Мусаясул Халилбек. Мусаясул халилбек картины


Мусаясул Халилбек - Электронная энциклопедия Имена Кавказа

Мусаясул Халилбек Родился в 1897 году в селе Чох Гунибского района Дагестана, потомок иранских царей Ахменидов. Аварец.

Творческий дар раскрылся в Халилбеке довольно рано: уже в 13 лет он точно знал, что станет художником и не выпускал из рук карандашей и красок. Учась в религиозной школе, а потом в Темир-Хан-Шуринском и Грозненском реальных училищах, он нередко испытывал трудности с творческим самовыражением по причине запрета изображения живых существ. Но недовольство окружающих не волновало художника, он продолжал творить.После потери отца Халилбек остался на попечении старших братьев.

Понимая, что мальчику необходимо учиться, в 1912 году его отправили в Тифлис, где он поступил в Тифлисское училище изящных искусств —  филиал Петербургской академии художеств. Обучение он продолжил в Мюнхенской Королевской академии живописи, где его наставником стал известный художник-баталист Франц Рубо. Вернувшись на Родину, Мусаясул на протяжении четырех лет занимался художественной и просветительской деятельностью в Дагестане. В эти годы он впитывал в себя окружающую и стремительно меняющуюся жизнь дагестанцев, накапливал образы, детали народного быта. Поэтому произведения того периода реалистичны и этнографичны («Старик из Казикумуха», «Курд» , «Чохинка», «Ешар Бек из села Чолахсу», «Портрет молодого человека», «Портрет девочки» , «Портрет горянки», «Портрет пожилой женщины»).

В 1921 году Халилбек через Азербайджан, Грузию и Турцию добрался до Мюнхена, чтобы продолжить прерванную учебу в Королевской академии художеств. После окончания академии он просил разрешения остаться в Германии на двухгодичную стажировку, но получил отказ от Правительства СССР и с тех пор попал в немилость власти. В годы жизни в Европе Халилбек много путешествовал и писал. Особенно его привлекали страны, хотя бы отдаленно напоминавшие родной Дагестан: Испания, Италия, Швейцария. За рубежом его популярность росла, его произведения выставляли в музеях и галереях Парижа, Мадрида, Мюнхена. Тогда же Мусаясул вошел в круг выдающихся прогрессивных художников: Пикассо, Модильяни, Матисс, Рерих и др.Халилбек встретился с будущей женой Мелани в 1937 году, когда Халил жил в Германии. Женился в 1938-м. Мелани была красивая, статная женщина, высокообразованная, хорошо разбирающаяся в искусстве. Она писала стихи на английском и немецком языках. Ее наследие – более 30 томов. Бракосочетание состоялось в Берлине. Мероприятие проходило в иранском посольстве. Был мавлид. Так было устроено, потому что Халил-Бек, его братья являлись потомками иранских царей Ахменидов. И он никогда не был немецким гражданином, являясь тогда иранским подданным. Во время Второй мировой войны Халил и Мелани предоставляли убежище эмигрантам, и тем, кому удалось выжить в концлагерях.

В 1948 году они переехали в США и поселились в Нью-Йорке. Он очень тосковал по России, по родному Дагестану. Это и послужило причиной его ранней смерти. Халил-Бек умер в 1949 году в возрасте 52 лет. Похоронен в штате Коннектикут, недалеко от города Бетлехема. Сейчас картины Халил-Бека хранятся в известных музеях Германии, Франции, Англии, Турции, Ирана и Америки. Ведь Халил-Бек для европейцев был не просто художником, он являлся прекрасным знатоком истории и этнографии Кавказа.

После смерти Халилбека в 1949 году в США его жена писала:«Халил был хорошим мусульманином, я была, я надеюсь, хорошей христианкой. И у нас был общий Бог — Бог сострадания и справедливости, и, особенно — красоты. А красота достигается только с помощью чувства родины и равновесия, которым обладал Халил. Он любил красоту, и красота окружала его повсюду».Живя за границей, он спасал соотечественников из концлагерей во время войны и был лично знаком с  Адольфом Гитлером и Лени Рифеншталь, общался с Сергеем Есениным, Алексеем Толстым и Максимом Горьким и «свыше 20 лет на чужбине жил воспоминаниями».Шах Ирана Мухаммед Риза Пехлеви даровал ему титул и почетный герб дворянина, а Её Высочество Принцесса Египетская Милекки была всем сердцем влюблена в художника.В Нью-Йоркском Метрополитен музее хранится мраморный слепок рук Халилбека Мусаясула.Халилбек завещал похоронить себя в родном селе Чох в Дагестане, однако вопрос о перезахоронении детально не рассматривался.

Количество просмотров :  1919

сообщить об ошибке

imenakavkaza.ru

Странствующий рыцарь, несущий красоту - МК Дагестан

У великого мастера было все: свобода творить, писать на полотнах образы, какие желал. Все, кроме Родины, по которой скучал

23.05.2014 в 09:35, просмотров: 3356 Странствующий рыцарь, несущий красоту

http://maarulal.ru

 «Он всегда возлюбленный рыцарь Прекрасной Дамы – Земли, и потому она цветет для него сказками и чудесами» (Т. Деви).

Халилбек Мусаясул (Мусаев) родился в 1897 году в высокогорном аварском ауле Чох Гунибского округа Дагестанской области. Его отец был полковником царской армии, наибом округа Исрафила Манижал-Мусаясула, сыном уважаемого в Дагестане человека – Манижал Магомы. Еще с детских лет Халилбек страстно увлекался рисованием. Родители мечтали дать мальчику духовное образование и, естественно, запрещали ему увлекаться искусством. А так как по учению исламской религии не дозволялось изображать живые существа по причине того, что, претендуя на роль Творца, подражая Создателю, художник не в силах был сам оживить свое творение, одаренному юноше тяжело было исполнить свое предназначение и полноценно заняться искусством.

В десятилетнем возрасте Халилбек стал круглым сиротой. После потери отца Халилбек остался на попечении братьев. Старшие братья Халилбека Магомедбек и Абдул-Каир убедились, что истинным призванием брата является рисование, и в 1912 году его отправляют в Тифлис, где он поступает в Тифлисское училище изящных искусств – филиал Петербургской академии художеств. За время учебы он подружился с грузинским художником Ладо Гудиашвили. Знакомство и общение с различными людьми, которых судьба посылала ему, обогащали его внутренний мир, как, впрочем, и души тех, кто общался с ним.

Талант юноши из Дагестана был настолько убедительным, что после первого курса, в 1913 году, его направили в Мюнхенскую королевскую академию живописи. Его преподавателем стал знаменитый Франц Рубо. Впоследствии знаменитый маэстро завещал своему кавказскому ученику свою мастерскую. Там же он познакомился с Гитлером, тоже учившимся в то время в Мюнхене. Это знакомство впоследствии сильно облегчило жизнь Халилбека в Германии, где он прожил с 1921 по 1948 годы. Однако через год – в 1914 году – началась Первая мировая война, и Халилбеку пришлось, прервав учебу, вернуться на родину, в Дагестан.

В 1916 году он оказался на Кавказском фронте, который был открыт Россией против Турции, союзницы Германии. В автобиографических заметках он пишет, что в качестве помощника командира санитарного батальона на Кавказском фронте он дошел до Эрзинджана, когда русские войска в ходе успешных операций продвинулись на 300 км вглубь территории Турции. Осенью 1917 года политический кризис в России достигает апогея, фронт стал разваливаться, и Халилбек Мусаев возвращается с Кавказского театра военных действий. Отныне, как он писал, «принадлежал только своей родине».

С конца 1917 г. по 1920 г. он живет в Темир-хан-Шуре, преподает в реальном училище, одновременно работает художником-оформителем в типографии М.-М. Мавраева и в журнале «Танг Чолпан». В этот период он тесно сближается с академиком живописи Е. Е. Лансере, который с осени 1917 года до конца 1919 г. жил и работал в Темир-хан-Шуре. В 1920 г. Халилбек Мусаев работает на должности заведующего отделом искусств Народного комиссариата просвещения Дагестана и близко знакомится с У. Буйнакским, М. Дахадаевым, Д. Коркмасовым, А. Тахо-Годи, М. Хизроевым и М. М. Мавраевым. Халилбек вскоре стал своим человеком в кругу новых друзей. За это время произошла одна из самых значимых встреч в его жизни. Он познакомился с имамом, предводителем Горской Республики, идеи которой он искренне разделял, – Нажмудтином Гоцинским. В беседе с ним имам, хорошо знавший его отца и деда, спросил его, не стал ли он национал-демократом. «Если да, то ты не друг своей Родины!» – резко произнес имам. Халилбек успокоил его, ответив, что является противником их идей.

В 1921 г. Х. Мусаев с группой молодых дагестанских художников выехал для продолжения образования в Советскую Грузию, в Тбилиси, где к тому времени Е. Е. Лансере стал профессором Закавказской академии художеств. В те годы в городе Владикавказе была организована первая художественная выставка картин Х. Мусаева. Критик Т. Деви написал в газете «Кавказ» восторженный отзыв о творчестве художника: «…он всегда возлюбленный рыцарь прекрасной дамы – Земли…».

Однако надо было продолжать образование, и в 1922 году Халилбек Мусаев вновь уезжает в Мюнхен, и его охотно восстанавливают для учебы в Академии художеств. В письме к своему брату Абдул-Каиру он пишет: «Меня здесь считают образцовым студентом, и профессоры академии с гордостью говорят про меня».

В первых числах июля 1922 г. Халилбек Мусаев на одной из открыток, собственноручно оформленной забавной миниатюрой, пишет княгине Елене Багратиони-Мухранской: «Глубокоуважаемая княгиня! Прошу простить меня, что до сих пор не писал. Все время собирался что-нибудь нарисовать и послать с письмом, но при всем желании не мог исполнить, т. к. был очень занят в Академии и дома работать совершенно не удавалось. Мне очень стыдно, что до сих пор Вам ничего не послал. Через несколько дней нас распускают, и я тогда обещаю…».

В мае 1923 г. в Мюнхенскую академию поступает стипендиат Тбилисской академии художеств, талантливая художница Кетеван Магалашвили. Халилбек сразу берет ее под свою опеку, и весь период их совместной учебы будет тепло окрашен дружескими чувствами. Сохранился портрет Кетеван, выполненный тогда Халилбеком.

В 1926 году Халилбек Мусаев успешно оканчивает академию по первому разряду и обращается с просьбой к Правительству СССР продлить его пребывание в Германии еще на два года для стажировки, но получает отказ. И тогда Мусаясул принимает решение продолжать образование в Германии и получает предложение профессоров Мюнхенской академии стажироваться в художественных центрах Европы. Он делает судьбоносный, нелегкий выбор, отказавшись возвращаться в Страну Советов. Коммунистическая идеология и советская политика были чужды ему. Потеряв надежду на то, что Россия и Кавказ пойдут по иному пути развития, он стал, по совдеповской терминологии, «невозвращенцем».

С 1927 года перед Х. Мусаевым возникла проблема приобретения гражданства. Международные нансеновские паспорта, которые российские эмигранты получали с 1920-х гг., на практике лишь подчеркивали бездомность их обладателей. Однако Мусаев, благодаря своим личным связям и знакомству с Мухаммедом Риза Пехлеви — будущим шахом Ирана, получает иранское гражданство. Таким образом, в удостоверении, выданном Мюнхенской академией в 1930 г., в графе «гражданство» будет указана Персия. В дальнейшем персидское подданство художника в нацистской Германии окажется более чем удачным.

В ноябре 1930 г. его принимают в престижнейший цех немецких художников – «Мюнхенское товарищество художников». Мировое сообщество с восхищением приняло дагестанца, составляя по его картинам представление о самобытной духовной, материальной и художественной культуре дагестанских народов. «В Мюнхене, без сомнения, творили многие художники. Кавказец Халилбек Мусаясул был единственным из тех, чьи яркие, тонко передающие настроение картины дышат почти без изъянов атмосферой его родины, страны кровной мести, рыцарских турниров...» – писала о нем немецкая газета «Нехсте Нехрихтен».

В эти годы Халилбек много путешествует и много пишет. Особенно его привлекают страны, ландшафт которых хотя бы отдаленно напоминал родной Дагестан: Испания, Италия, Швейцария. За рубежом растет популярность, его произведения выставляют в музеях и галереях Парижа, Мадрида, Мюнхена. К сожалению, многие произведения художника этого периода не сохранились. Они погибли во время пожара, охватившего дом в Мюнхене, где жил Халилбек. Тогда же Мусаясул входит в круг выдающихся прогрессивных художников: Пикассо, Модельяни, Матисс, Рерих, дружит с Коненковым, Ладо Гудиашвили, скульптором Эрзя и др.

С приходом в январе 1933 г. нацистов к власти впечатляющие достижения культуры Германии мгновенно сходят на нет. Примерно через четыре с половиной месяца, после того как Гитлер стал канцлером, в сквере на Унтер-ден-Линден будет предано огню около 20 тысяч книг, немногим позднее в Берлине будут сожжены 4 289 картин авангардных художников.

Находясь в нацистской Германии, Халилбек испытал на себе все трагические метаморфозы, происходившие в ее истории и культуре. С 1934 года Халилбек Мусаев выставляется в Мюнхене. А в 1936 году в Мюнхене вышла его автобиографическая богато иллюстрированная повесть «Страна последних рыцарей», которая обрела широкую известность и была переведена на многие европейские и восточные языки. Вершиной же мастерства художника в книжной графике стали иллюстрации к «1000 и одной ночи», за которые Мусаясул получил премию.

В интервью, которое Халилбек дал немецкому журналу «Элеганте вельт» в 1943 г., он говорил: «…Более 20 лет прошло с тех пор, как я вынужден был покинуть свою родину на Кавказе, все эти годы из-за коммунистического правления она оставалась для меня страной мечты, и я старался воссоздать в своих картинах ее людей и природу такими, какими они сохранились в моем сердце». При этом журнал «Элеганте вельт» рассказывал о мюнхенском художнике Халилбеке Мусаеве как об известном портретисте, в особенности мастере женских образов.

Творчеством Мусаева были очарованы в разное время три принцессы: австро-венгерская, германская и египетская. Они искали встречи с ним, приглашали к себе во дворцы, посещали его мастерскую, позировали. Однако художник избрал спутницей жизни баронессу Мелани Оливию Юлию фон Нагель, с которой встретился в 1937 году, когда Халилбек жил в Германии. Поженились они в 1938-м. Тогда Мелани было 30 лет. Это была очень красивая, статная женщина. Отныне ее образ стал одним из любимейших в живописи Мусаясула. Более того, тип ее лица – удлиненного овала с большими грустными глазами – угадывается в портретах многих других женщин. Красота Мелани стала эталоном, с которым он постоянно соотносит даже создаваемые им образы дагестанских красавиц. Будучи высокообразованной и хорошо разбирающейся в искусстве, она писала стихи на английском и немецком языках. Ее наследие – более 30 томов. Бракосочетание состоялось в Берлине. Мероприятие проходило в иранском посольстве.

Во время Второй мировой войны Халилбек и Мелани предоставляли убежище эмигрантам и тем, кому удалось выжить в концлагерях. В 1948 году они переехали в США и поселились в Нью-Йорке. Он очень тосковал по России, по родному Дагестану. Это и послужило причиной его ранней смерти. Халилбек умер в 1949 году, в возрасте 52 лет. Похоронен в штате Коннектикут, недалеко от города Бетлехема.

Он любил ее до последнего вздоха, до последних своих мгновений, свидетелем которых она была, ухаживая за ним в палате нью-йоркской больницы на берегу Гудзона. Он умер тихо, рассматривая журнал с иллюстрациями о Кавказе. Покинул этот свет со спокойной душой, оставляя в нем часть себя, воплощенную в этой женщине и своих произведениях. После его смерти Мелани посвятила себя Богу и, храня верность своему супругу, приняла монашество. До конца своего земного пути она прослужила настоятельницей монастыря «Регина Лаудис» в США. Она написала о своем покойном муже поэму и не только бережно сохраняла его наследие, но даже не смывала красок с его палитры. Умерла мать Жероме в 2006 году, в возрасте 98 лет.

Сейчас картины Мусаева хранятся в известных музеях Германии, Франции, Англии, Турции, Ирана и Америки. Ведь Халилбек Мусаясул для европейцев был не просто художником, он являлся прекрасным знатоком истории и этнографии Кавказа.

mkala.mk.ru

Мусаев Халилбек | Дагестанский Музей Изобразительных Искусств

Мусаев Халилбек

 /живопись, станковая и книжная графика/Халилбек Мусаев (Мусаясул) - первый представитель народностей Дагестана, получивший профессиональное образование еще до революции в европейской художественной школе.Мусаев родился в 1897 г. в с.Чох, Дагестан. В юности Мусаев учился в медресе с. Согратль, где и проявились его художественные способности, далее была учеба в гимназии г. Саратова. В 1910-1912 гг. он учился в школе Общества поощрения изящных искусств в г. Тифлисе (у О. Шмерлинга).В годы учебы в Тифлисе Халилбек Мусаев подружился с Ладо Гудиашвили. В своей ”Книге воспоминаний” Л. Гудиашвили отмечает то, что Халил считался одаренным художником и всегда заслуживал больших похвал. Участие работами в преподавательских выставках стало ярким подтверждением его неоспоримого таланта, больших удач и успехов. Его художественный почерк отличался тонким вкусом и своеобразным стилем. Будучи учеником художественной школы X. Мусаев сотрудничал с издававшимся в Тифлисе для Азербайджана сатирическим журналом ”Молла Насредин”. После окончания школы в 1913 г., по совету  художника  Д. Мамедкулизаде, X. Мусаев едет и поступает в Мюнхенскую академию художеств.Во время Первой Мировой войны X. Мусаев был интернирован на родину, в Дагестан. 1915-16 г.г. жил в с. Чох.В 1917 г. Мусаев приехал в Темир-хан-Шуру, где работал художником-оформителем в типографии М.-М. Мавраева, преподавал изобразительное искусство в реальном училище. С 1917 г. иллюстрировал журнал ”Танг-Чолпан” (Утренняя звезда) вместе с Е. Лансере, приехавшим в Дагестан в 1918 г. Решением Комиссариата народного просвещения Дагестана от 28 марта  1920г. художник Х. Мусаясул  был назначен заведующим отделом внешкольного образования и искусства.В 1921 г. X. Мусаев выехал в Германию для продолжения учебы, учился у известных художников - Германа Гребера и академика Хуго Хабермана.После завершения учебы он остается в Европе, где живет  до 1946 г. В 1929-30 гг. он посетил Египет, где принимал участие как художник в съемках фильма о Шамиле. В 1946 г. X. Мусаев переехал на постоянное местожительство в США. Тоска по Родине многие годы подтачивала его здоровье.В 1949 г. Мусаев X. скончался в госпитале города Бетлехем штата Коннектикут, США.Произведения автора хранятся в Метрополитен – музее (США) ДМИИ им. Гамзатовой, ДГОМ им. А.Тахо Годи (Махачкала), семейном архиве и частных собраниях Германии, Грузии и США.  

dagartmuseum.ru

ХАЛИЛ-БЕК МУСАЯСУЛ

Халилбек Мусаясул — художник, 1934году ректор Художественной Академии в Мюнхене.Слепки его великих рук выставленны в Нью-Йорском музее "Метрополитен".Спас из фашистского плена 30тысяч чел.ШТРИХИ К ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ ХУДОЖНИКА ХАЛИЛА МУСАЕВА

[опубликовано 19 Августа 2009]

Тахнаева Патимат .

Первый период в творчестве художника (1921-1933 гг.).

В 1921-1925 годы Халил Мусаев блестяще завершил образование в Баварской королевской академии изобразительных искусств (г.Мюнхен) и, несомненно, перед ним открывались большие перспективы творческого и профессионального роста (всего через три года, в ноябре 1930 г. его примут в престижнейший цех немецких художников – «Мюнхенское товарищество художников»).

С приходом в январе 1933 г. нацистов к власти впечатляющие достижения культуры Германии сошли на нет, когда искусства опустились до уровня служения интересам государственной идеологии. Выдающихся деятелей культуры вынуждали либо бежать из Германии, или работать по указаниям или с одобрения нацистов.

Второй период в творчестве художника (1933-1945 гг.)

1933-1945 гг. профессиональный художник Х.Мусаев находился в нацистской Германии, испытав на себе, несомненно, все трагические метаморфозы, происходившие в ее истории и культуре.

Нацистская чистка германского искусства от всего, что противоречило идеологии национал-социализма проводилась на основе двух конкретных критериев. Первым из них была концепция расы и нации. Во всех значительных городах в то время пылали громадные костры. Студенты в нацистской форме сжигали книги под лозунгом «Долой негерманский дух!».

Из его интервью журналу «Элеганте вельт» 1943 г.: «…Более 20 лет прошло с тех пор, как я вынужден был покинуть свою родину на Кавказе, все эти годы она оставалась для меня страной мечты, и я старался воссоздать в своих картинах ее людей и природу такими, какими они сохранились в моем сердце». Сам журнал «Элеганте вельт» в 1943-44 гг. отзывается о мюнхенском художнике Халилбеке Мусаеве как об «известном портретисте, особенно женских образов».

К вопросу о гуманитарной деятельности Халилбека Мусаева и его участии в спасении советских военнопленных 1941-1945 гг.

Большие массы советских военнопленных стали прибывать непосредственно в Рейх в июле 1941 г.

Халилбек Мусаев не случайно обращается за помощью в турецкое посольство: Турция во Второй мировой войне хотя и объявила нейтралитет, фактически (вплоть до февраля 1945 г.) выступала как верный союзник Германии. В посольстве художнику были бы и рады пойти навстречу, «…но официальное отсутствие Красного креста в России очень осложняет эту работу»,- записывает в дневнике Халилбек Мусаев. Всех военнопленных Советского союза Германия вывела из под защиты международного права по причине отсутствия подписи СССР под Женевской конвенцией 1929 г., и таким образом немцы не видели оснований предоставлять Красному Кресту право встретиться с советскими военнопленными вплоть до конца войны. Заметим, Международный Комитет Красного Креста смог развернуть свою программу помощи в концлагерях на территории Германии лишь со второй половины 1942 г.

Кто и как, на каких основаниях мог оказывать помощь советским военнопленным в нацистской Германии? Для сравнения приведу пример — немецкая писательница Луиза Ринзер была арестована в ноябре 1944 г. с обвинением в государственной измене. Ее преступление заключалось в том, что она дала пачку сигарет русским военнопленным и выражала возмущение жестокостью обращения с ними.

Халилбек Мусаев являлся уполномоченным турецкого Красного Креста и Полумесяца. Возможно, именно тогда им была сделана в «Мюнхенском дневнике» художника известная запись: «…утром должны мы ехать к пленным. По дороге встречали уже тысячи оборваненных, голодных людей… сплошной стон стоял над этим лагерем. Все, что мне рассказали эти несчастные люди я не могу записать. Это позор человечества, и если это должно торжествовать, то лучше пусть я умру».

Х.Мусаев по окончании войны, 1945-1949 гг.

После войны Мюнхен, как и вся Бавария, входил в американскую зону оккупации. Надо заметить, что американское гражданство жены Х.Мусаева сыграло немалую роль в первые послевоенные месяцы Германии. В этом отношении очень показательно письмо калмыка Ш.Балинова на имя Х.Мусаева, который в 1945 г. пишет: «…пробыв в Мюнхене два дня, я вернулся в свой благословенный лагерь Альденштадт, который еще благополучно существует. …Убедительно прошу Мушку-ханум, чтобы она сделала все от нее зависящее (с копией моего меморандума), что бы в соответсвующей американской инстанции разрешился наш калмыцкий вопрос. Очень прошу поговорить с …дамой из Международного Красного Креста…».

С 1946 года Халил Мусаев находится в США. «…В конце войны, когда все успокоилось, мы решили, что я вернусь в Америку, а Халил последует за мной. В 1945 году я уехала в Нью-Йорк, в 1946 году приехал Халил», — писала Мелани. Жить ему осталось совсем немного, но и это время отмечено его благотворительной деятельностью. Один из адресатов Халила Мусаева из Германии откровенно писал: «…Я думаю, что Вы не оставите их в покое, обязав каждого из них какими угодно путями вытащить нашу эмиграцию к себе за океан».

Сделать это было действительно сложно. Дело было в том, что для переезда в США интернированным гражданам необходимо было получить специальный контракт-аффидевит на работу.Возможно, в Америке раскрылся бы подлинный талант художника, который не мог раскрыться в годы нацизма. И не только потому, что нацистский режим – антигуманный, расовый, бесчеловечный ограничивал пространство для творческой самореализации художника. Он просто отложил палитру, и спасал своих соотечественников. Как мог.

MAXPARK

www.moidagestan.ru

Художник Халилбек Мусаясул. | Политика

Халилбек Мусаясул - художник, 1934году ректор Художественной Академии в Мюнхене.Слепки его великих рук выставленны в Нью-Йорском музее "Метрополитен".Спас из фашистского плена 30тысяч чел.ШТРИХИ К ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ ХУДОЖНИКА ХАЛИЛА МУСАЕВА[опубликовано 19 Августа 2009]

Тахнаева Патимат .

Первый период в творчестве художника (1921-1933 гг.).В 1921-1925 годы Халил Мусаев блестяще завершил образование в Баварской королевской академии изобразительных искусств (г.Мюнхен) и, несомненно, перед ним открывались большие перспективы творческого и профессионального роста (всего через три года, в ноябре 1930 г. его примут в престижнейший цех немецких художников – «Мюнхенское товарищество художников»). 

С приходом в январе 1933 г. нацистов к власти впечатляющие достижения культуры Германии сошли на нет, когда искусства опустились до уровня служения интересам государственной идеологии. Выдающихся деятелей культуры вынуждали либо бежать из Германии, или работать по указаниям или с одобрения нацистов.

Второй период в творчестве художника (1933-1945 гг.)1933-1945 гг. профессиональный художник Х.Мусаев находился в нацистской Германии, испытав на себе, несомненно, все трагические метаморфозы, происходившие в ее истории и культуре.

Нацистская чистка германского искусства от всего, что противоречило идеологии национал-социализма проводилась на основе двух конкретных критериев. Первым из них была концепция расы и нации.  Во всех значительных городах в то время пылали громадные костры. Студенты в нацистской форме сжигали книги под лозунгом «Долой негерманский дух!». 

 

 Из его интервью журналу «Элеганте вельт» 1943 г.: «…Более 20 лет прошло с тех пор, как я вынужден был покинуть свою родину на Кавказе, все эти годы  она оставалась для меня страной мечты, и я старался воссоздать в своих картинах ее людей и природу такими, какими они сохранились в моем сердце». Сам журнал «Элеганте вельт» в 1943-44 гг. отзывается о мюнхенском художнике Халилбеке Мусаеве как об «известном портретисте, особенно женских образов».

К вопросу о гуманитарной деятельности Халилбека Мусаева и его участии в спасении советских военнопленных 1941-1945 гг.Большие массы советских военнопленных стали прибывать непосредственно в Рейх в июле 1941 г. 

Халилбек Мусаев не случайно обращается за помощью в турецкое посольство: Турция во Второй мировой войне хотя и объявила нейтралитет, фактически (вплоть до февраля 1945 г.) выступала как верный союзник Германии. В посольстве художнику были бы и рады пойти навстречу, «…но официальное отсутствие Красного креста в России очень осложняет эту работу»,- записывает в дневнике Халилбек Мусаев.  Всех военнопленных Советского союза Германия вывела из под защиты международного права по причине отсутствия подписи СССР под Женевской конвенцией 1929 г., и таким образом немцы не видели оснований предоставлять Красному Кресту право встретиться с советскими военнопленными вплоть до конца войны. Заметим, Международный Комитет Красного Креста смог развернуть свою программу помощи в концлагерях на территории Германии лишь со второй половины 1942 г.

Кто и как, на каких основаниях мог оказывать помощь советским военнопленным в нацистской Германии? Для сравнения приведу пример - немецкая писательница Луиза Ринзер была арестована в ноябре 1944 г. с обвинением в государственной измене. Ее преступление заключалось в том, что она дала пачку сигарет русским военнопленным и выражала возмущение жестокостью обращения с ними. 

Халилбек Мусаев  являлся  уполномоченным  турецкого Красного Креста и Полумесяца. Возможно, именно тогда им была сделана в «Мюнхенском дневнике» художника известная запись: «…утром должны мы ехать к пленным. По дороге встречали уже тысячи оборваненных, голодных людей… сплошной стон стоял над этим лагерем. Все, что мне рассказали эти несчастные люди я не могу записать. Это позор человечества, и если это должно торжествовать, то лучше пусть я умру». 

Х.Мусаев по окончании войны, 1945-1949 гг.После войны Мюнхен, как и вся Бавария, входил в американскую зону оккупации. Надо заметить, что американское гражданство жены Х.Мусаева сыграло немалую роль в первые послевоенные месяцы Германии. В этом отношении очень показательно письмо калмыка Ш.Балинова на имя Х.Мусаева, который в 1945 г. пишет: «…пробыв в Мюнхене два дня, я вернулся в свой благословенный лагерь Альденштадт, который еще благополучно существует. …Убедительно прошу Мушку-ханум, чтобы она сделала все от нее зависящее (с копией моего меморандума), что бы в соответсвующей американской инстанции разрешился наш калмыцкий вопрос. Очень прошу поговорить с …дамой из Международного Красного Креста…».С 1946 года Халил Мусаев находится в США. «…В конце войны, когда все успокоилось, мы решили, что я вернусь в Америку, а Халил последует за мной. В 1945 году я уехала в Нью-Йорк, в 1946 году приехал Халил», - писала Мелани. Жить ему осталось совсем немного, но и это время отмечено его благотворительной деятельностью. Один из адресатов Халила Мусаева из Германии откровенно писал: «…Я думаю, что Вы не оставите их в покое, обязав каждого из них какими угодно путями вытащить нашу эмиграцию к себе за океан».Сделать это было действительно сложно. Дело было в том, что для переезда в США интернированным гражданам необходимо было получить специальный контракт-аффидевит на работу.Возможно, в Америке раскрылся бы подлинный талант художника, который не мог раскрыться в годы нацизма. И не только потому, что нацистский режим – антигуманный, расовый, бесчеловечный ограничивал пространство для творческой самореализации художника. Он просто отложил палитру, и спасал своих соотечественников. Как мог.

 

maxpark.com

Халилбек Мусаясул

Наследие, которое оставил Халилбек Мусаясул из аула Чох, стало достоянием всего человечества несправедливо недавно, только два десятилетия назад. Учеба в Мюнхене, брак с баронессой Мелани Нагель, лишение советского гражданства, иммиграция, могила за океаном – такова судьба одаренного и талантливого художника. Для будущих поколений дагестанцев остались его книги и картины.Сегодня, 27 марта, в актовом зале Дагестанского научного центра РАН в Махачкале состоялась юбилейная научная сессия, посвященная 110-летию со дня рождения выдающегося художника Халилбека Мусаясул. Напомним, что Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН проводил сессию в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России». Для участия в пятичасовой сессии были приглашены представители общественности, ученые, интеллигенция.

Академик РАН Гаджи Гамзатов назвал свое выступление синтезом всех публикаций о жизни и творчестве художника: «Биография художника дополнилась догадками и легендами, возникшими еще при его жизни. Сама его короткая жизнь становилась источником легенд. В основе его наследия лежит природный талант, помноженный на труд. В композиции живописи, мне кажется, ему не было равных. Он считал человека центром Вселенной и венцом природы, что отражается в каждой из его работ. Халилбек чувствовал, что ему, горцу по происхождению и духу, европейскому интеллигенту по художественной выучке и образованию, не сдобровать в суровых лапах государства диктатуры пролетариата. Покидая родину, ему думалось, что он никогда больше не вернется и сколь мучительной будет его разлука».

Отметим, что доклады, прозвучавшие на сессии, будут опубликованы. Тем, кто изучает или просто любит дагестанскую литературу и искусство, наверняка будет интересно узнать больше о графике, литературном наследии, геральдических мотивах в творчестве Халилбека Мусаясул. Интересный момент – его автобиографическая повесть «Страна последних рыцарей» была издана в 1936 году в Германии, опутанной уже сетями фашизма. В ней свадебные и похоронные обряды, народные предания родного края обрели особенный, ностальгический оттенок.

Что касается проблем изучения историко-культурного богатства Дагестана, то заместитель директора Института ЯЛИ, доктор исторических наук Амирбек Магомедовкоснулся в основном двух аспектов: «Первая проблема – это задача изучения наследия, исторических традиций формирования светских начал дагестанской культуры, связанных в первую очередь с XX веком. И вторая проблема – это задача изучения роли нашей традиционной культуры, художественно-ремесленной в частности, в судьбах народов России, стран СНГ, ряда стран дальнего зарубежья. Прошлый век совпал с драматическими ломками всех общественных отношений. Ломка начала века (революция 1917-1922 гг.), ставшая потрясением для всего общества, не до конца еще оценена научной общественностью с точки зрения ее конкретных последствий. Трагична история России и Дагестана, связанная с 1930-ми годами, ставшими нарицательными в нашей историографии. Именно поэтому историко-культурное наследие первой половины XX века, собранное по крупицам, приобретает для нас особый смысл».

Нужна очень мебель для офиса черно белая стильная.

Tags: Халилбек Мусаясул

This entry was posted on Saturday, March 28th, 2009 at 13:11 and is filed under Арт персоны. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

artdosug.ru

В Махачкале открылась выставка картин Халилбека Мусаясул

 На открытие выставки как никогда многолюдно. Пришли известные художники, представители Министерства культуры, администрации Махачкалы, родственники, односельчане Мусаясула. «Создать экспозицию картин мастеру было не просто», - призналась куратор проекта Салихат Гамзатова. Здесь картины подаренные и те, что предоставил Краеведческий музей.  Вспоминали жизнь и творчество художника. Халилбек Мусаясул уроженец селения Чох Гунибского района, сын капитана царской армии. Талант проявился еще в детстве. После первого курса Тифлисского училища изящных искусств, Мусаясула направили в Мюнхенскую Королевскую академию живописи к знаменитому Францу Рубо, который впоследствии завещал свою мастерскую любимому ученику.    В творчестве Халилбека Мусаясула в центре вселенной человек и это отображается во всех его работах. На переднем плане образы горянок.    Огромный талант и трудолюбие сделали Халилбека Мусаясул всемирно известным художником. Выставки его картин с успехом проходили в Англии, Германии, Франции, Америке, Испании, Италии, Турции, Швейцарии и других странах. Его картины хранятся и в Нью-Йоркском Метрополитен музее. Два года назад более 100 картин, по завещанию супруги художника Мелани, были отправлены на родину художника.    Халилбек Мусаясул умер, когда ему было всего 52 года. Художника похоронили в США. «Судьба Халилбека – одна из ярких и трагических страниц северокавказской эмиграции», - отметили на выставке. Личность насколько масштабная  и настолько же неизученная. В будущем у руководства музея есть планы расширить экспозицию, но для этого необходимо участие родственников мастера, у которых, быть может, еще остались картины.

Оцените материал

Новость Вам показалась интересной? Расскажите о ней друзьям!

www.rgvktv.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта