ДОСЬЕ: Михаил Савицкий: к 95-летию со дня рождения. М савицкий картины


картины, поражающие до глубины души – Ярмарка Мастеров

Дню Победы посвящается.

Предисловие.

Я не люблю войну. Я не люблю оружие. Я не хочу, чтобы она повторилась. Но я не могу и не хочу забыть о том, что война - была. Настоящая, страшная. И в ней нет ничего от тех "милых" фильмов, что "пачками" снимают современные режиссеры, нет ничего от забавных комиксов и ролевых игр...

Я хочу поделиться с вами картинами, поразившими меня до глубины души. Всего два художника и три картины, на мой взгляд, вместившие в себя весь ужас войны и пронзительный призыв к человечности.

Часть 1. "Мадонна", рожденная в аду.

Война глазами немецкого художника.

Madonna vonStalingrad. Со Сталинградской Мадонной мы познакомились случайно, из любознательности заглянув в приходскую церковь в курортном австрийском городке Бадене, неподалеку от Вены. Нам с супругом нравится внимательно рассматривать достопримечательности мест, которые посчастливится посетить. В церкви Св. Стефана на одной из колонн мы увидели необычную икону. Она была очень простой, деревянной, а под иконой в рамочке висел печатный текст. Позже в интернете я нашла, что стихи, служившие комментарием к рисунку Курта Ройбера, сочинил Эрих Вейнарт. Жаль, но пока не удалось ничего узнать ни про Эриха Вейнарта, ни про мастера, вырезавшего икону для Баденской пфарр-кирхе...

праздник, современные художники

день победы

Я сфотографировала и икону и текст, а потом попросила свою приятельницу, хорошо знающую немецкий язык, перевести стихи (автоматический переводчик выдал жуткую абракадабру). Она сделала дословный перевод (за что ей огромнейшее спасибо!), а мой муж его слегка отредактировал.

Ты видишь мои слёзы, и Тебе понятны мои страхи,и Стремление к МИРУ.Нас охраняет ИИСУС,которого Ты привёла с собой,как Брата и СВЕТ в ночи.И пусть горит Свеча:и пусть каждый из нас будет готов дарить ЛЮБОВЬ и в наше Время.

Сказать, что мы были ошеломлены, - это ничего не сказать. Оказывается, рисунок Богоматери, сделанный немецким священником и врачом Куртом Ройбером (Kurt Reuber) накануне Рождества 1942 года в сталинградском блиндаже, стал после войны известным всему миру символом прощения и примирения, победы человеческого в человеке.

искусство вне времени

По периметру картины - надпись: «Свет. Жизнь. Любовь. Рождество 1942 в котле. Крепость Сталинград».

картины

Автопортрет художника

13 января 1943 года Сталинградская Мадонна была вывезена из окружения с последним самолётом в Германию. Она была передана в Церковь памяти кайзера Вильгельма в Берлине, где находится и сейчас. «Сталинградская Мадонна» стала эмблемой отдельного санитарного батальона германского Бундесвера. Её канонизировали в 1990 году. Икона «Сталинградская Мадонна» была освящена церковными иерархами трёх европейских городов, сильно пострадавших во время Второй мировой войны. Копия иконы находится в волгоградском католическом храме св. Николая (Волгоград, т.е. быв. Сталинград) и широко почитается среди волгоградских католиков как икона «Дева Мария Примирения».

Ей до сих пор посвящают стихи, картины, снимают фильмы.

Если захотите прочитать про неё и про художника подробнее, то в моем блоге (без сокращений) приведена статья Колчанова Рудольфа, напечатанная в газете "Труд" из номера 015 за 28 Января 2003г. Впрочем, если будет время и желание, много информации вы сможете найти и сами в интернете.

Часть 2. Партизанская мадонна и мадонна концлагеря Освенцим.

Война глазами белорусского (быв. советского) художника.

Выдержка из статьи искусствоведа Кирилла МЕЛЬНИКА, посвященной Памяти народного художника Беларуси Михаила Андреевича Савицкого, участника обороны Севастополя, узника концлагерей Бухенвальда и Дахау, ушедшего из жизни 8 ноября 2010г.:

художники

живопись

"В 1967 году Михаил Савицкий создал свою первую знаменитую «Партизанскую мадонну». Эта картина, а также последовавшая за ней «Партизанская мадонна Минская» (1978),

современная живопись

принесла художнику всенародную известность. Репродукции с «Партизанской мадонны», хранящейся в Третьяковской галерее в Москве, печатались тысячами экземпляров в энциклопедиях, учебниках, журналах, альбомах – картина стала подлинным народным достоянием. В 1983 году были выпущены почтовые марки с репродукцией этой картины. Глядя на картину «Партизанская мадонна», часто вспоминают произведение К. Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде». Петров-Водкин впервые в советском искусстве создал возвышенный образ матери-пролетарки, Савицкий первым – образ матери-партизанки. Ассоциации с произведением Петрова-Водкина вызывают и композиционные, и цветовые приемы. Поэтика произведения раскрывается в процессе активного воздействия его пластической структуры – стройного ритма круглящихся холмов, драматической напряженности цветовой гаммы с доминантой в ней красного и охры, сферичности пространства, организующей замкнутую целостность картины и выводящей образное содержание полотна на широкий, «планетарный» уровень. Трагичность «Партизанской мадонны» усилена противопоставлением, с одной стороны, сурового фона, а с другой – «возносящегося» надо всем этим образа славянской матери. В лице «партизанской мадонны», кормящей грудью младенца, и несгибаемая стойкость характера, и возвышенная грусть, и чистая женственность. Не всё в этом произведении до конца совершенно, но, тем не менее, оно завоевывает все новые поколения зрителей. Картина была отмечена серебряной медалью Академии художеств СССР.

«Минская партизанская мадонна», или, как ее еще называют, «Партизанская мадонна Минская», написана спустя одиннадцать лет. Она стала своего рода олицетворением Беларуси времен Великой Отечественной войны – республики-партизанки.

Возможно, секрет популярности этих картин в соединении христианской и военной тем и в особой человечности полотен.

В «Партизанских мадоннах» главная тема все-таки – прекрасная жизнь под угрозой смерти, может быть, поэтому они так трогают души зрителей.

В этих картинах нет ничего случайного, каждая фигура на своем месте, в уравновешенной композиции. Структура композиции «Минской партизанской мадонны» повторяет «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, и эта связь придает картине Савицкого еще большую значительность.

В двух «Партизанских мадоннах» Савицкого самое существенное – это «человеческое в человеке», не логически-разумное в человеке, не сверхчеловеческое в человеке, не триумфальное божественное, не бесстрастно прекрасное, а именно человеческое в человеке.

современное искусство

«Мадонна Биркенау» (1978) – одна из лучших картин цикла «Цифры на сердце». Композиция этой картины очень похожа на композицию картины «Христос святого Хуана де ла Крус» (1951) кисти Сальвадора Дали. Это, впрочем, не делает картину хуже и менее значительной. Биркенау – это еще одно название лагеря Освенцим. Эта картина была бы прекрасной фантазией на тему мадонны, если бы не название и не бараки внизу. Мадонна с мальчиком парит над трубой крематория. Две фигуры движутся здесь в особой вымышленной среде, они освещены снизу как будто нереальным светом. И невыразимый покой, и неизъяснимая любовь написаны на божественно красивых лицах матери и младенца. Но в их губах почти нет крови, несмотря на всю рельефность и телесность изображения – это призраки, уже не подвластные ни страданию, ни смерти.

Конечно, зритель понимает, что вот эти мать и дитя были убиты в лагере, вот-вот оторвались от земли, чтобы улететь от этого места. У нижнего края полотна можно заметить несколько цветков, они тоже имеют свой смысл, ведь цветы вырастают и поверх полей сражений, и поверх страшных могил. Цветы здесь – символ неистребимой красоты и вечно возрождающейся жизни.

Экзистенциализм – это философское направление, утверждающее, что человек может обрести смысл своей жизни не только перед лицом вечного и бесконечного – Бога, природы или истории, но и перед лицом личностного бытия или небытия. На протяжении всего своего творчества Михаил Андреевич Савицкий выступал как экзистенциальный художник. Как и другие художники-экзистенциалисты XX века, обращался к чувству человеческого достоинства, к человеческой подлинности и, главное, к проблеме выбора человека между добром и злом. Десятки его картин, затрагивающие тему жизни и смерти, содержат в себе идею человеческой нравственности ради победы человечности на земле."

Спасибо, что прочитали до конца. С праздником вас, с Днём Победы!

С уважением, Татьяна.

www.livemaster.ru

Савицкий Михаил Сергеевич - биография, плакаты и рисунки художника

Народный художник БССР. Член-корреспондент Академии художеств СССР. Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии БССР. Учился в Москве в Институте имени В.И. Сурикова (1951-1957) у Ф. А. Лодорова и Д. К. Мочальского.

Многие значительные достижения в современном советском искусстве связаны с воплощением темы войны. Изобразительное творчество и музыка, литература и кинематография демонстрируют широкий диапазон моральных и духовных возможностей личности в решающие моменты не только собственного бытия, но и жизни народа, страны, человечества. Концепционность художественного мышления, проникнутая верой в гуманистические начала, как и осознание своего долга перед современниками, отличает произведения художников разных стран. Пластика немецкого скульптора Ф. Кремера и поляка К. Дуниковского, проза советских писателей В. Быкова и Ю. Бондарева, фильмы польских кинематографистов А. Вайды и А. Мунка являются памятниками художественного творчества и, в известной степени, современной философской мысли. В одном ряду с ними стоит искусство белорусского художника Михаила Савицкого.

Юность Савицкого совпала с годами второй мировой и Великой Отечественной войн. Двадцатилетний юноша, солдат Советской Армии, участвовавший в боях за Севастополь, он оказался почти в самом начале войны в застенках концлагерей Дюссельдорфа, Бухенвальда, Дахау, где не только в полной мере разделил трагедию народов Европы, но и активно боролся в рядах Сопротивления. По счастливой случайности Савицкий избежал смерти - освобождение лагеря союзниками произошло в то время, когда юноша после семнадцатидневного пребывания под арестом за организацию побега, обессиленный, угасал в тифозном бараке.

Родная Белоруссия встретила Михаила Савицкого отметинами недавнего прошлого - разрушенными городами и селами, памятью о массовых уничтожениях мирных жителей, а также о партизанской борьбе, героической стойкости народа. Позже, когда Савицкий окончит Минское художественное училище, а затем в Москве Институт имени В. И. Сурикова, пережитое в годы войны будет всю жизнь оставаться в памяти художника и выявится во многих произведениях. Гражданственная позиция художника проявилась уже в работах конца 1950-х - начала 1960-х годов, воплощавших величие человека и его повседневных дел на мирной земле. Раннее творчество Савицкого несет на себе печать характерной для 1950-х годов бытописательной жанровости, однако в нем больше черт того монументализирующего направления, которое было предтечей "сурового стиля". И хотя "постановочные" решения композиций сообщают произведениям некоторую театральность, в лучших картинах этого времени лирическая нота снимает ощущение ложного пафоса образов. Такой была дипломная работа художника "Песня" (1957) - сочно написанное жанровое полотно. В тяготеющих к монументальности картинах "Честь долгу" (1958) или "Обязательство" (1960) Савицкому еще не удается избежать перегруженности композиции многолюдными мизансценами; в более поздних работах - "Стелют лен", "Льноводы" (обе - 1962) - он достигает большей лаконичности изобразительного решения: фигуры укрупняются, выдвигаясь на передний план, действия изображаемых людей приобретают ритуально-торжественный характер.

Эволюция искусства Савицкого была достаточно быстрой и определенной. Созданной в 1963 году картиной "Партизаны" художник сразу заявил о себе как об одном из крупнейших мастеров "сурового стиля". Картина оказалась как бы на гребне тех поисков, которые наметились в белорусском искусстве в начале 1960-х годов. Появившись одновременно с такими полотнами ведущих мастеров московской школы, как "Наши будни" П.Никонова, "Военные корреспонденты" А. Никича, картина Савицкого воплотила стилистические черты, характерные для всей советской живописи этого периода.

В "Партизанах" сконцентрировался весь жизненный и профессиональный опыт сорокалетнего мастера. Произведение захватывает своим внутренним напряжением, заложенным и в драматургии, и в пластическом решении полотна. Сцена прощания партизана с женой дана крупно, как бы "в упор", так, что зритель близко видит немолодое, загрубевшее морщинистое мужское лицо, эмоционально ощущает состояние его мудрой, почти спокойной готовности к самым тяжким испытаниям. Поколенный срез фигуры, силуэтно-плоскостное ее изображение, мгновенно читающееся на фоне снега, подчеркивает статичность сцены, что выявляет символику сюжета и известную "каноничность" ее пластического воплощения. Вневременная ритуальность действия усилена динамикой конкретно-временного мотива - группа партизан справа запечатлена в то самое мгновение, когда она словно вот-вот уйдет из поля зрения. Экспрессия графического приема, четко очерченные силуэты в уплотненном и уплощенном мглисто-сером пространстве, колорит со множеством оттенков серого и коричневого, а также динамика стремительного, уверенно положенного мазка - все это делает небольшое по размеру полотно по-настоящему монументальным.

Крупная, лаконичная монументальная форма становится основой в творческом методе Савицкого. Художник так говорит об особенностях своей работы над произведением: "Я сделал вывод, что должен быть очень точный, выверенный смысловой монтаж... Картина должна сочиняться, сочиняться на жизненной основе, под определенным углом зрения". Мастер не стремится к непосредственному воспроизведению реальности, не доверяется едва пришедшему на ум представлению, первому цветовому видению. Обладая блестящей зрительной памятью, Савицкий почти не делает предварительных эскизов. Мастер начинает писать лишь тогда, когда замысел будущей картины полностью отшлифуется в его воображении.

Выверенная, законченная пластическая организация полотна обладает необычайной активностью в выражении концепции автора. Картина "Партизанская мадонна" (1967) наиболее полно воплотила и философско-творческое кредо мастера и особенности его художественного метода.

Поэтика произведения раскрывается в процессе активного воздействия его пластической структуры - стройного ритма круглящихся холмов, драматической напряженности цветовой гаммы с доминантой в ней красного и охры, сферичности пространства, организующей замкнутую целостность картины и выводящей образное содержание полотна на широкий, "планетарный" уровень. Трагедийность "Партизанской мадонны" рождена противопоставлением, с одной стороны, сурового фона - зловеще-сумрачного неба, опаленной кроваво-огненными отсветами земли с фигурами вооруженных людей, согбенных крестьянок - и с другой "возносящегося" надо всем этим образа матери - олицетворения идеального начала, гуманных жизненных сил. В лице, осанке, жесте "партизанской мадонны", кормящей грудью младенца, и всепобеждающая стойкость характера, и просветленная грусть, и нежная женственность - картина воздействует прежде всего своей эмоциональностью.

В то же время художник не скрывает опосредованно-логического, интеллектуального подхода к построению полотна - перед нами не отражение реальной или близкой к реальности сцены в естественном, природном окружении, а сочиненная символическая картина, композиционно-пластическое решение которой доведено до совершенства. Однако одухотворенность изображения, то многосложное содержание, которое раскрыто в картине, а также предельно точно выраженные чувства и завершенность пластики - все это предопределяет огромную силу образа. Лирическая проникновенность "Партизанской мадонны" зиждется на переосмыслении иконографического типа древнерусских образов. В самой пластической организации полотна используется древнерусская традиция, и, особенно, - композиционная система К. Петрова-Водкина. Это проявляется и в подчинении изображения "сферической перспективе", и в граненом, складчатом характере поверхностей, и в открытом воздействии звучных локальных пятен цвета, и в самой трактовке женского облика. Ориентация на искусство крупнейшего мастера советской живописи не случайна. Интересы Савицкого, как в свое время стремления Петрова-Водкина, направлены на воплощение монументальных образов в станковом произведении. Написанное вслед за "Партизанской мадонной" полотно "Витебские ворота" (1967) решается почти как настенная роспись. Савицкий добивается трагедийного звучания картины. Состояние стоического напряжения идущей на зрителя толпы беженцев проявляется не только в горестно-суровом выражении лиц, но и в композиционной "сбитости" фигур вокруг возвышающейся в центре женщины. Сферическое пространство, пронизанное несколькими потоками движений, динамично, и в то же время его планы максимально уплощены, "спрессованы", словно для того, чтобы не разрушить цельности изобразительной поверхности. Обращение Савицкого к монументальному искусству было обусловлено самой природой его художественного мышления. В 1972 году мастером создана темперная роспись для Музея Великой Отечественной войны в Минске. В сложной композиции произведения экспрессия красного, черного и охры несет идейно-символическую нагрузку. Военная тема - ведущая, но не единственная в живописи Савицкого. Тема крестьянского труда также занимает мастера на всем протяжении его творчества. В "мирных" полотнах отношение человека к земле, зерну, хлебу исполнено особого благоговения. Бережно пересыпают зерно с ладони на ладонь трое немолодых крестьян в картине "Урожай" (1966-1967). И у каждого - своя собственная дума о хлебе. Но в различных состояниях героев - тревоге, озабоченности, мудром спокойствии - проявляется одинаково взыскательная оценка плодов своего труда.

Картина "В поле (Пора сева озимых)" (1971) - о людях, напряженно думающих о будущем урожае. Единое, лишенное суетности, сосредоточенное состояние имеет у каждого персонажа индивидуальный оттенок, раскрывающий сильный, самобытный характер. Именно через внутреннее состояние художник выявляет духовную экспрессию, драматическое начало образа, подчеркивая это динамикой фона - волнующегося желтого поля и красного зарева заката вдали. Для воплощения возрастающего из года в год драматизма своих образов Савицкий ищет различные художественные средства. В ,,Плаче о павших героях" (1974) напряжение образа выявляется динамикой охристо-оливкового красочного слоя, сохраняющего следы стремительного движения руки художника. Рисунок также подчиняется этому всепроникающему движению. Фигуры становятся вытянутыми, почти бесплотными. В более раннем полотне "Партизаны. Блокада" (1967) угловатые композиционные ритмы, мрачная монохромность единого серого тона, иссушенные горем, словно безглазые лики людей и пронзительно-белые пятна запеленатых тел мертвых детей предельно обнажают трагедийность произведения. Драматизм лучших полотен Савицкого рождается, как правило, в столкновении уродливого, страшного, жестокого с идеальным началом, заключающим в себе моральную и эстетическую ценность образа. И, пожалуй, наиболее совершенным выражением поэтического мышления художника остается до сих пор "Партизанская мадонна", образная структура которой зиждется на "единстве противоположностей" - всепобеждающей человечности, идеальной женственности и конкретно-исторических, суровых примет военного времени. Так и в облике стоящего перед виселицей, осужденного на смерть старого партизана ("Казнь", 1968) воплощены мудрость провидения, вера в справедливое возмездие, готовность к жертве.

В напряженности сопоставления яркой желтизны пшеничного поля, огненной охры одежды советских бойцов и черных пятен фашистских касок раскрывается зловещая экспрессия момента неравного боя в картине "Поле" (1972).

Кистью Михаила Савицкого, прошедшего сложный путь жизненных испытаний, движет глубоко личная тревога за судьбы мира, человечества.

О. Костина

Другие интересные плакаты и темы:

www.davno.ru

к 95-летию со дня рождения

В 2017 году исполняется 95 лет со дня рождения народного художника Беларуси Михаила Савицкого, чье творчество ознаменовало целую эпоху в национальном искусстве.

Михаил Андреевич Савицкий - народный художник БССР (1972) и СССР (1978), действительный член Российской академии художеств и Национальной академии наук Беларуси. Первый, кто был награжден орденом Франциска Скорины (1997). Указом Президента Беларуси №135 от 1 марта 2006 года Михаилу Савицкому было присвоено звание "Герой Беларуси".

Михаил Савицкий является лауреатом Государственных премий Беларуси (1970, 1980, 1996), Государственной премии СССР (1973), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного (1999), престижной премии Михаила Шолохова (2002). Он награжден орденами Ленина (1982), Трудового Красного Знамени (1972), Отечественной войны II степени (1985), "Знак Почета" (1967). Почетный гражданин города Минска (2001).

Художник родился 18 февраля 1922 года в деревне Звенячи Толочинского района на Витебщине. Двадцатилетним юношей воевал с фашистами в рядах Красной Армии. Почти в самом начале войны оказался в концлагерях Дюссельдорфа, Бухенвальда, Дахау. Чудом остался в живых: освобождение лагеря союзниками произошло в то время, когда он после семнадцатидневного пребывания под арестом за организацию побега, обессиленный, угасал в тифозном бараке.

М.А.Савицкий. 26 февраля 1985 года

После войны, в 1951 году, окончил Минское художественное училище (ныне Минское государственное художественное училище им. А.К.Глебова) и Московский художественный институт им. Сурикова (1957). Жил и работал в Минске. С 1980 года - руководитель Творческой мастерской живописи Академии художеств СССР в Минске (с 1991 года Творческая академическая мастерская Министерства культуры Республики Беларусь).

Михаил Савицкий прославился своими работами на военную тематику в области станковой и монументальной живописи. Обращение Савицкого к монументальному искусству было обусловлено самой природой его художественного мышления. Для художника характерно публицистическое, эмоционально-экспрессивное раскрытие исторических и современных тем. Творчество Савицкого выделяется глубоким проникновением в сущность явлений, их философским осмыслением. В основе произведений военной тематики - личные впечатления о поступках фашистов.

Созданной в 1963 году картиной "Партизаны" художник сразу заявил о себе как об одном из крупнейших мастеров "сурового стиля". Картина оказалась на гребне тех поисков, которые наметились в белорусском искусстве в начале 1960-х годов. Работа Савицкого воплотила стилистические черты, характерные для советской живописи этого периода. В "Партизанах" сконцентрировался весь жизненный и профессиональный опыт сорокалетнего мастера.

Картина "Партизанская мадонна" (1967) наиболее полно воплотила философско-творческое кредо мастера и особенности его художественного метода. Вскоре после создания полотно было куплено Государственной Третьяковской галереей. "Партизанская мадонна" экспонировалась на многих международных выставках - в Италии, Канаде, Англии, Венгрии, Германии, Румынии, Японии, Монголии. В 1978 году Савицкий написал "Партизанскую мадонну (Минскую)".

М.А.Савицкий. 29 октября 1979 года

В 1972 году мастером создана темперная роспись для Музея Великой Отечественной войны в Минске. В сложной композиции произведения экспрессия красного, черного и охры несет идейно-символическую нагрузку.

Жуткую правду о прошлом во имя будущего несут 16 полотен Михаила Савицкого под названием "Цифры на сердце" (1974-1980), посвященные ужасам концлагерей. Серия картин "Цифры на сердце" - явление, которое не имеет аналогов в искусстве по сложности и масштабности решения художественных задач.

Широко известны живописные произведения: "Витебские ворота" (1967), "Поле" (1974), "Плач по погибшим героям" (1974), а также триптих "Агрессия" (1984), проникнутые антифашистским пафосом и публицистичностью.

Военная тема - ведущая, но не единственная в живописи Савицкого. Золотой медалью Академии художеств БССР отмечена серия Михаила Савицкого "Черная быль" (1987-1992). К 20-летию катастрофы на ЧАЭС выставка живописи "Черная быль" экспонировалась в Национальном художественном музее. В картинах "Эвакуация", "Зрячий", "Крест надежды", "Покинутые", "Доля" художник отразил события постчернобыльской жизни людей; тяжелый путь преодоления катастрофы запечатлен в работах "Реквием", "Чернобыльская мадонна", "Аллегория Чернобыля" и др.

Много картин художник посвятил теме истории становления белорусской национальной культуры: "Сейбиты" (1972), цикл полотен для музея Я.Купалы в Минске и др.

В мастерской у народного художника Беларуси и СССР М.А.Савицкого. Минск, 20 мая 1982 года

Тема крестьянского труда также присутствует в творчестве мастера. В "мирных" полотнах отношение человека к земле, зерну, хлебу исполнено особого благоговения. Бережно пересыпают зерно с ладони на ладонь трое немолодых крестьян в картине "Урожай" (1966-1967). У каждого своя собственная дума о хлебе, но в различных состояниях героев - тревоге, озабоченности, мудром спокойствии - проявляется одинаково взыскательная оценка плодов своего труда. Картина "В поле (Пора сева озимых)" (1971) - о людях, напряженно думающих о будущем урожае. Единое, лишенное суетности, сосредоточенное состояние имеет у персонажей индивидуальный оттенок, раскрывающий сильный, самобытный характер.

Михаил Савицкий известен и благодаря портретам. Среди портретных работ: "Женский портрет" (1966), "Янка Купала" (1979), "Пушкин и Гончарова" (1986). "Достоевский" (1988) и др. В 2000-2002 годах художником создана серия портретов президентов Национальной академии наук Беларуси.

Произведения Михаила Савицкого находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, фондах Белорусского союза художников и Министерства культуры России, выставочном объединении "Центральный дом художника", Государственной Третьяковской галерее в Москве. Творческое наследие Михаила Савицкого составляет около 200 работ.

Михаил Андреевич скончался 8 ноября 2010 года на 89-м году жизни. Похоронен на Восточном кладбище Минска.

Академик М.Савицкий на сессии Общего собрания НАН Беларуси. Минск, 24 октября 2003 года

7 сентября 2012 года была открыта Художественная галерея Михаила Савицкого. В открытии объекта принял участие Президент Беларуси. На память о посещении художественной галереи глава государства оставил запись в Книге почетных гостей. "С чувством особого волнения я посетил галерею Михаила Андреевича Савицкого - человека, которого хорошо знал и глубоко уважал, художника, чье творчество стало новым словом в искусстве и обрело мировое признание, - отметил Александр Лукашенко. - Пусть же галерея произведений этого выдающегося сына родной земли, которая открылась сегодня в Минске, послужит духовному обогащению людей, наполняя сердца гордостью за наш талантливый народ, подаривший человечеству такого Мастера".

Художественная галерея разместилась в здании на площади Свободы, 15, возведенном в XVIII веке. Решение о создании галереи было принято еще при жизни художника. Именно Михаил Андреевич выбрал это здание как место размещения галереи. С его же согласия оно реконструировалось и достраивалось как музейный объект двойного назначения, совмещающий собственно художественную галерею и экспозицию, связанную с историей данного здания.

Александр Лукашенко во время посещения галереи народного художника Беларуси Михаила Савицкого. 7 сентября 2012 года

Сегодня в галерее демонстрируются воссозданные интерьеры мастерской и рабочего кабинета Михаила Савицкого, материалы, связанные с его биографией, - личные вещи, награды, документы, фотографии, письма, книги с автографами и т.д. Также здесь размещается экспозиция, посвященная творчеству Михаила Савицкого. Она сформирована из работ, приобретенных у художника либо подаренных им, переданных на временное хранение семьей художника, а также белорусскими музеями. За создание экспозиции и популяризацию творческого наследия знаменитого белорусского художника коллективу музея присуждена специальная премия Президента Беларуси деятелям культуры и искусства. Кроме постоянной экспозиции в галерее регулярно проводятся художественные выставки и уникальные культурные мероприятия.

В 2012 году в честь Михаила Савицкого была открыта мемориальная доска, созданная скульптором Валентином Занковичем за счет городского бюджета на основании решения Мингорисполкома. Установлена она на доме по улице Беломорская, 17, где проживал художник. "Еще при жизни Михаил Савицкий просил, чтобы все было сделано скромно, без помпезности. Даже без портрета. Все эти пожелания я учел при создании доски", - сказал Валентин Занкович. Кроме перечисления главных регалий художника на мемориальной доске изображены лишь кисти и палитра.

В галерее Михаила Савицкого. 7 сентября 2012 года

О Михаиле Савицком создан документальный фильм по сценарию Геннадия Буравкина "Опаленная память", а также документальный фильм АТН Белтелерадиокомпании "Михаил Савицкий. Тайны биографии".

В 2013 году состоялась презентация книги "Михаил Савицкий" из серии "Славутыя мастакі з Беларусі".

Михаил Андреевич Савицкий навсегда вошел в историю Беларуси как величайший мастер искусства современности, замечательный педагог и общественный деятель, чье творчество составляет одну из самых ярких страниц национальной культуры.-0-

ФОТОРЕПОРТАЖ: Михаил Савицкий - эпоха в белорусском искусствеФОТОРЕПОРТАЖ: Михаил Савицкий - эпоха в белорусском искусстве

Михаил Андреевич Савицкий - значительная и легендарная фигура в белорусском искусстве. На его долю выпало немало испытаний: война, немецкий концлагерь, непростые послевоенные годы. Известность к художнику пришла в 1960-е и была связана с новым взглядом на военную тему в изобразительном искусстве.

www.belta.by


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта