Назад в Голландию (1941–1954). Морис эшер картины


Морис Корнелис Эшер (1898-1972) - История искусств

Convex and concave (Выпуклые и вогнутые). Литография, 1955.

В Москве проходит выставка работ Эшера в рамках года Нидерландов в России. В нашей стране его работы можно было увидеть лишь однажды в Эрмитаже в 2003г, и мне посчастливилось там побывать. Шла я знать не зная, кто такой этот Эшер, а выходила раз и навсегда влюблённая в его работы :) В этот раз в Питере можно посмотреть только на факсимальные репродукции в Выставочном зале Центра книги и графики. Ну, а тем, у кого нет возможности побывать на выставках, предлагаю немного ознакомиться с удивительным творчеством Эшера.

Морис Корнелиус Эшер (17 июня 1898, Леуварден, Нидерланды — 27 марта 1972, Ларен, Нидерланды) — "Хотя я абсолютно несведущ в точных науках, мне иногда кажется, что я ближе к математикам, чем к моим коллегам-художникам" - нидерландский художник-график. Известен прежде всего своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов.Circle Limit IV (Циклический предел). Гравюра на дереве, 1960

Не буду описывать его биографию, ссылка есть внизу, и пропущу ранние периоды, да, и вообще много интересных работ пропущу, т.к. просто невозможно объять его всего за один раз и за один пост. Только интересные факты, сам Эшер и его произведения, оставившие у меня наибольшее впечатление. Т.е. очень субъективный взгляд.

Order and chaos (Порядок и хаос). Литография, 1950

Морис Эшер, как многие гении и до и после него, утверждал: «Все мои произведения — это игры. Серьезные игры». Однако в этих играх математики всего мира вот уже несколько десятилетий рассматривают абсолютно серьёзные, материальные доказательства идей, созданных с помощью исключительно математического аппарата, или оригинальные контрпримеры, бросающие вызов здравому смыслу. Их воспринимают как прекрасные иллюстрации к научным трактатам по кристаллографии, когнитивной психологии или компьютерной графики.

Reptiles (Рептилии). Литография, 1943.

С помощью работ Мориса Эшера можно объяснить такие математические понятия и термины, изучаемые в школе, как: параллельный перенос, подобие фигур, равновеликие фигуры, периодичность. А так же некоторые понятия не входящие в школьный курс математики. В этот список можно включить следующие термины: квазипериодичность, инфляция, дефляция, треугольники Робинсона, преобразование дуальности.

Moebius Strip II (Лента Мёбиуса II). Гравюра на дереве, 1963.

Однажды известный геометр Г. Кокстер пригласил Эшера на свою лекцию, посвященную математическому содержанию его гравюр и литографий. К взаимному разочарованию, Эшер не понял почти ни слова из того, о чем рассказывал Кокстер. «Я так ни разу и не смог получить хорошей оценки по математике. Забавно, что я неожиданно оказался связанным с этой наукой. Поверьте, в школе я был очень плохим учеником. И вот теперь математики используют мои рисунки для иллюстрации своих книг. Представьте себе, эти ученые люди принимают меня в свою компанию как потерянного и вновь обретенного брата! Они, кажется, не подозревают, что математически я абсолютно безграмотен».

Hand with Reflecting Sphere (Рука с зеркальной сферой). Литография, 1935.

Первая картина невозможной реальности, созданная Эшером на основе своих эскизов путешествия по Средиземному морю.

Still life and Street. Гравюра на дереве, 1937.

Тогда же он начинает интересоваться мозаиками и едет в Альгамбру для детального изучения мавританских мозаик, впоследствии он скажет, что это было для него "богатейшим  источников вдохновения".

Metamorphosis I (Метаморфозы I). Гравюра на дереве, 1937

Позже в 1957 году в своем эссе о мозаиках Эшер написал:"В математических работах регулярное разбиение плоскости рассматривается теоретически... Значит ли это, что данный вопрос является сугубо математическим? Математики открыли дверь ведущую в другой мир, но сами войти в этот мир не решились. Их больше интересует путь, на котором стоит дверь, чем сад, лежащий за ней".

Day and Night (День и Ночь). Гравюра на дереве, 1937.

Sky and Water I (Небо и вода I). Гравюра на дереве, 1937

Впечатление объемности целиком определяется нашей интерпретацией рисунка и порой бывает иллюзорно. В произведении «Три сферы» Эшер изобразил три плоских диска. Нижний диск лежит на столе. Средний перегнут под прямым углом вдоль диаметра. Верхний диск стоит вертикально на горизонтальной половине среднего диска.

Three Spheres I (Три сферы I). Резьба по дереву, 1947

При рассматривании этой гравюры в попытке объять пространство у меня начинает кружиться голова.

Other World (Другой мир). Резьба по дереву, гравюра на дереве, 1947Эшер: "Интерьер кубического здания. Сквозь проемы сдвоенных арок в пяти видимых нам стенах видны три разных пейзажа. Через верхние арки вы можете смотреть вниз, на землю – почти вертикально; в двух средних линия горизонта находится на уровне глаз; сквозь нижнюю пару арок можно любоваться звездами. Каждая плоскость этого здания, объединяющая надир, горизонт и зенит, исполняет тройную функцию. Например, задний план (в центре) служит стеной относительно горизонта, полом – относительно вида, открывающегося из верхних арок, и потолком – мы видим звездное небо.

В следующей литографии используется идея самовоспроизведения. Руки рисуют друг друга, создавая самих себя. При этом сами руки и процесс их самовоспроизведения неразделимы.

Drawing Hands (Рисующие руки). Литография, 1947.Эшер: "Лист бумаги прикреплен к доске кнопками. Правая рука делает на листе набросок манжеты с запонкой. Работа еще не закончена, но справа уже детально прорисована левая рука: она высовывается из рукава так реалистично, словно вырастает из плоской поверхности, и, в свою очередь, делает набросок другой манжеты, из которой, подобно живому, существу выползает правая рука".

А это Эшер изобразил себя с супругой.

Bond of Union. Литография, 1956.

И напоследок немного игры с пространством, самая любимая мною тема в творчестве Эшера. Могу бесконечно ходить по лесенкам, менять верх с низом и оказываться то внутри, то снаружи.

Up and Down (Вверх и вниз). Литография. 1947.Эшер: "В этой литографии одна и та же картина представлена дважды, но мы рассматриваем ее с двух разных точек. Верхняя часть – вид, который откроется наблюдателю, если он поднимется тремя этажами выше; нижняя часть – сцена, которую он увидит, стоя на земле, то есть на площадке, выложенной изразцовыми плитками. Подняв глаза вверх, он увидит этот же плиточный пол, повторенный как потолок в центре композиции, однако он в то же время служит полом для верхней сцены. Вверху плиточный повторяется вновь, на этот раз как настоящий потолок".

Relativity (Относительность). Литография, 1953.Эшер: "Три силы тяжести направлены перпендикулярно одна другой. Три земные поверхности прорезают друг друга под прямым углом, и каждая населена человеческими существами. Обитатели двух разных миров не могут ходить, сидеть или стоять на одном и том же полу, поскольку у них разные представления о горизонтали и вертикали. Однако они могут пользоваться одной и той же лестницей. Мы видим как наверху два человека человека идут рядом по лестничным ступенькам будто бы в одном направлении, – тем не менее один движется вверх, а другой – вниз. Контакт между ними невозможен, так как они живут в разных мирах и не подозревают о существовании друг друга".

Print Gallery (Картинная галерея). Литография, 1956

Описание Эшера: "Вход справа внизу ведет на выставку – в галерею с экспозицией гравюр на стенах и в застекленных витринах. Мы минуем посетителя, заложившего руки за спину, а затем – юношу (слева внизу), который по крайней мере в четыре раза крупнее того, первого. Даже голова у него увеличена в объеме по сравнению с его правой рукой. На стене перед ним – последний лист графической серии, и он пристально разглядывает пароход, лодки, воду канала и дома на заднем плане. Затем его взгляд переходит слева направо, к многоярусному жилому массиву. Открытое окно, из которого выглядывает женщина, выходит прямо на покатую крышу выставочной галереи, и это возвращает нас к месту, откуда началось путешествие. Юноша воспринимает это как двухмерные детали рассматриваемой литографии. Если его глаза захватят еще больше пространства, ему покажется, что он вошел в мир графического листа".

Belvedere (Бельведер). Литография, 1958Эшер: "Слева на переднем плане лежит лист бумаги с чертежом куба. Места пересечения граней отмечены двумя кружками. Какая грань впереди, какая позади? В трехмерном мире невозможно увидеть переднюю и заднюю стороны одновременно, поэтому их невозможно изобразить. Однако есть возможность нарисовать предмет, передающий иную реальность, если смотреть на него сверху и снизу. Сидящий на скамье юноша держит в руках именно такое абсурдное подобие куба. Он задумчиво раз­глядывает этот непостижимый предмет, оставаясь безразличным к тому, что бельведер за его спиной выстроен в том же невероятном, абсурдном стиле. На полу нижней площадки, то есть внутри, стоит лестница, на которую взбираются двое. Однако, достигнув верхней площадки, они снова окажутся снаружи, под открытыми небом, и снова им придется входить внутрь бельведера. Удивительно ли, что никому из присутствующих нет дела до заключенного, который просовывает голову между прутьями тюремной решетки и оплакивает свою судьбу?"

Ascending & Descending (Восхождение и спуск). Литография, 1960Эшер:"Бесконечные лестницы, представляющие главный мотив этой картины, навеяны статьей Л.С. и Р. Пенроузов, напечатанной в "Британском журнале психологии" в феврале 1958 года. Прямоугольник внутреннего двора замкнут стенами здания, у которого вместо крыши – бесконечная лестница. Скорее всего, в этом дому живут монахи, приверженцы некой религиозной секты. Возможно, ежедневный ритуал предписывает им подниматься по ступеням несколько часов подряд. Кажется, если они устанут, им разрешается повернуть в обратную сторону и спускаться, вместо того чтобы подниматься. Однако оба направления, хотя и выразительны, но одинаково бесполезны. Двое непокорных индивидов в этот момент отказываются участвовать в ритуале. Им это совершенно не нужно, но нет сомнения, что раньше или позже их заставят раскаяться в своем нонконформизме.".

Waterfall (Водопад). Литография, 1961Эшер:"В статье "Британского журнала психологии" Р. Пенроуз опубликовал чертеж треугольника в перспективе, копия которого воспроизводится здесь. Конструкция составлена из перекладин, положенных одна на другую под прямым углом. Следя глазами за ее элементами поочередно, мы не заметим несоответствия между ними. Однако перед нами – совершенно невозможное целое, поскольку в интерпретации расстояния между объектами и наблюдателем возникают неожиданные изменения. Эта немыслимая конструкция трижды "вмонтирована" в картину. Падающая вода приводит в движение мельничное колесо и течет по наклонному зигзагообразному желобу между двумя башнями, возвращаясь к точке, где водопад начинается снова. Мельнику достаточно время от времени плеснуть туда ведерко воды, чтобы компенсировать испарение. Кажется, что обе башни одинаковой высоты; тем не менее, та, что справа, оказывается этажом ниже, чем башня слева.".

А так могло бы выглядеть рабочее место художника (основано на его работах):

Ссылки:Здесь можно ознакомиться с его биографией, разделением работ по темам и исследованием белого пятна в середине литографии "Картинная галерея".На этом сайте ещё множество интересных работ, не поместившихся в пост.www.mcescher.com - официальный сайт и русская версия mcesher.ru (отсюда видео).

history-of-art.livejournal.com

Эшер – Escher - SAHALLIN

 

 

 

 

МОРИС КОРНЕЛИС ЭШЕР – MAURITS CORNELIS ESCHER

 

Морис Корнелис Эшер  (Maurits Cornelis Escher) (1898 – 1972) один из наиболее известных художников-графиков в мире. Его работы любимы миллионами людей по всему миру.

***

Морис Корнелис Эшер (Maurits Cornelis Escher) родился в 1898 году в Леевардене (Голландия). Он увлекался рисованием с детства и в юности познакомился с технологией формирования печатного рисунка. В 1921 году семья Эшеров посетила Ривьеру и Италию. Молодой Морис был очарован пейзажами и растительностью средиземноморья. Эта любовь к природе южной Европы осталась с ним на всю жизнь. Потом он не раз возвращался в Италию.

Во время одного из путешествий в Италию Эшер проездом посетил Альгамбру (Испания), где познакомился с арабским декоративным искусством. В Италии в 1923 году Эшер женился на дочери швейцарского промышленника Джетте Умикер. Они прожили в Италии более десяти лет, после чего в 1935 году переехали Швейцарию, а чуть позже в Бельгию.

В 1936 году Эшер вторично посетил Альгамбру для детального изучения мавританских мозаик. После этой поездки художник начал активно экспериментировать с изображением мозаичных изображений. В 1937 году он создает свою знаменитую работу "Метаморфозы". В 1940 году после смерти матери Эшер с Джеттой переехали в оккупированную Бельгию и купили дом в Барне, где художник и прожил до конца своих дней.

По окончании Второй Мировой Войны Эшер обрел настоящую популярность. Его работы оказались оценены математиками. В период с 1950 по 1960 годы он создал свои наиболее известные картины в том числе и с невозможными конструкциями. В начале 1960-х годов Эшер выступил с лекциями в Кебридже (Англия) и в США.

Не смотря на плохое самочувствие Эшер продолжал создавать свои гениальные гравюры. Умер художник в 1972 году.

***

Для сюжетов «классических» произведений Эшера («Рисующие руки», «Метаморфозы», «День и ночь», «Рептилии», «Встреча», «Дом с лестницей» и т. д.) характерно остроумное осмысление логических и пластических парадоксов. В сочетании с виртуозной техникой это производит сильнейшее впечатление. Многие графические и концептуальные находки Эшера вошли в число символов XX века и впоследствии неоднократно воспроизводились или «цитировались» другими художниками.

Художник создавал на своих картинах оптические иллюзии, в основном с помощью светотени. Например, на картине «Куб с полосками» невозможно определить, в какую сторону обращены объёмные «пуговицы», расположенные на ленте.

Кроме того, «игрой» с логикой пространства являются картины Эшера, на которых изображены различные «невозможные фигуры»; Эшер изображал их как отдельно, так и в сюжетных литографиях и гравюрах, самой примечательной из которых является, вероятно, литография «Водопад», основанная на невозможном треугольнике (треугольник Пенроуза). Водопад играет роль вечного двигателя, а башни кажутся одинаковой высоты, хотя в одой из них на этаж меньше, чем в соседней. Две другие гравюры Эшера с невозможными фигурами — «Бельведер» и «Спускаясь и поднимаясь». Все три созданы между 1958 и 1961 годами.

***

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

    

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

SAHALLIN

 

 

СМОТРЕТЬ ДАЛЬШЕ – МОРИС ЭШЕР         

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

                 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Морис Эшер. Автопортрет.

 

SAHALLIN

sahallin.livejournal.com

Морис Корнелис Эшер (1898-1972) - Дневник веселого студента-историка

Convex and concave (Выпуклые и вогнутые). Литография, 1955.

В Москве проходит выставка работ Эшера в рамках года Нидерландов в России. В нашей стране его работы можно было увидеть лишь однажды в Эрмитаже в 2003г, и мне посчастливилось там побывать. Шла я знать не зная, кто такой этот Эшер, а выходила раз и навсегда влюблённая в его работы :) В этот раз в Питере можно посмотреть только на факсимальные репродукции в Выставочном зале Центра книги и графики. Ну, а тем, у кого нет возможности побывать на выставках, предлагаю немного ознакомиться с удивительным творчеством Эшера.

Морис Корнелиус Эшер (17 июня 1898, Леуварден, Нидерланды — 27 марта 1972, Ларен, Нидерланды) — "Хотя я абсолютно несведущ в точных науках, мне иногда кажется, что я ближе к математикам, чем к моим коллегам-художникам" - нидерландский художник-график. Известен прежде всего своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов.Circle Limit IV (Циклический предел). Гравюра на дереве, 1960

Не буду описывать его биографию, ссылка есть внизу, и пропущу ранние периоды, да, и вообще много интересных работ пропущу, т.к. просто невозможно объять его всего за один раз и за один пост. Только интересные факты, сам Эшер и его произведения, оставившие у меня наибольшее впечатление. Т.е. очень субъективный взгляд.

Order and chaos (Порядок и хаос). Литография, 1950

Морис Эшер, как многие гении и до и после него, утверждал: «Все мои произведения — это игры. Серьезные игры». Однако в этих играх математики всего мира вот уже несколько десятилетий рассматривают абсолютно серьёзные, материальные доказательства идей, созданных с помощью исключительно математического аппарата, или оригинальные контрпримеры, бросающие вызов здравому смыслу. Их воспринимают как прекрасные иллюстрации к научным трактатам по кристаллографии, когнитивной психологии или компьютерной графики.

Reptiles (Рептилии). Литография, 1943.

С помощью работ Мориса Эшера можно объяснить такие математические понятия и термины, изучаемые в школе, как: параллельный перенос, подобие фигур, равновеликие фигуры, периодичность. А так же некоторые понятия не входящие в школьный курс математики. В этот список можно включить следующие термины: квазипериодичность, инфляция, дефляция, треугольники Робинсона, преобразование дуальности.

Moebius Strip II (Лента Мёбиуса II). Гравюра на дереве, 1963.

Однажды известный геометр Г. Кокстер пригласил Эшера на свою лекцию, посвященную математическому содержанию его гравюр и литографий. К взаимному разочарованию, Эшер не понял почти ни слова из того, о чем рассказывал Кокстер. «Я так ни разу и не смог получить хорошей оценки по математике. Забавно, что я неожиданно оказался связанным с этой наукой. Поверьте, в школе я был очень плохим учеником. И вот теперь математики используют мои рисунки для иллюстрации своих книг. Представьте себе, эти ученые люди принимают меня в свою компанию как потерянного и вновь обретенного брата! Они, кажется, не подозревают, что математически я абсолютно безграмотен».

Hand with Reflecting Sphere (Рука с зеркальной сферой). Литография, 1935.

Первая картина невозможной реальности, созданная Эшером на основе своих эскизов путешествия по Средиземному морю.

Still life and Street. Гравюра на дереве, 1937.

Тогда же он начинает интересоваться мозаиками и едет в Альгамбру для детального изучения мавританских мозаик, впоследствии он скажет, что это было для него "богатейшим  источников вдохновения".

Metamorphosis I (Метаморфозы I). Гравюра на дереве, 1937

Позже в 1957 году в своем эссе о мозаиках Эшер написал:"В математических работах регулярное разбиение плоскости рассматривается теоретически... Значит ли это, что данный вопрос является сугубо математическим? Математики открыли дверь ведущую в другой мир, но сами войти в этот мир не решились. Их больше интересует путь, на котором стоит дверь, чем сад, лежащий за ней".

Day and Night (День и Ночь). Гравюра на дереве, 1937.

Sky and Water I (Небо и вода I). Гравюра на дереве, 1937

Впечатление объемности целиком определяется нашей интерпретацией рисунка и порой бывает иллюзорно. В произведении «Три сферы» Эшер изобразил три плоских диска. Нижний диск лежит на столе. Средний перегнут под прямым углом вдоль диаметра. Верхний диск стоит вертикально на горизонтальной половине среднего диска.

Three Spheres I (Три сферы I). Резьба по дереву, 1947

При рассматривании этой гравюры в попытке объять пространство у меня начинает кружиться голова.

Other World (Другой мир). Резьба по дереву, гравюра на дереве, 1947Эшер: "Интерьер кубического здания. Сквозь проемы сдвоенных арок в пяти видимых нам стенах видны три разных пейзажа. Через верхние арки вы можете смотреть вниз, на землю – почти вертикально; в двух средних линия горизонта находится на уровне глаз; сквозь нижнюю пару арок можно любоваться звездами. Каждая плоскость этого здания, объединяющая надир, горизонт и зенит, исполняет тройную функцию. Например, задний план (в центре) служит стеной относительно горизонта, полом – относительно вида, открывающегося из верхних арок, и потолком – мы видим звездное небо.

В следующей литографии используется идея самовоспроизведения. Руки рисуют друг друга, создавая самих себя. При этом сами руки и процесс их самовоспроизведения неразделимы.

Drawing Hands (Рисующие руки). Литография, 1947.Эшер: "Лист бумаги прикреплен к доске кнопками. Правая рука делает на листе набросок манжеты с запонкой. Работа еще не закончена, но справа уже детально прорисована левая рука: она высовывается из рукава так реалистично, словно вырастает из плоской поверхности, и, в свою очередь, делает набросок другой манжеты, из которой, подобно живому, существу выползает правая рука".

А это Эшер изобразил себя с супругой.

Bond of Union. Литография, 1956.

И напоследок немного игры с пространством, самая любимая мною тема в творчестве Эшера. Могу бесконечно ходить по лесенкам, менять верх с низом и оказываться то внутри, то снаружи.

Up and Down (Вверх и вниз). Литография. 1947.Эшер: "В этой литографии одна и та же картина представлена дважды, но мы рассматриваем ее с двух разных точек. Верхняя часть – вид, который откроется наблюдателю, если он поднимется тремя этажами выше; нижняя часть – сцена, которую он увидит, стоя на земле, то есть на площадке, выложенной изразцовыми плитками. Подняв глаза вверх, он увидит этот же плиточный пол, повторенный как потолок в центре композиции, однако он в то же время служит полом для верхней сцены. Вверху плиточный повторяется вновь, на этот раз как настоящий потолок".

Relativity (Относительность). Литография, 1953.Эшер: "Три силы тяжести направлены перпендикулярно одна другой. Три земные поверхности прорезают друг друга под прямым углом, и каждая населена человеческими существами. Обитатели двух разных миров не могут ходить, сидеть или стоять на одном и том же полу, поскольку у них разные представления о горизонтали и вертикали. Однако они могут пользоваться одной и той же лестницей. Мы видим как наверху два человека человека идут рядом по лестничным ступенькам будто бы в одном направлении, – тем не менее один движется вверх, а другой – вниз. Контакт между ними невозможен, так как они живут в разных мирах и не подозревают о существовании друг друга".

Print Gallery (Картинная галерея). Литография, 1956

Описание Эшера: "Вход справа внизу ведет на выставку – в галерею с экспозицией гравюр на стенах и в застекленных витринах. Мы минуем посетителя, заложившего руки за спину, а затем – юношу (слева внизу), который по крайней мере в четыре раза крупнее того, первого. Даже голова у него увеличена в объеме по сравнению с его правой рукой. На стене перед ним – последний лист графической серии, и он пристально разглядывает пароход, лодки, воду канала и дома на заднем плане. Затем его взгляд переходит слева направо, к многоярусному жилому массиву. Открытое окно, из которого выглядывает женщина, выходит прямо на покатую крышу выставочной галереи, и это возвращает нас к месту, откуда началось путешествие. Юноша воспринимает это как двухмерные детали рассматриваемой литографии. Если его глаза захватят еще больше пространства, ему покажется, что он вошел в мир графического листа".

Belvedere (Бельведер). Литография, 1958Эшер: "Слева на переднем плане лежит лист бумаги с чертежом куба. Места пересечения граней отмечены двумя кружками. Какая грань впереди, какая позади? В трехмерном мире невозможно увидеть переднюю и заднюю стороны одновременно, поэтому их невозможно изобразить. Однако есть возможность нарисовать предмет, передающий иную реальность, если смотреть на него сверху и снизу. Сидящий на скамье юноша держит в руках именно такое абсурдное подобие куба. Он задумчиво раз­глядывает этот непостижимый предмет, оставаясь безразличным к тому, что бельведер за его спиной выстроен в том же невероятном, абсурдном стиле. На полу нижней площадки, то есть внутри, стоит лестница, на которую взбираются двое. Однако, достигнув верхней площадки, они снова окажутся снаружи, под открытыми небом, и снова им придется входить внутрь бельведера. Удивительно ли, что никому из присутствующих нет дела до заключенного, который просовывает голову между прутьями тюремной решетки и оплакивает свою судьбу?"

Ascending & Descending (Восхождение и спуск). Литография, 1960Эшер:"Бесконечные лестницы, представляющие главный мотив этой картины, навеяны статьей Л.С. и Р. Пенроузов, напечатанной в "Британском журнале психологии" в феврале 1958 года. Прямоугольник внутреннего двора замкнут стенами здания, у которого вместо крыши – бесконечная лестница. Скорее всего, в этом дому живут монахи, приверженцы некой религиозной секты. Возможно, ежедневный ритуал предписывает им подниматься по ступеням несколько часов подряд. Кажется, если они устанут, им разрешается повернуть в обратную сторону и спускаться, вместо того чтобы подниматься. Однако оба направления, хотя и выразительны, но одинаково бесполезны. Двое непокорных индивидов в этот момент отказываются участвовать в ритуале. Им это совершенно не нужно, но нет сомнения, что раньше или позже их заставят раскаяться в своем нонконформизме.".

Waterfall (Водопад). Литография, 1961Эшер:"В статье "Британского журнала психологии" Р. Пенроуз опубликовал чертеж треугольника в перспективе, копия которого воспроизводится здесь. Конструкция составлена из перекладин, положенных одна на другую под прямым углом. Следя глазами за ее элементами поочередно, мы не заметим несоответствия между ними. Однако перед нами – совершенно невозможное целое, поскольку в интерпретации расстояния между объектами и наблюдателем возникают неожиданные изменения. Эта немыслимая конструкция трижды "вмонтирована" в картину. Падающая вода приводит в движение мельничное колесо и течет по наклонному зигзагообразному желобу между двумя башнями, возвращаясь к точке, где водопад начинается снова. Мельнику достаточно время от времени плеснуть туда ведерко воды, чтобы компенсировать испарение. Кажется, что обе башни одинаковой высоты; тем не менее, та, что справа, оказывается этажом ниже, чем башня слева.".

А так могло бы выглядеть рабочее место художника (основано на его работах):

Ссылки:Здесь можно ознакомиться с его биографией, разделением работ по темам и исследованием белого пятна в середине литографии "Картинная галерея".На этом сайте ещё множество интересных работ, не поместившихся в пост.www.mcescher.com - официальный сайт и русская версия mcesher.ru (отсюда видео).

his-v.livejournal.com

Непостижимый Морис Эшер

Работы Эшера - это потрясающие иллюстрации к математическим идеям периодичности и теории кристаллографических групп, они демонстрируют типы симметрии, применимы в инженерном деле, геологии и криптографии.

Заполни пространство

Никто не знает, откуда у человека внутренняя потребность складывать части, чтобы получить единое целое. Искусство мозаики - очень древнее. Шумеры за тысячи лет до нашей эры украшали ею стены домов. Египетский фараон восседал на троне, усыпанном мозаикой из драгоценных камней. Римляне мостили узорами стены, полы, двери своих домов и даже корабли.

При раскопках Помпеи нашли пол, в который были влеплены изображения фруктов, овощей и цветов: археологи назвали этот шедевр "неметеным полом". Элементы мозаики встречались у персов, греков, византийцев, арабов, японцев, китайцев... Правда, все это, за редкими исключениями, еще не было тесселляциями. Чтобы узор получился правильным, нужно соблюдать правило: тесселляция - это мозаика из абсолютно одинаковых форм, которые прилегают друг к другу без промежутков, не перекрывая одна другую.

Работы Эшера - это потрясающие иллюстрации к математическим идеям периодичности и теории кристаллографических групп, они демонстрируют типы симметрии, применимы в инженерном деле, геологии и криптографии.

Простые геометрические тесселляции могут состоять только из трех фигур: равносторонних треугольников, квадратов и гексагонов. Одно из первых изучений тесселляций было сделано в 1619 году Иоганном Кеплером, описавшим правильные многоугольники на плоскости. В 1891 году русский кристаллограф Федоров доказал, что каждая часть такой мозаики построена в соответствии с одной из 17 групп изометрии, то есть существует всего 17 возможных способов размещения фигуры для того, чтобы заполнить ею всю поверхность. И все они запечатлелись в непостижимых гравюрах голландского художника Мориса Эшера.

Правильный бутерброд

...Однажды Эшер, уже известный художник, ехал в трамвае, и вдруг его окликнула солидная дама: "Маук Эшер?" Первое, чем поинтересовалась постаревшая одноклассница, - не изменилась ли его детская привычка тщательно подбирать кусочки сыра и колбасы, перед тем как положить их на хлеб, чтобы получился идеальный бутерброд.

Работы Эшера - это потрясающие иллюстрации к математическим идеям периодичности и теории кристаллографических групп, они демонстрируют типы симметрии, применимы в инженерном деле, геологии и криптографии.

С детства зарисовывание пространства стало для Эшера манией, которой он остался одержим до конца своих дней. Хотя самую большую известность Эшеру принесли скорее не тесселляции, а картины "невозможных миров", в которых переплелись фантазия и логика: "Если бы вы только знали, какие видения посещают меня в ночной тьме... Иногда моя неспособность сделать их зримыми буквально сводит меня с ума".

Биографические факты

Морис Корнелиус Эшер родился 17 июня 1898 года в Леевардене (Голландия) в семье инженера и дочери министра. С детства Маук, как звали его родные и друзья, учился плотницкому делу и игре на фортепиано. Но когда пошел в школу, успевал только по рисованию. Учитель, заметив талант ребенка, научил его делать гравюры. Эшер так и не получил высшего образования, зато брал уроки в Школе архитектуры у Самюэля де Месквита, главного учителя своей жизни (в 1944 году Месквит был арестован и умер в концлагере. Всю жизнь Эшер хранил у себя эскиз учителя с отпечатком немецкого сапога).

Работы Эшера - это потрясающие иллюстрации к математическим идеям периодичности и теории кристаллографических групп, они демонстрируют типы симметрии, применимы в инженерном деле, геологии и криптографии.

Побывав с семьей в Италии, Морис решил поселиться на юге. Путешествие в Гранаду и ее загородный мавританский дворец Альгамбру определило многое. В деталях скопировав арабские фрески, Эшер навсегда поддался очарованию повторяющихся орнаментов. Первая его тесселляция называлась "Восемь голов". В Италии Эшер познакомился со швейцаркой Джеттой Умикер. Вскоре они поженились и поселились неподалеку от Рима. В 1926 году родился старший сын Джордж, в 1930 году - младший, Артур.

Уже тогда Эшер был известной личностью в Европе: на крестинах Джорджа присутствовали король Эммануэль и Муссолини. В 1929 году в Голландии за один год прошли целых 5 персональных выставок художника. Когда в 1935 году девятилетнего сына Эшера заставили носить форму гитлерюгенда, художник понял, что пора покинуть Италию. Семья переезжает в Швейцарию, и без южного солнца Мориса постоянно одолевает депрессия. Однажды Эшер показал свои тесселляции брату Биру. Бир, профессор геологии, был поражен гравюрами и увидел в них воплощение идей кристаллографии. Он прислал брату список книг, и Эшер увлекся теоретической стороной вопроса.

Работы Эшера - это потрясающие иллюстрации к математическим идеям периодичности и теории кристаллографических групп, они демонстрируют типы симметрии, применимы в инженерном деле, геологии и криптографии.

В феврале 1941 года Эшер с женой переехал в Голландию, в город Барн. В этом городе он останется до самой смерти. Всемирная известность пришла к нему в 1951 году, после публикаций сразу в нескольких популярных журналах. Чуть раньше он становится известен как лектор, а в апреле 1955 года художника посвящают в рыцари. Продажа картин начинает приносить приличные деньги, но Эшер по-прежнему ведет аскетический образ жизни. К концу дней он не общался почти ни с кем и умер в лютеранской больнице при доме престарелых в возрасте 73 лет.

У ворот волшебного сада

В 1954 году в Амстердаме состоялась большая выставка Эшера, приуроченная к Международному математическому конгрессу. С этого времени вся физико-математическая литература изобилует гравюрами Эшера. Нобелевский лауреат Чен Нин Ян использовал его "Всадника" для объяснения принципов симметрии в квантовой механике. Работы Эшера - это потрясающие иллюстрации к математическим идеям периодичности и теории кристаллографических групп, они демонстрируют типы симметрии, применимы в инженерном деле, геологии и криптографии.

Работы Эшера - это потрясающие иллюстрации к математическим идеям периодичности и теории кристаллографических групп, они демонстрируют типы симметрии, применимы в инженерном деле, геологии и криптографии.

А художник смеялся: он ни разу в жизни не получил хорошей оценки по математике и был математически безграмотен. Когда однажды известный геометр Кокстер пригласил Эшера на свою лекцию о математическом содержании его литографий, художник не понял почти ни слова. Как писал сам Эшер, "математики находят путь к вратам сада. Но они никогда не заходят внутрь, чтобы оценить его наслаждения". Найдите путь к его альбомам и загляните в сады Эшера, где растут ящерицы и привидения и бегут вверх-вниз головокружительные лестницы.

Немного фактов о хозяине невозможных миров

Работы Эшера - это потрясающие иллюстрации к математическим идеям периодичности и теории кристаллографических групп, они демонстрируют типы симметрии, применимы в инженерном деле, геологии и криптографии.

Самая большая картина Мориса Эшера, на которой представлена последовательность 10 трансформаций, - "Метаморфозы-2". Это полотно размером 19 см на 3,9 м. Однажды, чтобы найти средства на круиз по Средиземному морю, Эшер обратился в морскую компанию "Адрия". Он предложил гравюры кораблей и портов, которые сделает в пути, в качестве платы за путешествие. В "Адрии" с радостью согласились. Как и многие гении, Эшер был левшой. Он рисовал левой рукой, а писал правой. Знаменитую серию гравюр "Дни творения" Эшер создал после гибели брата-альпиниста. Создавая "Рептилий", Эшер сначала вылепил фигурку крокодила из пластилина и перемещал ее по столу. В наследии Мориса Эшера 448 ксилографий, линогравюр и литографий и больше 2000 рисунков. Из них ровно 137 - тесселляции. Последняя, с привидениями, - решение загадки, присланной математиком Роджером Пенроузом.

relax.wild-mistress.ru

Морис Корнелис Эшер / картины

Автопортрет

Морис Корнелис Эшер (Maurits Cornelis Escher) родился в 1898 году в Леевардене (Голландия).

Он увлекался рисованием с детства и в юности познакомился с технологией формирования печатного рисунка.

В 1921 году семья Эшеров посетила Ривьеру и Италию. Молодой Морис был очарован пейзажами и растительностью средиземноморья. Эта любовь к природе южной Европы осталась с ним на всю жизнь. Потом он не раз возвращался в Италию.

Во время одного из путешествий в Италию Эшер проездом посетил Альгамбру (Испания), где познакомился с арабским декоративным искусством. В Италии в 1923 году Эшер женился на дочери швейцарского промышленника Джетте Умикер. Они прожили в Италии более десяти лет, после чего в 1935 году переехали Швейцарию, а чуть позже в Бельгию.

В 1936 году Эшер вторично посетил Альгамбру для детального изучения мавританских мозаик. После этой поездки художник начал активно экспериментировать с изображением мозаичных изображений. В 1937 году он создает свою знаменитую работу "Метаморфозы". В 1940 году после смерти матери Эшер с Джеттой переехали в оккупированную Бельгию и купили дом в Барне, где художник и прожил до конца своих дней.

По окончании Второй Мировой Войны Эшер обрел настоящую популярность. Его работы оказались оценены математиками. В период с 1950 по 1960 годы он создал свои наиболее известные картины в том числе и с невозможными конструкциями.

В начале 1960-х годов Эшер выступил с лекциями в Кебридже (Англия) и в США.

Не смотря на плохое самочувствие Эшер продолжал создавать свои гениальные гравюры. Умер художник в 1972 году.

Творчество Эшера оказало огромное влияние на несчетное количество художников в разных странах мира. Среди них и Жос де Мей, и Сандро дель Пре, и Иштван Орос. Работы Эшера являются наиболее излюбленными среди математиков.

Официальный сайт художника http://www.mcescher.com

Дата сообщения: 08.05.2008 01:41 [#] [@]

art-talk.ru

Эшер и последователи | NetLore Морис Эшер, Эшер, арт, гении, графика, классика, компьютер, литография, мир, реклама, художник

(Залогиньтесь, чтобы почистить страницу.) Морис Эшер — нидерландский художник-график. Известен прежде всего своими концептуальными литографиями и гравюрами, в которых мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трехмерных объектов. У Эшера было небольшое психическое отклонение — он испытывал болезненное влечение к падению. При взгляде вверх, на башню, гору или бесконечную вертикаль Эшер впадал в экстатическое оцепенение. Об этом вспоминают многие его биографы и друзья. Патологическая любовь к высоте породила его неповторимую манеру письма — что бы ни изображал Эшер, это было нарушение очевидного, падение вниз, выворачивание наизнанку, насмешка над силами тяжести и искривление позвоночного пространства.

Для сюжетов «классических» произведений Эшера («Рисующие руки», «Метаморфозы», «День и ночь», «Рептилии», «Встреча», «Дом с лестницей» и т. д.) характерно остроумное осмысление логических и пластических парадоксов. В сочетании с виртуозной техникой это производит сильное впечатление. Многие графические и концептуальные находки Эшера вошли в число символов XX века и впоследствии неоднократно воспроизводились или «цитировались» другими художниками.

Рисующие руки

Одним из самых выдающихся аспектов творчества Эшера является изображение «метаморфоз», фигурирующих в разных формах во множестве работ. Художник подробно исследует постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой, посредством незначительных изменений в очертаниях. Кроме того, Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (птицы превращаются у него в рыб и проч.) и даже «одушевлял» в ходе метаморфоз неодушевленные предметы, превращая их в живых существ.

Метаморфозы 

День и Ночь Встреча Рептилии  Морис Эшер одним из первых стал изображать в своих мозаичных картинах фракталы. Только спустя десятилетия ученые стали изучать свойства этих фигур и с помощью компьютеров создавать то, что Эшер рисовал вручную.

«Вавилонская башня» — одна из самых известных гравюр. 

Вверх и вниз  В современном мире у Эшера есть масса поклонников, подражателей или просто художников, на чью манеру письма оказал заметное влияние стиль Эшера. (Роб Гонсалес, например.)

Реклама канцтоваров

Реклама Audi Quattro от агенства BBDO «Almap»

Серия для Audi 

Серия принтов, тоже для Audi — визуализация слогана «Whatever the road holds» (Куда бы не держала дорога). 

Улитка 

Замечательная картинка "Улитка" — автор, к сожалению, неизвестен, если объявится — с удовольствием напишем

Лестница

Лестница — реальная, но выглядит очень похоже на эшеровские. Автор также неизвестен

Использованы материалы escher.ru

www.netlore.ru

Назад в Голландию (1941–1954)

Назад в Голландию (1941–1954)

Рыба. 1941, гравюра на дереве

Назад в Голландию (1941–1954)

Мозаика с рептилией. 1941, гравюра на дереве

Назад в Голландию (1941–1954)

Шестигранник. 1942, литография

Назад в Голландию (1941–1954)

Рептилии. 1943, литография

Назад в Голландию (1941–1954)

Муравей. 1943, литография

Назад в Голландию (1941–1954)

Одуванчик. 1943, резьба по дереву

Назад в Голландию (1941–1954)

Одуванчик. 1943, резьба по дереву

Назад в Голландию (1941–1954)

Столкновение. 1944, литография

Назад в Голландию (1941–1954)

Балкон. 1945, литография

Назад в Голландию (1941–1954)

Дорические колонны. 1945, резьба по дереву

Назад в Голландию (1941–1954)

Три сферы I. 1945, резьба по дереву

Назад в Голландию (1941–1954)

Диплом временной академии, Эиндховен. 1945, гравюра на дереве

Назад в Голландию (1941–1954)

Магическое зеркало. 1946, литография

Назад в Голландию (1941–1954)

Три сферы II. 1946, литография

Назад в Голландию (1941–1954)

Всадник. 1946, гравюра на дереве

Назад в Голландию (1941–1954)

Мумия лягушки. 1946, меццо-тинто

Назад в Голландию (1941–1954)

Глаз. 1946, меццо-тинто

Назад в Голландию (1941–1954)

Новогодняя открытка. 1947, гравюра на дереве

Назад в Голландию (1941–1954)

Галлерея. 1946, меццо-тинто

Назад в Голландию (1941–1954)

Другой мир. 1947, резьба по дереву, гравюра на дереве

Назад в Голландию (1941–1954)

Вверх и вниз. 1947, литография

Назад в Голландию (1941–1954)

Рисующие руки. 1948, литография

Назад в Голландию (1941–1954)

Росинка. 1948, меццо-тинто

Назад в Голландию (1941–1954)

Солнце и луна. 1948, гравюра на дереве

Назад в Голландию (1941–1954)

Изучение звезд. 1948, гравюра на дереве

Назад в Голландию (1941–1954)

Звезды. 1948, резьба по дереву

Назад в Голландию (1941–1954)

Звезды. 1948, резьба по дереву

Назад в Голландию (1941–1954)

Новогодняя открытка. 1949, гравюра на дереве

Назад в Голландию (1941–1954)

Мозаика с птицами. 1949, резьба по дереву

Назад в Голландию (1941–1954)

Мозаика с птицами. 1949, резьба по дереву

Назад в Голландию (1941–1954)

Ракушки. 1949, меццо-тинто

Назад в Голландию (1941–1954)

Рыба и лягушки. 1949, резьба по дереву

Назад в Голландию (1941–1954)

Двойной астероид. 1949, резьба по дереву

Назад в Голландию (1941–1954)

Порядок и хаос. 1950, литография

Назад в Голландию (1941–1954)

Рябь. 1950, гравюра на куске линолеума

Назад в Голландию (1941–1954)

Дьяволы (виньетка). 1950, резьба по дереву

Назад в Голландию (1941–1954)

Предопределение. 1951, литография

Назад в Голландию (1941–1954)

Орнамент I. 1951, меццо-тинто

Назад в Голландию (1941–1954)

Скручивание. 1951, литография

Назад в Голландию (1941–1954)

Дом ступенек. 1951, литография

Назад в Голландию (1941–1954)

Две интересных плоскости. 1952, гравюра на дереве

Назад в Голландию (1941–1954)

Лужа. 1952, гравюра на дереве

Назад в Голландию (1941–1954)

Гравитация. 1952, литография и акварель

Назад в Голландию (1941–1954)

Концентрическая оболочка. 1953, резьба по дереву

Назад в Голландию (1941–1954)

Концентрическая оболочка. 1953, резьба по дереву

Назад в Голландию (1941–1954)

Относительность. 1953, литография

Назад в Голландию (1941–1954)

Спирали. 1953, резьба по дереву

Назад в Голландию (1941–1954)

Экслибрис А.Р.Р. Вертейм. 1954, гравюра на дереве

Назад в Голландию (1941–1954)

Тетраидрический метеорит. 1954, гравюра на дереве

mcesher.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта