«Сдать свою позицию — это гораздо хуже»: Зачем Пётр Павленский режет уши и зашивает себе рот. Петр павленский картины


Зачем Пётр Павленский режет уши и зашивает себе рот — FURFUR

24 октября он получил за «Тушу» премию «Российское активистское искусство». Спустя пару дней вышел прогуляться по Красной площади и обратил внимание на огромное количество неприметных людей, которые «ходят по одному и выслеживают». За высокой стеной пряталась власть, а под ногами лежала брусчатка, похожая на панцирь (Павленский вспомнил лозунг французского «Красного мая» 1968 года — «Под брусчаткой пляж!»). Он смотрел на красные кирпичи, на серых людей — и вдруг отдельные детали сложились в голове, сошлись, как кусочки пазла.

Подготовка шла нервно. Павленский тренировался с секундомером, нашёл в интернете анатомические схемы, подготовил инструменты (наточил, подпилил, продезинфицировал). Заранее пришёл на площадь и обнаружил, что возведение новогоднего катка полностью изменило её геометрию — пришлось сдвигать место проведения акции ближе к людским потокам и полицейским патрулям.

10 ноября 2013 года, в День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, Павленский, одетый в штаны на голое тело, плащ, шапку и кеды на босу ногу, пришёл на Красную площадь, неся в рюкзаке небольшую кувалду и 20-сантиметровый гвоздь.

Он сел, слегка спустил штаны, оттянул немного пальцами кожу на мошонке и пробил её гвоздём, а затем вогнал гвоздь в щель между брусчаткой. После чего стянул одежду, сложил её и кувалду в рюкзак, отшвырнул его подальше и уставился на свои гениталии.

«Уважаемый, встаём», — сказал подошедший полицейский.

Вступить в диалог означало бы пойти на поводу у обстоятельств и тем самым добровольно завершить акцию. Поэтому Павленский молчал и смотрел на свои прибитые к брусчатке яйца. Название акции — «Фиксация» — отсылало именно к этому покорному созерцанию: людей обездвиживают не запреты, а зацикленность на собственных поражениях и страхах.

«Холодно… Весь посинел», — пожалела Павленского какая-то женщина.

Опять откуда-то появилась ткань — белая простыня, которой полицейские спешно накрыли Павленского, спрятав от посторонних глаз. Опять вызвали скорую, которая увезла его в Первую Градскую больницу. Врачи вынули гвоздь, обработали рану и опять отказались признавать художника сумасшедшим. На следующий день судья — опять! — отказалась принимать неправильно составленный протокол.

В середине ноября художнику вручили постановление о возбуждении уголовного дела. Адвокат углубился в формулировки, Павленского же занимало другое: в вычурной подписи составившего бумагу лейтенанта полиции Капнина, закручивавшейся бесконечными чернильными кольцами вокруг пары росчерков, словно привет из прошлого, угадывался колючий кокон из акции «Туша».

www.furfur.me

Павленский Петр Андреевич – досье, все новости – Персоны – Перебежчик

Семья

Жена - Оксана Шалыгина. Брак Шальгиной с Павленским официально не зарегистрирован из-за того, что они оба сожителя являются противниками "традиционных семейных ценностей". Дети - Алиса и Лилия.

Биография

Учился в школе № 2, затем в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица по классу монументальной живописи.

Осенью 2012 года Павленский (совместно с Оксаной Шалыгиной) основал онлайн-журнал "Политическая пропаганда", посвящённый вопросам современного искусства в контексте политики.

Целью журнала объявлено "преодоление культурного шовинизма, который внедряет государство и его идеологический аппарат".

Политические акции

Свою первую громкую акцию Пётр Павленский провёл 23 июля 2012 года в поддержку участниц панк-группы Pussy Riot. Зашив себе рот суровой ниткой, Павленский в течение полутора часов стоял в одиночном пикете в Санкт-Петербурге у Казанского собора, держа в руках плакат с надписью: "Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа (Мф. 21:12-13)".

После акции сотрудники полиции вызвали карету "скорой помощи", бригада которой отвезла художника на обследование к психиатру. Врач-психиатр признал художника вменяемым и отпустил.

Павленский Петр Андреевич

3 мая 2013 года Пётр Павленский провёл акцию протеста под названием "Туша": Павленского принесли голого, завёрнутого в многослойный "кокон" из колючей проволоки, ко входу в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Павленский лежал в этом "коконе", никак не реагируя на реплики и действия окружающих. Сотрудники полиции освободили его от пут проволоки при помощи садовых ножниц.

10 ноября 2013 года на Красной площади Павленский прибил свою мошонку гвоздём к каменной брусчатке, приурочив свою ко Дню полиции. На Павленского было заведено дело о мелком хулиганстве, однако сутки спустя его освободили у дверей Тверского суда.

15 ноября 2013 года в отношении Павленского было возбуждено уголовное дело по ч. 1 п. "б" ст. 213 Уголовного кодекса РФ о хулиганстве.

19 октября 2014 года Пётр Павленский забрался обнажённым на забор института психиатрии им. Сербского в Москве, где прилюдно отрезал себе ножом мочку правого уха. Полиция задержала художника и отправила его в Боткинскую больницу.

Павленский Петр Андреевич

Сам Павленский заявил, что акция является протестом против использования психиатрии в политических целях.

20 октября 2014 года Павленский вновь был признан вменяемым и не подлежащим психиатрической госпитализации.

9 ноября 2015 года Пётр Павленский облил входную дверь здания ФСБ на Лубянке бензином, поджёг зажигалкой, после чего встал впереди горящих дверей с канистрой в руках, и фотографировался в ожидании собственного задержания.

В тот же день в отношении Павленского возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 214 УК РФ "Вандализм".

Павленский Петр Андреевич

На следующий день Таганский районный суд санкционировал арест Павленского до 8 декабря, позднее срок содержания под стражей был продлён до 7 января. 27 января Павленский переведен в столичный центр психиатрии Сербского на судебно-психиатрическое освидетельствование сроком до 21 дня.

29 марта 2016 года следствие переквалифицировало дело на "уничтожение или повреждение объектов культурного наследия или культурных ценностей". Ущерб оценён в 480 тысяч рублей.

В мае 2016 года Павленский был награждён Премией Вацлава Гавела "За креативный протест". Павленский заявил, что передаст полученные деньги так называемым "приморским партизанам".

В июне 2016 года Мещанский суд Москвы оштрафовал Павленского на полмиллиона рублей, а также взыскал 480 тысяч рублей. Защита Павленского уже заявила, что обжалует приговор суда, признавшего его виновным в поджоге двери здания ФСБ РФ на Лубянке, сообщила его адвокат Ольга Динзе.

Пётр Павленский, вышедший из тюрьмы, заметно поправился.

Павленский Петр Андреевич

При контрольном взвешивании художника оказалось, что его вес составляет 75 кг, тогда во время посадки он весил не более 68 кг.

Жена Павленкого - Оксана Шалыгина также известна неоднозначными перфомансами политического оттенка.

В июне 2014 года Шалыгина оригинальным способом презентовала новую книгу акционистов Александра Бренера и Барбары Шурц "Бомбастика" – она достала книгу из собственного влагалища прямо во время открытия выставки работ Церетели в Мраморном дворце Русского музея.

Затем вытащенная из тела жены Павленского книга была передана в руки дочери Зураба Церетели. Никаких санкций в отношении активистки не последовало.

В январе 2017 года стало известно, что Пётр Павленский будет просить политического убежища во Франции.

Акционист покинул Россию с Шалыгиной и двумя дочерями девяти и шести лет.

По словам Павленского, в России ему с Шалыгиной грозит обвинение в изнасиловании, а его детей могут забрать в детский дом.

Ранее заявление на Павленского и Шарыгину написала актриса "Театр.doc" Анастасия Слонина, которая заявила о сексуальных домогательствах со стороны Павленского и его жены.

Комментарий режиссера Театр.doc Всеволода Лисовского "Новой газете":

"Одного нашего актера Петр Павленский с женой и группой товарищей избили. Он встречался с нашей актрисой. Актеру показалось, что Павленский и его соратница оказывают ей знаки внимания. Он хотел узнать почему. В ходе переписки, абсолютно гопнической, они с Павленским договорились о встрече. Подъехала машина, из нее вышли четыре человека и стали избивать этого актера. У нас есть запись с камер видеонаблюдения. На видео видно, как его валят на землю и избивают ногами, - заявил режиссер Театр.doc. - Павленский и Шалыгина позвонили ей, пригласили к себе в гости. Она пошла. Была попытка изнасилования, ей нанесли ножевые ранения, неопасные для жизни (на руках). Она вышла оттуда почти голая с изрезанными пальцами. Случилось эта история в декабре".

perebezhchik.ru

Петр Павленский: «Мое тело — это модель социального»

В распоряжении COLTA.RU есть интервью, которое Павленский дал Ивану Чувиляеву полтора месяца назад, когда 24 сентября во дворе Эрмитажа Павленский провел несанкционированную выставку политического искусства, приуроченную к выходу журнала «Политическая пропаганда». Немногим меньше получаса волонтеры держали в руках большие репродукции работ Анатолия Ульянова, Олега Мавромати и других авторов, имеющих проблемы с законом.  Пока выставку не разогнали. Павеленский поговорил с Чувиляевым о языке акционизма и разрушении границ.

— Объясни для начала, что из себя представляет журнал «Политическая пропаганда» и эта выставка.

— Издание открылось немногим менее года назад, об этом появлялись сообщения в СМИ, оно распространялось через социальные сети. Что касается выставки — необходимость создания такого проекта стала очевидна после лета, когда закончился показательный процесс над Pussy Riot и стало ясно, что именно в этот момент складывается такая ситуация, при которой политическое искусство необходимо не только как одна из множества форм, а как возможность сопротивления против культурного шовинизма. Церковь и государство сращиваются в единый аппарат и внедряют единую идеологию. И идет атака на искусство — так что оно находится под бдительным контролем: преследования, цензура, показательные процессы. Нам хотят продемонстрировать, что может быть с теми, кто высказывается. Понятно, что есть протесты на улицах, но конкретная бойня происходит в сфере культуры. Та же РПЦ стремится к гегемонии, власти над умами, к монополии на духовную жизнь. Я сам учился в ряде художественных институций, в частности, в академии Штиглица, «Мухе», и видел, как людей обрабатывают, форматируют. И за шесть лет из потенциально хороших художников делают обслуживающий персонал: там есть отделение монументальной живописи, где учат именно обслуживать клерикальные и государственные учреждения, не осмыслять проблему или работать с материалом по новому, а именно существовать на потребу государственным и церковным институциям.

Акционизм — это искусство для людей, а не только для замкнутого на себе арт-сообщества.

— Ну а как имеет смысл художнику существовать в такой ситуации, по-твоему?

— Есть акции — работа в общественном пространстве, которая, на мой взгляд, наиболее действенна здесь и сейчас. Там завязывается связь с контекстом и публикой, она сама вступает с тобой, художником, в контакт. Вовлекается огромное количество людей, которые начинают это оценивать, рефлексировать на эту тему. И в этом смысле — да, акционизм — это искусство для людей, а не только для замкнутого на себе арт-сообщества. Но надо понимать, что, поскольку идет такая развернутая атака на искусство, одной только практики недостаточно. Необходимо какое-то теоретическое осмысление происходящего. Помимо визуально выраженного высказывания, есть еще и интервью, тексты, интерпретации, которые безусловно, нужны не как дополнение даже, а сами по себе, как самоценные вещи. Это осмысление в формате «Пропаганды» для меня очень важно.

— Мне, кстати, показалось, что есть какая-то рифма между акцией у Казанского, когда ты зашивал себе рот, и выставкой во дворе Эрмитажа.

— Нет, я, скорее, как единый блок воспринимаю акцию у Казанского (с зашиванием рта – Ред.) и акцию у Законодательного собрания Санкт-Петербурга (на которой голый Павленский лежал, обмотанный колючей проволокой — Ред.) , там высказывание происходит через аутоагрессию по отношению к телу. Мое тело оказывается такой моделью социального, я на примере одного показываю, что происходит с другим. А с выставкой другое. Есть просто пласт культуры, который отказываются воспринимать как культуру, потому что он действует не по тем правилам, в общем, ничего ровным счетом не значащим. Это тоже ведь культурный шовинизм — деление культуры на «правильную» и «неправильную». Нет никакого стандарта. Но, тем не менее, есть какое-то разграничение, е его быть не должно. Почему-то одно называют искусством, а другое — нет. Тот же самый Анатолий Москвин (некрополист из Нижнего Новгорода — Ред.), которого мы включили в состав участников выставки: о нем можно говорить сколько угодно, но то, чем он занимался, очень близко к художественным практикам. Просто он пошел не с той двери: не заявлял о себе как о художнике. И можно взять риск на себя, встроить его в ряд художников, делегировать себе его полномочия.

Реакция власти может последовать в любой момент. Но это необходимый элемент риска.

— Кстати, во включении в список авторов Москвина есть провокация...

— Нет, есть определенная концепция — мы боремся со статусными самоутверждениями. Когда человек заявляет: «Я художник» — и только тогда его так воспринимают. Мы же настаиваем, что у искусства рамок нет, искусством может быть и то, что изначально себя таким образом не позиционирует. Иначе получается, все держится на позерстве. Эту систему надо разрушать, вводя в поле искусства такие вот фигуры. А сейчас границы нормативности стали меняться — в сторону ужесточения. Невинные жесты приближаются к разряду экстремизма — и создается общество послушных, в котором радикальное высказывание будет заключаться в том, что тот, кто например, наденет себе дуршлаг с макаронами на голову, может оказаться в числе опасных экстремистов. Это же просто смешно. У Москвина еще надо поучиться ответу на вызов репрессивных институций.

— Получается что суть именно в том, чтобы объяснить, как существовать вне рамок, если вокруг — одни рамки.

— Безусловно, нужно раздвигать эти рамки — нормативность условна. Признанный художественный статус — тоже рычаг нормативности. Да даже для самого искусства это вредно — замыкаться на себе, ограничивать круг. Оно таким образом пожирает себя.

— Проще говоря, если играть по правилам — то надо поместиться в такую детскую колыбельку.

— Да, уместиться в которой можно, только если отпилить себе голову. Но эти правила — эфемерные, искусственные. Их можно и нужно игнорировать  с готовностью к тому, что реакция власти может последовать в любой момент. Но это необходимый элемент риска, на нем не надо зацикливаться. Со временем этот страх исчезает.

Help_leftПонравился материал?Like_materialпомоги сайту!Help_right

www.colta.ru

Павленский, Пётр Андреевич — википедия орг

«Шов»

Свою первую акцию Пётр Павленский провёл 23 июля 2012 года в поддержку участниц панк-группы Pussy Riot[2][12][13], судебный процесс над которыми в это время проходил в Москве. Зашив себе рот суровой ниткой, Павленский в течение полутора часов стоял в одиночном пикете в Санкт-Петербурге у Казанского собора, держа в руках плакат с надписью: «Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа (Мф. 21:12—13)»[2][14][15].

  Акция «Шов».Санкт-Петербург (2012)

Сотрудники полиции вызвали карету «скорой помощи», бригада которой отвезла художника на обследование к психиатру. Врач-психиатр признал художника вменяемым и отпустил. Позднее Павленский так прокомментировал свою акцию: «Зашивая себе рот на фоне Казанского собора, я хотел показать положение современного художника в России: запрет на гласность. Мне претит запуганность общества, массовая паранойя, проявления которой я вижу повсюду»[16]. Относительно оригинальности своего жеста Павленский сказал, что «такая практика была и у художников, и среди заключённых, но для меня это не имело никакого значения. Вопрос первичности и оригинальности для меня никак не стоял. Не было задачи кого-то удивить, придумать что-то необычное. Тут, скорее, надо было сделать жест, который точно отражает мою ситуацию»[17].

По словам Оксаны Шалыгиной, соратницы Павленского, одной из причин проведения этой акции стало полное равнодушие санкт-петербургской художественной общественности к процессу над Pussy Riot[4].

В январе 2013 года агентство Reuters опубликовало подборку лучших фотографий за 2012 год, затрагивающих самые значимые мировые события. В коллекцию 2012 года вошёл снимок с Петром Павленским, в поддержку Pussy Riot зашившим себе рот суровой ниткой[18].

11 марта 2016 года в Вильнюсе напротив здания бывшего КГБ прошла презентация работы скульптора Гинтаутаса Лукошайтиса[lt] «Я — идеальный гражданин». Работа представляет бюст Павленского с зашитым ртом. По определению скульптора, это «метафора таких понятий, как человеческое прикосновение, гражданин, мужество и страх»[19][20][21].

«Туша»

3 мая 2013 года Пётр Павленский провёл художественную акцию протеста против репрессивной политики властей в РФ, получившую название «Туша»[22][23]. Ассистенты Павленского принесли нагого, завёрнутого в многослойный «кокон» из колючей проволоки художника ко входу в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга[22][24][25][26]. Полусогнутый, неподвижный и безмолвный художник лежал в этом «коконе», никак не реагируя на реплики и действия окружающих. Сотрудники полиции освободили его от пут проволоки при помощи садовых ножниц. Неизвестный мужчина завёл травмированного колючей проволокой обнажённого акциониста в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

В интервью радио «Свобода» коллега Петра, Оксана Шалыгина, отметила, что метафора акции мгновенно и непосредственно была воплощена в реальности: как только проволоку разрезали и извлекли из неё художника, «эта самая проволока впилась в него в виде сотрудников полиции, скорой помощи и многочисленных оперативников»[27].

Позже Павленский дал такое пояснение своей работе:

Череда законов, направленных на подавление гражданской активности, запугивание населения, неуклонно растущее число политзаключённых, законы об НКО, законы 18+, цензорские законы, активность Роскомнадзора, законы о пропаганде гомосексуализма — всё это законы не против криминала, а против людей. Ну и последний закон об оскорблении чувств верующих. Поэтому я провёл такую акцию. Человеческое тело голое, как туша, на нём ничего нет, вокруг него проволока, изобретённая для охраны домашнего скота. Эти законы, как проволока, удерживают людей в индивидуальных загонах: все преследования политических активистов, «узников 6-го мая», государственные репрессии и есть метафора этого загона из колючей проволоки. Всё это делается, чтобы превратить людей в надёжно охраняемый безвольный скот, который может только потреблять, работать и размножаться[28].

«Фиксация»

10 ноября 2013 года на Красной площади Павленский прибил свою мошонку гвоздём к каменной брусчатке[29]. Акцию художник приурочил ко Дню полиции[30]. Прибывшие на место полицейские накрыли художника простынёй перед задержанием. В заявлении Павленского, в котором он пояснил смысл акции, сказано:

Голый художник, смотрящий на свои прибитые к кремлёвской брусчатке яйца, — метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества[31][32].

На Павленского было заведено дело о мелком хулиганстве, однако сутки спустя его освободили у дверей Тверского суда, так как в суде отказались рассматривать дело в связи с неправильно составленным протоколом[33][34].

15 ноября 2013 года из сообщения агентства «Интерфакс» стало известно, что в отношении Петра Павленского возбуждено уголовное дело по ч. 1 п. «б» ст. 213 Уголовного кодекса РФ о хулиганстве и он может быть лишён свободы на срок до пяти лет[35]. Подозреваемый находился под подпиской о невыезде[36]. В постановлении о возбуждении уголовного дела говорилось о возбуждении Павленским ненависти или вражды по политическим мотивам в отношении социальной группы, однако не было указано, о какой конкретно социальной группе, в отношении которой возбуждалась ненависть, идёт речь. Некорректность формулировки инкриминируемого деяния противоречила Конституции РФ, нарушая права подозреваемого на защиту[37]. О дальнейших действиях представителей правоохранительной системы РФ в отношении художника не сообщалось.

Акция вызвала значительный общественный резонанс[38][39] и активное обсуждение в профессиональной среде[40][41][42].

«Свобода»

Ранним утром 23 февраля 2014 года на Мало-Конюшенном мосту в Петербурге состоялась групповая акция «Свобода» в поддержку киевского Майдана[43], самым известным участником которой был Пётр Павленский, реализовывавший её наравне с другими активистами. Акция «Свобода» была высказыванием о политике коллективного освобождения, поэтому её отличительной чертой стало то, что она должна была быть осуществлена не индивидуальным, а коллективным субъектом.[источник не указан 505 дней]

Примерно в 8 утра на мост привезли около полусотни автомобильных покрышек, бензин, металлические листы, палки, а также чёрный анархистский и сине-жёлтый украинский флаги[44][45]. Из покрышек была сложена баррикада, после чего они были подожжёны[46][47]. Листы были нужны для того, чтобы бить по ним палками, создавая характерное для киевского Майдана звучание. Удары по листам продолжались даже во время работы пожарных по тушению огня.

Действие осуществлялось в непосредственной близости от храма Спаса-на-Крови — места, где народовольцы совершили успешное покушение на императора Александра II.

Из манифеста акции[46]:

Горящие покрышки, флаги Украины, чёрные флаги и грохот ударов по железу — это песня освобождения и революции. Майдан необратимо распространяется и проникает в сердце Империи. Борьба с имперским шовинизмом продолжается; храм Спаса на Крови — это место где народовольцы совершили успешное покушение на императора, жестоко расправлявшегося с освободительными восстаниями в Правобережной Украине, Польше, Литве и Белоруссии. Мы боремся за нашу и вашу свободу. В этот день, когда государство призывает праздновать день защитника отечества — мы призываем всех встать на праздник Майдана и защиту своей свободы. Мосты горят и назад дороги уже нет.

Акция продолжалась около 20 минут и была завершена во время работы пожарных. Сразу после того, как огонь был потушен, на место прибыли сотрудники полиции и задержали четверых[48] (по другим данным — троих[49]) акционистов, в том числе Павленского[46], и доставили их в 78-й отдел полиции. В отношении задержанных были составлены протоколы об административном правонарушении по ст. 20.1, ч. 1 и статьи 20.2, ч. 5 КоАП РФ[50][51]. Полицейские проводили проверку и решали вопрос о привлечении задержанных к уголовной ответственности[52]. Адвокат Петра Павленского Динар Идрисов отметил, что протокол об административном задержании составлен спустя более трёх часов после того, как задержанного художника доставили в отдел полиции, и этот факт является нарушением[52]. Официальные представители ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области отказались комментировать как задержание активистов, так и проведение в отношении них оперативных мероприятий[53]. Выйдя из отделения, Павленский объяснил, что «своей акцией хотел победить апатию в нашем обществе»[54].

Имена других участников акции стали известны благодаря полицейским задержаниям. Изначально участники акции никак себя не обозначали.

25 февраля 2014 года Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга оправдал Петра Павленского, прекратив производство по делу за отсутствием события и состава административного правонарушения в акции «Свобода»[55]. Однако уже через месяц Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Вандализм», после чего в доме у художника и других участников акции были проведены обыски и изъяты личные вещи[56].

22 декабря 2014 года прокуратура Центрального района Санкт-Петербурга отозвала своё апелляционное представление на решение Дзержинского районного суда об отказе направить Петра Павленского на стационарную психиатрическую экспертизу[57][58][59].

«Отделение»

  Павленский в ходе акции «Отделение» 19 октября 2014 года.

19 октября 2014 года Пётр Павленский, сидя обнажённым на крыше института психиатрии им. Сербского в Москве, отрезал себе ножом мочку правого уха[60][61][62][63]. После того, как полиция спустила художника на землю, он был отправлен в Боткинскую больницу. Из заявления художника следует, что данная акция является протестом против использования психиатрии в политических целях[64].

Павленский заявил:

Нож отделяет мочку уха от тела[65]. Бетонная стена психиатрии отделяет общество разумных от безумных больных. Возвращая использование психиатрии в политических целях — полицейский аппарат возвращает себе власть определять порог между разумом и безумием. Вооружаясь психиатрическими диагнозами, бюрократ в белом халате отрезает от общества те куски, которые мешают ему установить монолитный диктат единой для всех и обязательной для каждого нормы[66][67].

20 октября 2014 года художник вновь был признан вменяемым и не подлежащим психиатрической госпитализации. Об этом корреспонденту «БалтИнфо» сообщил его адвокат Дмитрий Динзе[68][69].

«Угроза»

  Дверь первого подъезда, подожжённая Павленским

9 ноября 2015 года в 01 час 15 минут ночи[70] Пётр Павленский подошёл к первому подъезду здания органов госбезопасности на Лубянке, облил входную дверь бензином, поджёг зажигалкой, после чего встал впереди горящих дверей с канистрой в руках в ожидании собственного задержания[71][72][73]. Художник был задержан в течение 30 секунд за мелкое хулиганство[74]. Спустя несколько часов после акции в интернете появилось видео поджога с объяснением смысла акции[75]:

Горящая дверь Лубянки — это перчатка, которую бросает общество в лицо террористической угрозе. Федеральная служба безопасности действует методом непрерывного террора и удерживает власть над 146 миллионами человек. Страх превращает свободных людей в слипшуюся массу разрозненных тел. Угроза неизбежной расправы нависает над каждым, кто находится в пределах досягаемости для устройств наружного наблюдения, прослушивания разговоров и границ паспортного контроля. Военные суды ликвидируют любые проявления свободы воли[76].

По мнению галериста Марата Гельмана, в акции Павленского «очевидна символика: двери Лубянки — это врата ада, вход в мир абсолютного зла. И на фоне адского пламени стоит одинокий художник, ожидая, пока его схватят… Фигура Павленского у охваченной пламенем двери ФСБ — очень важный для нынешней России символ, и политический, и художественный»[77].

Редактор газеты «The Art Newspaper Russia» Мария Семендяева с позиции искусствоведа утверждает, что Павленский

…создал новый образ, которого не было до этого: художник с канистрой на фоне горящей двери ФСБ. Для того чтобы получить этот образ, он использовал СМИ и своё тело в качестве инструмента. При взгляде на этот образ у нас возникают идеи и чувства, они побуждают многих людей высказываться по этому поводу[78].

— Meduza

9 ноября 2015 года в отношении Павленского возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 214 УК РФ «Вандализм»[70]. 10 ноября 2015 года Таганский районный суд санкционировал арест Петра Павленского до 8 декабря[79], позднее срок содержания под стражей был продлён до 7 января[80], 27 января Павленский переведён в столичный центр психиатрии Сербского на судебно-психиатрическое освидетельствование сроком до 21 дня[81]. На суде Павленский просил переквалифицировать дело по статье «терроризм».

14 марта 2016 года был опубликован список подписей под «дипломом» за акцию «Угроза», называющим её «художественным жестом в сфере современного искусства» и призывающим прекратить уголовное дело Павленского. В течение первой половины марта «диплом» подписали 128 художников, искусствоведов, арткритиков, кураторов, музейщиков и галеристов[82]. По мнению подписавшихся, «оценка органами следствия, прокуратуры и суда акции „Угроза“ как банального и элементарного акта вандализма… не соответствует её… характеру и статусу художественного проекта, художественного жеста, равно как и мотивам её автора — художника-акциониста и отнюдь не вандала»[83].

29 марта 2016 года следствие переквалифицировало дело на «уничтожение или повреждение объектов культурного наследия или культурных ценностей» (ст. 243 УК)[84]. В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого отмечено, что «в здании, дверь которого повредил Павленский, „в 1930-е годы содержались выдающиеся общественные деятели и деятели науки“». Ущерб оценён в 480 тысяч рублей[85].

8 июня 2016 года Мещанский суд Москвы признал Павленского виновным и приговорил его к штрафу в размере 500 тысяч рублей; кроме того, в полном объёме был удовлетворён гражданский иск к Павленскому со стороны ФСБ о возмещении ущерба в размере 481 тысячи рублей[86]. Павленский был освобождён из-под стражи в зале суда. После освобождения он сказал, что считает свою акцию удавшейся[87]. В феврале 2017 года Павленский покинул Россию, не оплатив назначенный судом за поджог двери ФСБ штраф[88].

«Освещение»

В мае 2017 года российский художник-акционист Петр Павленский получил политическое убежище во Франции.

16 октября 2017 года поджёг здание Банка Франции и сфотографировался перед ним.

Фотограф Капуцин Анри опубликовала в Twitter фото с места поджога. По её словам, господин Павленский после акции был задержан, однако эта информация официально не подтверждена.

Фото художника-акциониста также выложила в Twitter активистка Сара Константен. Она заявляет, что Петр Павленский поджёг здание банка, чтобы «разжечь огонь революции по всему миру», начав с Франции[89].

Во второй половине дня Le Monde сообщила следующие подробности: в четыре часа утра 16 октября 2017 года в присутствии нескольких фотографов и журналистов (по свидетельству Марка Шомея (Marc Chaumeil) из агентства Divergence Images, оказавшегося на месте событий по приглашению Павленского, только двое из них имели карточки прессы) акционист облил горючей жидкостью две витрины отделения Банка Франции на площади Бастилии в Париже и поджёг их. Среди журналистов он распространил свою декларацию, в которой назвал акцию «Освещением» и объяснил свои действия тем, что «Банк Франции занял место Бастилии, а банкиры — место монархии» и что «возрождение революционной Франции вызовет пожар мировой революции». В январе 2018 года Павленский в письме к Марату Гельману пояснил, что Банк Франции спонсировал правительство в борьбе с Парижской коммуной[90].

Около 4.15 вместе с Оксаной Шалыгиной доставлен полицией в ближайший комиссариат и на рассвете арестован[91]. Адвокат Ольга Динзе после заявила, что Павленскому угрожает депортация из Франции[92].

Утром 17 октября Павленский переведён в психиатрическое отделение полицейской префектуры[fr]; Шалыгина осталась под арестом[93].

Вечером 18 октября оба были доставлены в суд гражданских свобод и задержания (JLD), где мерой пресечения было избрано заключение под стражу по обвинению в уничтожении чужого имущества общественно опасным способом (destruction du bien d’autrui par un moyen dangereux pour les personnes). Адвокат Доминик Бейрутер Минков (Dominique Beyreuther Minkov) сообщила, что Павленский объявил голодовку в знак протеста против отсутствия открытого обсуждения в судебном заседании[94]. Голодовка продолжалась 12 дней, после чего на 13-й день Павленский был доставлен в госпиталь[95]. Однако в итоге Павленский остался под стражей, где и пребывает по настоящее время[90]. По состоянию на февраль 2018 года Павленский находится в спецблоке в одиночной камере[95].

9 февраля 2018 года Парижским судом был продлён срок содержания Петра Павленского в тюрьме Флёри-Мерожи ещё на 4 месяца (Шалыгина освобождена из-под стражи 6 января)[95].

По данным РАПСИ, максимальная санкция за умышленный поджог во Франции — до 10 лет лишения свободы и штраф до 150 тыс. евро[96].

Акции Павленского вызывают противоречивые оценки в обществе[106]. Акционисты (Анатолий Осмоловский, Олег Кулик и др.) и ряд специалистов (А. Обухова, И. Кулик, А. Евангели и др.) доказывают, что акции Павленского — это искусство[107][108][109]. Анатолий Осмоловский при этом подчёркивает, что акции Петра Павленского имеют элемент самоидентификации, так как люди, которым импонирует творчество Павленского, считают его перформансы героическими поступками, и наблюдением за тем или иным актом художника оправдывают свою собственную пассивность[110]. Лена Хейдиз называет его одним из «самых больших, ярких и интересных художников-акционистов в России», который сам является объектом монументальной живописи[111]. Колумнист Антон Крылов не считает акции Павленского искусством, в его сравнении, если продукт искусства может быть актом разрушения, то «главными акционистами современности являются члены запрещённой в России группировки ИГИЛ, разрушающие памятники Пальмиры, а их художественными руководителями — талибы, уничтожившие статуи Будд»[112]. Журналист Антон Красовский усмотрел в акции «Угроза» намерения Герострата[113]. С ним спорит Виктор Шендерович[114]. По мнению одного из идеологов современного искусства Иосифа Бакштейна, художник имеет право на вызов обществу[115]. Контрдоводы предлагает художник-концептуалист Андрей Шелютто. По его мнению, вне музейного пространства законы едины для всех, а тот, кто поджигает здание, не художник, а уголовник[116]. Осуждают акции Павленского правозащитники Людмила Алексеева и Александр Брод[117]. Артемий Троицкий назвал Павленского «великим художником»[118], а публицист Дмитрий Быков отметил, что Павленский у него «вызывает восхищение и гордость»[119]. По мнению Марата Гельмана, «Павленский — безусловно, сильный художник»[120]. Писатель Сергей Шаргунов саркастически оценил акцию Павленского как недостаточно выразительную. По его мнению, если бы акционист совместил свои разные акции: зашил рот, прибил свои гениталии и поджёг дверь одновременно, то это было бы выразительно и красиво[121].

В январе 2016 в старейшем журнале «Неврологический вестник» была опубликована статья заведующего кафедрой медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета, директора Института исследований проблем психического здоровья, эксперта Всемирной организации здравоохранения В. Д. Менделевича, который на основании результатов психиатрических обследований, заключений судебно-психиатрических экспертиз, справок и других медицинских документов Павленского сделал вывод, что «… нет никаких оснований для диагностики у него каких-либо психических и/или поведенческих расстройств. Своеобразие поведения П. Павленского с элементами членовредительства и сексуальной провокативности не должно рассматриваться исключительно сквозь призму психиатрии»[122]. Менделевич отметил, что свою лепту в дискредитацию психиатрии в общественном сознании вносит увлечённость многими психиатрами патографией — исследованием жизни и творчества выдающихся личностей, ориентированным на поиск скрытых психопатологических мотивов их творчества. В. Д. Менделевич заявляет, что восприятие Павленского в обществе противоречиво.

По мнению ряда искусствоведов, художников, писателей, журналистов, Пётр Павленский является талантливым художником, «Репиным нашего сегодня»[122] (Глеб Морев)[123], а его акции следует трактовать как разновидность авангардного искусства. В то же время, по заявлению Менделевича, с точки зрения государства, обывателей и следствия Павленский — хулиган, экстремист или психически больной. Подобное неоднозначное отношение к его акциям приводило к тому, что почти после каждого задержания его направляли на судебно-психиатрические освидетельствования, заканчивавшиеся констатацией полной вменяемости Павленского.

www-wikipediya.ru

Экстрим с собственным телом: system_psiholog

«Мир сошел с ума», - говорят люди, услышавшие в новостях об очередной выходке Петра Павленского. Решив отметить необычайным способом День полиции, он приколотил свои гениталии к мощению Красной площади.

Страна в шоке и дружно крутит у виска пальцем. «Покушение» на собственное тело у Петра Павленского принимает уже традиционный оборот. Художник-акционист известный своим хулиганским поведением, продолжает шокировать обывателей. Мотивация его поступков имеет, якобы, политический базис. На самом деле, взяв за основу знания Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, можно объяснить причины, по которым художник и его ассистенты устраивают акции протеста в общественных местах.

Петр Павленский: Экстрим с собственным теломХарактеризуя состояние векторов Петра Павленского, со всей определенностью нужно отметить у него наличие кожно-зрительной связки, провоцирующей художника-эксбициониста к демонстративным действиям в обнаженном виде. Он уже не первый раз является прохожим в состоянии ню, получая от этого свое наслаждение. Любая истерическая акция зрительника, привлекающая как можно больше народа, позволяет ему чувствовать себя «героем дня».

«Вовлекается огромное количество людей, которые начинают это оценивать, рефлексировать на эту тему»,- сказал в одном из интервью Петр Павленский. Речь шла о его так называемой инсталляции, когда голого художника-исполнителя, окутанного в колючую проволоку, ассистенты принесли к зданию Законодательного собрания Санкт-Петербурга и разместили на тротуаре. Художник «идет в народ», которому принадлежит искусство. Самое интересное, что кроме собственного тела Петру Павленскому и показать-то нечего. Исключение может составить разве что одна работа.

«Вовлечение» прохожих и их «рефлексирование» возможны только вынесением нагого тела на всеобщее обозрение и импровизированными выставками возле Эрмитажа нескольких фотографий с изображением гениталий, пока питерская полиция принудительно не прикрыла несанкционированную акцию горе-экспозиционеров.

Вероятно, художнику показалось, что при демонстрации половых органов на картинках «вовлечение» оказалось недостаточным. Полиция аккуратно извлекла «художественный объект» из проволоки и сопроводила в отделение. Может быть кожно-зрительный Петр Павленский, вдоволь нафотографировавшись и запечатлевшись на видео случайных прохожих и наблюдателей, огорчился, что вся акция завершилась «мирным путем» без участия и рукоприкладства мужчин, готовых «квасить носы» и «выдергивать ноги» всем этим пи....м из заднего места.

«Неразвитый кожный вектор, нередко битый в детстве, научается получать свое удовольствие в садомазохизме», - известно из Системно-векторной психологии. Петр Павленский своим поведением иллюстрирует и подтверждает эти слова. Его кожный вектор научился реагировать гибко, адаптируя ситуацию через боль.

В одном из интервью Петр Павленский рассказывал, как он для участия в Московской биеннале молодого искусства создал, по его мнению, «абсолютно неполитический проект». Заключался он в серии «объектов в виде человеческих тел, у которых была своя история, отпечатанная на них в виде ран и шрамов». Садомазохизм, который художник пропагандирует впечатляет не только его.

Перфомансы Петра Павленского. Пугаясь сам, пугаю других

Интересно то, что Петр Павленский и его друзья, создавшие очередной онлайн-проект - журнал «Политическая пропаганда», в котором, откровенно говоря, мало политики и много кожно-зрительной самодемонстрации и, если хотите, самопиара, заявляют свой протест против российской гомофобии и продвижение трансгрессии. Ничего нового в трансгрессии нет. К выходу за пределы и «преодолению границ» и различных табу стремились и художники прошлого. Другое дело, достаточно ли велико было обоюдное желание к нарушению табуированных отношения, о которых так беспокоится голый художник и его собраться по кисти.

Петр Павленский художник акционистПонятно, что каждый человек видит мир через себя. Группа «Политическая пропаганда» объединяет художников, интересы которых близки к гомосексуальным с элементами садо-мазо, членовредительства, и даже некрофилии, за что один из них оказался приговорен к принудительному лечению в психиатрической больнице. Под акцией, выражающей протест государству в виде «коконоподобной инсталяции», зашитого рта или приколачивания мошонки к брусчатке на Красной площади нет никакой политики. За всем этим скрывается нездоровье кожного, страх зрительного и абсолютная пустота звукового векторов.

Наслаждение болью, которую Петр Павленский получает от надругательства над своим телом, переплетается с оголенной демонстрацией. Кожно-зрительная связка векторов, наполняется за счет «ношения» проволочного каркаса, эмоциональных зрительных раскачек и кожными садомазохистскими выходками. Когда этого не достаточно, то косвенный мазохизм или садизм переносятся на холст или скульптуру с изображением шрамов и ран. Зачем это делается? Для наполнения своих кожных и зрительных пустот специальными веществами – опиатами, притупляющими боль и дающими наслаждение.

Зрительник в эмоциональном исступлении не способен ощущать чужую физическую боль. Человек с неразвитым кожным вектором и зрением в страхе участвует в так называемом косвенном мазохизме. Он испытывает мазохистское наслаждение даже при созерцании чужой боли и неважно были эти страдания тщательно выписаны кистью на холсте, зафиксированы на фотографии или произошли на самом деле. Результат одинаковый – выброс опиатов, за счет чего происходит сбалансирование биохимии головного мозга, то есть кратковременное удовлетворение.

Существует определенная часть населения, которая восхищается библейскими сюжетами с истязанием святых: рассматривая иконы, они переживают чужую «придуманную» боль эмоционально, при этом остаются глухи к боли живых людей.

Петр Павленский и его друзья из «Политической пропаганды» использует оба приема. Прямой мазохизм – через доставление себе физической боли и через ее изображение на картинах. В силу своего развития у каждого их «политпропагандистов» есть свой апофеоз. Один требует убрать его картины из Лувра, другой — прибивает свои руки к кресту, уподобляясь Иисусу, а третий — ограничивается нанесением увечья своим гениталиям.

И то верно, зачем они ему — звуковику, когда все тело в тягость, только и требует: пить, есть, дышать, спать. Для человека со звуковым вектором тело имеет второстепенное значение. Оно своими физиологическими запросами только мешает, отвлекая от размышлений. Пустота звука, в случае с Петром Павленским, ищет попытку его наполнения через всевозможные акции подобного свойства. На лекциях Юрий Бурлан говорит: «Если звуковик не наполняет свои пустоты, он во всем «обвиняет» свое тело». Для звуковика нахождение в теле вынужденное и он ищет пути избавления от него.

Избавиться от него полностью время еще не пришло, а постепенное уничтожение доставляет еще и удовольствие. Практикующийся у российских кожников садомазохизм давно научились «лечить» на западе.Запад, объединяя своим кожным менталитетом население своих стран, изобрел успешный способ релаксации и снятия сильнейшего напряжения, возникающего на основе давления ландшафта. Там для снятия стресса у «зудящей» кожи предлагают посещать кабинеты доминантрикс. В России подобные явления исключены, они неприемлемы для носителей уретрально-мышечного менталитета. Так же, как неприемлемы гомосексуальные или трансгендерные тенденции.

Можно сколько угодно приколачивать себя к мостовой — незыблемые устои гомофобии останутся неизменны. Почему это происходит и надо ли с этим бороться объясняет Юрий Бурлан на лекциях по Системно-векторной психологии.

Чтобы не вырастить детей с плохой судьбой, родителям необходимо ознакомиться с системным мышлением, которое многое раскроет в природе ребенка и поможет правильно его воспитать.

Начало бесплатных лекций в конце ноября. Записаться на них можно, кликнув на баннер.

Автор: Светлана Фронтцек

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Читать также:

Мисс Вселенная 2013 года: кожно-зрительные самки выходят на тропу войныВера и ЭгоОбреченные на неудачу. Тренинги успеха в России

system-psiholog.livejournal.com

Павленский, Пётр Андреевич — википедия фото

«Шов»

Свою первую акцию Пётр Павленский провёл 23 июля 2012 года в поддержку участниц панк-группы Pussy Riot[2][12][13], судебный процесс над которыми в это время проходил в Москве. Зашив себе рот суровой ниткой, Павленский в течение полутора часов стоял в одиночном пикете в Санкт-Петербурге у Казанского собора, держа в руках плакат с надписью: «Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа (Мф. 21:12—13)»[2][14][15].

  Акция «Шов».Санкт-Петербург (2012)

Сотрудники полиции вызвали карету «скорой помощи», бригада которой отвезла художника на обследование к психиатру. Врач-психиатр признал художника вменяемым и отпустил. Позднее Павленский так прокомментировал свою акцию: «Зашивая себе рот на фоне Казанского собора, я хотел показать положение современного художника в России: запрет на гласность. Мне претит запуганность общества, массовая паранойя, проявления которой я вижу повсюду»[16]. Относительно оригинальности своего жеста Павленский сказал, что «такая практика была и у художников, и среди заключённых, но для меня это не имело никакого значения. Вопрос первичности и оригинальности для меня никак не стоял. Не было задачи кого-то удивить, придумать что-то необычное. Тут, скорее, надо было сделать жест, который точно отражает мою ситуацию»[17].

По словам Оксаны Шалыгиной, соратницы Павленского, одной из причин проведения этой акции стало полное равнодушие санкт-петербургской художественной общественности к процессу над Pussy Riot[4].

В январе 2013 года агентство Reuters опубликовало подборку лучших фотографий за 2012 год, затрагивающих самые значимые мировые события. В коллекцию 2012 года вошёл снимок с Петром Павленским, в поддержку Pussy Riot зашившим себе рот суровой ниткой[18].

11 марта 2016 года в Вильнюсе напротив здания бывшего КГБ прошла презентация работы скульптора Гинтаутаса Лукошайтиса[lt] «Я — идеальный гражданин». Работа представляет бюст Павленского с зашитым ртом. По определению скульптора, это «метафора таких понятий, как человеческое прикосновение, гражданин, мужество и страх»[19][20][21].

«Туша»

3 мая 2013 года Пётр Павленский провёл художественную акцию протеста против репрессивной политики властей в РФ, получившую название «Туша»[22][23]. Ассистенты Павленского принесли нагого, завёрнутого в многослойный «кокон» из колючей проволоки художника ко входу в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга[22][24][25][26]. Полусогнутый, неподвижный и безмолвный художник лежал в этом «коконе», никак не реагируя на реплики и действия окружающих. Сотрудники полиции освободили его от пут проволоки при помощи садовых ножниц. Неизвестный мужчина завёл травмированного колючей проволокой обнажённого акциониста в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

В интервью радио «Свобода» коллега Петра, Оксана Шалыгина, отметила, что метафора акции мгновенно и непосредственно была воплощена в реальности: как только проволоку разрезали и извлекли из неё художника, «эта самая проволока впилась в него в виде сотрудников полиции, скорой помощи и многочисленных оперативников»[27].

Позже Павленский дал такое пояснение своей работе:

Череда законов, направленных на подавление гражданской активности, запугивание населения, неуклонно растущее число политзаключённых, законы об НКО, законы 18+, цензорские законы, активность Роскомнадзора, законы о пропаганде гомосексуализма — всё это законы не против криминала, а против людей. Ну и последний закон об оскорблении чувств верующих. Поэтому я провёл такую акцию. Человеческое тело голое, как туша, на нём ничего нет, вокруг него проволока, изобретённая для охраны домашнего скота. Эти законы, как проволока, удерживают людей в индивидуальных загонах: все преследования политических активистов, «узников 6-го мая», государственные репрессии и есть метафора этого загона из колючей проволоки. Всё это делается, чтобы превратить людей в надёжно охраняемый безвольный скот, который может только потреблять, работать и размножаться[28].

«Фиксация»

10 ноября 2013 года на Красной площади Павленский прибил свою мошонку гвоздём к каменной брусчатке[29]. Акцию художник приурочил ко Дню полиции[30]. Прибывшие на место полицейские накрыли художника простынёй перед задержанием. В заявлении Павленского, в котором он пояснил смысл акции, сказано:

Голый художник, смотрящий на свои прибитые к кремлёвской брусчатке яйца, — метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества[31][32].

На Павленского было заведено дело о мелком хулиганстве, однако сутки спустя его освободили у дверей Тверского суда, так как в суде отказались рассматривать дело в связи с неправильно составленным протоколом[33][34].

15 ноября 2013 года из сообщения агентства «Интерфакс» стало известно, что в отношении Петра Павленского возбуждено уголовное дело по ч. 1 п. «б» ст. 213 Уголовного кодекса РФ о хулиганстве и он может быть лишён свободы на срок до пяти лет[35]. Подозреваемый находился под подпиской о невыезде[36]. В постановлении о возбуждении уголовного дела говорилось о возбуждении Павленским ненависти или вражды по политическим мотивам в отношении социальной группы, однако не было указано, о какой конкретно социальной группе, в отношении которой возбуждалась ненависть, идёт речь. Некорректность формулировки инкриминируемого деяния противоречила Конституции РФ, нарушая права подозреваемого на защиту[37]. О дальнейших действиях представителей правоохранительной системы РФ в отношении художника не сообщалось.

Акция вызвала значительный общественный резонанс[38][39] и активное обсуждение в профессиональной среде[40][41][42].

«Свобода»

Ранним утром 23 февраля 2014 года на Мало-Конюшенном мосту в Петербурге состоялась групповая акция «Свобода» в поддержку киевского Майдана[43], самым известным участником которой был Пётр Павленский, реализовывавший её наравне с другими активистами. Акция «Свобода» была высказыванием о политике коллективного освобождения, поэтому её отличительной чертой стало то, что она должна была быть осуществлена не индивидуальным, а коллективным субъектом.[источник не указан 505 дней]

Примерно в 8 утра на мост привезли около полусотни автомобильных покрышек, бензин, металлические листы, палки, а также чёрный анархистский и сине-жёлтый украинский флаги[44][45]. Из покрышек была сложена баррикада, после чего они были подожжёны[46][47]. Листы были нужны для того, чтобы бить по ним палками, создавая характерное для киевского Майдана звучание. Удары по листам продолжались даже во время работы пожарных по тушению огня.

Действие осуществлялось в непосредственной близости от храма Спаса-на-Крови — места, где народовольцы совершили успешное покушение на императора Александра II.

Из манифеста акции[46]:

Горящие покрышки, флаги Украины, чёрные флаги и грохот ударов по железу — это песня освобождения и революции. Майдан необратимо распространяется и проникает в сердце Империи. Борьба с имперским шовинизмом продолжается; храм Спаса на Крови — это место где народовольцы совершили успешное покушение на императора, жестоко расправлявшегося с освободительными восстаниями в Правобережной Украине, Польше, Литве и Белоруссии. Мы боремся за нашу и вашу свободу. В этот день, когда государство призывает праздновать день защитника отечества — мы призываем всех встать на праздник Майдана и защиту своей свободы. Мосты горят и назад дороги уже нет.

Акция продолжалась около 20 минут и была завершена во время работы пожарных. Сразу после того, как огонь был потушен, на место прибыли сотрудники полиции и задержали четверых[48] (по другим данным — троих[49]) акционистов, в том числе Павленского[46], и доставили их в 78-й отдел полиции. В отношении задержанных были составлены протоколы об административном правонарушении по ст. 20.1, ч. 1 и статьи 20.2, ч. 5 КоАП РФ[50][51]. Полицейские проводили проверку и решали вопрос о привлечении задержанных к уголовной ответственности[52]. Адвокат Петра Павленского Динар Идрисов отметил, что протокол об административном задержании составлен спустя более трёх часов после того, как задержанного художника доставили в отдел полиции, и этот факт является нарушением[52]. Официальные представители ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области отказались комментировать как задержание активистов, так и проведение в отношении них оперативных мероприятий[53]. Выйдя из отделения, Павленский объяснил, что «своей акцией хотел победить апатию в нашем обществе»[54].

Имена других участников акции стали известны благодаря полицейским задержаниям. Изначально участники акции никак себя не обозначали.

25 февраля 2014 года Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга оправдал Петра Павленского, прекратив производство по делу за отсутствием события и состава административного правонарушения в акции «Свобода»[55]. Однако уже через месяц Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Вандализм», после чего в доме у художника и других участников акции были проведены обыски и изъяты личные вещи[56].

22 декабря 2014 года прокуратура Центрального района Санкт-Петербурга отозвала своё апелляционное представление на решение Дзержинского районного суда об отказе направить Петра Павленского на стационарную психиатрическую экспертизу[57][58][59].

«Отделение»

  Павленский в ходе акции «Отделение» 19 октября 2014 года.

19 октября 2014 года Пётр Павленский, сидя обнажённым на крыше института психиатрии им. Сербского в Москве, отрезал себе ножом мочку правого уха[60][61][62][63]. После того, как полиция спустила художника на землю, он был отправлен в Боткинскую больницу. Из заявления художника следует, что данная акция является протестом против использования психиатрии в политических целях[64].

Павленский заявил:

Нож отделяет мочку уха от тела[65]. Бетонная стена психиатрии отделяет общество разумных от безумных больных. Возвращая использование психиатрии в политических целях — полицейский аппарат возвращает себе власть определять порог между разумом и безумием. Вооружаясь психиатрическими диагнозами, бюрократ в белом халате отрезает от общества те куски, которые мешают ему установить монолитный диктат единой для всех и обязательной для каждого нормы[66][67].

20 октября 2014 года художник вновь был признан вменяемым и не подлежащим психиатрической госпитализации. Об этом корреспонденту «БалтИнфо» сообщил его адвокат Дмитрий Динзе[68][69].

«Угроза»

  Дверь первого подъезда, подожжённая Павленским

9 ноября 2015 года в 01 час 15 минут ночи[70] Пётр Павленский подошёл к первому подъезду здания органов госбезопасности на Лубянке, облил входную дверь бензином, поджёг зажигалкой, после чего встал впереди горящих дверей с канистрой в руках в ожидании собственного задержания[71][72][73]. Художник был задержан в течение 30 секунд за мелкое хулиганство[74]. Спустя несколько часов после акции в интернете появилось видео поджога с объяснением смысла акции[75]:

Горящая дверь Лубянки — это перчатка, которую бросает общество в лицо террористической угрозе. Федеральная служба безопасности действует методом непрерывного террора и удерживает власть над 146 миллионами человек. Страх превращает свободных людей в слипшуюся массу разрозненных тел. Угроза неизбежной расправы нависает над каждым, кто находится в пределах досягаемости для устройств наружного наблюдения, прослушивания разговоров и границ паспортного контроля. Военные суды ликвидируют любые проявления свободы воли[76].

По мнению галериста Марата Гельмана, в акции Павленского «очевидна символика: двери Лубянки — это врата ада, вход в мир абсолютного зла. И на фоне адского пламени стоит одинокий художник, ожидая, пока его схватят… Фигура Павленского у охваченной пламенем двери ФСБ — очень важный для нынешней России символ, и политический, и художественный»[77].

Редактор газеты «The Art Newspaper Russia» Мария Семендяева с позиции искусствоведа утверждает, что Павленский

…создал новый образ, которого не было до этого: художник с канистрой на фоне горящей двери ФСБ. Для того чтобы получить этот образ, он использовал СМИ и своё тело в качестве инструмента. При взгляде на этот образ у нас возникают идеи и чувства, они побуждают многих людей высказываться по этому поводу[78].

— Meduza

9 ноября 2015 года в отношении Павленского возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 214 УК РФ «Вандализм»[70]. 10 ноября 2015 года Таганский районный суд санкционировал арест Петра Павленского до 8 декабря[79], позднее срок содержания под стражей был продлён до 7 января[80], 27 января Павленский переведён в столичный центр психиатрии Сербского на судебно-психиатрическое освидетельствование сроком до 21 дня[81]. На суде Павленский просил переквалифицировать дело по статье «терроризм».

14 марта 2016 года был опубликован список подписей под «дипломом» за акцию «Угроза», называющим её «художественным жестом в сфере современного искусства» и призывающим прекратить уголовное дело Павленского. В течение первой половины марта «диплом» подписали 128 художников, искусствоведов, арткритиков, кураторов, музейщиков и галеристов[82]. По мнению подписавшихся, «оценка органами следствия, прокуратуры и суда акции „Угроза“ как банального и элементарного акта вандализма… не соответствует её… характеру и статусу художественного проекта, художественного жеста, равно как и мотивам её автора — художника-акциониста и отнюдь не вандала»[83].

29 марта 2016 года следствие переквалифицировало дело на «уничтожение или повреждение объектов культурного наследия или культурных ценностей» (ст. 243 УК)[84]. В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого отмечено, что «в здании, дверь которого повредил Павленский, „в 1930-е годы содержались выдающиеся общественные деятели и деятели науки“». Ущерб оценён в 480 тысяч рублей[85].

8 июня 2016 года Мещанский суд Москвы признал Павленского виновным и приговорил его к штрафу в размере 500 тысяч рублей; кроме того, в полном объёме был удовлетворён гражданский иск к Павленскому со стороны ФСБ о возмещении ущерба в размере 481 тысячи рублей[86]. Павленский был освобождён из-под стражи в зале суда. После освобождения он сказал, что считает свою акцию удавшейся[87]. В феврале 2017 года Павленский покинул Россию, не оплатив назначенный судом за поджог двери ФСБ штраф[88].

«Освещение»

В мае 2017 года российский художник-акционист Петр Павленский получил политическое убежище во Франции.

16 октября 2017 года поджёг здание Банка Франции и сфотографировался перед ним.

Фотограф Капуцин Анри опубликовала в Twitter фото с места поджога. По её словам, господин Павленский после акции был задержан, однако эта информация официально не подтверждена.

Фото художника-акциониста также выложила в Twitter активистка Сара Константен. Она заявляет, что Петр Павленский поджёг здание банка, чтобы «разжечь огонь революции по всему миру», начав с Франции[89].

Во второй половине дня Le Monde сообщила следующие подробности: в четыре часа утра 16 октября 2017 года в присутствии нескольких фотографов и журналистов (по свидетельству Марка Шомея (Marc Chaumeil) из агентства Divergence Images, оказавшегося на месте событий по приглашению Павленского, только двое из них имели карточки прессы) акционист облил горючей жидкостью две витрины отделения Банка Франции на площади Бастилии в Париже и поджёг их. Среди журналистов он распространил свою декларацию, в которой назвал акцию «Освещением» и объяснил свои действия тем, что «Банк Франции занял место Бастилии, а банкиры — место монархии» и что «возрождение революционной Франции вызовет пожар мировой революции». В январе 2018 года Павленский в письме к Марату Гельману пояснил, что Банк Франции спонсировал правительство в борьбе с Парижской коммуной[90].

Около 4.15 вместе с Оксаной Шалыгиной доставлен полицией в ближайший комиссариат и на рассвете арестован[91]. Адвокат Ольга Динзе после заявила, что Павленскому угрожает депортация из Франции[92].

Утром 17 октября Павленский переведён в психиатрическое отделение полицейской префектуры[fr]; Шалыгина осталась под арестом[93].

Вечером 18 октября оба были доставлены в суд гражданских свобод и задержания (JLD), где мерой пресечения было избрано заключение под стражу по обвинению в уничтожении чужого имущества общественно опасным способом (destruction du bien d’autrui par un moyen dangereux pour les personnes). Адвокат Доминик Бейрутер Минков (Dominique Beyreuther Minkov) сообщила, что Павленский объявил голодовку в знак протеста против отсутствия открытого обсуждения в судебном заседании[94]. Голодовка продолжалась 12 дней, после чего на 13-й день Павленский был доставлен в госпиталь[95]. Однако в итоге Павленский остался под стражей, где и пребывает по настоящее время[90]. По состоянию на февраль 2018 года Павленский находится в спецблоке в одиночной камере[95].

9 февраля 2018 года Парижским судом был продлён срок содержания Петра Павленского в тюрьме Флёри-Мерожи ещё на 4 месяца (Шалыгина освобождена из-под стражи 6 января)[95].

По данным РАПСИ, максимальная санкция за умышленный поджог во Франции — до 10 лет лишения свободы и штраф до 150 тыс. евро[96].

Акции Павленского вызывают противоречивые оценки в обществе[106]. Акционисты (Анатолий Осмоловский, Олег Кулик и др.) и ряд специалистов (А. Обухова, И. Кулик, А. Евангели и др.) доказывают, что акции Павленского — это искусство[107][108][109]. Анатолий Осмоловский при этом подчёркивает, что акции Петра Павленского имеют элемент самоидентификации, так как люди, которым импонирует творчество Павленского, считают его перформансы героическими поступками, и наблюдением за тем или иным актом художника оправдывают свою собственную пассивность[110]. Лена Хейдиз называет его одним из «самых больших, ярких и интересных художников-акционистов в России», который сам является объектом монументальной живописи[111]. Колумнист Антон Крылов не считает акции Павленского искусством, в его сравнении, если продукт искусства может быть актом разрушения, то «главными акционистами современности являются члены запрещённой в России группировки ИГИЛ, разрушающие памятники Пальмиры, а их художественными руководителями — талибы, уничтожившие статуи Будд»[112]. Журналист Антон Красовский усмотрел в акции «Угроза» намерения Герострата[113]. С ним спорит Виктор Шендерович[114]. По мнению одного из идеологов современного искусства Иосифа Бакштейна, художник имеет право на вызов обществу[115]. Контрдоводы предлагает художник-концептуалист Андрей Шелютто. По его мнению, вне музейного пространства законы едины для всех, а тот, кто поджигает здание, не художник, а уголовник[116]. Осуждают акции Павленского правозащитники Людмила Алексеева и Александр Брод[117]. Артемий Троицкий назвал Павленского «великим художником»[118], а публицист Дмитрий Быков отметил, что Павленский у него «вызывает восхищение и гордость»[119]. По мнению Марата Гельмана, «Павленский — безусловно, сильный художник»[120]. Писатель Сергей Шаргунов саркастически оценил акцию Павленского как недостаточно выразительную. По его мнению, если бы акционист совместил свои разные акции: зашил рот, прибил свои гениталии и поджёг дверь одновременно, то это было бы выразительно и красиво[121].

В январе 2016 в старейшем журнале «Неврологический вестник» была опубликована статья заведующего кафедрой медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета, директора Института исследований проблем психического здоровья, эксперта Всемирной организации здравоохранения В. Д. Менделевича, который на основании результатов психиатрических обследований, заключений судебно-психиатрических экспертиз, справок и других медицинских документов Павленского сделал вывод, что «… нет никаких оснований для диагностики у него каких-либо психических и/или поведенческих расстройств. Своеобразие поведения П. Павленского с элементами членовредительства и сексуальной провокативности не должно рассматриваться исключительно сквозь призму психиатрии»[122]. Менделевич отметил, что свою лепту в дискредитацию психиатрии в общественном сознании вносит увлечённость многими психиатрами патографией — исследованием жизни и творчества выдающихся личностей, ориентированным на поиск скрытых психопатологических мотивов их творчества. В. Д. Менделевич заявляет, что восприятие Павленского в обществе противоречиво.

По мнению ряда искусствоведов, художников, писателей, журналистов, Пётр Павленский является талантливым художником, «Репиным нашего сегодня»[122] (Глеб Морев)[123], а его акции следует трактовать как разновидность авангардного искусства. В то же время, по заявлению Менделевича, с точки зрения государства, обывателей и следствия Павленский — хулиган, экстремист или психически больной. Подобное неоднозначное отношение к его акциям приводило к тому, что почти после каждого задержания его направляли на судебно-психиатрические освидетельствования, заканчивавшиеся констатацией полной вменяемости Павленского.

org-wikipediya.ru

Петр Павленский: «Простое пересечение вертикали с горизонталью уже может рассматриваться как оскорбление веры» | Артхроника

24.07.12 • 13:59

Акция Петра Павленского © Глеб Ханский

Акция Петра Павленского © Глеб Ханский

23 июля петербургский художник Петр Павленский зашил себе рот и вышел в Петербурге к Казанскому собору. При нем был плакат «Выступление Pussy Riot было переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа (Мф. 21:12–13)», что напоминало об известном евангельском сюжете изгнания торговцев из храма. Акция прошла в поддержку группы Pussy Riot, суд над которой в эти дни происходит в Москве. Художник с плакатом и с зашитым ртом никак не реагировал на требования сотрудников полиции прекратить безобразие. Полиция вызвала «скорую», которая отвезла Павленского на обследование у психиатра. Врач признал художника вменяемым и отпустил.

–  Почему вы провели эту акцию?

Потому что то, что происходит с Pussy Riot, на мой взгляд, в корне противоречит христианским ценностям. И игнорировать это больше нельзя. Раньше еще казалось, что есть мирные пути решения проблемы, что можно постоять в сторонке, подождать, когда эта игра закончится. Но сейчас мне уже стало понятно, что я, как художник, должен обратиться к общественности.

– К общественности или к художественной публике?

Огромный груз ответственности лежит на обществе, больше, чем на церкви и власти. Если общество не находит в себе смелости и совести заявить о своей позиции, то оно потворствует власти. В такой ситуации я, как художник, считаю себя обязанным что-то сделать. Для меня важно, чтобы мой жест породил следующие жесты: чтобы кто-то другой – художник, актер, музыкант, кто угодно, – увидел и подхватил уже по-своему. Каждый должен своим примером вносить свой вклад в общее информационное поле.

Акция Петра Павленского © Глеб Ханский

Акция Петра Павленского © Глеб Ханский

– Что вы хотели продемонстрировать с зашитым ртом?

Зашивая себе рот на фоне Казанского собора, я хотел показать положение современного художника в России: запрет на гласность. Мне претит запуганность общества, массовая паранойя, проявления которой я вижу повсюду.

– А вы на себе испытали  цензуру?

Да, испытал. Недавно к 9 мая 2012 года я делал работу для выставки, посвященной Победе. В моей работе был вымышленный персонаж, протодиакон, который символизировал анахронизм и противоречивость информационной политики церкви. Церковь  ведь открыто заявляла, что войну мы выиграли благодаря заступничеству таких-то и таких-то святых. Я понимал, что с моим протодиаконом мне просто не дадут площадку – пришлось изменить работу, сместить акценты.

Или вот я делал серию фото для выставки: там была обнаженная мужская натура. На некоторых фото был виден мужской пах без трусов. Работы в результате так и не попали на выставку, видимо, в них увидели пропаганду гомосексуализма. А когда я приехал их забирать, обнаружил на стеклах липкие следы скотча: кто-то пытался заклеить этот голый пах. Для Московской биеннале молодого искусства я сделал абсолютно неполитический проект: серию объектов в виде человеческих тел, у которых была своя история, отпечатанная на них в виде ран и шрамов. Несколько шрамов были в форме крестов, и меня попросили их убрать, изменить работы. То есть просто пересечение вертикали с горизонталью уже может рассматриваться как оскорбление веры. Сейчас я уже чувствую, что может оказаться неприемлемым, и учусь обходить цензуру.

– Акция Pussy Riot – искусство или общественный активизм?

Для меня акция Pussy Riot остается в сфере искусства до конца. Именно потому, что им удалось слабым усилием показать большую проблему.

Вопросы задавала Анна Матвеева

artchronika.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта