Старомодная выставка к юбилею советского классика. Моисеенко художник картины


Евсей Евсеевич Моисеенко. - Михаил Шагурин

J9Y0icRof9UЕвсей Евсеевич Моисеенко -художник большого дарования и сложной судьбы. Пятнадцатилетним подростком отправляется он из глухого белорусского села в Москву, где в 1931 г. поступает в Художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина, на отделение росписи по металлу и папье-маше. Училище давало возможность пройти производственную практику в известных центрах русского народного творчества — селах Жостово, Федоскино, Палех.

Не преувеличивая значения этого начального этапа художественного образования, нельзя, однако, не заметить влияния, оказанного народным искусством на дальнейшее творчество художника. Не здесь ли скрыты истоки зрелого живописного стиля Моисеенко — его свободной темпераментной манеры, отказа от правильного академического рисунка, включения в палитру тяжелого черного цвета?

Окончив училище, Моисеенко весной 1936 г. приезжает в Ленинград и поступает на живописный факультет ИЖСА. Здесь ему посчастливилось учиться у А.А. Осмеркина, художника высокой профессиональной культуры, сильного темперамента, понимавшего и ценившего народное искусство. Так что усвоенные Моисеенко ранее навыки получили новый импульс к развитию.

Занятия прервала война: 5 июля 1941 г. Моисеенко ушел добровольцем в народное ополчение. На подступах к Ленинграду он вместе со своей частью попал в окружение и фашистский плен. До апреля 1945 г. находился в концентрационном лагере в Альтенграбове.

Когда узники были освобождены союзными войсками, юношу по его желанию переправили на родину. Войну он закончил, сражаясь в 3-м Гвардейском кавалерийском корпусе.

После демобилизации в ноябре 1945 г. возвратился в институт и в 1947 г. блестяще его закончил, представив в качестве дипломной работы картину "Генерал Доватор". И хотя сразу же по окончании института его как зрелого мастера приняли в Союз советских художников, дальнейшее продвижение и официальное признание для недавнего узника концлагеря было невозможно.

Положение меняется в 1950-х гг., после смерти И. В. Сталина. С 1956 г., когда Моисеенко впервые избрали в руководство Ленинградского отделения Союза художников, началось его стремительное восхождение.

В 1970 г. Моисеенко присваивается звание народного художника СССР; в 1974 г. за цикл картин "Годы боевые" ему присуждена Ленинская премия; в 1976 г. — орден Дружбы народов.

С 1958 г. Моисеенко начал преподавательскую деятельность в ИЖСА в качестве руководителя персональной живописной мастерской. Напряженная педагогическая работа не мешала его собственному интенсивному творчеству и не прекращалась до конца его жизни.

nfQ3W3xjM88Уваровичи. Семья Моисеенко. 1933 г.

Евсей Моисеенко. Из детства.

«Я не помню, когда начал рисовать. Больше помню детство, ночь; мы, мальчишки, совсем одни, разудало носимся на конях. Вдруг молнии — первая гроза... Испуганно спешились, накрылись старыми армяками... Прошел дождь, и открылось бездонное звездное небо дивной красоты» (Из воспоминаний Моисеенко)Искусство Моисеенко автобиографично по своей сути. Он изображает то, что пережил, что глубоко вошло в сознание. Уход из родного дома в отроческом возрасте и связанные с этим событием переживания обострили интерес Моисеенко к миру подростков. Он посвящает этой теме круг работ - от явно биографических ("Из детства", "У колодца", обе 1979) до многочисленных изображений мальчишек - купающихся, отдыхающих, увиденных в единстве с природой. Знаменательно, что духовно близкого ему С.А. Есенина художник также представил подростком ("Сергей Есенин с дедом", 1964).815s1QTTEx4

<lj-cut>

l_uk4aQ9oW0

Iw3D5RkLaXQ

EmdeQ7IBT0I

e3r85OAEtE8Евсей Моисеенко в кавалерийском корпусе."Творчество Моисеенко – поэзия, которую можно видеть. Именно в этом его особенность, отличие и сила.

- Натолкнуть на какое-то изображение может воспоминание, ассоциация, даже запах, - сказал мне художник.

И действительно, ощущение свежести первой черешни стало не только толчком, но и поэтическим стержнем замечательной картины «Черешня».

- Я вспомнил своих ребят, вспомнил друзей детства, которые погибли в эту войну, - рассказывает художник об этой картине. – Для них это короткая пауза. Они как-то отрешились от жестоких будней войны. У них мысли витают где-то впереди, они устремлены туда, в мирное будущее, в мечту. А может, за следующим холмом они полягут все…

Бойцы отдыхают на пригорке. Это, может быть, последние мгновения их жизни. Эти мгновения прекрасны. «Камертоном» сцены стали цвет и вкус черешни. Картина названа художником не «Отдых между боями» - она названа «Черешня». Черешня – главное «действующее» лицо, важная деталь. Ягода для Моисеенко – поэтический символ жизни, ее расцвета, полноты.

В холстах Моисеенко имеются все признаки душевной дальнозоркости, чуткости, искреннего интереса к человеческим судьбам. В его картинах читаешь повесть о совершившихся или неизбежных потерях, но эта повесть всегда включает в себя подлинно поэтические «строфы», утверждающие надежду и жизнь. Это действительно оптимистическая трагедия, развернутая на многих холстах, - все они связаны между собой, но не сюжетами, а личным, художническим пониманием жизни, признаками низкого болевого порога их автора."

(Юрий Алянский. Рассказы о Русском музее.)

Работы о Гражданской войне.

hCLrnTJsCfM

es7YopewoQs

xhFfDmlvUTw

4FRygb0BN0k

JA7h8oObCv8

p0x8uHgBfLs

srE5vJPwPy4

37cFjTx7hZ0"Черешня".

Евсей Евсеич Моиссеенко во время ВОВ воевал добровольцем, попал в плен, пробыл в заключении 3,5 года в Германии в концлагере Альтенграбов под Магдебургом.

В 1986 году Моисеенко в интерьвью говорил: «Война – это опыт жизни, жизненный багаж. Видишь людей, открываешь характеры в обстоятельствах непредвиденных, в критические минуты, которые высвечивают человека. Ты не наблюдатель сторонний – все пропущено через твою судьбу, твое сердце. С позиции этого опыта художник имеет основания судить о многих вещах, о проблемах общих, гуманности, патриотизме, стойкости, зависти и подлости…»

biwuzv7ncLI

Из собрания РАХ, серия рисунков Е.Е.Моисеенко о пребывании в концлагере.

«Хорошо, если людские горести мучают нас, прорываются к нам беспрепятственно, становятся частью нас самих, скребут по нашим сердцам. Тогда мы, правда, скорее изнашиваемся, раньше седеем, тогда в нашей жизни нет подлинного покоя, но жить иначе нет смысла…»(Юхан Смуул. Ледовая книга.)

"Ополченцы".

15E0BVQGcv0"Победа".

bP3c0qWOunI

0ZLYbSBb-dY"Матери, сестры" (Вариант картины).nyUIRF5OeTE"Матери, сёстры".b0GR4oqDV0Q"Дома".

Эскизы к картине "В войну".

44Pv0yUZ0JU"Память",

RANNGr2sh9M

"Наташа".

gllB-kD5DNA"Наташа".

Женский образ.

yXmpLEX_Ec4

Дон Кихот.

IE08zjWVMj4

P8yk0kaE4-k

QsvKzvcQ12Q

«Иной раз смотришь, читаешь, слушаешь – и удивляешься отрешенности и равнодушию автора к жизни, к тому, что волнует его современников… Вдруг возрождается салон с будуарной мечтой о красивом. Это чаще – в музыке и поэзии. Бесконечные шторки, занавески из собственного окна. Замыкание в своем, уход в свой чулан. Кружение по собственному следу. Или, как говорил Иван Бунин: «Наши стилисты пишут все более красиво о все менее важном»». (Евсей Моисеенко. "Мысли вслух").

gSsLeYLhajk"Девушка с шахматами" 1974 г.

BbM7N_z47Cw"В мастерской".

Пейзажи.

MzcihTkIxjM

eco_yrUza2s

Городской пейзаж.TNVVBeT3UY0

EJ-4VkHZAZk

Натюрморт.

mixail-shagurin.livejournal.com

Евсей Евсеевич Моисеенко - Исчезнувший в пейзаже

Генерал Доватор. 1947

Первая Конная. 1957

Ополченцы. 1960

мальчишки. 1958

Хозяйка. 1960

Этюд к картине "Красные пришли". 1960

Эскиз картины "Красные пришли". 1960

Красные пришли. 1961

Деревня. 1960

Этюд к картине "Земля". 1963

Этюд к картине "Земля". 1963

Этюд к картине "Земля". 1963

Земля. 1964

Колхозник. 1963

Тульский переулок. 1963

Этюд к картине "Товарищи". 1963

Этюд к картине "Товарищи". 1963

Товарищи. 1964

Этюд к картине "Сергей Есенин с дедом". 1963

Этюд к картине "Сергей Есенин с дедом". 1963

Сергей Есенин с дедом. 1964

Сергей Есенин с дедом. 1964

Купание. 1964

Портрет скульптора В.Л. Рыбалко. 1964

Старая Бухара. 1964

Материнство. 1964

Овражек. 1963

Из детства. 1964

Яблоньки зимой. 1964

Горнист. 1965

Ивы в дождь. 1966

Женщина с рябиной. 1965

Этюд к картине "Матери, сёстры". 1966

Этюд к картине "Матери, сёстры". 1966

Этюд к картине "Матери, сёстры". 1966

Матери, сёстры. Вариант картины. 1966

Матери, сёстры. 1967

Эскиз картины "Вестники". 1966

Эскиз картины "Вестники". 1966

Вестники. 1967

Tags: moiseyenko

bukharov.livejournal.com

Старомодная выставка к юбилею советского классика

Фото: Павел Герасименко

Столетие одного из важных мастеров отечественного искусства второй половины XX века, Евсея Моисеенко, проходит до обидного незаметно. Художник впечатляющей биографии (питомец Академии художеств, участник войны, узник фашистского концлагеря, влиятельный мастер в Институте имени Репина, лауреат большинства государственных премий и званий), Моисеенко достоин большой выставки, которая в сложившейся ситуации могла бы парировать со стороны ленинградской-петербургской школы московское увлечение Гелием Коржевым и тем самым существенно дополнить картину развития искусства советского времени. К сожалению, нынешняя выставка не способна даже сформулировать эти важные вопросы.

Творческая карьера Евсея Моисеенко заняла четыре послевоенных десятилетия, которые представлены в музее — от диплома 1947 года «Генерал Доватор» до работ, созданных незадолго до смерти в 1988 году. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств обладает самой большой коллекцией произведений Моисеенко, и в парадные академические залы было вынесено все. Главные работы из собрания Государственного Русского музея, начиная с мощного реализма «Земли» (1964) и заканчивая декоративностью «Памяти поэта» (1985), тоже есть на выставке, но нет, например, хрестоматийной «Черешни».

Евсей Моисеенко. «Земля». Фото: ГМЗ «Петергоф»

Евсей Моисеенко. «Земля». Фото: ГМЗ «Петергоф»

Евсей Моисеенко. «Натурщица». Фото: ГМЗ «Петергоф»

Евсей Моисеенко. «Натурщица». Фото: ГМЗ «Петергоф»

Евсей Моисеенко. «Памяти поэта». Фото: ГМЗ «Петергоф»

Евсей Моисеенко. «Памяти поэта». Фото: ГМЗ «Петергоф»

Художник монументального по природе таланта, Моисеенко относится к тем авторам, кто способен высказаться полностью только в большом жанре и крупном формате. В его искусстве заметен разрыв между основными, штучными, картинами и множеством второстепенных вещей. Между тем экспозиция делает упор как раз на такие частности, как подготовительные этюды или живописные путевые зарисовки. Этот выставочный акцент нивелирует и принижает главное. Сказывается и отсутствие в музее приемлемого выставочного оборудования: так, большое трехметровое полотно освещается единственной настольного размера лампой.

Но даже неудачный экспозиционный формат дает понять, насколько разнообразным — и при этом созвучным послевоенному развитию европейского фигуративного искусства — художником был Моисеенко. В соцреалистических рамках ему ощутимо тесно. При всей советской изолированности от мирового искусства он творчески осваивает в живописи все этапы развития модернизма, начиная с Сезанна, унаследованного им от своего учителя Александра Осмеркина, и вплоть до неоэкспрессионизма.

Эта выставка, несомненно, будет полезна нынешним студентам Института имени Репина как пример высокой степени осознанности ремесла, ведь на живописном факультете давно не осталось преподавателей, сравнимых по силе и мощи с поколением, представителем которого был Моисеенко. Однако на то культурное значение, которого достоин этот большой художник, нынешняя экспозиция претендовать не может.

www.theartnewspaper.ru

Моисеенко Евсей Евсеевич - Биография :: Артпоиск

(1916, с. Уваровичи, близ Гомеля - 1988, Ленинград).

Е.Е. Моисеенко — художник большого дарования и сложной судьбы. Пятнадцатилетним подростком отправляется он из глухого белорусского села в Москву, где в 1931 г. поступает в Художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина, на отделение росписи по металлу и папье-маше. Училище давало возможность пройти производственную практику в известных центрах русского народного творчества — селах Жостово, Федоскино, Палех.

Не преувеличивая значения этого начального этапа художественного образования, нельзя, однако, не заметить влияния, оказанного народным искусством на дальнейшее творчество художника. Не здесь ли скрыты истоки зрелого живописного стиля Моисеенко — его свободной темпераментной манеры, отказа от правильного академического рисунка, включения в палитру тяжелого черного цвета?

Окончив училище, Моисеенко весной 1936 г. приезжает в Ленинград и поступает на живописный факультет ИЖСА. Здесь ему посчастливилось учиться у А.А. Осмеркина, художника высокой профессиональной культуры, сильного темперамента, понимавшего и ценившего народное искусство. Так что усвоенные Моисеенко ранее навыки получили новый импульс к развитию.

Занятия прервала война: 5 июля 1941 г. Моисеенко ушел добровольцем в народное ополчение. На подступах к Ленинграду он вместе со своей частью попал в окружение и фашистский плен. До апреля 1945 г. находился в концентрационном лагере в Альтенграбове. Когда узники были освобождены союзными войсками, юношу по его желанию переправили на родину. Войну он закончил, сражаясь в 3-м Гвардейском кавалерийском корпусе.

После демобилизации в ноябре 1945 г. возвратился в институт и в 1947 г. блестяще его закончил, представив в качестве дипломной работы картину "Генерал Доватор". И хотя сразу же по окончании института его как зрелого мастера приняли в Союз советских художников, дальнейшее продвижение и официальное признание для недавнего узника концлагеря было невозможно.

Положение меняется в 1950-х гг., после смерти И. В. Сталина. С 1956 г., когда Моисеенко впервые избрали в руководство Ленинградского отделения Союза художников, началось его стремительное восхождение. В 1970 г. Моисеенко присваивается звание народного художника СССР; в 1974 г. за цикл картин "Годы боевые" ему присуждена Ленинская премия; в 1976 г. — орден Дружбы народов.

С 1958 г. Моисеенко начал преподавательскую деятельность в ИЖСА в качестве руководителя персональной живописной мастерской. Напряженная педагогическая работа не мешала его собственному интенсивному творчеству и не прекращалась до конца его жизни.

В 1963 г. Моисеенко присвоено звание профессора кафедры живописи, в 1973-м он избран действительным членом АХ СССР. Персональная выставка художника, открывшаяся в марте 1982 г. в ГРМ, показала настоящий масштаб его дарования и невероятную, почти на пределе человеческих возможностей работоспособность.

Традиционно считавшийся мастером тематической картины, Моисеенко раскрывается как одаренный портретист (портреты Н.Н. Золотарева, 1967; художника А.А. Осмеркина, 1970; искусствоведа Г.В. Кекушевой, 1971; "В Старой Ладоге. (Автопортрет с женой)", 1978; "Портрет матери", "Автопортрет", "Портрет жены", все 1979, и др.), автор поэтических пейзажей ("Пейзаж. Стежки", "Суздаль", оба 1968; "Цветет яблоня", "Озеро", "Дождик", "Вечер. Старые липы", "Ночной поселок", все 1973; "Зима. Серый день", 1977; "Темные деревья", "Зеленый май", "У пруда", все 1978) и плотно, размашисто написанных натюрмортов ("Натюрморт с античным торсом", 1971; "Гитары", 1972; "Натюрморт с жасмином", 1977; "Натюрморт с фреской", 1980, и др.).

И все-таки именно тематическая картина определяет главное направление в творчестве художника. Искусство Моисеенко автобиографично по своей сути. Он изображает то, что пережил, что глубоко вошло в сознание. Уход из родного дома в отроческом возрасте и связанные с этим событием переживания обострили интерес Моисеенко к миру подростков. Он посвящает этой теме круг работ - от явно биографических ("Из детства", "У колодца", обе 1979) до многочисленных изображений мальчишек - купающихся, отдыхающих, увиденных в единстве с природой. Знаменательно, что духовно близкого ему С.А. Есенина художник также представил подростком ("Сергей Есенин с дедом", 1964).

На протяжении всего творчества главной для Моисеенко остается тема войны, страдания, высоты человеческого духа, трагических потерь и счастья Победы. Он воспроизводит увиденное и пережитое (серия "Этого забыть нельзя", 1960-1962; "Матери, сестры", 1967; "Победа", 1970-1972; "Ветераны", 1978) и наряду с этим творит иную реальность, создавая удивительный сплав правды и мечты. Через романтическую поэзию Э.Г. Багрицкого, И.П. Уткина, М.А. Светлова воспринял и запечатлел художник эпоху гражданской войны. "Нас водила молодость" (1972-75) — назвал он одну из своих картин, акцентируя внимание на поэзии как источнике вдохновения.

И другие его работы, посвященные теме гражданской войны, также овеяны романтикой поэтического восприятия мира ("Красные пришли", 1961; "Товарищи", 1963-64; "Вестники", 1967; "Черешня", "Комиссар", обе 1969; "Песня", 1978-80). Романтическое, возвышенное начало, явно просматривающееся в работах Моисеенко, не случайно. В них, конечно же, нашла отражение личность самого художника, но в не меньшей степени — и атмосфера времени, окрыленных, полных надежд 1960-х гг. с их высоко поднявшейся поэтической волной и песенными ритмами. И что бы в дальнейшем ни писал художник - солнечную Элладу, интеллектуальный Париж или близкую его сердцу Испанию, песенное начало присутствует в его живописи как ритм, поэзия — как атмосфера.

От природы Моисеенко был щедро одаренным человеком. Он не только абсолютно видел цвет, но и абсолютно слышал слово. Его тяга к литературе - не просто дань времени, но и глубинная потребность творческой натуры. Любимый поэт — А С. Пушкин. К его образу художник возвращался постоянно, возможно ощущая некое родство с мятущейся душой поэта ("Пушкин в Болдине", 1974; "Пушкин", "Натюрморт с рисунком А. С. Пушкина", обе 1976; "Вечер. Пушкин", 1978). Одна из последних значительных работ Моисеенко посвящена умирающему Пушкину.

artpoisk.info

ЕВСЕЙ МОИСЕЕНКО и ученики. К 100–летию со дня рождения художника

 

 

24 августа – 25 сентября

 

Организаторы: Министерство культуры Омской области,

Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля,

Ассоциация искусствоведов России

 

 К 100-летию со дня рождения известного советского мастера, народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, профессора Евсея Евсеевича Моисеенко (1916–1988) Омский музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля представляет выставку «Евсей Моисеенко и ученики». В экспозицию вошли произведения Е. Е. Моисеенко и его учителя А. А. Осмёркина, выпускников мастерской Моисеенко в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина: А. С. Дугаровой, В. Н. Куликова, В. С. Михайлова, А. М. Сундукова, В. И. Тюленева, А. А. Федосенко, А. А. Яковлева из собственных музейных фондов, а также из коллекций Городского музея «Искусство Омска» и Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. 

Проект не только знакомит зрителя с Моисеенко-художником, но и раскрывает еще одну его немаловажную ипостась – талантливого педагога.

Е. Е. Моисеенко – автор многочисленных тематических полотен, посвященных, главным образом, событиям Гражданской и Великой Отечественной войн, тонкий лирик в пейзажах и портретах близких людей. В его работах встречаются чувство и интеллект, эмоциональность и глубина, создавая сложное и волнующее сочетание. Творчество Моисеенко имеет ярко выраженные индивидуальные особенности.

Трудно переоценить роль Е. Е. Моисеенко в подготовке молодых творцов и его лидерство в художественном процессе второй половины XX века. В педагогике Моисеенко во многом стал продолжателем традиции, заложенной А. А. Осмёркиным, –  следование «строгой» школьной дисциплине постижения профессионального ремесла при свободе проявления творческой индивидуальности юного дарования. Но педагогическая практика Е. Е. Моисеенко явила и новаторство индивидуальных приемов, неразрывность личных творческих поисков с организацией учебного процесса. Моисеенко-педагог и Моисеенко-художник дополняли разные грани одного таланта. В своей педагогической деятельности он разрешал творческие проблемы (цвета, выразительности образа, композиции и т. п.), а при работе над картинами обдумывал вопросы, связанные с методикой преподавания специальных дисциплин в мастерской, помощи молодежи в овладении тайнами профессии. И здесь традиции старых мастеров – обучение «на личном примере», работа учеников-подмастерьев вместе с мастером оказались удачно совмещенными с инновациями современности, новыми «задачами» и функциями искусства и его роли в жизни общества.

Таким образом, «твердая» ученическая академическая основа, полученная в мастерской Е. Е. Моисеенко, стала залогом уникальности проявления творческого своеобразия известных художников, произведения которых включены в экспозицию выставки «Евсей Моисеенко и ученики». Ряд работ, созданных в первые 5–12 лет после окончания института (В. С. Михайлов, В. И. Куликов, В. И. Тюленев, А. А. Федосенко), являют собой пример следования некоторым живописно-пластическим и композиционным приемам учителя, что вполне закономерно.  Но дальнейшее их творчество самобытно, самостоятельно. Каждый из авторов прошел свой путь в поисках собственного языка, тем самым подтвердив слова Е. Е. Моисеенко: «Художника в итоге формирует сам человек, время, жизнь, а школа часто лишь присуждает это звание».

 

Краткая биографическая справка.

Родился 28 августа 1916 года в с. Уваровичи Могилёвской губернии. Пятнадцатилетним подростком отправился из глухого белорусского села в Москву, где в 1931 году поступил в Художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина, на отделение росписи по металлу и папье-маше. Весной 1936 года поступил на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде. Здесь ему посчастливилось учиться у А. А. Осмёркина, художника высокой профессиональной культуры и сильного темперамента. Занятия прервала война: 5 июля 1941 года Моисеенко ушел добровольцем в народное ополчение. На подступах к Ленинграду он вместе со своей частью попал в окружение и фашистский плен. До апреля 1945 года находился в концентрационном лагере в Альтенграбове. Когда узники были освобождены союзными войсками, юношу по его желанию переправили на родину. Войну он закончил, сражаясь в 3-м Гвардейском кавалерийском корпусе.

После демобилизации в ноябре 1945 года возвратился в институт и в 1947-м блестяще его окончил, представив в качестве дипломной работы картину «Генерал Доватор». И хотя сразу же по окончании института его как зрелого мастера приняли в Союз художников СССР, дальнейшее продвижение и официальное признание для недавнего узника концлагеря было невозможно.

Положение меняется в 1950-х годах, после смерти И. В. Сталина. С 1956 года, когда Моисеенко впервые избрали в руководство Ленинградского отделения Союза художников СССР, началось его стремительное восхождение. С 1958 года – руководитель персональной живописной мастерской Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Профессиональную школу в его мастерской прошли около 190 выпускников. Напряженная педагогическая работа не мешала его собственному интенсивному творчеству и не прекращалась до конца его жизни. Скончался 29 ноября 1988 года в Ленинграде.

 

 

Открытие выставки состоится 24 августа в 17.00 по адресу ул. Ленина, 3.

 

Куратор – Фарида Буреева

 

vrubel.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта