Статья о Мыльникове А. Мыльников художник картины


Андрей Андреевич Мыльников — Циклопедия

Андрей Андреевич Мыльников

  Mylnikov-Andrey-bw.jpg
Род деятельности живописец

Награды

Андрей Андреевич Мыльников (English: Andrei Mylnikov) — советский российский живописец и педагог, профессор, Герой Социалистического труда (1990), лауреат Ленинской премии (1984), Сталинской премии третьей степени (1951), Государственной премии СССР (1977), действительный член АХ СССР (1966), вице-президент РАХ (1997—2012), Народный художник СССР (1976), член Ленинградского Союза художников[1], представитель ленинградской школы живописи[2].

Андрей Мыльников родился в 1919 году в городе Покровске Саратовской губернии. В 1946 году окончил ЛИЖСА имени И. Е. Репина по мастерской И. Грабаря. В 1948 году окончил аспирантуру того же института. Свыше 60 лет совмещал творческую и педагогическую работу в институте. Профессор с 1957 года, возглавлял мастерскую монументальной живописи и кафедру живописи института. Избирался Народным депутатом СССР (1989—1991) от АХ СССР.

Основными произведениями Мыльникова являются портрет В. И. Ленина на занавесе зала заседаний Государственного Кремлёвского дворца съездов, мозаичные панно станций ленинградского метрополитена «Владимирская» и «Площадь Ленина», Мозайки для Театра юного зрителя имени А. А. Брянцева, картины «На мирных полях» (1950, ГТГ), «Сёстры» (1967), «Портрет М. Дудина» (1973), «Прощание» (1975, ГРМ, Государственная премия СССР), испанский триптих «Коррида», «Распятие», «Смерть Гарсиа Лорки» (1979, ГТГ, Ленинская премия).

Андрей Андреевич Мыльников скончался 16 мая 2012 года. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге. Произведения художника находятся в собраниях крупнейших музеев России, в частных собраниях в России, КНР, Великобритании и других странах.

  • Грабарь И. Дипломники всероссийской академии художеств. // Творчество. 1947. №1. С 20, 21.
  • Выставка произведений ленинградских художников. 1947 год. Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декорационная живопись. Каталог. Л., ЛССХ, 1948.
  • Бойков В. Изобразительное искусство Ленинграда. Заметки о выставке ленинградских художников // Ленинградская правда. 1947, 29 ноября.
  • Мочалов Л. Выставка без жюри. Новые работы ленинградских живописцев. // Вечерний Ленинград. 1956, 11 декабря.
  • Бродский В. Жизнеутверждающее искусство // Ленинградская правда. — 1957, 11 октября.
  • Бетхер-Остренко И. Художественная летопись истории // Вечерний Ленинград. — 1964, 28 января.
  • Кривенко И. «Ленинград» (раздел живописи) // Художник. — 1965. — № 3. — С. 27-36.
  • Третья Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. М., МК РСФСР, 1967. С.38.
  • Аникушин М. О времени и о себе. // Вечерний Ленинград. 1967, 17 октября.
  • Арбузов Г. С мыслью о родине // Ленинградская правда. — 1972, 10 октября.
  • Яковлева Л. Величие подвига // Вечерний Ленинград. — 1975, 27 мая.
  • Губарев А. На полотнах — человек труда: Выставка «Наш современник» // Ленинградский рабочий. — 1975, 11 октября.
  • Вишняков Б. Девиз: Наш современник: Заметки с V Республиканской выставки «Советская Россия» // Правда. — 1975, 7 декабря.
  • Леняшин В. Думая о будущем. Время. Художник. Творчество. // Вечерний Ленинград. 1976, 26 января.
  • Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Л., Художник РСФСР, 1976. С.24, 86.
  • Exhibition of modern Soviet Painting. 1976. Gekkoso Gallery. Catalogue. — Tokyo, 1976. — P. 82-83, 164.
  • Каганович А. Андрей Андреевич Мыльников. Л., Художник РСФСР, 1980.
  • Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября. Л., Художник РСФСР, 1982. — С. 17.
  • Дмитренко А. Человек на своей земле // Ленинградская правда. 1977, 20 ноября.
  • Леняшин В. Поиски художественной правды // Художник. — 1981. — № 1. — С. 8-17.
  • Левандовский С. Живопись на Ленинградской зональной // Искусство. — 1981. — № 2. — С. 63.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1987. С.89.
  • Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007.

cyclowiki.org

Андрей Андреевич Мыльников - Журнал обо всём

. Это цитата

Андрей Андреевич Мыльников

“Рождение произведения искусства подобно, по-моему, рождению живого организма и проходит те же стадии – восторга, любви и, конечно, страданий. Произведение чаще всего рождается в муках. Но, родившись, оно может иметь очень долгую жизнь. Зерна добра и красоты, посеянные художником, не всегда дают моментальные всходы. Картины написанные давно, до сих пор плодоносят”,Андрей Андреевич Мыльников

В Петербурге на 94-м году жизни скончался народный художник СССР Андрей Мыльников...

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 17 мая. / Олег Сердобольский/. Старейший российский живописец, народный художник СССР, вице-президент Российской академии художеств Андрей Мыльников скончался в среду на 94-м году жизни. Об этом корреспонденту ИТАР-ТАСС сообщили сегодня в Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина, где Андрей Андреевич преподавал более полувека.С этим учебным заведением он был связан со студенческих лет, здесь же учился в аспирантуре. В своем творчестве Андрей Мыльников был продолжателем лучших традиций отечественного изобразительного искусства. Его работы хранятся в крупнейших музеях страны, в том числе в Государственной Третьяковской галерее и в Русском музее, а также в зарубежных собраниях. Петербуржец является автором мозаик здания ТЮЗа имени Александра Брянцева, мозаичных панно станций метрополитена Владимирская и Площадь Ленина в Петербурге. Мастер славен своими учениками, которые участвовали в восстановлении Храма Христа Спасителя в Москве, создали многие ленинградские-петербургские мемориалы.Андрей Мыльников носил звание Героя Социалистического Труда, был награжден орденами Ленина, Дружбы народов, "За заслуги перед Отечеством III и IV степеней. За живописный триптих "Испания" - "Распятие", "Коррида", "Смерть Гарсиа Лорки" в 1981 году награжден золотой медалью Академии художеств СССР и Ленинской премией. Герой Социалистического Труда (1990). С 1997 г. - вице-президент Российской Академии художеств.Андрей Андреевич Мыльников был и активным общественным деятелем, избирался народным депутатов СССР /1989-1991/.

"Утро" 1974

"Ариша" 1951

"Венеция" 1964

"Верочка" 1963

"Верочка"

"Верочка" 1967

"За завтраком" 1958

"Натурщица" 1965

"Мастерская в Мартышкино" 1964

"Обнаженная" 1974

"Прощание" 1975

"На веранде" 1965

"Портрет девочки" 1973

ТРИПТИХ " ИСПАНИЯ" (Три креста Испании) 1979

"Коррида"

"Распятие" Центральная часть Триптиха

"Триптих Испания" - "Смерть Гарсиа Лорки"

"Тишина. Эскиз" 1986

"Распятие" 1996

kolybanov.livejournal.com

Статья о Мыльникове А. :: Артпоиск

Статья о Мыльникове А..

Искусство — это диалог: диалог художника с окружающим миром и зрителя — с миром, предстающим перед ним в произведениях художника. Мир Андрея Рублева. Мир Венецианова. Мир Репина, Врубеля, Левитана, Серова, Петрова-Водкина, Рериха, Борисова-Мусатова, Филонова, Дейнеки, Иогансона... Сколько художников - столько миров. Подобно небесным телам, они различны по масштабам, неодинаковы по величине и величию. Но у каждого, от самого малого до огромного — своя орбита, свое место в общей системе, центр которой — человек. Собственно, художник и начинается по сути только тогда, когда дарованная ему искусством возможность самовыражения перестает быть целью, становясь средством общения мыслящей личности с человечеством. Одни достигают этого заветного рубежа раньше, другие позже, третьи... Впрочем, третьего не дано в искусстве. Время с бескомпромиссной строгостью просеивает собираемый историей урожай, отделяя крупные зерна истинных ценностей от неизбежной шелухи. Лишь тот, избранный, кто готов и способен продолжать извечный нелегкий диалог, говорить и быть услышанным, задавать вопросы и отвечать на них, обретает возможность и право не просто творить, но строить свою систему мироздания, в которой его произведения, подобно каменному блоку в строительстве, занимают определенное и прочное место. Любой из таких миров, изменяясь с годами вместе со своим создателем — художником, остается всегда неповторимым, уникальным. Он может быть сказочным, фантастическим — а может, как две капли воды, походить на привычный окружающий нас материальный мир. Он может беспощадно точно, подобно идеально отшлифованному зеркалу, отражать его - и столь же беспощадно искажать, подобно зеркалу кривому. Этот мир может быть обжитым, удобным, легко узнаваемым и распахнутым навстречу людям, — или, напротив, замкнутым, неуютным, даже враждебным. Не может он только быть необитаемым — таков закон реалистического искусства, условие игры. И еще: то, что таит он в себе до поры, должно быть достойно тех духовных затрат, которые неизбежно потребуются от зрителя, стремящегося в него проникнуть.

Мир, открывающийся в произведениях Андрея Андреевича Мыльникова, стоит того, чтобы познакомиться с ним поближе, попытаться войти в него, а затем, осмотревшись и освоившись, постараться определить, в чем же заключается его своеобразие. В этом многогранном, красочном, чуточку пестром и далеко не безмятежном мире есть радости и тревоги; легкому, почти легкомысленному увлечению и глубокому раздумью: порой он проникнут элегическим настроением, порой — трагичен. Если мысленно сопоставить все, что создано художником более чем за четыре десятилетия творческой деятельности — а создано немало, – то произведения разных периодов, разных жанров могут показаться иногда довольно далекими друг от друга по тематике, настроению, по манере исполнения. Но собранные вместе, они рождают ясную мелодию, с отчетливо звучащей авторской интонацией. При всей своей внутренней цельности, она далеко не проста для восприятия. Ее неоднозначность, многоплановость — одна из отличительных особенностей творчества Мыльникова, в котором одновременно как бы уживается несколько художников. Это — маэстро, легко и виртуозно делающий тонкие красивые вещи, не чуждый порой холодноватой, но всегда артистичной стилизации; это и проникновенный, наблюдательный психолог, свободно переключающий регистры своего отношения к натуре в широком диапазоне — от граничащей с гротеском остроты до нежного, но точного прикосновения к тонким нюансам настроения. Его художественный язык достаточно гибок и восприимчив для того, чтобы одинаково органично звучать и в лирике, и в публицистике, и в драматической патетике. Овеянный авторским настроением пейзаж и строгая монументальная композиция; живописно решенный декоративный поднос и глубоко продуманная тематическая картина; камерный, согретый теплом человеческого чувства портрет — и подчеркнуто конструктивный натюрморт... — круг интересов и возможностей художника чрезвычайно широк. Он охватывает не только различные жанры, но и виды изобразительного искусства: монументальную и станковую живопись, графику, скульптуру.

Разнообразен, если не универсален, и технический арсенал художника, включающий в себя мозаику и витраж, масло и акварель, офорт м линогравюру. Поначалу может сложиться впечатление некоторого непостоянства, даже неопределенности в выборе собственного пути. Это не так. Мыльников по натуре своей - прирожденный исследователь, аналитик, склонный к поиску и эксперименту. Но эксперимент никогда не становится у него самоцелью, и творчество его не было бы достаточно серьезным и полнокровным, если бы эти качества не уравновешивались и не дополнялись столь необходимыми в искусстве интуицией и фантазией. Все это всегда основано у Мыльникова на доскональном изучении того, что принято называть технологией. Работает ли он в живописи, в графике, в скульптуре, — он всегда стремится с максимальной полнотой выявить выразительные возможности того материала, которому доверяет свой замысел. И экспериментируя в области художественной формы, техники и технологии материала, он всегда остается в сфере художественного. На прочном и неразрывном симбиозе высокой идейности и художественности, интеллекта и темперамента, знания и интуиции строится поэтика его произведений.

artpoisk.info

Два портрета. Портреты Соболевых. Мыльников

Ее взгляд останавливает и сразу же берет в плен. Сияющие добротой большие карие глаза, мягкая округлость доброго лица, разлет соболиных бровей, легкая улыбка румяных губ. Настоящая русская красавица.

Первое впечатление, задержавшее у полотна, заставляет рассмотреть ее внимательнее. Да, это «купеческий портрет», каких в ХIX веке в Москве и в провинции писалось много.

Накинутая на плечи узорчатая шаль, платье неброских тонов или шелковый капот и, конечно же, со всеми драгоценностями – достоянием купеческой семьи. Любит купец свою жену или не нет, а достанет заветную шкатулку и попросит художника для всех драгоценностей найти место на портрете. И на этом портрете мерцает жемчуг, перевитый в пять рядов, тяжелая в два ряда золотая цепь на груди, серьги с крупными камнями, а головная повязка украшена массивной брошью.

Но эта выставка украшений не бросается в глаза, не раздражает свой пестротой, меркнет, уходя на второй план. Уж очень хороша женщина, изображенная на полотне. Повинуясь художнику, забываешь обо всем, и видишь только то, что его увлекло и захватило. Мастер был тонким ценителем красоты, нашел гамму красок, которая привела все в гармоничное единство, придавая красоте женщины особое сияние. Тонкая игра оттенков и цветовых переливов дарит зрителю истинное наслаждение.

Процесс создания портера был непрост. Сама красота женщины потребовала от художника напряженного творчества, помогла ему заново постичь смысл живописного ремесла, в результате чего и родилась красота живописная, получившая право на самостоятельное существование.

Красавица купчиха давно состарилась и после смерти, по прошествии многих лет, оказалась забытой всеми. А полотну суждено было жить…

Но кто же автор этого удивительного портрета и как имя той, чья красота вдохновила художника?

Николай Мыльников начинал как ремесленник, работающий в жанре «купеческого портрета». Почти все ярославское купечество прошло через мастерскую художника. На его полотнах запечатлены целые купеческие династии. Были заказы и от окрестных помещиков, чиновников, дворян. Но писал Мыльников их значительно реже. Некоторые портреты только набросаны, не прописаны, кажутся не ловкими, наивными. Другие, наоборот, свидетельствуют о хорошей художественной школе. Трудно сказать, росло ли мастерство Мыльникова от портрета к портеру или он был от природы человеком впечатлительным, зависимым от своих симпатий и антипатий. Но как бы, ни были различны его работы по исполнению, в одном они схожи: все свидетельствуют об остром уме и наблюдательности художника. В каждом лице, в каждом человеке Николай Мыльников замечает особые, только ему свойственные черты характера, стремясь запечатлеть их на полотне. Тонкой кистью рисует образ жизни того или другого купца или купчихи, манеру их поведения, даже мысли. Наверное прав Савелий Ямщиков (1938—2009 гг., историк искусствовед, российский реставратор), считавший , что «портреты Мыльникова, подобно образам драматурга А.Н.Островского, рисуют картину жизни русского купечества, рассказывают о быте русского провинциального города не менее правдиво, чем самая точная хроника».

Благодаря сотруднику Ярославского художественного музея С.Пенкину, который работая в архивах, сумел установить даты жизни художника – 1797—1842, собрал интересные данные, позволившие воссоздать биографию художника.

Сын ярославского художника Дмитрия Петровича Мыльникова, принадлежащего к мещанскому сословию, Николай Дмитриевич первоначальное художественное образование получил у отца, а также у своего дяди, иконописца Афанасия Петровича Мыльникова, имеющего к 1800 году свою мастерскую и учеников. Посещал Николай Мыльников и «Высший рисовальный класс», основанный в 1810 году при ярославской гимназии «для желающих совершенствоваться в рисовальном искусстве». Известно, что в конце 1810 года художник работал в Москве, где и познакомился с работами Боровиковского, ранними произведениями Кипренского, Тропинина, писавшими портреты уже совсем не в той манере, которая была свойственна художникам конца XVIII века.

Известно и имя красавицы купчихи. Она звалась Надеждой Ивановной Соболевой. Дата создания полотна – 30-е годы девятнадцатого века. Написал Николай Мыльников и портрет мужа красавицы, купца Ивана Семеновича Соболева.

Непростое у этого человека лицо. Непохож он на самодовольных, прижимистых купцов, которых немало встречаем в пьесах Островского. Одет в обычный кафтан, по купеческой моде острижен и бороду носит не как в столице принято, а как завещано отцами. В больших темных глазах ум и проницательность, сознание своего достоинства. Но затаилась на лице недобрая усмешка. Что это? Иные замыслы или усталость от спокойной купеческой жизни. Или…

Два портрета кисти одного художника. Но какие разные люди. Понял и подчеркнул Николай Мыльников это несходство, разность судеб, характеров. Он любуется открытостью, доброжелательностью, очарованием Надежды Ивановны. Она сама себе хозяйка, в ее доме царит мир и лад.

Печаль и боль в глазах Ивана Семеновича Соболева завуалирована напускной бравадой, пряча за собой неведомую тайну. Портрет удивителен своей строгостью и живописной лаконичностью.

Может быть, кому-то все видится иначе, по-иному представляется жизнь Соболевых. Но ведь ценность хорошего портрета в том и заключается, что он дает возможность разной трактовки и понимания.

Мыльников не был художником уровня таких мастеров, как Тропинин или Кипренский. Но его «стихийный» реализм самоучки, поражает непосредственностью и силой. Художественное чутье в умении передачи характера, его преклонение перед красотой доставляет и сегодня радость в знакомстве с его произведениями.

Автор статьи Светлана Кукуруза

 

 

Похожие записи

design-kmv.ru

90 лет Андрею Мыльникову - Художники

 Мыльников Андрей. 90 лет

22 февраля 2009 года народный художник СССР, вице-президент Российской академии художеств, профессор Андрей Андреевич Мыльников отметил 90-летие.
В этот день в 12:15 телеканал «Культура» представил телевизионную программу «Не перестаю удивляться...». В программе участвуют: Андрей Мыльников, его дочь — художник Вера Мыльникова, директор Государственного Русского музея Владимир Гусев, композитор Сергей Слонимский и ученики художника.

Живописец Андрей Мыльников создал многочисленные росписи и мозаичные панно, которыми украшены в Санкт-Петербурге государственные и общественные здания, интерьеры театров и станции метро. Картины мастера хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее, а также в отечественных и зарубежных частных коллекциях.

Творчество Андрея Мыльникова неразрывно связано с Волгой и волжскими просторами. Через всю жизнь он пронес любовь к русским традициям, к местам, где прошли его детство и юность. Именно возрождение традиций составляет суть творчества мастера, считают его коллеги.

Красота и трагизм мира - эти две темы проходят через все творчество Мыльникова, пишет ли он монументальные картины, жанровые композиции, портреты, пейзажи или натюрморты. «Искусство бывает живое и мертвое. И сколько ни закапывай его в землю, ни разрушай и растаптывай, оно встанет, его раскопают, и, если оно рождено истинной любовью, стремлением к совершенству и прекрасному, добром и болью души, оно встанет из руин и озарит своей красотой сердца людей», - говорит художник.

У каждой его картины есть и тайна рождения, и судьба. Нет ничего случайного в его работах, как не может быть случайным искреннее движение души. Как говорит сам Мыльников, «рождение произведения искусства подобно рождению живого организма и проходит те же стадии — восторга, любви и, конечно, страданий. Произведение чаще всего рождается в муках, но, родившись, оно может иметь очень долгую жизнь…».

Триптих «Распятие» - протест художника против жестокости и насилия. Знаменитое полотно объединило три сюжета: корриду, войну в Испании 1930-х годов и смерть поэта Гарсиа Лорки. Творчество испанского поэта, его романтическая и одновременно трагическая судьба вдохновили живописца. Художник не должен комментировать свои картины, но для триптиха Мыльников сделал исключение и объяснил: «Смысл - это расстрел, как воскрешение и победа, как поражение». Мыльникову удалось побывать в Испании еще во времена диктатора Франко. Он расспрашивал испанцев о Лорке.

Особой любовью отмечены пейзажи Петербурга с его неповторимой архитектурой. Художник создает образ города, в котором есть место и дворцовому величию, и тихим улочкам. Мыльников с большим вдохновением пишет портеры своих друзей и близких - жены и дочери. По словам художника, он всегда писал только любимых.

Более полувека Андрей Андреевич преподает в Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, руководит мастерской монументальной живописи, возглавляет кафедру живописи института. С 1966 года Мыльников является действительным членом Академии художеств, с 1997 года - ее вице-президентом.

Источник: Телеканал Культура

rupo.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта