Репин Илья Ефимович [1844—1930]. Репин протодьякон картина


Протодиакон - Репин И. Е. :: Артпоиск

Протодиакон.

  • Репин И. Е. Протодиакон

Описание

 

Портрет чугуевского протодиакона Ивана Уланова первоначально был задуман как этюд для образа дьякона в картине «Крестный ход в дубовом лесу». В процессе работы приобрел значение не только самостоятельного портрета, но и картинного образа. В отличие от портретов-типов крестьян портрет протодиакона воплотился в монументальном образе. Эта его монументальность определялась, в конечном счете, значительностью и богатством раскрытого в нем художником содержания, потребовавшего соответственно значительной формы. берет размер более натуры и, в отличие от сравнительной простоты композиционного решения крестьянских портретов, дает сложный, основанный на контрапосте разворот фигуры. Композиционная подача фигуры в целом и здесь служит раскрытию содержания образа, его психологии, которые в данном портрете противоречивее и сложнее.

В передаче мощного торса, больших сильных рук, пышущего жаром старческого лица в венце седых волос, с взлетающими вверх черными бровями, с пронзительными хищными глазами утверждает силу жизни, выразительность человеческой плоти. Его, «язычника», именно эта чувственность жизни, богатырская мощь и пленила в И. Уланове. «Это экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не попадается ничего духовного — весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев. Мне кажется, у нас дьякона есть единственный отголосок языческого жреца, славянского еще, и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе. Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего». Содержание картины оказалось, однако, богаче и сложнее. Недаром Мусоргский сравнивал репинского «Протодиакона» со своим и пушкинским Варлаамом. В «Протодиаконе» перед нами большой сложный образ ложно направленной, искаженной социальными условиями жизненной силы. Обреченная на духовное лицемерие и грубое насилие, она сама является порабощенной, изуродованной. Критика здесь служит одновременно и утверждением положительного идеала, восхищением подлинной природой того, что подвергается обличению в изуродованном виде. В этом глубокая человечность и художественная высота репинского «Протодиакона». В этом внутренняя основа того эстетического восхищения, которое вызывает в нас это мастерское изображение самого по себе совсем неприглядного явления. Недаром отметил в «Протодиаконе» «артистизм своего дела». Это черта, которая не могла не увлечь особенно такого художника, как .

Глядя на «Протодиакона», невольно вспоминаются карлики и шуты Веласкеса. на материале своего времени и своей страны, на языке реализма XIX века создал новый общечеловеческий образ, подобно тому, как это совершил в XVII веке Веласкес. Это и есть выражение репинского демократизма.

«Протодиакон» очень характерен для творческого метода демократического реализма второй половины XIX века вообще и для творческого метода а в частности. Типический образ здесь либо отыскивается художником непосредственно в натуре, либо мыслится как реальная натура. Процесс типизации есть, таким образом, прежде всего процесс изучения, наблюдения жизни, чтобы суметь увидеть в ней самое нужное и его раскрыть. Это не следует, однако, понимать узко буквально, как пассивное созерцание или копирование натуры. Это результат множественности наблюдений, но результат, наконец понятый на натуре и затем в той или иной мере доработанный или переработанный художником. Поэтому сам образ и «выносит приговор о явлениях жизни». Взятый живым из жизни, он вместе с тем богаче и многограннее, чем первичная идея, замысел художника, как мы это видели уже в «». И это его богатство тем более раскрывается, развертывается, чем более художник увлекается своей натурой, вдохновляется ею.

Восхищение характерностью и выразительной силой натуры сказалось в том темпераменте, с которым написан «Протодиакон». до того еще не писал так широко и сочно. Здесь его мазок приобретает небывалую силу и пластичность. С каким разнообразием написано в широком обобщении одеяние протодиакона и более детализированно трактованное его мясистое лицо! В изображении лица и рук великолепно передает натуру: опухлость щек и большого красного носа, струящуюся массу седых волос бороды, узловатость рук. Это та сочная широкая и цветная живописная манера, в которой будет затем долго работать. В этой манере пишутся такие картины, как «» и «», такие портреты, как «», «», «». Эта сочная живописная манера, с любовью как к звучности цвета, так и к материальной телесности, характеризуется большой экспрессивностью выражения эмоций, передачи действия, тяготением к преимущественно чувственному выявлению духовной жизни изображаемых персонажей.

«Протодиакон» — первый из репинских портретов, в котором так использованы руки для характеристики изображаемого. По силе выразительности они не уступают лицу и играют существенную роль в общем композиционном построении изображения. Правая рука, лежащая на животе, смотрится так же фронтально, как и лицо, а вместе с тем своим положением как бы продолжает трехчетвертной поворот туловища, в то время как левая рука снова выводит взгляд в сторону лица. Эта рука с большим посохом не только подчеркивает вертикализм общего построения портрета и его формат, но и способствует его «картинности». Дав фигуру протодиакона обобщенной массой с очень простым контуром, поместив лицо и одну руку «внутри» этой темной массы, для оживления и разнообразия другую руку отставляет в сторону. Тем самым в общей композиции появляется дополнительное, большее, чем это нужно для самой массы фигуры, пространство, то есть пространство картины, а не портретного фона. В этом легко убедиться, попробовав закрыть правую руку. Мастером в изображении рук проявляет себя и в других портретах.

А. Фёдоров-Давыдов

artpoisk.info

Сочинение по картине Репина “Протодиакон”

В 1876 году Репин вернулся из Франции в Россию. Первую зиму Репины проводят в родительском доме, в Чугуеве.

“Я очень не ошибся, что приехал сюда на зиму, – пишет он Стасову. – Только зимой народ живет свободно всеми интересами, городскими, политическими и семейными… Да и сам Чугуев – это чистый клад… Выпал чудесный снег, укаталась дорога блестящая… У меня овчинный тулуп, шуба, захватила метель, дорога исчезла, ехали по признакам… Ах, Вы не испытали этого наслаждения”

В Чугуеве, наряду с другими выдающимися картинами, он пишет картину “Протодиакон”. Здесь Репин выступает как едкий, страстный сатирик, сравнимый даже не с Гоголем, а с Салтыковым-Щедриным.

Гигант Иван Уланов, чугуевский протодиакон, смотрится монументальной карикатурой на “Зевса” ( Мужик с дурным глазом ) Ивана Радова. Он тоже написан на золотом фоне, тоже не щурится от закатного луча, упирающегося в его багровую физиономию. На голове чернобархатная скуфья, бородища закрывает верх богатой рясы, правая рука прижимает к брюху складень, подвешенный на серебряной цепи, левая – держит трость со сверкающим набалдашником. Масляно блестит толстый красный нос, сиплое дыхание с ароматами вчерашнего пира вырывается из полураскрытого рта.

“Дьякон заслуженный, – рассказывает Репин Крамскому о своей модели, – весь город Чугуев может засвидетельствовать полнейшее сходство с оригиналом, столь потешавшее благонамеренных горожан, и манера, и жест руки, и глаза, словом – весь тут, говорили они, к немалому удовольствию отца Ивана Уланова, который даже возгордел до того, что...

стал и мне уже невыносимым своим добродушным нахальством. А тип преинтересный! Это экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не полагается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев. Мне кажется, у нас дьяконы есть единственный отголосок языческого жреца, славянского еще, и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе – как самом типичном, самом страшном из всех дьяконов”.

Все, кто знает репинское творчество, восхищались этим словесным описанием не меньше, чем самой картиной. Да и как можно не восхищаться точной, свежей, народной речью, ее острым, как клинок, интеллектом, ее образной силой? Письмо Крамскому отослано Ильей Ефимовичем в январе 1878 года, а через два месяца, не зная, разумеется, репинских слов, Мусоргский пишет Стасову, увидав картину: “Дорогой мой…, видел протодиакона, созданного нашим славным Ильей Репиным. Да ведь это целая огнедышащая гора! А глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!”

“Протодиакон” – примечательный этап в искусстве Репина, своего рода “зарубка”. Во-первых, эту вещь отвергнет официальная комиссия, собирающая экспонаты для Международной художественной выставки в Париже, ибо усмотрит в ней обличение церкви и духовенства, оскорбление религии. Во-вторых, “Протодиаконом” отмечено начало многолетней работы Ильи Ефимовича над его прославленным Крестный ход в Курской губернии. картиной, где будет дана вся Россия.

schoolessay.ru

Описание картины Ильи Репина «Протодиакон» Картины художников

Описание картины Ильи Репина «Протодиакон»

Обыкновенный портрет протодиакона И. Уланова из Чугуева известнейший художник Илья Репин мастерски превратил в типичный для того времени сатирический образ дьякона, обладающего большим жизненным потенциалом, но не имеющего в себе духовности и доброты, ведь жизненные условия заставляют его все время лицемерить.

Талант живописца явно очевиден, так как он применяет насыщенную, ярко выраженную манеру письма и придает образу противоречивости.

Внешний вид протодиакона – это сложная фигура с крепким торсом, плечами настоящего богатыря, длинной седой бородой, в обрамлении которой багровеют мясистые щеки.

Жизненную силу и цельность образа мастер кисти преподнес разнообразными приемами живописи.

Облачен дьякон в дорогую рясу, а голова его покрыта темнобархатной скуфьей. На груди виднеется складень, висящий на цепи из

серебра, который дьякон придерживает правицей, в левой же руке держит украшенный камнями руке огромный посох.

На лице четко выделен толстоватый покрасневший нос. Брови очень густые, а из-под них пристально смотрят жадные глаза. Создается впечатление, что человек на картине наблюдает за происходящим. Рот полураскрыт, ощущается, что чугуевский протодиакон тяжело дышит. Возможно, сказываются ароматы напитков после вечернего пира.

Образ на полотне живописца – натура сильная, однако от него исходит примитивизм, грубость, не чужды протодиакону и мысли греховные, что слишком далеки от библейских принципов. Художник очень тонко с помощью красок сочетает две противоположные точи зрения: восхищается естественностью человеческой природы, но обличает порочность человека.

Живописец создал один из самых ярких протодиаконских образов, а сама картина разоблачает сущность церкви и духовенства и несет глубокий художественный смысл.

Прислал: Fluffy . 2017-10-08 21:57:56

opisanie-kartin.iusite.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта