Конспект урока по музыке на тему "Природа и музыка. Звучащие картины" (3 класс). Романсы созвучные картинам


Романса трепетные звуки... | Музыкальная Фантазия

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 12

Тема: Романса трепетные звуки...

Цели урока: познакомить с романсом - одним из жанров вокальной музыки; формировать умение выделять особенности романса и находить отличия от других вокальных жанров.

Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, иллюстрации картин.

Ход урока:

Организационный момент:

Урок начинается с романса по выбору учителя.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Поделись живыми снами, говори душе моей;Что не выскажешь словами, звуком на душу навей…»                                                         (А. Фет)

Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем говорить о романсе.

Работа пo теме урока:

1. Что такое романс.

Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь слышать, как об одном из иностранных языков говорят, что он относится к романским или к «романской группе»? В Испании, в средние века, всякое произведение, написанное на романском языке (так назывался тогда испанский), а не на латинском, официальном языке католической церкви, называли романом. Стихотворения, положенные на музыку, в отличие от латинских песнопений стали называть романсами.

Один из самых тонких, поэтических вокальных жанров - романс сумел преломить в себе огромный мир музыкальной образности. В романсе выражают себя и счастье, и одиночество, в нём то звучит народная речь и сказочные повествования, то он уносит нас в страну фантастического музыкального Востока, то завораживает испанскими ритмами, открывает галерею тонких античных стилизаций.

Как музыкальный жанр романс со временем расширил свои рамки, наполнился любовным, шуточным, сатирическим содержанием. Потом появились разновидности романса: элегия, баллада, драматический монолог. Все они глубоко и тонко передают душевный мир человека и широкий круг явлений действительности.

Романс, как и песня, относится к жанрам вокальной миниатюры, однако ему присуща более сложная поэтическая и музыкальная образность. Романс - музыкально-поэтическое сочинение для голоса в сопровождении аккомпанирующего инструмента (рояля, арфы, гитары или камерного ансамбля). Романс никогда не поют хором, потому что в этом произведении выражаются глубоко личные чувства.

В современном понимании романс возник в начале XIX века при формировании романтизма. В это самое время в музыке происходил поворот от осмысления глобальных философских проблем в сторону личных интересов человека с его внутренним миром, полным разнообразных, а порой и противоречивых чувств. Это первое художественное мироощущение, связанное с личными переживаниями человека, не смогли бы выразить крупномасштабные жанры. Такие, как симфонии, концерты, кантаты, оратории, которые были созданы для утверждения общечеловеческих идей и истин.

Простые лирические чувства потребовали как бы уменьшения музыкальных форм. Тогда и стали возникать как инструментальные, так и вокальные миниатюры: прелюдии, ноктюрны, романсы. В них зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав. Такую музыку создавали великие композиторы-романтики - Шуберт и Шуман, Шопен и Брамс, Мендельсон и Григ.

Эти образы составляют важную часть вокальной лирики и русских композиторов - Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова. Как и в песенном творчестве, огромное влияние на художественный строй романсов оказала русская поэзия. Воспетые ею русские просторы, картины природы, времена года, любовь с ее радостями и страданиями - все звучит и в романсе, все оказывается созвучным исканиям музыкантов.

Но точно так же мы можем сказать, что эти темы пронизывают все искусство: разве и в живописи не находим мы те же образы? Гремит колокольчик, мчится тройка, разливаются весенние воды, зацветает сирень – каждый из этих образов по-своему отражён во всем русском искусстве.

Внимание и любовь к окружающему миру - с этой эстетической установкой формировалась национальная композиторская школа в России. И, несмотря на свою относительную молодость (в сравнении с западноевропейской музыкальной традицией), она поражает и зрелостью чувств, и мудростью наблюдений, и отточенностью мастерства.

Романс стал неотъемлемой частью русского музыкального искусства и, может быть, даже больше, чем другие жанры, оказался созвучным духовному складу русской души. У истоков русского романса стояли А. Алябьев, А. Гурилёв и А. Варламов.

2. Слушание романса.

К жанру романса М. Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Этот жанр стал своеобразным лирическим дневником, в который композитор записывал не только свои многообразные чувства, но и очень широкий круг жизненных явлений. В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далёких времён и стран.

Романсы Глинки удивительно «вокальны». В них проявилось тонкое знание возможностей голоса и полное владение ими. Из воспоминаний современников мы знаем, что Глинка сам был замечательным вокалистом, хотя любил петь только в кругу близких людей. Он был также прекрасным вокальным педагогом, среди учеников которого такие выдающиеся русские певцы, как Д. М. Леонова, О. А. Петрова, А. Я. Петрова-Воробьёва и другие. Михаил Иванович считал, что при исполнении романса важны не только умение технически распоряжаться своим голосом, но и явственное, чеканное произнесение каждого слова, верная декламация.

«В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны. Одно и то же слово можно произнести на тысячу ладов, не переменяя даже интонации, ноты в голосе, а переменяя только акцент, придавая устам то улыбку, то серьёзное, строгое выражение», - говорил композитор.

Поэтому не случайно то, что именно Глинка стал основоположником русской вокальной школы соединяющей высокое мастерство владения голосом широкую распевность и драматическую выразительность. В своих романсах Глинка использовал тексты двадцати поэтов.

Хотя все романсовое творчество композитора отличается единством стиля, Глинка сумел отразить в музыке особенности поэтического языка разных авторов. Среди них надо отметить великих русских поэтов Пушкина, Дельвига, Жуковского,  Баратынского и других.

Вокальные произведения Глинка писал на протяжении 32 лет.

Глинка стал основоположником не только оперной и симфонической, но и вокальной русской классической музыки. Он наполнил романс огромным жизненным содержанием, усилил характер его образов. Традиции, заложенные романсовым творчеством Михаила Ивановича, были продолжены многими русскими композиторами.

Романс «Жаворонок» является одним из немногих образцов «русской песни» и зрелых романсах Глинки. Эта простая и бесхитростная песня народного характера стала воплощением образа любимой русской природы. Кстати, этот романс был столь популярен во времена Глинки, что стал предметом для всевозможных переложений и часто звучал в быту русских людей.

- Сейчас мы с вами прослушаем необыкновенно поэтичный и задушевный романс М.И. Глинки «Жаворонок» на слова Нестора Кукольника. (Слушание романса).

- Ребята; как вы думаете, что хотели передать авторы своим произведением, какие чувства, настроения? (Настроение светлое, приподнятое, радостное. И всё же чувствуется некоторая грусть, пусть светлая, мечтательная, но она все же присутствует в этом романсе.)

Ранняя весна, ласковое дыхание земли, звонкая струя звуков... Все как будто создаёт радостное и приподнятое настроение, неповторимое ощущение наступающей весны. И все же задумайтесь: нет ли в этой радости слегка уловимого оттенка грусти - может быть, оттого, что ещё обнажены земля и деревья, что порой налетает холодный ветер, а может быть, возникающего просто так, из-за чего-то, что трудно объяснить словами. Не это ли состояние - мечтательной грусти, но без тоски, без осенней безысходности - гениально передал М. Глинка в своей мелодии?

Романсы - подлинно лирические произведения, отражающие переживания, чувства, мечты человека. Все произведения, которые обращены к внутреннему миру человека, его мыслям, чувствам, стремлениям, называют психологичными. Недаром романс называют творческой лабораторией композиторов, без которой были бы неосуществимы многие их крупномасштабные замыслы: инструментальные концерты, симфонии, оперы.

Итог урока:

- Что вы узнали о романсе?

Вопросы и задания:

  1. На стихи каких поэтов писал романсы М. Глинка?
  2. Какие романсы М. Глинки вам известны?
  3. Вспомните и напойте их мелодии.
  4. Выполните задание на стр. 15 в «Дневнике музыкальных наблюдений».

Презентация

В комплекте:1. Презентация - 6 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки:    Глинка. Жаворонок (в исполнении БДХ, Н. Копылова и фортепиано), mp3;3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

music-fantasy.ru

Урок музыки по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка» Контрастные образы в картинах В. Э. Борисова – Мусатова и вокальной музыке С. В. Рахманинова» разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной в соответствии

МБОУ «Краснослободская ООШ»

Спасского муниципального района Республики Татарстан

Ф.И.О. учителя: Кременсков Евгений Николаевич -

учитель музыки высшей квалификационной категории.

Предмет: Музыка.

УМК: Урок музыки разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной в соответствии с ФГОС.

Класс: 5 класс.

Тип фрагмента урока: Введение в тему. Урок открытия новых знаний.

Форма фрагмента урока: Комбинирований.

Тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка»

Контрастные образы в картинах В. Э. Борисова – Мусатова и вокальной музыке С. В. Рахманинова»

Цели: Познакомить учащихся с музыкальной живописью и живописной музыкой (какие краски есть у композиторов и чем они схожи с изобразительным искусством).

Образовательная: Прикосновение к высоким искусствам, изучение новых понятий: колорит, фактура, композиция, звуковая гамма.

Развивающая: Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

Воспитательная: Формирование уважения к традициям своего народа. Расширение кругозора и познаний о творчестве композитора, художника.

Задачи:

- Научить учащихся ориентироваться в понятиях: мелодия , рисунок ,колорит, фактура , звуковая гамма.

- Пробудить интерес к музыке С.Рахманинова через слушание и исполнение музыки, соответствующих жанров, пробудить интерес к творчеству великого русского живописца В. Борисова - Мусатова.

- Воспитывать чувства сопереживания, волнения, отклика на классическую музыку и живопись.

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ, работа в группах.

Технологии, применяемые на уроке: Приёмы технологии критического мышления, проблемно - диалогическое обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающее обучение, ИКТ.

Материал: Музыкальный ряд: Романсы С. В. Рахманинова «Островок» и «Весенние воды».

Изобразительный ряд: Картины В. Борисова - Мусатова, дидактический материал, раздаточный материал, портреты С. В. Рахманинова, В. Борисова – Мусатова.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, баян, фортепиано.

Программное обеспечение: Компьютерная презентация.

Формирование УУД:

Личностные: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные действия: Общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

hello_html_24c66db9.png

Тема года

(тема раздела)

тема II полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока

« Музыкальная живопись и живописная музыка»

«Контрастные образы в картинах В.Э.Борисова – Мусатова и вокальной музыке С.В.Рахманинова»

Цель

Цель урока для учащихся

Цель урока для учителя

Выявление общности средств выразительности живописи и музыки через анализ произведений В.Э. Борисова - Мусатова и С.В.Рахманинова

Осмысление единства человека и природы через анализ средств выразительности в произведениях С.В.Рахманинова и В.Э.Борисова - Мусатова.

Задачи

Задачи урока для учащихся

Задачи урока для учителя

1.Выявить общность музыки и живописи в произведениях В.Э. Борисова-Мусатова и С.В. Рахманинова.

2. Уметь вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

3. Определить идею произведений, анализируя средства выразительности.

4. Определить взаимодействие музыки с поэзией и живописью на основе осознании специфики языка каждого их них.

5.Определить своё отношение к проблеме значимости природы в жизни человека.

Воспитательные:

Создать условия:

- для осмысления единства человека и природы через художественные образы;

- для воспитания сознательного эмоционального эстетического отношения к произведениям искусства,

- для формирования музыкального и художественного вкуса,

- для выработки оценочного суждения.

Развивающие:

- создать условия для развития музыкального и образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи.

Образовательные:

- создать условия для углубления знаний о средствах выразительности музыки и живописи;

- познакомить с произведениями В. Борисова-Мусатова и С.В. Рахманинова

Планируемые результаты

Личностные: осмысление единства человека и природы через художественные образы; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Личностные: умение эмоционально откликаться на произведения искусства, выражая своё отношение к нему в различных видах деятельности.

Регулятивные: умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные: выражение своего отношения к музыкальному и живописному произведению, умение воспринимать разные точки зрения в команде, аргументировать своё мнение

Познавательные: умение размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека о природе, устанавливать причинно-следственные связи.

Предметные: умение определять идею произведения с помощью анализа средств выразительности

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика,

задания для учащихся

Планируемые результаты

Вход в класс

Дети входят в класс под музыку Э. Грига (Слайд 1)

hello_html_24c66db9.png

Предметные

Универсальные учебные действия

Самоопределение к деятельности

Актуализация знаний

Узнали ли вы мелодию, под которую вошли в класс?

(Слайд 2)

hello_html_6ec384ff.png

Что можно представить, слушая эту мелодию?

Какое эмоциональное состояние передает музыка

Э. Грига?

Отвечают на вопрос.

Да, эта музыка Эдварда Грига.

Эта мелодия называется «Утро».

Состояние пробуждения, спокойствия, изящности.

Есть приветствие, которое мы сейчас споем на мелодию «Утро»

«Здравствуйте, скажем, мы солнцу и птицам, и доброе утро улыбчивым лицам!»

(Слайд 3)

hello_html_5ebee225.png

Учащиеся слушают следующее приветствие, запоминают и повторяют.

Развитие общих музыкальных способностей школьников

Регулятивные:

-выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам.

Делимся по группам

Дети встают в круг.

Игра «Фруктовый сад»

Я называю столько фруктов, сколько нужно команд.

Дети делятся по группам

Постановка учебной задачи

Стадия вызова

(приём технологии критического мышления)

Тему урока мы сегодня узнаем с помощью набора номера мобильного телефона. (Слайд с изображением телефона и номера) (детям раздаются карточки с цифрами, а на обороте части слов из темы урока)8 937 562 08 418«Музы»; 9«каль»; 3«ная»;

7 «Живо»;5«пись»;6«и Жи»;

2«вопи»;0«сная»; 8«Му»;

4«зы»;1«ка».

(Слайд 4)

hello_html_m6a55b1a5.pngИтак, тема нашего урока – «Музыкальная живопись и живописная музыка»

«Контрастные образы в картинах В.Э.Борисова – Мусатова и вокальной музыке С.В.Рахманинова»

(Слайд 5)

hello_html_m50808ab0.png

Какие задачи мы поставим для раскрытия этой темы? Что мы хотим узнать?

(Слайд 6)

hello_html_78189b7c.png

Игра «Верите ли вы что?»

(Слайд 7)

hello_html_2ca72cba.png

1.Картины могут иметь музыкальное название?

2.Верите ли вы, что в романсе С.В.Рахманинова «Весенние воды» аккомпанемент исполняется спокойно, мягко, плавно?

3.Верите ли вы, что в картине

В. Борисова-Мусатова

«У водоёма» изображены две женщины, они же являются родственниками художника.

4. Верите ли вы, что

К. Бальмонт и Ф. Тютчев – это русские поэты 19-20 века.

5. Верите ли вы, что на стихотворение К. Бальмонта «Островок» сочинён романс С.В.Рахманиновым.

6. Верите ли вы, что слушая романсы С.В. Рахманинова, вы можете мысленно нарисовать картину природы?

Группы учащихся получили карточки с частями слова из темы урока. Кто первым соберет название темы. Тот выходит и показывает.

Учащиеся выстраиваются в соответствии с номером телефона. Все читают получившуюся фразу.

Учащиеся высказывают свои предположения о задачах урока.

(Общность музыки и живописи, сходство выразительных средств музыки и живописи, «Можем ли мы услышать живопись?», «Можем ли мы увидеть музыку?»)

Учащиеся отвечают на вопросы (к этим вопросам вернёмся на стадии обобщения темы урока).

Сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность

Познавательные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и задачи.

Метапредметные:

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе позитивных мотивов и интересов.

«Открытие» учащимися новых знаний

Перед вами текст из дневника художника В. Борисова-Мусатова. Я прочитаю текст, а вы найдите доказательства того, что живопись этого художника является музыкальной.

( Слайд 8)

hello_html_7af1bc95.png

Учащиеся делают вывод, что В.Э.Борисов-Мусатов был романтическим фантазёром, любящим музыку.

Картинная галерея

В. Э. Борисова-Мусатова.

Ребята, давайте посетим выставку русского художника Виктора Борисова-Мусатова. Но вот только организаторы не подписали картины. Распределите названия картин по своему мнению и обоснуйте свой выбор.

(Слайд 9, 10, 11, 12)

hello_html_m5c108a74.png

hello_html_72fd5ad2.png

hello_html_2c6a6feb.png

hello_html_m5a8c8db.png

Тексты у каждой команды.

…Спокойствие душу объемлет,

И я никуда не иду.

А я сижу дома и задаю концерты себе одному.

В них вместо звуков — все краски,

А инструменты — кружева, и шёлк,

и цветы.

Я импровизирую на фоне фантазии,

А романтизм —

мой всесильный капельмейстер,

И мне кажется иногда, что я на каком-то

необитаемом острове.

И действительность

как будто не существует,

Мечты мои всегда впереди.

Они мне создают целые симфонии,

Тоска меня мучит, музыкальная тоска по палитре, быть может.

И я никуда не иду,

Спокойствие душу объемлет…

Учащиеся отвечают на вопрос, доказывают свою точку зрения, после обсуждения в команде.

Учащиеся в 3 группах дают название картинам и придумывают объяснение.

Учащиеся рассматривают картины: «Водоём», «Осенняя песня», «Весна», «Цветущие вишни».

Научатся слушать, следить за текстом, находить доказательств по заданному вопросу.

Объясняем слова: капельмейстер, палитра, импровизирую, романтизм с помощью учителя

Коммуникативные:

-выражают собственное мнение о картине

Регулятивные:

-договариваются, находят общее решение при работе в группе.

Личностные:

-уважительное отношение к иному мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные:

смысловое чтение текстов различных стилей и жанров.

Познавательные:

Осуществляют поиск необходимой информации.

Личностные:

Умеют образно воспринимать, определять своё отношение к художественным явлениям деятельности; владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками

Обратите внимание на детали картины «Водоем» (Слайд 13)

hello_html_m62e9b94b.png

-Кто изображён на первом плане?

-Действительно так. На картине изображены сестра художника и его невеста в парке его любимой усадьбы. Как вы думаете, какое у них настроение?

-Опишите их позу, одежду.

-Верно. Их изображения проникнуты светлой грустью, нежностью. Их позы показывают оцепенение. Кружевные тонкие накидки придают фигурам изящество.

Учащиеся отвечают на вопросы.

-Две женщины. Одна из них стоит, другая сидит… Они находятся у пруда или озера.

-Они мечтают, может о чём-то грустят, что-то вспоминают.

-Обе женщины как будто замерли, их фигуры неподвижны.

Одежда украшена кружевами, какая-то лёгкость ощущается, хрупкость.

Учащиеся анализируют детали картины

Научатся определять жизненную основу художественных произведений

.

Коммуникативные:

- выслушивают мнения и идеи одноклассников;

-формируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: оценка уровня и качества усвоения

Личностные:

-выставляют оценки за первый этап работы в оценочные листы.

Коммуникативные:

-выслушивают мнения и идеи одноклассников;

-формируют собственное мнение и позицию.

Первичное закрепление

Какой главный художественный образ в картине Виктора Борисова-Мусатова?

(Слайд 14)

hello_html_508212.png

Образ спокойствия, тишины, неподвижности, покоя, мечтательности.

Именно природа помогает человеку погрузиться в раздумья над смыслом жизни, тихо, без суеты поразмыслить над вопросами бытия, задуматься о жизненно важных вопросах, тихо погрустить, а может просто наслаждаться тишиной природы.

Научатся делать вывод на основе полученных знаний

Личностные:

-отражают эмоциональное отношение к искусству в процессе анализа художественного произведения

Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Обобщение.

Подготовка к слушанию музыки

Настроение этой картины хочется сравнить и с поэзией, и с музыкой. В творчестве поэтов Константина Бальмонта и Фёдора Тютчева есть произведения о природе, и об отношении человека к природе.

- У вас на парте карточки со стихами этих поэтов.

Выберите стихотворение, которое бы по своей идее, было созвучно с картиной

В. Борисова-Мусатова «Водоём».

-Правильно, вы выбрали стихотворение К. Бальмонта. Это стихотворение называется «Островок» (Слайд 15 ,16)

hello_html_m5f6bee43.png

hello_html_m25672a4f.png

На стихи К.Бальмонта «Островок» С.В.Рахманинов написал романс.

-Что объединяет эти произведения?

(Слайд 17)

hello_html_m7398be6b.png

У вас ещё есть один текст - это стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды».

А сейчас, прежде чем мы послушаем произведение, необходимо вспомнить – что такое романс?

(Слайд 18)

hello_html_m44df0e29.png

А сейчас прозвучит романс С.В Рахманинова «Весенние воды» в исполнении учителя

(Слайд 19)

hello_html_m9136061.png

2. О чём рассказывает это стихотворение?

3. Какое свойство отличает эти два стиха?

4. Какова основная идея стихотворения?

8. Что вы представили, читая стих Ф.Тютчева?

(Слайд 20)

hello_html_m5ae319c0.png

9. Какой художественный образ заложен в романсе С.В Рахманинова?

(Слайд 21)

hello_html_32cb3169.png

А сейчас прозвучит романс «Весенние воды» в исполнении учителя

- Какие чувства вызвала музыка? Вам понравилось?

С какими романсами созвучны

по настроению, образному строю эти картины Виктора Борисова – Мусатова?

(Слайд 22)

hello_html_69150578.png

Работают со справочной литературой.

Выступление учащихся с короткими сообщениями о творчестве поэтов.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Из моря смотрит островок,

Его зелёные уклоны

Украсил трав густых венок,

Фиалки, анемоны.

Над ним сплетаются листы,

Вокруг него чуть плещут волны.

Деревья грустны, как мечты,

Как статуи, безмолвны.

Здесь еле дышит ветерок,

Сюда гроза не долетает,

И безмятежный островок

Всё дремлет, засыпает.

Учащиеся делают обобщение, сравнивая картину « Водоём» и стихотворение «Островок». Высказывают свои предположения названия, аргументируя ответы.

-Мечтательность, спокойствие природы, тихая грусть.

Слушают, анализируют, сопоставляют со стихами К.Бальмонта.

Дети отвечают на вопрос

Ещё в полях белеет снег,А воды уж весной шумят,Бегут и будят сонный берег,Бегут и блещут и гласят.

Они гласят во все концы:«Весна идёт! Весна идёт!Мы молодой весны гонцы,Она нас выслала вперёд.

Весна идёт! Весна идёт!»И тихих, тёплых майских днейРумяный, светлый хоровод,Толпится весело за ней.

Ответы детей – образ весеннего пробуждения, движения, восторга.

Ответы детей.

Научатся работать с информационными источниками, извлекать необходимую информацию.

Научатся воспринимать стихотворное произведение

Научатся слушать и анализировать мелодии романсов.

Научатся и слушать, воспринимать и понимать музыку разных жанров, сопоставляя характер музыки и текста.

Научатся сравнивать, сопоставлять, понимать замысел композитора.

Научатся делать обобщение на основе полученных знаний.

Учатся определять жизненную основу музыкального произведения понимать выразительные возможности голоса и инструмента.

Научатся выражать свои чувства к музыке, анализировать средства музыкальной выразительности.

Познавательные:

-осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный материал.

Метапредметные:

смысловое чтение текста стихотворения

Метапредметные: выразительное прочтение стихотворения.

Коммуникативные:

-проявлять активность во взаимодействии, вести диалог.

Познавательные:

-передавать свои впечатления об услышанной мелодии.

Регулятивные:

-выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Личностные:

Выражать эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения.

Регулятивные:

-выполнять учебные действия, ставя задачи, определяя этапы выполнения заданий.

Личностные:

-проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение.

Познавательные:

-сравнивать музыкальные и художественные образы, музыкальные фразы, аккомпанемент, штрихи музыки.

Личностные:

Выражать своё эмоциональное отношение к искусству и по окончанию слушания произведения.

оммуникативные:

-проявлять активность во взаимодействии, вести диалог.

Познавательные:

- самостоятельно осуществлять поиск решения заданных вопросов.

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении.

Подведение итогов по теме урока

-А сейчас всмотритесь в картину современной художницы Елены Самарской «Русская тройка». Какое настроение вы здесь чувствуете?

(Слайд 23)

hello_html_69150578.png

Сейчас мы услышим эту песню в прекрасном фильме «Чародеи» режиссера Бромберга.

А чтобы добавить изобразительности нашему звучанию, используем шумовые инструменты и создадим оркестр.

(Слайд 24)

hello_html_m6772bf11.png

Исполнение песни «Чародеи» с использованием шумовых инструментов.

Проявлять творческую фантазию на заданную тему

Сформирован-

ность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность - пение

Личностные:

выставляем оценку в таблицу.

Регулятивные:

-выполняют творческие задания по заданным правилам;

- формируют замысел и реализуют его в исполнении.

Личностные:

-выражать эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения.

Регулятивные:

-выполняют учебные действия в качестве слушателя.

Подведение итогов по теме урока

Рефлексия

Возвращаемся к игре «Веришь ли ты?»

(Слайд 25)

hello_html_13e1eacf.png

У кого совпали ответы с ответами в ходе урока?

(Слайд 26)

hello_html_76badbe0.png

Подводим итоги урока:

-Что может объединять музыку и живопись?

Почему есть выражение «Музыкальная живопись и живописная музыка»?

Почему люди искусства обращались и обращаются к теме природы?

Кто на уроке почувствовал , что ему было интересно – поднимите веселого смайлика, кому было не интересно – грустного

Учащиеся отвечают.

Личностные: оцениваем исполнение песни, выводят общий итог урока, выражают эмоциональной эмблемой своё отношение к теме урока

Домашнее задание

На этом наш урок закончен. До свидание, ребята! Хорошего дня!

hello_html_m4e7b4191.png

infourok.ru

Презентация к уроку "Образы романсов и песен русских композиторов" 6 класс

РУССКИЙ РОМАНС Презентацию подготовила учитель музыки МБУ «Школы №91» г.о.Тольятти Ватаманюк Е.В.

РУССКИЙ РОМАНС

Презентацию подготовила учитель музыки МБУ «Школы №91» г.о.Тольятти Ватаманюк Е.В.

ИСТОРИЯ РОМАНСА Романс (испан. romance) — камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин «романс» возник в Испании и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском») языке, а не на латинском, принятом в церковных песнопениях.

ИСТОРИЯ РОМАНСА

Романс

(испан. romance)

— камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Термин «романс» возник в Испании и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском») языке, а не на латинском, принятом в церковных песнопениях.

В Россию романс проник через Францию во второй половине XVIII века, сразу же попав на благоприятную почву расцвета русской поэзии. Новый вокальный жанр стал быстро распространяться, впитывая характерные черты богатой русской культуры. Первоначально поэтический текст, написанный в куплетной форме лирического содержания на французском языке, определял и название музыкального произведения. На русском языке такое же по характеру произведение называлось российской песней.

В Россию романс проник через Францию во второй половине XVIII века, сразу же попав на благоприятную почву расцвета русской поэзии. Новый вокальный жанр стал быстро распространяться, впитывая характерные черты богатой русской культуры.

Первоначально поэтический текст, написанный в куплетной форме лирического содержания на французском языке, определял и название музыкального произведения.

На русском языке такое же по характеру произведение называлось российской песней.

Русская школа романса зародилась под влиянием романтических настроений в искусстве и окончательно сформировалась к середине 19 века. А.А. Гурилёв А.А. Алябьев Основоположниками русского романса считают Алябьева, Гурилёва, Варламова. А.Е. Варламов

Русская школа романса зародилась под влиянием романтических настроений в искусстве и окончательно сформировалась к середине 19 века.

А.А. Гурилёв

А.А. Алябьев

Основоположниками русского романса считают

Алябьева, Гурилёва, Варламова.

А.Е. Варламов

Апогей развития русский романс переживает в начале 20 века, в эпоху творчества Вертинского и Вяльцева, Плевицкой и Панина. Заложенные этими гениальными музыкантами традиции успешно продолжили Алла Баянова и Петр Лещенко, а уже в эпоху существования Советского Союза – Вадим Козин, Тамара Церетели, Изабелла Юрьева. Пётр Лещенко Изабелла Юрьева Тамара Церетели Вадим Козин

Апогей развития русский романс переживает в начале 20 века, в эпоху творчества Вертинского и Вяльцева, Плевицкой и Панина. Заложенные этими гениальными музыкантами традиции успешно продолжили Алла Баянова и Петр Лещенко, а уже в эпоху существования Советского Союза – Вадим Козин, Тамара Церетели, Изабелла Юрьева.

Пётр Лещенко

Изабелла Юрьева

Тамара Церетели

Вадим Козин

К сожалению, в советскую эпоху жанр романса не приветствовался партийным руководством, поскольку считался непролетарским жанром, пережитком царизма. Композиторы и исполнители романсов подвергались гонениям и репрессиям. .

К сожалению, в советскую эпоху жанр романса не приветствовался партийным руководством, поскольку считался непролетарским жанром, пережитком царизма. Композиторы и исполнители романсов подвергались гонениям и репрессиям.

.

Только в 70-е гг. 20 века романс переживает возрождение, когда обретают популярность романсы в исполнении Валентины Пономарёвой и Нани Брегвадзе, Николая Сличенко и Валентина Баглаенко. Николай Сличенко Валентина Пономарёва Валентин Баглаенко Нани Брегвадзе

Только в 70-е гг. 20 века романс переживает возрождение, когда обретают популярность романсы в исполнении

Валентины Пономарёвой и

Нани Брегвадзе,

Николая Сличенко и

Валентина Баглаенко.

Николай Сличенко

Валентина

Пономарёва

Валентин

Баглаенко

Нани Брегвадзе

Виды русского романса Классический романс — написанный профессиональными композиторами. Городской романс (бытовой) — авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования, прототип русского шансона. Цыганский романс - жанр русского романса. Ему свойственны эмоциональная насыщенность, сочетание напевности и декламационности, специфическая гитарная фактура сопровождения с переборами аккордов и контрапунктирующим с вокальной мелодией басом. Жестокий романс - своеобразие данного жанра и заключается в гармоничном синтезе жанровых принципов баллады, лирической песни, романса. В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Отличаются они друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть героя от горя или смертельное горе. Казачий романс — казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону.

Виды русского романса

  • Классический романс — написанный профессиональными композиторами.
  • Городской романс (бытовой) — авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования, прототип русского шансона.
  • Цыганский романс - жанр русского романса. Ему свойственны эмоциональная насыщенность, сочетание напевности и декламационности, специфическая гитарная фактура сопровождения с переборами аккордов и контрапунктирующим с вокальной мелодией басом.
  • Жестокий романс - своеобразие данного жанра и заключается в гармоничном синтезе жанровых принципов баллады, лирической песни, романса. В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Отличаются они друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть героя от горя или смертельное горе.
  • Казачий романс — казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону.
РОМАНС «Колокольчик» Автор романса Александр Львович Гурилёв. Первое музыкальное образование он получил от своего отца, крепостного музыканта. Написал более 200 романсов, которые имеют преимущественно задушевный характер, они легко поются, имеют простой аккомпанемент .

РОМАНС «Колокольчик»

Автор романса Александр Львович Гурилёв.

Первое музыкальное образование он получил от своего отца, крепостного музыканта. Написал более 200 романсов, которые имеют преимущественно задушевный характер, они легко поются, имеют простой аккомпанемент .

РОМАНС «Гори, гори моя звезда…» Автор романса Пётр Петрович Булахов. Пётр Петрович Булахов родился в семье музыкантов. Его отец Петр Александрович и младший брат Павел Петрович — известные оперные тенора. Музыкальное образование Пётр Петрович получил дома.

РОМАНС «Гори, гори моя звезда…»

Автор романса

Пётр Петрович Булахов.

Пётр Петрович Булахов родился в семье музыкантов. Его отец Петр Александрович и младший брат Павел Петрович — известные оперные тенора. Музыкальное образование Пётр Петрович получил дома.

РОМАНС « Я вас, любил …» Автор романса Бори́с Серге́евич Шереме́тев — композитор-дилетант, главный смотритель Странноприимного дома в Москве. Происходил из нетитулованной ветви рода Шереметевых. Александр Сергеевич Пушкин Анна Алексеевна Оленина

РОМАНС « Я вас, любил …»

Автор романса Бори́с Серге́евич Шереме́тев — композитор-дилетант, главный смотритель Странноприимного дома в Москве. Происходил из нетитулованной ветви рода Шереметевых.

Александр Сергеевич Пушкин

Анна Алексеевна Оленина

РОМАНС « Красный сарафан» Автор романса Александр Егорович Варламов Родился в семье мелкого чиновника. С раннего детства играл по слуху на скрипке и гитаре. В десять лет его отдали в придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге.

РОМАНС « Красный сарафан»

Автор романса

Александр Егорович Варламов

Родился в семье мелкого чиновника.

С раннего детства играл по слуху на скрипке и гитаре.

В десять лет его отдали в придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге.

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

multiurok.ru

Конспект урока по музыке на тему "Природа и музыка. Звучащие картины" (3 класс)

  1. Слушание, музыкальный анализ «Романса» Г. Свиридова

УЧИТЕЛЬ. Романсами называют и инструментальные пьесы с выразительной песенной мелодией. Для знакомства с такими романсами мы отправляемся на станцию «Слушательская». Прослушайте один из инструментальных романсов русского композитора Г. Свиридова. О чём рассказывает его музыка? Подумайте, почему эта музыкальная пьеса имеет название «Романс»?

(Ответы детей.)

  1. Рассматривание картин художников: А. Саврасов «Рожь», К. Мирошник «Россия»

УЧИТЕЛЬ. Русской природе посвящено очень много стихотворений, музыкальных произведений. Она является предметом любви, восхищения, размышления, описания, изображения. Всё это мы уже сегодня слышали в музыке русских композиторов, в лирике поэтов. Путешествие наше продолжается и следующая станция - «Изобразительная», где мы рассмотрим отношение к природе художников. Как называется произведение живописи с изображением природы?

(Пейзаж).

Рассмотрите эти звучащие картины: как художники выражают свои чувства нежности и любви к Родине? Какие краски подбирают? Как ведут линии? Каков композиционный строй картины? Какие звуки можно услышать, глядя на эти картины?

Какие строки знакомых вам романсов русских композиторов созвучны картинам русских художников?

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (РЕФЛЕКСИЯ)

УЧИТЕЛЬ. И последняя наша станция - «Итоговая». Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились:

  1. Узнали, что такое романс.

  2. Слушали романсы русских композиторов, воспевающие красоту родной природы. Раскрыли такую сторону их творчества, где главное место занимают чувства, эмоции, воспоминания человека.

  3. Рассмотрели лирические пейзажи русских художников, Увидели, как художники отражают в своих рисунках лирическое настроение и чувство любви к Родине.

Мы справились с поставленными задачами. Вы все были активны, прекрасно работали. И мы сегодня «МОЛОДЦЫ».

Выставление оценок.

Домашнее задание: подобрать рисунки, изобра­жающие родную природу;

Выполнить мини-проект «Природа родного края».

С урока мы уходим под музыку романса Глинки «Жаворонок». До свидания!

infourok.ru

РОМАНС И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ: СЕРЕНАДА, БАЛЛАДА - Жанры камерно-вокальной музыки - Музыкальное искусство 6 класс Масол Л. М. - учебник

Раздел 1 Жанры камерно-вокальной музыки

 

Темы 3-4 РОМАНС И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ: СЕРЕНАДА, БАЛЛАДА

 

Вокальное лирическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением чаще всего навивают не песней, а романсом. Слово «романс» имеет испанское происхождение и изначально обозначало светскую песню на романском, то есть испанском языке.

Романс — жанр камерно-инструментальной музыки; вокальное лирическое произведение, которое исполняется в сопровождении музыкального инструмента.

Впоследствии форма романса усложнилась, возникли его разновидности: серенада, элегия, баллада и тому подобное. Начало расцвета этого жанра приходится на первую половину XIX века, когда интерес лирическим искусством было чрезвычайно высоким. Тогда свои небольшие вокальные шедевры создавали австрийский романтик Франц Шуберт, русский композитор Михаил Глинкатаінші.

Вскоре ряд художников, которые писали романсы, пополнилась именами украинских композиторов: Николая Лысенко, Семена Гулака-Артемовского, Якова Степного, и русских — Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова, Сергея Рахманинова. Очаровательные песенные мелодии можно услышать в вокальной лирике норвежского композитора-романтика Эдварда Грига. Созданные им романсы и ныне звучат в концертных программах и имеют огромный успех у слушателей.

И

В чем же секрет невероятной популярности романса? Он, как и песня, по своей природе тесно связан с поэзией. Хорошие стихи нередко характеризуют как «музыкальные», они как бы «просятся», чтобы их положили на музыку. Вы никогда не услышите произведение этого жанра в исполнении хора, ведь в романсе выражены глубоко личные чувства.

Немало романсов — это лирические зарисовки, в которых композиторы передают свои настроения, мысли, впечатления, мечты. Единство слова и музыки — важнейшая признак романса. Значение инструментального сопровождения также важен: он помогает глубже раскрыть поэтический образ.

Творчество русского поэта Михаила Лермонтова, в частности переводная, отличается не переверш иеной музыкальностью, поэтому во все времена привлекала внимание многих композиторов. Так, Александр Варламов, Антон Рубин штейн, Георгий Свиридов создали свои романсы на поэтические строки стихотворения «Из Гете» («Горные вершины...»).

Прочитайте поэтический перевод произведения Гете. Как воспринимает природу Василий Стус? Который эмоциональное состояние ощущается?

Вершины гор обліг

Незрушний покой,

И сон глубокий

Корон коснулся лесных.

Веселый пение стих —

Нигде ни птицы.

Всегда еще минуту —

И ты впокоїш дух.

Василий Стус

М. Лєрмонтов. Вид Тифлиса

Я в мире музыки: пою, чувствую

ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ

Стихотворение М. Лермонтова Музыка А. Рубинштейна

Я в мире музыки: воспринимаю, понимаю

«Горные вершины», А. Варламов; А. Рубинштейн; Г. Свиридов.

Какими музыкальными средствами композиторы подчеркивают поэтический образ горных вершин? Обратите внимание на развитие мелодии, ритм, темп исполнения романсов. Что общее и отличное можно заметить? Какой романс вам понравился больше всего? Почему?

ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА

Георгий Васильевич Свиридов:

«Моя форма - песня. Отдельная воплощенная идея...»

Георгий Васильевич Свиридов (1915 - 1998) — российский композитор, автор вокальных и хоровых произведений, в которых самобытно развивались национальные певческие традиции.

Родился в г. Фатежі Курской губернии (Россия). В детстве пел в церковном хоре, играл в оркестре народных инструментов. Учился в Ленинградской консерватории (сейчас м. Санкт-Петербург). В 19-летнем возрасте написал цикл романсов на стихи Александра Пушкина, которые стали классикой камерно-вокальной музыки.

Свиридова считают основателем жанра «музыкальной иллюстрации», как сам его называл художник. В своих музыкальных иллюстрациях композитор словно рассказывал литературное произведение музыкальным языком. И самый главный жанр, с которым Г. Свиридов идет по жизни, — это песня. Также художник создавал хоры и пьесы для детей. В целом творчеству композитора присущи глубокое проникновение в народно-национальные истоки русской культуры и музыки, самобытность, содержательность и одновременно ясность и простота изложения.

Свои мысли и размышления о музыке, литературу, искусство и культуру Г. Свиридов записывал в многочисленные дневники, которые в конце концов были объединены в книгу «Музыка как судьба».

Сравните настроения прослушанных романсов с настроениями картин Николая Рериха. Или они созвучны? Объясните свое мнение.

М. Рерих. Шатровая гора

М. Рерих. Гора пяти сокровищ

Я в мире музыки: исследую, действую

1. Назовите известных композиторов — авторов романсов.

2. Попробуйте обобщить и определить характерные особенности романса как вокального жанра.

3. Пофантазируйте, какая цветовая гамма соответствует романсовой лирике.

4. Представьте себя композиторами. В каком вокальном жанре лучше написать музыку к стихотворению Леси Украинки «Стояла я и слушала весну»?

Задание по желанию. Создайте иллюстрацию к романсу на стихи М. Лермонтова «Горные вершины» или найдите картин и украинских художников, созвучные с поэзией по содержанию и настроениями.

В музыкальном искусстве существуют близкие жанровые «родственники» романса. Самые известные среди основных его разновидностей — серенада, элегия, баллада.

Слово «серенада» происходит от итальянского «вечер». «Аль серено» («на открытом воздухе») — именно так называли теплую вечернюю погоду, когда под окнами прекрасных дам звучали песни влюбленных в них юношей. Летними вечерами улицы итальянских и испанских городов наполнитель и ся мелодиями серенад. Каждый исполнитель пытался поразить девушку своим красивым голосом, умением играть на мандолине, лютне или гитаре, а также композиторским и поэтическим талантом. Девушка как могла влюбиться в голос исполнителя, так. и остаться равнодушным к нему. Поэтому серенада — это будто «музыкальная маска», под которой скрывалось истинное лицо юноши.

Серенада — разновидность романса; произведение, которое исполняется в сопровождении лютни, мандолины или гитары под окнами девушки вечером или ночью.

Же. -Ж. Вібер. Серенада

Ф. Купер. Венецианки, что слушают серенаду

Впоследствии композиторы начали писать инструментальные серенады по заказу знатных и состоятельных людей. Такие произведения обычно исполнял небольшой оркестр под открытым небом.

Вспомните известную вам «Маленькую ночную серенаду».-А. Моцарта. Это вокальное или инструментальное произведение? Какой характер музыки? Какую картину можно представить, слушая эту серенаду?

Я в мире музыки: воспринимаю, понимаю

Хоакин Малатс, «Испанская серенада» (гитара).

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

Гусли — струнно-щипковый инструмент у народов Древнего Египта, Индии, Китая, Греции. Арабы называли лютню «королевским инструментом». Они привезли ее в Испанию, откуда инструмент распространился

Европой и быстро покорил ее. Много веков подряд лютня царила в музыкальном пространстве. На ней солировали, а также ее голос звучал в ансамблях.

Мандолина — один из многих потомков лютни. Она возникла в Италии и постепенно стала самым любимым народным инструментом не только на родине, но и за ее пределами. На восьми ее струнах играют медиатором — небольшой краплеподібною пластиной. Оркестр из мандолин (часто с гитарами) называют «неаполитанским».

Караваджо. Лютнист

Кого изобразил художник? Сделайте предположение, где и когда происходит музицирования. К какой группе относится инструмент, на котором играет юноша? Представьте себя персонажем картины: музыку каких жанров вы выполняли бы?

Одним из древних вокальных жанров е баллада. Это слово означало «танцевальная песня». Простые тексты баллад со временем усложнялись, в них начатой обрисовываться трогательные, а иногда фантастические истории подвигов, любви. Поэтому баллада постепенно потеряла танцевальный характер, а слово это стало означать песню повествовательного характера, в которой речь идет преимущественно о невероятных или легендарные события.

Баллада — разновидность романса; вокальное или инструментальное произведение романтического содержания, насыщенный яркими, часто фантастическими образами.

Баллады исполнялись поэтами-трубадурами. Слушатели обращали внимание не на музыку, а на стихи, в которых говорилось о чрезвычайном происшествии. Так жанр баллады переместился в литературу: в стихах также сохранилась напевность ритма. Впоследствии баллада возродилась как инструментальный жанр музыкального искусства.

Музыка баллады разворачивается последовательно, отражая развитие сюжета поэтического текста в вокальных образцах или в соответствии с замыслом в инструментальных произведениях.

Прочитайте стихотворение немецкого поэта Иоганна Гете «Лесной царь» в переводе Н. Рыльского под названием «Лесной король». Сколько действующих лиц в произведении? Какую по характеру музыку можно написать для каждого из них?

ЛЕСНОЙ КОРОЛЬ

Иоганн Гете (перевод Максима Рыльского)

Кто поздно так мчится в ночное время?

То едет отец, с ним сын маленький.

Чего-то боится и мерзнет сын —

Малого тулит и греет он.

«Почему тремтиш ты, сын мой, щомить?»

«Король лесной вон там стоит!

Он в короне, хвостатый господин!»

«То, сынок, утренний туман!»

«Дорогое дитя, ко мне поскорей!

Будем играть в доме моем,

Цветы прекрасны найду тебе я,

В злато мамочка оденет моя».

«Мой папа, мой папа, какое страшное!

Как манящий лесной король меня!»

«Ладно, малыш, успокойся, малыш!

То ветер колышет в роще ветки!»

«Мальчик милый, иди же к нам!

Дочери мои в танке в это время,

Дочери мои тебя придут встречать,

Поздравлять, петь, тебя колихать!»

«Мой папа, мой папа, туда посмотри!

Вон королевны ольшане сошлись!»

«Не бойся, мой сынок! Поверь мне:

То ивы седеют вдали!»

«Мне, парень, люба красота твоя!

По неволе или по воле возьму тебя я!»

«Мой папа, мой папа, он нас догнал!

Ой, как болезненно он обнял меня!»

Отцу страшно, отец спешит,

В руках его мальчик бедный кричит;

Насилу домой доехал он,

В руках уже мертвый лежал его сын.

Г. Плюддеманн.

Иллюстрация к стихотворению. Гете «Лесной царь»

Я в мире музыки: воспринимаю, понимаю

Франц Шуберт, баллада «Лесной царь».

Какие музыкальные образы возникают в вашем воображении? Охарактеризуйте эмоциональное состояние главных героев. С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор передал драматический смысл произведения? На каком инструменте исполняется музыкальное сопровождение? Что он напоминает? Помогает ли музыка почувствовать драматизм произведения?

ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА

Франц Шуберт:

«В фантазіє! Ты самое большое сокровище человека,

неиссякаемый источник, из которого пьют как художники, так и ученые!»

Франц Шуберт (1797-1828) — австрийский композитор, автор около тысячи музыкальных произведений, среди которых более 600 песен.

Родился в семье школьного учителя в пригороде Вены. Его прежде ными музыкальными наставниками были отец, старший брат и регент церкви. В детстве пел в придворной капелле.

В 1813 г. Шуберт поступил в учительскую семинарию и уже за год преподавал в школе, где служил его отец. Несколько лет подряд он давал уроки музыки, неоднократно пытался получить постоянную музыкальную должность, но безуспешно. Несмотря на жизненные обстоятельства он не оставил композиторской деятельности. Художника окружали друзья, поклонники его творчества, которые помогали ему материально. Произведения композитора исполнялись в кругу: такие вечера назывались «шубертіадами».

Добрый, жизнерадостный и очень скромный ф. Шуберт создавал простую музыку — светлую и искреннюю. Гениальный музыкант прожил недолгую и малорадісне жизни, однако его музыка удивляет и восхищает и сегодня.

 

Памятник Ф. Шуберту в г. Вена (Австрия)

 

Я в мире музыки: пою, чувствую

ЧУДО-ОСЕНЬ

Стихи Л. Ратич

Музыка А. Олєйнікової

 

1. Хорошие дни, ласковое чудо,

Осень теплая, золотая!

Цветное и красивое

Листья тихо обліта.

Припев:

Осень, осень, осень — ты ласковая сказка,

И в осеннюю погоду нечего сумувать.

Осень, осень, осень — ты последняя ласка.

«Здравствуй, чудо-осень!» — я буду петь.

2. Солнышко еще греет хорошо,

И гуляют дети.

И лететь далеко за горизонт

Уже собираются птицы.

Припев.

3. Птица летит в края далекие,

Осень говорит: «В добрый путь!

До свидания, аист,

Вернуться не забудь!»

Припев.

 

 

Я в мире музыки: исследую, действую

1. Где зародилась серенада? Назовите особенности камерно-вокального жанра.

2. Расскажите о связи музыки с поэзией в жанре баллады.

3. Найдите в украинской литературе стихи, тематика которых соответствует жанру романса и его разновидностям — серенаде, балладе. Попробуйте придумать мелодию к одному из стихотворений.

Музыкальный проект. Введите школьную фонотеку. Подбирайте для кабинета музыки записи известных произведений. Выберите темы для коллективного и индивидуального исследования по отдельным жанрам. Напишите аннотации к подобранных произведений.

Задание по желанию. Проведите с одноклассниками музыкально-литературный вечер «Волшебные звуки романсов и серенад». Уложите программу из произведений отечественных и зарубежных композиторов, подберите поэзии и произведения живописи, созвучны с настроениями вокальной музыки.

schooled.ru

Жестокие Романсы Описание Картины

Описание картины Иллариона Прянишникова «Жестокие романсы»

Илларион Прянишников.

А в рассказе «Корреспондент» (1882), показывая сцену, напоминающую ситуации «Шутников» Островского и Прянишникова, Чехов ведет повествование так, что читатель возмущается не только издевательствами купцов над «маленьким человеком», но и его рабской, восторженной покорностью, униженным заискиванием перед власть имущими. Но его отличие от песни в особой певучести и чёткой рельефной мелодичности. Судя по заметке, Чехову были хорошо известны и бытовые привычки художника. По дороге, растянувшись до самого горизонта, движется обоз саней. Достоевский в своем романе прямо указал одну из картин, размышление о которой стало важным идейно-философским узлом повествования, это — «Созерцатель» И. Н. Крамского.

описание картины жестокие романсы

Такова же манера повествования в чеховском рассказе «Он понял. » (1883). Сильный мороз. О ней с восхищением отзывался Стасов. Читатель, как и барин Волчков, начинает понимать неудержимый охотничий азарт «маленького сутуловатого мужичонки» в «донельзя изношенных, заплатанных штанах», со смешным самодельным ружьишком. Выставка не прошла мимо внимания Чехова.

Сходство жанров баллады и жестокого романса весьма ощутимы. Девушка явно смущена и растерянна таким поступком, вот таким образом сидит, опустив голову и отвернувшись от своего обожателя. При взгляде на это полотно многие начинают сравнивать нарисованных героев с героями литературными. Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам и корреспондентов, отравляющих чужие существования. » Сам Чехов создает рассказ «Тайна» (1887) с парадоксальным сюжетом: важный действительный статский советник доведен почти до умопомрачения робким, ничтожным дьячком. Существует множество жестоких романсов, в которых рассказ ведется от лица погибших героев. «Жестокие романсы».

5 культовых романсов советского кино

Причины эмиграции сам он объяснял так: «Что толкнуло меня на это. В марте 1894 года, когда разнеслась весть о смерти Прянишникова, был начат чеховский рассказ «Студент», в котором словно развивается тема одной из лучших картин художника — «Порожняки». Картина «Порожняки» изображала морозный вечер, гаснущую полоску заката, дали, подернутые туманной дымкой и зябко съежившуюся на крестьянском возу фигуру молодого человека, семинариста или студента, едущего с попутными порожняками в свое глухое селение. Ты не хочешь, а тебя за душу тянет». Картина Прянишникова «Жестокие романсы» представляла собой комичную сценку: молодой человек (из приказчиков или лакеев), тщательно завитый «барашком» и в новом сюртучке, неистово заливается под гитару, стараясь душещипательным романсом пленить сердце сидящей рядом девушки. Перебрав десятки поэтических сборников, он совсем было отчаялся. Характерна для 60-х годов картина Иллариона Михайловича Прянишникова (1840–1894) «Шутники» (1865).

26 ноября 1925 года поэт поддался уговорам родных и лег в психиатрическую клинику Ганнушкина на Большой Лиговке. Будущий художник тоже вырос в семье небогатого провинциального торговца. Но в чеховскую эпоху в осмыслении темы «маленького человека» появились и новые акценты. Затем были США, Китай, Ливан, Палестина И только в 1943 г., после многочисленных обращений и просьб, он смог вернуться на родину, в Россию. Он ни в каком случае не ожидал такой чести для себя, «нолика», как он выражался, «между человеками еле видимого и едва заметного».

Если мы обратимся к первоначальному эскизу, то увидим что там подвыпивший чиновник предается своим кривляниям «в охотку», не находя в этом ничего унизительного. Островского того же названия, поставленной на сцене московского Малого театра. Она написана под прямым воздействием пьесы А. Н. фуй.

Художественные особенности жестокого романса

Не находящая от волнения слов Василиса «стояла перед ним, задумавшись, с выражением заботы и скорби на лице». Егор — это «сама пошлость, грубая, надменная, непобедимая, гордая тем, что она родилась и выросла в трактире». Но и здесь, конечно, бывают исключения – аккомпанемент оркестра. «Жестокие романсы» имеют не только сатирическое наполнение, но и оригинальное авторское название. День выдался пасмурный и ненастный. Спасибо вам».

Подобные ситуации воспроизводятся, например, в пьесах И. С. Тургенева «Нахлебник» (1848) и А. Н. Островского «Шутники» (1864). Все это общество сытых и самодовольных людей предается своеобразной забаве. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Эта картина впервые выставлялась на 9-й Передвижной выставке 1881 года. Излюбленный сюжет жестокого романса— совращение девушки коварным соблазнителем.

Книга: Виктор Астафьев «Жестокие романсы»

В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Запоминаются образы решительных и смелых крестьян, захвативших пленных. Психологизм и схожая лиричность, точнее лиро-эпичность. А в последней чеховской пьесе «Вишневый сад» (1903) появятся герои, уже знакомые по полотну Прянишникова «Жестокие романсы» (1881).

Неожиданная завязка и конфликт с трагическим финалом. Вопреки «осколочным» обличительным традициям чеховская заметка начиналась словами: «Наша маленькая Академия художеств может принять уверение в глубоком уважении». Картина Прянишникова «Жестокие романсы» написала в 1881 году.

А по моему глупому предположению, как я это дело понимаю, это не баловство, а болесть. Здесь он активно работал на эстраде, в том числе и на фронте. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Салтыков-Щедрин отмечал, что при внешней непритязательности сюжета художник сумел воплотить в картине что-то такое сокровенное, что надолго останавливает зрителя, заставляя его задуматься над впечатлениями, которые бывают обычно «так мимолетны и смутны». Отличаются они друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть героя от горя или смертельное горе1.

С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности3. Прянишников Илларион Михайлович скончался 12 марта 1894 года в Москве. Виктору тогда было семь лет. Возможно, эта картина послужила прообразом сна Дмитрия Карамазова в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Различия между жанрами ничтожно малы, но они существуют.

Его переложил на музыку композитор Андрей Петров, а спела Валентина Пономарева. Она поразила молодого человека и своим поэтическим талантом и красотой. Рыболов зябко съежился в холодной воде.

Картина по номерам «Жестокий романс»

Автор вновь обращается к бытовому жанру изображая сюжет произведения сатирическим. Появились и национальные школы романса, особенно известные в Германии, Франции и России. Пейзаж рассказа созвучен картине Прянишникова. Инженер-химик Маврикий Минц и Анастасия познакомились дома у Цветаевых. Повествуя о том, что пережил и передумал в этот ненастный вечер окоченевший от холода герой, Чехов, как и Прянишников, обращается к впечатлениям, которые «так мимолетны и смутны», но которые так много могут значить в человеческой жизни. Замешательство смущенной героини с картины Прянишникова сродни поведению Дуняши, которая, копируя «благородных господ» в одежде и в манерах, от малейшего волнения готова упасть в обморок. Переклички произведений Прянишникова и Чехова не только выявляют сходность мировидения художника и писателя, но и помогают проследить общие закономерности исканий русской художественной культуры второй половины XIX века.

И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867) страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870) непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870). Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Герой рассказа, сын сельского дьячка Великопольский, обучавшийся в духовной академии, приехал (должно быть, с таким же попутным обозом) на Пасху домой, в свою нищую, голодную деревню. Вероятно, «спартанцем в искусстве» Чехов окрестил Прянишникова за простоту сюжетов и четкую, чуть суховатую манеру письма.

Захмелевшие гости, потешаясь, то заставляют Ивана Никитича пить водку стаканами, то сыплют ему на голову соль, то начинают подбрасывать к потолку с возгласами: «Качай его, шельмеца. » Герой же — «пыхтел, кряхтел, пищал, страдал, но. Поэтесса написала его в 1913 году и посвятила мужу, белому офицеру Сергею Эфрону. В этом смысле он двигался в общем русле русского искусства и литературы своего времени. В чеховских «Осколках московской жизни» за 1884 год есть отзыв о картинах В. М. Васнецова, которые экспонировались на этой выставке в Москве. Чехов описывает студеный вечер ранней весны, когда дул «холодный пронизывающий ветер», «по лужам протянулись ледяные иглы», на западе «узкою полосой светилась холодная багровая заря», а вокруг все «утопало в холодной вечерней мгле».

Советская власть мне ничего дурного не сделала. «Охота пуще неволи» (1882) — так назвал Прянишников одну из своих картин. Как, например, «Любовь — волшебная страна», которую поет Лариса Огудалова (Лариса Гузеева) в «Жестоком романсе».

  • Прянишников, Илларион Михайлович
  • Прянишников ИлларионКартины и биография
  • Романс – это небольшое лирическое музыкальное произведение
  • Прянишников Илларион Михайлович, 1840-1894-русский художник и педагог, мастер жанровой живописи
  • Прянишников Илларион Михайлович
  • Словари и энциклопедии на Академике

В свою очередь пьесой Островского «Шутники» была навеяна известная картина Прянишникова «Шутники (Гостиный двор в Москве)» (1865). В конце концов он оказался на полу, но поднялся с «блаженной улыбкой»: «Осчастливили вы меня своею лаской искреннею, не забыли газетчика, старикашку рваного. И Анюта покорно отправляется к художнику. В это время в училище занимался брат Чехова Николай, друзьями Антона Павловича стали учившиеся с Николаем И. И. Левитан, К. А. Коровин, архитектор Ф. О. Шехтель.

«Человек для искусства просит, а не для пустяков каких-нибудь», — веско поддерживает друга Клочков. В одних случаях это объясняется сходностью жизненного опыта, в других — стремлением Чехова освоить и переосмыслить лучшие достижения художественной культуры его времени.

Но Минцу предстояло еще одно знакомство — с 22-летней Мариной Цветаевой. На последних – плохо одетая фигурка студента, съежившегося от холода. Значительным произведением Прянишникова является картина «В 1812 году» (1874). Центральный образ картины – пляшущий старик.

Само стихотворение «Клен ты мой опавший» принадлежит Сергею Есенину. В середине XIX века искусство часто обращалось к негодующему рассказу о глумлениях «хозяев жизни» над безответными жертвами, вынужденными ради куска хлеба сносить все, подавляя обиду. Чехов в своем рассказе как бы развивает этот сюжет, дописывая его продолжение. Чеховский рассказ «На святках» (1899) — словно попытка воссоздать предысторию ситуации изображенной Прянишниковым. Перекликаются между собой чеховский рассказ «Анюта» (1886) и картина Прянишникова «В мастерской художника» (1890). У ее колен – сынок и наследник.

И такая музыка появилась. В трогательной комедии «Учитель пения» режиссера Наума Бирмана под аккомпанемент гитары звучит романс «Клен» в исполнении учителя пения Ефрема Соломатина (Андрей Попов).

Причем Лейкин категорично указал начинающему фельетонисту его задачи: «Говорить надо обо всем выдающемся в Москве по части безобразий, вышучивать, бичевать, но ничего не хвалить и ни перед чем не умиляться»1. Я ненавидел Советскую власть. Вдали дымит маленькая фабрика, давно превратившая речушку в сточную канаву, в которой вряд ли водится что живое. Героиня Чехова Анюта, молодая женщина с кроткими глазами, безропотно выполняет роль «наглядного пособия» для Клочкова, студента-медика, готовящегося к экзамену. Цветаева и сама была пленена красотой и подвигами героя Наполеоновской войны 1812 года — она многие годы хранила маленький портрет молодого генерал-майора Александра Тучкова, погибшего в Бородинском сражении 26 августа 1812 года в возрасте 35 лет.

В музыке романса, в отличие от песни, больше внимания уделяется настроению (а не ритму, к примеру), суть романса – в содержании стихов и в мелодии, а не в аккомпанементе. Я был приверженцем какого-либо другого строя. Такой герой уже не вызывал у читателя сострадания. В работах второй половины 1860-х— начала 1870-х годов Прянишников обращался к самым различным сторонам русского быта. О посещениях этой выставки писателем рассказывается в воспоминаниях М. П. Чехова. Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз.

Из других произведений Прянишникова заслуживают внимания «Жестокие романсы» (1881), «Спасов день на севере» (1877), «В мастерской художника» (1890). Близкая дружба связала его на долгие годы и сФёдором Шаляпиным. Но трагизм присутствует в обоих жанрах.

Мужичонка с дрожью в голосе поясняет, что нарушил закон об охоте не ради добычи, а «от тоски»: «Тянет да и тянет на охоту, хоть ты тресни тут. «Глаза, как бриллианты» — это глаза офицера не только защищающего родину от врагов, но и покоряющего сердца женщин. Передвижной выставке 1871 года Прянишников представил две картины, которые сразу же привлекли внимание публики: «Погорельцы» и «Порожняки».

Последние шесть лет жизни дались Есенину тяжело. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». На переднем плане – едва умещающаяся на стуле хозяйка лавочки в шелковом салопе. Один из приказчиков, желая угодить хозяевам, высунув язык, поднял над головой чиновника два пальца в виде рожек. В законченной картине мы находим нечто иное. Подпоив старенького чиновника, купцы заставляют его кривляться и плясать себе на потеху.

Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон». Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями— Виктором и новорождённым Николаем— отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца— Павла Астафьева.

При взгляде на эту картину вспоминается и чеховский конторщик Епиходов, который, стремясь завоевать симпатии горничной Дуняши, распевает под гитару жестокий романс и вторящий ему лакей Яша, рисующийся перед Дуняшей своим «европейским» лоском. Не имея средств, он пристроился к «порожнякам» для того, чтобы добраться из города, где учился, в далекую деревню. О нет. Всё одно, как запой. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве.

Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-1894), учителем многих известных впоследствии живописцев — С. В. Иванова, С. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и других художников. Чехов — в лавке отца, Прянишников — у чаеторговца Волкова, к которому его определили «в науку». Таким образом при упоминании «Вишневого сада» Антона Павловича Чехова персонажей визуализируют в варианте Прянишникова. Произведение в полной мере передает комичность и абсурдность поведения молодых людей.

Обычно романсы являются камерной музыкой (пение с аккомпанементом одного инструмента, чаще фортепьяно). Рязанов долго не мог найти подходящих романсов и стихотворений для задуманного им фильма. Собственно говоря, романс как жанр сформировался позже, вот таким образом и не требовал специального термина, хотя очевидно, что он развился из песни.

Дать волю чувствам к Марине Минц не мог — он уже обручился с Анастасией. Невозможно представить фильмы Эльдара Рязанова без романсов — каждая песня служит раскрытию образа исполняющего ее персонажа. В рассказе Чехова — тот же психологический контраст. Как шакалы».

Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту. » (4января 1886 года). Тоже нет: очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Один из вариантов «Порожняков» был несомненно известен Чехову по экспозиции Всероссийской выставки, проходившей в Москве в 1882 году. Каждый образ несет в себе какоето настроение, характер, определенную атмосферу.

Воспоминания о повседневном быте мелочных лавочек, где перед оком невозмутимых и всезнающих лавочников проходит пестрая жизнь «маленьких людей» и где житейские драмы переплетаются с комическими курьезами, отразились в картине Прянишникова «Чтение письма в овощной лавке» (1864). А сон Дмитрия — словно воспроизведение «Погорельцев»: сгоревшая деревня, зимняя дорога и в толпе, просящей подаяние, — баба с плачущим ребенком на руках. В романсе обычно отсутствует припев (рефрен), хотя бывают исключения. Догорает малиновая зимняя заря. Юношеская беспечность». В 1883 году начинающий писатель Антон Чехов, публикующий в разных изданиях юмористические «мелочишки», получил от редактора журнала «Осколки» Н. А. Лейкина приглашение вести фельетонное обозрение «Осколки московской жизни».

Действие происходит в одном из торговых помещений Гостиного двора. В эти годы Вертинский сдружился с Анной Павловой, Тамарой Карсавиной и Иваном Мозжухиным. Существует множество жестоких романсов, в которых рассказ ведется от лица погибших героев2. В своей заметке об училище среди профессоров имевших особенное влияние на учеников, Чехов отмечает И. М. Прянишникова — «спартанца в искусстве и в общем милого человека».

Но особенной популярностью пользовалась картина Прянишникова «Порожняки». Недаром Чехов всем своим творчеством стремился доказать, что человеку необходимо научиться по капле «выдавливать из себя раба».

То, что мы знаем из литературы об эпохе «хождения в народ», о самоотверженной молодежи 70-х годов, предстает перед нами в картине Прянишникова в живом и конкретном, глубоко поэтическом образе. блаженно улыбался. Излюбленный сюжет жестокого романса— совращение девушки коварным соблазнителем.

Как мы уже говорили, романс схож с песней. «В этом умении обратить зрителя внутрь самого себя заключается вся сила таланта и г. Прянишников обладает этою силой в большом количестве», — писал Щедрин. В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов.

aquareller.com

"Музыкальная живопись и живописная музыка"

2. Осмысление учебной задачи

10 мин

Первичное усвоение нового теоретического материала.

 

Здравствуйте ребята! Сегодня мы вновь постараемся проследить связь музыки и живописи и узнаем что такое музыкальная живопись и живописная музыка. Поэтому тема нашего урока так и называется «Музыкальная живопись и живописная музыка». И начнем мы с живописи и сейчас обратимся к творчеству русского художника В. Борисова-Мусатова. Давайте посмотрим на его картины «Весенний этюд», «Весна»,  «Цветущие вишни», «Дама в кресле» Какой жанр узнаёте в этих картинах?

Какими словами можно передать настроение его живописных полотен?

 

 

 

 

 

 

Вы прислушались к тишине в этих картинах. А мне бы хотелось, чтобы вы услышали мелодию этой тишины. Как вы думаете, есть разница в словах: «послушать тишину» и «услышать мелодию тишины» ?

 

 

 

 

 

Благодаря каким выразительным свойствам художник передал линии, краски, композицию полотна, ощущения ритма, темпа?

Какие линии использовал художник в изображении неба, реки и дубравы?

 

 

Как вы думаете, какая музыка созвучна картинам художника?

 

Физ минутка

Здравствуйте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пейзаж.

 

В его картинах чувствуется звучание весны.  В них звучат голоса природы: мы слышим плеск воды, к, шелест цветущих деревьев; Просто здесь всё тихо, приглушенно, как бы в полголоса.

 

 

 

 

С мелодией как-то поэтичнее. Мелодия-это всегда музыка. В этой картине чувствуется задушевная мелодия. Она звучит тихо, задумчиво, нежно.

 

 

 

Протяжные, широкие линии горизонтали картины.

Музыке Рахманинова

 

Формирование эмоциональной отзывчивости.

Формирование умения оценивать учебные действия  в соответствии с поставленной задачей

3. Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Обобщение и закрепление.

Рефлексия

 

20 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует рефлексию по типу «вопрос- ответ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дом. Задание

 

 

 

Да, я с вами соглашусь. Яркий тому пример романс «Островок», написанный на стихи К. Бальмонта. Давайте прочитаем это стих-е.

 

 Какими чувствами наполнено это стихотворение?

 

Давайте теперь послушаем романс «Островок» и я прошу вас обратить внимание на рисунок мелодии и ее ритм.

 

Итак, Как ведет себя в романсе мелодия, ритм.

 

 

 

 

Можно сказать, что романс наполнен живописным звучанием?

 

 

Теперь давайте послушаем еще один романс Рахманинова «Весенние воды» и попытаемся сравнить его с романсом «Островок».

Итак, отличается эти романсы друг от друга?

 

 

 

 

Да, совершенно верно.  Теперь давайте поработаем в группах

Разделяемся на пары

1 ряд -  проведет сравнительный анализ мелодии двух романсов

2 ряд – предстанут в роли художников и попробуют нарисовать красками картину тишины и картину весеннего пробуждения природы

3 ряд – подумает каким картинам художников созвучны романсы Рахманинова

 

Не менее живописна музыка Ф. Шуберта.

Одна из самых грациозных и нежных произведений композитора песня «Форель». Она имела такой успех, что Шуберт сочинил инструментальный квинтет, которого красиво называют «Фореллен квинтет». Ребята, а давайте вспомним что такое квинтет?

 

Правильно. И написано произведение в форме вариаций. А что такое вариации?

 

А теперь давайте послушаем «Форелленквинтет» и постарайтесь ответить на вопросы: как развивается музыка в квинтете? Какие инструменты солируют в каждой из вариаций?

 

 

Давайте попробуем разучить эту песню.

Исполнение песни «Форель»

 

 

 

Организует рефлексию по типу «вопрос- ответ»

И в заключении я предлагаю вам сыграть в игру «Найди своего автора». Для этого мне нужно восемь человек. У четверых будут карточки с фамилиями композиторов, с которыми мы познакомились сегодня на уроке. У остальных карточки с фамилиями художников, чьи картины   мы сегодня посмотрели. Остальные участники игры получат карточки с названиями произведений. По команде, «авторы» открывают свои фамилии, а произведения стараются как можно скорее найти своего автора. (проводится игра)  

Найти в интернете музыкальные произведения других композиторов, написанных в форме вариаций

 

 

 

Работа с учебником стр.100.

 

Чувства покоя, тишины, неподвижности и задумчивости

 

 

 

 

 

Мелодия прерывиста, часто звуки повторяются, много пауз. Все это говорит о стремлении композитора создать образ покоя и тишины

Да , можно

 

 

 

 

 

 

 

 

Да, отличаются. Более того, они контрастны друг другу. Если в первом тишина и покой, то во втором – стремительное движение

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы по группам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это ансамбль из пяти исполнителей.

 

 

Вариации это форма, в основе которой лежит тема и ее изменения т.е. вариаций

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

Вокально-хоровая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умения оценивать учебные действия  в соответствии с поставленной задачей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирование собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

multiurok.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта