Советская живопись. Промышленный пейзаж картины


Экономика и бизнес в живописи. Ч.2: индустриальный пейзаж

Победившая Октябрьская революция 1917 года совершила коренной переворот не только в политической и социальной жизни общества; она радикальным образом преобразовала культуру, сознание, мировоззрение людей. Несмотря на тяжелейшие бытовые условия, гражданскую войну, разруху и голод, 1920-е и 1930-е годы стали одними из самых продуктивных лет в плане творческого поиска в живописи, архитектуре, литературе, театре, кинематографе. Правда, потом, по истечении этого культурного прорыва, началось возвратное движение, с подавлением «дегенеративного искусства», противоречащего по сути идеологической линии партии и советского правительства.

Но это будет в будущем, которое в 1920-е годы казалось светлым и манящим — своей перспективой, новизной, масштабом. С провозглашением программ экономических преобразований страны, электрификации, индустриализации, строительства нового, коммунистического общества, вся страна превратилась в одну большую стройку, где главным действующим лицом стал рабочий класс, преобразующий окружающую действительность невиданными ранее темпами.

На фоне аграрных ландшафтов и нетронутой природы стали массово возводиться предприятия электроэнергетики, химии и нефтехимии, машиностроения, металлургии, тяжёлой промышленности.

Масштаб преобразований потрясал не только обывателя, но и художников различных жанров и направлений. Организаторы и последователи «Бубнового валета», «Ослиного хвоста» и прочих авангардных объединений российских живописцев активно включились в овеянную трудовой романтикой и энтузиазмом жизнь, перенося акцент от «пугачей» (как называл свои фовистские портреты Илья Машков) на создание пролетарских архитектурных шедевров (таких, как «башня Татлина»), плакатов, индустриальных пейзажей.

Ниже представлена ранняя работа А.Куприна «Завод. Этюд», написанная практически в стиле кубизма, хотя автор и избегает характерного для этого направления дробления объектов.

Куприн А. Завод. Этюд. 1921.

Куприн А. Завод. Этюд. 1921.

Такие мастера, как Александр Куприн, Константин Богаевский, Александр Дейнека, Александр Лабас, а также целый ряд других художников, отложили в сторону натюрморты, портреты и обнажённую натуру ради создания нового направления, получившего название индустриальный пейзаж. В это ёмкое понятие входили не только полотна с изображением заводов или новостроек, но и другие экономические сюжеты – строительство новых городов и значимых объектов, электростанций и плотин, железных дорог и локомотивов, передовиков производства в антураже технических средств, станков, тракторов, подъёмных кранов.

Художники, писавшие индустриальные пейзажи, не были конъюнктурщиками, пробовавшими оседлать новую модную волну и одновременно понравиться власти. Их картины не были «раскрашенными фотографиями». Полотна мастеров этого направления передают зрителю мощный пульс того времени, энтузиазм работников, грандиозный масштаб экономических преобразований. При этом мы можем наблюдать передачу промышленного ритма и созидательного духа через различные стили – социалистического реализма, авангардизма, импрессионизма и даже футуризма (последнее направление для городов будущего весьма популярно и теперь). Наверное, здесь был бы уместен термин М.Ларионова и Н.Гончаровой «всеизм»,

Богаевский К. Биби-Эйбат. 1932.

Богаевский К. Биби-Эйбат. 1932.

подразумевающий использования всех техник и стилей.

Ниже представлены картины К.Богаевского, написанные им в разных стилях в 1932 и 1935 году.

Картина «Биби-Эйбат», на которой художник изобразил нефтяные разработки вблизи Баку, поражает нас своей статичностью и полным отсутствием движения. Зритель видит только возвышающиеся нефтяные вышки, жилые и производственные строения возле них. Ничто не указывает на дату; внешний наблюдатель как бы попадает в пространство, лишённое времени. Только производственные сооружения, которые ждут рабочих. Кто и когда даст сигнал к началу работ, остаётся загадкой. Полная статичность и недосказанность делает картину похожей на «промышленную икону». По своему исполнению шедевр К.Богаевского напоминает полотна Де Кирико, работавшего в метафизическом стиле.

Богаевский К. Днепрострой. 1935.

Богаевский К. Днепрострой. 1935.

Совершенно иные подходы выбирает художник при написании картин о строительстве Днепровской ГЭС. На одном из них Днепрострой изображён в почти импрессионистской манере, где игра света занимает одно из центральных мест. Лучи прожекторов и всполохи от сварочных работ оживляют композицию динамикой и созидательным началом, показывая при этом, что работы не прекращаются даже в вечернее и ночное время.

Богаевский К.Ф. Панорама строительства Днепрогэса. 1935.

Богаевский К.Ф. Панорама строительства Днепрогэса. 1935.

В картине «Панорама строительства Днепрогэса» Богаевский придерживается реалистического стиля, тщательно выписывая детали обширной стройки.

Работы Александра Куприна выдержаны в более единообразном и узнаваемом стиле, где изображаются не только производственные площадки, но и чётко различимые рабочие, занимающиеся созидательным трудом.

Куприн А. «Московский металлоаффинерный завод». 1931

Куприн А. «Московский металлоаффинерный завод». 1931

Неповторимым стилем и харизмой обладают полотна А.Лабаса, выбирающего для индустриального пейзажа особую палитру красок, характерную для пастелей. В исполнении художника предприятия и окружающий их пейзаж приходят в состояние гармонии, которая радует глаз внешнего наблюдателя.

Картины художников, представлявших индустриальный пейзаж, в довоенный и послевоенный период пользовались

Куприн А. «Завод «Серп и Молот» в Москве. Мартеновский цех. Литье стали». 1931

Куприн А. «Завод «Серп и Молот» в Москве. Мартеновский цех. Литье стали». 1931

спросом со стороны корпоративного сектора. Этот вид живописи был близок и трудящимся массам, которые воспринимали его как понятный, доступный, передовой. Для полотен индустриалистов не требовались дополнительные разъяснения и лекции, почти необходимые для супрематизма Малевича или абстракций Кандинского. Всё было выполнено не только в высокохудожественном стиле, но и имело воспитательно-пропагандистскую функцию, настраивавшую зрителя на созидательный лад.

Лабас А. Уральский металлургический завод. 1925

Лабас А. Уральский металлургический завод. 1925

Проекцией с индустриального пейзажа стали монументальная живопись, мозаики и чеканки, украшавшие здания советских городов, территории предприятий и парковые зоны. Индустриальные пейзажи были и продолжают оставаться непременным атрибутом кабинетов руководителей предприятий, вестибюлей и корпоративных музеев. Эта советская традиция сохранилась в несколько трансформированном виде и теперь, став частью организационной культуры не только промышленных, но и сервисных, транспортных и прочих компаний.

Лабас А. Индустриальный пейзаж. 1930-е

Лабас А. Индустриальный пейзаж. 1930-е

Нельзя не отметить, что со временем отношение к индустриальному пейзажу изменилось. Особенно хорошо это стало заметно после техногенных катастроф в Бхопале, Чернобыле, обширных розливов нефти, появления промышленного смога над городами.

Трубы промышленных предприятий стали символом загрязнения окружающей среды, увеличения содержания парниковых газов, сточных вод, эксплуатации людей и окружающей природы. В конце 1990-х и 2000-х годах индустриальный пейзаж всё чаще стал использоваться в жанре гротеска и карикатуры.

Вместе с тем индустриальный пейзаж продолжает развиваться с учётом новых тенденций в промышленном и ландшафтном дизайне, переходя на новую стадию своей эволюции.

vadim-galkin.ru

Специфика индустриального пейзажа в картинах советских художников

В эпоху строительства советского общества возникшая необходимость внедрения социалистических идей в массы породила новое направление – социалистический реализм – отражение реальности под особым идеологическим углом. Советский человек должен был верить в преимущества социализма, наглядно видеть его достижения  и активное движение общества вперед, а искусство должно было стать проводником этой идеологии.

На основе социалистического реализма строилось и создание советского индустриального пейзажа. Промышленный пейзаж стал особым видом живописи, отражающим развитие технического прогресса, огромные шаги промышленности советской страны: рост новостроек, увеличение объёмов перевозок, возведение энергетических гигантов. Картины советских художников отражали развитие народного хозяйства, грандиозность и величественность социалистического строительства, создавая благополучный образ страны, наполняли сердца зрителей гордостью и оптимизмом, внушали мысль о величии социалистического государства и его преимуществах перед другими обществами.

Промышленный пейзаж, выполненный в мажорной тональности, становился пропуском художника в большой мир советского искусства. Индустриальные пейзажи работ советских художников поддерживались государством, они участвовали в выставках, украшали кабинеты директоров предприятий, администрации городских Советов, залы заседаний.

Согласно позиции чиновников, индустриальный пейзаж, отражающий советскую действительность, должен был быть идеализирован и прямолинеен. Советские художники, обратившиеся к промышленному пейзажу, создавали настоящие шедевры, внося в изображение заводов и фабрик своё видение действительности, веру в лучшее светлое будущее. Величественность и размах строек в советской живописи отображались разными художественными средствами. Законченность и неизменность вида изображаемого объекта живописцы обогащали элементами романтизма, используя для этого всевозможные выразительные приёмы. Советский индустриальный пейзаж становился привлекательным для зрителя благодаря личности создавшего его мастера,  его собственного отношения к тому, что он изображал.

Например, советский художник Гремитских В.Г. в картине маслом «Огни Куйбышевгидростроя» показывает зрителю это грандиозное по своей площади и размаху строительство через ночные огни, которые уходят к горизонту. Благодаря свету электрических фонарей и прожекторов, удаляющихся вглубь картины, зритель ощущает огромное пространство, на котором работают люди, создавая необходимое для страны предприятие. Здесь нет недосказанности или таинственности, однако, такой способ подачи столь прозаического объекта, как стройка, делает его романтическим и привлекательным. Эскиз к картине маслом «Стройка Куйбышевской ГЭС» художника Гремитских наполнен спокойным светом, от него исходит уверенность в завтрашнем дне.

Если вы планируете приобрести картину в подарок, то, возможно, индустриальный пейзаж художников советского периода подойдет ветеранам труда, принимавших участие в строительстве промышленных гигантов, или их потомкам - как память о прославленных предках. Индустриальные пейзажи маслом могут украсить административные помещения предприятий и государственных учреждений. Подобная масляная живопись не только несёт в себе заряд бодрости и активности, но и является свидетелем истории страны. Если вы ещё не знаете, где купить картину с промышленным пейзажем, вам стоит посмотреть виртуальную галерею этого сайта, который производит продажу живописи. Здесь представлено несколько картин советского художника Гремитских В.Г., посвященных индустриальному пейзажу. Заказать  картину вы сможете, просто заполнив анкету на сайте.

  

Марина Калабухова

sovjiv.ru

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ В КАРТИНАХ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ

Советская живопись не только продолжала давние традиции изобразительного искусства, но и добавила в него новый жанр. В 1920-е годы в русской живописи появился советский индустриальный пейзаж.  В произведениях советских пейзажистов сквозь черты какой-либо конкретной местности всё чаще проступает синтетический образ Родины. Художников прельщали мотивы, позволяющие показать взаимодействие индустриальных и природных форм, динамические сдвиги в пространственном восприятии мира, связанные с созидательным трудом советского человека. Галерея сайта «Советская живопись» позволяет ознакомиться с несколькими работами, выполненными в этом ключе.

Картина Владимира Георгиевича Гремитских «Пристань в Ставрополе». В этой работе не обнаруживается ни ожидаемое стремление уловить определенный эффект освещения воды, ни большое пространство, взятое сверху. Отличает эту картину от других энергичная построенность пейзажа, особенно благодаря резко выделенным силуэтам барж. Художнику необходимо было конструировать пейзаж, привнести своё в видимое, выразить себя. Такой современный, далёкий от традиционного, индустриальный пейзаж заставляет задуматься над величием человека, которому под силу перегородить реки и сдвинуть горы, оросить пустыни и покорить льды Арктики. Запечатлевая с высокой точки цепи скал, долины, морские просторы, панорамы городов, художники достигают впечатления грандиозности с помощью огромной протяженности пространства. Этим приёмом Владимир Георгиевич воспользовался при написании картины «Огни Куйбышевгидростроя». Множество огоньков высвечивают потрясающее по своей масштабности зрелище. Кажется, что края пейзажа не видно вовсе, до самого горизонта тянутся световые точки.

В своих произведениях  любой автор стремится, в первую очередь, передать настроение, чувство. Даже если объектом становится индустриальный пейзаж, достаточно скупой на эмоции, в каждой картине неизменно отражается отношение к ней художника, некая внутренняя лирика. Изображая промышленные объекты, художник старается показать красоту в обыденности и поэтому не избирает неожиданных ракурсов. Хорошим примером служит пейзаж Владимира Георгиевича Гремитских «Буровые. Жигули». С помощью деталей, которым художник уделяет большое внимание, он передает ощущение покоя, смешанное со строгостью индустриальной тематики. Раскрывая индустриальную тему, автор поэтизирует образ труда. Он любуется динамикой угловатых форм и находит способ изобразить сложные технические конструкции так, чтобы разбудить в зрителе эстетическое отношение. Все работы художника, посвящённые индустриальному пейзажу, отличаются ясностью композиции и определенной художественной достоверностью. Он стремится с точностью изображать действительность, но его точность очень живая, художественная. Всё это в совокупности и делает индустриальные пейзажи Владимира Георгиевича поистине ценными. Поэтому при принятии решения о покупке картины следует обратить на них особое внимание.

Сегодня  индустриальный   пейзаж  продолжает свое развитие, хотя такой масштабности, как в советскую эпоху, этот жанр уже не имеет. Однако пейзажи гигантских строек середины ХХ века производят сильное впечатление не только своими масштабами, но и величием заключенного в них эстетического потенциала.

И, наконец, такая немаловажная черта индустриального пейзажа, как разнообразие точек зрения на запечатлеваемую природу. Каждый мастер видит даже самые обыденные вещи сквозь призму своего восприятия, поэтому каждая из картин в подборке сайта «Советская живопись» поистине уникальна.

 

Анна Ковалёва

sovjiv.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта