Потапов художник картины


НЛО глазами художника или об истоках современного уфолизма

Недавно на страницах "Украины Аномальной" писалось о появлении в современном изобразительном искусстве нового жанра - уфолизма (есть свои представители и в Украине). Большой толчёк "инопланетному" творчеству на постсоветском пространстве был дан еще за времен Советского Союза. Пожалуй, самым ярким и плодотворным его представителем был Николай Потапов, с творческим путем которого стоит ознакомиться ради исторической составляющей.

Николай Петрович Потапов, бывший член Союза художников России, родился в 1933 году. Окончил Ленинградское художественное училище. Карьеру начинал с декоратора Кукольного театра под руководством Евгения Деммени, а затем 20 лет проработал художником в «Лениздате». Кроме живописи, основными темами которой были исторический Петербург, петровское время, картины жизни последнего российского царя, аномальные явления, НЛО, снежный человек, он также занимался чеканкой, гравюрой, лепкой.

Художник Николай Потапов

Участвуя во всех выставках Союза художников России, он представлял широкой публике высокопрофессиональные полотна. Неоднократно в начале 1990-х годов о нем выходили в эфир выпуски вечерней петербургской телевизионной программы «Пятое колесо».

В 1987 г., во время съемок первого в СССР документального фильма о проблемах НЛО и внеземных цивилизаций «В поисках пришельцев», было уделено внимание картинам Николая Потапова, изображающим конкретные случаи наблюдения НЛО. Произведения художника неоднократно печатались петербургской газетой «Аномалия».

Картины Потапова не раз попадали «на обложку».

Одна украсила книгу Германа Колчина, другая – журнал «Аномалия+»

Каждая работа Николая Потапова, посвященная неопознанным феноменам, — это документ. По его собственному признанию, в своих произведениях он ничего не прибавлял и не приукрашал. Тема аномальных явлений для него была скорее исследованием методом искусства, чем художественным творчеством. Занимался этим направлением примерно с 1968 года. Однажды за идею организовать выставку, посвященной аномальным явлениям, он едва не лишился членства в Союзе художников в связи с идеологическим запретом, лежавшим на подобных темах.

Художник рядом со своими картинами

Николай Петрович обращает внимание на то, что не всегда удается сфотографировать и запечатлеть необычные явления. Часто их наблюдают неподготовленные люди. На одной выставке, посвященной аномалиям на Памире, к Потапову стали подходить люди и рассказывать о замеченных ими когда-либо аномалиях. По этой причине художник встречался с очевидцами, выезжал на место, где они видели аномалии, досконально осматривал местность. Для него важно было передать на холсте в присущей ему реалистической манере всю картину событий именно так, как сообщали наблюдатели непознанного. Каждая его картина написана со слов очевидцев, с точностью до последней детали.

На одной из выставок своих картин Н. Потапов беседует с журналистом В. Фефеловым, собирающим факты об аномальных явлениях

По поводу происхождения НЛО и прочих феноменов Потапов считал, что за этим разнообразием аномалий стоит высший разум, и их абсурдность и необычность направлены на расширение человеческого сознания. В то же время, эти явления приспосабливаются к меняющемуся уровню познания природы человеком. Не исключено, что аномальные явления представляют собой нравственную категорию, которая заставляет отказаться от эгоцентризма и покорения Природы, пересмотреть свои взгляды на себя. По словам Николая, он понимал, что у человечества эволюционный кризис. И наука, и искусство подошли к той грани, у которой уже нужно осознать нечто новое в философском плане, преодолеть в себе стереотипы мышления, понять свое место в окружающем мире.

Художник был уверен в том, что мы не одиноки не то, что во Вселенной, но и даже на Земле. Для него НЛО, снежный человек и аномальные явления важны не сами по себе, а по их месту в нашем общем сосуществовании.

В Томске, в Доме ученых Сибирского отделения Академии наук России, художник представил целое собрание картин с изображением аномальных явлений и НЛО. Подошедший к нему на выставке человек спросил, как он может объяснить нарисованное. После этого Николай понял, что просто рисовать мало. Он рисовал, чтобы понять, что за всем этим стоит, однако ответа так и не нашел.

Николай Петрович уверял, что имеет дар ясновидения. Во время одной из медитаций ему удалось увидеть царя-батюшку Петра, основателя Северной столицы. Он ехал в открытой карете в сопровождении двух всадников и, видимо, почувствовал присутствие ясновидца и резко обернулся. Художник встретился с его жестким и пронзающим взглядом. Позже в своих медитациях Николай Петрович не раз пытался вновь посмотреть ему в глаза, и дважды ему даже удавалось поймать его величественный профиль, но взгляд государя постоянно уходил в сторону. Царь словно бы нарочно избегал встречи с любопытным гостем из будущего, который писал его портрет.

Петербург он сумел передать на своих картинах как пленительный, притягательный для души, так и приобретающий современные кардинальные перемены город.

Появилось пристрастие профессионального художника Потапова к уфологической тематике после того, как он сам он стал наблюдать необычные явления. Впервые довелось увидеть что-то необычное в самый обыкновенный питерский вечер, когда никому еще не известный художник вышел на прогулку со своей собакой. Случайно подняв голову, увидел в небе странные шарики, беззвучно и хаотично летающие на уровне верхних этажей прямо в его дворе.

Однажды Николай, часто страдавший бессонницей, заметил за окном своей квартиры странные отблески света, похожие на фотовспышки. Подойдя к окну, он не обнаружил причину вспышек. Тогда он решил поставить на подоконник свой старый надежный фотоаппарат «Любитель». Открывая на 10-15 минут его объектив, он перекручивал пленку на один кадр. На нескольких кадрах проявленной пленки он обнаружил странный феномен. На фотографиях было видно, что вдоль стены дома напротив летает ярко светящийся предмет. Его сложная, запутанная траектория часто заканчивалась напротив одного из окон ярчайшей вспышкой света.

В качестве хобби Николай начал рисовать то, что видел. А видел он много любопытного, тайны становились еще таинственнее. Многое он видел и в своем же Ленинграде. У Николая Петровича была собака, с которой он гулял по ночам, наблюдая вещи, казалось бы, небывалые. И те явления, которые мы называем аномальными, как будто сами подтолкнули художника к его увлечениям, укрепившимся на последующие годы.

Одно время художник пытался отойти от этой темы, заняться чем-то другим. Однако он обратил внимание, что вне ее ощущал внутренний дискомфорт, который пропадал, как только он снова занимался аномальной тематикой. Николай Потапов считал, что каждый художник, как творческий человек, должен найти свой путь в искусстве, свою тему, в которой может растворяться и медитировать. Если же этого нет, то поиск не закончен. Таким образом, Николай был уверен, что определил путь, которым должен был идти.

Николай Петрович считал, что для тех, кто занимается изучением непознанных явлений, превыше всего высокая нравственность, чистота. Ведь за аномальными явлениями угадывается разумное поведение, и в чем его смысл, мы не знаем. Также он думает, что они оказывают огромное влияние на нашу эволюцию, историю, словно подсказывают путь, и мы сами должны решить, выбрать его или нет. Инициатива контакта исходит явно не от нас.

Для большинства исследователей аномальных явлений НЛО и «снежный человек» представляют собой несовместимые темы. Потапов же, будучи уфологом, занимался проблемой и «снежного человека», и НЛО. В его понимании феномен неопознанных летающих объектов является лишь частью тех явлений, которые мы лишь пока относим к аномальным, а «снежный человек» не столько аномален, сколько связанные с ним явления. Изучение чего-то одного не даст ответов на многие поставленные вопросы. «Снежный человек», с уверенностью говорит Николай, не является ни пилотом НЛО, ни реликтовым гоминоидом. И, тем не менее, «снежного человека» и НЛО объединяет необычная реальность, познать которую человеку не удается на протяжении веков. Слухи о том, что снежного человека частенько видели на Памире, давно испытывали любопытство Николая Потапова. Впервые художник заинтересовался этим существом, когда услышал от участников экспедиции в район Гиссарского хребта рассказ об одновременном наблюдении в горах НЛО и «снежного человека». Ему хотелось сделать портрет этого, по его мнению, весьма разумного существа. Постепенно слухи стали предметом обсуждения в кругу единомышленников, а разговоры обернулись конкретными планами отправиться на место наиболее частых появлений неведомого гоминида. Все это побудило его взять краски и отправиться с экспедицией на Гиссар.

Николай Петрович с товарищами принялись собирать рюкзаки и отправились исследовать таинственные места высочайшего горного массива планеты. Именно экспедиция на Памир положила начало исследованию аномальных тем с помощью живописи. В 1983 году из Петербурга на поиски снежного человека на Памире отправились 10 человек. Экспедицию организовал друг и коллега Николая Потапова по уфологическим изысканиям, журналист, писатель, философ, космист Михаил Ельцин, который был тогда председателем Среднеазиатского и Казахского отделения всемирной уфологической сети. Экспедиция преследовала цель найти места обитания «снежного человека».

Группа разбила палатки на высоте три тысячи метров в месте, где чаще всего видели «снежного человека». Впервые взбираясь по скалам, путешественники содрогались от ужаса – на камнях то и дело встречались надписи с именами погибших. Пастухи сразу же предупредили группу, что на Памире дружелюбным равнодушием к встречным отличаются лишь небольшие йети, ростом чуть больше 2,5 метра. Встреча же с 5-метровым существом нередко оканчивается плачевно. Вслед за петербургскими исследователями на поиски «снежных людей» приехали группы из Воронежа, Киева и Москвы. Лагери они разбили неподалеку друг от друга. Договорились фонари по ночам без лишней надобности не включать, и в случае чего сразу же звать соседей на помощь.

Через несколько дней на одной из горных троп группа, в которую входил Николай Потапов, обнаружила гигантские следы. Во время обеда у костра в лагерь на радостях прибежал сосед Николая по палатке Александр Дьячковский. Забыв о котелках, все тут же полезли на гору. Цепочка следов тянулась до небольшой расселины. Судя по всему, йети перепрыгнул на противоположную сторону. Отпечатки внушительных ступней размером 61 на 18 сантиметров, без всяких сомнений, могли принадлежать только пятиметровому существу. Николаю даже стало не по себе, ведь его рифленые горные сапоги не оставляли никаких следов на каменистой почве, а отпечатки снежного человека были почти 2 сантиметра глубиной. Кто-то из путешественников принялся испуганно озираться, оглядывая близлежащие горные уступы. Большинство настаивали на продолжении поисков и предлагали сейчас же пойти по следу, но одна из женщин просила вернуться в лагерь. Группа разделилась на две части, и Потапову выпал жребий вести перепуганную даму обратно. Они вдвоем стали спускаться по крутой тропинке, и вдруг его пронзило физическое ощущение чьего-то пристального взгляда. Спустя несколько минут ощущение не прошло. Сколько ни оглядывался, никого поблизости не заметил. На всякий случай Николай сделал несколько кадров фотоаппаратом. Уже дома, в Петербурге, проявив пленки, с удивлением обнаружил на некоторых негативах и отпечатках странное облачко. На первой фотографии оно висело слева от тропинки, по которой спускался художник с женщиной. А на второй, сделанной всего через минуту, уже перебралось на середину кадра. На третьей же и вовсе пропало. Местные жители тогда ему говорили, что на фотографиях, сделанных в этих горах, зачастую можно «поймать» духов.

Вечером, собравшись у костра, петербуржцы делились впечатлениями с воронежскими коллегами из соседнего лагеря, а через несколько дней те уже сами ошарашено рассказывали о своей находке. Они услышали ночью грохот камнепада неподалеку от лагеря и на следующий день пошли проверять, что это было. Нашли точно такие же по размеру следы. Снежный человек спускался по леднику широкими шагами, причем расстояние между следами было 2,5 метра.

В одну из ночей Николая словно что-то разбудило. Дежурившие неподалеку воронежцы уверяли, что видели над его палаткой странный луч. Выйдя на улицу, художник осмотрелся, и в 30 метрах от речного потока, на противоположной стороне реки, увидел идущую к ущелью огромную фигуру. Сомневаться в том, что это был «снежный человек», не приходилось, ведь никто не ходил по горам ночью. Потапов бросился в палатку за фонарем, и через минуту осветил лучом прожектора окрестности. Но фигуры там уже не оказалось.

Николай вспоминает, что в небе над Памиром было необыкновенно много «падающих звезд» - метеоритов. Путешественники не задумывались над этим, пока собственными глазами не различили среди них неопознанный летающий объект. Однажды, 10 августа, задержавшись у палаток, исследователи увидели поднимающийся между двумя горами огромный светлый шар. Светящаяся сфера увеличивалась в диаметре в течение пяти минут. От изумления никто даже не сообразил сбегать в палатку за фотоаппаратом. Добравшись до середины горы и заполнив собой полнеба, сфера исчезла.

Наблюдение светового явления 10 августа 1983 г. на Памире в районе реки Большой Игизак

Видели НЛО и воронежцы. Как позже описывали они в своем отчете о походе, около полуночи два дежуривших на посту человека обратили внимание на необычайно большую звезду. Приглядевшись в бинокль, мужчины насчитали рядом с ней еще четыре звезды поменьше. А потом разглядели и иллюминаторы – звезда оказалась «летающей тарелкой»! По самым скромным подсчетам, диаметр НЛО был никак не меньше ста метров.

Однажды ночью кто-то из лагеря увидел нескольких монахов, идущих вдоль горного ручья со свечами в руках. Пройдя небольшой отрезок пути, они исчезли, как будто вошли в гору. Поутру мы не обнаружили в том месте ни щелочки. Монахи словно бы растворились в камне. По словам очевидцев, они часто появляются со светящимися шарами в руках.

Вместе с исследователями на Памире была также Марина Лаврентьевна Попович. Она хотела увидеть снежного человека и проверить слухи о древних письменах на вершине. Узнав о предстоящем подъеме ее группы на гору, Николай не мог не напроситься пойти вместе с ними, но сделать этого не удалось. Подойдя к назначенному часу в лагерь москвичей, он стал свидетелем жуткого переполоха. Оказывается, накануне ночью кто-то пытался похитить дочку Марины Лаврентьевны и, едва дождавшись утра, они уехали из лагеря.

В поисках снежного человека Николай Петрович провел на Памире полтора месяца. Поняв, что больше увидеть бигфута ему не удастся, он решил поснимать окрестности. Снимал территорию лагеря в горах Гиссарского хребта на реке Сиаме, вернее ту его часть, где стояла его палатка, за которой начиналось «ущелье страха» (так его назвали участники предыдущих экспедиций за испытываемые там ощущения).

Вернувшись из памирской экспедиции, Николай обнаружил на одном из кадров проявленной пленки существо, визуально не наблюдавшееся. Оно сидело на камнях и казалось снятым со спины. Негатив вышел довольно плотный, с плохой резкостью. Условий съемки художник не помнит, а записей не вел.

Существо было похоже как на обезьяну, так и на собаку. Николай подумал, что это, может быть, его собака, которая была с ним. Но на снимке существо темное, а собака светлая и, к тому же, выгорела под южным солнцем. Силуэт на снимке явно не ее. Чтобы исключить сомнения, он сфотографировал собаку, посадив ее в ту же, по возможности, позу. Схожести не обнаружил.

Снимок и его фрагмент с неизвестным существом

КАРТИНЫ НЛО  

17 февраля 1985 года НЛО неизвестным образом воздействовал на грузовой поезд № 1702, следовавший рейсом из Петрозаводска в Суоярви.

В 20 часов 35 минут машинист Сергей Орлов и его помощник Виктор Миронов увидели появившийся рядом с поездом небольшой ярко светящийся шар. Когда на участке пути необходимо было уменьшить скорость, и Сергей попытался затормозить поезд, он не замедлился – неопознанный объект потянул за собой километровый состав весом около 1600 тонн, скорость которого все время возрастала. Включение экстренного торможения ничего не дало.

Дежурная станции «Новые пески» Зоя Паншукова увидела поезд, несущийся на большой скорости. Впереди поезда она разглядела огромный шар, а на его фоне – багровую «летящую тарелку». Тарелка перемещалась на фоне шара, через которого просвечивался локомотив. Затем шар отлетел вперед от поезда и стал атаковать его в лоб. Словно наткнувшись на невидимое препятствие, состав затормозил так резко, что машинисты ударились о лобовое стекло. Тормоза в это время по-прежнему не работали.

Все происшествие продолжалось более часа, затем шар скрылся за близлежащим лесом, оставив машинистов в шоке. Контрольно-измерительная аппаратура локомотива отметила все необычные маневры поезда. Расследование этого происшествия провела группа из Петрозаводска и Ленинграда. Выяснено, что 300 кг топлива «сэкономлено», машинисты включали все три системы торможения, и они не сработали. Николай Потапов долгое время изучал этот феномен и написал на его тему несколько впечатляющих картин.

НЛО, наблюдавшийся машинистами, постоянно меняет свою форму во время преследования поезда

Вот какую историю поведала живописцу Николаю Потапову жительница Петербурга Лидия В. Однажды днем она гуляла с собакой, как вдруг увидела странный объект в небе. Он летел над каналом Грибоедова в сторону Финского залива. Формой напоминал огромный дирижабль с иллюминаторами. Он не был похож ни на один из известных ей летательных аппаратов, как она вспоминала позже. «Дирижабль» летел совершенно беззвучно, оставляя за собой в небе белесый след. Поравнявшись с женщиной, он на несколько секунд завис на месте. Она начала смотреть по сторонам в поисках людей, но рядом никого не было. Тогда решила, что это – галлюцинации. И тут обратила внимание на свою собаку, которая тоже подняла голову и, не отрываясь, глядела на летающий объект. Повисев еще мгновение, он медленно полетел дальше, по пути меняя форму и цвет.

Одна из удивительных историй наблюдений неопознанных летающих объектов имела продолжение. Художник изобразил на картине «объект» по рассказу одного из очевидцев Петрозаводского феномена 1977 года. Долгое время этот эпизод не подтверждался другими свидетелями. Казалось, НЛО над крышами домов наблюдал только один человек. Теперь, когда стало возможным представить картину на выставке, другие свидетели нашлись. В Кишиневе женщина посмотрела картину и сообщила Николаю, что видела такой же объект, но давно. На уточняющие вопросы она ответила, что событие также имело место в Петрозаводске в 1977 году! Как-то ночью она проснулась от яркого света и увидела свою сестру возле окна, за которым висел «корабль», а перед самым стеклом снаружи на них смотрели две головы с огромными круглыми глазами.

Волнующее событие произошло с одной семьей в тропическом лесу Мату Гроссу в Бразилии. Фрау Ивонна Торрес де Мендонса, ее трое детей, горничная и молодой водитель Марко Гонсальвес ранним вечером 21 декабря 1957 г. ехали на джипе в близлежащий город Понта Поран. Фрау Мендоса обратила внимание на красный светящийся шар далеко на юге у горизонта, величиной с полную луну. Это не могло быть прожектором автомобиля или фарой, поскольку в этом районе отсутствовали другие дороги. Вскоре можно было различить два шарообразных сверкающих тела, которые бесшумно летели к ним. Приближаясь к очевидцам, сами объекты удалялись друг от друга. Вскоре оба огромных шара летели параллельно дороге, колеблясь взад и вперед и вращаясь вокруг своих осей.

Внезапно один объект замедлился, нырнул вниз и остановился в метре от дороги и в 20 метрах от автомобиля. Другой шар начал кружиться над автомобилем. Внешние контуры объектов из-за яркого блеска казались расплывчатыми. Время от времени они оказывались опоясанными кольцами, подобно планете Сатурн. Навстречу джипу из объектов иногда выстреливали световые лучи. Пассажиры были весьма напуганы и кричали от страха. Фрау Мендоса приказала водителю ехать как можно быстрее. Однако от НЛО они не могли оторваться – они оказывались то совсем близко, то далеко позади. Один из шаров все время снижался к автомобилю, а другой освещал машину ярким светом. Дважды водитель приостанавливал джип — и каждый раз также останавливались шары, зависая над землей. Интенсивность излучения в это время уменьшалась.

Перед въездом в город водитель делал остановку для заливки бензина, и НЛО в это время приземлялись на 15 минут, пока автомобиль не поехал дальше. Событие продолжалось около двух часов, пока объекты не улетели при подъезде к городу Понта Поран.

«Дирижабль» в центре Петербурга, объект в Петрозаводске в 1977 году и сопровождение автомобиля двумя НЛО в Понта Поран

Примерно в конце мая - начале июня 1990 г. над городом Невель Псковской области трижды появлялся НЛО. Он наблюдался многими очевидцами с 21:30 до 21:45, неожиданно возникая в воздухе. Объект перемещался влево на 30-35 градусов, где также неожиданно исчезал. Цвет объекта был перламутровый, форма линзообразная, без каких-либо деталей. Казалось, он пульсировал, поочередно вытягиваясь то в горизонтальной, то в вертикальной плоскости. Один из очевидцев сообщил, что в подзорную трубу было видно, как поочередно затягивались дымкой противоположные стороны, что и создавало подобный эффект. Также наблюдались иллюминаторы и дверь (Записано со слов Светы Кондратьевой).

Набросок пульсирующего НЛО художник изобразил со слов очевидицы

«Висящий» в небе световой столб художник видел из окна своей комнаты в январе 1984 года. Столб над Петербургом «провисел» около часа, а «корона» над телебашней светилась всего пять минут

Шар, медленно всплыв, осветил часть поляны двумя лучами. Наблюдение неопознанного объекта 15 декабря 1984 г. в Ленинградской области, западнее Луги НЛО в городе На «крыше мира». Памир, 1981-82 г.г.

КАРТИНЫ НЕИЗВЕСТНЫХ ПОДВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

К НПО можно отнести подводные объекты неизвестного происхождения, такие как передвигающиеся со значительно превышающими возможности самых современных подводных лодок характеристиками, дистанционно влияющие на функционирование техники и вооружения, механически воздействующие на погружаемую в глубину технику и морские суда. Вылеты неопознанных объектов из-под воды наблюдаются не только в морях и океанах, но и во внутренних водоемах.

Август 1970 года. Камчатка. Кроноцкое озеро. Свидетельствует океанолог Агарков, который руководил гидрологической разведкой на этом озере: «В один из августовских дней в хорошую погоду мы вчетвером, находясь в моторной лодке на озере, вдруг увидели, как в одном километре от нас образовался купол вздымающейся воды, из которого вылетел овальный объект серого цвета диаметром 40-50 м. Объект медленно поднялся на высоту 200-250 м под углом 70-80 к горизонту и, несколько приблизившись к лодке, неподвижно завис. Двигатель лодки сразу перестал работать. Мы все были испуганы и минуты полторы находились в оцепенении, а потом решили двигаться к берегу на веслах. Через некоторое время объект рванулся с места и с очень большой скоростью понесся в сторону океана, после чего лодочный двигатель снова заработал».

Одно из первых документально подтвержденных сообщений о наблюдениях неопознанных летающих объектов над водной поверхностью в России относится еще к XVII веку. Интересные сведения изложены в донесении очевидцев властям из Кирилло-Белозерского монастыря. В нем говорится, что 15 августа 1663 г. над деревней Робозеро (нынешняя Вологодская область) с севера появилось странное светящееся тело диаметром около 40 аршин, которое с сильным шумом на малой высоте медленно двигалось в южном направлении. Из его передней части на озеро, находившееся рядом с деревней, были направлены два луча. Оказавшись над самим озером, пылающий шар внезапно исчез, а потом появился вновь, но уже в 0,5 км юго-западнее того места, где исчез. Вскоре он опять исчез и появился в третий раз на удалении 0,5 км западнее последнего места. Здесь он стал меркнуть и совсем пропал. При попытке приблизиться к нему на лодке крестьяне испытали сильный жар, а дно озера было освещено на глубину 8 м. Общая продолжительность наблюдения загадочного тела составила 1,5 часа. После исчезновения 30-метрового огненного шара некоторое время на поверхности воды оставалась бурая пленка, похожая на ржавчину.

Феномен загадочных свечений в океане известен давно. Можно привести несколько показательных сообщений. 16 июля 1864 г. Южно-Китайское море, Сиамский залив. Вахтенный Тимофеев с клипера «Вестник» ночью на входе в залив заметил впереди по курсу у горизонта два ярких, пульсирующих световых пятна. Он направил корабль между световыми образованиями. Это были светящиеся и вращающиеся в разные стороны колеса в виде 10-12 изогнутых лучей двадцатиметровой толщины, наполовину выходящих из воды. Когда они остались за кормой, впереди и слева было замечено ещё одно светящееся, вращающееся колесо, но только меньших размеров. Общее время наблюдения около 20 минут.

15 мая 1879 г. Персидский залив. Ясной ночью, около 9 вечера, капитан английского военного корабля «Vulture» наблюдал необычное явление. Он заметил светящиеся колебания в воде. Они двигались с большой скоростью и проходили под судном с юго-запада. Взглянув на восток, он увидел нечто, похожее на вращающееся колесо со светящимися спицами, а на западе – такое же колесо, вращающееся в противоположную сторону. Светящиеся волны находились довольно глубоко под водой и освещали белые днища судов, проходящих вдали. Это удивительное зрелище продолжалось около 35 минут.

4 апреля 1901 г. Персидский залив. Экипаж корабля «Кильве» утром в течение 15 минут наблюдал светящиеся круги на небольшой высоте над поверхностью моря, возникающие перед кораблем в виде сменяющих друг друга вспышек. Однозначного объяснения подобным световым феноменам у науки сегодня нет.

Вылет НЛО из Кроноцкого озера на Камчатке, пролет НЛО над Робозером и движущиеся светящиеся круги на поверхности океана

КАРТИНЫ НЕИЗВЕСТНЫХ СУЩЕСТВ  

Этот случай произошёл на Памире в 1980 г. на Гиссарском хребте у реки Сиама. Владимир Маланичев вспоминает момент, когда был в лагере в аномальной зоне. К нему явились Ангелы. Во время общения они меняли свой образ в зависимости от того, как он на них смотрел. Сначала он увидел человекоподобных существ, с большими раскосыми глазами. Одно из них потом было с его слов нарисовано художником Потаповым.

Когда они совершали движения рукой или головой, вокруг их тела возникало колебание яркой ауроподобной голубой среды. Когда они летели и приземлялись, позади их были голубые всполохи-ленты, похожие на крылья.

Владимир помнит очень интересный образ существа, будто это была какая-то святая с наклоненной головой и рукой, прижатой к груди. Ничего плохого и отрицательного он не ощущал. Они были прекрасны и изумительны, имели красивые лица. Он чувствовал внимание, любовь, полностью им доверял. Он словно знал, что они здесь для выполнения какой-то важной задачи.

Портрет существа, посетившего лагерь группы йогов на Памире. Голова без волос, вместо бровей кожистая складка. Оно ходило по лагерю, наклонялось и заглядывало в палатки. У всех без исключения осталось впечатление, что это была именно женщина и невиданной красоты

Памир, 1981 год. В ночь с 8 на 9 августа дежурные по лагерю исследователей «снежного человека» наблюдали, как существо, в руке которого был светящийся шар, в течение трех минут ходило за кустами, не реагируя на людей, и незаметно исчезло.

В том же районе несколькими годами раньше группа геологов поздно вечером наблюдала за восемью фигурами. Исследователям показалось, что это были монахи в капюшонах. Они вышли из скалы, неся в руках светящиеся шарики, напоминающие свечи. Спустившись со склона, фигуры внезапно растаяли.

Памир, 1982 год. Группа энтузиастов, занимающихся поисками «снежного человека», находилась в ущелье реки Сиамы. По их предположению, это существо жило где-то рядом с лагерем, и оно неоднократно наблюдалось в предыдущие годы. Во время ночного дежурства по лагерю две женщины мысленно обратились к нему с пожеланием добра и просьбой показаться им. В ответ они услышали звук, напоминающий потрескивание ломающегося бамбука. Затем показалась массивная фигура, которая, не спеша, пересекла лагерь и скрылась в кустах. В тот же момент оттуда вышла высокая человеческая фигура спортивного телосложения и, проследовав через лагерь, скрылась в том же месте, где перед этим появилась первая. Странным было то, что они не переступали через оттяжки, проходя перед палатками.

Существо со светящимся предметом в руке и две картины фигуры, наблюдавшейся двумя женщинами на Памире

Случилось это в 1985 году. Героем событий был питерский шофер Александр, обеспечивавший в то время автомобильные ралли на Карельском перешейке. Он дежурил на трассе соревнований автогонщиков в Ленинградской области недалеко от Приозерска, и отмечал проезжающие мимо автомобили участников.

Вдруг он почувствовал желание выйти из машины и направился в лес, где что-то привлекло его внимание. Увидел свет, принятый им поначалу за фары сошедшего с трассы автомобиля. Выйдя на лесную поляну, он увидел прямо перед собой светящееся облако, из которого возникли три высокие фигуры. Облако они называли «зоной». Высокий рост (для сравнения – рост Александра 1,8 м.) и необычные одеяния выдали чужаков.

Телепатически они передали Александру, что забирают его с собой, поскольку он подходит для эксперимента. Александр не согласился, сославшись на свою жену, которая будет беспокоиться. Пришельцы скрылись, будто их и не было, при этом сообщив, что жена скоро уйдет от него и у нее родится ребенок от другого человека.

Шофер поспешил на трассу, чтобы рассказать о необычном происшествии друзьям и с сомнением качал головой, ведь ничего в его судьбе не предвещало развода. Но всего через несколько месяцев все в его жизни пошло по-другому, совсем так, как предсказали «пришельцы». С того самого дня их отношения с женой дали трещину, она ушла к другому и в ее новой семье появился ребенок.

Встреча с тремя фигурами в лесу Необычное существо видели в августе 1984 года на Таймыре. Его рост превышал три метра. Он спокойно прошел рядом с вездеходом. Для сравнения рядом с Таймырским существом нарисован человек

КОНТАКТ ВИКТОРА КОСТРЫКИНА

В ночь с 6 на 7 июля 1968 года Виктор Кострыкин добрался до горного селения Хуштосырт, что в Чегемском ущелье под Нальчиком. От села поднялся на альпийские луга за Чегемскими водопадами. Именно в этой части неба нередко он видел НЛО. Ближе к вечеру разместился на копне.

Было около трех часов ночи. Вдруг он увидел отвесно падающий метеорит, необычно яркий. Затем яркость пропала и дальнейшее снижение продолжалось почти рядом. От неожиданности он поднялся, ошарашенный зрелищем, а затем сел на копне, почему-то в ожидании взрыва. В тишине бдительность мобилизовалась. Со стороны леса почувствовал наводящий ужас взгляд. Ему показалось, что он увидел горящего человека, и бросился наутек.

Но Виктор был остановлен. Услышал, что его зовут, и пошел на зов. За пригорком на площадке стоял огромный дискообразный аппарат, словно сверкающая ракушка. По его периметру светились иллюминаторы.

Виктора встретило существо, похожее на человека. Одежда светлая, а от головы и кистей рук исходило свечение, особенно заметное вне корабля. Фигура стройная, худощавая. Движения замедленные и величественные. Жестом его пригласили войти. Внутри корабля были еще четыре фигуры. Все одинаково одеты и похожи друг на друга, как братья-близнецы. Головы большие и вытянутые. Крупные глаза разнесены под углом. Никакой враждебности и любопытства с их стороны не было.

Кострыкину предложили выйти из аппарата. Пейзаж оказался иным, чем при встрече. Долина была окружена величественными горами. Была глубокая ночь, мерцали звезды. Ему указали на камень в стороне, и он сел на него. Существа удалились. Метрах в десяти от Виктора, прямо напротив, вдруг возникла громадная фигура, состоящая из самого мрака. Человекоподобное существо было мохнатое и напоминало мешок с ногами, головой и руками. Черное существо двинулось прямо на него, вытянув страшные руки вперед. Тело Виктора оцепенело, руки и ноги оказались парализованными. Произнес вспомнившуюся молитву, и это чудовище остановилось. Но, немного постояв, черная громадина вновь рванулась вперед. Произнес молитву на мусульманском. Существо остановилось. Но, поскольку он умолк, оно снова неуклюже двинулось в его сторону. Снова призвал Бога на помощь, и чудовище снова стало, как вкопанное. Как только он умолк, оно вновь настырно двинулось на него, поднимая в его сторону мохнатые руки. Тогда он произнес: «Отче наш, иже еси на небесах».

Вдруг левее над грунтом возникла яркая светлая точка. Она начала увеличиваться и, достигнув размера апельсина, образовала фигуру существа. Рост выше человеческого, изящное, все состоящее из ровного, неугасающего света. Грациозные контуры просматривались четко, детали сливались. Все было, как у человека, за исключением головы – она была похожа на молодой месяц. Светлое существо напоминало и птицу, и человека. Когда оно выпрямилось полностью, то черное существо бесшумно грохнулось о землю.

Перед Виктором стояло само совершенство из света. Красивым жестом оно предложило подняться чудовищу. Как только «мешок» встал, тотчас существо из света приняло позу готовности и, оторвавшись от земли, устремилось по дуге к черному. При этом оно вытянулось и стало описывать спиральные окружности над ним, свернув ему шею и ноги одновременно. Окольцевало его, скручивая световую спираль, расчленяя черного, сжимая и увлекая в круговорот. Это вращение сопровождалось шелестом, напоминающим хлопанье флага на ветру. Грандиозное зрелище борьбы было похоже на фантастическую галактическую картину.

Эти две фигуры были участницами сцены борьбы добра и зла, которую показали В. П. Кострыкину хозяева НЛО, вступившие с ним в контакт

Николай Потапов умер в июле 2009 года на семьдесят шестом году жизни, ровно пять лет назад. Уникальность вклада художника в уфологию состоит в стремлении донести столь важную информацию посредством написания картин для наиболее полного восприятия случаев наблюдения аномального. Кропотливая работа Николая как с очевидцами, так и с красками, дала потрясающий результат. Многие случаи наблюдения НЛО визуализированы в такой степени, что на события можно смотреть практически глазами реального наблюдателя. Его произведения, несомненно, привлекают своей живостью и правдивостью. Неутомимый исследователь по-своему, по-особенному раскрыл мир непознанного, сделав картины неотъемлемым инструментом его познания.

Использованная литература:

«Аномалия+», приложение к информационно-аналитическому сборнику Ассоциации «Экология Непознанного» «Аномалия», № 1, 2010 г.Бурмистрова Л., Мороз В. – «Пришельцы. НЛО», Москва, «Эксмо», 2002 г.Брыкина Ирина – «Петербуржец подглядел, кто кормит снежного человека», www.kp.ru, 23 октября 2006 г.«Всё состоит из свёрнутых в сферу элементов и сохраняется вечно…», «Аномалия», № 20, 2009 г.«В Питере осели пришельцы из космоса!», anomalia.spb.ru, раздел «Вселенские новости», 10 июля 2002 г.Герштейн Михаил – «Заблудившиеся во времени», Москва, «Современник», 1999 г.Гиммельфарб Б. – «Что же изучают уфологии?», «Наука и жизнь», № 8, 1993 г.Гольц Валентин – «Тайны Памира и НЛО», Санкт-Петербург, Русское географическое общество, 2009 г.Кизилов Геннадий – «Общение с невидимыми. Полтергейст, гуманоиды, лярвы», Москва, «Алгоритм», 2012 г.Колчин Герман – «НЛО и пришельцы: Вторжение на Землю», Москва, «ACT»; Санкт-Петербург, «Сова», 2007 г.Колчин Герман – «Феномен НЛО. Взгляд из России», второе переработанное издание, Санкт-Петербург, «ЛИСС», 1997 г.Колчин Герман – «Феномен НЛО. Взгляд из России», Санкт-Петербург, «Сталкер», 1994 г.«Кто Вы, братья по разуму?», «Наука и религия», № 1, 1990 г.Левицкая Г., Кострыкин В. – «Контакты с внеземным разумом», Мурманск, МИПП «Север», 1993 г.«Николай Потапов», альманах «Аномальные явления», «АНТЕК», № 2, 1991 г.«Николай Потапов, петербургский художник: Я видел Петра I собственными глазами», «Комсомольская Правда», 08 ноября 2006 г.«Он делал зримыми секреты и сохранял время», anomalia.spb.ru, pаздел «Пси-мир», 21 октября 2009 г.Попович Марина – «НЛО над планетой Земля», Москва, СПбГПУ, 2002 г.Потапов Николай – «В кадре – нечто странное», «Terminator», № 1, 1992 г.Потапов Николай – «Монах» на горном склоне», «Аномалия», № 4, 1992 г.Потапов Николай – «Тайна, покрытая туманом», «Аномалия», № 9, 1993 г.Правдивцев В.Л., Литвинов Е.П. – «К истории изучения аномальных явлений разведкой ВМФ СССР», сборник «Тоннель», № 28, 2008 г.Сорокин Геннадий – «В поисках пришельцев», «Собеседник», № 14, 1988 г.Сырченко Татьяна – «Николай Потапов: «Откуда мы, зачем мы и куда…», «Аномалия», № 2, 1990 г.Сырченко Татьяна – «Пришельцы собрались за круглым столом», anomalia.spb.ru, pаздел «НЛО», 11 сентября 2000 г.Фефелов В. – «Мимо наших окон кто-то летает», «Красное знамя», 10 июня 2003 г.Фрагмент из интервью с Владимиром Маланичевым о контакте с Существами в аномальной зоне Памира (река Сеома, Гиссарский хребет, 1980 г.). Записано Сергеем Шпаковским.

Андрей Власов для "Украины Аномальной", 18 июня 2014 года

ufodos.org.ua

Владимир Потапов о скоростных качествах живописцев и рацио в творчестве реалистов

Потапов

Коломенский пленэр памяти Абакумова, который проходит в эти дни в нашем городе,  располагает не только к обмену творческим опытом, но и к общению. В одной из таких неформальных бесед среди участников возник спор о скоростных качествах живописцев. Художник Андрей Дроздов рассказал, что недавно ему пришлось давать мастер-класс в Туве, во время которого он написал женский портрет всего за один сеанс — примерно 2,5 часа. «А как быстро можно написать пейзаж?» — вопрос нашего корреспондента был обращен уже к Владимиру Потапову, известному коломенскому живописцу. Мастер ответил, что сам обычно пишет картины классически медленно, но маленький этюд может создать и за 15 минут: «Например, закат позволяет мобилизоваться, ты концентрируешь все силы и пишешь быстро, пока солнце не зашло, а когда в течение дня ровный свет, обычно трудно себя собрать». Заинтересовавшись прозвучавшим вопросом опытный пейзажист, член Союза художников России Владимир Потапов поделился с ИК своими размышлениями.

Владимир Потапов, Север_Солнышко заходит Владимир Потапов, Север_Солнышко заходит Владимир Потапов Летний вечер_Кенозеро Владимир Потапов Летний вечер_Кенозеро Владимир Потапов, Закат Владимир Потапов, Закат

— Насколько важна скорость в написании картины?

Мне кажется, что скоростные качества художника заложены от Бога. Может быть, это зависит и от развития. В молодости и в школьную пору я больше занимался акварельной живописью. И в принципе акварелью писал достаточно быстро и легко. В институте я даже считался лучшим акварелистом, там говорили: «все у него нормально, там у него легкий путь будет». Но когда я начал переходить на масло, то почувствовал сопротивление материала. И, откровенно говоря, я и по сей день с этим материалом борюсь. И порой устаю и думаю, что это вообще не моя профессия. Может быть, бросить? Но это просто мысли такие проскальзывают, бросить уже невозможно. Видимо, это сидит в крови. Ты встаешь и сразу смотришь: какое небо за окном, какая погода, как там красиво смотрятся дома. То есть, это уже образ бытия и, мне кажется, бросить мне уже не по силам.

Так вот, что касается масла. Если я пишу большую картину в масле, то я относительно долго работаю. Потому что я очень большое внимание уделяю рисунку. Вот с Мишей Абакумовым мы как-то раз разговаривали относительно скоростного начала. Он говорит: «Художник должен писать быстро, как Коровин». Я отвечаю: «А как же тогда Серов? Серов ведь не хуже писал, чем Коровин». Он мне в ответ: «ну… Серов сидением брал». Я в душе где-то с ним не согласился, а сказал ему: «по мне, так без особой разницы, важно, чтобы в итоге был хороший результат. Может быть, один десять замечательных работ напишет. Другой — одну замечательную работу. Будем все равно судить по лучшей работе. Она у кого будет? Может, у того, кто быстрее пишет, может, у того, кто медленнее. Это уже от таланта и других каких-то специфических особенностей зависит».

Владимир Потапов, Старая улочка в Коломне Владимир Потапов, Старая улочка в Коломне Владимир Потапов, Север_Зехново Владимир Потапов, Север_Зехново Владимир Потапов, Коломна_Никола на посаде вечером Владимир Потапов, Коломна_Никола на посаде вечером

Потом мы с Абакумовым снова вернулись к этому вопросу, хотя я его сам не поднимал. Миша мне и говорит: «Вот Цыплаков (Он считается «корифеем» у московских живописцев. И многие наши художники учились у него в мастерской. Он считался лучшим педагогом и лучшим живописцем советского периода) говорил, что «если художник пишет медленно и хорошо — это хорошо, а если хорошо и быстро — это очень хорошо!».

Я когда ставлю себе какую-то жесткую задачу, например, «нужно написать быстро этюд», то тогда пишу быстро, а так я классически медленно пишу и больше стараюсь работать с цветом…

И проблема цвета – чрезвычайно сложная и тонкая. Приходится какие-то вещи или перерабатывать, или писать сосредоточенно и внимательно. Если ты пишешь «от куска», «от пятна», alla prima, т.е. потом уже не поправляешь, то в такой системе ты стараешься держать эту систему (картину) визуально, чтобы она у тебя в зрительном ощущении не разрушалась. Ты должен с самого начала видеть эту картину завершенной и вести ее последовательно. Ты пишешь, как по живой натуре, и смотришь: как солнечное пятно работает, как полутональное, как теневое, как рефлексное. И это требует внутренней собранности и поэтому в такие моменты идет большой расход энергии. Еще ты должен следить внимательно: если солнышко зайдет, то тогда ты уже другие краски увидишь. Вот такие перерывы между нужным освящением в какой-то степени сбивают тебя. Потому что когда ты настраиваешься на внимательное восприятие, на ощущение гармоний, то ты уже весь мобилизован, а в период остановки у тебя происходит «разжижение» внимания и поэтому тебе снова приходится мобилизоваться, и снова, и снова. И вот эта высокая самоотдача мне по душе. Но мне кажется, тоже самое было и у других…

Владимир Потапов, Осень_Никола на посаде Владимир Потапов, Осень_Никола на посаде Владимир Потапов, Береза в брусенском Владимир Потапов, Береза в брусенском Владимир Потапов, Коломна_Вид из окна мастерской Владимир Потапов, Коломна_Вид из окна мастерской

Вот например, Сезанн медленно писал картины, особенно в поздний период. Вроде бы ранний у него был быстрый. Не знаю, как Клод Моне, видимо он очень быстро писал. Потому что смотришь, у него такое легкое письмо. Но правда, он тоже чрезвычайно внимательно писал: солнышко заходит, он все бросает и прекращает писать. И обязательно старается, чтобы цвет в цвет, тон в тон. То есть, это супер сложная работа. Это работа, основанная на эмоциях, на чувстве, то есть это нельзя проанализировать. Это какая-то единая цепь или субстанция, которая если разрывается, то ты должен снова как-то в своих ощущениях восстановить и вести. И вот я в своем понимании и моей заинтересованности на этот день, считаю, что это самое сложное, самое интересное и самое долговечное и вечное. Это через цвет выражены наши ощущения, наши ощущения красоты, гармонии, любви. И по мне, так вот это и есть искусство.

Если художник хочет своей картиной сказать «будь ты добрым, хорошим и еще каким-то», и после этого берет для изображения какой-то евангельский сюжет, то такое рациональное начало может где-то загасить эстетическое. Или эстетическое может не отвечать самой мысли. На сегодняшний день, мы вроде бы уже пронизаны всеми знаниями морали: православной и католической. И ты, уже зная, кто ты есть и что тебе нужно писать, большее внимание уделяешь формальному началу, чтобы формальное начало, живописное, гармоничное, вечное преобладало. То есть, может будет и другая эпоха, может будет другая вера, но твои живые человеческие ощущения, которые рождаются внутри человека и передаются только человеку останутся. Искусство ведь не существует вне человека. Вот это начало — крайне сложное, но являющееся истиной для человека, и ему, наверное, имеет смысл отдать все свои силы. Но это одна из ипостасей изобразительного искусства.

Владимир Потапов, Ирисы Владимир Потапов, Ирисы Владимир Потапов, Полевые цветы Владимир Потапов, Полевые цветы Владимир Потапов, Сентябрьский стог Владимир Потапов, Сентябрьский стог

В большинстве случаев художники, да и я сам так делаю, создавая композицию, вкладывают в нее рациональную мысль. Например, «самолетики», или «крестьянка доит корову или стрижет овцу», или ты какой-то натюрморт организуешь (правда, в натюрморте тоже больше эстетического, чем мысли какой-то). За что ругают абстракционисты реалистическое искусство? За то, что в реалистическом искусстве много рационального, мы можем просчитать какие-то вещи. Как-то раз ко мне на выставке в Жуковском подошла одна женщина (по видимому математик или инженер). И говорит: «всю вашу художественную эстетику можно оцифровать, переложить на цифры». Я отвечаю: «ничего подобного!».

И уже после начал размышлять на эту тему: «а что в моем творчестве рациональное?». Можно продумать композицию, можно определить пропорции, можно просчитать пространство, но гармонию ты уже не посчитаешь. И поэтому, когда ты пишешь, порой даже пытаешься отказаться от рисунка, чтобы не было рацио, чтобы была «бесстержневая» эмоция. Вот такой интересной вопрос! То есть может быть рацио больше, может быть рацио меньше, может быть, оно вообще отсутствует. Но все равно художник закладывает какую-то мысль. Может быть она так сразу и не читается, но все равно мы даже и чувства наши все время пытаемся как-то обосновать логически. И рациональное начало все равно присутствует. Но здесь границу четко не проведешь, правда?

Владимир Потапов, Золотое поле Владимир Потапов, Золотое поле Владимир Потапов, Север_Вечер на Кенозере Владимир Потапов, Север_Вечер на Кенозере Владимир Потапов, Осень Владимир Потапов, Осень

 

Похожее: Международный уровень — новая традиция коломенских пленэров!

В Колону приедут художники из Японии, Сербии и Черногории

 

 

 

kolomna-art.pro

Живопись жива! - художник Потапов Владимир

Живопись жива
Художник Владимир Потапов о том, можно ли быть современным художником с кисточкой в руках

Как вы заинтересовались темой смерти / перерождения живописи в современном искусстве? Что вас подтолкнуло к этому: какие-то теоретические работы, высказывания других художников или художественный проект? В общем, с чего все началось?

 

Тема живописи чрезвычайно остро стоит на повестке дня в нашем совриске и вообще в мире. Буду о нашем. Живопись — это такая грешница, которая занимается постыдном делом и за это постоянно подвергается обструкции и всяческим издевательствам. Надо сказать, что весь снобизм отечественного совриска нацелен именно на живописцев, над ними всячески глумятся. Живопись для большинства (говорю исключительного из своего опыта) — это такое салонно-ремесленное нечто, что не заслуживает ни внимания, ни тем более вникания. Это фон. Изначально меня поставило в тупик именно это: художественный дискурс номинально толерантен к различного рода меньшинствам, например, но живопись, которая в современном искусстве и есть меньшинство, просто игнорирует. Сегодня это самое маргинальное медиа, положение которого во многом связано с его советской историей, когда оно было сугубо идеологическим. По факту живописец теперь должен пройти семь кругов ада, чтобы как-то встроиться в отечественный совриск, чтобы его заметили и приняли. Вы знаете, сколько «у входа» топчется живописцев, которые готовы пройти чистилище в виде ИПСИ, Родченко и иже с ними? Сотни! При этом то, что сегодня происходит в молодом искусстве, можно назвать некоторой оттепелью. А вот пять лет назад с тобой никто бы не разговаривал, если бы ты обмолвился словом на букву «Ж».

Большая часть российского совриска заражена леворадикальной близорукостью, которая по-прежнему видит живопись как буржуазный атрибут. Это печально и жутко архаично.

А если строго, то живопись — это прежде всего язык с чрезвычайно богатой историей. Освоить последнюю — первый шаг к осмыслению медиума. Что касается меня, то мне интересна идея ее реабилитации. В каждом своем проекте я пытаюсь представить язык живописи по-новому, дистанцироваться от вязких клише, окружающих ее.

Безусловно, живопись требует основательной ревизии. Ее накопленный опыт создает сильную инерцию, а статус академической дисциплины не позволяет ей естественно обновляться. Настало время пересмотреть весь ее конструктор, перебрать «детали» и собрать вновь.

 

www.potapovvv.com

Художник Потапов Владимир

Память на заказ

Владимир Потапов, художник и куратор, — имя относительно новое, но уже хорошо известное на столичной арт-сцене. Неслучайно его персональная выставка входит в совместную программу Московского музея современного искусства и модной галереи «Триумф» под говорящим названием «Молодые львы». Потапов в проекте «По памяти» в самом деле с львиным остервенением сдирает кожу с тушки отечественной истории. Вернее, с ее мифологизированной мумии.

 

Вообще-то главная сфера интересов Владимира Потапова — исследование жизни картины после ее объявленной смерти. И «пространственная живопись» (распадающееся и возвращающееся в зависимости от движения зрителя изображение на прозрачных пластинах), и «бесконтактная пигментная живопись» (картинка, будто бы сама собой проступающая на белой поверхности), и фильм-интервью «Ни возьмись», в котором экспертов подталкивают признать гибель живописи как таковой, — это эффектные, но эскапистские опыты. Тем не менее в самых формальных экспериментах художника наличествовали очевидные социальные мотивы. А были и прямые политические высказывания вроде инсталляции, посвященной терактам в родном Волгограде, или подготовленной уже в качестве куратора выставки к 20-летию событий в октябре 93-го. Поэтому проект «По памяти» — и про картину вообще, и про разные артистические техники, и про форматы и объемы. А при этом — отклик на самые горячие общественные дискуссии. И жалко, если из-за летних вакаций он останется незамеченным, даже несмотря на музейный статус.

Потапова можно даже обвинить в газетной иллюстративности, если не учитывать многодельность работ, которые не создаются в один день. Судите сами. Министр культуры грозит уволить главу федеральных архивов за… борьбу с фальсификацией событий Великой Отечественной, выступая за неприкосновенность нас возвышающего обмана. Но панфиловцы — это всего лишь деталь в развесистой лжи советской военной истории. Нас учили и учат, что «красный день календаря», 23 февраля, — дата победы новорожденной Красной армии над кайзеровскими войсками под Псковом и Нарвой. Что абсолютная фикция, достойная кисти мастеров студии Грекова, но не строк учебника.

Потапов — художник, оттого он создает гигантское (3,8х6 м) полотно «Победа под Псковом», нарочитый постмодернистский пастиш, набор цитат из русской и совет­ской баталистики. Тут есть и крестьянский мальчик с пикой, и советские солдаты, и матросы, и французский гренадер, и немецко-фашистский захватчик, и Сапун-гора, и Мамаев курган (куда ж теперь без них!), и Брюллов, и Дейнека. Нет только псковских красноармейцев и самого Пскова — вместо тамошней крепости изображен замок Нарвы. Чтобы подчеркнуть искусственность изображенного, для картины автор выбирает формат, не вмещающийся в музейный зал: она выставлена под наклоном, да еще с обрубленным верхом. Миф всегда больше реальности. Куда уж доходчивей! В пресс-релизе написано, что полотно найдено в запасниках Псковского краеведческого музея (не существующего в природе), где провело около сорока лет, и собственноручно отреставрировано Владимиром Потаповым. И уже хочется попенять художнику за лобовую шутку. Однако псковские СМИ сразу же после вернисажа сообщили о бесценном открытии столичного патриота и даже собирались брать у него интервью. А вы говорите, что современное искусство со своей больной фантазией далеко от народа.

Или вот еще другая часть проекта «По памяти» — превращенная в объект живописная серия на картонных листах открыточного формата «Памя

www.potapovvv.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта