховной жизни. Ангелы по сторонам горы тоже из небесного, горнего мира, где живет Бог. Причем небо имеется ввиду не как астрономическое, естественнонаучное понятие, не как то, что накрывает землю, а как то, что обозначает безграничность и чистоту.

Пещера, осел, вол, ясли

Внутри пещеры обычно рисуют лежащую на ложе Богородицу, которая изображена крупнее других участников события, и крохотного спеленутого Христа, вокруг головы Которого сияет крестчатый нимб (нимб с вписанным в него крестом – обязательный атрибут образа Спасителя, указывающий на Его крестные страдания).

Интересно, что Богородица обычно не смотрит на Младенца, а смотрит на нас. Это часто вызывает недоумение. Как это – Мать не смотрит на Сына? Но это делается совершенно сознательно, чтобы показать, что Младенец не принадлежит Матери, Он пришел в мир, чтобы спасать его.

Рядом с деревянными яслями обычно изображают вола и осла (иногда – коня и корову). Эта деталь не только намек на то, что Рождество совершилось в хлеву, но и иллюстрация к книге пророка Исайи, предсказавшего рождение Христа от Девы за много тысяч лет до самого события: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего…» (Ис.1,3). Кроме того, некоторые исследователи считают, что вол и осел – это образы двух миров – израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь.

Важно также обратить внимание на форму яслей, которая похожа на форму гроба — Христос родился в мир, чтобы умереть за него и воскреснуть для него.

Доменико Гирландайо. Рождество Христово.

Пастухи и волхвы

Часто по сторонам от Богородицы изображают пастухов и волхвов, их фигуры значительно меньше, чем фигура Богородицы. В лице простых неграмотных, но верующих пастухов и в лице языческих волхвов-мудрецов Господь явился всему миру. И теперь каждый человек может найти свою дорогу к Богу – и не слишком образованный, но добрый и честный человек, и современный интеллектуал, сердце которого частенько бывает заражено надменностью и высокомерием.

Праведный Иосиф

В нижнем ярусе иконы обычно изображают сидящего в задумчивости Иосифа с предстоящим ему пастухом, и двух женщин, омывающих новорожденного Младенца.

Сцену с пастухом обычно объясняют так — лукавый дух терзает сомнениями душу Иосифа: как же могло произойти Рождение? Но многие исследователи сходятся на том, что это, скорее, всего, пастух из апокрифических сказаний о Рождестве, к которому Иосиф обращался в поисках крова и огня для Младенца. Наиболее часто в иконописи и живописи используется апокриф «Протоевангелие Иакова», где рассказывается о детских годах Спасителя и детстве Божией Матери.

Омовение Младенца

Из «Протоевангелия Иакова» взята и сцена омовения Младенца, о которой ничего не говорится ни у Матфея, ни у Луки. С одной стороны — это чисто бытовая деталь, связанная с рождением ребенка. В древности и в Средние века принято было омывать новорожденного, впрочем, как и сейчас. Отсюда и купель, и кувшин с водой.

Но есть и второе объяснение этому. Апокриф привносит в повествование о Рождестве Бога чисто человеческие, житейские детали. В «Протоевангелии Иакова» рассказывается, как Иосиф оставил Богородицу в пещере одну и пошел искать повивальную бабку, которая помогла бы принять роды. Повитуха по имени Саломея усомнилась в том, что Дева может родить, и захотела убедиться в этом сама. Дальше по тексту произошло вот что:

«И только протянула Саломея палец, как вскрикнула и сказала: «Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается, как в огне…» И тогда предстал перед нею Ангел Господень, и сказал ей «Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к Младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость». И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав: «Поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея…»

Можно попробовать предложить и еще одно простое толкование сцены омовения Младенца. В купели, изображенной на иконе, легко узнается купель, в которой обычно крестят в Церкви младенцев, приобщая их к жизни с Богом.

Западноевропейские художники Средневековья и Возрождения

Работы европейских художников Раннего (V–XIвв.) и Зрелого Средневековья (XI-XIII вв.) в принципе повторяют византийскую иконописную традицию. Добавляются лишь некоторые детали, которые не встретишь в византийских и древнерусских иконах.

Характерная особенность европейской христианской живописи – стремление не столько вдохновить человека на движение души вверх, к Богу, сколько «спустить» Бога с небес на землю, сделать Его доступным человеку, смешать Священную историю и житейскую человеческую историю, растворив одну в другой.

Перепись в Вифлееме

Одна из деталей события Рождества Христова, которых нет в иконописи, но есть в живописи – изображение переписи населения, с рассказа о которой начинается рождественская глава Евангелия от Луки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле…» (Лк. 2,1).

Замечательный мастер Северного Возрождения Питер Брейгель Старший (XVI век) посвятил этому сюжету знаменитую картину «Перепись в Вифлееме». Но глазам зрителя предстает не гористая Святая Земля, а заснеженные Нидерланды. Художник переносит евангельские события в современный ему мир. На Рождество на севере Европы всегда бывает снег, поэтому праведный Иосиф и Богородица бредут по снегу.

Питер Брейгель. Перепись в Вифлееме.

О том, что это Святое семейство (так принято было говорить в Европе XIV-XVII веков), можно догадаться, лишь разглядев осла, на котором сидит Дева Мария, и пилу на плече Иосифа – плотника. Огромные массы людей, среди которых затерялось скромное Святое семейство, изображают толпы народа, пришедшие на перепись. Но больше ничего не говорит нам о том, что скоро должно совершиться великое событие Рождества. Нидерландские крестьяне заняты своими хозяйственными делами, дети резвятся на льду .

Только рождественский венок, прибитый над дверью дома, и жареный поросенок намекают на праздник Рождества. Но это опять не евангельские детали, а реальность повседневной жизни Нидерландов эпохи Возрождения.

Пещера, дом, гостиница

Часто в европейских картинах на тему Рождества Христова можно увидеть вместо пещеры ветхий, почти разрушенный дом.

С одной стороны такой дом символизировал тот факт, что Христос родился в бедности и безвестности, а с другой стороны старый, ветхий дом обозначал Ветхий Завет, который с приходом в мир Христа заменялся заповедями Нового Завета.

Некоторые исследователи видят в этом изображении дома изображение гостиницы, такой, какая была распространена на Востоке. Это был караван-сарай, хижина с тремя стенами, четвертая сторона дома открыта на улицу. Здесь же, во дворе, отделенном несколькими ступеньками от дома, пасется скот. Все происходящее в таком доме видно взору постороннего человека.

Вполне возможно, что именно в одну из таких гостиниц не пустили переночевать Святое семейство. И, помещая подобный дом-гостиницу на своем полотне, европейские художники подчеркивают тем самым странничество Христа в этом мире и Его открытость всем и всему.

Рогир Ван дер Вейден. Поклонение волхвов.

Младенец Христос

На византийских и древнерусских иконах Христос Младенец изображен часто без возраста или наоборот, как маленький взрослый, чтобы подчеркнуть вечность Бога и Его взрослость по отношению к людям.

В европейской живописи распространено два типа изображения Младенца – либо хрупкое и худенькое тельце новорожденного с непропорциональными частями тела и большой головой, как это бывает с реальными новорожденными младенцами, либо в виде упитанного шестимесячного малыша, а то и годовалого ребенка. Может быть, эта конкретность, телесность в изображении Христа - тоже некоторая дань европейцев их желанию соединить Священную и житейскую, мирскую историю?

Рембрандт Харменс ван Рейн. Поклонение волхвов.

Вокруг головы Богомладенца на большинстве европейских картин нет крестчатого нимба, а на некоторых нет и простого нимба — символа святости.

Интересный ход нашел знаменитый голландский живописец XVII века Рембрандт Харменс Ван Рейн – он изображает глубокую темноту рождественской ночи и по контрасту с тьмой пишет яркое свечение лика Младенца. Свет исходит от Него Самого, а не от нимба, нарисованного над головой. Так Рембрандт с помощью яркой детали передает мысль о том, что Бог Сам – источник света, добра, любви, святости.

Ангелы, пастухи

Нередко западноевропейские художники изображали ангелов над младенцем не как духовных существ, а как имеющих тело веселых, счастливых музыкантов, только с крыльями на спине.

Мотив игры Младенцу Христу на флейте или на лютнях берет начало в народной традиции католической средневековой Европы играть на Рождество перед изображением Младенца Христа на дудочке. Интересно, что в нотах, которые держат в руках ангелы, записаны настоящие музыкальные пьесы, которые можно исполнить. Некоторые из них – даже для нескольких инструментов и голосов. Кроме того, ангелы европейских художников (например, в картине Робера Кампена) держат в руках ленты со словами рождественских песнопений.

Роббер Кампен. Рождество Христово.

Часто и пастухи бывают изображены с дудочками и волынками, что может быть связано не только с их пастушеским трудом, но также со средневековым обычаем играть для Младенца Христа на флейте.

Волхвы

Обычно европейские художники изображали трех волхвов по числу трех человеческих возрастов (юность, зрелость, старость), чтобы подчеркнуть, что в любом возрасте человек нуждается в Боге.

Христос Младенец играет с дарами, трогает одежду и волосы волхвов, а они протягивают к Нему руки. Бог устремляется к людям в ответ на их движение к Нему.

Уже в эпоху Зрелого Средневековья языческие маги-звездочеты превратились в трех царей, пришедших из трех стран Востока (чаще всего в числе этих стран называют Аравию, Персию и Эфиопию). У каждого царя свое имя – Каспар, Мельхиор, Балтазар. Каждый принес свой дар родившемуся Христу – золото (подчеркивая царское достоинство Христа), ладан (который употребляется в богослужении) и смирну (ею пропитывают на Востоке мертвое тело). Подарки волхвов символизировали двойную природу Христа – Божественное бессмертие и человеческую смертность.

В католической Европе до сих пор существует праздник Трех царей, особенно любимый немецкими и французскими детьми. В этот день (6 января) они получают подарки и щеголяют в золотых бумажных коронах, изображая волхвов-царей.

Джотто. Поклонение волхвов.

В эпоху Возрождения у волхвов появляется пышная свита – верблюды и кони, нагруженные дарами, многочисленные слуги, как, например, в картине «Поклонение волхвов» Джотто. Может быть, именно художники Возрождения привнесли в сознание европейца то понимание праздника Рождества, которое очень близко современному человеку — изобилие, даже роскошь всевозможных проявлений материального мира как главный атрибут торжества. Не здесь ли корни традиции богатой праздничной трапезы, блестящих нарядов, будущих пышных разукрашенных ёлок, балов и фейерверков?

Художники все больше увеличивали эту свиту, она часто заполняла все поле картины, так что Христос Младенец и Богородица оказывались едва заметными. Постепенно то же самое случилось и в обыденной жизни. Реальность Рождества, его абсолютное значение для человека европейской христианской цивилизации заслонилось суетой мегаполиса. И для многих дни Рождества сейчас - лишь повод посетить предпраздничную распродажу. Или просто длинные каникулы посреди зимы.

Художники Возрождения, открыв новые технические возможности масляной живописи, осваивали изображение реального мира во всех подробностях. В картинах на тему Рождества обнаруживаются не только кропотливо выписанные складки одежд по тогдашней моде богатых итальянских или голландских торговых городов, но и портретные черты конкретных людей – самих художников или их благодетелей.

Джентиле да Фабиано. Поклонение волхвов.

Но, может быть, дело не только в стремлении к реализму. Все-таки человек эпохи Возрождения еще не отвергал Христа, и в целом его жизнь протекала в русле христианской традиции, несмотря на то, что именно в XV-XVI веках зарождается европейский рационализм. Может быть, так мастера эпохи Возрождения выражали движение своей души, которая тоже хотела поклониться Христу вместе с волхвами?

Но пройдет всего двести-триста лет, и рационализм обернется обыкновенным атеизмом, который породит нашу постхристианскую эпоху, где вера и неверие стали личным делом отдельного человека. И все больше праздничная нарядная толпа заслоняет новорожденного Младенца…

Источник: www.pravmir.ru

mbchurch.ru

Описание картины Ильи Репина «Рождество Христово»

Описание картины Ильи Репина «Рождество Христово»

Илья Репин, мастер портрета, решил изобразить один из наиболее популярных сюжетов из Нового Завета. На данной работе мы видим первые минуты после рождения Иисуса. В яслях, где согласно Библии, проходили роды, находится Мария, Иисус и Иосиф.

На картине «Рождество Христово» мы видим абсолютно умиротворяющую обстановку. Мария, мать Иисуса, сидит возле новорожденного будущего Спасителя. Репин не захотел переносить события из былых веков в современный мир, что часто делали художники Возрождения. Поэтому на данной работе мы видим, что Мария не имеет европейской внешности, она одета в характерную для тех мест и того времени одежду. На ней длинное красное платье, на голове и шее – белый платок. Многие утверждают, что красное одеяние, в котором часто изображают Богоматерь – это символ крови, которая в последствии будет пролита ее сыном. Но сейчас еще очень далеко до этих событий, поэтому мать абсолютно спокойна. Она с умиротворением смотрит на свое дитя. Руки она положила на одеялко Иисуса. Ребенок изображен в колыбели. Сверху он накрыт белоснежным теплым покрывалом. Нам видна лишь головка ребенка. Он не спит, но и не кричит. Ребенок также, как и мать безмятежен и спокоен.

Рядом с Марией и Иисусом стоит Иосиф. Его фигура изображена очень темными красками, отчего создается ощущение, что он далеко не самый важный человек на данном полотне. Небольшая свеча, расположенная возле кроватки Иисуса, лишь немного освещает лицо Иосифа. Рядом с детской кроваткой расположен медный таз, на котором лежит белый отрез ткани. Так, художник изобразил будущее крещение, которое ждет младенца.

В истории изобразительного искусства есть немногое количество работ на религиозную тематику, где не изображена трагедия. Считается, что лишь великий трагический сюжет может достучаться до людей. Репин пошел другим путем. Он сумел этой работой передать чувства молодой матери, которая только что родила ребенка.

opisanie-kartin.com

Рождество Христово в русской живописи

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лука, 2:6–7). До начала V века Рождество праздновали одновременно и как праздник Богоявления. Поэтому в живописи смешались сюжеты собственно рождения и последующих эпизодов, которые, строго говоря, больше относятся к Богоявлению – поклонение волхвов (царей), поклонение пастухов, которые не всегда включают изображение непосредственно рождения Христа.

Сон Иосифа.Александр Андреевич Иванов. 1850-е гг.Бумага, акварель, итальянский карандаш.Москва. Государственная Третьяковская галерея

* * *

Рождество Христово.Гагарин Григорий Григорьевич

* * *

Поклонение волхвов.Гагарин Григорий Григорьевич

* * *

Рождество Христово (Поклонение пастухов).Шебуев Василий Козьмич. 1847 г. Холст, масло. 233x139,5 см.Образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге

Поклонение пастырей (пастухов). Шебуев Василий Козьмич (1777—1855). Первая половина XIX века. Дерево, масло, 37 x 51Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

* * *

Рождество Христово. П.В. Басин. Эскиз. Середина 1840-х. Холст, масло, 40,5х25,5Государственный Русский музей 

* * *

Рождество Христово.Репин Илья Ефимович. 1890 г. Холст, масло. 73x53,3.Государственная Третьяковская галерея

* * *

Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа. Эскиз.Иванов Александр Андреевич. 1850-е.Бумага коричневая, акварель, белила, итальянский карандаш. 26,4x39,7 Государственная Третьяковская галерея, Москва

Славословие пастухов.Иванов Александр Андреевич. 1850 г.

* * *

Явление ангела пастухам.Петровский Петр Степанович (1814-1842). 1839 г. Холст, масло. 213х161.Череповецкое музейное объединение

За эту картину молодой художник — ученик Карла Брюллова — в 1839 году получил первую большую золотую медаль Академии Художеств. Полотно находилось в музее Императорской Академии Художеств до момента закрытия, затем было передано Череповецкому краеведческому музею.

* * *

Рождество Христово.Васнецов Виктор Михайлович. 1885-1896Росписи Владимирского собора в Киеве

* * *

Рождество Христово.Вишняков Иван Яковлевич и др. 1755 г.Из Троице-Петровского собора.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

* * *

Рождество.Боровиковский Владимир Лукич. 1790 г. Холст, масло.Тверская областная картинная галерея

* * *

Рождество Христово.Боровиковский Владимир Лукич. Холст, маслоИсторико-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»

* * *

Рождество Христово. М.В. Нестеров. 1890-1891 гг. Бумага на картоне, гуашь, золото. 41 x 31.Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собораГосударственная Третьяковская галереяhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15006

Рождество Христово.Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора.Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1891 гг. Бумага на картоне, гуашь, золото. 41x31,8Государственная Третьяковская галерея http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=14959

Рождество Христово.М. В. Нестеров. 1890 г.

Коленопреклоненная фигура юноши с посохом в руке. Рука, держащая посох. Рука, поднятая к устам. М.В. Нестеров. Этюд. 1890-1891 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, итальянский карандаш, уголь. 49x41. Подготовительные этюды для фигуры одного из пастухов композиции "Рождество Христово" (алтарь южного приделана хорах Владимирского собора в Киеве)Киевский государственный музей русского искусстваhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=4661 

Рождество (Поклон царей). М.В. Нестеров. 1903 г.Фрагмент росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невскогоhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15189

Рождество (Поклон царей). М.В. Нестеров. 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, акварель, бронза, алюминий. 31x49. Эскиз росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского.Государственный Русский музейhttp://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15177

* * *

Волхвы. ЭскизРябушкин Андрей Петрович. Бумага, акварельКостромской государственный объединенный художественный музей

* * *

Рождество Господа нашего Иисуса Христа.Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)

Рождество Господа нашего Иисуса Христа.Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)

Ангельское славословие в момент рождения Спасителя.Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)

Рождество Христово.Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816). Графика.Церковно-археологический кабинет МДА

Поклонение волхвов.Клавдий Васильевич Лебедев,Церковно-археологический кабинет МДА

* * *

Поклонение волхвов.Валериан Отмар. 1897 г. Холст, масло, 71x66.Оригинал мозаики для храма Спаса на крови

Явление ангела пастухам. Рождество Христово. Сретенье.Мозаика по оригиналу И. Ф. ПорфироваХрам Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург

Рождество Христово.Мозаика по оригиналу И. Ф. ПорфироваХрам Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург

* * *

Рождество Христово и другие священные сцены из жизни Иисуса Христа и Богоматeри. И. Я. Билибин.Эскиз фрески для южной стены храма Успeния Богородицы в Ольшанах

* * *

Поклонение волхвов.А.А. Бучкури. Иллюстрация в журнале "Нива"

* * *

Волхвы (мудрецы).Павел Николаевич Филонов. 1914 г. Акварель, коричневые чернила, тушь, перо, кисть на бумаге. 37x39,2 см.Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургOlga's Gallery

* * *

Поклонение волхвов.Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Дерево, карандаш, гуашь. 45,7x34,9.Частная коллекцияПервоначально произведение находилось у сестры художника Евдокии Глебовой.17 окт.1990 г. было продано анониму на аукционе Sotheby's,затем 29 ноября 2006 года за 1,5 млн долл. вновь продано на аукционе Christie’s.Аукционный дом Christie’s 

Поклонение волхвов.Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Бумага, гуашь (темпера?), 35,5x45,5.Частное собрание, ШвейцарияПубликация Третьяковской галереи, 2006 г.http://www.tg-m.ru/articles/06/04/042–049.pdf

Сайты-источники репродукций: Религиозные сюжеты в русской живописи, Арт-каталог, etnaa — русская живопись

ros-vos.net

Рождество Христово в русской живописи.

. Это цитата

Рождество Христово в русской живописи.

С Рождеством Христовым!Дорогие друзья!с наступающим Рождеством Христовым!От всей души желаю вам здоровья, счастья!А ваше сердце пусть всегда будет наполнено любовью!

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это,— се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус. (Евангелие от Матфея. Гл. 1, 18-25)

Сон Иосифа.Александр Андреевич Иванов. 1850-е гг.Бумага, акварель, итальянский карандаш.Москва. Государственная Третьяковская галерея

Рождество Христово.Гагарин Григорий Григорьевич

Гагарин Григорий Григорьевич. Поклонение волхвов

Рождество Христово (Поклонение пастухов).Шебуев Василий Козьмич. 1847 г.Холст, масло. 233×139,5 см.Образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге

Рождество Христово.Репин Илья Ефимович. 1890 г. Холст, масло. 73×53,3.Государственная Третьяковская галерея

Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа. Эскиз.Иванов Александр Андреевич. 1850-е.Бумага коричневая, акварель, белила, итальянский карандаш. 26,4×39,7Государственная Третьяковская галерея, Москва

Славословие пастухов.Иванов Александр Андреевич. 1850 г.

Явление ангела пастухам.Петровский Петр Степанович (1814-1842). 1839 г. Холст, масло. 213×161.Череповецкое музейное объединение

За эту картину молодой художник — ученик Карла Брюллова — в 1839 году получил первую большую золотую медаль Академии Художеств. Полотно находилось в музее Императорской Академии Художеств до момента закрытия, затем было передано Череповецкому краеведческому музею.

Рождество Христово.Васнецов Виктор Михайлович. 1885-1896Росписи Владимирского собора в Киеве

Рождество Христово.Вишняков Иван Яковлевич и др. 1755 г.Из Троице-Петровского собора.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Рождество.Боровиковский Владимир Лукич. 1790 г. Холст, масло.Тверская областная картинная галерея

Рождество Христово.Боровиковский Владимир Лукич. Холст, маслоИсторико-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»

Рождество Христово.Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора.Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1891 гг. Бумага на картоне, гуашь, золото. 41×31,8Государственная Третьяковская галерея

Рождество Христово.М. В. Нестеров. 1890 г.

Волхвы. ЭскизРябушкин Андрей Петрович. Бумага, акварельКостромской государственный объединенный художественный музей

Рождество Господа нашего Иисуса Христа.Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)

Рождество Господа нашего Иисуса Христа.Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)

Рождество - Татьяна ТЕОдоровна Гридина.

Византийские и русские иконы Рождества Христова.

Ангельское славословие в момент рождения Спасителя.Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)

Поклонение волхвов.Валериан Отмар. 1897 г. Холст, масло, 71×66.Оригинал мозаики для храма Спаса на крови

Явление ангела пастухам. Рождество Христово. Сретенье.Мозаика по оригиналу И. Ф. ПорфироваХрам Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург

Рождество Христово.Мозаика по оригиналу И. Ф. ПорфироваХрам Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург

Рождество Христово и другие священные сцeны из жизни Иисуса Христа и Богоматeри. И. Я. Билибин.Эскиз фрески для южной стены храма Успeния Богородицы в Ольшанах

Елочный торг.Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля

Славильщики-городовые.Соломаткин Леонид Иванович. 1867 г. Холст, маслоГосударственный Русский музей

Славильщицы.Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г. Холст, масло.Государственный Русский музей

Христославы. (Дети старой деревни).Федот Васильевич Сычков (1870 — 1958). 1935. Холст, масло. 63×83 смМордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи

В погребке на святочной неделе.Соломаткин Леонид Иванович (1837–1883). 1878 г. Холст, масло. 26,5×21,5.Художественная Галерея Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа ЮгрыПоступление: 2003 г.

В картине «В погребке на святочной неделе» Соломаткин изображает своих любимых героев — бродячих музыкантов. Талант — это бремя или дар, счастье или проклятие? Талант — это судьба. Самого художника и его героев талант не сделал счастливыми, но они с достоинством выполняют свое предназначение. Музыканты, изображенные на картине, знавали лучшие дни. Виолончель, на которой играет старик, — это инструмент профессионала, позволяющий музыканту претендовать на некую избранность, свидетельствующий об определенном уровне жизни, оставшемся в прошлом. Старика сопровождает мальчик, подыгрывающий ему на дудочке. По-видимому, ради этого мальчонки, заботливо укрытого теплым платком, старику приходится бродить с тяжелым инструментом из кабачка в кабачок, зарабатывая на хлеб. В помещении стоит елка, украшенная игрушками, а на вешалке висят маски и маскарадные костюмы, придавая всему происходящему фантасмагорический оттенок. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры

Колядки в Малороссии.Трутовский Константин Александрович (1826-1893). Не позднее 1864Русская живопись

Волхвы (мудрецы).Павел Николаевич Филонов. 1914 г. Акварель, коричневые чернила, тушь, перо, кисть на бумаге. 37×39,2 см.Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургOlga's Gallery

Поклонение волхвов.Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Дерево, карандаш, гуашь. 45,7×34,9.Частная коллекцияПервоначально произведение находилось у сестры художника Евдокии Глебовой.17 окт.1990 г. было продано анониму на аукционе Sotheby's,затем 29 ноября 2006 года за 1,5 млн долл. вновь продано на аукционе Christie’s.Аукционный дом Christie’s

Поклонение волхвов.Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Бумага, гуашь (темпера?), 35,5×45,5.Частное собрание, ШвейцарияПубликация Третьяковской галереи, 2006 г.http://www.tg-m.ru/articles/06/04/042–049.pdf

http://www.ippo.ru/pravoslavnye-pra...hivopisi-2.html

 

 

kolybanov.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта