Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители. Рафаэль картины смотреть


Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители

Рафаэль жил в эпоху, когда портреты анфас только появились в Италии. Каких-то 20-30 лет до этого жителей Флоренции или Рима изображали строго в профиль. Или же заказчик изображался коленопреклонённым перед святым. Такой тип портрета назывался донаторским. Ещё раньше портрета как жанра и вовсе не существовало.

Слева: Филиппино Липпи. Фреска “Благовещение”. 1490 г. Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва. Рим. Святой Фома Аквинский прерывает Благовещение, чтобы представить Деве Марии кардинала Оливьеро Карафу, спонсора постройки часовни.

Справа: Гирландайо. Джованна Торнабуони. 1487 г. Музей Тиссена-Борнемисса, Мадрид, Испания.

В северной Европе первые портреты, в том числе анфас появились раньше лет на 50. Это связано с тем, что в Италии изображение одного человека долгое время не приветствовалось. Так как это было символом отрыва от коллектива. Но все же желание увековечить себя было сильнее.

Рафаэль увековечил себя. И помог остаться в веках своему другу, возлюбленной, главному покровителю и многим другим.

1. Автопортрет. 1506 г.

Рафаэль. Автопортрет. 1506 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Автопортрет всегда может многое рассказать о характере художника. Вспомните, насколько яркие краски любил Рафаэль. Но себя он изобразил скромно одетым, в чёрное. Лишь белая рубашка выступает из-под черного кафтана. Это явно говорит об его скромности. Об отсутствии заносчивости и высокомерия. Таким его и описывают современники.

Вазари, биограф мастеров Возраждения так описывал Рафаэля:  “Сама природа наделила его той скромностью и добротой, что случается иной раз наблюдать у людей, сочетающих в себе исключительно мягкий и отзывчивый нрав…”

Он был приятен внешне. Был добродетелен. Только такой человек мог написать самых прекрасных Мадонн. Если хотят подчеркнуть, что женщина прекрасна и душой, и телом, то нередко говорят “прекрасна, как Мадонна Рафаэля”.

Об этих прелестных образах читайте в статье “Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”.

2. Аньоло Дони и Маддалена Строцци. 1506 г.

Рафаэль. Портреты Аньоло Дони и Маддалены Строцци. 1506 г. Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Аньоло Дони был богатым торговцем шерстью из Флоренции. Был ценителем искусства. Рафаэлю на собственную свадьбу он заказал свой портрет и портрет молодой жены.

В это же время во Флоренции жил и работал Леонардо да Винчи. Его портреты произвели сильное впечатление на Рафаэля. Именно в свадебных портретах четы Дони чувствуется сильное влияние да Винчи. Маддалена Строцци напоминает Мону Лизу.

Слева: Рафаэль. Портрет Маддалены Строцци. 1506 г. Палаццо Питти, Флоренция, Италия. Справа: Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж.

Тот же поворот. Так же сложены руки. Только Леонардо да Винчи создавал на картине полумрак. Рафаэль же остался верен ярким цветам и пейзажу в духе своего учителя Перуджино.

Вазари, современник Рафаэля и Аньоло Дони, писал, что последний был скупым человеком. Единственное, на что он не жалел денег, это искусство. Скорее всего ему пришлось раскошелиться. Рафаэль знал себе цену и требовал за свою работу сполна.

Известен один случай. Как-то Рафаэль выполнил заказ на несколько фресок в доме Агостино Киджи. По договорённости ему должны были заплатить 500 экю. По завершению работы художник запросил денег в два раза больше. Заказчик был в недоумении.

Он попросил Микеланджело посмотреть фрески и дать свое экспортное мнение. Действительно ли фрески стоят столько, сколько запрашивает Рафаэль. Киджи рассчитывал на поддержку Микеланджело. Ведь тот недолюбливал других художников. Рафаэля в том числе.

Микеланджело не смог руководствоваться неприязнью. И оценил работу по достоинству. Показав пальцем на голову одной сивиллы (предсказательницы), он произнёс, что лишь одна эта голова стоит 100 экю. Остальные же по его мнению не хуже.

3. Портрет папы Юлия II. 1511 г.

Рафаэль. Портрет Папы Юлия II. 1511 г. Национальная галерея Лондона

Папа Юлий II сыграл очень важную роль в творчестве Рафаэля. Он пришёл на смену Папе Александру VI, Борджиа. Тот славился своим распутством, расточительством и кумовством. До сих пор Католическая Церковь считает его правление несчастным периодом в истории папства.

Юлий II был полной противоположностью своему предшественнику. Властный и амбициозный, он тем не менее не вызывал зависти или ненависти. Так как все его решения принимались только с учетом общих интересов. Он никогда не использовал власть в личных целях. Пополнил казну Церкви.  Много тратил только на искусство. Благодаря ему в Ватикане работали лучшие художники той эпохи. В том числе Рафаэль и Микеланджело.

Рафаэлю он доверил расписать несколько залов Ватикана. Он так был поражён мастерством Рафаэля, что приказал счистить фрески предыдущих мастеров ещё в нескольких залах. Для работы Рафаэля.

Конечно, Рафаэль не мог не написать портрет папы Юлия II. Перед нами очень пожилой человек. Однако глаза не утратили пресущей ему жёсткости и принципиальности. Этот портрет так поразил современников Рафаэля, что проходящие мимо него трепетали словно перед живым.

4. Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1514-1515 гг.

Рафаэль. Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1514-1515 гг. Лувр, Париж

Рафаэль был приятным в общении человеком. В отличие от многих других художников, замкнутость никогда ему не была свойственна. Открытая душа. Доброе сердце. Не удивительно, что у него было много друзей.

Одного из них он и изобразил на портрете. С Бальдассаре Кастильоне художник родился и вырос в одном городе Урбино. Вновь они встретились в Риме в 1512 году. Кастильоне прибыл  туда в качестве посла герцога Урбинского в Риме (в то время почти каждый город был отдельным государством: Урбино, Рим, Флоренция).

В этом портрете уже почти ничего нет от Перуджино и да Винчи. Рафаэль выработал свой стиль. На тёмном однородном фоне невероятно реалистичное изображение. Очень живые глаза. Поза, одежда многое говорят о характере изображённого.

Кастильоне был истинным дипломатом. Спокойный, рассудительный. Никогда не повышал голос. Не даром Рафаэль изображает его в серо-черном. Это мудрые цвета, которые остаются нейтральными в мире, где соперничают яркие краски. Таким и был Кастильоне. Он был умелым посредником между противоположностями.

Кастильоне не любил внешний блеск. Поэтому его одежда благородная, но не броская. Никаких лишних деталей. Никакого шёлка и атласа. Лишь маленькое пёрышко в берете.

В своей книге “О придворном” Кастильоне пишет о том, что главное для благородного человека – мера во всем. “Человек должен держаться немного скромнее, чем позволяет его социальное положение”.

Именно это скромное благородство яркого представителя Эпохи Возрождения и сумел передать Рафаэль.

5. Донна Велата. 1515-1516 гг.

Рафаэль. Донна Велата. 1515-1516 гг. Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Портрет Донны Велаты написан в той же манере, что и портрет Кастильоне. На пике мастерства. Буквально за год-два до этого написана Сикстинская Мадонна. Более живую, чувственную и красивую земную женщину сложно представить.

Однако до сих пор доподлинно неизвестно, что за женщина изображена на портрете. Я бы серьезно рассматривала две версии.

Это может быть собирательный образ несуществующей никогда красавицы. Ведь Рафаэль именно так и создавал образы своих знаменитых Мадонн. Как он сам писал своему другу Бальдассаре Кастильоне, “красивых женщин так же мало, как и хороших судей”. Поэтому он вынужден писать не с натуры, а воображать красивое лицо. Лишь вдохновляясь окружающими его женщинами.

Вторая, более романтичная версия гласит, что донна Велата являлась возлюбленной Рафаэля. Возможно именно об этом портрете пишет Вазари: “Женщина, которую он очень любил до самой смерти, и с которой он написал портрет настолько прекрасный, что она была на нем вся, как живая”.

Многое говорит о том, что эта женщина была ему близка. Недаром Рафаэль напишет ещё один её портрет несколько лет спустя. В той же позе. С тем же жемчужным украшением в волосах. Но с оголенной грудью. И как выяснилось при реставрации 1999 года, с обручальным кольцом на пальце. Несколько веков оно было закрашено.

Почему кольцо закрасили? Означает ли оно, что Рафаэль женился на этой девушке? Ответы ищите в статье “Форнарина Рафаэля. История любви и тайного брака”.

***

Рафаэль создал не так много портретов. Слишком мало он жил. Он умер в 37 лет, в день своего рождения. К сожалению, жизнь гениев часто оказывается короткой.

Читайте также о Рафаэле в статье “Мадонны Рафаэля: 5 самых прекрасных лиц”.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Где посмотреть работы Рафаэля Санти в Риме

Жизнь и творчество Рафаэля Санти тесно связано с Римом, именно здесь находится большинство его работ.

Картины Рафаэля в Пинакотеке - "Мадонна Фолиньо" и "Преображение"
Картины Рафаэля в Пинакотеке Ватикана — «Мадонна Фолиньо» и «Преображение»

Рафаэль Санти — биография

Рафаэль Санти прожил относительно короткую жизнь (1483 — 1520), он родился в Урбино в Папской области и учился у Пьетро Перуджино. Ранние работы Рафаэля похожи на творения его учителя. В 1504 — 1508 годах Рафаэль работал во Флоренции, там же в эти годы работали Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Считается, что под влиянием Леонардо в картинах Рафаэля появилась мягкость и идеальная  композиция, а от Микеланджело он взял сильную динамику. Тем не менее, персонажи Рафаэля так же как и у Леонардо погружены в себя.

Похоронен Рафаэль в Риме, в Пантеоне.

Живопись Рафаэля Санти в Риме

Рафаэль много раз возвращался к теме мадонны с младенцем. Красивые и женственные мадонны Рафаэля являются гордостью почти всех крупных музеев.  

Знакомство с Рафаэлем Санти в Риме мы начали в Ватиканской Пинакотеке, где у самого входа находится несколько его картин.

Кроме картин Рафаэль писал фрески, их можно увидеть еще и на вилле Фарнезина, а также в Ватикане. Их еще называют «Станцами Рафаэля» и лоджиями Рафаэля.  Туристы, как правило, идут толпой мимо залов, расписанных Рафаэлем, прямиком к Сикстинской капелле, хотя в этом месте стоило бы притормозить и оглядеться.

Рафаэль выступал и как архитектор: при строительстве виллы Мадама. После смерти Браманте, он занял должность главного архитектора собора Святого Петра. В Риме им же была построена капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512—1520).

где посмотреть рафаэля в римеОсвобождение Святого Петра

Лоджии Рафаэля

В 80 — х годах XV века в Риме обнаружили руины Золотого дома Нерона, в которых сохранились фрагменты античных фресок. Оригинальные античные фрески можно увидеть в доме Ливии на Палатинском холме

На художников XV века фрески произвели большое впечатление, они с увлечением принялись изучать стиль, в котором они были сделаны. Поскольку Золотой дом уже превратился в пещеры, его стали называть гротом, а стиль настенной росписи «гротеском».  Именно в этом стиле Рафаэль решил расписать лоджии двора Бельведера.

лоджии рафаэля в ватикане

Лоджии расписаны учениками и последователями Рафаэля по его проекту. В XVIII веке точные копии лоджий Рафаэля в Ватикане были сделаны в царском Зимнем дворце (Эрмитаже).

lodjiirafaelyaЛоджии Рафаэля в Эрмитаже

Станцы Рафаэля

Станцы Рафаэля — это расписанные им и его учениками комнаты в папском дворце. Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo) посвящена эпизодам связанным с деятельностью пап Льва III и Льва IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х.

На фреске пожар в Борго виден старый фасад собора Святого ПетраНа фреске пожар в Борго виден старый фасад собора Святого Петра

На фреске «Пожар в Борго» изображен пожар 847 года. Тогда папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу.

Крещение Карла ВеликогоКарла Великого короновал императорской короной в 800 году папа Лев III

 

где посмотреть работы рафаэля в римеФреска «Битва при Остии»

Битва при Остии — морское сражение, которое произошло в 849 году между мусульманскими и христианскими войсками, закончившееся победой христиан. Христианский флот перед битвой благословил папа Лев IV.

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) была папским кабинетом. Фрески этой комнаты представляют четыре области деятельности человека: «Афинская школа» — философию, «Диспута» — богословие, «Парнас» — поэзию, а «Мудрость, умеренность и сила» — правосудие.

станцы рафаэля в ватикане

На фреске Рафаэля «Афинская школа»  изображены, в числе прочих, Леонардо да Винчи в образе Платона (в центре в красном плаще), Микеланджело в образе Гераклита (сидит в глубокой задумчивости), Браманте в образе Евклида (с циркулем в руках) и, наконец, сам Рафаэль в образе Аппелеса.

Станцу д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511—1514 годах. Тематика её росписей — чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

работы рафаэля в риме

На фреске «Изгнание Элиодора» рассказывается о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который тот хотел разграбить. Эта фреска намекает на изгнание французов из Папской области.

На фреске  «месса в Больсене» изображено чудо,  которое произошло в 1263 году. Во время богослужения причастный хлеб в руках у неверующего священника покрылся кровью.

В этой же комнате находится фреска «Изведение Петра», рассказывающая о чудесном освобождении апостола Петра из темницы.

станцы рафаэля в ватикане

Далее по Риму и Ватикану: Размышления о греческой скульптуре и Лаокооне в музее Пия Климента

yourwo.com

уникальная возможность увидеть Рафаэля в Москве – Москва 24, 13.09.2016

Рафаэль. Автопортрет

По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.

13 сентября в ГМИИ имени Пушкина откроется выставка из одиннадцати произведений одного из важнейших художников в истории европейского искусства Рафаэля Санти.

Рафаэль Санти "Ангел", 1500

Рафаэль Санти "Ангел", 1500

Увидеть в Москве произведения Рафаэля – уникальный шанс познакомиться с творчеством одного из важнейших художников в истории мировой живописи. В России есть лишь две его картины, и обе хранятся в Государственном Эрмитаже. Масляная живопись в начале XVI века не приобрела еще статуса главной художественной техники, поэтому картин, написанных масляными красками, у Рафаэля всего порядка ста, остальное – фрески и рисунки. Фрески – это живопись на стенах, которая по определению не может путешествовать по выставкам, а графика не так зрелищна. Таким образом, выставка из восьми картин и трех рисунков, привезенных из итальянских музеев, беспрецедентный случай даже для самих итальянских музеев.

Рафаэль Санти "Мадонна Грандука", 1505

Рафаэль Санти "Мадонна Грандука", 1505

Почему имя Рафаэля Санти вызывает трепет у историков искусства? Потому что он считается одним из трех "титанов" итальянского Возрождения, наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Эти три художника перевернули мир живописи, заложив основы всего, что было придумано в искусстве после них. Масштабность их работ, технологические изобретения – от наложения красок до теорий цвета, технические приемы и инновационное отношение к перспективе – лишь небольшой список их заслуг.

Рафаэль Санти "Портрет Элизабетты Гонзага", 1506

Рафаэль Санти "Портрет Элизабетты Гонзага", 1506

Рафаэль умер в 37 лет, как Александр Пушкин, только его никто на дуэли не убивал. Родился художник 28 марта 1483 года в Урбино, городе на востоке Италии, который всегда считался культурным центром региона, а умер 6 апреля 1520 года в Риме. Несмотря на религиозность живописи, Рафаэль вел светский образ жизни. Вазари – главный исследователь его творчества, современник художника – писал, что Рафаэль умер "после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно".

Рафаэль Санти "Портрет Аньоло Дони Строции", 1505–1506

Рафаэль Санти "Портрет Аньоло Дони Строции", 1505–1506

Рафаэль начал обучение живописи в 18 лет у художника Раннего Возрождения, то есть у человека, принадлежавшего поколению, предшествовавшему "титанам". Его учителем стал Пьетро Перуджино из Пруджи. Очень скоро художник переехал во Флоренцию, главный культурный центр Италии. Здесь одним из первых его стал заказчиков стал Аньоло Дони Строцци. Портрет, который Рафаэль написал для Аньоло, очевидно, был создан под сильным впечатлением от леонардовской Джоконды, которая уже и в то время поражала воображение зрителя.

Рафаэль Санти "Портрет Магдалены Строции", 1505–1506

Рафаэль Санти "Портрет Магдалены Строции", 1505–1506

Также Рафаэль написал портрет супруги своего мецената. Изображения парные, что очевидно даже по композиции: если их повесить рядом, супруги будут повернуты друг к другу в три четверти, но при этом взгляд их будет устремлен на художника и на зрителя.

Рафаэль Санти "Немая", 1507

Рафаэль Санти "Немая", 1507

Во Флоренции Рафаэль быстро приобрел широкую известность. Слух о его таланте достиг даже Ватикана, после чего сам Папа Римский начал заказывать художнику алтарные образы и свой портрет. Рафаэль пишет огромное количество портретов просвещенной флорентийской знати, которые, спустя столетие, будут копировать Рубенс и Рембрандт. Слава Рафаэля достигла даже севера Европы и вынудила приехать в Рим самого Дюрера, чтобы познакомиться с великим художником.

Рафаэль Санти "Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной", 1515

Рафаэль Санти "Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной", 1515

Несмотря на загруженность в Ватикане, где Рафаэль по заказу Папы делал целую серию фресок для Апостольского дворца, художник продолжал выполнять заказы для церквей по всей Италии. Святая Цецилия со святыми – один из алтарных образов, выполненных в самый расцвет творческой активности художника. Характерная особенность: натюрморт с музыкальными инструментами у ног Цецилии – абсолютно уникален для творчества Рафаэля и нигде больше не встречается. Цецилия считается покровительницей музыки, к что этот натюрморт и символизирует.

Рафаэль Санти "Голова женщины в профиль", 1507

Рафаэль Санти "Голова женщины в профиль", 1507

На сегодняшний день известно о примерно четырехстах сохранившихся рисунках Рафаэля. Они намного смелее по композиции, чем фрески и картины. Здесь, не завися от заказа, художник мог пробовать, выбирать и экспериментировать с художественными приемами.

Рафаэль Санти "Мадонна с младенцем"

Рафаэль Санти "Мадонна с младенцем"

Некоторые рисунки стали подготовительными эскизами к полномасштабным работам. К примеру, эта "Мадонна с младенцем" считается рисунком к "Мадонне Грандука". Вообще, Мадонны стали одним из главных "жанров" в живописи Рафаэля. Находясь в Риме, он написал больше десяти "мадонн", самой известной из которых стала Сикстинская, которая сегодня находится в Дрезденской галерее. Рисунков с "мадоннами" Рафаэль создал и того больше.

Рафаэль Санти "Молодая женщина в профиль", 1505

Рафаэль Санти "Молодая женщина в профиль", 1505

Женские портреты в творчестве Рафаэля – отдельная глава. Это могли быть как частные заказы, так и женщины в образе Мадонны. Более того, уже 500 лет весь мир хранит историю любви Рафаэля с прекрасной Форнариной, чьи портреты также есть среди картин великого мастера.

Рафаэль умер 6 апреля 1520 года совсем молодым, и никто сегодня не скажет, что создал бы великий художник, если бы прожил еще полвека. На его гробнице в Пантеоне выгравирована эпитафия: "Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть".

Сюжеты: 10 неизвестных: шедевры московских музеев , Выход в свет: на какую выставку отправиться в выходные

www.m24.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта