Профессия - реставратор. Реставратор картин профессия


Секреты профессии реставратора - Планета Музей

Ольга Темерина: «Произведения искусства, как и люди, боятся стресса»13.04.2017Ирина Осипова

Центр имени академика Грабаря без малого сто лет (дольше всех в нашей стране) занимается научной реставрацией произведений искусства. Реставратор графики и заместитель генерального директора Центра Ольга Темерина рассказала ARTANDHOUSES о секретах профессии, «домашней» реставрации и искусствоведческих открытиях, которых не случилось бы без реставрационного вмешательства, и о том, почему в музеях свои правила.

Для начала простой, но не всегда очевидный вопрос: какова цель реставрации?

Давайте сразу оговорим, что есть разная реставрация: музейная и коммерческая. Музейная реставрация ориентирована на то, чтобы законсервировать памятник в том состоянии, в котором он до нас дошел, зафиксировать историю его бытования и как можно меньше вмешиваться и привносить авторского видения реставратора. Мы должны, с одной стороны, создать цельное восприятие памятника для зрителя, а с другой — по минимуму вносить в него изменения. По канону музейной реставрации, на картине или рисунке не дорисовываются утраченные фрагменты. Утраты остаются, но в живописи тонируются на тон светлее или темнее. Другой важный принцип музейной реставрации — обратимость. Все вмешательства, которые осуществляются в процессе реставрации, можно при необходимости удалить. Например, если с годами изменится реставрационный подход или концепция преподнесения вещи в музейной практике. Может быть, через сто лет будет принято демонстрировать произведения искусства вовсе без восполненных утрат и тонировок.

Можете привести конкретный пример?

Например, на недавней выставке Николая Фешина, представлявшей в основном графические работы, прошедшие реставрацию в нашем Центре, был эскиз, на котором отсутствовал довольно обширный угол с авторской рамкой и небольшим фрагментом изображения. И хотя, казалось бы, абсолютно понятно, что было на этом месте, и авторскую черную рамку можно было смело дорисовать, мы этого делать не стали. Мы вставили недостающий фрагмент бумаги в тон авторской основы — не сделать этого мы не могли, потому что тогда не будет цельного натяжения листа и утрата будет сообщать деформацию общей поверхности, но не затрагивали изображение. У зрителя есть возможность домыслить, каким образом произошла потеря этого угла. Может быть, его оторвал сам автор и там было нечто, что его по каким-то причинам раздражало или не устраивало. По канону, реставратор не вправе внедряться в произведение даже на таком уровне, мы оставляем это как элемент истории.

В прикладных предметах немного другой подход, поскольку это, как правило, тиражные вещи. В керамике восполняется лепнина и утраченные фрагменты композиции — реставраторы находят аналог и делают с него слепок. А фотография до реставрации позволяет увидеть элементы реконструкции.

Николай ФешинЖанровая композиция1900-еГосударственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

В чем отличие коммерческой реставрации?

Она больше ориентирована на вкусы заказчика. Любой владелец, будь то музей или частное лицо, диктует, что он хотел бы увидеть результатом работы реставратора. В коммерческой реставрации часто предполагается больше элементов реконструкции.

Должен ли предмет после реставрации вернуться к первоначальному состоянию, выглядеть как новый и блестеть позолотой?

К первоначальному состоянию он вернуться по определению не может — любой предмет уже никогда не будет таким, каким он вышел из мастерской или из-под руки художника, поэтому и стремиться к этому глупо. На нем в любом случае остается патина времени. Для каменной скульптуры это вообще ключевой момент. Патина облагораживает мрамор, и ее никогда не удаляют, а наоборот, консервируют. Пытаясь вернуть предмет к изначальному состоянию, мы создаем ощущение новодела и убираем очарование старины — то, за что антикварную вещь любят и ценят.

Несколько лет назад активно обсуждалась история испанской пенсионерки, которая «отреставрировала» церковную фреску, в результате чего изображение Христа стало похоже на неумелый детский рисунок. Есть ли в профессиональной реставрации четко очерченная граница, глубже которой идти нельзя?

Глубже идти нельзя, если есть угроза изменения авторского замысла. Вот тут желательно остановиться и автора не трогать. Испанская история напоминает существующую у нас практику «домашней реставрации». В советское время в журнале «Работница» на полном серьезе публиковался совет протирать масляную живопись половинкой луковицы для большего блеска. А учитывая то, что тираж журнала был огромным и покрывал всю территорию Советского Союза, хозяйки нередко таким образом развлекались, от чего страдала лаковая пленка и живописи наносился ущерб. А еще не знаю, откуда взялась идея протирать живописную поверхность подсолнечным маслом. Проблема в том, что оно не высыхает и получается липкий коричневый слой, на котором оседает всё. Я как-то чистила литографию, которая лет тридцать висела в доме, в котором жили несколько котов. Литография была покрыта лаком, и сверху ее протирали подсолнечным маслом. Можете себе представить эту многослойность — масло, кошачий волос, снова масло, снова волос, и в итоге изображение воспринималось через спрессованный промасленный войлок.

Азбука-свиток царя Алексея Михайловича (Тишайшего)Библиотека Росийсской академии наукXVII век

Насколько я знаю, существует правило реставрировать теми же материалами, которыми создано произведение. Возможно ли это сейчас? Реставраторы варят осетровый клей и перетирают в ступке лазурит?

Совершенно верно. В основном мы работаем по старым технологиям и воспроизводим те материалы, которые использовались при создании, — рыбий клей из плавательных пузырей осетровых рыб, кроличий клей для пропитки бумаги в восточных техниках, иногда и пигмент приходится с льняным маслом растирать, и грунт по-прежнему мешается из мела с костным клеем, и мед добавляется в клей как пластификатор. Но бывают случаи, когда это невозможно, и тогда применяются новые синтетические составы. К нам как-то попала работа Тимура Новикова, вполне для него характерная, — на нетканом синтетическом полотне два на три метра в центре акриловыми красками изображен маленький оркестрик, скорее всего группа «Кино». Значительная часть была утрачена, а остальное чем-то залито. Конечно, точно такого полотна мы не нашли, пришлось красить и склеивать в несколько слоев японскую бумагу — то есть старыми традиционными материалами создавать имитацию современных поверхностей. Каждый раз это творческий процесс.

Реставрация как наука как давно существует?

В нашей стране она начала формироваться сразу после революции, в 1918 году, когда и был основан наш реставрационный центр по инициативе Игоря Эммануиловича Грабаря. Сделано это было им для того, чтобы вывести памятники религиозного искусства из разряда материальных ценностей, поскольку в то время их чаще всего уничтожали — продавали оклады, выковыривали драгоценные камни, переплавляли колокола, взрывали церкви. Грабарь под эгидой науки начал это всё спасать. И это, с одной стороны, положило начало реставрации, а с другой — спасло огромное количество памятников. Начиналось всё с реставрации темперной живописи, к которой впервые подошли с научной точки зрения, — появились лаборатории, в которых анализировали пигменты, стали делать съемку в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, появилось научное описание. А дальше этот подход перенесли на масляную живопись, графику, прикладное искусство, скульптуру, и так постепенно сформировались тринадцать отделов, которые сейчас есть в Центре и которые охватывают практически все аспекты реставрации движимых памятников. Единственное, чем мы не занимаемся, это монументальная живопись и архитектура.

Разве до революции живопись не реставрировали?

Реставрировали, но в основном это делали либо сами художники, либо мастера-краснодеревщики, почему-то это было их прерогативой. И это был скорее ремонт, чем реставрация. Использовали смоляные мастики, которыми достаточно грубо замазывали дырки с оборота и с лица, очень грубые тонировки. Сейчас такой «ремонт» как раз приходится снимать, поскольку он уродует и зачастую до неузнаваемости изменяет авторский замысел. Как говорил Николай Николаевич Померанцев, один из сподвижников Грабаря, стоявший у истоков реставрационной науки, реставрация — процесс, при котором происходит наибольшее количество открытий.

Расскажите об открытиях, которые случались на ваших глазах.

Самый известный из открытых памятников последних лет — Богоматерь Боголюбская из Владимиро-Суздальского музея-заповедника, реставрация которой продолжалась почти сто лет. Икона датируется XII веком, и считается, что она была написана по личному заказу князя Андрея Боголюбского для собора Рождества Богородицы Боголюбского монастыря под Владимиром. До революции в этом монастыре она и находилась, а когда в 1918 году попала в руки Грабаря, оказалось, что ценнейший памятник пребывает в совершенно руинированном состоянии. Красочный слой представлял собой крошащуюся поверхность, икону нельзя было даже наклонить, потому что изображение могло просто осыпаться. Технологии, существовавшие в 1918 году, не позволяли ее укрепить. В итоге несколько поколений реставраторов работали над восстановлением, и только через сто лет удалось уложить на место все чешуйки краски. В прошлом году реставрация завершилась, у нас прошла выставка, посвященная этой работе, мы получили за нее премию The Art Newspaper Russia в номинации «Лучшая реставрация года» и премию «Хранители наследия». Но главное — памятник вернулся в музей в том виде, в котором его можно экспонировать и изучать.

Другая история связана находкой, сделанной в Хмелите, родовой усадьбы Грибоедовых под Смоленском. Директор музея выловил в местном болоте архив — он, как потом выяснилось, принадлежал молодому офицеру НКВД, утонувшему в этом болоте вместе с донесениями в 1941 году. Нам привезли экспонат, который описывался как три килограмма некоего вещества — по виду это был спрессованный цельный блок, его мы долго хранили в морозильной камере, потому что одномоментно разобрать такой объем листового материала было невозможно. Но поскольку болото — совершенно особая среда, с бумагой в спрессованном виде там ничего не случается, и в итоге мы этот архив промыли, разобрали и прочли секретные донесения молодого командира. Он в начале войны пытался мобилизовать население, один среди односельчан, которые отнюдь не стремились жертвовать собой ради выполнения приказов. В бумагах оказалось много очень личных моментов, описание беспомощного состояния и охватывающей его паники — живое свидетельство истории.

Наконец, в прошлом году у нас была выставка графики Юлии Оболенской. Эти работы в 1950-е годы были списаны к нам из Литературного музея как экспериментальный материал. Считалось, что рисунки не представляют художественной ценности, формально мы могли отрабатывать на них новые методики, а если что-то не получилось — выбросить в мусорную корзину. Конечно, реставраторы так не поступают. И когда нам удалось сделать атрибуцию, выяснилось, что, помимо Юлии Оболенской, которая сама по себе замечательный график, ученица Добужинского и Бакста, среди списанных листов были два рисунка Надежды Удальцовой из ее поездки в Армению, потрясающий рисунок Мстислава Добужинского, иллюстрация к сборнику детских стихов Мандельштама «Примус» 1925 года, несколько рисунков Сергея Лобанова. Для Оболенской каталог нашей выставки стал первой публикацией ее наследия.

Бывает ли, что реставрация выявляет подделку?

Конечно. Попытки фальсификации практикуются не только в наше время, они были и в XIX веке. Сейчас стали фальсифицировать фарфор, и с успехом это делают, но в процессе реставрации это легко выявляется.

Как это работает, что именно обнаруживает реставратор?

Иногда становится понятно, что подпись нанесена позже поверх лака, а не под ним, как должно быть, и на ней нет авторского кракелюра. Это, конечно, и экспертиза может выяснить, если только музейная вещь попадет в отдел экспертизы. Зачастую музеям экспертиза не нужна, они доверяют тому, что хранится у них в фондах, а в процессе реставрации могут выясниться неприятные вещи. Но чаще всё-таки наша профессия улучшает музеям жизнь. Я преподаю реставрацию в Художественном училище памяти 1905 года, и там в работе оказалась западноевропейская Библия, которую взяли студентам руку набивать. Она меня сразу смутила слишком уж хорошими гравюрами в технике «сухая игла». Это оказалось первое издание Библии Кристофа Вайгеля 1695 года, таких экземпляров даже в крупных библиотеках немного. Великоустюгский музей теперь обретет не просто отреставрированный листовой материал, но еще и с атрибуцией.

Расскажите о реставрации применительно к коллекционированию. Существуют определенные мифы, которые хочется подтвердить или опровергнуть. Миф первый: если ты покупаешь антикварную вещь, нужно создать дома особые условия, близкие к музейным, иначе не избежать частой реставрации.

Начну с истории. Как-то к нам попали несколько офортов Шишкина, покрытые россыпью разноцветной плесени. Оказалось, они украшали стены оранжереи, в которой садовник прилежно увлажнял всё — и растения, и офорты. В результате гравюры «зацвели». Но если не доходить до крайностей, не помещать графические работы в оранжерею и не подвергать прямому воздействию солнечных лучей, будут они жить долго и никаких особенных усилий по их хранению предпринимать не нужно. Единственное, если есть возможность, стоит поместить их под музейное стекло, оно создает хороший уровень защиты от ультрафиолета. С живописью другая история — масляные краски любят свет и нет необходимости прятать картины. Не стоит вешать их рядом с батареей, там, где происходят перепады температуры. Хорошо бы по возможности обеспечить произведению максимально стабильную температуру. Причем, если даже она экстремально низкая, но ровная, это не так губительно, как если температура постоянно скачет. Не стоит пытаться самому очищать искусство — любое — от загрязнений, не нужно в добрых бабушкиных традициях отдраивать до блеска фарфор зубной щеткой и порошком. Любые произведения искусства в первую очередь боятся стресса, равно как и люди. А стресс — это любое изменение внешней среды. Стабильность и невмешательство — в таких условиях произведения искусства могут жить без реставрации столетиями.

Миф второй: если ты собираешь современное искусство, его не придется реставрировать.

По моему опыту, современное искусство бывает больше подвержено изменениям, потому что зачастую сделано без соблюдения технологий, из современных материалов, которые причудливым образом смешаны под воздействием индивидуального

museo-2015.livejournal.com

Профессия: художник-реставратор

– Татьяна Владимировна, в  Омске можно получить образование художника-реставратора?

– К сожалению, в нашей стране количество государственных учреждений по подготовке таких специалистов по сохранению памятников культуры и истории, как художники-реставраторы, ограничено. И сосредоточены они в   Москва и Санкт-Петербург. В Сибири и на Урале, в частности, в  Омске,  таких учреждений нет совсем. Дальность расстояния от Омска до Москвы и Санкт-Петербурга еще больше усложняет пополнение музеев  кадрами, в результате чего специалистов по реставрации не только в нашем городе, но и во всем Сибирском регионе катастрофически не хватает.  В музеях города на сегодня есть вакансии. Проблему подготовки кадров сибирские музеи решают путем прохождения стажировок в ведущих научно-реставрационных центрах.  Кроме того, в  музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля есть несколько высококвалифицированных специалистов, которые на базе реставрационных мастерских проводят стажировки по некоторым специализациям для желающих. Но для того, чтобы стать реставратором, кроме желания, необходимы такие качества характера, как усидчивость и терпение. Терпение особенно важно, так как конечный результат реставрации чаще всего получается не очень скоро.

– Возникает ли желание у реставратора привнести что-то свое в памятник культуры при реставрации?

–  На протяжении многих лет развились и установились задачи, принципы и требования к реставрационной профессии. Они оформлены в свод «Международных нормативных документов по реставрационной этике», который неукоснительно соблюдается профессионалами. Все реставрационные мероприятия должны быть направлены на обеспечение долговечности памятника, применяемые материалы и методики при реставрации должны быть безвредны для него (профессионалы говорят так: «материалы и методики должны быть обратимы»), все проводимые мероприятия с памятником записываются в реставрационном паспорте и фотофиксируются до, во время и после реставрации. Конечно, вмешательство в идейную задумку создателя оригинала должно быть исключено. Памятники, с которыми работают реставраторы, являются уникальными и обладают художественной, религиозной, исторической, научной, социальной и экономической ценностью, а ценность таких объектов заключается как раз в способе их создания. По этой причине все желания реставратора чего-нибудь «дорисовать» или «доделать» должны быть сильно обоснованы и окончательное решение об этом утверждается коллегиально на Реставрационных советах. 

– В Санкт-Петербурге работает больше всего реставраторов, так как сам город – это музей под открытым небом. А сколько  специалистов трудится в нашем городе?

– Профессия наша довольно редкая. В Омской области только два музея имеют в своей структуре отделы реставрации и работают в них 16 человек. Причем у каждого своя специализация: реставратор станковой живописи, реставратор темперной живописи, реставраторы графики, текстиля, мебели, металла, керамики и стекла. В крупнейших столичных музеях работают реставраторы с еще более узкой специализацией – например, занимающиеся восстановлением восточного фарфора или вышивки.

– Кроме скальпеля, какие еще инструменты использует реставратор в работе?

– Многие инструменты и приборы, активно используемые в медицинской практике. Это – игла, шпатель, микроскоп, рентген, ультрафиолет, спектроколориметр, микроспектрофотометр и т. д.  Уже применяется лазер и ультразвук. Реставрация - наука молодая, постоянно ведутся исследования в этой области, разрабатываются новые методики, технологии и оборудования.  Музеи не имеют право списывать памятники истории и культуры. И некоторые памятники не реставрируются до тех пор, пока не будут разработаны подходящие методики и не появится возможность у музея. Например, в Китае до сих пор не проводят археологические раскопки на некоторых захоронениях, так как считают, что не имеют возможности для сохранения предметов, которые  находятся в захоронении.  К сожалению, мировая история археологии имеет достаточно примеров, когда через некоторое время, извлеченные из земли предметы превращаются в пыль, так как за годы подземного плена привыкли к другим условиям окружающей среды, где нет резких перепадов температуры и влажности в течение суток. Поэтому в нашем городе при раскопках фундамента Успенского кафедрального собора, которые проходили летом в жаркую погоду, присутствовали реставраторы.

– Татьяна Владимировна, сколько времени уходит на реставрацию памятников?

– В каждом случае все индивидуально. Зависит от поставленной задачи. В нее может входить сначала исследование неизвестного еще памятника: история его появления, история его бытования, исследования материалов и техник, которые использовали при его изготовлении (ведь памятник может быть сделан из материалов, которые сегодня просто не делают). Кроме того, обязательно тщательно изучаются повреждения и только потом, разрабатывается методика восстановления. Например, знамя Казачьего полка, хранящееся в Краеведческом музее, находилось в Москве на реставрации с середины 50-х годов до конца 90-х. Больше всего времени как раз ушло на предреставрационные исследования.

– Когда реставратору доверяют серьезную работу?

– Проходит не менее 10-15 лет  работы, прежде чем реставратор становится настоящим профессионалом в своем деле. Новички сначала тренируются на вещах из вспомогательного фонда музея под руководством опытного реставратора и контролем членов Реставрационного совета, потом ему доверяют уже более сложные вещи. Первые отреставрированные предметы, как правило, всегда запоминаются, потому что приходится очень поволноваться.

– Труд мастера по восстановлению старины кропотливый, вы работаете с мельчайшими деталями. Приходилось ли вам делать открытия при реставрации?

– Открытия происходят часто. Например, гравюра датировалась XIX веком, но при реставрации вскрылся скрытый признак основы – водяной знак бумаги с маркировкой XVIII века, который не было видно из-за значительного загрязнения листа. Или, при реставрации церковного облачения была обнаружена маленькая записочка с фамилией золотовышивальщицы из Московского Кремля, а при реставрации гарнитура мебели в сиденье кресла - бумага с фамилией заказчика мебели. Еще интересный пример: при реставрации юбки цыганки на ее подоле были обнаружены несколько волос, аккуратно перевязанные одинаковыми узлами.  Такого рода узлы дали повод думать о заговоренном одеянии женщины.

– Татьяна Владимировна, что наиболее интересно вам было реставрировать?

– Интересно было работать со шкатулкой стереоткрыток конца ХIХ века, так как этот музейный предмет оказался разнообразным по  материалу – деревянная коробочка, шелковая обивка с чернильными подписями владельцев, металлический  замочек и сами открытки с видами европейских городов (бумага). Подобное развлечение есть и у современных детей – если вглядеться в картинку, она становится объемной. За 15 лет работы я заметила, что наибольший интерес у профессионалов вызывают  предметы со значительными и  масштабными повреждениями. Когда им начинают показывать ужасное состояние таких предметов, то многие из них восклицают: «Какая прелесть! Красота!» – здесь простор для применения знаний.

– Во время посещения музея вы смотрите на картины  взглядом профессионала или любителя живописи?

– Однажды  в Москве я посетила выставку итальянских художников эпохи Возрождения (там были такие имена, как Леонардо да Винчи, Рафаэль). Вернувшись в гостиницу, поняла, что детально рассмотрела и запомнила сохранность картин: восполненные утраты, тонировки (было интересно, посмотреть, как работают коллеги в Италии), но не посмотрела, как работают художники. Это называется «профессиональная деформация».

– Выставки художественных произведений проводятся  регулярно,  организуются ли выставки работ реставраторов?

– Редко, но музеи организуют такие выставки. На них представлены оригинальные экспонаты и их фотографии до реставрации.

– Над чем вы работаете сейчас?

– В нашем отделе продолжается реставрация графических работы омских художников начала ХХ века. Долгое время они считались утерянными, а в 70-х годах прошлого века их случайно нашли, вскрыв полы в краеведческом музее при ремонте. Продолжается работа над старыми проектами застройки города Омска.

Обучение

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) – Москва.

При Академии художеств Художественный институт имени И.Репина – Санкт-Петербург

Художественное училище имени Рериха – Санкт-Петербург.

Суздальское художественно-реставрационное училище – Суздаль (Московская область).

Стажировка

Государственный  научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР) – Москва.

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ имени И.Э.Грабаря) – Москва.

Это интересно

К услугам поновителей впервые обратились во времена Петра I, потому что именно тогда были собраны первые галереи живописи.  Для поновления картин они использовали свои методы, иногда полностью переписывая полотно целиком. Так продолжалось  до ХIХ века, когда  встал вопрос о методике реставрации, так как со временем все больше появлялось художественных произведений, требовавших восстановления. В 20-х годах ХХ века появилась первая реставрационная мастерская при коллекции живописи в Эрмитаже, там же открылась первая научная реставрационная школа. Часто профессию реставратора связывают только с музеями, но реставрационные работы проводят и в библиотеках, и в архивах, где есть фонды редких книг и документов.

Востребованность

Как рассказали «ХР!» в Новосибирском государственном художественном музее, в Новосибирске реставратору непросто найти работу по специальности, тем более что у нас этой профессии не учат. Также в городе мало музеев, которые могли бы предоставить работу. Отдел реставрации есть в Новосибирском государственном краеведческом музее. В Новосибирском государственном художественном музее работают реставраторы по графике, живописью там занимается специалист, приезжающий из Томска.

Дата публикации: "ХР!" №7 (35), 04.02.2008

omsk.jobsite.ru

Профессия: реставратор | intalent.pro

Мы нашли мастера, реставратора Международного центра Рерихов Ксению Никифорову. А она поведала, как ее занятие связано с врачеванием и… криминалом.

Этический кодекс Голландской ассоциации профессиональных реставраторов гласит: «Мастер не должен упускать возможность рассказать публике о целях своей работы». Эта формулировка нас обнадежила. Мы нашли мастера, реставратора Международного центра Рерихов Ксению Никифорову. А она поведала, как ее занятие связано с врачеванием и… криминалом.

Профессия реставратор

В ассоциациях

Кто такой реставратор? Когда я говорю «реставратор», все вспоминают роман «Если наступит завтра». Там описывается способ кражи картины из музея Прадо: пока сообщник отвлекал на себя внимание, художник быстро заменил подлинную подпись автора фальшивой, картину признали подделкой и продали мошенникам за бесценок. Приходится объяснять, что это преступление могло произойти только в воображении автора. Современные методы исследования — химический анализ, инфракрасные лучи, рентген — не оставляют мошенникам шансов. Сомнительно, что художник смог обмануть реставратора. Ведь мы получаем набор знаний о старейших техниках, знаем, на каких холстах, грунтах и какими красками писали в том или ином веке. Реставраторы похожи на врачей, наша главная заповедь: «Не навреди!»

В деталях

Есть мнение, что реставраторы — неудавшиеся художники. Неправда! Некоторые мои коллеги успешно занимаются живописью, участвуют в выставках. А еще из реставраторов получаются великолепные копиисты, потому что мы не зациклены на одной манере письма. И, конечно, наша профессия гарантирует стабильность. Эти соображения и помогли мне определиться с призванием. Долго ли учиться профессии реставратора? С 11 лет я училась в художественной школе, решила поступать в Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха. Живописцем или скульптором я себя не видела, лепку терпеть не могла, дизайн не для меня. И я стала реставратором станковой темперной живописи. Ни секунды об этом не жалела! Мы учились на произведениях искусства из музеев Ярославля, Архангельска. Экспонаты по‑особому упаковывали, перевозили в машинах с климат-контролем, самые ценные сопровождала охрана, в училище их помещали в сейф с бронированной дверью, сигнализацией. Работая с такими предметами, чувствуешь особую ответственность.

В трудах

После училища я устроилась в фирму, мастерская которой была расположена в помещениях Михайловского замка. Мы занимались восстановлением картинных рам из собрания музея, для выставки «Одеть картину» вчетвером вернули к жизни 40 рам XVIII—XIX вв.еков из собрания Государственного Русского музея. Был увлекательный проект по реставрации иконостаса XVIII века в Псково-Печорском монастыре. Приходилось работать практически без выходных — «от заутрени до вечерни». Условия не самые комфортные: холод, сырость, отопление «по случаю». Кроме того, нужно было приноровиться к расписанию служб, церковных праздников, соблюдать правила поведения в мужском монастыре…

Самое интересное началось, когда я после свадьбы переехала к мужу в Москву. Работаю в центре Рерихов. Провожу осмотры, готовлю картины к выставкам, восстанавливаю их. При транспортировке в Россию наследие Рерихов сильно пострадало, многие полотна хранились в плохих условиях, а некоторые были некачественно, второпях отреставрированы в 90-х годах.

Хорошо, что в нашей работе почти невозможно «убить пациента». Если реставратор делает ошибку, он просто прибавляет себе работы. Моя профессия располагает к консервативности, я стараюсь осторожно применять современные материалы (синтетические клеи, акриловые краски): они еще мало испытаны временем. Рабочая «аптечка» выглядит просто: тонкие кисти, как у художников, масляные и акварельные краски, иногда пастель, осетровый клей, мучной клейстер, медицинские скальпели, шпатели, спирт. Есть маленький утюжок, которым удобно разглаживать вздутия на иконах и картинах, для той же цели используются шприцы. Все, как у врачей, только мы лечим картины.

В чувствах

Самое важное — запастись терпением. Мгновенных результатов не бывает. Один педагог произнес фразу, ставшую моим девизом: «Слова „невозможно“ в реставрации нет!» Можно сказать «долго», «трудно», «нецелесообразно», но возможно все. Мне нравится ощущать себя «доктором». На моих глазах вещь преображается и выздоравливает, как бы больна она ни была. Это завораживает! Расчищаешь потемневший лак на иконе и видишь, как проступает лик. Или после удаления загрязнений на картине проявляются детали, которых не было видно. Это сродни чуду, и каждый день несет новые открытия.

В историях

Был случай, когда картину неизвестного художника пытались выдать за шедевр XIX века с помощью фальшивой подписи. Определить подделку было несложно: в лупу я увидела, что подпись поверх кракелюра и прикрыта тонким лаком, но только в этом углу. А когда я попробовала ее спиртом потереть, она стала смываться, в то время как вся остальная живопись стояла намертво. Мы легко разоблачили мошенника.

А однажды заказчик принес икону, на которой, как он утверждал, изображен сюжет «Спас Нерукотворный». Когда расчистка старого лака была закончена, меня ждал сюрприз. Обнаружился другой сюжет — «Смоленская Богоматерь». Заказчик приехал забирать работу, был разочарован. Устроил скандал, кричал, что я подменила старинную икону. Меня спасла только профессиональная привычка фотографировать работу на всех этапах!

Хочешь стать реставратором? Учти детали.

Необходимые качества для реставратора

Терпение, аккуратность, добросовестность, логика, аналитические склонности, внимание, хорошая память, чувство цвета, художественные способности.

Опасности

Аллергия на рабочие материалы.

Где учиться на реставратора

Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Санкт-Петербурге, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова в Москве, Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова.

Источник: Cosmo Online

intalent.pro

О невидимой работе реставраторов - Экскурсоводы и гиды-переводчики

Кто такие реставраторы? Это люди, реставрирующие произведения искусства. Их работа не видна, но без них мы бы не увидели ни древнерусских икон, ни ранних работ Ильи Кабакова. Это бойцы невидимого арт-фронта. Как происходит реставрация произведений искусства? Какие виды реставрации бывают? Чем отличается реставрация классических произведений искусства от современных? Мы решили поговорить с несколькими представителями этой профессии и ответить на эти и некоторые другие вопросы.

Владимир Симонов, заведующий отдела «Деревянной полихромной скульптуры и нетрадиционных технологий в реставрации» ВХНРЦ им. Ак. И.Э. Грабаря. Реставратор высшей категории. Закончил МГХПУ им. С.Г. Строганова, кафедра «Интерьера и оборудования». Член Союза Художников. Лауреат премии Министерства культуры РФ.

Работа реставратора всегда была покрыта тайной... Настоящая алхимия! Трудоемкий, длительный процесс. Расскажите подробнее о своей профессии.

Интересно, что наша работа видимо настолько покрыта тайной, что до недавнего времени «художник-реставратор музейных ценностей» вообще отсутствовал в реестре профессий, при том, что мы выполняли план и получали зарплату. На слуху больше реставрация архитектуры. Мы же, реставраторы «движимых памятников», тихо работаем в музеях и реставрационных учреждениях, как наш Центр имени ак. И.Э. Грабаря, и изредка выезжаем в командировки.

Что касается алхимии, золота никто из нас пока не видел, но то, что реставраторы имеют честь реанимировать бесценные сокровища нашей материальной культуры, это факт.

Как Вы стали работать с современным искусством?

Наш отдел, заведующим которого я являюсь, появился на базе отдела деревянной полихромной скульптуры, основанного еще в 1961 году. В связи с нарастающей необходимостью работы с произведениями, созданными по нестандартным технологиям, мы стали заниматься их изучением и разработкой методик.

Часто к нам поступают произведения, состоящие из множества различных, порой кажущихся несовместимыми, материалов. Например, масляная живопись на ониксе, ангобы на археологической керамике, лак уруши на керамических вазах и тд. Тогда мы работаем в сотрудничестве с другими отделами, где наша задача заключается в поиске способов укрепления и восстановления слоев.

Что касается современного искусства, то оно многолико и разнообразно именно использованием различных материалов. В свое время я, обеспокоенный судьбой выдающихся образцов современного искусства, которые тогда еще не вошли в так называемый реставрационный оборот, написал статью ( V Грабаревские чтения: Доклады, сообщения. М.: СканРус, 2003. изд №01-03. "Грабаревские чтения V" Международная конференция. Доклады, сообщения 31 января - 1 февраля.) о том, что нас, реставраторов музейных предметов, может ожидать в будущем, с какими проблемами мы можем столкнуться и на что надо, по моему мнению, обратить внимание в первую очередь. Конечно, я затронул лишь часть проблем, связанных в основном с наиболее близкой мне областью: реставрацию предметов искусства из традиционных и вполне долговечных материалов. Но остаются еще нерешенные проблемы в области сохранения аудио, видео носителей, «скропортящихся произведений» (состоящих, например, из натуральных продуктов) и проч., и проч.

Какие существуют отделы реставрационных мастерских и виды реставрации?

Обычно материал, из которого создано произведение, определяет название отдела и направление его деятельности. Например, отдел реставрации темперной живописи реставрирует иконы, отдел масляной живописи — картины, отдел каменной скульптуры — произведения из камня и гипса, и тд. Чаще, в простоте общения, мы зовем друг друга - темперщики, каменщики, а отделы называем - камень, дерево, мебель, кость, да кожа. (смеется)

Насколько меняется произведение после реставрации и как внесение новых мазков, использование современных материалов меняет дальнейшую жизнь произведения?

Существует некие принципы, которых реставратор музейных предметов должен придерживаться — это принцип отличимости и принцип обратимости. То есть, все, что делает реставратор, при необходимости должно легко удаляться, не затрагивая подлинной авторской поверхности и, реставрационные восполнения должны отличаться от автора. Надо обладать большим мастерством, чтобы сделать восполнение утраты абсолютно неотличимой для зрителя, но высший пилотаж в нашей профессии, когда реставратор на тончайших нюансах проводит еле заметную, но четко определенную разницу между своими восполнениями и авторской поверхностью, восстанавливая при этом целостность восприятия некогда разрушенного произведения. Не фальсифицируя новые реставрационные элементы, участки живописи, поверхности, а своей условной тонировкой (или другими способами), выявляя уникальные особенности авторского замысла и качество подлинной поверхности красочного ли слоя или иного покрытия.

Основная самая сложная задача реставратора при всех необходимых мероприятиях и внедрениях в памятник, сохранить его подлинность, аутентичность. Если после реставрации памятник старины «радует» своей новизной, значит это не музейная реставрация, а коммерческая.

Что касается использования новых материалов в работе с музейным предметом, то здесь кроется определенная опасность. Поэтому, все они, прежде чем оказаться на столе у реставратора, должны пройти тщательную проверку и испытания химико-технологическим отделом и быть утвержденными Ученым советом, если эти материалы изначально не предназначены исключительно для реставрационных работ уже производителем, имеющего хорошую репутацию в нашей области в смысле качества товара.

На Ваш взгляд, насколько творческой является работа реставратора?

Здесь необходимо понять, где работа реставратора может быть творческой. Например, я имею художественное академическое образование и являюсь Членом союза Художников, секции живописи. И, будучи и реставратором, и художником одновременно — понял, что музейная реставрация и художественное творчество, как ни странно, во многом диаметрально противоположные вещи. Все мои творческие амбиции должны отступить, когда я — реставратор. Здесь иной подход. Не зря наша область называется научной реставрацией. Изучение и понимание физико-химических процессов, стилистических авторских особенностей, отработка консервационных методов (пропитка основы, укрепления грунта и красочного слоя, удаление загрязнений с авторской поверхности с помощью микроскопа и т. д.) - вот не полный перечень совсем не «творческих» процессов, которые занимают большую часть времени при реставрации того или иного музейного экспоната.

И лишь на этапе восполнения утраченных авторских фрагментов, авторской живописи может создаться иллюзия возможности творческого самовыражения. Но не тут-то было! Именно здесь, на этом этапе художнику-реставратору приходится сдерживать свой неуемный темперамент, свои творческие амбиции. Именно здесь я должен понимать со всей ответственностью свое скромное место в пространстве авторской фантазии. Соавторство здесь неприемлемо!

Я бы сказал, что творчество реставратора заключается в постоянном поиске. Поиске методов, правильной стратегии, оптимальных решений, соответствующих задаче материалов и способов их использования, в достижении того уровня «высшего пилотажа», о котором я говорил выше.

Является ли реставратор художником и нужно ли иметь художественное образование?

Думаю, что должен, но изначальное образование не обязательно должно быть художественное. Я приветствую, когда в реставрацию приходят историки, химики, искусствоведы и даже одаренные художественно «технари», которые в процессе работы получают необходимые художественные навыки. Это вносит разнообразие в общий мыслительно-аналитический симбиоз индивидуумов, из которых состоит реставрационный коллектив, а что особенно важно, и Реставрационный совет, который является единственным органом, дающим задание реставратору и принимающим его работу.

В нашей области сложилась мощная система стажировок, и те, кто пришли не из художественных ВУЗов, часто становятся ведущими специалистами. А их не художественное образование, наоборот, им помогает.

С какими произведениями искусств интереснее работать – с классическими или современными?

Интересный вопрос. К примеру, нагрудная резная икона «Панагия» 17 века, размером 3,5х3,5 см, где лик Христа и святых не более 2-3х мм. Работа под микроскопом. Необходимо склеить, удалить загрязнения (для этого пришлось вставить в тончайшую иглу инсулинового шприца тончайший волосок и этим «бревном под микроскопом» удалять грязевые частички) и тд. Или работа с пластмассовым манекеном из современной инсталляции. А Вы как думаете?) Но я бы не смог сказать категорично, с чем интереснее работать, если говорить в целом о современном искусстве. Одно ясно, реставратор, готовящийся заняться такой реставрацией должен быть расположен к этому направлению и стараться вникать в суть поисков современных художников. Музейные реставраторы выросли на культуре прошлых веков и отношение у многих, думаю, к радикальному современному искусству по-меньшей мере снисходительно- пренебрежительное. Многие, думаю, отмахнутся, мол, это не имеет ценности, так как не соблюдаются технологии, вот другое дело классика. И будут в чем-то правы. Современное искусство крайне амбивалентно и трудно упрекать тонких изысканых ценителей прекрасного прошлых веков в их негативном отношении ко многим его проявлениям.

Но профессиональное отношение — это несколько иное, чем просто живой интерес и тем более любовь. Меня лично современное искусство, как реставратора, привлекает своей многогранностью использования материалов и немыслимым их сочетанием. Использование новых материалов и нетрадиционных технологий — вот что одновременно интересно и проблематично.

Есть ли какие-то общие советы по эксплуатации, сохранению и даже может быть созданию произведения?

Часто реставраторы предъявляют претензии современным художникам в том, что они не соблюдают технологий, но я считаю эти претензии неоправданными. Художник — творческий человек, и когда он работает, то имеет право на любые эксперименты при создании своего шедевра. А дальше - это уже наша проблема сохранить этот шедевр, если он попадет в музей. Художник не то, что не должен об этом думать, а должен думать пока это не ограничивает его творческие возможности.

Знание технологии необходимы при создании вполне академических произведений, связанных с глубокой традицией. Но здесь, мне кажется, сам образ, задача, жест гораздо важнее, чем технологические ограничения.Хотя, некоторое представление об используемых материалах и их совместимости иметь неплохо.

Ну, а советы по сохранению? Если в коллекции наших читателей есть необычные произведения современных художников, лучше их беречь от перепадов температуры и влажности, прямых солнечных лучей, необдуманной любительской реставрации. Кто знает, может по прошествии времени они обретут музейную ценность.

Интервью: Наталья Александер, Мария Назарова

Фото предоставлены Владимиром Симоновым

Источник - http://artuzel.com/ru/content/vne-polya-zreniya-vladimir-simonov

excursovod-ru.livejournal.com

Профессия: реставратор |

Этический кодекс Голландской ассоциации профессиональных реставраторов гласит: «Мастер не должен упускать возможность рассказать публике о целях своей работы». Эта формулировка нас обнадежила. Мы нашли мастера,реставратора Международного центра Рерихов Ксению Никифорову. А она поведала,как ее занятие связано с врачеванием и… криминалом.

Профессия реставратор

В ассоциациях

Кто такой реставратор? Когда я говорю«реставратор», все вспоминают роман«Если наступит завтра». Там описывается способ кражи картины из музея Прадо: пока сообщник отвлекал на себя внимание,художник быстро заменил подлинную подпись автора фальшивой,картину признали подделкой и продали мошенникам за бесценок. Приходится объяснять,что это преступление могло произойти только в воображении автора. Современные методы исследования — химический анализ,инфракрасные лучи,рентген — не оставляют мошенникам шансов. Сомнительно,что художник смог обмануть реставратора. Ведь мы получаем набор знаний о старейших техниках,знаем,на каких холстах,грунтах и какими красками писали в том или ином веке. Реставраторы похожи на врачей,наша главная заповедь: «Не навреди!»

В деталях

Есть мнение,что реставраторы — неудавшиеся художники. Неправда! Некоторые мои коллеги успешно занимаются живописью,участвуют в выставках. А еще из реставраторов получаются великолепные копиисты,потому что мы не зациклены на одной манере письма. И,конечно,наша профессия гарантирует стабильность. Эти соображения и помогли мне определиться с призванием. Долго ли учиться профессии реставратора? С 11 лет я училась в художественной школе,решила поступать в Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха. Живописцем или скульптором я себя не видела,лепку терпеть не могла,дизайн не для меня. И я стала реставратором станковой темперной живописи. Ни секунды об этом не жалела! Мы учились на произведениях искусства из музеев Ярославля,Архангельска. Экспонаты по‑особому упаковывали,перевозили в машинах с климат-контролем,самые ценные сопровождала охрана,в училище их помещали в сейф с бронированной дверью,сигнализацией. Работая с такими предметами,чувствуешь особую ответственность.

В трудах

После училища я устроилась в фирму,мастерская которой была расположена в помещениях Михайловского замка. Мы занимались восстановлением картинных рам из собрания музея,для выставки«Одеть картину» вчетвером вернули к жизни 40 рам XVIII—XIX вв.еков из собрания Государственного Русского музея. Был увлекательный проект по реставрации иконостаса XVIII века в Псково-Печорском монастыре. Приходилось работать практически без выходных — «от заутрени до вечерни». Условия не самые комфортные: холод,сырость,отопление«по случаю». Кроме того,нужно было приноровиться к расписанию служб,церковных праздников,соблюдать правила поведения в мужском монастыре…

Самое интересное началось,когда я после свадьбы переехала к мужу в Москву. Работаю в центре Рерихов. Провожу осмотры,готовлю картины к выставкам,восстанавливаю их. При транспортировке в Россию наследие Рерихов сильно пострадало,многие полотна хранились в плохих условиях,а некоторые были некачественно,второпях отреставрированы в 90-х годах.

Хорошо,что в нашей работе почти невозможно«убить пациента». Если реставратор делает ошибку,он просто прибавляет себе работы. Моя профессия располагает к консервативности,я стараюсь осторожно применять современные материалы(синтетические клеи,акриловые краски): они еще мало испытаны временем. Рабочая«аптечка» выглядит просто: тонкие кисти,как у художников,масляные и акварельные краски,иногда пастель,осетровый клей,мучной клейстер,медицинские скальпели,шпатели,спирт. Есть маленький утюжок,которым удобно разглаживать вздутия на иконах и картинах,для той же цели используются шприцы. Все,как у врачей,только мы лечим картины.

В чувствах

Самое важное — запастись терпением. Мгновенных результатов не бывает. Один педагог произнес фразу,ставшую моим девизом: «Слова „невозможно“ в реставрации нет!» Можно сказать«долго», «трудно», «нецелесообразно», но возможно все. Мне нравится ощущать себя«доктором». На моих глазах вещь преображается и выздоравливает,как бы больна она ни была. Это завораживает! Расчищаешь потемневший лак на иконе и видишь,как проступает лик. Или после удаления загрязнений на картине проявляются детали,которых не было видно. Это сродни чуду,и каждый день несет новые открытия.

В историях

Был случай,когда картину неизвестного художника пытались выдать за шедевр XIX века с помощью фальшивой подписи. Определить подделку было несложно: в лупу я увидела,что подпись поверх кракелюра и прикрыта тонким лаком,но только в этом углу. А когда я попробовала ее спиртом потереть,она стала смываться,в то время как вся остальная живопись стояла намертво. Мы легко разоблачили мошенника.

А однажды заказчик принес икону,на которой,как он утверждал,изображен сюжет«Спас Нерукотворный». Когда расчистка старого лака была закончена,меня ждал сюрприз. Обнаружился другой сюжет — «Смоленская Богоматерь». Заказчик приехал забирать работу,был разочарован. Устроил скандал,кричал,что я подменила старинную икону. Меня спасла только профессиональная привычка фотографировать работу на всех этапах!

Хочешь стать реставратором? Учти детали.

Необходимые качества для реставратора

Терпение,аккуратность,добросовестность,логика,аналитические склонности,внимание,хорошая память,чувство цвета,художественные способности.

Опасности

Аллергия на рабочие материалы.

Где учиться на реставратора

Государственный академический институт живописи,скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Санкт-Петербурге,Российская академия живописи,ваяния и зодчества Ильи Глазунова в Москве,Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова.

Подготовила Дарья Корж

www.cubum.ru

Профессия “реставратор”: жизнь в трех измерениях

Их профессия объединяет три времени: прошлое, настоящее и будущее. Они не просто заглядывают в историю, они бережно касаются ее. Искренне любя и восхищаясь, они видят лучшее, что сохранило нам время. И делают все, чтобы сберечь это для нас и тех, кто придет после. Они – реставраторы. О секретах этой редкой профессии нам рассказала художник-реставратор Музея Изобразительных Искусств Татьяна Петровна Николаева.Поновители – первые реставраторыДо XVII века, как известно, на Руси существовала только темперная живопись или, как ее иначе называют, иконопись. С XVII века, в эпоху правления Петра I, в России появляется европейская станковая масляная живопись. Многие русские художники того времени по протекции государя отбывают за границу, дабы обучаться искусству европейских мастеров. Естественно, что большое количество работ иностранных живописцев привозится ими и самим Петром I в Россию. Так собираются первые галереи живописи. Особенно известна Царская живописная галерея. Поначалу, конечно, объем ее был незначителен. И все же со временем многие картины требовали реставрации.

Слово “реставрация” в переводе с греческого языка означает “восстановление”. Под реставрацией в искусстве и архитектуре понимают восстановление разрушенных, поврежденных в той или иной степени памятников истории и культуры. В работе реставратора зачастую попадаются вещи, утратившие какой-нибудь элемент. Это может быть резьба или какая-то конструктивная часть (у мебели), также фрагмент полотна (в живописи) и т. д. Реставратор восстанавливает недостающее звено по сохранившимся схожим элементам.

Но это уже современное произношение и понимание слова. А тогда, во времена Петра I, для “ремонта” картин многие художники брали на себя обязанности “поновителя” – так тогда называли реставраторов. Для “поновления” картин они использовали свои методы. Если краски на полотне потемнели, поновители использовали абразивные материалы (золу и песок), ими стирали темный слой с картины. Отпавшие от полотна фрагменты живописи просто дописывали. Естественно, что и то, и другое было не без ущерба для самого произведения искусства.

Случалось и так, что художник-поновитель переписывал картину целиком, привнося при этом свое собственное авторство и теряя самобытность оригинального автора как такового. Так продолжалось вплоть до XIX века.Новое время в реставрации

В XIX столетии встал вопрос о методике реставрации. Дело в том, что со временем появлялось все больше художественных произведений, требовавших очень серьезной и сложной реставрации. На многих живописных полотнах не хватало фрагментов холста – настолько значительны были повреждения – требовались вставки.

Тогда стали придумывать и применять методы восполнения недостающих фрагментов. Например, один холст наклеивали на другой. Причем, клеящий состав использовали самый разный: мучной клейстер, квасцы, чесночный сок – словом, в ход шли все подручные материалы.

На смену веку XIX спешило беспокойное XX-е столетие. Перемены в реставрационных технологиях наступили с приходом советской власти. В ту пору встал вопрос: как регламентировать реставрационную работу и поставить ее на научную основу?

В 20-х годах появилась первая реставрационная мастерская при коллекции живописи в Эрмитаже. На тот момент реставраторов было немного – три человека, не более. Работа проходила по конвейерной системе: один из мастеров делал расчистку полотна, другой склеивал холсты, следующий занимался восстановлением живописи – своеобразное разделение труда.

В мастерской при Эрмитаже открылась первая научная реставрационная школа. Здесь будущих мастеров обучали всему, что было на тот момент известно о технологиях реставрации, разработанных на протяжении многих лет.Химик, художник и историк в одном лице

Надо сказать, что реставрация – работа уникальная. Каждый предмет искусства (будь то металл, ткань, кожа, стекло, живопись или графика) предполагает ряд технологических реставрационных процессов. Все они очень разные, с применением самых различных материалов, отличающихся друг от друга физическими и химическими свойствами. Именно поэтому каждый из профессиональных реставраторов имеет узкую направленность: реставратор по ткани, реставратор по живописи, по графике, по металлу и т. д. И все же каждый из них должен быть и химиком, и математиком, знать физические свойства материалов, с которыми имеет дело. Он должен иметь обширные знания по истории искусств и истории вообще. А еще – быть талантливым художником. Только по-настоящему творческий человек способен оценить произведение искусства и не навредить ему в процессе реставрации.

В России существуют специальные учебные заведения, где готовят реставраторов. В институте им. Репина (г. Санкт-Петербург) на факультете реставрации проводится комплексное обучение. В течение пяти лет будущие реставраторы изучают искусствоведческие дисциплины, технику живописи и рисунка, химию, физику, технологии материала.

Надо сказать, что во время учебы в вузе студенты осваивают лишь теоретический материал, который впоследствии, по окончании института, нужно уметь применять на практике. Практический же опыт накапливается постепенно, в течение многих лет. После института реставраторы обучаются в реставрационных мастерских. Здесь они уже на деле знакомятся со многими особенностями и тонкостями выбранной профессии.

Среди реставрационных мастерских особенно известны две: художественные мастерские им. Грабарей (здесь готовят реставраторов для российских музеев) и Всероссийский научно-исследовательский реставрационный Институт. О нем нужно рассказать подробней.

Здесь проводят практические реставрационные работы на материалах новых научных открытий, разрабатываются и апробируются новые методики реставрации. Как, скажем, влияет тот или иной метод, раствор или вещество на произведение искусства? Ответ на этот вопрос можно дать лишь экспериментальным путем. Только научно обоснованная технология допускается к реставрационным работам. Естественно, все эксперименты ведутся только на тех произведениях, которые не имеют художественной ценности.Этот сложный процесс реставрации

Теперь поговорим непосредственно о самом процессе реставрации. В первую очередь мастер должен определить, насколько сильны повреждения поступившего экспоната. В зависимости от этого будут проводиться реставрационные работы: либо необходима полная реставрация, либо частичная, или же достаточно одной консервации (то есть закрепления), чтобы приостановить процесс разрушения.

Вот, на реставрацию поступает, скажем, холст с авторской живописью. Если разрушения частичные, такие как частичное шелушение красочного слоя, трещины по красочному слою (крокелюры), достаточно сделать консервацию, укрепление этого самого слоя.

Но бывает и так, что холст поступает с прорывами, причем различного характера: травматические (возникшие, например, в результате транспортировки) или от плохого хранения. Встречаются прорывы холста достаточно сложные, даже с утратами авторского холста. В этом случае уместно говорить о частичной реконструкции, восстановлении недостающего участка. Для этого сначала подбирается холст, близкий к авторскому. При этом идет длительный поиск: тщательно изучается оригинал, его переплетение, учитывается толщина и качество (льняной, конопляный, хлопчатобумажный). Затем делается шаблон вставки, и уже по этому шаблону снимается выкройка на новом холсте. Очень ответственным является момент, когда делается непосредственно вставка недостающего фрагмента холста в прорыв, – рисунок краев новой вставки должен четко отображать край прорыва на оригинале. И только потом фрагмент закрепляется с помощью специального клея. В результате новая вставка должна образовывать с полотном однородную поверхность. Она, можно сказать, вживляется в ткань полотна. Поэтому профессия реставратора в чем-то сродни профессии хирурга.

И в завершение, с лицевой стороны подводится специальный грунт, подобранный под авторский. Грунт шлифуется вровень с поверхностью живописи. Если живопись фактурная, то по грунту наносится рисунок – полная имитация мазка от кисти. А затем – живописные тонировки по грунту. И вот, перед нами готовое полотно. Но это еще не все. Теперь его нужно суметь сохранить.

Любое произведение искусства, в том числе и отреставрированное, требует особых условий хранения. Имеет значение абсолютно все: температура воздуха, его влажность, освещение, проветриваемость помещения. Знание всего этого приходит к реставратору с годами, многолетним опытом работы и наблюдений. Именно поэтому профессия реставратора – призвание от Бога. Любая реставрация, будь то восстановление живописи, мебели или рукописей, – процесс очень сложный, трудоемкий, требующий больших временных затрат. Порой на восстановление одной вещи уходит от месяца до года. Таким образом, результаты работы видны только через очень долгий промежуток времени. А до этого – кропотливый, рутинный труд. Может быть, по этой причине сегодня в России мало профессиональных реставраторов, хотя необходимость в таких людях очень велика.Золотые правила реставратора

Все люди, выбравшие для себя профессию реставратора, – художники. Они помогают сохранить связь прошлого с настоящим и будущим. Вещи, с которыми приходится иметь дело, требуют особого, бережного соприкосновения, иначе их можно потерять, и уже навсегда.

На сегодняшний день реставрация – процесс многократно проверенный, максимально выверенный и точный. Было открыто множество материалов, которые могут облегчить работу реставратора. Это произошло опытным путем, в течение многих лет. Если же мастеру не известны свойства материала с учетом функционирования во времени, применять его ни один реставратор не имеет права. Всегда надо знать и учитывать, как процесс реставрации отразиться на произведении в будущем.

Главное правило профессионала-реставратора: не навреди. И еще: лучшее – враг хорошего. Не надо делать лучше, чем было, нужно делать честно. В этом заключена добрая половина успеха.

Стать хорошим реставратором можно при наличии у человека, во-первых, сильного желания познать все секреты этой профессии, не боясь посвятить этому всю жизнь, а во-вторых, – хороших учителей, настоящих мастеров своего дела, которые бы передали ученикам свой опыт.

Tags: Александра Шпагина, профессия реставратор

This entry was posted on Monday, November 17th, 2008 at 06:50 and is filed under Арт информация. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

artdosug.ru

❶ Профессия - реставратор :: JustLady.ru

История – это не только сведения, которые можно почерпнуть в учебниках и энциклопедиях. Предметы старины окружают людей повсюду. Кто-то даже живет в доме позапрошлого века или даже более раннем, это не является редкостью в старых городах. Многие архитектурные сооружения, памятники и произведения искусства могут поведать о прошлой эпохе гораздо больше, чем сухие документы, но вот только все это стареет и теряет вид, портится и становится совершенно бесполезным, теряет свою эстетическую ценность и красоту. Именно реставратор может сохранить историческое наследие для потомков. Это требуется всем старинным предметам, начиная от монет или книг и заканчивая площадями, зданиями или даже целыми районами.

Реставратор может быть занят одним из двух видов деятельности. Первый включает в себя реконструкцию утерянных объектов, их восстановление до первоначального вида, по возможности как можно более близкого к тому, какой был у предмета в прошлом. Второй вид реставраторской работы – это консервация, то есть обеспечение таких условий, при которых предмет бы не терял своей исторической ценности, проще говоря, не разрушался бы и не портился.

Также мастеров-реставраторов разделяют и по области деятельности. Например, есть специалисты, которые восстанавливают старинную мебель, кто-то занимается произведениями искусства, очищает картины, другой может выполнить биологическую очистку старинной книги, восстановить поврежденный текст. Более современный вид реставрационных работ – восстановление кинопленок, фотоснимков. Есть и другие виды подобной работы.

Но не каждому подойдет специальность реставратора. Для этого нужно быть ответственным и аккуратным человеком, ведь для некоторых работ требуется буквально хирургический подход. Специалист должен иметь обширные знания по своей теме, быть культурологом и историком одновременно. Потребуется владение самыми современными инструментами, использование различных технологий и специальных достаточно сложных приборов, поэтому обязательны знание физики и химии. И это уже не говоря о том, что настоящий реставратор должен не просто быть хорошим ремесленником, но и иметь тонкое чутье художника, отличный вкус, «настроенный» или «настраиваемый» на эпоху восстанавливаемого предмета. Работа реставратора – это очень кропотливый труд, требующий большой точности.

В настоящее время эта профессия является действительно востребованной. Например, если говорить о Москве, то почти половина строительных проектов в городе – это именно реставрационные работы. Найдется работа для профессионала и в музеях, и в художественных галереях. Частная практика тоже приносит реставраторам хороший доход.

Обычно реставраторы работают сдельно, и неплохо зарабатывают. Даже начинающие специалисты, устраивающиеся на постоянное место работы, нередко могут рассчитывать на неплохую зарплату, хотя многое зависит от региона и от компании.

www.justlady.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта