Решетниковы (журналистская трилогия - часть 1-я). Решетников художник картины


Художники Бродская Лидия Исааковна, Решетников Федор Павлович и отец НА художник Васильев

Лидия Бродская — дочь крупнейшего советского  художника Исаака Израилевича Бродского. Это о нем в 1926 году в одном из писем Илья Репин в писал:»И. Бродский это наш, да не только наш – всего света – нашего времени РАФАЭЛЬ, в самом великом смысле этого признания. Та же цельность, простота и убедительность творчества! Ах, как он мне нравится!!! – и чем больше смотрю на него, т.е. на его последние творения,  строгость рисунка, выдержка, тем выше растут достоинства – этого художника Божией милостию.»

В 1974 году большая выставка работ Лидии Бродской открылась в Кишиневе. 

На выставку Бродской в городской газете откликнулся отец Натальи Алексеевны художник Алексей Васильев.

 

Верность лучшим традициям

С выставкой Лидии Исааковны Бродской надо начинать знакомство, полистав предварительно книгу отзывов. Сколько же записано там добрых слов благодарности за доставленное большое эстетическое наслаждение, сколько пожеланий новых творческих успехов! Голос зрителя — это всегда и взыскательная оценка, и экзамен для художника, и заслуженная награда.

Член-корреспондент Академии художеств СССР, заслуженный художник РСФСР Лидия Исааковна Бродская — известный в стране мастер пейзажной живописи, многолетний участник всесоюзных, международных и академических выставок. Ее работы привлекают зрителя своей непосредственностью, глубокой влюбленностью в природу России. Бродская — убежденный художник-реалист, поэтический истолкователь чарующих пейзажных настроений и эмоций.

Есть художники, которые и сегодня сохраняют верность и преданность традициям русской пейзажной школы, которые и сегодня, среди многообразия творческих устремлений, выбирают, казалось бы, исхоженную тропу в искусстве, испытывая страх и боязнь сбиться с нее.

Мне близка эта преданность великим традициям и художникам прошлого, это стремление хранить свою любовь к природе и натуре, Л.Бродская унаследовала не столько почерк или манеру великих мастеров, сколько их приверженность родным мотивам, голубым просторам и далям, человеческим тропам, ручью в лесу или звонкой весенней капели.

Поэтические традиции русской пейзажной живописи А.Саврасова, В.Поленова, И.Левитана, Ф.Васильева, И.Остроухова, В.Бакшеева и многих других были той школой, в которой формировалось и крепло искусство Лидии Исааковны. Именно поэтому на творчестве Бродской, так широко представленном на ее персональной выставке, лучше всего ставить программные вопросы нашей художественной практики. Эти вопросы ставит сама выставка, само творчество Бродской. Когда возникает разговор о живописи Лидии Исааковны, он медленно приобретает тональность спора о традициях, о преемственности, об отношении к наследию… И невольно вспоминаются глубокие слова замечательного советского пейзажиста В.Бакшеева. Он говорил: «Преемственность в искусстве напоминает мне эстафету, которую уронить очень легко, а поднять трудно, иногда невозможно. В истории мировой живописи эту эстафету роняли не раз, иногда безвозвратно…».

Впрочем, даже в самом остром споре не возникало сомнений в праве художника обращаться к передовому и прогрессивном искусству прошлого, нести дальше драгоценную эстафету.

Любимые мотивы Бродской — лесные массивы, глубокие дали, светоносное небо и эффекты освещения, ручьи в лесу и тропы во ржи… Все то, что мы называем пейзажем, все, что любим, чем восхищаемся, все это у Бродской приобретает глубокую эмоциональную окраску, вызывает у зрителя чувство эстетического удовлетворения.

Покоряют на выставке своей искренностью и свежестью первых впечатлений маленькие этюды разных лет —

настоящие художественные дневники и новеллы, в которых уже полно раскрываются особенности творчества Бродской: ее искренняя любовь к природе.

Луч света осветил поляну, зажег вершину горы, облако. Загорелась в небе радуга. Весенний ручей пробивается сквозь рыхлый снег… Поэзия голубых просторов, точных натурных и цветовых характеристик. И повсюду главная забота художника — передача настроения и состояния природы, задача, которая ставилась мастерами в прошлом, которая будет ставиться художниками в будущем, потому что эти качества выражают основу пейзажной картины, глубинную и неистребимую любовь народа к очарованию природы.

Если только перечислить некоторые названия лучших пейзажей Л.Бродской — «Повеяло весной»,

«Скошенная рожь, «После дождя», «Полдень», «Вдали — Москва», «Зима в Подмосковье», «Ясный день»,

«Осенью», «Над просторами России», «Оттепель», «После грозы» — и то уже ощутишь, сколько в них знакомого каждому: это наши  родные края, с их, может быть, и непритязательной, но удивительной  красотой.

А вот у картины «Лебединое озеро» можно и поспорить. В струю авторского реалистического замысла  вдруг врывается новая нота. Оказывается, среди лебединой стаи, на настоящем, а не сказочном, озере, среди реальных гор — вдруг появляется царевна-лебедь. Появляется, но не вписывается, вступает в противоречие со всем строем картины. Отклик на врубелевскую тему повисает в воздухе. И думаешь: Бродская — художник натурной живописи, а не сказочно-романтического иносказания.

Лидия Исааковна несомненный мастер композиционной пейзажной картины. Ее большие полотна и особенно такие, как «Байкал», «Казбек», «Радуга над Днепром», «Весна» и другие — это целые повести, о которых хочется сказать словами Чернышевского: «…Вообще на природу смотрит человек глазами владельца, и на земле прекрасным ему кажется то, с чем связано счастье, довольство человеческой жизни…».

Выставка Л.И.Бродской, столь тепло встреченная кишиневским зрителем, несомненно, большое событие в культурной жизни столицы. Все, кому довелось познакомиться с произведениями этого художника, испытывают чувство глубокой благодарности к замечательному мастеру кисти, с такой любовью воспевшему красоту русской природы.

Ал.Васильев, заслуженный деятель искусств МССР.

Лидия Бродская была дочерью одного выдающегося художника  (И.И. Бродского) и женой другого, не менее выдающегося, художника Решетникова Федора Павловича.

Решетников Федор Павлович (1906 — 1988)

Решетников Федор Павлович фото

Народный художник СССР (1974), действительный член Академии Художеств СССР (1953, с 1974 вице-президент АХ).

Родился на Украине в селе Сурско-Литовское в семье иконописца. В трехлетнем возрасте остался сиротой и воспитывался в семье старшего брата Василия, который ради семьи был вынужден оставить Киевское художественное училище.

Во второй половине 20х годов Решетников поступил на художественный факультет рабфака в Москве. Затем, с 1929 по 1934 гг., обучался в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) — в мастерских Д. С. Моора и С. В. Герасимова.

Виртуозное владение графическими приемами помогло Федору Павловичу стать — в качестве художника-репортера — участником знаменитых полярных экспедиций на ледоколах «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933-1934). Художественные репортажи этих событий имели значительный успех.

 

В творчестве Решетникова ярко проявился его сатирический дар. Федор Павлович был выдающимся карикатуристом. Создал целый ряд запоминающихся скульптурных шаржей (часть работ находится в Третьяковской галерее). 

В области станковой живописи он известен как автор произведений академического бытового жанра. Его картины «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы» завоевали широкую популярность.  

К сожалению, совершенно неизвестными широкой публике остаются картины мастера в так называемом «пленэрном» пейзаже. Это наследие в 90 — е годы прошлого века оказалось за рубежами России и осело в частных коллекциях.

Художник занимался педагогической деятельностью. Он преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (1953-1957) и Московском педагогическом институте (1956-1962).

Умер Решетников в 1988 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

www.na-vasilieva.ru

ЛитКульт — Фёдор Решетников

Фёдор Павлович Решетников (1906, село Сурско-Литовское, ныне Днепропетровская обл., Украина — 1988, Москва) родился в семье потомственных иконописцев. Стал сиротой в 3 года. Воспитывал его старший брат, студент Киевского художественного училища, который оставил учебу, чтобы прокормить семью, и начал подрабатывать росписью церквей, а дома писал иконы на холсте.

Федор Решетников, будучи еще мальчиком, помогал ему растирать краски, готовить холсты — был своеобразным подмастерьем. В юношеские годы начались странствия в поисках заработка. Свои «живописные опыты» Решетников применял в оформлении клубов, провинциальных театров; совмещал «художество» с работой руководителя хора, артиста, спортивного инструктора, но его не покидало желание учиться. Так как он не имел среднего образования, ему пришлось поступить на художественный факультет рабфака.

В 1929 году, после окончания рабфака, Решетников поступил на графический факультет в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) в мастерские Д. С. Моора и С. В. Герасимова.

Еще в студенческие годы Решетников, увлекшийся творчеством Кукрыниксов, прославился как виртуоз графического шаржа, что помогло ему стать — в качестве художника-репортера — участником заполярных экспедиций на ледоколах «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933—1934). Участие в экспедиции О. Ю. Шмидта на «Сибирякове» было очень важно для Решетникова, и он приложил немало усилий, чтобы попасть туда. Во время своей первой северной поездки художник много рисовал. Это путешествие дало сюжет для его дебютной живописной работы — «Ремонт „Сибирякова“ во льдах».

Следующее путешествие, состоявшееся в 1933—1934 годах, было более драматичным. Поход знаменитого «Челюскина» стал тяжелым испытанием для всего экипажа, а также и для художника. Вместе с другими моряками он был снят с дрейфующей льдины и возвращен на Большую Землю. На фоне триумфального завершения знаменитой челюскинской «эпопеи» привезенные им зарисовки имели шумный успех. Работа «Гибель „Челюскина“» (1973) была написана по воспоминаниям и рисункам уже спустя много лет.

В 1934 художник окончил институт и приступил к самостоятельной работе. Ряд картин Решетникова написаны на историко-патриотические темы. Закрепляя успех, молодой живописец обратился к станковой картине. В этой области он проявил лишь средние способности, которые, однако, подкреплялись острым конъюнктурным чутьем. Впитывая в себя политические мифы, его полотна («Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин». 1948, ГТГ; «Великая клятва». 1949, ГРМ) быстро превращались в «шедевры».

Большую известность получили его жанровые композиции «Достали „языка“» (1943, Брянский художественный музей), «Прибыл на каникулы» (1948, ГТГ) и «За мир!» (1950, ГТГ), посвященные детям. Юных романтиков-мечтателей показал художник в работе «Мальчишки» (1971). Герои картины всматриваются в ночное небо, грезя о космических полетах. Живой, неглупый, но забывший о своей первостепенной обязанности хорошо учиться парнишка — главный герой картины «Опять двойка» (1952, ГТГ).

Однако подлинным призванием художника всегда оставалась сатира. Удивительно экспрессивны его шаржи на мэтров советского искусства в 1950—1970-е годы. Всю свою жизнь Решетников оставался непримиримым врагом любого художественного направления, кроме соцреализма. Разоблачая «формализм» в искусстве, он изобрел даже уникальную форму карикатурного триптиха, которую воплотил в картине «Тайны абстракционизма» (1960, ГТГ), дополнив ее одноименной книгой в 1963 году.

Решетников занимался преподавательской деятельностью в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (1953—1957), Московском педагогическом институте им. В. И. Ленина (1956—1962).

С 1953 года художник — действительный член Академии художеств СССР. С 1974 года — вице-президент Академии художеств СССР. Лауреат Государственных премий 1949 и 1951 годов. Награжден двумя орденами, а также медалями.

Работы Решетникова хранятся в ГТГ, ГРМ, ГИМ, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина и других музеях.

Сатира и Шаржи

В 1959 году Решетников выступил в новом жанре: в триптихе «Тайны абстракционизма» он создал своего рода сатирический памфлет в живописи, язвительный в обличающем пафосе, броско декоративный. А через некоторое время появились серии дружеских шаржей, исполненные в карандаше, акварели и даже в скульптуре.

Прекрасно зная своих коллег-художников, многократно рисуя их во время дружеских встреч, собраний, Решетников сумел создать гротескные портреты, остро характерные в жесте, мимике, движениях. Он нашел разнообразные композиционные приемы, остроумные метафоры, положения, детали. В шаржах на скульптора С. Т. Коненкова, художников Н. Н. Жукова, А. М. Каневского и др. Решетников сочетал остроту характеристик с глубоким проникновением в человеческую сущность. Не менее остроумны, необычайны в своей пластичности шаржи-скульптуры: Кукрыниксы, А. А. Дейнека. Выполненные с профессиональным блеском, эти произведения раскрывают замечательный дар Решетникова-скульптора.

В скульптуре им были исполнены композиции на гоголевские темы. К середине 60-х годов Ф. П. Решетников вновь обратился к эксперименту. На этот раз его увлекли возможности применения в монументальной живописи прочных эпоксидных смол. Увлеченно говорит художник о новом материале и его возможностях: «Материал трудный, но дает интересные декоративные эффекты»; за этими словами — твердая вера в возможности творца, несущего своим искусством радость людям,

litcult.ru

Решетниковы (журналистская трилогия - часть 1-я)

Они, Решетниковы, бомбили Берлин в 1941-м, воеали в пехоте, командовали стратегической авиацией Советского Союза, писали картины и выплавляли сталь на "Запорожстали".

119136_1С Евгением Васильевичем Решетниковым я познакомился в Запорожском городском совете ветеранов в 2008 году.

В свои 84 года он там работал (и сейчас работает!) председателем комиссии по работе с ветеранами Великой Отечественной войны. Брал интервью и, записывая, переспросил фамилию.  

— Решетников я. Помните картину "Опять двойка!"? Это мой дядя написал - художник Федор Решетников.

А мой старший брат, генерал-полковник Василий Решетников, в Советском Союзе командовал стратегической авиацией страны.

После таких "нечаянных" подробностей мы с Евгением Васильевичем, конечно же, встретились еще раз, у него дома. И я попросил ветерана рассказать о его знаменитом дяде, о старшем брате и о себе. Получилась трилогия...

ЧАСТЬ 1. Федор Решетников, художник

На параходе «Челюскин» Федор отправился по Северному морскому пути

СПРАВКА:

119136_6В 1933 году пароход «Челюскин», будучи судном не ледокольного класса, должен был пройти за одну навигацию по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток – такая экспедиция Отто Шмидта могла бы сделать еще один немаловажный вклад в дело освоения северных территорий СССР. 

Однако экспедиция не удалась. Судно затерло во льдах. Оно затонуло в феврале 1934 года. В экспедиции на «Челюскине» был в то время еще молодой художник Федор Решетников, ставший впоследствии классиком соцреализма. О нем рассказывает племянник художника запорожец Евгений Решетников.

В этом году народному художнику СССР Федору Павловичу Решетникову исполнилось бы 102 года. Родился 15 июля (28-го – по старому стилю) 1906 года в селе Сурско-Литовское, ныне Днепропетровская область. Действительный член Академии художеств СССР (1953), вице-президент Академии художеств с 1974 года. Умер в 1988 году.

Картину "Опять двойка!" он написал в 1952 году. А еще раньше, в 1948-м, - "Прибыл на каникулы!" и "Генералиссимус Советского Союза И.В.Сталин". За них в 1949 году получил Сталинскую премию. Потом была его знаменитая картина "За мир!" (1950) - еще одна Сталинская премия, 1951 год. Триптих "Тайны абстракционизма" (1960). Эти и другие картины художника экспонируются в Третьяковской галерее.

Рисовать Федора учил отец, а дед был иконописцем.

 

— Начну с того, - вспоминает Евгений Васильевич Решетников, - что художником был мой отец - Василий Павлович. Он расписывал все, что только можно было - сундуки, иконы, храмы, позже, при советской власти, плакаты и портреты писал в клубе железнодорожников. Отца в свое время художественному мастерству научил его отец и мой дед - Павел, который был иконописцем. А потом отец научил рисовать и младшего брата - Федора. Так хорошо научил, что тот стал народным художником СССР. Шучу, конечно, - Федор и сам был талантливым. Но азы мастерства он получил от отца.

Бабушка, мама моего отца, рано умерла, поэтому дедушка сам воспитывал четверых детей. Когда он умер, старшая сестра, имени ее не помню, заменила троим братьям и отца, и мать. Она в молодости трагически погибла, и тогда их осталось трое: старший брат Василий, средний Иван и младший Федор - Решетниковы.

В 1917 году Иван ушел в революцию, и следы его затерялись. Василий, женившись, жил в Днепропетровске (там родился мой старший брат Василий), в Никополе (там я родился), Новопавловке и снова в Днепропетровске. А Федор, когда подрос, подался на Донбасс - устроился там в клубе художником. Но вскоре переехал в Москву и поступил в художественное училище.

Два ордена: за "Сибирякова" и "Челюскина"

— Евгений Васильевич, вы своего дядю с какого возраста хорошо помните?

— С 30-х годов, особенно после Челюскинской эпопеи, когда он приезжал в Днепропетровск. Мне тогда было уже 9 лет.

— А какая связь Федора Решетникова с ледоколом "Челюскин"?

— Самая непосредственная. Он был в этой экспедиции. Но расскажу по порядку. В 1932 году была первая полярная экспедиция по Северному морскому пути на ледоколе "Сибиряков". Федор к тому времени год или два отучился в художественном училище. А, узнав о готовящейся экспедиции, куда набирали комсомольцев, тоже загорелся идеей стать полярником.

Но набирали, в основном, рабочих, мотористов. Кадровики у него спросили: "А у тебя какая профессия? Художник, который, к тому же, еще только учится? Нет, не подходишь". Но Федор был настойчив. Крутился там, где шел набор в экспедицию. Делал зарисовки. Потом комсомольцы, с которыми он познакомился, из этих рисунков сделали небольшую выставку. Ее случайно увидел руководитель экспедиции Отто Юльевич Шмидт и очень заинтересовался: "Приведите ко мне этого парня".

В общем, Шмидт взял Федора в экспедицию и позже был очень доволен молодым художником, который на ледоколе оказался не лишним - делал интересные зарисовки, портреты полярников, выпускал стенгазеты.

После возвращения "Сибирякова" Федора в училище хотели уже отчислять, а тут его за экспедицию награждают орденом Трудового Красного Знамени. Вопрос об отчислении отпал сам собой.

Когда в 1933 году Шмидт собирал экспедицию на ледоколе "Челюскин", то Федора он уже сам пригласил. Потом была героическая эпопея по спасению экспедиции "Челюскина", зажатого во льдах, и триумфальное возвращение челюскинцев домой. За эту экспедицию Федора наградили боевым орденом Красной Звезды. В экспедиции он сделал сотни рисунков и эскизов к картинам. Позже написал еще одну свою знаменитую картину - "Гибель "Челюскина".

После возвращения в Москву с делегацией челюскинцев Федор приезжал к нам в Днепропетровск. Жил, конечно, у нас. А меня брал с собой на встречи с трудящимися, которые проходили в клубах и на заводах. Запомнился он мне весельчаком и хорошим рассказчиком. Покатывались все со смеху, когда Федор рассказывал историю о том, как он напугал полярников белым медведем.

Их, хозяев Арктики, почему-то в полярных льдах, где терпела бедствие советская экспедиция, не было. Решив поднять у людей настроение, Федор нарисовал след белого медведя, как он себе его представлял (но никогда не видел), и пошел к Шмидту. Отто Юльевич подправил рисунок, а Федор потом сделал с него слепок. Ну, и… "наследил" возле палаток. Наутро чуть ли не вся экспедиция, увидев "следы" белого медведя, схватилась за ружья. А к вечеру уже был готов и соответствующий выпуск подготовленной Федором стенгазеты: "Полярники идут по следу белого медведя". В той непростой ситуации подобный розыгрыш хорошо поднял людям настроение.

После завершения челюскинской эпопеи о молодом художнике Федоре Решетникове была маленькая заметка в "Правде". И вскоре в редакцию из Мариуполя пришло письмо от читателя Решетникова: "Не о моем ли брате рассказала газета?" Так отыскался пропавший во время революции средний брат - Иван. Дядя Федор, когда приехал в Днепропетровск, уговорил своих полярников, забрал отца и все вместе они отправились в Мариуполь к дяде Ивану. Это была волнующая встреча трех братьев.

"Со Сталинской премии дядя хотел купить мне мотоцикл"

— В Москве вы у дяди бывали, когда он стал знаменитым?

— Это уже после войны было. Мы ведь все воевали. Я в пехоте, брат Василий - в авиации, а дядя Федор - во фронтовой газете на Черноморском флоте, наверное, он там был корреспондентом-художником.

После войны Федор женился на Любови Бродской - дочери художника Бродского. Она была танцовщицей в цирке, а Федор ее оттуда вытянул и посадил за мольберт. И не ошибся. Она начала писать пейзажи. Потом стала известной художницей. Даже выставка была в Японии - многие ее картины там и остались, японцы их купили.

Квартира у дяди в Москве была двухкомнатная, рядом со стадионом "Динамо". У дяди была дочь Люба. Она тоже стала художницей. Уехала куда-то на Волгу. К сожалению, связь с ней у меня потерялась.

Недалеко от дома у дяди была большая художественная мастерская, у тети тоже. Жили они не бедно. Нанимали домработницу. Он все-таки был дважды лауреат Сталинской премии. После смерти Сталина эти две премии почему-то заменили одной - Государственной премией.

Помню, получив очередную премию, дядя купил себе "Победу" - в то время это был престижный легковой автомобиль. Мне он говорил: "Женя, а хочешь, я тебе мотоцикл куплю?" Но я отказался.

— Евгений Васильевич, а вот ваш отец тоже был художником, Федора рисовать учил. Кто из них был талантливее?

— Отец! Это сам Федор признал. Отец с моей мамой Прасковьей Васильевной как-то приехал к Федору в Москву в гости. И однажды они, двое художников, усадили маму на стул и стали рисовать ее портрет с натуры. Федор подошел к папе, посмотрел и говорит: "Слушай, у тебя лучше получается!"

 

Кто есть кто в роду Решетниковых?

Павел Решетников (жил в 19 веке) – иконописец. У него были сыновья Василий и Федор. Павел сына Василия научил рисовать.

Василий Решетников – самодеятельный художник, перенявший ремесло отца. Расписывал сундуки, иконы и храмы. Научил рисовать младшего брата Федора.

Федор Решетников – известный советский художник, вице-президент Академии художеств СССР.

Василий Решетников – летчик, Герой Советского Союза, командующий Дальней авиацией СССР (сын Василия и племянник Федора Решетниковых).

Евгений Решетников (мой собеседник) – работал на «Запорожстали», в комитете народного контроля. Сейчас – в Запорожском совете ветеранов. Сын Василия – самодеятельного художника, племянник Федора – знаменитого художника и брат Василия Решетникова – Героя Советского Союза, командующего Дальней авиацией СССР.

(Рассказ Евгения Решетникова о своем брате Герое Советского Союза Василии Решетникове, который в первые месяцы войны бомбил Берлин, а в 70-е годы командовал стратегической Дальней авиацией СССР, - в следующем, втором, материале журналистской трилогии о Решетниковых)

Дмитрий Шилин. Фото автора и из архива Евгения Решетникова.

На снимках:

Евгений Васильевич Решетников - племянник знаменитого художника соцреализма Федора Решетникова

Самая знаменитая картина Федора Решетникова - "Опять двойка!"

Рисунок Федора Решетникова, сделанный в полярной экспедиции - Отто Шмидт покоряет Северный полюс! "За мир!" - картина Федора Решетникова, получившая Сталинскую премиюМолодой художник Федор Решетников на палубе ледокола "Челюскин"

 

Порадовать себя или близкого человека можно с помощью оригинального подарка, который навсегда останется в памяти. Картины по фото – это отличный сюрприз для ваших родных или друзей.

portmone.name


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта