Урок музыки в 1 классе "Звучащие картины". Обобщающий урок. Рисунок звучащие картины


Конспект урока по музыке на тему "Звучащие картины"

ГАПОУ НСО

«Черепановский педагогический техникум»

Дата: 9.11.16г

Класс: 2 «Б»

Методист: Бурлакова М.А.________________

Учитель: Завадская Л.В. __________________

Студент: Касьянова А.А.

Предмет: музыка

Тема урока: Звучащие картины

Тип урока: изучение нового материала

Цель: сформировать умение учащихся соотносить музыкальные образы М.Мусоргского и П.Чайковского с изображениями картин природы.

УУД:

Личностные: формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы на основе сопоставления произведений русской музыки

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

Предметные: -формировать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация познавательной деятельности.

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Анна Александровна, сегодня я проведу у вас урок музыки.

Приветствуют учителя.

Физминутка

Слайд

-Как называется эта картина?

-Что такое пейзаж?

Слайд

Пейзаж- это рисунок, картина, изображающие природу, а также описание природы в литературном произведении

-Ребята, а как можно создать картину? Как люди создают картины?

Слайды

-А как можно создать картину словами?

Тихо струится река серебристаяВ царстве вечернем зеленой весны.Солнце садится за горы лесистые,Рог золотой выплывает луны.

--Ребята, а на уроке музыки какие картины?

-Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

-Тема нашего урока «Звучащие картины»

Слайд

-А вот, если слушаете какую то композицию, и представляете пейзаж какой то, то как это будет называться ?

-Как вы думаете что такое музыкальный пейзаж?

Слайд

Музыкальный пейзаж- это изображение природы про помощи средств музыкальной выразительности

-При помощи чего создаются музыкальные картины?

-Ребята, нам дана иллюстрация и только название композиции ,как вы думаете про что (какая) будет наша композиция? Композиция называется «прогулка» из сюиты «картинки с выставки» Модест Мусоргский.

Слушаем композицию и анализируем

-Мы прослушали композицию, как вы думаете, мы правы были, подобрав слова к этой композиции или что-то можно добавить, может что-нибудь убрать?

-Давайте рассмотрим еще одну иллюстрацию. Как вы думаете про что будет или какая будет композиция к этой иллюстрации? Композиция называется « » пьесы Петра Чайковского из детского альбома.

Слушаем композицию и анализируем

-А чем схожи эти две композиции, которые мы сегодня прослушали? И в чем их различие?

Пейзаж

Предположение учащихся

Карандашом, красками, пальцами, словами

Литературным произведением

Стихотворением

Музыкальные

Мнение учащихся

Музыкальный пейзаж

Мнение учащихся

При помощи инструментов, звуков, шум природы

Предположение детей. Вешают на доску карточки

Анализируют карточки

Предположение учащихся

Сравнивают

Исполнение к разучиванию песни.

Творческая работа

  1. Итог урока

-Ребята, вы знаете этого литературного персонажа?

- Перед тем, как разучивать песенку, давайте сделаем разминку для голоса: Пропоем гласные звуки.

Сегодня мы с вами разучим песенку, которая называется «Весёлый человечек»

-Ребята, для закрепления нашей темы давайте нарисуем музыкальный пейзаж. Как вы представляете его?

-Это пейзаж из музыкальных инструментов. В этом пейзаже должны присутствовать необычные цвета, необычные деревья, листья, облака в виде музыкальных инструментов.

Слайды

-Приступаем к работе, а чтобы вам лучше работалось, я включу вам композицию про природу.

-Какие звучащие картины мы сегодня услышали?

-Назовите композиторов этих композиций.

-Какая композиция вам больше понравилась ? Почему?

-Какое настроение у вас было на уроке?

Мнение детей.

infourok.ru

Конспект урока по музыке 2 класс (+приложение

Конспект урока музыки во 2 классе

«Звучащие картины».

Цель: дать обучающимся представление о клавишных и струнных инструментах.

Задачи: познакомить обучающихся с историей возникновения музыкальных инструментов: фортепиано, клавесина, гитары, лютни.

развивать музыкальность и музыкальное воображение с помощью музыкальных инструментов;

воспитывать любовь и интерес к музыке и музыкальным инструментам.

Оборудование: фортепиано, компьютер с акустическими колонками, мультимедийная установка, экран.

Музыкальный материал: «Прогулка» М.П. Мусоргский, песня «Прогулка», р.н.п. «Тонкая рябина» (гитара).

Ход урока:

  1. Организационная часть урока

Звучит попевка «Музыкальный урок».

У.: Сегодня мы с вами наш музыкальный урок проведем путешествуя по картинной галереи.

Приходилось ли вам бывать в картинной галереи?

Д.: Картинная галерея – это музей, в котором много картин.

У.: Совершенно верно, но мы отправимся в такой музей, где картины непростые, а звучащие.

Чтобы наше путешествие было веселее, мы прослушаем песню «Прогулка».

  1. Песня «Прогулка»

Звучит песня «Прогулка»

Показ картин

III. Объяснение нового материала.

У.: Что вы видите на этих картинах?

Д.: На картинах изображены музыкальные инструменты.

У.: С какими из этих инструментов вы уже знакомы?

Д.: Пианино, гитара.

У.: Но это картины необычные, они – звучащие. Внимательно посмотрите на картине и попробуйте «услышать» её звучание.

Что вы уже знаете об этих инструментах?

Что - то необычное заметили?

(сравнивают инструменты и находят, что фортепиано схоже с клавесином, а гитара- - с лютней)

У.: Пианино или фортепиано, вам давно известно. Вы с ним встречались в детском саду, встречаетесь в школе. У некоторых этот инструмент есть дома. А что нам известно об этом инструменте?

Д.: У него есть клавиши белые и черные; есть две педали (одна из них звук удлиняет, а другая его укарачивает.

У.: Очень давно в Древней Греции, существовал музыкальный инструмент в виде длинного и узкого деревянного ящика с натянутой сверху струной.

(показ монохорда)

Струна плотно прикреплялась к ящику неподвижными подставками, а кроме них была еще одна – подвижная. Она передвигалась по струне, изменяя высоту звука. Постепенно к одной струне стали прибавляться другие. Играли на них, защипывая струны пальцами или медиатором, а иногда – ударяя по струне палочками, молоточками.

Но позже, ящичек стал прямоугольным, а на одной из его сторон разместилась клавиатура (клавиши).

(показ клавикорда)

Нижние клавиши были черными, а верхние – белыми, но это неудобно. Позже их поменяли, а клавиатур стало больше, и располагались они друг над другом.

(показ клавесина)

Д.: Этот инструмент на картине.

У.: Правильно. Этот инструмент называется клавесин. Послушаем его звучание.

(звучит клавесин)

У.: Ребята, а на каких инструментах играете вы? Предлагая веселую игру – физминутку «Мы музыканты».

IV.Физминутка

У.: Мы - музыканты хэпи – таланты.

Д.: Мы - музыканты хэпи – таланты.

У.: Я умею играть.

Д.: Мы умеем играть.

У.: На чипчицах (имитирует игру на скрипке)

Дети повторяют за учителем: чип чириче дарэ верче – 3 раза

Хором: Хей!

У.: Мы - музыканты хэпи – таланты.

Д.: Мы - музыканты хэпи – таланты.

У.: Я умею играть.

Д.: Мы умеем играть.

У.: на кобже (имитирует игру на виолончели)

Дети повторяют за учителем: гоп – затаки, - 3 раза

Хором: Хей!

У.: Мы - музыканты хэпи – таланты.

Д.: Мы - музыканты хэпи – таланты.

У.: Я умею играть.

Д.: Мы умеем играть.

У.: на булембах (имитирует игру на барабане)

Дети повторяют за учителем: бум – ба-ра-ра - 3 раза

Хором: Хей!

У.: Мы - музыканты хэпи – таланты.

Д.: Мы - музыканты хэпи – таланты.

У.: Я умею играть.

Д.: Мы умеем играть.

У.: на пуже (имитирует игру наживоте)

Дети повторяют за учителем: пузатаки - 3 раза

Хором: Хей!

У.: Мы - музыканты хэпи – таланты.

Д.: Мы - музыканты хэпи – таланты.

У.: Я умею играть.

Д.: Мы умеем играть.

У.: на ушицах (имитирует игру на ушах)

Дети повторяют за учителем: ушатаки - 3 раза

Хором: Хей!

У.: Мы - музыканты хэпи – таланты.

Д.: Мы - музыканты хэпи – таланты.

У.: Я умею играть.

Д.: Мы умеем играть.

У.: на нервах (имитирует игру на нервах)

Дети повторяют за учителем: нерватаки- 3 раза

Хором: Хей!

У.: Продолжим наше путешествие.

В 1711 году в городе Падуе клавесинный мастер Бартоломео Кристофори изобрел новый инструмент. Теперь на нем можно было играть тихо (пиано) и громко (форте). Этот инструмент назвали пианофорте, а позже – фортепиано или пианино.

Для нашего друга разучим песню «Рояль». Они ведь родственники.

V(разучивание 1 куплета песни «Рояль»)

Перейдем к следующей картине.

(звучит музыка «Прогулка»)

Картина «Гитарист»

(звучит «Тонкая рябина в исполнении гитары»)

У.: Что вы знаете об этом инструменте?

Д.: Это - гитара. Она сделана из дерева, у неё есть струны. Звучание мягкое. Под звуки гитары исполняют песни.

У.: Какую музыку, по – вашему мнению, исполняет гитарист, изображенный на картине?

Д.: Грустную, лирическую.

(звучит «Прогулка»)

картина «Лютнист» Караваджо

У.: Перед вами картина «Лютнист». Её написал художник Караваджо.

Кого называют лютнистом?

Д.: Человека, играющего на лютне.

У.: Лютню часто называли королевой инструментов. Лютни были больших размеров, звучали в ансамблях и в оркестрах. Корпус, напоминал дыню или панцирь черепахи. Посередине дырочка в виде красивой звезды или розы. Количество струн на лютне было от 6 до 16.

Послушаем звучание этого инструмента.

(звучит лютня)

VI. Итог:

У.: С какими инструментами мы познакомились сегодня на уроке?

Д.: С фортепиано, клавесином, клавикордом, лютней, гитарой.

У.: К какому виду инструментов относятся клавесин, клавикорд и фортепиано?

Д.: К клавишным.

У.: Правильно. А лютня и гитара?

Д.: К струнным.

VII. Домашнее задание: нарисовать музыкальные инструменты из группы клавишных и струнных.

infourok.ru

Модель урока музыки по теме «Звучащие картины

1.Оргмомент.

Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет рабочее место учителя и ученика. Дает задание классу исполнить попевку «Звенит звонок» со словами и сольфеджио с использованием ручных знаков (слайд№1).

Музыкальное приветствие детей.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность рабочего места. Исполняют попевку «Звенит звонок», контролируя осанку, звучание голоса, используют ручные знаки при исполнении сольфеджио.

2.Целеполагание и мотивация

(Слайд№2)Предлагает рассмотреть слайд и определить в роли кого встречает ребят фея Муза.

Создавая игровую ситуацию, учитель приглашает ребят на экскурсию в картинную галерею. Озвучивает тему (слайд№3), помогает сформулировать цели, задачи урока.

(Слайд №4) Приглашает принять участие в образовательном проекте «Путешествие в Страну Музыка»  и   совершить увлекательное и красочное путешествие, выполнив задания одного из этапов конкурса. На этом уроке ребята побывают на станции Загадкино.

Рассматривают слайд, определяют, что Муза сегодня в роли художника.

Осознают тему, формулируют задачи урока.

 

 

 

Выражают свое отношение к предложению учителя.

3.Актуализация знаний и умений. 4.Первичное усвоение. 5.Осознание и осмысление учебного материала

(Слайд№5) Предлагает учащимся классифицировать слова-понятия по видам искусства (музыка, изо).

 

 

 

 

Предлагает открыть учебник стр. 30-31. Рассмотреть иллюстрации картин, ответить на вопрос:

- Можем ли мы сказать, что картины – музыкальные? Почему?

(Слайд№6) Знакомит с картиной вятского художника (В.Васнецов. Гусляры). Напоминает, что Кировский художественный музей носит имя братьев Васнецовых. Задает вопросы:

- Кто изображен?

- Какую музыку могли исполнять гусляры?

- Народная или профессиональная музыка звучит с картины?

Предлагает игру «Ожившая картина» группе мальчиков роль гусляров, остальным детям роль экспертов.

 

 

 

 

 

(Слайд№7)Предлагает всмотреться в следующую  картину (Д.Левицкий. Алымова за арфой). Обратить внимание на грацию и изящество изображенной дамы, на украшения головного убора, платья, музыкального инструмента в ее руках.

Предлагает продолжить игру «Ожившая картина», роль музыкантов - исполнителей на арфе поручая  группе девочек.

Задает вопрос:

- Профессиональная или народная звучала музыка?

(Слайд№8)Предлагает познакомиться со следующей картиной и дать ей название (Х. Тербрюгген. Флейтист).

Предлагает, всматриваясь в картину, прислушаться к внутреннему голосу и определить характер музыки полотна.

Предлагает вместе с учеником-дирижером исполнить на «флейтах» произведение Баха «Шутка», точно следуя жестам дирижера. Делит класс на две группы, объясняет жесты.

(Слайд№9)Знакомит с последней картиной галереи (М. Пашинин. Лель и Снегурочка.) Задает вопрос:

- Кого видите на картине?

-На чем играет Лель?

-Кто такой  Лель?

-Какую музыку он играет?

 Обращает внимание, что герои изображены на фоне пейзажа.

- С чем сравнивает художник нежную, стройную Снегурочку?

- Какую по характеру музыку дарит Лель Снегурочке?

Предлагает исполнить из репертуара песню созвучную картине.

 

- А сейчас мы принимаем участие в конкурсе «Путешествие в Страну Музыки» (станция «Загадкино»).

(Слайд№10) Читает  загадки, дает жетон за правильный ответ. Объясняет выполнение второго задания станции «Загадкино», отслеживает правильные ответы (слайд№11). Записывает на доску количество полученных баллов классом за каждое задание.

Проводит с классом музыкальную переменку «Сказки большого леса» с привлечением помощников (слайд№12).

 

 

 

Все участвуют в распределении слов по видам искусства, показывая направление рукой на смайлик «художник» и смайлик «композитор». Оценивают результат работы.

Работают с учебником, рассматривают картины, отвечают на вопрос.

 

 

Всматриваются в картину, осознают ее содержание, отвечают на вопросы.

 

 

 

.

 

 

 

 

Мальчики - гусляры, слушая музыку, движениями рук имитируют игру на гуслях. Эксперты, после завершения звучания музыки, отмечают тех ребят, чей образ  был ближе васнецовским гуслярам, аргументируют свое мнение.

Воспринимают художественный образ картины.

 

 

 

 

 

Слушают музыку. Группа девочек изображают игру на арфе. Эксперты оценивают их исполнение.

 

Определяют принадлежность музыки к профессиональной.

Рассматривают картину, дают ей название.

 

 

Всматриваются в картину, определяют характер музыки.

 

 

Исполняют музыку, внимательно следя за жестами дирижера, контролируют свое исполнение, оценивают.

 

Рассматривают картину. Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполняют песню «Камышинка-дудочка». Оценивают свое исполнение.

Читают вместе с учителем загадки, дают разгадку. Называют музыкальные инструменты, выполняя второе задание станции «Загадкино».

 

 

 

 

 

Помощники проводят игру, контролируют выполнение заданий другими. Класс пластическими движениями показывают героев сказки.

6.Первичное закрепление учебного материала

 (Слайд№13)Предлагает вспомнить «Звучащие картины» урока, назвать инструменты, голоса которых мы слышали с этих картин.

- С каких картин звучит народная музыка, а с каких профессиональная?

 

Подводит итог участия в проекте «Путешествие в Страну Музыки». Записывает общее кол-во баллов на доске. Предлагает продолжить участие конкурсе на следующем уроке.

Вспоминают  «Звучащие картины», музыкальные инструменты, классифицируют картины.

 

 

 

Считают баллы, подводят результаты выполнения заданий конкурса.

multiurok.ru

Без музыки не проживу и дня...: "ЗВУЧАЩИЕ КАРТИНЫ"

Юдит  Янс Лейстер. Юный флейтист, 1635Judith Leyster. Young Flute PlayerNationalmuseum. Stockholm, Sweden.

Иоганн Себастьян Бах. Концерт для флейты.

Часть II. Сицилиана 

                                        . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Мастер женских полуфигур. "Музыкантши"Нидерланды. Первая половина XVI в.Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Кристоф Виллибальд Глюк. "Мелодия"

(опера "Орфей и Эвридика")

                                 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Танец нимф. Гобелен (фрагмент), 1687.

Иоганн Себастьян Бах. Концерт для гобоя и скрипки

Часть I. Allegro

                      . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 

Густав Климт. Шуберт за фортепиано, 1899. Gustav Klimt. Schubert at the Piano

Сгорела во время пожара в 1945 году.

Франц Шуберт. Серенада. Исполняет Дитрих Фишер-Дискау

                              . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 

Василий Тропинин. Гитарист, 1823Александр Варламов, слова Афанасия Фета "На заре ты её не буди" Исполняет Александр Иванов-Крамской 

                                . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 

Павел Федотов. Портрет Н. П. Жданович за фортепиано, 1849

Людвиг ван Бетховен. Багатель a-moll ("К Элизе").

Исполняет Анна Фишер

"К Элизе"

                               . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 

Г. Э. Чемберс. С. В.  Рахманинов за роялем, 1930-е годы.

Сергей Рахманинов. Прелюдия cis-moll, op. 3, №2

Исполняет Сергей Рахманинов

 Г. Э. Чемберс. Концерт С. В. Рахманинова с оркестром,1930-е годы

Сергей Рахманинов. Концерт №3, ор. 30, Часть I,

Исполняет Николай Луганский

mbloggmusik2010.blogspot.com

Вот как выглядит музыка, если её нарисовать

Мелисса Мак-Кракен, девушка со синестезией, рисует удивительные и яркие картины, в которых она изображает… звучание музыки.

Синестезия — явление, известное в неврологии как цветной слух, — это способность человека ассоциировать слышимый звук с определённым цветом.

«Музыка, которую я слышу, воплощается в текстуру и цвета, — говорит Мелисса, — и я рисую, чтобы показать другим, что музыку можно не только слышать, но и видеть».

В своём искусстве девушка использует масляные и акриловые краски. По словам Мелиссы, она каждый день что-нибудь рисует: будь то звучание чьего-нибудь имени, или радио-композиция. «Я могу нарисовать всё, что угодно, от Led Zeppelin до Стиви Уандера».

1. Radiohead, Lucky

2. Дэвид Боуи, «Жизнь на Марсе»

3. Джон Леннон, Imagine

4. Принц, Joy In Repetition

5. Джими Хендрикс, Little Wing

6. Soulive, Interlude II

7. Джон Майер, «Гравитация»

8. Led Zeppelin, Since I’ve Been Loving You

9. Smashing Pumpkins, «Сегодня вечером»

10.  Radiohead, Karma Police

11. Glass Animals, Flip

12. Airhead, Callow

Источник

← Жми «Нравится» и читай нас в Фейсбуке

Больше интересного

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

vicer.ru

Урок музыки в 3-м классе по теме: "Как раскрасить музыку?"

Разделы: Музыка

Цели:

  • создание условий для формирования элементов аналитического отношения к средствам выразительности разных видов искусства;
  • развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся;
  • освоение знаний об особенностях музыкального языка, о воздействии музыки на человека, о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Учебные задачи:

  • эмоционально-образное восприятие и характеристика вступления к последней картине оперы Н.А.Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”;
  • выразительное исполнение “Песенки о сказке” С.Никитина и “Песенки мамонтёнка” В. Шаинского;
  • определение по звучанию тембров скрипки, флейты, гобоя, ксилофона, трубы, тромбона.

Основные этапы урока:

  1. Мотивация на активное сотрудничество.
  2. Презентация по литературному чтению и изобразительному искусству “Три чуда”.
  3. Презентация по музыке “Как раскрасить музыку?”.
  4. Песня В.Шаинского “Песенка мамонтёнка”.
  5. Презентация по музыке, литературному чтению и изобразительному искусству “Тембры-краски”.
  6. Песня С.Никитина “Песенка о сказке”.
  7. Викторина.
  8. Кроссворд “Семь музыкальных инструментов”.
  9. Слайд-шоу “Музыкальные инструменты на картинах великих мастеров”.
  10. Домашнее задание.
  11. Оценивание работы учащихся.

Программно-техническое обеспечение:

  • Компьютер.
  • CD-проигрыватель.
  • Проекционная система.

Комментарии:

  • Презентации, песни, кроссворд, викторина, слайд-шоу созданы в программе Power Point, аранжировка песен – в программе Band-in-a-Box.
  • Содержание и форма трансляции учебного материала рассчитаны на школьников с различными сенсорными каналами восприятия.
  • Учитель использует коммуникативно-диалоговые технологии развивающего обучения.
  • К материалам урока разработан фрагмент “Рабочей тетради” ученика, соответствующий данной теме (см. Приложение 2).

ХОД УРОКА

Интегрированный урок музыки, литературного чтения и изобразительного искусства проводится после предварительной подготовки. Учитель музыки предлагает детям познакомиться со “Сказкой о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди” А.С.Пушкина. Ребята учат наизусть отрывки сказки, в которых поэт изобразил белочку, тридцать три богатыря и царевну Лебедь. На уроке изобразительного искусства учащиеся рисуют иллюстрации к ним.

Открывается урок приглашением учащихся к совместной успешной деятельности. Первый этап урока – презентация “Три чуда”. Материалом для неё служат фрагменты “Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди” А.С.Пушкина, а также иллюстрации к ней художника И.Билибина и рисунки учащихся.

После просмотра “литературной” части презентации и чтения наизусть отрывков из сказки А.С.Пушкина учитель задаёт детям вопросы:

  • Какими вы видите персонажей “Сказки о царе Салтане”?
  • В чем их отличие? Как поэт даёт нам понять, что у белочки необычные орешки, что богатыри сильные и могучие, а царевна Лебедь – красивая?

Учащиеся отвечают на вопросы, а учитель подводит их к выводу о том, что А.С.Пушкин, изображая сказочных героев, подбирает и “сказочные” слова – необычные, волшебные. Слушая сказку с закрытыми глазами, дети могут даже представить себе всё, что происходит и то, как выглядят персонажи сказки. Поэт как бы рисует сказочную картину, но не красками, а словами.

Ребята рассматривают свои рисунки к “Сказке о царе Салтане”. Затем им предлагается посмотреть иллюстрации художника И.Билибина к этой сказке и ответить на вопросы:

  • Какие фрагменты “Сказки о царе Салтане” изображены на рисунках?
  • Какие цвета и их оттенки использует художник для изображения персонажей сказки и почему?

Ребята отвечают на вопросы, учитель обращает внимание детей на то, что художник рисует сказку красками, поэт – словами. А как рисует её композитор?

“Как раскрасить музыку?” – это основополагающий вопрос урока. Выдвигается гипотеза – наверное, для этого нужны особые, музыкальные краски, которые мы слышим. Учащимся демонстрируется презентация “Как раскрасить музыку?”.

Когда художник рисует лес, он использует зелёный цвет. Но ведь лес бывает разным. Старый хвойный лес выглядит иначе, чем освещённая солнечными лучами берёзовая роща. Зелёный цвет имеет множество оттенков, которые мы распознаём с помощью зрения. Наш слух в чуткости не уступает зрению. Поэтому мы никогда не спутаем даже с закрытыми глазами голос своей мамы с голосами других женщин. Нам хорошо знакомы голоса наших друзей и близких, потому что все они не похожи друг на друга [3]. И мы в этом можем убедиться.

К доске выходит один из учащихся и поворачивается спиной к классу. А остальные ребята по руке учителя называют его по имени. Ученик, стоящий у доски, должен определить – кто его позвал. Ребята всегда безошибочно определяют голоса одноклассников.

Каждая звучащая вещь имеет свой особенный голос. Один и тот же звук или мелодия, исполненная на разных музыкальных инструментах, звучит по-разному. Голос скрипки не похож на голос трубы. У каждого инструмента свой “цвет” звука, свой тембр. Тембр – это окраска звука. (Учащиеся записывают в Рабочую тетрадь определение.)

Учитель возвращает детей к “Сказке”. К 100-летию со дня рождения А.С.Пушкина композитор Н.А.Римский-Корсаков написал оперу “Сказка о царе Салтане”.

Один из фрагментов оперы называется “Три чуда”. В нём изображены знакомые персонажи. Композитор “раскрасил” их музыкальными красками – тембрами. На экране появляется палитра музыкальных инструментов: флейта-пикколо, скрипка, труба, тромбон, ксилофон, гобой, контрабас.

Учащимся предстоит “раскрасить” белочку, богатырей и царевну Лебедь. Дети называют музыкальные инструменты, изображающие сказочных персонажей, и объясняют свой выбор. После этого на экране возникают инструменты, которые использовал композитор для создания образов, и звучат их “голоса”.

Ребята сравнивают свои варианты с выбором композитора и высказывают своё мнение. Затем учащиеся записывают в Рабочую тетрадь названия инструментов, которыми Н.А.Римский-Корсаков озвучил белочку, богатырей и царевну Лебедь.

Далее ребятам предлагается послушать вступление к последней картине оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”, которое называется “Три чуда”, и убедиться в живописности музыкальной картины. Для закрепления полученных знаний о тембре учащимся предстоит ответить на вопросы:

  • С помощью чего А.С.Пушкин изобразил “Три чуда”?
  • Какие краски использовал художник И.Билибин, иллюстрируя сказку?
  • Как Н.А.Римский-Корсаков создал в музыке образы белки, богатырей и царевны Лебеди?
  • Что такое тембр?
  • Каковы выразительные и изобразительные возможности музыкальных инструментов: скрипки, гобоя, флейты–пикколо, ксилофона, трубы, тромбона?

Ребята дают ответы.

Следующий этап урока – “Песенка мамонтёнка” В.Шаинского. После исполнения песни дети размышляют, какому инструменту они поручили бы изобразить мамонтёнка.

Демонстрируется презентация “Тембры-краски”, цель которой – пробудить интерес к самостоятельному творчеству. Учитель обращает внимание детей на то, что часто композиторы изображают птиц с помощью деревянных духовых инструментов: гобоя (как это сделал Н.А.Римский-Корсаков в опере “Сказка о царе Салтане”) или флейты (звучит пьеса М Мусоргского “Балет невылупившихся птенцов” в оркестровом варианте с соло флейты).

Когда звучит духовой оркестр, мы представляем себе военный парад (звучит “Марш Радецкого” И.Штрауса).

 

Учитель предлагает посмотреть на картину Васнецова “Алёнушка” и подобрать “ей” подходящий голос. Дети отвечают, что больше всего подойдёт голос скрипки (звучит соло скрипки).

Учитель сообщает ребятам, что с помощью тембров-красок можно попробовать раскрасить сказку (см. Приложение 1). Ребята рассказывают русскую народную сказку “Колобок”. Одновременно они наблюдают, как можно “раскрасить” её, поручив разным музыкальным инструментам “роли” сказочных персонажей. Например, голос домры начинает рассказ о том, как появился Колобок. А дуэт балалайки и гармони создаёт образ весёлого и беззаботного Колобка. Заяц изображён тембром мандолины, Волк – фагота, Медведь – тубы, Лиса – кларнета. Учащиеся дают характеристики этим животным и размышляют о соответствии тембров персонажам сказки. Песенка Колобка чередуется с мелодиями других сказочных героев.

“Песенка о сказке” С.Никитина завершает “сказочную” линию урока и является вокальной паузой в диалоге о тембре.

Следующий этап урока – викторина, целью которой является закрепление знаний об инструментах. Викторина состоит из двух заданий. Первое задание – “Распределите инструменты по группам” – выполняется учащимися индивидуально в Рабочей тетради (Задание 2, Приложение 2). Затем на экране возникает правильный вариант распределения. Учитель обращает внимание детей на то, что флейта является деревянным духовым инструментом. Второе задание – “Узнай инструмент по голосу” – выполняется в игровой форме. Ребята делятся на две команды. Звучат десять музыкальных фрагментов. Члены команд по очереди определяют на слух тембры фортепиано, арфы, трубы, флейты, скрипки, ксилофона, тромбона, гобоя, гитары, балалайки. Команда может подсказать своему игроку только жестами способ исполнения, характерный для каждого инструмента.

Кроссворд “Семь музыкальных инструментов” [4] помогает учащимся закрепить знания о делении инструментов на группы. Характеристика каждого музыкального инструмента даётся через указание на группу, к которой он относится. Ребята заполняют кроссворд самостоятельно в Рабочей тетради (Задание 3, Приложение 2). Затем они проверяют правильность выполнения задания – на экране поочерёдно возникают ответы.

Впиши в горизонтальные ряды клеток названия шести музыкальных инструментов:

1. Медный духовой инструмент. 2. Струнно-клавишный инструмент, разновидность фортепиано. 3. Клавишный духовой инструмент, разновидность гармоники. 4. Ударный инструмент с неопределённой высотой звука. 5. Струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию. 6. Старинный щипковый инструмент, входящий в состав симфонического оркестра.

Если горизонтальные строки будут заполнены правильно, то по вертикали ты сможешь прочитать название седьмого музыкального инструмента.

Слайд-шоу “Музыкальные инструменты на картинах великих мастеров” завершающий этап урока. Учитель обращает внимание ребят на то, что музыкальные инструменты не только исполняют великолепные музыкальные произведения. Они и сами по себе являются произведениями искусства. Мастера создавали их с такой любовью, старались добиться чистейшего звучания, внешней привлекательности, удобства для музыкантов. Не случайно художники часто и с большим удовольствием изображали на картинах музыкантов с различными музыкальными инструментами. Учащимся предлагается посмотреть слайд-шоу и обратить внимание, какие инструменты чаще всего изображали художники (слайд-шоу содержит сорок репродукций картин и сопровождается звучанием лютни, скрипичного оркестра, гитары, флейты, клавесина). Ребята называют инструменты.

Выводы.

Сегодня мы побывали “в гостях” у “Сказки о царе Салтане” поэта А.С.Пушкина, художника И.Билибина и композитора Н.А.Римского-Корсакова. На острове, где правил князь Гвидон, “увидели” три чуда: белочку, богатырей, царевну Лебедь. Поэт изобразил “чудеса” с помощью особенных, волшебных слов, художник – с помощью красок. А композитор “раскрасил” их музыкальными красками – тембрами. Каждый музыкальный инструмент имеет свою окраску звука, свой тембр. Музыкальные картины, раскрашенные разными тембрами, по красочности не уступают живописи. Примером такой “картины” является фрагмент оперы Н.А.Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”, который называется “Три чуда”. Слушая музыку, можно зрительно представить себе персонажей сказки А.С.Пушкина. Зная выразительные и изобразительные возможности тембров, можно “раскрасить” разные “музыкальные картины”, передавая внешность, манеру движения или черты характера персонажей.

Учитель сообщает учащимся домашнее задание, которое содержится в Рабочей тетради (Приложение 2), оценивает работу детей на уроке; благодарит за сотрудничество и желает ребятам видеть мир в многообразии красок.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок музыки в 1 классе "Звучащие картины". Обобщающий урок.

Урок №21 музыка 1 класс _________________________

Тема Звучащие картины. Обобщение материала.

Цели: повторить и обобщить изученное по теме; развивать речь, мышление, певческие навыки; способствовать воспитанию интереса к изучению музыки и исполнительской деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: Уметь размышлять о музыке.

Метапредметные:

Регулятивные УУД Умение ставить и формулировать проблемыПознавательные УУД Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок.

Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию

Личностные: Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.

Музыкальный материал: Русская народная песня «Во поле береза стояла»

Народный наигрыш «Полянка» Деревенский наигрыш «Веселый музыкант» А.Филипенко , «Улыбка» В.Шаинский

Ход урока:

1. Орг. момент. Приветствие.

Распевка.

Исполнение песни «Во поле береза стояла» в хороводе. На доске картина с изображением березки и пастушка.

2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

Что мы видим на доске? (Картины). А какие картины мы с вами изучаем на уроках музыки? (Музыкальные). Тема урока…. (Музыкальные картины).

МЫ с вами уже не раз говорили о музыкальных картинах и вот пришло время вспомнить и обобщить эти знания.

Планирование работы.

3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Какие три кита есть в музыке? (Песня, танец, марш)

Какие музыкальные инструменты вы знаете?

4. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

1)Учебник стр. 30-31 Картина Федоскино «Пастушок Лель и Снегурочка» Определение, подбор музыкального произведения, созвучного картине художника.

2) Плясовой наигрыш «Полянка».

5. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

Вокально-хоровая работа

Исполнение песен

«Веселый музыкант» А.Филипенко

«Улыбка» В.Шаинский

Работа в шумовом оркестре

«Овощные ритмы»

6. Итоги урока. Рефлексия.

После каждого этапа урока проводится рефлексия деятельности обучающимися. Выбираются листики березы желтые или зеленые и вешаются на изображенное дерево.

В конце урока подводитсЯЯ итог: каких листиков больше? Что это значит? Что мы хорошо поработали и при том не только сегодня на уроке, а на протяжение всей темы.

multiurok.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта