Михаил Савицкий - Народный художник СССР, с Днем Рождения. Михаил савицкий картины


Герои Беларуси. Михаил Савицкий

Михаил Андреевич Савицкий

Михаил Андреевич Савицкий

Сегодня мы расскажем о единственном человеке искусства, который стал Героем Беларуси – Михаиле Савицком. Это художник, чье имя неразрывно связано с главными трагедиями нашей земли 20 века – Второй мировой войной и Чернобыльской трагедией. И, надо сказать, что включение его в список героев, среди хозяйственников и «Героев труда», было довольно неожиданно.

Михаил Андреевич родился в 1922 году в деревне Звенячи (Витебская область) в семье железнодорожника и пчеловода. Был младшим из четырех детей.

После окончания средней школы в 1940 году был призван в ряды Красной армии. Начало Второй мировой войны застал в Чечне, но уже в ноябре 1941 в составе десанта высадился в Севастополе, где принимал участие в обороне города, длившейся 250 дней. Но несмотря на это город был сдан, а через 5 дней Савицкого взяли в плен и после нахождения в тюрьме этапом отправили в Румынию, а затем в Германию.

Там его электросварщиком поставили работать на вагонной фабрике в Дюссельдорфе. Вместе с другими пленными под руководством Георгия Корнилова была организована диверсионная группа. Но просуществовала она недолго и вскоре была раскрыта. Савицкий пробовал сбежать во Францию, но его словили и приговорили к смерти, позже замененной на концентрационный лагерь Бухенвальд.

После Бухенвальда Савицкого отправили на каменоломни концентрационного лагеря Миттельбау-Дора. И уже после них, ближе к окончанию войны, его перевезли в лагерь Дахау. За организацию очередной попытки побега немцы поместили его в штрафной барак и вновь стали готовить к расстрелу. Но 29 апреля Михаила Савицкого, вместе с другими пленными, освободили американские войска.

После возвращения к своим Савицкого признали негодным к службе из-за плохого здоровья, но благодаря врожденной настойчивости ему удалось добиться разрешения на работу в армии. После этого до 1947 года он служил в Германии и Венгрии, а затем вернулся в Минск.

После возвращения на родину Савицкий поступает в художественное училище, а после его окончания идет получать образование дальше – в Московский художественный институт им.Сурикова, который окончил в 1957 году.

Окончив институт Михаил Савицкий возвращается в Минск, где и остается жить практически никуда не выезжая, посвятив всю свою жизнь творчеству. Избирался Народным депутатом СССР и Депутатом Верховного совета БССР. Участвовал в росписи Музея ВОВ в Минске. Был академиком Российской Академии художеств.

Сегодня работы художника выставлены в государственных музеях Беларуси, России, Болгарии и других стран. Радует то, что огромное их количество осталось на Родине. Сам Савицкий насчет своих работ имел принципиальную позицию – наотрез отказывался продавать их в частные коллекции, особенно иностранцам. Утверждал, что не хочет, чтобы его творчество покупали только из-за имени.

Прославился также как портретист. Создал множество портретов известных людей своих современников. А в 2000-2002 годах создал серию портретов президентов Национальной академии наук.

Его работы выполнены в «суровом» стиле. Главная их тематика – война и трагедия всего народа. По всем картинам видно, как глубоко в душу художника врезались воспоминания о концлагерях. Важная тема в его творчестве – Чернобыльская трагедия. Всего же за свою жизнь Савицкий создал более 200 картин.

С другой стороны, многие люди, особенно современные, говорят о Михаиле Савицком, как об антисемите и беларусофобе, почитателе культа Сталина.

Картина "Летний театр"

Картина “Летний театр”

Например, на его картине «Летний театр» на фоне трупов рядом с нацистами изображен пленный еврей, якобы пособник немцев. Картина вызвала большое количество критики, особенно среди еврейского населения. Но сам художник утверждает, что евреи являлись основными доносчиками а лагерях. После проведенного исследования и документов, доставленных из концлагеря Польши, данная информация подтвердилась. Но критика все равно не прекратилась.

Также, во время звонка одной из радиостанций ему домой, он заявил, что все СМИ принадлежат евреям, а с евреями он говорить не будет.

С чем связана такая его нелюбовь к евреям, сказать сложно. Может, в лагере где находился Савицкий, и вправду был еврей-доносчик, может по какой-то другой причине – уже неизвестно. А убедиться в этом вы можете и сами, прочитав любое интервью этого художника где затрагиваются политические темы. Например, вот ЭТО. Уже по нему видно, что он антисионист, славянофил.

В последние годы своей жизни Михаил Андреевич сильно болел, перенес обширный инсульт. Умер 8 ноября 2010 года. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.

Другие награды. Орден Франциска Скорины №1, Государственная премия СССР, Народный художник СССР, Народный художник Беларуси, лауреат трех Государственных премий Беларуси, орден Ленина, Орден Трудового Красного Знамени, «Знак почета», орден Отечественной войны II степени, орден Андрея Первозванного, медаль «За победу над Германией и другие медали.

Памятник на могиле Савицкого

Памятник на могиле Савицкого

Память. Долгое время ходили слухи, будто бы в Минске появится бульвар Михаила Савицкого. Но на данный момент эти слухи никак не подтвердились. В сентябре 2012 года в Минске состоялось открытие художественной галереи Михаила Савицкого (пл.Свободы, 15) в которой собраны многие картины художника. Также в Минске на доме по адресу Беломорская, 17 (там, где жил художник) установлена мемориальная табличка в его честь.

О Михаиле Савицком снято 2 документальных фильма – “Опаленная память” (по сценарию Геннадия Буравкина) и “Михаил Савицкий. Тайны биографии”.

Достоин? Сложно назвать героем целой страны человека, который рисовал картины. Это можно было бы сделать, если бы своим творчеством он полностью изменил мировоззрение народа, или отношение к нему в сопредельных государствах. Но этого нельзя сказать о Савицком. Более того, часть его работ и его собственное мировоззрение плохо отразились на имидже Беларуси в Израиле.

Искусство – категория субъективная. И если говорить о работах Савицкого, то мы ничего не имеем против них. Да, они очень жестокие и уж точно не предназначены для детей. Но, с другой стороны, в них есть смысл и идея. Более того, многие даже называют Савицкого художником №1 XX века в Беларуси.

Это интересно. Савицкий придерживался не только антисемитских взглядов. Он также не любил Шагала и его творчество, и считал, что евреи чрезмерно завышают количество погибших в войне. Более того, думал, что холокоста вообще не было, как и газовых камер (опирается на свои личные воспоминания в концлагерях). Были только крематории в которых сжигали мертвых людей.

P.S. Кстати,вы можете посмотреть картины художника в его галерее на нашем сайте.

Другие статьи о героях Беларуси:

Владимир Николаевич Карват

Павел Лукьянович Мариев

Александр Иосифович Дубко

Михаил Александрович Карчмит

Виталий Ильич Кремко

Михаил Степанович Высоцкий

Петр Петрович Прокопович

Василий Афанасьевич Ревяко

Кирилл Варфоломеевич Вахромеев (Филарет)

Дарья Владимировна Домрачева

10605 Всего просмотров 2 Просмотров сегодня

Поделиться ссылкой:

Похожие записи:

Просмотров: 588

delaemvmeste.by

Ужасы войны в живописи Михаила Савицкого

Предлагаю, друзья, ознакомиться с некоторыми работами советского художника Михаила Савицкого, посвященным страшным годам Великой Отечественной войны.Народный художник СССР Михаил Андреевич Савицкий — один из тех крупнейших живописцев, которые способствуют поступательному движению советского искусства и пополняют его сокровищницу непреходящими духовными ценностями. Михаил Савицкий родился в 1922 году в деревне Звенячи Витебской области. Труд большой и дружной крестьянской семьи, природа Белоруссии и ее бога­тая   народная   культура,   радостная   атмосфера новой колхозной жизни — все это формировало буду­щего художника.

В резком контрасте со счастливой порой ранних лет военная биография Михаила Андреевича, в ре­шающей мере определившая магистральные пути его творчества. Призванный в 1940 году в Советскую Армию, молодой воин был в рядах легендарных защитников Севастополя, выстоявших 250 дней под ударами вражеских полчищ. Когда возможности сопротивления были исчерпаны, попал в плен к гитле­ровцам.

Работая в Дюссельдорфе на вагоностроительном за­воде, военнопленный Михаил Савицкий активно участвует в диверсионной антифашистской деятель­ности. Обвиненный в коммунистической пропаганде, юноша был заточен в Бухенвальд, где прошел все круги фашистского ада.

Художественное образование Савицкий получил после демобилизации из армии. В 1951 году он окон­чил Минское художественное училище, в 1957 — Московский   художественный   институт   имени В. И. Сурикова. В начале 60-х годов художник приступает к работе над основной своей темой, чре­звычайно близкой народу Белоруссии,—- темой пар­тизанской борьбы. Картины «Партизаны» и «Парти­занская мадонна*, «Витебские ворота» и «Казнь», как и  другие  полотна  этого  цикла,   утверждают героический смысл человеческого бытия, ставят ко­ренные проблемы жизни и смерти, долга и преданно­сти.

Серия картин Савицкого «Цифры на сердце» (1974— 1979) — явление особое, в творчестве художника знаменующее высший этап зрелости его мастерства. Полотна серии, раскрывающие зловещий облик фашизма, вместе с тем утверждают бессмертие и кра­соту человека-борца.

Сюжеты картин, основанные на конкретном истори­ческом материале,— это свидетельские показания о фашистских методах уничтожения людей в концен­трационных лагерях. Героическое и трагическое звучание серии выражено в классически завершенной форме картин. Строгая композиционная симметрия, трагедийно-мрачный накал колорита, чеканный ри­сунок — все средства живописи направлены на рас­крытие авторского замысла.

Картины насыщены острыми контрастами — ритми­ческими,   тональными,  пластическими.   Из  них рождается основная тема серии — непримиримое, героическое  противостояние  света — тьме,   пре­красного — безобразному, духовного восхождения — низости, вечных человеческих идеалов — мракобе­сию, смерти.

Эти метафоричные контрасты способствуют прочте­нию содержания каждой картины серии,во многих случаях превращая его в противоположное исходной сюжетной основе: сожжение коммунистов становится гимном гнева и мужества, в полотнах «Узник 32815», «Эттерсберг — Голгофа XX века» человеческое до­стоинство   воспевается   вопреки   его   уничтожению. Картины различны по образной структуре. Они раз­нятся прежде всего степенью преобладания докумен­тального или, напротив, философски обобщающего начала. Убеждающая сила достоверного рассказа доминирует в картинах «Побег», «Канада», «Над­смотрщик». В полотнах «Отбор», «SOS!» присут­ствуют, на наш взгляд, обе стороны. Образная символика картин «Поющие коммунисты», «Танец с факе­лами», «Мадонна Биркенау» придает всей серии обоб­щенное философское звучание, утверждает торже­ство человеческого духа. Поэтому картины не подав­ляют мрачным трагизмом, но вызывают чувство ду­ховного просветления.

В серии художник лаконично и образно раскрыл опасность любой антигуманной идеологии, показал, какими преступлениями она чревата. ...11 миллионов жертв из 18 миллионов мучеников лагерей смерти, 50 миллионов павших на фронтах второй мировой войны, из них — 20 миллионов жиз­ней советских людей, отданных за избавление от фашистской чумы. Новые миллионы жертв реакцион­ных, агрессивных движений, расистских преступ­лений в современном мире...

Оттого и в наши дни тревожный гул  «Бухенвальдского набата», пронизывающий картины Савиц­кого, остается грозным предостережением челове­честву. В то же время жизнеутверждающий лейтмо­тив серии выражает веру художника в победу добра, разума, жизни.

Текст приводится по изданию:

«Лiчбы на сэрцы» - авт. Текста Пугачева Э.М.Минск, «Беларусь», 1989 г.

1. ОПОЗНАНИЕ. 1987 г.

Среди изуродованных мертвых тел — жертв лагеря смерти — женщины опознают своих сыновей, мужей, братьев... Черные бараки, полоска зловеще-холодного неба — здесь все выражает трагедию. Группа пожилых и молодых женщин силуэтом напоминает бурную вскипевшую волну. И вся картина — это взрывная волна неистовой, накопленной за годы войны боли. Слезы и стон словно пронизывают полотно. Лишь прижавшаяся к матери девочка, привыкнув к сценам ужаса, уже не может плакать. Выраженный в психологической трактовке персонажей накал человеческих страданий раскрывает высокое гуманистическое содержание картины.

2. «ЛЕТНИЙ ТЕАТР». 1975 г.

Так на жаргоне эсэсовцев назывались ямы для сожжения трупов (печи крематориев не успевали справляться с этой задачей), куда тела сгребались бульдозерами. На картине бульдозер со зловещими фарами символизирует тот безупречно налаженный механизм уничтожения, каким был каждый лагерь смерти. Погибшие люди напоминают поверженные античные статуи, оставшиеся вечным воплощением красоты и гармонии. Право на жизнь фашистский режим дает только палачам. Гротесково безобразен хохочущий эсэсо-вец. Надеется выжить любой ценой его угодливый помощник — узник из зондеркоманды.

3. ПОБЕГ. 1974 г.

В лагерях смерти люди как могли отстаивали свое исконное право на свободу и жизнь. Постоянно из рабочих лагерей предпринимались побеги. В картине одни узники карабкаются вверх по доскам, перекинутым через провода под током, другие — падают, расстрелянные с дозорных вышек. Шаткая, на глазах разрушающаяся пирамида тел... Так трагично оборачивалась иллюзия спасения. Побеги обычно провоцировались предателями и были поводом для истребления людей.

4. «ПОЮЩИЕ ЛОШАДИ». 1979 г.

Так назывались команды по уборке трупов с территории лагеря. Повозку с телами везут впряженные в нее узники, подгоняемые хлыстами эсэсовцев. Под страхом смерти заключенных заставляли петь.

5. НАДСМОТРЩИК. 1979 г.

Эсэсовцы формировали среди заключенных подкупленную «элиту» головорезов и садистов, которых назначали надсмотрщиками. Они подвергали узников особенно изощренным экзекуциям,   чаще всего со смертельным исходом. В картине изображен типичный эпизод на земляных работах — наказание за то, что больные, истощенные пленники не могли выполнять непосильный труд.

6. ПРОКЛЯТЬЕ. 1979 г.

Изображенная на картине сцена была каждодневным явлением лагерных будней. Многие узники не могли вынести нестерпимых мучений и унижений. Тогда находился наиболее простой выход — самоубийство. Со словами проклятья фашизму заключенные «шли на провод». Проводами под током огораживались лагеря.

7. МАДОННА БИРКЕНАУ. 1978 г.

В отличие от других полотен серии, имеющих документальную основу, это построено на ассоциативно-образной символике. Над чернеющим силуэтом крематория женского лагеря Биркенау легко парит, возносится в небо мадонна — символ всех погибших матерей. Она такая же торжествующе прекрасная, какой изображалась в живописи Возрождения. Идеал любви, красоты и материнства для мракобесия недосягаем. Он неуязвим и бессмертен. И словно возрождая жизнь, пепел сожженных пророс скромными полевыми цветами.

8. SOS! 1978 г.

Изображенная на этом полотне сцена отражает события, которые происходили в Бухенвальде весной 1945 года. Подпольщики, коммунисты лагеря скопили оружие, смонтировали в ведре рацию. Готовилось восстание. Группа узников собралась вокруг рации. Их лица, застывшие в напряженном ожидании, озарены светом надежды, исступленной жажды" свободы. В эфир летит сигнал бедствия «SOS!».

9. УЗНИК 32815. 1976 г.

На фоне  кованых   ворот Бухенвальда, в верхнюю часть которых вмонтирована надпись «Каждому свое», изображен юноша в жалкой робе заключенного. По ее полам пропечатаны буквы К, L — концентрационный лагерь. Маленький красный треугольник с буквой R означает — русский, политический. Под ним, как и на жетоне, подвешенном на бечевке,— номер, под которым числился узник. Потеря жетона каралась смертью. Юноша стоит гордо  выпрямившись. В его осуждающем взгляде дерзкая смелость непокоренного. Это единственный автопортрет Савицкого.

10. СВОБОДА. 1987 г.

В картине изображен тот волнующий, долгожданный момент, когда советский воин открывает ворота лагерного барака  и узники, еще не веря избавлению, тесной толпой устремились к образовавшемуся светлому проему. Бритые головы, полосатая униформа заключенных, выразительность подавшихся к выходу спин,— все это полно ощущения страшной были, о которой рассказано в серии "Цифры на сердце". Но в смертельно удушающий мрак уже прорвался свет жизни и грядущей радости, принесенный солдатом-освободителем. Потрясенный увиденным, полный скорбного сострадания, он явился здесь как вестник добра, словно сотканный из солнечных лучей.

11. ЭТИ ВЫЖИЛИ. 1987 г.

Картина выполнена как необычный групповой портрет только что освобожденных узни¬ков — мужчин, детей. Заостренные лица с запавшими огромными глазами — множество этих глаз полны неизжитого, застывшего страдания. Маленькие мученики затравлены. Они разучились не только доверять взрослым, но и верить в добро, испытывая пока лишь робкое недоумение перед удивительным человеком из какого-то забытого ими радостного и яркого мира.

Полнокровный и убедительный образ советского солдата, написанный в солнечно-золотистых тонах, стал олицетворением победы в страшной войне, стоившей человечеству 50 миллионов жизней, победы добра и света.

источник http://aloban75.livejournal.com/3332490.html

kykyryzo.ru

Михаил Савицкий - cоветский и белорусский художник

Савицкий – член Российской Академии художеств и Национальной Академии наук Беларуси. В 1973-м он стал первым, кто получил Орден Франциска Скорины, учрежденный Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь. 1-го марта 2006-го Михаилу было присвоено звание 'Героя Беларуси'.

Михаил Андреевич Савицкий родился 18-го февраля 1922-го в деревне Звенячи, Толочинский район, Витебская область, БССР. Юноше пришлось на себе испытать все тяготы, пришедшие с Великой Отечественной войной. В 20-ть лет он был участником боев за Севастополь. Практически в самом начале войны Савицкий попал в концлагерь, побывав в Дюссельдорфе, Бухенвальде и Дахау. Есть информация о том, что Михаил активно боролся в рядах Сопротивления.

По другим данным, Савицкий едва избежал смерти в концлагерях, находясь в тифозном бараке в тот момент, когда союзники освободили его. Он 17-ть дней пробыл под арестом за организацию побега и попал в категорию лиц, подлежащих уничтожению. После окончания войны Михаил поступил в Минское художественное училище, а затем в 1957-м окончил Московский художественный институт им. В. И. Сурикова.

В своих работах художник зачастую касался исторических и современных тем, раскрывая их с помощью экспрессии и эмоциональности. Савицкий – убежденный реалист. Именно таковыми являются работы 'Песня', циклы 'Героическая Белоруссия', 'Цифры на сердце', картина 'Партизанская мадонна', 'Легенда о батьке Минае' и 'Дети войны'. Многие из его полотен были посвящены памяти погибших в ходе Великой Отечественной войны, тогда как другие славят советский патриотизм.

Одну из его самых скандальных картин, 'Летний театр', особенно горячие головы посчитали оскорблением всех евреев. На полотне, где бульдозер сбрасывает в яму трупы, также представлены две черные фигуры – эсэсовец и заключенный со Звездой Давида на груди. Само понятие 'летний лагерь' на языке фашистов и означало эту яму, в которую сбрасывали людей, загубленных газом, и сжигали. Так как искусство имеет силу обобщать и передавать через символы глубокий смысл, то заключенного евре я с картины, которому предстоит закапывать эту яму с трупами, сочли за всю еврейскую нацию. Вышло, что евреи чуть ли не были у лагерных палачей на посылках и помогали творить ужасные вещи.

Однако Савицкий, поясняя тем, кто никогда в своей жизни не испытывал на себе ужаса концлагерей, пояснил, что узник из зондеркоманды – это такая же жертва, и что сами по себе зондеркоманды формировались из еврейских узников. Таких людей заставляли обрабатывать покойников, а затем предавать огню. И им приходилось заниматься этим изо дня в день. Наконец, узники из зондеркоманды после этого уничтожались, как свидетели.

От Михаила требовали убрать отличительный знак с груди заключенного с картины, но он остался непреклонен. О жестоких временах, которые художник видел своими глазами, он предпочитал излагать на холсте прямо, даже если кто-то мог понять это неоднозначно.

Михаил Савицкий умер 8-го ноября 2010-го, в Минске, Белоруссия.

biozvezd.ru

Михаил Савицкий - Народный художник СССР, с Днем Рождения :: NoNaMe

Михаилу Савицкому 87, он прошел войну, концлагеря, стал Народным художником СССР, героем Беларуси. Одно время он был неугоден властям, не него обижались жертвы холокоста и еще много чего в его жизни было. Но в его творчестве все что он пережил и все что перживает, у него своя манера изображения действительности. Ниже выдержки из разных источников и несколько репродукций.

----------------------<cut>----------------------

ГЕРОЙ БЕЛАРУСИ МИХАИЛ САВИЦКИЙ

...Народный художник СССР и Беларуси, академик Михаил Савицкий свою «Звезду героя» тоже получил за труд на ниве духовной. Не только своими полотнами, но судьбой. Он как олицетворение трагизма и величия ушедшей эпохи. Двадцатилетним солдатом прошел застенки нескольких концлагерей.

Михаил Савицкий, Герой Беларуси:

- Вот прошла эта великая бойня. …Слушайте, ну не похожа ни на что, на мой взгляд. Я тоже пишу кусок истории Беларуси, трагедии.

Михаил Савицкий - Народный художник СССР, с Днем Рождения Михаил Савицкий

Увиденное, пережитое и осмысленное запечатлено Савицким на целой серии полотен.

Самая известная — «Цифры на сердце».

Михаил Савицкий:

- Почему я выжил? Я сам, собственными глазами, видел свой скелет. Я не мог встать, не мог пойти. Мог только лежать. Если надо было переместить — брали за руки и за ноги, и швыряли. ...Правда, звона собственных костей я не слышал.

Михаил Савицкий - Народный художник СССР, с Днем Рождения

Сегодня, в 87 лет, Михаил Андреевич Савицкий руководит «Творческими мастерскими». Кисти из рук тоже выпускать не хочет, отличается неугасающим чувством юмора. Шутит, например, что в концлагере успел подпольной работой испортить карьеру сварщика экстра-класса.

Гитлеровцы определили его в категорию лиц, подлежащих уничтожению. Впрочем, и в мирное время власти его никогда особенно не жаловали. Хотя с его талантом предпочитали считаться.

Михаил Савицкий - Народный художник СССР, с Днем Рождения

Михаил Савицкий:

- Я писал только тематические работы. Писал много, и долбали меня всюду. В партии... То есть, я был беспартийный. Машеров был потрясен, когда ему сказали, что я беспартийный.

Уже в 60-е художника называли мастером сурового стиля. Да и сейчас Михаил Андреевич в живописи убежденный реалист. Или, как он сам говорит, сторонник «человеческого» в искусстве. Правда, реальность художника, в его понимании, далека от реалий рынка. Критикует не только своих коллег, но и учеников. Наверное, можно сказать, что жизнь в искусстве по-Савицкому — это, пожалуй, и в самом деле сродни подвигу.

В основе замысла — трагедия белорусской деревни Скобровка.

Михаил Савицкий - Народный художник СССР, с Днем Рождения

Здесь фашисты в 44-м создали лагерь. В него свозили детей из окрестных сел. Савицкий сравнивает эти события с библейским преданием, согласно которому царь Ирод приказал убить 14 тысяч вифлеемских младенцев.

Михаил Савицкий - Народный художник СССР, с Днем Рождения

Нереализованных замыслов Савицкого хватило бы на несколько жизней. Жалеет, что многого уже не успеет, а обмануть время не получилось.

Михаил Савицкий:

- …По 20 часов рабочий день. И, вроде бы, все нормально. А почему не 24? Я во время работы, когда здесь, попрошу любого – он меня разбудит на 15 минут, а остальные я буду работать. И знаете, я надорвался. У меня мотор не работает, не тянет. Но теперь я воюю с этой болезнью....

- Михаил Андреевич, а с чего для вас начинается Родина?

- С труда.. Это и есть Родина, по-моему.

Взято отсюда:ctv.by/proj/~page__n1101=2~...

Вот воспоминания знаменитого писателя Василя Быкова:

"...Когда в январе 1979 года он выступил в московских “Известиях” и в минском еженедельнике “Літаратура і мастацтва” со статьей об экспонировавшейся тогда в Минске во Дворце искусств серии картин Михаила Савицкого “Цифры на сердце”, то статья эта написана была как бы и Быковым писателем, и Быковым художником. Один понимающим глазом видел высокие достоинства выразительных средств живописца, богатство его палитры, смелость кисти, другой отмечал значительность и пронзительность сюжетов полотен, страстность и содержательность говоримого ими, отражение в них испытанного некогда самим создателем – в военные годы после пленения под пылающим Севастополем узником гитлеровских концлагерей. У меня же в связи со статьей состоялся с ее автором незабываемый разговор.Многие читатели “Мишпохи”, несомненно, помнят, какое негодование вызвала одна из картин серии – картина “Летний театр” – среди еврейского населения Минска. А потом, когда репродукция картины многократно опубликована была за рубежом, – и гораздо шире. Изображены на картине бульдозер со зловещим светом фар, сбрасывающий в яму нагие трупы, и две стоящие фигуры: оскалившийся в дьявольском смехе лагерный палач и заключенный с испуганно-угодливой гримасой, которому предстоит яму с трупами закапывать. У бедолаги подчеркнуто еврейская внешность и на полосатой робе лагерный еврейский желтый знак. Хотел того или не хотел художник, изображенное можно трактовать (искусство обобщает, символизирует!), что евреи в фашистских лагерях уничтожения были в услужении у палачей, едва ли не помогали им творить злодеяния. Это вызвало возникновение у картины прямо-таки митингов протеста. Тем более, и в некоторых газетных статьях о выставке говорилось про персонажей “Летнего театра”, что это палач и его помощник..."

Вот ответ самого Михаила Савицкого Василю Быкову по поводу "Скандальной картины"

"– Эта картина также о фашистском “новом порядке”. Для названия использовал термин из эсэсовского жаргона. “Летним театром” лагерная администрация называла яму, в которой сжигались люди, загубленные газом. На картине, кроме убитых, которых я написал красивыми, как скульптуры, есть и двое живых. Прошло уже много времени, и не все знают о порядках, существовавших в концентрационных лагерях. Некоторые, глядя на картину, считают, что узник из зондеркоманды – помощник фашистов. Это не помощник. Это тоже жертва. Зондеркоманды формировались из узников еврейской национальности. Их принуждали обрабатывать покойников, а потом сжигать. И это изо дня в день. Многие люди не выдерживали – безумели. Узники из зондеркоманды обязательно потом уничтожались, как свидетели преступлений. Садистское издевательство над людьми!..”

Взято отсюда:mishpoha.org/nomer14/a30.htm

Вот еще пара ссылок на материалы про Михаила Савицкого:ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9...dic.academic.ru/dic.nsf/ruw...ng.by/ru/issues?art_id=11441

С днем рождения Михаил Андреевич!

зы: репродукция скандальной картины "Летний театр" в поиске пока

txapela.ru

о творчестве и наследии художника Михаила Савицкого

Имя этого художника неразрывно связано с главными трагедиями Беларуси XX века: Великой Отечественной войной и Чернобыльской катастрофой. Он стал единственным человеком в искусстве, который был удостоен звания Героя Беларуси. Великий творец Михаил Савицкий. 18 февраля мастеру исполнилось бы 95 лет.

Стать художником он мечтал с самых юных лет. Тогда в довоенное время в небольшой деревне под Витебском часто говорили о Шагале и Малевиче. Но Михаилу Савицкому пришлось на некоторое время отложить мечту стать великим художником. Сразу после школы его призвали в армию, а еще через год – на фронт.

За время войны он три раза становился узником концлагерей, а в апреле 1945 года и вовсе мог умереть. Организация побега, и как результат – три недели голода в тифозном бараке. Спасли союзники. А уже через два года осуществилась и детская мечта. В 1947 году Михаил Савицкий поступил в Минское художественное училище, а после – в легендарный Суриковский институт в Москве.

Кирилл Мельник, старший научный сотрудник Художественной галереи Михаила Савицкого, искусствовед, художник:Первая крупная работа, выполненная в направлении социалистического реализма. Написана в Москве. Картина-воспоминание о довоенной родной деревне. Эта работа наполнена его воспоминанием о безоблачном довоенном детстве. Это добротная советская живопись. Но это еще не тот Савицкий, который войдет в историю искусства.

После шести лет учебы в Москве Михаил Савицкий вернулся в Минск. И сразу произвел небывалый фурор в узком кругу художников. Тогда еще только начинавший писать Николай Опиок помнит, как много говорили именитые творцы о молодом Савицком.

Николай Опиок, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, кавалер Ордена Франциска Скорины, лауреат Спецпремии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», художник:В Витебске разнеслась молва и слава среди уже именитых художников. Таких, как Корженевский, Кухарев. Вдруг они вернулись из Минска и все сели гуртом за чашкой чая, я с ними. Они говорят: «Вы знаете, появилась личность, появился художник в Республике Беларусь» Это был фурор, по моему впечатлению, слава, первый выход в свет картины – это его дебют с большой славой среди художников.

Личное знакомство Николая Опиока с Михаилом Савицким произошло через три года на выставке мастера во Дворце искусств. Тогда он осознал, насколько велик размах таланта Савицкого.

Николай Опиок, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, кавалер Ордена Франциска Скорины, лауреат Спецпремии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», художник:Познакомились мы группой на выставке в Палаце мастацтва, проводили его до дома. Я уже не помню, какие у нас есть художники после эпохи Возрождения, чтобы толпа молодых людей проводила художника почти на руках. Его несли до самого дома человек 15.

С тех пор два мастера на долгие годы стали близкими друзьями. И это несмотря на то, что Михаил Савицкий общению с коллегами чаще предпочитал работу в мастерской в полном одиночестве.

Николай Опиок, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, кавалер Ордена Франциска Скорины, лауреат Спецпремии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение», художник:Мастерская была замкнута. Когда к нему стучались, особенно когда мастерсткая была на Некрасова, он был, за работой, не мог открываать дверь.

Уже в 60-ые годы его искусство берет новый виток. От «официального, советского реализма» он обращается к «человеческой драме на войне». Теме очень близкой и ему самому. Савицкий пишет свою знаменитую «Партизанскую мадонну», и это в то время, когда религия находилась под строжайшим запретом. Картину сразу же купила Третьяковская галерея, а слава о великом белорусском художнике разнеслась по всему Советскому Союзу.

Кирилл Мельник, старший научный сотрудник Художественной галереи Михаила Савицкого, искусствовед, художник:Партизанская тема заняла у него более десятилетия. И уже этой темой он показал, что он крупный мастер. Эта тема принесла ему всесоюзную известность. «Партизанская Мадонна» 1967 года. Многие работы в Третьяковской галерее из этой тематики хранятся. И работа «Оршанский партизан». Это так называемый суровый стиль 60-х годов. Важно понимать, что именно военная тематика и сделала имя Савицкого.

После партизанской серии картин Савицкий начинает разрабатывать еще одну сложную тему. Почти 10 лет он пишет полотна о жизни в концлагерях. Мастер создает практически 40 картин, каждая из которых уже стала шедевром белорусской живописи. В их числе и самый знаменитый библиографический цикл «Цифры сердца».

Кирилл Мельник, старший научный сотрудник Художественной галереи Михаила Савицкого, искусствовед, художник:Ни один другой мастер, который поднимал тему фашистских концлагерей, не написал подобных работ. Это уникальная для Беларуси картина и вообще для мирового искусства.

Творчество Савицкого неразрывно связано со временем, в которое он жил. 1986 год, Чернобыльская катастрофа. Отойдя от шока, художник сразу же задумывает серию из 10 картин.

Кирилл Мельник, старший научный сотрудник Художественной галереи Михаила Савицкого, искусствовед, художник:Вот «Чернобыльская Мадонна». Простая белоруска, крестообразная схема композиции, младенец мертвый. Сам Савицкий никак не пострадал от Чернобыльской катастрофы, ни его семья. Он воспринял боль тысяч людей, простых украинцев, белорусов, россиян.

За серию картин о Чернобыльской трагедии Михаил Савицкий получил золотую медаль Российской академии художников. Долгое время эти полотна хранились в мастерской художника. В последние годы своей жизни он подарил их любимому Минску.

Еще одна крупная тема, которая нашла отражение в его творчестве уже после распада Советского Союза, – религия. Через десятки полотен, созданных в 90-е годы, мастер открыто заявил о своем христианском мировоззрении.

Кирилл Мельник, старший научный сотрудник Художественной галереи Михаила Савицкого, искусствовед, художник:Он пишет на сюжеты Нового и Ветхого заветов. Серия картин «Заповеди блаженства». Но в этих картинах, их более двух десятков, Савицкий не выступает как догматик. Он остается верен своей проблематике. Это проблематика реальной жизни, этические проблемы, проблемы современности, но только через фабулу библейского слова.

Полотно Михаила Савицкого на библейскую тематику «Иов» было написано в далеком 1998 году. И стало духовным завещанием мастера, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ.

Кирилл Мельник, старший научный сотрудник Художественной галереи Михаила Савицкого, искусствовед, художник:Он изображает современность. Это XX век, а не 1500-е годы до нашей эры. И изображает самого себя. Этой картиной он говорит, что его жизнь была очень сложной, полна испытаний. Вот эту мысль он закладывает в этой работе. Полна испытаний, которые он выдержал.

В его картинах – наша история. Обладатель множества наград и званий. Народный художник СССР, лауреат госпремий СССР и БССР, первый кавалер Ордена Франциска Скорины, Герой Беларуси. Михаил Савицкий.

www.ctv.by

художник Михаил Савицкий(2) - заметочки

"Чернобыль" цикл из 11 картин

ЗРИМЫЕ МОЛИТВЫ МИХАИЛА САВИЦКОГО

Судьба и творчество Михаила Савицкого уникальны. Как удалось атому художнику, вышедшему из почти уже легендарных шестидесятых, не затеряться, подобно многим, на долгом пути, остаться 'на плаву' и, более того, вызывать постоянный интерес к себе и тогда, когда появились знаменитые 'Партизаны', 'Витебские ворота' и 'Партизанская мадонна', и сейчас, спустя три десятка лет, когда в его творчество пришли новые герои - мученики Чернобыля и 'хорошие люди' из Нагорной проповедиХриста, философы и художники, творцы Священной истории Нового завета и брошенные на произвол судьбы старики-ветераны, отстоявшие в боях и трудах свою землю?..

Казалось бы, живи и радуйся, Михаил Андреевич! Званий и наград - не перечесть: народный художник СССР, народный художник Беларуси, лауреатГосударственных премий СССР и Беларуси, академик Российской академии художеств, Академии наук Беларуси, Международной славянской академии.Почти 17 пет руководит академической мастерской живописи. Можно позавидовать? 'Завидовать нечему, - как-то сказал Савицкий. - Всю творческую жизнь вкалывал, как вол. С утра - до вечера. Без выходных и праздников. Мой ежедневный путь - от улицы Беломорской, где живу, до улицы Некрасова, где работаю. За границу - не выезжаю. В отпусках - не бываю. Картин за рубеж - не продаю, хотя мог бы. А здесь, на родине, мои картины - не востребованы. Так что живу на пенсию и на академическую зарплату... 'Недавно я позвонил Савицкому и объяснил ему, что хотел бы получить пропуск в мир его новой живописи из его собственных рук. Маэстро дал согласие встретиться, тем более повод был: только что состоялась презентация уникальной книги-альбома о его жизни и творчестве. И вот я попал в Храм Художника.Картины, картины, картины. На мольбертах и стоящие у стен. На стеллажах. В работе и недавно законченные. Известные и совершенно новые. Фигуративные композиции и портреты. И даже - пейзажи и натюрморты, о которых я раньше не ведал. И еще книги - сотни книг. По искусству, философии, истории, поэзии, религии, эстетике. Здесь же 'инструменты' мастера - кисти, тюбики с красками, мастихины, холсты на подрамниках, лаки и растворители. И палитра, которой сорок лет, - как произведение искусства!- Михаил Андреевич, нужно ли сегодня искусство человеку?

- Искусство помогает человеку выстоять перед наступлением тотальной безликости.Если картина груба, как действительность (вспомним Ван Гога), то и действительность может быть прекрасна, как произведение искусства.

- То есть, приняв на себя тяжесть жизни, искусство может ее преодолеть?- Именно. Произведение, в котором слышно затрудненное дыхание, усилие, является гарантией прочности человека. Значит, он справится, сможет отстоять свое достоинство.

- Мне кажется, идею этого противостояния точно выразил ОсипМандельштам: 'Из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам'.Ваш герой, кто он?- Мои герои для меня всегда конкретны, их индивидуальность для меня не просто дорога, это условие их выживания в холсте. Я пишу родные и знакомые мне лица, которые я вижу в жизни - почти всегда это белорусы, мои земляки, я сам, рожденный в крестьянской семье и знающий мироощущение хлебороба и пахаря. То есть, типажи моих героев я ищу только в жизни, какую бы тему ни раскрывал - будь то партизанская или библейская. Это представляется мне условием создания подлинно гармоничного произведения. Я хочу писать такие картины, чтобы они стали памятником людям, которых я люблю...- 'Писать картины... ' Но для кого? Почему сегодня наше искусство оказалось в таком глубочайшем кризисе, что свет в конце туннеля вот-вот погаснет?- Да, наша национальная культура, основу которой, на мой взгляд, составляют наука, образование и искусство, оказалось невостребованной областью человеческой деятельности. Культура продолжает жить по инерции. Лично мне проще: я как работал напряженно в то советское время, так работаю и сейчас. И буду работать даже на грани бедности. Но культура так жить не может, ибо это та область, связанная с людьми непосредственно, которая и делает человека человеком. Забросить культуру - значит забросить человека, того самого, который создает государство. А любому нормальному цивилизованному обществу нужен человек нравственный и трудолюбивый. Без этого государство существовать не может, А сформировать его высоконравственным может только культура и, в частности, искусство, которое общается с каждым человеком в отдельности и с народом в целом...- И в чем же причины этого кризиса нашей культуры?- На мой взгляд, белорусская культура сегодня состоит большей частью из контркультуры, то есть искусственно насаждаются акции, которые названы 'авангардом' и которые сознательно уничтожают в человеке все человеческое. Иначе говоря, идет процесс колонизации бывшей территорииСССР. При этом нравственные люди не нужны. Нужна рабочая скотина, которая занималась бы только тем, чтобы потреблять. Вот эта акция как подмена духовных ценностей и насаждение контркультуры и есть яркое проявление кризиса искусства...- И кому это необходимо?- Мировой финансовой олигархии, тому самому 'золотому тельцу', которому так поклоняются именно те, кто заинтересован в разрушении и национальной культуры и вообще христианской культуры. Кто хочет построить единую, однородную 'культуру для всех': фонд Сороса специально и создан для того, чтобы уничтожить национальные культуры...- Я так понимаю, Михаил Андреевич, что проблема национального сохранения сегодня стоит наиболее остро?- С учетом того, что творится у нас в экономике, культуре, в нравственно-духовной сфере, - да. Что говорить об искусстве, если даже уникальная человеческая личность потеряла цену! О каких правах человека, декларируемых, скажем, в известном 'Билле о правах', может идти речь, когда столько гибнет людей в мире, и это никого не волнует:Китай времен хунвейбинов, Вьетнам, Афганистан, Чечня...- Обесценена не только человеческая жизнь - обесценено и искусство.Сколько было вывезено произведений из бывшего СССР на Запад, и совершенно за бесценок!- Да, и в том числе из нашей республики. И, кстати замечу, что многие работы - подлинные шедевры - ни в чем не уступают лучшим европейским собраниям. Очень жаль, например, что за бесценок ушли за рубеж многие полотна Виталия Цвирко: это невосполнимый урон для нашего государства.С другой стороны, меня сильно удручает наше будущее, особенно в изобразительном искусстве. Сегодня мы просто не получаем профессионально подготовленных художников...- А Белорусская академия искусств?- Да, молодые люди худо-бедно заканчивают этот институт, почему-то названный академией, но большинство из них уходят в пресловутый 'авангард', в контрискусство - вредное, бездуховное, античеловечное.- Михаил Андреевич, давайте вернемся к вашему творчеству. Будучи выдающимся советским художником, как вы пережили распад СССР?Изменились ли вы, что потеряли или приобрели?- Да, социальный строй изменился, но я как профессиональный живописец остался тем же. Тогда главным принципом в искусстве, как известно, был соцреализм, то есть следование традициям реалистического искусства. Что я и делал. Однако я всегда находился как бы 'на грани'. Помню, ВладимирСтельмашонок мне говорил: 'Я посмотрю, как долго ты будешь крутиться на острие ножа и когда ты с него свалишься'. Я не свалился. Я просто работал и старался говорить правду:. о войне как о народной трагедии, о нелегком крестьянском труде, о земле, о добре и зле, о красоте и о безобразном. Хотя и критиковали меня за то, что мои колхозники 'не те', то есть, 'не типичны для кипучей социалистической действительности', что своей 'Партизанской мадонной' я 'разлагаю' зрителя, сравнивая современную женщину с Богородицей, что 'Плач о павших героях' - 'идеологически не выдержан', что в картине '25 октября 1917 года' я 'исказил' образ революции и так далее.- Но все же творческие неудачи у вас были?- Конечно, как и у всякого нормального художника. А как же иначе?

Например, считаю, что 'Хлеб нового урожая' - картина несколько показная, определенная дань времени, как и 'Сказ о хлебе', хотя в профессиональном отношении они вполне пристойны.- И что было потом?- Потом пришло самое неожиданное. Те самые 'благожелатели' с партийными билетами, которые ругали и кляли меня за 'формализм' и 'отступничество от соцреализма', вдруг стали поносить социализм, а меня обвинили в приверженности к социалистическому реализму! Оказывается, я был апологетом его со дня моего рождения как художника! Невероятно!- Да, Михаил Андреевич, я помню все эти метаморфозы...- На всю эту воркотню педантов и коллег по цеху у меня всегда был один ответ - работа, работа, работа. Думаю, что лучший искусствовед - Время - уже давно поставило над всей этой вакханалией точку, хотя здоровья и не прибавило...- Как вы пришли к Библии?- Постепенно. Библия ведь - это гениальная концентрация жизненного опыта человечества. Читая Библию, я подумал: как же созвучны библейские принципы нашему времени! И я написал 'Снятие с Креста'..- Первую картину из библейского цикла?- Точно не помню. Может быть. Во-первых, сама по себе это очень красивая тема. Мне она всегда нравилась, тем более мой склад души выпестован не на веселой жизненной основе.- В основу библейского цикла вы положили Нагорную проповедь ИисусаХриста - невероятно сложную для художественного воплощения. Я не мог даже себе представить, как, каким образом можно пластически все это выразить. Например, 'блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное'...- Конечно, буквально трансформировать Христову проповедь на холсте - невозможно. Но я стремился через вечные постулаты образно осмыслить день сегодняшний. Разве среди нас нет 'блаженных кротких', 'блаженных чистых сердцем', 'блаженных плачущих' или 'блаженных изгнанных за правду'?- Вот я вижу холст 'Изгнанные за правду': осиянные ангелами, из глубины тьмы движутся на нас, зрителей, люди. Много людей. Старцы - терпеливые, мудрые, седовласые. Хорошие люди...- Да, мой библейский цикл - о хороших людях. Хорошие люди - моя философско-нравственная концепция последних лет. Когда я лет пять назад начал писать 'Ветеранов', стал рассуждать: ну, бросила Родина этих вот людей. Но кто они - эти люди? Они трудились до войны, создавали новое государство. В войну гибли, но кто-то выжил. После Победы страна была полностью разрушена. Восстановили. Те же люди. А сейчас - брошены. Они - нищие. Все, что от них требовалось, они отдали людям, стране. И стали нищие духом! Выходит, это самая высокая оценка Христа: это их царство небесное. И тогда я подумал: почему бы не написать цикл картин о хороших людях?- Но что такое хороший человек? Это очень субъективно. Для одного, скажем, это человек добрый, порядочный, для другого - наоборот...-Справедливо. Но я оценку человека беру именно у Христа. В его Нагорной проповеди - проповеди блаженства - все это есть. Скажем, 'блаженны жаждущие правды'. О тех, кто хочет знать правду. Вот они, эти люди.Женщины, мужчины. Руки вопрошающие, просящие, жаждущие... А сзади -Крест, на котором распяли Христа. Я не случайно показываю этот Крест:ведь эти люди простые. У кого они спросят о правде? Только - у Бога.- Возникает вопрос: почему так происходит, что люди худшие казнят лучших?- Да, вопрос для человечества пока что неразрешимый. На него никто не ответил...- О чем картина 'Изгнание из рая'?- О свободе. Истинной свободе, Богом данной человеку со дня его сотворения. Но свобода - не произвол, не хаос, не вседозволенность, не стремление отвергнуть того, кто дал эту свободу и стал как Бог.- Иначе человек становится рабом своеволия, своих необузданных желаний.Так?- Да. И падение Адама и Евы - начало этого человеческого своеволия.Когда человек на земле объявляет себя Господом, жизнь превращается в ад. В концлагеря, в ГУЛАГи, где все - и заключенные, и начальники - рабы. Зэки - чужой власти, остальные - собственной...- Михаил Андреевич, посмотрев ваш библейский цикл, я ощутил в нем связь с предыдущей вашей крупной серией картин 'Черная быль'. Ведь и в'Черной были' речь идет о 'хороших людях', обездоленных и покинутых, безвинно погибших праведниках и матерях, предстоящих перед лицом судьбы, о мужчинах, потерявших землю-кормилицу, и ангелах, единственных защитниках и утешителях, сострадающих и сочувствующих человеку. Словом, тема - Апокалипсис. Как вы работали над этой трагической серией?- Я начал над ней работать, когда на Чернобыльской АЭС еще продолжался взрыв. Я был тогда на даче. Начало мая 86-го года... Почему я взялся за это? Показывают по телевизору, как героически суетятся люди, что-то делают, гасят песком, говорят, что произошла небольшая авария и что вот-вот она будет ликвидирована... И я вдруг подумал: в сорок пятом взорвали над Хиросимой атомную бомбу. Взрыв длился доли секунды.Погибли сотни тысяч людей. Здесь же одиннадцать суток продолжался взрыв! Что будет? Погибнет весь белорусский народ? 8 70-е годы, работая над 'Цифрами на сердце', я размышлял: как показать, 'описать' концентрационный лагерь, аналога которого в истории, в природе еще никогда не было. И я, смею думать, нашел новые возможности картины, показав концлагерь не только как вселенское преступление против человечества, но и как особую философию жуткого времени, особую форму 'социального устройства' общества...- А сейчас опять случилась колоссальная трагедия, подобной которой в человеческой истории тоже не было: распад не только определенного жизненного уклада и вековых человеческих традиций, но распад всей социальной системы, в которой нет места 'хорошему человеку'...- Да, здесь Зло охватило все жизненное пространство и растворилось в каждой клеточке бытия так, что человек просто оказался бессильным в этом противоборстве. Для этого мне нужно было найти опять же какие-то новые образно-пластические формы, отличные от ранее найденных...- Как я понимаю, вы пошли по пути синтеза достоверно реалистического, бытового плана и глубоко философского, религиозно-символического осмысления того, что произошло. От конкретности 'Смятения', 'Вечера' и'Покинутых' вы переходите к 'Кресту надежды' как символу распятой надежды на возвращение домой и к 'Ностальгии', где образ парящего ангелахранителя становится образом вечной тоски по утраченному дому. И как эпицентр серии - 'Чернобыльская Мадонна', где два чернокрылых ангела, ласковые и чуткие, бережно принимают младенца из рук матери...- Такова жизнь: прекрасные и добрые люди всегда страдают, особенно матери, Мадонны наши, Богородицы наши... А что касается Чернобыля, то, на мой взгляд, мы еще до конца не гоняли, что с нами произошло. И что еще произойдет. Мы были свидетелями только первого акта драмы... Но одно ясно: Чернобыль подвел итог целого этапа нашего развития, показав, что так больше жить нельзя. Если Чернобыль восприняли как всеобщую беду, исправить которую можно только совместными усилиями всех, то повторение его может стать полным крушением всех человеческих надежд и веры в будущее.- Я знаю, что один человек, побывавший в вашей мастерской, назвал чернобыльскую серию картин 'зримыми молитвами'. По-моему, очень удачно...- Это был немец, известный врач, религиозный деятель, ученый и поэт.Один из тех немцев, кто предложил мне организовать в Германии, вУльмском соборе, мою персональную выставку.- Сегодня это дорогое удовольствие...- Аренду залов этой церкви мне обещают предоставить бесплатно, а что касается транспортировки картин туда и обратно - то это действительно дорогое удовольствие. Таких денег у меня нет...

- А что, серия 'Черная быль' не закуплена Министерством культурыБеларуси?- Нет, вся серия у меня здесь, в мастерской. Пока что на родине она не нужна, а за границу продавать не собираюсь, хотя предложения и поступают.- Часто бываете за рубежом?- За всю жизнь - дважды. Первый раз насильственно - после сдачиСевастополя в 1942 году, когда попал в плен. До 45-го пробыл в

Германии, в фашистских концлагерях: 326-м шталаге, в Дюссельдорфе,Бухенвальде, Миттельбау-Дора и Дахау. Второй раз, уже 'добровольцем', - в Болгарии, на своей персональной выставке. Хотя приглашения были из многих стран. Но - жаль времени...- Когда-то сама Леа Грундиг, президент Союза художников ГДР, приглашала вас посетить ее страну, обещая показать вам все, что вы захотите...- Было такое, но я отказался. Вместо меня поехали Заир Азгур и ЕвгенийЗайцев, наши народные художники. Как раз в день их отъезда я приступил к картине 'Поющие коммунисты' из серии 'Цифры на сердце'-. А когда закончил холст, спустился с четвертого этажа, из мастерской, во двор и встретил там возвратившихся из ГДРАзгура и Зайцева. И я подумал:'Правильно сделал, что не поехал. Кое-что сделал... ' - Вы никогда не были коммунистом?- Нет, не был. Но в своей картине я писал гимн мужеству, гимн вере человека в правое дело.- Михаил Андреевич, существует такое словосочетание 'секрет мастера'.На ваш взгляд, в чем состоит этот секрет?- Секрет мастера? Наверное, в неистовстве. Читали 'Орестейю' Эсхила?Там Агамемнон говорит, что умеренность - лучший дар Богов. Он ошибается: умеренность и ограниченность убивают искусство. Настоящий мастер всегда неистов, его рост идет изнутри. Мастера невозможно уложить в готовую схему. Хотя такое в нашей художнической среде делается частенько. Настоящему мастеру, выражаясь слогом фромантена, должно быть присуще 'чувство благородного самоуважения'. Он должен знать себе цену как художнику, человеку, гражданину...Цену себе Михаил Савицкий знает, я уверен, хорошо. И кто он такой в белорусском искусстве - тоже знает хорошо. Хотя упреков за свою жизнь наслушался предостаточно. Но жизнелюбия это в нем не поубавило, хотя горечь, конечно, в душе свой отпечаток оставила. И вот передо мной недавно вышедший альбом 'Михаил Савицкий. Живопись', в котором 161 цветная и 20 черно-белых репродукций, а также более десятка документальных фотографий художника разных лет. На суперобложке - фрагмент картины 'Мадонна Биркенау', одного из шедевров Мастера. Первые работы, воспроизведенные в книге, датированы 1962-м годом, последние -1996-м. Уникальный по интенсивности творческий путь Савицкого длиной более чем в три десятка лет предстает здесь во всей своей пленительной красочности, пластической мощи и неистовости.Борис КРЕПАК, заслуженный деятель искусств Беларуси, искусствовед.http://maintovary.ru/ZRIMYiE-MOLITVYi-MIHAILA-SAVICKOGO.html

liza-mary-p.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта