Урок литературного чтения по системе Занкова И. Пивоварова «Картина». В. Поленов «Московский дворик». Пивоварова картина стихотворение


Пивоварова Ирина

ИРИНА МИХАЙЛОВНА ПИВОВАРОВА

Даты жизни: 3 марта 1939 – 10 августа 1986Место рождения: город  МоскваРусская детская писательница, художникИзвестные произведения: «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», «Старичок в клетчатых брюках», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной», «Однажды Катя с Манечкой», «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 «А».

    Ирина – уроженка Москвы, появилась на свет 3 марта 1939 года. Её отец работал врачом и всегда мечтал о медицинской карьере для дочери. Её же интересовало творчество, поэтому она стала студенткой столичного текстильного института, поступив на факультет «Прикладное искусство».     По окончании учебного заведения девушка несколько лет работала художником по костюмам на киностудии «Мосфильм». Её талант по достоинству был оценен коллегами, и Пивоварова Ирина, биография которой совершит поворот в литературное русло, пользовалась репутацией замечательного художника. На киностудии девушка встретила Виктора Пивоварова – своего будущего супруга.  Новообразованная семья внесла весомый вклад в детскую художественную литературу: Ирина внезапно для себя и окружающих начала писать произведения для юных читателей, а Виктор рисовал к ним иллюстрации. Поначалу рассказы молодой писательницы печатались в небольших, малоизвестных журнальчиках. Лишь после публикации стихотворений в знаменитых «Весёлых картинках» Пивоварова Ирина, биография которой позитивна, как и произведения автора, стала известной.  Рассказы, повести и стихи Ирины Пивоваровой пользовались огромной популярностью у детей поколения 1960-х, 1970-х, 1980-х годов. Психологически верные, заразительно юморные, самобытные и оригинальные «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», повести «Старичок в клетчатых брюках», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной», «Однажды Катя с Манечкой», «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 "А"» внесли в детскую литературу «девчачий» стиль написания, язык и точку зрения, которые отличны от таковых у Виктора Драгунского и Николая Носова.     Любимые героини Ирины Михайловны – смешные парочки: сестрички Маня и Катя Сковородкины, подружки Люся Косицына и Люся Синицына, находящиеся в постоянном состоянии притяжения-отталкивания. Из-под пера Ирины Пивоваровой вышел также сборник стихотворений «Школьное окно», иллюстрации к которому были сделаны самой писательницей. В нём различными голосами заговорили предметы, составляющие атмосферу школьного бытия: Стол, Промокашка, Пенал, Мел, Ластик, Звонок. Потеснив домашние игрушки, эти предметы прочно вошли в жизнь ученика младших классов («Одна лошадка белая», «Жирафа и очки»).      В произведениях Ирины Михайловны присутствует чувство мира и красоты, оптимально сочетаемое с добрым и необыкновенным чувством юмора. Каждая строчка автора – неожиданный и радостный шаг навстречу огромному миру. На стихи Ирины Пивоваровой сложено много песен, в 1984 году фирмой «Мелодия» была выпущена в свет грампластинка «Только для детей», в которой Ирина читала юным слушателям свои стихотворения.   Жизнь любимого детского автора оборвалась рано, в 1986 году. Пивоварова Ирина, биография которой завершилась на самом творческом пике, умерла в 47-летнем возрасте.  

ИРИНА ПИВОВАРОВА

      Ирина Пивоварова родилась в Москве в семье врача. Окончила факультет прикладного искусства Московского текстильного института, работала художником на Мосфильме. В мосфильмовской многотиражке напечатала первые короткие рассказы. Первые стихи для детей появились в журнале «Веселые картинки». Первая книжка - раскладушка «Всех угостила» вышла в 1965 году.      Ирина Пивоварова прожила мало, а сделала очень много. Её стихи, рассказы и повести были невероятно популярными у детей в 70-80-е годы: их передавали друг другу, в библиотеках на них записывались в очередь. Она словно знала какую-то тайну, которую открывала детям: с удовольствием, но не сразу!    Есть у неё и стихотворение с таким названием – «Тайна». Оно начинается как бы шепотом:

Я тебе открою тайну,Никому не говори!Если рано ты проснешься,Если встанешь до зари,Если тихо выпьешь чаю,Если выйдешь из дверей,Если ты пойдешь направо,А потом чуть-чуть левей,Обогнёшь большой колодец,Обогнёшь засохший пруд...Там, у старой водокачкиПод забором две собачкиГромко косточку грызут!

       То тихо, то громко разговаривает с читателями Пивоварова. Одно из её стихотворений так и названо «Тихое и громкое». Тихо бывает обычно по вечерам, а утро - громкое, солнечное, весёлое. Но если попробовать расположиться где-то между этими крайностями, столько всего может уместиться! Придут поразительные открытия и догадки:

Вечером над озеромХодит белый пар, -Это рыбы в озереСтавят самовар.

    То, что нельзя увидеть, можно додумать, представить себе, надо только включить воображение. Поэты даже одни и те же явления природы описывают по-разному. Сколько стихов написано про дождь, а такие загадочно-грустные - только у Пивоваровой:

Шёл дождь весь деньИ шёл всю ночь,И лишь к утруУшёл он прочь...Остались на земле следыДоверху полные воды.

       А стихи про детей почти всегда весёлые, например, «Как я собирала грибы»:

Пошла я за грибами -Корзинку потеряла.Пока её искала -Косынку потеряла.Пока её искала -Ленту потеряла.Пока её искала -Тапочка пропала.

       Дальше эта растеряша ищет свои вещи, и, как в зеркальном отражении, находит всё, в том числе и грибочки...      Сказки Пивоваровой о насекомых - это почти всегда поучительные истории, хотя вроде бы речь идет о том, как на спинке у божьей коровки появились пятнышки, или почему муравьи живут большой семьей, или зачем человек построил для пчелы дом - улей, или почему стрекоза любит летать над водой... Объяснения писательницы изобретательны и поэтичны.    А рассказы и повести о детях - такие смешные, будто подслушала она ребячьи разговоры и просто записала их почти дословно. В «Рассказах Люси Синицыной» две смешные девчонки всё время попадают в неприятные ситуации, ссорятся, мирятся, но подруги - не разлей вода! Когда Люся Синицына на скучном уроке русского языка, вместо того, чтобы выделять суффиксы, написала письмо Люсе Косицыной, а учительница прочитала его вслух, весь класс умирал со смеху. А Синицыну выгнали из школы. Но все за неё заступились, и громче всех заступалась вредная подруга Люська... В общем, всё кончилось хорошо, потому что дружба всегда побеждает.    И в книге «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 «А», и в юмористическом детективе «Старичок в клетчатых брюках», и в повести «Однажды Катя с Манечкой» юмор Пивоваровой сияет всеми красками, заставляя читателей, смеясь, расставаться со своими недостатками, исправлять ошибки, учиться уму-разуму.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.12-13., ил.

 

 

kids.azovlib.ru

Презентация к уроку литературного чтения. Ирина Пивоварова "Картина", 2 класс ПНШ

Ирина Пивоварова КАРТИНА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2 КЛАСС УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» Щавелева Лариса Владимировна МКОУ «Кузнецовская СОШ, Иркутская область, Братский район

Ирина Пивоварова КАРТИНА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

2 КЛАСС

УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Щавелева Лариса Владимировна

МКОУ «Кузнецовская СОШ, Иркутская область, Братский район

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног , Соньку в лоб, все в сугроб.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки скок, Сеньку с ног ,

Соньку в лоб, все в сугроб.

Ирина Пивоварова «Картина» «Музейный дом» Храм Василия Блаженного

Ирина Пивоварова «Картина»

«Музейный дом»

Храм Василия Блаженного

Ирина Михайловна Пивоварова (1939-1986) - русская детская писательница. Родилась 3 марта 1939 г. в Москве в семье врача.

Ирина Михайловна Пивоварова

(1939-1986) - русская детская писательница. Родилась 3 марта 1939 г. в Москве в семье врача.

Ирина Пивоварова КАРТИНА

Ирина Пивоварова КАРТИНА

ЧЕХАРДА  Выпишите из стихотворения слова-названия действий блестела кланялись качались резвились плавали носились играли смеялось

Выпишите из стихотворения слова-названия действий

  • блестела
  • кланялись
  • качались
  • резвились
  • плавали
  • носились
  • играли
  • смеялось
пело ходило щебетало шелестело ржало тренькало свистело висело
  • пело
  • ходило
  • щебетало
  • шелестело
  • ржало
  • тренькало
  • свистело
  • висело
Аристарх Лентулов

Аристарх Лентулов "Собор Василия Блаженного"

Источники: https://yandex.ru/images/search?text=храм%20василия%20блаженного%20Лентулов&img_url=http%3A%2F%2F1piar.ru%2Ffolio%2Fimages%2F510758-7417ff2c.jpg&pos=12&rpt=simage Чуракова Н.А. Литературное чтение.2 кл.

Источники:

  • https://yandex.ru/images/search?text=храм%20василия%20блаженного%20Лентулов&img_url=http%3A%2F%2F1piar.ru%2Ffolio%2Fimages%2F510758-7417ff2c.jpg&pos=12&rpt=simage
  • Чуракова Н.А. Литературное чтение.2 кл.

multiurok.ru

Сколько ножек, столько и галошек

Ирина Пивоварова – известная писательница советского периода. Но ее произведения переиздаются не так часто, как хотелось бы. Издательство «КомпасГид» восполнило этот пробел, выпустив сборник «Потерялась птица в небе».

Лучше всего воспримут стихи Ирины Пивоваровой дети пяти-шести лет, поскольку многое в этих стихах соотносится с их личным опытом. Но многие стихотворения понравятся и трехлеткам: стих у Пивоваровой классический, легкий, льющийся, рифмы точные, образы выразительные.

Вот стихотворение «Бегемотики» из этого сборника:Спросили бегемотикиУ продавщицы-кошки:– Нельзя ли намУ вас купитьБлестящие Галошки?

– Мур-мур,У нас галошки естьДля зайцаИ для мышки.И для лисички тоже есть,И даже для мартышки.И для лягушкиТоже есть – Величиной с копейку,Ну, и для вас,Конечно, есть – Размером со скамейку!

Купили бегемотикиБестящиеГалошки.И вот домой в галошкахПомчалисьПо дорожке.

И, долго с мамой плавая,Держали кверхуНожки,Чтоб все видалиНовые,БлестящиеГалошки.

иллюстрация Лидии Шульгиной

С точки зрения возрастной адресации это стихотворение «универсально».Самых маленьких – двух-трехлетних – привлекут действующие в тексте зверюшки. Их много, они разные, но все заняты понятным малышу делом: покупают себе обувку – галошки.

Конечно, само слово «галошки» мы сегодня уже относим к анахронизмам. Этот вид обуви в современном детском гардеробе отсутствует. Разве что с валенками их носят. Но и валенки сейчас –редкость. Однако по картинке понятно, что это такое. И «новое» слово довольно легко встраивается в словарь ребенка, не затрудняя восприятие. Галошки – это обувь, которая понадобилась вот этим самым зайцам и лисичкам. Они там, внутри стихотворения, любят в галошках ходить.

Дошколята постарше – четырех-пяти лет – узнают в стихотворении «игру в магазин». Таких магазинов «по правде» не бывает, а понарошку – пожалуйста.

Читатели старше пяти уже вполне оценят не только повествовательную сторону стихотворения, но и его мягкий юмор.

Детки-бегемотики – это смешно уже само по себе, поскольку бегемот – существо, безусловно, большое, даже очень большое. В слове «бегемотик» – с уменьшительно-ласкательным суффиксом – изначально заложено противоречие. Оно и обыгрывается в стихотворении: маленьким бегемотикам нужны галошки «размером со скамейку». Опять-таки, уменьшительное «галошки» контрастирует с их размером. Это смешно.Точнее сказать, забавно.

Забавно и трогательно «наблюдать», как бегемотики, счастливые от приобретения, бегут домой, и потом плавают, выставив на поверхность ножки в новых галошках. Такая наивная детская гордость, знакомая всем маленьким обладателем «завидных вещей».

иллюстрация Лидии Шульгиной      иллюстрация Лидии Шульгиной

Это все магия «узнавания», точного психологического попадания в систему координат ребенка.

Но есть еще и другое. В этом стихотворении содержится невероятно насыщенная «образовательная» составляющая. Про уменьшительно-ласкательные суффиксы уже было сказано. А еще есть возможности для сопоставления разных предметов по величине: для лягушки галошки – величиной с копейку, для бегемотиков – величиной со скамейку. И ножки, и галошки волей-неволей пересчитываются: сколько ножек, столько и галошек.

Только не надо требовать от ребенка, чтобы он вдруг взял да и обнаружил свои интеллектуальные приобретения, почерпнутые из стихотворения. Пусть это будет его «скрытым знанием», которое он воспринял по ходу дела, подсознательно, через игру языка.

И через разглядывание картинок.

Сборник «Потерялась птица в небе» вышел с иллюстрациями известной художницы Лидии Шульгиной, которая работала в разных жанрах, в том числе и в жанре книжной иллюстрации. Ее картинки к стихам Пивоваровой отличаются, прежде всего, спокойной цветовой гаммой, отсутствием острых углов и множеством подробно прорисованных, иногда малюсеньких деталей.

На картинке к стихотворению «Бегемотики» главные «герои» плавают в галошках, задрав лапы кверху. Такая смешная и одновременно ласковая картинка (как и стихотворение). Мама бегемотиков – в чепце и с песиком на веревочке – выглядит как очень добрая домохозяйка. Песик – лишнее свидетельство «человечности» персонажей (у кого еще может быть домашнее животное?).

Песик на веревочке – это зверушка. Так сказать, обычная. А вот лягушата, растянувшиеся загорать на одеяльце, – не совсем лягушата. Они относятся к разряду «человекообразных бегемотиков» и наделены всеми необходимыми атрибутами «отдыхающих»: рядом лежат яблоки, бутылочка с питьем, пляжная шляпа. Только все это очень маленькое, почти микроскопическое, требующее внимательного разглядывания. Вот, к примеру, ножки в галошках. Их невольно хочется пересчитать: сколько же там бегемотиков, если у каждого по четыре ножки? А вдруг кто-то нырнул?

Опять столкновение форм и размеров, скрытого и явного.

В одном маленьком стихотворении так много жизни!

Марина Аромштам

www.papmambook.ru

Урок литературного чтения по системе Занкова И. Пивоварова «Картина». В. Поленов «Московский дворик»

Урок литературного чтения по системе Л.В. Занкова во 2 классе

Тема И. Пивоварова «Картина». В. Поленов «Московский дворик»

Задачи:Вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний;Вовлекать учащихся в художественно-творческую деятельность и приобщать их к эстетике;Развивать вкус, творческие способности учащихся;

Цели:Ввести учащихся в поэтический мир И. Пивоваровой; познакомить их со стихотворением «Картина»;Учить детей чувствовать и понимать язык поэтического произведения, произведения живописи;Развивать воображение и образное мышление, обогащать их эмоциональный мир;Воспитывать художественный вкус.

Оборудование:словарь: картина, репродукция, пейзажрепродукция картины Поленова «Московский дворик»аудиозапись музыки Мусоргского «Утро над Москвой»

Оформление доски:Задачи урока:читать внимательно, понимать замысел автора;рассуждать, воображать, сравнивать.

Ирина Пивоварова «Картина»Василий Поленов «Московский дворик»

Поэтическое произведение произведение живописи

Картина – произведение живописи.Картина – то, что можно видеть, обозревать, представлять.Картина – изображение чего-нибудь в художественном произведении

Ход урока

1.Введение в тему- Сегодня на уроке мы снова отправляемся в чудесный мир поэзии, живописи, где вы обязательно откроете для себя новую интересную страничку- Задачи, которые мы должны решить(учащиеся читают запись на доске)-Начинаем новую главу, прочитайте её название. Как понимаете? Объяснение слова завязка (после рассуждений учащихся) по словарю.- Обратите внимание на рисунок на с. 24. Кого видим на странице слева? (Шерлок Холмс и доктор Ватсон) Они помогают в исследовании литературы, помогут нам постигать тайны искусства.

2.Работа с текстом до чтения- Как называется стихотворение И. Пивоваровой?- Как вы считаете, о чём пойдёт речь на уроке?- Что ещё, кроме заголовка подсказало вам, что речь пойдёт о произведении живописи.- Как понимаете значение этого словосочетания? ( высказывания уч-ся)- Есть ещё значения (работа со словарём)

3.Первичное чтение- Давайте познакомимся с новым произведением, попробуем понять, о какой картине идёт речь.-Я прочитаю вслух, а вы следите по тексту- Как хорошо мы вместе читали!- Вам понравилось стихотворение? Мне тоже! Может быть, кто-нибудь хочет сказать, что он почувствовал, читая стихотворение?

4.Повторное чтение. Осмысленное восприятие и работа с текстом.- Вижу, вы хотите сами почитать для себя, вчитываясь в каждое слово. Постарайтесь понять, что увидел, услышал, почувствовал автор и вы, читая это стихотворение.·

ВИЖУСЛЫШУЧУВСТВУЮ- Что же мы видим? (выборочное чтение учащихся)- Закройте глаза, отпустите на волю своё воображение. Представьте всю картину целиком, не похожую ни на чью, потому что она ваша. Вы создали её в своём воображении. Представили? А теперь представьте её нам.- Что вызвало у вас наибольшее затруднение? Трудно было изобразить на ней? Всё ли, о чём рассказывает стихотворение, можно изобразить на картине?- Какие слова употребил автор, чтобы мы могли услышать звуки?- Перечитайте, что обозначают эти слова? (действия) Какая часть речи обозначает действия?- Что же чувствовал автор? А вы?

4.Рабо

weburok.com

Пивоварова Ирина - Только для детей. Слушать онлайн

И. Пивоварова Только для детей

СтихиЧитает автор

Дай мне руку, мальчик, если ты — мальчик, дай мне руку, девочка, если ты — девочка, и пойдем путешествовать по одной сказочной стране.В путь лучше всего отправляться рано утром. Если не проспим, обязательно услышим, как рассыпается «на хрустальные кусочки» птичья песня, — и, наверное, зажмуримся: так заблестят и засверкают на цветах и траве невесомые осколки хрусталя. Узнаем и имя птицы — зарянка. Почему зарянка? Потому что поет на заре. Если долго валяться в постели, утреннего приветствия этой веселой певуньи, конечно же, никогда не услышишь...А какая погода выпадет нам с тобой? Хорошо бы, ясная, теплая. А если нет? Что ж, и серенький денек может быть славным, особенно если нас встретит на берегу лесок, на берегу песок, высокая осока и домик из досок». В осоке известно кто живет — лягушки. Может, ты думаешь, что у них и забот других нет, как только квакать под моросящим дождем? Ошибаешься. Даже у квакуши может оказаться много интересных дел, если она не лентяйка. Вслушайся в кваканье. Не сразу, но разберешь такие слова: «Утром ны¬ряла в пруду, днем загорала в саду, под лопухом в тишине съела я муху на ужин. Ночью спала на луне, которая плавала в луже»... А ты никогда не скучаешь? Не сетуешь на то, что вроде и заняться нечем? Запомни, пожалуйста, что скучно бывает только очень скучным людям.Кто же еще водится в тихой речной заводи, в уютной бархатной тине? Целая рыбная семейка: сом, соминая жена, пять соминых дочек и двенадцать соминых сыновей. Все они усаты и так ловко управляют своими усами, что сушат на них белье, подметают ими пол и моют посуду, А ты чем подметаешь пол — веником, щеткой? А может, ничем — на маму надеешься, со всеми делами одна, мол, управится, на то она и мама. Смотри, как бы мама не обиделась на тебя за это.Мы с тобой на лягушек и сомов загляделись, а животных покрупнее не заметили. Кто это там, плавая, держит кверху ножки? Бегемотики. А почему они плавают таким странным способом?«Чтоб все видели новые блестящие галошки». Ты можешь сказать, что лягушек видел в реке сколько угодно, а вот бегемотиков не приходилось. Но мы же с тобой путешествуем по необыкновенной стране, где можно запросто встретить обитателей далеких жарких стран: Жирафу, которая однажды свалилась со шкафа и разбила очки; акулу Акулину, съевшую ненароком соб¬ственного мужа; австралийскую птицу Куке-бурру...Однако пора в путь! Свернем в лес и поздороваемся с густой сочной травой так, как это делает автор стихотворения: «Здравствуй, здравствуй, здравствуй, зеленая трава! Ты шепчешь мне прекрасные зеленые слова. Песни ты поешь мне теплые, душистые: про землянику спелую, про облака пушистые». Некоторые рассуждают так: подумаешь, трава! Но представь себе, что не было бы травы ни в лесу, ни около дома. Какой голой, жесткой, серой стала бы земля!..Что и делать, попав в лес, как не собирать грибы? Только не подражай девочке, которая в лесу корзинку потеряла. «Пока ее искала — косынку потеряла. Пока ее искала — ленту потеряла. Пока ее искала — тапочка пропала». Впрочем, потом нашей растеряше повезло: «Пока искала тапочку — нашла в траве косынку, пока искала ленточку, нашла в траве корзинку. А вот и лента с тапочкой! А рядом три волнушки, два беленьких, два рыжика .и три больших свинуш¬ки!» Вот почему иногда говорят; не знаешь, где потеряешь, где найдешь.Из лесных обитателей мне милее всего ежик. А тебе? Вот он — весь в иголках, в природной своей броне. Ты никогда не задумывался над тем, что иглы не греют зверька? Неплохо было бы сшить ему на зиму что-нибудь потеплее. Но как напялишь на колючего ежа зимнюю одежду? Об этом ты узнаешь из стихотворения «Ежовый тулупчик». А пока пошли дальше.Сами мы не подсказали.Сразу за лесом начинаются огороды и сады. Не совсем такие, каких тысячи на нашей земле. Удивительные. Наклонись, тебе это легче сделать, чем мне, — я высокая, а ты не очень. Видишь, на земле под листьями спит «зеленый и маленький кто-то»? Это огурчик — такой моло¬дой, что еще не завял, не отлетел прочь давший ему завязаться желтый граммофончик цветка. Да какой же это цветок? Это — зонтик от солн¬ца. Лежит на грядке огурчик и бережет свою нежную кожицу от жгучих солнечных лучей. Сами мы не догадались бы об этом – стихи подсказали.Чуть поодаль, на горке, волшебный голубой сад. «Там растут не груши, не яблоки тяжелые,а легкие загадки, считалочки веселые», И все они — для тебя.Ты, конечно, знаешь, что без воды ничего не растет. Чтобы вода прибежала по трубам на кухню и в сад, ее надо сначала поднять насосом на водокачку. Видел круглую башню с маленькими окнами? Она похожа на старин¬ный замок. А тебе никогда не хотелось пожить на водокачке? Это очень здорово: «Ночью вода по трубам булькает, лежишь себе па круглом полу, смотришь в маленькие круглые окна, и в каждом — маленькое круглое небо».Вот и подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться. Мы с тобой устали, но дома усталость снимет как рукой. Кошечка по имени Марья Васильевна споет нам тихую песенку «про домашний покой», а собачка Дарья Петровна принесет в зубах тапки. Сунуть разгоряченные ходьбой ноги в домашние туфли — одно удо¬вольствие.А когда настанет «синий-синий вечер с белой круглою луной» и мягкие серые мотыльки станут кружиться над лампой, мы услышим скрип старой лестницы, которая никогда не спит, — по ут¬рам провожает и встречает разных людей, а по ночам подставляет свои певучие ступени легким, как дым, детским снам.Наверное, вы заметили, ребята, что я не просто взяла вас путешествовать, что в руках у меня была волшебная палочка, заставившая все, сиять ярким, необычайным светом. Многим, даже талантливым писателям это не удается, хозяйке волшебной палочки — удалось. Может быть, у вас есть ее книги — их уже написалось около двух десятков. Сегодня вам почитает стихи сама Ирина Михайловна Пивоварова.Тамара Жермунская

teatr.audio

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса " И.Пивоварова «Картинки на земле». А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…»

Тема: И.Пивоварова «Картинки на земле». А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…», А.К. Толстой «Вот уж снег последний тает…»

Цель: создать условия для формирования культурологической, коммуникационной компетенций через обучение навыкам анализа лирического произведения.

Задачи:

  • Полноценное восприятие лирического произведения.

  • Включение  учащихся в эмоционально-творческую деятельность.

  • Выявление  точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

  • Формирование  литературоведческих  представлений.

  • Овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением.

Ход урока

I.Орг.момент

II.Проверка домашнего задания.

III.Изучение нового материала.

1.Сообщение темы и целей урока

- Сегодня мы будем читать стихи о природе. Как называется первое стихотворение? Как вы понимаете заголовок?

- Читая, старайтесь представить, увидеть картинку на земле, нарисованную природой и поэтессой Ириной Пивоваровой.

2. Знакомство с текстом И. Пивоваровой «Картинки на земле»

3. Работа с текстом и над выразительность чтения стихотворения.

- О каком стекле идет речь?

-Почему поэтесса назвала лед стеклом?

- Чем похожи лед и стекло?

4. Знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «опрятней модного паркета…»

-200 лет назад, в то время, когда жил автор, паркет настилался в домах очень богатых людей, такой пол считался модным, его полотёры натирали воском. Он сиял, как зеркало, и был очень скользкий.

Чтение стихотворения учителем не торопливым, задумчивым голосом

Чтение стихотворения учителем бодрым, веселым голосом, стараясь подчеркнуть яркость картин

- Когда было прочитано лучше – в первый или во второй раз? Почему?

- какая зима у Пушкина? 9радостная, веселая)

5. Обсуждение прочитанного

- Какое это стихотворение по настроению? Объясните свое мнение .

- Какие картины вы представляете при чтении этого стихотворения?

6. Выборочное чтение

-Найдите и прочитайте описание речки. С чем сравнивается речка?

- Почему снег назван веселым? С чем он сравнивается?

- как поэт называет детей, которые катаются на коньках? Почему?

7. Работа над выразительностью чтения стихотворения.

-Какое настроение следует передать при чтении?

8. Подготовка к восприятию текста.

-Автор следующего произведения жил давно, он родился почти 200 лет назад. Это великий русский поэт Алексей Константинович Толстой. Мы в 1 классе уже говорили о том, что в русской литературе есть трое писателей с фамилией «Толстой». Это Л.Н.толстой. с произведениями которого вы хорошо знакомы,, это А.Н.толстой, которого вы прежде всего знаете по книге «Золотой ключик или Приключения Буратино». А самым старшим из писателей был Алексей Константинович. Его нежное весеннее стихотворение вы сейчас услышите.

9. Знакомство со стихотворением А.К. Толстого: «Вот уж снег последний тает…»

10.Обсуждение прочитанного

-Как поэт относится к весне?

-Наблюдали ли вы что- нибудь подобное?

-Каким настроением оно проникнуто?

– Прочитайте самостоятельно, продолжите опорные слова:

Я вижу…Я слышу…Я чувствую… 

– Какие же выразительные средства использовал автор?

Прочитайте первую строчку.Вот уж снег последний в поле тает

– Найдите эпитет. (Последний)

Теплый пар восходит от земли

– Какой эпитет использовал автор во второй строке?  (Теплый)– Каким цветом может быть пар? (Белый, розовый, прозрачный)– Что значит «восходит»? (Поднимается)– Как поднимается? (Величаво, красиво)– Какое отношение автора выражено в этих словах?

И кувшинчик синий расцветает

– О каком кувшинчике говорит поэт?(Первоцвет, подснежник, сон-трава – самый прекрасный сказочный цветок на земле; еще растаял не весь снег, а он же поднялся сквозь прошлогоднюю листву) (слайд 4)– Почему «кувшинчик», а не «кувшин»?(Маленький, хрупкий)– Почему «кувшинчик»? (Он будет помогать бабочкам, пчелкам, другим обитателям леса – напоит их, будет служить домом)– Каким выразительным средством является слово «кувшинчик»?

И зовут друг друга журавли

– Куда зовут журавли друг друга? (Домой)

– Чем является слово «зовут»?(Олицетворение)

Юный лес, в зеленый дым одетый,Теплых гроз нетерпеливо ждет

– Юный лес – он какой? (Молодой, с нежными молодыми листочками)– Кто может быть молодым? – Какое это выразительное средство?«В зеленый дым» –  что имеет ввиду автор? – Какую грозу показал поэт? (Теплых – эпитет) – Почему? (Она нужна лесу, листочкам, которые должны раскрыться; сделать это может ветер, который принесет гроза)

Все весны дыханием согрето, Все кругом и любит, и поет.

– Что слышите?– Какая слышится песня: грустная или веселая? (Веселая, радостная, жизнелюбивая)– Найдите олицетворения.

11.Работа над выразительностью чтения стихотворения.

IV Итог урока

V.Домашнее задание. Домашнее задание на выбор:– сочинить стихотворение или рассказ о весне;

– выучить любое стихотворение наизусть.

kopilkaurokov.ru

Трень-Брень... всё - набекрень?: «— Старая Лестница, что ж ты не спишь?»

 (иллюстрация И. Пивоваровой)  Жил-был синий-синий ВечерС белой круглою Луной. Целый вечер Синий вечер Вешал звёзды Надо мной. Заставлял сверчков Пиликать И светиться Светляков, Заставлял летать Под лампой Мягких серых Мотыльков.Жил-был синий-синийВечер...Жил-был вечерИ прошёл.А потомНасталоУтро,Это тоже хорошо! ( Ирина Пивоварова )

(художник Н. Боголюбов)

  Август. Как быстро тают его последние денёчки, 

всё ещё томно-жаркие.

  (художник Н. Боголюбов)

  Лучистые. Иногда весело-дождливые.

 (художник Н. Боголюбов)Сегодня в теме -

 необыкновенная Поэзия.  Детская? Все мы родом - из детства(с) Читаем замечательные, мудрые строки?

Ирина Михайловна Пивоварова.

(иллюстрация И. Пивоваровой)  Вечером над озеромХодит белый пар, —Это рыбы в озереСтавят самовар.  ( Ирина Пивоварова )

«Ирина Михайловна Пивоварова (1939 - 1986) - русская детская писательница, иллюстратор.Родилась Ирина Пивоварова в Москве в семье врача. Ее отец мечтал, чтобы дочь пошла по его стопам и выбрала медицинскую карьеру. Но с детства Ирину привлекало творчество, поэтому после окончания школы она поступила в Московский Текстильный Институт на факультет прикладного искусства.После института Ирина несколько лет работала декоратором, заработав себе репутацию замечательного художника. Там она знакомится со своим будущим мужем — представителем неофициального искусства — Виктором Пивоваровым. Семья Пивоваровых внесла огромный вклад в детскую литературу — Ирина неожиданно начинает писать стихи и рассказы для маленьких читателей, а ее муж создавал иллюстрации к ее произведениям. 

 (иллюстрация И. Пивоваровой) 

Сначала рассказы Ирины печатают в небольших, не очень известных журналах. И только после того, как ее стихи были опубликованы в журнале «Веселые картинки», Ирина Пивоварова получает известность. Дети любят милые, яркие, добрые произведения Ирины — стихи, рассказы, повести — за то волшебство, которым они пронизаны.К несчастью, Ирина Пивоварова умерла очень рано, не успев сделать многое — ее не стало в 1986 году.Основными популярными сборниками рассказов и повестей Ирины Пивоваровой стали «О чем думает моя голова», «Однажды Катя с Манечкой». Сборники «Жила-была собака», «Венок из колокольчиков», «Хочу летать» «Лесные разговоры», «Потерялась птица в небе», «Только для детей» составлены из стихотворений автора.

Самые любимые и запоминающиеся детям повести писательницы — «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 „А“«, «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», «Старичок в клетчатых брюках», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной».По стихотворениям Ирины Михайловны Пивоваровой были сняты мультфильмы «Жирафа и очки», «Одна лошадка белая». Ирина Михайловна также написала сценарий мультфильма «Жирафа и очки».Ирина Михайловна говорила о своих произведениях: «Прозу, как и стихи, я пишу весёлую. Очень люблю, когда дети смеются! Если мне приходится их учить, стараюсь, чтобы это было не слишком заметно. При этом я учусь сама. Мои добрые учителя — К. Чуковский, А. Линдгрен, Д. Хармс, О. Дриз».» - Википедия.

(иллюстрация И. Пивоваровой) 

 В чёрной-пречёрнойМорской глубинеЗвёзды морскиеЖивутВ тишине.И думает каждая,Лёжа не дне:«Вот бы и мнеСиятьВ вышине!»  ( Ирина Пивоварова )

  (иллюстрация И. Пивоваровой)  В начале темы и в самом конце - стихотворные строки 

И. Пивоваровой сопровождают её же иллюстрации.

(иллюстрация И. Пивоваровой) 

 Я сороке сказала:— Сорока, Погости у меня Хоть немного! Я на печке Тебя поселю, Мягкий коврик Тебе постелю, Сладким чаем Тебя угощу,А потом У тебя Погощу.  ( Ирина Пивоварова )

(иллюстрация И. Пивоваровой) 

 

 Песня сегодня тоже - удивительная. 

Вы уже догадались, что - на стихи - И.М. Пивоваровой? Какая очаровательная - колыбельная - песенка!  Её великолепно когда-то ( песня вошла в альбом "Дрёма")

 спела... нет - сыграла: 

это - спектакль/представление - сказочное - 

Великолепная Елена Камбурова. Кто из нас не любит её песенное творчество?    «Елена Антоновна Камбурова (11 июля 1940, Новокузнецк, СССР) — советская российская певица и актриса. Народная артистка России (1995), Лауреат Государственной премии РФ, член Союза театральных деятелей РФ, художественный руководитель Московского театра музыки и поэзии, защитник животных.» 

 (иллюстрация И. Пивоваровой) 

 Треснуло яичко,Вылупилась птичка.Спрашивает: — Кто я,Чижик иль синичка?Может, я кукушка, — Не пойму по платью?!Если я кукушка, Буду куковать я.

(иллюстрация И. Пивоваровой) 

Буду я чирикать, Если воробей я. Заливаться трелью, Если соловей я.Если свиристель я, Буду свиристеть...Лишь бы лес качался,Лишь бы даль синела,Лишь бы солнце грело,Лишь бы песни петь!  ( Ирина Пивоварова )

«Старая лестница»

 Стихи - И. Пивоварова.Муз. - А. Лущик. Исп. - Е. Камбурова. — Старая Лестница,Что ж ты не спишь?Что ты всё времяСкрипишь и скрипишь?— Милый мой мальчик,Когда же мне спать?

Надо людей провожать и встречать.

 Чтоб не устали,Чтоб не упали,Надо перила им подавать.— Старая Лестница,Но, между прочим,

Люди не ходятПо лестницам ночью.

 

Так почему же ты ночьюНе спишь?Глаз не смыкая - Скрипишь и скрипишь...— А по ночам — Ты поверь мне, малыш, —

То тяжелы, 

То легки, словно дым,

Сны сюда входят 

Один за другим.Тихо под нимиСтупени поют…

Слышишь, мой мальчик? 

 

  (художник Н. Боголюбов)

 Вот такая тема. Удивительная. Колыбельная.Для маленьких и взрослых. Я соединила в теме  живопись-иллюстрации. Московской поэтессы/иллюстратора  

И. Пивоваровой -- 

с живописью Питерского художника/иллюстратора  

Николая Боголюбова.

 

 ( я соединила, а вы разберётесь, где- кто; тем паче, все иллюстрации подписаны. 

Но к песне - живопись Н. Боголюбова. 

Т.к. к песенке недостаточно было иллюстраций) 

  (художник Н. Боголюбов) 

 Обожаю его творчество. В его живописи - Питерские дворы-дома...

  

 (художник Н. Боголюбов) 

 И в каждом доме есть старая лестница, 

которая не спит, а всё - скрипит...

 Художник - о себе:  «Родился в 1956 г. в г. Вологде. С 1957 г. живу в Петербурге.

 В 1979 г. окончил ЛТИ им. Ленсовета и по 1989 г. работал там в качестве научного сотрудника. 

Затем прервал свою (в общем успешную) научную карьеру и занимался только живописью. 

Рисовать я начал еще в школе, поступил в технический ВУЗ, но получалось так, что год от года рисовал все больше и больше…

 В какой- то момент понял, что не могу совмещать это с научной работой. Художник вырос во мне как дерево, постепенно заполнившее собой все внутреннее пространство.

Первая выставка живописи и графики состоялась в 1981 г. в стенах Технологического института. С тех пор участвовал более чем в 60 выставках. 

С 1986 по 1991 г. выставлялся главным образом с Товариществом Экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ) (для тех, кто не знает – ТЭИИ тогда ассоциировалось с авангардным направлением советского искусства). Моя излюбленная техника - холст-масло и акрил-бумага ручной выделки, а также компьютерная графика, которой я занимаюсь с конца 90-ых годов.

 Началом творческой карьеры(1986г.) был ряд выставок вместе с художниками нонконформистской культуры(см. био), традиции которой я продолжаю и сейчас.» «Николай Богомолов: петербургские домики.

Конечно, известный петербургский художник Николай Богомолов рисует не только домики, но и весь остальной мир. Мы решили поговорить с ним о петербургских домах, потому что их пытаются изображать многие, а получается далеко не у всех.

Творчество Николая Богомолова отличает философичность, стремление к передаче тонких эмоций, которые никак, кроме как через цвет, форму и фактуру, выразить невозможно. Особенно ему удаются городские пейзажи, окрестности метро Чкаловская, где Николай живёт и работает. Старые доходные дома с дымоходами, покрытые крашеной штукатуркой, старые тополя и клёны с облетевшей листвой, чётко вырисовывающиеся на фоне первозданно выпавшего снега, вечерний свет в тёмных улицах, заснеженные трамваи и едущий среди бурьянов велосипедист… Когда говорят, что в современном Петербурге нет тонко чувствующих красоту города пейзажистов, то это не так. Николай Богомолов- один из них.Вторая тема художника- любовь к стеклу, к колбам, бутылям, банкам, окнам. Прозрачные грани, которые показывают тайну возникновения вещей из пустоты, бытовая философия, с которой мечтательный человек сталкивается каждый день. Одна из выставок Николая называлась «Вакуумные окна». Одна из поразительных работ Николая- это два мира- комнатный уют с проросшей луковицей в банке, и неуютная планета за окном, может быть с вакуумом, которая находится вне человеческой надышенной ойкумены. Из той же серии противопоставлений мира своего, освоенного, и неподвластного человеку простора вовне- картина с изображением домашней библиотеки. « Я долго думаю, прежде чем писать новую картину. Вот у каждого человека есть воспоминания, любимые книги. Это его константы, которые не изменяются, хотя и могут быть заброшенными. И я это изобразил - вот твоя любимая библиотека, она заброшена, но это нетленность,  хотя у неё есть своя жизнь где что-то зарастает какой-то порослью. Внутри человека есть такое место,  куда он приходит. Я художник концепции, я всегда выделяю для себя главную идею, концепт, отбрасываю всё лишнее, и стремлюсь это запечатлеть»,- говорит художник.»  (художник Н. Боголюбов)

 Мне кажется, что-то есть неуловимо сходное в их творчеcтве: 

Московской художницы и Питерского художника. (иллюстрация И. Пивоваровой)  А знаешь, к нам,А знаешь, к намПриходит в домПо вечерамЧто-тоОченьТихое!И, хочешь верь, А хочешь нет, — Закроет дверь, Потушит светИ мне прикажет Не играть, А только тихо Лечь в кровать.Вот какое Тихое!

А знаешь, к нам,А знаешь, к намПриходит в гостиПо утрамЧто-тоОченьЗвонкое!Оно врываетсяВ окно,Свистит оно,Поёт оноИ мне приказывает;

— Пой! —

И солнце вводитЗа собой.Вот какое Звонкое!

 (иллюстрация И. Пивоваровой)

www.sundukova.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта