Методика обучения описанию натюрморта, пейзажа,жанровой живописи. Методика описания картины


Методика обучения описанию натюрморта, пейзажа,жанровой живописи. — КиберПедия

Занятие по картине, которую дети видят впервые, начинается, с беседы. Цель такой беседы — подвести детей к правильному восприятию и пониманию содержания картины и в то же время научить их отвечать на вопросы.

В беседе по картине вопросы воспитателя — основной прием обучения. Своими вопросами воспитатель должен направлять внимание и мысль детей последовательно от одной части картины к другой, от одной детали к другой. Вопросы воспитателя должны быть максимально конкретными. Постепенность рассматривания картины способствует воспитанию целенаправленного внимания, учит наблюдать, в результате чего у детей создаются отчетливые представления. Натюрморт – жанр в живописи, посвященный изображению неодушевленных предметов – цветов, плодов, предметов обихода. Начинать знакомство с картинами необходимо с натюрморта, т.к. в натюрморте есть только знакомые детям предметы. Задача педагога – помочь детям увидеть эти знакомые предметы с новой, неожиданной для них точки зрения. Детям нужно рассказать, что художник разговаривает красками. Художник карандашом – рисует, красками – пишет. Художник выделяет в картине самое главное – пишет его крупнее, или пишет впереди, ближе всего к нам, или берет самые яркие краски. Используя натюрморты для развития у детей эстетического восприятия, необходимо учить их не только узнавать изображения знакомых цветов, фруктов, Но и получать наслаждение, видеть красоту, многообразие форм, цвета, фактуры предмета. Пейзаж– жанр изобразительного искусства, посвященный передаче природы. Пейзаж бывает сельский, городской, индустриальный, морской и т. д. Особенность пейзажа – в нем всегда отсутствует сюжет.. Для того, чтобы произведение искусства, став предметом восприятия его детьми, не утрачивало своей эстетической ценности, нужно строить занятия так, чтобы не разрушить эстетического образа картины. При восприятии пейзажной живописи широко используется прием «вхождения» в картину. Иногда детям можно предложить мысленно «войти» в картину, «осмотреться» вокруг, «прислушаться», рассказать что слышат. Жанровая живопись. Она также имеет свои подвиды: бытовой, исторический, батальный, мифологический (сказочный). Доступен пониманию детей только бытовой жанр, частично – сказочный, поскольку он близок опыту ребенка. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать детей содержанием картины, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для себя события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина — это лишь эффективное средство, а главное на занятии — ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.18.Методика обучения описанию натюрморта, пейзажа, жанровой картины.

Особый интерес представляют занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кисти мастеров искусства. Методику их рассматривания и описания разработала Н. М. Зубарева.

Воспринимая пейзаж или натюрморт, дети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.

Рекомендуются картины И. Левитана «Золотая осень»; «Березовая роща» И. Левитана и «Березовая роща» А. Куинджи; «Утро в сосновом бору» И. Шишкина и др.

Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки цветов зелени при различном солнечном освещении и т. д.) и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает детям воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение.

Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рассматривания пейзажных картин. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма занятия вызывает у детей радость, удовлетворение.

Одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему («Березовая роща» И. Левитана и А. Куинджи) помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла. Предложение мысленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин детьми.

Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его способствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фруктов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).

Обучение детей описанию пейзажных картин строится при помощи следующих приемов:

 беседа по картине, оживляющая личные впечатления детей, сходные с изображением пейзажа на картине, и беседа, содействующая ее восприятию;

 приемы активизации слов и образных выражений, необходимых для описания; образцы описания картины и ее отдельных фрагментов;

 чтение подходящих стихотворений, красочно описывающих сходные картины природы и т.п.

 

cyberpedia.su

Методика обучения рассказыванию по картине — КиберПедия

Важное значение в системе обучения рассказыванию имеют занятия по картине.

В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин.

На первых дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивать; вторые способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.

В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов.

Типы картин: 1) Предметные 2) Сюжетные 3) Пейзаж 4) Натюрморт 5) Графика 6) Портрет.Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.

В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов. Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; из серии «Домашние животные»). Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. Используются и репродукции картин мастеров искусства: пейзажные картины: натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»;

Требования к отбору картин для занятия: 1) содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; 2) картина должна быть высокохудожественной; изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; 3)условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми; 4)следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. 5)Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость.. Ход занятия по рассказыванию по картине Рассматривание начинается с внесения картины и молчаливого ее созерцания. Основной методический прием здесь – вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь,

развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Усложненный вид рассматривания – беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия большей целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием всех детей. Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педагога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдельных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы. Заранее (до занятия) картину малышам показывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадет. Вопросы по картине: 1) Направленные на объект; 2) на действия объекта; 3) на обстановку; 4) для установления связей между частями картины, обстановки и действия ("Для чего?") 5) для переходя за пределы изображаемого; 6) вопросы о личном опыте детей, близком содержанию картины; 7) для активизации словаря; 8) для раскрытия замысла художника, для выявления художественных особенностей; 9) вопросы для внесения общего смысла в понимание содержания

В средней группе детей лишь подводят к описанию демонстрационных картин. На картинах для детей этого возраста немного персонажей и мало окружающих предметов. Педагог должен помочь детям в более трудном деле — понять мотивы действий этих персонажей, их настроение, взаимоотношения. Воспитатель в первой части занятия организует совместные действия — начинает описание одного объекта, а ребенок заканчивает его двумя-тремя предложениями. Такие разрозненные рассказывания об отдельных частях картины педагог в итоге объединяет в один рассказ, не требуя от детей его повторения.

В старших группах при описания картин также уместен частичный образец рассказа по одному из эпизодов, но он предшествует аналогичным рассказам детей. На последующих занятиях составлению рассказов помогает план.

Назначение сюжетной, многопредметной картины — помочь ребенку составить повествовательный (сюжетный) рассказ о действиях героев, опираясь на свои восприятия.

Детям старшего возраста предлагается внимательнее всматриваться в изображения, рассказывать поподробнее. Может прозвучать такой вопрос: о чем хочется вам подробнее всего рассказать? Хорошо рассказывающему ребенку дается задание потруднее — описать пейзаж, состояние погоды, мимику и жесты героев.

В подготовительной к школе группе педагог приучает детей самим обдумывать план рассказа при самостоятельном рассматривании картины (С чего бы ты начал?О чем главном тебе хочется рассказать?). В тех случаях, когда дается задание описать только то, что изображено, целесообразнее остановить ребенка, если он начинает излишне расширять рамки повествования, указав, что его задача — другая.

 

cyberpedia.su

Методика работы над сочинением по картине.

учитель нач. кл.

МАОУ СОШ № 30

Юркова Елена Павловна

Как написать сочинение по картине?

     Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, словарного запаса, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.

Как анализировать картину?

     Существует несколько способов анализа картины. Одним из них является анализ произведения живописи, основанный на колорите полотна. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником настроении и чувствах изображенных героев, самостоятельно объяснить сюжет произведения.

     В произведениях живописи по-разному отражаются представления о традициях, обычаях, исторических событиях, поэтому каждая картина должна рассматриваться с учетом того, что хотел выразить в ней автор.

     Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенностей самой картины и от уровня развития художественного восприятия.

     На первых этапах анализа картины обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо).

      Другой вариант анализа может идти по следующему плану:

  1. Жанр картины.
  2. Кто и что изображены.
  3. Настроение, вызываемое этим произведением.
  4. Основные микротемы картины.
  5. Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания образов (формат, композиция, свет, цвет, колорит).
  6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

  Работу над составлением сочинения по картине могут значительно облегчить подготовительные упражнения:

  1. Рассмотрите внимательно картину, определите ее тему. Составьте предложения на тему этой картины.
  2. Назовите признаки предметов, изображенных на картине (цвет, форма, объем, размер). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст.
  3. Опишите предметы. которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
  4. опишите ситуацию, изображенную на картине.
  5. Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
  6. Выразите свое отношение к герою, к картине.
  7. Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.
  8. Составьте план описания картины.
  9. Соберите материал по картине в соответствии с вашим планом.

     При написании сочинения по картине вам помогут вопросы, требующие обоснования  собственного понимания картины:

  1. Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?
  2. Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку?
  3. Какие изобразительно-выразительные средства использует художник?
  4. Как интерьер характеризует героев?
  5. Какое значение имеет фон картины?
  6. Как художник относится к своим героям? Почему?
  7. Много ли на картине света, воздуха? Какое это имеет значение для раскрытия замысла художника?
  8. К какому жанру вы отнесете эту картину? Почему?
  9. Что рассказал нам художник о мире и о себе?
  10. Как художнику удалось изобразить праздник природы?
  11. Какова основная мысль картины?

      Перед написанием сочинения потренируйтесь в построении предложений: по данным моделям составьте предложения, связанные с описанием анализируемой картины. При написании текста сочинения помогут слова и словосочетания со значением места, например: слева от … виднеется; прямо перед нами изображены …; на переднем плане художник пишет…; задний план занимает …; вдалеке открывается….

      Художник имеет возможность зафиксировать лишь одно мгновение жизни. А зритель, рассматривающий картину, может угадать, что было до и после изображенного времени. Поэтому в сочинении могут быть использованы слова и обороты со значением прошедшего и будущего времени, например:  после какого-либо события произошло …; только что совершилось …; недавно случилось…; лишь только отшумела…; как только закончилась…; еще не случилось, но уже….

Памятка подсказка.

  1. Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотри ее, прочитай статью о ее авторе.
  2. Постарайтесь, прежде всего уловить, понять настроение, которое передал художник.
  3. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?
  4. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план.
  5. Соберите материал по картине. Воспользуйтесь «Учебным словарем».
  6. Если вам трудно начать сочинение, можно подобрать цитату из стихов А.С. Пушкина, И.А. Бунина и др.
  7. Помните, главное – передать свое отношение к картине, найти свои яркие слова.
  8. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины, произведение живописи.

Просмотр содержимого документа «Методика работы над сочинением по картине. »

Методика обучения написанию

сочинения по картине

учитель нач. кл.

МАОУ СОШ № 30

Юркова Елена Павловна

Как написать сочинение по картине?

Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, словарного запаса, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.

Как анализировать картину?

Существует несколько способов анализа картины. Одним из них является анализ произведения живописи, основанный на колорите полотна. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником настроении и чувствах изображенных героев, самостоятельно объяснить сюжет произведения.

В произведениях живописи по-разному отражаются представления о традициях, обычаях, исторических событиях, поэтому каждая картина должна рассматриваться с учетом того, что хотел выразить в ней автор.

Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенностей самой картины и от уровня развития художественного восприятия.

На первых этапах анализа картины обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо).

Другой вариант анализа может идти по следующему плану:

  1. Жанр картины.

  2. Кто и что изображены.

  3. Настроение, вызываемое этим произведением.

  4. Основные микротемы картины.

  5. Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания образов (формат, композиция, свет, цвет, колорит).

  6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Работу над составлением сочинения по картине могут значительно облегчить подготовительные упражнения:

  1. Рассмотрите внимательно картину, определите ее тему. Составьте предложения на тему этой картины.

  2. Назовите признаки предметов, изображенных на картине (цвет, форма, объем, размер). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст.

  3. Опишите предметы. которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.

  4. опишите ситуацию, изображенную на картине.

  5. Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние.

  6. Выразите свое отношение к герою, к картине.

  7. Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.

  8. Составьте план описания картины.

  9. Соберите материал по картине в соответствии с вашим планом.

При написании сочинения по картине вам помогут вопросы, требующие обоснования собственного понимания картины:

  1. Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?

  2. Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку?

  3. Какие изобразительно-выразительные средства использует художник?

  4. Как интерьер характеризует героев?

  5. Какое значение имеет фон картины?

  6. Как художник относится к своим героям? Почему?

  7. Много ли на картине света, воздуха? Какое это имеет значение для раскрытия замысла художника?

  8. К какому жанру вы отнесете эту картину? Почему?

  9. Что рассказал нам художник о мире и о себе?

  10. Как художнику удалось изобразить праздник природы?

  11. Какова основная мысль картины?

Перед написанием сочинения потренируйтесь в построении предложений: по данным моделям составьте предложения, связанные с описанием анализируемой картины. При написании текста сочинения помогут слова и словосочетания со значением места, например: слева от … виднеется; прямо перед нами изображены …; на переднем плане художник пишет…; задний план занимает …; вдалеке открывается… .

Художник имеет возможность зафиксировать лишь одно мгновение жизни. А зритель, рассматривающий картину, может угадать, что было до и после изображенного времени. Поэтому в сочинении могут быть использованы слова и обороты со значением прошедшего и будущего времени, например: после какого-либо события произошло …; только что совершилось …; недавно случилось…; лишь только отшумела…; как только закончилась…; еще не случилось, но уже… .

Памятка подсказка.

  1. Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотри ее, прочитай статью о ее авторе.

  2. Постарайтесь, прежде всего уловить, понять настроение, которое передал художник.

  3. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?

  4. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план.

  5. Соберите материал по картине. Воспользуйтесь «Учебным словарем».

  6. Если вам трудно начать сочинение, можно подобрать цитату из стихов А.С. Пушкина, И.А. Бунина и др.

  7. Помните, главное – передать свое отношение к картине, найти свои яркие слова.

  8. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины, произведение живописи.

kopilkaurokov.ru

Методика обучения рассказыванию по картине. Своеобразие методики обучения д. описательным рассказам по предметной и пейзажной картинам.

Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для реб.. Проблема организации такого зан. в том, что д. должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что реб. не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного зан. пед. успевает опросить только 4-6 д., остальные при этом являются пассивными слушателями.

Тем не менее, трудно поспорить с тем, что реб. должен к школе уметь рассказывать по картине. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты.Возникшее противоР.е можно решить, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине, в том числе метод составления загадок. При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса реб.-дошкольника к этому виду деятельности. Можно выделить два типа рассказов по картине.

Описательный рассказ.

Цель: развитие связной Р. на основе отображения увиденного.

Виды описательного рассказа:

- фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей;

- описание картины как раскрытие заданной темы;

- развернутое описание конкретного объекта;

- словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).

2. Творческое рассказывание по картине (фантазирование).

Цель: учить д. составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, кот. могут быть выделены только по косвенным признакам. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов реб..

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для д.. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный х-р, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов: выделение значимых объектов картины; рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упр. при форм. навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине.

Во 2 мл. гр.осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Д. этого возр. еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому пед. учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов.

Пед. должен учить д. последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства реб., обогащает его знания, развивает речевую активность.

В ср. гр.на зан.х по разв. Р. широко используются картины. Цель обучения остается прежней - учить д. описывать изображенное на картине. У д. формируют навыки самостоятельного описания картины, кот. будут развиваться и совершенствоваться в ст. группе.

По-прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы пед.. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, реб. учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя. На зан.х по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы пед. по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это несомненно подготавливает д. к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения - в ст. и ст. гр..

В ст. гр., когда активность реб. возр.ет, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. На зан.х решается целый ряд задач: воспитывать у д. интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь и т. д.

В процессе обучения рассказыванию на материале картин пед. использует разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и др.

В ст. группе д., воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание пед. раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном д. высказываются сами. Д. этого возр. составляют рассказы по хорошо знакомым картинам.

В ходе зан. воспитатель применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у д., т. е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года). Пед. может привлечь дошк. и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько д..

studopedya.ru

Методика. «Расскажи по картинке»

Этаметодика предназначается для определения активногословарногозапаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребенкупоказываютсерию картинок, представленных на рис. 27 и рис. 28. Если возраст ребенка от 4 до 5 лет, то он получает картинки, изоб­раженныена рис. 29 и рис. 30. Далее ребенку дают 2 мин для того,чтобы онвнимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекает не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание.

После того, как рассмотрение картинки закончено предлагают рассказать о том, что он видел на ней. По каждой картинке отводится еще по 2 мин.

Психолог, проводящий исследование при помощи да I тодики, фиксирует результаты в таблице (табл. 1), ГДе наличие и частоту употребления ребенком различных частей грамматических форм и конструкций.

Схема протоколирования результатов исследования по методике «Расскажи по картинке»

Фрагменты речи,

Частота

п/п

фиксируемые в процессе исследования

употребления

1

Существительные

2

Глаголы

3

Прилагательные в обычной форме

4

Прилагательные в сравнительной степени

5

Прилагательные в превосходной степени

6

Наречия

7

Местоимения

8

Союзы

9

Предлоги

10

Сложные предложения и конструкции

Оценка результатов

10 баллов— в речи ребенка встречаются все 10 включенны таблицу фрагментов речи.

8-9 баллов— в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи.

6-7 баллов— в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.4-5 баллов— в речи ребенка имеются только 4-5из д10 включенных в таблицу фрагментов речи.

2-3 балла— в речи ребенка встречаются 2-3из включенных в| таблицу фрагментов речи.

0-1 балл — в речиребенка имеетсяне болееодного фрагмента речи их тех, что включены в таблицу.

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

4-7 баллов— средний.

2-3 балла— низкий.

0-1 балл— очень низкий.

ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Методика «Какой Я?»

Эта методикапредназначается для определения самооценкиребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представ­ленным далеепротоколом (табл. 3), спрашивает у ребёнка, какон сам себявоспринимает и оценивает по десяти различным по­ложительнымкачествам личности. Оценки, предлагаемые ребён­ком самому себе,проставляются экспериментатором в соответ­ствующихколонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов

Ответы типа«да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития

Выводы об уровне развития

10 баллов— очень высокий.

8-9 баллов— высокий.

4-7 баллов— средний.

2-3 балла— низкий.

0-1 балл— очень низкий.

Протокол к методике «Какой Я?

№ п/п

Оцениваемые качества личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

1

Хороший

|

2

Добрый

3

Умный

4

Аккуратный

5

Послушный

6

Внимательный

7

Вежливый

8

Умелый (способный)

9

Трудолюбивый

10

Честный

studfiles.net


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта