Виктор Попков: Художник на вдовьей земле. Попков художник картины


Виктор Попков. Художник и время

Еще при жизни художник Виктор Попков стал страницей истории искусства. Но речь идет об истории искусства нового и новейшего времени. А потому представление о ней и ее фигурантах по-прежнему замутнено сбитой топографией и запутанной терминологией, а также незабытыми противостояниями и противопоставлениями между «левыми» и «правыми», «конформистами» и «нонконформистами», «официозом» и «андеграундом», «соцреализмом» и «авангардом».

В этом многолюдном, эклектичном, перегруженном кавычками и условностями художественном пейзаже фигура Виктора Попкова видится на редкость цельной, и, если угодно – именно безусловной, защищенной от любых кавычек и ярлыков очевидной и несомненной самостоятельностью его искусства. Любые попытки занести этого мастера в тот или иной партийный список, на каковых списках строилась тогдашняя художественная жизнь, казались механическими и оказались несостоятельными: его независимая творческая позиция была непартийной по определению, а его живопись всегда была сложнее, многограннее и просто больше любых пространств, в которые ее пытались встроить.

Один из основоположников «сурового стиля» («Строители Братска, 1960-1961), Виктор Попков одним из первых покинул его жесткие и довольно тесные пределы: как и всякий большой и самобытный мастер, он не укладывался в рамки конкретного стилевого направления – даже того, которое сам формировал и во многом олицетворял.

Топографически Виктор Попков вместе со сверстниками и единомышленниками располагался на территории «левого» МОСХа», искусство которого в отсеках более радикальных считалось очередным изводом соцреализма, чем-то вроде соцреализма с человеческим лицом. А в кругах официальных и консервативных – напротив, клеймилось как формализм и чуть ли не абстракционизм. Ни к соцреализму, ни к формализму живопись Попкова – фигуративная, но метафоричная, пластически внятная, но интеллектуально и эмоционально нагруженная – не имела никакого методологического либо концептуального отношения.

Сюжетная заинтересованность Попкова в деревенской теме ввела в заблуждение многих его почитателей и даже некоторых исследователей. Его причисляли к кругу художников и писателей-деревенщиков, а иногда даже квалифицировали действительно многочисленные «деревенские» полотна как живописный аналог «деревенской» прозы. Но это суждение никаким образом не отражает глубины и мощи философских обобщений, на которые выходит художник в этих своих произведениях.

Программные полотна этого ряда – «Воспоминания. Вдовы» (1966), «Северная песня» (1968) – это не про деревню. И даже не про город и деревню. Это про время и про войну. Про, как минимум, три поколения российских вдов, чьих женихов и мужей пожрали три войны: полузабытая Империалистическая, не разбиравшая своих и чужих Гражданская, до сих пор не сосчитавшая своих жертв Великая Отечественная. Изображенные на этих полотнах старухи – это не конкретные вдовы Отечественной: те в шестидесятые были совсем не так уж стары. Это женщины разных возрастов и разных поколений, каждую из которых еще в юности превратила в старуху та или иная война – вневременные символы неизбывного бабьего горя.

Скорбные фигуры мезенских вдов становятся значимой композиционной составляющей картины-автопортрета «Шинель отца» (1972), где художник продолжает размышлять о взаимоотношениях приватной истории частного человека с беспощадной и трагической историей его страны, с памятью и временем, войной и миром, жизнью и смертью.

Личная боль и личная, почти звенящая тревога звучат в картинах «Тишина» (1972) и «Майский праздник» (1972): как и у большинства художников и вообще людей его поколения, у Виктора Попкова свои, очень интимные и сложные отношения с темой памяти о войне. Но предметом его наблюдений и размышлений становятся не только следствия больших трагедий.

Будничная и камерная, но вполне безысходная драма отчуждения отражена, например, в картине «Двое» (1966), где тела влюбленных подобны двум параллельным прямым, которым не суждено пересечься ни на геометрической плоскости картины, ни в эмоциональной плоскости жизни.

Небольшая жизнь отдельных людей интересует художника как малый, но значимый фрагмент бытия, а сельский пейзаж – как фрагмент Мироздания. Собирая, разглядывая и осмысливая эти фрагменты, в своих картинах Виктор Попков выстраивает из них масштабную и сложносочиненную картину мира.

Точное внимание к частной детали при убедительном наполнении обобщающей метафоры; мощная эмоциональная насыщенность при благородной сдержанности лаконичной формы; предельная интеллектуальная искренность без раздражающей патетики и аффектации; максимальная отстраненность от какой бы то ни было идеологии при бескомпромиссной честности и неизбежной в его время гражданской активности – вот те качества искусства и личности, которые вывели Виктора Попкова в первый ряд самых ярких художников его времени. И которые определили актуальность его искусства не только в его времени, но и в нашем. И в том, которое придет после нас.

Ольга Яблонская

v-popkov.ru

Виктор Попков - советский художник: биография, картины. Попков Виктор Ефимович (1932-1974)

Искусство и развлечения 26 апреля 2017

Виктор Попков – художник-живописец и график, автор талантливых своеобразных работ, многие из которых представлены в Третьяковской галерее. Ребенком пережив страшную войну, в своих картинах он передал суровую действительность и внутреннее мужество, за которым наблюдал в нелегкие для страны годы. Он заставлял зрителей сострадать своим героям и восхищаться ими, сопереживать и восторгаться.

виктор попков

Детство

Попков Виктор Ефимович (1932 – 1974 гг.) родился в Москве, в семье крестьян. Отец и мать, с ранних лет приученные к тяжёлому труду, переезжали с места на место в поисках работы.

Виктор Попков был вторым ребенком в многодетной семье из четверых ребятишек. Известие о гибели отца на войне прибыло, когда будущему живописцу было девять лет, а его самому младшему братику – несколько месяцев. Мать, по просьбе любимого мужа, посвятила всю себя детям, так и не выйдя замуж. Зато поставила ребятню на ноги, всем дала должное образование.

Семья Попковых была дружной, но бедной. Дети любили мать и, видя ее тяжелый труд, старались во всем слушать и не огорчать. Понимая, что они соединены нерушимыми кровными узами, ребята росли вместе почти без ссор и разногласий, всегда готовые прийти на выручку друг другу и оказать нужную поддержку.

попков виктор ефимович

Мать, Степанида Ивановна, обожала своих малышей и старалась воспитывать их в строгости, но нежности.

Такое, казалось бы, счастливое детство, было омрачено еще несколькими трагедиями (помимо гибели отца и постоянной нужды).

Смерть младшего братика, всеобщего любимца Толи, оставила неизгладимый след в душе Виктора Попкова. Он не смог даже присутствовать на похоронах малыша.

Второе яркое незабываемое потрясения произошло чуть позже, когда на Витю напал бык и повалил его на землю. Мальчику удалось спастись благодаря вовремя подоспевшей помощи.

Но, несмотря на все горести, Виктор Попков рос добрым и дружелюбным ребенком, щедрым и общительным.

Первые шаги на творческой стезе

В школе мальчик отличался особым прилежанием и усердием. С малых лет в нем развилось желание творить на бумаге. Вите нравилось следить за проявлением рисунка на тогдашних “сводилках” (переводных картинках), на которые он тратил все свои карманные деньги, а также наблюдать за работой соседки-художницы, которая рисовала акварелью, но чье имя, к сожалению, нам не известно.

Степанида Ивановна, первая разглядевшая в сыне порывы к работе с кистью, стала поощрять желание ребенка творить. Она отвела его в художественную школу и помогла поступить в Московское графическое училище, искренне хвалила его, воодушевляла на творческие подвиги и давала продуманные советы.

А мальчик писал везде и обо всем. Его ранние зарисовки охватывали разнообразные предметы и события – это были и деревья, и дома, и люди.

Преподаватели художественной мастерской тоже рассмотрели талант в одаренном ученике и уделяли ему дополнительное внимание. По коротким этюдам из личного альбома начинающего художника можно было увидеть, что обучение в изостудии пошло ему на пользу: на смену дилетантских набросков появляются осмысленные качественные работы, в основном пейзажи и натюрморты.

Видео по теме

Становление творчества

В 1852 году Виктор поступает в Суриковский институт на факультет графики. И хотя это не соответствовало желаниям молодого человека (он хотел учиться на отделении живописи), все же такое положение вещей благоприятно сказалось на его дальнейшей творческой деятельности. Знания и навыки, обретенные на графическом факультете, отразились в его не повторной изысканной манере живописца.

Теперь Попков Виктор Ефимович, биография и творчество которого активно оживились с поступлением в высшее учебное заведение, начинает энергично творить. Он работает в нелегких, казалось бы, неблагоприятных условиях: в маленьком бараке, где вместе с ним живет еще пять человек – мать, младшая сестра и старший брат с женой и ребенком. Теснота, бедность, недоедание - тогдашние спутники мастера.

осенний дождь

Иногда приходилось писать в неотапливаемом коридоре, в разных валенках, съев только кусок хлеба с салом. Но это не сказывалось на творческом процессе. Виктор Попков работал самозабвенно, талантливо, уверенно, регулярно. Его великолепный талант был замечен практически моментально, одаренному студенту была присуждена вначале повышенная, а чуть позднее – Сталинская стипендия, которую он почти до копейки отдавал на нужды родных.

Путешествия

С 1956 года Виктор Попков совершает продолжительные творческие вояжи по стране, в поисках оригинального материала для работ и выразительных ракурсов. Он побывал на восхитительных, грандиозных производственных стройках, осознал весь колоссальный масштаб работы, зафиксировал множество обыденных, рутинных сюжетов, которые впоследствии “опоэтизировал” и прославил. В отличии от своих сокурсников, которые искали живописные яркие места и образы, начинающий художник фокусировал свое зрение на прозаичных заурядных композициях. Это – бетонщица, заливающая раствор водой, или двое рабочих на фоне огромных колес локомотива.

попков виктор ефимович биография

Творил Виктор энергично, оживленно, словно боялся не успеть, стараясь сохранить на бумаге каждый эпизод тяжелой трудовой деятельности. Студенческая выставка этюдов, проведенная в одной из поездок на Иркутскую ГЭС, пестрила множеством точных талантливых работ Вити Попкова.

В его картинах преобладал “суровый стиль”, находящий отражение в лаконичности деталей, реалистичности образов, сухости оттенков.

Именно благодаря творческим поездкам по строительным объектам Попков Виктор Ефимович смог стать народным художником, изображающим на своих полотнах обычных работников-трудяг во время своего тяжелого монотонного занятия.

“Строители Братской ГЭС”

После поездки на строительство ГЭС в городе Братск в 1960 году появилась замечательная оригинальная картина “Строители Братска”. Молодой художник долго продумывал каждую деталь полотна – фон, цвет, расстановку образов, ракурс.

Недаром задний план картины черный, это акцентирует внимание на нарисованных фигурах, а не на событиях или происшествиях. Для художника было главным правильно преподнести своих героев и показать их силу, мужество, уверенность в себе. Строители Братска – запыленные, уставшие от работы люди, но они прекрасны в своем трудолюбии и суровой, сдержанной энергии.

виктор попков картины

Примечательно, что в первоначальном виде на полотне были изображены рабочие с наколками на руках, так как большинство трудящихся на Братской ГЭС были заключенными. Но, осознавая, что в таком виде руководство не может выпустить картину на выставку, Виктор Ефимович убирает лагерные татуировки.

С тех самых пор художник становится знаменитым. Его полюбили в народе, признали критики. А Виктор Попков, картины которого покупает Третьяковская галерея и печатает передовая газета, продолжает плодотворно трудиться и радовать публику новыми оригинальными работами, живя скромно и стесненно, почти бедно.

Расцвет творчества

“Рабочая тема”, отраженная и в других колоритных картинах художника, была не единственной, к которой обращался Попков Виктор Ефимович во время своего творческого вдохновения.

На смену “Бригада отдыхает”, “Мост в Архангельске” приходят нравственно-психологические сюжеты простых человеческих отношений. Попков соединяет разные художественные стили, экспериментирует с цветовыми эффектами. Это – драматические житейские эпизоды, нашедшие отображение в полотнах “Ссора”, “Развод”, “Семья Болотовых”, "Двое".

виктор попков художник

“Мезенские вдовы”

Неимоверную славу принес Попкову его цикл “Мезенские вдовы” (конец 1960-х – начало 1970-х годов), в котором он на каждом полотне отразил индивидуальный характер и трагическую судьбу женщины. Каждая работа поражает своей реалистичной самобытностью и приземистой живописностью. И хотя картины “Ожидание”, “Старость”, “Одна” исполнены трагической боли и гнетущей тоски, все же они необходимы человечеству для того, чтобы пробудить в нем гуманность и доброту по отношению к послевоенному женскому горю и одиночеству.

Тема исторических событий занимала существенное место в творчестве художника. Его разоблачающие “Чекист” и “Звонок в дверь” обличали эпоху необъяснимых кровавых репрессий, а “Шинель отца” и др. передавали непреодолимую щемящую грусть по тем, кто уже никогда не вернется из фронтовой дали.

Трагическая гибель

Работая над историко-поэтической тематикой, Виктор Попков начинает свою легендарную картину “Осенний дождь”, где изобразил великого Пушкина на фоне плачущей стихии. Трудиться над полотном художник приезжал в Пушкинские Горы.

12 ноября, находясь по делам в столице, Виктор Ефимович с друзьями подходит к припаркованной Волге, чтобы попросить водителя подвезти их. Но автомобиль оказался инкассаторским. Из-за недавнего нашумевшего ограбления охранники, получившие приказание стрелять в случае опасности, открыли огонь. Художник был смертельно ранен.

На его похоронах рядом с бездыханным телом стояла незаконченная картина “Осенний дождь”.

строители братска

Личная жизнь

Попков Виктор Ефимович был женат на своей однокурснице по графическому училищу Кларе - талантливой художнице, настоящей подруге жизни. С ней они прошли бедность и лишения, жили в одной квартире с тещей и тестем, творили в одной комнате, вместе воспитывали сына.

Клара Ивановна была очень светлым и мужественным человеком, она преданно любила своего мужа, помогала ему во времена его депрессий и уныния, давала практичные советы.

Помимо таких прекрасных душевных качеств, женщина обладала ярким талантом и мастерством. Она стала востребованным популярным мастером детской книги, работала с издательством “Малыш”, принимала активное участие в союзных и международных выставках.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Художник Пивоваров Виктор Дмитриевич: биография, картины, фотоИскусство и развлечения Художник Пивоваров Виктор Дмитриевич: биография, картины, фото

Виктор Дмитриевич Пивоваров – российский и советский художник, которого можно считать одним из основоположников концептуализма в Москве. На данный момент несколько циклов его картин, получив широкую известность,...

Художник-иллюстратор Юрий Васнецов: биография, творчество, картины и иллюстрации. Юрий Алексеевич Васнецов — советский художникИскусство и развлечения Художник-иллюстратор Юрий Васнецов: биография, творчество, картины и иллюстрации. Юрий Алексеевич Васнецов — советский художник

Вряд ли что-то еще сможет так обнажить качества настоящего художника, как работа для детской аудитории. Для таких иллюстраций требуется все самое настоящее – и знание детской психологии, и талант, и душевный нас...

Виктор Савиных, советский космонавт: биография, семья, наградыОбразование Виктор Савиных, советский космонавт: биография, семья, награды

Виктор Савиных – советский космонавт, 50-й в списке тех, кто в СССР смог слетать в космос. За всю жизнь у него было три вылета, во время одного из которых он смог побывать в открытом космосе. Совокупное время вс...

Художник Лев Збарский: биография. Картины Льва ЗбарскогоИскусство и развлечения Художник Лев Збарский: биография. Картины Льва Збарского

Феликс-Лев Збарский (1931 – 2016) – график, иллюстратор, работал над созданием мультфильмов, был в молодости очень популярен и как художник, и как оригинальный человек в богемной состоятельной среде &laquo...

Владимир Любаров, художник. Биография, фото, картины Владимира ЛюбароваИскусство и развлечения Владимир Любаров, художник. Биография, фото, картины Владимира Любарова

Имя Владимира Любарова хорошо известно поклонникам современной книжной графики не только в русскоязычном литературно-художественном пространстве.Владимир Любаров: биография, картины, фотоМногогранность...

Нико Пиросмани - художник-примитивист. Биография, картины, интересные факты из жизниИскусство и развлечения Нико Пиросмани - художник-примитивист. Биография, картины, интересные факты из жизни

Нико Пиросмани – художник, жизнь которого практически нигде не задокументирована, будто и не было вовсе такого человека. Но он был. Был и творил свои незамысловатые и пронзительные картины так же просто, как жил...

Итальянский художник Мазаччо: картины и биография творцаИскусство и развлечения Итальянский художник Мазаччо: картины и биография творца

Итальянцы всегда являлись одними из самых ярких и значимых представителей разных направлений искусства - от живописи до архитектуры. Кватроченто – наиболее известный период в истории итальянской культуры. Италья...

Сислей Альфред. Биография художника и картиныИскусство и развлечения Сислей Альфред. Биография художника и картины

Есть художники, чьи живописные полотна как будто насквозь пронизаны воздухом и светом. Таков Сислей Альфред. Когда смотришь на его картины, хочется очутиться в том солнечном и прекрасном мире, который этот живописец в...

Валентин Серов (художник): биография и картины (фото)Искусство и развлечения Валентин Серов (художник): биография и картины (фото)

Кажется, с самого первого своего вздоха русский художник Валентин Александрович Серов был обречен стать уникально образованной и исключительно развитой личностью.

Маврина Татьяна Алексеевна, художник: биография, творчествоИскусство и развлечения Маврина Татьяна Алексеевна, художник: биография, творчество

Маврина Татьяна Алексеевна является единственным советским художником, удостоенным премии Ганса Христиана Андерсена за вклад в иллюстрирование детской литературы. В эти предновогодние дни ей исполнилось бы 116 лет. По...

monateka.com

Советский художник Виктор Попков - Cоветская живопись

Трагическую радость пронёс через всё своё творчество рано ушедший из жизни художник и график Виктор Ефимович Попков. О нём сейчас говорят как об одном из создателей «сурового стиля» в советской живописи. Ныне некоторые его картины находятся в ГТГ, ГРМ, в Музее реалистического искусства, а в конце «хрущевской оттепели» не хотели даже брать на выставки работы члена Союза художников СССР. Своей прямотой и открытостью он пришёлся не ко двору. А художник  пытался проникнуть в тайны человеческой души. Он всё время экспериментировал. И ещё ему очень хотелось, чтобы его работы не замалчивались, а обсуждались.

 

Трудное детство

 

 Витя родился 9 марта 1932 года в Москве, куда в поисках лучшей доли переехали его родители-крестьяне. У них родилось четверо детей, Виктор был вторым. Не успели они как следует обжиться, как началась война. Уходя на фронт, отец просил жену не выходить больше замуж, если он погибнет. Он считал, что вдова с такой обузой никому не нужна. В 41-м пришла похоронка. Отец погиб под Смоленском, когда выносил из боя раненого. Ему было 36 лет, а раненый выжил. Степанида Ивановна так больше замуж и не вышла, и с детьми перебралась в Мытищи. Там, в заводской коммуналке, прошло детство Вити. Материально семье было очень трудно. Они жили в бедности, но в дружбе и согласии. Мать была одновременно строга и нежна со своей ребятнёй. И тут в семью пришла ещё одна беда: умер младший братик Толик. Витя так тяжело переживал, что не смог пойти на похороны. Было ещё одно страшное событие в жизни Вити, на него напал бык. Если бы не вовремя подоспевшая помощь, то его жизнь, возможно, оборвалась бы.

 

Учёба

 

 Ребёнка всё время тянуло к бумаге. С большим удовольствием он делал переводные картинки. Однажды мальчик заметил на улице художницу с мольбертом. Ему сразу же захотелось рисовать так, как она. Малограмотная мать отвела его в художественную студию. В общеобразовательной школе мальчуган был старательным и прилежным учеником, а в изостудии уже начали проявляться способности Вити, и учителя уделяли ему бόльше внимания. Он рисовал всё, что видел - людей, дома, деревья. Стали появляться натюрморты и пейзажи. Мать  понимала сына и поощряла его занятия.

 

Обучение профессии и первые шаги в творчестве

 

 В 1952 году Виктор Попков становится студентом Суриковского института в Москве. Он  поступил на факультет графики, хотя его тянуло к живописи. Но  учёба у Е. А. Кибрика в течение шести лет сказалась позже в работах Виктора Попкова как живописца. В это же время сам Виктор живёт скромно, а  скорее, скудно и тесно  вместе с матерью, старшей сестрой, женатым братом с ребёнком, и работает в коридоре. Он, как и вся семья, зачастую недоедает и заработанные деньги отдаёт матери.

 Картину «Строители Братской ГЭС» 27-летнего студента  купила ГТГ. Подобные покупки всегда говорили, что творчество художника ярко и неординарно. Если его однокурсники, готовя дипломные работы, писали по 3-4 картины, то Виктор – 13. Когда он окончил институт, то сразу примкнул к живописцам, которые начали создавать так называемый «суровый стиль». Это были Дмитрий Жилинский и Виктор Иванов. В. Попков вместе с ними отходил от классического изображения натуры, передавая её монументально и мощно. Каждый из этих художников искал своё творческое лицо. Это, однако, не означало протеста против системы. Виктор  Попков никогда не противопоставлял себя советской власти.

 

Личная жизнь

 

 Виктор женился на своей однокурснице Кларе Калинычевой, и в 1958 году у них родился сын Алёша. Они жили вместе с её родителями. Дружно прошли изматывающее безденежье, тесть и тёща выделили им комнату, в которой они вместе работали. Клара Ивановна была талантливым человеком, сотрудничала с издательством «Малыш», оформляя детские книги. Её стойкость помогала в трудные дни Виктору Ефимовичу не впадать в депрессию.

 

Творческие поиски

 

 Очень интересна его работа, которую он написал сразу по окончании института – «Весна в депо». Это ещё классическое реалистическое произведение в стиле наших академиков, таких, как Решетников, Пластов, Герасимов. Яркая, впечатляющая картина изображает молодого рабочего и девушку на фоне двух огромных красных колес локомотива. Казалось бы, это обычное явление, но на картине художника оно становится поэтическим моментом.

Более раннее произведение, о котором уже упоминалось, «Строители Братской ГЭС», представляет нам уверенность в себе, силу и мужество людей, работающих в Братске. Художник тщательно продумал фон картины. Он чёрный и делает акцент на людях, которые наполнены сдержанной энергией и суровостью. Это рабочий класс во всём величии, который занимается не творческим, а монотонным тяжёлым трудом. Образы рабочих иконографичны. Обыденность снята, здесь проявилось смысловое обобщение, желание Виктора Ефимовича думать, держа в руках кисть.

За картину «Бригада отдыхает» (1962 – 1965), Виктор Ефимович получил премию на выставке в Париже. У этой работы удивительно продуманная круговая композиция и золотистый фон, который напоминает иконы. Сами рабочие  заняты чтением, игрой в шахматы и просто сном. Вот художник уже дважды переживает взлёт. О нём пишут и спорят. Но заканчивается «оттепель», и наступают другие времена. Власть старается покончить с «исканиями». Попков же размышляет, что он или будет писать в указанных рамках и приносить домой заказы и деньги, или станет работать свободно, но уже ничего не получит. В андеграунд живописец не уходит, а переключается на другие, более камерные темы.

 

Психологические работы

 

 К лирическим произведениям этого периода – конца 60-х годов – можно отнести такие картины, как «Двое», «Три художника», «Семья Болотовых». В них показана частная жизнь простого, ничем не примечательного человека. Опустошённый риторикой, которой наполнена идеология, В. Попков  не может долго задержаться в этой тематике. Ему самому требуется душевный подъём, чтобы продолжать работать дальше.

 

«Мезенские вдовы»

 

 В творческую поездку на Север, в Мезень, художник отправился в 1966 году. Он снимает комнату в доме одной старой женщины и становится свидетелем вдовьих посиделок. Они сидели долго, вспоминали былую молодость, пили брагу, закусывали лепёшками и рыбой. Для художника открылся неведомый прежде пласт жизни, проведённой в одиночестве без мужей, детей, внуков. Их жизнь прошла незримо на незамеченной земле. Померкли молодые годы, они прожили жизнь вдали от искусства, света и любви. Чувства их горьки и помертвели, а мечты развеялись. Так родилась картина, определившая весь цикл: «Воспоминания. Вдовы». Было взято большое полотно, и на нём были изображены древние старухи, которые, кроме тяжёлой работы, ничего не видели. Никакого уюта на картине нет. Иконописны все морщинистые иссохшие лица, все персонажи чётко, графично очерчены прямыми и угловатыми линиями. Худая старуха в центре кажется сошедшей с иконы. Она прямо держит спину. Её не согнула жизнь. Это картина-притча. В ней обобщается трагедия всех вдов русской земли. В. Попков внимание сосредотачивает даже не на лицах, а на огромных исковерканных работой руках. Дети где-то далеко, а они доживают свой век в тоскливом одиночестве маленькой северной деревушки. Север скуп на цвет. Это подчеркивает серый колорит комнаты, сталь самовара. Все вдовы одеты в яркие красные платья разных оттенков. Именно этот цвет задаёт тон радостной трагичности всей картине, как считал сам художник. Он объединяет всех старух, как родных сестёр, показывая их как ипостась одной души. Красный цвет, цвет жизни, открывает внутреннюю силу вдов. Откуда она берётся? Они смиренно, по-христиански приняли свой крест и достойно его несут. Это личная тема Виктора Ефимовича, у которого стояла перед глазами родная мать. Степанида Ивановна была набожной, очень верующей и работала в церкви. Начиная новую картину, сын всегда приходил к ней и просил благословенья. 

 

Ни дня без веры

 

 Во времена массовой атеистической пропаганды Виктор Попков не боялся обращаться к религиозным темам. Он не был воцерковленным человеком, но близость с матерью, которая работала звонарём в церкви, возможно, влияла на него. Показательна картина «Мать и сын» (1970). На картине поздний вечер, в комнате застыла тишина, больной сын, совершенно расслабленный, лежит на постели, полностью укрытый одеялом, так что видно только одно его лицо. Над ним образ Богородицы. Он внимательно слушает, как мать молится, стоя под красным абажуром, который отражается в окне. Его красный цвет повторяет подушка и сшитое из кусочков одеяло, которое выглядывает из белого пододеяльника. На картине умиротворение создает тёплый жёлтый цвет, а напряженность – красный. Единение с матерью решается также цветом - белым и красным, которые присутствуют в обоих образах.

В 1972 году появляются две картины: «Майский праздник» и «Северная часовня». В них выражены духовные искания художника, и нет конкретных сюжетных линий, а только храм, часовня, дети. Вот на такой христианский подтекст настраивается В. Попков. Это не вызывает одобрения в верхах, и его картины снимают с выставок.

 

«Шинель отца» (1972год)

 

 Персонаж на картине примеряет шинель погибшего на войне отца. Это автопортрет, на котором В. Попков одел шинель тестя. Его страшно мучает вопрос: достоин ли он её. Его настигли в это время страшные воспоминания. Он опустил взор и замер на какое-то время. Тяжесть военного лихолетья легла ему на плечи. За ним стоят три женских образа: старуха потихоньку уходит, женщина средних лет скорбно замерла, а молодая о чём-то говорит ему. Виктора Ефимовича волновал вопрос, как оценит молодое поколение подвиг прошедших фронт воинов. Эта картина – напоминание об их героизме.

 

«Хороший человек была бабка Анисья» (1971 – 1973)

 

 Здесь мы видим размышление о ценности жизни и таинстве смерти. Ещё в 1966 году во время душевного кризиса тесть успел вынуть Виктора из петли. Так что он всерьёз относился к этим непростым вопросам бытия. На картине помимо похорон мы можем увидеть портрет мальчика на дереве. Это сын В. Попкова. А его мама – справа в группе. На огромной картине, которую художник не знал, где можно разместить, написаны деревенские похороны неизвестной никому, кроме односельчан, бабки Анисьи. Замыслом художника стало изображение величия земли и каждой человеческой жизни. Эта мысль раскрывается постепенно. Мы видим огромный дуб, простоявший века, который покрыт увядающими багряными и ещё зелёными листьями, означающими вечное продолжение жизни.  Две группы людей разделены по месту расположения и по колориту. Ребенок встал спиной к могиле и лицом к зрителю. Он в растерянности и не понимает, что сейчас происходит. Художник на всю картину похорон смотрит сверху и пишет темперой практически разноцветную икону. Трагедия ухода из жизни решается в ярких осенних красках, так как бабка Анисья была хорошим человеком, и природа, провожая её, светится золотом и багрецом. Потом картину замалчивали и не выставляли. А Виктор Ефимович очень переживал: он мечтал, что будет дискуссия…

 

Последняя работа

 

 В 1974 году в Михайловском Виктор Ефимович начал работу над новым произведением «Осенние дожди. Пушкин». Вернувшись на какое-то время в Москву, он искал такси и случайно обратился к инкассаторам. Те, решив, что это – нападение, моментально выхватили оружие, застрелили В. Попкова в упор и тут же уехали. Было 23 часа. Художники, бывшие с ним, разбежались. Потом его увезли в больницу, где он скончался 12 ноября 1974 года. С ним прощались в Доме художника на Кузнецком мосту. Тогда и выставили его «Бабку Анисью», которая оказалась панихидой по живописцу, и незаконченного «Пушкина» под дождём, который плакал о своём авторе. Его отпевали семинаристы, батюшка сказал проповедь, мать ударила в колокола, и его понесли. Похоронили В.Е. Попкова на Черкизовском кладбище.

 Закончить хочется  отрывком из стихов Виктора Ефимовича о себе: «Тихо буду любить, тихо буду болеть, тихо буду я жить, тиха будет и смерть. Смерть! Придёшь? Я смолчу».

 

Татьяна Пиксанова

sovjiv.ru

ИРРИ | Попков Виктор Ефимович

(09.03.1932 – 12.11.1974)
Вернуться к списку

Творчество Виктора Попкова – яркое явление в российском искусстве второй половины XX столетия.

Художник родился 9 марта 1932 года в Москве, в рабочей семье. В 1941 году на фронте под Смоленском погиб отец, мать в одиночку воспитывала четверых детей. Первоначальное художественное образование Попков получил в Московском художественно-графическом педагогическом училище. В 1952 году он поступил на графический факультет Московского художественного института имени Сурикова, где учился в мастерской известного графика Евгения Кибрика.

Попков вошел в советское искусство в 1950-е-1960-е годы, которые стали временем интенсивного обновления страны. Известность Попкову принесла картина 1961 года «Строители Братской ГЭС», которая вошла в число ярких шедевров живописи «сурового стиля». Попков, как и другие шестидесятники, много ездил по стране, был в Средней Азии, в городах Поволжья, на Байкале, Кавказе, в Прибалтике, повсюду писал своих героев с натуры.

Художнику удалось уйти от однозначности «сурового стиля», во второй половине 1960-х годов он демонстрировал гораздо большую творческую свободу. В его живописи реализовались философские размышления о времени, на смену прямого обращения к зрителю пришла метафоричность. В это время в творчестве Попкова можно выделить несколько линий. В частности, появляются работы, в которых художник обращается к теме отчуждения, к нравственным противоречиям времени. Исключительным по своему значению является Мезенский цикл, который был создан по впечатлениям от неоднократных поездок на Русский Север, в деревни на реке Мезень. Художник обратился к трагизму русской деревни, воплотил её боль и лишения.

Работы последнего периода Попкова посвящены поэтической национальной традиции. Художник стремился выразить высокие духовные искания.

Жизнь Виктора Попкова трагически оборвалась в 1974 году на творческом подъеме. Многие произведения остались незавершенными. 

1. Манин В.С. Виктор Попков. М.: Советский художник, 1989. *

2. Манин В.С. Виктор Попков. СПб.: Аврора. 2009.

3. Попков В.Е. Виктор Попков. М.: Советский художник, 1979. *

4. Попков Ю. Виктор Попков. М.: Живопись-инфо, 2006. *

5. Козорезенко П.П. Виктор Попков. М.: Галерея Арт Коминтерн, 2012.

6. Попков Ю.Н. Художник Виктор Попков. М.: Инфорком-Пресс, 1998.

  • Попков Виктор Ефимович (1932 - 1974)Автопортрет (1965-1967) картон, масло74х60
  • Попков Виктор Ефимович (1932 - 1974)В избе (1967) картон, масло48,5х75
  • Попков Виктор Ефимович (1932 - 1974)Вид в Гурзуфе (1972) картон, масло56х74
  • Попков Виктор Ефимович (1932 - 1974)Волейбол (1968) бумага, масло39,2х53,7
  • Попков Виктор Ефимович (1932 - 1974)Дом в Переславле (1963) картон, масло53х70
  • Попков Виктор Ефимович (1932 - 1974)Каток (1966-69) картон, масло56х76
  • Попков Виктор Ефимович (1932 - 1974)На этюдах (1967) холст, масло55х65
  • Попков Виктор Ефимович (1932 - 1974)Огороды весной (1965) картон, масло57х70
  • Попков Виктор Ефимович (1932 - 1974)Пейзаж с гусями. Осень (1968) холст, масло55х65
  • Попков Виктор Ефимович (1932 - 1974)Площадь в Рузе (1974) картон, масло86,5х105
  • Попков Виктор Ефимович (1932 - 1974)Под сиренью (1970-71) бумага, масло32х44,5
  • Попков Виктор Ефимович (1932 - 1974)Предвечерние тени (1970-71) картон, масло34,5х49,5
  • Попков Виктор Ефимович (1932 - 1974)Розовый дом. Мисхор (1965) бумага, масло31,5х47,7
  • Попков Виктор Ефимович (1932 - 1974)Рыжий мальчик (1969) бумага, масло70х50
  • Попков Виктор Ефимович (1932 - 1974)Сидящий мальчик (1963) картон, масло70х42,5
  • Попков Виктор Ефимович (1932 - 1974)Старик (1963) картон, масло65х70
  • Попков Виктор Ефимович (1932 - 1974)Этюд Леонида Остафьева (1974) картон, масло59,5х44
  • Попков Виктор Ефимович (1932 - 1974)Весна идет. Автопортрет (1963) Картон, масло
  • Попков Виктор Ефимович (1932 - 1974)Отдых (1966) Холст, масло45,3х60,2
  • Попков Виктор Ефимович (1932 - 1974)Этюд к картине "Одна" (конец 1960-х) Картон, масло50x70

rusrealart.ru

Художник Виктор Попков

Арт-фонд Филатовых запускает проект по  изданию серии книг о выдающихся  русских художниках, задачей которого станет повышение осведомленности международной аудитории о советском периоде российского изобразительного искусства.

Советская живопись периода 1917-1991 гг. по достоинству оценена критиками, но мало известна широкому кругу любителей живописи. В рамках издательского проекта Фонд планирует выпускать по одной книге в год, рассказывая, в том числе, о художниках-представителях стиля «соцреализм», работы которых находятся в коллекции фонда. Первая книга серии посвящена Виктору Попкову.  Книга «Виктор Попков» посвящена жизни и творчеству одного из самых выдающихся советских художников, чья жизнь трагически оборвалась в Москве в 1974 году. В 1967 году в возрасте 35 лет Виктор Попков получил Гран-при на Всемирной биеннале в Париже. Его студенческие работы пополнили коллекцию Государственной Третьяковской галереи, располагающей крупнейшим в мире собранием произведений русского изобразительного искусства. 

Книга, написанная известным российским художником и искусствоведом Петром Козорезенко-младшим, является первым подробным исследованием творчества Виктора Попкова и приурочена к памятной дате – 80-летию со дня рождения художника. Книга уже вышла на английском и русском языках, а в 2013 году она будет переведена на немецкий и французский языки. 

Фонд планирует выпускать по одной книге в год. В текущем издательском плане – книги, посвященые Николаю Фешину, известному российскому художнику-эмигранту, и Федору Решетникову, выдающемуся советскому художнику, известному, помимо прочего, своими шаржами. Основной задачей издательского проекта является повышение осведомленности и признания данного художественного направления, о котором международная общественность до нынешнего момента практически не имела представления. 

Андрей Филатов, учредитель и инвестор Фонда: «Виктор Попков был одним из выдающихся художников своего времени – не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Тем не менее, его творчество мало известно за пределами России. Я вижу свою миссию в том, чтобы познакомить международную публику с соцреализмом и показать, что по ту сторону «железного занавеса» творили художники, обладающие огромным талантом». 

Арт-фонд Филатовых, возглавляемый предпринимателем и инвестором Андреем Филатовым, был основан в 2012 году. Фонд планирует ежегодно приобретать до 10-12 полотен, созданных в период с 1917 по 1991 гг., и собрать коллекцию шедевров именно этого художественного периода. Задачи фонда включают повышение осведомленности и признания этого стиля в искусстве на международном уровне за счет организации выставок, предоставления работ для экспонирования российским и международным музеям и галереям, а также публикации книг и каталогов по ключевым художникам и работам. 

"Весна в депо". 1958 г. Справочная информация: 

Виктор Ефимович Попков (1932 – 1974 гг.) – известный российский художник, график, портретист, пейзажист и жанрист, получивший в 1967 году Гран-при на Парижской биеннале. Один из самых знаменитых советских художников своего времени. Учился в Московском центральном художественно-промышленном училище (ныне - Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова) (1948-1952 гг.), а также в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова. Начал карьеру во время хрущевской «оттепели», в 1950-1960-хх годах много ездил по стране, посещал крупнейшие советские стройки. Его жизнь трагически оборвалась в 1974 г., когда он по ошибке был застрелен водителем инкассаторского автомобиля. В 1975 г. был посмертно награжден Государственной премией СССР. 

Доктор Петр Козорезенко-мл. – автор книги «Виктор Попков». Известный российский художник и искусствовед. Доктор искусствоведения, член Российской академии художеств, председатель секции реставрации Творческого Союза Художников России. Занимается активным продвижением искусства среди молодежи. Организатор ряда выставок и конкурсов юных художников.

"Лето". 1968 г.

"Бригада отдыхает". 1965 г.

"Вдовы", 1966 г.  

17:00 01/03/2013

www.istpravda.ru

Виктор Попков. Жизнь и творчество. 1966 – 1968 годы :: Артпоиск

Виктор Попков. Жизнь и творчество. 1966 – 1968 годы.

Картина «», написанная в 1966 году, также завоевала почетный диплом на Биеннале молодых художников в Париже. Композиция картины состоит из двух групп персонажей – мужчин и женщин, отдыхающих после работы под сенью преувеличенно огромного, прямо-таки былинного в своей раскидистости дерева, невольно напоминающего сказочный дуб из сказки Пушкина. Вместо активного действия – опять  статичное пребывание, но художником движет уже желание не столько вникнуть в бытовые подробности изображаемого, сколько преобразить его, пока – в чисто декоративном ключе. Натурные детали остро подмечены, но при этом стилизованы, отчего картина производит впечатление некоего  узора, от нее веет лубочной простодушностью. Известно, что для этой работы художник делал множество зарисовок с дуба, росшего у них на даче, но в картине реальное дерево превратилось, скорее, в метафору небесного свода, покрывающего все и вся. Особое внимание Попков уделил листьям, акцентировав одинокую желтую ветку, заметно выделяющуюся на общем изумрудном фоне листвы и, очевидно, несущую символическую нагрузку, напоминая о бренности жизни. Мотив ветки, выделенной цветом из общей кроны, будет обыгран автором в более поздних работах, например, в его знаменитой картине «», где зеленая ветка символично контрастирует с золотом листвы. 

Добившись успеха в этой серии декоративно преображенных работ, художник не успокоился на достигнутом. Формальный поиск не мог стать для него самоцелью, поэтому движение в сторону усложнения внутреннего содержания работ было неизбежно. Не отказываясь от стилизации, он стал внимательнее всматриваться в лица изображаемых людей. В 1965–1966 гг. появились трогательные, психологически глубокие образы пожилых женщин – «Посиделки», «Тетя Фрося на кровати», «». В этих лиричных произведениях художник начинает размышлять над темой людских судеб, делая первые шаги в сторону будущего Мезенского цикла. Достаточно яркие по цвету, работы оставляют впечатление тоски и горечи, их женские образы полны грусти и одиночества.

Попков был на редкость отзывчивым и неравнодушным человеком, и психологизм его зрелого творчества во многом явился развитием этой особенности натуры. У художника почти нет «обличающих» работ: изначальное стремление – понять – приводило к другим, более сложным и многомерным, результатам. К каждому человеку – и в жизни, и в искусстве – он старался найти свой подход, а зачастую и постараться помочь. Один из многих примеров такой помощи – судьба гравера Валентина Севрюкова, учившегося с Попковым на одном курсе. Тот никак не мог наладить свою жизнь, постоянно занимая в долг у знакомых. Попков давал ему деньги не раз и не два, а потом как-то предложил выполнить заказ на серию графических листов «Подмосковье», выдав немалую по тем временам сумму в качестве аванса. Тот, конечно, выполнил заказ, деваться было некуда. Попков заплатил. А потом серия гравюр оказалась востребована: ее издали очень приличным тиражом. Художник буквально встал на ноги благодаря Попкову, практически заставившему коллегу работать.

Исключительно талантливый сам, Виктор Ефимович был на удивление щедрым по отношению к другим – особенно к друзьям-художникам, которым охотно давал советы и бескорыстно дарил идеи, искренне проникаясь их творческими порывами. По воспоминаниям друзей, его талантливость проявлялась даже в воздействии на людей, с которыми он словно спешил поделиться своей бьющей через край энергией. Обладая несомненным даром убеждения, легко заражал своими идеями, мог запросто увлечь художника работой, пробудив в нем дух соперничества. В дневнике Попкова есть несколько слов, очень созвучных вышесказанному: «Правда искусства – не есть правда жизни, а есть сила убеждения зрителя, сила воздействия на него. Художник должен уметь сочетать временное с вечным». 

Его открытость к миру в самых различных проявлениях счастливо сочеталась с вниманием и восприимчивостью ко всему талантливому и интересному, с готовностью не просто принять что-либо новое, но и сделать это частью своего художественного замысла. Творческий импульс могли дать не только произведения изобразительного искусства, но и музыка (особенно Вивальди), и даже кинематограф. Так, один кадр из итальянского фильма «Нищий» привел Попкова к замыслу его – ставшей классической – картины «», имевшей огромный успех в Париже. В фильме есть сцена уединения двух немолодых влюбленных, которая запала в душу художника странным сочетанием завораживающей жизненной пронзительности и, одновременно, мастерской образной выверенности, то есть слившимися до неразличимости жизнью и искусством. Поначалу Попков почти буквально повторил этот момент с двумя лежащими фигурами в своем наброске, но в таком виде композиция показалась ему неудачной. Было создано несколько вариантов-эскизов. Девушка писалась с жены брата Попкова Лидии, но художник старался избежать откровенного портретного сходства, ему нужно было представить Мужчину и Женщину на все времена, подобно Адаму и Еве. Постепенно он все больше очищал изображение от второстепенных деталей, которые подчеркивали ощущение конкретного места и времени действия, мешая возвыситься до символической общезначимости. Но самым главным было даже не это, а желание дать возможность быть услышанными самым сокровенным чувствам, которые, казалось бы, не поддаются изображению. Поэтому нет ни действия, ни примет времени, не акцентированы даже лица героев, но зато тонко нюансирована собственно изобразительная ткань – композиция, четко распадающаяся на две половины (ни вместе, ни врозь). Обе фигуры одинаково оцепенелые, словно немного тронутые холодом. Контрастный колорит – нежный и светлый в одном случае и тяжеловатый, как будто шершавый коричневый в другом. Каждый из героев, кажется, пребывающим в своей «ауре» – не случайно они лежат на высветленных участках, очень близких друг к другу, но все же не смыкающихся. Эмоциональная наполненность и напряжение при полном внешнем бездействии и безмолвии. Это изображение не чувств, испытываемых героями, а, скорее, передача состояния, настолько зыбкого и сложновыразимого, что любое описание может его испортить и упростить. Подобные недоговоренные, данные намеком состояния встречаются в прозе Платонова… Рассуждение о внутренних причинах сложности человеческих отношений? Стремление к единению, странным образом оборачивающееся разобщенностью? Как писал сам Попков, «нужно тоньше воспринимать жизнь, в ней нет ничего в «лоб», а все проще и сложнее». 

Картина, несомненно, стала творческой удачей Попкова, хотя и вызвала много пересудов. Отвечавшие за нравственность партработники, как водится, вспомнили слово «порнография»; в среде коллег особое, нестандартное видение художника у многих вызывало неприязнь именно потому, что было абсолютно индивидуально и не вписывалось в привычные рамки. К счастью, все это не помешало картине завоевать признание в Париже в 1967 г. и стать одним из немногих постоянно выставлявшихся произведений Попкова.

artpoisk.info

Виктор Попков: Художник на вдовьей земле

«В неверии были зачаты, в неверии выжили мы... Отрицание. Как жить отрицая? Как пойти, отрицая себя? Как уберечь, отрицая Тебя, Его, Себя»?»Трудно поверить, но эти мучительные вопросы звучат в дневнике человека, который стал членом Союза художников СССР, не достигнув и тридцатилетнего возраста, который писал грандиозные картины о суровом труде строителей нового мира без Бога, художник, которого приветствовала советская номенклатура и критика. Приветствовала до той поры, пока душа художника не почувствовала жажду другой глубины и другого смысла.

Иллюзия оттепели

Московский художник Виктор Попков. Фото Евгения Кассина и Владимира Савостьянова /Фотохроника ТАСС/.

У Виктора Попкова никогда не получалось жить «слегка», работать «слегка». Эта трата себя по максимуму шла с детства: в школе - сплошные пятерки и в семье прозвище «головастый», в Суриковском институте, когда однокурсники делали в качестве дипломных по три-четыре работы, Попков готовил тринадцать, а став профессиональным художником, даже в заказных работах выжимал себя до капли.

Детство Попкова - заводская коммуналка в подмосковном городе Мытищи, недалеко от станции Челюскинская Ярославской железной дороги. Родители, вчерашние жители деревни, перебрались сюда в тридцатые годы. Трудный быт, нужда - мать одна поднимала детей: отец погиб в начале войны. Мать Попкова, Степанида Ивановна, вспоминала, как Виктор мальчишкой, впервые увидев на улице художницу за мольбертом, немедленно стал проситься к ней в ученики, и мать, простая, безграмотная женщина, внутренним чутьем доверяя сыну, не препятствовала его желанию, и вскоре они вместе со своим другом поступили в заводскую художественную студию. Судьба Попкова - это случай ясно выраженного, с детства услышанного призвания.

Он вошел в искусство в конце пятидесятых, в короткий период хрущевской оттепели, когда «после долгой и суровой сталинской зимы» оптимисты ожидали реформ в политике - либерализации режима, а в искусстве ощущался приток свежего воздуха, желание выйти за рамки официально утвержденного, закостенелого сталинского соцреализма. Режиссер МХАТа Леонид Леонидов еще в тридцатые годы записал в своем дневнике: «Что такое реализм? Это правда. Что такое соцреализм? Это правда, которая нам нужна». Вернее было бы отметить - правда, которая была нужна властям и которая прямолинейно утверждалась через искусство. Оттепель навеяла иллюзии, что можно жить и творить свободнее - тогда развенчали культ личности Сталина, реабилитировали многих деятелей искусства и науки, репрессированных при сталинском режиме. Появилась возможность читать Ахматову, Есенина, которые не печатались в тридцатые-сороковые годы, познакомиться с современными течениями западноевропейской живописи - словом, стало возможным прикоснуться к культурной традиции, доступ к которой был перекрыт жестким идеологическим контролем в годы сталинского правления. Это было время романтиков, социального оптимизма, когда сотни тысяч юношей и девушек отправлялись на освоение целинных земель, на ударные стройки коммунизма под аккомпанемент окрыляющих песен вроде «Коммунизм - это молодость мира, и его возводить молодым».

Попков вместе с другими художниками тоже ездил на ударные стройки - Иркутскую ГЭС, Братскую ГЭС, делал бесконечные этюды, наброски, «вы­сматривал жизнь». На целине написал ряд картин из серии «Люди целины». Ранние работы Попкова «Весна в депо» (1958 год), «На работу» (1958 год), серия «Транспорт» (1958 год) вполне соответствовали официальным идеологическим установкам времени - объявлять в искусстве о великих победах коммунизма, прославлять людей труда - строителей новой жизни. В этом не было для него внутреннего конформизма, не было ни интеллектуальных, ни нравственных соблазнов. «Художник призван писать о больших явлениях жизни» - такая формула есть в дневнике Попкова, тогда он искренне восхищался грандиозным масштабом строек, стремился «воспеть» энергию труда, молодости, и сам он в то время имел «крылья» юности, был увлеченным, открытым новым веяниям в обществе.

Хлеб за флаг

В 1961 году Попков пишет картину «Строители Братской ГЭС», которая стала каноническим произведением так называемого «сурового стиля», одним из родоначальников, которого и был сам Виктор Попков. Художники сурового стиля в целом были вписаны в систему советского художественного «производства», но они изображали людей труда, трудовые будни более «сурово», жизненно, без патетики соцреализма с его декларативной агитационностью. На картине «Братская ГЭС» на переднем плане, на фоне черного неба, словно на фоне черного занавеса, стоят в ряд рабочие - сдержанные, мужественные, волевые. Небо - «занавес», фронтальные, «иконные» фигуры рабочих - этот образ можно прочитать как «Его величество рабочий класс на авансцене истории», и уже тогда становится очевидным стремление молодого Попкова уйти от прозаичнос­ти, обыденности жанровой сцены к смысловому обобщению, желание не столько рисовать, сколько «осмыслять жизнь с кистью в руках».

Строители Братской ГЭС. 1961

Художник Эдуард Браговский, которому Попков показал «Братскую ГЭС», вспоминал: «Он был жутко расстроен, когда увидел, что его никто не хвалит, что мы равнодушны.  "Такая замечательная картина, а ты молчишь?" - обижался Попков». На фоне открытий современной европейской живописи картина Попкова некоторым «прогрессивным» братьям по цеху казалась устаревшей и стилистически, и тематически. Ранимость Попкова лишь показывает, что он вкладывал в работу куда больше души, чем обычно требуется для проходных заказных вещей. Картину купит Третьяковка, Попков начнет ездить на международные выставки, проживет взлет славы, когда «ему давали любой договор по любой почеркушке». Для него важны были публикации о нем в газетах, передачи на радио - успех давал необходимую уверенность в себе, расправлял крылья. Попкову не было и тридцати, когда он стал членом Союза художников СССР, и вскоре его приглашают в Комитет по Ленинским и Государственным премиям. Ранний карьерный взлет сулил большие перспективы. Но к середине 1960-х «оттепель» сошла на нет. Практически все завоевания, совершенные советской культурой за короткий период оттепели, были подвергнуты серьезной опале. Начался отход назад. Власть, в том числе ортодоксально-официозная часть руководства Союза художников, стремилась подсечь под корень всякие «бессмысленные творческие искания».

Но Попков уже не мог жить, не замечая глубинных противоречий в обществе, не мог существовать в рамках предсказуемого, во всех отношениях благополучного, официоза. Грустными были его размышления той поры: «Или ты будешь рисовать флаг и получишь сегодня зарплату, купишь матери хлеб, или ничего не получишь, но будешь творить как хочешь». Он не ушел в подполье, не стал частью художественного андеграунда, но перестал быть «правоверным», и ворота в истэблишмент советской культуры для него полузакрылись.

О чем говорят вдовы

На какое-то время он обращается к лирической тематике, к камерным, психологическим работам - «Семья Болотовых», «Двое», «Три художника» - в них частная жизнь простого, невыдающегося человека. В этом стремлении к камерности сказывается опустошенность, усталость от советской риторики и идеологии, которая теряла свой внутренний наполнитель, - это черта времени, многие художники, кинематографисты, писатели уходили тогда от «больших тем». Однако нерв, энергия Попкова не позволяли задержаться в этой нише надолго. «Быть в замысле свободным и вольным, быть созидателем, хулиганом, кем угодно, но слушать свои порывы и доверяться им».

Северная песня. Из цикла «Мезенские вдовы». 1968

В 1966 году он едет в творческую поездку на Север, в Мезень, и там начинает знаменитый «Мезенский цикл». Картина «Воспоминания. Вдовы» - одна из центральных в цикле. Снимая комнату в доме у одной из старух в деревне на реке Мезень, Попков стал свидетелем деревенских посиделок: «К хозяйке, где я жил, пришли как-то ее подруги. Они долго сидели, вспоминая былое, пили брагу, ели лепешку, треску с душком и постепенно, забыв про меня, целиком ушли в ту далекую пору, когда жизнь для них только начиналась». За бытовой, прозаичной сценой Попкову открылась самая глубь судеб этих деревенских баб: «Да как же так? Да почему они одни? А где их мужья, дети? Где счастье, на которое они имели полное право? И только я, случайный человек, один свидетель их бабьей, проклятой, одинокой доли. Вся их жизнь, вся их молодость проплывала сейчас у меня перед глазами». После этой встречи у Попкова рождается тема для новой картины.

На большом полотне изображены пять деревенских старух, в их образе намеренно нет ничего от уютных, домовитых бабушек, где рядом внук-кудряш да крынка молока на столе. Здесь обратное: силуэты фигур четко очерчены, фигуры словно вырезаны из дерева, складки одежд размечены крупно, линии прямые. Худая старуха на переднем плане, кажется, сошла с иконной доски, воскрешая в памяти древние иконописные изображения святых мучениц. Никаких суетных деталей быта, и сам образ поднимается от иллюстративной повествовательности, от бытийного предела к поэтичному строю, к символу - этот уровень символа, притчи Попков первым ввел в советское искусство 1960-1970-х.

Воспоминания. Вдовы. 1966

Картина «Вдовы» - это память о войне, и эти пять женщин, как разные ипостаси одной души - трагический обобщенный образ вдовьей доли, - сколько их, одиноких старух оплакивали своих погибших мужей по всей русской земле. За их плечами многозаботная жизнь с тяжелыми буднями, Попков акцентирует руки тружениц, непропорционально большие - такими чугунные котлы да мешки таскать. Их детей разбросало по свету, и им самим осталось доживать в тоскливо-одинокой деревне в северной глуши. Суровый насыщенный серый цвет комнаты соответствует самому укладу жизни на Севере. Каждая из старух ушла внутрь себя, вспоминая, чем изболелась и нарадовалась душа за долгие годы. Но не скорбь и память о былом задают тональность всей картины. Попков поднимает ноту скорби до высокого жизнеутверждения, заполняя картину красным цветом, со всеми его «соками» - алым, малиновым, огневым. «На Севере пейзаж и деревня в цвете очень сдержанны, и уж если появляется цветок или красное платье, то они смотрятся значительно и воздействие их обостренно выразительное» (В. Попков). И этот красный цвет в нарядах старух, как вспышка, становится основой для восприятия образа, иначе звучит вся тема картины... «Трагичность радостная» - любимое попковское выражение. «Для меня сцена, которую я изобразил в картине, ни с нытьем, ни с безысходностью, тоской ничего общего не имеют. Вдовы, уйдя мысленно в молодое, счастливое время, хотят в прошлом набраться сил для сегодняшнего дня и дня завтрашнего. Это - жизнеутверждение, хотя и трагическое по своему проявлению».

Вдовы, опаленные опытом войны, разлук, смертей - красный цвет объединяет их в единое целое, здесь дух сестринства. За суровостью, строгостью этих образов диссонирующий красный звучит цветом жизни, выявляется сокрытая внутренняя сила этих женщин, не случайно в центре композиции - прямая, словно внутренне несогбенная, не разуверившаяся старуха. И здесь Попков высказал что-то из «главного». Интуитивно, на ощупь он подходит к теме христианского смиренного принятия и несения своего креста. Смиренно, достойно принимая свою вдовью долю, одиночество, все тяготы быта и жизни, которые пришлось вынести, душа духовно наполняется - отсюда внутренняя сила этих старух, отсюда «трагичность радостная». Пускай в углу вместо иконы портрет Карла Маркса - деталь достоверная: «рисунок с моей хозяйки, у которой от мужа остались его убежденность, его чистота веры в партию, выраженная в свято оберегаемых и дорогих портретах Маркса и Ленина в углах избы» (В. Попков.) В этих портретах вождей запечатлелось противоречивое время, но весь уклад внутренней жизни этих деревенских баб уходит не к партийным ленинским нормам, а к вековым русским религиозным истокам.

В то время написать такую вещь, по смыслу многомерную, с символичным подтекстом, было вызовом. Картину приняли неоднозначно, Попкова упрекали в излишней мрачности и безысходности, не охватывая всей глубины замысла.

Для Попкова «Вдовы» - тема личная, перед глазами судьба его матери, которая в начале войны осталась вдовой. По воспоминаниям друзей Попкова, его мать была человеком, олицетворявшим кротость и смирение. Степанида Ивановна была очень набожна, много лет проработала в церкви звонарем, маленькая, сухонькая, она вселяла в сына доброту и спокойствие. К ней приходит он перед началом новой работы: «Мам, благослови меня».

«Где поют, а не стонут»

Мать и сын. 1970

В 1970 году Попков заканчивает картину «Мать и сын», где изображает себя и свою мать. На картине вечер, наполненная тишина в комнате, лампа с абажуром, отражающимся в окне; сын лежит больной и слушает, как мать перед иконой читает Библию. Многие искусствоведы отмечали, что в образе сына просвечивает ссылка к иконному образу «Спаса Нерукотворного», здесь возможна перекличка с вечной темой Богоматери с младенцем - темой жертвенной материнской любви и молитвенного прошения за сына, которому суждено пронести свой крест. На картине - мать молится, сын внимательно вслушивается в ее молитву, и душа приучается  к Божественному слову, проникается им. Красный абажур, перекличка красного в одежде и в вещах создают внутреннюю напряженность образа - здесь сосредоточенное постижение Смысла. Попков не был церковным человеком, но существовала духовная, «корневая» связь с матерью, которая очевидно питала его, зрительно на картине это единение опять же усиливается цветовым решением - сочетанием белого и красного в образе матери и сына. Возможно, эта особая близость с верующей матерью явилась истоком того, что в творчестве Попкова все полнее начинает звучать христианский подтекст, который, впрочем, скорее просвечивает, чем явственно проговаривается. Но, думается, главным все-таки здесь было его собственное постоянное стремление «вгрызаться в жизнь, узнавать, постигать основные законы нашего бытия». В его работах почти исчезает сюжетная линия, появляется очень тонкий настрой, вслушивание. Попков писал, что ему хочется в картинах «наряду с конкретным выразить нечто неясное, духовное неосязаемое».

Майский праздник. 1972

Он пишет «Тишину», «Майский праздник», «В Соборе» (1974 год). Последнюю, как ни странно, он задумал, находясь в поездке, в Германии, а заканчивал уже в России. На картине  косые лучи солнца осветили храм, и всё вокруг - в золотистых прозрачных отсветах всё преображающего небесного золота. В знаковом автопортрете «Шинель отца» он изображает себя примеряющим солдатскую шинель, символично задавая вопрос своим современникам: по плечу ли военный подвиг отцов их поколению? Хватит ли внутренней силы, цельности, мужества? «Осенние дожди. Пушкин» - Попков работал над этой совершенно изумительной вещью в Михайловском, и кажется, будто он написал все как было, с натуры: Пушкин видел, чувствовал эти русские дали, простор, ширь полей, смотрел на серое небо, в котором тает вечная осенняя грусть, вдыхал этот воздух, когда «дохнул осенний хлад». Здесь единый образ - поэта и России - земли, которая щедро питала Пушкина поэтической силой. Это не напрямую религиозные сюжеты, но в этих темах Попков затрагивает что-то неизбежно важное, «сущее» во внутренней жизни каждого человека.

Северная часовня. 1972

В 1972 году закончена «Северная часовня». Картина выдержала на выставке страшный бой с чиновниками из управления культуры, ее требовали снять. Попкова в целом в те годы выставляли случайными, слабыми вещами, нехарактерными для него; на республиканские и всесоюзные выставки его почти не допускали. Доходило до курьезов: знаменитую попковскую «Шинель отца» не хотели включать в экспозицию выставки в Манеже на том основании, что Попков изобразил там себя в ботинках импортного производства. Главное место, где он мог выставляться, были небольшие по масштабу осенние и весенние выставки, да и там стоило огромного труда удержать его работы - «жутко много попадало Попкову. Страшно. Как-то очень жестоко. Рьяно боролись с формалистическим, как они называли, искусством». Попков все время искал, экспериментировал, но главное, «он увлекал за собой все, что живо, неравнодушно, дерзновенно, к постижению тайн человеческой души», - вспоминал художник Игорь Обросов. «Северную часовню» удалось отстоять. На картине - фигура мальчика, застывшего в проеме дверей у входа в часовню. Он завороженно смотрит внутрь, словно «луч из рая» коснулся души, и она замерла от настигшего ее чувства благоговения перед тайной и красотой небесного пейзажа. Зритель видит только часть храмовых росписей - трех ангелов, осеняющих своим покровом всех входящих, написанных сияющим, радостным алым цветом по контрасту с серебристой синевой северных далей.

Семья Болотовых. Из цикла «Размышления о жизни». 1967-1968

Попков долгое время увлекался древнерусским искусством и в 1964 году даже специально ездил в средневековый монастырь Ферапонтово, украшенный фресками Дионисия, чтобы сделать этюдные зарисовки с фресок. Кажется, от созерцания видимого образа небесной Красоты - лишь шаг к постижению жизни невидимой, к сакральному измерению, к открытию самого источника этой Красоты. Сам Попков, подобно мальчику на картине, стоял у порога этого открытия. Всматривание, вслушивание в эту тайну - уже участие. Поэт Николай Тряпкин, современник Попкова, вспоминая о своей юности, писал:

Пусть не чтил я святых и, на церковь взглянув, не крестился, Но, когда с колокольни звала голосистая медь, Заходил я в притвор, и смиренно в дверях становился, И смотрел в глубину, погружённую в сумрак на треть. Замирала душа, и дрожало свечное мерцанье, А гремящие хоры свергали волну за волной. И всё чудилось мне, что ступил я в предел Мирозданья И что вечность сама возжигала огни предо мной.

Так созвучно настроению попковской картины! Кажется, в этой знаковой работе он предощущает выход из того духовного тупика, в котором оказалось его поколение - это люди, сформировавшиеся в атеистическую эпоху, лишившую их веры, мистического опыта бытия, они шли по жизни словно на ощупь, по бездорожью, болезненно чувствуя свою оторванность от света: «Укажите мне край, где светло от лампад, укажите мне место, какое искал, - Где поют, а не стонут, где пол не покат», - хрипел в микрофон в те годы Владимир Высоцкий.

Как курок на взводе

В поэзии, живописи, в кинематографе не случайно в это время рождаются похожие образы - в песне Высоцкого: «Образа в углу и те перекошены», у Попкова в картине «Тишина» - полуразрушенные церкви с дырявым куполом, у Шукшина в фильме «Калина красная» - затопленный храм. Во всем какая-то «вывихнутая» жизнь, трагический слом вековых устоев, Богооставленность и ... отчаянная тоска по какой-то другой, нездешней Правде. В этих голосах эпохи - вся сложность внутреннего самоопределения поколения 1960-1970-х. Большая часть интеллигенции его поколения существовала по инерции, под охраной государственного признания и нехитрых законов приспособ­ленчества, но те, кто хоть как-то задумывались, да к тому же имели талант от Бога, - они зачастую срывались в запой, подходили к «краю», не умея, не зная, как сохраниться от себя, своих страстей и от безбожного времени. В 1966 году в последний момент тесть Попкова вытащил его из петли. Приступ отчаяния. Многое тогда навалилось - ссоры с женой из-за его запоев, бесконечные стеснения и препоны чиновников по отношению к его работам.

Шинель отца. 1970-1972

Попков вообще был человеком отчаянным, задирис­тым, всегда острым, неожиданным. «Все его творчество на нерве держалось. Такой был и в жизни» (художник Игорь Попов). Многие из друзей вспоминают его лихачества: «Объявили посадку на поезд. Оставалось не больше трех минут. У Вити падает монета между платформой и вагоном. Он спускается вниз, поднимает монету и забирается назад», или когда «зимой, отделившись от компании друзей, он спускается с моста к реке, и идет по еле замерзшему льду».

«Он всегда был как курок на взводе, сжатой пружиной, готовой в любой момент высвободиться», - вспоминал искусствовед Григорий Анисимов.

Показательна была его реакция на ввод советских войск в Чехословакию в 1968 году. Попков тогда в знак протеста то ли всерьез, то ли в шутку постригся наголо. На предложение работать на КГБ «вежливо» уклонился: «Ну рад бы служить, но пью!» Он был одним из немногих, кто поднял руку и поддержал выдвижение Солженицына на Ленинскую премию, хотя голосовать за него в то время требовало определенного мужества. Всегда занимал очень независимую позицию по отношению к наиболее реакционной части руководства Академии художеств и Союза художников. Художник Макс Бирштейн запомнил выразительную сцену: «В Колонном зале Дома Союзов заканчивал работу съезд Союза художников. Мы стояли с Витей и друзьями в фойе и разговаривали. Была слышна трансляция. Председательствующий говорит, что мы подходим к оценке деятельности прошлого Правления. Есть предложение признать работу хорошей, и есть предложение признать работу удовлетворительной. Когда мы это услышали, Вити с нами уже не было. Он как Гагарин шпарит по красному ковру с поднятым вверх мандатом. Президиум в замешательстве. Виктор энергичным шагом поднимается на трибуну: "Я предлагаю работу считать неудовлетворительной". Он был единственным, кто сказал об этом открыто. Запомнилась его молниеносная реакция, когда от дружеской беседы, может быть пустой, он моментально оказался на трибуне».

Многие отмечали, что в последний год его жизни над ним всегда висела какая-то тревога, он словно предчувствовал приближение чего-то трагического. Макс Бирштейн вспоминал, что незадолго до смерти Попков принес стопку пластинок, перевязанную ленточкой, и сказал: «Прошу проиграть это на моих похоронах».

Виктор Попков погиб, пытаясь остановить машину, чтобы добраться до дома. Случайно подошел к инкассаторской машине, его приняли за грабителя и выстрелили в упор. Прощание проходило в Доме художника на Кузнецком мосту. На сцене поставили картины «Осенние дожди. Пушкин» и «Хороший человек была бабка Анисья» - последнюю значительную работу Попкова, которую он успел завершить перед смертью. Случайно или неслучайно, но в этой картине - итог авторских размышлений о смерти, о смысле человеческого существования. Получилось, написал реквием самому себе.

«Теперь несите»

Картина раскрывается перед зрителем постепенно. Сначала как сцена деревенских похорон, но постепенно открывается весь масштаб замысла: здесь величие земли и значительность и величие каждой человеческой жизни, пускай и никому неведомой, деревенской бабки Анисьи. Большой мощный дуб как древо жизни, среди его багряной листвы неожиданно просвечивают зеленые листья; тот же смысловой мотив повторяется в изображении людей: группка молодых композиционно и в цветовом решении отдельна от толпы старух в черном. Здесь вечный земной круговорот увядания жизни и ее нового зачатия, в который включены и природа, и человек. На переднем плане ребенок, который еще не может вникнуть в суть происходящего, он стоит спиной к могиле и лицом к зрителю - жизнь продолжается. Освещенная желтым осенним солнцем холмистая земля на переднем плане усыпана багряными листьями, и это «пышное природы увядание» есть движение от жизни к смерти. Тема осени  традиционна в мировом искусстве - это нота грусти, элегии, предощущения расставания и время сбора урожая и в земном, и символически в духовном смысле - время собирать сеянное. При всей трагичности происходящего колорит полотна, звонкий, янтарно-золотой придает всему произведению некую просветленность. Бабка Анисья была «хорошим человеком», и оттого жизнь ее венчается полнотой, она плодоносна. Бытовая реальность узнаваема в одежде, в типажах, кладбищенских памятниках. Похороны происходят в маленькой северной деревушке и одновременно на широчайшем фоне, в огромном мире. Попков не случайно берет ракурс с высоты птичьего полета и решает писать «Бабку Анисью» как цветную икону... «Лица, как в иконах - охра, лепка, пробела», - чтобы перейти на принципиально другой язык - язык метафизических понятий, который для всякого столетия, вне времени.

Интересна деталь: на картине нет дождя, а люди под плащами. «Тут дождь в душе, - писал Попков, - защищенность мира от чего-то отрицательного».

На выставке «Бабка Анисья» прошла незамеченной, как говорили художники, «не получила прессу». Это было для Попкова очень болезненно. Он ждал разговора о картине, ему важно было быть понятым, услышанным, потому что в своих работах все время пытался говорить о вещах важных, сущих; пытался интуитивно пробить границу некой духовной тесноты своего поколения, о которой образно написал Высоцкий: «и сверху лед и снизу». Но значение работ Попкова, при всем его авторитете, не было до конца ясным для его современников.

Он погиб 12 ноября 1974 года. Инкассаторы защищали себя и доказывали, что это было нападение. Когда стало очевидным, что произошло убийство, друзья-художники, которые были с Виктором в последние минуты его жизни, разбежались; какое-то время он еще был жив. Вспоминает мать Виктора Попкова, Степанида Ивановна: «Хоронили с колокольным звоном. Все сама делала. Приезжали семинаристы. И они так отпевали! - Весь храм дрожал. Два часа отпевали. И батюшка проповедь сколько говорил. А как привезли, пошла, в колокол ударила... Теперь несите».

Невольно вновь вспоминается картина «Мать и сын» - тема Света и Смысла, тема материнской люб­ви и молитвенного прошения за сына, которому суждено пронести свой крест. Попков свой крест пронес без малодушия. «Человек, взыскивающий совести в искусстве», - написал о нем искусствовед Григорий Анисимов. Совесть принято называть голосом Божиим в человеке, этот-то голос и «взыскивал» Попков в жизни, правда этого поиска выплеснулась на его холсты.

http://foma.ru/viktor-popkov-hudozhnik-na-vdovey-zemle.html

ruskline.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта