Светлая сказка со зловещими подробностями. Порет алиса картины


Порет Алиса Ивановна (1902 − 1984) — Интернет-журнал «Лицей»

Алиса Порет. Золотой Бах

  Живописные и графические произведения  Алисы Порет хранятся в ведущих музеях России.

Алиса Порет. Приготовление к свадьбе. 1940 год

  •    Алиса Порет, живописец, график, книжный иллюстратор, родилась в 1902 году в Петербурге, училась в школе общества поощрения художников (училище св. Анны). В 1920-е годы Порет училась в Академии художеств у К. Петрова-Водкина, потом, в 1925 году, перешла в мастерскую Павла Филонова и работала там до 1941 года, став членом ленинградского общества МАИ (школа Филонова). В 1920-е − 30-е годы она была близкой знакомой писателя Даниила Хармса, он считал ее своим верным партнером. «Художница Алиса хитрее Рейнеке-Лиса», − любил он повторять. Ее квартира была своеобразным литературно-художественным салоном.  Вот, что она писала в своем дневнике: «Он открыл мне веселье, смех, игру, юмор». Алиса Порет познакомилась с Хармсом в Детском отделе Госиздата в Ленинграде. Ей предложили проиллюстрировать его книгу «Иван Иванович Самовар». Она такж стала его соавтором. Они вместе придумывали детские стишки, загадки, потешки. Общалась Порет и с друзьями Хармса по группе ОБЭРИУ − А.Введенским и Н.Олейниковым. Алиса Ивановна сотрудничала с детскими журналами «Чиж» и «Ёж».

     Алиса Порет.  История Марьятты. 1940 год

Алиса Порет. Невеста. 1932 год

  •  В 1933 году Алиса Порет вместе с коллективом Филонова участвовала в иллюстрировании «Калевалы», вышедшей в издательстве «Akademia» (полосные иллюстрации, заставки, форзац), работала на Ленинградском фарфоровом заводе им. Ломоносова, в Торговой палате. В 1940 году она работала для Карело-финского книжного издательства над «Калевалой» для детей и юношества. С тех пор ее хорошо узнали в Карелии, куда она часто приезжала в ходе работы над книгой. В 1930-е годы Порет оформила такие книги, как «Батрахомиомахия. Война мышей и лягушек», «Кот Мурр» Э.Гофмана и др.

Алиса Порет. Сага о валсунгах. 1933 год

Алиса Порет. Иллюстрация к Калевале. 1932 год

  • Во время войны Алисе Ивановне удалось выбраться из блокадного Ленинграда в Свердловск, где она выполнила ряд художественных работ, а затем в 1945 году переехала в Москву. Она была «неудобным» для власти художником, поэтому ее несколько раз исключали из Союза художников за «формализм». Незадолго до смерти художница проиллюстрировала детскую книжку Хармса для издательства «Малыш».

Алиса Порет. Иллюстрации. 1932 год

  • Живописные и графические произведения  Алисы Порет хранятся в ведущих музеях России. В 1969 году  музей ИЗО РК  купил у нее 50 рисунков заставок и концовок к рунам «Калевалы» 1940-го года. А в 1983 году она сама подарила рисунки к «Саге о Волсунгах» музею, а позже и некоторые картины, благодаря усилиям искусствоведа С. Поляковой, которая вплоть до смерти художницы общалась с ней. В музее ИЗО РК, наряду с другими работами, хранится уникальная графическая серия «Семь смертных грехов» (1940): гордыня, зависть, скупость, сладострастие, обжорство, злоба, леность. Там же в 1992 году состоялась выставка живописи и графики Алисы Порет к 90- летию. В новейшие времена ее, наконец, признали выдающимся художником, некоторые ее работы появлялись на аукционе «Сотбис».

Алиса Порет

Алиса Порет. Художник и его моделекопирование

Заинтересовал материал? Поделитесь в социальных сетях и оставьте комментарий ниже:

Похожее

gazeta-licey.ru

Порет, Алиса Ивановна — WiKi

Биография

Родилась 15 (28) апреля 1902 года, в Санкт-Петербурге. Мать — Цецилия Карловна Рейнгольдсен (1880—1971), происходила из семьи обрусевших шведов, отец — Иван Адамович Порет (1870—1924), врач-фармацевт, работавший в заводской больнице при Путиловском заводе. Брат, Виктор Иванович Порет (1906—1973), военный врач.

В 1911—1918 годах училась в Анненшуле.

В 1918—1919 годах занималась на подготовительном отделении Художественной школы-мастерской (бывшей Рисовальной школы при Императорском Обществе Поощрения Художеств).

В 1920 г. поступила в Художественно-промышленный техникум в Петрограде, откуда в 1921 г. была переведена без экзаменов в ВХУТЕИН. Училась у А. И. Савинова, К. С. Петрова-Водкина.

В 1925 году защитила диплом во ВХУТЕИНЕ, дипломная работа — «Четверо за столом» («Игроки»), 1925.

В 1926 г. вступила в общество «Круг художников». С конца 1926 года занималась в мастерской Павла Филонова.

С 1926 г. была замужем за искусствоведом Аркадием Матвеевичем Паппе[2], овдовела в январе 1927 г.

В 1927 году, оставив «Круг», вступила в члены группировавшегося вокруг Филонова коллектива Мастеров аналитического искусства, и вместе со всем коллективом МАИ участвовала в апреле 1927 года в художественном оформлении Дома Печати в Ленинграде.

Иллюстрировала детские книги с 1925 года, с 1928 года начала работу в Детгизе (первая книга сделана в сотрудничестве с художницей Т. Н. Глебовой), работала также с детскими журналами «Ёж» и «Чиж». В 1932 г. вместе с тринадцатью другими учениками Филонова участвовала в оформлении книги «Калевала» (издательство «Academia», 1932—1933).

В 1933 г. вышла замуж за художника Петра Павловича Снопкова[3].

C 1937 по 1961 г. была замужем за композитором Борисом Сергеевичем Майзелем. Развод в 1961 г.

Во время войны, в 1942 году эвакуировалась из блокадного Ленинграда в Свердловск, вернулась в 1944 году.

С 1945 по 1984 год жила в Москве, в последние годы — на ул. Огарёва, д. 13.

Иллюстрировала детские книги, работала в живописи. В 1974 году прошла первая персональная выставка художницы в Центральном доме архитектора. В 1980 году — персональная выставка в МОССХ. Работы художницы приобретаются различными музеями страны (Нукус, Петрозаводск, Архангельск, Тбилиси).

Умерла 15 февраля 1984 года в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище (участок 58а).

Творчество

Наиболее значительным периодом в творчестве А. И. Порет считается время её работы под руководством П. Н. Филонова, с 1926 по 1935 год. В этот период написаны лучшие работы художницы.

В 1927 г. коллектив мастеров аналитического искусства (МАИ), в который вошла Порет, под руководством П. Н. Филонова работал над оформлением «Дома печати» на Фонтанке. В рамках этой общей работы некоторые художники работали по двое; так Т. Н. Глебова и Порет написали для выставки живописное панно на одном холсте, вертикально разделённом надвое. Панно А. И. Порет называлось «Нищие и беспризорники», панно Т. Н. Глебовой называлось «Тюрьма». Выставка МАИ имела широкий успех.[4] Панно Т. Н. Глебовой «Тюрьма» хранится в собрании барона Тиссен-и Борнемиса в Мадриде. Панно А. И. Порет «Нищие и беспризорники» хранится в частном собрании.

Т. Н. Глебова и А. И. Порет оформили совместно около 16 книг.[5] "Мы… писали вместе, сидя рядом, большие полотна маслом и научились рисовать, ведя карандашом с двух сторон и всё сходилось. Так же мы делали все детские книжки и рисунки для «Чижа» и «Ежа».[6]

В 1932 г. вместе с другими членами МАИ участвовала в оформлении издания финского эпоса «Калевала». C 1934 года творческое сотрудничество Глебовой и Порет прекратилось.

В конце 1920-х и в начале 1930-х гг. художница сделала не так много станковых работ, потому что филоновская техника работы точкой была крайне трудоёмкой. В это время были написаны акварельные работы:

  • «Без названия (Забытое лицо)» — портрет П. И. Соколова, (1926)
  • «Селигер» (1929) ,
  • «Формула семьи Глебовых» (1929),
  • «Хокусай» (1929—1931),
  • «Кормилица с ребёнком»(Туалет), «Летний сад», «Итальянское семейство», «Охотники» (все — после 1933 г.)[7] и др.

В послевоенный период начался совершенно иной период творчества А. И. Порет. Она создала более 200 живописных произведений. По ним невозможно представить, что когда-то она работала по аналитическому методу Филонова и была его ученицей.

В 1960 е и 1970 е гг. гг. написала ряд портретов с фотографий 1930 х гг. — «Портрет Кирилла Струве» 1964, «Портрет Даниила Хармса», «Павел Николаевич Филонов» (1966), «Художник и его модели. Автопортрет» (1958).[8].

Писала «воображаемые» портреты И. С. Баха — «Вечно золотой Бах» (1962), Велемир Хлебников (1965) Альберт Эйнштейн (1971), Пабло Пикассо (1973 «Пикассо 90 лет»)[9] и портреты с натуры — «Кира Сапгир» (1963), «Портрет Зары Долухановой» (1967), Сёстры Лисициан (1970), Портрет Наташи Шапошниковой (1972), «Семья Великановых» (1947), «Мой друг Котэ Топуридзе» (1962).

Продолжала работу по оформлению детской книги, вплоть до 1980-х гг. А. И. Порет — автор иллюстраций к первому русскому изданию «Винни-Пуха» (1960).

Дом в разрезе

В 1931 г. Т. Н. Глебова написала живописную работу : «Дом в разрезе» (другое название «Разрез нашего дома»), 1931. Алиса Порет также принимала участие в написании этой картины, но в 1946 году она отрезала от холста написанную ею часть, и её местонахождение в настоящее время неизвестно.[10]. Судьба этой картины сложилась непросто: она превратилась в две картины разных художников. Картина Т. Н. Глебовой «Дом в разрезе» хранится в собрании Ярославского художественного музея.[11]

Литературная деятельность

Алиса Порет была знакома с поэтом Даниилом Хармсом на протяжении 1928—1932 годов, во время работы в Детгизе, но не иллюстрировала его стихов или рассказов до 1980 г. В 1931 году фотографом Павлом Мокиевским была снята серия фотографий-живых картин. Даниил Хармс принял участие только в одной съёмке — «Неравные браки», в которой сняты две его фотографии с Т. Глебовой и две фотографии с А.Порет.

В 1932 году, вернувшись в Ленинград из ссылки, Д. И. Хармс пережил увлечение Алисой Порет, достаточно откровенно описав его в своих дневниковых записях.[12] В начале 1933 года Алиса Порет вышла замуж за П. П. Снопкова, «о чём Хармс узнал лишь постфактум», и вскоре Хармс и Порет навсегда прекратили всякие, даже деловые, отношения.[12]

В 1970-х годах написала о поэтах А. И. Введенском и Д. И. Хармсе свободные, и, видимо, малодостоверные воспоминания, долгое время существовавшие только в самиздате. Воспоминания были опубликованы в 1980 году В. И. Глоцером, и были написаны в жанре литературного анекдота. В кругу людей, знавших Хармса и Введенского, эти воспоминания были приняты крайне негативно: в них видели путаницу времени, искажение событий[13], Я. С. Друскин и Т. А. Липавская считали, что «ни одного слова правды нет в её воспоминаниях» .[14]

Книжная иллюстрация[15]

  • Ленский Вл. Чепуха чепушистая. Рисунки А. Порет, обложка Сергей Пожарского. Л.: Т-во «Начатки знаний». 1925.
  • Манасеина Н. И. Дети и детёныши. (Рассказы для детей дошкольного возраста). Л., 1925.
  • Скалдин А. Д. Чего было много / Рис. А. Порэт. М.; Л.: Госиздат, 1929.
  • Паперная Э. С., Карнаухова И. В. Чьи это игрушки? / Рис. А. Порет. [М.; Л.]: Госиздат, 1930. (12) с.
  • Петров В. (Кетлинская В. К.) Тринадцать октябрей. Рис. А Порэт. М.; Л.: ГИЗ, 1930.
  • Степанова М. Д. Мёд (Стихи для детей) / Рис. А. Порэт. М., Л, : Радуга, 1930.
  • Авербах А. Л., Гинзбург Л. Я. Обед в кармане / Рис. и обл. А. Порэт. М.; Л.: ОГИЗ-Молодая гвардия, 1932. 64 с.
  • Никитич Н. Кибитка — школа. М.; Л. Молодая гвардия, 1932.
  • Плотников М. А., Клычков С. Янгал-Маа. Мадур Ваза — победитель. М.; Л.: Academia, 1933.
  • Война мышей и лягушек (Батрахоминомахия) / Перевод с древнегреческого, вступит. статья и комментарии М. С. Альтмана; Иллюстрации и оформление А. И. Порет. М.; Л., 1934.
  • Сага о Волсунгах / Пер., предисл. и примечания Б. И. Ярхо, оформл. А. И. Порет. М.; Л.: Academia, 1934.
  • Лесаж А. Р. Похождения Жиль Бласа из Сантильяны: В 2 т. М.: Academia. 1935 (Переплет и суперобложка).
  • Выгодская Э. И. История Эдварда Деккера. Рис . А. И. Порэт. М.; Л.: Детиздат, 1936.
  • Выгодская Э. Алжирский пленник: Необыкновенные приключения испанского солдата Сервантеса, автора «Дон-Кихота». М.; Л.: Детиздат, 1936.
  • Гофман Э. Т. А. Повелитель блох: Сказка в семи приключениях двух друзей / Илл. Н. П. Феофилактова; Фронтиспис Н. Ульянова. Переплёт А. Порет. М.; Л.: Academia, 1937.
  • Гофман Э. Т. А. Щелкунчик и мышиный король; Королевская невеста / Илл. Л. А. Жолткевич. Переплёт А. Порет. М.; Л.: Academia, 1937.
  • Калевала / Пер. Л. Бельский. Петрозаводск: Гос. изд-во Карело-Финской ССР, 1940.
  • Высотская О. Баллады. Свердловск: ОГИЗ Свердлгиз, 1942.
  • Кузнецова А. В. Птицы (Стихи) / Рис. А. Порет. Свердловск: Свердлгиз, 1942.
  • Михалков С. В. Два барана: Стихи. М.: Худ.-эстамп. мастерская МХТ, [1944].
  • Михалков С. В. Стихи. М.: Худ.-эстамп. мастерская, 1945. 11 с.
  • Михалков С. В. Трезор / Илл. А. Порет. М.: Худ.-эстамп. мастерская МГХ, [1945].
  • Никита-кожемяка. Пересказ А. Покровской. Рис А. Порет. М.: Молодая гвардия. 1945. (Библиотека «Мурзилки»).
  • Маршак С. Я. Веселый театр / Примеч. А. Гросмана; Рис. А Порет. М.: Мол. гвардия, 1946.
  • Порет А. И. ABC (Английская азбука) . Ил. А. Порет. Л. Советский художник, 1946.
  • Бианки В. В. Мастера без топора. М.: Молодая гвардия, 1946 (1947?).
  • Маршак С. Я. Веселый театр. М.: Мол. гвардия, 1946.
  • Выгодская Э. История Эдварда Деккера. Книжка для маленьких детей. М. Сов. график, 1948.
  • Михалков С. В. Стихи / Рис. А. Порет. М.: Сов. график, 1948.
  • Михалков С. В. Трезор. М.: Сов. график, 1948.
  • Детский календарь. 1949 / Авт.-сост. Е. И. Гроздова; Илл. М. В. Артемьев, К. Н. Берман, А. И. Порет и др. М., 1948.
  • Книжка для маленьких детей. Рис. А. Порет. М. : Сов. график. 1948.
  • Тайц Я. М. Рябинка. (Сказка для маленьких детей). Рис. А. Порет. М. Сов. график, 1948.
  • Майзель Б. С. Кораблик. Детская песенка. Слова С. Я. Маршака. М. Музгиз, 1950.
  • Михалков С. В. Мой щенок. М.: Полигр. ф-ка Москворец. райпромтреста, [1950].
  • Майзель Б. С. Кораблик: Детская песенка / Слова С. Я. Маршака. М.: Музгиз, 1950.
  • Райс К. Дорожка домой. Стихи. Пер. с чеш. З. Александровой. Рис А. Порет. М. Детгиз, 1957.
  • Михалков С. В. Котёнок. Книжка — ширма. М. : Росгизместпром, 1957.
  • Белый дом и черный кот: Весёлые стихи польских поэтов / Пересказал Б.Заходер. [М.: Детгиз, 1958].
  • Тайц Я. М. Дед-Мороз. М.: Детский мир, 1958.
  • Тайц Я. М. Игрушки в избушке. Стихи для детей. М.: Детский мир, 1959.
  • Майзель Б. С. Белый дом и черный кот; Дождик / Слова Б. Заходера. М.: Музгиз, 1960.
  • Милн А. Винни-Пух и все остальные / Пересказ Б. Заходера. М.: Детский мир, 1960. 148 с.
    • Переизд.: Винни-Пух и все-все-все! / Пересказ Б. Заходера. М.: Малыш, 1970. 198 с.
  • Петишка Э. Как Мартинек заболел / Пер. с чешск. Г. Можаровой. М.: Детский мир, 1960.
  • Биссет Д. Забавные истории. Реджи и Блэки. Бинки и его полосы. 1961.
  • Альбатрос и черепаха / Пер. Е. Селезневой. М.: Детский мир, 1961.
  • Бжехва Я. На Горизонтских островах. М.: Детский мир. 1961.
  • Токмакова И. П. Подарки. Стихи. М.: Детский мир, 1962.
  • Сапгир Г. В. Живая одежда. Стихи для младшего школьного возраста. М.: Детский мир. 1962.
  • Селезнева Е. Котенок, который хотел быть тигром / Рис. А.Порет. Л.: Детский мир. 1963.
  • Мошковская Э. Не пора ли на урок? М.: Советская Россия, 1963.
  • Сапгир Г. В. Сказка звёздной карты. М.: Детский мир, 1963.
  • Яковлев Ю. А. Воробей-Воробыш. М.: Детский мир, 1963.
  • Грибачёв Н. М. Рыжий. М.: Малыш, 1964.
  • Меерович М. А. Весёлые картинки. Девять детских пьес для фортепиано. М.: Музыка, 1964. .
  • Лайко А. В. Весёлые ножницы. М.: Малыш, 1965.
  • Прокофьев С. Л. Сказка о твоих ботинках. Книжка-картинка. М.: Малыш, 1965.
  • Сапгир Г. В. Весёлые ножницы. М.: Малыш, 1966.
  • Михалков С. В. Котята. Книжка-картинка. М.: Малыш, 1967.
  • Михалков С. В. Котенок. М.: Малыш, 1969.
  • Лайко А. В. Хорошие друзья. М.: Малыш, 1970.
  • Маршак С. Я. Автобус № 26: Смеш. азбука. М.: Малыш, 1971.
  • Колпакова Н. Скок-Поскок: Книжка-картинка. М.: Малыш, 1972.
    • Переизд.: 1973, 1974 и др.
  • Заходер Б. В. В гостях у Винни-Пуха: Книжка-игрушка. М.: Малыш, 1975
  • Колпакова Н. П. Ехали дорожками. Стихи. М. Малыш. 1975.
  • Котик-коток: Русские народные потешки: Книжка-игрушка. М.: Малыш, 1976
  • Чичинадзе Г. Бантик: Картонная книжка-ширмочка / Пер. с груз. В. Приходько. М.: Малыш, 1976.
  • Баю-баю Василек: Русские народные потешки и колыбельные / Собр. и обраб. Г. Науменко. М.: Малыш, 1977.
  • Левин В. Кошки-мышки: Стихи. М.: Малыш, 1978.
  • Хармс Д. Загадочные картинки: Стихи и проза. М.: Малыш, 1980.
  • Милн А. Винни-Пух и все, все, все / Пересказ. Б. Заходер. Ашхабад: Магарыф, 1985.
  • Война мышей и лягушек. М.: Эксмо-Пресс, 2000

Книги, проиллюстрированные в соавторстве с Т. Н. Глебовой

[16]

  • Введенский А. Железная дорога: Стихи / Рис. А. Порет. Л.: ГИЗ, 1929
  • Введенский А. Летняя книжка / Рис. А. Порет. Л.: ГИЗ, 1929
  • Дети Индии / Рис. А. Порет. [Л.]: ГИЗ, 1929
  • <Заболоцкий Н.>. Как победила революция / Рис. А. Порет. М.: ГИЗ, 1930. 2-е изд. М.: ГИЗ. 1930; 3-е изд. М.: Молодая гвардия,1931.
  • Маршак С. Мачты и крылья / Илл. Т. Глебовой и А. Порет. М.; Л.: ОГИЗ; Молодая гвардия, 1930
  • Миллер Я. (Н. Заболоцкий). Гражданская война / Илл. А. Порет. Л.: ГИЗ, 1930
  • Паперная Э. Выставка богов / Рис. А. Порет. Л.: ГИЗ, 1930
  • Паперная Э., Карнаухова И. Чьи это игрушки? / Рис. А. Порет. Л., 1930
  • Высоковский К. Ехали ребята / Рис. Т. Глебовой. М.; Л.: ГИЗ, 1930
  • Миллер Я. (Н. Заболоцкий). Как мы отбили Юденича / Рис. Т. Глебовой. М.: ГИЗ, 1930.(Переиздание: М.; Л.: ОГИЗ; Молодая гвардия, 1931)
  • Бармин А. Способ огня / Рис. Т. Глебовой. M.: ОГИЗ; Молодая гвардия, 1931
  • Боронина Е. А. А можно ли? / Рис. Т. Глебовой. М.; Л.: ОГИЗ; Молодая гвардия, 1931

Коллективная работа МАИ[17]

В 1932 году П. Н. Филонову издательством «Academia» было предложено иллюстрировать финский эпос «Калевала»; он согласился, при условии, что иллюстрировать книгу будет коллектив его учеников, под его художественным руководством. "Работа велась строго по принципу аналитического метода П. Н. Филонова <…>Работали каждый у себя дома, два раза в неделю собирались у П. Н. Филонова. <…> Наибольшее количество иллюстраций сделала А. Порет. Много сделал М. Цыбасов. Некоторые успели сделать только по одной картинке. "[18]

  • Калевала. М.; Л.: Academia, 1932. (Переиздание: 1933).

Суперобложка первого издания (коллективная работа): Т. Глебова, А. Порет, Е. Борцова, К. Вахрамеев, С. Закликовская, П. Зальцман, Н. Иванова, Э. Лесов, М. Макаров, Н. Соболева, Л. Тагрина, М. Цыбасов.

Форзацы: Т. Глебова, А. Порет.

Титульные листы: левый — А. Порет, правый — Т. Глебова.

Иллюстрации А. Порет: С.8 — заставка «Лес и звери»; С. 13 — заставка; С. 20 — заставка; илл. постраничные на с. 32-33; С. 106 — заставка; С. 125 — заставка; илл постраничные на С. 136—137; С. 182, С. 193, С. 213, 218, 222, 227, 233 — заставки.[19]

Работы находятся в собраниях

См. также

Литература

  • Алиса Порет. Воспоминания о Данииле Хармсе / Предисловие В. Глоцера // Панорама искусств. Вып. 3. М.: Сов. худож., 1980
  • Алиса Порет. « Как я стала художником детской книги». / Художники детской книги о себе и своём искусстве: <Сб.> / Зап. и коммент. В.Глоцер. М., 1987. С. 209—216.
  • Т. Н. Глебова. Воспоминания о Павле Николаевиче Филонове / Публ. Е. Ф. Ковтуна // Панорама искусств. Вып. 11. М., 1988, с. 108—127
  • Алиса Порет рассказывает и рисует: Из альбома художника / Публ. В. Глоцера // Панорама искусств. Вып. 12. М., Сов. Худож., 1989, с. 392—408
  • Дневниковые записи Даниила Хармса / Публ. А.Устинова и А. Кобринского // Минувшее. Исторический альманах, № 11. М., 1991, с. 417—583 (упом. А. И. Порет см. по указ. имен)
  • Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16: Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. Издание подготовила Елена Спицына: В 2-х ч. LA (USA), 2010.С. по указ.
  • Алиса Порет. Записки, рисунки, воспоминания. М.: Барбарис, 2012
  • Алиса Ивановна Порет (1902—1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания. М.: Галеев-галерея. 2013.

Примечания

  1. ↑ АртРу.инфо — Персоны — Порет (Порэт, Поррет) Алиса (Алиса-Екатерина-Ада) Ивановна
  2. ↑ Паппе, Аркадий Матвеевич (1891—1927), научный сотрудник Эрмитажа. См. о нём в письме А. Н. Бенуа Ф. Нотгафту от 31 января 1927 г.: «Сегодня же получил от Вас ужасно огорчившую меня весть — о смерти нашего милого, всеми нами любимого Аркадия Матвеевича. Не могу прийти в себя и поверить. Так и вижу его темноватое лицо, робкую улыбку, добродушные глаза, поглядывающие через очки, все его манеры, в которых неизменно выражалась чрезвычайная готовность быть полезным и какая-то юношеская застенчивость. Слышу и его сипловатый, глухой голос, его своеобразный смех. Это большая потеря для нас и для всего Эрмитажа. Это был надежный представитель того молодого поколения, на которое придется оставить наше великое дело. Так мало этих вполне надежных людей, особенно в наше время, требующее напряженных и непосильных жертв. Как мы будем без Паппе устраивать Studiensammlung, как составлять каталоги, собирать для них необходимые ворохи материалов?!.. Я нежно любил милого (именно милого) Аркадия Матвеевича — и было за что: он был такой чистый, хороший, самоотверженный, добрый. Я не имею чести знать его супругу (и уже вдову!), но все же прошу Вас передать ей мое глубокое соболезнование. Прошу сделать то же самое и всей нашей эрмитажной коллегии…»[1]
  3. ↑ Пётр Павлович Снопков(1900—1942) — живописец, график, театральный художник. Женился на А. И. Порет в 1933 г., брак распался в 1935—1936 году. Друг В. В. Дмитриева. Оформлял массовые празднества вместе с В. А. Сулимо-Самуйлло. Работал в ленинградских театрах. См. также постановки П. П. Снопкова в Большом Драматическом театре (Ленинград): В. Билль-Белоцерковский. «Луна слева». Постановка А. Л. Грипича, Художник П. П. Снопков. Композитор Ю. А. Шапорин, премьера 18 мая 1928 г.; А.Глебов «Инга» Постановка Б. М. Дмоховского, Художник П. П. Снопков, Композитор В. М. Дешевов. Премьера 26 октября 1929 г.; Л. и П. Тур, А. Штейн, Я. Горев. «Утопия». Постановка С. А. Морщихина. Художник П. П. Снопков. Композитор Ю. А. Шапорин. Премьера 1 октября 1930 г. В Театре имени Ленинградского Совета: «Идеальный муж», постановка С. Радлова, художник П. Снопков. 1940 г. Художник (наряду с К. Карташёвым) фильма «Поручик Киже» по сценарию Ю. Тынянова (1934). В 1939—1940 был главным художником Ленинградского театра миниатюр, которым руководил А. И. Райкин. Иллюстрировал книги: Н. Асеев. Песни пищика. М.-Л.: Радуга. 1925. Илл. Б. Малаховского, П. Снопкова. Арестован осенью 1941 года(по свидетельству его двоюродной племянницы, Н. Л. Рахмановой : « Дома у нас поклонников Сталина не было, репрессированные — были, два маминых двоюродных брата. Один из этих братьев, художник Петр Снопков [муж Алисы Порет] был арестован в блокаду, он лежал, умирающий от голода, у себя в квартире, и сосед написал на него донос, что у него нет затемнения на окнах — наверное шпион. Энкавэдэшники пришли и унесли его, сам он идти уже не мог, и вскоре он умер в лагере» [2]). Умер от голода, в лагере.
  4. ↑ См. «Моя работа „Тюрьма“ (холст, масло) или „Мопр“, как называл её П. Н. Филонов, была написана мною с 1927 по 1928 год, при оформлении Ленинградского Дома Печати группой учеников Павла Николаевича, „Мастеров аналитического искусства“. Холст был разделен на две половины. Моя слева. На правой половине писала Алиса Порет „Нищие и беспризорники“. Когда Дом Печати переехал в другое помещение, работы были возвращены авторам. Мы разделили нашу картину, так как Алиса Порет переехала в Москву, а я осталась в Ленинграде.» Т. Н. Глебова. Дополнения к воспоминания о Филонове. // Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16: Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. LA (USA),2010. Ч. 2,С. 446.
  5. ↑ Там же, Ч. 2, С. 322.
  6. ↑ Алиса Порет. Воспоминания о Данииле Хармсе. Панорама искусств. Вып. 3. М.: Сов. худож., 1980. С. 349
  7. ↑ ОР ГРМ, ф. 212, ед. хр. 210.
  8. ↑ Алиса Порет. Выставка произведений. Каталог. Петрозаводск. 1992.
  9. ↑ Алиса Ивановна Порет (1902—1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания. М.: Галеев-галерея. 2013.
  10. ↑ В 1946 году, когда Алиса Порет переезжала из Ленинграда в Москву, она отрезала от картины ту часть, которая была написана ею, и увезла её с собой. См. Е. Спицына. Мир бесконечности. // Там же, Ч. 2, С. 320. См. также: «Комната М. В. Юдиной изображена на картине, которую мы написали вдвоём с Алисой Порет. Фрагменты этой картины сохранились после блокады у меня». Т. Н. Глебова. Воспоминания о М. В. Юдиной.// Там же, Ч. 2, С.462.
  11. ↑ Там же, Ч. 1, с. 510.
  12. ↑ 1 2 Чтение книги (Даниил Хармс). Александр Кобринский. Страница #56
  13. ↑ См. « Надо же такую развести путаницу времени, столько наврать и исказить все события! .. ядовитая болтовня, искажающая факты.. зло-умием, весьма мелким». Т. Н. Глебова.Воспоминания. Дневники. Письма. / Вступ. статья, подг. текстов, коммент. Е. С. Спицыной.// Шестнадцать пятниц. Вторая волна ленинградского авангарда. Experiment/Эксперимент. (L.A.), 2010. № 16 (2). Т. 2. С. 421.
  14. ↑ См. Письмо Т. А. Липавской к Г. Б. Викторовой от 7.01.1982: « <…> Надо Вам сказать, что более омерзительной и лживой надуманной рукописи я не читала. Там каждое слово ложь и восхваление себя. Она наврала на Д. И., выставила Шуру (Введенского) в каком-то дурацком виде, ни одного слова правды нет в её воспоминаниях. Это воспоминания не о Д. И., а о себе самой, самовосхваление, самовлюблённость и влюблённость всех в неё. <…> то, что я читала, это издевательство над памятью Д. И. и Шуры. Одна мерзкая ложь<…>». Викторов Б. Александр Введенский и мир, или «Плечо надо связывать с четыре». Харьков, 2009. С. 194. См. также А. Введенский.Всё. М. Оги, 2010, С. 578—579
  15. ↑ Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16: Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. Издание подготовила Елена Спицына: В 2-х ч. LA (USA), 2010. Т. 2. С. 498—302.
  16. ↑ Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16: Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. Издание подготовила Елена Спицына: В 2-х ч. LA (USA), 2010. Т. 2, 498—300.
  17. ↑ Т. Н. Глебова.' О предстоящей выставке «Academia» (1976).Публикация Е. Спицыной. /Павел Николаевич Филонов. /Еxperiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 11. LA (USA), 2005. C/ 252—255.'
  18. ↑ Глебова Т. Н. О предстоящей выставке « Academia» (1976). // Павел Николаевич Филонов. Под редакцией Джона Э. Боулта, Николетты Мислер, Ирины Меньшовой. /Еxperiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 11. LA (USA), 2005. С. 252—255.
  19. ↑ Там же, 253—254.

Ссылки

ru-wiki.org

Светлая сказка со зловещими подробностями / / Независимая газета

порет, воспоминания, выставка, галеев-галерея

Алиса Ивановна Порет (1902–1984). Живопись, графика, фотоархив, воспоминания.

– М.: Галеев-галерея. 2013. – 280 с.

Стильно оформленная книга сопровождает выставку ленинградско-московской художницы Алисы Порет в Галеев-галерее. Но ошибется тот, кто подумает, что это каталог. То есть и каталог тоже – правда, работ в книге неизмеримо больше, чем показано на выставке. Но это еще и литературный портрет, а также автопортрет художницы в зеркалах движущегося времени.

В книгу вошли воспоминания Порет, фрагменты дневника Даниила Хармса, письма поклонников, авторские комментарии к работам, статьи исследователей, лично знавших художницу (например, «Об Алисе с любовью» Андрея Сарабьянова) или со страстной заинтересованностью погрузившихся в стихию ее творческой жизни («Алиса навсегда» Ильдара Галеева). Есть тут и воспоминания людей младшего поколения, с отцами которых Алиса дружила («Не за то волка бьют…» Александра Великанова). Еще и масса репродуцированных работ. В общем, явление полузабытой ныне художницы обставлено с театральной изобретательностью, яркостью и стереоскопичностью. Совсем в ее духе! 

Есть много искусствоведческих книг, где послереволюционное русское искусство анализируется сквозь призму политических запретов. Картина удручающе безысходная. Но откуда же такое мощное, лучезарное искусство – в частности, живопись тех лет? Живопись учителей Порет – Петрова-Водкина и Филонова да и ее самой? Эта книга дает подсказки. В воспоминаниях Алисы Порет, составивших ее смысловое «ядро», ни слова о Сталине. Примечательно, что даже Карл Маркс в ксилографии Порет 30-х годов и затем в живописном ее повторении 1960 года, предстает почти сказочным персонажем с  черным закрытым зонтом и пушистой белой бородой. Но в паре с Гейне, который словно взлетает над  тропинкой из-за взметнувшегося черного плаща, он скорее «злой волшебник» («Прогулка Карла Маркса и Генриха Гейне»).

Люди творчества умели не замечать «оскала» политической реальности. Они творили свой мир, объединяясь в чуть ли не ренессансные дружеские сообщества. Органист Браудо, композитор Майзель, архитекторы Щуко и Великанов, поэт Хармс, художница Глебова – все они проходят по страницам воспоминаний и воспроизведены в портретах, образуя магический круг защиты от века-волкодава. В воспоминаниях Порет – «северной девы» с прозрачными глазами – жизнь интерпретирована как сказка, где в трудных обстоятельствах приходит спасение, которое Алиса связывает со своими «магическими» способностями. 

В ленинградскую блокаду от голодной смерти спас брат – военврач. В Свердловске жильем наделил Волшебная Борода – скульптор Меркуров. Хармс в этой «сказочной» парадигме «злой волшебник», мужской аналог «феи Карабос». А его соперник, за которого Порет выйдет замуж, тоже почти сказочный персонаж – Мастер Петр (Петр Снопков), обладающий  многими умениями. 

21-7-2-t.jpg
Вождь международного пролетариата или злой волшебник с бородой? Алиса Порет. Прогулка Карла Маркса и Генриха Гейне. Иллюстрация из книги

Творчество Порет тоже поражает сказочным «протеизмом», бесконечной изменчивостью. Натюрморт, написанный для поступления в класс Петрова-Водкина, легко спутать с работой самого мастера. Став ученицей Филонова, Порет во многом переняла его манеру, сохранив, однако, пристрастие к личной «сказке». Таково, например, изображение любимого пса Хокусая с собственным автопортретом, портретом умершего мужа и тремя новыми «претендентами». Во многих работах Порет ощутимо влияние наивного искусства, кича, порой даже салона, но с сохранением личной ноты.

То, что она «все умеет», она показала работой «Опять двойка» (1952), где сымитировав дотошный реализм, характерный для картины Федора Решетникова, обогатила его романтическими деталями. Мальчик на фоне парусника сжимает в руках книгу о путешествиях. Из пояснений к картине мы узнаем, что изображенный на ней Саша Поляков и впрямь много путешествовал. Картина оказалась пророческой. 

Жизнь, понимаемая как сказка, конечно, нуждалась в фантазии. О художественном вымысле в воспоминаниях Порет пишет и Ильдар Галеев. В самом деле – ее версия взаимоотношений с Хармсом опровергается приведенными дневниковыми записями самого Хармса. История о двух встречах в Москве с художником Тышлером приправлена такими шокирующими подробностями, что тоже кажется выдумкой. 

Как все же уловить ускользающий образ художницы, ее творческую доминанту? В разностильном творчестве улавливается нечто единое, идущее от Петрова-Водкина. Порет оказалось близко его внимание к человеческой «голове», звонкие яркие краски, «планетарные» ракурсы. Все это явлено в замечательных иллюстрациях к детской книжке стихов Александра Введенского «Железная дорога» (1929).

То, что творчество Алисы Порет оплодотворялось сказочным ощущением реальности,  показывает и финал – последняя картина художницы «Ничто». Во тьме полотна вспыхивают светлые точки, словно остался холодный звездный космос, нет ни лиц, ни ярких красок. Художница потеряла «магический» дар («я почувствовала, что во мне все закончилось») и действительно вскоре умерла. По счастью, книга помогает восстановить ее образ в контексте времени и человеческих отношений.

www.ng.ru

Порет, Алиса Ивановна — Википедия

Имя при рождении Дата рождения Место рождения Дата смерти Место смерти Гражданство Учёба
Алиса Порет
Алиса Порет. 1920—1930-е гг.
Алиса Ивановна Порет
15 (28) апреля 1902
  • Санкт-Петербург, Российская империя
15 февраля 1984(1984-02-15) (81 год)
  • Москва, СССР
Российская империя Российская империя, СССР СССР
Рисовальная школа при Обществе Поощрения Художеств

Али́са (Алиса-Екатерина-Ада)[1] Ива́новна Поре́т (Порэт, Поррет) (15 (28) апреля 1902, Санкт-Петербург — 15 февраля 1984, Москва) — советская художница, ученица К. С. Петрова-Водкина и П. Н. Филонова. Живописец, график, художник книги.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Творчество

ru.bywiki.com

Ярославский художественный музей: «Дом в разрезе»

О чем рассказывает необычная картина Татьяны Глебовой и Алисы Порет и кто на ней изображен.

Музейный экспонат: «Дом в разрезе» из Ярославского художественного музея. Галерея 1

Татьяна Глебова, Алиса Порет. Дом в разрезе (фрагмент). 1931. Ярославский художественный музей

Музейный экспонат: «Дом в разрезе» из Ярославского художественного музея. Галерея 1

Татьяна Глебова, Алиса Порет. Дом в разрезе (фрагмент). 1931. Ярославский художественный музей

Музейный экспонат: «Дом в разрезе» из Ярославского художественного музея. Галерея 1

Татьяна Глебова, Алиса Порет. Дом в разрезе (фрагмент). 1931. Ярославский художественный музей

В коллекции Ярославского художественного музея есть удивительная работа: документальное свидетельство того, как жили люди творческих профессий в 1920–30-х годах. Этому пестрому, насыщенному героями полотну авторства Татьяны Глебовой и Алисы Порет посвящен и спецпроект — победитель конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Рассмотрим картину и узнаем, какие истории в ней скрыты.

Ученица Петрова-Водкина и Павла Филонова, художница Алиса Порет входила в объединение Мастеров аналитического искусства, задачей которого было показывать социальную жизнь отдельно взятого человека. Вместе с другими последователями Филонова художница работала над оформлением ленинградского Дома печати. В том числе вместе с Татьяной Глебовой она написала двухчастное панно «Нищие и беспризорники / Тюрьма». В конце 1920-х художницы стали работать вместе над иллюстрациями к книгам — они создавали оформление для сборников Александра Введенского, Николая Заболоцкого, Самуила Маршака. Вместе Порет и Глебова проработали до 1934 года и наиболее значительным их совместным детищем стало полотно «Дом в разрезе».

Его нашли почти случайно — разбирая другие работы Татьяны Глебовой. Большое полотно было разрезано на несколько частей, обнаруженные три показывали, что нижняя часть утеряна. Дом, на нем изображенный, — не придумка художниц, а самый что ни на есть настоящий, расположенный неподалеку от Сенной площади. Здесь, в квартире Алисы Порет, в 1920–30-е годы собиралась творческая богема города: сюда захаживали Даниил Хармс, Александр Введенский, Михаил Зощенко, Борис Житков, Евгений Шварц, Самуил Маршак, Мария Юдина, Владимир Софроницкий, Иван Соллертинский и многие другие.

Все люди, изображенные на картине, — реальны. Павел Филонов писал, что «Дом» «представляет чуть не все квартиры... и характеристику их жильцов, живущих как в норах». Музицирует пианистка Мария Юдина. А вот сестры-художницы Алфераки — Мария и Магна — одна играет на кастаньетах, а другая возлежит с кошками. Тут же вздымает руку в дирижерском жесте сам Филонов. За обедом в кругу семьи запечатлены на картине сестра Глебовой, Тамара, и ее муж Александр Авербах в пестром зеленом халате. Тут же — и собака Алисы Порет, Хокусава. А в левом верхнем углу изображены парочки, сидящие на лавках в парке: вид на Юсуповский сад открывался из окон дома Порет.

Удивительно, что картина, столь полная жизни и столь важная для истории российского искусства, практически не выставлялась: публике ее представили лишь в 2003 году. Сейчас же она стала больше, чем художественным произведением, — путеводителем. Рассматривая ее, можно отправиться в путешествие: перенестись из современного Санкт-Петербурга в Ленинград 1920-х, окунуться в бурную художественную жизнь того времени с ее музыкой, новаторскими идеями в живописи и литературе, прочувствовать, как творится история современного искусства.

В коллекции Ярославского художественного музея — около 80 тысяч произведений изобразительного искусства: от древнерусских икон до классиков XIX века Брюллова, Репина, Саврасова, Шишкина, Левитана, а также работ художников-авангардистов и даже живописной анимации лауреата премии «Оскар» Александра Петрова.

Приглашаем совершить виртуальный тур по музею.

Подготовила Анна Попова

www.culture.ru

Алиса Порет. Как я стала художником

Алиса Порет. Как я стала художником

Алиса Ивановна Порет (1902-1984) ― живописец, станковый и книжный график. Первая известная нам детская книжка с рисунками А. Порет: Вл. Ленский. Чепуха чепушистая ([Л.]: Начатки Знаний, 1925).

Лучшие свои работы в книге для детей художница называет в этой небольшой статье сама. К её перечню надо прибавить: Э. Выгодская. Алжирский пленник (М.-Л.: Детиздат, 1936), её же. История Эдварда Деккера (то же), Книжка для маленьких детей ([М.]: Сов. график, [1948]), Э. Петишка. Как Мартинек заболел. Перевод с чешск. Г .Можаровой ([М.]: Детский мир, 1960), Э. Мошковская. Не пора ли на урок? ([М.]: Сов. Россия, [1963]), Г.Сапгир. Сказка звёздной карты ([М.]: Детский мир, 1963), а также книжки, нарисованные вместе с Т. Глебовой: Э. Паперная. Выставка богов ([Л.]: ГИЗ, 1930), Э. Паперная и И. Карнаухова. Чьи это игрушки? (то же).

Я несколько раз принимался записывать рассказ художницы ― и всякий раз выходило не слишком удачно. В конце концов Алиса Ивановна предложила написать сама и весной 1978 года передала мне эту краткую статью. Я счёл нужным прокомментировать её выдержками из наших предыдущих бесед. «Я очень охотно это делаю, ― сказала мне однажды Алиса Порет, имея в виду свою работу в детской книге, ― потому что у меня в характере есть вещи, которые нужны для детской книжки». И простодушно добавила: «У меня есть весёлость, жизнерадостность и доброта…» (запись 8.XI.1974)

Я родилась в Петербурге, на Путиловском заводе, в колыбели революции. Паровозы были первыми сильными впечатлениями моего детства. Они ходили перед нашими окнами с грохотом, свистом, пуская клубы дыма и пара. Я их много рисовала, особенно старательно изображала пар.

С появлением в нашем доме огромного рыжего кота, купленного на выставке, все изменилось ― вместо шума, гудков, шипения ― неслышная походка, неподвижные позы, задумчивость, сон.          читать

Пушистый хвост я сперва рисовала, как дым, спиралями, а потом уже вроде еловой ветки с иглами. С тех пор кошки у нас не переводились, И я рисовала их уже не с натуры, а на память, в любой позе.

Рисовала я все свободное от еды время ― на бумажках, на обоях, на песке перед домом. Мальчик, мой сосед, бросив играть в войну, стал рисовать рядом со мною. Это был Володя Дмитриев, в дальнейшем чудесный театральный художник [ Владимир Владимирович Дмитриев (1900-1948) ― театральный художник и живописец. А.И. Порет пояснила это место: «Мой отец на Путиловском заводе ведал медицинской частью, он ведал аптекой, лабораторией, больницей ― один про всё. А Володечки Дмитриева отец был там директор» (запись 21.III.78) ].

Сохранился один рисунок того времени с надписью «Я Волшбница», сделанный на чердаке во время наводнения [«Я ещё плохо писала: ВОЛШБНИЦА. И я хотела бы, чтобы это осталось в тексте потому что я про себя это думаю, когда рисую» (запись 21.III.78) ]

Окончив училище св. Анны, я поступила в Школу поощрения художеств. Без экзамена меня перевели во вновь открытую Академию художеств. Сперва там был введен «объективный метод» (каждый день недели ― новый профессор), но потом мне удалось кончить в классе К.С. Петрова-Водкина [ Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) ― живописец, график, театральный художник. Вёл в Академии класс живописи ]. Самое высшее образование я получила, работая в мастерской П.Н. Филонова [ Павел Николаевич Филонов (1883-1941) ― живописец и график. В 1925 году создал группу «Мастера аналитического искусства». «…Я у него училась два или три года, а потом я с ним до самой смерти дружила…» (запись 21.III.78) ].

Увидев мои рисунки, глава издательства «Радуга» Клячко дал мне на пробу две книжки «Раскраска», а потом уже большую [ Начало работы Алисы Порет в детской книге относится, по её словам, к 1924 году. Точное название книжек-раскрасок, которые она упоминает, установить не удалось. Первая известная нам детская книжка с рисунками А. Порет (и обложкой Сергея Пожарского): Вл. Ленский. Чепуха чепушистая. [Л.]: Т-во «Начатки Знаний», 1925. Лев Моисеевич Клячко (псевдоним: Л. Львов. 1873-1934) ― в 20-е годы владелец частного издательства «Радуга», журналист, автор мемуарных книг «За кулисами старого режима» (Л., 1926) и «Повести прошлого» (Л., 1929) ]. С этого времени я постоянно работаю в детской книжке, не исключая лет, проведённых в эвакуации, в Свердловске.

Наиболее удавшиеся книги были те, которые при первом прочтении я мысленно рисовала, ― как было, например, с «Винни-Пухом» Милна [ А.А. Милн. Винни-Пух и все остальные. Пересказал Борис Заходер. Рисунки Алисы Порет. М.: Детский мир, 1960. 2-е изд.: А.А.Милн. Винни-Пух и все-все-все. [М.]: Малыш, 1970 ]. Читая текст, я тут же всё рисовала рядом на бумаге. Почти без изменений были сделаны оригиналы. Так же легко мне дались «Кот Мурр» Гофмана, «Калевала», «Батрахомиомахия» («Academia»), «Как победила революция» (Госиздат), «Белый дом и чёрный кот» (Детгиз), или книжки, которые я сама придумала: например, ширма «Котенок» (на мои подписи под рисунками потом написал стихи С. Михалков), книжка-игрушка «Котик-коток» («Малыш») ― с народными текстами, стихи Д. Хармса.

[ А. Порет упоминает следующие издания:

Калевала. Народный финский эпос. Перевод Л.П. Бельского. Под редакцией Д.В. Бубриха. Предисловие И.М. Майского. Работа по оформлению книги коллектива мастеров аналитического искусства (школа Филонова) Борцовой, Вахрамеева‚ Глебовой, Закликовской, Зальцман, Ивановой, Лесова, Макарова, Мешкова‚ Порет, Соболевой, Тагриной,  Цибасова. Под редакцией П.Н. Филонова. М.-Л.: Academia, 1933. (По поводу этой книги художница рассказала 8 ноября 1974 года: «Кажется, ещё до окончания Академии Филонов предложил нам всем работать над книжкой карельский эпос ,‚Калевала“. Я обладала невероятной трудоспособностью и быстротой, всегда, и поэтому я сделала больше всех рисунков»).

Война мышей и лягушек. (Батрахомиомахия). Перевод с древнегреческого, вводная статья и комментарии М.С. Альтмана. Иллюстрация А.И. Порет. Переплет и суперобложка по её же рисункам. М.-Л.: Academia, 1936.

Как победила революция. Рисунки А. Порет. [М.]: ГИЗ, 1930. 2-е изд.: [М.]: ГИЗ, 1930. 3-е изд.: [М.]: Молодая гвардия, 1931. Автор текста, Николай Заболоцкий, ни в одном издании не указан. (По свидетельству художницы, эта книжка делалась ею вместе с Т. Глебовой. «У нас был секрет, ― рассказывала мне Алиса Ивановна 8 ноября 1974 года. ― Меня ненавидел Лебедев… А другой редактор… терпеть не мог Глебову. И мы делали книжки и по очереди ставили свои фамилии, а рисовали их всегда вместе… И никто никогда не наябедничал‚ этот секрет не был открыт». «Мы рисовали синхронно… ставили карандаш… ― и у нас всё сходилось. У нас было безумное содружество‚ ― как играют в четыре руки». «Моя первая книжка самостоятельная была ,‚Кибитка-школа“» [ Н. Никитич. Кибитка-школа. М.-Л.: Молодая гвардия, 1932])

Белый дом и чёрный кот. Весёлые стихи польских поэтов. Пересказал Б. Заходер. Рисунки А. Порет. [М.]: Детгиз, 1958.

Котёнок. Стихи Сергея Михалкова. Рисунки А. Порет. (Книжка-ширма). [М.]: Росгизместпром, 1957.

Котик-коток. Русские народные потешки. Художник А. Порет. (Книжка-игрушка). М.: Малыш, 1972.

Что касается Гофмана‚ то Порет имеет в виду свои иллюстрации к «Коту Мурру». Они не изданы (две воспроизведены в журнале «Детская литература», 1968, М: 2, с. 59) и хранятся теперь в Литературном музее (Москва). В «Academia» Порет исполнила рисунок на переплёты к изданиям Гофмана: Э.Т.А. Гофман. Повелитель блох. Перевод под редакцией В.Гриба. Иллюстрации Н.П. Феофилактова. Фронтиспис Н. Ульянова. Переплёт А. Порет (М.-Л.: Academia, 1937) и Э.Т.А. Гофман. Щелкунчик и мышиный король.

Королевская невеста. Иллюстрации Л.А. Жолткевич. Переплёт А. Порет (М.-Л.: Academia, 1937).

8.ХI.1974 А.И. пояснила: «…Мною был сделан ряд книг в издательстве „ Academia “:  Жиль Блаз, Гофман „Кот Мурр“, „Скандинавские саги“, Плотников „Янгал-маа“… Некоторые рисунки не были изданы, отведены главным образом Сокольниковым [он осуществлял художественное редактирование], так что шёл или форзац, или переплёт, ― в общем, внешнее оформление» ]

Свои рисунки к стихам Хармса мне не удалось напечатать, но я их сделала для себя [ В конце 1980-го года в издательстве «Малыш» вышла книжка Д. Хармса «Загадочные картинки» с рисунками Алисы Порет (и с маленьким её предисловием) и почти одновременно несколько её иллюстраций к стихам и рассказам Хармса появилось в «Панораме искусств», выпуск 3 (М.: Сов. художник, 1980). Эти рисунки в «Панораме» сопровождали публикацию ее «Воспоминаний о Данииле Хармсе» ].

Если прочтя текст, я не вижу, не знаю, как это нарисовать, я всегда отказываюсь.

[ В беседе со мной 8 ноября 1974 года А.И. Порет говорила: «У меня выбивает искру только текст. Если текст хороший ― немедленно иллюстративная реакция. Понимаете? Восхищение образом, который возник…»

«…Облегчило мне работу в детской книге необыкновенно быстрое возникновение образа, ― это было для меня не мучительно. Только что прочитанное слово мгновенно превращалось в картинку, и уже настолько, что менять я никогда ни за что не хотела… если были какие-то требования в издательстве, что, впрочем, бывало редко, потому что я всю работу сдавала сразу, и как-то это всех убеждало».

«Потом напишите ещё одну вещь, я сейчас вспомнила. Дружба с Маршаком, Хармсом, Введенским, Олейниковым и Шварцем ― вот они ввели меня в этот круг любви к детской книге… Они нас ввели в этот волшебный сказочный круг, и мы, иллюстраторы, уже равнялись по ним, потому что они были очень талантливые люди» ]

Я думаю, что судьба детской книги зависит от двух людей: главного редактора и главного художника (пример: Маршак ― Лебедев).

22.11.1978

«Художники детской книги о себе и своём искусстве: Статьи, рассказы, заметки, выступления». Составитель В. Глоцер. М.: Книга, 1987, с. 209-216.

Источник:  книгидетства.рф          

booksplim.ru

Порет Алиса | Издательство "Мелик-Пашаев"

Порет Алиса

Алиса Ивановна Порет (1902–1984) — живописец, график, художник книги. Человек сложной и тонкой породы. Возлюбленная Даниила Хармса.

Полуфранцуженка, полушведка, Алиса Порет родилась в просвещенной петербургской семье. С детства стремилась к красивому: зачеркивала и густо замазывала всех обезьян на картинках, приговаривая, что они «некрасивые». Пыталась разгладить детским утюжком «некрасивые» морщины и складки на лице пожилого человека.

Как у художника у Алисы было два великих учителя, Филонов и Петров-Водкин. Рядом с миром живописи – мир музыки: Соллертинский, Шостакович, Юдина… Реальный мир, в котором находилась художница, был к ней предельно жесток. Первый муж рано умер, второй погиб в лагерях (1942), саму художницу обвинили в формализме. Но Алиса – умная рассказчица, очаровательная собеседница и яркая выдумщица – умела создавать из своей нелёгкой жизни праздник, в который вовлекала всех близких по духу людей. Поначалу копировавшая манеру великих учителей, с годами Порет становилась все более независимой. Она написала много художественных работ, а еще больше – портретов своих друзей. «Портрет от Порет» мечтали иметь многие.

Несозвучная эпохе, Алиса Порет нашла приют в детской литературе, в «Детгизе», в его лучшую эпоху – под крылом Самуила Маршака. Оформила десятки книг, среди которых рисунки к детским стихам Александра Введенского и работа над финским эпосом «Калевала» (вместе с другими учениками Филонова), акварели к «Житейским воззрениям кота Мурра» и первое издание легендарной книжки А.А. Милна в пересказе Бориса Заходера «Винни-Пух и все остальные» (кстати, именно ее рисунки стали прообразами героев всеми любимого советского мультфильма).

Все иллюстрации – смешные, милые, но, отнюдь, не сладенькие. По сравнению, например, с главными питерскими детскими иллюстраторами, двумя Владимирами – Лебедевым и Конашевичем, Порет, может быть, выглядит скромнее, но её Винни-Пух или Чёрный Кот из Белого дома изображены гораздо «классичнее», чем книжные герои упомянутых мэтров.

По воспоминаниям Алисы Порет, обладавшей невероятной трудоспособностью и быстротой, она читала текст и тут же рисовала. Только что прочитанное слово моментально превращалось в картинку. Вот почему, будь то стихи или проза, в сочетании с иллюстрациями Порет они составляют в книге единое целое.

Книги художника

www.melik-pashaev.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта