Миллионы за «радугу». Самые дорогие картины русских художников. Радуга картина сомов


Описание картины Константина Сомова «Пейзаж с радугой»

Описание картины Константина Сомова «Пейзаж с радугой»

В «Википедии» об этом художнике собраны маленькие крохи информации. В принципе он нам совсем неизвестен. И в первую очередь именно из-за того, что покинул СССР и остался жить на Западе. Он много работал, у него достаточно много полотен, которые сейчас на русских аукционах «Сотбис» оцениваются в приличные деньги. Но при этом он много раз выставлялся в Третьяковке, но это было ещё до революции. И в дореволюционной России он был весьма популярен.

Перед нами два полотна на, казалось бы одну и ту же тему – «Пейзаж с радугой». Но есть в них кое-что одинаковое. Верхнее полотно было создано в 1915 году и потому от него веет каким-то романтизмом, какой-то даже меркантильностью деревенской жизни. Виден парк с цветущими клумбами и «стенами» из вьющихся растений. А на полянке свободно разгуливают коровы.

Ненастная погода им только в радость, ибо душное лето порой изматывает не только людей, но и крупнорогатый скот. А в арке спряталась девушка. Но гроза уже прошла, и солнце вышло из-за туч, и потому образовалась на тёмном фоне радуга.

Описание картины Константина Сомова «Пейзаж с радугой»

На втором полотне, которое было написано в 1919 году, практически всё то же самое. Та же гроза, только нет животных. Зато остались теперь уже две женщины с ребёнком, которые спрятались от слепого летнего дождя под кроной деревьев. Изменилась цветовая гамма.

Первое полотно было немного мрачновато, даже несмотря на красочное оформление клумбы; второе же светлое и лучезарное. Изменился пейзаж – стало более привольно, много деревьев. Тут нашлось место и берёзе, и кустарникам. И радуга здесь не на фоне тёмных туч, а на фоне хорошо освещённых облаков.

Между прочим, немного изменился и стиль рисунка. На первом полотне всё прорисовывалось более подробно, а вот во втором – как-то более размашисто и не останавливаясь на деталях.

opisanie-kartin.com

Русские художники -КОНСТАНТИН СОМОВ. Радуга. - Известные имена художников

18.07.2010 12:53

Автор: Admin

К. СОМОВ. Фейерверк. 27Х31,5. Холст. Масло. 1922.

Константин Андреевич Сомов (1869–1939) — художник известный в нескольких творческих ипостасях: как представитель европейской романтической ветви русского символизма, как модернист с выверенным декоративным стилем, а также как график - оформитель. Член общества «Мир искусства», ученик мастерской Репина. Константин Сомов — это еще и художник, не особо скрывавший свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. Может, и не этим объясняются отдельные процессы, происходящие вокруг его творчества, а может быть, какая-то связь и существует. Как знать…

Константин Андреевич Сомов родился 18 ноября 1869 года в Петербурге в семье историка искусства, редактора "Вестника изящных искусств" и хранителя коллекций Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Его мать, Надежда Константиновна Сомова, была хорошим музыкантом, широко образованным человеком.

В семье Сомовых живопись и искусство были постоянным предметом разговоров и неотъемлемой частью всей ее жизни, поэтому неудивительно, что Константин Андреевич мечтал стать художником с самых юных лет. По окончании частной гимназии К. И. Мая, в 1894 году он был принят в Академию художеств, где проучился до 1897 года, так и не окончив ее официально. Учителем и наставником Константина Сомова в Академии был Илья Ефимович Репин. Зимой 1897 года молодой художник добровольно покидает Академию и уезжает в столицу Франции, где живет и самостоятельно работает до осени 1899 года. В одно время с ним в Париже учились и работали А. Бенуа, Е. Лансере, А. Остроумова и другие “мирискусники”. Здесь Сомов сблизился с А. Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале “Мир искусства” в 1898 году.

Впоследствии «Мир Искусства» оказывает огромное влияние на становление русского художника Константина Сомова, которое было создано отчасти в противовес существующему тогда «Товариществу передвижных выставок». Возможно, именно разница в понимании творчества, разрывающая художника Сомова между его друзьями, ставившими во главу угла «культ красоты» в творчестве, близкий и ему самому, и наставлениями И. Е. Репина, художника-реалиста из группы передвижников, заставила Константина Андреевича покинуть стены Академии, и пуститься в самостоятельные поиски своего пути в искусстве.

Константин СОМОВ. Дама в голубом. 103Х103. Холст. Масло. 1900.

Константин СОМОВ. Дама в голубом. 103Х103. Холст. Масло. 1900.

В 1899 г Константин Сомов вернулся на родину и поселился в Петербурге. Здесь он занялся портретной живописью, создал портреты А. Бенуа, А. Остроумовой, художницы Е. Мартыновой. Его «Дама в голубом платье» (1897–1900) — одна из жемчужин Третьяковской галереи, шедевр русского символизма, вещь, погружающая зрителя в умиротворение и заставляющая сожалеть об ушедшей красивой, пусть и эфемерной эпохе.

Еще работая под руководством И. Е. Репина, талантливый юноша предпочитал рисовать изящных арлекинов, романтичных дам из прошлого столетия, создавая искусственный и поэтичный мир прошлого.

Например, в одной из ранних работ - "В августе" (1898), напоминающей работы символистов, изображены влюбленные, сидящие у пруда. Однако сам пейзаж и образы влюбленных изображены необычно, волнующе и тревожно, вызывая ощущение замершего сна. Кажется, будто ветер, уже охвативший деревья, вот-вот развеет и саму картину.

Как произведения Константина Сомова, так и его фотопортреты позволяют увидеть в нем человека, немного отрешенного от реальности. Его постоянно грустный взгляд говорит о неудовлетворенности реальным миром, присущей многим думающим людям конца XIX века. Однако, по своей сути художник Константин Сомов не революционер, склонный менять мир, для него естественнее погрузиться в свой искусственный изящный мир, который так легко ему было создать, имея тонкий вкус и понимание старины. С. Яремич сказал как-то о Сомове: «…драматизм его положения заключается в раздвоенности, в которую попадает каждый выдающийся русский живописец. С одной стороны, его влечет и манит жизнь, как самое ценное и восхитительное, с другой стороны, несоответствие общей жизни с жизнью художника отвлекает его от современности в иные области, более далекие, где художник предоставлен самому себе".

В "сомовском" мире живут уставшие от светских празднеств и маскарадов дамы в пышных розово-серебристых кринолинах со взбитыми париками и, конечно же, яркие арлекины. Здесь мы можем вновь ощутить дух картин Оноре Фрагонара (1732-1806), наполненный игрой и очарованием, когда влюбленные тайком обмениваются записками или уединяются на лоне природы. Здесь «все хорошо» и забавно. Здесь царит подчеркнутая «красивость», но не красота. И здесь нет места мещанству, столь презираемому Сомовым. И все же работы Сомова все же ближе по исполнению к картинам реалистов: здесь иные краски, иной стиль.

Тем не менее, с годами «английский сплин иль русская тоска» все больше проявляются в произведениях русского художника Константина Сомова. Почти каждый образ на его картинах несет в себе болезненность и можно сказать «чахоточную» усталость. По словам критика С. Эрнста: "От его искусства поднимается острый запах осыпающихся роз и тления".

Константин Сомов экспонировал свои произведения на выставках “Мира искусства”, Союза русских художников, персональной выставке в Петербурге (1903), берлинском “Secession”, парижском “Salon d'Automne” (“Осенний салон”, 1906), чем приобрел широкую известность не только в России, но и в Европе. После Октябрьской революции, как и многие другие деятели искусства, Сомов испытывал бытовые трудности, не имея заказов на работу.

К. Сомов. Эхо прошедшего времени. 61Х64.

Константин Сомов. Эхо прошедшего времени. 61Х64. Акварель, гуашь, карандаш. Бумага на картоне.1903.

Картина Константина Сомова "Эхо прошедшего времени" (1903), хранящаяся сегодня в Государственной Третьяковской Галерее, - это изображение еще красивой, но уже начинающей увядать дамы в роскошном светлом платье, лишь подчеркивающем пергаментную желтизну ее кожи. Искусственно красные губы и ни капли естественного румянца на щеках. Она сидит в темной, и, кажется, сырой комнате, в которую почти не попадает яркий солнечный свет из-за занавесок на окне, всей свой фигурой изображая горечь и пустоту прошедших лет. Похожие ощущения усталости и печали вызывают и другие его полотна того времени: "Фейерверк", "Пьеро и Коломбина", "Арлекин и дама".

Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Константин Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции: “Граф Нулин” (1899), “Влюбленные” (1905) и др.

Константин Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала “Мир искусства”, а также периодического издания “Художественные сокровища России” (1901 — 1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к “Графу Нулину” А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя “Нос” и “Невский проспект”, нарисовал обложки поэтических сборников К Бальмонта “Жар-птица. Свирель славянина”, В. Иванова “Cor Ardens”, титульный лист книги А. Блока “Театр” и др.

Что касается великолепных портретов, написанных Сомовым, в них четко просматривается кисть ученика реалиста И. Е. Репина. «Серия портретных работ Сомова будет говорить о нашем времени такие же полные и верные слова, как говорят рисунки Гольбейна и пастели Латура», - писал друг художника, А. Н. Бенуа. В Государственной Третьяковской Галерее хранится целый ряд известных портретов, выполненных К.А. Сомовым, среди них портрет отца - А. И. Сомова (1897), Е. М. Мартыновой (1900), А. П. Остроумовой-Лебедевой (1901), поэта Александра Блока (1907), Евгения Лансере (1907), А. Кузмина (1909, ГТГ), Иванова (1909), Добужинского (1910), В. Нувеля (1914) и многие другие. В портретных работах русский художник К.А. Сомов отличается глубоким психологизмом, он прекрасно передает на холст не только образ, но и характер, внутреннее состояние человека.

Манера Константина Сомова соответствовала эстетике “мирискусников”, соединяя гармонию мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью.

Художник Константин Сомов писал в разных жанрах. Его пейзажи наполнены романтичной лирикой, как, например, «Костер», серия времен года ("Осень", "Весна", "Лето", "Лето. Радуга"), и часто обобщенно символичны. А.Н. Бенуа и Остроумова-Лебедева говорили, что ювелирная техника художника и его орнаментальное мастерство, вместе с декоративно яркой контрастностью цвета отличались невероятным изяществом.

Творчество Константина Андреевича Сомова стало прямым отражением сложности и противоречивости эпохи, в которой он жил. Несмотря на внутреннее стремление закрыться от окружающего мира, портреты и пейзажи художника являются яркой страницей русского реализма в живописи на переломе XIX и XX веков.

В декабре 1923 г. К. Сомов вместе с Русской выставкой выехал в США в качестве уполномоченного от Петрограда. На родину он больше не вернулся, навсегда оставшись во Франции.

Константин Андреевич Сомов скончался в 1939 году в Париже.

Работы Константина Сомова с 2006 года стали довольно навязчиво штурмовать ценовой рейтинг русского искусства. Неожиданно взятые высоты, признаться, вызвали недоумение целого ряда профессиональных участников рынка. Понятно, что, с одной стороны, декоративный символист Сомов - любимец русских коллекционеров и художник, безусловно, национального значения. Но, с другой стороны, суммы от 5 миллионов долларов — это уже порядок цен для крепких работ художников мирового уровня. Столько не платили, например, за лучшие вещи культового де Сталя. Или Краснопевцева. А за не лучшую вещь Сомова заплатили, что и вызвало вопросы. Сначала невыдающаяся по художественным параметрам «Русская пастораль» (1922) была продана в 2006 году на Christie’s за 2,6 миллиона фунтов, с 13-кратным превышением эстимейта. А в 2007 году значительно более убедительная «Радуга» (1927) перешла к новому владельцу уже за 3,3 миллиона фунтов с более скромным, всего лишь 5,5-кратным превышением верхнего эстимейта. В пересчете в доллары на тот момент это было 6,5 миллиона — бюджет, в котором можно подобрать довольно хорошую работу почти любого мэтра мирового уровня, включая Пикассо. «Радуга» была написана Сомовым уже в эмиграции. Художник, как и ряд его коллег, не стал возвращаться из зарубежной творческой командировки, куда выехал в 1923 году, в «закручивающие гайки» Советы. С конца 1920-х и до конца жизни художник работал во Франции. Впрочем, «Радуга» 1927 года написана в том же советско-пасторальном модернистском стиле, который Сомов развивал в 1920-е годы в России.

Константин Сомов. Радуга. 1927.

КОНСТАНТИН СОМОВ. Радуга. 1927. Холст, масло. 60,3 x 73,7.

Эстимейт: 0,4–0,6 млн. фунтов. Цена продажи: 3,3 млн. фунтов. Christie’s. 13.06.07. Лот № 60

← Русские художники - ТАМАРА ДЕ ЛЕМПИЦКА. ПОРТРЕТ МАДАМ М. Vincent Van Gogh →
 
Добавить комментарий

hallart.ru

РАДУГА В ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ К.А. СОМОВА КАК СИМВОЛ ПУТИ «К ДАЛЬНЕМУ В СЕРДЦАХ»

Статья опубликована в рамках:

 

Выходные данные сборника:

 

РАДУГА  В  ПЕЙЗАЖНОЙ  ЖИВОПИСИ  К.А.  СОМОВА  КАК  СИМВОЛ  ПУТИ  «К  ДАЛЬНЕМУ  В  СЕРДЦАХ»

Хомич  Елена  Геннадьевна

искусствовед,  соискатель  кафедры  русского  искусства  Санкт-Петербургского  государственного  академического  института  живописи,  скульптуры  и  архитектуры  им.  И.Е.  Репина  РАХ,  РФ,  г.  Санкт-Петербург

E-mail: 

 

RAINBOW  IN  LANDSCAPE  PAINTING  BY  K.A.  SOMOV  AS  A  SYMBOL  OF  THE  WAY  «TO  THE  FAR  IN  THE  HEARTS»

Elena  Khomich

art  historian,  the  applicant  of  the  Department  of  Russian  art  in  St.  Petersburg  state  academic  Institute  of  painting,  sculpture  and  architecture  named.  I.E.  Repin  of  RAH,  Russia  St.  Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматриваются  произведения  пейзажной  живописи  К.А.  Сомова,  в  которых  художник  использовал  мотив  радуги  для  воплощения  своих  идей,  демонстрируя  символистское  понимание  действительности.  Акцентируется  внимание  на  музыкальности  его  живописи.  Автор  приходит  к  выводу,  что  одним  из  символов  творческого  пути  Сомова  являлась  радуга.

ABSTRACT

The  article  examines  the  works  of  landscape  painting  by  K.A.  Somov,  in  which  the  artist  used  the  motif  of  the  rainbow  as  an  embodiment  of  his  ideas,  demonstrating  symbolic  understanding  of  the  reality.  The  focus  is  on  the  musicality  of  his  painting.  The  author  comes  to  the  conclusion  that  one  of  the  symbols  of  Somov’s  creative  work  is  a  rainbow.

 

Ключевые  слова:  Сомов;  пейзаж;  радуга;  символизм;  музыкальность  живописи.

Keywords:  Somov;  landscape;  rainbow;  symbolism;  musicality  of  painting.

 

В  творчестве  Константина  Андреевича  Сомова  (1869—1939),  русского  живописца  и  графика,  одного  из  основателей  общества  «Мир  искусства»  пейзаж  являлся  одним  из  ведущих  жанров.  С  его  помощью  художник  не  только  воплощал  красоту  окружающего  мира,  но  и  затрагивал  проблему  вечных  ценностей.  Для  раскрытия  идейного  содержания  произведения  художник  использовал  разные  природные  мотивы,  но  излюбленным  стало  такое  явление,  как  радуга.  Интерес  к  живописи  Сомова  никогда  не  ослабевал,  но,  не  смотря  на  ряд  исследовательских  работ  [2,  3,  5],  некоторые  аспекты  пейзажного  искусства  этого  мастера  недостаточно  изучены.

С  юношеских  лет  источником  вдохновения  для  Сомова  являлась  природа.  В  общении  с  ней  он  стремился  постичь  тайны  мироздания,  и  внимательно  изучая  изменения  в  окружающем,  отображал  свои  впечатления  в  зарисовках  с  натуры,  этюдах  и  картинах.  Из  всего  многообразия  природных  явлений  Сомов  наибольшее  предпочтение  отдаёт  радуге  и,  выбрав  эту  «семицветную  красавицу»  использует  её  черты  в  качестве  дополнительного  мотива  в  своих  произведениях  («Прогулка  после  дождя»  1896  г.,  «Осмеянный  поцелуй»  1908  г.,  «Летом»  1921  г.  и  др.)  или  делает  полноправным  действующим  лицом  («Радуга»  1897  г.).  Работая  над  картиной,  художник  стремился  мелодично  выстроить  композицию  и  колорит.

  В  акварели  «Прогулка  после  дождя»,  в  которой  проявилось  тонкое  чувство  природы  Сомова,  радуга,  как  «любимый»  впоследствии  компонент  произведений  автора,  появляется  впервые.  Звучит  она  ещё  не  так  звонко  и  блестяще,  но  становится  необходимым  выразительным  пейзажным  мотивом,  с  помощью  которого  художник  передаёт  не  только  состояние  природы,  но  и  своё  собственное  настроение  и  чувства  персонажей  картины. 

В  акварели  зафиксирован  волнующий  момент,  когда  после  дождя  на  облачном  небе  появляется  цветная  дуга,  а  на  траву  и  песчаные  дорожки  по  которым  идут  люди,  ложатся  её  мягкие  отсветы.  Выразительность  силуэтов  фигур  подчеркивает  плавная  линия  контурного  рисунка  и  чистота  цвета.  Пейзаж,  уходящий  в  глубину,  дан  обобщённо  и  воспринимается  как  фон.  Заметно  стремление  автора  к  декоративности.  В  изображении  радуги  впечатление  исчезающей  материи  создаётся  художником  благодаря  мягким  тональным  переходам  одного  цвета  в  другой,  что  напоминает  колористическую  систему  А.  Ватто,  в  картинах  которого  «цветовое  великолепие  достигается  не  за  счёт  многочисленности  тонов,  а  за  счёт  многообразия  полутонов  и  оттенков  одного  тона»  [7,  с.  342].  Мотив  радуги  Сомов  использует  в  желании  показать  словно  «последнюю  вспышку  жизненных  сил  на  грани  исчезновения  и  растворения»,  чем  становится  близок  старым  мастерам,  в  чьих  работах  «витальная  энергия»  проявляла  себя  «деликатно  и  даже  как  бы  с  меланхолическим  сознанием  своей  хрупкости  и  мимолётности»  [7,  с.  343]. 

  Поэтический  рассказ  о  жизни  природы  и  взаимодействие  её  с  человеком  изложен  в  пастели  «Радуга»  (1897  г.).  В  этой  работе  разноцветная  дуга  представлена  полноправным  действующим  лицом  наравне  с  людьми  в  отличие  от  скромной  роли  её  в  предыдущей  картине  «Прогулка  после  дождя».  Для  художника  притягателен  духовный  мир  его  персонажей.  Ему  импонирует  их  лёгкое  времяпровождение,  гуляние  по  просторам  лугов  русского  поместья,  возможность  молчаливого  созерцания  красот  родной  земли,  одной  из  которых  является  радуга.  Её  величественное  появление  на  хмуром  облачном  небе  и  не  оставшихся  равнодушными  к  этому  яркому  зрелищу  двух  дам,  изображенных  на  пастели,  выражено  художником  с  особым  волнением.

Розовый  и  красный  цвет  изящных  зонтиков  женщин,  оранжевый  и  голубой  их  платьев  согласуется  с  полосами  многоцветной  дуги.  Ажур,  сотканный  из  многочисленных  тонких  ветвей  дерева  под  которым  они  спрятались  от  дождя,  сочетается  с  плавностью  изгиба  складок  платья  одной  из  них.  То,  что  может  происходить  во  внутреннем  мире  человека,  раскрывается  в  сравнении  с  явлением  природы.  Радуга  в  данном  случае  может  восприниматься  как  символ  красоты,  одной  из  вечных  ценностей,  к  которой  стремится  любая  душа.  Вместе  с  тем  в  этом  природном  мотиве  у  Сомова  ощущается  двойственное  переживание,  подчёркнутое  пейзажем,  окрашенным  игрой  нюансов,  контрастов  света  и  тени,  обусловленное  пониманием  художника  того,  что  красота  недолговечна.  Но  благодаря  возможностям  живописи  и  способности  мастера  символически  мыслить  становится  возможным  воплощение  в  произведениях  несовместимого  с  реальностью  идеала. 

  Очередная  работа  Сомова  «Пейзаж  с  радугой»  (1919  г.)  демонстрирует  сильные  эмоции  автора,  отразившиеся  на  колористическом  строе  холста,  передающем  неограниченное  богатство  красок  природы  и  ощущение  сверкающего  солнечного  света.  Разноцветная  дуга  соединяет  в  себе  зрительный  и  чувственный  образ,  вторя  движению  скользящих  лучей  солнца,  создающих  неустойчивость  восприятия  действительности.

Из  череды  картин  с  мотивом  радуги  выделяется  работа  Сомова,  выполненная  в  1925  году  в  эмиграции  по  заказу  главы  всемирно  известной  фортепьянной  фирмы  Steinway  &  Sons  (Стейнвей  и  сыновья)  —  портрет  С.В.  Рахманинова.  На  ней  по  замыслу  автора  изображённые  цветущие  вишни  и  небо  с  радугой  иллюстрируют  музыкальную  поэму  композитора  «Весна».  Знакомый  образ  природы  был  призван  отобразить  в  картине  воспоминания  художника  и  портретируемого  о  безвозвратно  минувшем.  В  этот  пейзажный  мотив  передающий  состояние  природы  и  людей  Сомов  вложил  мечту  о  красоте  и  празднике,  которые  визуально  недолговечны,  но  в  мыслях  всегда  могут  присутствовать  с  человеком.  Одна  из  последних  работ  мастера  «Усталый  путник»  (1939  г.)  может  являться  подтверждением  выше  изложенного.  В  ней  радужная  феерия  словно  соединила  в  себе  все  предыдущие  мотивы  и  в  своём  прощальном  аккорде  звучит  сильнее  и  убедительнее.

В  стремлении  к  вечным  ценностям,  открывающим  перспективу  «к  дальнему  в  сердцах»  Сомов  был  взволнован  «приближением  внутренней  музыки  к  поверхности  сознания»  и  воплощал  в  картинах  символы  своего  творчества.  Радуга,  являлась  для  художника  таким  символом,  без  чего  как  он  сам  признавался  в  письмах  «ему  никак  нельзя»  [6,  с.  284].  К  этому  стоит  добавить,  опираясь  на  мнение  А.  Белого,  который  в  своей  работе  «Символизм  как  миропонимание»  [4]  отмечал,  что  «Не  событиями  захвачено  всё  существо  человека,  а  символами  иного.  Музыка  идеально  выражает  символ.  Символ  поэтому  всегда  музыкален»  [4,  с.  66].  В  связи  с  этим  целесообразно  говорить  о  музыкальности  живописи  Сомова.

Через  образное  восприятие  окружающего  мира  живопись  сближается  с  музыкой,  связанной  с  неведомым  и  бесконечным,  которая  способна  вознести  стремящегося  к  идеалу  человека  к  «мирам  иным»,  приподнять  над  ними  завесу.  По  мнению  В.В.  Ванслова  в  сущности  мира  заключена  музыка  и  согласно  концепции  «панмузыкальности»  [1,  с.  265]  внутренняя  музыка  звучит  в  любом  явлении  природы  и  человеческой  жизни.  Несмотря  на  то,  что  изображение  и  звук  по  своей  природе  различны,  они  обрабатываются  памятью  и  преобразовываются  в  умозрительные  понятия  и  наглядные  представления.  Музыка  проявляется  и  в  виде  живописно-пластических  изображений,  и  в  форме  созданных  музыкальным  инструментом  и  озвученных  речью  образов.  Стремление  Сомова  живописными  средствами  передать  музыку  природных  явлений,  одним  из  которых  была  радуга,  соответствует  концепции  символизма.  Магия  его  искусства  определяется  воплощением  символов  творчества.

 

Список  литературы:

1.Ванслов  В.  В.  Эстетика  романтизма/В.В.  Ванслов.  М.:  Искусство,  1966.  —  404  с.

2.Гусарова  А.П.  К.А.  Сомов.  М.:  «  Искусство»,1973.  —  32  с. 

3.Журавлёва  Е.В.  Константин  Андреевич  Сомов.  М.:  «Искусство»,  1980.  —  230  с.

4.Литературные  манифесты  от  символизма  до  наших  дней  /  Сост.  и  предисловие  С.Б.  Джимбинова.  М.:  XXI  век  Согласие,  2000.  —  608  с.

5.Русакова  А.А.  Символизм  в  русской  живописи.  М.:  «Искусство»,  1995.  —  451  с. 

6.Сомов  К.А.  Письма.  Дневники.  Суждения  современников/  Константин  Андреевич  Сомов;  сост.,  вступ.  статья  и  примеч.  Ю.Н.  Подкопаевой  и  А.Н.  Свешниковой.  М.:  Искусство,1979.  —  624  с.,62  л.ил.

7.Якимович  А.К.  Новое  время.  Искусство  и  культура  XVII—XVIII  веков/  А.К.  Якимович.  СПб.:  Азбука-классика,  2004.  —  440  с.  

sibac.info

Константин Сомов картины

Константин Сомов, русский художник и иллюстратор, известен, прежде всего, как основатель журнала «Мир искусства» и одноименного журнала. Сомов родился в семье, где все были увлечены искусством. Его отец был искусствоведом, хранителем коллекции Эрмитажа. Мать прекрасно играла на фортепиано и с раннего детства прививала своим детям любовь к музыке, живописи и поэзии. Кроме того, будущий художник рос в окружении картин и рисунков, которые долгие годы коллекционировал его отец.

Свое образование Константин Сомов начал в Академии Художеств, где занимался в мастерской Ильи Репина. Однако в 1897 году, не окончив курс, Сомов отправился в Париж. Художник испытал как влияние французских живописцев, преимущественно 18-го века, так и вошедшей в моду немецкой графики. Во время обучения и работы в Париже Сомов познакомился и сдружился со многими живописцами, вошедшими в «Мир искусства».

После возращения в Россию художник сосредоточился на портретном направлении, причем многие из портретов он выполнял в технике графики. Его работы отличаются превосходной техникой, лаконичной композицией, тонким чувством цвета и вместе с тем – утонченностью и элегантностью. Другим главным интересом Константина Сомова была книжная иллюстрация, вернее даже, особая оформительская концепция для книг, в которой все элементы – шрифт, обложка, иллюстрации, заставки, обрез – должны были выполняться в продуманном, едином, гармоничном стиле.

Первая персональная выставка работ К. Сомова прошла в Петербурге, в 1903 году. Художник предпочитал работать с красками на водной основе, акварелью и гуашью. На создание одного из его самых знаменитых произведений, «Дамы в голубом», он потратил три года. К 1914 году Сомов стал очень известным художником – он выставлялся не только в России, но и за рубежом. В этом же году он стал действительным членом Академии художеств. Как и многие его единомышленники, Сомов имел нетрадиционную ориентацию, придерживался предельно свободных взглядов на физическую близость и очень часто изображал сцены интимного, эротического характера. Самое полное собрание иллюстраций и рисунков Сомова на эротические темы было издано в 1918 году, уже при большевиках, в Петрограде. Однако больше всего известны портреты и пейзажи работы Сомова. Самой дорогой из проданных на аукционах картин Сомова является пейзаж «Радуга». Эта работа, написанная в 1927 году, уже после того, как художник навсегда покинул Россию, была продана за 7,33 млн. долларов в 2007 году.

Великий русский художник Константин Сомов картины

Автопортрет в зеркале

 

В детской

 

Вечер

 

Дама в голубом (Портрет художницы Е.М.Мартыновой)

 

Дама у пруда

 

Заснувшая на траве молодая женщина

 

Зима. Каток

 

Летнее утро

 

Лето

 

Людмила в саду Черномора. На сюжет поэмы А.С.Пушкина Руслан и Людмила

 

Молодая девушка в красном платье (Девушка с письмом)

 

Обложка сборника стихов К.Д.Бальмонта Жар-птица. Свирель славянина

 

Осмеянный поцелуй

 

Портрет А.А.Блока

 

Портрет А.П.Остроумовой

 

Портрет А.С.Пушкина

 

Портрет Е.Е.Лансере

 

Портрет писателя и поэта В.И.Иванова

 

Портрет С.В.Рахманинова

 

Портрет художника А.Н.Бенуа

 

Синяя птица

 

Спящая молодая женщина в парке

Если вы любите знакомиться с новыми именами в искусстве и предпочитаете культурное времяпровождение, то вам обязательно стоит узнать о Музее искусства авангарда. Музей, директором которого является общественный деятель и меценат Вячеслав Моше Кантор, сможет познакомить вас с коллекциями современного искусства. Заходите на официальный сайт музея МАГМА, чтобы ознакомиться со всеми подробностями, выставками и контактами.

art-assorty.ru

Описание картины Константина Сомова «Пейзаж с радугой»

Описание картины Константина Сомова «Пейзаж с радугой»

В «Википедии» об этом художнике собраны маленькие крохи информации. В принципе он нам совсем неизвестен. И в первую очередь именно из-за того, что покинул СССР и остался жить на Западе. Он много работал, у него достаточно много полотен, которые сейчас на русских аукционах «Сотбис» оцениваются в приличные деньги. Но при этом он много раз выставлялся в Третьяковке, но это было ещё до революции. И в дореволюционной России он был весьма популярен.

Перед нами два полотна на, казалось бы одну и ту же тему – «Пейзаж с радугой». Но есть в них кое-что одинаковое. Верхнее полотно было создано в 1915 году и потому от него веет каким-то романтизмом, какой-то даже меркантильностью деревенской жизни. Виден парк с цветущими клумбами и «стенами» из вьющихся растений. А на полянке свободно разгуливают коровы.

Ненастная погода им только в радость, ибо душное лето порой изматывает не только людей, но и крупнорогатый скот. А в арке спряталась девушка. Но гроза уже прошла, и солнце вышло из-за туч, и потому образовалась на тёмном фоне радуга.

Описание картины Константина Сомова «Пейзаж с радугой»

На втором полотне, которое было написано в 1919 году, практически всё то же самое. Та же гроза, только нет животных. Зато остались теперь уже две женщины с ребёнком, которые спрятались от слепого летнего дождя под кроной деревьев. Изменилась цветовая гамма.

Первое полотно было немного мрачновато, даже несмотря на красочное оформление клумбы; второе же светлое и лучезарное. Изменился пейзаж – стало более привольно, много деревьев. Тут нашлось место и берёзе, и кустарникам. И радуга здесь не на фоне тёмных туч, а на фоне хорошо освещённых облаков.

Между прочим, немного изменился и стиль рисунка. На первом полотне всё прорисовывалось более подробно, а вот во втором – как-то более размашисто и не останавливаясь на деталях.

Описание картины Константина Сомова «Пейзаж с радугой» | источник

sochinenie-o.ru

Миллионы за «радугу». Самые дорогие картины русских художников 

Русское искусство ценится во всём мире. Однако не всегда шедевры живописи хранятся в собраниях известных музеев — нередко картины продают «с молотка» в частные коллекции. Сколько же готовы платить ценители за полотна знаменитых учеников Академии?

Иван Айвазовский, «Вид Константинополя и Босфора»

Полотно известного мариниста в 2012 году на аукционе в Лондоне было продано за 3,23 млн фунтов стерлингов. Интересно, что до этого времени самой дорогой картиной Ивана Айвазовского считалась работа «Американские суда у скалы Гибралтара», проданная в 2007 году за 2,7 млн фунтов.

Николай Рерих, «Мадонна Лаборис»

Рекорд цены на произведения русских художников был побит в 2013 году работой академика Императорской академии художеств Николая Рериха — за полотно 1931 года «Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)» покупатель выложил 7,9 млн фунтов стерлингов. На тот момент она стала самой дорогой картиной русского художника, проданной на аукционе.

Константин Сомов, «Радуга» Русский живописец и график, сын известного музейного деятеля, хранителя Эрмитажа Андрея Сомова, учился в Академии художеств в мастерской Ильи Репина. В 2006 году его картина «Русская пастораль» была продана за 2,4 млн фунтов стерлингов, а в 2007 году рекорд побила его же работа «Радуга», которая ушла за 3,72 млн фунтов. Валентин Серов, «Портрет Марии Цетлиной»

Эта хрестоматийная работа живописца долгое время считалась утраченной, на самом же деле шедевр почти пятьдесят лет находился в Израиле. На картине изображена Мария Цетлина — известный меценат, издатель, общественный и политический деятель. Полотно в 2014 году на аукционе по телефону приобрёл неизвестный. Он не пожалел за него 14,51 млн долларов.

Николай Фешин, «Маленький ковбой»

Знаменитый мастер портрета окончил Академию художеств в мастерской Ильи Репина, а за свою жизнь создал более 2000 произведений.

В 2010 году в Лондоне его картину «Маленький ковбой», написанную в 1940-х годах, купил за 6,9 млн фунтов стерлингов неизвестный русский покупатель. А в 2011-м в Нью-Йорке его работа «Черемисская свадьба» была продана за 3,3 млн долларов.

Читайте также

afisha.rambler.ru

Миллионы за «радугу». Самые дорогие картины русских художников | События | КУЛЬТУРА

Русское искусство ценится во всём мире. Однако не всегда шедевры живописи хранятся в собраниях известных музеев - нередко картины продают «с молотка» в частные коллекции. Сколько же готовы платить ценители за полотна знаменитых учеников Академии?

Иван Айвазовский, «Вид Константинополя и Босфора»

Полотно известного мариниста в 2012 году на аукционе в Лондоне было продано за 3,23 млн фунтов стерлингов. Интересно, что до этого времени самой дорогой картиной Ивана Айвазовского считалась работа «Американские суда у скалы Гибралтара», проданная в 2007 году за 2,7 млн фунтов.

Иван Айвазовский, «Вид Константинополя и Босфора» Иван Айвазовский, «Вид Константинополя и Босфора» Фото: Public Domain

Николай Рерих, «Мадонна Лаборис»

Рекорд цены на произведения русских художников был побит в 2013 году работой академика Императорской академии художеств Николая Рериха - за полотно 1931 года «Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)» покупатель выложил 7,9 млн фунтов стерлингов. На тот момент она стала самой дорогой картиной русского художника, проданной на аукционе.

Николай Рерих, «Мадонна Лаборис» Николай Рерих, «Мадонна Лаборис» Фото: Public Domain

Константин Сомов, «Радуга»

Русский живописец и график, сын известного музейного деятеля, хранителя Эрмитажа Андрея Сомова, учился в Академии художеств в мастерской Ильи Репина. В 2006 году его картина «Русская пастораль» была продана за 2,4 млн фунтов стерлингов, а в 2007 году рекорд побила его же работа «Радуга», которая ушла за 3,72 млн фунтов.

Константин Сомов, «Радуга» Константин Сомов, «Радуга» Фото: Public Domain

Валентин Серов, «Портрет Марии Цетлиной»

Эта хрестоматийная работа живописца долгое время считалась утраченной, на самом же деле шедевр почти пятьдесят лет находился в Израиле. На картине изображена Мария Цетлина - известный меценат, издатель, общественный и политический деятель. Полотно в 2014 году на аукционе по телефону приобрёл неизвестный. Он не пожалел за него 14,51 млн долларов.

Валентин Серов, «Портрет Марии Цетлиной». Фрагмент Валентин Серов, «Портрет Марии Цетлиной». Фрагмент Фото: Public Domain

Николай Фешин, «Маленький ковбой»

Знаменитый мастер портрета окончил Академию художеств в мастерской Ильи Репина, а за свою жизнь создал более 2000 произведений.

В 2010 году в Лондоне его картину «Маленький ковбой», написанную в 1940-х годах, купил за 6,9 млн фунтов стерлингов неизвестный русский покупатель. А в 2011-м в Нью-Йорке его работа «Черемисская свадьба» была продана за 3,3 млн долларов.

Николай Фешин, «Маленький ковбой». Фрагмент Николай Фешин, «Маленький ковбой». Фрагмент Фото: Public Domain

www.spb.aif.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта