Презентация "Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи". Монолог по картине


Монолог картины, висящей на стене - Рассказы - Проза - Произведения

Сижу, никого не трогаю, примус починяю. Точнее, не сижу, а вишу, и примус не починяю, но никого не трогаю - это точно. А, может, и трогаю, недаром возле меня словесные битвы разгораются. - Она мне не нравится! - Зато мне нравится! - Она портит интерьер! - Это ты интерьер портишь! Дальше лучше не слушать - результат известен заранее. Победителем, как обычно, остаюсь я, наслаждаясь триумфом.

Но я не гордая, могу и в углу постоять. Однажды так и произошло. Правда, стоять мне пришлось недолго. А помогло восстановить справедливость солнце! Могли бы сделать ремонт, но вернуть меня на место было проще. Помните Простоквашино? - Какая польза от этой картины? - Она дырку в обоях загораживает! Я дырку в обоях не загораживаю. У нас и обоев-то нет. Я просто вишу очень долго. Меня - в угол, а на стене немым укором остался «квадрат Малевича». Ну, разумеется, Малевич розовые квадраты не рисовал. И, вообще, человек, хоть немного знакомый с геометрией, скажет, что это не квадрат, а прямоугольник. В тот раз дело закончилось компромиссом: - Купим новую картину после ремонта. А пока давай повесим эту?

С тех пор грядущий ремонт стал моим ночным кошмаром. Я видела в мельчайших подробностях, как чужие люди выносят в другую комнату мебель, а картину – меня! – на помойку. Я лежу под открытым небом, по мне топчутся люди и животные, коварный дождь размывает и без того блёклые от времени краски, плотный картон размокает и превращается в бесформенную жижу под ногами. Бррр! Если бы я могла говорить, я бы обязательно закричала: - Люди! Вы не по картине топчетесь! Вы топчете художника, который вложил в меня душу! Но я не могу говорить, поэтому молча страдаю и плачу ночами. К утру слезы высыхают, оставляя после себя еле заметные полоски. И только женский проницательный взгляд может их заметить. - Это похоже на следы слез. - Не смеши меня, дорогая. Не надо вкладывать душу в неодушевленные предметы. Жалкий глупец! - не в предметы, а в свой труд! Я потому и нравлюсь людям, что в меня вложена душа неизвестного художника.

Час икс настал! Именно так все и происходит – незнакомые небритые мужики с запахом табака и перегара, чертыхаясь и матерясь, выносят мебель в другую комнату. Меня снимают со стены, обнажив «квадрат Малевича», который когда-то спас меня от незавидной участи. Я бросаю на него прощальный взгляд - увы, больше он мне не союзник. Неужели?! Уф, кажется, опять пронесло. В соседней комнате темно, пыльно и тесно. Но я дома, дома! Да, это мой дом! Я здесь вишу больше тридцати лет и помню хозяйку маленьким ребенком.

Вот он – час моего торжества! Меня вносят в комнату и водружают на прежнее место. Как приятно висеть на пахнущей чистотой стене! - Мы вроде хотели купить новую картину? Я ему определённо не нравлюсь. Что я ему сделала?! - Мы потратили на ремонт больше, чем планировали. Ты просто умница! Я люблю тебя ещё больше, чем прежде!

Прошло совсем немного времени, когда я услышала фразу, которая окончательно решила мою участь. - Дорогая, после ремонта картина смотрится иначе. Она делает комнату уютнее. Давно бы так!

Я начинаю понимать, почему ремонт делали в таком темпе – в семье долгожданное пополнение. Малыш активно осваивает пространство. Мама показывает на меня и говорит: - Эту картину нарисовал твой дедушка. Вот оно что! – я память об отце!

Как быстро летит время! Маленький сын хозяйки взял в руки карандаш и нарисовал – кого бы вы подумали? – меня! Ну, мама с папой там тоже, конечно, есть, но – самое главное! – я в сердце маленького хозяина! Мечты, мечты! Я уже вижу, как он вырос и стал известным художником. Все стены увешаны картинами, а на самом почетном месте вишу я. Хозяин показывает меня гостям и говорит: - Эту картину нарисовал мой дед. В детстве я часто смотрел на нее и мечтал стать художником.

Что изображено на картине? – спросите вы. Разве это имеет значение? Я просто - память.

Опубликовано: 15/11/15, 18:14 | Свидетельство о публикации № 248-15/11/15-22584 | Просмотров: 666

litset.ru

Презентация "Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи"

ПЕЙЗАЖНАЯ КАРТИНА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ПЕЙЗАЖНАЯ КАРТИНА

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

«Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке. Недаром монологу нужно учить. В малокультурной среде только не многие, люди с тем или иным литературным дарованием способны к монологу; большинство не в состоянии ничего связно рассказать» Л.В. Щерба

«Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке. Недаром монологу нужно учить. В малокультурной среде только не многие, люди с тем или иным литературным дарованием способны к монологу; большинство не в состоянии ничего связно рассказать» Л.В. Щерба

Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание  Основная характеристика связной речи – понятность для собеседника Основная функция связной речи – коммуникативная Связная речь отражает логику мышления ребенка, его умение обдумывать воспринимаемое и умение выразить в правильной форме Формы связной речи: Диалогическая речь Монологическая речь
  • Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логических сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание 
  • Основная характеристика связной речи – понятность для собеседника
  • Основная функция связной речи – коммуникативная
  • Связная речь отражает логику мышления ребенка, его умение обдумывать воспринимаемое и умение выразить в правильной форме

Формы связной речи:

  • Диалогическая речь
  • Монологическая речь
ДИАЛОГ

ДИАЛОГ

  • Главная особенность диалога – чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого
  • В диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь и не нуждаются развертывании мысли и высказывания
  • Устный диалог сопровождается жестами, мимикой, интонацией
Для диалога характерны разговорная лексика и фразеология, краткость, обрывистость. Речь в нем может быть неполной сокращенной, иногда фрагментарной Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками Типично использование речевых стереотипов, устойчивых форм общения, шаблонов и клише
  • Для диалога характерны разговорная лексика и фразеология, краткость, обрывистость.
  • Речь в нем может быть неполной сокращенной, иногда фрагментарной
  • Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками
  • Типично использование речевых стереотипов, устойчивых форм общения, шаблонов и клише
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГУ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГУ

  • Основной метод в повседневном общении – разговор воспитателя с детьми
  • Беседа – целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный подготовленный диалог на заранее выбранную тему
  • Используется прием словесных поручений
  • Эффективный метод – дидактическая игра
  • Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги
МОНОЛОГ

МОНОЛОГ

  • Монолог – связное, логическое последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей
  • Выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям
  • Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто
В монологе важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация) Характерны литературная лексика, развернутость высказываний, законченность, логическая завершенность Связность монолога обеспечивается одним говорящим Монологическая речь – более сложный, произвольный, более организованный вид речи и требует специального речевого воспитания
  • В монологе важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация)
  • Характерны литературная лексика, развернутость высказываний, законченность, логическая завершенность
  • Связность монолога обеспечивается одним говорящим
  • Монологическая речь – более сложный, произвольный, более организованный вид речи и требует специального речевого воспитания
СРЕДСТВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ МОНОЛОГОВ

СРЕДСТВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ МОНОЛОГОВ

  • Игрушки, картины, предметы
  • Опыт детей
  • Воображение детей
Типы монолога ТИП МОНОЛОГА ФУНКЦИИ МОНОЛОГА Описание – это сообщение в виде перечисления одновременных или постоянных признаков какого-либо предмета Повествование – это сообщение о развивающихся событиях или изменяющемся состоянии какого-либо объекта СТРУКТУРА МОНОЛОГА Характеристика внешних или внутренних признаков объекта Рассуждение – сообщение о фактах, находящихся в причинно- следственных отношениях Изложение событий во временной последовательности; Общая характеристика объекта описания; последовательное перечисление отдельных признаков; - оценочное суждение передача изменения в состоянии какого- либо объекта Экспозиция; Объяснение какого-либо факта; доказательство чего-либо; достижение умозаключений, выводов, обобщений - завязка; тезис, выражающий какое-либо суждение, мнение; доказательство( система аргументов) вывод- заключение - развитие событий; - кульминация; - развязка

Типы монолога

ТИП МОНОЛОГА

ФУНКЦИИ МОНОЛОГА

Описание – это сообщение в виде перечисления одновременных или постоянных признаков какого-либо предмета

Повествование – это сообщение о развивающихся событиях или изменяющемся состоянии какого-либо объекта

СТРУКТУРА МОНОЛОГА

Характеристика внешних или внутренних признаков объекта

Рассуждение – сообщение о фактах, находящихся в причинно- следственных отношениях

Изложение событий во временной последовательности;

  • Общая характеристика объекта описания;
  • последовательное перечисление отдельных признаков;

- оценочное суждение

передача изменения в состоянии какого- либо объекта

Объяснение какого-либо факта; доказательство чего-либо; достижение умозаключений, выводов, обобщений

- завязка;

  • тезис, выражающий какое-либо суждение, мнение;
  • доказательство( система аргументов)
  • вывод- заключение

- развитие событий;

- кульминация;

- развязка

Пейзажная живопись — это изображение естественной природы или какой-либо местности. Пейзажная картина чаще всего отражает красоту родной природы. Педагогическая ценность пейзажных картин в работе с дошкольниками обусловлена их огромной познавательной и эстетической ценностью. Трудности составления монологов по пейзажной картине

Пейзажная живопись — это изображение естественной природы или какой-либо местности. Пейзажная картина чаще всего отражает красоту родной природы. Педагогическая ценность пейзажных картин в работе с дошкольниками обусловлена их огромной познавательной и эстетической ценностью.

Трудности составления монологов по пейзажной картине

  • Трудности составления монологов по пейзажной картине обусловлены ее статичностью. Пейзаж или пейзажную картину дошкольники воспринимает как целостный, нерасчлененный образ, вызывающий у них определенные эстетические чувства
  • Трудности составления монологов по пейзажной картине связаны также с тем, что восприятие детьми статичных изображений, каким и является пейзажная картина, связано с быстрой утратой интереса к ним
Педагогическая технология ( автор Бизикова О.А. к.п.наук) Цель: развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной картины. Задачи:

Педагогическая технология ( автор Бизикова О.А. к.п.наук) Цель: развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной картины.

Задачи:

  • Обогащать опыт детей впечатлениями о природных явлениях на основе наблюдений в природе и рассматривания пейзажной живописи.
  • Развивать у старших дошкольников восприятие пейзажных картин, интерес к ним.
  • Обогащать словарь детей образными средствами языка выражающими впечатления о природе.
  • Учить строить по пейзажным картинам монологи различных типов (описание, повествование, рассуждение).
  • Воспитывать эстетическое отношение к природе и произведениям живописи.
Этапы работы по развитию монологической речи Первый этап Цель первого этапа — расширение опыта общения детей с природой, воспитание эстетического отношения к ней, обогащение словаря дошкольников образными средствами языка, выражающими впечатления о природе . Ус ловия для накопления впечатлений : 1.Перед рассматриванием картин организовывать соответствующие наблюдения в живой природе. 2.Художественное слово. 3. Диалог 4.Актуализация опыта

Этапы работы по развитию монологической речи

Первый этап

Цель первого этапа — расширение опыта общения детей с природой, воспитание эстетического отношения к ней, обогащение словаря дошкольников образными средствами языка, выражающими впечатления о природе .

Ус ловия для накопления впечатлений :

1.Перед рассматриванием картин организовывать соответствующие наблюдения в живой природе.

2.Художественное слово.

3. Диалог

4.Актуализация опыта

Внесение картины для рассматривания Золотая осень. Худ.Поленов В.Д. 1893.Музей-усадьба им. В.Д.Поленова

Внесение картины для рассматривания

Золотая осень. Худ.Поленов В.Д. 1893.Музей-усадьба им. В.Д.Поленова

Второй этап Цель второго этапа — обучение детей элементам речи-рассуждения . Данный тип монолога сложнее других, однако приобщение детей к его элементам способствует дальнейшему развитию восприятия картин. Основные приемы обучения детей элементам речи-рассуждения:

Второй этап

Цель второго этапа — обучение детей элементам речи-рассуждения . Данный тип монолога сложнее других, однако приобщение детей к его элементам способствует дальнейшему развитию восприятия картин.

Основные приемы обучения детей

элементам речи-рассуждения:

  • проблемные вопросы или задания «доказать»;
сравнение двух или трех картин со сходным пейзажем; выбор стихотворения, подходящего к данному пейзажу Хвойный лес. Худ. Шишкин И.И.1880-е Золотая осень. Худ. Левитан И.И.1895.
  • сравнение двух или трех картин со сходным пейзажем;
  • выбор стихотворения, подходящего к данному пейзажу

Хвойный лес.

Худ. Шишкин И.И.1880-е

Золотая осень. Худ. Левитан И.И.1895.

Третий этап Цель третьего этапа — развитие у детей связной описательной речи на основе пейзажной картины. Реалистический рассказ-повествование состоит из следующих частей: рассказ о том, как выглядел пейзаж до изображенного времени рассказ о пейзаже, изображенном на картине рассказ о грядущих изменениях пейзажа . Сказочный рассказ-повествование предполагает создание сказочных сюжетов, оживление объектов пейзажа, включение в рассказ их диалогов и т.д.

Третий этап Цель третьего этапа — развитие у детей связной описательной речи на основе пейзажной картины.

Реалистический рассказ-повествование состоит из следующих частей:

  • рассказ о том, как выглядел пейзаж до изображенного времени
  • рассказ о пейзаже, изображенном на картине
  • рассказ о грядущих изменениях пейзажа .

Сказочный рассказ-повествование предполагает создание сказочных сюжетов, оживление объектов пейзажа, включение в рассказ их диалогов и т.д.

Игровые приемы: - тематические выставки репродукций пейзажных картин Дети, выступая в роли экскурсоводов, рассказывают о пейзажах, отгадывают о какой картине идёт рассказ их товарища -изготовление тематических книг, под диктовку детей записываются их рассказы по пейзажным картинам. - отобранные родителями репродукции пейзажных картин помещаются в книгах, каждая сопровождается рассказом ребёнка.

Игровые приемы: - тематические выставки репродукций пейзажных картин

Дети, выступая в роли экскурсоводов, рассказывают о пейзажах, отгадывают о какой картине идёт рассказ их товарища -изготовление тематических книг, под диктовку детей записываются их рассказы по пейзажным картинам. - отобранные родителями репродукции пейзажных картин помещаются в книгах, каждая сопровождается рассказом ребёнка.

Педагогическая технология развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной картины дает эффективные результаты, соответствует требованиям ФГОС.

Педагогическая технология развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной картины дает эффективные результаты, соответствует требованиям ФГОС.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!

kopilkaurokov.ru

Монолог художника

Облачное дерево

«Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен» – знаменитые строки из пролога поэмы «Возмездие» Александра Блока.

В ней он рассказывает о судьбе художника, о её коварстве и о трудностях, которые приходится преодолевать, чтобы достигнуть счастья и понять, что жизнь стóит любых хлопот, что она неповторима и этим изумительна.

И верно, мы порой и не догадываемся, что ждёт нас за очередным поворотом, за сложным выбором. Он, возможно, радикально изменит нашу жизнь, но, наверное, и даст шанс, который потребует риска и терпенья.

 

«Жизнь – без начала и конца...»

Судьбоносные решения, вечная кутерьма, скучная невыносимая рутина, раздражающая суета, внутренние треволнения – ералаш нашего безумного существования, жутковатый калейдоскоп, сумасшедший вихрь, пугающий скоростью своего вращения, высотой, с которой после придётся падать вниз, и неописуемой неисчерпаемой бездонной игрой ярких красок и блеклых полутонов, мерных оттенков и цветастых пятен, неуправляемых эмоций и вечных тёплых чувств...

И как тут не запутаться художнику? Как не потеряться? Как не забрести в тёмные дебри, из которых, увы, выбраться бывает не под силу?

«Нас всех подстерегает случай...»

Мы льём слёзы радости, а после горько смеёмся, обещаем себе, другим, но выполнять данное слово не спешим, верим в то, что достойно смеха и сожаления, а то, что очевидно, глупо упускаем из виду, хотя и понимаем, что творим, намеренно совершаем ошибки, а исправлять их избегаем, прячемся, но отлично знаем, что всё тайное становится явным. Абсурдно и сумасбродно!

Взрослые люди похожи на неопытных детей, которые радуются дождю каждый раз, видя его миллионы раз, прыгают на грабли, просто чтобы проверить, стукнут ли они на этот раз... Действительно, вдруг повезёт?

«Тебе дано бесстрастной мерой измерить всё, что видишь ты...»

Но, возможно, в этом и есть прелесть жизни? Именно это даёт нам цель, смысл дальнейшего существования. Необоснованный риск, безрассудные поступки, необъяснимые действия, смелые мысли, великие мечты, необдуманные решения – разве это не прекрасно?

Бежать наперекор всему миру, доказывать ему свою правоту, ломать границы и рамки, смело идти с гордо поднятой головой вперёд сквозь страшные тернии, через топкие болота, преодолевать все беды – разве не в этом суть творчества? Разве ради этого не стоит рисковать, кружиться в волшебном водовороте, бушующем урагане желаний, идей и стремлений?

«И в каждом сердце, в мысли каждой – свой произвол и свой закон...»

И в самом деле, мы часто всё усложняем, требуем геройства, жертв. Но для начала достаточно любить родных, уважать своих – чужих не бывает, улыбаться каждое утро рассвету, пусть и сложно заставить себя подняться.

Представится случай – мы пакостим, подставляем, если сильные, унижаем слабых, ненавидим даже тех, с кем рядом живём, делим мир на плохих и хороших, в своих неудачах виним других, ссоримся...

«Не ведаем: над нашим станом, как встарь, повита даль туманом, и пахнет гарью...»

Забившись в каменные душные сети – плиточные города, люди судят о том, в чём не смыслят. Им неведомо, как переливисто поёт соловей, как заливисто щебечет по утрам зарянка, как спокойно стучится дождь, как грозно грохочет гром, как тихо шепчет ветер листве чьи-то тайны.

Им не известно, как прекрасна пожилая осень в своём изящном шёлковом пёстром наряде, как грациозна и горда белесая ворчливая старуха зима, как легка и хитра молодая смелая ветреная весна, как добра, тепла и приветлива летняя красавица.

«Над нами – сумрак неминучий, иль ясность божьего лица...»

Мы вздыхаем: «Не слышит Бог наших молитв», хотя сами не исполнили ни единой его заповеди толком. Может, добро надо совершать не для того, чтобы попасть в рай, а для того, чтобы другим было радостно и спокойно, для их счастья, а не для своего.

Спасенье не стóит и гроша, если вся наша добродетель сводится к эгоизму и тщеславию, гордости и страху перед своей сущностью, если наше сердце боится правды, которую надо признать, если оно не способно действовать из чистых и светлых побуждений томящейся души.

«Познай, где свет, – поймёшь, где тьма..»

Выводить терпеливо штрихи, осторожно орудовать ластиком, вырисовывать тонкие линии и тёмные тени, пачкая руки, наслаждаясь полученными картинами; печатать по ночам, совершенно не заботясь о своём здоровье, но после каждого написанного абзаца улыбаться придуманному сюжету; читать при свете фонарика; экспериментировать в закрытых комнатах дни напролёт, не вылезая из дома; программировать за компьютером, скрючившись в три погибели – да, смешно, да, ребячество, но именно эти увлечения дают нам повод жить. Как бы было скучно без этого!

Жизнь – опасная игра, жизнь – странноватая реальность, жизнь – дарованное нам свыше счастье, которое надо ценить.

Откройте дверь и оглядитесь. Как прекрасен мир!

Янтарное солнце блестит рыжеватой яшмой, яхонтовый небосвод переливается бирюзой, изумрудные листья звенят на малахитовых ветках, бриллиантовые облака еле-еле катятся друг за другом, тёмные базальтовые дома тянутся вверх, и то тут, то там мелькают люди, вовлечённые в безумную, но неописуемо прекрасную игру стёклышек в огромном калейдоскопе.

ruslita.ru

Монолог начинающего художника. | Рисуем вместе

Опубликовано 31 Мар 2012 в рубрике «Дневник начинающего художника»

Сегодня я вновь публикую запись в рубрике «Дневник начинающего художника». Я попросила поделиться личным опытом обучения Аллу, с которой мы познакомились еще в январе на бесплатном курсе. 

Алла, несмотря на то, что относит себя к начинающим, настойчиво идет к достижению своей цели и живо интересуется методиками, появляющимися в сети. Причем, интересуется не как читатель, а активно включаясь в различные тренинги и применяя полученные знания на практике. Мне кажется, такое любопытство — очень хорошее качество для того, кто хотел бы освоить что бы то ни было.

Итак, слово Алле: 

Монолог начинающего художника:

Недавно в интернете наткнулась на такое высказывание:

«Творчество — это прерогатива не только художников и поэтов. Каждый из нас имеет возможность развивать свою творческую жилку — предлагая новые, не избитые пути усовершенствования того, что нас окружает, чтобы сделать жизнь легче и радостнее. Творческое начало увеличит эффективность ваших природных талантов, создаст ощущение большей успешности и счастья. Ведь оно помогает находить более легкие пути к тому, что нам нравится делать».

Как это правильно сказано!

Когда я была школьницей,то хотела научиться хорошо рисовать, все мои тетрадки и учебники были изрисованы мордашками, смешными и не очень, глазами, губами, цветками, платьями, мультяшными героями, за что моих родителей постоянно вызывали в школу, а они меня за это «пороли»…

Художницы из меня не вышло, о чем я даже не знаю, жалею или нет, мыслей таких никогда не было. Зато творческое мое начало помогло мне в жизни, в институте — чертить проекты, после института — занималась машинной вышивкой и шитьем. Был даже такой период, я работала несколько лет преподавателем по вышивке, а там без рисования не обойтись.

Уже после выхода на пенсию, я однажды случайно заглянула в образовательный центр нашего микрорайона, где оказались курсы по обучению взрослых людей рисованию. Этому я была очень рада, и вот уже полгода хожу заниматься.

Так как я человек любознательный, мне захотелось расширить свои познания в интересующем меня вопросе, и я начала копаться в интернете, где нашла огромный материал — теоретический, практический в виде курсов, книг, видео-уроков,текстовых и с пошаговыми фотографиями изображений.

В таком обилии информации можно было заблудиться.

В нашей жизни немаловажную роль играет случай, который привел меня к прекрасным педагогам и художникам: Александре Мережниковой, Марине Трушниковой, Миле Наумовой, Екатерине Мороз, Дмитрию Розе, Вугару Мамедову. И если видео-курсы Екатерины Мороз, Дмитрия Розы, Вугара Мамедова показывали весь процесс рождения картин, то Александра Мережникова, Марина Трушникова и Мила Наумова не только показывали как рисовать или писать картину, но и обучали, подсказывали, хвалили, журили.

Это очень здорово, живое общение не заменит никакая книга. Особенно мне понравились занятия по основам цветоведения у Марины Трушниковой, на которых Марина учила пониманию цвета, это оказалось очень трудно и я порой злилась на себя за то, что не могу увидеть цвет в том или ином предмете, что не хватает фантазии для изображения в правильном цвете пейзажа или цветка или травинки, или неба и так далее… Я, конечно, не постигла Цвет, но получила основу. За это я благодарна Марине.

Александра учила меня линиям, штриховкам, теням и пониманию того, что я хочу продолжать учиться рисовать.

Заканчиваю свой монолог умными словами, которые я встретила на бескрайних полях интернета:

«Обучение – вечный процесс. И никто не обещал, что будет легко. Победителями становятся не те, кому было все дано от рождения. А те, кто сумел преодолеть массу трудностей, воспитать свой характер, найти свой путь и пойти по нему, иногда вопреки толпе с ее вечными лозунгами «хлеба и зрелищ».

Успехов всем.

С уважением, Алла Кощеева

Post scriptum от автора блога:

На различных художественных сайтах обычно не рассказывают о других преподавателях… Чаще можно встретить призывы: «Приходите к нам, мы вас всему научим». Не думаю, что это происходит от злого умысла. Интернет большой, и мы просто можем не знать обо всем, что в нем происходит) Но я признательна тем, кто знакомит меня с новыми именами. Мне, конечно, любопытно, что делают другие. Но не только.

Дело в том, что в рисовании как нигде важно найти своего преподавателя,  человека, чей стиль обучения вам нравится, и с которым вы говорите на одном языке. 

Возможностей учиться сейчас очень много. И я искренне советую: если что-то не получается, не нужно опускать руки. Попробуйте сменить тактику, способ обучения, педагога. Ключик к раскрытию творческого начала (или даже таланта), возможно, лежит поблизости,  стоит просто посмотреть вокруг.

Содержание

Вернуться на главную страницу

Еще почитать:

artfound.ru

Обучение монологу-описанию по картинке в начальной школе - К уроку - Иностранные языки

Обучение монологу-описанию по картинке в начальной школе.

Крукович Наталия Николаевнаучитель английского языка ГОУ Прогимназия 1768 г. Москва

На ранних этапах изучения иностранного языка самым эффективным приемом семантизации лексики является предметная картинка. Иллюстрации к рифмовкам, песням, сказкам и рассказам позволяют использовать беспереводной способ, тем самым развивая языковую догадку и приближая учащихся к естественной ситуации общения. Научить младших школьников монологу-описанию по картинке является задачей учителя. Согласно новой модели итоговой аттестации по английскому языку в начальной школе именно это умение оценивается по следующим критериям:

- содержание монолога;

- логичность высказывания;

- лексический репертуар;

- языковая грамотность.

Таким образом умение описать картинку(фотографию) с опорой на предложенные вопросы свидетельствует о сформированности навыка говорения на начальном этапе.

Для того чтобы учащиеся полюбили и научились описывать картинки, необходимо на каждом уроке, на разных его этапах, использовать элементы описания согласно поставленной цели занятия. Ни одна картинка в учебнике не должна остаться без внимания детей. Задача учителя увидеть скрытый на первый взгляд лексический, грамматический и фонетический материал, научить детей видеть все, что изображено на картинке, направляя их своими вопросами, заставляя их рассуждать, обращая внимание на содержание, логику и грамотное оформление речи.

Большинство УМК для начальной школы предлагает модульное обучение по темам. Наряду с иллюстративным материалом учебника целесообразно использовать тематические картинки для обобщающего урока по окончании модуля. На таком уроке я использую презентации в PowerPoint. Покажем на примере картинки «At a birthday party» (из учебника Young Learners English. Starters. Practice Tests by Sandra Fox, издательство Macmillan Publishers Limited, 2011, стр. 44-45) разнообразие приемов работы по картинке, исходя из уровня подготовленности учащихся.

Classroom activities

  1. I spy

Teacher: I spy with my little eyes something beginning with … M… (monster)B… (box)C…(cake, candle, chair, camera)T…(table, telephone)L…(lamp)F…(fruit, fridge)S…(sandwich)G…(grapes)

  1. What am I?

Teacher reads the descriptions and asks the pupils to guess what it is.

I can take a photo of you. Smile, please. Say cheese. – What am I? (I’m a camera.)I can be big or small. I can have lots of arms or legs. I can have lots of eyes. I look scary but I’m friendly. – What am I? (I’m a monster.)I’ m square. I have got four legs. You can’t sit on me. You can have meals at me. – What am I? (I’m a table.)You can see me on a birthday cake. You can blow me out and make a wish. You can eat me. – What am I? (I’m a candle.)I’m a secret. You can’t see me but you want me very much. Open the box and here I am. – What am I? (I’m a birthday present.)

  1. Guessing gameTeacher gives a description of the characters and asks pupils to point to the characters.

  1. Paul is a birthday boy. He is the boy sitting at the table.

  2. Lucy is sitting at the table next to her brother.

  3. Mark is taking a picture of his son.

  4. Stella is holding a birthday cake in her hands.

  5. Polly is giving a present to her grandson.

  1. Guessing gameTeacher gives a description of the characters and asks pupils to write down the characters’ names.

  1. He is a birthday boy. He is the boy sitting at the table. (Paul)

  2. She is sitting at the table next to her brother. (Lucy)

  3. He is taking a picture of his son. (Mark)

  4. She is holding a birthday cake in her hands. (Stella)

  5. She is giving a present to her grandson. (Polly)

  1. True or FalseTeacher asks pupils to write Yes or No.

  1. I can see 5 people in the picture. ______________

  2. They are in the living room. ______________

  3. The boy is six years old. _____________

  4. There is a present in a red box. ___________

  5. There is a monster on the table. ___________

  6. The boy looks sad. ___________

  7. Grandmother is wearing glasses. ___________

  1. Correcting. Spot the mistake.Teacher asks pupils to correct the statements.

  1. Father has got a computer. (a camera)

  2. The monster has got one eye. (three eyes)

  3. There are five sandwiches (three sandwiches)

  4. The box is purple. (blue)

  5. Mother is crying. (smiling)

  6. The boy’s sister is eating a banana. (She isn’t eating)

  7. Grandma isn’t sitting at the table. (She is sitting)

  1. Speaking on the picture. Teacher asks pupils to act out the dialogue. Imagine you are Paul and answer the questions.

  1. What is your name? (Paul)

  2. How old are you today? (four)

  3. Are you having a birthday party? (Yes, I am)

  4. Do you like you presents? (Yes, I do)

  5. What present have you got? (a green monster)

  6. What present is there in the blue box? What do you think? (a helicopter, a plane, a train, a car)

  7. Are you happy today? (Yes, I am)

  1. Drawing and colouring.Teacher asks pupils to draw a present in the blue box and colour it. Pupils express their opinion: I think there is a(an) … in the blue box.

  2. Acting out.Teacher asks pupils to imagine they are the characters and match speech bubbles with their names.

1) Paul

a) Blow out the candles, make a birthday wish!

2) Lucy

b) Smile, please! Say cheese!

3) Mark

c) This is for you. Here you are.

4) Stella

d) Thank you, granny!

5) Polly

e) Happy birthday, dear Paul! My little brother, I want you to be happy today and always.

Paul says: “Thank you, granny!”

  1. Speaking on the picture. Teacher asks pupils to describe the picture using the questions.

  1. Who can you see in the picture?

  2. Where are they? Why do think so?

  3. How old is the birthday boy?

  4. What does the boy look like?

  5. What is the boy doing? What is his sister (mum, dad, grandma) doing?

  6. Does he like his presents?

  7. How many presents has he got?

  8. What is there in the blue box? Why do you think so? What do boys like?

  9. When is you birthday?

  10. Do you have birthday parties with your family? Do you have a great time?

  11. What do you eat? What do you drink?

  12. Do you blow out candles and make a birthday wish?

  13. What present do you want to get for your next birthday?

  14. Do you know any birthday songs or poems?

  15. Can you sing a song or recite a poem?

Key words: a birthday cake, a birthday boy, a candle, a present, a box, a monster, a camera, a kitchen, a birthday wish, a party, a birthday card, father, mother, sister, brother, grandma, fruit (a banana, a pear, an orange, grapes), a sandwich, have a lot of fun, have a good time, take a photo, blow out candles, make a wish, sing a song, look happy, smile, laugh, wear, think

Grammar items: there is/there are, have got/has got, to be (am, is, are), Present Simple, Present Continuous, prepositions of place, nouns in singular and plural, can

Источники:

  1. Английский язык. Итоговая аттестация за курс начальной школы (базовый уровень): типовые тестовые задания/ Е.Н. Соловова, А.Б. Година, Е.А. Пореченкова. – М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011. – 96 с.

  2. Young Learners English. Starters. Practice Tests by Sandra Fox - Macmillan Publishers Limited, 2011 – 72р.

  3. http://www.CambridgeESOL.org

pedsovet.su

ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОГО (монолог торговца картинами)

Послушайте потомственного маршана (Маршан (фр. мarchand) – буквально «торговец») – это очень хорошая работа. Поверьте мне. Если вы сомневаетесь, так отставьте ее в сторонку, и пока мы с вами будем пить кофе, понаблюдайте за ней, но не в лоб, а исподтишка. Дайте немного времени и себе, и ей. И если вы проявите немного больше терпения и терпимости, то она проникнется к вам симпатией. Что вас в ней настораживает? То, что у нее один глаз нормальный, а второй словно зачеркнутый… О, он это знал, и так и сказал портретируемому: «Ты смотришь на мир одним глазом; другим ты смотришь в себя. Продай – я тебе сделаю другой, лучше». Другой – это он про портрет говорил, а вот продать – это была та еще задача, тогда никто не хотел покупать, вы ведь тоже не спешите.

(0)

Конечно, сейчас для вас этот портрет – словно чужой человек, но поверьте, это хороший человек, это друг, он писал только друзей, только близких людей, а иногда для того и писал, чтобы стать близким. Для него портрет был еще интимнее, чем близость Надеюсь, вы понимаете, что я хочу сказать?

Если вы любите литературу, то, может, встречали такое имя «Анна Ахматова» – известная русская поэтесса. Не слышали? Не важно... Кстати, эта женщина прожила очень долгую жизнь, испытав все, что приготовил своим детям 20 век, да еще в такой стране как Россия. У нее было шестнадцать его рисунков, причем на всех была она, и многие были, так сказать, довольно личного характера. А сохранился всего один, очень сдержанный, можно сказать, целомудренный, может, именно поэтому и сохранился. Впрочем, Россия, которая была беспощадна к поэтам и художниками, тем более была беспощадна к стихам и картинам.

Да, потом, уже в очень преклонном возрасте Ахматова написала небольшое эссе, как воспоминание о довоенном Париже, то есть, Париже еще до Первой мировой, и о прекрасном сероглазом художнике. Она, кстати, утверждала, что все рисунки, включая те самые, он делал исключительно по памяти, и даже как бы по воображению. Но в это не очень верится.

Он был очень хорош собой. Вот вы упомяните при своей маме Алена Делона, или при дочери Брэда Питта, и посмотрите, какое будет у них выражение лица. Вы в курсе, я понял. Да, вот что-то такое он вызывал у женщин. Удивительно красив, беден, поэтичен, внутри – итальянский темперамент и еврейская кровь, а вокруг – Париж. Можно не продолжать.

(0)

Ей лет двадцать, она не красавица, но интересна и умна, и пережила любовную драму, и только вышла замуж. Это было свадебное путешествие и такое несвоевременное знакомство. У нее одно из лучших стихотворений называется «Сероглазый король». Да-да, у него были серые глаза, а стихотворение датировано 1910 годом. Потом были еще встречи, но уже через год, в 1911-м, она приехала в Париж одна. Ну, что она могла написать в этом эссе? Какую такую правду? И для кого? И зачем? Да и не наше это дело…

А рисунков, оказывается, было не меньше семнадцати, еще один много позже нашелся в частной коллекции. Он был хороший рисовальщик. Всего несколько линий, но сразу становится понятно, что это она, да и все остальное тоже понятным становится.

А с другой стороны, я думаю – может, это действительно была лишь игра художественного воображения. Ведь самые лучшие, самые узнаваемые портреты друзей им были нарисованы по памяти. Вы не улыбайтесь слову «узнаваемые», это только кажется, что у него линия такая неумелая, искаженная. Словно у нерадивого ученика или как на детском рисунке. Он умышленно выбирал только те единственные линии, которые у каждого человека свои и связывают его тело и душу, по которым одно в другое перетекает, как в ленте Мебиуса. Знаете, есть такой фокус математический – лента с односторонним движением. Но эти человеческие линии с анатомическими иногда просто отказываются совпадать.

Посмотрите, при всей странности этого портрета – в нем ничего нельзя изменить. Укоротишь нос, глаз будет как от другого человека. Глаз поправишь, подбородок не тот. Подбородок исправил, шея неправильная. Все вроде бы привел в порядок, но вместо близкого и родного на картине чужой человек изображен. Поверьте, они все себя узнавали, мало того, по его портретам даже через много лет их абсолютно незнакомые люди узнавали в жизни.

Вот ведь что удивительно, сколько сил потратило не одно поколение художников, чтобы приблизить свои работы к этому «в жизни»! Страдали, подвергались проклятьям, преследованиям… но упорствовали. А потом достаточно было нескольких хулиганов, чтобы все это великолепно выстроенное академическое «как в жизни» рухнуло под их натиском. Натиском тех, кто утверждал что главное «я так вижу», и тех, кто пошел дальше, сказав «я так чувствую». Это теперь любой школьник вам скажет, что видит человек не глазом, а умом, и там же он чувствует все остальное, включая любовь. Так что если хоть один зритель чувствует, что эта картина «как в жизни», значит, этот художник прав. А вы говорите, что таких шей быть не может. Да разве в этом дело...

(0)

Думаете, он не знал, какие шеи бывают? И это после обучения в художественной студии и в школе живописи в Ливорно, учебы в Академии художеств во Флоренции, а позже – в Венеции и парижской Академии Коларосси? Право, смешно. Вот я покажу сейчас один пейзаж. Узнаете руку? Нет? Картина называется «Тосканская дорога», датирована 1899 годом, то есть уже в шестнадцать лет этот юноша умел твердо держать в руке и карандаш, и кисть, мог таких дорог сколько надо написать. А он выбрал источником вдохновения человеческое лицо и человеческую душу: «Человек – вот что меня интересует. Человеческое лицо – наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник».

И действительно – вокруг такое множество разных человеческих лиц! Можно просто весь день сидеть в одном кафе, пить и рисовать – на листках для записей, на оберточной бумаге, на салфетках, расплачиваться этой странной валютой за еду и выпивку, находить своих моделей и ждать друзей, таких же будущих гениев искусства. Он так умел дружить, он умел их так любить, он любил своих друзей даже сильнее, чем своих женщин. Впрочем, он самозабвенно писал и тех, и других: «Чтобы работать, мне необходимо живое существо, необходимо видеть его перед собой».

Но что поделать, если парижская публика любила пейзажи, а еще больше – натюрморты. Больше, чем пейзажи и натюрморты, она любила только моду, моду, которую надо было в ней уловить, ей объяснить и ей же продать. Маршаны, наверное, жаловались на него друг другу: почему портреты? почему только одни портреты? почему не примкнуть к какому-то понятному художественному направлению? Выбрал бы своего друга Пикассо и его кубистов, или последователей Матисса – фовистов, и тогда его можно было хотя бы попытаться продать...

О чем только думают родители, когда поощряют своих детей заниматься живописью? Сколько хороших художников вы знаете – познавших признание и достаток, окруженных семьей и друзьями? Единицы. А большинство, прожив жизнь, полную лишений, сделав несчастными родных и любимых, умирают на пороге признания. Как можно этого желать своим детям?! Не лучше ли призвать их оставить после себя одну-другую «картину неизвестного художника» на стене родительской комнаты и заняться чем-то стоящим?

Вы понимаете, к чему я клоню? Он родился в обычной семье, мог стать учителем, нотариусом, или политиком, как его брат. Но он был младшим, и мама ему разрешила. Хотя разве можно было ожидать другого от итальянской еврейки? Это же материнская любовь, возведенная в квадрат! А учитывая, что она сама была натурой творческой и независимой, да еще и находилась в дальнем родстве с еврейским бунтарем Спинозой, то, возможно, все это художество она сама для него придумала. Иначе зачем после тяжелой болезни своего одиннадцатилетнего сына у себя в дневнике писать: «Характер этого ребенка еще недостаточно сформировался, чтобы я могла высказать о нем определенное мнение. Посмотрим еще, что разовьется из этого кокона. Может быть, художник?»

Нечего после этого удивляться, когда через несколько лет в тифозном бреду сын признался ей, что единственное, о чем он мечтает, – живопись. Зачем было разрешать ему бросить обычную учебу ради этого сомнительного занятия? А она опять открывает свой дневник, чтобы записать: «1 августа он начнет занятия рисованием, к которому давно проявляет большую склонность. Он уже ощущает себя художником, но что до меня, то я не очень-то его в этом поддерживаю – боюсь, как бы он не забросил ученье, погнавшись за этим призраком. Но все-таки я решила удовлетворить его желание, чтобы немножко помочь ему избежать того состояния вялости и уныния, в которое все мы погружаемся в большей или меньшей степени».

Хотя совсем скоро, в его шестнадцать лет становится понятно, что в «вялость и уныние» он не погрузится. Не успеет, потому что в эту семью раз в несколько поколений приходит беда – туберкулез.

Да, сейчас, в нашем с вами развитом двадцать первом веке это очень неприятный медицинский термин, тяжелый, но не запредельно ужасный. А тогда, в 1900 году это был и тяжелый, и запредельно ужасный приговор. И у меня есть такое чувство, что в этот момент его мать словно отреклась от своей материнской власти над его судьбой. Она оставила себе только право любить, поддерживать и принимать его таким, каков он есть. Самым младшим, похожим на ангела, словно ему все еще два года, и она пишет о нем: «Немножко избалован, немножко капризен, но хорош собой, как ангелок».

(0)

«Жить быстро, умереть молодым» – девиз бурных 60-х. До 60-х, в отличие от многих своих друзей, он не дожил, все остальное было именно так. Он спешил за жизнью, а не убегал от смерти. Поэтому она его настигла на самом пороге известности, в 35 лет. Это был туберкулезный менингит. А впрочем, какая разница, с каким именем она к нему пришла, он совершенно безалаберно относился к документам. Если вы начнете расспрашивать о нем, то еще живы те, кто слышал о нем от тех, кто его знал. И они расскажут вам, как много было женщин, как много было дружеских попоек, про абсент и гашиш. Про англичанку, с которой они два года прожили в непрерывных ссорах и любви, про сына, которого он отказывался признавать и ни разу не видел, про богемную жизнь. И еще про эту бедную девочку, эту маленькую художницу, которая стала его женой, родила ему дочь и не смогла ему родить второго ребенка, потому что не смогла с ним расстаться.

Хочу вам кое-что показать, вот так выглядит «ваш» портрет на репродукции. Только самые великие картины выдерживают репродукции. В этом альбоме все его работы. Тяжелый, правда? Вы правы, тут собрано все, что сохранилось. Очень много работ, и это притом, что он безжалостно рвал и уничтожал все, что переставало соответствовать его изменившемуся мировоззрению. А еще – расплачивался рисунками за еду и выпивку, пытался продавать незнакомым людям, бросал все при очередном переезде. Так много принадлежит времени! Да, этот маршан владеет самой большой его коллекцией, вот уж кому я по-настоящему завидую.

Берите, это отличная работа, поверьте. В конце концов, прекрасное вложение капитала. У вас его в любой момент купят, да я же с радостью заберу назад, если он у вас не приживется. Конечно, такое имя, да его сейчас только за имя готовы покупать. Какое имя? Я забыл сказать? Простите старого дурака! Знакомьтесь – Амедео Модильяни, для друзей Моди, для мамы - Дэдо.

P.s. Да, думаю, что вы еще заглянете к старому маршану. Может быть, через несколько лет вы захотите узнать, сколько стоит «ваш» Модильяни, но скорее, вы захотите просто о нем поговорить. И если вы захотите узнать о нем больше, чем слухи и сплетни, я вам очень советую вот эту книгу – В. Виленкин «Амедео Модильяни». Знаете, я даже готов дать вам ее почитать…

0

www.migdal.org.ua

Обучение составлению монолога-описания на основе художественного произведения

Разделы: Русский язык

Цели:

  • Обучающая: обучение составлению монолога-описания на основе отрывка из художественного произведения
  • Развивающая: развитие умения строить речь в зависимости от речевой ситуации, выражать свою личностную позицию
  • Воспитательная: пробуждение в ученике любви к слову
  • Коммуникативная: формирование речевых умений и навыков

Оборудование: роман М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”, С.И.Ожегов “Словарь русского языка”, большой энциклопедический словарь

Тип урока: урок совершенствования умений, знаний, навыков учащихся с привлечением ранее изученного материала.

Вид урока: развитие речи.

Опережающее задание: повторить понятие монолог, выписать это определение из различных словарей, повторить типы речи и особенности описания.

Ход урока

Учитель. Данный урок открывает цикл уроков по обучению написания монолога. Мы сегодня учимся писать монолог-описание на основе романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”. Вспомните и объясните, что такое монолог?

Ученик. Монолог – это речь героя. Монолог может быть внутренним. Уточним по словарю.

Большой энциклопедический словарь. Монолог – развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная – в эпических, особенно драматическом, жанрах. В повествовательной прозе 19–20 веков распространен “внутренний монолог” героев.

С.И.Ожегов “Словарь русского языка”. Монолог, -а, м. Речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе. Сценический монолог. Внутренний монолог.

Учитель: Назовите типы монологов.

Ученик: Различают монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование, исповедь.

Учитель: Перечислите основные особенности описания.

Ученик: Описание имеет следующие основные особенности:

  1. Текст должен отвечать на вопрос: “Каков предмет?”
  2. В тексте перечисляются основные признаки описываемого предмета или явления, и создается конкретный образ.
  3. В описаниях употребляются существительные, передающие восприятие цвета, запаха, формы, вкусовые, осязательные ощущения, со значением пространственного расположения предметов, активного и неактивного действия. Для описания характерно использование цепочки однородных сказуемых-глаголов активного и неактивного действия при описании движения, действия предмета и героя, употребление глаголов выражения состояния при описании характера героя, употребление глаголов, передающих ощущение цвета, запаха, вкуса, пространственного расположения при описании природы, преимущественное употребление глаголов настоящего времени, но иногда используются и глаголы прошедшего времени. Описания характеризуются употреблением прилагательных и наречий, передающих восприятие запаха, цвета, звука, вкусовые ощущения.
  4. В монологах-описаниях выражается авторское отношение к изображаемому.

Схема монолога-описания.

Объект описания→ его признаки→ образ.

В монологе-описании необходимо указать только на те признаки, которые представляются яркими автору описания, необязательно перечислять все признаки описываемого предмета. Важно передать авторское отношение к изображаемому, которое и создаст законченный образ описываемого предмета или явления.

Задание 1.

Учитель: Прочитайте текст. Выделите в нем основные особенности описания. Прочитайте монолог-описание, составленный на основе данного текста. Соответствует ли он тексту?

Отрывок из произведения.

“Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к ее двери. Ощупью вошел я и наткнулся на корову (хлев у этих людей заменяет лакейскую). Я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака. К счастью, в стороне блеснул тусклый свет и помог мне найти другое отверстие наподобие двери. Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа. Посередине трещал огонек, разложенный на земле, и дым, выталкиваемый обратно ветром из отверстия в крыше, расстилался вокруг такой густой пеленою, что я долго не мог осмотреться; у огня сидели две старухи, множество детей и один худощавый грузин, все в лохмотьях. Нечего было делать, мы приютились у огня, закурили трубки, и скоро чайник зашипел приветливо. – Жалкие люди!– сказал я штабс-капитану, указывая на наших грязных хозяев, которые молча на нас смотрели в каком-то остолбенении.”

Монолог-описание, составленный на основе данного отрывка.

Как только солнце встает из-за гор, меня разжигает в своем доме хозяин, худощавый грузин, чтобы приготовить скудный завтрак. Сакля, где я горю, находится возле скалы. За порогом сыро и холодно. Крышу сакли подпирают два столба. Я так часто горю в жилище, что закоптил все вокруг. Столбы от дыма стали черные. Они стоят, будто часовые на посту. Я освещаю жалкое жилище и людей, сидящих вокруг меня. Но вошедший вряд ли разглядит их лица, потому что мой дым возвращается опять в хижину и окутывает клубами людей.

Ученик: Отрывок из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” представляет собой описание сакли, где остановились путники. М.Ю.Лермонтов стремится к предельной точности, документальности, отсюда особенность стиля: называется число описываемых предметов: “три ступеньки”, “два столба”, “две старухи”, “один грузин”. Немногочисленными прилагательными подчеркивается бедность обитателей сакли, убожество всей обстановки: ступени “скользкие и мокрые”, свет “тусклый”, столбы “закопченные”, грузин “худощавый”. Глаголы носят оценочный характер: “не знал, куда деваться”, “блеют овцы”, “ворчит собака”, крыша “опиралась”, дым “расстилался”, мы “приютились”. После исчерпывающей обрисовки обстановки сакли и ее обитателей дается их оценка: “Жалкие люди!”. Монолог-описание, составленный на основе отрывка из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” соответствует тексту, так как в нем создан конкретный образ с опорой на текст.

Задание 2.

Учитель: Прочитайте отрывок из текста и 2 монолога. Какой из них наиболее соответствует тексту?

Отрывок из произведения.

“ В нескольких шагах от меня стояла группа мужчин, и в их числе драгунский капитан, изъявивший враждебное намерение против моей милой княжны; он особенно был чем-то доволен, потирал руки. Хохотал и перемигивался с товарищами. Вдруг из среды их отделился господин во фраке с длинными усами и красной рожей и направил шаги свои прямо к княжне: он был пьян. Остановясь против смутившейся княжны и заложив руки за спину, он уставил на нее мутно-серые глаза и произнес хриплым дишкантом: – Пермете…ну, да что тут!.. просто ангажирую вас на мазурку… – Что вам угодно?– произнесла она дрожащим голосом, бросая кругом умоляющий взгляд. Увы! Ее мать была далеко, и возле никого из знакомых ей кавалеров не было; один адъютант, кажется, все это видел, да спрятался за толпой, чтоб не быть замешану в историю. – Что же?– сказал пьяный господин, мигнув драгунскому капитану. Который ободрял его знаками,– разве вам не угодно?.. Я таки опять имею честь вас ангажировать на мазурку… Вы, может, думаете, что я пьян? Это ничего!.. Гораздо свободнее, могу вас уверить… Я видел, что она готова упасть в обморок от страха и негодования”

Первый вариант монолога.

Княжна Мери бесстрашна, как я, драгунский капитан. Она не испугалась даже ухаживаний пьяного господина на балу. Ах, как она изменилась, когда его увидела! Княжна, казалось, дрожала то ли от страха, то ли от возмущения. Лицо е покраснело, она смотрела на пьяного господина широко открытыми глазами. Губы у нее сжались в тонкую полоску. Взгляд выражал надменность и презрение. Желая хоть как-то оградить себя от пьяного чудовища, она нервно раскрыла веер и стала судорожно махать им.

Второй вариант монолога.

Девчонка! Просто, девчонка эта Мери! Никакого уважения к нам, к военным. Хоть я и ношу эполеты, она не смотрит в мою сторону. Сцена на балу ей запомнится надолго. О, как она испугалась этого пьяного господина! Я видел, что княжна растеряна. Ее глаза, наполненные слезами, выражали мольбу, растерянность. Нижняя губа дрожала, выдавая бессилие и желание расплакаться. Вся ее фигура сжалась. Она втянула шею и готова была отступить без слов.

Ученик. Второй вариант наиболее соответствует исходному тексту, так как он точнее передает характер и душевное состояние героини.

Задание 3.

Работа в группах.

Учитель. Прочитайте начало монолога, составленного на основе всего романа. Представьте, что вы – монисто Бэлы.

Монисто – ожерелье из монет.

И вот в ювелирной лавке среди таких же монисто, ты рассказываешь, какой была Бэла в доме отца, вспоминаешь, какой она стала в доме Печорина.

Задание группе № 1.

Составь монолог-описание Бэлы от имени монисто, начав его словами: О, Бэла, моя добрая, милая Бэла! Как хочется поплакать над ее судьбой! Но я всего лишь монисто и не умею плакать. Мы, монисто, умеем только звенеть. Я звенело весело, когда отец Бэлы подарил меня ей. Она тогда была еще долговязой девчонкой – подростком…

Задание группе № 2.

Составь монолог-описание Бэлы от имени монисто, начав его словами: Я украшаю шею Бэлы. Я – монисто. Ах, как изменилась Бэла, попав в дом господина Печорина!..

Задание 4.

Учитель. Прочитайте текст и концовку монолога-описания Грушницкого, составленную от имени стакана, который уронил Грушницкий у колодца. Восстановите монолог – описание.

“Княжна, вероятно допив уж последний стакан, прохаживалась задумчиво у колодца. Грушницкий стоял у самого колодца; больше на площадке никого не было. Я подошел ближе и спрятался за углом галереи. В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтобы его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! Как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание. Княжна Мери видела все это лучше меня. Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала его с телодвижением, исполненным невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька ничего не видела, кажется, тотчас же успокоилась”.

Дан конец монолога – описания: “Складывалось впечатление, что мой господин разыграл смешную сценку притворства.”

Возможный вариант начала.

Господин в толстой солдатской шинели, на костылях (видимо, на водах он лечит раненую ногу) довольно уверенной рукой взял меня, чтобы напиться воды. Но вот я почему-то неожиданно выскальзываю у него из рук. Он пытается наклониться за мной. Хотя он хорошо сложен, строен и силен, его рука не дотягивается до меня. Я вдруг вижу, что лицо его исказила гримаса страдания, а вот глаза смотрят отнюдь не на меня, а в сторону молодой девушки.

Учитель. На основе исходного текста мы научились составлять монологи – описания. Такая работа позволяет еще раз обратиться к тексту произведения, внимательнее относится к слову, развивать ваши творческие способности.

Домашнее задание.

Прочитайте отрывок из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Составьте на его основе монолог – описание Янко от имени лодки.

Возможный вариант ответа.

Даже немощный старик рядом с удалым Янко почувствует себя молодым и сильным. Вот и я, старая лодка, как утка ныряю в морских волнах, не боясь разбиться о скалы. А все потому, что управляет мной Янко, лихой, бесстрашный контрабандист. Его сильные руки легко справляются с веслами. Он среднего роста. Быстрый взгляд блестит из-под бараньей шапки. Движения быстры и ловки. Я смело пускаюсь даже в шторм в плаванье с таким капитаном.

Исходный текст.

“Медленно подымаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцать верст, и важная должна быть причина, его к тому побудившая! Думая так, я с невольным биением сердца глядел на бедную лодку; но она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены; и вот я думал, она ударится с размахом об берег и разлетится вдребезги; но она ловко повернулась боком и вскочила в маленькую бухту невредима. Из нее вышел человек среднего роста, в татарской бараньей шапке; он махнул рукою, и все трое принялись вытаскивать что-то из лодки; груз был так велик, что я до сих пор не понимаю, как она не потонула”.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта