Охотничья тема в русском искусстве. Охота русская картина


Охота - Русская Антикварная Галерея

ОХОТА - жанр изобразительного искусства, связанный с изображением сцен ОХОТЫ, охотничьих трофеев, портретов охотников в костюмах и с ружьями, охотничьих животных. Жанр ОХОТЫ тесно переплетается с анималистическим жанром. Остро стилизованные, имевшие, как правило, магическое значение изображения зверей и птиц, в том числе в сценах ОХОТЫ, были распространены уже в первобытном искусстве. Наскальные рисунки эпохи палеолита были частью ритуалов "охотничьей магии" и должны были, по представлениям первобытных людей, приносить удачу в ОХОТЕ. До нас дошли барельефы изображающие собак, львов, быков и лошадей из древней Ассирии, барельефы и фрески с собаками, кошками, ибисами, крокодилами, павианами, змеями, шакалами, соколами Древнего Египета, керамика с рисунками собак и лошадей Древней Греции и Древнего Рима, скульптурные изображения ягуаров, змей и других животных у ацтеков и майя. Высочайшего уровня достигло изображение животных в Древнем Китае. К сценам ОХОТЫ были неравнодушны такие великие художники как Паоло Веронезе, Антонис ван Дейк, Томас Гейнсборо и многие другие. Сцены ОХОТЫ, созданные Рубенсом, характеризуются огромным напряжением. На одной из самых впечатляющих сцен ОХОТЫ, созданных Рубенсом в его знаменитой картине "ОХОТА на гиппопотама", изображена невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя лошадьми, тремя гончими и пятью мужчинами.Несмотря на огромную популярность самой ОХОТЫ в России, сцены с ее изображением долгое время отсутствовали на картинах. Если охотничьи трофеи иногда мелькали на натюрмортах, то изображения сцен непосредственно самой ОХОТЫ в русском изобразительном искусстве не было вплоть до ХIХ века. Однако даже в момент наибольшей популярности жанра (вторая половина ХIХ - начало ХХ вв.) было написано не так много хороших картин. Главное отличие сцен русской ОХОТЫ от ее изображения у западноевропейских художников заключается в неприятии сцен откровенного насилия и жестокости. Момент любования проявлением звериных страстей был чужд русским художникам. Чаще всего охотничьи мотивы использовались для оживления пейзажей, для этого вводились изображения диких животных или бредущих охотников. Русские художники зачастую обращались не к классическому изображению охоты, а обыгрывали охотничью тему, например, перенося внимание с охотничьего действия на сцену рассказа о нем во время отдыха охотников, как сделал В.Г.Перов в своей картине "Охотники на привале". Распространены в России были портретные изображения любимых животных. Например, анималист Швабе много раз писал портреты любимого сеттера Александра II по кличке Милорд. А Н.Е.Сверчков вошел в историю живописи как создатель жанра конского портрета, его ценили за умение передавать все стати, масти и даже характер изображаемой "модели". Художник Михаил Александрович Зичи тоже вписал свое имя в историю живописи, воспевающую русскую ОХОТУ. Им был издан альбом, посвященный ОХОТЕ в Беловежской пуще, также его рисунки на охотничью тему вошли в самое знаменитое издание об ОХОТЕ ХIХ века - четырехтомник "Царская ОХОТА на Руси", изданный в 1911 году. Среди других художников, любивших жанр ОХОТЫ и часто к нему обращавшихся, можно отметить Н.Н.Каразина, графа Муравьева, К.В.Лебедева, В.Е.Маковского.В разделе ОХОТА представлены сцены ОХОТЫ, выполненные русскими и западноевропейскими художниками. ОХОТА - одна из самых востребованных, но при этом достаточно редко встречающихся на антикварном рынке тем. Предметы, представленные в этом разделе, станут прекрасным подарком для человека, увлекающегося ОХОТОЙ. Раздел регулярно обновляется, следите за новыми поступлениями.

rus-gal.ru

Пахомов Н.П. Охота в русской живописи (1964)

«Охота и охотничье хозяйство», № 27, 1964

ОХОТА В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ

Меня давно увлекала мысль издать монографию или альбом: «Охота в русской живописи». Эта тема, которая нашла бы самый живой отклик в многомиллионной массе охотников, до сих пор ни разу не была поднята в нашей искусствоведческой литературе.

Вот почему я с радостью отозвался на предложение журнала дать серию очерков, посвященных этой теме, снабженных иллюстрациями.

Но прежде чем перейти к очеркам об отдельных художниках, работавших над охотничьей тематикой, я позволю себе очень кратко договориться о том, что мы будем понимать под охотничьим содержанием того или иного художественного произведения, попытаться разделить все дошедшее до нас художественное наследство на основные темы.

Последовательность тематики, сама по себе весьма условная, определяется временем ее возникновения.

Я полагаю, что охотничий жанр в русской живописи, впрочем, как и в иностранной, можно подразделить на следующие примерно темы

  1. 1 Натюрморты, изображающие охотничьи трофеи.
  2. 2. Изображения охотничьих животных и птиц, и сцены из их жизни.
  3. 3. Изображения охотничьих собак.
  4. 4 Портреты людей в охотничьих костюмах, с ружьями и собаками.
  5. 5 Охотничьи сцены, которые могут быть в свою очередь подразделены на:
  • а) сцены псовой охоты,
  • б) сцены зверовой охоты,
  • в) сцены охоты по перу.

В русской живописи, как и в иностранной, охотничий жанр начался с натюрморта. До нас дошло несколько изображений «мертвой природы» в виде убитой дичи, относящихся к XVIII веку, работы иностранных художников, живших в России. Мы можем упомянуть хотя бы имя Иоганна Фридриха Гроота (1717—1801), полотна которого имеются в наших художественных галереях и пригородных дворцах-музеях Ленинграда и Москвы. Должен оговориться, что в своих очерках я не касаюсь древней русской живописи, в которой известны охотничьи мотивы, например, фресок Софийского собора в Киеве, постройка которого относится к XI веку. Мои очерки посвящены так называемой жанровой живописи, охотничья тематика которой в России появляется в XVIII веке.

Наш русский художник XVIII века Иван Фирсов, тот самый, чье замечательное полотно «Юный художник», находящееся в Третьяковской галерее, долго считалось из-за фальшивой подписи работой Лосенко, выполнил в 1785 году согласно тогдашней моде десюдепорт (живопись, помещавшаяся над дверями дворцовых залов) с изображением амуров с охотничьей добычей.

Мы можем назвать еще Бенуа — Шарля Митуара, работавшего в России с 1801 года, полотно которого «Продавец дичи» находится в Третьяковской галерее.

К этим именам надо присоединить многих безымянных крепостных мастеров, скромно утаивших свои фамилии, а то и просто прозвища.

Раздел, посвященный изображениям животных и их жизни, столь обширный в иностранной живописи, выставки и салоны которой заполнены обычно изображениями ревущих, бегущих, сражающихся в любовных поединках оленях, кабанов, ланей, серн, лисиц, зайцев, глухарей, фазанов, куропаток и т. п., — в нашей живописи почти совсем отсутствует до конца XIX — начала XX века, когда изображение медведей, лосей, волков стало излюбленной темой замечательного русского художника А. С. Степанова и автора многочисленных рисунков для охотничьих журналов — талантливого А. Н. Комарова.

Следует сказать, что раздел изображения собак в иностранной живописи с XVII века представлен довольно широко и разнообразно. Однако к моменту возникновения у нас живописи он не пользовался особым вниманием, что объясняется, очевидно, тем, что перед живописью того времени стояли более важные задачи. С одной стороны, требовалось в аллегорических произведениях запечатлеть замечательные успехи русского оружия, а с другой — изобразить в портретной галерее вельможных «баловней счастья».

И только значительно позже, лишь к 1870 годам, раздел изображения охотничьих собак и, что особенно важно, их портретов начинает пользоваться у нас довольно широким распространением, что объясняется главным образом заказами отдельных владельцев. Обычно портреты эти никогда не появлялись на выставках и исчезали одновременно с исчезновением заказавших их владельцев, почему случайно уцелевшие и дошедшие до нас являются большой редкостью.

Во второй половине XVIII века появляется и другой жанр — портреты людей, изображенных в охотничьих костюмах, с ружьями и собаками.

Таков прелестный портрет Н.П.Панина, будущего государственного деятеля, в возрасте 9 лет, изображенного художником П.И.Соколовым в 1779 году, в рост, в охотничьем костюме, с ружьем и собакой. Портрет этот поступил в Третьяковскую галерею из замечательного собрания известного художника и коллекционера И.С.Остроухова.

Традиция эта продолжалась и до половины XIX века, и мы можем назвать хотя бы два шедевра: портрет поэта А.К.Толстого 1836 года работы Карла Павловича Брюллова (Русский музей, Ленинград) и портрет писателя Ю.Ф.Самарина 1846 года работы Василия Андреевича Тропинина (Третьяковская галерея, Москва).

Поэт А.К.Толстой изображен Брюлловым как бы идущим на зрителя с собакой впереди, держащим в руке заряженное ружье. Его молодое лицо жизнерадостно, вы чувствуете, какое впечатление на него произвело общение с природой, которая показана на портрете не шумными водопадами или горными ландшафтами, а простой березовой и осиновой рощицей средней полосы России, с ее болотистыми низинами, полными дичи и какого-то изумительного покоя и равновесия.

Смотря на портрет, хочется вспомнить примечательные слова самого поэта об его страсти к охоте: «К этой страсти к Италии вскоре присоединилась и другая... это была страсть к охоте. С двадцатого года моей жизни она стала во мне так сильна, и я предавался ей с таким жаром, что отдавал ей все время, которым мог располагать. В ту пору... я вел весьма светскую жизнь, имевшую для меня известное обаяние, тем не менее, я часто убегал от нее и целые недели проводил в лесу, часто с товарищами, но обычно один. Это увлечение не осталось без влияния на колорит моих стихов. Мне кажется, что ему я обязан тем, что почти все они написаны в мажорном тоне, тогда как мои соотечественники творили большей частью в минорном».

1836 годом помечена картина Е. Ф. Крендовского «Сборы на охоту» (Третьяковская галерея, Москва), которая обозначает новый этап — появление в русской живописи охотничьего сюжета.

С этого момента на выставках начинают появляться картины различных художников, изображающие охотничьи темы. Но охотничий жанр все еще случаен. Это еще только, если можно так выразиться, первые робкие шаги. Они малохарактерны для творчества того или другого художника. Изобразительное искусство еще ждет мастера, которого бы захватила охота настолько, чтобы он посвятил ей свое творчество.

Такими художниками предстают перед нами Сверчков, Петр Соколов, Мартынов, Кившенко, Каразин, Френц, Степанов, Муравьев, Ворошилов и Комаров. Они создали, в сущности, тот цикл живописных полотен, который широко знакомит нас с разнообразными картинами нашей русской охоты, с нашей охотничьей фауной и породами наших охотничьих собак. В этих полотнах перед зрителем как бы проходит вся увлекательная история нашей национальной охоты.

Прежде всего, мы должны назвать два имени — имя Николая Егоровича Сверчкова, выступившего с охотничьим жанром в конце 1860-х годов, и Петра Петровича Соколова, начавшего работать в этом жанре наиболее плодотворно с 1870-х годов. Оба они черпали свои сюжеты главным образом в псовой охоте. Это вполне понятно. Псовая охота, являясь чисто русской, национальной охотой, существующей только в России, представляла собою в эти годы поистине театральное зрелище. Стая гончих, доходившая порою до 25 - 30 смычков в напуску, окруженная выжлятниками на серых конях и в ярких костюмах; 15 - 30 свор борзых с борзятниками, одетыми в темные казакины, сидящими на конях темной масти; обозы с поварами и провизией; осенние поля и перелески, «краснеющие мерзлою листвой»; перемычки, на которых притаились «на лазу» в ожидании зверя борзятники, наконец, напуск гончих в остров, порсканье доезжачего и, вдруг, как возникающая лавина, заливистый гон стаи, помкнувшей по возбудившемуся зверю...

А дальше — бешеная скачка по полям и оврагам за зверем — лисицей или волком, расстелившиеся в погоне красавицы борзые, спеющие за зверем и, после молниеносного броска, в мертвой злобе влепившиеся ему в глотку, охотники, на всем скаку падающие с лошади на волка, чтобы зарезать его или принять живьем, т. е. «сострунить». Разве это не захватывающее «театральное действие»?

Но кому же охота обязана своей захватывающей красотой, своей неповторимой удалью, своим замечательным мастерством? Кто те чародеи, которые создали из нее сложный, захватывающий спектакль, успех которого таится в длительной и суровой подготовке, талантливости исполнителей и блестящем руководстве режиссера? Эти чародеи — замечательно одаренные крепостные, простые псари, вдохновенные мастера своего дела, отдавшие душу своему любимому делу: Феопены, Данилы и другие, имена коих похоронены в разных старинных рассказах и хрониках.

Достаточно прочесть блестящие навсегда запоминающиеся страницы описания псовой охоты в «Войне и мире», чтобы нам стало это понятно.

Доезжачий Данила показан таким мастером своего дела, таким требовательным не только к себе, но и к своему барину, графу Ростову, он нарисован Толстым на такой высоте своего производственного таланта, что мы понимаем, что граф, чувствуя свою вину, принужден простить своему холопу совершенную им дерзость.

А легендарный Феопен в классическом труде Дриянского «Записки мелкотравчатого»? Кто может поспорить с его режиссерским талантом, с его неутомимой энергией, с его блестящими дипломатическими способностями?

Прежде чем говорить подробно о творчестве Сверчкова и Соколова, этих двух замечательных художников, живших и работавших почти в одно и то же время, следует остановиться на той разнице, которая имеется в выборе ими тем и, в особенности в том, как они их трактуют.

Так, у Сверчкова за внешней занимательностью вы не чувствуете, как же относится художник к тому, что он изображает. Это всегда интересное повествование, в большинстве случаев многофигурное, выполненное всегда с большим мастерством и даже блеском. С прекрасным знанием анатомии и движений написаны лошади, собаки и люди. Но колорит этих полотен, при всей его эффектности, какой-то холодный и за ним не чувствуется душевности, и полотно, поражающее вас мастерством, оставляет вас равнодушным, не заставляет вас эмоционально увлечься.

Таковы многочисленные сверчковские травли, привалы, не говоря уже о бесконечных тройках.

Но в полотнах художника имеется и одно неоспоримое достоинство. Они всегда протокольны, написаны с таким знанием дела, что это почти что «энциклопедия псовой охоты». Все детали, костюмы охотников, помещиков и псарей, седловка лошадей, скачка животных — лошадей, собак и зверей — переданы так, что вы сразу чувствуете, что этому предшествовал огромный труд. По этим картинам можно изучить всю технику псовой охоты.

Единственно, в чем можно слегка упрекнуть художника, это в склонности изображать на этих охотах лошадей более породистыми и более красивыми, если можно так выразиться, чем это было в действительности. Но уже в полотнах Петра Соколова, а особенно в картинах А. Степанова, мы видим неказистых, а порою и просто взлохмаченных охотничьих лошадок с завязанными в узелок хвостами, которые обычно бытовали на охотах.

Когда вы смотрите на полотна и акварели Петра Соколова, вы ясно чувствуете его отношение к изображенному. Некоторые из его акварелей проникнуты поистине некрасовской силой обличения. Такова, например, его известная акварель «Потрава» (Русский музей, Ленинград). На ней изображен борзятник, который за русаком и борзыми вторгся в ржаное крестьянское поле. На переднем плане лежит затравленный русак и убитая крестьянами борзая. Один из крестьян схватил под уздцы, лошадь, в то время, как другой замахивается дубиной на псаря, который отбивается арапником, трубя в рог «на драку», призывая к себе на помощь других охотников.

Глубокая социальная направленность этой акварели ясна сама собой. Она как бы перекликается с замечательными строками некрасовской «Псовой охоты»:

Много травили, много скакали,Гончих из острова в остров бросали,Вдруг неудача. Свиреп и ТерзайКинулись в стадо, за ними— И растерзали в минуту барашка!Ревмя ревет злополучный пастух,За лесом кто-то ругается вслух.Барин озлился и скачет на крик,Струсил — и валится в ноги мужик.Долго преследовал парень побитыйБарина бранью своей ядовитой:Мы ста тебя взбутетеним дубьем,Вместе с горластым твоим холуем!

В то время как на других акварелях Соколова борзые всегда изображены в движении, переданы с чувством восхищения, зайцы — в гордом поскоке, а лисицы — в стелющемся беге — здесь русак выглядит жалким, а убитая крестьянами борзая лишена всякой привлекательности. Так художник умеет силой своего изобразительного таланта заставить нас видеть в этой сцене то, что сам почувствовал.

В следующем очерке мы более подробно рассмотрим творчество Сверчкова и Петра Соколова — этих в сущности двух основоположников охотничьего жанра...

Н.П.ПАХОМОВ

СКАЧАТЬ Пахомов Н.П. Охота в живописи полностью

xn--c1aeiba0agdrla0e.xn--p1ai

Фото - ОХОТА в живописи

18 февраля 2014 2123

Самая достойнейшая из дворянских забав - охота. Любима и почитаема многими из представителей этого класса была псовая охота на зайцев. И, пожалуй, самые характерные черты русского помещика можно определить словами И. С. Тургенева, сказанными им о Лаврецком в «Записках охотника»: «Хлебосол и псовый охотник». Об этом пристрастии представителей дворянства достаточно упоминаний в мемуарной литературе, свидетельствовали о нем и русские писатели: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой.

Это удовольствие стоило немалых затрат. И зачастую любители охоты тратили огромные деньги на покупку и содержание охотничьих собак. Описал псарню богатого барина Троекурова А. С. Пушкин в повести «Дубровский»: «Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилла Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят. Кирилла Петрович гордился своим прекрасным заведением...». Его псарня была настолько хороша, что по словам его псаря, «иному и дворянину не худо было бы променять усадьбу на любую здешнюю конуру. Ему было б и сытнее, и теплее». Этот сытый лакей, позволивший себе подобное язвительное замечание, был в чем-то прав: положение обедневших русских помещиков было не всегда завидное, но и среди них встречались «горячие охотники», хотя состояние позволяло им держать, как отцу Дубровского (одноименная повесть А. С. Пушкина), «только двух гончих и одну свору борзых».

Страсть к охоте доходила иной раз до такой степени, что ломала даже устоявшиеся, казалось бы, незыблемые нормы и правила в отношениях между помещиками и крепостными. В.А. Шомпулев в «Рассказах старого помещика» описывает виденный им самим случай невероятной вольности крепостного по отношению к своему барину: «Я помню, как за известным крупным помещиком С. на моих глазах гнался с арапельником его псарь, и помещик насилу от него ускакал... Вечером же старик не только не сделал псарню никакого выговора, напротив, начал перед ним оправдываться за совершенную на охоте ошибку».

Конечно же, такой случай – крайняя редкость и объясняется он исключительно охотничьим азартом, понять природу которого помогает рассказ писателя Н. Кравченко «Псовая охота»: «Что за красота! Какое чудное наследие наших предков, оставивших русскому охотнику такую тонкую и сложную охоту, в которой конь, человек и собака, сливаются воедино и одолевают неутомимого резвого русака!.. Охота начиналась с “наездки” – самого увлекательного ее вида. Поле брали сначала без гончих и, проходя его верхом вместе с нетерпеливыми борзыми, поднимали залегающих по межам в ямах, овражках и колдобинах зайцев. И только потом травили их “на чистоту”, – т. е. еще свежих, незамученных преследованием гончьей стаи... А несчастные животные поминутно выскакивали то здесь, то там, все время заставляя охотников быть настороже, чтобы не прозевать, успеть “показать” зверя собакам и вовремя спустить свору».

«Охоту за зайцами с борзыми» раз пришлось видеть и Лермонтову ребенком, он ее даже «вылепил очень удачно» восками, о чем свидетельствовал его троюродный брат. Вероятно, охоту дети видели в Апалихе, в имении «милой тетеньки» Лермонтова, М.А. Шан-Гирей, отстоящей от Тархан в трех верстах. О том, была ли в имении Елизаветы Алексеевны псарня, упоминаний нет. Да и заниматься собаками и увлекаться охотою в пору детства ее внука, в общем-то, было некому. И все же допустить, что среди дворовых Арсеньевой был псарь или егерь, можно. Скорее всего дичь для барского стола стрелял один из них.

А вот ее родной младший брат, очень любимый ею, Афанасий Алексеевич, был страстным любителем именно псовой охоты. Проживая летом в Саратове, в Москве или Петербурге, он осенью всегда торопился в «свои степи» – имение в Саратовской губернии – «чтобы порыскать в них с собаками». Не желая лишить себя этого удовольствия, он в 1843 г. даже отказался ехать в Париж.

Автор: научный сотрудник музея-заповедника "Тарханы" Е.Б. Родина. Источник: "Тарханский вестник" №22, лл. 92-118

Иллюстрации: 1. Виноградов С.А. «Охота с борзыми», 1907 г. 2. Прянишников И.М. "На тяге", 1881 г. 3. Неизвестный художник, вторая четверть XIX в. 4. Похитонов И. «Охотник зимой», 1890 г. 5. Перов В.Г. «Охотники на привале», 1871 г. 6. Иос де Момпер. «Речной пейзаж с охотой на кабана», ок.1610 г. 7. Френц Р.Ф. (1831—1918). «Охотники (Сборы на охоту)». 8. Френц Р.Ф. (1831—1918). «Егерь с двумя борзыми». 9. Сверчков Н. «Возвращение с охоты». 10. Сверчков Н.Е. «Охота», 1881 г. 11. Боманд Ф. «Охота на волка», конец XIX в. 12. Сверчков Н.Е. «Охотник,застигнутый вьюгой», 1872 г. 13. Сверчков Н.Е. «С охоты», 1860 г. 14. Сверчков Н.Е. «Псарь», 1860-1870-е гг.

www.tarhany.ru

Охотничья тема в русском искусстве. – Ярмарка Мастеров

Охотничья тема в русском искусстве

Любопытно, что русские живописцы, многие из которых были охотниками, отдавали предпочтение мирному пейзажу, портрету, историческим или религиозным сюжетам. Даже во время наибольшей популярности жанра (вторая половина XIX–начало XX века) было написано не так много хороших картин, а художников этого жанра не наберется и двух десятков. А спрос на «охотничью тематику» был велик. Вот почему даже не очень хорошие картины находили своего покупателя.

Охота — занятие по большей части мужское, а охотничьей живописью интересовались мужчины, которые сами знали в охоте толк. Чтобы заинтересовать их своими работами, художник должен был в совершенстве знать анатомию изображаемых животных, разбираться в повадках диких зверей и способах охоты на них. При оценке художественного произведения талант и мастерство живописца едва ли играли главную роль, для него намного важнее было не ошибиться в изображении профессиональных деталей того или иного вида охоты. Имеющие хорошую репутацию мастера охотничьего жанра могли рассчитывать получить заказ на изображение сцен с участием высокопоставленных особ (например, охоты Александра II, в советское время подобным образом изображали Сталина, Ворошилова и пр.). Распространены были и заказы портретных изображений любимых животных.Например, анималист Швабе много раз писал портрет любимого сеттера Александра II по кличке Милорд. Сверчков вошел в историю русской живописи, как создатель жанра конского портрета. Его ценили за умение передавать все стати, масть и даже характер своих «моделей». Он написал более 500 изображений самых знаменитых верховых лошадей и рысаков. Им же были созданы конные портреты четырех русских императоров: Николая I, Александра II, Александра III, Николая II.

Другим известным рисовальщиком коней, собак и охотничьих сцен был Френц. Со времен правления Александра II до 1910-х годов он проживал в Гатчине. Его дом находился недалеко от императорской псарни, куда часто и наведывался художник. Его умелые изображения борзых и гончих принесли Френцу славу замечательного художника-анималиста.Большинство художников охотничьего жанра были академиками, преподавателями или выпускниками Академии художеств. Однако, несмотря на их приверженность традициям академизма и салонной живописи, большая часть охотничьих сцен выполнена с нарушением основных законов (например, не соблюдалось правило идеализации действительности). Законы жанра вынуждали мастеров сосредоточенно вглядываться в мир природы, изучать животных и все увиденное точно фиксировать на полотне. Заказчики же хотели видеть изображение того, за что они так любили охоту: томление во время ожидания появления дичи, увлекательность действия, готовность идти на риск, бешеные погони за диким зверем и усталость после завершения охоты.

Сегодня спрос на живопись охотничьего жанра велик и, как следствие этого, все реже и реже в антикварных салонах можно встретить действительно качественную живопись.Дефицит русской охотничьей живописи на антикварном рынке заполняют за счет картин западноевропейских художников, которых сохранилось намного больше, а средний уровень живописи выше. Примечательно и то, что многие «русские» мастера охотничьего жанра были иностранцами. Возможно, неприятие этой темы нашими художниками связано с древними этическими традициями, восходящими к мастерам иконописи. Они относились к своему ремеслу, как богоугодному делу. Для них слова Достоевского, — «красота спасет мир», — имели почти сакральный смысл. Поэтому в русской живописи мало сцен насилия и жестокости.Чаще всего русские художники использовали охотничьи мотивы исключительно для оживления пейзажей, в которые вводились изображения диких животных или бредущих охотников с собаками. Таких работ много, создавали их как художники охотники (граф Муравьев, Похитонов, Маковский), так и пейзажисты (Клевер, Шишкин).

ножи, подарок, подарок женщине, металл

искусство, подарок на новый год, подарок мужчине, литьё

охота, подарок жене, подарок парню

рыбалка, подарок мужу, ручная работа

спорт, подарок своими руками, аворская работа

отых, подарок девушке, ковка

www.livemaster.ru

Русская охота в живописи и рекламе

"— Я думаю, надо иметь большую силу для охоты на медведей, — сказал Алексей Александрович, имевший самые туманные понятия об охоте, намазывая сыр и прорывая тоненький, как паутина, мякиш хлеба.

Левин улыбнулся.— Никакой. Напротив, ребенок может убить медведя, — сказал он, сторонясь с легким поклоном пред дамами, которые с хозяйкой подходили к столу закусок.— А вы убили медведя, мне говорили? — сказала Кити, тщетно стараясь поймать вилкой непокорный, отскальзывающий гриб и встряхивая кружевами, сквозь которые белела ее рука. — Разве у вас есть медведи? — прибавила она, вполоборота повернув к нему свою прелестную головку и улыбаясь."

Л.Н. Толстой Анна Каренина

Русская охота в живописи

Репродукции и рекламные плакаты об охоте в Императорской России

Главная репродукция Хренов Александр Сергеевич (1860-1926) «На охоте» Бумага, акварель, подпись и дата «А Хреновъ 93 г.», 36х53 см А.С. Хренов - архитектор и художник-акварелист. В Санкт-Петербурге построил и перестроил свыше 30 зданий. С 1888 являлся архитектором Исаакиевского собора. Член правления Общества русских акварелистов. Был отмечен вниманием представителей дома Романовых. Его акварели, посвященные теме охоты, собирал великий князь Николай Николаевич-младший, а император Николай II заказал художнику серию, посвященную царской охоте.

Цигус Павел «Охота на куропаток» Холст, масло, конец XIX - начало ХХ вв., подпись «П. Цигусъ», на верхней планке подрамника имеется штамп овальной формы, 44,5х67 см П. Цигус - русский живописец-пейзажист рубежа XIX-XX вв., работавший в манере, традиционной для салонной пейзажной живописи своего времени, с отголосками воздействий искусства Ю. Клевера и И. Шишкина. В 1900-е - 1910-е гг. картины Цигуса активно воспроизводились на художественных открытках.

Тихменев Ефим А. (1869-1934) «Рысь, загнанная собаками» Картон, масло, конец ХIХ в., подпись «Е. Тихменевъ», 25,5х34 см

Ворошилов Сергей Семенович (до 1865-после 1911) «Охотник с борзыми» Холст на картоне, масло, подпись и дата «С. Ворошиловъ 94», 19х26 см

Ворошилов Сергей Семенович (до1865-после1911) «Охотничья сцена» Холст, масло, подпись «Ворошилов 190? г.», н. ХХ в., 30х50 см. Ворошилов С.С. писал картины со сценами охот, купанием лошадей, мчащихся троек и пр. Работы художника имеются во многих музеях Поволжья и Сибири, а также в музее коневодства в Москве.

Тихменев Ефим А. (1869-1934) «Охота на волка с борзыми» Холст, масло, подпись и дата «Е. Тихменевъ 1904 года», 57.5х89 см. Тихменев Е. учился в Императорской Академии Художеств (1891-94) у Б.П. Виллевальде. Картина демонстрирует мастерство художника, прекрасно знавшего анатомию и повадки животных и писавшего сцены из охотничьей жизни.

Репродукции и часть текста заимствованы http://auction-ruseasons.ru/

Почетный билет Севастопольского Общества Любителей правильной охоты. Одесса: Лит. Бееля, 1892. 50,6 х 41 см. Литография

sadogorodsad.ru

ОХОТА В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 5

А.С.Степанов. Охота. 1885. Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко, Кисловодск

П.И.Чайковский - Времена года - Охота (сентябрь) 2:44 мин, 1.88 Мб.

А.С.Пушкин

Граф Нулин (фрагмент)

Пора, пора! рога трубят; Псари в охотничьих уборах Чем свет уж на конях сидят, Борзые прыгают на сворах. Выходит барин на крыльцо, Всё, подбочась, обозревает; Его довольное лицо Приятной важностью сияет. Чекмень затянутый на нём, Турецкой нож за кушаком, За пазухой во фляжке ром, И рог на бронзовой цепочке. В ночном чепце, в одном платочке, Глазами сонными жена Сердито смотрит из окна На сбор, на псарную тревогу... Вот мужу подвели коня; Он холку хвать и в стремя ногу, Кричит жене: не жди меня! И выезжает на дорогу.

В последних числах сентября (Презренной прозой говоря) В деревне скучно: грязь, ненастье, Осенний ветер, мелкий снег Да вой волков. Но то-то счастье Охотнику! Не зная нег, В отъезжем поле он гарцует, Везде находит свой ночлег, Бранится, мокнет и пирует Опустошительный набег.

История русской псовой охоты, и в первую очередь с борзыми и гончими, – одна из важнейших страниц прошлого нашего Отечества, неотделимого от культуры, традиций, обычаев и нравов русского общества. В самом названии «русская псовая борзая» звучит широта и приволье российских просторов, звучит древность этой уникальной породы: «псовая» – псовина (устар.) шерсть; «борзая» – резвая, то есть быстробегущая. Псовая охота, с её многовековыми традициями, представляет собой целый пласт не только русской – мировой истории и культуры.Благодаря художественным произведениям Пушкина, Толстого, Дриянского, Мачеварианова, научным трудам Губина, Розена, Сабанеева, Реута, Кишенского и других сохранились живописные и подробные картины старых национальных охот, написанные самобытным языком, живо передающим все страсти, которые кипели когда-то при травле зверя грациозными борзыми, стремительными гончими, лихими грейхаундами.

С.С.Ворошилов. Охота с гончими. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

Ещё в древнейших русских источниках мы встречаем слово «лов». В «Начальной летописи», датированной 1071 годом сказано, что князь Всеволод под Вышгородом в лесах «деял звериные ловы, заметал тенета». В поучении Владимира Мономаха говорится, что всю жизнь он трудился «ловы дея», «сам содержал ловчий наряд», т. е. охоту – конюшню ястребов и соколов. В летописях есть указания на то, что уже в ХII веке при Владимире Мономахе «зверей травили псами».

Н.К.Рерих. Княжья охота. Утро. 1910

Первыми европейцами, увидевшими диковинных русских охотничьих собак, стали французы, привёзшие в XI веке в Париж не только новую невесту своего короля Генриха I – Анну Ярославну, дочь киевского Великого князя, но и трёх псовых борзых.Страстным псовым охотником был Василий III, ходивший с собаками на зайца. Когда охота складывалась не совсем удачно, он отводил душу садками (по подсадному зайцу). В таких садках принимало участие до 300 всадников. В 1509 году Василий III сформировал при дворе особый Ловчий приказ, в ведении которого состояли «всякие потешные собаки, борзые, гончие» и из которого в дар датскому королю Христиану II отправил несколько своих борзых. Сын Василия III – Иван Грозный, как и его отец, любил псовую охоту и соблюдал ту же людность и пышность в её организации.

С.А.Виноградов. Охота с борзыми. 1907. Луганский областной художественный музей, Луганск

После окончания Смуты новый царь Михаил Фёдорович столкнулся с неожиданной проблемой – в его Ловчем приказе не оказалось ни одной собаки. Часть погибла во время оккупации Москвы поляками, другая была увезена отступающими шляхтичами. Пришлось в 1619 году посылать «двух охотников и трёх конных псарей» в земли под Новгородом и Вологдой. Через пару лет жизнь на псарнях Ловчего приказа закипела с новой силой.Сменивший на русском престоле Михаила Фёдоровича Алексей Михайлович тоже увлекался охотой. Любивший во всём стройный порядок, гармонию и «чин», Тишайший самолично написал в 1656 году подробное наставление для своих сокольников – «Урядник или Новое Уложение и устроение чина Сокольничьи пути».

Н.Е.Сверчков. Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы. 1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К периоду его царствования относится и появление на свет первой книги, посвящённой комплектной охоте – «Охотничий регул, принадлежащий до псовой охоты» (около 1635 года), написанной неким Христианом фон Лесиным. Пётр Великий охотой не увлекался. Он вводил для дворянства иные, европейские забавы – ассамблеи с танцами и издал указ: «Около Москвы в ближних местах с людьми своими по полям и в них с псовой охотой чтоб не ездили».Зато страстно болели и всецело посвящали себя псовой охоте Елизавета и Пётр II, уделяя ей немало времени и средств. При Петре II Императорская псарня состояла из 420 борзых, 200 гончих, а при собаках имелось 70 человек прислуги.Отдавая дань моде, охота в России всё больше и больше становилась основным развлечением дворян и помещиков. К концу XVIII века появляются огромные псарни, в которых насчитывалось тысячи собак. Л. П. Сабанеев об этом пишет: «В те времена почти каждый самостоятельный помещик, подмосковных губерний в особенности, вменял себе в обязанность держать борзых и гончих, иногда в значительном количестве – сотнями».В екатерининские времена известны и знатны были владельцы больших псарен, такие как князь Г. Ф. Барятинский – хозяин знаменитого тогда густопсового кобеля «Зверя», который в одиночку, без своры, брал матёрого волка, граф Алексей Орлов-Чесменский – обладатель борзых всех пород. Орлову-Чесменскому, тому самому, который вывел орловскую породу лошадей, принадлежал и почин устройства в Москве садок (на волка, зайца), на которые заблаговременно рассылались приглашения по всей России.Значимость охот тогда была велика и с политической точки зрения. Во время них решались многие важные государственные и межгосударственные дела. С этой целью на звук охотничьего рога нередко приглашались иностранные послы, крупные дипломаты. От удачной охоты порой зависела судьба целого государства.Весь ХVIII век шёл обмен кровными борзыми с польскими и курляндскими дворянами. А в ХIХ столетии наших борзых начинают покупать аристократы из Западной Европы. Тогда же создаются и первые клубы любителей русских борзых в Англии и Германии. Со второй половины XIX века русские борзые уже широко распространились во всей Европе и Америке...

Крюгер Франц. Выезд на охоту

«Золотой век» отечественных псовых охот заканчивается с отменой в России крепостного права в 1861 году. Владельцы крупных псарен лишились крепостных псарей и количество псарен резко сократилось. Сохранились они в то время лишь у истинных любителей русской псовой охоты...

Рейсдаль Якоб Исаак. Охота. 1670

Позднее в 1873 году было создано «Императорское общество размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты», которое начало организовывать выставки, показывать работы собак на резвость и злобу с вручением призов и поощрений...Во второй половине XIX века в селе Першино Тульской губернии была создана Першинская псовая охота Его Императорского Высочества Великого князя Н. Н. Романова. Современники отмечали, что Першинская охота – единственная в то время псовая охота в России в таком крупном масштабе, с такими породистыми собаками, с такими знающими охотниками и с таким устройством ведения собак. Першинская охота состояла из 365 собак, в числе которых 125 русских псовых борзых, 15 английских борзых – грейхаундов и две стаи гончих по 45 собак в каждой: одна стая окрасом багряной русской крови, другая – солово-пегая (белая с отметинами)...Эта охота была известна не только в России, но и далеко за её пределами. Сюда, приобрести элитных охотничьих собак Першинского типа, поучаствовать в охоте приезжали из Германии, Бельгии, Швейцарии, Франции, Англии, США…

Тип русской псовой борзой – это спокойная уравновешенная собака, истинный характер которой просыпается только при виде поднимающегося перед ней зверя.

А.С.Степанов. Охота с борзыми. Этюд. Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева, Иркутск

Першинские борзые отличались особым благородством облика, мощными ладами, изысканной формы головами, уборной псовиной и обладали исключительной резвостью. Были среди них и так называемые злобачи, яростно работавшие по волку.Настоящая старинная псовая охота всегда была «комплектной»: состояла из комплекта, включавшего в себя 5-12 свор борзых (20-36 собак), стаю гончих (18-40 собак), а также целый штат обслуживавший охоту и состоявший из старшего в охоте – ловчего, борзятников (с борзыми), выжлятников (с гончими), заездного (старшего над борзятниками), доезжачего (старшего над выжлятниками), стремянного (отвечающего за борзых своры хозяина охоты), нескольких чернорабочих-псарей, специального обоза для «отъезжих полей», т. е. для выездов на охоту вдали от дома, верховых и упряжных лошадей.

Карл Мария фон Вебер - Хор охотников из оперы Волшебный стрелок 2:42 мин, 1.87 Мб.

Гончие

В «комплект» Першинской охоты, кроме борзых, входила славившаяся на всю Россию багряная стая гончих. По экстерьеру это были очень рослые, мощные, с прекрасным костяком гончие, достаточно сухие, очень хорошо одетые, с густым подшерстком. Собаки этой стаи отличались злобой и прекрасно работали по волкам. Многие из них обладали голосами с заливом. Здесь же работала стая солово-пегих гончих фоксхаудов – преимущественно лисогонных собак...В Першине старых собак не уничтожали. Они находились на содержании до смерти. А когда собака пала, ей полагалась отдельная могила и чугунная плита с указанием: когда родилась, когда пала, кто её родители. Велись строгий племенной учёт, родословные книги. Кроме местных крестьян, здесь работали 78 бывших солдат лейб-гвардии императорского гусарского полка, шефом которого был Великий князь Н. Н. Романов.В окрестностях усадьбы были устроены волчатник площадью 10 гектаров, с тремя прудами, зайчатник площадью около 30 гектаров и фазанник, расположенный на площади более 50 гектаров...

Ф.Лист - Трансцендентный этюд № 8 - Дикая охота 4:28 мин, 1.8 Мб.

А какие охоты описывал сам Вальцов! Сердце замирает, когда читаешь: «…желтоватый цвет его шерсти и высоко поднятая голова доказывали, что ко мне жалует матёрик. Зная за собою близко опушку, я боялся очень напустить зверя и, двинувшись к нему навстречу, указал его собакам. У меня были три кобеля Собственной своры и в числе их красавец Армавир. Заметив спеющих собак, волк отвернул влево, и им пришлось доставать его в хорошую меру по очень глубокому снегу. Дружно поспевали к нему все три кобеля вместе и где догнали, тут и положили, но я не успел подъехать, волк сорвался и только бросился к опушке, как его накрыли три собаки Головина, спешившего мне на помощь; шесть собак втиснули волка в снег, образуя звезду, я уже был в трёх шагах от них, как непонятным для меня образом волк снизу вывернулся из-под кучи собак и, пока они справились и бросились за ним, отдалел шагов на 30 и во все ноги заложился к опушке.Я много раз видел травли злобнейшими собаками кровей назимовских и новиковских, и всегда в таких условиях матёрые волки уходили; сорвавшись после двух приёмов при недалёкой опушке, матёрик уже не давал себя доставать, особенно по тяжелому полю, и тут моё сердце дрогнуло: «Уйдёт!». Но резвость першинских собак опять выручила: красная сука из своры Головина вылетела из кучи собак, страшным броском достала волка и повисла у него на загривке, кобели накрыли и подняли его на воздух в ногах у Головина, соскочившего с саней…»

П.П.Соколов. Охота на волка. 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Первая мировая война, революция и последовавшая за ними гражданская война стали печальной вехой в истории отечественной псовой охоты и развитии охотничьих пород собак.

Вос Пауль де. Охота на косуль

Но всё в мире, когда-то возвращается «на кругия своя». Ныне проводятся активные разработки проекта воссоздания Першинской псовой охоты.Закончить этот рассказ хочется словами охотника, талантливого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева: «Ограничусь теперь желанием, чтобы охота, эта забава, которая сближает нас с природой, приучает нас к терпению, а иногда и к хладнокровию перед опасностью, придает телу нашему здоровье и силу, духу бодрость и свежесть... – долго бы ещё процветала в нашей Родине!»

Курбе Гюстав. Добыча (псовая охота)

АФАНАСИЙ ФЕТ

Псовая охота

Последний сноп свезен с нагих полей, По стоптанным гуляет жнивьям стадо, И тянется станица журавлей Над липником замолкнувшего сада.

Вчера зарей впервые у крыльца Вечерний дождь звездами начал стынуть. Пора седлать проворного донца И звонкий рог за плечи перекинуть!

В поля! В поля! Там с зелени бугров Охотников внимательные взоры Натешатся на острова лесов И пестрые лесные косогоры.

Уже давно, осыпавшись с вершин, Осинников редеет глубь густая Над гулкими извивами долин И ждет рогов да заливного лая.

Семьи волков притон вчера открыт, Удастся ли сегодня травля наша? Но вот русак сверкнул из-под копыт, Всё сорвалось - и заварилась каша:

"Отбей собак! Скачи наперерез!" И красный верх папахи вдаль помчался; Но уж давно весь голосистый лес На злобный лай стократно отозвался.

Зандрарт Иоахим фон. Ноябрь

kovlam.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта