Самой популярной открыткой в СССР была репродукция новогодней картины с котиком. Переэкзаменовка решетников картина


Самой популярной открыткой в СССР была репродукция новогодней картины с котиком: vakin

Было отпечатано более 13 млн экземпляров!

Эта репродукция есть даже внутри другой знаменитой картины — «Опять двойка». Уже догадались о какой картине-открытке речь?

Фрагмент знаменитой открытки. Котик равнодушен к ёлке — ну и дела!

Видите слева от дверного проёма отрывной календарь? Под календарём — репродукция той самой новогодней открытки (автор новогодней картины тоже Решетников).

Фёдор Решетников. Опять двойка. 1952. Третьяковская галерея

Свой новогодний хит Решетников вставил и в другую версию картины «Опять двойка», раннюю. Тоже у двери.

Ну а вот и та самая картина, которую Решетников цитировал и которая стала самой тиражируемой советской открыткой.

Фёдор Решетников. Прибыл на каникулы. 1948. Третьяковская галерея

Герой этого полотна учится в Суворовском училище. И учится хорошо, судя по тому, как дедушка его встречает. Так что для двоечника этот суворовец с репродукции был назиданием и немым укором. У этого улыбчивого подростка наверняка тоже непростая судьба: после войны в суворовское училище брали круглых сирот. Потому и на каникулы — к дедушке.

Кстати, двоечник тоже прославился — репродукция с ним висит на стене в картине Решетникова «Переэкзаменовка»:

Фёдор Решетников. Переэкзаменовка. 1954. Горловский художественный музей

Источник - supercoolpics.com

vakin.livejournal.com

Известная по советским учебникам картина федора решетникова «опять двойка! « задумывалась как гимн отличнику и могла бы называться «опять пятерка! »

О классике соцреализма, 100-летие со дня рождения которого недавно отмечалось, рассказывает его племянник Евгений Решетников  — Мой дедушка был иконописцем и обучил этому ремеслу своего старшего сына Василия (моего отца), который поступил в Киевское художественное училище, — рассказывает запорожский пенсионер Евгений Решетников.  — Но после смерти родителей и трагической гибели сестры отец бросил училище, вернулся в село и взял на себя заботы о младших братьях — Ване и Феде. Позже все переехали в Днепропетровск. Отец писал плакаты, рисовал декорации к любительским спектаклям (после революции на это был большой спрос), а Федор помогал ему в выполнении заказов. Старший брат видел, что у младшего есть способности, и всячески поощрял их…

«Дружеские шаржи юного художника так понравились Отто Шмидту, что он взял его в экспедицию»

- В 15 лет, взяв сверток с кистями и красками, узелок с сухарями и новые байковые брюки, дядя Федор тайком уехал на Донбасс, это было в начале 1921 года, — говорит Евгений Васильевич.  — За годы скитаний Феде пришлось поработать плотником, сапожником, маляром, шахтером, художником в железнодорожном клубе. Его способности были столь очевидны, что парень поступил в Москву на рабфак искусств.

Федор был романтиком, энтузиазм первых советских пятилеток захватил его. Когда в 1932 году ледокол «Сибиряков» готовился впервые в истории мореплавания пройти по Северному морскому пути, молодой художник решил принять участие в экспедиции. Он приехал в Архангельск, откуда должен был отправляться «Сибиряков», и в течение нескольких дней, оставшихся до отплытия, сделал серию зарисовок и дружеских шаржей на участников экспедиции. Потом вывесил свои работы в кают-компании парохода. Выставка так понравилась начальнику экспедиции Отто Шмидту, что он взял студента художественного училища в поход. В экспедиции Федор сделал много интересных рисунков, они выставлялись потом в Японии, куда отбуксировали «Сибиряков» для ремонта. Позже Федора Решетникова, как и других участников экспедиции, наградили орденом Трудового Красного Знамени. Он стал первым комсомольцем-студентом, удостоенным этой награды.

Когда на следующий год по проложенному «Сибиряковым» маршруту в свой первый рейс отправился ледокол «Челюскин», Шмидт уже сам пригласил в поход полярника-старожила Федора Решетникова.

Рисунки о жизни челюскинцев в ледовом лагере студенту художественного училища зачли как дипломную работу

В домашнем архиве моего собеседника хранится подшивка публикаций газеты «Правда» за 1933-1934 годы, посвященных челюскинской эпопее.

13 февраля 1933 года «Челюскин» был раздавлен льдами Чукотского моря и за два часа затонул, а сотня полярников высадилась на «сушу». Уже на четвертый день после катастрофы вышел первый номер стенгазеты «Не сдадимся» с рисунками Федора Решетникова. В суровых льдах Арктики его искусство оказалось так же необходимо, как теплая одежда и хлеб. «Свои рисунки Решетников выполнял в поистине нечеловеческих условиях, — пишет заместитель начальника экспедиции И. Баевский.  — Ему приходилось рисовать или сидя на корточках, сгорбившись, или лежа на животе. Несмотря на это, они были хорошо исполнены. Лагерь Шмидта восторженно реагировал на эти рисунки и карикатуры».

Вскоре после спасения полярников в выставочном зале Московского товарищества художников открылась выставка «Челюскинская эпопея». Это была серия небольших картин и рисунков, созданных студентом выпускного курса Института изобразительных искусств Решетниковым на основе натурных зарисовок и наблюдений. Работы молодого художника воссоздавали жизнь экипажа на льдине. Эти рисунки студенту Решетникову зачли как дипломную работу.

- Когда Федор с делегацией челюскинцев приезжал в Днепропетровск, он жил у нас, — продолжает Евгений Решетников.  — Я ходил на его встречу с трудящимися, которая происходила на стадионе. Помню, весь стадион хохотал над его рассказом о том, как Федор разыграл полярников, напугав белым медведем. Решив поднять настроение терпящим бедствие людям, он попросил Шмидта нарисовать медвежий след, сделал с него отпечаток и незаметно «наследил» возле палаток. Перепуганные полярники похватали ружья и бросились на поиски зверя. А потом Федя вывесил стенгазету, в которой изобразил, как он идет по снегу на четвереньках, а за ним охотники с ружьями… Еще дядя рассказывал, как сложно было устанавливать палатки на льду. Для того чтобы закрепить их, люди мочились на колышки, после чего те вмерзали.

- Средний брат Решетниковых Иван увлекся революцией, и следы его затерялись, — вспоминает Евгений Васильевич.  — После того как в «Правде» появилась заметка о Федоре, написанная Отто Шмидтом, в редакцию пришло письмо из Мариуполя, в котором автор спрашивал: «Не о моем ли брате рассказала газета?» Мой отец прочитал заметку, и, когда дядя Федор был в Днепропетровске, они поехали в Мариуполь, где, демобилизовавшись из Красной Армии, жил Ваня. Так три брата встретились.

- Федор Решетников был женат?

- После войны он женился на Лидии Бродской, дочери художника Исаака Бродского, ученика Ильи Репина. Лида была очень красивой, работала танцовщицей в цирке, а дядя усадил ее… за мольберт. И не ошибся: Лида начала писать пейзажи, стала известным живописцем, получила звание народного художника СССР. Ее картины сегодня в большой цене.

«На Сталинскую премию дядя купил престижную на то время машину «Победа»

- Как создавалась знаменитая картина «Опять двойка!»?

- Задумав написать жанровую картину об экзаменах в школе, он стал часто бывать на уроках, садился на задней парте и наблюдал за ребятами. Хотел передать радость школьника, который получил пятерку. Как-то учительница вызвала к доске лучшего ученика, а он вдруг стал запинаться, совсем смутился и в итоге получил двойку. Его расстроенное лицо взволновало Федора, и появилась новая идея картины. Надо сказать, что дети считали его своим художником, дядя хранил множество школьных сочинений, написанных по его картинам. «Двойка» была написана в 1952 году и вызвала такой интерес, что через два года появилась картина «Переэкзаменовка» — продолжение истории, где действует тот же главный герой.

- Произведения Федора Решетникова дважды удостаивались Сталинской премии. Как распорядился ваш дядя деньгами?

- После получения одной из премий он купил престижную на то время машину «Победа». В 1948 году я гостил у дяди в Москве, и он предложил мне: «Хочешь, куплю тебе мотоцикл?» Я отказался. Кстати, одну из премий дядя получил за картину «Дни и ночи», на которой изображен Сталин, стоящий у карты страны. Генералиссимус был написан с подачи моего отца, посоветовавшего Федору помнить о конъюнктуре. Жил дядя небедно, в трехкомнатной квартире возле стадиона «Динамо», держал домработницу. Мастерская — громадная, с антресолями, заставленными скульптурами и мольбертами, — находилась рядом. У жены была отдельная мастерская. У Лиды и Федора была дочь Люба, ставшая, по-моему, тоже художницей. Ее дальнейшую судьбу я не знаю.

- Ваш родной брат Василий Васильевич тоже позировал художнику Федору Решетникову?

- Да, «Портрет Героя Советского Союза В. Решетникова» был написан в 1948 году. Мой брат старше меня на шесть лет, ему сейчас идет 86-й. Во время войны Вася стал летчиком, совершил 307 боевых вылетов, в 1943 году получил звание Героя. После войны дослужился до генерал-полковника, в 80-е годы был заместителем командующего ВВС России. Живя в Москве, Вася часто общался с дядей Федей, они были дружны.

Я тоже некоторое время служил в авиационном полку, которым командовал брат Василий. После демобилизации окончил в Днепропетровске металлургический институт, работал в мартеновском цеху «Запорожстали»…

Федор Павлович Решетников умер 13 декабря 1988 года. Академика живописи и народного художника СССР похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве. Сегодня, по свидетельствам очевидцев, могила Решетникова представляет собой печальное зрелище: на чуть возвышающемся, неогороженном холмике нет даже скромного памятника, а дешевая мраморная дощечка (на ней, кроме имени художника, значится имя погребенной здесь же в 1991 году Лидии Исааковны Бродской) разбита и едва держится в металлическом обрамлении.

На родине Федора Решетникова, в селе Сурско-Литовское, торжественно отмечать 100-летие знаменитого земляка будут 21 августа. В свое время художник передал в дар сельской школе, в которой учился, 20 своих картин, в том числе один из вариантов работы «Опять двойка!» Стараниями бывшего учителя и директора школы Ольги Ивановой был создан небольшой музей. В преддверии юбилея администрация Днепропетровского района выделила деньги на «евроремонт» двух комнат, которые занимает музей. А для того чтобы произведения Федора Решетникова могли увидеть и жители Днепропетровска, часть картин во время ремонта экспонировалась в помещении городского музея металлургии.

fakty.ua

Ф. Решетников: картины

Первые уроки в рисовании Фёдор Павлович получил ещё в свои детские годы. Молодым юношей ему выпала удача поучаствовать в походе в Арктику на судне «Челюскин». Художник сделал множество великолепных рисунков заснеженных красот, находясь в той самой экспедиции.

Ф.П. Решетников участвовал в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в том числе в защите Севастополя и освобождении Крыма. После окончания войны Фёдор Павлович рисовал детей, чаще подростков. Такими работали являются: «Прибыл на каникулы», «За мир» и «Опять двойка!». Эти картины были отмечены бронзовой медалью на международной арт-выставке , которая проходила в Брюсселе.

О картине "Опять двойка"

В 1952 г. художник Решетников на своём полотне изобразил целую семью: мать и троих её детей, один из них – это школьник, который только что пришёл домой. На одной стене виден отрывной календарь, а возле дверей – часы-ходики. Картина повествует о семейной бытовой обстановке, характерной для большинства семей 1950-х.

Герой картины – десятилетний подросток. По внешнему виду заметно, что он вовсе не спешил после своих школьных занятий домой, а довольно долго ещё гулял на улице и катался на коньках со сверстниками. На мальчике зимнее пальто, оно распахнуто, потому как на нём нет нескольких пуговиц. Вероятно, они оторвались. В своей руке он держит портфель изрядно потрёпанный и перевязанный, не исключено, что школьник использовал его в качестве мяча либо санок и не один раз. Коньки выглядывают из-под его портфеля. Свидетельство продолжительной прогулки на улице мальчика – его растрепавшиеся волосы, красные уши, румянец на щеках, что бывает от крепкого мороза .

Он огорчён, его голова опушена, взгляд устремлён в пол. Мальчик всем своим видом показывает, как он переживает из-за двойки, полученной уже в который раз. Для него эта ситуация не нова, он знает, что нужно делать. Ученик уже много раз давал обещание своей матери, что будет делать все домашние задания, что задают в школе. Подросток так заигрался, что совсем забыл про уроки. Дни зимой намного короче, он долго играл в снежки с дворовыми ребятами, стало темнеть, и он пришёл домой. Ученику не охота было идти домой, т.к. он знал, что мать снова будет его ругать за двойку.

Единственный, кто рад видеть мальчика – это его белый пёс с рыжими пятнами. Он прыгнул на молодого хозяина и упёрся своими передними лапами в его грудь, попытался лизнуть. Собака радостно виляет хвостом, желая поиграть с мальчиком.

В комнате тихо. Слышны редкие тяжёлые вздохи матери. Она сидит за обеденным столом, её руки лежат на коленях. Кажется, что она только-только отвлеклась от своих домашних дел, коих у неё много. Увидев своего сына-школьника с неопрятной внешностью, она понимает, что сынок пришёл с улицы, где долго играл с ребятами, забыв про уроки. Мать не видит, что её сын раскаивается о плохой отметки, полученной совсем недавно. Из-за того, что в комнате находятся мать и старшая сестра, он делает грустный вид. Женщина очень устала, у неё, кажется, нет сил, чтобы оказать влияние на своё чадо и заставить его учиться более прилежно в школе. Во взгляде женщины читается тоска и грусть.

Возле женщины находится младший брат школьника-двоечника, который сидит на детском велосипеде. Дошколёнок ехидно и

tsiolkovsky.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта